Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Как проявляются свобода и необходимость в человеческой деятельности

Для каждого человека предельно важно ощущать себя свободным и независимым от внешних обстоятельств и от других людей. Однако совсем непросто разобраться с тем, существует ли истинная свобода, или все наши действия обусловлены необходимостью.

Свобода и необходимость. Понятия и категории

Многие считают, что свобода - это возможность всегда поступать и действовать так, как захочется, следовать своим желаниям и не зависеть от чужого мнения. Однако такой подход к определению свободы в реальной жизни привел бы к произволу и ущемлению прав других людей. Именно поэтому в философии выделяется понятие необходимости.

Необходимость - это некоторые жизненные обстоятельства, которые сдерживают свободу и заставляют человека поступать согласно здравому смыслу и принятым в обществе нормам. Необходимость иногда противоречит нашим желаниям, тем не менее, задумываясь о последствиях своих действий, мы вынуждены ограничить свою свободу. Свобода и необходимость в человеческой деятельности - это категории философии, связь между которыми является предметом спора многих ученых.

Существует ли абсолютная свобода

Полная свобода подразумевает совершать абсолютно все, что ему захочется, независимо от того, причинят ли его поступки кому-либо вред и неудобства. Если бы все могли действовать согласно своим желаниям, не задумываясь о последствиях для других людей, в мире воцарился бы полный хаос. К примеру, если человеку захотелось иметь такой же телефон, как у коллеги, обладая полной свободой, он мог бы просто подойти и отнять его.

Именно поэтому обществом созданы определенные правила и нормы, ограничивающие вседозволенность. В современном мире регулируется, прежде всего, законом. Существуют и другие нормы, влияющие на поведение людей, например, этикет и субординация. Подобное действий дает человеку уверенность в том, что его права не будут ущемлены другими.

Связь свободы и необходимости

В философии с давних пор идут споры о том, как связаны между собой свобода и необходимость в Противоречат ли эти понятия друг другу или, наоборот, являются неразделимыми.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности рассматриваются некоторыми учеными как взаимоисключающие друг друга понятия. С точки зрения приверженцев теории идеализма, свобода может существовать только в условиях, в которых она никем и ничем не ограничена. По их мнению, любые запреты делают для человека невозможным осознание и оценивание нравственных последствий его поступков.

Сторонники механического детерминизма, напротив, считают, что все события и действия в жизни человека обусловлены внешней необходимостью. Они полностью отрицают существование свободы воли и определяют необходимость как абсолютное и объективное понятие. По их мнению, все поступки, совершаемые людьми, не зависят от их желаний и заведомо предопределены.

Научный подход

С позиции научного подхода свобода и необходимость в человеческой деятельности тесным образом взаимосвязаны. Свобода определяется как познанная необходимость. Человек не в состоянии повлиять на объективные условия своей деятельности, однако при этом он может выбрать цель и средства ее достижения. Таким образом, свобода в деятельности человека представляет собой возможность сделать осознанный выбор. То есть принять то или иное решение.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности не могут существовать друг без друга. В нашей жизни свобода проявляется как постоянная свобода выбора, необходимость же присутствует в качестве объективных обстоятельств, в которых человек вынужден действовать.

в повседневной жизни

Каждый день человеку предоставляется возможность выбирать. Практически каждую минуту мы принимаем решения в пользу того или иного варианта: встать утром пораньше или подольше поспать, съесть на завтрак что-то сытное или попить чай, идти на работу пешком или доехать на машине. Внешние обстоятельства при этом на наш выбор никак не влияют - человек руководствуется исключительно личными убеждениями и предпочтениями.

Свобода - это всегда относительное понятие. В зависимости от конкретных условий человек может обладать свободой или лишиться ее. Степень проявления также всегда различна. В одних обстоятельствах человек может выбирать цели и средства их достижения, в других - свобода заключается лишь в выборе способа приспособиться к действительности.

Связь с прогрессом

В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.

По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.

Ш.Монтескьё (франц. философ Нового Времени) - это право делать все, что разрешено законом.

Ж.Ж. Руссо (франц. философ Нового Времени) - состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759 1805) - свободен лишь тот, кто владеет собой.

Л.Н.Толстой (1828 1910) - хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Древняя китайская мудрость - если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, - как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) - свобода – это осознанная необходимость.

Остановимся на высказывании Гегеля, оно больше остальных связано с темой нашего урока. Разберем, что означает данное высказывание. Если свобода , как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость , как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком . Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы , это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Я перечислила внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: "Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности !". Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть , моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека.

Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!


Свобода и ответственность


Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора . В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: "Какой путь избрать в дальнейшем?". Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность . Помните, что, принимая решения необходимо идти на затраты своих сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи ни один из намеченных планов не будет осуществлён. Нельзя прожить жизнь за чужой счёт – ни за счёт родителей, ни за счёт учителей, ни за счёт друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать самостоятельным человеком и пользоваться уважением окружающих. Таким образом, свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

ОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?

В Новое и Новейшее время стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма проявилось с особой силой. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые им массы к подлинной свободе.

2. К чему может приводить неограниченная свобода выбора?

Неограниченная свобода выбора приведёт к хаосу. Многим людям если дать неограниченную свободу они захотят очень многого и не будут знать предела, а ведь на Земле многие блага сами по себе ограничены и с этим необходимо смириться. Кроме этого, исчезнут правила и законы, не будет наказания за такие страшные преступления как кражи и убийства и т.д. И третий вариант развития событий связан с невозможностью абсолютной свободы. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение при принятии решения. Широко известно нарицательное выражение «буриданов осёл». Французскому философу Ж. Буридану (ок. 1300 - 1358) приписывается рассказ об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудалёнными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осёл умер от голода. Также могло бы произойти и с человеком.

3. Как свобода трактуется в христианском вероучении?

В христианском вероучении свободы как таковой – нет. Христиане усматривают здесь Божий Промысел. Им предопределено всё. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а всё происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но всё в зависимости от предвидения Божьего», - утверждал религиозный реформатор Мартин Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения.

4. Покажите, как влияет знание объективных законов природы на сознательную деятельность людей.

Очень важно в своих решениях учитывать объективные законы природы, чтобы не попасть в трудную ситуацию. Например, если мы знаем, что в данной местности есть недалеко действующий вулкан, мы не будем здесь строить своё жильё, т.к. это представляет опасность.

5. В чём выражается общественная необходимость?

В самом общем виде общественная необходимость означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Основными механизмами общественной необходимости являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Общественная необходимость воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Общественная необходимость, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

6. Объясните, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность».

Связь между данными понятиями очень существенная: свобода подразумевает наличие вариантов выбора. Свобода выбора подразумевает ответственность индивидуума за сделанный выбор.

В общем, термин «свободное общество» используется для обозначения общества, где в действительности функционируют политические и экономические идеалы. В теории свободного общества - все люди имеют свободный доступ к власти и необходимым им ресурсам для реализации своего потенциала. В основе свободного общества лежит три составляющие: экономическая свобода, свобода слова и свобода вероисповедания.

Экономическая свобода основывается на свободном от любого государственного вмешательства функционировании рынка. Единственное, что находится под контролем государства - это защита прав собственности. Цены должны устанавливаться лишь участниками экономических взаимодействий на основе спроса и предложения. При экономической свободе, каждый изготовитель имеет право производить то, что он хочет, а каждый покупатель приобретать любой товар у любого производителя. Тем самым, в свободном обществе не должно существовать монополий, цены не могут искусственно завышаться.

Свобода слова подразумевают под собой право каждого человека оглашать свою точку зрения, отсутствие цензуры. Хотя это право и используется в ряде стран, в реальности его соблюдение очень далеко от идеала. Свобода вероисповедания означает полную свободу в выборе религиозной конфессии, а также право не исповедовать никакую религию вообще.

Человек должен иметь право на неограниченную свободу в собственной жизни, свободу в преследовании собственных целей, но ровно до тех пор, пока он не станет нарушить права других людей. Поэтому государству требуется только обеспечить права каждого человека, а не ущемлять их. Только тогда возможно создание свободного общества.

ЗАДАНИЯ

1. Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе.

Жизнь человека в обществе ограничена законом. И как бы нам не хотелось перейти улицу в неустановленном для этого месте, нас накажут, так как это нарушение правил дорожного движения.

2. Какое из двух приведённых ниже высказываний вам кажется более верным?

«Наша жизнь - это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от неё ни на один момент».

«Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несёт всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя».

3. Объясните, как вы понимаете выражение: «Свобода - это выбор».

Свобода - это отсутствие каких-нибудь ограничений стеснений в чем-нибудь. Соответственно, свобода даёт человеку право выбора на всё.

4. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?

Свободное общество – это общество неограниченное никакими законами. Существовать в таком обществе было бы не возможно, наступил бы хаос. Таким образом, абсолютно свободное общество – это иллюзия, и любой достаточно образованный и думающий человек осознает это. Возможно лишь стремиться к свободе, но при этом важно поступать по совести, не теряя человеческого достоинства, обязательно соотнося свои поступки с комфортом окружающих.

5. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо.

Губернатора убьём,

Платить подати не будем,

Во солдаты не пойдём.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свой ответ примерами.

Такое толкование свободы и приводит к вседозволенности, которая порождает воровство, убийства, ложь и т.д., что и наблюдалось в русских селеньях в начале XX в. при очередной забастовке против помещика.

Свобода может пониматься как:

    возможность действовать, повинуясь только своим желаниям (волюнтаризм);

    возможность действовать, подвергаясь только таким ограниче­ниям, которые обеспечивают признание и уважение прав других (Всеоб­щая декларация прав человека);

    осознанная необходимость (Б. Спиноза);

    «негативная» и «позитивная» свобода (Э. Фромм). Негатив­ная свобода - «свобода от» - свобода от внешних обстоятельств, от предопределенности, довлеющей над человеком. Позитивная свобода -«свобода для» - условие роста и развития человека.

Необходимость - это условия, в которые изначально поставлен че­ловек и которое определяют его деятельность.

В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невоз­можна:

    во-первых, в силу наличия необходимости - довлеющие над человеком природные и общественные законы;

    во-вторых, в силу нали­чия ответственности.

Обретение человеком свободы неизбежно приводит к ответствен­ности за свои поступки.

Ответственность - осознание себя как причины совершаемых по­ступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответствен­ность - поведение человека в соответствии с интересами других лю­дей и общества в целом.

Внутренняя свобода не ограничивается ее ответственностью, но че­рез нее существует и развивается. Внутренняя свобода является необ­ходимым условием раскрытия творческого потенциала личности.

Общество должно предоставлять человеку определенную степень внешней свободы, которая необходима для свободной деятельно­сти.

Свободное общество - общество, предоставляющее:

    в экономиче­ской сфере свободу предпринимательской деятельности, защищающее конкуренцию;

    в политической сфере - плюрализм и демократические принципы устройства;

    в духовной - свободомыслие, религиозный и идеологический плюрализм;

    в социальной - возможность социальной мобильности.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Существует три различных определения понятия общество: обще­ство в широком смысле, общество в узком смысле, общество как систе­ма. Все они являются правильными, но раскрывают различные аспек­ты понимания общества.

1. Общество в широком смысле - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.

В данном понимании подчеркивается зависимость общества от природы и влияние природы на общество на любом этапе его разви­тия. Кроме того, влияние общества на природу, особенно на современ­ном этапе развития общества.

2. Общество в узком смысле - совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.

3. Общество как система - это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):

    упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;

    целостность, общество является единым целым;

    интегративностъ, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;

    сложноорганизованность, общество состоит не из простых эле­ментов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конеч­ном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;

    динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего обще­ства;

    самодостаточность, способность поддерживать свое существо­вание.

Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни):

1. экономическая сфера, которая включает производство матери­альных благ и отношения, возникающие в процессе производства - распределение, обмен, потребление материальных благ.

2. социальная сфера, включающая социальную структуру и соци­альные группы

3. политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.

4. духовная сфера - это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.

Каждая из этих сфер автономна (независима) в том, что ее суще­ствование определяется законами и принципами несводимыми к зако­нам других сфер.

В то же время, все они взаимосвязаны и переплетены в реальной жизни общества и деятельности индивидов.

Кроме сфер общественной жизни в структуру общества входят та­кие элементы как социальные институты (институты общества) (см. п. 1.9.).

Свобода и необходимость в деятельности человека

Барьеры не только во вне человека, но и внутри его личности: принципы, убеждения, совесть. Свобода личности не существует отдельно от ответственности (здесь тоже диалектика). Вот как об этом пишет Леонид Мартынов в стихотворении «Свобода»:

Я уяснил,

Что, значит, быть свободным

Я разобрался в этом чувстве трудном

Одном из самых личных чувств на свете,

И знаете, что, значит, быть свободным?,

Ведь это, значит, быть за все в ответе

За все я отвечаю в этом мире,

За вздохи, слезы, горе и потери,

За веру, суеверье и безверье…

Диалектика свободы и необходимости глубоко сидит в сознании человека. В подтверждение этого тезиса:

Мысли о свободе

(из студенческих сочинений)

Свобода – это:

ü это способность превращать свои мечты в реальность;

ü это один из гениальных обманов;

ü это способность во всех возможных вариантах творить Добро;

ü это стимулирующий фактор самореализации человека во всех сферах деятельности;

ü это сумасшествие;

ü это просто жизнь;

ü это отсутствие ниток у марионетки;

ü это необъятное чувство, которое опьяняет, захватывает в свои сети, словно любовь, нагрянувшая нежданно негаданно;

ü это освобождение человека от потребностей своего тела;

ü это свобода мысли;

ü это возможность всестороннего развития;

ü это парусный кораблик, ждущий попутного ветра;

ü это иллюзия, в которой человек постоянно стремится;

ü это высший дар человеку, причем последнему необходимо научиться пользоваться этим даром;

ü это творчество, необходимый атрибут самовыражения;

ü это двигатель прогресса;

ü это самостоятельность и ответственность;

ü это когда ты сидишь в пустой комнате;

ü это способность предвидеть;

ü это жизнь без правил, вызов обществу;

ü это необходимая, осознанная гармония души и тела;

ü это жизнь души после смерти;

ü Свобода – это все!

Прочитав и выполнив индивидуальные творческие задания к этой теме, Вы предметнее, лучше поймете суть изложенных здесь трактовок сущности социума.

Задание 1

«Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают , между тем как люди производят . Уже одно это, правда, основное отличие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество».

Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. – М., 1947 – С.171.

Почему – это отличие Ф.Энгельс считает основным?

В силу каких причин невозможно перенесение биологических законов в социальную сферу?

Задание 2

Некоторые философы, например, Г.Спенсер, З.Фрейд и другие считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек – высшее звено биологической эволюции.

Дайте оценку этой точки зрения.

Какие существуют точки зрения на соотношение законов природы и общества?

Задание 3

«Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше ее».

М.Пришвин. Глаза земли.

Что это за «ведущая часть человека»?

В чем отличие природы и общества?

Задание 4

«Аэропорты, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше – окружающей среды»

Р.Рождественский. Кромсаем…

Какая социальная проблема здесь выражена?

В чем различие понятий «окружающая среда» и «окружающая природа»? Каким понятием в социальной философии обозначается окружающая среда?

Задание 5

Дайте определения и сравнительный анализ понятий «природа» и «географическая среда»? Включается ли околоземное космическое пространство в состав географической среды? Аргументируйте свой ответ.

Задание 6

Один из героев романа Д.Гранина «Картина» размышляет: «В природе не может быть главных существ. В ней царит равноправие. … Природа была до человека и, следовательно, может обойтись без человека, так же как без льва, без орла, без всяких этих царей. А появились они для пользы, чем-то они нужны друг другу, так же как нужен комар и муравей. Человек тоже для чего-то полезен, но в отличие от других существ он еще не узнал, для чего он, поскольку он появился недавно. Самомнение мешало ему выяснить».

Какой позиции в социальной философии близка эта точка зрения?

Согласны ли Вы с мнением героя романа?

Задание 7

Один из героев А.П.Чехова рассуждает: «В странах, где мягкий климат, меньше тратится сил на борьбу с природой и потому там мягче и нежнее человек; там люди красивы, гибки, легко возбудимы, речь их изящна, движения грациозны. У них процветают науки и искусства, философия их не мрачна, отношения к женщине полны изящного благородства».

Чехов А.П. Дядя Ваня // Избр. произв. – М., 1976. – Т.3 – С.305.

Какому направлению в социологии близка позиция героя? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие эту точку зрения.

Задание 8

Какая социальная проблема отражена в следующем отрывке художественного текста: «Природа болела человеком. Человек не умел видеть землю как живое страдающее существо. Как укрепить силы этого существа? Как повысить производительность биосферы земли?..

До сих пор люди видели в природе, прежде всего, лакомые куски, жадно хватались за них, не заботясь о последствиях. Колокол тревоги звучал слишком тихо».

Д.Гранин. Зубр // Новый мир. – 1987. - №2. – С.91.

Какие существуют технические, экономические, социально-политические решения этой проблемы?

Задание 9

Общество – часть природы. Законы целого воздействуют на составляющие его части. Почему же законы природы недостаточны для функционирования и развития общества?

Задание 10

Дайте сравнительный анализ понятий: «природа», «биосфера», «ноосфера», «техносфера».

Задание 11

В начале прошлого века Ф.Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества.

Ваше отношение к точке зрения Ф.Гальтона?

Аргументируйте свой ответ.

Задание 12

«Люди же наоборот, чем больше они удаляются от животных в узком смысле слова, тем в большей мере они делают свою историю сами».

Ф.Энгельс. Диалектика природы. // К.Маркс, Ф.Энгельс. – Соч. – Т.20. – С.358.

Означает ли это, что законы общества необъективны? Приведите аргументы в доказательство тезиса об объективности законов общества.

Задание 13

Какой методологический принцип познания общества отражен в следующем высказывании: «Голод есть голод, однако, голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов»

Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т.46. – Ч.1. – С.28

Задание 14

К. Маркс писал: «История не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»

Соч. Т.2. – С.102.

Этот вывод устраивает и субъективный идеализм. Раскройте понимание этой проблемы К.Марксом.

Задание 15

«Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются, в конечном счете, решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую».

Энгельс Ф. Иозефу Блоху. 21-22 сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф., соч. – Т.37. – С.395.

Приведите исторические и современные подтверждения этого тезиса.

Задание 16

Оцените мировоззренческую и методологическую. Направленность следующего художественного текста: «Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как трава растет. Войны, революции, цари, Робеспьеры – это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много – годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне…»

Пастернак Б. Доктор Живаго // Новый мир. – 1988. – №1.

Задание 17

Некоторые представители католической и протестантской философии (М.Маритен, Р.Нибур) считают, что исторический материализм ставит историческую необходимость на место бога, делает человечество рабом необходимости, жертвой рока.

Проанализируйте данную точку зрения.

Задание 18

Какая мировоззренческая позиция выражена в следующих строках О.Хайяма.

Кто мы – Куклы на нитках, кукольщик наш – небосвод.

Он в большом балагане своем представленье ведет,

Нас теперь на ковре бытия поиграть он заставит,

А потом в свой сундук одного за другим уберет.

Задание 19

Прокомментируйте философский смысл известной латинской поговорки: Zata volentera decunt nolentem trahunt – Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.

Задание 20

О. Тоффлер – известный футуролог ХХ в. задает такой вопрос: «Сможет ли человек выжить в условиях свободы?»

Попытайтесь на него ответить.

Задание 21

Что, по вашему, свобода?

Считаете ли Вы себя свободным человеком?

Что ограничивает Вашу свободу?

Задание 22

В одном из афоризмов Козьма Прутков утверждает:

Жизнь нашу удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень. – Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на реке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

Как философская концепция лежит в основе данного афоризма?

Задание 23

Какая философская идея отражена в следующем полушутливом диалоге между Маленьким принцем и королем из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери:

Как же заход солнца? – напомнил Маленький принц…

Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

А когда условия будут благоприятными? – осведомился Маленький принц.

Гм, гм, - ответил король, листая толстый календарь. – Это будем гм… гм… сегодня это будет в семь часов сорок минут вечера. И тогда ты увидишь, как точно исполнится мое повеление.

Задание 24

Проанализируйте следующие определения свободы:

«Быть свободным – значит быть самой собой… Человек обречен, быть свободным» Ж.П.Сартр.

«Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной действительности». Философский энциклопедический словарь.

«Кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом» Г.В.Ф.Гегель.

«Свобода – это круглая пробка в квадратной дырке» О.Хаксли.

Задание 25

«Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций».

К.Маркс Капитал. – Т.1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.23. – С.18.

Раскройте на конкретных примерах содержание данного текста.

Задание 26

Будет ли грубой ошибкой отождествление производительных сил с техникой? Почему? Дайте сравнительный анализ понятий «экономический базис общества» и «технический базис общества». Приведите примеры.

Задание 27

Выделите главную производительную силу общества?

1. Орудия труда.

2. Техника.

4. Человек.

Задание 28

Выделите из названных общественных отношений производственные:

1. Между средствами труда и предметом труда;

2. Между рабочим и предметом труда;

3. Между рабочими различных специальностей и процессом труда;

4. Между государством и рабочими;

5. Между владельцем завода и рабочими;

6. Между начальником смены и рабочими;

7. Между собственником предприятия и посреднической торговой фирмой;

8. Между государством и владельцем завода.

Задание 29

Выделите положение, наиболее точно характеризующее соотношение понятий научно-техническая революция (НТР) и научно-технический прогресс (НТП):

1. НТР и НТП одно и то же, совпадают по времени и содержанию: характеризуют изменения в технике на базе научных знаний

2. Эти понятия не совпадают вообще, отражая различные общественные процессы

3. Понятие НТП более широкое, НТР – один из этапов НТП

4. Понятие НТР более широкое, технический прогресс один из этапов НТР

Задание 30

Среди названных направлений НТР выделите главное, определяющее все остальные:

1. использование в производстве наукоемких технологий;

2. химизация производства;

3. автоматизация производства;

4. освоение космоса;

5. использование новых источников энергии;

6. развитие кибернетики, информационный взрыв;

7. изменение характера труда, онаучивание труда;

8. использование новых материалов, создание материалов с заранее заданными свойствами.

Пополните свой словарь следующими понятиями:

общество, общественное производство, материальное производство, духовное производство, общественные отношения, географическая среда, народонаселение, способ производства, научно-техническая революция, фатализм, волюнтаризм .