В каком году был сожжен ян гус. Ян гус, его взгляды и проповедническая деятельность. Ян Гусс краткая биография

Самый известный и любимый исторический герой Чехии – это Ян Гус (Jan Hus) – учёный, литератор, священник. Ян Гус был уроженцем города Гусинец (Husinec) (Южная Богемия). Он родился в 1371 году, в крестьянской семье. В Чехии стал национальным героем ещё при жизни. До сих пор, спустя столетия после смерти, Ян Гус пользуется огромным уважением. В народе […]

Самый известный и любимый исторический герой Чехии – это Ян Гус (Jan Hus) – учёный, литератор, священник.

Ян Гус был уроженцем города Гусинец (Husinec) (Южная Богемия). Он родился в 1371 году, в крестьянской семье. В Чехии стал национальным героем ещё при жизни. До сих пор, спустя столетия после смерти, Ян Гус пользуется огромным уважением. В народе его считают святым, хотя он и не был канонизирован. Папа Римский неоднократно выражал своё почтение к личности Яна Гуса, но причислить этого человека к Лику святых отказывался.

При жизни Гус проповедовал против зла, причиняемого народу церковью.
Он окончил Пражский университет, стал бакалавром, магистром, деканом факультета свободных искусств, а впоследствии – ректором университета. Он был учёным, писал научные работы по лингвистике. Его изыскания и сегодня используются в чешской грамматике. В то же время (в 1402 году) Гус служил проповедником и настоятелем пражской Вифлеемской часовни . Чтобы послушать проповеди священника-обличителя, в часовне собирались тысячи горожан. Гус беспощадно клеймил жадность богачей и мздоимство церкви.

Яна Гуса многие считают пламенным революционером, но он не совершал переворота – ни в политике, ни в религии. От церкви он добивался одного – чтобы она соблюдала Закон Божий и поступала согласно христианскому учению. Гус жёстко критиковал институт церкви. Его критике подвергалась продажа индульгенций, пьянство и разгульное поведение священников. Он описывал ужасные случаи из жизни священнослужителей. Так, один пражский кановник (высокий церковный чин), проиграл в кабаке деньги и одежду; вернулся домой ночью, практически голым. Стуком и криком он перебудил всю улицу. Такие загулы этот священник совершал три раза. Какой пример он мог подать прихожанам?

Именно такое поведение служителей церкви и критиковал Ян Гус. Сам он отнюдь не был святым, особенно грешил в студенчестве. В этом он позже честно признавался.

Много ведётся споров относительно внешности Яна Гуса. В XIX веке его часто изображали в облике Христа, хотя сам себя он называл толстым. Несколько сохранившихся изображений доказывают, что реформатор был довольно полным, лысым и не носил бороды.

Есть ещё одно заблуждение. Считается, что из-за Гуса был созван Констанский Собор . Это не так. Собор был созван для обсуждения вопросов веры, проходил он несколько месяцев. Эти сведения долго скрывались от народа. Только после восстания в Чехии всё изменилось. Стало общеизвестно, что Папа, который вынес Яну Гусу смертный приговор, был в прошлом пиратом. (Папа Ян XXIII бежал из Чехии. Его имя впоследствии принял другой Папа Римский, чтобы очистить его.)

Понятие «гуситские войны» многие связывают с личностью Яна Гуса. Однако Гуса сожгли 06.07.1415 года в городе Констанце . Гуситские же войны начались только в 1419 году (длились они до 1434 года). Ян Жижка – герой гуситских войн – не знал Яна Гуса. Теоретически, конечно, он мог посещать проповеди священника-реформатора в Вифлеемской капелле, но это ничем не доказано. А все истории в литературных произведениях о дружбе, которая существовала между двумя народными героями – всего лишь творческий вымысел.

Гус не желал войны и кровопролития. Он всего лишь хотел правды и добивался, чтобы все жили праведно. В своих научных трудах и проповедях он нередко ссылался на идеи англичанина Джона Уиклифа – профессора и священника. (Уиклифа очень почитали в Чехии.) Английский профессор резко критиковал церковь, в особенности, идею транссубстанцинации. Это относится к христианскому обряду мессы, во время которого верующим дают гостию (у православных – просфору) и вино. Считается, что во рту у верующего человека эти субстанции превращаются в тело и кровь Христовы. Джон Уиклиф называл чепухой эту идею.

Гус тоже критиковал практику причастия. В то время священники причащались вином и хлебом; мирянам во время мессы давали только хлеб. Гус пытался доказать, что во времена раннего христианства причащались все одинаково. Это были не просто подробности церковного ритуала – такой подход уравнивал простых прихожан со священниками. (Последователи Яна Гуса стали причащать мирян и хлебом, и вином).

В своё время Уиклифа тоже призывали на Собор. Гуса обвинили в следовании идеям англичанина. После осуждения Яна Гуса церковники решили «расправиться» и с Уиклифом. Поскольку английский профессор был уже давно мёртв, его кости выкопали из могилы и торжественно сожгли.

Католическая церковь до сих пор называет Джона Уиклифа опаснейшим еретиком. Из-за его идей Иоанн Павел II и отказался канонизировать Яна Гуса. Кроме связей с Уиклифом, Гуса обвиняют в критике католической церкви. Считается, что своими критическими высказываниями Ян Гус изменил сану священнослужителя.

Чешский народ считает Яна Гуса святым и национальным героем. Он оставил огромное литературное наследие, внёс вклад в чешский язык, его правописание и орфографию. Это способствовало распространению грамотности среди простых чехов.

Сочинения Гуса были доступны и понятны народу. Он выработал собственный стиль полемики, утвердив новый тип прозы в чешской литературе.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

История жизни
Знаменитый деятель эпохи Реформации Ян Гус был простого происхождения и рано остался сиротой. После окончания Пражского университета он стал священником и быстро достиг высокого положения. Через несколько лет скромный студент стал гордостью страны, и его имя стало известно по всей Европе. Ян Гус нещадно обличал пороки, царящие в обществе, чтобы утвердить принципы истины и чистоты, которые он прививал людям. Он считал, что причина безнравственности заключается в том, что народ не знает Библии, и потому защищал, как дело величайшей важности, проповедь Священного Писания на языке народа.
Житель Праги Иероним, который стал близким соратником Гуса, привез с собой из Англии произведения Виклифа. Гус с интересом прочел эти произведения, он верил, что их автор был искренним христианином, и благосклонно отнесся к предложенным реформам.
В это время в Прагу из Англии прибыли двое проповедников, выступавших против неограниченного господства папы Римского. Вскоре они были вынуждены прекратить свои выступления из-за давления властей. Но, не желая отказываться от своей цели, они нарисовали две картины и выставили их на всеобщее обозрение. На одной был изображен въезд в Иерусалим Христа, «кроткого и сидящего на осле» (Матфея 21:5). За ним следовали ученики в потертых одеждах и с босыми ногами. На другой картине была изображена папская процессия – папа был облачен в богатые одежды, восседал на величественно украшенной лошади и имел на голове корону. Перед ним шли трубачи, а за ними следовали кардиналы и прелаты в блистательных одеждах. Какой контраст между кротостью и смирением Христа Господа и гордостью и высокомерием папы, Его слуги! Картины произвели глубокое впечатление на разум Гуса и побудили ревностно изучать Библию и произведения Виклифа. Он стал яснее понимать истинный характер папства и с большим дерзновением обличал гордость, тщеславие и испорченность Церковной иерархии. Из Богемии свет проник в Германию. Многие немецкие студенты, приняв от Гуса библейское учение, вернулись на Родину и начали проповедовать Евангелие.
Вскоре вести об этом дошли до Рима. Гуса призвали на аудиенцию к папе, что означало смертный приговор. Король и королева Богемии, университет, представители знати, чиновники обратились с просьбой к главе Римской церкви, чтобы Гус остался в Праге, на что папа объявил город Прагу отлученным от церкви. В то время такой приговор возбуждал всеобщее беспокойство, он был рассчитан на то, чтобы навести страх и ужас на людей, возносивших папу, как представителя Самого Бога и обладающего властью совершать светский и духовный суд. Считалось, что врата неба закрываются для региона, отлученного от церкви, и пока папа не снимет проклятие с города, мертвые будут изгнаны из обителей блаженства. В связи с этим страшным бедствием были приостановлены все богослужения. Церкви закрывались. Брак освящался на церковном дворе. Мертвых, которых отказывались хоронить на освященной земле, закапывали в канавах или на поле без погребальных обрядов.
Таким образом, посредством мер, поражавших воображение обывателей, Рим пытался управлять умами людей.
Прага была в смятении, многие во всем обвиняли Гуса. Реформатор удалился в деревню и оставил письмо друзьям, где написал, что он последовал примеру Христа. «Я удалился также из опасения, что нечестивые священники будут запрещать проповедовать Слово Божье. Но я не хочу, чтобы отвергли Божественную истину, за которую с Божьей помощью я готов умереть».
Гус боролся против злоупотребления властью. Священники стали такими же, как во дни Христа: нечестивыми и использовали свою власть для незаконных целей. Это заставило его принять для своего руководства и проповедовать другим принцип, согласно которому непогрешимым руководством является Бог, говорящий через Библию, а не церковь, говорящая через священников.
Для залечивания язв, раздиравших Европу, в Констанце был созван общий собор. На соборе было доказано, что сам папа Иоанн виновен в тягчайших преступлениях, помимо убийства и прелюбодеяния – в грехах, которых неприлично называть вслух. Поэтому собор лишил его тиары, и был выбран новый папа. Но тот же самый собор, который низложил папу, намерен был уничтожить и реформатора. По приезду в Констанцу Гус был арестован и заключен в тюрьму. Во время продолжительного суда он твердо стоял за веру и истину. Когда ему предложили отречься от своих учений или умереть, он избрал участь мученика.
После объявления приговора началась церемония разжалования. Когда епископы одели его в священные одежды, Гус сказал: «Наш Господь Иисус Христос был облачен в багряницу для насмешки над Ним, когда Ирод отправил Его к Пилату». Когда ему вновь предложили отречься, он ответил: «С каким же лицом я тогда предстану перед Богом?» Когда на голову ему надели бумажную митру, на которой было написано «Отъявленный еретик», Гус сказал: «Я с радостью буду носить этот позорный венец ради Тебя, мой Иисус, ведь за меня на Тебя одели терновый венец». Когда он был облачен в эту позорную одежду, сказали: «Теперь мы предаем твою душу дьяволу». «А я, – сказал Гус, поднимая глаза к небу, – передаю свой дух в Твои руки, Господи Иисусе, ибо Ты искупил меня».
Когда его привязали к столбу, и все было готово для того, чтобы зажечь костер, ему еще раз было предложено отречься от своих заблуждений и спасти свою жизнь. «От каких заблуждений я должен отречься? – спросил Гус. – Я не считаю себя виновным в заблуждениях. Призываю Бога во свидетели, что все, о чем я писал и проповедовал, преследовало цель спасти души от греха и погибели, и поэтому я с радостью своей кровью защищу истину, которую проповедовал». Когда вокруг него загорелось пламя, он начал петь: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня», – и продолжал до тех пор, пока его голос не умолк навсегда.
Даже враги реформатора были потрясены его геройским поведением. Когда тело Гуса сгорело, его прах вместе с землей, где он лежал, был собран и брошен в Рейн. Его гонители были уверены, что они искоренили истину, они даже и не подозревали, что прах, отнесенный в океан, будет подобен семени, рассеянному по всем странам, что оно принесет плод в виде свидетелей об истине в новых местах.
Казнь Яна Гуса продемонстрировала всему миру вероломную жестокость Рима. Враги истины, сами не осознавая этого, продвигали вперед то дело, которое они тщетно пытались уничтожить.
Подготовил В. Мельников

В XIV в. в Чехии царствовала Люксембургская династия, представители которой занимали и престол Священной Римской империи германской нации. В 1348 г. в Праге был основан университет, первый в пределах тогдашней империи, и в нем стало учиться множество молодежи из Чехии, Германии и Польши. Чешская церковь была освобождена от подчинения архиепископу майнцскому, примасу Германии, и в Прагу был назначен особый архиепископ, занявшийся исправлением нравов духовенства и развитием проповедничества для народа. Из чешского духовенства выдвинулось тогда же несколько человек, которые начали поучать народ на его родном языке , обличая вместе с тем порчу церкви. Эта проповедь имела большой успех в народе, но в нем сверх того происходило и брожение чисто политического характера в разных классах общества, недовольных своим положением. Проявилась и сильная национальная вражда к немцам, проникшая и в университет. Устав разделял пражский университет на четыре «нации» (чешскую, саксонскую, баварскую и польскую), но в начале XV в. чехам удалось добиться того, что в делах университета их «нация» сохранила одна свой голос, тогда как три остальные нации должны были сообща пользоваться также лишь одним голосом. (Недовольные этим немцы покинули тогда Прагу и основали новый университет в Лейпциге).

206. Ян Гус

Самым видным представителем этого религиозного и национального возрождения Чехии был Ян Гус (1369–1415). Он происходил из крестьянской семьи и провел раннюю молодость в юго-западном углу Чехии, где жили рядом и чехи, и немцы, и между обеими народностями происходили постоянные распри. Окончив курс в пражском университете, Гус сделался священником и проповедником в Вифлеемской часовне в Праге, нарочно основанной для чешской проповеди. Вместе с тем он занял и место профессора в университете, где очень скоро выдвинулся и был ректором, ставь во главе чешской партии, как раз в то время, когда еще там шла борьба между «нациями». Поучения и лекции Яна Гуса пользовались большим успехом у слушателей. Проповедуя в Вифлеемской часовне для простого народа, он, кроме того, выступал проповедником и при королевском дворе, и на съездах чешского духовенства.

В своих богословских занятиях он стоял сначала на строго католической точке зрения, но мало-помалу стал усваивать некоторые взгляды Уиклифа , сочинения которого около 1400 г. очень распространились среди магистров пражского университета. Гус не разделял воззрений Уиклифа, касавшихся, напр., евхаристии, но вместе с английским реформатором он думал, что священное писание есть единственный источник веры. Когда часть пражского духовенства начала обвинять учение Уиклифа в ереси, был устроен диспут, на котором Гус доказывал, что многие положения английского богослова прямо передавались неверно его противниками. Это произвело неприятное впечатление на архиепископа, а ему жаловались на Гуса еще и многие священники, которых Ян Гус порицал за то, что они с бедных брали деньги при совершении для них треб. Архиепископ лишил его звания проповедника на съездах духовенства·, потом ему было запрещено и священствовать.

Между тем сочинения Уиклифа были осуждены церковною властью, но пражский университет протестовал против этого, доказывая неправильность многих мотивов такой меры. За такую защиту Уиклифа Гус был отлучен от церкви и вызван в Рим к ответу, и только заступничество короля (Вацлава), любившего Яна Гуса, пока спасло его от преследования. Это случилось уже тогда, когда великий раскол осложнился появлением третьего папы . Один из споривших за власть пап (Иоанн XXIII) объявил против теснившего его короля неаполитанского крестовый поход с отпущением грехов всем, кто будет содействовать папству. Гус выступил против папской буллы об индульгенциях на диспуте, где оспаривал их законность и доказывал вред от них для нравственности. То же самое говорил он и в своих проповедях в Вифлеемской часовне. Главные свои доказательства он заимствовал при этом прямо из сочинений Уиклифа.

Удивительно, но Ян Гус, никогда не бравший в руки оружие, сам того не подозревая, стал вдохновителем освободительного движения чешского народа, которое получило его имя – Гуситские войны. Более того, Гуситские войны наложили огромный отпечаток на жизнь Европы в целом.


Ян Гус

Приблизительно в 1370 году около г. Прахатице (Чехия) в деревне Гусинец в крестьянской семье родился сын Ян. Позже из название родного местечка сложится его фамилия. Единственной возможностью выбиться из бедности для крестьянского отпрыска в то время было поступление в школу с перспективой стать в будущем священником.

В конце XIV века Прахатице, где находилась школа, в которую родители определили Яна, одного их троих сыновей, был достаточно большим городом. Через него проходила дорога в южную Германию и Прагу, производились стеклянные и серебряные изделия, а также был собор.

К 18 годам Ян из Гусинца освоил обязательные науки: риторику, грамматику, диалектику, астрономию, арифметику. Школьная программа не удовлетворила пытливого юношу, а лишь больше разожгла в нем желание учиться дальше. Поэтому он отправился поступать в Пражский университет, основанный за 40 лет до этого, а на сегодняшний день – один из старейших в Европе.

Яна Гуса зачислили на факультет свободных искусств, где в 1393 году он получил степень бакалавра богословия, а тремя годами позднее – магистра искусств. В годы учебы определилась его склонность к теологии, поэтому сразу же после получения степени магистра Яну предложили должность преподавателя в том же Пражском университете.

С самого начала молодой преподаватель выказал свободомыслие, начав изучать со студентами труды Джона Виклефа, английского богослова, заподозренного в ереси. Однако Ян Гус не только не боялся излагать перед студентами учение Виклифа, но и стал его развивать.

Например, он признавал истинным главой католической церкви не Папу Римского, а Иисуса Христа, тем самым фактически отвергая безграничную духовную власть римского понтифика. Помимо этого, Ян Гус более категорично, чем Виклиф, обличал богатство Церкви.

Спустя несколько лет архиепископ Праги Збынек публично сожжет сочинения Виклифа. Тем не менее вольнодумство Яна Гуса не помешает ему быть избранным деканом факультета в 1401 году, а в 1409 – ректором университета в Праге. Кстати, ранее эту должность занимали исключительно немцы, таким образом, Гус стал первым ректором-чехом. Удивительная карьера для крестьянского сына к тому же не отличавшегося благонадежностью.

С одной стороны, это объясняется бесспорными талантами и широкой образованностью Гуса, а, с другой, – его популярностью как оратора. Послушать его проповеди в Вифлеемской часовне, начиная с 1401 года, приходило множество народа. Эта часовня, основанная в 1391 году, была знаменита тем, что богослужение в ней проводилось не на латыни, а на чешском языке. В своих проповедях Ян Гус смело бичевал нравы церковнослужителей и говорил правду о состоянии Церкви в целом.

Безусловно, магистр Гус был человеком искренне верующим, именно поэтому он так болезненно относился к тому, что происходило в среде Католической церкви. В отличие от многих других, которые так же видели цинизм, мздоимство и разврат духовных пастырей, но предпочитали молчать, Ян Гус решил бороться.

Без сомнения он понимал, на какую опасную стезю вступает, ведь еретики на кострах инквизиции полыхали по всей Европе. Тем не менее Гус смело выступил против продажи грамот об отпущении грехов – индульгенций, платы за церковные обряды, продажи церковных должностей – симонии. Вот краткая выдержка из его проповеди:

«Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые... устраивают никому не известные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ...»

Однако антиклерикальные высказывания были не единственной темой выступлений Яна Гуса. Помимо этого, он был известен как патриот Чехии. Например, он перевел Библию на чешский язык, лишив тем самым священников эксклюзивного права на ее толкование. Но главное – Ян Гус выступал против немецкого засилья.

Хотя в 1212 году император Фридрих II Штауфен юридически признал независимость Чехии, к середине XIV века ключевые позиции в основных сферах занимали немцы. Да и сами чешские короли имели статус курфюрстов, подданных императора Священной Римской империи. Подобная ситуация не могла не вызывать недовольства чехов.

Поэтому патриотические выступления Яна Гуса нашли в народе большой отклик:

«Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону... и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции...»

С 1409 по 1412 годы Ян Гус развивает свое учение, опираясь на труды Джона Виклифа, и призывает к пересмотру некоторых католических догматов. По сути, его радикальные взгляды во многом предвосхитили европейскую Реформацию и учение Мартина Лютера.

Осенью 1414 года терпение Папы Римского иссякло. По его инициативе Гуса вызвали на Вселенский собор в г. Констанц, якобы для того, чтобы высшие церковные иерархи могли выслушать его лично и разобраться в его учении. На соборе присутствовал также император Сигизмунд, которому Чехия была подчинена юридически.

Ян Гус перед церковным собором

Сигизмунд выдал Яну Гусу охранную грамоту, гарантировавшую чешскому магистру свободное возвращение в Прагу. Император не только вероломно нарушил данную гарантию, но и в своем выступлении на Констанском соборе потребовал для проповедника-реформатора смертной казни на костре.

Итак, Ян Гус в октябре 1414 года отправился в южную Германию, в Констанц. По дороге его восторженно приветствовал простой народ, в отличие от семисот церковных иерархов, заседавших на соборе, включая Папу Иоанна XXIII. Ему не позволили изложить свои взгляды, единственное чего от него хотели – отречения от своих «еретических заблуждений» и покаяния.

От Яна Гуса требуют отречения

«Эти епископы уговаривают меня всенародно отречься, – нет! Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если отрекусь от истины, то каким глазами воззрю на небо? Как дерзну посмотреть в глаза народу, если по моей вине поколеблются вековые убеждения? Никогда! Спасение стольких душ народа для меня дороже моего бренного тела.»

Через три недели после приезда в Констанц Гус был арестован и заточен в темном и сыром подвале доминиканского монастыря, где он содержался до дня казни 6 июля 1415 г.

Казнь Яна Гуса

«Итак, в субботу, в 6 день месяца июля, магистр Иоанн Гус, утвержденный бакалавр священной теологии, муж славной жизни и чистых нравов, верный проповедник Евангелия Христова по ложному показанию свидетелей.., а также по настоянию короля.., Констанским собором был приговорен к смерти, после того, как ему даже не было предоставлено никакой аудиенции для оправдания себя...Будучи осужден несправедливо, он был на общем собрании самого собора лишен священнического сана и передан в руки светских властей. Он был выведен из города Констанца и на некоем лугу привязан цепями и веревками к столбу, сделанному наподобие острого кола, воткнутому в землю, и обложен вязанками соломы и дров; он был поглощен пучиной огня, радостно возглашая: «Иисусе, сын Бога живого, помилуй мя...» После его сожжения, чтобы не сохранилось на земле никаких от него останков, даже самый прах его брошен был для унижения богемцев (чехов – авт.) в поток Рейна...»

Проповедник

В году антипапа Иоанн XXIII начал продажу индульгенций, так как хотел организовать поход против другого антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса проклятие и интердикт . Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус уехал в Южную Чехию, где шляхта не подчинялась решениям папы, где продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.

Осуждение и казнь

В г. Гус был вызван на Констанцский собор , имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству . Причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета . Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в г. он стал королем Чехии и был вовлечен в опустошительные Гуситские войны . Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был предан констанцскому архиепископу, который посадил его на хлеб и воду.

8 мая года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце. Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходил с по 8 июня . После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал:

Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил.

В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.

Сожжение Гуса. Миниатюра из хроники Шпицера

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд; в частности, он якобы воскликнул «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!) старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, и предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера). Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский , один из его сподвижников.

Наследие

Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн , которые вели его сторонники (гуситы) против Габсбургов и их сторонников. Радикальные гуситы («табориты»), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась.

До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в Чехии (где большинство верующих до общего кризиса религиозности в стране в XX в. составляли католики) Гус традиционно пользуется уважением как борец за национальную самобытность против немцев, существуют памятники, музеи и улицы, носящие его имя. Памятник Гусу воздвигнут на Староместской площади в Праге к 500-летию его казни в