Свобода и необходимость в человеческой деятельности егэ. В чём выражается общественная необходимость? Ученые мыслители о свободе

В современном обществе свобода личности является неоспоримой ценностью. То, насколько свобода деятельности человека влияет на его духовное развитие, было осмысленно еще античными философами.

Каждый человек стремиться к абсолютной свободе. Однако абсолютной свободы не существует. Полная, неограниченная свобода подразумевает ущемление интересов и прав других людей, нанесение ущерба чужим желаниям.

Ярким примером является желание человека послушать музыку в ночное время. Эта свобода ограничивается правом другого человека, живущего по соседству, на полноценный отдых. Именно поэтому свобода человека неразделима с его обязанностями. По мнению многих философом свобода неразделима с понятием необходимости.

Чтобы быть свободным, человеку необходимо осознавать цену этой свободы, которая выражается в знании и признании чужих прав и свобод. Чаще всего необходимость представляет собой ряд объективных жизненных обстоятельств, которые выступают сдерживающим фактором в свободной деятельности человека. Необходимость не всегда зависит от сознания человека.

Выбор в условиях альтернативы

Внешние обстоятельства не всегда определяют вектор мышления и деятельности человека. Основную направленность деятельности, так же как ее цели формирует психика индивида.

Сознание человека анализирует информацию, которая поступает извне, и принимает верные решения. Таким образом, человеку предоставлена альтернатива деятельности и мышления. Выбор человека в альтернативных условиях зависит от многих факторов, в частности от уровня нравственности.

Именно поэтому многие люди, имея выбор жить по закону, или нарушать его, все же становятся на преступный путь. Человек, который формирует вектор своей деятельности, согласовываясь с нравственностью, не сталкивается с духовным разложением.

Каждый дееспособный человек, прежде чем принимать решения, которые влияют на ход общественных отношений, должен полностью осознавать их возможные последствия. Из нескольких существующих альтернатив, человек должен выбрать для себя наиболее приемлемый «сценарий» развития событий, который соответствовал бы его личным целям, не задевая при этом чужие права и свободы.

Сущность свободы осознанный выбор человека, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора), за который он всегда несет ответственность.

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

  • с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
  • с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
  • социализация.

Виды ответственности:

  • Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
  • Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
  • Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
  • Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Свобода и необходимость в деятельности человека

Барьеры не только во вне человека, но и внутри его личности: принципы, убеждения, совесть. Свобода личности не существует отдельно от ответственности (здесь тоже диалектика). Вот как об этом пишет Леонид Мартынов в стихотворении «Свобода»:

Я уяснил,

Что, значит, быть свободным

Я разобрался в этом чувстве трудном

Одном из самых личных чувств на свете,

И знаете, что, значит, быть свободным?,

Ведь это, значит, быть за все в ответе

За все я отвечаю в этом мире,

За вздохи, слезы, горе и потери,

За веру, суеверье и безверье…

Диалектика свободы и необходимости глубоко сидит в сознании человека. В подтверждение этого тезиса:

Мысли о свободе

(из студенческих сочинений)

Свобода – это:

ü это способность превращать свои мечты в реальность;

ü это один из гениальных обманов;

ü это способность во всех возможных вариантах творить Добро;

ü это стимулирующий фактор самореализации человека во всех сферах деятельности;

ü это сумасшествие;

ü это просто жизнь;

ü это отсутствие ниток у марионетки;

ü это необъятное чувство, которое опьяняет, захватывает в свои сети, словно любовь, нагрянувшая нежданно негаданно;

ü это освобождение человека от потребностей своего тела;

ü это свобода мысли;

ü это возможность всестороннего развития;

ü это парусный кораблик, ждущий попутного ветра;

ü это иллюзия, в которой человек постоянно стремится;

ü это высший дар человеку, причем последнему необходимо научиться пользоваться этим даром;

ü это творчество, необходимый атрибут самовыражения;

ü это двигатель прогресса;

ü это самостоятельность и ответственность;

ü это когда ты сидишь в пустой комнате;

ü это способность предвидеть;

ü это жизнь без правил, вызов обществу;

ü это необходимая, осознанная гармония души и тела;

ü это жизнь души после смерти;

ü Свобода – это все!

Прочитав и выполнив индивидуальные творческие задания к этой теме, Вы предметнее, лучше поймете суть изложенных здесь трактовок сущности социума.

Задание 1

«Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают , между тем как люди производят . Уже одно это, правда, основное отличие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество».

Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. – М., 1947 – С.171.

Почему – это отличие Ф.Энгельс считает основным?

В силу каких причин невозможно перенесение биологических законов в социальную сферу?

Задание 2

Некоторые философы, например, Г.Спенсер, З.Фрейд и другие считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек – высшее звено биологической эволюции.

Дайте оценку этой точки зрения.

Какие существуют точки зрения на соотношение законов природы и общества?

Задание 3

«Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше ее».

М.Пришвин. Глаза земли.

Что это за «ведущая часть человека»?

В чем отличие природы и общества?

Задание 4

«Аэропорты, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше – окружающей среды»

Р.Рождественский. Кромсаем…

Какая социальная проблема здесь выражена?

В чем различие понятий «окружающая среда» и «окружающая природа»? Каким понятием в социальной философии обозначается окружающая среда?

Задание 5

Дайте определения и сравнительный анализ понятий «природа» и «географическая среда»? Включается ли околоземное космическое пространство в состав географической среды? Аргументируйте свой ответ.

Задание 6

Один из героев романа Д.Гранина «Картина» размышляет: «В природе не может быть главных существ. В ней царит равноправие. … Природа была до человека и, следовательно, может обойтись без человека, так же как без льва, без орла, без всяких этих царей. А появились они для пользы, чем-то они нужны друг другу, так же как нужен комар и муравей. Человек тоже для чего-то полезен, но в отличие от других существ он еще не узнал, для чего он, поскольку он появился недавно. Самомнение мешало ему выяснить».

Какой позиции в социальной философии близка эта точка зрения?

Согласны ли Вы с мнением героя романа?

Задание 7

Один из героев А.П.Чехова рассуждает: «В странах, где мягкий климат, меньше тратится сил на борьбу с природой и потому там мягче и нежнее человек; там люди красивы, гибки, легко возбудимы, речь их изящна, движения грациозны. У них процветают науки и искусства, философия их не мрачна, отношения к женщине полны изящного благородства».

Чехов А.П. Дядя Ваня // Избр. произв. – М., 1976. – Т.3 – С.305.

Какому направлению в социологии близка позиция героя? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие эту точку зрения.

Задание 8

Какая социальная проблема отражена в следующем отрывке художественного текста: «Природа болела человеком. Человек не умел видеть землю как живое страдающее существо. Как укрепить силы этого существа? Как повысить производительность биосферы земли?..

До сих пор люди видели в природе, прежде всего, лакомые куски, жадно хватались за них, не заботясь о последствиях. Колокол тревоги звучал слишком тихо».

Д.Гранин. Зубр // Новый мир. – 1987. - №2. – С.91.

Какие существуют технические, экономические, социально-политические решения этой проблемы?

Задание 9

Общество – часть природы. Законы целого воздействуют на составляющие его части. Почему же законы природы недостаточны для функционирования и развития общества?

Задание 10

Дайте сравнительный анализ понятий: «природа», «биосфера», «ноосфера», «техносфера».

Задание 11

В начале прошлого века Ф.Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества.

Ваше отношение к точке зрения Ф.Гальтона?

Аргументируйте свой ответ.

Задание 12

«Люди же наоборот, чем больше они удаляются от животных в узком смысле слова, тем в большей мере они делают свою историю сами».

Ф.Энгельс. Диалектика природы. // К.Маркс, Ф.Энгельс. – Соч. – Т.20. – С.358.

Означает ли это, что законы общества необъективны? Приведите аргументы в доказательство тезиса об объективности законов общества.

Задание 13

Какой методологический принцип познания общества отражен в следующем высказывании: «Голод есть голод, однако, голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов»

Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т.46. – Ч.1. – С.28

Задание 14

К. Маркс писал: «История не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»

Соч. Т.2. – С.102.

Этот вывод устраивает и субъективный идеализм. Раскройте понимание этой проблемы К.Марксом.

Задание 15

«Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются, в конечном счете, решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую».

Энгельс Ф. Иозефу Блоху. 21-22 сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф., соч. – Т.37. – С.395.

Приведите исторические и современные подтверждения этого тезиса.

Задание 16

Оцените мировоззренческую и методологическую. Направленность следующего художественного текста: «Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как трава растет. Войны, революции, цари, Робеспьеры – это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много – годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне…»

Пастернак Б. Доктор Живаго // Новый мир. – 1988. – №1.

Задание 17

Некоторые представители католической и протестантской философии (М.Маритен, Р.Нибур) считают, что исторический материализм ставит историческую необходимость на место бога, делает человечество рабом необходимости, жертвой рока.

Проанализируйте данную точку зрения.

Задание 18

Какая мировоззренческая позиция выражена в следующих строках О.Хайяма.

Кто мы – Куклы на нитках, кукольщик наш – небосвод.

Он в большом балагане своем представленье ведет,

Нас теперь на ковре бытия поиграть он заставит,

А потом в свой сундук одного за другим уберет.

Задание 19

Прокомментируйте философский смысл известной латинской поговорки: Zata volentera decunt nolentem trahunt – Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.

Задание 20

О. Тоффлер – известный футуролог ХХ в. задает такой вопрос: «Сможет ли человек выжить в условиях свободы?»

Попытайтесь на него ответить.

Задание 21

Что, по вашему, свобода?

Считаете ли Вы себя свободным человеком?

Что ограничивает Вашу свободу?

Задание 22

В одном из афоризмов Козьма Прутков утверждает:

Жизнь нашу удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень. – Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на реке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

Как философская концепция лежит в основе данного афоризма?

Задание 23

Какая философская идея отражена в следующем полушутливом диалоге между Маленьким принцем и королем из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери:

Как же заход солнца? – напомнил Маленький принц…

Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

А когда условия будут благоприятными? – осведомился Маленький принц.

Гм, гм, - ответил король, листая толстый календарь. – Это будем гм… гм… сегодня это будет в семь часов сорок минут вечера. И тогда ты увидишь, как точно исполнится мое повеление.

Задание 24

Проанализируйте следующие определения свободы:

«Быть свободным – значит быть самой собой… Человек обречен, быть свободным» Ж.П.Сартр.

«Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной действительности». Философский энциклопедический словарь.

«Кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом» Г.В.Ф.Гегель.

«Свобода – это круглая пробка в квадратной дырке» О.Хаксли.

Задание 25

«Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций».

К.Маркс Капитал. – Т.1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.23. – С.18.

Раскройте на конкретных примерах содержание данного текста.

Задание 26

Будет ли грубой ошибкой отождествление производительных сил с техникой? Почему? Дайте сравнительный анализ понятий «экономический базис общества» и «технический базис общества». Приведите примеры.

Задание 27

Выделите главную производительную силу общества?

1. Орудия труда.

2. Техника.

4. Человек.

Задание 28

Выделите из названных общественных отношений производственные:

1. Между средствами труда и предметом труда;

2. Между рабочим и предметом труда;

3. Между рабочими различных специальностей и процессом труда;

4. Между государством и рабочими;

5. Между владельцем завода и рабочими;

6. Между начальником смены и рабочими;

7. Между собственником предприятия и посреднической торговой фирмой;

8. Между государством и владельцем завода.

Задание 29

Выделите положение, наиболее точно характеризующее соотношение понятий научно-техническая революция (НТР) и научно-технический прогресс (НТП):

1. НТР и НТП одно и то же, совпадают по времени и содержанию: характеризуют изменения в технике на базе научных знаний

2. Эти понятия не совпадают вообще, отражая различные общественные процессы

3. Понятие НТП более широкое, НТР – один из этапов НТП

4. Понятие НТР более широкое, технический прогресс один из этапов НТР

Задание 30

Среди названных направлений НТР выделите главное, определяющее все остальные:

1. использование в производстве наукоемких технологий;

2. химизация производства;

3. автоматизация производства;

4. освоение космоса;

5. использование новых источников энергии;

6. развитие кибернетики, информационный взрыв;

7. изменение характера труда, онаучивание труда;

8. использование новых материалов, создание материалов с заранее заданными свойствами.

Пополните свой словарь следующими понятиями:

общество, общественное производство, материальное производство, духовное производство, общественные отношения, географическая среда, народонаселение, способ производства, научно-техническая революция, фатализм, волюнтаризм .


Ш.Монтескьё (франц. философ Нового Времени) - это право делать все, что разрешено законом.

Ж.Ж. Руссо (франц. философ Нового Времени) - состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759 1805) - свободен лишь тот, кто владеет собой.

Л.Н.Толстой (1828 1910) - хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Древняя китайская мудрость - если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, - как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) - свобода – это осознанная необходимость.

Остановимся на высказывании Гегеля, оно больше остальных связано с темой нашего урока. Разберем, что означает данное высказывание. Если свобода , как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость , как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком . Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы , это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Я перечислила внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: "Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности !". Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть , моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека.

Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!


Свобода и ответственность


Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора . В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: "Какой путь избрать в дальнейшем?". Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность . Помните, что, принимая решения необходимо идти на затраты своих сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи ни один из намеченных планов не будет осуществлён. Нельзя прожить жизнь за чужой счёт – ни за счёт родителей, ни за счёт учителей, ни за счёт друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать самостоятельным человеком и пользоваться уважением окружающих. Таким образом, свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

ОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?

В Новое и Новейшее время стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма проявилось с особой силой. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе.

2. К чему может приводить неограниченная свобода выбора?

Неограниченная свобода выбора приведёт к хаосу. Многим людям если дать неограниченную свободу они захотят очень многого и не будут знать предела, а ведь на Земле многие блага сами по себе ограничены и с этим необходимо смириться. Кроме этого, исчезнут правила и законы, не будет наказания за такие страшные преступления как кражи и убийства и т.д. И третий вариант развития событий связан с невозможностью абсолютной свободы. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение при принятии решения. Широко известно нарицательное выражение «буриданов осёл». Французскому философу Ж. Буридану (ок. 1300 - 1358) приписывается рассказ об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудалёнными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осёл умер от голода. Также могло бы произойти и с человеком.

3. Как свобода трактуется в христианском вероучении?

В христианском вероучении свободы как таковой – нет. Христиане усматривают здесь Божий Промысел. Им предопределено всё. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а всё происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но всё в зависимости от предвидения Божьего», - утверждал религиозный реформатор Мартин Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения.

4. Покажите, как влияет знание объективных законов природы на сознательную деятельность людей.

Очень важно в своих решениях учитывать объективные законы природы, чтобы не попасть в трудную ситуацию. Например, если мы знаем, что в данной местности есть недалеко действующий вулкан, мы не будем здесь строить своё жильё, т.к. это представляет опасность.

5. В чём выражается общественная необходимость?

В самом общем виде общественная необходимость означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Основными механизмами общественной необходимости являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Общественная необходимость воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Общественная необходимость, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

6. Объясните, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность».

Связь между данными понятиями очень существенная: свобода подразумевает наличие вариантов выбора. Свобода выбора подразумевает ответственность индивидуума за сделанный выбор.

В общем, термин «свободное общество» используется для обозначения общества, где в действительности функционируют политические и экономические идеалы. В теории свободного общества - все люди имеют свободный доступ к власти и необходимым им ресурсам для реализации своего потенциала. В основе свободного общества лежит три составляющие: экономическая свобода, свобода слова и свобода вероисповедания.

Экономическая свобода основывается на свободном от любого государственного вмешательства функционировании рынка. Единственное, что находится под контролем государства - это защита прав собственности. Цены должны устанавливаться лишь участниками экономических взаимодействий на основе спроса и предложения. При экономической свободе, каждый изготовитель имеет право производить то, что он хочет, а каждый покупатель приобретать любой товар у любого производителя. Тем самым, в свободном обществе не должно существовать монополий, цены не могут искусственно завышаться.

Свобода слова подразумевают под собой право каждого человека оглашать свою точку зрения, отсутствие цензуры. Хотя это право и используется в ряде стран, в реальности его соблюдение очень далеко от идеала. Свобода вероисповедания означает полную свободу в выборе религиозной конфессии, а также право не исповедовать никакую религию вообще.

Человек должен иметь право на неограниченную свободу в собственной жизни, свободу в преследовании собственных целей, но ровно до тех пор, пока он не станет нарушить права других людей. Поэтому государству требуется только обеспечить права каждого человека, а не ущемлять их. Только тогда возможно создание свободного общества.

ЗАДАНИЯ

1. Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.

Жизнь человека в обществе ограничена законом. И как бы нам не хотелось перейти улицу в неустановленном для этого месте, нас накажут, так как это нарушение правил дорожного движения.

2. Какое из двух приведённых ниже высказываний вам кажется более верным?

«Наша жизнь - это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент».

«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».

3. Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода - это выбор».

Свобода - это отсутствие каких-нибудь ограничений стеснений в чем-нибудь. Соответственно, свобода даёт человеку право выбора на всё.

4. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?

Свободное общество – это общество неограниченное никакими законами. Существовать в таком обществе было бы не возможно, наступил бы хаос. Таким образом, абсолютно свободное общество – это иллюзия, и любой достаточно образованный и думающий человек осознает это. Возможно лишь стремиться к свободе, но при этом важно поступать по совести, не теряя человеческого достоинства, обязательно соотнося свои поступки с комфортом окружающих.

5. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо.

Губернатора убьём,

Платить подати не будем,

Во солдаты не пойдём.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свой ответ примерами.

Такое толкование свободы и приводит к вседозволенности, которая порождает воровство, убийства, ложь и т.д., что и наблюдалось в русских селеньях в начале XX в. при очередной забастовке против помещика.