История бхсс бэп. История подразделений экономической безопасности

До середины 1930-х годов в нашей стране не существовало специального подразделения по борьбе с организованной экономической преступностью. Но когда индустриализация и коллективизация стали сопровождаться масштабными хищениями и спекуляцией, которые наносили значительной ущерб экономической безопасности государства, для борьбы с этими явлениями в структуре НКВД был создан особый отдел.

Экономическая спецслужба

Его история началась 16 марта 1937 года. В этот день был издан приказ наркома внутренних дел Николая Ежова за номером 0018. Так появился ОБХСС – отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией. Подчинялась новая структура напрямую главе НКВД, а возглавил ее капитан госбезопасности Самуил Ратнер.

Тогда же было выпущено Положение об организации, которое устанавливало основные принципы деятельности нового органа и определяло его структуру. Перед ОБХСС стояла задача пресекать и раскрывать преступления в сфере торговли и потребительства, промысловой кооперации, в сберегательных кассах, а также противодействовать спекуляции.

Организация имела «головной отдел», расположенный в Москве, а также филиалы в республиках и областях. Местные отделы в свою очередь делились на два подразделения: одно занималось борьбой с хищениями, другое – со спекуляцией.

Из кого формировалась экономическая спецслужба? В основном это были сотрудники уголовного розыска, уже имевшие опыт работы с такими правонарушениями, как взяточничество, расхитительство, фальшивомонетничество и прочее.

Как отмечает историк Арсений Замостьянов, к 1940 году в системе ОБХСС трудились более 100 тысяч человек. Им помогал обширный круг осведомителей – около 60 тысяч человек, по большей части работники рынков и магазинов.

Спустя несколько лет деятельности ОБХСС, по данным Центрального статистического управления (ЦСУ) СССР, количество хищений и растрат уменьшилось в торговле на 38% и в потребительской кооперации - на 46% . Агенты выявили случаи воровства почти на 50 миллиардов рублей.

В Великую Отечественную

Во время войны деятельность ОБХСС приобрела особое значение, ведь еще до начала войны разведка Главного управления имперской безопасности Третьего рейха проводила ряд мероприятий, направленных на подрыв советской экономики. К примеру, в приграничных районах массово распространялись фальшивые деньги.

При этом агентуре ОБХСС приходилось нелегко, поскольку многие из сотрудников ушли на фронт. Тем не менее в годы ВОВ отдел успешно боролся с фальшивомонетничеством, скупкой и перепродажей золота. Многие сотрудники были отмечены орденами и медалями. Всего с 1941 года по 1945 год агенты экономической безопасности смогли вернуть государству порядка 170 миллиардов рублей.

Восстановление экономики

Новый этап в жизни ОБХСС наступил после победы над немецко-фашистскими захватчиками. Страна лежала в руинах, народное хозяйство только восстанавливалось, а простые люди жили крайне скромно. На этом фоне резко увеличилось число экономических преступлений. Послевоенный криминалитет оказался тесно связан с ресторанами, магазинами, рынками и сберкассами.

Так, в середине 1950-х годов удалось сломать систему так называемых водочных махинаторов. Дело в том, что в рюмочных спиртное продавалось с наценкой в 50%. Ушлые коммерсанты покупали в обычных магазинах бутылку за четыре рубля, лепили на этикетку клеймо своей рюмочной, а затем продавали по завышенной цене.

ОБХСС добился того, чтобы винно-водочная продукция выпускалась со специальным указанием на этикетке, что бутылки предназначены для поставок на предприятия общепита. После этого выручка спекулянтов резко упала.

«Развитой социализм» и Перестройка

1970-е годы стали временем расцвета теневого рынка, резко возросло количество хищений. Примечательны слова Генсека Леонида Брежнева, который как-то заявил, что на зарплату в стране никто не живет.

Одним из самых громких расследований ОБХСС того времени было дело фирмы «Океан». Удалось установить, что директор одноименного магазина в Сочи нелегально торгует черной икрой, фасуя ее в банки из-под рыбных консервов и переправляя их за границу.

Еще одно громкое дело было связано со столичным гастрономом «Елисеевский» и его руководителем Юрием Соколовым, а также главой одной из московских плодоовощных баз Мхитаром Амбарцумяном. В обоих случаях ОБХСС выявило масштабное взяточничество и злоупотребление полномочиями. Соколов и Амбарцумян в итоге были расстреляны.

В эпоху Перестройки ОБХСС приходилось действовать в условиях либерализации экономической жизни. За 1987-1990 годы были зафиксированы 1300 правонарушений, возбуждены около 800 уголовных дел.

После распада СССР ОБХСС было преобразовано в Главное управление по экономическим преступлениями. Спектр обязанностей его сотрудников остался прежним, вот только работать нужно было уже в совершенно новых, гораздо более сложных условиях.


«Оставаться на местах! Работает ОБЭП» эти слова - вечный кошмар для работников тысяч офисов, складов, торговых залов по всей стране. К сожалению, ни для кого не является секретом, что значительная часть экономики постсоветских стран находится «в тени», а наши акулы бизнеса - от «катранов» с сигаретными ларьками до «китовых» с гигантскими энергокомпаниями - не брезгую ничем, чтобы заработать лишний доллар. Знали ли далекие от реалий депутаты, предлагавшие в 1991 году ликвидировать ОБХСС, как отживший свое орган, что объем работы для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступность возрастет в сотни раз. Но обо всем по порядку…

До 1937 года специально уполномоченного органа по противодействию экономическим преступлениям ни в царской России, ни в СССР, как такового не было. Начиная с 1918 - 1919 годов эти функции были условно разделены между ВЧК (боролась с должностными преступлениями и спекуляцией) и уголовным розыском (позже - между соответствующими подразделениями НКВД). Но, учитывая обострение, как внутренней (необходимость мобилизации всех ресурсов для проведения индустриализации), так и внешней («парад» приходов к власти в соседних странах ультраправых) политической ситуации, уголовный розыск, занятый ловлей бандитов, и гебисты, увлеченно выявлявшие шпионов, могли бороться с расхитителями и спекулянтами только по остаточному принципу. С оглядкой на то, что в воздухе уже витал дух скорой войны, и любой подрыв экономической безопасности, мгновенно сказывался на обороноспособности государства, назрела необходимость создания специально уполномоченного органа по пресечению серьезных хозяйственных нарушений.

Исходя из этого, 16 марта 1937 года совершенно секретным приказом НКВД был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляциями (ОБХСС). Первое «региональное» подразделение появилось в Москве. Учитывая позитивные результаты, со временем отделы появились и «на местах». С первых дней существования подразделения в его компетенции была борьба с хищениями, изготовлением фальшивых денег, спекуляцией, незаконными валютными операциями. Кроме того, сотрудники ОБХСС контролировали хлебозаготовки и боролись с мелким вредительством на производстве (крупное вредительство и диверсии остались в ведении органов государственной безопасности). После того, как, благодаря скоординированным усилиям ГБ и ОБХСС и общей атмосфере, определенной репрессиями, начался спад должностных преступлений: хищений и злоупотреблений, не желающие честно жить «коммерсанты от государства» активизировали незаконную деятельность в области потребительской торговли, организовывая хитроумные схемы обсчетов, обвесов, подлогов, мелких хищений. С этой бедой ОБХСС, не покладая рук, боролся аж до развала Советского государства

С 1941 года на обхссников была возложена борьба с контрабандой, акцент в деятельности был сделан на валютный контроль (в том числе на пресечение оборота фальшивых денег) и на борьбу с ограблением сберкасс. Это направление стало стратегическим в разрезе обеспечения государственной безопасности. Перед началом Великой Отечественной войны и собственно в ходе военных действий, Абвер и «Политическая разведка» РСХА стали проводить мероприятия, направленные на деморализацию советского населения: массовый выпуск фальшивых денег, направленный на подрыв советской экономики, установление путем организации диверсий атмосферы страха, неуверенности в будущем, переброску в СССР денег, ценностей и оружия для поддержания своих агентурных сетей. Деятельность ОБХСС в этой сфере стала не менее важна для страны, чем действия боевых частей и контрразведки. О качестве работы советских органов говорит следующий факт.

Не за долго до начала войны в целях создания выгодных для себя политических позиций, Гитлер, по инициативе РСХА, пообещал предоставить Сталину конфиденциальную информацию о деятельности спецслужб «западных стран», направленной против СССР (информация была щедро «приправлена» рсхашной «дезой»). На удивление гитлеровских спецслужб, Сталин не только заинтересовался информацией, но и спросил, сколько она будет стоить. В итоге Госбанк передал Германии «круглую сумму» в советских рублях. Но в 1941 году немецких разведчиков ждало жестокое разочарование: по этим деньгам в СССР стали выявлять немецкую агентуру - все номера были переписаны советской контрразведкой… А «валютный контроль» организованный ОБХСС, оказался на высоте.

Начиная с июня 1941 года многие «экономические милиционеры» ушли на фронт. Остальные были сориентированы на защиту от разграбления государственной собственности и борьбу с мародерством.

Непростыми оказались для ОБХСС и 40 - 50-е годы, когда подразделение контролировало восстановление разрушенной войной советской экономики. По прекрасному фильму «Место встречи изменить нельзя», показывающему работу МУРа, мы видим, как тесно был связан организованный послевоенный криминалитет с системой «распределения материальных благ» - магазинами, ресторанами. И эту криминальную корпорацию ОБХСС совместно с уголовным розыском благополучно разгромил.

В 70-е годы на фоне создания дефицита товаров «народного потребления» и становления теневой производственной системы в этой сфере, для ОБХСС появляется новый фронт работы. К сожалению, слишком часто «крышей» такой деятельности были местные партийные функционеры, для ОБХСС практически неприкасаемые… Некоторые из руководителей отделов, закрывая глаза на происходящее, стали очень весомыми фигурами - фактически влияние ОБХСС выросло на столько, что порой он не на много уступал даже КГБ. Огульно критиковать отдел того времени нельзя - большинство трудившихся в нем оперативников были порядочными и профессиональными сотрудниками. Тем не менее, именно «подведомственные» ОБХСС и так и не решенные проблемы стали той «болезнью», которая, после соответствующей «обработки» органами психологической войны США, послужила одной из важнейший причин падения СССР…

Зарождение массовых «рыночных» отношений в конце 80-х - начале 90-х годов, коренным образом заставило реорганизоваться и ОБХСС. Как мы уже писали выше, некоторые политики, ссылаясь на новые условия (и, видимо, преследуя свои интересы), предлагали отдел вообще ликвидировать. Но волна коррупции, хищений и грубых хозяйственных нарушений, захлестнувшая страну, внесла в ситуацию свои коррективы. В феврале 1992 на базе ОБХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям, в 1997 преобразованное в Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями, состоящее в свою очередь из «УБЭПов» и «ОБЭПов». С 2001 года - борцы с экономической преступностью вошли в состав криминальной милиции, с 2003 - в они свою очередь находятся в составе Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, а с 2005-го - Департамента экономической безопасности МВД. А 1 марта 2011 года Указом Президента Российской федерации в составе МВД было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. От других правоохранительных органов ему была передана значительная часть полномочий по борьбе с коррупцией и организованной экономической преступностью.

В современной России подразделения БЭП сдерживают волну коррупции, «загоняют в цивилизованное русло» предпринимательскую деятельность, которая, к сожалению, в наших условиях является преимущественно «дикой». Если бы ни труд обэповцев, в отечественном бизнесе воцарился бы хаос, который неминуемо привел бы к не наполнению бюджета и социальной катастрофе. Тем не менее, есть к отдельным руководителям подразделений БЭП и вопросы. Так, с 2005 по 2011 год силами ФСБ и прокуратуры была пресечена преступная деятельность ряда руководителей регионального уровня, покрывавших преступные схемы или пытающихся завладеть мошенническим путем средствами граждан. И какими средствами!

В 2009 - 2010 годах двое сотрудников Приморского БЭПа мошенническим путем вымогали 9 миллионов рублей. В 2009 был осужден начальник БЭП Калмыкии, использовавший заведение уголовных дел для давления на бизнесменов и политиков. В 2008 году начальник Иркутского БЭПа вымогал 1 миллион рублей у предпринимателей. А в 2011 одно из должностных лиц БЭП Якутии потребовало за уничтожение некоторых материалов у местных бизнесменов 10 миллионов!

При всей нелицеприятности этих фактов, радует, что система борьбы с экономической преступностью самоочищается. Высокий статус не помог «оборотням» избежать заслуженного наказания.

Только в 2011 году подразделениями БЭП было выявлено более 125 тысяч экономических и 27 тысяч коррупционных преступлений. К ответственности привлекались заместители губернаторов, региональные министры, депутаты. В бюджет были возвращены миллиарды рублей. За первые месяцы 2012 года фактов коррупции и экономических преступлений выявлено уже больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наше общество самоочищается.

Учитывая противодействие со стороны нарушителей, оперативникам БЭП часто приходится действовать при поддержке подразделений СОБРа.

Согласно официальной действующей нормативной базе (законам и указам Президента), основные задачи органов БЭП это:

Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
- обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления;
- определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления;
- принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
- координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления;
- организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления;
- организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.
А основные функции и полномочия:
- обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;
- осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством;
- документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.

Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции сегодня: генерал-майор полиции Миронов Дмитрий Юрьевич (с 12.05.2014 по настоящее время).

История ОБХСС

Перед тем как более подробно объяснить сию, отчасти парадоксальную, мысль я хотел бы дать краткую историю организации, которая значительно выделялась на фоне правоохранительных органов СССР.

Историческая справка

История создания экономической правоохранительной системы началась с Военно-революционного комитета и ВЧК (в структуре которой были созданы отделы по борьбе со спекуляцией и преступлениями по должности). В течение 1918–1920 годов формировались основные «звенья» рабоче-крестьянской милиции, например Уголовный розыск, а также промышленная, железнодорожная и речная милиция (упраздненные в 1921 году).

В феврале 1924 года образована ведомственная милиция (торгово-промышленная, кредитно-финансовая, горно-приисковая, фабрично-заводская, рыночная, курортная и т. д.), подразделения которой создавались на договорных началах и содержались за счет обслуживаемых объектов.

В 1926 году началась организация ведомственного розыска. Его функции были сходны с задачами будущих аппаратов ОБХСС. Широкое распространение получило формирование ведомственной милиции для охраны собственности совхозов и колхозов.

С развитием советского государства постоянно расширялись и функции милиции. В начале 30-х годов наметилась тенденция на усиление уголовной ответственности за хищения социалистической собственности и спекуляцию. Конституция СССР 1936 года установила, что его экономическую основу составляет в первую очередь социалистическая система хозяйствования, государственная и кооперативно-колхозная собственность на средства производства. В связи с этим возникает необходимость в создании специализированных органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства. 16 марта 1937 г. приказом НКВД № 0018 в составе Главного управления милиции НКВД СССР был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией – ОБХСС ГУМ НКВД СССР. В принятом Положении об ОБХСС указывалось, что это подразделение создается «для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией».

В 1947 году начался процесс реорганизации Главного управления милиции, вызванный потребностью в совершенствовании правоохранительной деятельности, и было создано Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляции (УБХСС ГУМ НГБ СССР).

Одиннадцатого апреля 1955 года постановлением Совета Министров СССР организовано Министерство внутренних дел РСФСР, и Российская республика впервые получила свое Управление БХСС.

В 1983 году принято Положение о подразделениях БХСС, определившее приоритетные направления их деятельности: борьба с хищениями, взяточничеством, незаконными валютными операциями и спекуляцией. При этом особый акцент делался на выявлении прежде всего крупных, замаскированных преступлений и усилении оперативной работы.

После распада СССР в феврале 1992 года МВД СССР и МВД РСФСР были объединены в МВД Российской Федерации, а Бюро по преступности в экономике МВД СССР и БЭП МВД РСФСР претерпели процесс слияния. Новое подразделение МВД получило наименование Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП МВД РФ).

Если повнимательнее приглядеться, то можно заметить, что даты становления системы экономической защиты государственной собственности в некотором роде совпадают с вехами становления советского государства. Как только случался очередной этап упрочения достижений советской власти, тут же происходило укрепление «экономического щита», под защитой которого пряталась социалистическая собственность. Давайте попробуем сравнить.

В 1924 году закончилась полная неразбериха, вызванная революцией и Гражданской войной, стала закладываться основа советской экономики – именно этим годом датировано образование многих министерств и ведомств. Провозглашались новая экономическая политика и (если вы заметили) соблюдение законности на договорных началах за счет объекта .

1926 год – ужесточение режима экономической политики в отношении частного предпринимательства и тут же создание государственной структуры, стоящей на страже государственной собственности.

Печально известный 1937 год. Год создания БХСС и одновременно возведение экономических преступлений в ряд идеологии. С этого момента частное предпринимательство возводится в ранг идеологического преступления.

Послевоенный 1947 год. Для устрашения мародеров и людей, которые могут воспользоваться хаосом, сопровождающим восстановление страны после войны, создается Управление БХСС, то есть система, «охраняющая охранников».

1955 год – год окончательного восстановления экономики в стране после ВОВ и окончательного запрещения любых видов частного предпринимательства. Именно в этот год создается министерство , в задачу коего входит предотвращение преступлений против социалистической формы экономики.

До сих пор динамика развития и совершенствования сего ведомства поражает воображение оперативностью и своевременностью. Совершенно очевидно, что руководство СССР уделяет данному вопросу пристальное внимание. Но после 1955 года следует симптоматичное затишье – ни много ни мало на двадцать восемь лет! Именно за эти годы произошло становление подпольного производства товаров народного потребления и достигли своего пика хищения государственной собственности и коррумпированность государственных чиновников. В связи с чем можно сделать два вывода.

Вывод первый : если до середины пятидесятых годов проблемами защиты социалистической собственности в течение двадцати пяти лет занимались исключительно профессионалы – экономисты и законники высочайшего класса, работавшие в тесной связи с верховным руководством страны, то после 1955 года специалисты, судя по всему, в стране перевелись.

Вывод второй : после «водораздела» пятидесятых именно в интересах руководства страны развитие системы притормозилось. Странный вывод, но вполне в духе общей истории СССР.

К середине 1930-х годов экономика нашей страны значительно окрепла после разрушений, вызванных гражданской войной, но вместе с этим стало больше соблазнов для расхитителей народной и личной собственности. Экономические преступления захлестнули страну. В Карелии преступным посягательствам особенно подверглись еще не окрепшие сельскохозяйственные объединения и объекты государственной и кооперативной торговли. В 1936 году милицией был раскрыт массовый подлог документов Карелторга с целью хищения денежных средств в сумме 52 тысячи 224 рубля. К уголовной ответственности привлекли 7 человек. И таких случаев было много.

Для выявления подобных преступлений требовались специально подготовленные сотрудники. Приказом НКВД СССР от 16 марта 1937 года в составе Главного управления милиции был образован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией – ОБХСС НКВД СССР. Также было принято положение об ОБХСС. В нем говорилось: «ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией».

В республиканских, краевых и областных управлениях милиции создавались отделы, отделения и группы БХСС. Там, где таких подразделений не было, борьбу с хищениями и спекуляцией продолжал вести уголовный розыск.

28 мая 1937 года, в соответствии с требованиями приказа НКВД СССР, народным комиссаром внутренних дел Карельской АССР издан приказ «Об организации при УР КМ НКВД КАССР специальной группы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и вредительством». Спустя месяц эту группу вывели из состава уголовного розыска и на ее основе создали отделение, а уже с 15 июля - отдел БХСС. Он состоял из двух отделений: отделения по борьбе со спекуляцией и отделения по борьбе с хищениями.


сотрудники БХСС 1959 г.

Карельские аппараты БХСС формировались из работников, прошедших хорошую практическую школу в экономических подразделениях уголовного розыска. С первых дней они выполняли большую работу по выявлению и разоблачению замаскированных групп расхитителей, спекулянтов, взяточников, фальшивомонетчиков, добились значительного возмещения материального ущерба, наносимого преступниками государству и обществу.

В своем развитии служба БХСС прошла несколько этапов. Первым из них стал период предвоенных и военных лет до 1945 года.

Для достижения результатов руководителям службы необходимо было максимально использовать организаторские и административные способности, направленные на повышение оперативной осведомленности сотрудников по более глубокому проникновению в замыслы преступников, а также на проведение специальных мероприятий по существенному сокращению растрат и хищений в организациях и на предприятиях государственной торговли и потребкооперации.

В целях улучшения качества оперативно-следственной работы служба БХСС, как и уголовного розыска, была организована по территориальному принципу.

Принятые меры дали положительные результаты. Количество выявленных растрат и хищений в 1940 году, по сравнению с 1939 годом, сократилось в госторговле на 38%, а в потребкооперации – на 46%. От прямых хищений и растрат материальных ценностей в торговой сети преступники перешли к косвенным. Широкое распространение получили обмеривание, обвес покупателей, пересортица товаров.


сотрудники БХСС 1967 г.

Особенностью деятельности милиции в годы войны, в первую очередь в прифронтовой полосе, куда относилась Карелия, была борьба с мародерством, незаконной скупкой и перепродажей золота, спекуляцией и фальшивомонетничеством. Работа по выявлению этих преступлений велась активно, хотя были значительные трудности. Одна из них: большинство сотрудников милиции, в том числе службы БХСС, принимали непосредственное участие в военных действиях. Многие погибли на Карельском фронте.

Второй этап становления и развития службы БХСС следует отнести к послевоенному периоду. С 1943 по 1952 год руководство службой осуществлял Павел Иванович Богатырев, который пришел в БХСС еще в 1937-м году.

Послевоенное время - время большого энтузиазма. В Карелии, как и во всей стране, велась работа по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Сотрудники милиции принимали в ней активное участие, хотя делать это было совсем непросто. Мизерная заработная плата, почти никакого технического обеспечения, малая штатная численность – все это негативно влияло на борьбу с экономическими преступлениями. В основном на службу привлекались бывшие фронтовики, привыкшие к трудностям. Среди них С.Г. Селышев, Б.Я. Инюшин, В.М. Куфтырев, Н.Д. Демкин, Г.А. Сизов, П.Д. Караваев и многие другие.

Оперативная обстановка в этот период была сложной. Разрушенная войной экономика имела много «слабых мест», что создавало благоприятную обстановку для хозяйственных и должностных преступлений. Однако сотрудники БХСС не допустили бесконтрольности в сохранности государственной собственности и активно выявляли расхитителей, взяточников и спекулянтов.


сотрудники ОБХСС МВД КАССР 1989 г.

В 1951 году старшим оперуполномоченным РОБХСС Поляковым была разоблачена группа расхитителей в системе Потребкооперации. Она действовала в Петрозаводске и селе Шелтозеро. Пять обвиняемых осуждены на сроки от 5 до 10 лет лишения свободы.

К 1955 году второй этап развития аппаратов БХСС завершился. Народное хозяйство в республике, в большинстве своем, было восстановлено. Органы внутренних дел окрепли, повысился количественный и качественный состав кадров. Советскими и партийными органами республики был принят ряд конкретных мер по сохранности государственной собственности в отраслях народного хозяйства. 29 сентября 1955 года УК КП КФССР принял Постановление «Об усилении борьбы с растратами и хищениями в организациях торговли, промкооперации и местной промышленности». Сложившаяся к 1955 году оперативная обстановка позволила перейти к новому периоду развития службы БХСС.

Третий этап продлился до начала 1991 года. Он характеризуется повышением результативности работы БХСС. Так, летом 1957 года в пятимесячный срок была разоблачена группа расхитителей на хлебокомбинате и в торговой сети Медвежьегорска. Ревизией было установлено, что преступники за короткий срок расхитили более шестидесяти тонн хлебобулочных изделий на сумму около 70 000 рублей. К уголовной ответственности привлечено 10 человек. В 1959 году материалы раскрытия этого преступления под названием "Нахлебники" использовались в качестве пособия в практической деятельности.

На третьем этапе в службе БХСС появились милиционеры, на работу которых следовало равняться.


сотрудники БЭП 1993 г.

Куфтырев Василий Моисеевич , 1924 года рождения, участник Великой Отечественной войны, работавший в службе БХСС с 1947 по 1983 год. Как наиболее квалифицированному работнику ему поручался зональный контроль и практическая помощь группе горрайорганов внутренних дел по линии БХСС. Результаты его влияния на ГО-РОВД были всегда положительными. Так, за два года (1982-1983) в Кондопожском РОВД число выявленных преступлений по линии БХСС возросло почти в два раза – с 37 до 70, а количество хищений – всего на 15%. Таких примеров в его работе много. Василий Моисеевич награжден знаком «Отличник милиции», дважды заносился на доску Почета.

Кузнецов Леонид Иванович , 1935 года рождения. Службу начал в декабре 1957 года с должности оперуполномоченного БХСС Заонежского отделения милиции. В 1962 году им было раскрыто крупное хищение лесоматериалов на лесоторговой базе. В тот же год он разоблачил взяточника Смирнова, позже осужденного к 8 годам лишения свободы. В 1963 году, в результате реализации Леонидом Кузнецовым оперативного дела, к уголовной ответственности было привлечено 10 человек, работавших на петрозаводском хладокомбинате и совершивших хищение продуктов на 11 000 рублей. В течение 1964-1965 годов лично им было выявлено 27 преступлений. С 1971 по 1981 год Леонид Иванович Кузнецов являлся начальником ОБХСС Петрозаводского ГОВД. За это время число выявленных его подчиненными преступлений возросло в 1,7 раза.

Баландин Виктор Александрович , 1929 года рождения. В службе БХСС работал с 1964 по 1985 год. С 1969 по 1971 год руководил петрозаводским отделением БХСС. За время службы имел 26 поощрений. В начале восьмидесятых им успешно были реализованы оперативные материалы в отношении заготовителей леса из Молдавии и Украины. Ущерб от незаконной деятельности преступников составил около 50 000 рублей. Вся преступная группа была осуждена на длительные сроки. В тот же период Виктор Александрович выявил хищение 11 000 рублей, совершенное бухгалтером профкома Пяозерского ЛПХ.

Сидякин Владимир Семенович , 1939 года рождения. В 1972 году он пришел в милицию и больше двадцати лет отдал службе в БХСС. Начинал с должности оперуполномоченного. Затем как опытный сотрудник был переведен на работу в ОБХСС МВД. В 1979 году Владимиру Сидякину была поручена организация борьбы с хищениями в строительных организациях республики. Эта отрасль в то время была особенно криминогенной, но факты хищения и виновные в этом лица устанавливались редко. За два года работы по этой линии Владимир Семенович обеспечил выявление 80 хозяйственных и должностных преступных деяний. Стоит отметить, что до этого их ежегодное количество не превышало десяти. В раскрытии наиболее сложных хозяйственных преступлений Владимир Семенович принимал непосредственное участие. За время службы он поощрялся руководством свыше 20 раз.

Барсуков Василий Егорович , 1924 года рождения, участник Великой Отечественной войны. С весны 1966 года он был в должности заместителя начальника ОБХСС республиканского МВД. За время работы Василий Егорович как высококлассный юрист оказывал постоянную и квалифицированную помощь оперативным работникам, непосредственно руководил реализацией оперативных материалов по сложным хозяйственным преступлениям. Среди них было и громкое преступление, совершенное в поселке Шала Пудожского района в 1966 году. Тогда группа лиц, работники одного из предприятий, совершила хищение в особо крупном размере. Ущерб составил свыше 20 000 рублей.

Житковский Иван Григорьевич , 1929 года рождения. В службе БХСС работал в течение 16 лет, в том числе, в должности заместителя начальника ОБХСС МВД. Кроме руководства оперативной работой Иван Григорьевич непосредственно участвовал в реализации наиболее сложных дел оперативного учета. Под его руководством были разоблачены в мошенничестве в особо крупном размере двое граждан, которые в последующем были приговорены к длительным срокам лишения свободы.

Принятые в тот период организационные и практические меры по борьбе с хозяйственными и должностными преступлениями привели к положительным результатам в работе. Так, с 1971 по 1980 годы число выявленных преступлений по линии БХСС увеличилось на 10,4%, а количество предотвращенных преступлений возросло в 2,7 раза.

Дальнейшее развитие службы БХСС в Карелии происходило в 80-е годы прошлого столетия. В должности начальника отдела БХСС МВД с 1980 по 1985 год служил Юрий Кириллович Олюшкин, а затем - Николай Николаевич Кротов. Они продолжили устоявшиеся традиции. Повысилось оперативное мастерство сотрудников. На службу в БХСС направлялись, как правило, работники только с высшим юридическим и экономическим образованием, грамотные специалисты различных отраслей народного хозяйства. Постоянно проводились семинары с работниками БХСС, ежегодно ряд сотрудников проходили переподготовку. Наряду с повышением требовательности к сотрудникам создавалась обстановка ответственности каждого за порученное дело.

Принятые меры позволили улучшить оперативно-служебную деятельность БХСС. Если в 1980 году число выявленных преступлений по линии БХСС составляло 386, то за 1985 год работниками БХСС было выявлено 624 таких преступления.

Нельзя не вспомнить еще ряд имен сотрудников БХСС тех лет, среди которых Владимир Михайлович Иванов, Николай Иванович Михайлов, Арво Викторович Невонен, Петр Александрович Телькинен, Дмитрий Михайлович Михайлов, Владимир Николаевич Дубинин. Все они начинали работу в органах внутренних дел со службы БХСС, где показали высокую организованность и дисциплину, постоянно совершенствовались в работе.

После принятия Законов СССР «О государственном предприятии (объединении)» и «О кооперации» в стране значительно изменилась система управления хозяйством, внедрялся принцип полного хозрасчета и самофинансирования. В этой связи в МВД КАССР был разработан и утвержден План основных мероприятий по перестройке деятельности службы БХСС республики.

В 1987 году была реализована комплексная целевая программа по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по борьбе с нетрудовыми доходами на 1987-1990 годы. В результате этих и ряда других мер за три года аппаратами БХСС выявлено 1300 преступлений, по ним возбуждено 754 уголовных дела. Установлено 462 факта хищений.

Четвертый этап. 29 декабря 1990 года приказом МВД России Отдел БХСС стал именоваться Отделом по раскрытию преступлений в сфере экономики, а спустя почти три года, 14 сентября 1993 года, он был переименован в Отдел по экономическим преступлениям. Это стало началом четвертого этапа в развитии и совершенствовании службы БХСС-БЭП. Этот период был наиболее сложным из-за новизны задач, стоявших перед службой, но очень интересным.

Летом 2003 года в связи с административной реформой государственной власти Налоговая полиция была ликвидирована. Ей на смену пришла новая служба – Служба по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, в состав которой до июля 2011 года входили Управление по борьбе с экономическими преступлениями и Управление по налоговым преступлениям.

Первым руководителем службы по налоговым и экономическим преступлениям – заместителем министра внутренних дел Республики Карелия был полковник милиции Федор Иоганесович Хирвонен.

Хочется отметить ряд опытнейших сотрудников службы БЭП (БХСС), которые внесли огромный вклад в борьбу с экономическими преступлениями:

Полковник милиции Иовлев Сергей Романович , заместитель начальника УБЭП МВД Карелии. Проходил службу в ОВД с 1991 по 2007год. За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе неоднократно поощрялся руководством МВД. За время прохождения службы поощрен медалями «За безупречную службу» 3-х степеней.

Полковник милиции Билык Анатолий Григорьевич , начальник отделения по выявлению преступлений на потребительском рынке, АПК, в сфере добычи и переработки водных биоресурсов УБЭП МВД Карелии. Службу в ОБХСС начал с 1983 года. В 2002 году был начальником ОБЭП УВД Петрозаводска. За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты неоднократно поощрялся руководством МВД. За время прохождения службы поощрен медалями «За безупречную службу» 3-х степеней.

Подполковник милиции Ефимчик Константин Михайлович , начальник отдела УБЭП МВД по Республике Карелия. Проходил службу в органах внутренних дел с августа 1988 по сентябрь 2011 года. За время прохождения службы поощрен медалями «За безупречную службу» 3-х степеней.

Майор милиции Павлов Алексей Николаевич , начальник отдела УБЭП МВД по Республике Карелия. Проходил службу в ОВД с марта 1994 по февраль 2008 года. В службе БЭП работал на различных должностях среднего и старшего начальствующего состава.

В 2011 году в ходе реформы органов внутренних дел России должность заместителя министра внутренних дел по Республике Карелия по экономической безопасности была упразднена, а служба получила новое название – подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции. В настоящее время Управление ЭБиПК МВД по Республике Карелия возглавляет майор полиции Тимур Николаевич Гуляев.

Прошло 75 лет со дня образования службы БХСС-БЭП, и это были годы большой и основательной работы. В настоящее время в подразделениях экономической безопасности работают специалисты высокого класса, которые способны преодолеть любые трудности. Выезжают сотрудники подразделений экономической безопасности и в командировки на Северный Кавказ, где несут службу по обеспечению порядка. За образцовое исполнение возложенных задач Александр Антропов, Роман Моисеенко и Валерий Бабский были награждены медалями «За отвагу», а Алексей Олюшкин, Леонид Светлов и Сергей Смирнов – «За отличие в охране общественного порядка».

Сегодня борцы с экономической преступностью располагают достаточным техническим, интеллектуальным и профессиональным потенциалом для решения задач по защите российской экономики. Они бережно сохраняют традиции, преемственность поколений и доброе, внимательное отношение к ветеранам. Поэтому встречи с ветеранами – это традиционное мероприятие. С 2006 года действует Совет ветеранов Управления по борьбе с экономическими преступлениями. Первым председателем Совета стал подполковник милиции в отставке Александр Анатольевич Зяблов, а с 2009 года Совет возглавил подполковник милиции в отставке Алексей Михайлович Фомичев. На постоянной основе советом ветеранов совместно с УЭБиПК МВД по Республике Карелия организуются поздравления и чествования пенсионеров и ветеранов службы, оказывается социальная и материальная помощь ветеранам войн, инвалидам, получившим военную травму, и членам семей погибших сотрудников БХСС-БЭП. Стоит отметить, что благодаря содействию ветеранов службы БЭП за последние три года выявлено 24 преступления экономической направленности. Нет сомнения, что лучшие традиции ветеранов службы будут сохранены и приумножены.

«Оставаться на местах! Работает ОБЭП» эти слова - вечный кошмар для работников тысяч офисов, складов, торговых залов по всей стране. К сожалению, ни для кого не является секретом, что значительная часть экономики постсоветских стран находится «в тени», а наши акулы бизнеса - от «катранов» с сигаретными ларьками до «китовых» с гигантскими энергокомпаниями - не брезгую ничем, чтобы заработать лишний доллар. Знали ли далекие от реалий депутаты, предлагавшие в 1991 году ликвидировать ОБХСС, как отживший свое орган, что объем работы для сотрудников подразделений по борьбе с экономической преступность возрастет в сотни раз. Но обо всем по порядку…

До 1937 года специально уполномоченного органа по противодействию экономическим преступлениям ни в царской России, ни в СССР, как такового не было. Начиная с 1918 - 1919 годов эти функции были условно разделены между ВЧК (боролась с должностными преступлениями и спекуляцией) и уголовным розыском (позже - между соответствующими подразделениями НКВД). Но, учитывая обострение, как внутренней (необходимость мобилизации всех ресурсов для проведения индустриализации), так и внешней («парад» приходов к власти в соседних странах ультраправых) политической ситуации, уголовный розыск, занятый ловлей бандитов, и гебисты, увлеченно выявлявшие шпионов, могли бороться с расхитителями и спекулянтами только по остаточному принципу. С оглядкой на то, что в воздухе уже витал дух скорой войны, и любой подрыв экономической безопасности, мгновенно сказывался на обороноспособности государства, назрела необходимость создания специально уполномоченного органа по пресечению серьезных хозяйственных нарушений.

Исходя из этого, 16 марта 1937 года совершенно секретным приказом НКВД был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляциями (ОБХСС). Первое «региональное» подразделение появилось в Москве. Учитывая позитивные результаты, со временем отделы появились и «на местах». С первых дней существования подразделения в его компетенции была борьба с хищениями, изготовлением фальшивых денег, спекуляцией, незаконными валютными операциями. Кроме того, сотрудники ОБХСС контролировали хлебозаготовки и боролись с мелким вредительством на производстве (крупное вредительство и диверсии остались в ведении органов государственной безопасности). После того, как, благодаря скоординированным усилиям ГБ и ОБХСС и общей атмосфере, определенной репрессиями, начался спад должностных преступлений: хищений и злоупотреблений, не желающие честно жить «коммерсанты от государства» активизировали незаконную деятельность в области потребительской торговли, организовывая хитроумные схемы обсчетов, обвесов, подлогов, мелких хищений. С этой бедой ОБХСС, не покладая рук, боролся аж до развала Советского государства…

С 1941 года на обхссников была возложена борьба с контрабандой, акцент в деятельности был сделан на валютный контроль (в том числе на пресечение оборота фальшивых денег) и на борьбу с ограблением сберкасс. Это направление стало стратегическим в разрезе обеспечения государственной безопасности. Перед началом Великой Отечественной войны и собственно в ходе военных действий, Абвер и «Политическая разведка» РСХА стали проводить мероприятия, направленные на деморализацию советского населения: массовый выпуск фальшивых денег, направленный на подрыв советской экономики, установление путем организации диверсий атмосферы страха, неуверенности в будущем, переброску в СССР денег, ценностей и оружия для поддержания своих агентурных сетей. Деятельность ОБХСС в этой сфере стала не менее важна для страны, чем действия боевых частей и контрразведки. О качестве работы советских органов говорит следующий факт.

Не за долго до начала войны в целях создания выгодных для себя политических позиций, Гитлер, по инициативе РСХА, пообещал предоставить Сталину конфиденциальную информацию о деятельности спецслужб «западных стран», направленной против СССР (информация была щедро «приправлена» рсхашной «дезой»). На удивление гитлеровских спецслужб, Сталин не только заинтересовался информацией, но и спросил, сколько она будет стоить. В итоге Госбанк передал Германии «круглую сумму» в советских рублях. Но в 1941 году немецких разведчиков ждало жестокое разочарование: по этим деньгам в СССР стали выявлять немецкую агентуру - все номера были переписаны советской контрразведкой… А «валютный контроль» организованный ОБХСС, оказался на высоте.

Начиная с июня 1941 года многие «экономические милиционеры» ушли на фронт. Остальные были сориентированы на защиту от разграбления государственной собственности и борьбу с мародерством.

Непростыми оказались для ОБХСС и 40 - 50-е годы, когда подразделение контролировало восстановление разрушенной войной советской экономики. По прекрасному фильму «Место встречи изменить нельзя», показывающему работу МУРа, мы видим, как тесно был связан организованный послевоенный криминалитет с системой «распределения материальных благ» - магазинами, ресторанами. И эту криминальную корпорацию ОБХСС совместно с уголовным розыском благополучно разгромил.

В 70-е годы на фоне создания дефицита товаров «народного потребления» и становления теневой производственной системы в этой сфере, для ОБХСС появляется новый фронт работы. К сожалению, слишком часто «крышей» такой деятельности были местные партийные функционеры, для ОБХСС практически неприкасаемые… Некоторые из руководителей отделов, закрывая глаза на происходящее, стали очень весомыми фигурами - фактически влияние ОБХСС выросло на столько, что порой он не на много уступал даже КГБ. Огульно критиковать отдел того времени нельзя - большинство трудившихся в нем оперативников были порядочными и профессиональными сотрудниками. Тем не менее, именно «подведомственные» ОБХСС и так и не решенные проблемы стали той «болезнью», которая, после соответствующей «обработки» органами психологической войны США, послужила одной из важнейший причин падения СССР…

Зарождение массовых «рыночных» отношений в конце 80-х - начале 90-х годов, коренным образом заставило реорганизоваться и ОБХСС. Как мы уже писали выше, некоторые политики, ссылаясь на новые условия (и, видимо, преследуя свои интересы), предлагали отдел вообще ликвидировать. Но волна коррупции, хищений и грубых хозяйственных нарушений, захлестнувшая страну, внесла в ситуацию свои коррективы. В феврале 1992 на базе ОБХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям, в 1997 преобразованное в Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями, состоящее в свою очередь из «УБЭПов» и «ОБЭПов». С 2001 года - борцы с экономической преступностью вошли в состав криминальной милиции, с 2003 - в они свою очередь находятся в составе Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, а с 2005-го - Департамента экономической безопасности МВД. А 1 марта 2011 года Указом Президента Российской федерации в составе МВД было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. От других правоохранительных органов ему была передана значительная часть полномочий по борьбе с коррупцией и организованной экономической преступностью.

В современной России подразделения БЭП сдерживают волну коррупции, «загоняют в цивилизованное русло» предпринимательскую деятельность, которая, к сожалению, в наших условиях является преимущественно «дикой». Если бы ни труд обэповцев, в отечественном бизнесе воцарился бы хаос, который неминуемо привел бы к не наполнению бюджета и социальной катастрофе. Тем не менее, есть к отдельным руководителям подразделений БЭП и вопросы. Так, с 2005 по 2011 год силами ФСБ и прокуратуры была пресечена преступная деятельность ряда руководителей регионального уровня, покрывавших преступные схемы или пытающихся завладеть мошенническим путем средствами граждан. И какими средствами!

В 2009 - 2010 годах двое сотрудников Приморского БЭПа мошенническим путем вымогали 9 миллионов рублей. В 2009 был осужден начальник БЭП Калмыкии, использовавший заведение уголовных дел для давления на бизнесменов и политиков. В 2008 году начальник Иркутского БЭПа вымогал 1 миллион рублей у предпринимателей. А в 2011 одно из должностных лиц БЭП Якутии потребовало за уничтожение некоторых материалов у местных бизнесменов 10 миллионов!

При всей нелицеприятности этих фактов, радует, что система борьбы с экономической преступностью самоочищается. Высокий статус не помог «оборотням» избежать заслуженного наказания.

Только в 2011 году подразделениями БЭП было выявлено более 125 тысяч экономических и 27 тысяч коррупционных преступлений. К ответственности привлекались заместители губернаторов, региональные министры, депутаты. В бюджет были возвращены миллиарды рублей. За первые месяцы 2012 года фактов коррупции и экономических преступлений выявлено уже больше, чем за аналогичный период прошлого года. Наше общество самоочищается.

Учитывая противодействие со стороны нарушителей, оперативникам БЭП часто приходится действовать при поддержке подразделений СОБРа.

Согласно официальной действующей нормативной базе (законам и указам Президента), основные задачи органов БЭП это:

Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
- обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления;
- определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления;
- принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления;
- координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления;
- организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления;
- организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.
А основные функции и полномочия:
- обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс;
- осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством;
- документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.

Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции сегодня - генерал-майор полиции Сугробов Денис Александрович.