А чубуков сж ур ленинская библиотека. До новых встреч в «Кругу друзей. По словам заместителя председателя Общества Русской культуры УР Светланы Васильевны Щаповой, до конца года ижевчан ждёт знакомство с творческими коллективами ещё двух районов Удмуртии.

Емельянов Константин Васильевич

Емельянов Константин Васильевич родился 23 сентября 1926 года в деревне Лонки-Ворцы Игринского района. Родился в большой крестьянской семье. По национальности удмурт.

В 1933 году со своими сверстниками пошел в школу. Для него это было большим событием, большой радостью, уж очень хотелось учиться. Но его учебу прервали, так как к началу учебного года ему не исполнилось 7 лет.

В 1934 году снова пошел в Лонки-Ворцынскую начальную школу. За примерную учебу не раз поощряли. Во втором классе наградили годовой подпиской на детскую газету «Дась лу!». И с того времени у Кости, читая заметки, корреспонденции ребят-учащихся, появилось желание писать в газету.

Константин Емельянов 7-ой класс закончил с Похвальной грамотой. Поступил в Якшур-Бодьинское педучилище без экзаменов. Проучившись 2 месяца вернулся домой по семейным обстоятельствам. С началом войны отца Кости отправили в армию, а маму послали на государственную лесозаготовку.

Продолжил обучение в 8 классе Игринской средней школы. Первую свою заметку Костя написал в газету «Сталинский путь». Стал отправлять свои корреспонденции в республиканскую газету «Советской Удмуртия». Закончил курсы механизаторов при МТС и пошел работать в колхоз трактористом. Работал в колхозе «Рассвет» трактористом, слесарем- наладчиком, механиком, бригадиром.

Деревенский механизатор Константин Васильевич Емельянов успевал писать разные зарисовки, статьи, юморески. Его первая зарисовка была напечатана в газете «Советской Удмуртия» в 1947 году. Затем печатались другие зарисовки, статьи. В 1960 году редакция газеты «Удмуртская правда» организовала в совхозе селькоровский пост, где ведущим был Константин Емельянов. Селькоры писали о совхозных новостях.

Постепенно перешел на другой жанр - рассказ. В 1965 году опубликован один из популярных и признанных рассказов Константина Васильевича «Ветли меда, ой меда...»

Были опубликованы его следующие книги: «Ветли меда, ой меда...» (1971); «Бускельёс» (1975); «Эшъёсы-юлтошъёсы» (1978); «Пилиськем горшок» (1989); «Капка сьорын» (1995). В последние годы его произведения публиковались в районной газете «Вакыт», в республиканских журналах «Кенеш» и «Ашальчи». В издательстве «Удмуртия» лежит рукопись рассказов и повестей для отдельного сборника.

Произведения К.В.Емельянова пользуются признанием и уважением народа. За заслуги в области развития национальной литературы не раз награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики. Первую Почетную грамоту получил в 1957 году от Президиума Верховного Совета Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики за многолетнее активное участие в работе печати и её распространении среди населения.

За творческий вклад в развитие удмуртской литературы в 2006 году награжден премией Кедра Митрея.

Так же за многолетний труд награжден медалями и Почетными грамотами Президиума Верховного Совета УАССР.

В 1986 году Константин Васильевич награжден медалью «Ветеран труда» а в 1987 году ему присвоено звание «Заслуженный колхозник».

Константин Васильевич Емельянов — прекрасный человек, умный, эрудированный, самокритичный.

Константина Васильевича отличает неизменно доброе, благожелательное отношение к людям. Скромен, прост, безотказен. Требователен к себе и окружающим, дисциплинирован и тактичен. Пользуется авторитетом среди населения.

Вместе с женой воспитали четверых детей, все получили высшее образование, и каждый из них нашел достойное место в жизни.

П.К. Поздеев, член Союза писателей Удмуртии, в статье журнала «Кенеш» написал: «По вышедшим книгам К.Емельянов давно должен был стоять в рядах Союза писателей. Но в силу своей чрезмерной скромности, отсутствия высшего образования он не подал заявления в Союз писателей Удмуртии. Константин Васильевич Емельянов - настоящий писатель удмуртской литературы, его имя народ не забудет. Писательский профессионализм не зависит от членского билета в Союзе писателей. Творчество писателя оценивает сам народ».

О тебе, моя Игра Сборник стихов об Игре Игра,2015

2 МБУК «Игринская ЦБС» Игринская центральная районная библиотека им. Кедра Митрея О тебе, моя Игра Сборник, посвящённый 400-летию поселка Игра Игра, 2015

3 ББК 84(2Рос.Удм) О – 11 О тебе, моя Игра: сб., посвящ. 400-летию поселка Игра / МБУК «Игрин. ЦБС», Игрин. центр. район. б-ка им. Кедра Митрея; сост. О. А. Степанова – Игра, 2015. – 28 с.: ил. «О тебе, моя Игра» – второй, доработанный сборник стихотворений, авторы которых тесно связаны своей судьбой с поселком Игра и с Игринским районом. Первый одноименный сборник вышел в 2010 году к 395-летию поселка. Фотографии для издания предоставлены Д. Поздеевым, А. Караваевым и И. Сапожковой. Книга будет интересна всем, увлекающимся поэзией: школьникам, учителям, краеведам, литературоведам, и всем, кому дорог наш поселок Игра, кто способен гордиться нашей малой родиной.

4 Деревня (будущий посёлок) первоначально называлась Эгра – по названию воршудно-родовой группы, которой она была основана. Впервые селение Игра упоминается в 1615 году в списке с дозорных книг воевод Федора Андреевича Звенигородского и Василия Терентьевича Жемчужникова и дьяка Михаила Одинцова. По данным переписной книги 1678 года, в деревне Игра-над Лозою рекою насчитывалось 43 двора, проживало 185 человек. В 1859 году Игра становится центром Игринской волости Глазовского уезда. По данным десятой ревизии в 1859 году в 19 дворах казённой деревни Игринская (Вужгурт) при ключе Игре проживало 111 человек, в ней находилась сельская расправа. 13 сентября 1918 года во время Ижевско-Воткинского восстания после ожесточенного боя Игра была захвачена ижевскими повстанцами и использовалась как важный опорный пункт в ходе последовавших атак на Зуру, где находились части Красной армии. 1 октября Игра была окружена и взята штурмом частями Особой Вятской дивизии Красной армии. В 1929 году Игра входит во вновь образованный Зуринский район, а в 1937 году образуется Игринский район и посёлок становится его центром. Статус посёлка городского типа Игра получила в 1954 году, а в 2013 году приобретает статус сельского поселения.

5 Коперский В. Игра В нашей жизни невесёлой Улыбнуться нам пора, Есть в Удмуртии посёлок Под названием Игра. Симпатичные строения, Дети дома не ревут, Там с хорошим настроением Люди весело живут. Выбирай, чего годится! Да и есть, что выбирать: Кто за шахматы садится, Кто в игрушки поиграть. В центре этого селения Есть пологая гора – Каждый день у населения Продолжается игра. В январе порой морозной К этим людям поспешу. Я, пожалуй, не серьёзно, Как играючи пишу. Леконцев В. В Игре Это – с юга к ней путь, Это – с севера путь, Есть в Игру и другие дороги.

6 А концы всех дорог Замотались в клубок, Вверх поднявшись по склонам отлогим. Древней цепью берёз, Уцелевших от гроз, Каждый выгиб дорог оторочен. В наши ясные дни Мрак столетний они С болью помнят, звеня у обочин. С горьких пращурных дней Тропку к доле своей, Тропку к счастью искали удмурты: Шли на север в край вьюг, Уходили на юг... – Во все стороны шли из Вужгурта1 ! Но ни север, ни юг Не избили их мук – Вымирало вужгуртское взгорье. Только Красный Октябрь, Как огромный пожар, Выжег с корнем народное горе. И теперь над Игрой Гул плывёт ветровой, Радость плещется радугой алой. Это север и юг Голоса подают, Это жизнь и в Игре заиграла. 1 Вужгурт – старинное название Игры.

7 Игра Разлуку во вниманье не беру – Скорее бы свиданью разгореться. Спешат колеса быстрые в Игру, Где все живет, живет частица сердца. Как не любить мне рощу тех берез, Где каждый кустик мне знаком до боли. Село мое родное разрослось. И урожайное родное поле. Как не спешить мне к ним издалека: Здесь неба синь, раздолье здесь такое… Не зря по краю милому тоска Вдали от дома не дает покоя. Разлуку во вниманье не беру. Да только с сердцем снова сладу нету: Оно всегда торопится в Игру, Где кто-то ждет с надеждой встречу эту. Новикова М. Не стареет Игра Пролетают столетья, как летят облака. Время годы уносит, словно годы река, Но Игра не стареет, С каждым днем все родней. Пусть же ясное солнце Вечно светит над ней. Пусть поля колосятся, Зеленеют луга, И над речкой Лозою зацветут берега. Пусть поселок свой люди Прославляют трудом,

8 Пусть все краше он будет С каждым прожитым днем. ***** Как в краю игринском, На родной сторонушке, Сколько дел проделано За семьдесят годков, Сколько раз весеннее Засевалось полюшко, Сколько трав накошено, Сметано стогов. Сколько ароматного Испечено хлебушка. Нарожали женщины Множество детей, Тот, кто был мальчишкою, Он теперь уж дедушка, И красива бабушка Сединой своей. Краше стали улицы, А дома все новые, Теремам под стать. И под крышей ласточка Вьет гнездо, волнуется, Будут ли птенцы ее К холодам летать. Добрыми умельцами Край игринский славится, Родниками чистыми, Светлою Лозой. Пусть хорошим праздником Утро начинается. Синим небом, солнышком, Радугой цветной. А Игра-красавица Солнцем умывается,

9 Став многоэтажною, Лучше с каждым днем. И великой гордостью Сердце наполняется – Это наша Родина, Это отчий дом! Моя Игра На зелёных холмах, на семи родниках Здесь раскинулось наше село. С крыш весною капель и черёмух метель, Здесь, в Игре, моё детство прошло. Красивей ты с каждым днём, Радость в сердце моём, Игра, цвети, расцветай, Дорогой милый край. Возле речки Лозы звёзды чистой росы, И лугов зеленеют ковры. Есть красивей места, но для нас навсегда Нет милей и дороже Игры. Доброе утро, Игра! Голубая лента, синие глаза – Поплыла вдоль бережка реченька Лоза, И сказала ивушка: «Нас не позабудь», – Провожая реченьку в дальний-дальний путь. Здравствуй, утро доброе, милая Игра! Снова небо ясное над тобой с утра, Беленький кораблик-облако плывёт, А в кустах сирени соловей поёт.

10 Тихо занавесилась яблонька в цвету, В сердце думы светлые – я к тебе иду, Словно море белое яблоневый сад, Задурманит голову нежный аромат. Будет утро ясное, будет светел взгляд, Люди на работу снова поспешат, Снова небо синее над тобой с утра, Здравствуй, утро доброе, милая Игра! Шмаков Г. Стихи об Игре На тракте Сибирском стояло село, Вставали там люди с зарею – Красивое званье имело оно, Называлось по-детски – Игрою. Вокруг расстилались большие поля, Под горой река протекала – За рекою стояли дремучи леса, И нога там людей не ступала. Проехал по этому тракту Радищев, Потом декабристы бывали в Игре – Но звон здесь кандальный и ветер не свищет. По-новому люди живут, как везде. На месте дремучих лесов и болот Построили новый поселок – Игрою назвал его местный народ, Но путь был и труден, и долог. Сейчас не узнаешь поселка Игра, А будет когда-то здесь город – И скоро наступит такая пора, Герб города будет серп-молот.

11 Щепина Р. Моя Игра За что я люблю свой посёлок, Скучаю вдали от него? Быть может, за то, что он молод И назван по-детски Игрой? Здесь я работаю и живу, Росла, создавала семью. И вот поэтому, может, люблю Свою родную Игру. Дороже, краше сердцу нет, Объезди весь белый свет. Улыбка и труд, песня моя – Всё это тебе, Игра! Взбиралась на горы Кавказа, В Крыму, на Урале была, Но наша гора Предуралья, Пожалуй, мне больше мила. Была на Неве и на Волге, Играла с морскою волной, Но сердце моё замирает При встрече с речушкой Лозой. Я любовалась пальмой, Пьянела от запаха роз, Но нет ничего роднее Стройных и белых берёз. Люблю я таёжные дали, Цветенье полей и лугов, Ритмичное пульса биение И шум тепловозных гудков.

12 Люблю смотреть, как в морозы Вьются над крышей дымки. Слушать люблю, как смеются Иль плачут в домах малыши. Горжусь трудом я игринцев: Они же творят чудеса. Штурвал ли, перо или скальпель Не дрогнут в надёжных руках. Много посёлков красивых, Сёл, городов – их не счесть, Но, видимо, сердца частицу В Игре я оставила здесь. Здесь я работаю и живу, Росла, создавала семью. И вот поэтому, может, люблю Свою родную Игру. Дороже, краше сердцу нет, Объезди весь белый свет. Улыбка и труд, песня моя – Всё это тебе Игра! Игринский вальс Если долго в Игре не бывали, Приезжайте, понравится в ней, Полюбуйтесь вечерней порою На количество наших огней. Весь посёлок их светом пронизан, Не посёлок – а город Игра, И не сказка, мечта игринцев Дорога, близка. Рабочий наш посёлок Молод, как весна.

13 Недавно тут стояли Дремучие леса. И радостно, и весело Вынашивать мечту, Что, улыбаясь молодо, По городу иду. Может, помните, как здесь землянки Окружали болота вокруг? Очень быстро меняет свой облик Наш любимый посёлок, мой друг. А высокие краны подняли В поднебесную синь хобота. Всё красивее в нашем посёлке Строятся дома. Рабочий наш посёлок И день, и ночь в труде, Ритмично бьётся сердце В любом его конце. И радостно, и весело Смотреть мне на Игру: И я со всеми вместе Свой скромный труд вношу. Вы по Сале летом спуститесь, Помечтайте в тенях ветвей, А потом до Лозы доберитесь… Нет, не сыщете места милей. Нежно ивушка шепчет с водою, Распевают в кустах соловьи. И пестреют ранней весною На лугах цветы. Мы любим свой посёлок И зимнею порой, А осень называем

14 По праву золотой. И радостно, и весело Нам в нынешнем году: Встречаем юбилейную Мы с радостью весну. С огоньком у нас трудятся люди На заводе, в цехах у станка. В часы отдыха дома и в клубе Льется песня звонка и легка. Эту песнь подхватил жаворонок, На просторные вынес поля. На рассвете той песне вторят Куранты Кремля. Росла, мужала вместе С родным посёлком я. Героика, романтика – Она вокруг меня. Нам радостно и весело, Мы очень любим жизнь. А жизнь у нас чудес полна: Строим коммунизм. Васильева С. Мой посёлок Где-то в краю далёком Посёлок рабочий стоит, Его красоту оглянешь – И гордостью сердце звенит. Радует взор природа – Леса, ручьи, поля. Солнце ль, плохая погода – Всё умиляет меня. Эту прелесть природы Словами нельзя описать.

15 Только прожив здесь годы, Сумеешь её понять. Кто-то, не веря, спросит: «Где же такая земля?» И этот посёлок рабочий И имя ему – Игра. Спешин А. Посёлок Игра Есть на карте Удмуртии Рабочий посёлок такой, Не многим известен в России И зовётся красиво – Игрой. В краю родниковом затерян, На тракте сибирском стоит. Лесами, полями окутан, И речка Лоза там бежит. Здесь всё мне знакомо до боли, Немало здесь прожито лет. И с радостью в сердце воскликну Посёлок Игра, привет! Мосесова Е. Я люблю свой посёлок Большой и красивый. Здесь живет много добрых, Хороших людей. Над Лозой плачут ивы, И дорогою длинной Тракт Сибирский проходит Через весь наш район. Если я уезжаю, Даже пусть ненадолго, Я скучаю всегда

16 По родному посёлку. Возвращаясь в Игру, Я всегда ощущаю Радость в сердце, любовь К родниковому краю. Игра-Игриночка Сл. и муз. Н.Секерина Игра, Игра, Игриночка Ты мне всегда мила Играй, играй, гармошечка И весели меня. С гармошкою двурядочкой Мы по Игре пройдём И песен много ласковых Мы про тебя споём. Споём про то, как жили мы И верили в тебя. Игра, Игра, Игриночка Нет жизни без тебя Игра, Игра, Игриночка Сроднились мы с тобой. И вот, уж много лет мы с ней Любимой и родной. Песня об Игре Муз. и сл. А.Захарова Мой дом старенький, дом на горе, Сколько с тобой мы прожили. Дом родной в милой Игре Ждёт меня настороженно.

17 Припев: Только на улицах этих, Только на этой земле, В сказочном этом рассвете Сладостно дышится мне. А огоньки вдаль без края, Я прохожу по Игре. Эта песня голубая Посвящается тебе. Щедро дарила нам детства цветы, Юностью нашей любуешься. Здесь отстояли наши отцы Дедов и прадедов улицы. Припев: Вместе со мной сейчас ты растёшь. В дали стремишься просторные. Вместе со мною ты в сердце живёшь. Милая, славная, гордая! Припев: Только на улицах этих. Только на этой земле. В сказочном этом рассвете Сладостно дышится мне. Я ни о чем не тоскую, Я прохожу по Игре. Ты возьми эту песню голубую – Ведь эта песня о тебе. Ларкина Л. Гимн Игре Между холмов Уральских и равнины Раскинулся поселок небольшой. Сам бог писал здесь чудные картины Своей нерукотворною рукой.

18 Припев: Споем тебе мы гимн, Игра родная, Удмуртский уголок родной земли, Чтоб журавли кричащей звонкой стаей Весть о тебе повсюду разнесли. Нам в пояс надо низко поклониться Героям-ветеранам, землякам, Чтоб слезы не текли по грустным лицам И чтобы знали: дороги вы нам. Припев: Как радостно, что вновь над куполами Молитва поднимается здесь ввысь. Хочу воспеть я Родину стихами, Чтоб песни об Игре моей лились. Припев: Игра моя! Играй колоколами И эту песню о себе пропой, Я поклонюсь земле, как милой маме, Останусь этой песней над Лозой. Чубуков А. Игра певучая И поля, и леса в позолоте. И воды утекающей гладь – Я игринские эти красоты Не устану вовек воспевать. Наши деды торили тропинки, Обживая лесной окоем. Славит предков своих край игринский, Мы широкой дорогой идем.

19 Будут снова игринские дали Необъятным простором манить. Ведь певучему люду отдали Боги землю навечно хранить. Нынче мир народившийся новый Сохранить эту радость молю. Я люблю тебя, край родниковый, Беззаветно всем сердцем люблю. Нет на свете лучше края, чем Игра Сл. и муз. Д. Чиркова Давным-давно ты родилась под небом, Под солнцем жарким, может, под дождём. Рождались здесь писатели, поэты, Я здесь недавно тоже был рожден. Припев: То ли это шепчет Лоза, То ли это ветер сказал: «Нет на свете лучше края, чем Игра. Нет на свете лучше края, чем Игра». На твой простор потоком солнце льется, Взрослела ты, и я взрослел с тобой. И птицам здесь так радостно поется, А по утрам все кроется росой. Астраханцева Н. ***** Тем счастливы мы в этом мире: И по прошествии почти что четырех веков Мы донесли до вас и сохранили, Воспели песни дедов и отцов.

20 Тебя, Игра, в день твоего рождения, Славим мы как старшую сестру. Собрав букет из лучиков везенья, Блистай, Игра, и здравствуй, говорю! О, Игра, быть может, это грубо Не воспеть тебя, не описать – Как Поскребышев, в рябиновые губы Разреши за все поцеловать. с. Факел Козлова А. Игринские наши края Мы живем на игринском просторе, Утром ранним встречаем рассвет. Не шумит у нас Черное море, Лучше края игринского нет. Живописны места и красивы, Соловьиные трели слышны, Колосится поспевшая нива, Новостройки повсюду видны. Припев: Родники вы, родники, Как прекрасна родная земля, Вы такой красоты не видали, Как игринские наши края! Посмотри на знакомые лица Тех, кто утром на смену идет. Будет сердце в груди моей биться, Если знаешь, что жив твой завод. Вечер тихо на землю ложится, Ярко светят завода огни, Пока люди здесь будут трудиться, До тех пор не погаснут они.

21 Припев: Огоньки вы, огоньки, Как прекрасна родная земля, Вы такой красоты не видали, Как игринские наши края! Мы живем на игринском просторе: Двух народов единый союз. И для русских – счастливая доля, Для удмуртов нет крепче тех уз. Есть надежда, что дружба сложится И продлится меж нами навек, Будет этою дружбой гордиться, Проживающий здесь человек. Припев: Земляки вы, земляки, Как прекрасна родная земля, Вы такой красоты не видали, Как игринские наши края! с. Факел Данилов А. Родные края… На берегах красавицы Лозы Стоит немало деревень и сёл. Но нет же краше маленькой Игры – С ней связана судьба и все мечты. Игра, свети огнями золотыми, Игра, звени ты песнями родными. Народ удмуртский, русский – Наш народ российский. И гордость в сердце: «Я – игринский!» Ведут дороги все через Игру В Сибирь далёкую, в столицу – на Москву. И где б ты ни был, в сердце сохрани Огни вечерние красавицы Игры.

22 Огни вечерние пусть вспыхнут над Игрой, Закат рубиновый укроет аурой святой. Колокола прольют свой нежный перезвон Над малой родиной, над маленькой Игрой. Сунгатуллина К. Моя Игра На карту точкой неприметной Поселок Эгра нанесен, Но вам скажу я по секрету Милее всех на свете он! Пусть мал, так что же? Разве плохо, Когда машины не гудят, А вместо леса и природы Заводы небо не коптят? Как муравейник, мегаполис Шумит, бурлит в нем жизнь ключом, А здесь же тишина, раздолье, Идет неспешно день за днем. Самой Москвы дороже лоска Мне тихий дворик мой родной, Где под окном стоит березка, И яблони цветут весной. И пусть поселок, а не город, В названье честь не велика. Здесь родилась, здесь мои корни, Моя семья, моя земля! Шкляева Р. Эгра Ой, Эгра, тон, Эгра, Малы луэмын ай Игра? Улњыт вал вуж нимдэ, Данъя вал ас улостэ.

23 Калыкын паймыса юало: «Маин бен шудо Играын?» Кызьы валэктод вуж нимдэ? Кызьы возьматод дано луэмдэ? Казаньысь но Пермьысь, Ижевскысь, Глазовысь Сюресъёс вутто Эграе. Татћ ортчизы этапен. Кызьпуос гинэ вал адњисьёс – Пересьмо но быро ни соос… Эгра – шаерлэн шор сюлэмыз, Улонлэн вирсэрыз. Пушъе бадњым Эграмы. Москваен герњамын сюресмы. Пичильтык удмурт сюлэммы, Уз кысы, уз быр шудбурмы! Русских О. Ќвќл ке вуылэмды Лозо дурысь Эграла ќвќл ке вуылэмды, Лыктэлэ – бадњымезлы паймоды. Лозо дурысь возьёсты Ќвќл ке адњылэмды, Учкелэ – чеберезлы вожъяськоды. Лозо дурысь арамаысь Ќвќл ке уџыез кылылэмды, Кылзэлэ – чирдэмезлы синмаськоды. Кедра ошмесысь вуэз Ќвќл ке юылэмды, Шќмъялэ – юзмытэныз кудњоды. Эгралан улћсьёсын

24 Ќвќл ке пумиськемды, Эшлаське – оскымон эш шедьтоды. Поздеев П. Эгра Эграез кудћз тэрга: «Мар отын њечез?» Куд-огез сое карга, Палэнэ кќче. Мон-а?.. Мон тонэ, Эгра, Туж яратћсько. «Эгралан вордскиз Кедра», – Котьку шуисько. Шуисько: «Кедра ошмес Ялан жильыртоз, Эгралэн чебер данэз Дунне тыр вќлскоз. Эграез уз лу тэргась, Город со луоз. Эграез Советской власть Лыз инмозь љутоз. ***** Чебер-а Эгра палъёсмы? Чебер-а Лоза но Ита? Чебер, дыр. Сотэк дорамы Ќй бертысал нош ик шырчик. Ќй кырњасал со юрт йылаз Бадњым концертын кадь тулыс. Ќй луысал, ќй гуръёсаз Тудву кадь пачыл мылкыдыз.

25 Ќй љутъясал со бурдъёссэ Яг пыр льќльырась шундылы. Ќй поттысал со пиоссэ Эгра палъёсысь ин улын. /переделанные от П. Поздеева на игринский лад /

26 Содержание Предисловие …………………………………………….. 4 Коперский В. Игра ……………………………….....….. 5 Леконцев В. В Игре …………..…………………..…….. 5 Леконцев В. Игра …………………………...…..……… 7 Новикова М. Не стареет Игра …………………………. 7 Новикова М. Как в краю игринском ……………..…… 8 Новикова М. Моя Игра ………………………………… 9 Новикова М. Доброе утро, Игра ………………….…… 9 Шмаков Г. Стихи об Игре ……………………...……… 10 Щепина Р. Моя Игра …………………………..………. 11 Щепина Р. Игринский вальс ………………………...… 12 Васильева С. Мой поселок ……………………..…….... 14 Спешин А. Поселок Игра …………………...…………. 15 Мосесова Я люблю свой поселок …………………...… 15 Секерин Н. Игра-игриночка …………………………… 16 Захаров А. Песня об Игре ……………………………… 16 Ларкина Л. Гимн Игре …………………………...…….. 17 Чубуков А. Игра певучая ………………………...…….. 18 Чирков Д. Нет на свете лучше края, чем Игра …….…. 19 Астраханцева Н.Тем счастливы мы в этом мире ….…. 19 Козлова А. Игринские наши края...……………............ 20 Данилов А. Родные края …………………………..…… 21 Сунгатуллина К. Моя Игра ……………………...…….. 22 Шкляева Р. Эгра …………………………………..……. 22 Русских О. Ќвќл ке вуылэмды ……………………...…. 23 Поздеев П. Эгра …………………………………..…….. 24 Поздеев П. Чебер-а Эгра палъёсмы? ………………….. 24

27 Алфавитный указатель авторов Астраханцева Н. 19 Васильева С. 14 Данилов А. 21 Захаров А. 16 Козлова А. 20 Коперский В. 5 Ларкина Л. 17 Леконцев В. 5 Мосесова Е. 15 Новикова М. 7 Поздеев П. 24 Русских О. 23 Секерин Н. 16 Спешин А. 15 Сунгатуллина К. 22 Чирков Д. 19 Чубуков А. 18 Шкляева Р. 22 Шмаков Г. 10 Щепина Р. 11

28 Составитель сборника: О.А.Степанова библиотекарь сектора краеведческой работы Игринской центральной районной библиотеки им. Кедра Митрея МБУК «Игринская ЦБС» Игринская центральная районная библиотека им. Кедра Митрея 427145, п. Игра, мрн Нефтяников, 31 Тел.: 4-25-65, 4-19-59 E-mail: [email protected]

Экологическая мастерская рассчитана на детей среднего школьного возраста (оптимальный вариант 6 - 8 классы) и построена с опорой на технологию развития критического мышления учащихся и моделирование игровых ситуаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая мастерская «Как однажды с лесом беда приключилась»

Цель мероприятия: формировать у учащихся активную позицию по отношению к охране леса путём анализирования ситуации опыления лесов Игринского района

Задачи:

  1. Открыть для детей реальное существование экологических проблем в окружающих лесах
  2. Развивать

Умение устанавливать причинно – следственные связи, наблюдательность;

Читательские навыки, умение выделять в периодической печати экологические проблемы;

Коммуникативные, творческие и ораторские способности

  1. Воспитывать экологическую культуру, толерантность (умение чувствовать друг друга, подстраиваться друг под друга), активную жизненную позицию;
  2. Познакомить с экологическими законами функционирования экосистем

Возраст участников: средний школьный возраст, 12-14 лет

Пояснительная записка

Идея разработки внеклассного мероприятия в форме экологической мастерской «Как однажды с лесом беда приключилась» возникла после прочтения ряда статей в районной газете «Светлый путь», посвящённых проблеме опыления лесов. Данная разработка является авторской, при работе над ней использовались материалы газеты (см. Список использованной литературы) и интерактивные упражнения по экологии, разработанные кандидатом химических наук Д.С. Ермаковым (см. Список использованной литературы). Акцент мероприятия сделан, прежде всего, на близости реальных экологических проблем.

Экологическая мастерская рассчитана на детей среднего школьного возраста (оптимальный вариант 6 - 8 классы) и построена с опорой на технологию развития критического мышления учащихся.

Форма мероприятия определена как мастерская в силу того, что в течение занятия предполагается выстраивание у участников умений слушать, анализировать, высказываться, аргументировать свою позицию, моделировать взаимоотношения в лесных экосистемах, рисовать, согласованно работать в парах и т.п. Интерес учащихся к мероприятию в течение его проведения поддерживается периодической сменой деятельности, использованием игровых моментов, оптимальных для данного возраста, привлечением эмоциональной сферы детей. Особенностью использованных игр является личностное переживание, принятие роли другого и конструирование на этой основе собственных действий.

Одна из главных педагогических задач – создание условий для инициативы школьников. Ведущий мероприятия не даёт готовых знаний, норм поведения, но побуждает участников к самостоятельному поиску решений. Этой же задаче подчинена неожиданная концовка мероприятия: его «оборванность» активизирует инициативы участников по решению ряда экологических региональных проблем, вызывает срочную реакцию что-то предпринять.

Участники мероприятия на момент его проведения должны иметь сформированное представление об экосистеме (биоценозе), различных вариантах взаимоотношений организмов биоценоза, последствиях нарушения возможных (цепей) сетей экосистемы.

Продолжительность занятия 1 час. Предусмотрено возможное последействие, выраженное в других формах, в случае, если мероприятие вызвало у учащихся потребность принять какие – либо меры по сохранению лесов.

Данная разработка может использоваться в системе дополнительного образования - при проведении кружков, факультативов, мероприятий биолого – экологической направленности. Использованные материалы периодического издания Игринского района – газеты «Светлый путь» могут замениться экологическими статьями аналогичного содержания. Но чем ближе будут происходящие события к месту проживания участников, тем более сильное воспитательное воздействие окажет данное мероприятие.

При проведении экологической мастерской необходимы записи голосов птиц, репродукции и фотографии лесов Удмуртии, выражение «Как однажды с лесом беда приключилась», карточки «Тайна 1», «Тайна 2», «Тайна 3», «Тайна 4», подготовленные к диспуту карточки с тезисами, 4 бечёвки разного цвета, маркеры или фломастеры, бумага формата А – 3 либо А – 4.

  1. СТАДИЯ ВЫЗОВА ИНТЕРЕСА

Слова ведущего сопровождаются записью голосов птиц леса

Ведущий:

Из окна наших домов виден лес. Его также видели и наши бабушки с дедушками, но сейчас он всё дальше отодвигается от окна за горизонт. Возможно ли нам потерять лес? Как изменится наша жизнь, окружающая среда, если бездумно относится к лесу? (предположения учащихся) Какая беда однажды произошла с лесами Игринского района? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нашей районной газете «Светлый путь», номеру от 22 сентября 2009 года, статье А. Чубукова:

«До чего хороша брусника уродилась в лесном болоте. Со многих кочек можно собирать горсткой, растопырив пальцы. Радость для нас, радость для лесной птицы, которая здесь кормится. Испуганные тетерева и глухари взлетают часто.

Торопимся, собираем. Ведёрки наполняются. Нам надо ещё ко времени выйти из леса на узкоколейку, где проходящий тепловозик с пассажирским вагоном в конце состава остановится на несколько минут и заберёт всех, кто успел на него. Глаза выискивают наиболее красные кочки. Над лесом летает небольшой самолёт параллельными курсами, туда-сюда.

Опыляют лес, кабы нас не захватили, - говорит жена, - отравимся.

Да нет, - успокаиваю, - до нас не долетает и ветер не в нашу сторону. Всё нормально, опять же, запаха нет.

Самолёт полетал и исчез. Ведёрки свои мы добрали и на поезд успели. Везёт же иногда.

Через неделю я бродил с ружьём по тем же местам и забрёл в кварталы, которые опылялись. Сильно пахло химией. А когда я попал в низину, куда ветер не задувает, воздух был настолько тяжёлый, что дышать здесь долго я испугался и поскорее пошёл прочь против ветра.

Лес опыляют для угнетения лиственных пород, чтобы не мешали хвойной поросли расти. Ель и сосна – красный лес, нужный для народного хозяйства, а берёза, осина и липа не дают хороших стройматериалов. Так мне объяснил лесник. А на хвою опыление не влияет. Позже у меня состоялся спор с председателем исполкома райсовета, бывшим ранее директором лесхоза, дипломированным специалистом лесного хозяйства.

Опыление лесов никакого вреда не приносит, - в азарте доказывает он.

Не может этого быть. Ведь лекарственные породы угнетаются, значит, эта химия влияет на всю растительность и фауну леса. Рябчики едят листья берёзы и ольховые серёжки, тетерева всю зиму питаются берёзовыми почками, глухари любят осиновую листву и сосновую хвою. Вся живность в лесу ест травы, ягоды, древесные листья. Кто проверял, как на них влияет эта химия.

Никакого вреда нет и быть не может, - кипятится он, - институты рекомендуют это делать. Видели ли вы в лесу отравившихся, валяющихся птиц?

Не находил.

Ну вот и доказательство.

А откуда уверенность, что в отдалённой перспективе это опыление не скажется на птицах и зверях?

Ничего не произойдёт, всё проверили учёные.

Однако вы объявляете населению, что в таких – то кварталах в связи с опылением леса запрещается собирать ягоды и грибы, пасти скот.

Ну, то – люди. Просто предосторожность.

Спор наш не разрешился, и он ушёл со своим мнением в правоте, в знаниях, в необходимости беспрекословно выполнять приказы начальства. «Жираф большой, ему видней», - пел когда-то Высоцкий.

И всё же мне было жалко лес, птиц и зверей, попадающих под опыление. Неспроста ведь в наших лесах стало мало рябчиков и тетеревов. Ссылка, что повыбили охотники, не состоятельна. А выводки малочисленны, не то что в моей молодости, когда опылением лесов не занимались. Давно я уже утвердился в мнении, что хозяйственная деятельность приносит вред и стоит на первом месте. У человека важнее личный и государственный интересы. А охрана природы – потом, как получится. Чаще она получается на словах. Чрезвычайные происшествия постоянны: то кислота из железнодорожной цистерны выльется в болото, то аммиачная вода уйдёт из резервуара в реку, отравив её на десятки километров, то порывы газа и нефти, то пожар в лесу, то жгут свалки. Да мало ли чего? По слухам, контролирующие наблюдатели за ходом уничтожения отравляющих веществ изрекли когда – то:

Счастливые у вас люди. Они не понимают последствий.

А последствия обязательно есть от всей неразумной хозяйственной деятельности. Читая статью учёного об опылении лесов, я узнал и о таком вреде фауне: со временем птицы начинают нести недоброкачественные яйца и из них не выводятся птенцы. В лесу осенью я неоднократно находил такие гнёзда глухарей и тетеревов. В одном тетеревином гнезде наряду со скорлупками, оставшимися от проклюнувшихся цыплят, было пять яиц целых, матка не смогла высидеть. Ясно, что выводок был малочисленным». А. Чубуков

  1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕМЫ
  1. Ведущий:

Давайте попробуем выяснить, кто прав.

Участники делятся на 2 команды – противники и сторонники опыления. Команды выдвигают по – очереди тезисы своей позиции, которые должны суметь раскритиковать оппоненты.

Тезисы предлагаются в напечатанном варианте.

Примерные тезисы сторонников опыления:

  • Хвойные породы деревьев являются ценным, декоративным и экологически чистым строительным материалом. В деревянных жилищах, или отделанных деревом, легко дышится, люди меньше болеют.
  • Лес сам быстро восстанавливается после человеческого воздействия.
  • После опыления леса погибнут только самые слабые организмы, сильные выживут и оставят более крепкое и выносливое, приспособленное потомство.
  • Увеличение численности елей приведёт к увеличению численности грибов, белок, клестов.

Учащиеся формулируют и собственные суждения от имени позиции сторонников опыления.

Примерные тезисы противников опыления:

  • Яды передаются по цепочке питания, и все последующие участники сети питания гарантировано свою порцию вредных веществ получают, в том числе и человек
  • Природа знает лучше; нарушение природного баланса всегда чревато последствиями
  • Увеличение елей приведёт к увеличению количества клещей
  • Здоровье человека зависит от здоровья окружающей среды

Учащиеся формулируют собственные суждения от имени позиции противников опыления.

Итог диспута:

Кто был убедительнее? Чьё мнение более аргументировано и разумно, близкое к вашему?

2.2. Ведущий:

Действительно, возможно ли человеку вмешиваться в сложившиеся природные отношения и не при этом не оставить последствий?

Упражнение «Паутина жизни» (моделирование связей в экосистемах)

Материалы и оборудование : 4 разноцветные бечёвки длиной до 10 м, карточки с названиями или рисунками живых организмов, выполняющих различные функции в экосистеме – продуценты (клевер, осина, берёза, рябина, дуб, репейник, ель, брусника), консументы различного уровня (шмель, мышь, заяц, комар, волк, лиса, лягушка, белка, бобр, клёст), редуценты (бактерии, грибы, дождевой червь); к каждой карточке прикрепляется прочная нитка, чтобы её можно было повесить на шею. Количество карточек равно количеству участников.

Для упражнения требуется свободное пространство: около 0,5 кв.м на каждого участника.

Ход упражнения:

Участники выбирают по одной карточке и вешают на шею. Все встают в круг лицом внутрь. Ведущий, держащий клубок бечёвки, также встаёт в круг и просит каждого участника представиться, т.е. назвать изображённое на рисунке животное. Задача участников: построить экосистему, передавая (перебрасывая) клубок бечёвки тому «организму», с которым могут существовать экологические связи в реальной экосистеме (свой выбор учащиеся должны пояснить)

1 цвет бечёвки:

Трофические (пищевые) связи – заяц питается корой осины, волк охотится на зайца и т.п.

2 цвет бечёвки:

Топические (по месту обитания) – белка живет в дупле дуба и т.п.

3 цвет бечёвки:

Форические (распространение плодов, семян) – волк разносит семена репейника и т.п.

4 цвет бечёвки:

Фабрические (строительство жилищ, убежищ) – бобры строят плотины из древесины и т.п.

Когда лесная экосистема будет построена, ведущий просит всех участников сильно натянуть бечёвки, отойдя на полшага назад, пошевелить пальцами, сжимающими «нить жизни», почувствовать связи друг с другом (важный момент – сильное натяжение нитей). Затем моделируются различные нарушения взаимосвязей в экосистемах. Например, исчезает конкретный вид какого либо продуцента или консумента. Названные растения или животные ослабляют натяжение нити, опустив руку вниз, но не отпуская нить. Те участники, которые почувствовали ослабление нити, также опускают вниз руки. В итоге бечёвки опускаются вниз полностью, имитируя разрушение связей между организмами, что ведёт к разрушению экосистемы леса.

По окончании упражнения ведущий просит участников сделать вывод о масштабах последствий гибели составляющих экосистем.

  1. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Ведущий:

Через два месяца той же газете в номере от 17.11.2009 в рубрике «Возвращаясь к напечатанному» появляется статья жительницы д. Бачкеево Р. Корепановой:

«В одном из сентябрьских номеров газеты «Светлый путь» была опубликована статья А.И. Чубукова об опылении лесов. Я помню эти события, их последствия ощущаются до сих пор, хотя случилось это давно.

Всё было как в американских фильмах. Вдруг среди спокойного, ясного, солнечного дня ветерок принёс удушающий смрад, охвативший всю окрестность от Бачкеево до Новых Зятцев, возможно и дальше. Впоследствии у пчеловодов погибли пчёлы, а многие содержали более 20 пчёлосемей. Охотники сетовали, что не стало зайца, рыбаки заметили исчезновение рыбы. Уменьшились грибные россыпи, в лесу тишина – не поют птицы. А черёмухи, рябины, калины, смородины в лесу нет до сих пор. Птицам без лесных ягод не прожить, вот они и кинулись на огороды.

Неразумно погубили всё живое ради елей, а они как росли, так и растут по своим правилам, а клещи стали ещё агрессивнее, люди заболевают различными недугами и в больницу обращаются лишь в крайнем случае, потому что лечение накладно и не всегда эффективно. Многие, к сожалению, лечатся «лекарством из магазина».

Не дай Бог, не допусти ещё раз такой напасти». Р. Корепанова

Ведущий предлагает учащимся высказать мнение, затем обращает внимание на «Тайны», использованные в оформлении праздника:

Эти тайны - экологические законы эколога Б. Коммонера. Законы, по которым живёт любая экосистема, любое сообщество живых организмов.

  • Всё связано со всем (тайна №1)
  • Всё должно куда-то деваться (тайна №2)
  • Природа знает лучше (тайна №3)
  • Ничто не даётся даром (за всё надо платить) (тайна №4)

Ведущий:

Как проявились законы в этой грустной истории?

Выслушиваются мнения учащихся.

Упражнение «Художники»

Материалы и оборудование : листы бумаги формата А-4 либо А-3 (по одному на пару участников), маркеры (фломастеры).

Участники садятся за столы парами и рисуют плакаты (на выбор):

Призывающие к охране леса.

О бедах наших лесов

О значении леса в природе и в жизни человека

Непременное условие: плакат оформляется молча, каждый ребёнок проводит 1 линию и передаёт маркер соседу. Сосед домысливает рисунок и проводит следующую линию и вновь передаёт маркер 1 участнику и т.д.

Рисование заканчивается презентацией и обсуждением плакатов.

Ведущий:

Первая статья заканчивается оптимистично:

«В наши дни леса прекратили опылять, и это хорошо. Пусть они отдохнут от неразумного хомо сапиенса»

К сожалению, это не так. Весной 2009 года вдоль железной дороги леса около нашего села, начиная со стороны пгт Игра и далее в сторону с. Люк, были обработаны вправо и влево от железнодорожного полотна специальными растворами, прекращающими рост любой растительности.

Беда с лесом, видимо, ещё не однажды может приключиться.

ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ.

Возможные продолжения экологической мастерской:

  1. Книжные выставки с произведениями о лесе, экологическими проблемами, связанными с лесом. Литературные гостиные.
  2. Обзор периодических изданий, поиск статей экологической направленности. Ведение учащимися в кабинете биологии папки с найденными материалами (или информационной рубрики на стенде).
  3. Экскурсии в лесхозы, знакомство с деятельностью лесных хозяйств.
  4. Акции «Зелёный коридор» - оформление экологическими плакатами коридора школы; «Зелёный автобус» (аналогично, но маршрутных автобусов) и т.п.
  5. Фотовыставки «До и после», «След человека», «У природы нет плохой погоды» и т.д.

Список использованной литературы:

  1. Ж. «Биология в школе» - № 7, 2006. Д.С. Ермаков. Интерактивные упражнения по экологии. С. 5
  2. Г. «Светлый путь» - выпуски от 22.09.2009, 17.11.2009 г.

12.11.2015 для любителей поэзии прошла интересная встреча с поэтом, публицистом, членом Союза журналистов России Александром Ивановичем Чубуковым, чья жизнь частично связана с нашей Лозой. Литературная гостиная была подготовлена совместно со школой, СДК и сельской библиотекой. Александр Иванович рассказал о себе, о 20-летней работе в Игринской газете «Светлый путь» (семь из них он был её главным редактором). Все присутствующие с удовольствием послушали его стихи, лесные были некогда заядлого охотника. Публиковался Александр Иванович в газетах "Советская Россия", "Сельская жизнь", "Лесная газета". Выпустил книги прозы и стихов "На охотничьей тропе", "Русь уходящая", "Лесное эхо", "Годовой круг". Книга стихов "Заблудшая душа" была издана в Игринской типографии в 2014 году. М.В. Серова, доктор филологических наук, профессор кафедры УдГУ, пишет в предисловии: "...сборник А. Чубукова... ещё раз свидетельствует о том, что "не хлебом единым жив человек" даже тогда, когда порой у него нет средств на единственный насущный кусок хлеба". В заключение встречи Александр Иванович прочитал свои новые стихи, пока нигде не опубликованные. Это было, безусловно, таким доверием нам, за что мы ему очень благодарны! Несколько своих книг с личной подписью Александр Иванович подарил школе, СДК, библиотеке, поклонникам его таланта и будущим поэтам-любителям. Совсем недавно А.И. Чубукову исполнилось 79 лет. Он полон энергии, оптимизма, у него много есть задумок и планов! Мы от души желаем Александру Ивановичу и его супруге Зинаиде Антоновне здоровья, исполнения творческих замыслов, долгих лет счастливой жизни!

Жители Лозы встретились с поэтом, публицистом, членом Союза журналистов России Александром Ивановичем Чубуковым, который пишет замечательные стихи, сообщает пресс-служба администрации Игринского района. В какое-то время в своей биографии он жил в Лозе.

Литературная гостиная была подготовлена совместно с Лозинской школой, Лозинским СДК и Лозинской сельской библиотекой. Александр Иванович рассказал о себе, о 20-летней работе в Игринской газете «Светлый путь» (семь из них он был её главным редактором). Все присутствующие с удовольствием послушали его стихи, лесные были некогда заядлого охотника. Публиковался Александр Иванович в газетах "Советская Россия", "Сельская жизнь", "Лесная газета". Выпустил книги прозы и стихов "На охотничьей тропе", "Русь уходящая", "Лесное эхо", "Годовой круг". Книга стихов "Заблудшая душа" была издана в Игринской типографии в 2014 году. М.В. Серова, доктор филологических наук, профессор кафедры УдГУ, пишет в предисловии: "...сборник А. Чубукова... ещё раз свидетельствует о том, что "не хлебом единым жив человек" даже тогда, когда порой у него нет средств на единственный насущный кусок хлеба". В заключение встречи Александр Иванович прочитал свои новые стихи, пока нигде не опубликованные. Это было, безусловно, таким доверием нам, за что мы ему очень благодарны! Несколько своих книг с личной подписью Александр Иванович подарил школе, СДК, библиотеке, поклонникам его таланта и будущим поэтам-любителям. Совсем недавно А.И. Чубукову исполнилось 79 лет. Он полон энергии, оптимизма, у него много есть задумок и планов! Мы от души желаем Александру Ивановичу и его супруге Зинаиде Антоновне здоровья, исполнения творческих замыслов, долгих лет счастливой жизни!