Договор о создании снг был подписан. Соглашение о создании СНГ ("Беловежское соглашение"). Справка. Никто не хотел разрывать

Члены Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) в своем программном «Постановлении № 1» от 18 августа 1991 года заявили, что Комитет был создан «в целях преодоления межнациональной конфронтации, анархии, которые угрожают суверенитету, территориальной целостности нашего Отечества», а также - «исходя из результатов всенародного референдума о сохранении СССР».

Реакция республик на происходящее в Москве в общих чертах свелась к трем вариантам.

Литва, Латвия, Эстония, Молдавия - объявили ГКЧП вне закона и призвали жителей к бессрочной забастовке.

Белоруссия, Украина, Армения, Казахстан, Киргизия и вся Средняя Азия - заявили, что «нужно время, чтобы разобраться во всем», в течение трех дней проводили закрытые совещания и призывали к «спокойствию и консолидации общества». Диапазон личной инициативы руководителей республик колебался от заболевшего в отпуске премьера Белоруссии до Президента Казахстана, который требовал немедленного созыва союзного Съезда. Откровеннее всех высказался премьер Армении: «Кто бы ни победил в Москве - главное, как он будет относиться к проблеме Нагорного Карабаха».

Азербайджан, Грузия, а также автономии Абхазия, Гагаузия и Приднестровье - признали ГКЧП и одобрили его действия.

Члены ГКЧП затеяли переворот, чтобы не допустить принятия нового Союзного договора. Они проиграли: к власти не только вернулось прежнее руководство, но и процесс распада страны ускорился. 24 августа независимость провозгласила Украина, 25-го - Белоруссия, 27-го - Молдавия, 30-го - Азербайджан, 31-го Киргизия и Узбекистан. В этих условиях М.С. Горбачев стал принимать срочные меры. Сразу после прилета в Москву он собрал представителей девяти республик: было решено незамедлительно подписать «огаревский» договор, «с необходимыми доработкам продиктованными новой ситуацией». Однако уже через четыре месяца Б.Н. Ельцин поставил свою подпись под «беловежскими соглашениями» и единое государство исчезло с карты мира.

Б.Н. ЕЛЬЦИН НА ПЯТОМ СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР

Переворот сорвал подписание союзного договора, но не смог уничтожить стремление республик построить новый союз - свободное содружество суверенных государств с единым экономическим пространством, едиными вооруженными силами, при строгих гарантиях обеспечения прав человека на территории всей страны.

Из выступления Б.Н. Ельцина на пятом съезде народных депутатов СССР 3 сентября 1991 года. Известия 1991. 4 сентября

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Е.Т. ГАЙДАРА

22 августа наступил период огромной растерянности. Рухнул мир не только для наших политических противников. До 19 августа обкомы, райкомы КПСС управляли хотя бы на селе. Люди, которые работали на местах, привыкли получать по селектору указания, приходить в привычные министерские кабинеты. Теперь структуры власти центра прекратили свое существование. Я вспоминаю гулкие коридоры, молчащие телефоны, разбегающихся сотрудников. Весьма символичной для меня была врезавшаяся в память картинка, когда я приехал на Старую площадь и зашел в подъезд, где находились кабинеты членов Политбюро ЦК КПСС - там милиционеры разложили прямо на газетке селедку и хлеб.

В августе 91-го. СПб., 1993

ХРОНИКА РАСПАДА

2-5 сентября . Пятый внеочередной съезд народных депутатов СССР самораспустился. На переходный период был создан Госсовет из Президента СССР и высших должностных лиц республик.

1-18 октября . Руководители 8 республик обсудили и подписали Договор об экономическом сообществе суверенных государств, разработанный Г.А. Яавлинским.

8 ноября . Вернувшийся из Москвы Председатель Верховного Совета Украинской ССР Л. Кравчук провел пресс-конференцию, сообщив, что самое главное - это референдум о независимости Украины, создание национальной армии, собственной валюты и самостоятельные внешние отношения. «Моя позиция - прекращать разговоры о ново-огаревском процессе. И выяснить, наконец, что такое Союз? И каково положение самого Горбачева?»

Семь республик высказались за создание нового политического союза. Это своего рода сенсация. Рассматривалась три варианта статуса будущего Союза. Это - просто союз суверенных государств, не имеющий своего государственного образования. Или союз с централизованной государственной властью - федеративный, конфедеративный. И третий вариант - союз, выполняющий некоторые государственные функции, но без статуса государства и без названия. Сошлись на том, что будет конфедеративное государство.

Позиция России. Борис Ельцин : Трудно сказать, какое число государств войдет в Союз, но у меня твердое убеждение, что Союз будет

Беларусь. Станислав Шушкевич : По моему убеждению, вероятность нового союза существенно возросла. Я думаю, союз будет.

Кыргызстан Аскар Акаев : Присоединяюсь к коллегам. Я полон уверенности

Итак достигнута договоренность в главном: будет государство, субъект международного права. Однако у будущего ССГ не будет своей конституции. Будет свой парламент, а также правительство, туда войдут министры союзных ведомств, которые сохраняются по условиям договора, и сое высшее должностное лицо - Президент.

… Говорят, что кто-то при обсуждении названия будущего Союза заметил: что-то не очень хорошо звучит «ССГ». «Ничего, привыкнем», - улыбнулся Б. Ельцин.

ХРОНИКА РАСПАДА (ОКОНЧАНИЕ)

1 декабря . На Украине состоялся референдум. 90,3% населения высказалось за независимость Украины. Президентом страны избран Л. Кравчук.

8 декабря . Недалеко от Минска, в Беловежской пуще, было подписано соглашение России, Украины и Белоруссии о роспуске СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ).

21 декабря . Принята Алма-атинская декларация о присоединении к СНГ еще восьми республик. Таким образом, если не считать прибалтийские государства, из бывших республик СССР в СНГ не вошла только Грузия. В документе утверждалось, что Содружество «не является ни государством, ни надгосударственным образованием» и с его появлением «СССР прекращает свое существование».

ЗАЯВЛЕНИЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РСФСР, УКРАИНЫ

Отмечая, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР стал реальным фактом;

Констатируя, что недальновидная политика центра привела к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества;

Принимая во внимание возрастание напряженности во многих регионах, что привело к межнациональным конфликтам с человеческими жертвами;

Осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом, заявляем об образовании Содружества Независимых Государств.

Содружество является открытым для присоединения всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств.

КАК ЭТО БЫЛО

С. Шушкевич, Председатель Верховного Совета Белоруссии

Существовал договор-заготовка, разработанный еще в феврале славянской «тройкой» вместе с Казахстаном. 7 декабря прилетел в Минск Ельцин, за этим столом мы проводили деловую игру: как заинтересовать Украину. Я уехал в аэропорт встречать Кравчука уже с коммюнике, он сразу согласился, хотя, откровенно, я не надеялся. Тогда и решили, что надо идти дальше. Что и случилось в беловежской пуще.

Мы готовы были выехать встречать Назарбаева. Когда он сел в Москве, была связь. Он изъявил желание сразу же приехать. Но потом сослался на долгую заправку самолета, потом, что поздно…

Л. Кравчук, Президент Украины

Ельцин привез с собой горбачевский текст о создании Союза. Горбачев делал нам следующие предложения: Украина вправе внести любое изменение, даже составить новую редакцию при единственном условии - она должна предварительно подписать этот договор. Сам Ельцин сказал, что подпишет только после меня. Таким образом, судьба договора целиком зависела от Украины. Я ответил: «Нет». Сразу встал вопрос о подготовке нового документа. Специалисты работали над ним всю ночь. Я подписал документ быстро, без каких-либо обсуждений и согласований. Оказывается можно все решать оперативно, если на дороге нет «бревна», которое называется центром.

М.С. Горбачев, Президент СССР

Я не знаю, почему за спиной Президента решили проигнорировать Союзный договор… Думаю, что из тупика переговоров с Украиной можно было найти выход, например ассоциированное членство. «Украинский момент» был использован руководителями России.

Вопрос . Накануне подписания соглашения Вы знали о нем?

Предвидел. Сказал Борису Николаевичу: «Моя задача, чтобы ты подписал договор первым», тогда и украинский вопрос можно решить. Он сказал: «Нет». Мне позвонил Шушкевич 8-го числа и сказал, что они уже позвонили Бушу [президенту США], что соглашение подписано. Это позор…Стыдобища… Ставить Президента в известность только потом…

СЛОВАМИ ПОЭТА

Евгений Евтушенко

ПРОЩАНИЕ С KPACHЫМ ФЛАГОМ

Прощай, наш красный флаг.
С Кремля ты сполз не так,
как поднимался ты -
пробито, гордо, ловко,
под наше так-растак
на тлеющий рейхстаг,
хотя шла и тогда
вокруг древка мухлевка.

Прощай, наш красный флаг.
Ты был нам брат и враг.
Ты был дружком в окопе,
надеждой всей Европе,
но красной ширмой ты
загородил ГУЛАГ
и стольких бедолаг
в тюремной драной робе.

Прощай, наш красный флаг.
Ты отдохни, приляг.
А мы помянем всех,
кто из могил не встанут.
Обманутых ты вел
на бойню, на помол,
Но и тебя помянут -
ты был и сам обманут.

Прощай, наш красный флаг.
Ты не принес нам благ.
Ты - с кровью, и тебя -
мы с кровью отдираем.
Вот почему сейчас.
не выдрать слез из глаз,
так зверски по зрачкам
хлестнул ты алым краем.

Прощай, наш красный флаг.
К свободе первый шаг
мы сделали в сердцах
по собственному флагу
и по самим себе
озлобленным в борьбе.
Не растоптать бы вновь
очкарика Живагу.

Прощай, наш красный флаг.
Сам разожми кулак,
тебя зажавший вновь,
грозя братоубийством,
когда в древко твое
вцепляется жулье
или голодный люд,
запутанный витийством.

Прощай, наш красный флаг.
Ты умываешь в сны,
оставшись полосой,
в российском триколоре.
В руках у белизны,
а с ней - голубизны,
быть может, красный цвет,
отмоется от крови.

Прощай, наш красный флаг.
Смотри, наш триколор,
Чтоб шулера знамен
тобой не мухленули!
Неужто и тебе -
такой же приговор -
чужие и свои
шелк выжравшие пули?

Прощай, наш красный флаг.
С наивных детских лет
играли в красных мы
и белых больно били.
Мы родились в стране,
которой больше нет,
Но в Атлантиде той,
Мы были, мы любили.

Лежит наш красный флаг,
в Измайлово в растяг.
За доллары его
толкают наудачу.
Я Зимнего не брал.
Не штурмовал рейхстаг.
Я - не из коммуняк,
Но глажу флаг и плачу.

20 лет назад украинская Верховная рада ратифицировала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной. Он заключался сроком на 10 лет и был продлён на аналогичный период в 2008 году. Сейчас в Киеве идут споры по поводу нового продления соглашения с Москвой. Противники пролонгации утверждают, что, несмотря на выгоду, страна должна «отомстить за Крым», аннулировав договорённости. Сторонники настаивают на том, что денонсировать ничего не нужно. Напротив, следует использовать договор для подачи иска в международный суд и обвинения России в том, что она якобы его нарушила. RT разбирался, есть ли конструктивное будущее у документа.

  • Подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной
  • РИА Новости

«Более выгоден Украине»

14 января 1998 года Верховная рада Украины ратифицировала Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве с Россией. Документ, получивший неофициальное название Большой договор, в Киеве президентами России и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кучмой. Первыми его ратифицировали именно на Украине. Государственная дума России сделала это лишь почти год спустя — 25 декабря 1998-го. С апреля 1999 года соглашение вступило в силу.

Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве гарантировал гражданам каждой из стран соблюдение всех прав и свобод на территории обоих государств, подтверждал существовавшие на тот момент между ними границы и утверждал, что ни Россия, ни Украина не могут входить в коалиции, направленные друг против друга.

Главным препятствием для заключения рамочного соглашения о сотрудничестве между двумя соседними государствами все 90-е годы оставался неурегулированный вопрос о статусе Черноморского флота. Соглашение о разделе флота было подписано за три дня до заключения Большого договора — 28 мая 1997 года, что открыло возможность подписания соглашения.

Однако и в Госдуме, и в правительстве России документ встретил серьёзное сопротивление. Против него выступили тогда вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин и глава комитета по делам СНГ Георгий Тихонов. Не одобрили соглашение и министр по делам СНГ Аман Тулеев, и мэр Москвы Юрий Лужков. Противники Большого договора утверждали, что таким образом Россия признает Крым и Севастополь украинскими, хотя, по их мнению, статус этих территорий был как минимум спорным.

«Именно этим договором Россия признала Крым и Севастополь составной частью Украины, — подчеркнул в интервью RT директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов. — Изначально этот договор был более выгоден Украине, чем России».

Вступил в силу Большой договор 1 апреля 1999 года. Согласно статье 40 документа, действие соглашения, заключённого на 10 лет, будет автоматически продлеваться на каждое следующее десятилетие, если ни одна из сторон не заявит о желании выйти из него за шесть месяцев до завершения очередной десятилетки.

Таким образом, если ни Россия, ни Украина до октября 2018 года не заявят о денонсации соглашения, оно продолжит своё действие до 2029 года.

Крючок для России

Несмотря на то что договор изначально был выгоден Киеву, после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году всё больше голосов в Незалежной стали утверждать, что нужно разорвать соглашение, формально устанавливавшее отношения «стратегического партнёрства» между двумя странами.

  • Жители Симферополя на одном из избирательных участков во время голосования на референдуме о статусе Крыма
  • РИА Новости

«Когда страна в состоянии фактической войны с другой, говорить о дружбе и стратегическом партнёрстве невозможно. Соглашение или надо менять, или денонсировать», — заявил в июне 2017 года в интервью ВВС Украина экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко.

«Разрывать договор нужно, потому что наличие такого документа постоянно вынуждает нас воздерживаться от введения военного положения, от радикальных экономических санкций, от привлечения к ответственности украинских олигархов-предателей и так далее», — утверждает, в свою очередь, на сайте «Украинской правды» украинский политолог Сергей Дацюк.

«При сохранении нынешней власти, при сохранении нынешней конъюнктуры пропустить продление договора без каких-то кардинальных потрясений будет очень сложно, если вообще возможно, — заявил в интервью RT доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. — Существует достаточно сильное лобби, которое требует объявления войны России. Правительственная риторика такова, что все украинские проблемы вытекают из того, что агрессию против Украины совершила Россия. Понятно, что на фоне этой риторики продлить просто так договор, наверное, вряд ли будет возможно, а желающих его сорвать будет огромное количество».

Однако действующая украинская власть пока не решается пойти на денонсацию соглашения. Как отметил агентству «Укринформ» замминистра иностранных дел Украины Вадим Пристайко, Киев намерен использовать договор для о том, что Россия якобы его нарушила, присоединив Крым. «Если бы мы позволили себе разорвать этот договор, россияне нам бы сказали: «Подождите, мы ничего не нарушили, потому что не брали на себя никаких обязательств». Поэтому мы не можем позволить России соскочить с такого крючка», — заявил украинский чиновник.

Никто не хотел разрывать

В России в 2016 году группа депутатов Госдумы направила запрос на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова, заявив о необходимости денонсации Большого договора с Украиной в ответ . Однако российский МИД выступил против такого решения.

«Как видится, наш потенциальный выход из Большого договора вряд ли будет способствовать решению тех проблем, которые благодаря усилиям Киева накопились к настоящему времени в российско-украинских отношениях», — отметил в официальном ответе депутатам глава российской дипломатии.

«Что с одной, что с другой стороны при всём возможном потенциальном желании убрать данный договор с повестки дня не выйдет, — заявил RT директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. — Если мы вчитаемся в его текст, то там есть целый ряд позиций, которые как в интересах Украины, так и Российской Федерации». Для Киева, по словам эксперта, важно то, что в документе подчёркивается украинский статус Крыма и Севастополя. «Если соглашения нет, то и возможности предъявлять права на Крым у Киева всё меньше и меньше», — считает Денисов.

Россия, как полагает эксперт, «не получит никаких зримых выгод от денонсации». «С политической точки зрения было бы неправильно разрывать формально дружеские отношения с Украиной, — утверждает Владимир Корнилов. — Зачем России это делать, если Россия не признавала эту войну и не считает Украину официальным врагом?»

Как считают Денис Давыдов и Владимир Корнилов, наиболее велика вероятность того, что в 2018 году ни Москва, ни Киев на официальном уровне не поднимут вопрос о выходе из этого соглашения.

Мёртвый груз

При этом политологи уверены, что сейчас Большой договор фактически не работает. Вопреки его положениям, Киев заявляет о партнёрстве с НАТО и называет Россию агрессором, нарушает права российских граждан, вводя многочисленные меры контроля на границе, и .

«Этот договор — сам по себе документ выхолощенный, который в основном является декларативным, — говорит Владимир Корнилов. — В нём, например, утверждается, что мы должны паритетно соблюдать языковые права украинцев в России и русских на Украине. Мало того что они сейчас не соблюдаются, так они нарушались на Украине с самого начала».

«Для России будет совершенно безболезненным, если этот договор, никому уже не нужный, будет остановлен и прерван», — считает эксперт.

  • Корабли Черноморского флота России
  • РИА Новости

Однако, по его словам, Москва не намерена идти первой на формальный разрыв. Также, с точки зрения политолога, существует гипотетическая вероятность, что Россия может выйти из части положений договора, что вполне осуществимо с юридической точки зрения. В первую очередь из тех, где оговаривается статус Севастополя, Крыма и Черноморского флота.

«С этим не согласится Украина. Начнутся споры. Но если обе стороны ни о чём не договорятся, это будет означать автоматическую пролонгацию существующего договора», — считает эксперт.

«Придётся договариваться»

В заявлении МИД России по случаю 20-летия подписания Большого договора подчёркивалось, что «само существование этого документа служит залогом наличия фундамента для возрождения двусторонних отношений». Однако эксперты полагают, что для этого понадобится совершенно иное соглашение.

«Рано или поздно России и Украине — или тому, что от Украины останется — придётся договариваться об основах мирного сосуществования. Мы всё равно обречены на это», — считает Владимир Корнилов.

По его мнению, в любом рамочном соглашении с Киевом для Москвы всегда принципиально важным будет получение согласия Украины на воссоединение России с Крымом и Севастополем. «В ближайшем обозримом будущем это не представляется возможным, но рано или поздно придётся об этом договариваться», — полагает эксперт.

«По факту Большой договор свою роль уже отыграл, — считает Денис Денисов. — Но за счёт того, что он не наносит вреда ни одной, ни другой стороне, он до сих пор является действующим». По его словам, «точно не этот договор» сможет восстановить отношения между Россией и Украиной. «Если что-то будет, то значительно изменённое соглашение по форме и по содержанию», — уверен политолог.

  • 8 декабря 1991 года главы трёх республик, основателей СССР, -- Белоруссии, России и Украины, -- собравшись в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия), констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. По выражению Б. Н. Ельцина, Беловежское соглашение не распускало СССР, а лишь констатировало его фактический к тому моменту распад.
  • 10 декабря Верховный Совет Украины c оговорками ратифицировал соглашение о создании СНГ. За ратификацию проголосовало 288 депутатов, 10 проголосовали против и 7 воздержались. Сразу после этого состоялся телефонный разговор Кравчука с Шушкевичем, который в этот момент вел заседание Верховного Совета Белорусии. После окончания этого разговора белорусские депутаты поставили соглашение на голосование. За ратификацию проголосовало 263 депутата, 1 проголосовал против и 2 воздержались. Упоминания об СССР оставались в Конституции Республики Беларусь 1978 года вплоть до принятия новой в марте 1994 года.
  • 11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Полный текст заявления в печати не был опубликован. По свидетельству на тот момент члена ККН СССР, профессора Л. М. Карапетяна, заявление содержало следующий вывод: «Любые республики не могут принимать на себя решение вопросов, касающихся прав и интересов других республик. С этой точки зрения содержащаяся в Соглашении констатация того, что „Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование…“ не имеет юридической силы». Согласно воспоминаниям последнего председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова, позиция ККН основывалась также на том, что «в соответствии с Союзным договором 1922 года Белоруссия, РСФСР и Украина, являясь одними из учредителей СССР, вместе с тем никакого особого статуса и каких-либо дополнительных прав по сравнению с остальными союзными республиками не имели. С того времени в конституционном законодательстве СССР стал действовать принцип равноправия союзных республик. Следовательно, Белоруссия, РСФСР и Украина были неправомочны решать вопросы, касающиеся прав и интересов всех республик, входящих в Советский Союз». Практических последствий это заявление не имело.
  • 12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством спикера парламента Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежское соглашение, а также принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1924 году с принятием первой конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР. Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза лишился кворума. Ряд членов российского парламента отмечали, что, согласно ст. 104 действовавшей на тот момент Конституции РСФСР для ратификации соглашения необходимо было созвать высший орган государственной власти -- Съезд народных депутатов РСФСР, поскольку соглашение затрагивало государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влекло за собой изменения российской конституции. Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования. Также, Россия является государством-продолжателем СССР.
  • 17 декабря председатель Совета Союза К. Д. Лубенченко констатировал отсутствие кворума на заседании. Члены Совета Союза провели собрание народных депутатов СССР. Собрание приняло заявление в связи с

подписанием Беловежского соглашения и ратификацией его Верховными Советами России, Белоруссии и Украины, в котором отметило, что считает принятые решения о ликвидации общегосударственных органов власти и управления незаконными и не отвечающими сложившейся ситуации и жизненным интересам народов и заявило, что в случае дальнейшего осложнения обстановки в стране оставляет за собой право созыва в будущем Съезда народных депутатов СССР.

  • 18 декабря Совет Республик принял заявление, согласно которому он «воспринимает с пониманием Соглашение Республики Беларусь, РСФСР и Украины о создании Содружества Независимых Государств и считает его реальной гарантией выхода из острейшего политического и экономического кризиса». Также в данном заявлении отмечалось, что «недопустимы антиконституционные действия по отношению к Верховному Совету СССР и Президенту СССР».
  • 19 декабря, в связи с ратификацией соглашения о создании СНГ, президент РСФСР Борис Ельцин подписал постановление российского правительства о прекращении деятельности МВД СССР на территории Российской Федерации.
  • 21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик:Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, были подписаны Алма-Атинская декларация и протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ.

СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 года и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).

Завершающую рoль в распаде СССР и обретении Республикой Беларусь гoсударственнoгo суверенитета сыгралo заключение Сoглашения между Республикoй Беларусь, РСФСР и Украинoй oб oбразoвании Coдружества Hезависимых Гoсударств, кoтoрoе былo пoдписанo oт имени Республики Беларусь 8 декабря 1991 г. Председателем Верхoвнoгo Сoвета Республики Беларусь (прилагается).

В преамбуле подписанного Соглашения о создании СНГ сказано: «Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства – учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
Лица, подписавшие Соглашение, провозгласили создание Содружества Независимых Государств. В нем было объявлено, что с момента заключения Соглашения на территории подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. По поводу не применения норм «третьих» государств, полагаем, запись появилась из опасения, что Соглашение противоречит союзному законодательству и могут быть применены к участникам Соглашения соответствующие меры.

В период подготовки Соглашения к ратификации автор настоящей книги по той причине, что национальное законодательство еще было только в начале своего развития и нельзя было обойтись без ряда союзных законов, прежде всего в социально-экономической сфере, предложил сделать оговорку к Соглашению, в соответствии с которой нормы актов союзного законодательства применяются в той мере, в какой не противоречат белорусскому законодательству, что и было в итоге сделано Верховным Советом. Свою позицию выразил тогда в одной из газетных статей (СССР исчез, а законы остались).

Участники Соглашения обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену» и, что особенно важно, «добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства».

Соглашением предусматривалась неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан. В статьях, касающихся вопросов военного строительства и обороны, государства-учредители зафиксировали свою готовность активно сотрудничать в «обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов», еще раз подтвердили стремление к «ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем», заявили об уважении к тем, кто устремлен «к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства».

Руководители трех государств заявили, что «будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием», а также «совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил».

В Соглашении приведен перечень основных направлений совместной деятельности, которую страны намерены осуществлять через общие координирующие органы. В частности, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, сотрудничество в области таможенной политики, развития систем транспорта и связи, охраны окружающей среды, миграционной политики, борьбы с организованной преступностью. Подчеркнут планетарный характер Чернобыльской катастрофы, взяты обязательства «объединять и координировать усилия по минимизации и преодолению ее последствий».

Соглашение объявлялось открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа. Официальным местом пребывания координирующих органов Содружества был определен город Минск.
Под Соглашением поставили подписи: за Республику Беларусь – председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич и председатель Совета Министров Вячеслав Кебич, за Российскую Федерацию – президент Борис Ельцин и государственный секретарь Геннадий Бурбулис, за Украину – президент Леонид Кравчук и премьер-министр Витольд Фокин.

Руководители стран помимо основного документа (Соглашения) подписали Заявление, в котором назвали причины, побудившие их подписать Соглашение. Эт объяснялось следующим: «переговоры о подготовке нового Союзного договора в рамках Союза ССР зашли в тупик (правда, большинство этих руководителей не особо проявляли желание вывести эти переговоры из тупика); объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором; не-дальновидная политика руководства СССР привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев жизни общества; возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР сопровождалось межнациональными конфликтами с многочисленными человеческими жертвами».

Через день, 10 декабря, oнo былo ратифицирoванo Верхoвным Сoветoм Республики Беларусь (при одном против и двух воздержавшихся). В тoт же день в сooтветствии с Декларацией o гoсударственнoм суверенитете Республики Беларусь и Пoстанoвлением Верхoвнoгo Сoвета "Об oбеспечении пoлитическoй и экoнoмическoй самoстoятельнoсти Республики Беларусь" Верхoвный Сoвет принял Пoстанoвление "О денoнсации Дoгoвoра 1922 г. oб oбразoвании Сoюза Сoветских Сoциалистических Республик". Дoгoвoр 1922 г. oб oбразoвании СССР был денoнсирoван и былo признанo считать егo не действующим пo oтнoшению к Республике Беларусь. Пoстанoвление o денoнсации Дoгoвoра былo введенo в действие с мoмента принятия.

В том же ключе действовал и парламент России. Каких-либо существенных возражений позиция Б.Н.Ельцина на встрече «трех» в Вискулях не вызвала. 12 декабря 1991 г. депутаты российского парламента подавляющим числом голосов (188 – «за», 6 – «против» и 7 – «воздержались») ратифицировали Беловежские соглашения. Голосование по постановлению о денонсации Союзного Договора 1922 г. дало следующие результаты: 161 голос – «за», 3 – «против», 9 – «воздержались». Из голосовавших «против» наиболее решительную позицию по сохранению СССР занимали С.Н.Бабурин и В.Б.Исаков. Следует заметить, что через восемь с лишним лет, в апреле 1999 г., когда Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации поставила вопрос об отрешении от должности Президента России Б.Н.Ельцина, первым пунктом обвинения против него значились действия в связи с подготовкой, заключением и реализацией им Беловежских соглашений.

По мнению депутатов Государственной Думы, «противоправный характер этих действий заключается в том, что президент РСФСР Б.Н.Ельцин вместе с бывшими руководителями Украины и Беларуси Л.М.Кравчуком и С.С.Шушкевичем подготовил, 8 декабря 1991 года подписал, а затем реализовал Беловежские соглашения, приведшие к разрушению Советского Союза и нанесшие серьезный ущерб внешней и внутренней безопасности Российской Федерации». Именно первый пункт обвинения из пяти предъявленных Президенту России Государственной Думой при голосовании набрал наибольше число голосов депутатов.

10 декабря 1991 г. Верховный Совет Украины ратифицировал Соглашение о создании СНГ, но с весьма существенными оговорками. Среди наиболее радикальных оговорок следует отмечают две: первая касалась необходимости создания Украиной собственных Вооруженных Сил, а вторая – создания ею самостоятельной экономической системы путем введения собственной денежной единицы, создания независимых банковской и таможенной систем, развития своих систем транспорта и связи.

21 декабря 1991 г. собравшиеся в Алма-Ате главы 11 из 15 бывших республик СССР – Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины – подписали Декларацию, в которой не только подтвердили основные цели и принципы СНГ, но и внесли ряд весьма важных уточнений. В частности, впервые в документах о создании СНГ было сказано, что это образование не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Стороны заявили также, что СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств – членов бывшего Союза ССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества. Подтверждено также, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. Участники Алма-Атинской встречи подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ, принятому 8 декабря 1991 года в Вискулях. В этом документе они констатировали, что «Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств».

Таким образом, что касается учредительных документов, на основе которых возникло и действует Содружество, то их три – Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 г. и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г.

Определенный интерес для юридическoй практики представляет решение правoвых вoпрoсoв, связанных с распадoм СССР. В частнoсти, на мoмент денoнсации Дoгoвoра 1922 г. действoвал Верхoвный Сoвет СССР, да и пoлнoмoчия нарoдных депутатoв СССР, в тoм числе и oт Республики Беларусь, сoхранялись. Hесoмненнo, чтo вoздействoвать на вoлю других республик, в тoм числе и тех, кoтoрые не были представлены 8 декабря 1991 г. при заключении Сoглашения, Верхoвный Сoвет Республики Беларусь не мoг. Пoэтoму признать недействительными пoлнoмoчия сoюзнoгo парламента oн был не вправе. Однакo, как мы уже oтмечали, ранее была сoздана правoвая база для механизма действия актoв Сoюза ССР (приoритет oтдавался республиканским актам). В этoй ситуации былo принятo решение o признании недействующими на территoрии республики закoнoв СССР o выбoрах нарoдных депутатoв СССР и их статусе, тем самым пoлнoмoчия лиц, избранных на территoрии республики, были фактически прекращены. Именно такие формулировки содержались в принятом 11 декабря 1991 года законе «О мерах, связанных с принятием Постановления Верховного совета Республики Беларусь «О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик». Указанный закон был введен в действие с момента принятия.

Для сравнения заметим, чтo в прибалтийских республиках прoцесс изменения статуса нарoдных депутатoв СССР пoсредствoм принятия сooтветствующих республиканских актoв начался еще дo распада СССР. Так, в сooтветствии с Пoстанoвлением Верхoвнoгo Сoвета Латвийскoй Республики oт 23 oктября 1990 г. нарoдные депутаты СССР oт Латвии мoгли выступать oт имени Латвийскoй Республики тoлькo с пoлнoмoчиями, предoставленными им Верхoвным Сoветoм Латвии. Аналoгичнoе пoстанoвление былo принятo 13 марта 1990 г. и Верхoвным Сoветoм Литoвскoй Республики. В нем былo решенo "бывшим нарoдным депутатам СССР, избранным людьми Литвы, предoставить правo участвoвать в рабoте Верхoвнoгo Сoвета Литвы с правoм сoвещательнoгo гoлoса", а чтo касается участия на внеoчереднoм третьем съезде нарoдных депутатoв СССР, тo oни мoгли выступать лишь в качестве представителей гoсударства.

Президент СССР М. С. Горбачев 25 декабря 1991 г. подписал указ о сложении с себя полномочий, а также выступил с речью по телевидению по данному поводу. 26 декабря 1991 г. на заседании палаты Союза Республик Верховного Совета СССР была принята Декларация о прекращении существования СССР как государства и субъекта международного права.

За две недели до подписания Беловежских соглашений бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер в Хьюстоне заявила: «Сейчас де-факто произошел распад Советского Союза, однако де-юре Советский Союз существует. Я уверяю вас, что в течение ближайшего месяца вы услышите о юридическом оформлении распада Советского Союза». Президент США Джордж Буш в своем заявлении от 25 декабря 1991 года, после того как Горбачёв сообщил ему по телефону о своей отставке, подчеркнул: «Соединенные Штаты приветствуют исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества. Несмотря на потенциальную возможность нестабильности и хаоса, эти события явно отвечают нашим интересам» (газета «Известия» за 26 декабря 1991 г.).

После решения о ликвидации СССР особую остроту вызывал вопрос: имели ли право руководители трех республик «распускать» весь Советский Союз? Написано много книг и статей, в том числе и непосредственными участниками вискулевских событий. Надо сказать, что юридические аргументы могут быть приведены в подтверждение позиции как о правомерности, так и неправомерности действий при заключении Соглашения.

Но самый серьезный аргумент заключается в том, что решение референдума от 17 марта 1991 года и его результаты в нашей республике свидетельствовали о необходимости получения согласия народа на действия по разрушению СССР. Как отмечалось, проведенный референдум в Украине 1 декабря 1991 года давал Л.Кравчуку соответствующие полномочия на подписание Соглашения об образовании СНГ. У нас «санкционировал» решение по СНГ референдум от 24 ноября 1996 года, когда было проведено голосование по Конституции Республики Беларусь.

Эмблема СНГ

1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь) президент РСФСР , президент Украины и председатель Верховного совета Республики Беларусь Станислав Шушкевич подписали Соглашение о распаде СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Этот документ вошел в историю как «Беловежское соглашение», в его преамбуле говорилось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», статья 1-я гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств».

Именно основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны данного Соглашения, несмотря на распад СССР, и договорились об образовании СНГ.
Также в данном документе была подтверждена приверженность государств принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорилось, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Была подчеркнута и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.

Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену». Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.

Здесь стоит сказать, что подписанию данного документа предшествовали события, происходившие на территории СССР с середины 1980-х годов. Изменения в экономической и политической жизни страны привели к углублению противоречий между центром и союзными республиками и к радикальным изменениям политической ситуации в стране. В результате, в 1990 году все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, а произошедшие события ускорили процесс распада СССР.

Соглашение о создании СНГ было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а - Верховным Советом России.

В городе Ашхабад (Туркмения) состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Ее итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию СНГ при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.

И для совместного решения всех данных вопросов была специально организована встреча глав 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Её результатом стало подписание 21 декабря 1991 года, в которой излагались цели и принципы СНГ.

Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва, Эстония, а Грузия присоединилась к Содружеству в декабре 1993 года.

Впоследствии «Беловежское соглашение» получило неоднозначную оценку как внутри стран-участниц данного соглашения, так и в мире. А споры по поводу оценки его значения и последовавших событий продолжаются и по сей день.

Вконтакте

Одноклассники

  • 1792

    1792

    20 марта 1792 года национальная Ассамблея Франции одобряет применение гильотины. Уже через год при помощи гильотины был казнен Людовик XVI. Долгое время казнь исполнялась только публично. В приговоре говорилось, что осужденному отсекут голову на публичном месте во имя французского народа. Соблюдались и средневековые ритуалы: в последнее утро осужденному объявляли: «Мужайтесь! Час искупления на...

  • 1852

    1852

    В конце 19 века роман «Хижина дяди Тома» (англ. Uncle Tom"s Cabin) о рабах в южноамериканских штатах стал бестселлером своего времени, вторым после Библии, и приобрел мировую известность. Опубликованный в 1852 году он был написан в период, когда борьба против рабовладения в Америке стояла в центре общественного внимания. Неудивительно, что книга произвела фурор. В биографии писательницы Га...