Удивительный фаянсовый иконостас. Керамические иконостасы. Фарфоровое чудо. Керамические иконостасы Новоиерусалимского монастыря - самые известные отечественные памятники

Иконостас установлен в недавно построенной церкви в честь Воздвижения Креста Господня, сообщает сайт Вятской митрополии.

Строительство храма завершилось в 2009 году, началась богослужебная жизнь прихода. В 2014 году силами благотворителей и прихожан храма был заказан и оплачен уникальный фарфоровый иконостас, который специально изготовили в Екатеринбурге.

Сборка и установка иконостаса продолжались весь прошлый год.

Это будет уже второй фарфоровый иконостас в Кировской области: на сегодня такой иконостас установлен еще в церкви в честь святителя Николая Чудотворца в поселке Косино (Зуевский район).

Изготовление фарфоровых и фаянсовых иконостасов было довольно распространено в России до революции 1917 года. Традиция устанавливать в православных церквях керамические иконостасы восходит к середине ХVII века. Первыми в России стали иконостасы Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря в Московской области.

Лидером производства в России керамических иконостасов являлось Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова, учрежденное в 1889 году. Мощное объединение включало 18 предприятий, правление располагалось в Москве.

В русском стиле на заводах Кузнецова делали майоликовые киоты и иконостасы сложной конструкции с множеством фигурных деталей. Цена иконостаса с установкой была очень высокой - около семи тысяч рублей. Однако керамические иконостасы были весьма популярны благодаря своей прочной конструкции и стойким огнеупорным краскам. Всего на заводах Кузнецовых в конце XIX века было изготовлено около двадцати таких иконостасов. Сам М. Кузнецов был старообрядцем, в его в домовой церкви красовался подобный иконостас.

Районный центр, поселок Мордово мало чем отличается от сотен таких же райцентров, разбросанных по Центральной России. Замусоренные окраины, сменяют пыльные улицы с многочисленными торговыми и питейно-закусочными заведениями с экзотическими названиями и претензиями на евроотделку. А в самом центре - ухоженное каре административных зданий и культурно-просветительских учреждений, традиционно увенчанное фигурой Ленина. Но есть в Мордово достопримечательность мирового значения - церковь Архангела Михаила, расположенная на живописном берегу реки Битюг.

Построена она в 1909 году на средства прихожан под надзором известных тамбовских архитекторов А. Миролюбовым и Ф. Свирчевским. Автора же проекта историкам установить не удалось. Внутренним убранством церкви, росписью занимался известный московский иконописец Михаил Дикарев. И он же предположительно стал и создателем эскизов редчайшего в России фарфорового иконостаса, установленного в храме одного из самых отдаленных сел Тамбовской губернии.

Знаток истории тамбовских храмов Валентина Кученкова полагает, что иконостас предназначался для подмосковного собора Ново-Иерусалимского монастыря, но затем по неизвестным причинам попал в храм в Мордово. По одной версии иконостас изготовлен по оригинальным эскизам на харьковском заводе Беренгейма, по другой – на фарфоровой фабрике М. Кузнецова, которая ныне именуется Дулевским фарфоровым заводом.

– Пока, к сожалению, не найдено документальных свидетельств об авторах иконостаса, – говорит Валентина Андреевна, – поэтому каждая из версий имеет право на существование…

Даже в лихие безбожные 20-е годы в храме проходили службы, и лишь в 1939 году решением Тамбовского облисполкома храм был закрыт. Судьбой ему было предназначено стать зернохранилищем. Однако иконостас, засыпанный зерном, мало пострадал.

В начале 1945 года благодаря хлопотам верующих и стараниями архиепископа Тамбовского и Мичуринского Луки (известного хирурга Войно-Ясенецкого) храм был открыт.

В 1993 году в дни пастырского визита в Тамбовскую епархию церковь Архангела Михаила посетил и отслужил в ней Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. А в 1999 году, когда в Мордово праздновали 90-летие основания храма, Святейший обратился к прихожанам с посланием, в котором, в частности, говорится: «Храм действительно производит сильное впечатление. Находясь в глубинке России в отдаленном уголке Тамбовской земли, он поражает своей монументальностью и величием, прекрасной архитектурой и благолепием. Видя такую красоту, не перестаешь удивляться творениями ума, рук и сердец нашего православного народа. И сознаешь, что только глубокая вера и любовь к Богу помогали ему созидать такие святыни, которые остаются в веках. Этот сельский храм с установленным в нем фарфоровым иконостасом мог бы стать кафедральным собором и украшением любого города».

Керамика играла немалую роль в русском зодчестве, в том числе - и церковном. Изразцы украшали фасады и интерьеры храмов, а фарфоровые иконостасы, каждый из которых неповторим в своей красоте и оригинальности, были достопримечательностями соборов и обителей. В годы гонения на все церковное большая часть этих произведений искусства была утеряна. Сегодня традиция применения керамики в церковной архитектуре переживает свое возрождение.

История русского керамического иконостаса зарождается в стенах Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Строительство собора было начато в 1658 г. по приказу и при непосредственном участии патриарха Никона. Начиная с 1660-х годов, в Воскресенском соборе было устроено и освящено девять приделов с керамическими иконостасами. Сохранившиеся семь трехъярусных и двухъярусных керамических иконостасов поражают величием форм, блеском цветных искрящихся глазурей, лепкой крупных фигурных деталей.После уникальных керамических иконостасов XVII века история русского изразцового искусства долгое время не знала подобных примеров. Не случайно в середине XIX века исследователь изразцов Нового Иерусалима архимандрит Леонид (Кавелин), высоко оценивая керамические иконостасы собора, сожалел о том, что в его время «не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей».Однако «охотники» нашлись и вскоре были предприняты попытки изготовления фарфоровых иконостасов на заводе А. М. Миклашевского.Но это были скорее отдельные эпизоды, ведь для выпуска сложнейшего, больших размеров иконостаса требовалось мощное производство с высоким уровнем оснащения. Кроме того, эти дорогостоящие изделия нужно было удачно реализовать, а это могло сделать предприятие, уже завоевавшее рынок. Этим условиям в России в то время отвечало «Товарищество М. С. Кузнецова».В иные годы на заводах М.С. Кузнецова производилось до двух третей всей фарфоровой продукции России. Не случайно его называли «фарфоровым императором». Хотя масштаб производства архитектурной керамики не мог сравниться с количеством фарфоровой и фаянсовой посуды, ее ассортимент был весьма разнообразен. Каталоги изделий Товарищества предлагал и покупателям печи и камины, киоты и иконостасы.Представленный на Всемирной выставке 1900 года в Париже иконостас Кузнецова был отмечен премией. Конструктивные, технологические и художественные качества этих изделий проверены и временем. До наших дней дошли три иконостаса и напольный киот церкви Архангела Михаила в поселке Мордово Тамбовской области; три иконостаса церкви Воскресения Христова в селе Зимовеньки Белгородской области; три – в Свято-Троицкой церкви в селе Красногвардейское Ставропольского края; два – в Никольской церкви в селе Голенково Тверской области; один – в соборе Бориса и Глеба в Рязани; еще один – в церкви Святого Владимира в чешском городе Марианские Лазни. Три фаянсовых иконостаса находятся неподалеку от Москвы – в церкви Преображения Господня в городе Железнодорожном (бывшее село Саввино).Нынешнее возрождение церковной жизни вновь обратило ее устроителей к старой традиции – созданию керамических иконостасов. В 1996–1998 годах на Урале воссозданы три фаянсовых иконостаса в Крестовоздвиженском соборе Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Работа подразумевала и изучение русской традиции в этой области, в первую очередь иконостасов М. С. Кузнецова.Достоинства фаянсовых и фарфоровых иконостасов неоспоримы: их нетрудно содержать, на них долго держится позолота, а если какая-то деталь разобьется, то ее легко можно заменить. В современном производстве отлажен технический процесс во всех звеньях изготовления: проектировании, компьютерном моделировании, изготовлении моделей и керамических изделий, монтаже. Такое воплощение получила традиция производства керамических иконостасов, ведущая свое начало из семнадцатого столетия, продолженная в девятнадцатом и возрожденная в наше время.

Подготовлено зав. сектором керамики МГОМЗ Барановой С.И. совместно с ООО «Паллада»

Фарфор – в представлении большинства это достаточно хрупкий материал для изготовления посуды или предметов декора интерьера. Но еще в начале XX века архитекторы и фарфоровые мастера обнаружили, что материал на самом деле сильно недооценен и существует еще масса способов его применения.

Например фарфоровые оклады икон и даже целые иконостасы давно уже не редкость в православных храмах. На просторах России встречаются даже храмы, купола которых выполнены из этого уникального материала.

Чтобы узнать, как делают эти замечательные изделия, фотокорреспондент “Фомы” отправился в Санкт-Петербург в цеха производственного объединения «Паллада».

Процесс изготовления фарфоровых изделий

Отминка

Все начинается на участке отминки, где из глины, руками опытных мастеров, появляются на свет детали будущих изделий. Ценность глины - в её природном происхождении, в её через огонь полученной чистоте, теплопроводности, устойчивости к высоким температурам. Глина - живой материал, он запоминает настроение, которое передаётся через руки мастера и остается в готовом изделии. Подбор глины для фарфоровых изделий – процесс ответственный, и выполняют его с особой тщательностью – от этого зависит качество будущего изделия.

Конечно же все начинается в проектной мастерской, где разрабатывается внешний вид изделия, определяются детали, из которых оно состоит, делаются чертежи. После этого изделие поступает в призводство.

Чертежи и формы

Фото Владимира Ештокина

Сначала по чертежам делаются макеты, или модели деталей будущего изделия, будь то иконостас, или оклад иконы, или обыкновенные изразцы для камина или печи. С этих моделей делается гипсовая форма, в которой после сушки и происходит формовка будущих фарфоровых изделий.

Сушка и обжиг

Фото Владимира Ештокина

Гипс имеет пористую структуру и быстро вытягивает из глины воду. Через два-три часа после заполнения форму переворачивают, изделие из формы вынимают, накрывают тканью, чтобы поверхность не слишком быстро высыхала и не треснула. Сохнет такая деталь около двух недель. Потом его ещё два дня досушивают в специальной сушильной камере. А затем отправляют в большую электрическую печь на обжиг.

Контрольная подгонка деталей

Фото Владимира Ештокина

Когда все элементы изделия высушены и обожжены, проводится их контрольная подгонка, стыковка всех деталей. Важно проверить, нет ли между ними щелей, ровные ли швы. Если что-то не так - изразцы подравнивают на камнерезном станке. Это один из важнейших этапов производства изразцовых изделий. Каждая деталь таким образом находит свое индивидуальное место и маркируется для сборки на объекте. При этом технологические припуски производства необходимые для сушки и обжига убираются. Изделие принимает законченный вид, если окончательно должно остаться в терракоте, в естественном цвете глины.

Роспись

Фото Владимира Ештокина

Если иконостас должен быть расписным, а так чаще всего и бывает, то его отправляют сначала на участок глазурования, где с помощью специальных пистолетов в специальных камерах изделия «обливают» глазурью.

Ну и самый ответственный этап работы, от которого зависит красота нового изделия – это роспись деталей, из которого состоит иконостас. Роспись бывает подглазурная и надглазурная. Подглазурная - это когда роспись наносится по сырой эмали, а затем производится обжиг. Надглазурная - когда рисунок наносится на обожжённую эмаль. И в том, и в другом случае после художественной росписи изразец ещё раз проходит обжиг, уже последний.

Теперь изделия можно собирать, упаковывать и отправлять на монтаж.

Фарфоровые иконостасы представляют из себя монументальные и крупногабаритные конструкции, собранные из отдельных фарфоровых элементов, закрепленных на металлическом каркасе.
Основные технологические этапы производства фарфоровых иконостасов имеют следующую последовательность. Художник-скульптор совместно с архитектором готовят проект иконостаса отдельно для каждого конкретного храма с детальной проработкой каждого отдельного элемента.
Затем модельщики воспроизводят модели элементов, вытачивая их в модельном материале, точно передавая размеры, конструкцию и рельеф поверхности, заложенные авторами в рабочих чертежах. Следующим этапом модельщики приступают к отформовке элементов иконостаса. Для этого на модели прорисовывают линии разъема будущей гипсовой формы и последовательно отливают ее куски. Гипсовые формы высушиваются до влажности около 5 %.


Фарфоровую массу предварительно готовят в шаровых мельницах совместным мокрым помолом огнеупорной беложгущейся глины, каолина, кварцевого песка, полевого шпата и других материалов.
Следующей операцией является изготовление деталей иконостаса методом ручного литья фарфорового шликера в гипсовые формы. Метод изготовления выбирается в зависимости от формы и величины детали. По истечении времени, необходимого для выстаивания образовавшихся деталей, гипсовая форма раскрывается, детали извлекаются и подвергаются ручной оправке.


После высушивания детали иконостаса проходят утильный обжиг при температуре 800 градусов. Затем детали глазуруют. Глазурь представляет из себя тонкомолотую смесь минералов-плавней, образующую после обжига блестящий стекловидный слой на поверхности изделия.
Политой обжиг осуществляется для фарфоровых деталей в горнах при температуре 1 250 градусов С, в печах 1300 градусов.


Художники и живописцы наносят декор вручную на готовые белые детали в соответствии с утвержденным цветовым решением проекта иконостаса. Для декорирования деталей иконостаса могут использоваться различные надглазурные и подглазурные красители, люстры, а также препарат жидкого золота. Декор закрепляется во время обжига, производимого в электропечи при температуре около 850 градусов С и сохра?няет яркость и свежесть красок на дол?гие годы.
Завершающим этапом создания иконостаса является монтаж и закрепление готовых фарфоровых деталей на металлическом каркасе по месту установки иконостаса.
Конструкции фарфоровых иконоста?сов отличаются от иконостасов, изго?товленных в ином материале. Они состоят их трех взаимодополняющих структур: фарфоровых деталей, со?бираемых по типу кирпичной кладки на строительном растворе, металли?ческого каркаса, обеспечивающего достаточную прочность, надежность и долговечность сооружения, и деревян?ной обшивки со стороны алтаря, дополняющей обитую жесткость кон?струкции.
Фарфоровые иконостасы ручной работы обладают уникальностью и неповторимостью облика, хотя и состоят из модульных, стандартных деталей.
За комбинаторикой повторяемых элементов скрываются большие возможности разнообразия композиционного строя, цветового решения, пластики, формы в пределах единого композиционного решения? канонических рядов. Трансформация составных элементов и широкие возможности ручного декорирования деталей обеспечивают простоту изменяемости художественного облика иконостаса.
Несмотря на то, что фарфоровые иконостасы производятся индустриальным методом, они содержат в себе теплоту рук человеческих, ведь создаются и расписываются детали вручную.
Фарфоровые иконостасы изготавливаются высококвалифицированными специалистами в условиях специализированного фарфорового предприятия на современном оборудовании с использованием высококачественных сырьевых материалов, это позволяет гарантировать строгое соблюдение всех технологических параметров в процессе производства, что в свою очередь обеспечивает высокое качество изделий.

Проектирование фарфоровых иконостасов и убранства из художественного фарфора в храмах

Изделия художественного фарфора, отличающиеся яркостью, гладкостью, блеском глазурованных поверхностей, находят широкое применение в интерьерах храмов. Мы разрабатываем и производим большой ассортимент элементов убранства:
  • Фарфоровые иконостасы;
  • Фарфоровые напольные и настенные киоты;
  • Фарфоровые элементы архитектурного оформления интерьеров: карнизы, пилястры, плинтуса, арки, ограждение солеи и т.п.;
  • Фарфоровые аналои;
  • Фарфоровые напольные подсвечники;
  • Фарфоровые престолы.


Фарфоровые иконостасы и другие элементы убранства проектируются индивидуально для каждого храма. При проектировании учитываются размеры храма, габариты алтарных арок и стен, пожелания Заказчиков по количеству ярусов иконостаса, иконографическому составу, размерам икон и Царских Врат.
Иконостас составляется из отдельных объёмных элементов, средний размер которых 300-400 мм. Различные варианты компоновки элементов позволяют достичь индивидуальности каждого иконостаса или киота. Кроме того, в каждый иконостас привносится 20-30% новых элементов. Поэтому все разработанные и установленные нами иконостасы неповторимы и гармонично вписываются в интерьер храмов.
По желанию Заказчика может быть разработан и изготовлен совершенно новый эксклюзивный иконостас в единственном экземпляре.
В настоящее время освоено изготовление фарфоровых иконостасов в неорусском, византийском стилях, разработаны проекты тябловых иконостасов в древнерусских традициях.
Во многих восстанавливаемых и реставрируемых храмах возникает необходимость воссоздания утраченного когда-то иконостаса. По сохранившимся старым фотографиям мы сможем воплотить образ старинного деревянного, каменного или керамического иконостаса в новом фарфоровом иконостасе.
Такое решение удачно опробовано на нескольких изготовленных нами иконостасах в ряде храмов: Спасо-Преображенском соборе в г. Невьянске, Воскресенской церкви Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, церкви Св. Великомученика Георгия Победоносца в с. Коуровская Слобода, Свердловской области, Свято-Троицкой церкви в г. Арамиль. Внешний вид этих иконостасов, сохранённый на старых фотографиях и в памяти пожилых прихожан, бережно воссоздан и воплощён в новых фарфоровых формах.
Мы можем предложить решения по реставрации, ремонту сохранившихся фаянсовых иконостасов рубеже XIX-XX веков, воссозданию утраченных иконостасов.
При проектировании ведётся индивидуальная работа с каждым заказчиком. Организуется выезд
архитектора в храм для обмеров, оценки возможных решений и консультаций с настоятелем и Заказчиком.
На первом этапе разрабатывается эскизный проект общего решения иконостаса в линиях и цвете в увязке с интерьером храма.
По согласованному Заказчиком эскизному проекту разрабатываются рабочие чертежи как всего иконостаса, так и его отдельных деталей.
Для каждой детали изготавливается модель из модельного материала на основе полиуретановых композиций. Объёмное моделирование ведётся с применением современных компьютерных технологий и станков с ЧПУ. Это позволяет изготавливать модели в сжатые сроки и с высокой точностью стыковки элементов.
Широкие гаммы фарфоровых красителей отечественного и импортного производства позволяют воплотить любые цветовые решения.
Краски на фарфоре отличаются необыкновенной лёгкостью, воздушностью и чистотой. Благодаря глянцевым глазурованным поверхностям фарфоровый иконостас всегда выглядит как новый. Особую торжественность и праздничность придаёт иконостасу натуральное золочение. Зеркальный отражающий блеск золота возможен только на глазурованных фарфоровых и фаянсовых иконостасах, что выгодно отличает их от иконостасов из других материалов.
При разработке цветового решения иконостаса всегда учитывается художественно-символический замысел интерьера всего храма, а так же символическое соответствие цветовой гаммы иконостаса тем святым, в честь которых освящён храм.