К чему призвал бухарских христиан российский патриарх? Патриарх кирилл прибыл с официальным визитом в узбекистан

Патриарх Кирилл прибыл в Узбекистан с официальным визитом, который продлится до 2 октября, сообщает РИА Новости.

В аэропорту имени Ислама Каримова предстоятеля Русской Православной Церкви встречали митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Республике Узбекистан В.Л. Тюрденев, Государственный советник Президента Республики Узбекистан Р.Т. Камилов, председатель Комитета по делам религий Республики Узбекистан А.А. Юсупов, заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан С.П. Ниязходжаев, духовенство Ташкентской епархии.

Обращаясь в аэропорту к представителям СМИ, Святейший Владыка сказал:

«Я с радостью вступил на землю Узбекистана. В свое время много раз бывал здесь, и не только в Ташкенте. Храню очень добрые воспоминания о своем общении с мусульманами Узбекистана, с простыми людьми, с представителями интеллигенции, и поэтому новая встреча для меня, несомненно, будет важным событием. Я уже наслышан о тех больших переменах, которые в последнее время проходят в вашей стране, как изменился Ташкент... Очень хотел бы воочию увидеть достижения вашего народа и прикоснуться к многовековой истории Узбекистана, которая является очень важным фактором формирования национальной идентичности вашего народа.

Хотел бы также подчеркнуть то, что в Узбекистане вторая после ислама религия по количеству приверженцев - это Православие. Паства Русской Православной Церкви это не только русские люди, но и белорусы, украинцы и другие, кто исповедует Православие. Я рад тому, что отношения между исламом и Православной Церковью здесь такие же добрые и даже, может быть, более конструктивные сегодня, чем это было в то время, когда я посещал Узбекистан. Мне кажется, что у наших народов очень много общего: мы жили в одной стране, мы воевали с общим врагом, наши отцы и деды погибали, защищая свою тогда общую страну от страшного врага - фашизма.

Теперь мы живем в разных странах, но остаются очень тесные связи. Я вспоминаю из текстов, которые когда-то читал, о том, как много русских приезжало в Узбекистан, чтобы поднимать экономику, поднимать индустрию, строить дороги и прочие важные объекты экономики. Но сегодня очень большое количество ваших граждан, граждан Узбекистана, работают в России. И то, что существовал в прошлом и существует сегодня такой обмен людьми, это хороший залог того, что отношения между нашими народами, нашими странами всегда будут добрыми, потому что нельзя игнорировать то правильное, хорошее, что принадлежало истории и что сейчас может приносить значительные плоды.

Хотел бы пожелать процветания узбекскому народу и радуюсь возможности встретиться с господином Президентом, с исламскими лидерами Узбекистана, посетить православные храмы, совершить богослужения и посетить, помимо Ташкента, такие замечательные города, как Самарканд и Бухара.

С теплым, хорошим чувством я начинаю свой визит в благословенный Узбекистан. Еще раз вас приветствую».

Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл направился в Свято-Троицкий Никольский женский монастырь Ташкента.

2 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в , прибыл Бухару.

Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали глава Среднеазиатского митрополичьего округа , председатель , руководитель Московской Патриархии , председатель , руководитель .

В аэропорту Бухары Святейшего Патриарха Кирилла встречали государственный советник Президента Республики Узбекистан Р.Т. Камилов , председатель Комитета по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан А.А. Юсупов, заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан С.П. Ниязходжаев , Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Узбекистан В.Л. Тюрденев , председатель Духовного управления мусульман Узбекистана муфтий Усмонхон Алимов, хоким Бухарской области У.И. Барноев .

Из аэропорта Предстоятель Русской Церкви направился в храм Архистратига Божия Михаила г. Бухары, где Святейшего Владыку встречали настоятель священник Леонид Петров, духовенство и многочисленные верующие. Отец Леонид приветствовал Святейшего Патриарха в храме и преподнес Его Святейшеству сувенир, выполненный бухарскими мастерами.

Затем Предстоятель, архиереи и духовенство вышли на паперть храма. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа приветствовал Святейшего Владыку.

Святейший Патриарх Кирилл со ступеней храма обратился к верующим с Первосвятительским словом.

«Ваше Высокопреосвященство, владыка Викентий! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!

Сердечно всех вас приветствую и испытываю великую радость от встречи с вами, которая имеет для меня очень большое значение. Конечно, я читал о Бухаре, знаю историю этого города, его культурное значение, как и особое значение Бухары для людей, исповедующих ислам, но трудно было представить, что в какой-то момент я смогу посетить этот город и увидеть вас, православную паству. Радуюсь, видя ваши светлые лица, в которых отображаются ваша вера, ваша надежда и любовь.

Все мы призваны Господом и Спасителем нашим к тому, чтобы жить по Его воле, по Его замыслу, по Его законам. Когда человек старается жить в соответствии с Божественным законом, он обретает самое главное — он становится счастливым человеком. Я очень часто говорю, что ни образование, ни деньги, ни социальное положение, ни власть не открывают перед человеком счастье, потому что счастье — в душе, в сердце; это же каждый знает. Рост материального благосостояния, несомненно, полезен для обеспечения достойных жизненных условий, но далеко не всегда он сопутствует тому, что мы называем счастьем.

Так устроен человек, и горе тем, кто этого не понимает, кто опирается исключительно на внешние факторы и стремится обустроить свою жизнь, полагая, что этого достаточно. Совсем нет! А когда мы живем с Богом, даже стесненные внешние обстоятельства преодолеваются с легкостью, потому что Господь дарует нам великую внутреннюю силу. И эта сила опознается нами, когда мы собираемся в храме, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, когда мы читаем Евангелие, когда мы проникаемся Божественными словами.

Очень важно, чтобы религиозность нашего народа, в том числе живущего вне России, не была религиозностью только по обычаю — мол, если ты русский, то должен быть православным. Как много тех, кто называют себя православными, но и в храм ходят очень редко, и вера у них где-то на периферии! Для того чтобы полностью опираться на потенциал нашей веры, мы должны быть активными в своем исповедовании веры. Активность должна проявляться в посещении храма, в каждодневной молитве, в обращении к Богу тогда, когда душа особенно тоскует. И Господь в ответ на нашу веру, на наше обращение к Нему дает Свою милость. Религиозность должна быть живой. Верующим нельзя быть от воскресенья до воскресенья, а ведь иногда лишь несколько раз в году человек вспоминает о Боге и идет в храм. А верующий человек живет своей верой, полагает ее в основу своего отношения к окружающим. Вот главная задача пастырей — пробуждать в пастве именно такую веру, стремление быть с Богом и строить жизнь на основании Божественного закона.

У каждого из вас есть мечты, желания, надежды. Дай Бог, чтобы силой Божией все ваши лучшие ожидания, надежды и мечты сбывалась. Я желаю каждому здоровья, физических и духовных сил. Я желаю каждому мира в семьях, достойно воспитанных детей и внуков. Наиболее важные идеи, которые распространялись на протяжении всей человеческой истории, передавались каждому последующему поколению в первую очередь через родителей, потому что родители учат ребенка с самого начала его жизни, они формируют его характер, они формируют его мировоззрение. И как важно, чтобы дети приобщались к вере с первых лет жизни! Очень важно также, чтобы по мере взросления ребенок получал знания о своей вере. Поэтому так необходимо развивать воскресную школу, и дай Бог, чтобы как можно больше детей ее посещали. Но бывает и так, что ребенок учится в воскресной школе, посещает храм с родителями, с бабушкой и дедушкой, а потом вступает в юношеский возраст и потихонечку перестает ходить, потому что стихии мира сего захватывают и то, в чем ребенка воспитывали родители, нередко уходит на задний план. Поэтому очень важно, чтобы и юноши наши, и девушки наши, вступающие во взрослую жизнь, сохраняли навыки религиозной жизни, которые закладываются и в храме, и в семье.

Вы живете среди мусульманского большинства. Бухара — это особый город. Здесь находится известное во всем мире медресе, в котором воспитывались выдающиеся деятели исламского мира, богословы, занимающие сейчас высокие посты в исламской умме . Очень важно, чтобы наши отношения с представителями исламской религии всегда были мирными и добрыми. А как устрояется мир между людьми? Если мы зла не делаем, то можем рассчитывать и на доброе отношение к себе. Добрые отношения между представителями разных религий, христианства и ислама, являются необходимым залогом общественного процветания. Дай Бог, чтобы и всегда люди жили бок о бок, никогда не враждуя друг с другом на почве религии. Дай Бог, чтобы мир пребывал в ваших семьях и вокруг вас.

Желаю благословения Божия каждому из вас, а городу Бухаре — процветания. Пусть Господь хранит вас!»

В дар храму Святейший Патриарх передал икону Божией Матери «Спорительница хлебов». Верующим были вручены иконки Спаса Нерукотворного.

Со времен позднего средневековья город Бухара был важным религиозным и культурным центром мусульманского мира, исторически проживание представителей других вероисповеданий в городе не приветствовалось. В период с 1873 по 1920 гг., когда Бухарский эмират был протекторатом России, русские служащие (в основном железнодорожники), а также русские поселенцы жили в городе «Новая Бухара», сейчас именуемом городом Каган. В этом городе был устроен православный храм св. блгв . Александра Невского, до настоящего времени не сохранившийся.

Храм святого Архангела Михаила был заложен в марте 1875 г., строительство завершено в ноябре 1875 г. Храм был закрыт в 1929 г.

После государственного переворота 1920 г. и бегства эмира Саида Алимхана в Афганистан, запрет на расселение христиан в Бухаре был снят, но из-за политики государственного атеизма православный приход невозможно было зарегистрировать.

Лишь после обретения Узбекистаном независимости в 1992 г. был зарегистрирован православный приход, собиравшийся для совершения богослужений в неприспособленных помещениях.

В 1994 г. Бухарским областным хокимиятом православной общине была передана часть неиспользуемого к тому времени железнодорожного вокзала, затем в 1997 г. был передан весь комплекс, в котором и был устроен храм в современном виде.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

3-10-2017, 12:04 0 1390 2

2 октября патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках своего визита в Узбекистан посетил Бухару.
В аэропорту города главу Русской Православной Церкви встретили представители государственной власти, председатель Духовного управления мусульман Узбекистана муфтий Усмонхон Алимов, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Узбекистан Владимир Тюрденев и хоким области Уктам Барноев.

Из аэропорта патриарх отправился в храм Архангела Михаила города Бухары, где в это время его ждали более тысячи верующих.
«Эта встреча для меня имеет большое значение. Конечно, я читал о Бухаре, знал историю этого города, его культурное значение, знал особенное значение Бухары для людей, исповедующих ислам и проживающих в этом месте. Но трудно было представить, что в какой-то момент я смогу посетить этот город и увидеть вас – православную паству», - сказал, обращаясь к верующим, патриарх.

Предстоятель РПЦ призвал паству быть христианами не по обычаю, а на деле, говорил о воспитании подрастающего поколения и о дружбе между православными и мусульманами в Бухаре.

«Мы получили особый духовный импульс, который будет помогать нам и вести нас в дальнейшей духовной жизни», - сказала прихожанка храма Татьяна Андреянова.

Визит патриарха Кирилла в Бухару продолжился экскурсионной программой. Он посетил мавзолея «Чашма Аюб» («Источник Иова») - библейского пророка, почитаемого тремя мировыми религиями – исламом, христианством, иудаизмом.
По преданию, ветхозаветный пророк проходил этими местами и местные жители, зная о его праведности, попросили его помолиться об окончании засухи. Он, помолившись, ударил посохом оземь, откуда забил источник.


Глава РПЦ ознакомился также с образовательным процессом в медресе Мир Араб, пообщался с его руководством, мусульманским духовенством, побывал в мечети Калон и цитадели Арк.

В память о Бухаре высокому гостю были преподнесены сувениры, выполненные бухарскими мастерами.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приехал в Узбекистан 29 сентября. За это время он побывал в Ташкенте и Самарканде. Посещение Бухары стало конечным пунктом официального визита.

В. СИДОРЕНКО,
Бухара

Только Узбекистан в 90-е годы покинули около 700 тысяч русских. Тогда православная церковь в этой стране столкнулась с реальной угрозой исчезновения, отмечает корреспондент РИА Новости .

Православный Узбекистан

Вообще-то, христианство существовало на территории Узбекистана с первых веков нашей эры: согласно преданию, здесь проповедовали апостолы Фома и Андрей Первозванный. А учитывая, что через Узбекистан проходил Великий шелковый путь, это вполне может быть правдой.

В V веке Узбекистан становится прибежищем еретиков-несториан, осужденных на Третьем Вселенском соборе и вынужденных бежать из Византии. Несторианская община просуществовала здесь до XIV века, пока ее не уничтожил Тамерлан.

Но спустя пять веков российские миссионеры возродили на этой земле христианство. В 1872 году в Ташкент прибыл епископ Софоний, и с этого момента началось бурное развитие церковной жизни. Даже большевики внесли в нее свою лепту: Узбекистан стал местом ссылки для оставшихся в живых епископов. Думали, что Русская церковь здесь умрет вместе с ее последними архиереями. А она не только не умерла, но и стала понемногу развиваться.

Возможно, именно это стало примером для православных, оставшихся в Узбекистане после распада СССР.

"Я радуюсь тому, что русские по происхождению люди, украинцы, белорусы — паства наша здесь — являются активной частью узбекского общества. Более того, я бы пошел дальше и сказал об особой ментальности православных людей, которые родились и живут в Средней Азии, в том числе и в Узбекистане", — отмечает патриарх Кирилл.

Сейчас православие является здесь второй по числу последователей конфессией.

"Поучитесь у мусульман"

"Что, патриарх прям здесь будет? Правда?" — житель Бухары по имени Фархад округляет от удивления глаза. "А когда он прилетел в Узбекистан?" — продолжает допытываться он у телевизионщиков, отсматривающих возле него отснятый материал в бухарском кафе.

Первый официальный визит патриарха Кирилла в эту страну начался 29 сентября с Ташкента, где предстоятель Русской православной церкви встретился с мусульманским духовенством и президентом республики Шавкатом Мирзиёевым. На следующий день патриарх посетил Самарканд, а в воскресенье совершил освящение отреставрированного Успенского кафедрального собора Ташкента. Завершился визит 2 октября в Бухаре.

"Как называется то место за стеной с иконами, куда сейчас зашел патриарх?" — интересуется мусульманин, указывая на алтарь в храме святителя Алексия Московского в Самарканде. В церкви не протолкнуться: внутри не только прихожане, но и просто местные жители, пришедшие из любопытства.

Православные Самарканда доброжелательно отзываются о своих соседях-мусульманах. Если и бывают какие-то споры, то исключительно бытового характера и быстро разрешаются, уверяет Галина, 65-летняя прихожанка храма.
"Честно сказать, мне за наших русских обидно. Потому что мусульмане искренне верят — вот у кого надо поучиться. А наши верят так себе!" — сетует она.

Православных в Узбекистане всего процента четыре — страна мусульманская. После развала СССР русский язык здесь почти забыли, а Библии на узбекском не найти. А "доставка и распространение религиозной литературы, опубликованной за границей, по закону "О свободе совести", может осуществиться только после анализа ее содержания экспертами в установленном законом порядке". Поэтому Христос для большинства узбеков — "русский Бог".

Правда, проректор Ташкентской семинарии протоиерей Сергий Стаценко говорит, что хоть православные и мусульмане не разделяют религиозные доктрины друг друга, "обычное человеческое отношение никто не отменял".

"Государство не позволяет нам обособиться. Оно постоянно подталкивает нас к диалогу. Сам я родился в Таджикистане, в зрелом возрасте переехал сюда поступать в семинарию. И я могу сравнить, как это происходило в Таджикистане и привело в итоге к гражданской войне, с взвешенной политикой здесь, в Узбекистане", — подчеркивает протоиерей.

С православным священнослужителем соглашаются и сами мусульмане. "Духовные лидеры двух общин регулярно встречаются на различных мероприятиях как светских, так и религиозных. Мы обсуждаем и такую тему, как противостояние религиозному экстремизму, который несовместим с истинной миссией религии", — рассказывает главный имам Ташкента Анвар Турсунов.

Запрет на проповедь

Однако еще несколько лет назад патриарх Кирилл сетовал на сложности, с которыми сталкиваются православные Узбекистана. "Так, имеет место запрет на миссионерскую деятельность, невозможно организовать православные общеобразовательные школы, есть трудности с регистрацией новых приходов", — отмечал он.

Согласно закону, в Узбекистане любые "действия, направленные на обращение верующих из одной веры в другую" (из ислама в христианство, например), запрещены — как и вообще всякое миссионерство. И даже каждый владелец интернет-кафе должен следить за тем, чтобы его клиенты не просматривали запрещенную информацию.

"Речь идет о том, что пятый пункт первой главы закона "О свободе совести" запрещает любую миссионерскую деятельность. Связано это не с тем, что, например, власти предвзято относятся к христианству. Там говорится о запрете миссионерской деятельности в первую очередь экстремистских организаций. Но поскольку закон не может оговаривать конкретные религиозные организации, во имя социальной стабильности он касается всех конфессий. Поэтому миссия не запрещается только в границах религиозной организации: во дворе храма, во время проповеди за богослужением", — объясняет протоиерей Сергий Стаценко.

Вместе с тем у епархии, по его словам, есть масса возможностей для привлечения новых прихожан.

"Православные по происхождению стараются покрестить своих близких, отпеть их — это уже повод для проповеди. Есть еще крупные православные праздники. Поэтому мы себя не чувствуем ущемленными", — констатирует он.

При этом православный священник может прийти, например, в больницу, только если кто-то из больных позовет. А прочесть где-то лекцию можно только с разрешения Комитета по делам религий при Кабинете министров и только в присутствии сотрудника Комитета и представителя мусульманского духовенства.

"Многие уезжают"

Но главная проблема православной общины в Узбекистане остается нерешенной. Вот уже много лет число ее приходов неизменно — 38 храмов и молитвенных домов по всей стране. В сельские храмы, основанные когда-то русскими поселенцами, в воскресенье на литургию приходит человек двадцать, в основном пожилые люди. Молодежь перебирается в города или на заработки в Россию и Казахстан, потом там оседает и туда же перевозит свои семьи: в Узбекистане для них и их детей перспектив нет.


Древнюю Бухару посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, где говорил о религиозности не по обычаю или этничности, а о вере живой.

Глава Русской православной церкви (РПЦ) в рамках своего визита в Узбекистан 2 октября посетил Бухару. Встреча с верующими прошла в храме Архангела Михаила. Послушать иерарха здесь собралось свыше тысячи человек.

В первую очередь патриарх выразил свою радость от встречи с местной православной общиной и поделился своими знаниями о Бухаре.

«Встреча с вами имеет для меня очень большое значение. Конечно, я читал о Бухаре, знаю историю этого города, его культурное значение, как и особое значение Бухары для людей, исповедующих ислам, но трудно было представить, что в какой-то момент я смогу посетить этот город и увидеть вас, православную паству», – сказал Кирилл.

О вере и религиозности

Не мог предстоятель церкви не сказать о вере, которая, по его словам, является основой взаимоотношений.

«Очень важно, чтобы религиозность нашего народа, в том числе живущего вне России, не была религиозностью только по обычаю:
мол, если ты русский, то должен быть православным. Религиозность должна быть живой. Верующим нельзя быть от воскресенья до воскресенья. Верующий человек живет своей верой, полагает ее в основу своего отношения к окружающим. Вот главная задача пастырей – пробуждать в пастве именно такую веру».

О религиозном воспитании детей

Часто в своих выступлениях патриарх говорит о религиозном воспитании детей. В Бухаре он еще раз затронул эту тему.

«Наиболее важные идеи, которые распространялись на протяжении всей человеческой истории, передавались каждому последующему поколению в первую очередь через родителей, потому что родители учат ребенка с самого начала его жизни, они формируют его характер, они формируют его мировоззрение. И как важно, чтобы дети приобщались к вере с первых лет жизни! Очень важно также, чтобы по мере взросления ребенок получал знания о своей вере».


О дружбе между православными и мусульманами

Находясь с визитом в мусульманской стране, не обошел стороной глава РПЦ и тему дружбы между приверженцами православия и ислама.

«Вы живете среди мусульманского большинства. Бухара – это особый город. Здесь находится известное во всем мире медресе, в котором воспитывались выдающиеся деятели исламского мира, богословы, занимающие сейчас высокие посты в исламской умме.

Очень важно, чтобы наши отношения с представителями исламской религии всегда были мирными и добрыми. Добрые отношения между представителями разных религий, христианства и ислама, являются необходимым залогом общественного процветания».

Знакомство с исламской Бухарой

Визит главы РПЦ в Бухару продолжился ознакомительной программой. Он посетил мавзолей Чашмаи Аюб («Источник Иова») – библейского пророка, почитаемого тремя мировыми религиями, – исламом, христианством, иудаизмом.

Патриарх ознакомился также с образовательным процессом в медресе Мир Араб, искусством каллиграфии, пообщался с его руководством, мусульманским духовенством, побывал в мечети Калон, где дал интервью телеканалу «Узбекистон». Затем делегация отправилась в цитадель Арк.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приехал в Узбекистан 29 сентября. За это время он побывал в Ташкенте и Самарканде. Посещение Бухары стало конечным пунктом его официального визита.