Интересная игра для педагогов. Деловые игры и тренинги на педсовете в школе и ДОУ. Типы игр, примеры, описание технологии и рекомендации. Я предлагаю вам упражнение «Рифмовка»

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга

Тема: «Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

Пояснительная записка

Любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует не только реконструкции содержания образования, но и определенного прогресса в кадровом отношении. Эти линии развиваются параллельно. Неразвивающийся, инфантильный педагог не может, лишь применяя новые программы, технологии, воспитать творческую, созидательную личность. Именно поэтому повышение компетентности, профессионализма воспитателей - одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. И достичь этого можно не только применяя формы индивидуальной работы с педагогами, но и правильно организовав педагогические мероприятия с использованием интересных интерактивных форм.

Вашему вниманию предлагается мероприятие для педагогов ДОУ в нетрадиционной форме с использованием элементов тренинга. Данная форма работы с позволяет активизировать педагогов в деятельности, вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

План проведения

  1. Введение в тему деловой игры.
  2. Организационный момент.
  3. Задание 1 - зафиксировать на листе на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность.
  4. Задание 2- упражнение «Объявление».
  5. Задание 3 - перевертыши.
  6. Задание 4 - ТРИЗ - технология.
  7. Задание 5 - творческое.
  8. Задание 6- «Музыканты».
  9. Задание 7- придумать наибольшее количество вариантов использования названного предмета.
  10. Задание 8- упражнение «Дружественная ладошка»
  11. Задание 9 - упражнение «Рифмовка»
  12. Заключительное слово ведущего.

Сценарий деловой игры.

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

А.Шершунович, Т.Чукасова

Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.
Задачи:

  • Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
  • Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
  • Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Ход деловой игры:

Добрый день, уважаемые коллеги!

В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т.д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.

«И так, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам…» (Донсон, 1997 г.).

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

И так, сегодня в раках деловой игры с элементами тренинга я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

Организационный момент: На столах, разделенных на 2 команды, лежат цветные кружочки. Педагогам предлагается выбрать цвет и занять соответствующее место.

Уважаемые педагоги сегодня мы обращаться друг к другу будем необычно. Я вам предлагаю назвать себя, ассоциируя выбранный цвет с каким либо объектом или явлением.

Я выбрала себе … цвет. И предлагаю вам сегодня называть меня….

В ы считаете себя креативным? Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад. - «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).

Задание 1. П ервоначально я попрошу каждую команду зафиксировать на листе на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность (которые обобщил на основе большого количества существующих признаков Davis):

  • Осознанность - восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
  • Оригинальность - гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
  • Независимость - уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
  • Склонность к риску - готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
  • Энергичность - поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
  • Артистичность - выразительность, эстетические интересы.
  • Заинтересованность - широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
  • Чувство юмора - игривость.
  • Тяга к сложности - интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
  • Непредубежденность - восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
  • Потребность в одиночестве - самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
  • Интуитивность - проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
  • Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

Педагоги анализируют, какие качества не были названы.

Задание командам 2. Для того, чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя каким то образом презентовать.

Упражнение «Объявление»

В течение 5 минут каждая команда должна составить краткое объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.

Задание командам 3.

Уважаемые коллеги, следующее задание - «Перевертыши» . Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.

Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

Задание команде 1.

Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».

Грустные взрослые - «Веселые ребята».

Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».

Крик баранов - «Молчание ягнят».

Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».

Задание команде 2.

С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Холодные ноги - «Горячие головы».

Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».

В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девочки».

Ручной кактус - «Дикая орхидея».

Задание командам 4. Сейчас я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, давайте постараемся ее вспомнить (технология ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).

1. «Свойства - антисвойства ». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: лёгкий - тяжёлый. Команды называют пары слов по очереди, побеждает команда, назвавшая пару слов последней.

2. В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему. Синей команде система ЛЕС, красной команде РЕКА. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа; Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина).

3. «Загадай загадку». Каждая команда придумывает загадку по схеме « на что похоже - чем отличается» и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).

4. Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.

Задание командам 5.

Вам необходимо нарисовать « как пахнет радуга» . Второй команде - «о чем мечтают звезды».

- Расскажите о своем рисунке, было ли трудно выполнить такое задание. В чем заключалась трудность?

Задание командам 6 .

Я предлагаю вам превратиться в музыкантов. У двух человек из команды в руках по музыкальному инструменту, остальные напевают мелодию (без слов). Задача противоположной команды отгадать ее и задать другой.

Задание командам 7 .

А сейчас я предлагаю следующее задание. Вам необходимо предложить наибольшее количество вариантов использования первой команде - пуговицы , второй команде - пустого флакончика из-под духов.

8. Упражнение «Дружественная ладошка».

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий : Перед вами лежат контуры ладошек, напишите пож. на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь креативное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.

Завершающая игра направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе нашей встречи опыт, подвести итоги.

9. Я предлагаю вам упражнение «Рифмовка».

Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшей встречи.

  • Мы встречались, мы играли, креативность развивали…

· На игру мы приходили, где нас с вами научили…

· Креативность - что за птица?

· Нам запомнилось так ярко…

· Завершилась наша встреча…

Заключительные слова ведущего - Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.

В заключении мне хочется подарить вам небольшие буклеты, которые помогут вам в вашей работе.

Список использованной литературы:

1. Шмонина Л.В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. М.: Издательство «Учитель», 2009

2.Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Творческий центр, 2004

3. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2001.

4. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

5. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.

7. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Аркти, 2004

Деловая игра для педагогов по теме:

Педагогические приемы создания ситуации успеха

Тема : создание ситуации успеха ученика как одно из условий создания здоровьесберегающей среды, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

Задачи:

    Систематизировать приемы и методы создание ситуации успеха учащихся на уроке, развитие мотивационной сферы.

    Создать с педагогами банк данных «Ситуации успеха учащихся на уроке» для правильного формирования личности школьника.

Оборудование:

План работы

Правила работы в группе

Клубок ниток, двухцветные

«ладошки» из картона

Бумага, маркер

Добрый день, уважаемые коллеги! Поскольку наш ученик все свое школьное время проводит в школе, напрашиваются вопросы:

    Здоровьесберегающий урок - каков он? Я считаю, что одним из условий сохранения психологического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе и приглашаю вас принять участие в деловой игре по теме: «Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика в школе».

    Мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический «банк данных ситуаций успеха»

Работаем так:

Изучаем

Обсуждаем

Обобщаем

Представляем итоги

    Игра «Знакомство»

Материал: клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.

Инструкция:

Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться. Как вас зовут. Откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение

Предложения на карточке:

Я доверяю людям, которые…..

Самая большая радость для меня – это…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что….

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….

Думаю, что самое важное для меня….

Человек, которому я могу доверять….

Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда ….

Человек считается успешным, если…

Таким образом, клубок передается дальше и дальше пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины

Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

(создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)

    Приветствие « Ладошки»

В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать друг друга с помощью ладошек

Красный цвет - делюсь хорошим настроением, доброй энергией

Синий - я сегодня немного расстроен и прошу вашей поддержки

Красный - да

Синий - нет

    Готовы ли вы работать в форме игры?

    Готовы ли вы сотрудничать во время игры

Для начала используйте вернейшее средство, которое сближает людей. Что это?(улыбка)

Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки

    Деление на группы

Встаньте, пожалуйста, в две шеренги

А теперь объединиться в 3 группы

Правила работы в группе

    «Здесь и сейчас»

Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора.

    « Индивидуальность »

Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

    « Летучее обл ако»

Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу

    « Искренность и открытость »

Чем более искренними и открытыми будут участники встречи, тем более успешной окажется работа каждого из группы в целом.

Каждая группа выбирает спикера, который после обсуждения представит результат своей работы

В своих подгруппах возьмитесь за веревку, связанную в кольцо

Ваша задача с закрытыми глазами, переговариваясь, перестроить из этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат, треугольник, круг)

Рефлексия: какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения

    Основная часть

Участники занимают места за столами

Итак, тема нашей игры «педагогические приемы создания ситуации успеха», мотивация учения

Анализ проблемы

Для того, чтобы могли лучше с ориентироваться в игре, я предлагаю ознакомиться с результатами опроса учащихся. Они дописывали неоконченные предложения

(раздаю карточки с предложениями)

    Если я получаю хорошую оценку - это значит, что….

.меня похвалят родители

я хорошо знаю материал

.учительница будет рада

у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки дальше и ходить в школу

    Если я получаю плохую оценку, это значит, что…

у меня испортиться настроение

меня накажут

учительница будет недовольна

я расстроюсь

у меня пропадет интерес к учебе

    Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…

меня уважают

обращают на меня внимание

меня хвалят

разговаривают со мной вежливо

доверяют мне

чувствуют когда мне плохо

справедливо оценивают каждого

    Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что…

у меня испортилось настроение

меня накажут

учительница будет недовольна

я расстроюсь

у меня пропал интерес к предмету

    Я чувствую себя уверенно, когда в школе…

меня хвалят

ставят хорошие оценки

вызывают меня к доске

мне помогают

доброжелательны ко мне

меня понимают и поддерживают

Вывод.

Успех имеет огромное значение в жизни людей.

Групповая работа (задание группами) подобрать эпиграф к нашей игре

    Все что перестает удаваться, перестает и привлекаться (Франсуа да Ларошфуко)

    Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью учителя «радость»успеха может померкнуть(В.А. Сухомлинский)

    «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха»

Какое из них наиболее удачно подойдет в качестве эпиграфа к нашей игре (объясняют)

5 .«Мозговой Штурм»

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Что такое успех? Как развить мотивационную сферу к учебной деятельности. Методом мозгового штурма вы должны за определенное время определить приемы и методы успеха ученика на уроке

    Подготовить учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивать «Я уверена, у вас все получиться», подбадривать если что- то не получается

    Использовать на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, что оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам

    Формировать у учащихся положительную «Я концепцию»(я нравлюсь себе и другим, я многое могу)

Группы обсуждают, выбирают их предложенных вариантов

    Работают в группах, оформляют итоги « Банк ситуации успеха »

    Защита проекта

1 группа буклет-памятка

Положительная концепция ученика «Я - концепция»

    Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость

    Видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

    Понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерб достоинству «Я - концепции!» ребенка. («Ребенок хорош - плох его поступок»)

    Помогать детям реализовать себя в деятельности

(«В каждом ребенке – чудо, ожидай его»)

2 группа Педагогическая копилка

    Похвала

Страшна ли она? Внушить веру в себя, прикоснуться отдать ему свое сердце открытое для добра и сочувствия,- в этом залог успешного воспитания

    Авансирование

Учитель заранее предупреждает ученика о самостоятельной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так, смысл в том, что должен ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе учителем подобрать литературу к выступлению. Такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

    « Холодный душ »

На уроке у способных учеников можно наблюдать периоды подъема, взлета. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Быстрое привыкание к успеху, превращение уверенности к самоуверенности. Для таких учащихся педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

    « Эврика »

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддерживать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

    « Эмоциональное поглаживание »

Учитель с легкостью раздает комплименты. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Я молодец, я умница. Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я молодец! Иногда этих слов как раз и не хватает.

3 группа Фрагмент урока

( использование игровых заданий, загадок, творческих заданий, проблемные вопросы, исследовательская деятельность)

    Вывод

Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность и школу и ее методы обучения

По мере как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся все чаще не могут успешно адаптироваться к жизни особенно дети с ОВЗ. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод:

Успех в учебе - завтрашний успех в жизни! Это сегодня попытались доказать участники деловой игры « Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха! - обращаемся к эпиграфу нашей игры.

Упражнение « Дружественная ладошка »

Задание:

Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки

(по окончании работы участники забирают себе на память ладошки с пожеланиями)

Татьяна Костыра
Деловая игра с педагогами «Её величество - игра»

Мастер – класс

«Деловая игра с педагогами »

Тема : «Ее величество - игра »

Старший воспитатель

Костыра Т. А.

г. Усинск, 2014

Цель : Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников» , используя активные методы работы с педагогами ».

Задачи :

1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

2. Повышать методический уровень педагогов по организации различных видов игры.

3. Способствовать творческому поиску.

4. Скорректировать работу по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении.

Участники : педагоги ДОУ , специалисты.

Оборудование : презентация, карточки, кроссворд, памятки для воспитателей.

Место проведения : музыкальный зал.

Ход проведения:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас на деловой игре . Тема «Её величество - игра » . Во время данной игры вы сможите обмениваться друг с другом педагогическим опытом работы по данной теме.

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!

Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

А. С. Макаренко писал : «Игра в жизни ребенка имеет такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Игра - это жизнь ребенка , его существование, источник развития его моральных качеств.

В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.

В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

В игре ребенок учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.

В игре ребенок развивается духовно.

В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок. Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте.

«Давай поиграем - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.

«Давай поиграем , ну давай!» . Обращаются дети к своим родителям. И что же он слышит в ответ? – ваше мнение, как вы считаете?

(Ответы участников деловой игры )

«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорят часто ребёнку.

«Идите, играйте » - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться? И дети идут и играют : одни играют в «Дочки-матери» , отражая отношения мамы к дочери, другие играют в «Празднование» , сопровождая игру звоном бокалов, мальчишки играют в «Строителей» , «Водителей» и в другие игры, где так или иначе отражают социальный мир, который их окружает, исполняют те социальные роли, которые встречали в своём жизненном опыте.

Игра - первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, развивает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности - именно поэтому она так важна для ребенка.

I. Брейн-ринг «Игра – дело серьезное » .

Вопрос 1 : Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ : Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей; во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями; в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

Вопрос 2 : Какой должна быть предметно-игровая среда?

Ответ : Программа «Детство» предполагает :

Последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;

Учет половых особенностей и предпочтений детей;

Направленность на развитие целостных ориентаций ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми;

Стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.

Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.

Вопрос 3 : Какова роль взрослого в организации детской игры?

Ответ : Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 4 : Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

Ответ : Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.

Вопрос 5 : Какой должна быть игрушка?

Ответ : Она должна вызывать у ребенка (независимо от возраста) положительные эмоции; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности. Она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных и безопасных материалов.

Вопрос 6 : Назвать по группам :

Игрушки, моделирующие семейные отношения.

Ответ : куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, расческа и т. д.

Игрушки, моделирующие отношения вне дома.

Ответ : дикие и домашние животные, различные виды транспорта, техника, игрушки связанные с трудом взрослых (парикмахерская, больница и др.) .

Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний.

Ответ : подушки различных размеров, надувные мячи, боксерская груша и перчатки, головные уборы, старые газеты и др.

Вопрос 7 : Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?

Ответ : Все свободное время.

При организации, руководстве и проведению игр большинство из вас сталкивалось с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся все вместе. Вы подготовили вопросы, которые сейчас и зададите друг другу (от лица начинающего педагога ) .

Вопросы и решение педагогических ситуаций :

1. Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор : «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» . Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить? (Лиана Маратовна) .

2. Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками , при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать, мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место (Ирина Фанилевна) .

3. Как-то раз в соседней группе я наблюдала, как дети с интересом играли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк» . Мне захотелось, чтобы и мои дети играли в эту игру . Я сделала атрибуты к игре : клетки, вольеры, подобрала животных. Но игра не получилась . Мне приходилось все время подсказывать, что делать дальше. Объясните, пожалуйста, что я сделала не так? (Любовь Вениаминовна) .

4. Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками . Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками , в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек (Надежда Ивановна) .

5. Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию? (Елена Николаевна) .

(высказывать своё мнение могут несколько педагогов )

А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра » . Кроссворд будем разгадывать по группам, мы с вами разделимся на две группы.

ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ

ПО ГОРИЗОНТАЛИ :

2. Первая игрушка малыша? (погремушка)

4. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра )

6. Требования, предъявляемые к игре? (правила)

8. Старинная настольно-печатная игра ? (лото)

10. Современный лёгкий детский конструктор? (лего)

ПО ВЕРТИКАЛИ :

1. Спутник жизни детей? (игрушка)

3. Атрибуты, как для подвижной, так и для театрализованной игры? (маски)

5. Что распределяют между собой участники игры? (роли)

7. Ход игры по - другому? (содержание игры)

9. Необходимый компонент игры - без чего не начнёшь игру? (замысел)

Упражнение «Продолжи предложение»

Уважаемые педагоги предлагаю вам по очереди продолжить свой вариант фраз :

- «Мне нравятся дидактические игры, потому что …»

- «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»

- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….»

-«Больше всего мне нравятся …. игры, потому что….»

-«Я думаю, что игра полезна тем , что…»

-«Моя самая любимая игра… ., потому что…»

-«Я считаю, что в игре дети учатся…»

Заключение.

Мы сегодня, и на педагогическом совете много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых, ребёнок больше любит тех, кто с ним играет .

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!

При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним . Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, это делаете.

Игра – это чудесный мир , который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая условности.

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе.

Повышение профессионального мастерства педагогов является одной из важнейших задач методической работы в ДОУ. Очень важно найти такие формы работы, которые развивали бы у воспитателя детского сада потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждали к активной творческой деятельности. Хочу предоставить вашему вниманию деловую игру в форме «Пойми меня!» как одну из форм работы с педагогами на тему: «Формирование творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ - РТВ».

Ход игры:

1.Представление и приветствие команд (название, девиз)

2. Представление членов жюри. Проведение жеребьевки.

Ведущий: Для того чтобы начать наш I дин, необходимо установить очередность: я читаю стихи, вы их заканчиваете, кто правильно все сделает, будет начинать первым.

Стихи-рифмовки:

Иглы колкие торчат прямо с детства у... (ежат)

В аквариум чистой водицы нальешь, плавать, плескаться будет там... (ерш)

Через горы и леса в край родной летит... (птица)

Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки)

Из цыпленка вышел толк вырос бравый храбрый... (петух)

Звонок цокают подковы на копытах у... (коня)

Ведущий: Напоминаю правила I дина: я задаю по очереди три слова каждой команде. За 30 секунд члены команды, начиная с первого, пытаются объяснить по цепочке друг другу заданное слово, не произнося его (допускается использовать жесты). За правильность ответов жюри начисляет один балл. Тот, кто уже поучаствовал, становится в конец команды. Надеваем наушники, отворачиваемся друг от друга. Слова для первой команды на листке (вытаскивает участник сам, текстом внутрь).


Слова для первой команды - физкультура, прогулка, экологический центр.

Слова для второй команды - экология, тихий час, план.

Жюри подводят итог I дина.

Ведущий: Правила этого дина коренным образом отличаются от первого: я задаю по два слова каждой команде, у вас имеются листы и маркеры и 40 секунд. Первый член команды объясняет слово своему соседу, но тот не должен произносить ни слова вслух, но может использовать мимику, жесты, чтобы переспросить. Как только он поймет, о чем идет речь, пишет слово на листке и переворачивает его, не перевернуть лист - ошибка, затем, стучит по плечу следующего игрока и пытается объяснить то, что он понял от первого. Ну вот, собственно и все, надеваем наушники.

Слова для первой команды - игрушка, занятие.

Слова для второй команды - ручей, Башкирия.

Жюри подводят итог II дина.

5. Третий дин

Ведущий: Я задаю каждой команде по одному слову, капитан называет 4 ассоциации, возникающие у него с этим словом. После этого я называю слово вслух для всех членов команды. Каждый игрок, начиная со второго, называет в свою очередь собственные ассоциации в течение 5 секунд, после этого он обязан передать право названия ассоциаций следующему члену команды и так далее. Количество очков выставляется в соответствии с количеством ассоциаций членов команды, совпавших с ассоциациями капитана команды.

Слово для первой команды - Стерлитамак.

Слово для второй команды - ребенок.

Жюри подводят итог III дина.

6. Четвертый дин

Ведущий: К этому дину вы готовили домашнее задание - рисовали несуществующее животное на формате A3, сейчас ваша задача обменяться рисунками с соперниками и за 20 секунд рассказать и представиться от лица этого животного. Жюри оценивает оригинальность, артистизм, воображение представителя команды.

Жюри подводят итог IV дина.

7. Награждение команд

Победившей команде - грамоту, проигравшей - сертификат участника.

8. Заключение

Ведущий: Что удавалось лучше: формулировать понятия или угадывать слова? Какие методы и приемы были использованы в игре из технологии ТРИЗ-РТВ? (метод ассоциаций, мозговой штурм, рисуночный тест, эмпатия, логическая цепочка, стихи-перевертыши ).

Ведущий: Какие вы используете приемы в своей работе с детьми по формированию творческих способностей, развитию логического мышления, воображения (метод гирлянд и ассоциаций, хорошо - плохо, прямая аналогия, ММЧ, метод фокальных объектов, средства моделирования ).

Ведущий: И, напоследок, проведем игру «Открытый микрофон» - участник берет в руки микрофон и говорит, что ему понравилось или запомнилось в процессе совместной деятельности.

О себе: Мой педагогический стаж - 15 лет, 6 лет в данной должности, пока нигде раньше не печаталась, хорошо, что появились такие порталы и сайты, куда можно посылать накопленный материал, да еще за свою работу можно получить диплом участника всероссийского масштаба. Спасибо, надеюсь на продолжительную и плодотворную работу.

Название: «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»
Номинация: Детский сад, Деловая игра для педагогов дошкольного образования, конкурсные мероприятия, Педагоги

Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ СОШ №4 Дошкольные группы
Месторасположение: г. Куйбышев, Новосибирская область

Деловая игра для педагогов дошкольного образования «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО.

Задачи:

  • Расширять представления педагогов ДОО о развивающей предметно-пространственной среде, особенностях её организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  • Развивать творческую активность педагогов в решении разнообразных задач и ситуаций, аналитические способности.
  • Активизировать деятельность педагогов ДОО по проектированию РППС

Оборудование: мультимедийная установка, презентация с игровыми заданиями, фишки, таблицы для игры «Волшебники», листы бумаги для моделирования РППС в группах ДОО, маркеры, педагогический сундучок с предметом оборудования.

Время проведения: 20 минут.

Правила игры

Ведущий объясняет правила игры, которая включает в себя выполнение определённых игровых заданий. Все участники делятся на 2 команды и выполняют по ходу игры определённые задания. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

Сценарий деловой игры

Ведущий приглашает педагогов ДОО принять участие в деловой игре. Все участники делятся на 2 команды и выбирают капитанов. Ведущий объясняет правила игры:

  1. Командам предлагаются различные игровые задания, для выполнения которых от участников требуются внимание и выдержка: сначала внимательно слушай и только потом отвечай!
  2. Право на ответ имеет тот, кто руку поднимает. При нарушении этого правила ответы не принимаются и баллы не засчитываются.
  3. Если одна команда допускает ошибку при ответе на вопрос, право на ответ получает другая команда.
  4. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают фишки (баллы). Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

Педагогическая разминка.

  • Игровое задание «Кто быстрее?» Закончите следующее утверждение, дав быстрый и правильный ответ: «В соответствии с ФГОС ДО предметная среда в детском саду называется…»
  • Игровое задание «Выбери правильный ответ»

Для 1-й команды: Создание развивающей среды предметно-пространственной (РППС) в ДОО – это результат реализации какой группы требований ФГОС?

  • К результатам освоения Программы
  • К структуре Программы
  • К условиям её реализации

Для 2-й команды: Какое количество основных требований к РППС

в ДОО определено в Стандарте?

  1. Основная часть.
  • Игра «Волшебники» В таблице закодированы названия основных требований, предъявляемых ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (РППС). Необходимо быстро и правильно расшифровать эти названия и озвучить их согласно данной последовательности цифр.
  • Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается отгадать загадки про оборудование РППС.

Загадка № 1. Загадывает ребёнок:

У меня есть огурец, огурец зелёный.

Только этот огурец не свежий, не солёный,

Он зовётся «дикий», ростом «невеликий».

С огурцом люблю играть, я могу его катать

По щеке и по руке – он даёт здоровье мне.

ЧТО ЭТО?

Загадка № 2. (Что лежит в «педагогическом сундучке»?)

Я удобный и простой – не соскучишься со мной!

Будешь строить и играть, мир со мною познавать

И движенья выполнять: прыгать, бегать и шагать,

Можешь просто отдыхать.

Тренажёр и балансир – я известен на весь мир!

КТО Я?

Загадка № 3.

Как называются напольные и настольные макеты в современном игровом пространстве ДОО?

  • Игра «Заполни пропуски» (об особенностях РППС В ДОО).

Командам предлагается коротенький текст в виде отдельных предложений об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Необходимо вставить в каждое предложение недостающие по смыслу слова или фразы. Оцениваются быстрота и правильность выполнения задания.

  • Среда должна быть …………………….. каждому: и взрослому, и ребёнку.
  • Среда должна обеспечивать богатый выбор для………………………………………………………………. работы с детьми.
  • Чтобы ребёнок был успешным, среда должна давать ему право на………………………..
  • Для организации партнёрских взаимоотношений взрослого с детьми среда должна быть богата…………………………………
  • Игра «Модераторы РППС в ДОО»

Командам предлагается смоделировать развивающую предметно-пространственную среду в группах ДОО по ЦЕНТРАМ АКТИВНОСТИ. Оценивается разнообразие названий и количества развивающих центров, оригинальность подходов и идей.

3. Подведение итогов.

По итогу деловой игры побеждает та команда, которая набрала больше баллов. Награждения победителей и участников могут быть различными: победители получают дипломы, а остальные участники – поощрительные призы; победители и участники обмениваются улыбками, объятиями и рукопожатиями; дарят стихотворения и т.д.; можно поручить болельщикам (если таковые имеются) придумать способы поощрения для всех участников и т.п.

Правильные ответы

  1. Педагогическая разминка.
  • Игровое задание «Кто быстрее?» (Развивающая предметно-пространственная среда)
  • Игровое задание «Выбери правильный ответ» для 1-й команды (К условиям её реализации)

Для 2-й команды (6)

  1. Основная часть.
  • Игра «Волшебники»

(1 – НАСЫЩЕННОСТЬ

2 – ДОСТУПНОСТЬ

3 – ВАРИАТИВНОСТЬ

4 – ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

5 – БЕЗОПАСНОСТЬ

6 – ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ)

  • Конкурс капитанов. Загадка № 1. (Отгадка: Массажёр «Дикий огурец»). Загадка № 2. (Отгадка: Игровой набор мягких модулей. В «педагогическом сундучке» лежит один из элементов этого игрового набора ). Загадка № 3. (Отгадка: Маркеры игрового пространства)
  • Игра «Заполни пропуски» (…интересна…; …коллективной и индивидуальной работы…; …на ошибку…; …ситуациями… )