Большая христианская библиотека. Радость на небесах об одном грешнике кающемся

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 15, ст. 1-10.

15.1. Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

15.2. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

15.3. Но Он сказал им следующую притчу:

15.4. кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

15.5. А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

15.6. и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

15.7. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

15.8. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

15.9. а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

15.10. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

(Лк. 15, 1-10)

Господь, допуская к Себе мытарей и грешников, как врач - требующих исцеления, делал то, для чего Он и воплотился. На такое человеколюбие фарисеи отвечали ропотом: они были крайне недовольны, потому что и они, как известно, поддерживали еще общение со Христом, принимали Его у себя. Выходило так, что Христос, допуская к Себе мытарей и грешников, этим самым принуждал и фарисеев невольно приходить с ними в общение.

Книжников и фарисеев оскорбляло, что Спаситель общался с людьми, которых они считали грешниками. Фарисеи умышленно старались избегать всяких контактов с людьми, не соблюдавшими всех мелких установлений закона. Вот почему они были шокированы, видя Господа, идущего в сопровождении людей, не только находившихся вне общества, но и бывших грешниками, общение с которыми обязательно делало правоверного иудея нечистым.

А что же Господь? Он проявляет человеколюбие как к мытарям, так и к фарисеям. Он не отворачивается и от них, несмотря на их ропот, но с кротостью врачует их, рассказывая им притчи, повествующие о том, сколь великая радость бывает на небесах, когда грешники, казавшиеся уже погибшими, потерянными для Царствия Небесного, каются.

Притча о заблудшей овце показывает, как дорогá Богу каждая заблудшая человеческая душа и как Он ищет погибшие души, чтобы вернуть их к Себе. Грешник здесь изображается под видом овцы, которая часто по неведению дороги сбивается с пути и отстает от стада, а Бог под видом пастыря, который так жалеет об отставшей овце, что, оставив остальное стадо, состоящее из девяноста девяти овец, отправляется искать одну отставшую овцу, и когда найдет ее, то берет ее на плечи свои с радостью, объявляет об этом всем своим соседям.

Александр Павлович Лопухин пишет: «Это символ особой заботливости пастуха об овце. Овца устала, и он поэтому несет ее на себе. Так благодать Христова поддерживает обратившегося на путь спасения грешника, у которого не хватает собственных сил для того, чтобы совершить весь этот трудный путь».

Следующая притча, рассказанная Господом, - о женщине, которая, имея всего десять драхм, то есть десять небольших серебряных монет, потеряла одну из них. И желая поскорее отыскать монету, женщина зажигает свечу, подметает комнату и тщательно ищет потерянную драхму. Найдя же ее, созывает подруг и соседок и говорит: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму (Лк. 15, 9).

Так и Господь по величию Своей любви и милосердия неустанно заботится о спасении погибающих, употребляя все средства, чтобы привести к Себе заблудшую душу. Он зажигает светильник Евангелия, чтобы показать нам путь к Себе.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «В этих притчах Господь использует естественное свойство сердца человеческого, которое радуется потерянному и вновь найденному предмету, больше чем тому, что не было потеряно, хотя бы это и стоило несравненно дороже».

И здесь, дорогие братья и сестры, важно понять, что спасение - это не только бескорыстный дар Бога человеку, но и искреннее стремление самого человека к Богу, принятие Его благодатной помощи через покаяние. Ведь покаяние - это путь очищения и освобождения человека от того, что доставляет ему только муки и тяготы, а в сердце чистое нисходит Божия благодать. И лишь эта благодать насыщает душу, наполняя ее неизреченным блаженством. Только та душа, которая сподобилась близости Богу, исполняется неизреченных благ и духовной силы и потому способна противостоять любым испытаниям, поддерживать и укреплять других.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

И. М. Сергей

«Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею пока не найдет ее? А нашед возьмет ее на плеча свои с радостью; и пришед домой, созовет друзей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел одну пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» - Лк. 15, 3 - 7.

Эта притча звучит, как песня. В пятнадцатой главе Евангелия от Луки мы находим три притчи Иисуса Христа. Это притчи о потерянной овце, потерянной драхме и о блудном сыне.

Эти притчи служат нам иллюстрацией тому, что Бог есть Бог любви. Он прощает грешников по благодати. Это значит, что Он поступает не по заслугам человека. Но это не значит, что Господь не обращает внимания на грех. Он прощает нас потому, что полное искупление наших грехов совершено в смерти Иисуса Христа, Сына Божия. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».

О факте Божьей любви к грешникам и о Его готовности прощать им говорится во многих местах Библии. Особенно ярко и наглядно показано это в трех притчах пятнадцатой главы Евангелия от Луки. Весть о Божьей любви и всепрощении многократно сообщает, но эту истину трудно понять грешнику. Человек живет в грехе долгое время, и ему трудно поверить, что Бог может простить его грехи. Но слово Божие говорит, что мы можем быть прощены, если приходим к Богу, уповая всецело на заслугу Христа. Рассмотрим, как библейская весть о спасении говорит о благодати в упомянутых трех притчах. Во всех трех притчах говорится о том, что Бог желает, чтобы мы пришли к Нему с покаянием, и Он простит нас.

В притче о потерянной овце пастырь имел сто овец, которые он выводил на пажити каждый день и возвращался с ними назад. Но однажды, возвратившись, он увидел, что одна овца пропала. Тогда он сейчас же идет искать потерянную овцу. А найдя ее, он берет ее на руки и приносит домой. Затем, созывая своих друзей, говорит им: «Порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу». И эту притчу Господь оканчивает словами: «Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имевших нужды в покаянии». Бог есть добрый Пастырь, который ищет потерянную овцу.

Притча о женщине, которая потеряла драхму, также научает нас. Десять драхм представляли ее целое состояние. Не удивительно, что она оплакивала потерю одной драхмы. Но когда нашла, то созвала своих подруг и соседок и сказала: «Порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму». Иисус Христос закончил и эту притчу словами: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

Но, может быть, кто-либо скажет: а ищет ли Бог грешников сегодня? Господь действительно ищет грешников и теперь. Но это делает посредством проповеди Евангелия. Через проповедь слова Божия Господь ищет грешников и призывает их ко спасению. Говоря о Евангелии, через которое мы спасаемся, апостол Павел пишет: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах». Евангелие, которое он проповедует, есть слово Божие и этим словом Бог призывает нас ко спасению.

Когда мы говорим о способах, которыми проповедуется Евангелие сегодня, то мы видим, как обширно Бог ищет грешников в нашем веке. Евангелие проповедуется в церквах, собраниях и через средства массовой информации.

Мы должны заметить, что из ста овец одна была пропавшая, из десяти драхм - одна была потеряна. В каждом случае хозяином было обращено все внимание на потерю. Это говорит о чудной истине – о любви Божией. Господь любит и заботится о каждой душе. Он любит и вас. Это противоположно пониманию настоящего мира - один человек считается ничем. Человек чувствует себя потерянным. Может быть, и вы пришли к такому заключению, что никто не беспокоится о вас. Мы хотим вам сказать, что небо заботится о вас. Вы можете положиться на слово Божие, что Бог заботится о вас. Мы находим это в словах, которые часто повторяются в пятнадцатой главе Евангелия от Луки: «Бывает радость у ангелов Божиих». Это значит, что есть радость у ангелов по нашему покаянию. Покаяние одного грешника наполняет небеса радостью. Может быть, вам кажется, что вы не имеете никакого значения, но не забудьте, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведных, не имеющих нужды в покаянии».

Притча о блудном сыне учит нас об ответственности грешника. Эти три притчи преподают нам один и тот же урок, только с той разностью, что когда сын оставляет дом отца своего, отец не следует за сыном, чтобы привести его назад. Блудный сын должен встать и возвратиться к отцу своему. Это указывает нам на ответственность грешника, который слышит призыв Божий.

Ответ на вопрос грешника, который спрашивает: что мне делать, чтобы спастись? Библия отвечает: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».

Священное Писание не только говорит о необходимости покаяния, но также учит, какое покаяние есть действительное. Действие блудного сына в далекой стране объяснено нам детально Иисусом Христом, чтобы показать нам, что такое - верное покаяние. В этом мы видим две стороны. Первая - сокрушение сердца и ненависть ко греху. Истинное покаяние - это полное оставление греха.

В далекой стране блудный сын сказал: «Встану, пойду к отцу моему». Он оставил все и пошел к отцу. А когда он прибыл, отец обнял его и целовал. Сегодня я вам говорю, что вы будете тоже приняты Отцом Небесным, если покаетесь. Он простит вам ваши грехи, если вы исповедуетесь перед Богом.

Блудный сын сказал: «Я согрешил против неба и пред тобою». Заметьте, что он не стал обвинять никого. Обычная тенденция каждого грешника - обвинить другого за свои грехи. Пока вы обвиняете другого за свои грехи, вы не делаете исповедания своих грехов. Действительно полное исповедание греха есть вопль: «я согрешил». Если вы, читая эти строки, преклоните колени и будете просить Бога простить вам грехи - Он простит вам. Просите и получите.

И. М. Сергей «Ей, гряди, Господи!», Москва, 2006

Для сотен тысяч читающих Священное Писание 15-я глава Евангелия от Луки является любимой главой, и многие знают почти на память её содержание. Эта глава содержит в себе три самые популярные и известные притчи, сказанные Иисусом Христом: это притча о заблудшей овце, о потерянной драхме и о заблудшем сыне.

Сказал их Господь в одно и то же время. Через эти притчи Он хотел проиллюстрировать любовь и милосердие Божие к грешнику. Так что главной целью этих притч является то, чтобы мы обратили наш взор на Бога и познали, кем Он в действительности является, то есть любящим и милосердным Богом!

И вот в связи с этими притчами, с содержанием которых многие уже знакомы, мне хочется обратить ваше внимание на одно слово, которое повторяется в них шесть раз - это слово "РАДОСТЬ". Хотя часто употребляются также и такие слова, как "веселиться" и "ликовать", но мы остановим наше внимание на том, в каких случаях употребляется именно слово "РАДОСТЬ". Каждый раз в этой главе слово "радость" связано с покаянием, с восстановлением пропавшего, заблудшего и потерявшегося.

В притче о пропавшей овце, найденной пастырем, сказано: "Нашед возьмёт её на плеча свои с радостью..." Радость, которую переживает пастырь, когда найдёт свою овечку, ту одну из ста, которая оставила овечий двор и заблудилась, - это радость нашего Доброго Пастыря о каждом кающемся грешнике.

Каждый раз, когда одна душа переходит от смерти в жизнь, когда она приобретает жизнь вечную через веру в Иисуса Христа - нашего Доброго Пастыря, Он видит подвиг души Своей и РАДУЕТСЯ! Его голгофская жертва спасла ещё одного грешника от вечной погибели!

Это и есть та радость, о которой пишет ап. Павел в 12-й главе Послания к евреям, ради которой Он, Иисус, претерпел крест. Радость знания, что души спасутся от вечного мучения ада, поддерживала Иисуса в минуты посрамления от грешников, которых Он шёл спасать. Радость спасения грешников заглушала неописуемые страдания смерти крестной!

Посмотрите, сколько таких потерянных овечек Он находил в последние моменты, идя в Иерусалим, зная, что там Он будет распят.

Даже в самый последний момент, распятый на кресте, Он находит пропавшую овцу - распятого разбойника. Он и здесь, пригвождённый ко кресту, спасает грешника-разбойника и говорит ему: "Ныне же будешь со Мною в раю!" Во время самых страшных мук и агоний как велика была Его радость, что Он нашёл ещё одну овечку!

Но также этой притчей Христос хочет сказать, какую радость переживает всё небо, когда обращается одна душа к Богу. "А нашед возьмёт её (овечку, которая пропадала) на плеча свои с РАДОСТЬЮ", и дальше, в 6-м и 7-м стихах, мы читаем: "И пришед домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: ПОРАДУЙТЕСЬ со мною, я нашёл мою пропавшую овцу.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии".

Итак, вместе с Добрым Пастырем Иисусом Христом всё небо радуется и ликует о каждом спасённом грешнике!

В следующей притче о женщине, потерявшей одну из десяти драхм, сказано, что нашедши её, она возрадовалась и хотела, чтобы разделили радость с нею подруги её; и собрав их, она сказала: "Порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму." И дальше Христос добавляет эти слова: "Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся".

И шестой раз слово "РАДОСТЬ" мы читаем в последнем стихе этой 15-й главы Евангелия от Луки. В притче о блудном сыне отец говорит своему старшему сыну, который сильно обиделся, что отец его с веселием и ликованием принял его младшего брата: "А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся".

Вот это чувство радости о спасении грешника определяет, на чьей ты стороне. Человек, не переживший спасения, не будет радоваться, когда увидит кающегося грешника. Так старший сын, вновь увидев своего брата в доме отца, даже рассердился и был крайне недоволен.

Так что наша способность радоваться или не радоваться тому, что радует Бога Отца, Его Сына Иисуса Христа и ангелов небесных, говорит нам, в каком лагере находимся мы! Проверьте себя хотя бы этим мерилом, перешли ли вы от смерти в жизнь верой в Господа Иисуса Христа?

Ясно, что старший сын не разделил радости со своим отцом. Да, он служил отцу, но не из любви к нему, а по принуждению, - он ожидал вознаграждения. "Вот, я столько лет служу тебе", - говорит он отцу, - "и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими..." Видите, он имел своих друзей, которые не входили в круг общих друзей с отцом; и ещё с каким пренебрежением он говорит о младшем брате своём: "А когда этот сын твой (заметьте, не брат мой, - сказал он, - а сын твой), расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка."

Мы видим полное отсутствие гармонии между старшим сыном и отцом, между старшим братом и младшим братом.

Какой контраст с тем, что происходит на небе, о чём говорит Христос! Там радуются и ликуют все: и Бог, и ангелы Его, - когда возвращается домой блудный сын или блудная дочь! Там полная гармония! Также должна быть полная гармония между теми, кто на небе, и искупленными здесь, на земле. Когда радуются спасённые, радуемся ли мы? Ответ на этот вопрос определяет, кто мы.

Эти притчи сказал Сам Христос, а это даёт им божественный авторитет. В них нет праздного слова. Например, не лишняя и та деталь, что Христос напоминает нам об ангелах, говоря, что "бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся".

Почему Христос их упомянул? Ведь Он мог сказать просто, как Он сказал в связи с первой притчей, что на небесах будет радость об одном кающемся грешнике.

А второй раз Он говорит: "Так... бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся." Почему Господь, говоря о радости ангелов, соединяет эту радость с кающимся грешником?

В Библии 375 раз говорится об ангелах! Существует много фантастических объяснений и поэтических высказываний об ангелах, но если мы желаем знать истину о них, то мы должны обратиться к Священному Писанию.

Можно много говорить об ангелах, но я бы хотел обратить ваше внимание на то, какую роль играют ангелы в судьбе людей. И здесь можно увидеть многосторонний интерес ангелов к людям. Но ограничимся лишь некоторыми факторами.

Во-первых, ангелы назначены для служения детям Божиим. Слово Божие говорит: "Не все ли они (то есть ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" Так, например, псалмопевец Давид говорит: "Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их" (Пс. 33:8).

А в другом псалме сказано: "Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею" (Пс. 90:11,12). Из того, что сказал Христос в 18-й главе Евангелия от Матфея, стих 10, следует заключить, что каждое чадо Божие или душа, предназначенная для спасения, имеют своего ангела. Об этом так сказал Христос: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного".

Во-вторых, посмотрите, насколько активны были ангелы при рождении Иисуса Христа. В день Его рождения в Вифлееме, над полями вифлеемскими явился Ангел Господень, и из его уст слышится первая радостная весть о спасении грешников: "Не бойтесь", - говорит Ангел пастухам,- "я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк. 2:10-11).

Уже из этих примеров можно заключить, насколько ответственна роль ангелов в отношении нас и нашего блага. Правда, мы не всегда отдаём себе отчёт в их присутствии, но думаю, что все мы не раз могли сказать, что избежали какого-нибудь несчастного случая, аварии или нападок врага душ наших, или сохранены были от падения именно по действию ангелов наших.

Но только на небе мы узнаем, как постоянно мы были окружены этими светлыми, благословенными существами, которых Бог назначил тем, которые наследут спасение.

Да, ангелы постоянно следят за нами! Бог назначил их для многостороннего служения человеку. И, находясь в полной гармонии с Богом и Его великим планом искупления, они с радостью исполняют своё назначение. Но тут Христос указывает на то, что ангелы особенно радуются, когда один грешник кается! Правда, они всегда радуются, потому что они всегда в присутствии Божием, но их радость особенная, когда одна душа находит спасение во Христе. Почему их особенно радует спасение души человеческой?

Одна из причин та, что они прекрасно знают духовный мир, т.е. потусторонний мир; они знают его лучше чем мы. Они знают прелести, радости и блаженства неба. Они знают, какая отрада быть постоянно в присутствии Бога. Но они также знают и ужасы ада, какое это место невыразимых страданий, ожидающих каждого неспасённого грешника, и притом, это место вечного мучения. Поэтому они радуются радостью неизреченною, когда видят одного грешника кающегося.

Если говорится о небе, что "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9), то можно также сказать и об ужасах вечного ада, что "не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог" ненавидящим Его.

И это знают ангелы. Поэтому-то они и радуются одному кающемуся грешнику.

Но помимо этого, им приносит огромную радость тот факт, что каждая кающаяся душа подтверждает победу, совершённую Христом Своею смертью на голгофском кресте над дьяволом, грехом и смертью. Этот кающийся грешник является плодом Его подвига - крестной смерти и триумфа Его воскресения! Слава и благодарение Ему! Каждая кающаяся душа является новым импульсом для ангелов, чтобы славить нашего чудного Искупителя! Они радуются исполнению Божьего плана искупления рода человеческого. Они радуются, потому что спасение каждой души является поражением для князя мира сего и его царства тьмы.

Но ещё раз прошу обратить внимание на эти слова Христа: "Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся". Прошу особенно обратить внимание на последнее слово - "кающемся". Слово "кающемся" (с грамматической точки зрения) - это глагольная форма причастия настоящего времени, которое говорит о действии, совершающемся в настоящее время, в данный момент.

Почему же именно в данный момент, видя кающегося грешника, ангелы радуются? Не следовало ли радоваться тогда, когда грешник перейдёт спасённым на ту сторону вечной жизни? Тогда-то он наверняка спасён. Разве их радость при покаянии грешника не преждевременна, может быть, следовало бы подождать? Ангелы, не торопитесь, чтобы вам не сожалеть, что рано возрадовались, может быть, этот кающийся грешник вновь впадёт в грех и утратит своё спасение? Ангелы, тогда ваша радость на небесах об одном грешнике, кающемся, может обратиться в скорбь и печаль!

Уверен, что и в этом случае ангелы лучше осведомлены, чем человек. Они знают, что такое спасение! Они были свидетелями, когда Христа распинали. Сказано, что ангел с небес явился к Нему и укреплял Его, когда Он находился в борении и молился в Гефсимании (Лк. 22:43). Они знают, какой огромной ценой была искуплена душа человеческая! Они слышали вопль Иисуса, когда, совершив искупление, Он возопил: "Совершилось!" Они знают, что то, что было совершено в этот момент, было не временное спасение, а вечное! Слава и благодарение Ему! Они знают, что там, на голгофском кресте, Христос Своею смертью поразил в голову диавола!

И они знают, что не погибнет вовеки душа, которая искуплена и омыта такой дорогою ценою, - ценою святой крови Иисуса Христа, Сына Божия!

Ангелы прекрасно знают значение слов Христа: "Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей" (Иоан.10:28). Гарантией истинности этих слов является кровь Иисуса Христа, Его голгофская жертва умилостивления за наши грехи! О, дорогие мои, есть причина радоваться ангелам, когда одна душа кается!

Но какое покаяние необходимо, чтобы возрадовались ангелы? Они радуются только тогда, когда видят подлинное покаяние!

И вот, в заключении я хочу указать на несколько проявлений такого покаяния, которое угодно Богу:

Во-первых, печаль о грехе. В Библии сказано (2 Кор. 7:10): "Ибо печаль ради Бога (то есть печаль, сокрушение, что я согрешил против Бога) производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть". И псалмопевец Давид говорит: "Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасет" (Пс. 33:19).

Другой признак истинного покаяния - это ненависть ко греху, не только потому, что грех причинил ущерб нам, но он причиняет скорбь Богу. Грех ненавистен Богу! Помни, что мой и твой грех пригвоздили Иисуса Христа ко кресту!

Видеть грех так, как видит его Бог, это неизменный признак подлинного покаяния. Грех губит человека, грех отделяет человека от Бога, грех оскверняет человека и лишает его того, для чего он был предопределён Богом. Тот, кто действительно кается, готов сказать вместе с Иовом: "Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои... Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов. 39:34; 42:6).

И, наконец, покаяние должно привести кающегося грешника к Иисусу. Грешник должен прийти к Иисусу и просить Его о прощении и милости! Если ты надеешься хоть немножко на свои способности и свои старания исправиться и избавиться от греха, то покаяние твоё недействительно. Но если ты сейчас готов всецело уповать только на Христа, на Его способность и Его силу спасти тебя (ибо Он был распят на кресте и принял смерть из-за твоего греха, чтобы спасти тебя!), если ты уповаешь только на Его заслуги и милость принять тебя и простить тебя, тогда ты действительно покаялся!

Радуйся и веселись, ибо ты можешь сказать тогда: "Да, я спасён, спасён от блуждания пытливого и гордого ума. Воистину, Господь - спасение моё! Он - моё оправдание."

Вот что необходимо, чтобы о тебе возрадовались Ангелы! Когда Иисуса спросили, что нам делать, чтобы творить дела Божии, то как Он ответил? "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал", то есть Сына Его, Иисуса Христа. Или когда темничный страж задал тот же вопрос Павлу, то он получил такой же ответ, какой дал Христос: "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасёшься".

Это всё, что требуется от тебя для покаяния, - верить. Именно вера производит покаяние перед Богом. Покайся и ты, веруй в Господа Иисуса Христа, и о тебе возрадуются ангелы и всё небо! Да поможет тебе Сам Господь принять это решение!

СЛОВО БОЖИЕ О ПОКАЯНИИ

"…Христос умер за грехи наши…"
(1 Кор. 15)

Так говорит Христос:

"…на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15)

Почему для Бога так важно, чтобы человек имел покаянное чувство? Да потому, что "…если не покаетесь, все так же погибнете" (Лк. 13). Ведь "…возмездие за грех смерть" (Рим. 6). А "…сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс. 50). Ибо говорит Господь: "Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" (Иез. 33).

Христос сказал:

"…приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6)

Какое основание для веры! Слава Богу, никогда такого не будет, чтобы раскаявшийся грешник пришел к Спасителю и был изгнан!

"Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа" (Деян. 3:19-20). Как видим, после покаяния приходят "…времена отрады от лица Господа". Воистину, "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9).

Слово Божие гласит: "…Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю…" (Ис. 1:18). Господь возвещает: "Я Сам изглажу преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну" (Ис. 43). Во Христе "…мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов" (Кол. 1:14). Благодаря Искупительной Жертве Христа - "Вот завет… говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более" (Евр. 10). "И окроплю вас чистою водою, - и вы очиститесь от всех скверн ваших… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез. 36)

Но, чтобы Господь простил нам грехи, необходимо исповедовать их. "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1). "Признавайтесь друг пред другом и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться" (Иак. 5).

Не правда ли, "если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы" (1 Кор. 11)?

Ведь "скрывающий свои преступления не будет иметь успеха" (Притчи 28:13). Поэтому сотворим "…достойный плод покаяния" (Мф. 3), "…делая дела, достойные покаяния" (Деян. 26).

"…Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" (Деян. 17).

И "…благость Божия ведет тебя к покаянию. Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздает каждому по делам его" (Рим. 2). "Не медлит Господь… но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Петра 3)

"…радуюсь… что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога… печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…" (2 Кор. 7).

Кротость верующего способствует
покаянию ближнего

"Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2: 24-26).

"Кротость ваша да будет известна всем человекам" (Флп. 4:5).

Покаяние отводит Божий суд

Христос не раз в Евангелии говорит: "Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". (Мф. 9). "Если бы вы знали, что значит: "милости хочу, а не жертвы"" (Мф. 12). Воистину, "…милость превозносится над судом" (Иак. 2:13).

Обратимся к Священному Писанию (Иона 3-4):

Пророк Иона проповедует в Ниневии. Ниневия кается и получает избавление.

"И было слово Господне к Ионе, вторично:

2 "Встань, иди в Ниневию - город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе".

3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню;

Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.

4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: "еще сорок дней, - и Ниневия будет разрушена!"

5 И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого.

6 Это слово дошло до царя Ниневии, - и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепле,

7 И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили,

8 И чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.

9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем".

10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и НЕ НАВЕЛ .