Когда католическая церковь объявила мартина лютера еретиком. Темная сторона Мартина Лютера: хотел убить всех евреев. Богословские взгляды Лютера

С 1514 года Мартин Лютер (1483-1546) был проповедником в городской церкви Виттенберга. Среди прихожан он пользовался популярностью за свое завидное красноречие. Он часто сидел в своем кабинете, погружённый в чтение Библии. Лютер надеялся, что Священное Писание поможет ему прояснить, в каких отношениях друг с другом пребывают человек и бог. Для римской Церкви эти отношения были абсолютно ясны: бог обращается к человеку через Папу Римского и далее, в соответствии с церковной иерархией, через епископов и священников, назначенных святым отцом. Тем самым римская Церковь наделяла себя монопольным правом на толкование Библии. Более того, Ватикан оставлял за собой и право наказывать тех, кто, по его мнению, нарушал библейские нормы.

95 тезисов – критика внутрицерковных злоупотреблений

Мартин Лютер по-новому истолковал Евангелия Нового Завета, предложив совсем иную христианскую парадигму. Он полагал, что никакого "апостольского посредничества" в отношениях между богом и человеком быть не может. Лютер считал, что источником веры может быть исключительно Библия, то есть отдавал первенство Священному Писанию перед Священным Преданием.

Далее Лютер утверждал, что спасение для вечной жизни возможно лишь по божьей милости, высшим выражением которой была спасительная миссия Христа. Причём эта божья благодать является даром, который нельзя заслужить никакими делами и поступками. Наконец, Лютер был уверен, что главной предпосылкой для спасения является искренняя вера во Христа, которая сама по себе тоже является даром божьим. Человек, однако, обладает свободной волей и потому может отвергнуть этот дар.

А началась вся эта "реформация" в результате того, что во всей Европе махровым цветом расцвела торговля индульгенциями. Вырученные деньги должны были пойти якобы на строительство нового собора в Риме и на поддержание роскошной жизни Папы Римского Льва Х (1475-1521), который всегда нуждался в деньгах.

Составляя свои знаменитые 95 тезисов в кабинете в Виттенберге, Лютер собирался, собственно, лишь способствовать искоренению злоупотреблений внутри Церкви. У него и в мыслях не было вступать в конфликт с Папой Римским, и уж тем более - учреждать собственную Церковь. Именно поэтому записанные 31 октября 1517 года тезисы он не прибил к воротам дворцовой церкви Виттенберга, как гласит предание, а разослал друзьям "для обсуждения". Тогда он был еще не революционером, а простым монахом, озаботившимся спасением душ своих прихожан. Реакция на тезисы, очень быстро получившие широкую известность, превратила обыкновенного монаха, пытавшегося противостоять злоупотреблениям в Церкви, в революционера, взбудоражившего средневековый мир настолько, что это повлияло на всю дальнейшую судьбу Европы.

Государственная опала - Лютер не отказывается от своих тезисов

Папа Римский Лев Х прилагал все усилия, призывая непокорного монаха к порядку. Он предавал Мартина Лютера анафеме, отлучил его от Церкви и даже добился осуждения Вормсским рейхстагом в апреле 1521 года – всё напрасно. В Вормсе Лютер не отказался от своих тезисов. В результате рейхстаг принял свой "Вормсский эдикт", подвергавший Лютера государственной опале, то есть ставивший его вне закона.

Спасаясь бегством от инквизиции, Лютер мог рассчитывать не только на помощь сочувствовавшего ему населения, но и на поддержку со стороны курфюрста Фридриха III Саксонского (1463-1525), не зря прозванного "Мудрым". По его распоряжению, Лютера должны были укрыть - но так, чтобы даже сам курфюрст не знал, где пребывает мятежный богослов. Так Лютер под именем "юнкера Йорга" оказался в Вартбурге, где занялся переводом Нового Завета на немецкий язык.

Учение Лютера очень быстро распространялось по всему европейскому континенту. Но и конфликт с католической церковью, как теперь стала называться папская Церковь с центром в Ватикане, приобретал все более кровавый характер. Обе стороны начали вооружаться. В итоге этот религиозный конфликт вылился в Тридцатилетнюю войну (1618-1648), по завершении которой в Германии, а затем и других европейских странах, католическая и лютеранская доктрины были признаны равноправными.

«У меня есть мечта» («Я мечтаю», «I have a dream») - название самой известной речи Мартина Лютера Кинга. Мартин Лютер Кинг произнес эту речь около полувека назад 28 августа 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу. В этом выступлении Кинг на весь мир провозгласил свое видение будущего Соединенных Штатов Америки, где белое и черное население могли бы сосуществовать как равноправные граждане своей страны.


Смотреть видео «I have a dream»
на английском языке


Смотреть видео «У меня есть мечта»
на русском языке

Речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» и по настоящее время является общепризнанным шедевром ораторского мастерства. Наверное, многие знаменитые политики не раз пересматривали ее, шлифуя свои риторические навыки.

Ораторские приемы

Давайте и мы рассмотрим эту знаменитую речь с точки зрения использования Мартином Лютером Кингом специальных ораторских приемов , оформляющих тезисы его речи, превращающих его выступление в мощнейшее агитационное оружие.

Стиль и формат. Мартин Лютер Кинг, являясь баптистским священником, произнес настоящую речь-проповедь. Конечно, это не была проповедь в чистом виде, но выступление прошло именно в религиозном формате, на тот момент столь близком для 300 тысяч американцев, стоявших у подножья монумента Линкольну. Стилистика выступления в первую очередь продиктована отказом автора от стандартных политических лозунгов и обращением к такому личному рассказу о своей мечте.

Подготовка к выступлению. Стоит отметить, что речь эта не была спонтанной, к своему выступлению «У меня есть мечта» Мартин Лютер Кинг осознанно и очень серьезно. По ходу выступления автор изредка пользовался своими записями, которые помогли ему произнести великолепную эмоциональную речь, без оговорок и запинок. Его голос звучал настолько естественно и уверенно, что эта уверенность мгновенно передалась всем присутствующим. Без тщательной подготовки, произнести такую заразительную речь было бы просто невозможно.

Метафоры. «Мы сможем вырубить камень надежды из горы отчаяния», «мы сможем превратить нестройные голоса нашего народа в прекрасную симфонию братства». Метафоры сделали тезисы Кинга яснее, ярче, и смогли поистине придать его мыслям эмоциональные оттенки настоящей мечты, донести их до самых глубин сознания и сердец слушателей.

Цитаты. Речь Кинга изобилует аллюзиями на Ветхий и Новый Завет, Декларацию независимости США, Манифест об освобождении рабов и Конституцию Соединенных Штатов. Автор намеренно использует цитаты из тех источников, которые признаны, как среди его сторонников, так и среди противников, таким образом, адресуя свое выступление и тем, и другим, увеличивая свои шансы воздействия на слушателей.

Темп и паузы. Важнейшую роль в этой речи играет темп произнесения текста и логические паузы. Они выделяют каждую фразу речи, каждую законченную мысль. Основной темп речи плавный, с постепенной тенденцией к ускорению, усилению эмоциональной составляющей, которая подогревает толпу слушателей, срывая громкие овации и крики одобрения.

Аудитория. Вы, скорее всего, заметили на фоне выступления Кинга кивающие лица, которые отражают их доверие к оратору, настоящую веру в его идеи. Эти лица воздействуют на наше восприятие речи «I have a dream» подсознательно, используя человеческую склонность к конформизму, нежелание идти наперекор мнению большинства. Этот ораторский прием используется многими политиками, он и по сей день не потерял своей актуальности.

Цикличность речи. Речь Кинга нельзя назвать типичным последовательным изложением одной мысли. Обратите внимание на тот факт, что он не раз возвращается к определенным тезисам своего выступления. Общими местами являются неоднократные обращения оратора к своим товарищам из Колорадо, Миссисипи, Алабамы, которые перекликаются с идеями уже упомянутыми автором ранее, возвращают слушателей к этим мыслям, заставляют еще раз задуматься о главных для Кинга вещах.

Общие тезисы

Сама концепция речи построена так, что Мартин Лютер Кинг делится своей мечтой со своими товарищами. Он не заявляет, как должно быть и что следует делать, а говорит лишь о том, о чем мечтает. Тем не менее, форма изложения речи не умаляет силы воздействия его тезисов на аудиторию, ведь Кинг не просто декламирует, призывая к разуму, а затрагивает чувства слушателей и вселяет в их головы свои идеи, свою мечту. И эта мечта становится общей, и народ начинает верить в нее.

Кроме того, Мартин Лютер Кинг адресует свое выступление не только аудитории, собравшейся у Мемориала Линкольна, но и руководству страны, людям, принимающим важнейшие решения. Этим фактом продиктована особая логическая структура тезисов в речи оратора. Можно сказать, что некоторые высказывания и заявления Мартина Лютера Кинга в речи «I have a dream» были похожи на шантаж властей США: «Мы не успокоимся до тех пор, пока…», — говорит он, обращаясь и к своим товарищам, чтобы обозначить их чувство идентичности с протестным движением, с одной стороны, и обращаясь к своим противникам, чтобы вынудить их вступить в переговоры во избежание беспорядков, с другой стороны.

Цитаты речи

“I have a dream” – «У меня есть мечта»

“I say to you today, my friends, so even though we face the difficulties of today and tomorrow. I still have a dream. It is a dream deeply rooted in the American dream.” – “И хотя мы сталкиваемся с трудностями сегодня и будем сталкиваться с ними завтра, у меня всё же есть мечта. Эта мечта глубоко укоренена в американской мечте.”

“I have a dream that one day down in Alabama, with its vicious racists, with its governor having his lips dripping with the words of interposition and nullification; one day right down in Alabama little black boys and black girls will be able to join hands with little white boys and white girls as sisters and brothers.” – “Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками.”

Мартин Лютер знаменит, прежде всего, тем, что положил начало масштабным преобразованиям в религиозном мировоззрении народа на рубеже XV-XVI веков, которые привели к появлению еще одного направления христианства — протестантизма.

Кем был Мартин Лютер?

Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер.

Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего горным металлургом, а со временем — зажиточным бюргером. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали во францисканскую католическую школу, после чего, по велению родителей, он приступил к изучению юриспруденции в университете в Эрфурте. С ранних лет мальчика привлекало богословие, вместе с друзьями он исполнял церковные песнопения под окнами зажиточных горожан.

В 1505 году против воли родителей Мартин покинул юридический факультет и поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Уже через год служения юноша принял монашеский постриг, а в 1507 году был посвящен в священники.

В 1508 году его отправили преподавать в один из недавно учрежденных институтов в Виттенберге, где он заинтересовался философскими трудами епископа Августина, одного из выдающихся деятелей христианской церкви.

Во время одной из своих поездок по Италии в 1511 году Лютер пришел к выводу, что римско-католическая церковь повсеместно злоупотребляет своим положением, выдавая индульгенции за деньги. Это был кризис веры, с которым он долго не мог справиться.

Вскоре после поездки Лютер получил степень доктора теологии и стал много преподавать. В то же время он очень вдумчиво и кропотливо изучал библейские тексты. В результате его теологических изысканий у Лютера сформировались свои собственные убеждения о том, как верующий должен служить Богу, что значительно расходилось с тем, что исповедовала католическая церковь.

«95 тезисов» и начало Реформации

95 тезисов Лютера. Commons.wikimedia.org

31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви документ, состоящий из 95 тезисов с критикой папства и индульгенций (прощения грехов за деньги). В своем послании, прибитом к двери прихода, он объявил, что церковь не является посредником между Богом и человеком, и давать отпущение грехов Папа не вправе, так как человек спасает свою душу не через церковь, а через веру в Создателя.

Поначалу тезисы Лютера остались без должного внимания Папы, который посчитал, что это одно из проявлений «монашеских свар» (распрей между разными церковными приходами), которые не были редкостью в те времена. Тем временем Лютер, заручившись поддержкой римского князя Фридриха Мудрого , продолжил распространять свои взгляды на деятельность католической церкви. Только когда Папа прислал к нему своих эмиссаров, богослов согласился прекратить критику сложившихся церковных устоев.

Отлучение Лютера от церкви

Одним из ключевых событий периода Реформации стал Лейпцигский диспут, состоявшийся в 1519 году. Иоганн Экк , выдающийся богослов и ярый противник Лютера, вызвал одного из соратников реформатора — Карлштадта — на публичный диспут в городе Лейпциг. Все тезисы Экка были построены таким образом, чтобы осудить идеи и убеждения Мартина Лютера. Присоединиться к диспуту и защитить свою позицию Лютер смог только через неделю после начала диспута.

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…». Commons.wikimedia.org

Мартин Лютер, в противовес оппоненту, настаивал на том, что главой церкви является Иисус Христос, а папская церковь получила освящение только в 12 веке, не являясь, таким образом, законным заместителем Бога на земле. Спор двух оппонентов длился целых два дня, его свидетелями стало большое количество народа. Прения сторон закончились тем, что Лютер порвал всякую связь с папской церковью.

Выступление богослова из Эрфурта всколыхнуло народные массы, стихийно начали организовываться целые движения, которые требовали церковных преобразований и ликвидации монашеских обетов.

Особенную поддержку идеи Лютера обрели среди зарождающегося слоя капиталистов, ведь папская церковь сильно подавляла экономическую самостоятельность и предпринимательскую активность народа, осуждая личные накопления.

В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем - дело его жизни.

Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557. Commons.wikimedia.org

Покровитель Лютера Фридрих Мудрый тайно отправил богослова в отдаленный замок Вартбург, чтобы о месторасположении предателя узнать не смог Папа Римский. Именно здесь, находясь в добровольном заточении, Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык. Надо сказать, что в те времена народ не имел свободного доступа к библейским текстам: переводов на немецкий язык не было, и людям приходилось опираться на те догматы, которые диктовала им церковь. Работа по переводу Библии на немецкий имела большую значимость для народа, и помогла самому богослову утвердиться в своих убеждениях в отношении католической церкви.

Развитие Реформации

Главная идея Реформации, по мнению Лютера, состояла в ненасильственном ограничении полномочий Папы Римского, без войны и кровопролития. Тем не менее, стихийные выступления народных масс в то время часто сопровождались погромами католических приходов.

В качестве ответной меры были посланы имперские рыцари, часть которых, впрочем, перешла на сторону зачинщиков Реформации. Это случилось потому, что социальная значимость рыцарей в процветающем католическом обществе сильно снизилась по сравнению с древними временами, воины мечтали восстановить свою репутацию и привилегированное положение.

Следующим этапом противостояния католиков и реформаторов стала крестьянская война под предводителем еще одного духовного деятеля Реформации - Томаса Мюнцера . Крестьянский бунт был неорганизован и вскоре подавлен силами империи. Тем не менее, даже после окончания войны сторонники Реформации продолжили продвигать свое видение роли католической церкви среди народа. Все свои постулаты реформаторы объединили в т.н. Тетраполитанское исповедание.

В это время Лютер уже был сильно болен и не мог отстаивать свое видение ненасильственной Реформации перед другими участниками протестного движения. 18 февраля 1546 года он умер в городе Айслебен в возрасте 62-х лет.

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера. Commons.wikimedia.org

Реформация без Лютера

Приверженцев идеи Реформации стали называть протестантами, а тех, кто последовал теологическому учению Матрина Лютера — лютеранами.

Реформация продолжилась и после ухода из жизни своего идейного вдохновителя, хотя имперская армия нанесла серьезный удар по протестантам. Города и духовные центры протестантизма были разорены, многие приверженцы Реформации оказались за решеткой, даже могила Мартина Лютера была разрушена. Протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки католической церкви, тем не менее, идеи Реформации забыты не были. В 1552 году началась вторая крупная война протестантов с имперскими силами, которая закончилась победой реформаторов. В итоге, в 1555 году между католиками и протестантами был заключен Аугсбургский религиозный мир, который уравнивал в правах представителей католицизма, протестантизма и других конфессий.

Реформация, начавшаяся в Германии, в разной степени коснулась многих европейских стран: Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции. Власти этих государств были вынуждены идти на уступки нарастающей народной массе, которая требовала свободы вероисповедания.

Как 95 тезисов Мартина Лютера превратились в 500 лет существования протестантизма в мире и в России

31 октября 1517 года считается днем начала Реформации. В этот день Мартин Лютер (1483–1546) прибил свои 95 тезисов к дверям замковой церкви в городе Виттенберге. Сейчас этот факт оспаривается: возможно, Лютер просто отправил текст своих тезисов различным церковным деятелям, они получили распространение и послужили толчком к движению за обновление церкви.

Пожалуй, Реформацию можно назвать революцией в христианстве, однако сам Лютер, так же как Ульрих Цвингли (1484–1531) или Жан Кальвин (1509–1564) и другие реформаторы XVI века, не собирался вводить какие-либо новшества. Они полагали, что возвращаются к подлинному учению Иисуса Христа и апостольскому церковному строю, искаженным папством.

Из этих пяти основных принципов можно вывести многие черты протестантских вероучений и практик: отрицание иконопочитания, сокращение числа таинств (а в некоторых течениях даже полный отказ от них), отсутствие четких границ между священниками и мирянами (пасторы не посредники между Богом и людьми, а всего лишь проповедники и наставники, миряне же обязаны изучать Библию и быть активнейшими членами церкви). Последнее удачно выражено афоризмом Карла Маркса: "Лютер превратил попов в мирян, превратив мирян в попов".

Особенно серьезные последствия имел тезис Sola scriptura: свободная, не связанная никакими авторитетами интерпретация Библии стала одной из причин дробления протестантизма и возникновения множества деноминаций, ведь даже вожди Реформации - Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Томас Мюнцер (1489–1525) и Жан Кальвин - не одинаково понимали Библию.

Многие из протестантских деноминаций, возникших в результате этих разночтений, представлены сегодня и в России.

Точное число протестантов в современной России неизвестно. Считается, что их около трех миллионов. Самая многочисленная протестантская конфессия в России - пятидесятники. Далее идут баптисты, лютеране, адвентисты седьмого дня, различные группы евангельских христиан, методисты. Присутствуют - в небольшом количестве - и другие деноминации.

Лютеране

Исторически первыми протестантами, появившимися в России, были лютеране - представители самой древней протестантской конфессии. Лютеране придерживаются пяти принципов Реформации, но сохраняют и ряд традиционных черт: они верят в реальность присутствия плоти и крови Христа в хлебе и вине во время причастия, крестят в младенчестве, у них богатые литургические традиции, сохраняются облачения пасторов и даже изображения в церквях (правда, они не являются объектом почитания, и перед ними не молятся).

Главным образом лютеранство распространено в Германии, Скандинавии и США, но и в других странах лютеран тоже много. Еще в XVI веке, при Иване Грозном, пленные немцы-лютеране оказались и в России.

На протяжении XVII века численность проживавших в России немцев, а также голландцев, гугенотов (то есть французских последователей Жана Кальвина) и выходцев из скандинавских стран увеличивалась. Они образовывали особые районы в русских городах - иностранные или немецкие слободы. В этих районах строили протестантские церкви, и протестанты - главным образом лютеране - пользовались религиозной свободой на том условии, что отказывались от обращения в протестантизм православных.

Лютеран в России стало намного больше в XVIII веке: сначала при Петре I, когда к России были присоединены Лифляндия, Курляндия, Эстляндия и Ингерманландия (территории современных Латвии, Эстонии и Ленинградской области) с их немецким, латышским, эстонским и финским населением, а затем при Екатерине II, приглашавшей немецких земледельцев и ремесленников и предоставлявшей им земли в Поволжье.

В настоящее время в России действуют несколько лютеранских церквей, из которых самые крупные - это Евангелическо-лютеранская церковь России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (другое название Ингерманландии, то есть территории Ленинградской области). Первая, наиболее многочисленная и распространенная на всей территории России, - немецкого происхождения, вторая, распространенная в основном на Северо-Западе страны, - финского. Между этими церквями много общего, в частности в обеих идет постепенный процесс русификации: службы проходят в основном на русском языке, хотя немецкие и финские богослужения сохраняются. Однако Церковь Ингрии более консервативна: в отличие от Евангелическо-лютеранской церкви России в ней, например, не допускается женское священство.

В России представлены также реформатство и пресвитерианство - два основных направления другой старейшей протестантской конфессии - кальвинизма. Для кальвинизма характерен более решительный по сравнению с лютеранством разрыв с католическими традициями. Реформатскими принято называть придерживающиеся кальвинистских доктрин церкви, возникшие в континентальной Европе, а пресвитерианскими - происходящие с Британских островов. Реформаты в России появились в XVII веке, главным образом это были голландцы и французы. Сейчас в России есть несколько реформатских и пресвитерианских общин (кстати, среди их членов немалую долю составляют этнические корейцы), однако в целом последователей кальвинизма в России немного.

Служба в евангелическо-лютеранской церкви в Пушкине, Ленинградская область, 1989 год

Гораздо более многочисленны сегодня в нашей стране протестантские конфессии, возникшие в мире начиная с XVII столетия, а в России рапространявшиеся с середины XIX века: баптисты, евангельские христиане, пятидесятники и адвентисты седьмого дня.

Баптисты

Первую баптистскую общину основали в 1609 году в Амстердаме преследуемые на родине английские эмигранты-пуритане. Это были радикальные протестанты, не признававшие официальную церковь и требовавшие устранения всех католических элементов в вероучении, церковном устройстве и богослужении.

Слово "баптист" происходит от греческого "баптидзо" - "окунаю в воду", "крещу". Особенностью баптизма является крещение по вере, т.е. крещение только сознательно верующих, из чего проистекает отказ от крещения младенцев, которые не могут исповедовать христианскую веру сознательно.

В настоящее время баптистов больше всего в Северной Америке (прежде всего в США), а также в Африке, Азии и Океании - всего в мире их около 60 млн человек. Два основных течения баптизма - это общие и частные баптисты.

Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, т.е. искупил всех людей без исключения, а для спасения необходимо соучастие Божьей и человеческой воли. А вот частные баптисты придерживаются доктрины Жана Кальвина, согласно которой Христос искупил грехи только избранных. И если в США, где проживает наибольшее в мире число баптистов, преобладают частные баптисты, то в России, как и в других странах бывшего Советского Союза, распространился общий баптизм.

Баптизм, как и родственное ему евангельское христианство, начал распространяться в России во второй половине XIX века.

На первых порах баптисты и евангельские христиане подвергались гонениям, которые были ослаблены после манифеста о веротерпимости 1905 года и Первой русской революции. В первые же годы после Октябрьской революции баптисты и евангельские христиане пытались вписаться в новую действительность и до конца 1920-х годов пользовались терпимым отношением со стороны властей. Однако в 1930-е годы начались гонения на них, продолжавшиеся до начала Великой Отечественной войны. Многие активные баптисты и евангельские христиане были подвергнуты репрессиям.

С 1943 года советская религиозная политика смягчилась, и многие общины получили легальный статус. В 1944 году во многом по инициативе властей был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - организация, объединившая баптистов, евангельских христиан, а также часть пятидесятников и некоторые другие протестантские группы. И хотя объединение баптистов и евангельских христиан было инициировано сверху (рядовых верующих никто не спрашивал), тем не менее оно выдержало испытание временем, а вот большинство пятидесятнических общин новый союз вскоре покинуло.

Служба в молитвенном доме общины евангельских христиан-баптистов, Брянская область, 1992 год

В 1963 году среди евангельских христиан-баптистов СССР произошел раскол. Он был вызван тем, что руководство Всесоюзного совета ЕХБ в условиях хрущевской антирелигиозной кампании выпустило под давлением властей секретную инструкцию, в которой предлагалось не водить детей на богослужения, прекратить миссионерскую деятельность и т.п.

Эта инструкция вызвала возмущение части верующих, которые расценили ее как вероотступничество руководства совета. Они создали инициативную группу по созыву Всесоюзного съезда евангельских христиан-баптистов с целью отменить инструкцию (отсюда и распространенное наименование этих протестующих - баптисты-инициативники). Однако съезд не был созван, оппозиционеры порвали с Всесоюзным советом и создали свою организацию - Совет церквей евангельских христиан-баптистов, которому власти отказали в регистрации и лидеры которого, так же как и активные участники движения, подверглись преследованиям.

Служба, посвященная преломлению хлеба, в молитвенном доме евангельских христиан-баптистов, Брянск, 1992 год

В 1992 году Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов прекратил свое существование, и на его основе был создан Российский союз евангельских христиан-баптистов, объединивший большую часть общин и существующий по сей день.

Однако он является не единственным баптистским объединением в России. Преемником отколовшегося в начале 1960-х годов Совета церквей евангельских христиан-баптистов стал Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов. Между вероучениями Российского и Международного союзов ЕХБ нет существенных различий, но если Российский союз и входящие в него общины официально зарегистрированы, то Международный союз до сих пор избегает официальной регистрации, так как не приемлет никаких взаимоотношений с государственной властью.

Есть и автономные общины евангельских христиан-баптистов, не входящие ни в какой союз. Кроме того, со временем выделилось или возникло вновь некоторое количество общин евангельских христиан, с которыми баптистов когда-то объединили "сверху", так что евангельское христианство тоже вновь существует как отдельное направление российского протестантизма, хотя общины евангельских христиан немногочисленны.

Богослужение в баптистском молитвенном доме, Новокузнецк, 1994 год

Пятидесятники

Наиболее многочисленная протестантская конфессия в современной России - пятидесятничество. Пятидесятники - это самая молодая протестантская конфессия, возникшая в начале ХХ века в США, и наиболее динамично развивающееся направление христианства.

Пятидесятничество возникло в рамках Движения святости, выросшего в свою очередь на основе так называемого ривайвелизма, то есть "пробуждения", - движения в американском протестантизме XVIII–XIX веков. Последователи Движения святости считали, что целью христианина является достижение святости, возможное благодаря получению даров Святого Духа.

Пятидесятники придают особое значение крещению Святым Духом, которое они считают подобным тому, что пережили апостолы на 50-й день по воскресении Христа (отсюда и название конфессии). Одним из важнейших признаков воздействия Святого Духа у пятидесятников считается дар говорения "на иных языках", поэтому многие их службы носят экстатический характер. Бывают и дар исцеления, и дар пророчества, и другие дары. Пятидесятники, как и баптисты, и евангельские христиане, крестят только сознательных верующих (не младенцев).

Великое методистское лагерное собрание последователей Второго Великого Пробуждения в штате Нью-Йорк, 1865 год

Началом собственно пятидесятнического движения многие считают 1 января 1901 года, когда в Канзасе и был зафиксирован первый акт говорения "на иных языках". В первой четверти ХХ века пятидесятничество уже сформировалось как отдельная конфессия, разделенная на множество течений.

В 1960-е годы возникло и затем получило широкое распространение харизматическое движение - говорение "на иных языках", как и пророчества, исцеления и другие дары, стало распространяться в различных протестантских конфессиях и даже некоторых католических общинах. Поэтому среди исследователей нет единого мнения, считать ли харизматов разновидностью пятидесятников или это разные направления христианства.

Харизматы пошли гораздо дальше традиционных пятидесятников в своих богослужебных экспериментах: рок-музыка, танцы и падения на пол стали распространенными явлениями на их службах. Иногда говорят даже о третьей волне, или о неопятидесятниках (неохаризматах), появившихся в 1970-х годах. В это время по всему миру возникло множество новых церквей, практикующих говорение "на иных языках" и другие формы экстатических богослужений. Как бы то ни было, в настоящее время пятидесятничество распространено по всему миру и является крупнейшей протестантской конфессией.

Пятидесятническое богослужение с говорением "на иных языках" в городе Джолоу, Западная Вирджиния, США

В Россию пятидесятничество проникло из Швеции и Норвегии и стало распространяться здесь с 1911 года. Чтобы отличить себя от близких к баптистам евангельских христиан, российские пятидесятники стали называть себя (и до сих пор называют) христианами евангельской веры или христианами веры евангельской. Примерно в это же время распространилось и учение пятидесятников, отвергающих учение о Троице и поэтому названных пятидесятниками-единственниками. Их "официальное" название - "евангельские христиане в духе Апостольском".

После 1917 года пятидесятническое движение продолжало развиваться, но в 1930-е годы и оно подверглось репрессиям. В 1944 году часть пятидесятнических общин вошла в упоминавшийся выше Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, но их вынудили отказаться от практики говорения "на иных языках".

Вскоре почти все эти общины вышли из Всесоюзного совета ЕХБ, и вплоть до конца 1980-х годов большинство пятидесятнических общин оставались незарегистрированными. Более того, пятидесятники подвергались преследованиям: их обвиняли в нарушении советского законодательства, в изуверстве и даже, что было абсолютно безосновательно, в человеческих жертвоприношениях. В частности, этой теме был посвящен вышедший в 1960 году художественный фильм "Тучи над Борском", где среди прочих сыграли юные Инна Чурикова и Никита Михалков. В 1970–1980-е годы среди пятидесятников стали распространяться настроения в пользу эмиграции в США, и немалая их часть покинула Россию.

Пятидесятническое богослужение с исцелениями в помещении цирка в Ярославле, 2002 год

В конце 1980-х годов ситуация стала меняться: пятидесятнические общины были зарегистрированы, возникли общероссийские объединения пятидесятников. Значительную роль среди быстро растущих общин стали играть харизматы.

Адвентисты

Еще одно многочисленное направление в рамках российского протестантизма - это адвентисты седьмого дня.

Адвентизм (от лат. adventus - пришествие; имеется в виду второе пришествие Христа) возник в США в 1840-х годах. Баптистский проповедник Уильям Миллер (1782–1849) на основе изучения Библии сделал вывод о том, что второе пришествие произойдет в октябре 1844 года. Его проповедь имела успех среди представителей различных протестантских конфессий, но так как второе пришествие не случилось, наступило "великое разочарование" (термин, употребляемый самими адвентистами).

Многие из поверивших Миллеру покинули его, но некоторые, решив, что точные сроки конца света вычислить невозможно, продолжали ожидать его. В этих кругах около 1860 года и появились адвентисты седьмого дня.

Седьмой день - это суббота, которую адвентисты в соответствии с библейскими заповедями чтут и соблюдают, считая воскресенье привнесенным католиками искажением божественной заповеди. В формировании вероучения адвентистов седьмого дня огромную роль сыграла американка Эллен (Елена) Уайт (1827–1915), которая у адвентистов имеет статус пророчицы и труды которой пользуются значительным авторитетом.

Основные моменты вероучения адвентистов седьмого дня наряду с общими для большинства христиан учением о Троице и признанием божественной природы Иисуса Христа, а также общими для многих протестантов принципами (всеобщее священство всех верующих, осознанное крещение и т.д.) - это почитание субботы и других ветхозаветных заповедей, отрицание бессмертия души (адвентисты считают, что при втором пришествии праведники будут воскрешены для вечной жизни, а грешники будут полностью уничтожены) и др.

Важную роль играет разработанная Эллен Уайт санитарная реформа: адвентисты не едят свинину и мясо других нечистых, согласно Библии, животных, не употребляют табак, алкоголь, другие дурманящие вещества и даже чай и кофе. Многие адвентисты придерживаются пацифистских взглядов. Когда во время Первой мировой войны руководители ряда адвентистских церквей США разрешили службу в армии, в адвентистском движении произошел раскол и появилась Церковь адвентистов седьмого дня реформационного движения, твердо стоящая на принципах пацифизма.

Адвентистское богослужение, Улан-Удэ, 1991 год

В России первые общины адвентистов седьмого дня появились в 1880-х годах. Вначале адвентисты также подвергались гонениям, которые позже были ослаблены. В 1920-е годы адвентисты пытались сотрудничать с советской властью, но в 1930-х годах начались репрессии, направленные в целом против адвентистов, но особенно - против адвентистов-реформистов, которых преследовали до конца 1980-х годов. Несмотря на это, после Великой Отечественной войны многие адвентистские общины были зарегистрированы, однако расцвет движения начался, конечно, в 1990-е годы. Сегодня адвентизм распространен по всей России. В Тульской области даже есть высшее учебное заведение деноминации - Заокский адвентистский университет.

В этом году исполняется 500 лет с того момента, как немецкий теолог Мартин Лютер 31 октября 1517 году представил свои 95 тезисов, проложивших дорогу Реформации и евангелическо-лютеранской церкви, которая обосновалась во многих странах северной Европы.

В юбилейные дни вспоминают Мартина Лютера как мужественного теолога, который с риском для собственной жизни восставал против злоупотребления властью Папой и защищал право простого человека на спасение и чтение Библии на собственном языке.

С темными сторонами Мартина Лютера церковь сегодня неохотно имеет дело. Не только евреев Лютер считал отбросами общества. Крестьяне, которые поднимали восстания, тоже вызывали отвращение Лютера. Ведь хотя Лютер и защищал маленького человека, он проповедовал уважение и смирение перед властью.

Те крестьяне, которые, отчасти вдохновленные и Мартином Лютером, поднимали восстание и требовали более справедливого деления земли и имущества, могли не ждать какого-то понимания со стороны лидера Реформации. Напротив, Лютер считал, что бунтовщики заслуживали того, чтобы быть убитыми:

«Пусть все, кто может, рубят, убивают и закалывают их, открыто или тайно, ведь никто не может быть более отвратительным, разлагающим или более дьявольским, чем тот, кто поднимает восстания. Это подобно тому, как необходимо убивать взбесившуюся собаку: если ты не убьешь ее, то будешь убит сам, и вся страна вместе с тобой. Не думаю, что сейчас хоть один дьявол остался в преисподней, все они вселились в крестьян. Их безумие переходит всякие границы».

Так в 1525 году Лютер в семистраничном письме открестился от требующих справедливости крестьян. Тогда крестьянское восстание переросло в настоящий набег. Крепости, замки и монастыри грабились и сжигались, знать и землевладельцев убивали. По подсчетам, было убито до 100 тысяч крестьян, прежде чем в королевстве Германия вновь восстановился порядок.

Выбрал монастырь

Прежде чем Мартин Лютер ополчился против крестьян и евреев, он бесчисленное количество часов сидел и размышлял о своей вере и роли католической церкви. У Мартина Лютера не сходилось то, что Папа говорил в Риме, и то, что он сам читал в Библии.

Если бы все было так, как хотел его отец Ганс Лютер, маленький Мартин никогда бы так излишне много не размышлял над вечными вопросами, а стал бы, согласно воле родителя, адвокатом. Мартин Лютер родился в 1483 году и был отправлен в школу в Айзенахе и Магдебурге. Школьный период Лютер потом сравнивал с адом и чистилищем.

В семнадцатилетнем возрасте Лютер начал учиться в Эрфуртском университете, который он называл пивной и публичным домом. Четырьмя годами позже он сдал магистерский экзамен и должен был продолжить изучение юриспруденции, но она быстро ему надоела. Страстью Мартина Лютера были теология и философия. После поездки домой, когда 2 июля 1505 года он скакал обратно в Эрфурт, посреди леса его внезапно застигла гроза. Молния ударила рядом с его лошадью, и смертельно напуганный Лютер закричал: «Святая Анна, помоги, стану монахом!»

Это была клятва, которую он не посчитал возможным нарушить. Несмотря на яростные протесты отца, Мартин Лютер за ненадобностью продал все свои учебники, попрощался с родственниками и 7 июля 1505 года записался в августинский монастырь в Эрфурте.

Теперь события развивались стремительно. Через два года Мартин Лютер был рукоположен, еще через несколько лет он посетил Папу Римского и стал доктором теологии в университете Виттенберга.

Спасение на продажу

Начало протестам Мартина Лютера положило решение папы Leo X профинансировать возведение Собора святого Петра в Риме за счет продажи индульгенций. Тому, кто покупал эти папские письма, гарантировалось прощение грехов и спасение.

Монах доминиканец Йоханн Тетцель с успехом продавал индульгенции по всей Германии. Его аргумент при продаже звучал, например, так: «Как только денежки в сундучок, душа из чистилища сразу скок». Продажами занимались немецкие банковские фирмы, половина выручки уходила в Рим, другую же половину между собой делили немецкие банкиры и архиепископ Альбрехт Бранденбургский.

Мартин Лютер не мог смириться с идеей, что спасение можно купить за деньги. Он написал архиепископу письмо с 95 тезисами и выразил протест против индульгенций. Возможно, Лютер также прибил свои тезисы к двери церкви в Виттенберге, как гласит одна история, но эксперты в этом сомневаются.

Благодаря искусству книгопечатания Гуттенберга тезисы быстро распространились. За две недели их можно было прочитать по всей Германии, а двумя месяцами позже они разошли по остальной Европе. Хотя Лютер вначале не хотел разрывать отношения с Папой, тезис номер 86 можно расценить как открытое объявление войны: «Почему Папа, который богаче Креза, повелел построить Собор святого Петра на деньги бедных верующих, а не на свои собственные?»

Контекст

Мартин Лютер был антисемитом

Yle 22.04.2017

Без религии нам было бы плохо

Die Welt 06.05.2017

Норвегия будет светской - лютеранская церковь теряет статус государственной религии

National Post 05.06.2012 Мартин Лютер стал героем всех, кто сомневался в Папе. Теологи собрались в Виттенберге, чтобы развивать протест дальше. Реформация получила очень мощное начало.

Папа был привычен к критике от сторонников реформ и к тому, что существует бесчисленное количество теологов всех мастей, которые ему противоречат, и обычно не обращал на них внимания. Умеренного устрашения, как правило, хватало, чтобы призвать самого упрямого священника к порядку. Но Лютер был из другого теста. Он, напротив, лишь ужесточал свою критику и утверждал, что у Папы нет эксклюзивного права толковать Библию, и что ни Папа, ни католическая церковь вовсе не непогрешимы.

Папа в 1521 году ответил анафемой. Лютера объявили вне закона, его книги и памфлеты попали в черный список, кроме того, его приказали арестовать. Давать Лютеру еду или приют также стало преступлением.

Тут на выручку пришел князь Фридрих III Гессенский. Замок Вартбург в Айзенахе целый год был убежищем Лютера.

Монахиня стала фру Лютер

Мартин Лютер перевел Новый завет на немецкий язык и еще углубил свою критику в адрес церкви: например, он заверял монахов и монахинь, что те не совершали греха, если нарушали целомудрие и другие обеты.

В то же время часть сторонников Реформации радикализировались, им уже недостаточно было, что их объявляли равными перед Богом, теперь они требовали равенства и в жизни на земле. Мартин Лютер вернулся в Виттенберг, где он на Пасху 1522 года резко открестился от возможности применять насилие, чтобы совершать изменения. Он подчеркивал, что христианские послания сводились к любви, терпению, благотворительности и свободе. Лучшего мира нужно было добиваться, полагаясь на слово Божье и мирские власти, а не противопоставляя себя им.

В возрасте 42-х лет Лютер женился на Катарине фон Боре. Она была монахиней, которой он помог бежать из монастыря. Протестантские священники женились и раньше, но с женитьбой Лютера католическое требование целибата было окончательно уничтожено в этой части мира.

У супругов Лютер было шесть детей, из которых четверо дожили до взрослого возраста. Семья жила непритязательно, так как глава дома никогда не получал каких-то гонораров за все те бесчисленные книги, которые он писал и которые распространялись по всему миру. Вместо него богатство наживали издатели.

В Саксонии Лютер образовал новую церковь с новыми богослужениями. Например, псалмы должны были петься по-немецки. Лютер написал Большой катехизис, который стал руководством для священников, и Малый катехизис, в котором понятным языком разъяснял основы христианской веры простому народу.

Никакого посредничества

Всего через восемь лет после анафемы Мартина Лютера Реформация отвоевала территорию в таком количестве немецких и швейцарских королевств, что ведущие протестантские теологи собрались в Марбурге в Гессене, чтобы договориться об общих правилах для новой церкви.

Нужно было прийти к согласию насчет пятнадцати тезисов. Четырнадцать из них не вызывали проблем, но вот вопрос о Вечере Господней вызывал ожесточенные споры. Присутствовал ли Иисус действительно своей плотью и кровью, или это имеет лишь символическое значение — об этом теологи могли пререкаться месяцами. Как Иисус мог присутствовать сразу в нескольких местах одновременно, спрашивал один из лагерей, на что Лютер отвечал, что Иисус повсюду.

Гармонии достичь так и не смогли, тем не менее, большинство подписало соглашение, которое в 1530 году объединило протестантские страны. Швейцарцы воздержались от подписания, а взгляд на Вечерю Господню до сих пор остается причиной разногласия разных протестантских церквей.

Одновременно с тем, как реформаторы обсуждали Вечерю Господню в Марбурге, католическому миру угрожали турки, которые продвинулись на север и стояли уже под Веной. Император Священной Римской империи хотел быстро положить конец религиозным распрям, чтобы пойти против турок единым фронтом. Поэтому лидеры реформации были призваны в Аугсбург для переговоров.

Мартин Лютер участвовать в них не мог, в отношении него по-прежнему действовал смертный приговор. Но его ближайшие соратники поехали в Аугсбург и зачитали соглашение, заключенное в Марбурге, которое в связи с этим потом стало называться «аугсбурским признанием».

Католическая церковь не была готова идти на уступки, а лишь дала протестантам несколько месяцев отсрочки, чтобы те оставили свою ересь и подчинились Папе. Иначе она угрожала войной.

Это стало последней попыткой объединить церковь. Мартин Лютер констатировал, что дальнейшие переговоры бессмысленны. Протестантские князья образовали собственный военный альянс, чтобы защититься от возможной католической агрессии.

Погромы

Поэтому призывы изгонять и убивать евреев стали выполняться, что привело к погромам во многих немецких городах, они происходили в течение всей второй половины 16 века и позднее. Но молодой Мартин Лютер изначально был вовсе не враждебно настроен по отношению к евреям, напротив.

Лютер знал, что евреи, конечно, отрицали Иисуса и распяли его, но вначале он думал, что их действия можно объяснить тем, что им не была дана истинная вера. Когда случился прорыв реформации, тогда и евреи, наконец-то, должны были услышать правду об Иисусе Христе, осознать, что он был Спасителем и глубоко раскаяться в том, как они встретили сына Божьего полторы тысячи лет назад, полагал Лютер.

Он ошибался. Как Лютер и другие ведущие священники ни проповедовали христианские послания евреям, те продолжали придерживаться убеждений своих предков о том, что Иисус вовсе был не божество, а обыкновенный смутьян, который получил то, что заслужил.

То, что евреи отрицали Иисуса по незнанию, Мартин Лютер мог понять. Но то, что они продолжали отрицать Спасителя и после того, как познакомились со священными писаниями, когда им на блюдечке поднесли все евангелическое христианство — это было уже слишком.

Такую неблагодарность Мартин Лютер простить не мог и потому в 1543 году написал памфлет «О евреях и их лжи». Книге суждено было много раз переиздаваться, особенно в 1930-е годы.

Следует помнить, что преследование евреев продолжалось по всей Европе многие сотни лет. То есть, Мартин Лютер совершенно не оригинален в этом вопросе.

Уникален же Мартин Лютер потому, что ему удалось восстать против Папы и создать целую новую евангелическую церковь, которая превратилась в народную церковь Северной Европы.

Факты


Мартин Лютер


1483 — родился в Айслебене.


1505 — прекращает изучение юриспруденции и уходит в монастырь.


1512 — становится доктором теологии и профессором университета в Виттенберге.


1517 — нападает Папу и католическую церковь в своих 95 тезисах, которые он представляет в Виттенберге.


1521 — объявлен Папой вне закона, бежит в замок Вартбург, где переводит Новый завет на немецкий язык и пишет постиллу, которая становится основой евангелических проповедей.


1525 — женится на бывшей монахине Катарине фон Бора.


1529 — Лютер издает Большой катехизис для священников и Малый катехизис для простого народа.


1530 — в Аугсбургском признании протестантские королевства приходят к согласию насчет нового церковного порядка.


1546 — Лютер умирает в Айслебене 62 лет от роду. Похоронен в Виттенберге.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.