Какие термины входят в философское направление неопозитивизм. Философия неопозитивизма и постпозитивизма

Важным в эмпириокритицизме было и его критическое отношение к наивно-реалистической теории познания, стремление преодолеть возникающие в ней противоречия. Эта привычная для здравого смысла концепция была подвергнута критике еще Дж. Беркли и Д. Юмом. Напомним их аргументацию. Допустим мы получили в чувственном опыте образ некоего предмета. Пусть это будет стол. Мы имеем в опыте ощущения цвета, формы, твердости и т.д. и этот комплекс ощущений обозначаем словом стол. Задача состоит в том, чтобы доказать, что этот комплекс является копией реального предмета. Для этого нужно сравнить восприятие предмета с самим предметом. Но сколько бы раз мы не осуществляли опыт, мы будем получать ощущения и их комбинации. Мы будем сравнивать ощущения, полученные в начальном опыте с ощущениями, полученными в последующих опытах. Отсюда Беркли сделал вывод, что в теории познания не следует постулировать существование вещей как материальных образований вне нашего чувственного опыта. Логичнее считать, что первичной реальностью являются ощущения, а вещи – это комплексы ощущений. Эмпириокритицизм воспроизводил многое из того, что уже было сказано Беркли и Юмом и сталкивался с теми же трудностями -, например, - с солипсизмом.
Между эмпириокритицизмом и неопозитивизмом была прямая преемственность. Методологические проблемы науки, которые были выявлены эмпириокритицизмом, в период становления неопозитивизма приобрели особую остроту. Критерии очевидности и наглядности, которыми широко пользовалась классическая наука, утрачивали свою ценность. Неопозитивизм предложил особый подход к обоснованию фундаментальных понятий и принципов науки. Он сосредоточил внимание на анализе языка науки. Логика и язык выдвигаются на первый план в силу ряда обстоятельств. Укажем два главных. Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале XX века. В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с различного рода парадоксами, противоречиями. Крепло убеждение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики, а основаниями математики являются логика, некоторый искусственный язык и философия. Глубокие специалисты в области математики и логики – немец Готтлоб Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу, что прежняя философия устарела, в ней не меньше путаницы чем в математике. Во-вторых, аналитизм (понятие «аналитическая философия» появляется после второй мировой войны и постепенно вытесняет термин «неопозитивизм»; внутри «аналитической философии» можно выделить два направления: философию логического анализа и лингвистическую философию) возник как реакция на засилье идеализма в английских университетах начала 20 века. В аналитической философии мы в очередной раз встречаемся со стремлением к ясной философии. Ясность философии связывалась прежде всего с языком. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний внешних для человека фактов может убедиться каждый. Задача философии стала мыслиться как задача прояснения языка. Так, Фреге считал, что логическая путаница может заключаться в отождествлении значения имени и его смысла (значение одно – планета Венера, а смыслы разные: «утренняя звезда» и «вечерняя звезда»), Джон Мур предлагал неясные спорные суждения переформулировать в более ясные. Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Людвига Витгенштейна «Логико-философский трактат», основные положения которой следующие:
-язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще говорить не о мышлении, а о языке, мышление «за языком – это химера);
-есть только один мир – мир фактов, со-бытий (сосуществующих фактов реальности), которые описываются совокупностью естественных наук;
- предложение – это картина мира, так как оно имеет с миром одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений);
-сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами (молекулярные предложения состоят из атомарных);
- высшее невыразимо (имеется в виду, что предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами – сравним два предложения: «Сергей любит Лену» и «Сергей ненавидит Лену». В фактуальном мире мы обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. «В мире, - пишет Витгенштейн, - все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности» (рассказать о логическом бихевиоризме – Карл Гемпель предлагал переделывать предложения психологии в предложения, описывающие поведение т.к. иной верификации чувств провести невозможно) Высшее мистично о нем нельзя говорить языком истины;
- «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно». Обо всем остальном, например, мистическом, лучше молчать;
философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность;
- цель философии – логическое прояснение языка. Поэтому философия – это не особое учение, а деятельность по прояснению языка.

Если местом становления аналитического направления в философии можно считать Англию (Кембридж), где работали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр движения переместился в Вену. Представителями «Венского кружка» были Карл Гемпель, Рудольф Карнап, Мориц Шлик, Отто Нейрат. Вторая мировая война вынудила абсолютное большинство философов эмигрировать в США, где они продолжали работать
Общим для данных философов было отрицание философии как учения о первых принципах. По мнению Карнапа, истинность философских предложений невозможно обосновать. От философии следует отказаться в пользу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание. Логические позитивисты считали, что все предложения науки являются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы –например, «тела протяженны» - действительно протяженность – это неотъемлемая характеристика любого тела и когда мы говорим «тело», то само собой подразумеваем, что оно имеет определенную ширину, длину, высоту. Пример синтетического предложения «На столе лежит книга». По определению стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путем,т.е. опытом, эксперементальными данными. Принцип верификации (проверяемости) именно предполагал, что все синтетические предложения проверяются в эксперименте Сложный текст надо разложить на элементарные, протокольные предложения, а их уже проверить фактически, т.е. путем соответствия наблюдаемой действительности. В основе науки, по мнению логических позитивистов, лежат протокольные предложения, выражающие переживания субъекта. Истинность этих предложений абсолютно достоверна и несомненна. Совокупность истинных протокольных предложений образует твердый эмпирический базис науки. Для методологической концепции логического позитивизма характерно резкое разграничение эмпирического и теоретического уровней знания. Однако первоначально члены Венского кружка полагали, что все предложения науки - подобно протокольным предложениям - говорят о чувственно данном. Поэтому каждое научное предложение можно свести, "редуцировать", к протокольным предложениям подобно тому, как любое молекулярное предложение может быть разложено на составляющие его атомарные предложения. Достоверность протокольных предложений передается всем научным предложениям, поэтому наука состоит только из достоверно истинных предложений. (Можно предположить, что протокольное предложение должно было выглядеть приблизительно так: "Я сейчас воспринимаю круглое и зеленое".)
С точки зрения логического позитивизма, деятельность ученого в основном должна сводиться к двум процедурам:
1) установление новых протокольных предложений;
2) изобретение способов объединения и обобщения этих предложений. Научная теория мыслилась в виде пирамиды, в вершине которой находятся основные понятия, определения и постулаты; ниже располагаются предложения, выводимые из аксиом; вся пирамида опирается на совокупность протокольных предложений, обобщением которых она является.
Прогресс науки выражается в построении таких пирамид и в последующем слиянии небольших пирамидок, построенных в некоторой конкретной области науки, в более крупные пирамидки, которые, в свою очередь, сливаются в еще более крупные и так далее, до тех пор, пока все научные теории и области не сольются в одну громадную систему - в единую унифицированную науку. Однако вскоре стало очевидно, что "чистого" чувственного опыта, к которому апеллировали логические позитивисты, не существует. Это показал еще Кант. А в психологии XX в. была экспериментально доказана связь, существующая между работой органов чувств и мышлением человека, в частности, даже его профессиональными знаниями. Таким образом, убеждение логических позитивистов в том, что наука опирается на твердый эмпирических базис, а этот базис состоит из абсолютно истинных протокольных предложений, выражающих чувственные переживания субъекта, оказалось ложным.
Отметим, что в связи с выделением аналитических и синтетических предложений логические позитивисты полагали, что все науки можно разделить на эксперементальные (физика, химия, история, социология и др.) и неэксперементальные (логика и математика).
Предложения философии и не аналитичны и не синтетичны – они бессмысленны. Стремление к ясности предполагало негативное отношение к философским предложениям.

Все то же стремление к ясности лежит и в основе физикализма – одной из концепций неопозитивизма, состоящей в требовании перевода предложений конкретных наук на язык физики – «физикалий». Основными представителями были Нейрат и Карнап. Физикализм был основой неопозитивистской идеи унификации всех наук на базе универсального языка – языка физики. Например, физикалисты считали, что сознание как качественно особый феномен не существует, т.к. психическое может быть сведено к нейрофизиологическому, а в конечном счете к физическому (т.е. к физическим реакциям, происходящим в мозге). Поэтому и психология может быть сведена к физике. (Редукционизм)
Неопозитивизм был устремлен к тому, чтобы все проверять фактами. Однако оказалось, что этот главный принцип «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами – это типичный философский принцип, обладающий универсальным содержанием). История с принципом проверяемости показывает, что при всем желании от философии избавиться невозможно. Классические проблемы философии, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции.
С ослаблением влияния логического позитивизма сравнительно большой вес приобрело течение английских аналитиков, последователей Джона Мура и позднего Витгенштейна – так называемая лингвистическая философия. Последняя, отвергает логическую формализацию как основной метод анализа и занимается иследованием типов употребления выражений в естественном, обыденном языке. В то время как философия логического анализа считает себя философией науки и представляет линию сциентизма, сторонники философии лингвистического анализа выступают против какого-либо культа научного знания и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке (в Великобритании – Гилберт Райл, Джон Уисдом, Джон Остин). Впрочем эта философия «обыденного языка» будучи одной из школ неопозитивизма считает традиционные проблемы философии псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. В отличие от сторонников философии логического анализа, представители лингвистической философии усматривают задачу философа-аналитика не в том, чтобы реформировать язык в соответствии с некой логической нормой, а в детальном анализе фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения возникающие вследствие его неправильного употребления.

Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».

«Логический позитивизм зародился в так называемом «Венском кружке», который образовался в начале 20-х гг. под руководством М. Шлика (1882 - 1936), в который входили Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Хан и др. Наряду с «Венским кружком» и берлинским «обществом эмпирической философии» (Г. Рейхенбах) в 30-х гг. возникали: группа «аналитиков» в Англии (Дж. Райл и др); львовско-варшавская школа в Польше (К. Твардовский, К. Айдукевич, А. Тарский).

Общая черта неопозитивизма , чаще всего называемого сегодня «аналитической философией », - детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 - 1970) и Л. Витгенштейн (1989 - 1951). Рассел прожил долгую жизнь и написал много работ. В соавторстве с А. Уайтхедом он издал фундаментальный труд «Начала математики» (1910). Позже он самостоятельно писал «Анализ сознания» (1921), «Исследование значения и истины» (1940), «Человеческое познание, его сфера и границы» (1950), «История западной философии» (1948) и др.

Б. Рассел, будучи крупным математиком, вложил большой вклад в дело применения логического анализа к исследованию основ математики. Он полагал, что при этом важно уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.

Следует отметить, что как философ Б. Рассел не ограничивал круг своих интересов лишь логическим анализом языка. Он внес заметный вклад в исследование проблем теории познания, социальной философии и этики.

Ученик Б. Рассела Людвиг Витгенштейн считается одним из самых оригинальных мыслителей XX в. Он автор «Логико-философского трактата» (1921) и «Философских исследований». Тексты философа составлены из пронумерованных фрагментов. В первом сочинении он применил метод логического анализа, а во втором - метод лингвистического анализа.

В «Логико-философском трактате» мир представляется как совокупность фактов. Последние выступают как события, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы - элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания.

Необычному толкованию в этом сочинении было подвергнуто понимание термина «философия». Витгенштейн считает философию лишь средством логического прояснения мыслей. Философия, по его мнению, - не учение, а деятельность по разъяснению и прояснению мыслей. Согласно Витгенштейну, для того чтобы философствовать, не обязательно говорить, поскольку и демонстрация молчания тоже в определенном случае может быть философским отношением к действительности.

Неудовлетворенность своей попыткой отразить «картину» мира в языке в такой мере ясно и точно, как ему хотелось, привела мыслителя к созданию трактата «Философские исследования». В этом сочинении логический анализ языка замещается его лингвистическим анализом. Язык в нем рассматривается не как логический «двойник», противоположный миру, а как средство отношения к миру в ходе его применения с элементами творчества, игры. При этом языковые игры рассматриваются как метод обнаружения возможностей. Философия в этом сочинении выступает как средство научения мышления.

Другие представители неопозитивизма Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др. тоже внесли значительный вклад в развитие теории познания и философии науки. При этом было сделано значительное приращение знаний о сущности и назначении языка науки, о логике развития научного знания и механизмах его роста, о функциях науки, о критериях оценки знания и т. п.

Историки философии при анализе построений позитивизма особое внимание уделяют рассмотрению представителями этого течения вопроса о проверке истинности знания. Процесс установления истинности научных утверждений осуществляется неопозитивистами с помощью принципа верификации, обозначающего установление истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. В соответствии с этим принципом всякое научно осмысленное высказывание о мире должно предоставлять возможность его сведения к совокупности высказываний, фиксирующих данные чувственного опыта. Например, истинность предложения: «Этот дом панельный» устанавливается из зрительного контакта с ним. Те высказывания, которые не могут быть сведены к данным чувственного опыта и найти в нем подтверждение, например «время необратимо» или «движение - форма существования материи» относятся неопозитивистами к псевдопредложениям и обозначают псевдопроблемы. Этот принцип показался недостаточно эффективным, что послужило поводом для отказа от него со стороны представителей «четвертого позитивизма», или постпозитивизма.

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные особенности развития современной философии;
  • основных представителей современной философии;
  • проблематику современной философии и ее категории;

уметь

  • выделять то общее, что характерно для всех современных философов;
  • характеризовать философские идеи основных направлений современной философии;
  • сравнивать разные направления в современной философии;

владеть

  • навыками сравнительного анализа разных направлений в философии;
  • умением вести дискуссию по проблемам современной философии;
  • способностью критически оценивать конкретные философские идеи и концепции.

Неопозитивизм

Неопозитивизм, или логический позитивизм (логический эмпиризм), – одно из основных направлений философии первой половины XX в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата современной (математической, символической) логики.

Становление неопозитивизма. Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в середине 20-х гг. прошлого века философами, входившими в так называемый "Венский кружок". Они опирались, прежде всего, на идеи Л. Витгенштейна (1889–1951), изложенные в его "Логико-философском трактате".

Согласно Витгенштейну, мир устроен так же, как язык современной классической логики, сложившейся в конце XIX – начале XX вв. Мир – это совокупность фактов, а не вещей. Отдельные атомарные факты могут объединяться в более сложные молекулярные факты. Атомарные факты независимы один от другого. Любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым. Атомарные факты никак не связаны друг с другом, поэтому в мире нет не только каких-либо закономерных связей, но даже причинной связи. Вера в такую связь – предрассудок. Наука представляет собой комбинацию предложений, отображающих факты и их различные сочетания. Все, что претендует на выход из одномерного мира фактов, что затрагивает связи и тем более какие-то сущности, должно быть исключено из науки как не имеющее смысла. Именно для очищения науки от бессмысленных предложений (о связях фактов, сущностях, законах, причинах и т.д.) требуется логический анализ языка науки. Именно это должно стать главной задачей философов.

Атомарные факты Витгенштейна неопозитивисты заменили чувственными переживаниями субъекта и комбинациями этих чувственных переживаний. Мир оказался калейдоскопом чувственных впечатлений.

Так как всяким знанием считаются только чувственные впечатления, центральным в неопозитивизме становится принцип верифицируемости: всякое подлинно научное и осмысленное предложение должно быть сводимо к предложениям, выражающим то, что дано в чувственном восприятии. Если положение нельзя свести к высказываниям о чувственно воспринимаемом, то это положение лежит вне пауки. Более того, согласно неопозитивистам, такое положение попросту бессмысленно.

Предложения, выражающие чувственные переживания субъекта, неопозитивисты называют протокольными предложениями. Истинность таких предложений, выражающих то или иное переживание, должна быть несомненной для субъекта. Система протокольных предложений образует твердый базис науки. Гарантией истинности всего научного знания является сводимость всех остальных научных предложений к протокольным.

Задачу описания принципов сведения всякого научного положения к протокольному неопозитивистам так и не удалось решить. Осталось неясным, как вообще можно свести всякое положение к утверждению о чувственном опыте.

Отрицание развития. Неопозитивизм отрицает какое бы то ни было развитие в мире. Развитие предполагает взаимосвязь и взаимодействие фактов. Но мир представляет собой совокупность чувственных переживаний или лишенных связей фактов. Поэтому в нем не может быть развития. Все изменения, происходящие в мире, сводятся к перекомбинациям фактов или ощущений. Ни одна комбинация не порождает другую, они только следуют во времени друг за другом.

Нет развития и в самом познании мира. Рост знаний о мире – это только добавление все новых фактов. Имеющееся знание никогда не претерпевает никаких потрясений. Неопозитивизм доводит до предела характерный для стиля мышления Нового времени кумулятивизм в трактовке развития знания. Его развитие напоминает процесс такого строительства здания, когда к тому, что уже сделано, поочередно добавляются все новые и новые кирпичи (факты), но сделанное никогда уже не перестраивается. Понятие научной революции, ведущей к коренной ломке когда-то созданной теории, совершенно чуждо для неопозитивизма.

Оценки в познании. Одной из важных ошибок неопозитивистов является сведение всех употреблений языка к описаниям. Тем самым отрицается возможность использовать в процессе познания и в изложении его результатов оценок и их частного случая – норм, т.е. утверждений со связкой не "есть", а "должно быть". Отказ от оценок приводит к тому, что неопозитивисты почти не занимаются социальными и гуманитарными науками, невозможными без оценок. Эти науки считаются еще незрелыми, не дотягивающими до уровня естественных наук, и в особенности до идеала каждой науки – физики.

Неопозитивисты подхватили выдвинутый еще в начале XX в. тезис "свобода от ценностей". Ценностные суждения, писал, в частности, Р. Карнап, являются не более чем приказами, принимающими грамматическую форму, вводящую нас в заблуждение. Они не являются ни истинными, ни ложными. Они ничего не утверждают, и их невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Как таковые ценностные суждения не имеют никакого отношения к научному познанию.

Жесткий отказ от ценностей в научном познании и, прежде всего, в социальных науках является, однако, крайней позицией. Он плохо согласуется с реальной практикой науки, и в особенности с практикой социальных и гуманитарных наук, всегда опирающихся на определенные ценности и стремящихся каким-то образом обосновать их.

Интересно отметить, что в то время как неопозитивисты настаивали на устранении ценностей не только из естественных, но даже из социальных и гуманитарных наук, сами представители естествознания, не колеблясь, признавали важную роль ценностей даже в физическом знании. Так, физик М. Планк считал поразительным тот факт, что понятие ценности совершенно не употребляется в методологии науки: "Значение физической идеи только при учете ее ценности может быть полностью исчерпано". Физик В. Гейзенберг говорил, что не видит, чтобы в той части современного мира, в которой, как кажется, совершаются наиболее сильные движения, а именно в естествознании, движение уводило прочь от идей и ценностей. Напротив, это истолкование через идеи и ценности практикуется с большей интенсивностью, только в каком-то более глубоком слое.

Отказ неопозитивистов использовать оценки в научном познании непосредственно связан с идеей физикализма , одной из центральных в неопозитивизме: идеалом каждой науки является физика; нужно стремиться к тому, чтобы любая наука, в том числе и социальная, стала похожа на физику. Эта идея перекрывала неопозитивизму дорогу для сколько-нибудь глубокого исследования общества и человека.

Отрицание традиционной философии. Витгенштейн заявлял, что пришел к окончательному решению вопроса о возможности философии, после чего ее существование должно прекратиться раз и навсегда. Ключ к этому решению находится в языке. Философия возникла вследствие путаницы в значениях языковых выражений, а сама эта путаница – результат сочетания слов из несопоставимых категорий. Например, вопрос "В чем цель жизни?" вообще не имеет смысла, поскольку слова "цель" и "жизнь" относятся к несопоставимым категориям. То, что именуется философией, – всего лишь результат ошибок в использовании языка. Если распутать переполняющие философию языковые клубки, ошибки исчезнут сами собой. То, что останется от философии, будет всего лишь "языковой терапией".

Идея о замене философии анализом языка является одним из основных положений неопозитивизма. Он отрицает традиционную философию, поскольку она всегда стремится сказать что-то о том, что лежит за ощущениями, старается вырваться из узкого круга субъективных переживаний. Либо не существует мира вне чувственных переживаний, либо о нем ничего нельзя сказать. В обоих случаях философия оказывается ненужной. Единственное, в чем она может быть хоть сколько-нибудь полезна, так это в анализе научных предложений и в разработке способов их сведения к протокольным предложениям. Поэтому философия отождествляется с логическим анализом языка.

Уже в 50-е гг. прошлого века обнаружила свою несостоятельность неопозитивистская идея сведения научного знания к протокольным предложениям. Исследование реальной истории научного познания показало искусственность неопозитивистской модели развития научного знания.

Проблемы и трудности, возникшие при разработке неопозитивистской философии, оказались непреодолимыми. К началу 60-х гг. прошлого века эта философия растеряла всех своих сторонников. Тем полезным, что осталось от неопозитивизма, оказались только стремление к ясности, точности, обоснованности философских положений и отказ от туманных рассуждений, не имеющих сколько-нибудь убедительных оснований.

Неопозитивизм - современная форма позитивизма («третий» позитивизм). В узком смысле слова неопозитивизм - это логический позитивизм 30-х гг. XXв., в более широком - вся совокупность позитивистских течений 20 - 60-х гг. XXв. Возник почти одновременно в Австрии, Германии, Англии и Польше. Естественно-научными предпосылками неопозитивизма были действительные трудности современной науки, связанные в основном с проблемами ее логического обоснования. Общим гносеологическим источником неопозитивизма фетишизация формального аспекта познания, вырастающая из своеобразного отчуждения его знаковых средств, преувеличение познавательных функций формальной логики, пережившей к моменту возникновения неопозитивизма свое второе рождение в виде математической логики. На становление неопозитивизма оказали влияние многочисленные идеи Д. Юма (иногда неопозитивизм даже кратко характеризуют как соединение агностицизма Юма с методологией математической логики), учение Э. Маха о «нейтральной» природе мира (вместо этого неопозитивизм стал утверждать лишь «нейтральность» эмпирического «материала» науки), неореализм Ф. Брентано, А. Мейнонга и Дж. Мура, «минималистская» программа философских исследований К. Твардовского. Неопозитивизм складывался в процессе критики (с рационалистических позиций) феноменологии, немецкого экзистенциализма, бергсонианства и неосхоластики, вследствие чего сыграл вначале относительно положительную роль в тех странах, где религиозная, в особенности католическая философия занимала до этого прочные позиции (Польша, Австрия). Вообще, неопозитивизм не занимает «нейтральной» позиции в антагонизме науки и религии: для последней выгодно свойственное неопозитивизму отнесение положений материализма к числу научно-неосмысленных, а также допущение иррационалистического мировоззрения как особого эмоционального строя человеческой души, составляющего ее потребность. Указанное обстоятельство не может быть перечеркнуто тем фактом, что Б. Рассел, Йёргенсен, Нейрат, Айдукевич и некоторые другие представители неопозитивизма заняли атеистическую позицию и выступили против религиозного иррационализма.

С точки зрения основателей неопозитивизма, неопозитивизм якобы коренным образом отличается от скептицизма и агностицизма, т.к. ему свойственны:

  • 1) «доверие» к содержанию ощущений как к изначальному данному;
  • 2) отрицание какой-либо границы между областями познаваемого и непознаваемого (поскольку вторая область заменена областью псевдопроблем);
  • 3) отождествление познаваемого объекта и теории («логической конструкции») об этом объекте, вследствие чего из рассмотрения исключаются вопросы об отношении знаний к внешнему источнику и о характере процесса образования чувственных восприятий.

Неопозитивизм истолковал познание как последовательность операций фиксации чувственных данных посредством знаков, установления формальных соотношений внутри совокупности последних и между совокупностями, приведение этих соотношений в систему, дедуктивного выведения из систем («логических конструкций») предсказаний о будущем опыте и изменения этих систем (в случае обнаружения в них внутренних противоречий или же несоответствия выведенных из них предсказаний опыту). В языковой структуре неопозитивизм видит средство к объективизации значения, а рассмотрение закономерностей процесса исторического становления значения исключает из гносеологии, рассматривая развитие знания только с точки зрения отношений между одними и другими данными или же между данными и результатами их логических преобразований. В принципе элиминируя отношения между субъектом и объектом, неопозитивизм счел проблематику теории отражения лишенной научного смысла, обнаружив тем самым свою противоположность материализму.

Для неопозитивизма 30-х гг. характерными были конвенционализм и физикализм.

Конвенционализм (от лат. conventio- соглашение), - направление в философском истолковании науки, согласно которому в основе математических и естественно-научных теорий лежат произвольные соглашения (конвенции между учеными), выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т.п. Принцип конвенционализма, сформировавшийся в 1934 г. для логико-математических и естественно-научных теорий, искаженно отражал действительный факт относительной свободы теоретического мышления в построении исчислений, а в физике - принцип ковариантности законов. Конвенционализм получил семантическую трактовку и был использован неопозитивизмом для оправдания индетерминистских концепций и распространен затем на философию (каждый имеет право избрать мировоззрение, дающее ему внутренне удовлетворение), на выбор состава эмпирического базиса естествознания, а также на этику и эстетику.

Физикализм как требование перевода предложений всех наук в предложения, состоящие только из терминов, употребляемых в физике («физикалий»), возник с целью достижения единства языка наук, но уже в 40-х гг. был превращен в регулятивную идею, реализация которой в полном объеме была признана невозможной. История неопозитивизма в 30 - 40-х гг. XXв. - это цепь различных попыток избежать солипсизма, к которому толкала интерпретация проблемы объективности мира как псевдопроблемы. В указанный период были предложены различные варианты обоснования интерсубъективности и различные - в этой связи - интерпретации физикализма.

В 40-х гг. неопозитивизм претерпел определенные изменения. Понятие анализа «языка» было расширено за счет добавления к логико-синтаксическому и логико-семантическому анализа, вследствие чего проблема «что такое значение?» стала одной из главных в неопозитивизме, так что А. Пап даже признал ее основным вопросом философии. Пришлось отказаться от отождествления истинности и проверяемости и перейти к «ослабленным» вариантам последней. В результате критики со стороны Куайна и др. был отвергнут резкий дуализм аналитических и синтетических высказываний и поставлена под сомнение независимость формальной стороны теорий от их эмпирических основ. Тем самым наметилась тенденция к естественно-научному материализму (Р. Карнап, Г. Рейхенбах), которая, однако, не получила достаточно определенного выражения. Конвенционализм также стал принимать «ослабленный» вид, однако в ряде случаев (Б. Рассел, Г. Райл, А. Пап) приблизился к априоризму. С другой стороны, сам неопозитивизм и принципы его эмпиризма («логический эмпиризм») были истолкованы как еще одна «удобная» языковая конвенция. Физикализм был истолкован как пожелание частичной редукции т.н. теоретических предикатов к простейшим предикатам непосредственного наблюдения. Затем на смену редукционному этапу истолкования логической структуры наук пришел гипотетико-дедуктивный этап, на котором вместо восхождения от эмпирической основы к теории исследуется процесс нисхождения от теории к эмпирически проверяемым «базисным» предложениям (К. Поппер, К. Гемпель, Г. Рейхенбах и др.).

Основными идеями неопозитивизма 30-х гг. можно считать, во-первых, отрицание всей прежней философии как якобы лишенной научного смысла, а учение о «языке» как главном и даже единственном объекте философского исследования (поскольку анализ «языка» понимался вначале как чисто логический, неопозитивизм стал стирать грань между философскими и формально-логическими исследованиями).

Во-вторых, принцип верификации, который утверждает, что проверка научной осмысленности предложений, а затем их истинности (ложности) происходит через сравнение этих предложений с фактами опыта («переживаниями» в терминологии Р. Карнапа), в т.ч. ощущениями субъекта. Предложения, в принципе не поддающиеся чувственной проверке, считались лишенными научного смысла, или псевдопредложениями (отсюда неопозитивизм пришел к утверждению, что объективное существование есть псевдопредикат, и к отождествлению существования объектов с их наблюдаемостью).

Никакого различия между смыслом и значением в теории познания неопозитивизмом 30-х гг. не проводилось. М. Шлик полностью отождествил осмысленность предложения с его проверяемостью (верифицируемостью), а смысл - со способом проверки. Согласно принципу верификации (с дополнениями К. Поппера), научно осмысленной может быть только такая теория, которая подтверждается эмпирическими (экспериментальными) фактами и для которой существуют воображаемые факты, опровергающие ее, если бы они на деле имели место (такая теория истинна); или же: которая опровергается фактами и для которой существуют воображаемые факты, подтверждающие ее, если бы они имели место (такая теория ложна). В этой концепции были положительные моменты:

    выявление дурной спекулятивности некоторых философских учений;

Указание на научную значимость знания ложности тех или иных положений и т.д.

Новые возможности несло с собой введение в гносеологию третьей значимости («научно-неосмысленно», в отличие от «абсурдно») и понятий «псевдопроблема» и «псевдопредложение». Но все эти моменты были существенно искажены метафизическим и субъективно-идеалистическим истолкованием эмпрической основы, а также самих актов верификации как совокупности атомарных, лишенных внутренней связи, элементарных чувств, переживаний субъекта (основываясь именно на этом, неопозитивизм объявил тезисы философского материализма неосмысленными, а религии неложными).

В-третьих, к основным идеям неопозитивизма 30-х гг. принадлежит отождествление истины с формальными условиями (критериями) истинности, а знания истины - с предсказуемостью предложений о будущих ощущениях субъекта. С предсказуемостью была отождествлена и причинность. М. Шлик и К. Поппер истолковали детерминизм как логическую зависимость предложений (S 2) о будущих состояниях «объекта» от предложений (S 1) о теперешнем его состоянии (еслиS 1 , тоS 2). Кроме того, истинность предложений была идентифицирована с фактом их принятия (допущения) в определенном «языке» (истинность как совместимость предложений стала конкурировать в неопозитивизме с эмпирическим пониманием истинности и ее критерия, в результате чего в новой форме возродился свойственный взглядам Г. Лейбница и И. Канта разрыв между рациональным и чувственным, аналитическим и синтетическим) (Ф.В. Константинов.Философская энциклопедия. - М: «Советская энциклопедия», Т.4, 1967, - 592 с.).

Неопозитивизм

Логический позитивизм (англ. Logical positivism ) - (логический эмпиризм или неопозитивизм ) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм , идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм , основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.

Логический позитивизм еще часто называют логическим эмпиризмом. Он имеет своим предшественником Дэвида Юма , который отвергал претензии на знание таких метафизических вопросов, как существование Бога и бессмертие души, так как идеи, на которых эти претензии основываются, не могут быть прослежены к простым чувственным впечатлениям, являющимися их источником. Таким же образом члены Венского кружка отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически. Посредством этого критерия верифицируемости они считали, что метафизические утверждения бессмысленны. В манифесте Венского кружка было записано: «Если кто-либо утверждает: „Существует Бог“, „Первоначальной причиной мира есть бессознательное“, „Существует энтелехия, которая является основой жизни существ“, то мы не должны говорить: „То, что вы говорите, ошибочно“, а должны скорее спросить: „Что вы имеете в виду под этими предложениями?“ По-видимому существует четкое разделение между двумя типами утверждений. Один из типов включает утверждения в том виде, как они высказаны в эмпирической науке, их значение может быть определено логическим анализом, или, более точно, сведением к простым предложениям об эмпирически данном. Другие утверждения, включая вышеупомянутые утверждения, оказываются полностью бессмысленными, если мы берем в том смысле, в котором использует их метафизик» .

Истоки

Можно выделить два исторических корня логического позитивизма. Так в своей программной статье «Поворот в философии» немецко-австрийский философ Мориц Шлик представил генетическую линию развития от Лейбница до Б.Рассела и Г.Фреге . Сама идея «Венского кружка» была инициирована «Principia Mathematica» Рассела и Уайтхеда . Основанием и развитием логики формальных отношений была заложена основа для будущей грандиозной эпистемологической реформы. Став вторым после аристотелевской классической логики силлогизмов инструментом познания, математическая логика послужила материалом строительства здания новой единой науки (своего рода Нового Органона Наук). Успехи, достигнутые в логике, убеждали в силе рациональных процедур мышления, заставляли верить в скорое и неизбежное слияние наук (при доминировании физики, биологии и математики). Отсюда пошло и название - «позитивизм». Задача, поставленная перед «венцами» - разработка системы критериев оценки качества теоретического вывода. Поэтому самое распространенное понимание позитивизма этого времени - это тезис единства метода.

Другое родовое понятие позитивизма - это система языка. Шлик считал, что Л. фон Витгенштейн был «первым, кто приблизился» к идеям позитивной науки в 1922 году в "Логико-философском трактате " (смотри далее).

Новая методология проводила активный отбор пригодного научного знания и начала с атак на метафизику. «Философия - это не наука» - утверждал М. Шлик. Требование заменить содержательность как сверхзадачу формальностью стало важным этапом освобождения научного метода от химер и мистификаций обыденного сознания, что напомнило борьбу Бэкона с идолами. В целом 30-40е годы XX века европейская наука встретила в жарких спорах при общей победе рационализма. Наука, воодушевленная успехами естествознания и объяснявшая этот прорыв совершенством метода, предприняла попытку восстановить единое знание о мире и природе. «Набрав сил, огонь познания охватывает и остальное. Эти моменты свершения и горения - самое существенное. Весь свет познания идет от них. Поисками источника этого света философ на самом деле и занят, когда он ищет последний фундамент познания» .

Развитие логического позитивизма

Начальное влияние на развитие раннего логического позитивизма оказали философы науки Эрнст Мах и Людвиг Витгенштейн .

Э. Мах оказал очевидное влияние на развитие логического позитивизма, рассуждая о метафизике, единстве науки и интерпретации теоретических терминов в науке. Так же Мах выдвинул доктрины редукционизма и феноменализма.

Л. Витгенштейн ввёл несколько доктрин логического позитивизма в своей работе «Логико-философский трактат» (Tractatus logico-philosoficus). В этом трактате он подчеркнул основные положения логического позитивизма:

  1. язык есть граница мышления (то есть они совпадают).
  2. есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными естественными науками.
  3. предложение - картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму. «Если бы мир был нелогичным, его нельзя было бы представить в форме предложения»
  4. сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся с фактами
  5. высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами)

Основными читателями этого трактата были основатели «Венского кружка» (20-е годы XX века).

Логический позитивизм Р. Карнапа

«Истинность философских утверждений невозможно доказать» - Р. Карнап

Одно из самых сильных влияний на развитие логического позитивизма оказал немецкий философ Рудольф Карнап, один из наиболее значимых представителей «Венского кружка». Очень известны такие его работы как «Логические основания вероятности» (Logical Foundations of Probability, 1950) и «Континуум индуктивных методов» (The Continuum of Inductive Methods, 1951). Анализ Карнапом философских проблем, включая обсуждение принципа проверки, содержится в его сочинениях, посвященных теории познания и философии науки. Карнап доказывает, что в различных областях естественных и социальных наук используется один общий метод проверки гипотез и теорий, а понятия, используемые в этих областях, могут быть сведены, с помощью особых «предложений сведения» (операциональных определений и постулатов значения), к одному общему базису - понятиям, которые мы употребляем для описания знакомого всем физического мира, нас окружающего (т. н. физикализм). Важным результатом Карнапа в анализе соотношения теории и опыта является строго формализованная количественная теория логической вероятности, то есть степени индуктивного, или вероятностного, подтверждения теории.

Научные предложения бывают либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы и самодостаточны (пример: тела протяженны). Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путём (пример: на столе лежит книга).

Для доказания научности теорий используется верификация. Верификация - процедура проверки истинных знаний. Она предполагает, что сложные предложения нужно разделить на протокольные. Истинность протокольных предложений абсолютно несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности. Форма протокольного предложения выглядит так: «NN наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте». Сведение сложных предложений к протокольным называется редукцией. Таким образом, вся деятельность учёного сводится к проверке протокольных предложений и их обобщению. Основываясь на редукции, «Венский кружок» во главе с Р. Карнапом замахивается на создание единой научной теории - «Фундамент единой науки», то есть протокольные предложения которые держат науку наверху обобщения. В 40е - 50е годы эта теория будет пересмотрена на основе физики.

Основные тезисы

Логический позитивизм, который так отвергает метафизику и стремится познать мир только с помощью эмпирических доказательств и с использованием естественных наук, включает в себя два важных тезиса:

  1. решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии;
  2. любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке.

Широко известна работа Карнапа, посвящённая концепциям логического позитивизма, «Преодоление метафизики посредством логического анализа языка» (Die berwindung der Methaphysik durch logische Analyse der Sprache, 1932) .

Критика и влияние

Ранние критики логического позитивизма говорят, что его основополагающие принципы не могут быть сами сформулированы таким образом, чтобы в них отслеживалась явная последовательность. Еще одна проблема заключается в том, что в то время как позитивные экзистенциальные утверждения («есть по крайней мере один человек») и негативные универсальные утверждения («не все вороны черные») позволяют определить четкие методы верификации (найти человека или нечерного ворона), отрицательные экзистенциальные утверждения и позитивные универсальные утверждения не поддаются проверке.

Универсальное утверждение, по всей видимости, никогда не может быть проверено: Вы не можете утверждать, что все вороны черные, пока не поймаете всех воронов, в том числе из прошлого и из будущего? Это приведёт к большому объёму работ по индукции в сочетании с верификацией а фальсификацией.

Ответ логических позитивистов первым критикам заключался в том, что логический позитивизм является философией науки, а не аксиомой системы, которая может доказать свою собственную последовательность. Во-вторых, теория языка и математической логики созданы для того, чтобы делать утверждения вроде «все вороны черные», то есть объяснять факты как они есть на самом деле.

Критика Карла Поппера

Влияние логического позитивизма

Логический позитивизм распространен почти по всему Западу. Он был очень популярен на территории всей Европы. Благодаря А. Д. Айеру он стал популярен в Великобритании. Позже он распространился и среди американских университетов благодаря членам «Венского кружка» после того, как они бежали из Европы и поселились в Соединенных Штатах во время и после Второй мировой войны .

Логический позитивизм сыграл важную роль для развития ранней аналитической философии. В первой половине двадцатого века эти термины были практически взаимозаменяемыми.

Логический позитивизм оказался чрезвычайно влиятельным для философии языка и стал доминирующей философией науки в период между Первой мировой и холодной войной.

Примечания

Работы по логическому позитивизму

  • 1922. Der Raum: Ein Beitrag zur Wissenschaftslehre, Kant-Studien, Ergänzungshefte, no. 56. His Ph.D. thesis.
  • 1926. Physikalische Begriffsbildung. Karlsruhe: Braun.
  • 1928. Scheinprobleme in der Philosophie (Pseudoproblems of Philosophy). Berlin: Weltkreis-Verlag.
  • 1928. Der Logische Aufbau der Welt. Leipzig: Felix Meiner Verlag. English translation by Rolf A. George, 1967. The Logical Structure of the World: Pseudoproblems in Philosophy. University of California Press.
  • 1929. Abriss der Logistik, mit besonderer Berücksichtigung der Relationstheorie und ihrer Anwendungen. Springer.
  • 1934. Logische Syntax der Sprache. English translation 1937, The Logical Syntax of Language. Kegan Paul.
  • 1996 (1935). Philosophy and Logical Syntax. Bristol UK: Thoemmes. Excerpt.
  • 1939, Foundations of Logic and Mathematics in International Encyclopedia of Unified Science, Vol. I, no. 3. University of Chicago Press.
  • 1942. Introduction to Semantics. Harvard Uni. Press.
  • 1943. Formalization of Logic. Harvard Uni. Press.
  • 1956 (1947). Meaning and Necessity: a Study in Semantics and Modal Logic. University of Chicago Press.
  • 1950. Logical Foundations of Probability. University of Chicago Press. Pp. 3-15 online.
  • 1950. «Empiricism, Semantics, Ontology», Revue Internationale de Philosophie 4: 20-40.
  • 1952. The Continuum of Inductive Methods. University of Chicago Press.
  • 1958. Introduction to Symbolic Logic with Applications. Dover.
  • 1963, «Intellectual Autobiography» in Schilpp (1963: 1-84).
  • 1966. Philosophical Foundations of Physics. Martin Gardner, ed. Basic Books. Online excerpt.
  • 1971. Studies in inductive logic and probability, Vol. 1. University of California Press.
  • 1977. Two essays on entropy. Shimony, Abner, ed. University of California Press.
  • 1980. Studies in inductive logic and probability, Vol. 2. Jeffrey, R. C., ed. University of California Press

Работы в русском переводе

  • Карнап, Р. Значение и необходимость. М.,1959.
  • Карнап, Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. М.,1971.
  • Карнап, Р. Значение и необходимость: Исследование по семантике и модальной логике / Пер. с англ. Н. В. Воробьева. - Биробиджан: Тривиум, 2000.
  • Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка
  • Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология

Литература о Р. Карнапе

  • Нарский, И. С. Современный позитивизм. М., 1961.
  • Смирнов, В. А. О достоинствах и ошибках одной логико-философской концепции, в кн.: Философия марксизма и неопозитивизм. М., 1963.
  • Хилл, Т. Современные теории познания / Пер. с англ. М., 1965
  • Петров, В. Б. Логическое устранение матафизики: Т. Гоббс и Р. Карнап // Вестник Росссийского университета дружбы народов. Серия: философия. - 1997. - № 2. - С. 74-82.
  • Юлина, Н. С. О работе В. А. Смирнова «О достоинствах и ошибках одной логико-философской концепции (критические заметки по поводу теории языковых каркасов Р. Карнапа)» // Философия науки. - М., 1998. Вып. 4. - С. 202-211.
  • Сокулер, Е. А. Семантика и онтология: к интерпретации некоторых моментов концепций Р. Карнапа и Л. Витгенштейна // Труды научно-исследовательского семинара Логического центра Института философии РАН. - М., 1999. - С. 49-59.
  • Макеева, Л. Б. Рудольф Карнап // Философы двадцатого века: Сборник / Науч. ред. А. М. Руткевич (отв.), И. С. Вдовина; Ин-т философии РАН. - М.: Искусство, 1999. - С. 79-92.
  • The philosophy of R. Carnap, ed. by P. A. Schilpp, La Salle (III.) - L., 1963 (библ.)

См. также

Ссылки

  • Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Общая редакция и составление А. Ф. Грязнова. - М.: 1998.
  • Краткий словарь философских персоналий (из книги Блинников Л. В.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Неопозитивизм" в других словарях:

    Неопозитивизм … Орфографический словарь-справочник

    Или логический позитивизм (логический эмпиризм) одно из основных направлений философии 20 в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики. Основные идеи Н. были… … Философская энциклопедия

    НЕОПОЗИТИВИЗМ, одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм). Главная задача неопозитивизма разработка методов логического или лингвистического анализа… … Современная энциклопедия