Мажоритарная избирательная система основные черты. Мажоритарная система. мажоритарная система относительного большинства

Применяемая сегодня в таких странах как США, Канада, Австралия, Индия, Франция, мажоритарная система является исторически первой избирательной системой, при которой избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Именно с нее начали проводиться выборы в парламенты.

Основанная на принципе большинства мажоритарная система действует преимущественно в одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возможно их применение и во много мандатных (полиномиальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная система еще находится в стадии становления, а возникающие политические партии большого авторитета в обществе не имеют, выборы по мажоритарной системе создают слабо организованную палату. Больше шансов для избрания имеют люди, умеющие хорошо говорить, зажигать массы привлекательными лозунгами, но далеко не всегда способные к тщательной, хотя и рутинной, законодательной работе, в которой демонстрация собственной личности совершенно не требуется. Ранее в нашей стране это наблюдалось на примерах съездов народных депутатов, которые подчас принимали решения, продиктованные эмоциями от истерических выступлений отдельных депутатов.

Законодательство конкретного государства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

Самая простая разновидность - это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах.

Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными.1 В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест. Во Франции партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.

Следует, правда, отметить, что избирательные законы некоторых стран устанавливают минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать для победы: кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе большее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов.

Единственным, пожалуй, преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.

Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства. При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после первого), где вновь применяется то же требование абсолютного большинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного большинства. Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрированные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами.

При данной системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он может составлять половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше. Французский Избирательный кодекс применительно к выборам депутатов Национального собрания устанавливает упомянутый нижний порог не прямо в качестве такового, не как условие действительности выборов, а несколько иначе:

Никто не может быть избран в первом туре, если не получил

  • 1) абсолютного большинства поданных голосов;
  • 2) числа голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных в списке избирателей. В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат”.

Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Когда, например, избирается президент, для которого избирательным округом является вся страна, это не имеет значения. Но когда страна, как это имеет место на парламентских выборах, разбита на множество избирательных округов, в каждом из которых выбирается отдельный депутат и результаты выборов устанавливаются отдельно, опять-таки может оказаться, что партия, получившая по стране большинство голосов, получает меньшинство мест. Разительный в этом отношении пример дали французские выборы 1958 года, когда Французская коммунистическая партия, собрав в первом туре наибольшее число голосов (18,9 %), получила в конце концов в Национальном собрании всего 10 мест, тогда как Союз за новую республику, собрав в первом туре меньше голосов - 17,6 %, получил 1888 мест, то есть в 19 раз больше!

от фр. majoritee - большинство) - система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по избирательному округу, где они баллотируются. Различают М.и.с. абсолютного, относительного и квалифицированного большинства (последняя применяется редко). В первом случае достаточно получить более половины всех голосов, во втором - большинство относительно всех остальных кандидатов, в третьем - большинство, превышающее половину голосов, - 2/3, 3/4 и т. д. М.и.с. часто комбинируется с пропорциональной избирательной системой (напр., в РФ по М.и.с. относительного большинства избирается одна половина состава Государственной Думы, а по пропорциональной системе - другая).

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

от франц. "majorite" - большинство) - система определения результатов выборов, согласно которой избранным по избирательному округу считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов. М.и.с. является наиболее применяемой при формировании парламентов. По М.и.с. формируются законодательные органы в США, Франции, Англии и других странах. В 1917 г. Учредительное собрание в России избиралось на основе М.и.с. По мажоритарному принципу были избраны все народные депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР в 1990 г.

По М.и.с. проводились выборы половины депутатов Государственной Думы первого и второго созывов. При разработке нового закона о выборах депутатов Государственной Думы третьего созыва Президент РФ настаивал на том, чтобы депутаты избирались исключительно по одномандатным округам. Однако законодатель не согласился с таким подходом, отдав предпочтение существовавшему положению. В настоящее время большинство субъектов РФ применяют М.и.с, в то время как немногие из них отдают предпочтение смешанной избирательной системе. М.и.с. используется также преимущественно при проведении выборов представительных органов местного самоуправления.

Достоинство М.и.с. в ее результативности (выборы во всех случаях заканчиваются победой одного из кандидатов), персонифицированности, т.е. каждого депутата избирают в личном качестве (избиратель голосует не за список кандидатов, а за конкретного кандидата), в непосредственной связи избранного депутата и избирателей (что дает возможность депутату быть избранным на следующих выборах). К недостаткам относят невысокую представительность, или репрезентативность, победившего депутата, потерю голосов избирателей, голосовавших за проигравшего кандидата. Получается так, что чем больше кандидатов выдвинуто на выборах, тем меньше голосов требуется набрать победителю. От этих недостатков свободна пропорциональная избирательная система.

Различают М.и.с. абсолютного и относительного большинства. Кроме того, применяется так называемая М.и.с. квалифицированного большинства.

Согласно мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, за которого отдано абсолютное число голосов (50% + 1). Такая система определения результатов выборов используется при проведении выборов Президента РФ. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. "О выборах Президента РФ" (ст. 72) избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках. При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства для победы на выборах необходимо набрать фиксированное или определенное число голосов (25%, 30%, 2/3 голосов избирателей, участвующих в выборах).

Мажоритарная избирательная система относительного большинства представляет собой такой способ голосования, когда избранным считается тот кандидат, за которого отдано голосов больше, чем набрал каждый из конкурирующих с ним кандидатов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст. 79) избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. При М.и.с. абсолютного и квалифицированного большинства голосование проводится в два тура, а при М.и.с. относительного большинства - в один тур.

М.и.с. имеет свои разновидности и состоит в следующем. Территория государства или представительного органа разбивается на территориальные единицы - от каждой избирается чаще один, но порой два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию, движение он представляет. Если для победы кандидату надо набрать не только большинство голосов, но и не менее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, то в этом случае принято говорить о М.и.с. абсолютного большинства. Если считается победителем кандидат, набравший больше голосов, чем его соперники (т.е. большинство "относительно" своих конкурентов), и при этом неважно, сколько это составит от количества проголосовавших избирателей, такую систему принято называть М.и.с. относительного большинства. Если для победы необходимо определенное число голосов (например, 25, 30, 40% от числа участвующих в выборах избирателей) - это М.и.с. квалифицированного большинства.

Голосование по М.и.с. относительного большинства проводится в один, по другим разновидностям - в два тура. Во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем может считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо больше голосов, чем соперник.

Плюсы М.и.с. в том, что она результативна - дает победителя; кроме того, голосование предметно - избиратель отдает предпочтение конкретному человеку; депутаты должны поддерживать постоянные связи с избирателями, надеясь на их поддержу при следующих выборах. Недостаток М.и.с. в том, что голоса избирателей, поданные за непобедивших кандидатов, пропадают, а победитель в этом случае имеет поддержку иногда явного меньшинства избирателей, т.е. можно говорить о низкой репрезентативности (представительности) такого депутата.

В РФ для выборов в ГД с 1993 г. применяется принцип сочетания пропорциональной и М.и.с. При этом М.и.с. выглядит так: установлено, что 225 (т.е. половина) депутатов ГД избираются на основе М.и.с. по одномандатным (один округ - один мандат) избирательным округам, образуемым в субъектах РФ на основе единой нормы представительства, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше среднего числа избирателей, установленного ЦИК для одномандатного избирательного округа (см. Избирательный округ). Для победы по округу надо набрать количество голосов больше, чем у других кандидатов, т.е. это М.и.с. относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если проголосовало не менее 25% зарегистрированных избирателей.

По М.и.с. проводились выборы половины депутатов ГД в 1993 и 1995 гг. Можно напомнить, что в 1993 г. в СФ также избирались депутаты - по два от каждого субъекта РФ. Использовалась М.и.с. относительного большинства, с той разницей, что округ был двухмандатный; избирательным округом являлась территория каждого субъекта РФ. Что касается выборов представительных органов власти субъектов РФ, в 1993 г. им была дана возможность вводить и мажоритарную, и смешанную мажоритарно-пропорциональную систему. Однако во всех субъектах РФ выборы органов представительной власти проводятся по избирательным округам. Некоторые субъекты образовали одновременно два вида таких округов: обычные (по численности избирателей) и административно-территориальные (т.е. округом стал соответственно район или город, от него избран депутат в парламент субъекта РФ). На выборах в представительные органы местного самоуправления (т.е. собрания, думы городов и районов) депутаты избираются по М.и.с. В то же время нередко вся территория является единым многомандатным округом. Однако каждого депутата избирают в личном качестве, что как раз и характерно для М.и.с.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вопросы к экзамену

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории на несколько избирательных округов (как правило, одномандатных, от каждого округа избирается один кандидат; встречаются и многомандатные округа, от которых избирается от 2 до 5 депутатов). Мажоритарная система имеет разновидности: относительного большинства, абсолютного большинства и квалифицированного большинства.

Мажоритарная избирательная система относительного большинства допускает избрание кандидата, набравшего наибольшее количество голосов по отношению к другим кандидатам. Применяется при выборах депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации и представительных органов местного самоуправления, а также глав муниципальных образований.

Мажоритарная избирательная систем абсолютного большинства применяется при выборах Президента РФ. Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т. е. более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства в РФ не применяется. При данной системе избранным считается кандидат, набравший установленное число голосов, которое больше, чем при мажоритарной системе абсолютного большинства,например, 60%, 70%, 2/3, 3/4 и т. п.

Очевидные преимущества такой системы - традиционность применения, относительная простота процедур, прозрачность избирательного процесса. Депутат, избранный по такой системе, ответственен перед конкретными избирателями, не связан партийной дисциплиной и более свободен в представлении народных интересов в парламенте.

  1. Пропорциональная избирательная система.

Пропорциональная система применяется на выборах в Государственную Думу РФ, Областную Думу Законодательного Собрания Свердловской области. Пропорциональная система предполагает, что депутатские места распределяются между партийными списками, а не отдельными кандидатами, в зависимости от числа избирателей, проголосовавших за тот или иной список кандидатов.



Среди ее достоинств можно отметить демократичный характер, позволяющий максимально учесть волю избирателей, высокую структурированность избираемых органов, меньшую зависимость депутатов от внешних источников воздействия. Вместе с тем ее явными недостатками являются слабая связь депутатов с избирателями, неравномерно представленные в округе территории, "протаскивание" в избирательных списках малоизвестных и не всегда квалифицированных кандидатов и пр.

  1. Смешанная избирательная система.

Смешанная избирательная система (мажоритарно-пропорциональная) предусматривает две самостоятельные системы получения и распределения депутатских мандатов – пропорциональную и мажоритарную с заранее установленным числом депутатских мандатов по той и по другой. Ранее применялась на выборах депутатов Государственной

Думы (225 депутатов избирались по партийным спискам по пропорциональной системе, 225 – по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства). В настоящее время не менее половины депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации должны избираться по пропорциональной системе (например, в Московскую Городскую Думу 20 депутатов избираются по партийным

спискам, а 15 – по одномандатным округам).

  1. Принципы избирательного права, их гарантии.

Принципы избирательного права воплощают наиболее важные основополагающие правовые требования, предопределяющие демократизм избирательной системы в России, реальные возможности граждан участвовать в выборах на основе свободного волеизъявления.

Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые выстраивают содержание избирательного права и определяют организацию проведения выборов.

Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, свободным при тайном голосовании.

Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всем совершеннолетним гражданам государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям, т.е. исключена возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. В юридической литературе выделяются множество разновидностей избирательных цензов.

Российскому избирательному праву свойственны пять основных цензов: ценз гражданства, возрастной ценз, ценз дееспособности, ценз судимости и ценз оседлости. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта РФ, местном референдуме. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане РФ, проживающие за ее пределами.

Что же касается пассивного избирательного права, оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Пассивное избирательное право ограничивается рядом федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры могут быть избраны депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации: гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, хотя в нормативном порядке предусмотрены ограничения в части возможности осуществления избирательных прав для определенной категории лиц - граждан, признанных судом недееспособными, и граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.

Равное избирательное право означает равное количество голосов у каждого избирателя, равные основания и возможности участия в выборах всех избирателей и кандидатов, а также равенство избирательных округов.

Равное избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан в выборах "на равных основаниях". Эта скупая формулировка означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями (напр., организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства: допускаются отклонения 10%, 15%, 30%, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом). Таким образом, равенство предусматривает, что каждый гражданин обладает одним голосом и общими со всеми другими гражданами возможностями выбирать и быть выбранным.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков, которые, в свою очередь, избирают какого-либо депутата или должностное лицо.

Таким образом, прямое избирательное право дает возможность гражданину сразу избирать конкретного кандидата на конкретный пост, исключая многоступенчатость избрания.

Принцип свободы выборов означает, что участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 г. применительно к пассивному избирательному праву подтвержден принцип возможности снять свою кандидатуру. Причины отказа от участия в выборах могут быть разные, и это не всегда связано с негативной оценкой деятельности кандидатов.

Тайное голосование предполагает исключение контроля над волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

Тайное голосование предполагает создание условий гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения каких-либо преследований за свой выбор. Это реализуется в специальной кабине, где не допускается присутствие посторонних лиц и установление технических средств фиксации. Однако голосование в кабине есть право, а не обязанность избирателя, который может проголосовать и при получении бюллетеня.

Нельзя не сказать о новых принципах, появившихся в литературе и сформулированных Конституционным Судом РФ.

Принцип периодической сменяемости состава выборных органов публичной власти (обязательности выборов) означает, что публичная власть не вправе отказаться от демократических процедур формирования органов власти и лишить гражданина возможности определять субъектный состав публичных органов власти.

Демократический характер государства предполагает периодическую сменяемость состава выборных органов, что и подтвердил Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что Конституция РФ закрепляет периодичность выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы.

Принцип альтернативности выборов исключает превращение выборов в плебисцит, что подтверждено Конституционным Судом РФ, который отметил альтернативность выборов как важнейшее условие подлинно свободных и равных выборов <1>.

Светский характер избирательного процесса отделяет государство и церковь, не допускает создание партий по религиозному принципу.

Принцип транспарентности выборов означает открытость и прозрачность избирательных процедур, что обеспечит не только возможность избирателям принять осознанное решение, но и реализацию эффективного контроля гражданского общества за порядком формирования выборных органов публичной власти.

В литературе выделяют и другие принципы избирательного права (напр., состязательности, независимости избирательных комиссий, сочетания государственного и негосударственного финансирования избирательной кампании).

Таким образом, принципы избирательного права во многом предопределяют и задают основные правила проведения избирательной кампании, образуют фундамент избирательного права в целом.

  1. Избирательные комиссии, избирательные округа и избиратель­ные участки.

Образование избирательных округов и избирательных участков .

Избирательный округ - это образованная в соответствии с законодательством РФ территория, от которой непосредственно гражданами РФ избираются депутат(ы), выборное должностное лицо (лица).

Избирательные округа (одномандатные и многомандатные) образуются для проведения выборов на основании данных о численности избирателей, представляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов. При образовании избирательных округов должны соблюдаться следующие требования:

а) равенство - допускается отклонение 10%, в отдаленных и труднодоступных районах - не более 15% в многомандатных округах; в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30% в одномандатных округах. На территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40%;

б) территория должна быть единой с учетом административно-территориального деления субъекта России.

Избирательные комиссии - это формируемые установленные федеральным законом, законом субъекта РФ коллегиальные органы, которые обеспечивают подготовку и проведение выборов.

Формирование избирательных комиссий .

В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

○ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

○ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

○ избирательные комиссии муниципальных образований;

○ окружные избирательные комиссии;

○ территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

○ участковые комиссии.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов: пять членов назначаются Государственной Думой, пять членов назначаются Советом Федерации, пять – Президентом РФ.

Срок полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации составляет четыре года. Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14. Формирование изби-

рательной комиссии субъекта РФ осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве 5–11 членов с правом решающего голоса. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом му-

ниципального образования.

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов. Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляется вышестоящей комиссией.

Территориальные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий территориальных комиссий составляет четыре года. Территориальные комиссии формируются в количестве 5–14 членов с правом решающего голоса. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.

Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании. Срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Формирование участковой комиссии осуществляется

вышестоящей комиссией (окружной, территориальной).

  1. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Правовой статус кандидата в депутаты.

Выдвижение кандидатов .

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством

в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код ор-

гана, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении

должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за 1 год до дня голосования, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта

или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата. Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках

доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

Выдвижение может быть осуществлено в порядке самовыдвижения либо выдвижения избирательным объединением.

Регистрация кандидатов .

Для регистрации требуется осуществить сбор подписей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Ранее сбор подписей избирателей в поддержку списка кандидатов мог быть заменен избирательным залогом – денежными средствами, внесенными на специальный счет Центризбиркома РФ. С 2009 г. избирательный залог отменен.

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет.

Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратели ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заме-

няющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставят собственноручно.

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии предусмотренных законом документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, либо при наличии решения политической партии, допущенной к распределению мандатов в Государственной Думе.

Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со ст. 82.1 Федерального закона О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это

предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов

осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.

  1. Порядок организации и проведения выборов.

Организация и проведение выборов именуется избирательным процессом. Проведение выборов состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих одна другую от момента назначения даты выборов до объявления результатов голосования. В этом и заключается суть избирательного процесса, представляющего собой сложную систему правоотношений, в которых участвуют избиратели, средства массовой информации, политические партии, общественные организации и государственные органы по проведению выборов.

Под избирательным процессом понимается регламентированная законодательством и осуществляемая в определенной последовательности деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию и проведение выборов органов публичной власти.

Избирательный процесс - это технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических и свободных выборов и обеспечения прав граждан избирать и быть избранными.

Избирательный процесс подчинен законодательно установленным срокам и предполагает последовательное прохождение ряда стадий, которые следует рассмотреть подробно.

Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная избирательная система является единственно возможной при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания). Правда, эффективность применения данной избирательной системы для формирования парламента с точки зрения адекватности политического представительства в нем справедливо подвергается сомнению. При всех достоинствах (а к их числу относят наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти и т.д.) мажоритарная система имеет очевидный и очень существенный недостаток. При такой системе «победитель получает все». Граждане, голосовавшие за других кандидатов, вообще никак не представлены в законодательных органах власти. Это несправедливо, тем более, что при системе относительного большинства, как правило, не представленным в парламенте оказывается именно большинство. Например, при наличии в мажоритарном избирательном округе восьми кандидатов, голоса распределились так: семь кандидатов получили голосов приблизительно поровну (каждый из них набрал по 12% голосов - в сумме 84%), восьмой кандидат набрал 13 %, против всех проголосовало 3% избирателей. Восьмой кандидат получит мандат и реально будет представлять всего 13% избирателей. 87%(!) избирателей голосовали против данного кандидата (или, по крайней мере, не за него), а он будет считаться демократически избранным.

Таким образом, аргумент в пользу мажоритарной системы о возможности представительства наиболее влиятельных политических сил (партий) опровергается не только на теоретическом уровне, но и на практике: партия, получившая на выборах голосов меньше, чем ее соперники в совокупности, может получить в парламенте большинство депутатских мест. Таким образом, мажоритарная система может приводить к значительному искажению предпочтений избирателей. Тем самым создаются наибольшие возможности для манипулирования этими предпочтениями. Возможно, именно поэтому в России отказались от формирования части Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе.

Попытки преодолеть основной недостаток мажоритарной избирательной системы привели к ее модификации в некоторых странах мира.

Так, для того, чтобы голоса избирателей не пропадали, а мандат получил кандидат, за которого проголосовало реальное большинство избирателей используется система ординального голосования (система передаваемого голоса). При данной системе голосования в одномандатном мажоритарном округе избиратель ранжирует кандидатов по степени предпочтения. Если кандидат, которого избиратель поставил на первое место, в итоге получает наименьшее количество голосов в округе, его голос не пропадает, а передается следующему по степени предпочтения кандидату, и так далее до выявления реального победителя, который набирает, как правило, значительно больше 50% голосов избирателей. Подобная система существует в Австралии, на Мальте.

Аналогично система передаваемого голоса применяется в многомандатных округах (Ирландия). А в Японии используется система с одним непередаваемым голосом в многомандатных округах, т.е. при наличии нескольких мандатов избиратель имеет только один голос, который не может передаваться другим кандидатам, а мандаты распределяются в соответствии с рейтингом кандидатов. Интересной представляется система выборов на основе кумулятивного голосования, использующейся при формировании палаты представителей американского штата Орегон, при которой избиратель в многомандатном мажоритарном округе получает соответствующее количество голосов, но распоряжается ими свободно: может распределить свои голоса между несколькими симпатичными ему кандидатами, а может отдать все свои голоса одному из них, наиболее предпочтительному.


Похожая информация.