Александр 1 внутренняя политика кратко по пунктам. Войны Александра I. Попытки решения крестьянского вопроса

Правления Александра I следует рассматривать в двух временных периодах, так как ведение как внешней, так и внутренней политики, в том числе и национальной, до начала Отечественной войны и после ее завершения несколько отличались. Однако если анализировать национальную политику следуя общим аспектам, то она значительно отличалась от манеры решения национальных вопросов всех предшественников и приемников Александра I, в первую очередь своим либерализмом.

Еврейский вопрос

В первые годы царствования, Александр I активно вводил в государстве просвещенный абсолютизм, который значительно улучшил правовое и экономическое положение еврейского населения в государстве. В 1802 году был создан Еврейский комитет, главной целью деятельности которого было отстаивать права евреев и приобщать их к общественным отношениям. Заседания комитета проводились в присутствии делегатов этой национальности из разных уголков империи, которые принадлежали к различным сословиям общества.

С 1807 года со стороны царской власти еврейскому населению был дарован ряд либеральных прерогатив. Такая политика была направлена на то, чтобы евреи не встали на сторону французов, которые в этот период активизировали свою интервенцию в Европе. После завершения Отечественной войны, Александр I значительно ужесточил свою политику по отношению к этой национальностью.

В 1816 году начало проводиться массовое насильственное обращение в христианство. С 1819 года, еврейскому населению запрещалось покидать черту оседлости без разрешения государственных органов. Особенно тяжелым было положение евреев, которые проживали на территориях окраин. В 1824 году император издал указ о запрещение переселения евреев - иностранцев на территорию Российской империи. Следует отметить, что Александр I не использовал экономические методы утеснения иудеев - они не был обременены налогами, разрешалась свободная торговля.

Положение поляков при Александре I

В 1815 году, часть территории Польши стала принадлежать российской короне. Присоединение стало результатом передела польского государства между Пруссией, Австрией и Россией. Восточная часть Польши, размером более 130 кв. км и населением свыше 3 млн. человек, в статусе Польского Королевства стала частью Российской империи. Такое присоединение требовало от Александра I проведения мудрой национальной политики, касаемо польского населения.

Следует отметить, что императору удалось ее осуществить. Александр I уже в конце 1815 года даровал полякам Конституцию, согласно которой Польское королевство сохраняло свой суверенитет. Польша сохраняла все государственные структуры: Сейм, армию, правительство и суды. Единственной государственной денежной единицей продолжали оставаться злотые. Самые важные правительственные должности занимали исключительно поляки.

В 1818 году, император лично открыл работу польского законодательного органа - Сейма Царства Польского. Во времена правления Александра I Польское королевство было единственным государством на всем европейском континенте, где проводились демократические гласные выборы в законодательный орган.

Конспект по истории России

Внутриполитическая деятельность Александра 1 (1801-1825 годы), вступившего на престол в результате , отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Первые же манифесты нового императора свидетельствовали о разрыве его с политикой прежнего царствования.

Он сразу заявил, что будет править "по закону и сердцу" . Вслед за этим появились указы о снятии ограничений на торговлю с Англией , об амнистии и восстановлении в правах лиц, подвергшихся .

Александр 1 подтвердил екатерининские Жалованные грамоты дворянству и городам . Вместо упразднённого павловского Совета при высочайшем дворе, Указом от 30 марта 1801 года "для рассуждения о делах государственных" был учреждён Непременный совет.

Негласный комитет

Однако вся работа нового императора по подготовке задуманных им преобразований сосредоточилась в Негласном комитете , состоявшем из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами "якобинской шайкой". Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание 8 министерств вместо петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов.

Либеральное реформаторство Александра 1

Внутренняя политика Александра 1 в начале его царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству . Однако, эти начинания ни в чём не коснулись устоев государства - самодержавия и . В 1803 году он издал указ "О вольных хлебопашцах", который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождения крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобождённых.

В марте 1804 г. последовали новые реформы . Александр I запрещал продавать крестьян без земли на территориях Лифляндской и Эстляндской губерний, отменял вмешательство помещика при вступлении в брак его крепостных, учреждал выборность низших судов, запрещал помещикам наказывать крестьян более чем пятнадцатью палочными ударами. Прекращалась в любой форме раздача государственных крестьян.

В 1810 году учреждён Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.

Прогрессивным характером отличалась внутренняя политика Александра в области просвещения : было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра влиял реформатор М.М.Сперанский - сын сельского священника, без протекции достигший должности государственного секретаря. Но Сперанский вызвал недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги и он отстраняется от дел.

В конечном итоге, кроме учреждённых министерств , никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, - в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывалась одна за другой наполеоновские войны.

Итоги внутренней политики Александра 1

После внутренняя политика Александра 1 потеряла прежний либеральный налёт. По его инициативе создаётся "Священный союз", объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе.

Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт "прикосновением к основам существующего строя". Как отмечали современники, с 1822 года император утратил интерес к государственным делам. В это же время первое место среди его советников безраздельно занял А.А.Аракчеев. Последние четыре года александровского правления он правил как всесильный фаворит.

В стране был установлен режим аркачеевщины . Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнёта - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу и заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. К 1825 году на поселения было переведено около трети всей армии. Они составили особый корпус военных поселений под началом Аракчеева. Система военных поселений нарушала сложившиеся экономические структуры и вызвала усиленное сопротивление: вспыхнуло несколько восстаний военных поселенян. Самое известное из них произошло в 1819 году в городе Чугуеве. Волнения наблюдались и в армии, к примеру, восстание солдат Семёновского полка (1820 год).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московская академия экономики и права»

Смоленский филиал

Факультет: юридический

Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Национальная политика в царской России»

Смоленск 2008 год

Введение

1. Межнациональные отношения в московской Руси. Царствование Ивана Грозного

2. Императорский период. Национальный вопрос при Петре I

3. Национальный вопрос при Екатерине II. Восстание Пугачёва

4. Национальная политика Александра I

5. Национальная политика Николая I

6. Национальная политика Александра II

7. Национальная политика Александра III

8. Национальная политика Николая II

Литература

Введение

Национальная политика есть всесторонне обоснованная система действий и мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленная на реализацию национальных интересов и разрешение национальных противоречий. Это составная часть политики государства, политических партий, организаций и объединений, указывающая стратегический курс в этническом (национальном) вопросе, в развитии межэтнических отношений, в культурно-языковом развитии этносов (т.е. всей нации государства) и, как правило, нашедшая закрепление в специальных национальных программах и соответствующих разделах конституции государства.

Национальная политика различается по целям, содержанию, направленности, формам и методам осуществления и конечным результатам.

Целью национальной политики могут быть национальная консолидация; межэтническая интеграция; сближение наций или национальное обособление; отстаивание этнической «чистоты»; защита нации от влияния инонациональных факторов; достижение национального суверенитета и т.д. Основной же целью национальной политики являются обеспечение прав и свобод граждан независимо от их национальной (в данном случае этнической) принадлежности, формирование цивилизованных форм межнационального общения и мирных способов разрешения конфликтных ситуаций, совершенствование механизма научного управления этническими процессами в стране. Национальная политика в сложных современных условиях основывается на следующих научно обоснованных принципах.

Первый принцип - научный анализ и творческое осмысление осуществления национальной политики в нашей стране и за рубежом. Основные положения национальной политики - равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к шовинизму и т.д.

Второй принцип - стабильность территориальных границ национально-государственных образований.

Третий принцип - учет взаимосвязи и взаимодействия реформ в этнополитической, политической, духовной и национальной сферах. Основой национальных отношений являются нормально функционирующие: экономика и потребительский рынок, денежное обращение, сбалансированный межгосударственный обмен.

Четвертый принцип - целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов. Развитие рыночных отношений, изменения в хозяйствовании и оплате труда, в кадровой политике, в духовной жизни, в работе средств массовой информации должны быть направлены на уважение чести и достоинства каждого человека.

Пятый принцип - оказание помощи малочисленным народам в развитии их экономики, культуры, в сохранении среды обитания.

Шестой принцип - формирование этики межнациональных отношений, исключение всех форм насилия, несправедливости. Недостаток нашей прежней национальной политики заключается в том, что задачи в ней выдвигались без глубокого анализа противоречий, без учета материальных условий для их решения, противоречия решались непоследовательно, несвоевременно и формально.

Среди принципов, форм и методов осуществления национальной политики отмечают толерантность, уважительное отношение к народам и этническим группам и дискриминацию, насилие, подавление, репрессии, следование принципу «разделяй и властвуй». Результатами национальной политики могут быть: согласие, единение, сотрудничество, дружба и их противоположности, напряженность, конфронтационность, недоверие, неприязнь.

Структурно национальная политика состоит из разных временных и пространственных элементов, этапов реализации, приоритетов. В ней выражены стратегии, рассчитанные на длительный период, цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования, а также ближайшие задачи. В таком случае она является частью долговременной политики, вытекает из нее, регулируя конкретные межнациональные отношения, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий. Разрабатывается, исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития. Политика по отношению к этносам должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика. Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений.

1. Межнациональные отношения в московской Руси. Царствование Ивана Грозного

Следующей важной вехой в истории развития межнациональных отношений следует считать царствование Ивана Грозного.

При Иване Грозном начались завоевания новых земель. 1552год - Казань, 1556год - Астрахань. 1583год - Сибирь. Началось переселение на присоединённые земли русскоязычного населения. На завоёванных сибирских землях русские воздвигали крепости-остроги, а затем и города. На эту землю устремились торговые и служилые люди. Присоединение Сибири играло позитивную роль для местных народов. Русские поселенцы знакомили местное население с основами земледелия, с различными сельскохозяйственными орудиями, передавали им свой опыт. Создавались условия для хозяйственного и культурного развития народов Сибири. Но были и негативные последствия. Так, например, Сибирь должна была платить дань (Ясак). Это обстоятельство подчеркивало зависимость местного населения и создавало предпосылки для межнациональных противоречий в будущем.

Похожие тенденции наблюдались и в только что присоединенном Поволжье. Территория была разделена на 2 воеводства: Казанское и Свияжское. Им принадлежала вся полнота власти.

Одной из важнейших обязанностей «больших воевод» было наделение поместьями служилых людей. Воеводы составляли списки служилых людей на основе «государевых присыльных грамот».

Происходило крестьянское переселение. Их приглашали на свои земли православное духовенство. Чтоб привлечь земледельцев к переселению, для них строили дома и дворовые постройки. Переселившихся крестьян освобождали от повинностей на 3 года. Они переселялись из центральных районов России либо в поисках земли, либо убегая от крепостной зависимости.

Сразу после присоединения Казанского ханства началось наделение русских служилых людей поместьями. Сначала земли раздавались в Казани и близлижайших территориях. Неспокойная обстановка заставляла помещиков селится под защитой кремлёвских стен. Затем началась раздача земель в более отдалённых от Казани уездах. В первую очередь были розданы дворцовые владения бывших ханов, а также погибших или бежавших представителей знати. Уже в первые 15 лет после начала раздачи земель более трети татарских деревень оказались в руках русских помещиков. Этот процесс усилился во второй половине 1560-х годов, когда в Казанский и Свияжский уезды были отправлены многие бояре, попавшие в опалу. При наделении служилых людей поместьями местное население нередко сгонялись с лучших земель. Ему запрещалось селиться близко к водным путям (У Волги и Камы), а также вдоль важнейших дорог. В Казанском царстве к концу XVI века в руках русских дворян находилось 66% всех земель.

Сбор ясака центральная власть нередко получала специально присланным из Москвы на годовую службу знатным людям - годовальщикам. Приказ Казанского дворца ведал сбором податей с нерусского населения края, контролировал составление ясачных книг и уплату населением различных повинностей (ямской, городовых дел и др.). Новому приказу подчинялись все виды служилых людей. Он решал судебные вопросы, ведал сыском разбойников, беглых людей, устанавливал наказания вплоть до смертной казни.

Для окончательного подчинения Иван Грозный начал христианизацию населения Поволжья. Он предложил казанской правящей верхушке принять православную веру. Главной задачей православного пастыря (Гермогена) была христианизация русских народов. Но эта религия не пользовалась популярностью. Для усиления христианизации на мусульман перекладывали часть ясака крестившихся. Земли крещённых было запрещено передавать родственникам-иноверцам. Всё это создавало предпосылки для национального недовольства.

Но в целом присоединение Поволжья (Казанского и Астраханского ханств и других народов) имело положительное значение для народов этих регионов. Они вошли в состав государства, находившегося на более высоком уровне экономического развития. Местный господствующий класс стал со временем частью российского.

«Бунташный» 17 век.

В 17 веке нерешённость социальных и межнациональных проблем вылилась в серию мощных восстаний. Крупнейшим из них стало восстание под предводительством Степана Разина (1667 - 1671)

Оно было обусловлено нерешённостью крестьянского вопроса (правительство не хотело освобождать крестьян от крепостной зависимости). Сущность же национального вопроса заключалась в угнетении жителей Поволжья (дань, насильственная христианизация инородцев, притеснение русскими дворянами местных жителей). В выступлении участвовали чуваши, мари, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Степане Разине то, что каждого участника восстания он объявлял свободным человеком.

Восстание потерпело поражение после того, как зажиточные казаки схватили мятежного атамана в 1671 году и выдали его властям. В результате важнейшие вопросы российской действительности не были решены.

2. Императорский период. Национальный вопрос при Петре I

Башкирское восстание 1705-1711 годов.

Поводом к восстанию стало прибытие в Уфу в 1704 году царских чиновников для сбора налогов и призыва на воинскую службу местного населения. Стремясь собрать как можно больше денег, они ввели 72 новые статьи налогов. В числе других появился даже налог на карие и серые глаза (которые были практически у всех местных жителей). Издеваясь над башкирами, чиновники оскорбляли их национальные и религиозные чувства, жгли бороды уважаемым старейшинам и простым людям. Возглавили восстание башкирская родовая знать и мусульманское духовенство. Недовольство действиями царских властей повстанцы направили против всего русского народа. Поэтому восстание носило ярко выраженный национальный характер. Сотни русских деревень были разорены и уничтожены, а их жители захвачены и проданы в рабство на невольничьи рынки в Турции.

Стремясь заручиться поддержкой мусульманских государств в борьбе против центральной власти, башкирская знать направляла посольства в Османскую империю и в Крымское ханство с просьбой принять башкир в своё подданство.

Лишь в 1711 году царским властям удалось подавить это выступление и добиться покорности башкирского населения.

В отношении украинцев и белорусов правительство проводило политику русификации. Многие земли, конфискованные у политических противников центральной власти, были розданы русским помещикам, генералам и вельможам. Им были переданы и государственные крестьяне, а также земли и крестьяне католических монастырей. Однако здесь были сохранены как традиционные привилегии городского населения, так и местные церковные приходы. В отношении Левобережной Украины проводилась политика ограничения самоуправления. Но украинское дворянство было уравнено в правах с русскими, а украинские крестьяне стали крепостными.

Не выверенная национальная политика приводила к восстаниям и имела ужасные последствия для представителей других наций и русского народа. Национальные движения башкир, татар, удмуртов заставляли считаться с национальными традициями и обычаями народов России.

3. Национальный вопрос при Екатерине II . Восстание Пуга чёва

Причиной восстания была нерешённость крестьянского и национального вопросов. Нерусские народы считались людьми «второго сорта».

В 1773 году Пугачёв объявил себя Петром III и начал набирать силы. Он стал брать одну крепость за другой. Среди участников восстания кроме казаков были крестьяне и работные люди, помимо русских в нем участвовали татары, башкиры, калмыки. Все они видели в Пугачёве освободителя от усиливавшейся тирании помещиков и царских властей.

Восстание было столь мощным, что подавить его удалось только лишь с помощью регулярной армии. В 1775 году Пугачёв и его соратники были схвачены, привезены в Москву и казнены. Однако антиправительственные выступления продолжались еще в течение года.

Таким образом, «пугачевщина» не изменила к лучшему положение крестьянства, коренных народов Поволжья и Приуралья, казачества. Но заставила власти искать пути решения важнейших вопросов российской действительности.

При Екатерине II была введена черта оседлости - граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное место жительства евреям. К этой черте относились украинские, белорусские, польские земли.

4. I

Уже первые годы правления императора Александра I показали его твёрдое намерение изменить положение дел в Российской империи. Реформы, проведённые в стране в этот период, равно как и проекты нереализованных реформ, составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые планы преобразований.

Тяжёлым испытанием для жителей России стала Отечественная война 1812 года, носившая справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими внесли белорусы, украинцы, литовцы, татары, башкиры, грузины, армяне, представители многих других народов. Это означало сплочённость всех народов для борьбы с общей опасностью. В результате великой победы над Наполеоном Российская империя на несколько десятилетий стала ведущей мировой державой. Она оказывала воздействие не только на европейскую, но и на мировую политику.

При Александре I в Северное Причерноморье перебрались 130 тысяч болгар, греков, гагаузов, а так же почти 70 тысяч немцев. Властям, при выработке национальной политики приходилось учитывать не только интересы единого государства, но и отдельных народов.

А.) Конституция царства польского.

Стремясь привлечь поляков к борьбе против России, Наполеон обещал восстановить их государственность, принять конституцию. Поэтому Александр I после разгрома Бонапарта также объявил о разработке польской конституции и в 1815 г. она была принята. Конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, обязывала использовать польский язык в государственных учреждениях, назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой государства объявлялся российский император, который должен присягать на верность польской конституции. Законодательная власть принадлежала двухпалатному сейму и царю. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм не имел полномочий принимать законы, а мог рекомендовать их царю для вынесения окончательного решения.

Конституция Польши стала одним из первых конституционных актов в России и смогла на время снять напряжённость в отношениях между властями и польским населением империи. Однако если поляки рассматривали принятую конституцию как первый шаг к будущей независимости, то Александр I полагал, что и так сделал для Польши слишком много. Это противоречие вызвало формирование мощного польского национально-освободительного движения, борьба которого сотрясала здание Российской империи на протяжении последующих десятилетий.

Б). Органы управления Финляндии.

С присоединением к России в 1809 году Финляндии Александр I объявил о признании прежней финской конституции. Согласно этому документу без согласия сейма (собрания представителей всех сословий) не мог быть издан, изменён или отменён ни один основной закон.

Для управления Великим княжеством Финляндским царь назначал генерал-губернатора (как правило, им становился выходец из прибалтийских дворян). Всё делопроизводство должно было вестись на шведском языке. Создавался также Правительственный совет, управляющий судом и государственным хозяйством. Автономными оставались система образования и местного самоуправления. Все должностные назначения в крае осуществлялись императором.

Такая политика властей позволяла обеспечить относительно спокойное развитие Финляндии в составе империи. Бурные протесты финской общественности вызывало лишь откровенное нарушение принятых царём обязательств.

Г). Народы Кавказа .

Карта народов Кавказа всегда была довольно пестрой. К началу XIX века здесь проживало около 50 народов, являвшихся представителями самых разных языковых семей: армянской и иранской группы индоевропейской семьи, картвельской и северокавказской, а так же представители тюркской и монгольской групп алтайской семьи языков. Они не только говорили на разных языках, но и исповедовали разные религии, в основном христианство, мусульманство и буддизм. При этом, у большинства из них (в основном у горских племен) господствовали родоплеменные отношения.

Вся первая четверть XIX века проходила под знаком расширения российского господства на Кавказе. Некоторые народы добровольно присоединялись к России, другие вели борьбу за независимость. Иными словами, каждое из расположенных на Кавказе султанатов, ханств, царств и княжеств имело свою историю вхождения в состав Российской империи.

Присоединение кавказских территорий имело для государства весьма противоречивое значение. С одной стороны, эти территории были надежно гарантированы от попыток подчинения со стороны Турции, с другой, - включение такого сложного и отсталого по уровню развития региона в состав Российской империи обострило ее противоречия с южными соседями.

Д). Народы Сибири .

Население коренных народов Сибири за первую половину XIX века увеличилось втрое, до уровня 600 тысяч человек. Однако, в связи с усилением переселения русских на восток, создалась угроза утраты коренными народами своих самобытных черт. Это также усугублялось и активным расселением самих сибирских народов по огромным просторам Российской империи. Вследствие этих переселений, активно шел процесс формирования новых народов. Хозяйственная и культурная близость племен, проживающих в Туве, стала основой их этнической общности. Обитавшие в Минусинской котловине племена койбалов, качинцев, бельтиров, сагайцев и кызыльцев составили хакасский народ, а монголоязычные племена Забайкалья и Прибайкалья - бурятский.

С целью сохранения самобытности народов Сибири, а так же включения их в хозяйственную и культурную жизнь российского общества, в 1822 году по инициативе М.М. Сперанского был принят Устав об управлении инородцев. Коренные народы делились на бродячих, кочевых и оседлых. При этом бродячие и кочевые народы были уравнены в налогах с государственными крестьянами, но при этом сохраняли свои внутренние порядки в «образе управления». Оседлые были полностью приравнены к государственным крестьянам. При этом, устав предусматривал постепенный переход бродячих и кочевых народов в оседлые и, как следствие, полное уравнивание их в правах с русским крестьянством (кроме несения военной службы). царствование русь либеральный реформа

Таким образом, в первой четверти XIX века значительно расширился национальный состав населения Российского государства. Власть была поставлена перед необходимостью выстраивать национальную политику с учетом интересов не только наиболее крупных, но и малых народов. На этом пути правительство Александра I добилось немалых успехов, важнейшими из которых стали конституция Царства Польского и Устав об управлении инородцев.

5. I

Во второй четверти XIX века Россия находилась на историческом повороте. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидными для передовой части российского общества, которая, не дождавшись перемен от власти, начала решительную борьбу за демократические преобразования. Предпринятые правительством карательные меры заставляли прогрессивно мыслящую часть населения страны покидать родину и уезжать за границу.

Общее ужесточение политического режима в России не могло не сказаться и на национальной политике. В начале 20-х годов начался постепенный отход от положений польской конституции 1815 года, и 14 февраля 1832 года она была полностью отменена; вместо нее появился «Органический статут», в соответствии с которым Польша становилась составной частью Российской империи (с сохранением административно автономии) и, как следствие, лишалась собственной армии и сейма. Для предотвращения выступлений протеста император распорядился построить вокруг Варшавы цитадель, орудия которых постоянно держали под прицелом польскую столицу.

В отличие от Польши, на Украине не стоял так остро вопрос о политической автономии. Главными проблемами были предоставление свободного права изучения и использования украинского языка местным населением. В 1833 году Николай I дал согласия на открытие Киевского университета, где в 1846 году возникло Кирилло-Мефодиевское студенческое общество, участники которого выступали за национальную автономию всех славянских народов в рамках единой славянской федерации.

В это время в западных губерниях станы вели борьбу за сохранение национальных традиций Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество и Эстонское ученое общество. Прибалтийские народы по-прежнему были лишены каких-либо основ государственности. Пережив аграрную реформу при Александре I, они так и не получили земли. Однако, начавшийся при Николае I промышленный переворот и активизация внешней торговли, со временем способствовали формированию в Прибалтике одного из самых динамично развивающихся экономических районов Российской империи.

Положение представителей разных народов и конфессий при Николае I было неодинаковым. По законам Российской империи было разрешено исповедовать любую религию, с той лишь оговоркой, что ее последователи признают царскую власть и существующие порядки. При этом положение православной церкви было, однако, более привилегированным. Поощрялся (а порой и стимулировался) переход в православие представителей другой веры. Так, например, решением «еврейского вопроса» считалось насильственное крещение евреев с присвоением им русских имен и фамилий, приобщение их к русскому языку и культуре, отказ от традиционного религиозного образования и образа жизни. Все это вызывало нарастание недовольства среди еврейского населения.

Аналогичные проблемы преследовали и многочисленные народы Кавказа. Главной причиной Кавказской войны (продолжавшейся без малого 50 лет) стали попытки царского правительства внедрить на Кавказе российские законы и обычаи. Это было столкновение двух непохожих культур, традиций и образов жизни. Больше всего горцы были возмущены запретами на совершение набегов, которые для многих из них служили средством к существованию. Кроме того, кавказцы сопротивлялись введению все новых налогов, истощавших и без того небогатое население.

Непосредственным поводом к войне послужило прибытие на Кавказ генерала Ермолова, многочисленные походы которого для «усмирения» горцев привели к вымиранию целых аулов. Ермолов предложил выселять местное население из равнинной части территорий в горы с одновременной раздачей земель казакам, местным чиновникам и офицерам; все это означало для местного населения потерю своих полей и пастбищ, а значит и средств к существованию. Кавказцам не оставалось другого выбора, кроме как начать сопротивление.

Царское правительство, стремившееся подчинить себе народы Кавказа столкнулось с упорным сопротивлением местных жителей, создавших собственное государство - имамат. Многолетняя кавказская война закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России. Это привело к массовому исходу местного населения из родных краев. Кавказские земли покинуло около трех миллионов человек. Началось интенсивное заселение Кавказа русскими, украинцами и белорусами.

Несмотря на трагичность событий, включение горных районов Кавказа в состав Российской империи имело и позитивное значение. С новой властью сюда пришла более современная техника земледелия, просвещение, здравоохранение, а позже - промышленное производство.

Таким образом, несмотря на явно обостренный национальный вопрос, при Николае I множилась семья народов России, росла их численность, налаживалось хозяйство, получали развитие просвещение и культура. Тем не менее, отсутствие реальных реформ сплотившее передовую часть населения страны, стимулировало решительную борьбу за демократические преобразования и переустройство общества, следствием которой стали либеральные реформы, проводимые в последующие годы Александром II. Эти реформы затрагивали все стороны общественной жизни, закладывая традиции гражданского общества и правового государства. Вместе с тем, они сохранили сословные преимущества, а так же имели ограничения для национальных районов страны.

6. Национальная политика Александра II

Особо напряженная ситуация сохранилась в Польше, где появились многочисленные тайные организации. Современники разделили их на два типа - «красные» (боровшиеся за интересы крестьянства) и «белые» (помещики и крупная буржуазия, выступавшие против решения крестьянского вопроса). Обе партии, тем не менее, объединяло стремление восстановить Польшу в границах 1772 года. Антирусское настроение в польской среде были настолько сильны, что даже инициатива начальника гражданского управления маркиза А.Велёпольского о восстановлении конституции 1815 года была сочтена слишком умеренной национальной программой и не удовлетворяла ни «красных» ни «белых». Маркиз решил при помощи специального рекрутского набора призвать в армию революционно настроенную молодежь, что привело к вооруженному восстанию в конце января 1863года. К маю 1864 года восстание было окончательно подавлено, после чего последние остатки польской автономии были ликвидированы, а название Царства Польского заменено на безликое «Привисленский край». Польские дворяне были лишены права избирать предводителей дворянства, которые теперь назначались из Петербурга. Полякам-католикам было запрещено покупать и арендовать земли в девяти западных губерниях.

При Александре II продолжилась политика, начатая Николаем I по отношению к Кавказским народам. Главнокомандующий кавказской армией А.И. Барячтинский считал необходимым начать активное заселение Кавказа терскми казаками, «чтобы постепенно стеснять горцев и лишать их средств к жизни». Результатом такой политики стало насильственное переселение в Турцию около 100 тысяч черкесов (при этом, однако, на освободившиеся земли переселялись не только казаки и крестьяне, но и греки и армяне, бежавшие от притеснений из Турции).

Однако, существовали и другие мнения относительно решения национального вопроса на Кавказе. Военный министр Д.А. Милютин призывал к проведению более гибкой национальной политики, считая необходимым оставить в неприкосновенности религию, обычаи и образ жизни кавказских народов. В русле этой политики действовало правительство, оказывая поддержку высшему и среднему духовенству. На Кавказе был введен особый суд, который состоял из выборных представителей горных народов решавших дела «в духе народных воззрений».

Изменилось отношение правительства и к еврейскому населению. В 1860-е годы были введены различные льготы, разрешавшие проживание вне «черт оседлости» купцам 1 гильдии, обладателям ученых званий, некоторым категориям ремесленников. Более гибкую политику правительство Александра II стало проводить и к народам Поволжья (политика насильственной христианизации в этом регионе показала свою полную несостоятельность; многие новокрещенные народы возвращались к своим прежним верованиям). Вторая половина XIX века стала для многих из них временем формирования национальной интеллигенции, были заложены основы литературного татарского языка, открыты первые татарские и чувашские школы. В то же время, были уничтожены административно-политическая самостоятельность и национальное самоуправление немецких колоний в Поволжъе и национальная школа в них. Все это вызвало исход немецкого населения из России в Америку.

Атмосфера либеральных реформ способствовала подъему национального самосознания в рядах украинской и белорусской интеллигенции. Но если по отношению к прочим народам правительство допускало определенные послабления. То в Малороссии (Украине) и губерниях Северо-Западного края (Белоруссии) правительство видело исконно русскую часть населения страны и отказывалось признавать самостоятельное существование украинского и белорусского народов, их национального языка и культуры.

Таким образом, правительство Александра II проводило избирательную национальную политику. Но избирательность эта проявлялась лишь в выборе различных методов для осуществления единственной цели - укрепление единой и могучей Российской империи.

В этом же русле действовал и следующий правитель - Александр III, видевший одной из своих главных задач сохранение единства многонационального российского государства.

7. Национальная политика Александра III

Во второй половине XIX века окончательно установились границы Российской империи. После русско-турецкой войны к России были присоединены грузинские и армянские земли, а так же Южная Бессарабия. Были определены территории туркестанских владений России в Средней Азии, разграничены территории между Россией и Китаем на Дальнем Востоке. В 1875 году за Россией были признаны права на Сахалин.

Проводя внутреннюю политику на сохранение целостности Российского государства, одной из главных своих задач Александр III видел в реформировании системы образования на национальных окраинах и насильственное насаждение русского языка. Так, например, было решено покончить с немецким влиянием в Прибалтике: во всех учебных заведениях преподавание на русском языке стало обязательным, и делопроизводство во всех учреждениях было переведено на русский язык.

Александр III продолжил политику предшествующего царствования и в отношении Польши. Для поляков-католиков был закрыт доступ к государственным должностям, а польский и литовский языки - изгнаны из государственной школы.

В 1891 году император постановил всю местные законопроекты в Финляндии, касающиеся интересов империи, согласовывать с соответствующими ведомствами в Петербурге. В этом же году вся переписка чиновников была переведена на русский язык.

Ужесточилась политика по отношению к евреям. В 1891 году правительством был издан указ о выселении всех евреев, незаконно проживающих в Москве и Московской губернии. Немногим ранее, 1887 году были введены ограничения для еврейских детей при поступлении в учебные заведения. Кроме того, существовали ограничения на занятие определенными видами деятельности. Однако все эти притеснения не распространялись на евреев, перешедших в православную веру.

Таким образом, при Александре III были предприняты попытки усиления православия в жизни страны. Национальная политика была ужесточена по сравнению с предшествующим царствованием; была проведена русификация Прибалтики, Польши, а так же народов Кавказа. Была ограничена национальная самостоятельность Финляндии, еще больше стеснены права евреев.

В октябре 1894 года император Александр III умер, и на престол вступил его сын Николай II, который продолжил курс своего отца и в национальном вопросе.

8. Национальная политика Николая II

Прежде всего, Николай II стремился ликвидировать последние элементы самостоятельности Финляндии. В 1899 году был издан манифест, ограничивающий права сейма, а в 1901 году - расформированы национальные армейские части. Делопроизводство велось исключительно на русском языке, что было так же обязательным не только для государственных учреждений Финляндии, но и для частных компаний в Польше.

Гнет испытывало и еврейское население. Не имея возможности проявить себя на государственном поприще, еврейская молодежь активно пополняла ряды революционных организаций. Неспокойно было и на Кавказе. В 1903 году произошли волнения из-за указа о передаче имущества армянско-грегорианской церкви в ведение властей. Украинские и белорусские земли традиционно рассматривались как исконно русский, вследствие чего украинцы и белорусы причислялись к русскому населению. Сохраняли силу секретные указы Александра II, запрещающие ввозить из-за границы литературу и периодические издания на украинском и белорусском языках, а так же играть на этих языках спектакли. Русификация в конце XIX начале XX века привела к росту украинского национального движения, основной идеей которого было отстаивание права культурного возрождения. В то же время появились радикальные организации, стоящие на позициях национализма.

В начале XX века обострились аграрный и рабочий вопросы. Нерешаемые экономические и социальные проблемы усугублялись в национальных окраинах страны русификационной политикой государства. А с началом русско-Японской войны недовольство нерешенными проблемами усиливалось чувством национального унижения в связи с неудачами на фронте. Под напором национальных выступлений власти вынуждены были частично пересмотреть национальную политику. Весной 1905 года правительство пошло на уступки в польских школах: было разрешено преподавать польский язык и закон божий католического вероисповедания, а в гимназиях - вести ряд предметов на русском языке. В этом же году в Финляндии был утвержден сеймовый устав (фактически конституция), предусматривающий введение парламента, избираемого на основе всеобщего избирательного права. Ввиду сложной обстановки на Кавказе, наместник заручился согласием Николая II на отмену закона 1903 года о конфискации имущества армянской церкви. Некоторые послабления были введены и для других народов. В 1907 году были приняты «Новые Правила о начальных училищах для инородцев», разрешающие использовать родной язык как вспомогательный после двух лет обучения.

Однако, несмотря на некоторые послабления, государственное управление по прежнему оставалось привилегией исконно русского населения. В июне 1907 года, одновременно с роспуском II Думы был обнародован новый избирательный закон. В нем говорилось, что «созданная для укрепления государства Российского, Государственная дума должна быть русскою по духу..». В соответствии с этим законом «.. иные народности, входящие в состав державы нашей, должны иметь в Государственной думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в их числе, дающем им возможность быть вершителем вопросов чисто русских..». Кроме того, малые народности на окраинах Российской империи («..где население не достигло достаточного развития гражданственности..») лишалось возможности принимать участие в выборах. Правительство стремилось ликвидировать те немногие уступки, которые национальные окраины вырвали в ходе революции.

Изменилась политика и в отношении к Финляндии. Дабы не допустить развития там настроений, ведущих к обособлению, Николай II в 1910 году распустил Финский сейм и назначил новые выборы. Власти так же усилили антипольскую деятельность. Новый избирательный закон резко сократил польское представительство в думе.

Вывод: На протяжении всей истории становления русского государства самодержавие постоянно сталкивалось с необходимостью решать национальный вопрос. Усилением репрессивных мер либо проведением либеральной политики по отношению к тому или иному народу, власти всегда преследовали одну главную цель: расширяя границы государства путем завоевания и присоединения новых территорий, любыми средствами способствовать укреплению положения титульной нации, целостности и мощи Российской империи. При этом следует признать, что многовековая история межнациональных отношений в российском государстве доказала невозможность создания «идеальных» условий существования одновременно многим народностям, исповедующим разную религию, имеющим разные обычаи и традиции.

Литература

1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Косулина 6 класс. История государства и народов России. М. 2003

2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Косулина 7 класс. История государства и народов России. М. 2003

3. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Косулина 8 класс. История государства и народов России XIX век. М. 2003

4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Косулина 9 класс. История государства и народов России XX век. М. 2003.

5. Орлов А. С., Основы курса истории России.

6. Кравченко А. И. Социология. М. 2002.

7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М. 1998.

8. Боголюбов Л.Н. Лазебникова А.Ю. Человек и общество. Ч.2. М.2004.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Состояние России к началу царствования Ивана Грозного. Внутренняя политика. Состояние хозяйства и экономики. Внешняя политика. Анализ правления и реформ Ивана IV. Опричнина как форма репрессий инакомыслящих. Кризис 80-х годов. Итоги царствования.

    реферат , добавлен 23.10.2002

    Две эпохи царствования Ивана Грозного. Детство, юность, формирования мировоззрения будущего царя. Основные биографические данные. Особенности проведения внутренней политики Грозного: многочисленные реформы, опричнина. Внешняя политика царя: войны, походы.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Особенности развития России в XVI веке: усиление централизации, внешняя и внутренняя политика. Личность и деятельность Ивана Грозного. Историческая оценка начала царствования Ивана IV и реформ Избранной Рады. Опричнина и ее последствия для России.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2013

    Образование и воспитание Ивана Грозного; история его прихода к власти. Оценка внешней политики царя. Описание одностороннего и мнительного направления политической мысли монарха в работах Ключевского. Отрицательное значение царствования Ивана Грозного.

    реферат , добавлен 15.06.2014

    Психологический и политический портрет Ивана Грозного. Характеристика внутренней и внешней политики страны в период правления Ивана Грозного. Описание характера и портрета Ивана Грозного, его характеристика и биография. Сущность реформ 50-х годов XVI в.

    реферат , добавлен 26.02.2009

    Укрепление государственного управления и военной системы, его централизация в первой половине правления Ивана IV; опричнина. Задачи западного и восточного направления во внешней политике царя. Оценки реформ Ивана Грозного современниками и потомками.

    доклад , добавлен 03.04.2012

    Краткая биография Ивана Грозного - первого русского государя, венчавшегося на царство. Эпоха насилия и опричнины, правление Ивана Грозного. Казанские походы 1549-1552 г. Проведение церковной (Стоглавый собор), правовой (Судебник 1550 г.), военной реформ.

    реферат , добавлен 10.12.2014

    Возвышение авторитета царской власти в период правления Ивана IV (Грозного). Принятие нового Судебника Земским собором 1549-1550 гг. Реформа управления на местах. Основные задачи внешней политики. Опричнина (1565-1572 гг.). Итоги правления Ивана Грозного.

    презентация , добавлен 20.12.2015

    Анализ реформ Ивана IV, их роль в формировании централизованного государства. Мероприятия по проведению реформ. Борьба с еретиками и нестяжателями, государственные преобразования. Значение опричнины. Место правления Ивана Грозного в истории России.

    реферат , добавлен 15.12.2015

    Польский вопрос в международной политике 1813-1815 гг. Раздел Польши и образование Польского Царства (Королевства). Конституция Царства Польского 1815 г., основы ее принятия. Отношение к Конституции в обществе, претворение ее принципов в жизнь.

Вступая на престол, этот царь заявил: «При мне все будет, как при бабушке» (то есть ). До уровня бабушки он как монарх не дотянул, но сходство правлений все же просматривается. Как и Екатерина, Александр 1 говорил много либеральных слов и делал много деспотических, крепостнических дел.

Внутренняя политика (наследник бабушки)

В начале своего правления Александр 1 много говорил о необходимости реформ в России. Но на каждое его нововведение находилась контрмера.

  1. Александр расширял права купцов и наделял их различными привилегиями – правом являться ко двору, носить классный чин, и др. Но одновременно он сразу же после вступления на престол возобновил действие жалованной грамоты дворянству 1785 года, превращавшей дворянство в привилегированный класс фактически без обязанностей.
  1. Царь неоднократно заявлял о желании расширить права крестьян и в 1803 году подписал Указ о вольных хлебопашцах, разрешавших крестьянам по договоренности с помещиками выкупаться с землей. Но этим правом за 20 лет воспользовались… аж 47 тыс. человек (0,5% крестьянского населения), а после войны 1812 года в стране выросли военные поселения, представлявшие собой невиданный ранее уровень крестьянской несвободы.
  2. Царь приближал к себе либералов (таких, как Румянцев или ), но и Аракчеев, ставший символом солдафонского подавления любого инакомыслия, был близким к нему человеком.

Надо отдать должное царю – Александр 1 централизовал и упорядочил управление страной, создав в 1810 году Государственный совет (нечто вроде кабинета министров), аккумулирующий всю информацию по государству и вносивший предложения по решению имеющихся проблем. Он также был покровителем просвещения – в его правление были открыты такие учебные заведения, как Царскосельский лицей, харьковский и казанский университеты, а другие учебные заведения повысили свой класс и увеличили количество кафедр и факультетов. Из казны учебным заведениям оказывалась помощь, и даже финансировались поездки студентов и преподавателей за границу.

Внешняя политика (победитель Наполеона)

Из достижений внешней политики Александра более всего известен этот факт. Правда, успешной для Росси стала только вторая кампания против императора французов, а война 1805-1807 годов закончилась довольно унизительным Тильзитским миром. Но факт: внешняя политика Александра 1 была последовательней внутренней. Он проявил себя последовательным монархистом, желающим прироста своих владений, укрепления авторитета монаршей власти как таковой и своей собственной среди коллег в частности. Россия при нем приросла территориально, и ее международный авторитет вырос.

  1. Александр 1 вел успешные войны , Швецией (1808-1809), . Это не говоря об и последующем разгроме Франции.
  2. При нем к России были присоединены Финляндия, Бессарабия, Грузия, Абхазия, Дагестан, Закавказье. Лишь часть этих земель были присоединены военным путем; Грузия, к примеру, вошла в состав империи по международному договору.
  3. Александр I стал инициатором создания Священного союза – объединения монархий ради сохранения монархий и борьбы с революционными учениями. Россия потом долго играла роль своеобразного «флагмана контрреволюции».
  4. Император придавал большое значение внешней торговле. В частности, при нем важным торговым партнером России стала Англия.
  5. Александр не желал усиления в Европе германского влияния, и ему в некоторой степени удалось помешать ему, сталкивая во время

В эпоху правления императора Александра 1 Россия уже была крупнейшей страной мира по размерам, поэтому на ее территории проживало огромное количество различных народов и наций. Постоянное присоединение новых земель приводило к тому, что в Российскую империю входили территории со своей культурой, традициями и обычаями. Всё это нужно было учитывать при проведении внутренней политики страны. Поэтому национальная политика Александра 1 это очень важная тема, которая позволяет понять процессы, происходившие в России первой четверти 19 века, а также продемонстрировать позицию власти в отношении присоединенных земель и народов.

Каждый из этих регионов уникален, у каждого свои традиции и обычаи. Поэтому изучим особенности внутренней политики Российской империи эпохи Александра 1, направленной на национальные окраины страны.

Великое княжество Финляндское

Финские земли долгое время входили в состав Швеции. Ситуация изменилась в 1809 года, когда шведы проиграли русско-шведскую войну. Условия мира получились довольно умеренными, но шведы потеряли Финляндию. На новой земле России нужно было проводить нацполитику, поскольку в состав империи вошли земли с народами, которых раньше не было. В Финляндии в основном жили 2 народности: шведы и финны. Александр 1 избрал для этого региона весьма сдержанную политику, наделив эти земли большой самостоятельностью.

Отличительные особенности национальной политики России в Финляндии эпохи Александра 1 следующие:

  • Делопроизводство в княжестве велось на шведском языке. Обращаю внимание, что язык не финнский, поскольку у Финляндии самостоятельного статуса не было никогда. Веками здесь правили шведы и основным языком был шведский.
  • Управление княжеством осуществлял сейм - сбор представителей различных категорий населения. Сейм - это нечто похожее на славянское вече. Без согласия сейма на территории Финляндского княжества нельзя было вводить новые законы, либо отменять старые.
  • Княжеством управлял генерал-губернатор. Его, как и любых других чиновников назначал Император.
  • Комитет главного управления Финляндии руководил всеми административными вопросами. Он состоял из 12 местных жителей, которые подчинялись генерал-губернатору. Из этих 12 жителей 6 представляли дворянские сословия, а 6 нет.
  • Княжество сохраняло полную самостоятельность в системе образования и самоуправления.

Финляндия в статусе отдельного княжества Российской Империи получала статус государства в государстве. Да, российский император назначал генерал-губернатора и других чиновников, но, как правило, изначально эта кандидатура согласовывалась с финляндским сеймом. В остальных же аспектах развития княжества никаких ограничений и никаких попыток задавить национальное движение или полностью подчинить России народы Финляндии или Швеции не предпринимались. Поэтому Финляндия очень уверенно развивалась в России и жила без каких-либо потрясений.

Польское царство

В состав Российской Империи Польша была присоединена в 1815 года. В качестве территориальной единицы и официального наименования использовалось - Польское царство . В этом же году утвердили Конституцию, согласно которой руководителем царства был утвержден действующий император. Конституция была довольно либеральной, поэтому поляки очень радостно ее восприняли. С другой стороны это привело к большим проблемам, которые вылились в русско-польские конфликты уже через 10 лет, после смерти Александра 1. Польский вопрос очень важен, поскольку поляков в России было много. Они занимали 3 место по численности среди всех народов, населявших России, уступая по численности только русским и украинцам. Примечательно, что четвертым по количеству национальных представителей в Российской империи были евреи, которых в огромном количестве проживало на территории Польши.

Национальная политика Александра 1 в отношении Польши предполагала:

  • Русский император становился полноправным и единственным правителем Царства. Однако, вводилась Конституция, которая была главным законом этого региона, и которой присягал в том числе и император.
  • Законодательная власть принадлежала императору. Частично эти функции ложились на местные сейм, в который ходили только поляки. Сейм имел право рекомендации царю необходимых законов, но принятие законов отводилось исключительно Государственному совету при Александре I.
  • На всех ключевых постах управления Царством должны были назначаться только поляки.
  • Официальный язык в данном регионе оставался польский. Делопроизводство также велось на польском языке.

Конституция Польского царства - важная тема, поскольку трактовать ее однозначно невозможно. С одной стороны она сохраняла либеральное отношение России к полякам (особенно к знати), но с другой стороны создавала огромные противоречия. Сама Конституция со стороны императора и польского дворянства воспринималась по-разному. Польское дворянство была уверены, что либеральная конституция это только первый шаг, а в дальнейшем территория Польши может разрастаться за счёт территорий Украины и Белоруссии, чтобы воссоздать в дальнейшем распавшуюся Речь Посполитую. Александр Первый был уверен, что принятие либеральной Конституции давало Польскому царству и так огромные преимущества и возможности, которые, возможно, даже были излишними. Поэтому со стороны Императора национальная политика в отношении поляков предполагала передачу конкретных прав и возможностей, расширение которых не предполагалось, а польские дворяне были уверены, что российский Император и дальше должен увеличивать их права. В результате был заложен фундамент для последующих национальных конфликтов в этом регионе.

Сравнительное положение Польши и Финляндии

Для детальной характеристики национальной политики России эпохи Александра 1 предлагаю сравнить положение Финляндии и Польши в составе Российской Империи, найти общие и отличительные особенности в управлении каждым из этих регионов. Для этого приготовим специальную таблицу.

Сравнивая положение двух регионов Российской империи важно отметить, что Финляндское княжество обладало большей самостоятельностью, чем Польское царство. Во многом этому способствовало то, что у поляков были разногласия исторического плана с Российской империей, и предоставление им полной самостоятельности могло создать большие проблемы.

Прибалтийские земли

В западной национальной окраине России, Прибалтике, очень остро стоял национальный вопрос. В основном этот вопрос касался земли. Начать следует с того, что Прибалтика на момент царствования Александра 1 состояло из 3-х губерний:

  1. Курляндская. Вошла в состав Российской империи с распадом Речи Посполитой.
  2. Лифляндская. Присоединена к Российской империи в 1721 году.
  3. Эстляндская.

Прибалтика не обладала такими широкими национальными привилегиями, какие были у Польши или у Финляндии. Основной вопрос в этом регионе касался земли. Вопрос был очень острым, поскольку крестьяне в основном были эстонцами и латышами, а помещики, в силу исторических причин, были германцами. Поэтому национальные конфликты в данном регионе носили не русский характер, а исключительно немецко-прибалтийский. Для решения этой проблемы в 1804 году Александр фактически отменяет крепостное право в Прибалтике. По Указу, изданному императором, каждый крестьянин получал в распоряжение землю, которую имел право передавать по наследству. Помещики утратили право продавать или обменивать крестьян без земли. Вместе с этим были значительно сокращены земельные и иные повинности крестьян перед помещиками.

Проведение такой национальной политики со стороны Александра 1 привело к противоречиям с прибалтийскими помещиками. Для их устранения в 1816-1819 годах на территории всех 3-х прибалтийских губерний осуществили частичные контрреформы, которая частично откатила то, что было сделано ранее. Крестьяне сохранились независимость от помещиков, однако утратили право на землю даже личную, не говоря уже о наследуемой. Вся земля вернулась к помещикам. Крестьяне получили только право арендовать эту землю. Все органы управления и исполнения для крестьян были своими, но контролировали теперь их помещики.

Территория Кавказа

Кавказ всегда был сложным регионом для России. В начале XIX века здесь проживало порядка 50 народностей, каждая из которых обладала своим языком, своей культурой и религией. Основные языковые группы Кавказа этого периода следующие:

  • Иранская. Представители - таты, курды и осетины.
  • Армянская. Представителя - армяне.
  • Тюркская. Представители - балкарцы, кумыки, азербайджанцы, карачаевцы, ногайцы.
  • Карельская. Представители - грузины.
  • Северо-кавказская. Представители - ингуши, черкесы, абазины, лезгины, сокуры, абхазы, даргинцы, рутульцы и другие.

Все народы обладали своим языком. У них была различная религия. У них была различная культура и обычаи. Они занимались разными вещами и разными промыслами. Российская Империя расширяла свои владения на Кавказе. Национальная политика здесь была довольно мягкой и регионы не утратили свой статус и свое право на религию, язык и традиции. Для самой же Российской империи присоединение регионов Кавказа портило отношения прежде всего с Ираном и Турцией. Эти страны также заявлялись свои права на данный регион.

Присоединение различных народов проходило по-разному. Многие из них, спасаясь от Турции и Ирана, сами добровольно вступали в Российскую империю, а некоторые народы приходилось подчинять силой.

Сибирь

Национальный вопрос в Сибири стоял для Российской империи не менее остро. Достаточно сказать, что в начале 19 века здесь проживало 200 тысяч человек, а к середине столетия здесь проживало уже более 600 тысяч человек. Такой рост связан не только с демографическими факторами, но и с переселением людей из западной части Империи на восток. В это время все сибирские народы назывались инородцы . Таких инородных народов было достаточно много и Российская Империя ставила своей задачей сохранения национальной самобытности каждого из этих народов. Вторая задача заключалась в том, чтобы плавно и постепенно вписать эти народы в жизнь империи. Для решения этих задач в 1822 году был принят Устав об управлении инородцев . Его автором выступил Сперанский, который по состоянию на этот год занимал должность генерал-губернатора Сибири. Устав был очень прогрессивным и делил всех инородцев на три большие группы:

  1. Бродячие. К ним относились ненцы, коряки и другие. Они жили по племенным правилам. Лидерами этих инородцев были князья из местной знати.
  2. Кочевые. К ним относились буряты, якуты хакасы и другие. По системе управления они были похожи на бродячих.
  3. Оседлые. К ним относились татары, алтайцы, манси и другие. Это люди, которые «осели на земле», поэтому их приравняли в правах с крестьянами. Но это были не крепостные. а государственные крестьяне.

Устав Сперанского предполагал, что бродячие и кочевые народы со временем должны перейти в статус оседлых, и также получить права государственных крестьян. Важно отметить только факт, что все инородцы Сибири освобождались от военной службы . Даже оседлые народы, которые были приравнены к государственным крестьянам, от воинской службы освобождались, и к ней не допускались. Устав Сперанского с точки зрения истории интересен тем, что подобного документа в отношении национальных окраин и национальностей не было ни в одной другой стране мира. В этом отношении национальная политика Александра 1 была очень гибкой и очень прогрессивной. Он не стремился подчинить и уничтожить присоединенные народы, а стремился наоборот сохранить их самобытность.