Что такое петров пост. Петров пост: когда, сколько длится, календарь питания, как провести, что нужно делать, что можно, что нельзя, приметы, обряды, традиции. Смысловой центр поста

Петров (или Апостольский) пост -один из основных многодневных церковных постов (наряду с Великим, Успенским, и Рождественским постами). Цель каждого из этих постов - подготовить человека к достойной встрече великих праздников и способствовать преображению, обновлению души, подобно тому, как четыре раза в год обновляется и сама природа. Традиция поститься родилась у древних христиан, дабы людям было легче ощутить величие праздника. К соблюдению Апостольского поста мы призваны по примеру святых апостолов Петра и Павла , великих угодников Божиих (недаром они названы первоверховными, то есть особо значимыми).

Из истории установления Апостольского поста
Об установлении этого поста впервые упоминается в III веке. В «Апостольском предании» святого Ипполита Римского сказано, что данный пост, следующий через неделю после Троицы (поэтому Петров пост ранее имел также название поста Пятидесятницы), призван выполнять своего рода компенсаторную функцию: если «ниву» человеческой плоти не обрабатывать постоянно, то на таковой легко могут произрастисорняки, которые принесутхудой плод, закономерно отправляемый на сожжение. Апостольский пост был установлен в память святых апостолов Петра и Павла, ведь сами они, согласно библейской истории, восприняв Святого Духа в день Троицы (Пятидесятницы), постом и молитвой, подобно Господу, приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия.
Об Апостольском посте упоминается, в частности, в связи с постройкой в Риме (тогда еще пребывавшем в лоне Православия) и Константинополе церквей в честь первоверховных апостолов. Константинопольский храм, согласно истории, освятили именно в день памяти святых Петра и Павла, ставших мучениками 29 июня (12 июля - согласно новому стилю).
С начала IV века святоотческие свидетельства о Петрове посте встречаются все чаще, например, о нем упоминают святители Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский, позже –святитель Лев Великий и блаженный Феодорит Кирский (это уже V век).

Почему святые апостолы Петр и Павел именуются первоверховными?
Апостолов, как известно, изначально было двенадцать. Хотя некоторые из них (например, Петр, Иоанн, Павел и Иаков) в Евангелии упоминаются чаще остальных, по традиции, ни один из них не являлся главным и не превосходил честью других.
Поскольку в книге Деяний Апостольских рассказывается преимущественно о трудах, совершенных апостолами Петром и Павлом, ведомые Духом Святым, святые отцы Церкви, преклоняясь перед каждым из апостолов, именно Петра и Павла особо отметили, наделив их эпитетом «первоверховные».
Церковь воспевает апостола Петра как первого из апостольского сообщества, кто исповедал Господа нашего Иисуса Христа в качестве Сына Бога живаго; Павла же - поскольку тот более всех потрудился на ниве Христовой; первого - за твердость духа, второго - за мудрость.

Длительность Петрова поста
Продолжительность Апостольского поста находится в зависимости от даты Святой Пасхи. Традиционно он начинается спустя неделю после Троицы, и завершается 28 июня по старому стилю, если день памяти первоверховных апостолов не выпадает на среду или пятницу (в противном случае и в праздник должно соблюдать пост). Самый продолжительный Петров пост может быть сроком в шесть недель, а самый короткий - сроком в восемь дней.
Сводом законов Православной Церкви всем христианам (и мирянам, и монашествующим) предписано обязательно поститься за семь дней и больше до дня почтения памяти первоверховных (то есть минимум неделю до праздника), а непостящихся было положено отлучать от общества православных христиан.

Значение Апостольского (и не только) поста
Однажды некий мудрец сравнил душу человека с музыкантом, а тело - с его инструментом. Когда инструменту нанесен вред, музыкант, как бы он ни старался, не в состоянии извлечь из него стройных звуков. И наоборот, если музыкант заболел, инструмент, как правило, безмолвствует. Но это лишь метафора. В здоровом теле душа поет и славословит Бога, ведь тело и душа составляют единую человеческую личность.
Жизнь христианская немыслима без подвига. Пост - это своеобразный малый подвиг. Благодаря ему тело делается изысканным инструментом, который способен улавливать каждое движение музыканта - души. Образно выражаясь, оно из африканского барабана превращается в прекрасную скрипку, принадлежащую Страдивари. Пост способствует восстановлению иерархии внутренних сил человека, подчинению сложной душевной организации высшим духовным целям.

Трапеза Апостольского поста
Петров пост считается менее строгим, нежели Четыредесятница, - из рациона питания, согласно церковному уставу, традиционно исключаются только продукты животного происхождения (то есть мясное и молочное). Разрешено использовать в пищу растительные продукты и рыбу, вино. Кроме того, мирянам по средам и пятницам возбраняется употреблять рыбу и растительное масло, а также вино (монашествующим - еще и в понедельник). По субботам и каждое воскресенье Петрова поста, а также в дни почтения памяти великих святых или дни престольных праздников также разрешается рыба.
Однако пост, как и некоторые церковные положения, особенно в наше время, находится в опасности утратить свой истинный смысл и стать бесполезным - при формальном его соблюдении он ничем не отличается от так называемой диеты.

Тропарь (святым первоверховным апостолам Петру и Павлу), глас 4:
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим вели милость.

Кондак (святым первоверховным апостолам Петру и Павлу), глас 2:
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо о нех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.

Величание :
Величаем вас, /апостоли Христовы Петре и Павле, /весь мир ученьми своими просветившия /и вся концы ко Христу приведшия.

Молитва святому апостолу Петру:
О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего приятый из вод волнующихся и крайняго потопления свобождшийся! Не забуди и нас, убогих, в тине греховной увязших и волнами житейскаго моря заливаемых, подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления в страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, пролияти слезу покаяния, да плачемся горько деяний наших в веце сем. И аще твою слезу, в покаяние излиянную, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, с дерзновением апостольским, прощения в буести нашей ежечаснаго от Христа отречения. Град сей, ко святым стопам твоим поверженный, сохрани и от прилучающихся козней лукавых врага спасения нашего огради; воздвигни твои преподобнии руце ко Господу за народ наш, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в онь же имать призвати нас Владыка Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвергни вопля нашего и стенаний к тебе о заступлении нас пред Христом, да выну славим Его милосердие к нам со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва святому апостолу Павлу:
О святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий витие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго (имя), возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех храмаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

С понедельника, 4 июня 2018 года начался один из самых «длинных» постов года - Петров пост . Длинный он, потому что - многодневный, длится этот пост вплоть до дня Петра и Павла, который выпадает на 12 июля.

Основная задача поста - подготовить христианина морально и физически к празднику, посвященному фактическим основателям христианской церкви. Поэтому, его значение лишь чуточку меньше, чем у Великого Поста.

У Петров поста, который еще называют - апостольский, есть свои особенности, свои традиции, а с учетом начала лета - и свои блюда.

Петров пост считается первым летним постом. Он подготавливает всех православных к важному празднику. Пост был установлен в честь святых апостолов Петра и Павла и был назван «Петропавловским», но из-за неудобного произношения, его упростили до «Петрова поста», так как имя Петра фигурирует в названии праздника первым.

Петров пост считается нестрогим. Верующие в этот период отказываются от приема молочной и мясной пищи, однако в отличие от Великого поста можно вкушать рыбу.

Кроме того, многие видят в этом некий символизм, ведь сами апостолы, с которыми связывают установление поста, были рыбаками, а Петр к тому же является их покровителем.

Во время поста можно и даже нужно много молиться. Святые апостолы Петр и Павел усердно молились изо дня в день, и, дабы уподобиться им, почитая их память, церковь призывает верующих также усиленно читать молебны. Также следует читать Священное писание, которое способствует укреплению веры и нахождению ответов на важные вопросы в жизни.

Не маловажное значение имеет помощь окружающим. Конечно, это делать не обязательно, но, чтобы оградить себя и свою душу от терзаний, лучше быть добрее к людям. В период Петрова поста важно держать свою душу в состоянии кротости и смирении.

Однако очень важно знать не только о том, что можно и нужно делать в великий Петров пост, но и понимать, что делать категорически не следует.

Что нельзя делать во время поста

Помимо этого стоит упомянуть и о приметах и народных поверьях. Одна из самых распространенных примет, связанных со временем Петрова поста, говорит, что браки, заключенные в это время, бывают непрочными. Это, конечно, полная ерунда!

Другое дело, что если ты - верующий человек, то ты попросту не будешь отметить такое событие в это время. Ведь Петров пост предполагает ограничения и в смысле увеселений, и в смысле стола. Так что куда проще, радостное событие сдвинуть на какое-нибудь свободное от поста время.

Помимо этого, согласно народным обычаям, нежелательно: заниматься рукоделием, давать деньги в долг, стричься (волосы будут редкими), а также проводить обряды, читать заговоры, ворожить и гадать (хотя последнее итак запрещено делать верующему православному человеку).

Каждый год, через неделю после праздника Пятидесятницы, начинается Петровский пост. С какого числа он берёт своё начало, зависит от дня Пасхи и следующей за ним через 50 дней Пятидесятницы. Окончание же его всегда совпадает с днём памяти святых апостолов Петра и Павла, в честь которых он установлен ― 12 июля. Таким образом, начало Петровского поста меняется, а окончание - нет. По этой причине продолжительность его может быть от 8 до 42 дней. В народе этот пост часто называют Петровками.

и Павел

Эти величайшие служители Божьи, именуемые за свои заслуги первоверховными апостолами, в своей земной жизни были совершенно противоположными людьми не только по принадлежности к различным социальным слоям общества, но и по своему развитию и душевному складу. Причём если один из них ― Пётр ― был учеником Христа в дни его земной жизни, то другой ― Павел ― никогда не сподобился лично созерцать Спасителя и подвязался на служение ему уже после вознесения.

Об апостоле Петре, старшем брате апостола Андрея Первозванного, известно, что он был простым рыбаком, бедным и неграмотным. Никогда ничему, кроме своего ремесла, не учился, и все его жизненные заботы сводились к хлебу насущному, который он зарабатывал тяжёлым трудом. Пётр сразу всей своей душой уверовал во Христа и следовал за ним во все дни его земного служения. Он был обычным слабым человеком и по малодушию своему трижды отрёкся от Учителя, но глубочайшее покаяние позволило ему стать тем камнем, на котором было возведено здание Церкви Христовой.

В отличие от Петра имел благородное происхождение, был человеком начитанным, образованным и в начале своего жизненного пути непримиримым гонителем христиан. Когда же Господь исполнил его сердце истинной верой, то он весь жар своей души и силу разума направил на проповедь его учения. С тем же жаром, с каким он прежде преследовал учеников Христа, уверовав, он стал их наставником и опорой. Петровский пост установлен в память об этих двух людях, олицетворяющих собой беззаветную веру и холодный разум, помноженный на силу и энергию ― качества, из которых складывается истинный миссионер.

Установление Петровского поста

Почитание этих великих служителей Божьих началось ещё в первые века христианства. Тогда же был установлен церковью и Петровский пост. Особенно же широкое распространение он получил после того, как в Риме и Константинополе были воздвигнуты храмы в их честь. Именно день освящения Константинопольского храма ― 12 июля ― был выбран для празднования памяти этих первоверховных апостолов.

В России этот праздник и предшествующий ему Петровский пост появились в глубокой древности. В простонародье он часто назывался «Петрови», а порой даже «Петровки-голодовки». Здесь нет какого-либо непочтения к религии, просто в те дни, когда начинается Петровский пост, запасы прошлогоднего урожая подходили к концу, а до нового оставалось ещё очень долго ― отсюда и голод, и горько-ироническое название.

Объяснение названия

Иногда у людей не воцерковлённых, но проявляющих интерес к православным ценностям, возникает вопрос, связанный с названием этого поста. Их недоумение вызывает тот факт, что Петровский пост, установленный в преддверии праздника, посвящённого двум величайшим столпам церкви, носит имя лишь одного из них. Не говорит ли это о доминирующей роли апостола Петра? Разумеется, нет, они абсолютно равны в своих деяниях и заслугах, а название поста установлено исключительно в силу его благозвучия.

Установление Нового Завета Божьего

Следует подробнее остановиться ещё и на таком важно вопросе: почему день, когда начинается Петровский пост, следует за праздником Пятидесятницы? Ответ на него можно найти в трудах святых отцов церкви. Они указывают на то, что происшедшее на пятидесятый день после исхода из гроба Спасителя нашего Иисуса Христа является свершением Нового Завета Божьего с людьми.

Этот новый Сионский Закон, начертанный в сердцах людей, пришёл на смену ветхому - Синайскому, заповеди которого были высечены на каменных скрижалях. В этот день благодать Духа Святого была ниспослана для укрепления чад святой церкви в их брани Христовой. Именно для очищения души и тела перед выполнением столь важной миссии и установлен Петровский пост. Во дни же самого праздника Пятидесятницы он был бы неуместен, так как это период пребывания Спасителя со своими учениками.

И ещё важная для всех информация. Вопрос, который задают все, кто намерен впервые держать Петровский эти дни? Следует сразу отметить, что он не является столь же строгим, как Великий пост. Не благословляется лишь вкушение мясной и молочной пищи. Рыбные же блюда разрешены во все дни, за исключением среды и пятницы. Более того, по субботам, воскресеньям и в дни храмовых праздников не возбраняется употребление вина.

Важно учесть и такую деталь, что если календарь Петровского поста в какой-то определённый год сложился так образом, что его окончание ― праздник святых апостолов Петра и Павла - выпадает на среду или пятницу, то этот день также является частью поста, хотя и с некоторыми послаблениями. Во всех же прочих случаях в праздник поста нет.

Труд над самим собой

Но не только ограничения в пище включает в себя Петровский пост. Что можно есть, а что нельзя, выяснить несложно. Важно глубоко понять, что пост - это прежде всего работа над состоянием собственной души, при которой отказ от и обычных мирских развлечений является лишь вспомогательным средством. Это правило вполне соответствует каждому из постов, установленных православной церковью, но Петровский имеет в этом отношении свои особенности.

Послушание благовестия

Дело в том, что пост установлен в честь праздника святых апостолов ― провозвестников воскрешения Христова, отворившего двери Царствия Божия всем, кто уверовал в него. Именно в служении слову Божию определена основная задача апостольства. Со временем это послушание было возложено на иерархов церкви ― епископов и священников. Они стали преемниками апостолов и продолжают их великое дело. Однако это совсем не означает, что миряне вправе от него устраниться.

Нести людям слово Божие - это труд, достойный награды в любое время года, тем более в период поста, являющегося преддверием праздника первоверховных апостолов. Каждый православный христианин в эти дни мог бы попробовать свои силы на этом благородном поприще. Здесь открывается очень широкий простор деятельности.

Апостольство внутреннее и внешнее

Это апостольское служение каждый должен направить прежде всего на самого себя. Существует даже такой термин ― «внутреннее апостольство». Под ним подразумевается труд, цель которого - донести благую весть до собственного сознания. Успех в этом начинании даст возможность человеку внутренне принять все то, чему учит его святая церковь. Он обретёт способность искренне воспринимать Божью церковь как мать, и молитва станет для него истинным общением с Богом.

Преуспевший в апостольстве внутреннем способен будет и к трудам на ниве внешнего апостольства, то есть к проповеди христианских истин среди своих ближних. В этом, несомненно, состоит долг каждого православного человека, ведь мы ответственны перед Богом за всех, кто окружает нас, и за всё происходящее вокруг. Здесь очень важно не поддаться искушению, исходящему от врага рода человеческого и подчас старающемуся внушить нам, что наших немощных сил никогда не хватит на выполнение такой задачи. Главное - верить в Бога, а он, если будет на то его воля, ниспошлёт силы.

Что же касается тех пищевых и прочих ограничений, о которых говорилось выше, то они помогают нам на время поста отрешиться от суеты земной и всецело посвятить себя святому делу. Каждый в эти дни должен стать в той или иной степени апостолом и предварять своё служение постом и молитвой. Да, мы немощны, слабы и часто бываем попросту невежественны, но ведь такими были и апостолы. Их сила заключалась в вере, а всё остальное они стяжали нашествием Духа Святого и благодатью Божией, изливаемой на всех, кто готов её воспринять.

Пост помогает людям очищаться от грехов путем воздержания от телесных благ. Петров пост имеет множество важных традиций и церковных правил, о которых будет не лишним вспомнить сейчас, накануне его начала.

Петров пост — это первый постный период за лето. Конечно, по своему духу он не похож на Великий пост, но он выполняет немного другие задачи. Ранее мы писали о пяти вещах, от которых необходимо отказаться в Великий пост . У периода первого летнего воздержания немного иные приоритеты. Это не случайно: правила каждого поста во многом связаны с историей его появления, а также с событиями, которые он освящает.

История

Другое название Петрова поста — Апостольский пост или пост Пятидесятницы. Он начинается по прошествии семи дней после праздника Троицы, то есть дата начала этого периода не фиксированная. Связан Апостольский пост с двумя самыми почитаемыми и известными святыми в православной церкви — Петром и Павлом.

Апостольский пост проводится у христиан всех конфессий. Утвержден он был впервые Константином Великим в 4 веке. День памяти Петра и Павла — 12 июля. Именно в этот день принято заканчивать Петров пост. В связи с тем, что начало поста может приходиться на разные дни, а конец всегда фиксирован, его длина варьируется от 6 недель до всего одной.

Народное название поста — «Петровка-голодовка». Дело в том, что к этому времени обычно заканчиваются все припасы с прошлого года, поэтому люди потуже затягивают пояса перед первыми сборами урожая.

Есть один интересный вопрос, которым задаются многие христиане: почему пост назван в честь Петра, а не Павла. Это было придумано для удобного сокращения. То есть, значение и Петра и Павла для церкви одинаково, но для благозвучия пост назвали Петровым или Апостольским.

Петр и Павел — абсолютно разные люди, которые пришли к вере совершенно непохожими путями. Петр был обычным рыбаком, семейным человеком, который покинул свой дом ради Христа. Павел же был жестоким, рожденным в ненависти к христианству. Чудо заставило его перейти на другую сторону и умереть в муках за своего Господа.

Эти апостолы являются символом людской веры в Спасителя. Они умерли практически одновременно — Петра распяли вниз головой на кресте, а Павлу отсекли голову.

Церковные традиции и народные приметы поста

Апостольский пост не такой требовательный и строгий, как Великий. Установлен он в честь памяти о молитвах Петра и Павла, прежде чем отправиться проповедовать Христову веру. Они провели много вменении с теми, кто нуждался в их помощи, отдавая себя на благо людей, принося им знания о Христе и наставляя на истинный путь.

  • В пост верующим нельзя употреблять в пищу мясо. Рыбу есть можно в любой день, кроме среды и пятницы. Если вы ослаблены болезнью, правила могут меняться. Главное, чтобы воздержание не приносило дискомфорта и не ухудшало вашего здоровья. Пользуйтесь нашим календарем питания в Петров пост , чтобы разнообразить пищу и легче перенести говение.
  • Священнослужители рекомендуют воздерживаться от просмотра телевизора в Апостольский пост. Телевидение — это нередко источник греха и скверны, которым нет места на время поста. Поэтому если вы смотрите телевизор, ограничьтесь познавательными передачами, а не исполненными негативом или насилием.
  • Одно из требований — молитвы. Общайтесь с Богом, посещайте храм и старайтесь никого не обижать в этот период времени.
  • По традиции, в пост принято причащаться, поэтому найдите время и для этого.
  • Есть народная традиция — готовить дом к 12 июля, празднику Петра и Павла, к окончанию поста. В последние дни убираются и выносят весь мусор и хлам из своего жилья.
  • К концу поста начинаются обычно первые осенние посевы.
  • В последние дни мужчины всегда издревле ходили на рыбалку.

Все мы хотим счастья для себя и для своей семьи. Молитесь о здравии живых и об упокоении мертвых. Просите Бога о том, чтобы он помог справиться с повседневными проблемами и научил нас верить в его силу, дал нам здоровья и сохранял от дьявольской руки.

Помните также, что в Петров пост, впрочем, как и в любой другой, нельзя жениться, венчаться и праздновать бракосочетание. Таковы церковные устои, которые выполняются уже более тысячи лет. О том, почему нельзя жениться в Петров пост , читайте в ранее опубликованной статье. Мы желаем вам удачи, добра и крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

26.06.2016 02:11

13 июля из года в год православная церковь отмечает праздник 12 апостолов, учеников Иисуса Христа. ...

Петров пост (Апостольский пост, Петровка ) - это один из четырёх многодневных годовых постов, который установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, постившихся с целью приготовления себя к евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Петров пост начинается через неделю после и, в отличие от всех прочих многодневных постов, имеет различный период по продолжительности: от 8 до 42 дней, в зависимости от пасхального цикла. Заканчивается он всегда в день , 12 июля (29 июня ст. ст.).

Петров пост в 2018 году: 4 июня - 11 июля

«В царствование того Нерона пришел некто, Симон по имени, египтянин, волхв, творя видения многие, и назывался Христом. Слышал же Петр апостол о нем, и пришел в Рим. Когда он шел в Рим через Антиохию Великую, прилучилось умереть Евводу, епископу и патриарху Антиохийского града. И принял чин епископский Игнатий, и святой Петр повиновался. Случилось умереть в те годы Марку апостолу в Великой Александрии, епископу бывшему там и патриархом. И принял от него епископство Аниан, ученик его, как Феофил написал. Поспешил же апостол Петр в Рим. И узнал, где пребывает Симон волхв, и пошел к нему; и обрел пса великого у врат его, цепями привязанного. Симон его из-за прихода Петра привязал, и приказал, чтобы не входили к нему, если только не повелит Симон. И сей обнюхивал хотящих войти к Симону. Петр же увидел пса, такого великого и страшного, и узнал от стоящих пред вратами, что, если не повелит Симон псу, то не даст войти сей пес никому; но, наскочив, пес умерщвляет всякого входящего. Петр же взял пса за цепь, отвязал его и сказал ему: «Иди к Симону и скажи ему человеческим голосом: Петр, раб Бога Вышнего, войти хочет». Пес же пошел; и прибежал, когда тот учил некоего волшебным прелестям, и, став посредине, человеческим голосом глаголал к Симону: «Петр, раб Бога Вышнего, прийти хочет к тебе». Они же, слыша пса, глаголющего человеческим голосом, удивились, глаголя: «Что есть этот Петр, или какова сила его, о котором глаголет пес? Как (он) сделал пса человеческим голосом (говорящим), сотворив его послом?» И сказал Симон к стоящим и дивящимся Петру: «Человек сей пусть вас не устрашает. Ибо, вот и я велю ему тем же человеческим голосом ответ творить». И сказал Симон псу: «Велю тебе, иди и скажи Петру человеческим голосом: Симон тебе говорит, приди и войди». И пришел к Симону Петр. И боролся с Симоном Египетским Петр, когда творил он чудеса. И одолел Петр Симона волхва, и творил исцеления, и веровали Петру многие и крестились. И поэтому в Риме мятеж великий восстал и буря из-за Симона; и творили чудеса (оба).

И услышав о мятеже, Агриппа-епарх поведал царю Нерону, говоря: «Есть некие в сем городе, чудеса творящие друг против друга. Один нарицает себя самим Христом, а другой глаголет, что (тот) не Христос, но волхв, ибо я - Христов ученик». И тогда царь Нерон повелел привести пред собой Симона волхва и Петра, и Пилата привести из темницы. И введены были к царю, и вопросил Симона Нерон: «Ты ли Христос?» Он же сказал: «Я». И сказал Петр: «Это не Христос. Ибо я - Его ученик и при мне на небеса взошел». И после этого призвал Пилата и спросил его о Симоне: «Сей ли Тот, Кого предал ты на распятие?» И, приступив, Пилат сказал: «Это не Христос». Также и о Петре вопросил его: «А сего знаешь ли, ученик ли Его есть»? Он же сказал: «Истинно. И ввели его ко мне иудеи как ученика Его, и отвергся (он), говоря – я не ученик Его. И отпустил (я) его». И тогда Нерон и Симона, как солгавшего, нарекшись Христом, которым он не был, а также и Петра, обличенного Пилатом, как отвергшегося от Христа, повелел изгнать. И изгнаны были из дворца. И пребывали в Риме, творя чудеса друг против друга.

Симон же повелел привести быка великого и сказал (нечто) в ухо быку, и тотчас умер бык. И чудно было (это). Петр же, молитву сотворив, пред всеми сделал ожившим быка, что было большим чудом. Симон же, понимая, что Петр препирает его Писанием и Божьим словом, испытанию быть (другому) захотел. Ушел со многим срамом, побежденный, ибо был скверный многоумелец диявольским деяниям, неумелец же духовному учению. Ибо был научен волхованию и козням сатанинским, как никто иной до него. Не сомневался, так как (был) диавольским зломышлением и злодеяниями славен, ибо кумиров творил, и в огне валяясь, не обжигался, по воздуху летал из каменья хлебы творил, змеем бывал и в золото превращался, двери затворенные и запертые отворял, и железные узы сокрушал; на вечерях идолов, всякие страсти представляющих, творил, и сосудам, сущим в доме, самим носиться на службу творил, как бы кому-то носящему их, невидимому; тени многие пред собою устраивал, глаголя, что это души умерших. Многие же как отравителя и прелестника его обличить пытались, но изменяли (это мнение) после празднеств, когда, волов заклав и напитав их различно, так, что невозможно (было) исцелиться, в (то же) беснование прелагались. И иное множайшее творил при помощи служащих ему бесов, и с их помощью не только себя в иные образы человеческие и скотские преображал, (но) что хотел, то и творил.

И некогда искал его кесарь, (чтобы схватить) как волшебника; и чтобы избежать этого, облик свой переложил на Фафста (Фавста) ученика Петрова. И в таком образе (тот) пришел к Петру, гоним будучи всеми, из-за такого непреподобного вида, в который был обличен. Воззрел же Петр на него и увидел его в печали и слезами одержимого, и сказал: «Симоном волхвом, Фавст, изменение твое было (сделано), ибо кесарь его ищет; (он же) убоялся и убежал, свой образ на тебя возложив, чтобы тебе быть пойманному и убитому, и скорбь великую нам, и печаль сотворить. Но Бог (этого) людей соблазнителя и врага истине изменит; и изменит тебя от Симонова образа, и первый (образ) тебе подаст вскоре». И вдруг со словами (этими) так и стало, всем нам видящим (это). Такое и тому подобное насылать, (как) говорит Климент, (был) обучен и творил в Сирии. И в Риме же, по изгнании от лица Неронова, как и прежде речено было и написано в Деяниях святых апостолов.

Петр апостол молитвою своею уморил Симона волхва, хотящего вознестись. Ибо сказал Симон Петру: «Ты глаголешь, что Христос, Бог твой, вознесся на небеса. И вот, я возношусь». И увидел Петр его, возвышающегося в воздух (действием) волхования своего, посреди града Рима. И помолился Петр, и тотчас упал Симон волхв на землю посреди дороги, и разбился, и умер. И кости его лежат и до ныне там, где он пал. Место же, принявшее мерзкое и скверное тело, существует с тех пор, и окрест его ограждение каменное, и слывет как «место Симона». Об этом в Апостольский постановлениях великий Петр так глаголет: «Начало же новых еретиков было от Симона волхва. Тот в Сирии многое сотворил недостойное, и, в Рим придя, во многом церковь извратил волшебством и дьявольскою хитростью, и деяниями. Ибо в Кесарии Стратонской со мной, Петром, беседовал, желая развратить Слово Божие, и с бывшими со мною святыми чадами, Закхеем, когда-то бывшим мытарем, и Варнавой, и Акилой, братом Климента, римлянина, учившегося у Павла, соапостольника нашего и содетельника, о Евангелии, то есть о Благовестии. Трижды с ним о пророческих словесах о нем с ним прелся, и о Божием единоначалии; и победил его силою Господа нашего Исуса Христа, и в безгласие ввел, и бежать его в Италию заставил. Бывшему же ему, как сказано, в Риме, во многом церковь возмутил и многих обратил, к себе привлекая. Язычники же дивились волхованию, и козням, и бесовским деяниям. Тогда некогда в полдень, войдя в театр, Симон сказал: «На воздух поднимусь», перед всеми, дивящимися о сем. Я, Петр, про себя молился; когда он поднимался, бесами летящими несомый по воздуху, и говорил: «На небеса должен я взойти, оттуда же людям благо подать», народ же восхвалял его как бога, простер и я руки на высоту, и помолился Богу: «Да низринется губитель, и сила его да разрушится». И тогда (я) сказал Симону: «Если я - апостол Исуса Христа, а не льстец, как ты, Симон, повелеваю неприязненным силам, да перестанут тебя держать!» И когда я сказал это, и тотчас низпал (он) с шумом великим и разбился. И возопил народ: «Един Бог, коего Петр проповедует»! Так разрушилась впервые Симонова ересь в Риме и большую угасила. Того ради тот день субботний особым именуют римляне, ибо это была та суббота, в которую и молитва, и пост верным. Обычай есть, что молится церковь о своем дидаскале (учителе), трудящимся и печалующемся; так в Деяниях святых апостолов написано, что молитва бывает прилежная в церкви Петра ради, так как в тот день субботний свершилась Христова победа и низпал антихрист Симон».

Услышал же Нерон-царь, что умер Симон из-за Петра; и взят был Петр тогда. И передал, и поставил в епископство Римское Аина (Лина) по имени, из учеников его. И последовал ему, когда его взяли. Петр же сам был телом среднего роста, с короткими волосами, весь седой, и с главою, и с бородою белою, бледный, с припухшими очами, с красивой бородой, долгоносый, бровистый, невысокий, мудрый, вспыльчив, но скоро отходчив, ясен, беседу вел (как бы) Святым Духом и чудеса творил.

И повелел Нерон распять Петра. Петр же умолил епарха, чтобы не прямо во весь рост распятому ему быть, как и Господу, но стремглав (вниз головой). Сего ради распялся Петр так, как изволил, и это было от многого (его) смирения. И был после Петра епископом в Риме Лин, как Евсевий Памфил пишет. Петр же апостол муки принял, будучи распят стремглав, ибо сам апостол заклинал епарха: «Да не как Господь мой распят буду». И скончался святой Петр в консульство Прониана».

Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас.