Христианские святыни египта. Погребальные файюмские портреты

Оазис Файюм

Погребальный файюмский портрет.

Знаменитые водяные колёса Файюма.

А вам слабо?!

Христианские монастыри провинции Файюм в Египте - первые века нашей эры, когда христианская религия только начала шествие по странам и континентам, её приверженцам жилось не легко. Это в средние века, когда религия прочно встала на ноги, она начала бороться с инакомыслящими, сжигая их на кострах и применяя жестокие пытки, чтобы выбить из людей "ересь". А пока что самих христиан пытали и сжигали. Вот и спасались они по пещерам и пустыням, возводили монастыри-крепости.

Оазис Файюм

Шесть тысяч лет тому назад на этих землях было болото, на котором возвышались трёхметровые стебли папируса. Египетские фараоны разминали свои царские мышцы, охотясь здесь на птиц, крокодилов, носорогов, меткими движениями нанизывая на остроги рыбу в пресноводном озере. Во втором тысячелетии до нашей эры предприимчивый фараон Аменхотеп III осушил болота и соединил каналом озеро с Нилом. Этот канал служит людям до сих пор. Но, плодородные земли с растущими на них садами постепенно затягивались наступающими песками пустыни, оставив сегодняшнему населению в несколько раз меньше пригодных для земледелия земель.

Погребальные файюмские портреты

Мировая известность оазиса Файюм пришла к нему после удивительной находки во время раскопок в римском некрополе. В некрополе были найдены погребальные портреты, выполненные восковыми красками на скипидаре или восковой темперой. Поскольку воск - вещество влагоустойчивое и химически малоактивное, портреты сохранили свежесть и реалистичность. Подобная техника восковой живописи с древних времён использовалась при написании икон, что помогает им сохраняться на протяжении веков.

Монастырь Архангела Гавриила

Монастырь Архангела Гавриила один из древнейших коптских монастырей. И хотя он носит имя Архангела, специализирующегося на доставке вестей, благих (о рождении сына божьего) и печальных (о скорой смерти Девы Марии), монахов монастыря он вестями, видимо, не баловал. А потому, не готовые к отражению атак бедуинов-варваров, монахи частенько становились жертвами их набегов. Сегодня взору туристов предстаёт печальная картина древних руин на фоне заново отстроенных обителей.

Монастырь Святой Марии эль Хамам

Три белоснежных купола монастыря встретят паломников, сумевших преодолеть пять километров пути пустынной и неприветливой дороги. История монастыря похожа на истории других древних монастырей Египта. Отдельно живущие по пещерам отшельники потихоньку объединялись, чтобы противостоять суровым условиям жития, защищаться от набегов варваров. Хотя, что можно было взять у отшельника? Тунику из пальмовых листьев, да горсть фиников. Как бы там ни было, объединившись, они возводили крепкие каменные стены, заводили огороды, сады, собирали библиотеки. Стены спасали не всегда. Периодически их рушили, сжигали библиотеки и убивали монахов. Похоже, даже молитвы святых не всегда достигают божьих ушей.

Так бы и стоял монастырь в руинах, если бы сам папа Шенуда (03.08.1923 - 17.03.2012) - патриарх Коптской православной церкви Египта, не взял под личную опеку восстановление монастыря и церкви.

Монастырь Святого Самуила Признателя

Святой Самуил, начав богоугодную жизнь монаха в 22 года, немало скитался по разным монастырям, пока не создал свою обитель. Благодаря его предприимчивости, монастырь быстро разросся и его положение становилось всё устойчивее. Прожил Святой Самуил в молитвах и служении Богу 98 лет, оставив после себя процветающий монастырь. В нём и сегодня находится действующий мужской монастырь. Кроме того, на территории монастыря расположено три церкви, в которых сохраняются мощи святых, и действуют четыре источника пресной воды.

Монастырь Святого Абу Сефейна Носителя двух мечей

Монастыри и церкви Египта страдали не только от набегов бедуинов, но и от природных катаклизмов. Землетрясение в октябре 1992 года сильно повредило церковь монастыря Святого Абу Сефейна, что находится в двенадцати километрах от Файюма и выделяется своими двенадцатью куполами.

Святой пророк Самуил

Святой пророк Самуил 1 был уроженцем Рамы (Рамафаим-Цофима), города колена Ефремова 2 . Его мать Анна, одна из двух жен Елканы, оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы, когда они каждый год ходили всей семьей в святилище в Силом, дабы там совершить жертвоприношение. Но Бог услышал ее молитвы – она дала жизнь сыну, которого назвала Самуил, что означает «услышал Бог» 3 . Когда ребенок был отнят от груди, его посвятили Господу. Мать доверила его священнику Илию в Силоме, дабы Самуил в святилище перед ковчегом Завета служил Богу во все дни своей жизни.

Самуил возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской.

В те времена вероотступничества редко случалось, чтобы Бог являл Себя, и видения случались нечасто. Но вот, когда Самуилу было 12 лет, он лег спать в храме, где горел светильник, обозначавший присутствие Божие. Мальчик услышал голос, который позвал его по имени. Подумав, что его зовет священник Илий, он подбежал к его изголовью, но тот отправил отрока снова спать. Когда призыв повторился, Илий понял, что это глас Божий, и ответил: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». Как только Самуил дал такой ответ, Бог невидимо предстал перед ним и объявил, что собирается покарать род Илия за нечестивое поведение его сыновей, которые присваивали себе то, что народ приносил для всесожжения Богу. Утром, по настоянию Илия, мальчик рассказал все, что Бог явил ему, ничего не скрыв.

Впоследствии Господь продолжал открывать Себя Самуилу; весь народ Израилев признал его пророком, называя Видящим, и чтил слово пророка, как слово Самого Бога.

Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи послали за ковчегом, который войско встретило громким криком. Враги испугались, но вместо того чтобы бежать, бросились вперед с силой отчаяния. 30 тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было 98 лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер.

Между тем филистимляне внесли ковчег в храм бога Дагона. Однако на следующий день они обнаружили, что идол лежит на земле разбитым. Рука Божия отяготела на их народе, и Он наказал их наростами на телах. Посоветовавшись, князья филистимлян решили вернуть ковчег израильтянам. Но святилище в Силоме было разрушено, народ израильский оказался лишенным религиозного центра, так что ковчег был поставлен в Кириаф-Иариме, в доме Аминадава, где он и оставался 20 лет.

Самуил стал преемником священника Илия – судьей Израиля, то есть верховным вождем, обязанностью которого было руководить народом, страдавшим под игом филистимлян. Он принялся за дело духовного возрождения, призывая по всей стране к покаянию, к соблюдению Закона и отказу от поклонения Ваалу и Астарте. «Расположите сердце ваше к Господу… и Он избавит вас от руки филистимлян» (1 Цар. 7: 3) – таковы были задачи его правления. Он созвал большое собрание в Массифе (Мицпе), во время которого израильтяне постились и всенародно признавали свою вину пред Богом, а пророк молился об их спасении. Филистимляне, узнав о собрании израильтян, напали на них. Тогда пророк по просьбе народа принес ягненка во всесожжение и воззвал к Господу – Бог тотчас ответил, возгремев громом на небе. Филистимляне, пораженные ужасом, были разбиты, а израильтяне вернули себе во владение захваченные врагами города.

После установления мира Самуил продолжал судить Израиль в Раме, где воздвиг жертвенник. Каждый год он объезжал страну, дабы разрешать споры и призывать народ к благочестию и соблюдению закона. Состарившись, Самуил передал свои обязанности сыновьям – Иоилю и Авии, которых поставил судьями в Вирсавии. Но они показали себя недостойными отца, принимали подарки и искажали правду. Старейшины Израиля пришли к Самуилу в Раму с жалобой и попросили поставить им царя, как у прочих народов, чтобы он судил их. Пророк был опечален этой просьбой и молился Богу. «И сказал Господь Самуилу: Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8: 7). Тогда судья торжественно объявил, что с установлением царской власти они потеряют прекрасную дарованную Богом свободу, ведь израильтяне – единственный народ, у которого царем и вождем является Сам Создатель.

После этого Бог послал Самуила к Саулу, сыну Киса, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Самуил, отведя его в сторону, возлил на его голову миро и объявил, что Бог выбрал его вождем Израиля и избавителем от врагов. Вскоре блистательная победа над аммонитянами подтвердила это божественное избрание, и ликующий народ провозгласил Саула царем в Галгале. Самуил объявил, что отныне он прекращает свое служение и оставляет во главе народа царя, а сам предается с этого момента молитве и наставлениям. Пророк призвал их быть верными Богу и Его помазаннику. Дабы запечатлеть свои слова, он помолился и вызвал гром и дождь, хотя небо было сияющим.

Саул начал войну против филистимлян. В то время, когда он находился в отчаянном положении, а Самуил запаздывал прийти и ободрить войско, готовое разбежаться, царь сам принес жертву всесожжения, превысив свои полномочия и присвоив себе священнические обязанности. Он заканчивал жертвоприношение, когда внезапно появился Самуил. Человек Божий отверг все доводы Саула и объявил, что, поскольку тот захотел действовать в одиночку и не соблюл закон Божий, царство отнимется у него.

Далекий от раскаяния, Саул упорствовал в гордыне. В другой раз, приготовившись дать сражение, он изгнал священника, которого позвали вопросить Бога, и начал битву. Саул развернул военные действия во всех направлениях: против моавитян, аммонитян, против Едома, Амалика и филистимлян – и благодаря своей доблести освободил Израиль. Однако эти победы были непрочными, поскольку в основании их лежали человеческие усилия. Отправившись против Амалика по повелению Бога, Который говорил через Самуила, Саул одержал новую победу. Но вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Снова выступив бескомпромиссным толкователем воли Божией, Самуил объявил царю, что это новое неповиновение скрепило его отстранение от власти. В нескольких словах подведя итог тому, что он проповедовал всю свою жизнь, Самуил сказал Саулу: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов… За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (над Израилем)» (1 Цар. 15: 22–23). Тщетно Саул умолял о прощении. Самуил, своими руками казнив Агага, вернулся в Раму.

Когда святой пророк оплакивал участь царя Саула, Бог послал его в Вифлеем к Иессею, из колена Иудина, чтобы он втайне помазал юного и прекрасного лицом Давида на царство Израильское. Дух Божий отступил от Саула, а злой дух овладел царем – он начал страдать припадками безумия. Именно в это время Давид поступил к нему на службу оруженосцем. Когда царем овладевал злой дух, он успокаивал Саула игрой на кифаре. Благоволение правителя доставляло ему радость, но после того как Давид одержал блистательные победы и вызвал восхищение народа, привязанность Саула обратилась в смертельную ненависть. Давид бежал и нашел убежище в Раме, у Самуила.

Пророк Самуил почил некоторое время спустя, насыщенный днями, и весь израильский народ собрался в Раме, чтобы его оплакать. Впоследствии его почитали в числе великих ветхозаветных заступников пред Господом, в той же степени, что и Моисея и Аарона: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их» (Пс. 98: 6).

Во времена императора Аркадия останки пророка Самуила были торжественно перенесены из Палестины в Константинополь (19 мая 406 г.). Первоначально их положили в Святой Софии, а затем (7 октября 410 г.) перенесли в церковь, которую освятили в его честь в квартале Евдомон, в предместье Константинополя.

1 Его история рассказывается в 1-й книге царств (1-я книга Самуила у евреев).

2 Согласно другим источникам, Самуил происходил из колена Левиина, поскольку исполнял обязанности священника.

3 Скорее, «имя Божие» либо «здесь – Бог», согласно Оригену.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви»

Одна из историй о Монастыре Архангела Гавриила в Фаюм гласит, что в 5 веке в Персии персидский волшебник по имени Ibrashet, тайно женился на дочери царя. Результатом этого брака стало рождение ребенка (сына) по имени Oor (Aur), который был тайно рожден и тайно воспитывался отцом. Когда Oor было около трех лет, его мать умерла. Когда Oor было около восьми лет, царь наконец узнал о ребенке и повелел отцу и сыну явиться в королевский дворец. Однако, боясь возможных последствий, отец и сын бежали сначала в Иерусалим, а затем в Египет, где они поселились в Naklun пустыне рядом с Фаюм. Некоторое время спустя, отец Oor умер, оставив сына в одиночестве. Oor затем изучал Богословие и получил видение Божьей Матери Марии, а также архангелов Михаила и Гавриила, которые повелели ему построить церковь в пустыни

В продолжении этой истории Oor возвращается в Персию, чтобы навестить свою бабушку королеву и королевскую семью, которые по всей видимости, предоставляют средства для строительства храма, который будет посвящен архангелу Гавриилу. Так же история рассказывает о притеснениях со стороны дьявола, с тем чтобы предотвратить ее строительство. Видимо, это не единственная легенда создания монастыря, но она, безусловно, является одной из наиболее интересных. Другие здания Монастыря построены еще в 4 веке нашей эры.

Более подробно известно об упадке Монастыря. Когда стало известно, что Мелкитский патриарх Кир собирается посетить этот Монастырь, Святой Самуил, который провел около трех с половиной лет в Naqlun, убедил 200 послушников и 120 монахов Naqlun бежать в горы. За что по-видимому Святой Самуил был заключен в византийскую тюрьму, но когда он был освобожден он о создал свою собственную обитель в Аль-Qalamun. В течение двух лет, его новый монастырь принял в свои стены сорок одного монаха, четырнадцать из которых прибыли из монастыря Naqlun. В связи с динамичным руководством Святого Самуила, монастырь в Аль-Qalamun в Fayoum, названный его именем, занимал все более и более устойчивое положение, в то время, как Монастырь Архангела Гавриила медленно угасал.

Святой Самуил, вероятно, родился в самом конце 6-ого века и жил большую часть своей жизни в течение 7-го века. Тем не менее, как сообщает, Эфиопский Synaxarion мощи Abba Кау, одного из главных почитаемых в Фаюме мучеников, хранились в Монастыре в Naqlun. Таким образом, мы имеем сведения, что монастырь сохранил значительное влияние, по крайней мере, во второй части 12-го века и в начале 15-го века, хотя есть свидетельства, по крайней мере одного разрушительного пожара, произошедшего в 13-ом веке, который, возможно, помог кануть Монастырю в небытие.

Очевидно к середине 15-ого столетия, монастырь действительно уменьшился к очень низкому уровню, и когда Johann Michael Wansleben посетил его 19 августа 1672, комплекс был почти полностью разрушен, хотя две его церкви (вероятно церкви Михаила и Гавриила) все еще стояли. В то время, как Wansleben предоставляет нам свидетельство деятельности в монастыре, вполне очевидно, что он был неспособен войти в Церковь Святого Михаила, поскольку монахи использовали ее как склад, но он описывает Церковь Святого Гавриила, как очень красивую, с росписями, рассказывающими истории Святого Писания, с нефом, поддерживаемым тонкими колонками, состоящими из нескольких каменных барабанов каждая.

Монастырь Архангела Гавриила (или Dair al Malak Ghubriyal, Deir al Malak Ghubriyal, Deir al-Naqlun), имеет довольно скромные габариты и занимает лишь часть первоначального поселения, тем не менее, безусловно, он является одним из древнейших коптских христианских монастырей в регионе Фаюм в Египте. Его история начинается, возможно, уже с 6-ого или 7-ого века. Фактически, несколько архитектурных элементов, расположенных в пределах здания старой церкви (в частности, фундамент, вероятно, датируется второй половиной о 5-ого века), могут быть датированы более ранним периодом. Во многих историях, связанных с монастырями Фаюм, Монастырь упоминается как Монастырь Naqlun. Монастырь отчетливо виден с большого расстояния на фоне горы Гебель аль-Naqlun, расположенной на краю плодородной равнины, около 13-15 км к югу от Мадинат Эль-Фаюм. Остатки внутренних и внешних стен Монастыря различимы по сей день. С крыши Церкви Святого Гавриила можно увидеть остатки келий и пещер монахов.

Архитектура Церкви Архангела Гавриила свидетельствует, что она подвергалась реставрации (почти полному восстановлению) во второй половине 19 века или в начале 20-го века, но большинство строительного материала было взято от двух церквей, ранее существовавших в Naqlun. Церковь посвящена Архангелу Гавриилу и имеет три святилища. Самое большое из них расположено в центре, имеет круглую форму и украшено небольшими декоративными колонами, посвящено Архангелу Гавриилу. Два других святилища посвящены Деве Марии и Святому Георгию. Церковь разделена с востока на запад на четыре секции деревянными экранами. Эти разделы включают в себя святыни, хор (khurus) крытый куполом, зал для верующих и narthex. Оба narthex и хор, сегодня занимают место, которое раньше было частью нефа. Неф церковь отделен от боковых проходов двумя рядами из трех колонн с драгоценными коринфскими капителями которые почти наверняка намного старше самой церкви. В южной части нефа laqqan.

В районе самого монастыря, археологи выявили остатки массивной башни и церкви, которые были построены, вероятно, на его развалинах в 10 или 11 вв.

В июле 1991 года, двенадцать скелетов были обнаружены примерно в 150 метрах к юго-западу от монастыря. Они показали признаки серьезных увечий. Вскоре после этого, коптская церковь прославила этих мучеников, в настоящее время их мощи хранятся во многих коптских церквях Египта и за рубежом.

В ходе реставрационных работ в Церкви в 1997 году, были обнаружены росписи 11 века с изображением Архангела Гавриила, Святого Меркуриуса и Святого Георгия. Так же недавно были обнаружены изображения Богородицы, Христа, Святого Bisada и Святого Симеона Столпника. Кроме того, в центральной апсиде были обнаружены изображения Пресвятой Богородицы и апостолов, некоторые из этих произведений искусства могли бы быть отнесены к еще более ранним периодом чем 11-ый век.

Археологи также обнаружили в горах к востоку от монастыря, примерно восемьдесят девять выдолбленных в скале скитов, состоящих в основном из двух комнат. В настоящее время археологами найдено более ста скитов. Монастырь и скиты были наверняка связаны, и мы можем даже увидеть некоторые сходства между этим монастырем и регионом Kellia вблизи египетской дельты.
Археологи также обнаружили более тысячи рукописей, некоторые из них выполнены на пергаменте. Написаны они на греческом, коптском и арабском языках, они свидетельствуют о большой жизнеспособности монастыря, по крайней мере, до 13-го века. Сегодня этот регион стал одним из самых известных археологических памятников в Фаюм.

Тем не менее, церковь Архангела Гавриила на сегодняшний день является действующей церковью, а сам монастырь возрождается вновь. Его Святейшество епископ Авраам из Фаюм построил действующий монастырь вокруг старого. В нем вновь живут коптские монахи, и в ходе ежегодных христианских праздников большое число паломников, особенно из Фаюм и Бени Суиф, собираются в монастыре. Есть небольшие дома в юго-западной части монастыря, а также апартаменты на территории монастыря к югу от церкви и небольшой домик к западу от церкви, которые могут быть использованы для размещения паломников

Паломнические поездки к Монастырю Архангела Гавриила в оазисе Фаюм

Многие наши прихожане наверняка когда-либо отдыхали в Египте, некоторые поднимались на гору Синай и в монастырь святой Екатерины, а вот бывали ли вы в древних египетских монастырях, помнящих еще великих святых отцов монашества?

Зимой мне довелось познакомиться с одной замечательной женщиной, сотрудником ВБК при Духовной академии, которая по благословению схиархимандрита Илии (Ноздрина) занимается исследованиями христианского Египта. Очень хотелось съездить с группой в Египет в феврале и сделать собственный репортаж, но, увы, не сложилось, - поэтому публикую некоторые отрывки из чужой поездки.

В Египте действует несколько христианских конфессий. Есть греческие православные монастыри,католические, но большая часть христиан Египта относится к коптам.

"Коптская Церковь — одна из древних Восточных (Нехалкидонских) церквей. На сегодняшний день по числу последователей — это вторая из Нехалкидонских церквей, уступающая только Эфиопской. Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя.

Наиболее известным и значительным центром монашеской жизни в Египте является сегодня пустыня Вади ан-Натрун. В древности этот район был известен как пустыня Скит. Она начинается в 75 километрах северо-западнее Каира и далее простирается на северо-запад на 50 километров. Ширина ее не превышает 8 километров. Сейчас здесь находится четыре коптских монастыря: преподобного Макария (около 115 насельников), преподобного Паисия (Анба Бишой; около 160 насельников), Аль-Барамус, то есть монастырь римлян (105 насельников), и Ас-Сурьян, или монастырь сирийцев (около 145 насельников).

Среди центров монашеской жизни следует указать также монастыри Западной пустыни (мученика Мины — 80 насельников и преподобного Самуила) и Восточной пустыни (преподобного Антония Великого — около 120 насельников и преподобного Павла Фивейского — около 80 насельников), монастырь Аль-Мухаррак в районе Асьюта (320 километров к югу от Каира), в котором расположена одна из семинарий Коптской церкви (125 насельников), монастырь святого Георгия в Аль-Хататба (в дельте Нила; около 15 монахов), монастырь святого Дамиана (20 километров от Мансура; около 50 монахинь), монастырь архангела Гавриила в Фаюме (35 насельников), монастырь святого Мины в районе Асьюта (20 насельников), монастыри святого Георгия (45 насельников), святого Пахомия (25 насельников) и святого Феодора Восточного (около 20 монахинь) в районе Луксора, монастырь святого Пахомия около Идфу (приблихительно 35 насельников).

У коптов более простое отношение к святыням. Например, любой копт может войти в алтарь и приложиться к престолу, что у нас разрешено только священнослужителям. Однако эта простота проистекает не от небрежения, а от непосредственной живой веры, идущей не от ума, а от сердца. Коптская литургия представляет собой диалог между предстоятелем и народом, специальные хоры в Коптской церкви встречаются довольно редко. Таким образом, народ активно участвует в литургии. В большинстве коптских храмов при входе принято снимать обувь. В некоторых храмах это не обязательно для входа в храм, но необходимо для поднимающихся на солею, в том числе и для причастников. Причастники обычно приходят со своими индивидуальными платами, которые хранятся дома. В подавляющем большинстве коптских храмов, за исключением самых древних, имеются скамьи, значительную часть богослужения разрешается сидеть." Прот. Олег Давыденков.

Преподобный Антоний Великий - отец монашества и основатель пустынножительства.

Монастырь прп. Антония.

подъемник для гостей монастыря

Пальма в виде креста

отец Руис-Антоний, монастырь Антония Великого, Восточная пустыня, Египет

Дорога к пещере прп. Антония

"Подниматься сложно, потому что круто, хотя и по ступеням. На середине пути к пещере стоит храм. На этом месте была келья ученика Антония Великого, подвижника Павла Препростого. Поднимались мы почти 1 час"

Вход в пещеру, где подвизался преподобный Антоний

"Пещера находится в расщелине горы. Перед входом обязательно надо разуться, проход в пещерку очень узкий, проходишь в полусогнутом виде, в некоторых местах приходилось идти боком, там темно, освещали дорогу свечами, недолго, метров 5-6,а потом спуск вниз и сразу углубление: алтарь с иконой.Когда вышли, увидели незабываемое зрелище - сорок мужчин разного возраста выстроились в несколько линий лицом к пещере, некоторые держат в руках листочки с изображением Антония Великого и арабской вязью, у некоторых зажженные свечи - и все поют, Переводчик нам объяснил, что это молитва, песнопение о жизни и чудесах Святого Антония (как наш Акафист) повторяя периодически «Авва Антоний». Это братия пела, пока мы в пещерке молились.
Мы познакомились, из их рассказов узнали, что все они христиане, живут в районе города Эль-Миния в разных поселениях и деревнях, работают в основном на каменоломнях Эль-Минии. У них есть традиция - один раз в год несколько деревень в складчину нанимают автобус, чтобы послать своих представителей от каждой деревни помолиться Антонию Великому. " .Здесь и далее -автор записок Нина Малышева, Россия

"Выходим из монастыря Антония Великого, едем путем Антония Великого. Но, конечно, не как он - через гору, а вокруг, автобусом, по асфальтовой дороге в монастырь Павла Фивейского. В житиях подвижников Павла и Антония мы читали, что по смотрению Божию, незадолго до кончины преподобного Павла, Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидскойпустыне.
Однажды святому Антонию пришла мысль, что едва ли есть другой такой пустынник, который больше, чем он, подвизался бы и молился. Тогда Господь вразумил св. Антония. По слову Господню он отправился к прп. Павлу.
Уже глубокий старец, прп. Павел рассказал св. Антонию историю своей жизни. От Бога прп. Павел уже знал о своей близкой кончине, и просил св. Антония похоронить его тело. Св. Антонию пришлось вернуться в свой монастырь за иноческой мантией, чтобы достойно похоронить старца. На обратном пути, подходя к пещере, он увидел возносящуюся в сонме ангелов душу прп. Павла.
Преставился святой Павел во время молитвы, стоя на коленях - так нашел его св. Антоний. Два льва прибежали из пустыни и когтями вырыли могилу.Преподобный Антоний похоронил святого старца, и взяв его одежду из пальмовых листьев, удалился в свою обитель.
Мы приехали в монастырь, нас привели в храм 3 - 4 века.
Здесь находятся мощи Павла Фивейского. Перед входом в храм - разуваемся. Храм находится под землей в глубине, окон нет, одно отверстие в потолке для воздуха - всегда. Два алтаря, в стене которых есть два окошка для причастия. В древние времена Чашу для причастия наружу не выносили, боялись нападений, которые часто случались. Иконы старые, древние фрески. Дальше мы пошли к источнику, который бьет из-под земли, по желобам проходит в специальные углубления, которые одни предназначены для огорода, другие - для питья. Вода с минеральными солями.

Продолжение следует...

Основатель и настоятель монастыря Эль - Каламун (Каламон) (расположение ). Копты именуют его исповедником за те муки и гонения, которые он претерпел как от язычников, так и от противников миафизитской христологии .

Св. Самуил родился в 597 году в городе Дахлуба (Daklube) от благочестивых родителей и был единственным ребёнком в семье. Его отец, священник по имени Арселаос (Arselaos) имел как-то видение. Некий светлый посланник предстал пред ним и сказал: "На твоего сына должен быть поручено управление большим собранием , ибо он избран Господом , чтобы быть Его во все дни его жизни ".

С детства лет Самуил хранил чистоту душевную и телесную, подражая ветхозаветному пророку Самуилу , в честь которого был наречён. И с юных лет он задумывался о монашеском житии, но не знал с чего начать и как себя подготовить к подвигу. Его молитвы были услышаны и однажды Ангел явился ему в виде монаха и привёл юношу в монастырь святого Макария Великого в Нитрийской пустыне (Вади - Нитрун) к святому подвижнику Агафону, под чьим руководством подвизался 3 года до смерти старца. Позднее св. Самуил был рукоположен в иеромонахи монастырской церкви. Он стал известен святой жизнью и аскетическими подвигами - мог неделю обходиться без пищи и питья.

В те времена в Византии, под властью которой находился Египет, правил император Ираклий . Он стремился объединить сторонников и противников Халкидонского соборе под эгидой доктрины монофелитства. В чём, заметим, потерпел фиаско. Монофелитство отвергали как радикальные халкидониты (папа Мартин Исповедник , Максим Исповедник , Софроний Иерусалимский), так и ревностные сторонники миафизитства такие как герой нашего повествования.

И против тех и против других Ираклий применял методы жёсткой педагогики. В монастырь святого Макария прибыл императорский посланник и в категорической форме подребовал от здешних святых отцов принятия императорского вероисповедания (в Житии св. Самуила утверждается, что это был Томос папы Льва Великого). Самуил же возговревшись ревностью схватил императорское послание, разорвал на мелкие кусочки и воскликнул: "Да будет проклят этот томос и все, кто верит в него. И каждый, кто дерзнёт изменять веру наших святых отцов". Поведение иеромонаха привело сановника в бешенство. Он повелел подвергнуть Самуила жестоким побоям и пыткам, включая подвешивание на дыбе. В ходе экзекуции Самуилу выбили глаз и обезобразили лицо (отчего на коптских иконах его изображают одноглазым). Потом строптивого монаха изгнали из Нитрийской пустыни.

Св. Самуилу явился Ангел и повелел идти на гору Каламун (El-Qualamon) в Верхнем Египте. Тут он основал новый монастырь в котором собирал народ на проповеди, призывая твёрдо держаться заветов Кирилла, Диоскора и . О кипучей деятельности св. Самуила прознал патриарх Кирилл по прозвищу Эль - Мокуакас (El-Moquakas) . Патриарх пришёл в монастырь к Самуилу и пытался убедить принять монофелитство и халкидонизм. Не получилось. Тогда Кир избил Самуила и выгнал прочь из обители. Правда, пожив какое-то время при одной из церквушек, тот вернулся в Каламун и принялся за прежнее.

Но на этом злоключения Самуила не закончились. Обитель донимали не только ромейские церковники и чиновники, но и кочевники - берберы. В ходе одного из набегов они захватили отца - настоятеля. Первый раз Бог по молитвам старца уберёг того от плена - всякий раз когда его садили на верблюда, животное не могло встать. Пришлось отпустить. Во второй раз его всё же увезли в лагерь кочевников (вместе с протоиереем из Вади-Нитрун Аввой Иоанном). Там святого начали принуждать поклониться солнцу, причём весьма оригинальным способом. Самуила приковали за ногу к девице лёгкого поведения и отправили пасти верблюдов. С таким прицелом, что девка соблазнит монаха и попутно склонит к язычеству. Надо ли говорить, что у поганых затейников ничегошеньки не вышло. История правда умалчивает о том, удалось ли святому наставить блудницу на путь истины.

А потом Самуил исцелил от смертельной болезни сына варварского вождя, и благодарный отец отпустил старца на все четыре стороны.

Он вернулся в родной монастырь в Каламуне.

Там, как рассказывается в Житии, ему явилась Богородица и сказала: "Это место станет моим жилищем навсегда ". После чего берберы более никогда на монастырь не нападали. Под пастырским руководством св. Самуила собралось множество учеников и последователей. Он излагал свои проповеди в устной и письменной форме, призывая твёрдо держаться миафизитства. Кроме того, св. Самуил пророчестовавал о скором приходе в Египет арабов - мусульман (многим коптам они поначалу казались спасителями от тирании византийцев). Поэтому святому приписывается авторство т.н. Апокалипсиса Самуила Исповедника (вот ).

Другие изображения коптского святого.

1. Изображение над входом в монастырь Эль-Каламун.