Иаков праведный брат иисуса. Деяния святых апостолов и Послания ап. Павла. Влияние Пути святого Иакова

Данная книга рассказывает о двенадцати апостолах и о святом апостоле Павле – ближайших учениках Господа Иисуса Христа. Книга состоит из нескольких разделов, каждый из которых содержит жизнеописание апостола, краткий рассказ о мощах и почитании, а также об иконографии святых апостолов. Кроме того в сборник включены три приложения. Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.

Апостол Иаков Заведеев

До призвания

Как известно из Евангелия, апостол Иаков Заведеев был старшим братом апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Их отца звали Заведей – он происходил из колена Завулонова, а мать – Саломией; согласно Преданию, она была дочерью святого Иосифа Обручника. Семья Заведея и Саломии была зажиточной – как известно, у Заведея были работники, помогавшие ему в рыбной ловле. Своих сыновей, Иакова и Иоанна, Заведей также приобщал к семейному промыслу. Можно предположить, что Иаков, как старший сын, был первым помощником и опорой отца.

В целом все семейство Заведея отличалось набожностью и благочестием. Как известно, братья Иаков и Иоанн со всем пылом молодых душ откликнулись на проповедь Предтечи. Но неизвестно был ли Иаков Заведеев, подобно своему брату Иоанну, учеником Иоанна Крестителя, или же он вместе с другими будущими апостолами лишь изредка совершал паломничество в пустыню – послушать проповедь.

В любом случае, до призвания его Христом будущий апостол жил обычной жизнью – по будням помогал отцу в рыбной ловле, а по праздникам посещал Иерусалим.

Призвание

Согласно Преданию, сыновья Заведеевы – внуки Иосифа Обручника были знакомы с Господом Иисусом и до выхода Его на общественное служение. Но тогда они еще не видели в Нем Мессию. После свидетельства Иоанна Крестителя и выхода Господа на общественное служение, Он для братьев Заведеевых – Тот, о Ком писали пророки.

Вскоре апостол Иаков, в числе других ближайших учеников, становится свидетелем великих чудес – чуда претворения воды в вино в Кане Галилейской, чудесного улова рыбы, упомянутого в Евангелии от Луки. Поэтому, когда Господь Иисус призвал его, Иаков Заведеев не колеблясь последовал за Ним.

О призвании же апостола Иакова в Евангелии говорится так: Он [Христос – А. М.] увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним (Мк. 1, 19–20).

С этого времени оба брата уже не отлучались от Господа Иисуса.

Следование за Христом

Вместе со своим братом Иоанном и с Петром апостол Иаков Заведеев входил в число ближайших учеников, особо выделяемых Спасителем. Благодаря этому он становится свидетелем великих чудес, первым из которых было воскрешение дочери Иаира.

Это событие произошло между второй и третьей Пасхой общественного служения Господа Иисуса Христа. Вероятнее всего Господь совершил это чудо, вторично посетив страну Гадаринскую, находящуюся на противоположном от Капернаума берегу Генисаретского озера. Вот как говорится об этом в Евангелии от Марка: И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его… приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть (Мк. 5, 22–43).

Так апостол Иаков Заведеев становится одним из немногочисленных свидетелей великого чуда. И хотя мы не можем дать точного ответа, почему именно эти три апостола были избраны стать свидетелями воскрешения дочери Иаира, можно предположить, что все они сочетали пламенную веру со сдержанностью в том, что касалось личности их Учителя.

Вторым чудом, свидетелем которого Иаков Заведеев стал в числе избранных учеников, было Преображение Господне. Это событие произошло вскоре после исповедания Петра у Кесарии Филипповой, когда апостол Петр от лица всех учеников засвидетельствовал о том, что для них Господь Иисус – Христос, Сын Божий.

И вот, взяв трех избранных учеников, Спаситель восходит на гору, дабы помолиться. Но ученики – Петр, Иаков и Иоанн – во время молитвы вздремнули, так что для них стало полной неожиданностью когда: вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9, 29–31). Еще более испугало их явление облака, покрывшего гору: явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте (Лк. 9, 34–35). Спустившись с горы, апостолы и по воле Господа и по собственному разумению сохранили все случившееся в тайне. Из этого можно заключить, что хотя апостол Иаков и не принимал столь деятельного участия в евангельских событиях, как его брат Иоанн или апостол Петр, но он также недаром был удостоен доверия Спасителя.

В следующий раз Евангелие упоминает апостола Иакова в связи с путешествием Господа Иисуса Христа в Иерусалим на праздник Кущей. Прямой, ближайший путь лежал через Самарию. Однако, самаряне, спорившие с иудеями относительно правильного места богопочитания, не любили паломников, направлявшихся в Иерусалим. Поэтому они отказались принять Господа Иисуса и Его учеников у себя. Тогда: ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9, 54–56). Действительно, в то время Иаков Заведеев еще не понимал смысла служения Христа, представляя Его земным властителем, обладающим мистическим могуществом.

От Страстной седмицы до Сошествия Святого Духа

Вдругой раз это непонимание проявилось во время последнего путешествия Спасителя в Иерусалим. В то время как Госопдь Иисус Христос знал, что идет в Иерусалим на крестную смерть, Его ученики ожидали начала земного царствования Мессии. В частности, так думал и апостол Иаков с матерью и братом.

Уже в виду Иерусалима они просили Господа: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 35–40). Так Господь одновременно предсказал грядущие страдания апостолов, в частности, апостола Иакова Заведеева, который первый из двенадцати пострадал за проповедь Христа, и, одновременно, дал им пример смирения, противопоставив его желанию занять первые места. Однако, в то время апостолы еще не могли до конца понять своего Божественного Учителя, и поэтому другие ученики начали во всеуслышание возмущаться поступком братьев Заведеевых, желавших опередить их. Тогда Господь был вынужден уже не намеком, а напрямую повторить поучение, сказав: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так; а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 42–45). Этими словами Спаситель в который раз предсказал ученикам, то что Он идет в Иерусалим на страдание и крестную смерть.

Во время Страстной седмицы апостол Иаков Заведеев, как и другие ближайшие ученики, постоянно находился рядом с Господом Иисусом. Когда же один из них указал Спасителю на великолепное здание Иерусалимского храма, Господь сказал: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне (Мк. 13, 2). Некоторое время спустя, когда ближайшие ученики, в числе которых был и апостол Иаков, спросили Господа Иисуса, когда же сбудется предсказанное Им, но Господь отказался назвать конкретные времена и сроки, призвав апостолов к трезвению, дабы никто не прельстил их.

Уже после Тайной Вечери, когда Иуда уже ушел за храмовой стражей, Господь Иисус с учениками выходят за Кедронский поток в Гефсиманию. Там Он вновь просит трех ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна: побудьте здесь и бодрствуйте. (Мк. 14, 34). Однако во время молитвы Спасителя ученики, утомленные прошедшим днем, уснули. Трижды Господь приходил к ученикам, призывая их к бодрствованию, и трижды находил их задремавшими – они проснулись лишь тогда, когда в Гефсиманский сад ворвалась храмовая стража.

Неизвестно, как апостол Иаков Заведеев воспринял арест и распятие Спасителя. Обо всех апостолах, кроме Петра, Иоанна и Иуды-предателя, Евангелие сообщает лишь то, что они сидели за закрытыми дверями, опасаясь, что и за ними придут.

Следующее упоминание апостола Иакова, как одного из сыновей Заведеевых, относится к короткому периоду возвращения апостолов в Галилею после Воскресения Господа Иисуса. Апостол Иаков вместе со своими собратьями занимается рыбной ловлей, когда им является Спаситель.

Также совместно с другими апостолами он возвращается в Иерусалим, где становится свидетелем Вознесения Господа Иисуса и Сошествия Святого Духа.

Апостольское путешествие

Как и собратья его по апостольству, Иаков Заведеев провел последующие несколько лет, созидая Иерусалимскую Церковь. Однако, в отличие от его брата Иоанна, подробных сведений о деятельности апостола Иакова нет.

Затем, согласно предположениям исследователей, апостол Иаков Заведеев отправляется в Лидду (Диосполь) в Палестине. Во время проповеди в Лидде апостола Иакова навещал апостол Петр, как об этом сообщают Деяния Апостольские.

Некоторое время спустя, оставив в Лидде крепкую христианскую общину, апостол Иаков Заведеев отправляется в Европу. О проповеднической деятельности апостола Иакова в Европе практически ничего неизвестно, но, согласно Преданию, апостол Иаков дошел до Иберийского полуострова, где расположены современные Испания и Португалия, и проповедовал местным жителям о Христе. Местные предания утверждают, что проповедь апостола сопровождалась чудесами. Однако некоторые исследователи подвергают сомнению достоверность этой информации.

В любом случае проповедь апостола Иакова на Западе продолжалась недолго. Несколько лет спустя он возвращается на родину.

Возвращение в Иерусалим

Вернувшись на родину, апостол Иаков Заведеев проповедует в синагогах Иудеи и Самарии, уча о Христе, что Он истинный Мессия, Спаситель мира. Апостол был страшен, как гром небесный, для неверующих иудеев. Иаков Заведеев оправдал своей деятельностью название «сына Громова», данное ему Господом при избрании в апостолы. Он обезоруживал Божественным Писанием фарисеев и книжников в спорах с ними и вместе строго обличал и укорял их за неверие и жестокосердие. К тому же его проповедь сопровождалась многими чудесами.

Раздраженные против апостола Иакова Заведеева иудеи нашли некоего философа по имени Гермоген, который удивлял людей волхованием и различными трюками. Язычник Гермоген должен был опровергнуть проповедь апостола Иакова с помощью античной софистики.

Гермоген, почитающий всех иудеев невеждами, заявил, что не только он, но даже его ученик Филит с легкостью опровергнет доводы апостола Иакова Заведеева. Филит вступил в прения с апостолом Иаковом, но не мог сопротивляться премудрости Духа Святого, говорившего устами апостола. Слушая апостола, Филит уверовал во Христа. После этого он вернулся к Гермогену и сказал ему, что учение Иакова, убедительное само по себе, подтверждается и чудесами, что нет никакой возможности оспорить это учение. Более того, Филит попытался обратить ко Христу и самого Гермогена.

Попытки обращения разгневали Гермогена. Он призвал злых духов и велел им держать Филита, чтобы он не мог двинуться с места, и сказал при этом:

– Посмотрю, как избавит тебя твой Иаков.

Апостол Иаков вскоре узнал о том, в каком положении оказался Филит. Решив помочь ему, апостол прислал ему полотенце и велел прочитать слова псалма: Господь разрешает узников, Господь восставляет согбенных (Пс. 145, 7–8). Как только Филит исполнил то, что велел апостол, нечистые духи оставили его. После этого Филит тотчас же отправился к апостолу Иакову и принял от него святое крещение.

Узнав об этом, Гермоген приказал служащим ему злым духам привести к нему связанными Иакова и Филита. Но как только нечистые духи приблизились к тому дому, где находился апостол Иаков, по повелению Божию Ангел невидимо связал их самих и стал мучить. Тогда они начали взывать:

– Иаков, апостол Христов, будь милосердым к нам, ибо мы, по повелению Гермогена, пришли связать тебя и Филита, а вот ныне сами крепко связаны и жестоко страдаем.

Апостол Иаков сказал бесам:

– Ангел Божий, связавший вас, да разрешит вас от уз, и вы пойдите и приведите ко мне сюда Гермогена, не сделав ему никакого вреда.

Нечистые духи, получив свободу, тотчас же исполнили приказание апостола.

Апостол спросил бесов, почему они не связали Филита, как повелел им сделать это Гермоген. Бесы на это отвечали:

– Мы даже и мухи не можем тронуть в твоем доме.

Тогда апостол сказал Филиту:

– Господь наш повелел за зло воздавать добром, посему и ты освободи Гермогена и избавь его от бесов.

После этого апостол сказал Гермогену, освобожденному от бесовских уз:

– Господь наш не желает иметь слуг по принуждению, но желает иметь слуг добровольных; посему ты ступай, куда пожелаешь.

Но Гермоген сказал:

– Как только я выйду из твоего дома, меня тотчас убьют бесы, ибо я знаю, как велика их ярость; знаю также, что мне невозможно избавиться от них, если ты не защитишь меня.

Тогда апостол Иаков дал Гермогену свой посох, с которым он путешествовал. Гермоген пошел с посохом апостола и злые духи не смогли прикоснуться к нему. Так Гермоген познал силу Христову и увидел бессилие злых духов. После этого он собрал все свои книги, в которых говорилось о чародействе, и принес их апостолу Иакову, сказав:

– Истинный раб истинного Бога, избавляющий от погибели души людей. Помилуй и меня, и прими твоего врага в ученики себе!

Он сжег свои чародейские книги, принял крещение и стал учеником апостола Иакова. Наученный вере Христовой, Гермоген сделался ревностным служителем Христовым и сам именем Христа творил чудеса.

Слава о обращении Гермогена и его ученика разнеслась по всей Иудее. Местные законоучители еще более раздражились на то, что вместо посрамления, апостол Иаков обрел еще большую славу. Они решились обратиться к помощи властей.

Мученичество

Члены синедриона обратились к царю Иудеи Агриппе I Ироду, сыну Аристовула и внуку Ирода Великого с жалобой на апостола Иакова, которого они обвиняли в совращении народа в ересь. Ирод Агриппа благосклонно принял жалобу иудеев – его также раздражал рост христианской общины. В результате по приказу царя были произведены аресты некоторых деятелей христианской общины, наиболее значимым из которых был апостол Иаков Заведеев. Подробности этих событий нашли отражение в книге Деяний: В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло (Деян. 12, 1).

Стоя перед скорым и неправедным судом, апостол Иаков спокойно выслушал смертный приговор, продолжая свидетельствовать о Христе. Предсмертная проповедь апостола произвела большое впечатление на одного из лжесвидетелей – писца Иосию. И он тотчас же исповедовал себя христианином. Его осудили на казнь вместе с апостолом Иаковом.

По пути к месту казни Иосия просил прощения у апостола Иакова. Апостол обнял его и сказал ему: «Мир с тобою». После этого им обоим отрубили головы. Так исполнилось обетование Господа Иисуса апостолу Иакову – он первым из двенадцати принял мученическую смерть за проповедь о Христе.

Мощи и почитание апостола Иакова

Согласно Преданию, после казни апостола Иакова его ученики взяли его тело. Относительно того, что было дальше, существуют две версии. Согласно одной, ученики положили тело апостола в лодку и отпустили ее в Средиземное море – после длительного плаванья лодка достигла берегов Испании, где местные христиане устроили апостолу гробницу. По другой версии, ученики апостола сами перенесли его тело в Испанию, в город Ириа Флавиа (современный Эль-Падрон) и там погребли.

Долгие века гробница апостола Иакова оставалась в безвестности, и лишь в 825 году произошло обретение мощей апостола. Согласно Преданию, некоему благочестивому отшельнику по имени Пелайо было явлено чудесное видение, а пастухи, увидевшие звезду, стоявшую в небе, указали Пелайо место их нахождения. Саркофаг с телом святого был найден именно в том месте, над которым светила звезда.

Около 860 года кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и мощи апостола.

И едва ли не с первых дней, прошедших после обретения, способность апостольских мощей творить чудеса начала обрастать ореолом легенд. Одна из них, ставшая в истории Испании ярким эпизодом, гласит о высшем покровительстве, оказанном святым Иаковом королю Астурии Рамиро I в состоявшейся в 884 году битве с арабами при Клавихо. Впоследствии в честь апостола Иакова в Испании был основан военно-религиозный Орден святого Иакова Компостельского. Одной из главных задач этого ордена была охрана паломников, приходивших поклониться святому Иакову, поскольку в средние века апостол Иаков считался покровителем паломников.

Также часть мощей апостола Иакова Заведеева хранилась в церкви святого Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI века наличие частиц мощей святого Иакова отмечается в разных церквях Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела.

Кроме того, частицы мощей апостола Иакова Заведеева хранятся в кафедральном соборе монастыря святых апостолов Иаковов Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике апостола Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в Риме.

В настоящее время единственным в России храмом, освященным во имя этого святого, является церковь апостола Иакова Заведеева в Казенной слободе (Яковоапостольский переулок) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с 1620 года. В 1676 году было построено здание, которое существует и в настоящее время. В храме имеется частица мощей апостола Иакова Заведеева, переданная из Испании.

Иконография

Сначала VI века изображения апостола Иакова Заведеева отмечены устойчивыми портретными чертами: это человек средних лет с черной бородой и усами.

В иконописи единоличные изображения апостола Иакова Заведеева чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе (XIII век), на которой представлена полуфигура апостола Иакова Заведеева – человека средних лет с темными короткими волосами и недлинной раздваивающейся бородой; он облачен в синий хитон и гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными складками. Ладонью правой руки он касается свернутого свитка, который держит покровенной левой рукой. Взгляд апостола устремлен на молящегося. В левом верхнем углу в небесном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего апостола. Появление иконы связано, вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но и с почитанием апостола Иакова как брата святого, которому посвящен монастырь.

Образ апостола входит в иконографию большинства евангельских событий, ставших неотъемлемой частью декора православных храмов, как в монументальном убранстве, так и в иконописи: «Преображение», «Вознесение», «Благословение на проповедь», сюжеты Страстного цикла («Омовение ног», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Предательство Иуды», «Уверение Фомы»), сцены апостольского служения.

Фигура апостола Иакова Заведеева входит в состав распространившихся на Руси с XVII века так называемых апостольских чинов, когда в деисусном ряду после 7 традиционных образов помещали иконы 12 апостолов. Образ Иакова Заведеева мог быть как в левой, так и в правой части ряда; одежды апостола различаются по цвету.

В XVII веке разрабатывалась иконография апостольских проповедей и страстей, основанная на текстах канонических и апокрифических деяний. На этих иконах изображены проповедь Евангелия и усекновение главы апостола Иакова. В связи с разработкой апостольской темы в искусстве XVII века сюжеты апостольских страстей и образы апостолов часто включаются в программы росписей храмов.

Чтимая икона апостола Иакова Заведеева (начала XX века), на которой апостол изображен в рост с Евангелием в руках, находится в церкви Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казенной слободе в Москве, где освящен придел во имя апостола Иакова Заведеева.

Он же известен под именем Иакова малого, или меньшего.

Иаков называется братом Господним по плоти, как сын Обручника Богоматери, считавшегося отцом Христа. До нас дошло такое предание. Когда Иисус был отроком, Иосиф Обручник разделял землю свою между сыновьями, которых имел от первой жены, и при этом хотел и Христу уделить некоторую часть; но сыновья Иосифа воспротивились, и только Иаков взял Христа сонаследником своей части, после чего и стал известен под именем брата Господня. По преданию, Иаков сопровождал святое семейство в Египет, куда оно удалилось от преследований царя Ирода.

Апостол Иаков был назореем от рождения. Он вел жизнь очень строгую и неустанно пребывал в посте и молитве. На сон употреблял малое время и целые ночи проводил в молитвенном бдении, так что от частого коленопреклонения кожа у него на коленах огрубела и стала, как верблюжья. Иаков носил на теле жесткую власяницу, пил одну только воду, и то в малом количестве, никогда не употреблял вина, не ел ничего мясного, не вкушал даже масла и молока, а только один хлеб, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Чистоту своего девства он непорочно соблюл до самой кончины.

Когда Господь наш Иисус Христос выступил на общественную деятельность, проповедуя Евангелие Царствия Божия, - Иаков пошел вслед за Ним и сделался Его ревностным учеником и апостолом. В продолжение страстей Христовых Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых. По воскресении Своем Господь удостоил Иакова особенным посещением (1 Кор. 15:7). Он явился ему, как повествуют, в той самой пещере, в которой апостол постился, с верою ожидая воскресения Христова. Поэтому впоследствии, в первые века христианства, пещера та была обращена в храм.

После вознесения Спасителя Петр , Иаков Зеведеев и Иоанн , хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали Иакова, брата Господня, прозваннаго за его добродетельную жизнь праведным, епископом и предстоятелем Иерусалимской церкви - матери христианских церквей. Было ему тогда 34 года. К этому служению он был избран и назначен Самим Господом во время Его земной жизни.

Каким глубоким уважением пользовался в первенствующей церкви Иаков, брат Господень - можно видеть из свидетельств Нового Завета. Апостол Павел , называя его вместе с апостолами Петром и Иоанном столпами церкви, между ними первым поставляет Иакова (Гал. 2:9). Брат его, апостол Иуда Иаковлев , соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд. 1:1), тем показывая особенную важность апостола Иакова в церкви апостольской.

На соборе апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Рождестве Христовом для решения вопроса: должно ли обращающихся принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового - председательствовал Иаков, епископ Иерусалимский. Долгие споры и рассуждения, выступление апостола Петра и рассказ Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников Иаков заключил своей речью. «Мужи братия! - сказал он собранию. - Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу язычников, а написать им, чтоб они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе». Он привел ветхозаветные пророчества - «чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое...» (Деян. 15:13-20).

Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было собором единодушно и утверждено ощутительным изволением Святаго Духа. Тогда же апостол Павел, желая поверить чистоту своего учения, обратился к апостолам, которых он считал столпами церкви Христовой; он наедине предложил Петру, Иакову, брату Господню и Иоанну благовествование, проповедуемое им язычникам. Иаков вместе с Петром и Иоанном не нашел в нем ни излишества, ни недостатка, и признал великое достоинство учителя языков. С таким же глубоким уважением относился апостол Павел к Иакову и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к Иакову и рассказать предстоятелю старейшей церкви Иерусалимской, что сотворил Бог у язычников служением его (Деян. 21:18-19).

Но не только среди христиан апостольской церкви пользовался Иаков глубоким уважением. Его добродетельная, строго подвижническая жизнь везде стяжала ему славу святого человека; все, даже неверные иудеи, уважали его за святость и необыкновенную правоту. Его называли праведным, утверждением верующих, защитою и оплотом народа. Об уважении, какое приобрел апостол Иаков у нехристиан, можно судить по тому, что, например, иудейские начальники позволяли ему входить в ту часть храма Иерусалимского, которая называлась Святая Святых. Первосвященники иудейские входили туда только раз в год, а Иаков мог молиться там во все часы дня и ночи. Во храм входил он один; и его находили стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу.

Тридцать лет был апостол Иаков епископом Иерусалимской церкви. К нему постоянно собиралось множество народа, одни желая послушать его поучения, другие - хотя бы прикоснуться к краю одежды святителя. Приходили не только простолюдины, но и старейшины, и начальники иудейские. Церковь Христова чрез проповедь Иакова с каждым днем приобретала множество новых уверовавших. Наконец благовестие Евангелия Иаковом возбудило против него ожесточенную злобу фарисеев. Вместе с новым первосвященником Ананием, упорным врагом христиан, они задумали погубить праведного старца и надеялись гонением остановить ревность исповедников Христовых. Недовольные умножением христиан, они начали кричать и говорить, что скоро, пожалуй, и весь народ признает распятого Христа. Иакова предупреждали, чтобы он перестал благовествовать Спасителя - иначе его убьют.

Настал праздник Пасхи, и в Иерусалиме собралось множество народа. Римский правитель Иудеи Фест, при котором фарисеи боялись приступить к убийствам и жестоким гонениям христиан, в это время умер, а новый правитель еще не был назначен; фарисеи могли безнаказанно совершать свои злодейства. Они обратились к Иакову с такой просьбой: «Умоляем тебя, праведный, удержи народ, отврати его от Иисуса, Которым многие прельстились и в заблуждении признают Христа Сыном Божиим. Вразуми их в день Пасхи. Мы доверяем тебе, - льстиво добавляли фарисеи, - потому что сами вместе с народом признаем, что ты праведен и безпристрастен. Тебя все послушают, и мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты был виден».

И апостола Иакова, несмотря на его сопротивление, силою втащили на кровлю храма и с угрозами требовали, чтобы он оттуда говорил с народом, стоявшим на площади. Но вместо отречения от Христа - святитель всенародно исповедал Его Спасителем мира. «Для чего вы спрашиваете меня об Иисусе, Сыне человеческом? - громко воскликнул праведный старец. - Он волею пострадал, был распят, погребен, и на третий день воскрес из мертвых. Он сидит ныне одесную Бога, превыше всех сил бесплотных и опять придет на землю на облаках небесных судить живых и мертвых». Верующие, находившиеся в толпе народа, и многие из иудеев, готовые уверовать во Христа, услышав эти слова, воскликнули: «Слава Богу - осанна Сыну Давидову!»

Фарисеи и книжники смутились и говорили между собою: «Худо же мы сделали, доставив Иисусу такое свидетельство; взойдем и сбросим Иакова, чтобы другие, по крайней мере, из страха не поверили ему». С диким криком устремились они наверх, к Иакову, восклицая: «О, о, праведный прельстился!» Столкнув апостола с высокой кровли храма, начали бросать в него камнями. Старец упал на острые камни, весь расшибся, но не сразу испустил дух.

Собрав остатки сил, он, приподнявшись, стал на колени, поднял руки к небу и начал молиться за своих убийц: «Господи! отпусти им грех сей, ибо не ведают, что творят». Между тем озлобленные враги имени Христова метали в апостола камни. Тогда один из сынов Рихавовых, священник, воскликнул: «Перестаньте; что вы делаете? Праведный за нас молится». Не успел он договорить этих слов, как на апостола бросился из толпы один суконщик и ударил святителя белильным валиком по голове. Честная глава мученика Христова была совершенно рассечена этим страшным ударом - и праведный Иаков предал дух свой Богу. Он скончался примерно 66 лет от роду.

Святое тело его было погребено на месте мученической кончины; над могилою святителя, рядом с храмом, и доселе стоит памятник. Беспристрастные из иудеев, хотя и не веровавшие во Христа, мученическую смерть Иакова почитали причиною немедленно после того открывшейся осады и разрушения Иерусалима от римлян, как справедливый суд Божий за убиение праведника. До того все удивлялись Иакову и уважали его!

Святой апостол Иаков первый, по внушению Святаго Духа, написал Божественную литургию, которая и ныне совершается раз в год в Иерусалиме над гробом его, в день преставления праведного. Впоследствии святители Василий Великий и Иоанн Златоуст сократили литургию апостола Иакова, ради немощи человеческой, и в этом виде совершается она у нас до настоящего времени. Святой Иаков написал также первое из так называемых соборных посланий к христианам из иудеев, живущих в рассеянии, исполненное высокого евангельского духа.


Память святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, совершается церковью 23 октября (5 ноября).

Иаков, брат Господень

В Деяниях немного говорится о том, что конкретно Савл делал после того, как он был представлен апостолам, но сам Савл в Послании к галатам говорит:

Гал., 1: 18–19. …ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Другими словами, Савл увиделся с двумя ведущими христианами. Петр, как руководитель первоначальной группы из двенадцати апостолов, мог считаться ближайшим в миру представителем памяти об Иисусе. Однако именно Иаков «брат Господень», по-видимому, был фактическим административным главой иерусалимской ветви общины, так сказать, «Матери-Церкви».

Иаков не был одним из первоначальных апостолов. В действительности, по свидетельству четвертого Евангелия, во время служения Иисуса он был сомневающимся:

Ин., 7: 5. Ибо и братья Его не веровали в Него.

Однако, очевидно, он стал верующим ко времени распятия или сразу после этого, так как собрание ранних учеников перед великим днем Пятидесятницы включало в свой состав и его:

Деян., 1: 14. …с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.

Обращение Иакова к христианской вере, возможно, возникло благодаря видению воскресшего Иисуса. По крайней мере, Павел в Первом послании к коринфянам перечисляет его среди свидетелей воскресения:

1 Кор., 15: 5. …и что явился Кифе, потом двенадцати…

1 Кор., 15: 7. …потом явился Иакову, также всем Апостолам…

Возможно, упоминаемый здесь Иаков был сыном Зеведея или сыном Алфея, каждый из которых был членом первоначальной группы из двенадцати. Однако общепринято считать, что когда Деяния упоминают об Иакове без уточнения, то подразумевается младший брат Иисуса. (Кроме того, следует указать, что те христиане, которые принимали на веру, что Мария, мать Иисуса, была вечной девственницей, полагают, что Иаков был не родным, а двоюродным братом Иисуса.)

Можно предположить, что Савл собрал множество подробностей о служении и личности Иисуса у Петра и Иакова.

Всегда был спор относительно того, видел ли Савл когда-либо Иисуса при жизни последнего или нет. Неизвестно, когда Савл прибыл в Иерусалим для получения своего образования. Если он прибыл за три или четыре года до его появления в месте побивания камнями Стефана, то вполне вероятно, что он был в Иерусалиме в ту неспокойную неделю, которая предшествовала распятию Иисуса. Если бы это было так, то почти несомненно, он был бы в толпе слушающих слова Иисуса (и можно вполне допустить, Савл громко кричал бы в гневном осуждении Иисуса).

И тем не менее, даже если Савл в то время и был в Иерусалиме и был в толпе, собравшейся вокруг Иисуса, то он вполне мог быть на заднем плане и не мог по-настоящему увидеть его. Конечно, если бы он встретил Иисуса лицом к лицу во время служения последнего, то наверняка Савл сказал бы об этом в одном из посланий. Однако ничего подобного в них нет.

Большинство комментаторов делают вывод, что Савл никогда фактически не встречал Иисуса во плоти, и если это так, то встреча с Петром и Иаковом, должно быть, была особенно важна для Савла. Мы можем вполне вообразить его нетерпеливо спрашивающим о личных воспоминаниях этих двух близких спутников Иисуса, кого Савл теперь принимал как Мессию.

В Иерусалиме Савл продолжил страстно проповедовать христианское учение и скоро снова оказался в опасности. Антихристиански настроенные иудеи, должно быть, были особенно возмущены потерей столь ценного человека и испытывали раздражение из-за победы христиан в обретении столь известного перебежчика. Кроме того, чувствовалось, что Савл мог найти спасение только в бегстве:

Деян., 9: 30. Братия, узнавши о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.

Это, возможно, происходило примерно с 34-го по 38 г., в зависимости от того, когда произошло обращение Савла. Савл остался в Тарсе на длительное время, но насколько долго, можно вывести из фрагментарного свидетельства. Скорее всего, это длилось от восьми до десяти лет.

Об этом периоде не известно ничего, за исключением того, что Савл, возможно, продолжил свои проповеди в Киликии. Сам он говорит просто:

Гал., 1: 21–23. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял…

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. СВЯТОЙ ПРАОТЕЦ ИАКОВ И НЕЧИСТИВЫЙ БРАТ ЕГО ИСАВ. Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

Глава 11 Святой праотец Иаков и нечестивый брат его Исав «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исаава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Апостол Иаков, брат Господень Прот. Горского. В Церкви иерусалимской после Иакова, брата Иоанна Богослова, скончавшегося в гонение Ирода Агриппы, около 44 года, когда апостол Павел во второй раз был в Иерусалиме, является другое важное лицо, тоже Иаков. Его видим на соборе

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

У Иисуса был брат по плоти (Иаков). Как это понять? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Святой праведный Иосиф, обручник Пресвятой Богородицы, был женат на Соломонии, дочери Аггея, брата св. Захарии - отца св. Пророка и Предтечи Иоанна. У них были

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

26. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава, и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились (от Ревекки) "и наречено ему имя: Иаков..." И имя второго сына Ревекки - Иаков случайного происхождения произошло оно от обстоятельств его

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

1. Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, (брат его,) и с ним четыреста человек. И разделил (Иаков) детей Лии, Рахили и двух служанок. 2. И поставил (двух) служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади Несмотря на благодатное ободрение свыше, Иаков

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

2. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, (Мк. 3:16-17; Лк. 6:13-15; Деян. 1:13). При толковании этого стиха следует, во-первых, иметь в виду его связь с остальными стихами, где говорится об апостолах,

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

Апостол Иуда, Иаковлев, или Фаддея, брат Господень (ок. 80) 2 июля (19 июня по ст. ст.)Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30 июня по ст. ст.)Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного

Из книги Цветочки Святого Франциска автора

Апостол Иаков, брат Господень по плоти (ок. 63) 5 ноября (23 октября по ст. ст.)Собор 70-ти апостолов – 17 января (4 января по ст. ст.)Святой Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева (память праведного Иосифа в первое воскресенье после Праздника

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Апостол Иуда (Фаддей, Иуда Иаковлев), брат Господень Апостол Иуда, иначе называемый Фаддеем, был сыном св. Иосифа Обручника. У евангелиста Матфея апостол Иуда назван Леввеем (Мф.10.3). Евангелист Лука, чтобы избежать путаницы с предателем Иудой Искариотом (см. Ин.14.22), называет

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора

Глава IV Как ангел Господень вопрошал брата Илью, Гвардиана (Наместника) обители Вал-ди-Сполето, и как, когда брат Илья гордо отвечал, ангел, перенесшись на дорогу в Сан-Джакомо, встретил брата Бернарда и рассказал ему о случившемся В самом начале Ордена, когда в нем было

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Глава XLVIII Как брат Иаков делла Масса узрел в видении братьев-миноритов всего мира в образе древа, и как добродетели, достоинства и пороки всех их стали известны ему Брат Иаков делла Масса, которому Господь открыл многие тайны и которому Он дал совершенное знание Святого

Из книги автора

Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти (см.: Мф. 13, 55; Гал. 1, 19), был сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первой жены. Он же известен под именем Иакова «малого», или «меньшего» (см.: Мк. 15, 40). Его должно отличать от

Из книги автора

Св. ап. Иаков, брат св. Иоанна Богослова (О том, что значит следовать за Иисусом Христом) I. Св. Иаков, память коего совершается ныне, был брат любимого ученика Христова, Иоанна; отец их назывался Зеведеем, и мать Саломия принадлежала к числу первых женщин, которые уверовали

Из книги автора

Поучение 1-е. Св. апостол Иаков, брат Господень (Черты истинного праведника) I. 23-го октября св. Церковь празднует память св. апостола Иакова, брата Господня. Св. Иаков был сын обручника Пресвятые Девы Марии – св. Иосифа, от покойной его жены. С юности он полюбил строгую жизнь:

Из книги автора

Поучение 2-е. Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти (Уроки для подражания: а) христианин не должен никогда изменять правде и б) должен любить врагов своих по заповеди Иисуса Христа) I. Ныне прославляемый в церковных песнопениях и чтениях, св. апостол Иаков был сын Иосифа

Святой Иаков был сыном праведного Иосифа, которому была обручена Пречистая Дева1. От юности своей возлюбил он строгое житие: никогда не вкушал он различных брашен, не употреблял масла, но один только хлеб служил ему пищею; также никогда он не пил ни вина, ни другого какого-либо хмельного напитка, но утолял жажду водой; не посещал он и бани, – словом, отвергал все, что доставляло телу удовольствие; на теле своем он постоянно носил грубую власяницу; все ночи посвящал он молитве, забываясь сном лишь на короткое время; от частых земных поклонов кожа на коленах у него загрубела на подобие верблюжьей. Чистоту девства своего Иаков соблюдал до конца своей жизни2.
О том, почему он называется братом Божиим, дошло до нас такое предание. Когда отец его Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу, родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу; все сыновья Иосифа воспротивились сему желанию их отца; один лишь Иаков принял Иисуса Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью, почему и стал называться братом Господним. Название сие было дано Иакову также и по следующему случаю. Когда Господь наш Иисус Христос воплотился, и Пречистая Дева Богородица бежала с Ним в Египет, тогда и Иаков бежал вместе с ними, сопутствуя Пречистой Богородице и святому Иосифу, отцу своему.
Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и учил народ о царствии Божием, являя себя истинным Мессиею, святой Иаков уверовал в Него и, внимая Его Божественному учению, еще сильнее воспламенился, любовью к Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил святого Иакова. Так, после добровольного Своего страдания и воскресения из мертвых Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату Своему по плоти, как о сем упоминает апостол Павел, говоря:
– Потом же явися Иакову, таже апостолам всем (1Кор.18:7)3.
Видя праведное и Богоугодное житие Иакова, все нарекли Иакова праведным, – и он причтен был к числу семидесяти апостолов. Ему была вверена новопросвещенная церковь Иерусалимская4. Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст5. Пася в Иерусалиме стадо Христово, святой многих Иудеев и Еллинов своим учением обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное послание к двенадцати коленам Израилевым, – источник воистину богодухновенного и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь Христова, поучаясь вере и добрым делам6. Все не только верующие7, но даже и неверные относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, кои сами только раз в год входили во Святая Святых8 для совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно стали именовать его Обли или Офли9, что значит: "ограда, утверждение людям", или же называли его праведнейшим из всех. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Весь народ любил Иакова, ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания10. Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и, затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. И сговорились они просить святого, чтобы он своим поучением отвратил людей от Христа; при этом они решили, если он не согласится сделать это, убить его.
Между тем приближался праздник Пасхи, и множество народа стекалось отовсюду в Иерусалим, чтобы там встретить сей праздник.
Фест, проконсул, избавивший апостола Павла от рук Евреев11 и пославший его в Рим, тогда уже умер, а преемника ему еще не присылали из Рима. Воспользовавшись сим, книжники и фарисеи обратились в храме с такой просьбой к Иакову:
– Умоляем тебя, праведный человек, чтобы ты в день праздника Пасхи, на который собралось отовсюду множество народа, произнес ему поучение; убеди их, что они заблуждаются, считая Иисуса Сыном Божиим, и уговори их отказаться от ложного своего мнения. Мы все почитаем тебя, внимаем тебе, – как и весь народ; все мы твердо убеждены в том, что ты говоришь одну только истину и не взираешь на лица; так уговори же народ, чтобы он не прельщался Распятым Иисусом; молим тебя – стань на высокой кровле храма, чтобы всем можно было видеть и слышать тебя, ибо на праздник собралось – ты сам видишь – много людей, как из евреев, так и из других народов.
После сих слов они возвели его на крышу храма и громко закричали:
– О, праведник! тебе все мы должны верить. Народ сей заблуждается, последуя Распятому Иисусу; посему скажи нам по истине, что думаешь сам ты о Христе?
На сие святой ответил громким голосом:
– Что спрашиваете вы меня о Сыне Человеческом, Который добровольно потерпел страдание, был распят, погребен и на третий день воскрес из мертвых? Он ныне сидит на небесах одесную Вышняго и снова приидет на облаках небесных судить живых и мертвых.
Слыша такое свидетельство Иакова о Иисусе Христе, народ весьма возрадовался, и все в один голос воскликнули:
– Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!
Фарисеи же и книжники сказали:
– Неосмотрительно поступили мы, позволив Иакову говорить о Иисусе, ибо народ пришел еще в большее смущение.
И вот, в злобе и ярости, они свергли с кровли храма Иакова на страх всем, чтобы не верил народ словам святого.
– И праведник прельстился, – кричали они.
Упав с крыши храма, Иаков сильно разбился; еле живой, праведник стал на колени и, подняв свои руки к небу, так молился:
– Господи! отпусти им грех сей, ибо они не ведают, что творят.
Фарисеи же стали бросать камни в святого, которые причиняли ему раны. Один человек из рода Рихавова воскликнул:
– Остановитесь, что вы делаете? праведник молится за вас, а вы побиваете его камнями.
В это время один человек с белильным вальком в руках бросился на святого и с такой силой ударил его по голове, что весь мозг вытек на землю, и в сем мучении Иаков предал дух свой Господу.
Святое тело его погребено было там же около храма, причем верующие горько оплакивали праведника. В течение 30 лет святой был епископом Иерусалимской церкви и на 66 году жизни пострадал за Христа, Коему со Отцем и Святым Духом – честь и слава во веки веков12. Аминь.
Тропарь, глас 2:
Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, / яко мученик имаши еже неописанное, / дерзновение яко брат Божий, / еже молитися яко иерарх: / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 4:
Отчее единородное Бог Слово, пришедшее к нам в последняя дни, Иакове божественне: перваго тя показа иерусалимлян пастыря и учителя, и вернаго строителя таинств духовных. Темже тя вси чтим, Апостоле.

1 Память св. праведного Иосифа, обрученника Пресвятой Девы Марии совершается 26-го декабря. Согласно с ясными свидетельствами Писания (Мф.13:55; Мрк.6:3; Гал.1:17), Церковь, вопреки мнению некоторых толкователей явно отличает святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, от принадлежащих к лику 12 апостолов Иакова Зеведеева, память которого празднуется 30-го апреля, и Иакова Алфеева, память которого совершается 9-го октября. Иаков, брат Господень по плоти, именуется так, как сын Иосифа от первой жены. Он был родным братом апостола Иуды из лика 12-ти, отчего сей, по его имени, получил наименование Иаковлева, и Иосии из лика 70 апостолов, и известен также под именем Иакова "малого" или "меньшого" (Мрк.15:40).
2 Св. апостол Иаков от самого рождения был назореем, т. е. лицом, посвященным Богу, давшим Ему добровольно обеты строгого воздержания от всякого вина и вообще крепких напитков, от стрижения волос и пр. Обеты назорейства служили выражением чистоты и святости жизни, какая должна принадлежать всему народу Израильскому, как народу богоизбранному и потому священному.
3 Предание к сему прибавляет, что в продолжение страстей Христовых св. апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи, до тех пор пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в сей самой пещере. Посему, впоследствии, в первые века христианства, пещера эта была обращена в храм, и теперь еще ее показывают благочестивым поклонникам.
4 По словам древних писателей, ближайших ко времени апостольскому (Климента Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.), по вознесении Спасителя, апостолы Петр, Иаков Зеведеев и Иоанн, хотя и предпочтенные от Господа, не стали спорить о чести, но избрали св. Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви – матери христианских церквей, когда ему было 34 года от рождения, согласно предъизбранию его и назначению к сему служению Самим Христом.
5 Божественная литургия, составленная св. апостолом Иаковом, братом Господним, доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего апостола.
6 Соборное послание написано св. Иаковом около 59 года по Р. Хр. к христианам из Иудеев, живших в рассеянии, во время гонения на христиан, заставившего их удалиться из Иерусалима. Послание сие исполнено высокого учения и евангельского духа. Оно состоит из различного рода нравственных наставлений и, по общему содержанию своему, может быть названо увещанием к терпеливому перенесению страданий. За богослужением православной Церкви соборное послание апостола Иакова прочитывается все, не только в качестве рядового апостольского чтения за литургией, а и за другими молитвословиями (напр. во время елеосвящения, на молебне во время бездождия и даже за всенощным бдением, в качестве паремии).
7 Всеобщее благоговейное уважение к апостолу Иакову верующих, во главе с самими апостолами, особенно сильно выразилось на апостольском соборе, бывшем в Иерусалиме около 60 года по Р. Хр. для решения вопроса: должно ли обращающихся к Церкви из язычников принуждать к обрезанию и соблюдению ветхозаветного закона обрядового. Апостол Иаков председательствовал на сем соборе и, после долгих споров и рассуждений, после речи апостола Петра и рассказа апостолов Павла и Варнавы об успехах их проповеди среди язычников, заключил соборные рассуждения своею речью, в которой в определенных чертах предложил свое суждение поднятому вопросу, полагая "не затруднять обращающихся к Богу язычников", а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе" (Деян.15:13-20). Это суждение всеми уважаемого праведного Иакова принято было всем собором и утверждено явным для всех изволением Св. Духа (28 ст.). Около того же времени апостол Павел, желая проверить чистоту своего учения, обратился к апостолам: Петру, Иоанну и Иакову, которых почитал столпами Церкви Христовой, поставляя первым из них Иакова (Гал.2:10), – и те признали в нем великое достоинство учителя языков. С таким глубоким уважением относился апостол Павел к св. Иакову и впоследствии. Когда перед первыми узами своими он прибыл в Иерусалим, то первым долгом счел отправиться к св. Иакову и рассказал ему, как столпу Церкви Христовой и предстоятелю старейшей Церкви Иерусалимской, о том, что сотворил Бог у язычников его служением (Деян.21:18-19).
8 "Святое Святых" представляло собою внутреннюю, самую священнейшую часть храма Иерусалимского, куда входил один лишь первосвященник, и при том только раз в год, в день очищения, поставлял свою кадильницу с фимиамом и кропил жертвенною кровью над очистилищем для очищения грехов народа. Но ковчега завета с его святынями (жезлом Аарона прозябшим, златым сосудом с манною, скрижалями закона, данными Богом чрез Моисея) в храме в это время уже не было. Здесь находился только один камень от первого храма Соломонова, а завеса, отделявшая Святое Святых от следующего отделения храма – святилища, во время крестной смерти Иисуса Христа разодралась на двое, сверху до низу.
9 По-гречески: "овлиас" – защита или оплот народа и правда.
10 Анания – первосвященник Еврейский, сын Неведея, получивший первосвященническое достоинство от Ирода Агриппы II; был упорным врагом христиан и вообще человеком дерзким, жестоким и несправедливым и принадлежал к секте саддукеев, отвергавших предания, Промысл Божий, духовность и бессмертие души, бытие ангелов, – и утопавших в чувственных наслаждениях и пороках и земных интересах. Будучи виновником смерти апостола Иакова, Анания впоследствии несправедливо судил также апостола Павла и желал погубить его (Деян.23:2,14-15;24:1-9), но за свои неправды сам испытал самую горькую участь: тем же царем Агриппою лишен первосвященства и, наконец, был убит во время восстания иудеев против Римлян.
11 Фест, по прозванию Порций, – Римский правитель Иудеи, управлявший ею не более трех лет и скончавшийся около 62 года по Р. Хр.; он заботился о восстановлении рядка в Палестине, употребляя для сего и строгость, и правосудие.
12 Мученическая кончина апостола Иакова последовала около 63 года по Р. Хр. Он скончался в престарелом возрасте. На месте кончины его и погребли; над его могилою подле храма и доселе стоит памятник. По свидетельству Оригена, церковного писателя III века, смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до войны Иудейской, произвела такое впечатление на Иудеев, что следовавшая за нею бедствия войны и разрушение Иерусалима почитались ими наказанием Божиим за убиение сего праведника. – В XI веке св. Феофан песнопевец, архиепископ Никейский, блаж. Георгий Никомидийский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь св. ап. Иакова, ныне поемые в день его памяти. Мощи св. ап. Иакова были в Константинополе при русском паломнике Антонии в 1200 году в приделе Халкопратийского храма, а глава – в храме святых апостолов. В настоящее время мощи его, по свидетельству некоторых, находятся в Риме в Церкви 12 апостолов. В Москве на Старо-Иерусалимском подворье сохраняется часть мощей его, присланная Александрийским патриархом Иерофеем в 1853 году.

Иаков, Брат Господень

Апостол Павел в послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн (см. Гал. 2, 9). Св. Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской Церкви, он председательствовал на Апостольском Соборе в Иерусалиме в 51 г.; его голос был решающим,и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского Собора (см. Деян. 15).

Служение апостола Иакова было трудное, среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи и называли опорой народа и праведником. Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в это время собрались к нему пресвитеры и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона (Деян. 21, 20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника. Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокуратора Феста и прибытием на его место Альбина, для того чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» – «Вы спрашиваете меня об Иисусе? – громко сказал праведник. – Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» – и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями!» – закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания – утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.

Память его совершается 4 (17) января, 23 октября (5 ноября) и в Неделю по Рождестве Христовом.


Православие. Словарь-справочник . 2014 .

Смотреть что такое "Иаков, Брат Господень" в других словарях:

    ИАКОВ брат Господень - ИАКОВ (ум. ок. 63), брат Господень по плоти, Иаков Праведный, апостол от 70 ти, (Послание к Галатам 1:19), первый епископ Иерусалимский, священномученик. Автор Послания, вошедшего в новозаветный канон. Память в Православной церкви 4 (17) января и … Энциклопедический словарь

    Иаков, брат Господень - Св. Иаков Праведный Иаков, «брат Господень», Иаков Младший, Иаков Праведный один из 70 апостолов Христа, первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями. Иакова называли «братом Господним», и это интерпретируется по разному.… … Википедия

    Иаков брат Господень - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}    один из70 апостолов, первый епископ Иepycaлимский … Словарь церковнославянского языка

    ИАКОВ - 1. патриарх еврейского народа сын Исаака и Ревекки, третий патриарх еврейского народа, родился в земле Ханаанской, приблизительно в 18 в. до н.э. Иаков был младшим братом близнецом Исава, и его имя (евр. Йа аков) объясняется в Библии как… … Энциклопедия Кольера

    Иаков Праведный - (? 62), брат Господень, вместе с апостолом Петром возглавлял иерусалимскую общину христиан. Убит. * * * ИАКОВ Праведный ИАКОВ Праведный, см. Иаков брат Господень (см. ИАКОВ брат Господень) … Энциклопедический словарь Русская история

    ИАКОВ - (ум. ок. 63) брат Господень по плоти, апостол от 70 ти, (Послание к Галатам 1:19), первый епископ Иерусалимский, священномученик. Автор Послания, вошедшего в новозаветный канон. Память в Православной церкви 4 (17) января и 23 октября (5 ноября) …

    ИАКОВ Праведный - (убит ок. 63) брат Господень, вместе с апостолом Петром возглавлял иерусалимскую общину христиан. Память в Православной церкви 4 (17) января, 23 октября (5 ноября), 26 декабря (8 января) … Большой Энциклопедический словарь