Интересные вопросы для дошкольников по экологии. Сценарий викторины по экологии для старших дошкольников "Знатоки природы" методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему. Песня «Медведь и лиса» сл. и муз. Соколовой

Викторина по экологическому воспитанию старших дошкольников

«Мы – друзья природы!»

Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней, совершенствовать память, внимание, словесно – логическое мышление.

1. Систематизировать знания по экологии
2. Формировать целостное представление о живой и неживой природе.
3. Обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
4. Воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
5. Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру;
6. Развивать познавательный интерес к миру природы;
7. Развивать связную речь и активный словарь.
8. Закрепить умение работать в команде.
9. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

Материалы и оборудование: эмблемы для участников команд, картинки с изображением деревьев, листья разных деревьев, иллюстрации плохих и хороших поступков по отношению к природе, иллюстрации со следами животных, «лепестки» цветка с картинками диких и домашних животных, картинки с изображение перелетных и зимующих птиц. магнитофон, запись из телепередачи «В мире животных», «Голоса птиц», «Как прекрасен этот мир», спокойная музыка.

Наша сегодня викторина – о природе.
-Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!

Ребята, я надеюсь, что вы покажите свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь настоящими друзьями природы. А для того, чтобы правильно ответить на все вопросы, постарайтесь быть внимательными.

Итак, начнем нашу викторину. Разделимся на две команды: мальчики и девочки. Придумаем название, кричалку или девиз.

Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки. Та команда, у которой окажется большее количество фишек и выигрывает.


Начнем викторину с разминки команд.

Задание 1. Вам надо ответить по очереди на мои вопросы, первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово.

1. Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный...!» (Помидор)

2. Солнце светит, дождик льется

Луч сияет золотой

Через речку брошен мостик

Семицветный расписной. (Радуга)

3. Ранним утром во дворе

Лёд улёгся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает … (Иней)

4. Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются . (Река)

5. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) .

6. Кто всю ночь по крыше бьет,

да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)

7. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

(ключевое слово получается – ПРИРОДА) Каждую букву дети прикрепляют с помощью магнитов на доску.)

Молодцы, ребята справились с заданием. Ключевое слово у нас получилось – ПРИРОДА.

Первая тема, о которой мы сегодня будем говорить это - «Деревья – наши друзья»

Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

Как вы понимаете, что такое лес?

Какие деревья растут в наших лесах?

Зачем люди ходят в лес?

Как надо относиться к лесным обитателям?

Почему нельзя в лесу шуметь?

Сок, какого дерева очень полезен людям?

Какую пользу приносит лес людям?

Загадки о деревьях.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная! (Елка)

У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут. (Ива )

И гадать не надо даже -
Тут же, сразу назовем,
Если только кто подскажет
То, что жёлуди на нем! (Дуб )

А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.

«С какого дерева листочек?»

Каждый ребенок вынимает из «Волшебного мешочка» листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы каждой команде фишки.

Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ получаете фишку. (Прослушивание записи пения птиц. Ответы детей: кукушка, грач, соловей, сова и др.)

Ребята, вы – молодцы, можете узнать птиц по голосу, за правильные ответы получайте по фишке.

Вопросы викторины:

Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).

Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)

Загадки о птицах

На шесте - дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его? (Скворец)

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.(Сорока)


Гимнастика «Жирафы и слоны»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носах.

(Ребенок хлопает ладошками по всему телу. Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела. Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки. Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.)

Давайте поиграем в игру. Я буду называть птиц. Как только вы услышите, что я ошиблась, то есть назвала не птицу, а что-то другое или кого-то другого, вы сразу же должны возмутиться (затопать, захлопать) и поправить меня.

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

^ Мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи…

Прилетели птицы:

«Голуби, синицы,

Аисты стрижи,

Галки и чижи!»

Следующее задание «Отберите зимующих и перелетных птиц».

На картинках, зимующие и перелетные птицы, одна команда отбирает зимующих птиц, другая – перелетных.

« Звериное царство »

Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё – отгадайте:

Куцехвостик, длинноушка, На спине его иголки,
На пеньке ты как игрушка. Удивительно как колки,
Лапки ты свои поджал… Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц) Потому что это…(ёж)

Разбойник он серый, нет ему веры.

Всё клыками щёлк, кто же это?…. (волк)

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

Дети, как одним словом мы можем сказать – кто это? (ответы детей)

Вопросы викторины:

Как заяц готовится к зиме?

Где живёт белка?

У какого дикого животного есть рога и копыта?

Что такое «Красная книга»?

Физкультминутка «А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)Плечи выше поднимаем,А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)Руки перед грудью ставимИ рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)Десять раз подпрыгнуть нужно,Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)Мы колени поднимаем -Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Сейчас ребята каждой команды покажут лесных животных с помощью мимики и движения: «Зайчики» – волка, «Белочки» – лису. (под музыку)

А теперь я предлагаю двум участникам защитить честь своих команд. Перед вами лепестки цветов, на которых изображены животные. Выложите цветок (капитан «Зайчиков» – с дикими животными, капитан «Белочек» – с домашними).

«Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет и костер не разведет.

Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину».

У меня есть картинки. Правила поведения в лесу. Мы сейчас их с вами рассмотрим и расскажем как нужно себя вести в лесу, что можно делать, а чего нельзя. (Просмотр картинок).

Ребята, а вы любите бывать в лесу?

Вспомните, какие пословицы о лесе вы знаете. (команды называют по очереди)

Много леса – не губи, мало леса – береги.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Лес и вода – брат и сестра.

Рощи да леса – всему свету краса.

Растения – земли украшение.

Лес не школа, а всех учит.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

Лес – это богатство и краса, береги наши леса.

Ребята, а кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы детей)
Чтобы сосны, липы, ели

Не болели,

Зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Охраняет - кто?..

Дети: Лесничий.

Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.

Но вот, ребята, и подошла к концу наша викторина, какие вы сегодня были молодцы, показали, как много вы знаете о природе

Я надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных и будете радовать нас только хорошими поступками.

Спасибо всем участникам и зрителям!

Цель:

— формирование экологической культуры у всех участников;

— способствовать улучшению семейных отношений детей и родителей посредством совместного положительного эмоционального переживания.

Материалы и оборудование: эмблемы для всех членов команд; морковки, груши, 2 корзины для подсчёта баллов; 2 ватмана, фломастеры, краски, цветные мелки; мяч, гимнастические палки, кегли.

Действующие лица: Дедушка Ау, ведущий, 2 команды - дети и воспитатель и команда родителей.

Ход мероприятия

Ведущая (В.). Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада видеть вас в нашем зале, где сегодня состоится игра-викторина «Мы - друзья природы».

Ребята и их родители продемонстрируют свои знания о природе и покажут, что они являются настоящими друзьями природы.

Итак, приветствуем команду «Зайчата» (под фонограмму входят дети и воспитатель, садятся за свой столик), и команду «Медвежата» (входят под музыку их родители, садятся на места).

Оцениваются выступления команд баллами, которые будут выглядеть так: морковки для зайчат, груши для медвежат (показывает). Чем лучше выступление команд, тем больше они получают баллов, а в конце нашей встречи подведём итоги и подсчитаем баллы.

КОНКУРС «ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЙ»

Блиц-турнир, нужно быстро и правильно ответить на вопросы.

Для команды «Медвежата»

  • Большая сова. (Филин)
  • Птица, у которой клюв на перекос. (Клёст)
  • Какое млекопитающее достигает длины 33 метра и весит до 150 т (Кит)
  • Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге (Нет)

Для команды «Зайчата»

  • Какая птица не вьёт гнёзда и не выводит птенцов (Кукушка)
  • Жалящие насекомые (Оса, пчела)
  • Крупная, дикая, полосатая кошка (Тигр)
  • Дикая свинья (Кабан)

Итог, баллы.

Музыкальная пауза - танец «Коломийка»

В. Перед следующим конкурсом у нас небольшая разминка. Сейчас я хочу проверить всех - и участников, и болельщиков - хорошо ли они знают правила поведения в природе.

Я читаю высказывание - утверждение. Если вы со мной согласны, то громко хлопаете, нет - топаете.

  • В лесу можно ломать ветки, рвать цветы. Подумаешь, ещё много вырастет.
  • Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни листочка зря не рвите.
  • Неповоротливую жабу, ползающего жука, толстых гусениц можно прогнать. А лучше, чтобы их вообще не было.
  • Животные нужны разные, каждый из них делает своё полезное дело.
  • Забавно принести из леса маленького ёжика или птенца, пусть поживут дома.
  • Животных и птиц нельзя уносить из природной среды.
  • Здорово словить бабочку и посадить её в спичечный коробок.
  • Ловить бабочек, значит уничтожать их.

В. Молодцы! Вы знаете, как нужно вести себя в природе. Командам предлагается следующее задание: нарисовать плакат, напоминающий правила поведения в природе или предупреждающий знак.

КОНКУРС «ПЛАКАТ»

Пока «Зайчата» и «Медвежата» работают над своим заданием, мы с вами немного поиграем.

Игра «Здравствуйте, я - ромашка!»

Присутствующие по цепочке здороваются друг с другом, называя себя каким-либо цветком.

ЗАГАДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Стучу - голова болит, не стучу - голодный. (Дятел)

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

В реке живёт, хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Под водою быстро мчится, над водой парит, как птица,

Житель тёплых он морей, верный спутник кораблей. (Дельфин)

По волнам гуляет зонтик, если встретите, не троньте.

Вот так чудо, вот так диво, зонтик жжётся как крапива. (Медуза)

ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

  • Что есть у слонов и больше ни у каких других животных? (Слонёнок)
  • Какая порода рыб самая ценная? (Золотая рыбка)
  • Какой город может парить в воздухе? (Орёл)
  • Когда лошадь превращается в хищника? (Когда идёт рысью)
  • Какой город мы носим на голове? (Панама)
  • Кто говорит на всех языках? (Эхо)

«Танец сидя»

(Рассматривание плакатов, итог, баллы)

В. Часто в поведении и во внешнем облике животных люди замечают какие-либо особенности, свойственные человеку: его речи, манере двигаться, говорить. Небольшая разминка перед следующим конкурсным заданием. Закончите пожалуйста предложение.

Трудолюбивы как… (пчела)

Упрямый как… (осёл)

Хитрая как… (лиса)

Трещать как… (сорока)

Ворковать как… (голубь)

Стройная как… (газель)

Трусливый как… (заяц)

Гримасничает как… (обезьяна)

Взгляд острый как у… (орла)

Тащится как… (черепаха)

КОНКУРС «НАЗОВИ СКАЗКУ О ЖИВОТНЫХ»

Стоят в кругу, ведущий с мячом в центре, бросает мяч, игрок ловит его и называет сказку, возвращает мяч ведущему. Если сказка повторилась, игрок выбывает из игры, если затрудняется, счёт до трёх и тоже выходит. Побеждает команда, чей игрок остался последним.

Итог, баллы.

Песня «Медведь и лиса» сл. и муз. Соколовой

В. Ребята, я же совсем забыла, что пригласила к нам на праздник дедушку Ау, лесного гостя. Но он что-то задерживается, давайте позовём его:

Дедушка-лесовик, поскорее покажись

Перед нами появись!

(Дети зовут. Под музыку входит дедушка Ау.)

Дедушка Ау. Я в городе большом сегодня заблудился,

Поэтому с визитом немного припозднился.

Здравствуйте, дети, лесной вам привет.

Узнали меня или может быть нет.

В. Ты - старичок, старичок-лесовичок,

Лес от лиха охраняешь, зла в лесу не допускаешь.

Дедушка Ау. Да, это так. Я хозяин всех лесов, я охраняю и берегу природу и никому не позволяю её уничтожать.

В. А наши ребята и взрослые тоже очень бережно относятся к природе. Много знают и умеют. Наш праздник так и называется - «Друзья природы».

Дедушка Ау. Очень хорошо! Чем больше у меня будет помощников, тем лучше.

В. Дедушка Ау, а может ты поможешь нам провести следующий конкурс?

Дедушка Ау. Конечно! Вот у меня есть карточки с изображением животных.

КОНКУРС «ПОКАЖИ ЖИВОТНОЕ»

Одной команде показывают карточку. Кто-то из участников пантомимой изображает животное. Команда соперников угадывает.

Итог, баллы.

В. Наши ребята хорошо знают повадки зверей и покажут это в следующем номере.

Песня-танец «Зверобика» сл. Пляцковского, муз. Савельева

Дедушка Ау. А теперь послушайте мою загадку:

Кто, лесные жители, мудрые строители,

Из иголок всей артелью строят дом себе под елью? (Муравьи.)

В. Приглашаем команды принять участие в следующем конкурсе

КОНКУРС «ПОСТРОЙ МУРАВЕЙНИК»

Эстафета.

Стоят в двух колоннах, у каждого в руке гимнастическая палка. С началом музыки по очереди бегут и складывают палки в обруч, взрослые бегут между кеглями.

Итог, баллы.

КОНКУРС «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

Дедушка Ау. Я читаю подсказки, а команда угадывает песню, слушает мелодию и активно подпевает.

Для «Медвежат»:

Песня, рассказывающая о старинном обычае, который совершенно не стоит повторять в наше время, так как это приносит вред природе. («Во поле берёза стояла»).

Для «Зайчат»:

  • Очень грустная песня об одном очень безобидном существе, которое стало жертвой прожорливого животного. («В траве сидел кузнечик»).

Для «Медвежат»:

  • Лирическая песня об осенней поре. Они летают над городом, и им что-то снится. Но что? Никто не знает. («Листья жёлтые»).

Для «Зайчат»:

  • Две весёлые домашние птицы, которые очень безответственно вели себя по отношению к своей хозяйке. («Два весёлых гуся»).

Для «Медвежат:

  • Песня об одном старом дереве, которое стало символом счастья всех влюбленных. («Старый клён»).

Для «Зайчат»:

  • На них очень хочется прокатиться, они как лошадки, но к сожалению, это сделать невозможно. («Облака»)

Итог, баллы.

В. Все участники нашей встречи постарались и прекрасно справились со всеми заданиями. Можно с уверенностью сказать, что вы настоящие друзья природы. Каждый человек, и ребёнок, и взрослый несёт ответственность за состояние природы на всей Земле. Ведь любой самый невзрачный цветок, любое животное единственны и неповторимы.

Природа - наш друг и мудрый учитель. От её состояния зависит здоровье человека. Каждый умный и порядочный человек оберегает и охраняет природу, тем самым охраняя и оберегая себя.

Если вам по душе красота земная,

Берегите её, устали не зная.

Непременно тогда станем мы друзьями,

А про кошек и собак пойте вместе с нами.

Песня «Не дразните собак» сл. Пляцковского, муз. Чичкова

(Итоги конкурса, баллы, награждение призами. Дедушка Ау угощает всех детей сладкими призами. Прощается, приглашает к себе в гости.)

В. Мы отвечаем дружно, и здесь сомненья нет,

Сегодня стала дружба владычицей побед.

Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь.

Говорим мы: До свиданья, до счастливых новых встреч!

(Круг почёта, аплодисменты.)

Ц ель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Систематизировать знания по экологии

2. Формирование целостного представления о живой и неживой природе.

3. Обучение дошкольников способам познания окружающего мира.

4. Развивать связную речь и активный словарь.

5. Закрепить умение работать в команде.

6. Становление начального опыта защиты природной среды.

Предварительная работа: разучивание стихов о природе и песни «Край родной», знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

Материал: эмблемы команд, карточки с загадками, разрезные картинки, листья разных деревьев для подвижной игры, сосновые шишки, лукошки, повязки на глаза, для опыта: фильтры, закрашенная вода, колбы, баллы — листочки, награды.

Ход занятия

Ведущий представляет две команды «Огоньки» и «Капельки».

Ведущий: Есть мир чудесный — он вокруг

И стоит только захотеть

Как оживет природа вдруг

И всем захочется лететь, как птица

Шуметь березкою кудрявою в лесу

И я вас приглашаю окунуться

В природу, в дикий мир и красоту.

Первый конкурс «Разминка»

Ведущий объявляет первый конкурс «Разминка». Дети отрывают по лепестку у ромашки и отгадывают загадки, написанные на обратной стороне лепестка (Приложение №1) , за каждый правильный ответ команде присуждается один листочек (балл).

Второй конкурс «Угадай — кто?»

Используя мимику и пластику, ребята показывают друг другу обитателей животного мира, участники команд должны угадать — кто это.

Третий конкурс «Сказочники»

Детям предлагается разрезные картинки по произведениям М.М. Пришвина (Приложение №2) , которую они должны собрать и по ее сюжету придумать экологическую сказку, этот конкурс оценивается зрителями, по их реакции присуждается балл лучшей команде.

Динамическая пауза: подвижная игра «Такой листок лети ко мне».

Четвертый конкурс «Чистая вода»

Ребятам предлагается набор разных предметов, из которых они должны выбрать все необходимое для очистки воды, кто первый справится с этой задачей и очистит воду — получает листочек (балл).

Пятый конкурс «Что не так»

Ведущий читает сказку «Как Петя отдыхал в лесу» (Приложение №3) . Конкурсанты должны найти ошибки в поведении героя сказки, за каждый правильный ответ присуждается балл.

Литературная пауза: дети читают стихи о природе (Приложение № 4).

Шестой конкурс «Лесные запасы»

По полу раскидываются сосновые шишки, конкурсантам завязываются глаза и раздаются лукошки, чья команда больше соберет шишек — выиграла.

Заключение. Жюри подсчитывает баллы и награждает победителей. Дети исполняют песню «Край родной» Слова Д. Пришелец, музыка Д. Кобалевского.

Приложения.

Приложение № 1. Загадки.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Ответ: Вода

Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

Ответ: Ветер

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Ответ: Болото

Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся.

Ответ: Берега

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Ответ: Воздух

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.

Ответ: Снег

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет.

Ответ: Сосулька

Зимой — звезда,

Весной — вода.

Ответ: Снежинка

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

Ответ: Лед

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Ответ: Облака

Приложение № 2. Разрезные картинки. (по М.Пришвину)

Приложение № 3. Сказка «Как Петя в лесу гулял»

Было это поздней ночью зимой, когда солнце уже встало. Пели птицы и распускались цветы. Петя пошел гулять в лес. Чтобы не проголодаться на прогулке, он взял с собой корзинку с едой. Шагая по лесной тропинке он съел шоколадку, конфету, а фантики бросил под ноги. Потом подумал, что надо бы развести костер. Наломал веток и понес с собой. Когда он пришел на берег реки, искупался и стал готовить обед на костре. В котелок налил воду и туда побросал все, что было у него в рюкзаке: орехи, картошку, леденцы и фрукты. «Да» — подумал Петя — «Эта еда не для людей, пусть рыбы едят.» и вылил все в речку, туда же полетела и бутылка из под воды. Побродив по лесу, Петя засобирался домой, посмотрел на костер, в котором еще горели дрова и решил, что он потухнет сам. По дороге домой Петя нарвал много разных цветов не зная, что некоторые из них редкие и занесены в Красную книгу. вечером он подумал «Как хорошо отдыхать в лесу!». А вы, ребята, с ним согласны?

Приложение № 4. Стихи.

Что такое лес?

Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы…

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

Что такое луг?

Что такое луг?

Ковёр травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики.

Мотыльки игривые,

Жуки неторопливые.

С мёдом сладким пчёлки,

Песня перепёлки.

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд

И до белых мух

С дудочкой пастух.

Что такое поле?

Что такое поле?

Для коней раздолье,

Пашни полоса,

Метёлочки овса.

В поле колосится

Спелая пшеница

И шумит там рожь,

Колючая, как ёж.

В поле ветер свищет,

Мышка зёрна ищет,

Ящерка снуёт,

Солнышко встаёт.

Знает только птица,

Где его граница,

Ну а ты пойдёшь —

Края не найдёшь.

Что такое река?

Что такое река?

На воде облака.

Над водою — ивы.

Весенние разливы.

Окуни, ерши.

Кувшинки, камыши.

Пена на песке,

Лодка вдалеке.

В гнёздышке утёнок,

В домике бобрёнок.

Под корягой рак,

На берегу рыбак.

Что такое сад?

Что такое сад?

Розовый наряд.

Яблони цветущие,

Скворечники поющие.

Синие капели,

Мячики-качели.

Заросли шиповника,

Ягоды крыжовника.

Груши золотистые,

Персики пушистые.

Шорох листопада,

Осенняя прохлада.

Снегирей семейка,

Любимая скамейка.

Что такое огород?

Что такое огород?

Овощей хоровод.

Дыни сладкие,

Помидоры гладкие.

С клубникой грядки,

Грабли и лопатки.

Лейка с дождём.

Улитка под листом.

А под землёй крот

Устроил ход.

Ещё для порядка

Сторож Ванятка —

Пугало сердитое,

Соломою набитое.

Что такое море!

Что такое море?

Чайки на просторе.

Скалы-великаны,

Холодные туманы.

Волны трёхэтажные,

Моряки отважные.

Акулы зубастые,

Киты головастые.

Камней подводных глыбы,

Диковинные рыбы.

Кораллы, осьминоги,

Медузы и миноги,

А на дне темно,

Как в кино…

Что такое горы?

Что такое горы?

С ветром разговоры.

Снежные вершины,

Грозные лавины.

Тропы каменистые,

Антилопы быстрые,

Пропасти бездонные

И пещеры тёмные.

Колючие кустарники,

Змеи и лишайники,

Козы-скалолазы,

А под землёй алмазы.

Реки, как хрусталь,

В синей дымке даль,

Где парит орёл —

Страж высоких гор.

Еремина Ирина Васильевна,

воспитатели

МБ ДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида

город Новокузнецк, Кемеровская область, Россия

Зеленцова Оксана Владимировна
Учебное заведение: МБДОУ "Тотемский детский сад №7 "Солнышко"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-10 Экологическая викторина для детей старшего возраста “Знатоки природы” Зеленцова Оксана Владимировна МБДОУ "Тотемский детский сад №7 "Солнышко" С помощью игровых заданий и вопросов проверялись знания детей о лесе и его обитателях,

Экологическая викторина для детей старшего возраста “Знатоки природы”

Цель: Совершенствование навыков экологической культуры воспитанников;

Задачи :

Расширять знания детей о лесе и его обитателях,

Закреплять умение детей вести себя в природе ;

Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.

Воспитывать бережное отношение и любовь к ним;

Материалы: Буквы (ПРИРОДА), мяч, картинка (Старичок-лесовичок), жетоны, коробочка, медальки, мольберт.

Предварительная работа: чтение энциклопедий, наблюдения, отгадывание загадок, кроссвордов, рассматривание иллюстраций в альбомах, книгах, просмотр презентаций.

Ход игры- викторины.

Ведущая : Ребята сегодня я предлагаю вам показать свои умения и знания, а поможет нам в этом игра- викторина. И сейчас настала пора отгадать тему нашей викторины. Её вы узнаете, ответив на мои вопросы, первую букву каждого ответа мы с вами будем крепить на доску и в конце получим слово.
1. Ярко-красные томаты
На кустах ведут дозор.
Приготовим мы салаты,
Скажем: «Вкусный …!» (Помидор)
2. Солнце светит, дождик льется

Луч сияет золотой

Через речку брошен мостик

Семицветный расписной. (Радуга)
3. Ранним утром во дворе

Лёд улёгся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает … (Иней)
4. Мокрая тётка бежит по земле –
Радость великая всей детворе.
Люди от зноя в ней летом спасаются,
Зимой на коньках и салазках катаются. (Река)
5. Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) .
6. Кто всю ночь по крыше бьет,

да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)
7. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту.

За лягушками к болоту. (Аист)

Молодцы, ребята справились с заданием. Ключевое слово у нас получилось – ПРИРОДА .

И мы начинаем игру-викторину «Знатоки природы».

Каждый должен знать правила нашей игры:

1. Выслушать вопрос, задание до конца.

1.В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.

2.Если кто-то не ответил на вопрос, отвечает следующий участник.

3.За правильный ответ дается жетон (кружок)

Вы веселые ребята, и не будете скучать.

На вопросы викторины будем с вами отвечать!

Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба владычицей побед.


Оценивать ваши знания будет наш гость из леса Старичок-лесовичок . За каждый правильный ответ он будут давать жетон. В конце игры- викторины мы увидим результат .

Итак, начинаем! Все готовы!

РАЗМИНКА «Назови быстро»
Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива)

Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Красногрудая птица. (Снегирь)
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)

Вопросы викторины :

1. Как вы понимаете, что такое лес?

2. Какие деревья растут в наших лесах?

3. Зачем люди ходят в лес?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­4. Что значит – съедобные? Назовите их.

5. Что значит – ядовитые? Назовите их.

6. Как надо относиться к лесным обитателям?

7. Почему нельзя в лесу шуметь?

8. Сок какого дерева очень полезен людям?

9. Какую пользу приносит лес людям?

Игра с мячом «Я начну, а ты продолжи»:
– У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
– Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
– У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
– Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
– Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)
– На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

10. Какие бывают птицы?

11. Что значит – перелётные? Назовите их.

12. Что значит – зимующие? Назовите их.

13. А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой?

14. Как заяц готовится к зиме?

15. Где живёт белка?

16. У какого дикого животного есть рога и копыта?

17. Что такое «Красная книга» ?

Ведущая : Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края , и теперь настало время подвести итоги.

Старичок -лесовичок готов подвести итоги нашей викторины . (Подсчет жетончиков) .

Ведущая : Давайте положим все жетончики в коробочку, закроем её и я произнесу волшебные слова, которые мне сказал Старичок-лесовичок , а вы слушайте внимательно :

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой.

Что же это, ребята, за богатырь? (ЛЕС)

После волшебных слов открываем коробочку и смотрим, какой же подарок – сюрприз для вас приготовили ЛЕС и Старичок –лесовичок.

Ведущая : Вот так подарок – все наши жетончики превратились в медальки. Спасибо тебе, Лесовичок!

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото наши леса.

Богатство лесов охраняй, карауль,

Внимательный, зоркий «зелёный патруль» !

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (В. Берестов)

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Светлана Концевая

Цель:

Закрепить знания детей о живой природе.

Задачи:

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Развивать логическое мышление детей.

Вырабатывать умение быстро находить ответ.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Материалы:

Объекты живой и неживой природы.

Карточки с заданиями.

Наглядный материал с изображением объектов живой и неживой природы (звери, времена года, явления природы).

Жетоны за правильные ответы.

Эмблемы для команд.

Игрушка рукавичка Старичок-Лесовичок.

Музыкальный центр с аудио записями звуков природы.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц о временах года.

Работа с календарем природы.

Чтение сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», рассказов Ю. Д. Дмитриева «Лесные загадки».

Загадывание загадок о животных, временах года, явлениях природы.

Прослушивание аудио записей со звуками природы.

Ход О. Д

Приветствие.

Воспитатель: Здравствуйте гости.

Мы расскажем вам о том,

Как мы весело живем.

День с зарядки начинаем.

Упражненья выполняем

Всех приветствуем с утра:

«С добрым утром!»

За день много успеваем:

Весело поем, играем.

На занятиях всегда

У нас серьезная игра.

Воспитатель. Ребята, да у нас еще один гость посмотрите? Кто же это ребята?

Дети. Старичок-Лесовичок.

Воспитатель. Правильно ребята. Но что привело тебя Старичек-Лесовичек к нам, почему ты покинул свой сказочный лес. Воспитатель подставляет к уху игрушку Старичка-Лесовичка.

Ребята Старичок-Лесовичок пришел к нам, что бы узнать как хорошо мы знаем природу, как бережно мы к ней относимся. Старичок-Лесовичок приготовил для нас несколько конвертов с испытаниями. Что в них даже я не знаю. А Вам интересно узнать, что в них?

Дети . Да

Воспитатель . Ну что же, а что бы нам было интересней давайте разделимся на двекоманды – команда белочек и команда елочек. (Я развешиваю медальоны с изображением белочек и елочек, сажаю детей на стульчики). И так команды внимание, за правильный ответ команда получает жетон. Команда набравшая большее количество жетонов будет победителем нашей викторины. И так ребята, посмотрите какой красочный конверт, что же в нем находится?

Конверт № 1 «Подбери слово» (общие для двух команд, картинки выбирают дети).

1. Лес может быть густой, а может быть и ___ (редким).

2. Волк – зверь большой, а еж ___(маленький).

3. Весна бывает ранняя, а бывает ___(поздняя).

4. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ___(горькие).

5. Лось могучий, т. е. ___(крупный, огромный). (задать вопрос какой)

6. Цветы сирени ароматные, т. е. ___(душистые).

Ответы детей. Вручение жетонов за правильные ответы (каждой команде по жетону).

Воспитатель. Молодцы ребята с первым испытанием мы с вами справились. Что же во втором конверте? Какой он красивый вот уж постарался Лесовичек.

Воспитатель . Ребята Старичек-Лесовичек очень доволен вашими ответами: «правда Старичек-Лесовичек»,- Посмотрите какой он довольный. Ребята, а у меня для вас есть загадка. Эта вода как камень тверда. Солнце припечёт- она потечёт. (Лед)

Растёт она вниз головой. Не летом растёт, а зимой. Но солнце её припечёт - Заплачет она и умрёт. (Сосулька) Показываю картинку с изображением льда, сосульки). Ребята а давайте вместе по лучше рассмотрим кусочки льда и проведем с вами опыты со льдом. (Оборудование : стакан (со льдом, стакан с холодной и горячей водой, картинки с изображением льда, листы бумаги разного цвета (серый, белый, голубой).

Опыт №1. «Определение цвета».

Ребята как вы думаете какого цвета лёд? (бесцветный)

Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.

Опыт №2. «Определение прозрачности».

Теперь я положу под кусок льда картинку. Видно картинку? Значит лёд какой ребята - прозрачный. Молодцы.

Опыт №3. «Воздействие температуры».

Ребята посмотрите у меня два стаканчика, один с холодной водой, а второй с горячей. (Пригласить детей потрогать стаканы с водой и кусочки льда). Как вы думаете кусочек льда утонет в воде или нет?. Опустим кусочки льда в стаканчик с холодной и горячей водой. Смотрите, кусочек льда не тонет. Как вы думаете, что произойдет со льдом. (ответы детей) А как вы думаете в какой воде лед растает быстрей (ответы детей) Правильно, под действием тепла лёд превратится в воду.

Вывод:

Давайте теперь объединим всё, что мы узнали про лед. Какой он? (ответы детей -бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду).

Как из воды получить лёд? (Ответы). Давайте отставим стаканчики на окно и вернемся к ним попозже.

Воспитатель. А нас с вами ждет уже следующий конверт с испытанием №2 «Разрезные картинки». (делаем на столах по командам).

Воспитатель . Молодцы ребята очень красивые картинки у вас получились. Каждая команда получает по жетону.

А у нас следующий конверт с испытанием № 3 «Ответь на вопросы» (по командам, переворачиваю картинки обратной стороной и прошу каждого взять по картинки).

(вопрос, посмотрите у кого картинка с ответом)

Общие для двух команд:

1. У кого из животных есть иголки? (Еж, дикообраз, ехидна).

2. Кто в лесу всю зиму спит? (медведь, барсук, еж).

3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (Весной)

4. Лев - дикое или домашнее животное? (Дикое)

5. Когда собирают урожай с полей и огородов (Осенью)

6. У какого домашнего животного есть рога и копыта? (Бык, корова, коза, баран, овца, конь, свинья).

7. Какое животное можно назвать длинноухим? (Заяц, осел)

8. Чем выделяется береза среди других деревьев? (Цветом ствола)


Физкультминутка

Мы слепили снежный ком.

Воспитатель . Ну что же и с этим испытанием мы справились, но я вижу еще один красивый конверт, ребята как вы думаете, что в нем.

Дети озвучивают ответы и получают жетоны за правильные варианты ответа.

Воспитатель . Молодцы ребята, где хорошо живется этим птичкам которых мы слушали (в лесу, а вы ребята знаете правила посещения леса? Чего нельзя делать в лесу?

Испытанием №5 «Составить правила посещения леса».

Ребята выберите по одной картинке и расскажите что на ней изображено.

Ответы детей. Получение жетонов (каждой команде по жетону).

Воспитатель: Давайте посчитаем сколько жетонов получила команда белочек-, а сколько команда елочек-. (На сколько больше на сколько меньше). Команда набравшая большее количество жетонов получает диплом «Знатока природы», а вторая команда получает диплом «Любителя природы».

Ребята, какие вы молодцы, так хорошо рассказали о правилах посещения леса. Старичок-Лесовичок очень рад нашим ответам, сколько интересных испытаний он для нас придумал, давайте и мы с делаем для него подарок «Снеговика» пусть он будет его помощником в его сказочном лесу. (Подготовить детали снеговика на лист формата А4- 12 деталей). Ребята возьмите по одной детальке и расположите ее на листе. Из каких деталей состоит наш Снеговик? Ну вот,ребята, какой чудный Снеговик у нас получился мы его обязательно доделаем после нашей прогулки. Давайте попрощаемся с нашими гостями.


Воспитатель: Ребята скажите Вам понравилась наша викторина? Сложные были вопросы? А что понравилось больше всего?А какие задания вам показались сложными? А что нового вы узнали.

Ответы детей.