Подъем национально-освободительного движения в начале xx в. Комментарии

Подробное решение параграф § 4 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011

Вопросы и задания:

1. Известно, что народы Востока боролись против национального и социального гнёта и в XIX в. Как вы думаете, почему их борьбу в начале XX в. историки называют «пробуждением», «революционной волной»?

Мне кажется, что борьбу народов Востока в начале XX в. историки называют «пробуждением», «революционной волной» из-за значительности событий, которые в них произошли. С одной стороны азиатские страны вступили на путь капиталистического развития, модернизации, т. е. перехода от отношений, господствовавших в традиционных обществах, к новым, характерным для развитых индустриальных стран. С другой стороны, принимая отдельные идеи, технические достижения европейского общества, народы Азии поднялись на борьбу против колониального угнетения, вмешательства европейцев в их жизнь, попыток разрушить её традиционные устои. В итоге на борьбу поднялись и силы, поддерживавшие модернизацию, и те, кто, стремясь к освобождению от колониальной зависимости, призывал выбрать собственный путь развития.

2. Сравните причины революционных выступлений начала XX в. в странах Азии и в Мексике. В чём заключались особенности отдельных стран? Было ли что-либо общее?

Основной причиной революционных событий в странах Азии и Мексики было желание модернизировать экономическую и политическую жизнь общества.

В Японии этот вопрос решился по-своему. В последней трети XIX в., в правление императора Муцухито (Мэйдзи), здесь были проведены радикальные реформы – экономические, социальные, политические. Они открыли путь для быстрого промышленного развития, утверждения конституционного строя, введения гражданских свобод, развития образования и культуры. При этом обошлось без отказа от основных традиций, разрушения привычного уклада жизни. Уникальность преобразований в Японии состояла в редком сочетании своего, традиционного, опыта и заимствованной новой практики.

В Китае попытка перемен «сверху» провалилась, в результате чего октябре – ноябре 1911 г. началось восстание, которое охватило несколько провинций, власть императора была ограничена. Официально монархия была упразднена в феврале 1912 г. Но даже после объявления республики в Китае продолжалась борьба за власть между лидерами Юань Шикаем и Сунь Ятсеном, поэтому насущным оставался вопрос единства Китая, а не дальнейших преобразований.

Главной целью революции в Иране 1905 – 1911 было установление конституционного строя. В августе 1906 г. шах издал указ о введении конституционного строя и созыве меджлиса (парламента), который принял Основной закон и дополнявшие его положения о гражданских правах и свободах, о создании наряду с религиозными светских судов. Но в события вмешались Россия и Англия, которые ввели свои войска в некоторые города на севере и юге страны. Революционные силы были подавлены, меджлис распущен. Новое шахское правительство в 1912 г. признало англо-русское соглашение (подписанное в 1907 г.) о разделе Ирана на сферы влияния.

Причиной и главной целью революции в Турции было стремление восстановить конституцию и ограничить власть султана. Главной целью младотурок после 1908 года стало сохранение империи. Этому служила идея османизма, согласно которой все жители империи, и турки и нетурки, рассматривались как единая общность – османы. Начались гонения на все проявления национальной жизни, самобытности нетурецких народов. Жёсткая власть военных лидеров-младотурок пыталась удержать огромную империю в повиновении, но не могла устранить существовавшие проблемы.

Революционные события в Мексике были порождены множеством противоречий в развитии страны в конце XIX – начале XX в. С одной стороны английские, североамериканские, французские компании вкладывали всё большие капиталы в развитие местной промышленности, развернули строительство железных дорог, добычу нефти, редких металлов, производство электроэнергии. Промышленный рост способствовал становлению национальной буржуазии. Формировался рабочий класс. С другой стороны, в сельском хозяйстве господствовали традиционные полуфеодальные отношения. Земля принадлежала крупным помещикам-латифундистам, 2% землевладельцев держали в своих руках 70 % всего земельного фонда страны. Хозяйство в латифундиях (крупных поместьях) основывалось на ручном полукабальном труде арендаторов-издольщиков и наёмных работников. Те и другие были практически бесправны, находились в полной зависимости от владельцев латифундий.

Таким образом, все революционные выступления в странах Азии и Мексики имеют одну общую черту – желание улучшить экономическое и политическое положение в государстве, а также стать полностью независимыми от вмешательства европейский стран и США.

3. Составьте сравнительную характеристику революционных событий в Китае (1911-1913) и Турции (1908-1909) по плану: а) революционные силы (организации, их состав); б) задачи борьбы; в) формы борьбы; г) результаты. Выделите общее и особенное.

Общим можно назвать в двух революциях стремление установить демократический конституционный строй, а также формы борьбы (вооруженное восстание) и поддержка армии. Различными были результаты – в Китае не удалось достичь единства, в Турции после возобновлении конституции продолжились гонения на нетурецкие народы, но уже под лозунгами османизма.

4. Назовите и охарактеризуйте основные силы мексиканской революции. Каковы были их цели? Какими методами они вели борьбу?

Основными силами мексиканской революции стали народные массы - крестьяне и рабочие. Недовольство большинства мексиканцев положением в стране выливалось в многочисленные стихийные выступления. Их целью было свержение действующей диктатуры и улучшение положения крестьян и рабочих.

С другой стороны в борьбе за свержение диктатуры выступали либеральные силы (буржуазия, интеллигенция, помещики) во главе с Мексиканской либеральной партией. Её руководители в 1906 г. опубликовали воззвание к народу и программу партии, в которых ставились задачи борьбы за конституционные гарантии, демократию, установление 8-часового рабочего дня и улучшение условий труда и жизни рабочих, введение обязательного образования для детей, возвращение индейцам отнятых у них земель и др. Активизация либеральных сил совпала с нарастанием забастовочного движения, выступлений против режима Диаса в самой Мексике.

Забастовки рабочих жестоко подавлялись полицией и войсками. В ответ сторонники либеральной партии, среди которых были люди с анархистскими взглядами, стали создавать вооружённые антиправительственные группы, а крестьяне – партизанские отряды.

Именно эти две силы – народные массы (в основном крестьянство) и либеральные силы сражались вначале за свержение диктатуры Диаса, а позже и между собой.

Традиционно выделяют выделяется четыре этапа Мексиканской революции.

Первым этапом (ноябрь 1910 – май 1911) является свержение диктатуры Порфирио Диаса. Либеральные помещики и предприниматели, рабочие и крестьяне выступали единым фронтом под политическим руководством либерально-демократических лидеров.

На протяжении второго этапа революции (май 1911 – февраль 1913) у власти находились либеральные демократы, но отсутствие единства среди революционных сил привело к контрреволюционному перевороту.

Третий этап (февраль 1913 – июль 1914) – это восстановление конституционного режима. Революционеры вновь выступили единым фронтом, при этом возросла роль крестьянских масс.

Гражданская война между революционным крестьянством и умеренными либералами (июль 1914 – февраль 1917) стала последним, четвёртым этапом революции. Победу одержало умеренное крыло революционеров, но широкие народные массы сыграли в революции решающую роль, повлияв на последующее развитие страны

5. Как вы ответите на вопрос: кто победил в мексиканской революции?

В Мексиканской революции, несмотря на огромные потери, победил мексиканский народ. Главная цель, а именно принятие демократической конституции была достигнута. Конституция была принята 5 февраля 1917. Она предусматривала проведение широкой аграрной реформы, отмену привилегий для иностранных монополий, введение прогрессивного трудового законодательства, ограничение влияния католической церкви и др. По оценкам историков, это была одна из наиболее прогрессивных конституций своего времени. Она действует в Мексике и в наши дни.

6. *Составьте характеристику лидеров революционной борьбы в отдельных странах (по выбору). Были ли у них общие черты?

Лидеры революционной борьбы в Китае.

Сунь Ятсен (1866 – 1925) – один из основателей революционно-демократического движения в Китае. Поручив широкое образование (в том числе за пределами Китая), он наряду с традиционными ценностями китайского общества воспринял идеи европейской демократии. В конце XIX в. стал создавать организации, целью которых провозглашалось свержение цинской династии, установление в Китае демократического правления и проведение радикальных реформ. В основу его политической программы были положены ставшие широко известными три принципа – национализм (свержение маньчжурской династии Цин), народовластие, народное благоденствие. Союз «Тунмэнхуэй» был основан Сунь Ятсеном в 1905 г. в эмиграции в Японии. В издававшемся союзом журнале разъяснялась сущность «трёх принципов», обсуждались проекты демократического устройства Китая.

Юань Шикай (1859 –1916) - китайский военный лидер и политический деятель эпохи заката династии Цин и первых лет Китайской Республики. Известен в китайской истории как авторитарный правитель, опиравшийся на военную диктатуру, а также как президент с широкими полномочиями (1912 – 1915) и самопровозглашённый император (1916). Став президентом Китайской Республики и принудив императора к отречению, Юань Шикай получил в наследство разорённую страну, которую разрывали на части как великие державы, так и местные военные лидеры. В этой ситуации Юань Шикай решил провозгласить себя пожизненным президентом и распустил Национальное собрание, лидеры которого возглавили революцию против диктатора в 1913 году. Юань Шикай не без труда подавил мятеж и приступил к формированию Китайской империи, которая, по его мнению, обеспечила бы многострадальному Китаю стабильность, независимость, единство и процветание. Однако планам Юань Шикая не суждено было сбыться, так как его бесконечные репрессии, неспособность решать насущные проблемы государства и мания преследования обратили все партии против самопровозглашённого императора, вынудив Юань Шикая отказаться от титула.

Лидеры Мексиканской революции.

Франсиско Мадеро (1873 – 1913) – мексиканский государственный и политический деятель, президент Мексики с 6 ноября 1911 по 19 февраля 1913 года.

Франсиско Мадеро родился в семье крупного землевладельца; семья Мадеро была одной из самых богатых в Мексике. Учился в иезуитском коллегиуме, а затем за рубежом. С 1904 был вовлечён в политику, показав себя противником диктатуры Порфирио Диаса.

Был одним из кандидатов на президентских выборах 1910, но во время выборов Мадеро и 5000 его сторонников были арестованы. Совершив побег из тюрьмы, Мадеро прибыл в Сан-Антонио (Техас), где объявил результаты выборов недействительными и призвал народ Мексики к восстанию, начало которого было намечено на 20 ноября 1910 (план «Сан-Луис-Потоси»). В феврале 1911 Мадеро примкнул к революционному отряду Панчо Вильи в штате Чиуауа. В мае 1911 Диас был свергнут, а 6 ноября 1911 президентом страны стал Мадеро. Хотя он провёл несколько важных реформ, проводимая им на посту президента умеренно-либеральная политика привела к разногласиям между Мадеро и его бывшими союзниками – более радикальными революционерами, такими, как Эмилиано Сапата. В итоге, эти распри сделали и умеренных, и радикальных революционеров лёгкой добычей консервативных реакционеров.

18 февраля 1913 генерал Викториано Уэрта совершил переворот, в ходе которого Мадеро был отстранён от власти и через 4 дня застрелен.

Панчо Ви́лья (1878 – 1923) – один из революционных генералов и лидеров крестьянских повстанцев во время Мексиканской революции 1910 – 1917 годов.

Панчо Вилья был бандитом, пока в 1909 году не встретил Авраама Гонсалеса, местного представителя либерального кандидата в президенты Франсисико Мадеро. Гонсалес стал политическим наставником и другом Вильи, и тот примкнул к силам Мадеро, поднявшим восстание против президента Порфирио Диаса, переросшее в Мексиканскую революцию.

Во время восстания необразованный Вилья, который умел только читать и писать, показал себя способным полководцем. Талант командира, знание местности и коренного населения помогли Вилье создать дивизию хорошо обученных солдат. После победы повстанцев Вилья остался в партизанской армии.

После устроенного Уэртой военного переворота и убийства Франсисико Мадеро, а также его соратника Авраама Гонсалеса, Вилья, переплыв верхом Рио-Гранде, в апреле 1913 года вернулся в Мексику, чтобы вести борьбу с узурпатором. Он создал формирование из нескольких тысяч человек, впоследствии получившее название Северной дивизии. Соединив свои части с Конституционалистской армией Венустиано Каррансы, Вилья выступил против диктаторского режима генерала Уэрты.

Вилья вскоре установил контроль почти над всей территорией штата Чиуауа, а в середине ноября занял пограничный город Сьюдад-Хуарес и столицу штата, город Чиуауа. Местные военачальники избрали его губернатором штата.

Из-за разногласий между ним и Каррансой в декабре 1914 года Вилья изгнал последнего, заняв Мехико вместе с другим известным революционером из народа - южанином Эмилиано Сапатой. Однако уже в январе 1915 года Вилья и Сапата покинули столицу. Под натиском войск Каррансы силы Вильи отошли в горы на севере Мексики. Карранса отправил против крестьянского революционера своего генерала Альваро Обрегона, который нанёс войскам Вильи тяжёлые поражения в битвах при Селайе (6 - 15 апреля 1915 года) и при Тринидаде (29 апреля – июня 1915 года). Потеряв свою армию, Панчо Вилья вновь стал партизанским командиром.

Чтобы продемонстрировать своё неподчинение Каррансе, которого поддерживал американский президент Вудро Вильсон, в январе 1916 года Вилья расстрелял 17 граждан США рядом с Санта-Исабель. Двумя месяцами позднее он атаковал город Коламбус в штате Нью-Мексико, в результате чего были убиты 17 американцев. Вудро Вильсон отправил в этот район карательную экспедицию во главе с генералом Джоном Першингом. Но из-за популярности Вильи в народе и недовольства мексиканского правительства нахождением Першинга на мексиканской территории Вилья так и не был пойман.

Можно дать характеристику Карранса и Э. Сапата.

Да, общие черты были у всех лидеров революций – это желание сделать лучше для своей Родины, обеспечить ее стабильное политическое и экономическое существование.

7. Многие из руководителей мексиканской революции 1910 – 1917 гг. были военными – профессиональными или революционными генералами. Чем вы это объясните?

Тем, что большинство населения Мексики составляли крестьяне, которые были малообразованны и не имели понятия как правильно руководить, их выступления носили стихийный характер и быстро подавлялись солдатами. В итоге правильно организовать крестьянские и рабочие массы, правильно выбрать тактику и стратегию могли только военные. Тем более, что именно у армии было все вооружение и за генералами шли не только крестьяне, но и армия.

8. Охарактеризуйте позицию США в отношении мексиканской революции. Чем она определялась?

США крайне негативно встретили начало Мексиканской революции и свержение диктатуры П.Диаса, так как одной из ею задач было получение полной независимости страны от иностранного капитала, в том числе и от американского, а также создание независимого правительства.

В результате во внутренний конфликт Мексики вмешались Соединённые Штаты Америки, высадив свои войска в апреле 1914 г. в городе Веракрусе. Интервенция вызвала подъём антиамериканских выступлений по всей Мексике, а также протесты со стороны латиноамериканских и ряда европейских стран.

В марте 1916 г. США вторично ввели свои войска на территорию Мексики под предлогом поимки «бандита Вильи», их карательная экспедиция продлилась почти год. Но эта акция встретила решительный отпор мексиканцев.

Режим управления в Туркестанском генерал-губернаторстве с самого начала носил жесткий военно-полицейский характер. По новым, колониальным законам узбекский народ был отнесен к разряду "населения, управляемого в особом порядке", на практике это означало -лишение элементарных гражданских и политических прав.

В сфере экономики царская Россия быстро превращала Туркестан в аграрно-сырьевой придаток метрополии.

Объективный и, по природе своей, плодотворный процесс становления новых экономических отношений в условиях колониальной зависимости самым драматичным образом отражался на судьбах народов края. В сфере промышленности край остается в стороне от современных отраслей. Всякая инициатива местных народов по созданию, хотя бы текстильной промыш-ленности тормозилась новой властью. Между тем, хлынувший во второй половине XIX века поток дешевых российских товаров, разорял десятки тысяч туркестанских ремесленников, вытесняя даже с внутреннего рынка их изделия и усиливая тем самым процесс пауперизации общества. В об-ласти ведения колониальных дел российская корона, как известно, полагалась где на силу, а где на испытанный колонизаторский принцип -"разделяй и властвуй".

Однако, эта политика только отчасти оправдывала себя и с каждым годом управлять народами Туркестана становилось сложней.

В 1892 г. в Туркестане было принято положение "Об усиленной охране государственного порядка и общественного спокойствия", давшее местной администрации широкие диктаторские полномочия, вплоть до создания военно-полицейских команд для расправ с участниками освободительной борьбы.

Колонизация края, а также существующие формы и методы колониального управления, вызывая ненависть к царским властям, стихийно объединяли местные народы. При этом вырисовывалась четкая «кономер-ность: чем больше беззакония и произвола вершили колонизаторы, тем быстрее созревали наиболее радикальные формы борьбы. Социальная база участников восстаний была достаточно широкой. Однако, застрел ыциками выступали дехкане, наиболее пострадавшие от колониальной политики царизма, засилья переселенцев и от тяжелого налогового пресса.

Отказ от уплаты налогов, бойкот выборов местной администрации, избиение представителей власти, вооруженные нападения на колониальные учреждения - наиболее распространенные формы этих антиколониальных выступлений.

В течение всей второй половины XIX века в различных регионах Туркестана вспыхивали восстания против колонизаторов. Только лишь в Ферганской области в 70-90-е годы было зафиксировано более двухсот антиколониальных выступлений. В 1885 году в Андижанском, Ошском и Маргиланском уездах произошли массовые выступления дехкан под руководством Дервиш-хана.

К этому периоду относится восстание под руководством Курбонжон Додхо, которая была одной из первых местных женщин, выступивших с оружием в руках против царских колонизаторов. С этой мужественной женщиной был вынужден вести переговоры даже сам военный губернатор Ферганской области, генерал Скобелев.

В период эпидемии холеры 1892 года в Ташкенте вспыхнуло еще одно восстание, получившее в литературе название "Холерный бунт".

Надо отметить, что холерные бунты являлись нередко формой массового народного движения царской России.

Поводом для восстания послужило то, что городская администрация запретила хоронить умерших от холеры на старых кладбищах, которые были закрыты. Разрешалось хоронить только на специальных кладбищах. Однако, вместо обещанных четырех таких кладбищ, открыли одно, причем далеко за чертой города, что создавало местным жителям большие трудности.

Эпидемия уносила жизнь многих сотен туркестанцев. Врачи и больницы не справлялись с огромным притоком больных и умирающих.

В этот период в городе распространились даже слухи о якобы специальном отравлении больных врачами.

24 июня возмущенное и озлобленное население вышло на улицы Ташкента, где было встречено вооруженными солдатами, которым военный губернатор Сырдарьинской области Гродеков разрешил применить оружие. По официальным сведениям, было убито около десяти человек, но точное число пострадавших не установлено. Как позднее отмечалось, после побоища из речки Анхор было извлечено 80 трупов.

Царизм решительно пресекал любые народные волнения.

По результатам начавшегося следствия над участниками восстания (всего было арестовано более 60 человек), 8 из них были приговорены к смертной казни (которую затем заменили пожизненной каторгой), 3 - к ссылке, 17 - к арестантским ротам.

Наиболее крупным и массовым народным выступлением 2-ой половины XIX века было Андижанское восстание 1898 года под руководством шпана Мухаммад-Али хальфа Сабир Суфиева, известного как Мадали Дукчи-ишан.

Начавшись 17 мая в кишлаке Минг-тепа, восстание очень скоро охватило почти всю Ферганскую долину, а также некоторые другие районы Туркестанского генерал-губернаторства.

Андижанское восстание было организовано значительно лучше, чем предыдущие выступления народных масс Туркестана. В нем приняли участие представители разных национальностей и социальных групп. Восстание носило явно антиколониальный характер. Славная причина восстания - жестокая социально-экономическая и национально-колониальная политика царской администрации. Общее число восставших достигло более 2 тысяч человек.

Восставшие были разделены на байраки (знамена), в каждом из них насчитывалось до 400 человек. Байраки начали совершать нападения на военные гарнизоны Ферганской области. Однако, трудно было долго противостоять хорошо вооруженным и обученным частям царской армии. К концу мая 1898 года восстание было подавлено.

По делу Андижанского восстания было арестовано около 550 человек.

Мадали Дукчи-ишан и его ближайшие сподвижники были казнены.

После расправы над восставшими некоторые военные чины царской администрации были вынуждены констатировать, что расследование по делу Мадали Дукчи-шнана и его сторонников показало "обширную распространенность движения и прикосновенность к нему весьма многих лиц, а также некоторую стройность организации заговора и участие в нем других местностей края".

Невзирая на то, что все восстания 2-ой половины XIX века были подавлены самым жестоким образом, они, тем не менее, способствовали росту политического и национального самосознания народов Туркестана и внесли значительный вклад в дальнейшее развитие национально-освободительного движения в крае.

В начале XX в. в колониях и полуколониях прокатилась волна народных выступлений, в той или иной степени затронувшая большинство стран Азии и Африки. В исторической науке это движение населения зависимых стран получило название начала периода пробуждения Востока.
В основе выступлений лежало противоречие между колониальными режимами и народами восточных стран. По мере укрепления национальной промышленности колониальное засилье в экономике Востока все более превращалось в главный тормоз развития национальных экономик. Кроме того, эксплуатация колонизаторами зависимых стран привела к резкому ухудшению положения широких народных масс. Недовольство населения вызывало также бесцеремонное хозяйничанье иностранцев, их пренебрежительное отношение ко всему «туземному». Такое поведение колонизаторов приходило в противоречие с растущим национальным самосознанием народов Востока, которое все более болезненно воспринимало зависимое положение своих стран.
Все эти негативные стороны колониального господства резко проявились на рубеже XIX - XX вв., когда эксплуатация зависимых стран заметно усилилась. Мощными стимулами к выступлениям народов Востока стали также революция 1905 - 1907 гг. в России и особенно победа Японии в русско-японской войне 1904 - 1905 гг.
В движении начала XX в. слились воедино два потока: 1) стихийный протест широких масс, недовольных как иностранным засильем, так и последствиями модернизации; 2) выступления национальной буржуазии, интеллигенции, патриотически настроенных помещиков и чиновников, заинтересованных не только в национальном освобождении, но и в продолжении модернизации. Объединяли эти два потока национальные партии, которые сделали программой борьбы идеи буржуазного национализма.
Однако на первый план во всех восточных странах вышла в это время идея борьбы за национальную независимость. Именно она объединила в едином движении разнородные силы, экономические и социальные интересы которых часто не совпадали. Социальные задачи (решение аграрного вопроса, ликвидация пережитков феодализма и др.) также присутствовали в программах, но занимали явно подчиненное положение. Именно поэтому движение народов Востока в начале XX в. можно определить как национально-освободительное.
Масштаб выступлений, цели и задачи борьбы, степень ее организованности различались в зависимости от уровня социально-экономического развития восточных стран. В Афганистане и странах Африки к югу от Сахары национально-освободительное движение приняло вид стихийных бунтов и восстаний племен против чужеземцев. В странах Северной Африки оно носило более организованный и целенаправленный характер и возглавлялось политическими партиями, созданными в ходе борьбы. Однако наиболее крупными выступлениями на Востоке в начале XX в. стали освободительная борьба народов Индии (1905 - 1908), революции в Иране (1905 - 1911), Турции (1908), Китае (1911 - 1913).
В Индии национальное движение возглавил ИНК, который к началу XX в. превратился в самую влиятельную политическую партию страны. Освободительная борьба развернулась под лозунгом свадеши («своя земля») и сварадж («свое правление»). В этих лозунгах отчетливо проявилась идеология буржуазного национализма. Лозунг свадеши означал требование развития национальной экономики, тогда как лозунг сварадж отразил стремление к изменению статуса Индии. Национально-освободительное движение приняло вид массовых демонстраций, митингов, забастовок рабочих, бойкота английских товаров.
Революцию в Китае возглавил блок либералов и революционеров, которые объединились на платформе свержения маньчжурской династии Цин и установления республики. Революция началась в октябре 1911 г. с восстания на юге Китая и быстро охватила всю страну. Уже в ноябре 1911 г. 15 из 18 китайских провинций отказались повиноваться Цинам. Такой быстрый успех объяснялся тем, что против династии выступила основная часть населения страны: крестьяне, ремесленники, торговцы, буржуазия, интеллигенция, большинство помещиков, местная китайская бюрократия. В декабре 1911 г. в Нанкине было провозглашено создание Китайской республики, временным президентом которой стал лидер революционеров Сунь Ятсен.
В Турции и Иране главной целью революций стало установление конституционного правления. В Турции революция прошла в виде мятежа воинских частей, который подняли в июле 1908 г. офицеры-младотурки. Напуганный султан был вынужден 24 июля 1908 г. восстановить действие конституции 1876 г. В Иране в антиправительственном движении приняли участие разнообразные силы: крестьянство, торгово-ремесленные слои, крупное купечество, либеральные помещики, духовенство. Крестьянские восстания, демонстрации в городах, решительная позиция высшего духовенства, пригрозившего покинуть страну, - все это вынудило шаха в несколько приемов ввести в стране конституцию.
Национально-освободительное движение начала XX в. показало, что между участниками освободительной борьбы нет полного единства по вопросу о целях и задачах движения. Уже отмечалось, что борьба народов Востока проходила под лозунгами буржуазного национализма, которые были сформулированы национальной интеллигенцией, возглавившей освободительное движение. Однако в реальности эти лозунги по-разному воспринимались каждым из потоков национально-освободительного движения.
Так, народные массы были готовы к самой решительной борьбе с колонизаторами, стремились к полной национальной независимости. В то же время национальная буржуазия выступала лишь за уравнение в правах с иностранным капиталом и не ставила вопрос о полном изгнании чужеземцев, поскольку продолжала зависеть от западных кредитов, поставок иностранной техники и запчастей, не имела своих технических специалистов.
Это противоречие особенно отчетливо проявилось в Индии, когда освободительное движение стало выходить за рамки мирной ненасильственной борьбы и отчетливо зазвучало требование независимости. Умеренное руководство ИНК в 1907 г. заявило о лояльном отношении к англичанам и потребовало прекратить движение свадеши и сварадж. В ответ левое крыло конгресса во главе с Тилаком вышло из партии и предприняло безуспешную попытку создать собственную радикальную организацию. Этот раскол ИНК заметно ослабил национально-освободительное движение и облегчил британцам его подавление.
Еще более сложным был вопрос о продолжении модернизации. Заимствованные интеллигенцией у Запада лозунги конституции и республики опережали свое время, поскольку основная часть населения еще не воспринимала их значение. В результате победоносные революции в полуколониях дали совершенно неожиданный эффект.
В Китае победа революции стала возможной благодаря переходу на сторону антиманьчжурских сил высшей китайской бюрократии, лидер которой генерал Юань Шикай вынудил Цинов в феврале 1912 г. отречься от престола в обмен на пост президента Китайской республики. Тем самым революция фактически передала власть в руки феодальной китайской бюрократии. Став президентом, Юань Шикай сразу же начал готовить реставрацию монархии и всячески ограничивал деятельность парламента. Либералы и революционеры, объединившиеся в 1912 г. в партию гоминьдан, пытались сохранить республику всеми возможными средствами, вплоть до восстания в мае - августе 1913 г. Однако их борьба не получила поддержки населения, абсолютное большинство которого было равнодушно к идеям демократии. Это позволило Юань Шикаю в 1914 г. сначала ввести новую конституцию, предоставлявшую ему неограниченные полномочия, а затем провести референдум, на котором почти все население страны высказалось за восстановление монархии. Внезапная смерть президента в 1916 г. сохранила в Китае республику, но страна сразу же раскололась на сферы влияния милитаристских группировок и перестала существовать как единое целое.

В Турции и Иране введение конституций объективно открывало возможности для ускорения развития. Однако из-за своей слабости буржуазия в обеих странах не сумела использовать парламенты в своих интересах. В Иране большинство мест в парламенте постепенно перешло в руки феодальной аристократии, что дало ей возможность использовать парламент для блокирования любых прогрессивных реформ. В Турции младотурки, поставившие парламент под свой контроль, после некоторых умеренных буржуазных реформ стали на путь развития сотрудничества с Германией, надеясь с ее помощью укрепить страну.
Таким образом, национально-освободительное движение начала XX в. не привело к крупным успехам. Восточное общество в целом еще не было готово к тому, чтобы последовательно двигаться в том направлении, которое указывала идеология буржуазного национализма.
В то же время национально-освободительное движение начала XX в. явилось началом нового этапа в освободительной борьбе народов Востока. Оно показало, что система прямого колониального подчинения начинает вступать в кризис, все более превращаясь в тормоз развития зависимых стран. В ходе борьбы окрепли и приобрели политический опыт национальные партии, стали более ясными цели и задачи борьбы. Таким образом, с начала XX в. национальное освобождение стран Востока становится лишь вопросом времени.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
ДВИЖЕНИЕ СВАДЕШИ В ИНДИИ (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОДНОГО ИЗ ДЕЯТЕЛЕЙ ИНК)
«Было положительно опасно для школьника или студента колледжа прийти в класс или аудиторию в одежде, сделанной из иностранной ткани... На экзаменах в Риппонском колледже студенты отказывались прикасаться к билетам, отпечатанным на иностранной бумаге. Такие настроения распространились во всех слоях общества... Возвращались свадебные подарки, включавшие такие иностранные товары, которые могли быть сделаны дома. Священники отказывались совершать богослужения на церемониях, где иностранные товары предназначались храму в качестве пожертвований. Гости отказывались присутствовать на празднествах, если при приготовлении пищи употреблялись иностранные соль и сахар. Так велико было давление общественного мнения, что ни один бенгалец не мог и подумать о покупке дхоти и сари, сделанных из иностранных материалов» (Акимкина Н. А., Люксембург М. А. Практикум по истории стран зарубежного Востока. М., 1963. С. 78).
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ А. Д. ГХОША, ОДНОГО ИЗ ЛИДЕРОВ «УМЕРЕННОГО» КРЫЛА ИНК НА СЕССИИ ИНК В 1905 г.
♦ Мы говорим народу, что существуют мирные средства достижения независимости... что самопомощью и пассивным сопротивлением мы можем добиться независимости. Пассивное сопротивление означает две вещи. Оно будет означать, во-первых, что в определенных случаях мы не будем сотрудничать с правительством этой страны до тех пор, пока оно не даст нам то, что мы считаем нашими правами. Во-вторых, если мы подвергнемся гонениям, если к нам применят оружие репрессий, то мы ответим не насилием, а страданием, пассивным сопротивлением законными средствами... Мы показываем народу нашей страны, что в пассивном сопротивлении заключается единственное средство удовлетворить наши... устремления без разрушения законов и без обращения к насилию» (Акимкина Н. А., Люксембург М. А. Практикум по истории стран зарубежного Востока. М., 1965. С. 82).
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Б. Г. ТИЛАКА, ЛИДЕРА «КРАЙНИХ» (10.6.1906 г.)
«Когда одна страна правит другой, это делается не из альтруистических побуждений. Британское правление в Индии существует для выгоды англичан, и наши правители могли бы дать некоторые права индийцам, если бы это не затрагивало их собственных интересов... По нашему мнению, мы не должны выставлять наши страдания перед нашими правителями или обращаться к ним с просьбами, потому что такие просьбы бесполезны... Имея опыт последних шестидесяти лет, мы полностью убедились, что мы ничего не добъемся нынешними попрошайническими методами» (Акимкина Н. А., Люксембург М. А. Практикум по истории стран зарубежного Востока. М., 1963. С. 83).
ДЕКЛАРАЦИЯ ПАРТИИ «ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОЮЗ» (1911)
«Ниже мы открыто объявляем всем в Поднебесной цели революции и основы будущего управления страной.
1. Изгнание маньчжурских варваров... Армия справедливости поставила цель свергнуть маньчжурское правительство и вернуть ханьцам их суверенные права.
2. Возрождение Китая. Китай должен быть государством китайцев, и управлять им должны китайцы...
3. Установление республики... Все граждане равно участвуют в управлении страной. Президент избирается всей нацией. Парламент состоит из депутатов, избираемых всенародно. Он вырабатывает Конституцию Китайской республики, соблюдение которой обязательно для всех. На того же, кто попытается реставрировать монархию, да обрушится карающая рука народа!
4. Уравнение прав на землю... Тогда будет заложен фундамент государства социальной справедливости, в котором каждая семья будет жить в достатке, и каждый будет получать то, что ему положено» (Синьхайская революция. Сборник документов и материалов. М., 1968. С. 38 - 39).
ТЕЛЕГРАММА ХУАН СИНА - ОДНОГО ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВОССТАНИЯ 1913 г. ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ ЮАНЬ ШИКАЯ
«При республиканской форме правления Президент должен направлять курс своих действий согласно желанию народа, а Юань Шикай попирает права и привилегии Парламента, насилует республиканскую конституцию, назначает несведущих и порочных лиц на высшие должности, изменнически умерщвляет народных патриотов, напрасно старавшихся удалить Юань Шикая от президентства дозволенными конституционными средствами, и издает распоряжения, худшие, чем абсолютный монарх. Мы теперь как к последней надежде взываем к оружию...» (Синьхайская революция. Сборник документов и материалов. М., 1968. С. 206 - 207).
СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ДЕПУТАТОВ ТРЕХ ПЕРВЫХ ПАРЛАМЕНТОВ ИРАНА (1906 - 1915), %*
Сведения о депутатах Парламент (созыв)
первый второй третий
Помещики 8 6 6
Помещики-купцы 4 3 1
Помещики-госслужащие 1 1 2
*Новая история Ирана: Хрестоматия. М., 1988. С. 247.

ВОПРОСЫ
1. Насколько закономерным был подъем национально-освободительного движения в начале XX в.?
2. Почему размах борьбы напрямую зависел от уровня развития восточных стран?
3. Определите главное противоречие национально-освободительного движения начала XX в.
4. От каких условий зависели итоги освободительной борьбы народов Востока?

Колониальная система империализма представляет собой всю совокупность колоний и зависимых стран, угнетаемых и порабощаемых империалистическими государствами.КОЛОНИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ МИРА, раздел мира между великими державами (Великобританией, Францией, Германией, Италией, США, Россией, Японией) в последней четверти XIX – начале ХХ в.

Франко-прусская война 1870–1871 завершила эпоху формирования национальных государств в Западной Европе; на европейском континенте установилось относительное политическое равновесие – ни одна держава не обладала военным, политическим или экономическим перевесом, который позволил бы ей установить свою гегемонию; более чем на сорок лет Европа (за исключением ее юго-восточной части) избавилась от военных конфликтов. Политическая энергия европейских государств обратилась за пределы континента; их усилия сконцентрировались на разделе еще не поделенных территорий в Африке, Азии и бассейне Тихого океана. Наряду со старыми колониальными державами (Великобританией, Францией, Россией), в колониальной экспансии приняли активное участие новые государства Европы – Германия и Италия, – а также США и Япония.

Среди причин активизации заморской экспансии на первом месте стояли политические и военно-стратегические: стремление создать мировую империю диктовалось как соображениями национального престижа, так и желанием установить военно-политический контроль над стратегически важными регионами мира и не допустить расширения владений соперников. Определенную роль сыграли и демографические факторы: рост населения в метрополиях и наличие «человеческих излишков» – тех, кто оказался социально невостребованным на родине и был готов искать удачи в далеких колониях. Имели место также экономические (особенно коммерческие) мотивы – поиск рынков сбыта и источников сырья; однако во многих случаях хозяйственное освоение происходило очень медленно; нередко колониальные державы, установив контроль над той или иной территорией, фактически «забывали» о ней; чаще всего экономические интересы оказывались ведущими при подчинении относительно развитых и наиболее богатых стран Востока (Персия, Китай).

Главными объектами колониальной экспансии в последней четверти 19 в. оказались Африка, Океания и еще не поделенные части Азии.

Национально–освободительная борьба колониальных народов.

До эпохи империализма национальный вопрос охватывал немногие, главным образом европейские нации (ирландцы, венгры, поляки, финны, сербы и другие) и не выходил из рамок отдельных многонациональных государств. В эпоху империализма, когда финансовый капитал метрополий поработил народы колониальных и зависимых стран, рамки национального вопроса расширились, и он самым ходом вещей слился с общим вопросом о колониях. «Тем самым национальный вопрос был превращён из вопроса частного и внутригосударственного в вопрос общий и международный, в мировой вопрос об освобождении угнетённых народов зависимых стран и колоний от ига империализма» .

Единственным путём освобождения этих народов от гнёта эксплуатации является их революционная борьба против империализма. На всём протяжении капиталистической эпохи народы колониальных стран вели борьбу против чужеземных поработителей, нередко поднимая восстания, которые жестоко усмирялись колонизаторами. В период империализма освободительная борьба народов колониальных и зависимых стран приобретает небывалый ранее размах.

Уже в начале XX века, в особенности после первой русской революции 1905 г., трудящиеся массы колониальных и зависимых стран были пробуждены к политической жизни. Революционное движение поднялось в Китае, Корее, Персии, Турции.

Поскольку в составе населения колониальных и зависимых стран преобладает крестьянство, национально–колониальный вопрос есть по сути дела крестьянский вопрос. Общей целью национально–освободительного движения в колониях и зависимых странах является освобождение от господства империализма и уничтожение всех феодальных пережитков. В силу этого всякое национально–освободительное движение в колониях и зависимых странах, направленное против империализма и феодального гнёта, если даже в этих странах сравнительно слабо развит пролетариат, имеет прогрессивный характер.

Национально–освободительное движение в колониях и зависимых странах, во главе которого стоит пролетариат, как признанный руководитель широких масс крестьянства и всех трудящихся, втягивает в борьбу против империализма гигантское большинство населения земли, угнетаемое финансовой олигархией нескольких крупнейших капиталистических держав. Интересы пролетарского движения в капиталистически развитых странах и национально–освободительного движения в колониях требуют соединения этих двух видов революционного движения в общий фронт борьбы против общего врага, против империализма. Пролетарский интернационализм исходит из того, что не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. При этом, как учит ленинизм, действенная поддержка пролетариатом господствующих наций освободительного движения угнетённых народов означает отстаивание, защиту, проведение в жизнь лозунга о праве наций на отделение и на самостоятельное государственное существование.

Рост национально–освободительной борьбы угнетённых народов колоний и зависимых стран подтачивает устои империализма и подготовляет его крушение. Колониальные и зависимые страны из резерва империалистической буржуазии превращаются в резерв революционного пролетариата, в его союзника.

Канклюжн, кароч

1 . Безудержная эксплуатация колоний и полуколоний является одним из важнейших условий существования современного капитализма. Максимальные прибыли монополий неразрывно связаны с эксплуатацией колоний и полуколоний в качестве рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов, резервуаров дешёвой рабочей силы. Разрушая докапиталистические формы производства и вызывая ускоренный рост капиталистических отношений, империализм допускает лишь такое развитие хозяйства колоний и зависимых стран, при котором они лишены возможности до биться экономической самостоятельности и независимости. Колонии служат аграрно–сырьевыми придатками метрополий.

2. Для колониальной системы империализма характерно переплетение капиталистической эксплуатации и грабежа с различными пережитками феодального, даже рабского гнёта. Финансовый капитал искусственно сохраняет в колониях и зависимых странах пережитки феодализма, насаждает принудительный труд, рабство. Каторжные условия труда при крайне низком уровне техники, полное бесправие, разорение и обнищание, голод и массовое вымирание являются уделом рабочего класса и крестьянства колониальных и полуколониальных стран.

3. Усиление колониальной эксплуатации и гнёта неизбежно вызывает сопротивление самых широких масс населения колониальных и зависимых стран. Национально–освободительное движение порабощённых народов втягивает в борьбу против империализма гигантское большинство населения земли, подтачивает устои империализма и подготовляет его крушение.

    Политические процессы на Востоке.

Начало XXI века ознаменовано волной так называемых «арабских революций», прокатившихся по ключевым странам региона Ближнего и Среднего Востока, обострившейся политической нестабильностью в Сирии и Ливане, усилением политического веса исламских партий на выборах, устойчивым стремлением Исламской Республики Иран получить доступ к ядерным технологиям, обострением проблем безопасности Израиля.

Изучение политических процессов в странах Ближнего и Среднего Востока представляет значительный интерес. Во-первых, данный регион находится вблизи южных границ России, других постсоветских стран и не может не затрагивать их политические, экономические и гуманитарные интересы. Во-вторых, в регионе сосредоточены значительные запасы углеводородов, зависимость от которых оказывает влияние на государственные институты и политические процессы в США, странах Западной Европы, Японии. В-третьих, в ряде стран региона существуют нестабильные политические режимы (Ирак, Афганистан и др.), их конституционное развитие заторможено и испытывает воздействие системы международных санкций (ООН, Евросоюза) либо государственного права ведущих государств Запада. В-четвертых, на конституционное развитие ряда стран (Исламская Республика Иран, Ливанская Республика, Алжир и др.) существенное, если не решающее воздействие оказывает исламский фундаментализм.

Современные фундаменталисты выступают за реставрацию раннеисламских социальных институтов через радикальное очищение всяческих «нововведений» (бида). Современные фундаменталисты отождествляет суть ислама с её буквальным выражением, что непременно ведёт к признанию греховным любое нововведение, не зафиксированное в Коране и сунне пророка Мухаммеда. Характерной чертой такой логики является тенденция к монополизации истины, наиболее ярко проявляющееся в идее «обвинения в неверии и уходе от мира». Погрязшему в невежестве миру, противопоставляется «спасшаяся группа» (фирка наджия), обладающая наиболее адекватным пониманием шариата и считающая себя единственной группой, претендующей на «истину». Впервые проявления подобной логики встречаются уже у хариджитов, выдвинувших тезис о возможности обвинения в неверии (такфире) мусульман, совершивших большой грех. Возникшее в середине XVIII в. движениеваххабитов явилось ярким проявлением подобной логики.

По существу, под понятием исламский фундаментализм в исламском мире понимается увеличивающееся число группировок, которые критически настроены в отношении исламских реформистских движений. Эти группировки критикуют также светских лидеров и правительства мусульманских стран, не выполняющие религиозные обязательства перед исламским сообществом (уммой). Это направление исламского реформирования создано в XIX в. Джамалуддином аль-Афгани (1837-97) и Мухаммедом Абдо (1849-1905) с целью защиты и возрождение ислама и исламского общества, поскольку судьба исламской цивилизации все больше и больше представлялась отданной на откуп европейцам.

В 1920-х гг. в Египте ассоциация «Братья-мусульмане» выступила в качестве радикальной религиозно-политической оппозиции египетской монархии. Рост исламского фундаментализма в исламском мире был связан с вытеснением с политической арены левых сил. В этой ситуации специфика политизации ислама выражалась прежде всего в использовании исламских лозунгов для достижения вполне секулярных целей. Для политизации ислама в радикальном русле использовались элементы исламского нормативного и идеологического наследия.

В 1979 г. произошла Иранская революция, ставшая проявлением шиитской версии «исламского фундаментализма». Пришедшее к власти оппозиционное шиитское духовенство, возглавляемое аятоллой Хомейни, провозгласило о том, что конечной целью революции является построение всемирного «исламского государства». В основе разработанной Хомейни религиозно-политической доктрины лежала концепция «правления богослова-законоведа», предусматривающая подчинение светских правителей суждениям шиитских богословов, официально имевшим всю полноту власти. Помимо своих основных религиозных обязанностей, факихи осуществляют надзор за всеми государственными и общественными институтами. Доктрина Хомейни подтверждает стереотипное представление о теократическом характере исламской политической модели. В отличие от шиизма, суннизм не предполагает жесткой связи между государством и религиозной корпорацией.

Часть мусульман пыталась отвести от себя угрозу Запада путём реформирования ислама, включив в него многие черты западного рационализма, а другая часть стремились избавиться от всего наносного и обновления путем возврата к принципам первых мусульман (саляфам). Нарастание исламской деятельности можно проследить с конца арабо-израильской войны 1967 г., в которой арабские войска потерпели поражение, ослабившее веру в арабский национализм как жизнеспособную идеологию и стратегию. Это усугубилось последствиями длительной ирако-иранской войны (1980-88), а также войной в Персидском заливе (1990-91).

Исламский социализм- термин, введенный различными мусульманскими исследователями и политиками. Социалисты-мусульмане полагают, что учение Корана и пророка Мухаммеда совместимо с принципами социальной справедливости и равенства и перераспределения богатства. Многие полагают что основателем исламского социализма можно назвать ’Абӯ З̱арра аль-Гифа̄рӣ, сподвижника Пророка Магомета. Он выступал против накопления богатства правящим классом во времена халифата Усмана ибн Аффани пытался убедить его в необходимости равноправного перераспределения богатства. Некоторые исследователи исламской идеологии и хозяйства полагают, что существуют много параллелей между исламской экономикой и коммунизмом, включая такие исламские идеи, как например закят или джизья. Такие институты как социальная помощь бедным и пенсия были введены в раннем законе Шариата в форме «закята», как один из Пяти Столпов Ислама, в Арабском халифате в VII веке. Это практика продолжалась вплоть до Аббасидского Халифата. Налоги (в частности закят или джизья) собирались казначейством исламского правительства и использовались, чтобы обеспечить помощь нуждающемся, включая бедняков, стариков, сирот, вдов, и инвалидов. Согласно Исламскому юристу и философу Аль-Газали (1058-1111), правительство также делало запасы продовольствия в каждой области страны в случае, если произойдет стихийное бедствие или голод. Халифат может таким образом считаться первым в мире государством всеобщего благоденствия или социальным государством.

Муаммар Каддафи после того как захватил власть в Ливии в 1969 году, объявил своей идеологией «Исламский социализм».

    Колониальные конфликты на рубеже XIX - XX вв.

Международные отношения на рубеже ХIХ-ХХ веков определялись нарастанием разногласий между ведущими государствами завершали раздел мира. Повсеместно усиливались националистические настроения. Формулируя свои интересы, правящие круги каждой из европейских стран стремились представлять их как народные чаяния. Вооруженные столкновения и локальные войны происходили почти непрерывно. Все более опасными становились конфликты между великими державами через гегемонию в Европе, а также передел колоний и сфер влияния. Они стимулировали гонку вооружений и привели к Первой мировой войны.

Создание Тройственного блока

Главной проблемой европейских государств в их силовом противостоянии были поиски союзников для обеспечения политического равновесия в Европе. В первой половине ХIХ века европейская политика сводилась к созданию коалиций, уравновешивали мощь Франции. С этой целью, например, в 1815 г., после разгрома Наполеона, Австрия, Великобритания, Пруссия и Россия попытались обеспечить стабильность путем создания континентальной системы безопасности - Священного союза. Но к середине ХIХ века этот союз распался из-за противоречий между его учредителями.

В последней трети ХIХ века международная нестабильность усилилась. Создание Германской империи (1871 г.), продемонстрировала свою мощь победой над Францией, существенно изменило ситуацию на европейском континенте. В дальнейшем внешняя политика германского правительства была направлена на достижение доминирующего положения Германии в Европе. Чтобы лишить Францию возможности отомстить за свое поражение, немецкий канцлер О. фон Бисмарк попытался найти надежных союзников. В 1873 г. ему удалось создать Союз трех императоров - Германии, Австро-Венгрии и России. Но этот союз оказался не слишком надежным, поскольку Россия выступила в поддержку Франции. Ухудшение отношений с Россией подтолкнуло Германию к дальнейшему сближению с Австро-Венгрией. Хотя Бисмарку и не удалось склонить австрийское правительство к поддержке Германии против Франции, но все же в 1879 г. между Германией и Австро-Венгрией был подписан секретный союзный договор о совместной обороне против нападения России. Впоследствии к этой коалиции удалось привлечь и Италию, у которой были серьезные противоречия с Францией через контроль над Северной Африкой. 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали Тройственный союз, направленный против Франции и России (просуществовал до 1915 г.). Германия пыталась привлечь к участию в союзе и Англию, но эти попытки оказались тщетными. Несмотря на острые колониальные противоречия с Францией и Россией, Англия оставалась верной политике «блестящей изоляции» - не хотела связывать себя долгосрочными договорами с одной из европейских государств.

Таким образом, возникновение Тройственного союза положило начало расколу Европы на группировки, враждовавшие между собой.

Создание Антанты

В 80-е гг ХIХ века отношения между Россией и Германией медленно, но неуклонно ухудшались. В 1887 г. Союз трех империй распался. Ростом напряженности в российско-германских отношениях попыталась воспользоваться Франция, которая стремилась преодолеть свою внешнеполитическую изоляцию. Бисмарк, пытаясь совершить экономическое давление на Россию, закрыл царскому правительству выход на германский денежный рынок. Тогда Россия обратилась с просьбой о займах к французской биржи. И вскоре Франция становится крупнейшим кредитором Российской империи. Сближение республиканской Франции и царской России облегчалось тем, что между ними не существовало серьезных разногласий ни по вопросам европейской политики, ни с колониальных проблем.

В начале 90-х гг XIX века военно-политическое сближение двух стран нашло свое юридическое оформление. В 1891 г. между Россией и Францией был подписан консультативный пакт, а в 1893 г. - секретная военная конвенция о совместных действиях в войне против Германии. Подписание этой конвенции завершило оформление франко-русского союза.

Казалось, что образование франко-русского союза создавало противовес Тройственному пакту и тем самым стабилизировало ситуацию в Европе. Но реальное возникновение этого союза только подхлестнуло соперничество между двумя блоками, теперь уже вполне определенными, поскольку никто из их руководителей не собирался жертвовать интересами финансовой олигархии своих стран.

Следовательно, достигнут баланс в Европе был неустойчивым. Поэтому оба блока стремились привлечь на свою сторону новых союзников.

Новая политическая ситуация сказалась на позиции Великобритании. Территориальные притязания Германии, быстро росли, увеличения ее экономического и военного потенциала, а главное - вытеснение с некоторых рынков английских товаров немецкими заставило руководителей Великобритании пересмотреть свою традиционную политику «блестящей изоляции». В 1904 г. был подписан англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Это соглашение получило название Антанта (от франц. «Согласие»). Она открывала возможности для широкого сотрудничества двух стран против Германии (хотя о ней в документе не было сказано ни слова). Рост внешнеполитической активности Германии заставило Францию и Великобританию в 1906 г. договориться о военном сотрудничестве.

С целью окончательного определения места России в системе европейских союзов необходимо было урегулировать отношения с партнером Франции - Великобританией. В 1907 г. после длительных переговоров при содействии Франции удалось заключить англо-русское соглашение о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке. Это соглашение открыло возможность сотрудничества России и Великобритании против Германии. Англо-русский соглашение 1907 г. завершила формирование нового военно-политического блока, который вошел в историю как Антанта.

Итак, перегруппировки сил в Европе в основном завершилась. Европа окончательно раскололась на два противостоящих между собой военные блоки.

Международные кризисы и конфликты в начале XX века

Быстрое промышленное развитие ведущих стран мира в конце ХIХ века привел к обострению их соперничества за источники сырья, рынки сбыта и сферы прибыльных капиталовложений. Государства стали ограничивать конкуренцию на международных рынках и перешли к их разделения. Безудержный колониальный раздел мира подталкивал человечество к военной катастрофы. Об этом свидетельствовали международные кризисы и локальные войны, участились с конца ХIХ века и пока происходили за пределами или на периферии Европы.

В 1894-1895 гг произошла японо-китайская война, в результате которой Япония захватила ряд китайских территорий (остров Тайвань и Пескадорские острова).

В 1898 г. вспыхнула американо-испанская война - первая война за передел мира. В США, которые получили в этой войне победу, отошли бывшие испанские владения - острова Пуэрто-Рико и Гуам. Куба была провозглашена «независимой», но фактически попала под протекторат США. Американцы также захватили Филиппины, заплатив Испании компенсацию в размере 20 млн. долларов.

В 1899-1902 гг произошла англо-бурская война (буры - потомки голландских, французских и немецких поселенцев на юге Африки), в результате которой Великобритания захватили две бурские республики в Южной Африке - Трансвааль и Оранжевое республику. Эти территории были богаты на алмазы и золото. После победы над бурами англичане объединили в сплошной массив свои владения на юге Африки.

В 1904-1905 гг произошла русско-японская война. В результате своей победы Япония получила южную часть российского острова Сахалин, а также территории, арендованные Россией в Северо-Восточном Китае. Осенью 1905 г., воспользовавшись победой над Россией, Япония навязала протекторат Корее (в 1910 г. Корея стала японской колонией).

В 1905-1906 гг возникла первая марокканская кризис - острый конфликт между Германией, Великобританией и Францией за господство в Марокко. Немцам не удалось принять участие в разделении этой страны. Она попала под контроль Франции и частично Испании.

В 1908-1909 гг возникла боснийский кризис. Австро-Венгрия присоединила в себя давно оккупированы ее войсками Боснию и Герцеговину. Это поставило под угрозу существование независимой сербского государства. Сербия готовилась дать отпор любому вторжению, рассчитывая на помощь России. Но Россия не была готова к войне с Австро-Венгрией, на стороне которой выступала Германия. Поэтому российское правительство, а вслед за ним и сербский, были вынуждены признать власть Австро-Венгрии над Боснией и Герцеговиной.

В 1911 г. возникла вторая марокканская кризис. Она была вызвана тем, что Германия направила к берегам Марокко свой военный корабль и заявила о намерении захватить часть территории этой страны, где уже хозяйничала Франция. Конфликт мог привести к войне. Но Германия не решилась на столкновение с Антантой и была вынуждена отказаться от вмешательства в марокканскую проблему.

В 1911 г. состоялась итало-турецкая (Триполитанська) война. Пользуясь слабостью Османской империи, Италия захватила последние турецкие владения в Северной Африке - Триполитании и Киренаику. На базе этих территорий была создана итальянская колония Ливия.

Й В 1912-1913 гг произошли два Балканские войны (см. раздел «Возникновение независимых государств на Балканах»).

За период с 1901 г. по 1913 г. великие державы потратили на военные нужды 90 млрд. марок. Лидерство в гонке вооружений оставалось за Германией. Немецкая армия была технически лучше оснащена, чем французский и русский. Опираясь на свой экономический потенциал, Германия успела лучше и быстрее других стран подготовиться к войне.

    Раскройте пробуждение Азии.

Пробуждение Азии. Начало XX века ознаменовалось ростом массового национального освободительного движения в странах Азии. Тому было несколько причин. Первая причина - антиколониализм, широко распространившийся в начале XX века по всему Востоку в ответ на жестокость и притеснения колонизаторов и объединивший самые разнородные в социальном отношении группы населения. Второй причиной был небывалый подъем национального самосознания, объединивший разные организации и потоки освободительной борьбы: стихийные выступления крестьян и ремесленников, забастовки рабочих, тайные общества и секты, профессиональные объединения городских и сельских предпринимателей. В качестве третьей причины можно назвать влияние политических ценностей метрополий. Нормы и традиции парламентской демократии европейских стран активно воспринимались интеллигенцией, предпринимателями, служащими и студентами стран Востока. Даже самых умеренных из них не могло не возмущать явное противоречие между либеральными идеями Запада и реальной политической практикой метрополий в колониях. Отсюда вытекало и требование осуществления колониальными властями принципов и законов метрополий, то есть распространения на жителей Востока прав граждан Англии, Франции, Голландии и других европейских стран. Естественно, колониальные власти отвергали это требование, что только способствовало росту напряженности и усилению радикального крыла национально-освободительного движения. Пробуждению Азии содействовали и такие события начала века, как русско-японская война 1904-1905 гг. и первая русская революция 1905-1907 гг. Под непосредственным влиянием последней происходили революционный подъем 1905-1908 гг. в Иране, Младотурецкая революция 1908-1909 гг. в Османской империи, Синьхайская революция 1911-1913 гг. в Китае. Эта волна освободительных движений на Востоке носила в основном антиколониальный и антимонархический характер. Но ввиду слабости национального предпринимательства интеллигенции современного типа, тем более - рабочего класса, почти нигде эти революции не смогли разрушить оковы колониальной зависимости, освободить общество от груза патриархальных докапиталистических отношений. Тем не менее, всюду, где эти революции произошли, был сделан значительный шаг на пути к национальному освобождению. Последствия первой мировой войны также способствовали активизации освободительной борьбы в странах Азии. Ввод войск немецкого блока, а затем Антанты на территорию Османской империи и Средней Азии предельно революционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстанческие движения. Достаточно упомянуть освободительные восстания в Ираке, Сирии и Палестине и некоторые другие политические движения 1918-1922 гг. Среди них стоит выделить национальную борьбу турецкого народа в 1919-1923 гг. под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка и египетскую революцию 1918-1919 гг. как важные этапы становления национальных государств в Турции и Египте. В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего, через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Тунисе, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуатации в условиях тягот военного времени (там же, а также в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным фактором воздействия явилось участие трудовых мигрантов из колоний в работах на военные нужды метрополий. В период между первой и второй мировыми войнами практически весь колониальный мир был охвачен антиимпериалистическими восстаниями (в Египте в 1919 г., в Ливии в 1917-1932 гг., в Марокко в 1921-1926 гг., в Ираке в 1920 г., в Сирии в 1925-1927 гг.). Революция 1925-1927 гг. в Китае открыла новые перспективы перед этой страной, сильно осложнившиеся после оккупации Японией в 1931 г. Маньчжурией и тем более после начала в 1937 г. открытой войны Японии против Китая. Кемалистская революция в Турции. Участие Турции в первой мировой войне на стороне германского блока привело Османскую империю к гибели, а турецкий народ поставили на грань национальной катастрофы. Капитуляция султанского правительства перед державами Антанты создавала возможность раздела страны государствами-победителями. И вскоре такая опасная перспектива начала реализовываться. По условиям нового мирного договора, подписанного султаном, Турция по существу делилась между Англией, Францией, Италией и Грецией и прекращала свое существование как самостоятельное государство. Условия договора вызвали волну возмущения в турецком обществе, - началась освободительная борьба турецкого народа против Антанты, которую возглавил генерал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Заручившись поддержкой Советской России, турецкая армия смогла нанести решающее поражение противнику и заставить его покинуть территорию Турции. Победа в войне укрепила позиции Ататюрка и его сторонников, выступавших за ускоренное самостоятельное развитие страны. Турецкий парламент принимает закон об упразднении султаната, Турция была провозглашена республикой. Упрочению власти кемалистов способствовало и решение о ликвидации халифата. Этими актами завершился процесс слома старой политической системы и создания национального государства, получившей название кемалистской революции. Главным содержанием экономической политики кемалистов стал этатизм, принцип, предполагающий вложение государственных средств в промышленность, железнодорожный транспорту а в дальнейшем и в остальные отрасли хозяйства. Наряду с этим всемерно поощрялась и частная инициатива. Этатизм - форма государственного капитализма - способствовал ограничению сферы деятельности иностранного капитала, вел к укреплению позиций турецкой национальной буржуазии, В годы мирового экономического кризиса правительство окончательно берет инициативу в свои руки, перейдя к активному строительству предприятий за счет бюджета или под контролем государства. Данные меры способствовали экономическому подъему страны. Ряд преобразований был направлен на отделение церкви от государства: упразднено министерство по делам религий, духовенство лишено принадлежащих ему богатств. Из ведения духовенства изымалось судопроизводство. Вслед за этими реформами вводилось новое административное деление на губернии, непосредственно подчиненные центру. Реформы государственного строя легли в основу первой республиканской конституции, принятой в 1924г., и оформившей господство национальной буржуазии и связанных с ней групп помещиков. Конституция не носила демократического характера: основная масса населения наделялась формальными правами, которые не были обеспечены реальными условиями их осуществления. Кроме того, Конституция объявляла всех граждан турками, тем самым законодательно отрицалось существование в Турции национальных меньшинств и санкционировалась их ассимиляция. С середины 20-х годов в стране фактически устанавливается однопартийный режим НРП (Народной республиканской партии). Происходит сращивание партийного руководства с государственным, что благоприятствовало укоренению авторитарных методов осуществления политической власти. Все же необходимо признать, что кемалистские преобразования принесли ряд положительных результатов: упрочилось политическое и экономическое положение государства, возрос авторитет Турции в соседних странах. В этот период были заложены основы для будущего экономического процветания страны. Китайская революция и японо-китайская война. Поражение Синьхайской революции и итоги первой мировой войны способствовали захвату власти в Китае несколькими военно-политическими группировками. Милитаристские режимы были одним из проявлений регионализма в китайском обществе первой четверти XX века, являясь продуктом экономической обособленности и культурного своеобразия отдельных регионов Китая. Внутриполитический курс этих режимов был двойственным: пытаясь заручиться поддержкой провинциальных элит, они поддерживали идею создания федеративного государства и принятия конституций отдельных областей, одновременно выступая под лозунгом политического единства Китая. Весьма неоднозначна была и экономическая политика милитаристов, добывавших средства на содержание армии всеми возможными способами - от откровенного грабежа до поощрения торговли и капиталистического предпринимательства. Годы милитаристских войн были временем быстрого экономического развития Китая. Значительно возросло количество национальных предприятий и банков. Стремительно росли промышленные города в прибрежной зоне. В стране складывались условия для второго этапа национальной революции, призванного окончательно устранить препятствия для модернизации китайского общества. В 1921 г. образуется революционное правительство, в 1924 г, формируется единый фронт национальной партии Гоминьдан и коммунистической партии (КПК), приступивших к созданию революционной армии. Заручившись широкой поддержкой по всей стране, войска Национального правительства начали военные действия против милитаристов, захватив весь Северный Китай. Резиденцией правительства стал город Нанкин. С победой революции союз Гоминьдана и коммунистов распался. Последние установили свой контроль в ряде глубинных сельских районов, тем временем гоминьдановскому правительству удалось подчинить себе весь внутренний Китай. Выход из кризиса лидеры Гоминьдана (как и лидеры КПК) пытались найти не в парламентском правлении, а в установлении диктатуры своей партии. Период 1927-1937 гг. принято называть «нанкинским десятилетием». Этот период ознаменовался устойчивым ростом промышленного производства. Значительную роль в экономике играл государственный сектор. Рабочее законодательство устанавливало продолжительность рабочего дня и минимальный уровень заработной платы, предоставляло рабочим крупных предприятий право создавать профсоюзы. В деревне гоминьдановское правительство пыталось осуществить «аграрную перестройку», которая свелась к созданию кредитных и потребительских кооперативов и технической модернизации сельского хозяйства. Во внешней политике нанкинское руководство добивалось поддержки западных держав, одновременно стремясь покончить с приниженным положением Китая. Несмотря на успехи в деле объединения и развития Китая, глава Гоминьдана Чан Кашли не смог создать стабильный политический режим. Верхушка партии была расколота на несколько соперничавших фракций. Большим ударом для центрального правительства стала потеря Маньчжурии, оккупированной в 1931г. японскими войсками. В 1937 году Япония начала открытую агрессию против Китая и за полтора года захватила почти все восточные и северные районы страны, а также важнейшие порты на южном побережье. В этих условиях гоминьдановскому правительству удалось договориться с коммунистами, создав единый антияпонский фронт. После капитуляции Японии в 1945г. инициатива перешла к коммунистам, овладевшим всем континентальным Китаем. В 1949 году была образована Китайская народная республика (КНР). Китайская республика продолжала существовать на острове Тайвань. Национальный конгресс и борьба за независимость Индии. Движение за политическую независимость Индии прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап охватывает период до начала 20-х годов XX столетия, когда социальная база национального движения была ограничена средними слоями городского населения крупных промышленных центров и части торгово-промышленной буржуазии, а основной формой движения была умеренноконституционная деятельность. Главенствующую роль в освободительном движении играет Национальный конгресс - орган индийского самоуправления, созданный с благословения англичан еще в конце ХЕХ века. Первоначально в его состав входили ассоциации предпринимательства и интеллектуальной элиты индийского колониального общества. С начала 20-х годов ситуация меняется. Лидером, сумевшим превратить Конгресс в массовую партию, стал М.К. Ганди. Основной политической целью, которую доставил перед Индией Ганди, стало постепенной и поэтапное продвижение к независимости, а главной политической задачей для достижения этой цели - объединение всех социальноклассовых групп и партийно-политических сил под руководством Национального конгресса. Основной метод политической борьбы был определен как мирный, конституционный, основанный на философском принципе непричинения зла всему живому, характерном для религий Индостана. В соответствии с этой установкой Конгресс во главе с М. Ганди проводит массовые общеиндийские кампании гражданского «несотрудничества». Первый этап акции предполагал такие формы колониального бойкота, как отказ от почетных должностей и званий, бойкот английских судов, товаров, учебных заведений, бойкот выборов в законодательное собрание, второй - уклонение от уплаты государственных налогов. Наряду с проведением массовых акций гражданского несотрудничества Конгресс принял так называемую «конструктивную программу», состоящую из трех пунктов: всемерного развития ручного ткачества и прядения, борьбы за налаживание отношений между индусской и мусульманской общинами, ликвидации института «неприкасаемости». Данная программа позволила привлечь к национально-освободительной борьбе те группы населения, которые ранее не участвовали в политике: ремесленников, кустарей, крестьян, фабрично-заводских рабочих, мелких торговцев и т. п. К середине 30-х годов ИНК, впитав в себя настроения самых различных слоев индийского общества, фактически становится политической партией, являющейся выразителем общенациональных интересов. Конгресс получает частичный доступ к исполнительной власти, узаконенной конституцией 1935 года, и вступает в последнюю фазу борьбы, завершившуюся в 1947 году предоставлением стране статуса доминиона в рамках Британского содружества наций. Колониальный период, таким образом, стал периодом становления институтов буржуазной демократии в Индии, заложил основы современной государственности й политической жизни, предопределил особенности функционирования политической системы в период независимости.

В начале XX в. в колониях и полуколониях прокатилась волна народных выступлений, в той или иной степени затронувшая большинство стран Азии и Африки. В исторической науке это движение населения зависимых стран получило название начала периода пробуждения Востока.

В основе выступлений лежало противоречие между колониальными режимами и народами восточных стран. По мере укрепления национальной промышленности колониальное засилье в экономике Востока все более превращалось в главный тормоз развития национальных экономик. Кроме того, эксплуатация колонизаторами зависимых стран привела к резкому ухудшению положения широких народных масс. Недовольство населения вызывало также бесцеремонное хозяйничанье иностранцев, их пренебрежительное отношение ко всему «туземному». Такое поведение колонизаторов приходило в противоречие с растущим национальным самосознанием народов Востока, которое все более болезненно воспринимало зависимое положение своих стран.

Все эти негативные стороны колониального господства резко проявились на рубеже XIX - XX вв., когда эксплуатация зависимых стран заметно усилилась. Мощными стимулами к выступлениям народов Востока стали также революция 1905 - 1907 гг. в России и особенно победа Японии в русско-японской войне 1904 - 1905 гг.

В движении начала XX в. слились воедино два потока:

1) стихийный протест широких масс, недовольных как иностранным засильем, так и последствиями модернизации;

2) выступления национальной буржуазии, интеллигенции, патриотически настроенных помещиков и чиновников, заинтересованных не только в национальном освобождении, но и в продолжении модернизации.

Объединяли эти два потока национальные партии, которые сделали программой борьбы идеи буржуазного национализма.

Однако на первый план во всех восточных странах вышла в это время идея борьбы за национальную независимость. Именно она объединила в едином движении разнородные силы, экономические и социальные интересы которых часто не совпадали. Социальные задачи (решение аграрного вопроса, ликвидация пережитков феодализма и др.) также присутствовали в программах, но занимали явно подчиненное положение. Именно поэтому движение народов Востока в начале XX в. можно определить как национально-освободительное.
Масштаб выступлений, цели и задачи борьбы, степень ее организованности различались в зависимости от уровня социально-экономического развития восточных стран. В Афганистане и странах Африки к югу от Сахары национально-освободительное движение приняло вид стихийных бунтов и восстаний племен против чужеземцев. В странах Северной Африки оно носило более организованный и целенаправленный характер и возглавлялось политическими партиями, созданными в ходе борьбы. Однако наиболее крупными выступлениями на Востоке в начале XX в. стали освободительная борьба народов Индии (1905 - 1908), революции в Иране (1905 - 1911), Турции (1908), Китае (1911 - 1913). В Индии национальное движение возглавил ИНК, который к началу XX в. превратился в самую влиятельную политическую партию страны. Освободительная борьба развернулась под лозунгом свадеши («своя земля») и сварадж («свое правление»). В этих лозунгах отчетливо проявилась идеология буржуазного национализма. Лозунг свадеши означал требование развития национальной экономики, тогда как лозунг сварадж отразил стремление к изменению статуса Индии. Национально-освободительное движение приняло вид массовых демонстраций, митингов, забастовок рабочих, бойкота английских товаров.

Революцию в Китае возглавил блок либералов и революционеров, которые объединились на платформе свержения маньчжурской династии Цин и установления республики. Революция началась в октябре 1911 г. с восстания на юге Китая и быстро охватила всю страну. Уже в ноябре 1911 г. 15 из 18 китайских провинций отказались повиноваться Цинам. Такой быстрый успех объяснялся тем, что против династии выступила основная часть населения страны: крестьяне, ремесленники, торговцы, буржуазия, интеллигенция, большинство помещиков, местная китайская бюрократия. В декабре 1911 г. в Нанкине было провозглашено создание Китайской республики, временным президентом которой стал лидер революционеров Сунь Ятсен.

В Турции и Иране главной целью революций стало установление конституционного правления. В Турции революция прошла в виде мятежа воинских частей, который подняли в июле 1908 г. офицеры-младотурки. Напуганный султан был вынужден 24 июля 1908 г. восстановить действие конституции 1876 г. В Иране в антиправительственном движении приняли участие разнообразные силы: крестьянство, торгово-ремесленные слои, крупное купечество, либеральные помещики, духовенство. Крестьянские восстания, демонстрации в городах, решительная позиция высшего духовенства, пригрозившего покинуть страну, - все это вынудило шаха в несколько приемов ввести в стране конституцию.

Национально-освободительное движение начала XX в. показало, что между участниками освободительной борьбы нет полного единства по вопросу о целях и задачах движения. Уже отмечалось, что борьба народов Востока проходила под лозунгами буржуазного национализма, которые были сформулированы национальной интеллигенцией, возглавившей освободительное движение. Однако в реальности эти лозунги по-разному воспринимались каждым из потоков национально-освободительного движения.

Так, народные массы были готовы к самой решительной борьбе с колонизаторами, стремились к полной национальной независимости. В то же время национальная буржуазия выступала лишь за уравнение в правах с иностранным капиталом и не ставила вопрос о полном изгнании чужеземцев, поскольку продолжала зависеть от западных кредитов, поставок иностранной техники и запчастей, не имела своих технических специалистов.

В Китае победа революции стала возможной благодаря переходу на сторону антиманьчжурских сил высшей китайской бюрократии, лидер которой генерал Юань Шикай вынудил Цинов в феврале 1912 г. отречься от престола в обмен на пост президента Китайской республики. Тем самым революция фактически передала власть в руки феодальной китайской бюрократии. Став президентом, Юань Шикай сразу же начал готовить реставрацию монархии и всячески ограничивал деятельность парламента. Либералы и революционеры, объединившиеся в 1912 г. в партию гоминьдан, пытались сохранить республику всеми возможными средствами, вплоть до восстания в мае - августе 1913 г. Однако их борьба не получила поддержки населения, абсолютное большинство которого было равнодушно к идеям демократии. Это позволило Юань Шикаю в 1914 г. сначала ввести новую конституцию, предоставлявшую ему неограниченные полномочия, а затем провести референдум, на котором почти все население страны высказалось за восстановление монархии. Внезапная смерть президента в 1916 г. сохранила в Китае республику, но страна сразу же раскололась на сферы влияния милитаристских группировок и перестала существовать как единое целое.

Таким образом, национально-освободительное движение начала XX в. не привело к крупным успехам. Восточное общество в целом еще не было готово к тому, чтобы последовательно двигаться в том направлении, которое указывала идеология буржуазного национализма.

В то же время национально-освободительное движение начала XX в. явилось началом нового этапа в освободительной борьбе народов Востока. Оно показало, что система прямого колониального подчинения начинает вступать в кризис, все более превращаясь в тормоз развития зависимых стран. В ходе борьбы окрепли и приобрели политический опыт национальные партии, стали более ясными цели и задачи борьбы. Таким образом, с начала XX в. национальное освобождение стран Востока становится лишь вопросом времени.