Можно ходить на кладбище в день троицы. Ходят ли на кладбище на Троицу: православные традиции и обычаи. Когда поминают на Троицу самоубийц

Троица – великий христианский праздник, второй после Пасхи. С этим днем связано множество народных обычаев и поверий, которые своими корнями уходят в глубокую древность. Многие не знают, как праздновать и ходят ли на кладбище в этот день. Попробуем осветить этот вопрос.

История появления праздника

Считается, что именно в этот день родилась Церковь Христова, ведь доселе напуганные и вынужденные постоянно прятаться апостолы преисполнились верой и храбростью, дарованной им Святым духом. А произошло это на 50-ый день после воскрешения Христа, когда апостолы вместе с Девой Марией собрались почтить память Сына Божия. В этот момент, как описано в Евангелие от Луки, в них и снизошел Святой Дух в виде языков пламени, появившихся в громыхающем небе. Официально день Пятидесятницы, как еще называют этот праздник, стали отмечать с 381 года, когда на Константинопольском церковном соборе утвердили учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе.

Сегодня в этот день все православные верующие радуются и веселятся. Храмы украшают большими пучками свежей зелени – любистоком, барвинком, аиром, чабрецом, а также ветвями березы, липы, рябины, ели и других. Люди приносят в храмы свои букеты, а после освящения ставят их в доме на самом почетном месте, а уже засохшими убирают за образа и хранят до следующей Троицы, используя для лечения себя и своих близких. Связь в применении трав и ветвей кроется в наложении этого христианского праздника на более древний – день Семика, когда почитали буйно растущую летнюю зелень. Этот обычай имеет дохристианское происхождение, но за прошедшие века он прочно объединился в сознании народа с верой во Спасителя.

Нужно ли идти на кладбище на Троицу?

Этот вопрос волнует многих, ведь именно на Троицкую родительскую субботу принято поминать усопших, ставить свечи за упокой и молиться о своих близких. Именно в этот день церковь разрешает поминать самоубийц, а ведь соборная заупокойная молитва является для них огромной помощью. Но надо понимать, что речь идет о субботе – дне, предшествующем Троице. Тем, кто интересуется, можно ли ехать на кладбище в Троицу, стоит ответить, что в воскресенье, когда и празднуют день Пятидесятницы, этого делать не стоит, а вот в субботу не только можно, но и нужно.

Это отличный момент для того, чтобы подправить могилку, покрасить оградку, покосить траву и полить цветы. Тем, кто спрашивает, что носят на на Троицу, можно ответить, что принято нести цветы, как живые, так и искусственные, а вот продукты питания брать с собой не рекомендуется, как и оставлять их на могилках. Запрет не распространяется только на пшено для птиц. Еще более страшным грехом является распитие спиртных напитков на кладбище. Церковь этого не одобряет.

Теперь понятно, можно ли убираться на кладбище в Троицу и когда именно это нужно делать. Но если по какой-то причине в субботу посетить кладбище не удалось, а душа так и рвется на свидание с усопшими близкими, ничего страшного не случится, если на Троицу приехать на кладбище, однако от работы по облагораживанию могилки лучше отказаться.

Как принято отмечать?

Центральное место в праздничных гуляниях занимает украшение березы. Самое высокое и раскидистое дерево наряжают цветами и лентами, а иногда даже надевают женскую вышитую рубаху. Водят вокруг хороводы, поют песни, выпивают, но в меру, закусывают всевозможными яствами, а также яичницей-глазуньей как символом животворящего начала Природы. Девушки плетут венки и пускают их в реку или пруд, гадая на суженого. Молодые парни дурачатся, высматривая в прибрежных камышах русалок. Нередко за них принимают гадающих девчонок и таким образом завязываются отношения и создаются пары.

— День добрый, батюшка!
Возник вопрос: а можно ли на Троицу ходить на кладбище, посещать могилы близких людей? А в какие церковные праздники еще можно посещать кладбище?

Нет, не нужно в сам праздник ходить на кладбище, для этого есть Троицкая родительская суббота. После службы можно в любой праздник сходить на кладбище, но вместо службы или в эти праздничные дни устраивать поминки совершенно неверно и даже грешно. Спаси Христос!

Троица — праздник весны и жизни

День Святой Троицы (Пятидесятница) празднуется через семь недель (в 50-й день) после Пасхи

Евгений Фиалко

В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. А название «День Святой Троицы» объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась «совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты».

Троица - один из тех праздников, который очень гармонично соединил в себе чисто церковные каноны и лучшие из традиций язычества. Именно поэтому мы празднуем Троицу с особым удовольствием.

В соответствии с Евангелием

Согласно Евангелию от Луки, на 50-й день после воскресения Иисуса 12 апостолов и Богоматерь собрались в одной горнице. И вдруг услышали сильный шум с неба, который вскоре наполнил весь дом. Вслед на шумом появились огненные языки, которые остановились по одному на каждом из учеников Христовых. Так в каждого из апостолов вошел Святой Дух. И все они с этой минуты получили возможность нести слово Божие на всех языках мира, которых прежде не знали.
Именно с этого дня миру раскрылось действие Пресвятой Троицы — Отца, Сына и Святого Духа.
Апостолы передавали Святой Дух другим людям через рукоположение и те, кто раньше скрывал свою веру в Иисуса, боясь распятия, после такого обряда смело проповедовали Слово Божие. И очень часто умирали мученической, но светлой смертью на аренах цирков, на крестах, сгорали заживо.
Троица охватывает собой несколько праздников: Троицкую родительскую субботу, Троицкое воскресенье и Духов день.

Троицкая родительская суббота

В этот день (в 2010 году - 22 мая) принято ходить на кладбище к могилам своих усопших родственников и чтить их память. Церковь всегда подчеркивает важность того, что «поминовение» означает молитвенную память о человеке, т.е. собственно молитву. И, с точки зрения церкви, совершенно недопустимо в этот день «опрокидывать» рюмки с водкой, произнося при этом «Помянем!» Это - не поминовение, а пьянство, кощунство. Недопустимо и лить спиртное на могилу: это осквернение могилы. Нельзя также в этот день идти на кладбище вместо храма.

Символом Троицы в Киевской Руси издавна считается береза. В этот день березовые ветви несли в церковь на богослужение. Да и не только их. Несли цветы и даже траву. Вся зелень, которая украшала церковь во время богослужения, тщательно собиралась, разбиралась людьми по домам и тщательно хранилась в течение всего года. Мудрые бабушки советовали лечить такой травой — вперемешку с другим кормом — больных животных. В первую очередь - коров, конечно. Но и кошкам иногда перепадало…
Деревенские знахарки сушили и толкли освященные на Троицу травы и использовали их при лечении. Согласно поверью, достаточно было вовремя окурить больного благовонным дымом порошка из «священного цвета», чтобы недуг оставил несчастного.

Духов день

Это — народное название праздника Сошествия Святого Духа. Празднуется в первый понедельник после Троицы (в этом году - 24 мая).
Церковные обряды. В церкви празднование Духова дня начинается церковным богослужением вечером в Троицын день. Во время богослужения прихожане просят Бога «даровать им Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших» и молятся об усопших.

Народные традиции

В Духов день к божницам подвешивается деревянное изображение голубя — символа Святого Духа. Верующие люди верят, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах.
В Духов день земля-матушка считается беременной, поэтому ее нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.
В этот день завершаются празднества в честь березы. Березку, вокруг которой всю Троицкую неделю водили хороводы, топили в реке, чтобы летом не было засухи. В этот же день из церквей выносили стоявшие там березки, которые также разбирались верующими. Считалось, что ветви, окропленные святой водой или постоявшие в храме, предохраняют от нечистой силы, а также обладают лечебными свойствами.
В старину считалось, что в Духов день русалки выходят на сушу из болот, рек, озер и бегают по полям и лугам. Там, где пробежит русалка, влаги будет больше, а урожай - обильнее. (Согласно народному поверью, русалками становились девушки, умершие до замужества, младенцы, умершие некрещеными, и женщины, похороненные без отпевания или покончившие жизнь самоубийством.)
В Духов день, как и в Троицкую субботу, необходимо добрым словом помянуть всех покойников, включая и тех, кто покончил жизнь самоубийством. Считается, что доброе слово, сказанное о самоубийце в этот день, даст его бесприютной душе хотя бы временный покой.

Троицкая суббота


Троицкая суббота — день общерусского поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» - во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.


У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать - тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.

Ходить ли на кладбище на Пасху?

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.


Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать - блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так - значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Наверное, у каждого человека есть хотя бы один родственник или друг, которого уже похоронили. Люди всегда уделяют максимум внимания своим близким. Даже после смерти человека присутствует желание навещать его гробницу и заботиться о его покое. Но многие не знают, как посещать кладбище правильно. Существуют дни, когда идти на кладбище можно, и даже нужно. И, наоборот, когда проведывать умерших лучше не надо.

Аналогичная проблема возникает и в отношении важного православного праздника - Троицы. Но в этом случае верующих больше интересует именно день - суббота или воскресенье, в который нужно ходить на погост.

Когда ходят на кладбище в троицу в субботу или в воскресенье: день посещения усопших

В церковном календаре специально предусмотрено несколько родительских суббот, в какие можно посещать кладбище. Накануне Троицы есть одноименная (Троицкая) родительская суббота, когда даже нужно идти навестить своих покойных близких, чтобы отдать им заслуженную дань уважения.

Также священники утверждают, что нет никакого греха в том, чтобы установить и собственные дни поминовения покойного человека. Очевидно, что мы будем стремиться делать это в день рождения, а также дату смерти.

Ключевое событие любой родительской субботы - поход в церковь и затем на кладбище. В храмах служится заупокойная Божественная литургия, на погосте священники совершают панихиды над могилами, а люди в церкви и дома читают особые молитвы за упокой душ умерших. Чтобы провести родительскую субботу правильно, нужно отправиться в церковь немного раньше богослужения. Это необходимо для того, что успеть в церкви подать записку об упокоении. В этой записке укажите имена, данные покойным родным и близким при крещении (иногда они не совпадают с мирскими именами людей).

Согласно православным церковным правилам, правильно поминать усопших следует таким образом. В церковь нужно прийти дважды - сначала накануне родительской субботы и затем утром в поминальный день. В пятницу люди отправляются на вечернее богослужение, в ходе которого совершается Великая панихида и Парастас. Затем утром снова идиут в церковь, чтобы присутствовать на Божественной литургии и общей панихиде. По мнению священнослужителей, очень важно молиться об умерших, так как только молитвой можно помочь им найти упокоение. Немногие люди предвидели свой уход из жизни и успели пообщаться со священником, который отпустил им грехи. А потому снять с них груз грехов могут лишь живые родственники, которые своими горячими молитвами испрашивают у Всевышнего прощения для покойных.

Когда ходят на кладбище в Троицу в субботу или в воскресенье: запрещено делать в родительскую субботу

Несмотря на то, что в родительскую субботу мы воспоминаем об усопших, грустить и плакать категорически запрещено. Одна из примет гласит, что если в этот день оплакивать покойников, на том свете их душа будет испытывать мучения. Вместо этого постарайтесь всей семьей предаться приятным воспоминаниям о днях, проведенных рядом с близким.

Эта история произошла со мной в прошлом году. Приехали мы на кладбище в Троицу (я, мой муж, дочь и племянница мужа Олеся). На этом кладбище похоронены родственники мужа и племянницы. Муж с дочерью идут впереди, а я с Олесей. Как только мы зашли на кладбище, я почувствовала давление в области груди, точно в центре 4 чакры (у человека их 7, как вы знаете, и четвертая – это сердце, то есть сострадание, эмпатия и т. д.). Мне уже не очень хорошо стало от мысли, что я “чего-то” начала чувствовать, и сказала Олесе о своих ощущениях. Она посмотрела на меня сочувственно и ответила, что как хорошо, что она не эмпат и не медиум. Чем дальше мы шли, тем было больнее. Особенно это ощущалось на перекрестках, я просто задыхалась, было такое ощущение, что через тело проходит кто-то, как ветер. Я слышала шепот повсюду; что именно шептали, разобрать не могла, изредка только улавливала слово «ОНА». Ощущения, скажу вам, просто жуткие; мне казалось, что со мной просто развлекаются, «проходя» через моё тело. А в том, что сквозь меня «проходили», даже не сомневалась.
А Олеся шла и радовалась, что она этого не чувствует. Зря, конечно, она порадовалась, ибо в тот самый момент, как она произнесла это в третий раз, задыхаться стало нас уже двое, потому как когда они проходят сквозь тебя, в тот момент дышать невозможно просто.
Идем, и вдруг мы увидели такую картину: бабушка убирает могилу, с ней две внучки лет по 10 и внучек, года 4 ему. Все бы ничего, но этот мальчик с КЕМ-ТО играл! Не с сестрами, потому как он на них не обращал никакого внимания, а играл в догонялки с кем-то другим. Мы остановились, такая сцена – мальчик убегает от КОГО-ТО, а у нас было ощущение, что этот КТО-ТО очень даже настоящий. Когда тебя догоняют и касаются рукой, то происходит характерное телодвижение, так тут мы тоже видели, как будто невидимая рука его коснулась. И вдруг останавливается и говорит: “Ну ладно, теперь я голю”, – и бежит за ЭТИМ КЕМ-ТО. Побегал, а потом плюхается на лавочку у одной из могил, и показывает ручкой рядом с собой и говорит: “Садись, передохнем”. Далее идут слова: “Почему?” А потом: “А-а-а, понятно”, – кивает он и срывается с места (видимо, призрак не устал). Представьте наш шок! Мы почти бегом удрали оттуда. Я говорю: «Теперь понятно, почему я себя так чувствую».
Подходим к мужу, а он не может вспомнить, где лежит его брат. А мне уже так плохо, что невмоготу, и я говорю: “Ванечка, помоги нам тебя найти”. Муж смотрит на меня, как на ненормальную, и вдруг вспоминает, где брат похоронен. Может, и совпадение, а может, и нет. Наконец, обойдя последнего родственника, мы возвращаемся. Этот мальчуган так же носится с КЕМ-ТО по кладбищу, периодически прячась за могилки.
Мы под руку с Олесей, согнувшись, как две старые бабки, тащимся к выходу. И только мы ступили за ворота, все прекратилось.
Вот говорят, нельзя ходить на кладбище в Троицу, я на себе это испытала. На Троицу души умерших не на кладбище, а на небесах в гостях находятся. И за кладбищем следят хозяева, которые не очень любят, что люди ходят в такой день. Это мне батюшка в церкви рассказал. Знала бы – не пошла на кладбище!

Троица – один самых почитаемых православных праздников, по своей значимости занимающий второе место после Пасхи. С этим днем связано множество традиций, поверий и суеверий, но далеко не все одобряются церковью. Так, люди чаще всего спрашивают можно ли ходить на кладбище на Троицу, и нет ли в этом ничего греховного. В этом вопросе мы и разберемся.

Что это за праздник?

Прежде чем понять можно ли посещать кладбище на Троицу, нужно выяснить особенности этого дня. Троица (Пятидесятница или Сошествие Святого Духа) – это двунадесятый церковный календарный праздник, который начали отмечать с 381 года. Именно в это время Константинопольский церковный собор приняли учение, подтверждающее три божественных ипостаси – Отец, Сын и Святой Дух.

Согласно верованиям и словам Евангелия от Луки, именно на 50 день после воскрешения спасителя к ученикам сошел Святой Дух, придавший им храбрости и веры. С этого момента они не боясь начали проповедовать слово Божие во всех уголках мира. Именно поэтому Пятидесятницу считают днем образования Церкви Христовой, и в этот время нет места скорби и печали.

Сегодня это время принято проводить в храме в молитве, а поход на кладбище в Троицу стоит отложить. Интересно, что в этот день всю церковь принято украшать свежескошенной зеленью, ветками деревьев и травами. Прихожане также могут приносить с собой зелень, которая после богослужения приобретает исцеляющую силу. Этот обычай перешел в православие еще с дохристианских времен. Ранее в этот период почитали Семика – покровителя летней зелени.

Почему не ходят на кладбище на Троицу?

В православном мире не принято ходить на Троицу на кладбище, так как этот день лучше полностью посвятить молитвам в церкви и ликованию. Перед Троицей ходить на кладбище можно и нужно в родительскую субботу. Это специально отведенный церковью день поминовения усопших, в который разрешается:

  • Убирать могилку, в том числе красить ограду, полоть траву, подправить цветы и венки.
  • Оставить на могилке пшено или пшеницу для птиц и насекомых. Любая другая еда и напитки категорически запрещены!
  • Поставить свежие живые или искусственные цветы, а также веточки ивы, березы рябины.
  • Посетить храм, где установить свечи за упокой и прочитать соответствующие молитвы.

Стоит отметить, что в поминальную субботу перед Пятидесятницей можно молиться за упокой грешных людей, например, самоубийцах, алкогольно- и наркотически зависимых родных и близких, некрещенных. В это день такие молитвы особенно важны, так как обеспечивают мощную поддержку даже на том свете.

Конечно же, в современной жизни нередко случаются ситуации, когда свободное время ограничено. И поэтому вопрос можно ли на Троицу ходить на кладбище с каждым годом становится все актуальнее. Посещать могилы близких в светлый день Пятидесятницы крайне нежелательно, но при отсутствии другой возможности сходить на кладбище разрешается. Но важно отказаться от какой-либо работы на могиле! Разрешается только убрать увядшие цветы и поставить свежие. Также запрещается оставлять на гробнице еду, распивать алкогольные напитки!