Политические и государственные деятели ссср. Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине: «История

Вариант I

Часть А.

1. Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?

А) обострение отношений с США в начале 80-х гг.
Б) успехи социальной политики в СССР
В) гонка вооружений подрывала экономику СССР

2. Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?

А) созыв съезда народных депутатов СССР
Б) образование Государственной Думы
В) введение поста Президента в стране
Г) отмена 6-й статьи Конституции

3. Какая из советских республик первой заявила о своём суверенитете?

А) Литва
Б) Эстония
В) Украина

4. Когда произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС?

А) 1985 г.
Б) 1986 г.
В) 1988 г.

5. М.С.Горбачёв был избран Президентом СССР

6. Понятие «новое политическое мышление», появившееся в период перестройки, означает

А) использование военной силы в решении спорных вопросов
Б) свёртывание торговых отношений со странами Запада
В) восстановление «железного занавеса»
Г) нормализация отношений Восток-Запад через разоружение

7. Какое из названных понятий относится к политической жизни в СССР в период перестройки?

А) «антипартийная группа»
Б) идеологический диктат
В) многопартийность
Г) общество развитого социализма

Часть В.

1. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) Н.С.Хрущёв 1) 1982-1984гг.
Б) М.С.Горбачёв 2) 1964-1982гг.
В) Л.И.Брежнев 3) 1953-1964гг.
4) 1985-1991гг.

2. Установите соответствие между понятиями и периодами, с которыми они связаны

ПОНЯТИЯ ПЕРИОДЫ

А) перестройка 1) 1945-1953гг.
Б) десталинизация 2) 1953-1964гг.
В) сталинизм 3) 1965-1985гг.
4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из сообщения СМИ и укажите год, когда происходили описываемые события:

«По сведениям из достоверных источников, президент ССР М.С.Горбачёв, отстранённый в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму».

4. Прочитайте отрывок из работы современного историка и укажите о каком событии идёт речь.
«Радиоактивное заражение… поразило многие районы Украины, Белоруссии и России – территорию свыше 200 тысяч квадратных километров. Повышение радиоактивного фона было отмечено в других странах: Польше, Румынии, Болгарии, Югославии, Норвегии, Финляндии, Швеции, и даже в таких далёких, как Бразилия и Япония».

5. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и концепциями, которые они выдвигали.

ФАМИЛИИ КОНЦЕПЦИИ

А) М.С.Горбачёв 1) достижение политической стабильности в обществе
Б) Л.И.Брежнев 2) «новое политическое мышление»
В) В.В.Путин 3) концепция «развитого социализма»
4) идея мировой революции

Тест по теме «Перестройка в СССР»

Вариант II

Часть А.

1. Каковы черты экономических реформ перестройки?

А) создание частного сектора в экономике
Б) введение арендных отношений
В) появление фермерства
Г) приватизация государственной собственности

2. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?

А) Н.Бухарин
Б) В.Молотов
В) М.Тухачевский

3. Когда в Москве произошёл путч направленный на свёртывание реформ?

4. Понятие «застой» связано с периодом, когда СССР руководил

А) И.В.Сталин
Б) Н.С.Хрущёв
В) Л.И.Брежнев
Г) М.С.Горбачёв

5. Причиной сокращения промышленного производства в СССР в начале 1990-х гг. является

А) отказ от командных методов руководства экономикой
Б) осуществление приватизации государственной собственности
В) непоследовательность экономических реформ М.Горбачёва
Г) массовое забастовочное движение против реформ

6. В 1990-е гг. президенты РФ вступали в должность в результате

А) избрания Государственной Думой
Б) назначения Федеральным Собранием
В) всенародных выборов
Г) назначения Конституционным Судом

12. Следствием политики гласности в СССР в период перестройки был (-о)
А) арест противников перестройки
Б) официальное осуждение политической деятельности КПСС в предшествующие десятилетия
В) издание ранее запрещённых произведений литературы
Г) рост рядов КПСС

Часть В.

1. Установите соответствие между событиями XX века и годами, когда происходило это событие

СОБЫТИЯ ГОДЫ

А) вывод советских войск из Афганистана 1) 1993г.
Б) принятие Конституции РФ 2) 1989г.
В) образование СНГ 3) 1998г.
4) 1991г.

2. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) Ю.В.Андропов 1) 1953-1964гг.
Б) Н.С.Хрущёв 2) 1964-1982гг.
В) М.С.Горбачёв 3) 1982-1984гг.
4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из выступления одного из руководителей Советского государства и укажите его фамилию:

«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств я прекращаю свою деятельность на посту президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться».

4. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите имя руководителя СССР, о котором идёт речь:

«По характеру он был добродушным и мягким человеком, любил шутку и сам воплощал собой стабильность, которая впрочем, обернулась застоем, а его податливость и тщеславие привели к постыдному манипулированию со стороны окружения».

5. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) А. Солженицын 1) музыка
Б) С.Бондарчук 2) кинорежиссура
В) М.Ростропович 3) живопись
4) литература

Ключ к тесту по теме «Перестройка в СССР»

Вариант I Вариант II

Часть А

1. В 1. А, Б, В
2. А, В, Г 2. А
3.а 3. В

4. Б
5. Б 4. В
7. А 5. В
6. Г 6. В
7. В 7. в

Часть В Часть В

1. 342 1. 214
2. 421 2. 314
3. 1991г. 3. Горбачёв
4. Чернобыльская АЭС 4. Брежнев
5. 231 5. 421

28 лет назад - 13 августа 1990 года - Михаил Горбачев подписал указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920–1950‑х годов».

Этот указ стал окончательным признанием вины государства перед гражданами, репрессированными в период сталинизма. В указе впервые необоснованные репрессии были названы "политическими преступлениями на почве злоупотребления властью".

В соответствии с указом, были признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально‑экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 1920‑1950‑х годах, права которых должны быть полностью восстановлены.

«Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми... Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и, по существу, прекратилось во второй половине 60-х годов», - говорилось в тексте президентского указа.

При этом Горбачев определенно был не готов реабилитировать предателей типа генерала Власова и иже с ними: реабилитация не распространялась на изменников Родины и карателей периода Великой Отечественной войны, нацистских преступников, участников бандформирований и их пособников, работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также лиц, совершивших умышленные убийства и другие уголовные преступления.

«Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы. Должны быть реабилитированы представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам», - говорилось в тексте указа.

Процесс был запущен, и началась массовая реабилитация граждан СССР. Причем не только партийных деятелей, но и рядовых граждан Советского Союза.
Согласно предварительным данным «Мемориала», с 1921 по 1953 год в СССР было репрессировано по политическим мотивам примерно 11–12 млн человек. Причем из них 4,5–5 млн были осуждены по политическим мотивам, еще около 6,5 млн человек были наказаны в административном порядке - речь идет о депортированных народах, раскулаченных крестьянах и других категориях населения.

30 октября 1990 года на Лубянской площади в Москве напротив памятника Феликсу Дзержинскому установили Соловецкий камень - памятник жертвам политических репрессий, сделанный из валуна, многие годы пролежавшего на Соловках в районе Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), который с 1937 по 1939 год именовался Соловецкой тюрьмой особого назначения (СТОН). Спустя год «железного Феликса» демонтировали, а 30 октября стало Днем политзаключенных СССР.

====================

ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРАВ ВСЕХ ЖЕРТВ

ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ 20 - 50-Х ГОДОВ

Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руководством от имени революции, партии, народа. Начатое с середины 20-х годов надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалось с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий. Тысячи людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям, многие из них истреблены. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий.

Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми.

Массовые репрессии осуществлялись большей частью путем внесудебных расправ через так называемые особые совещания, коллегии, "тройки" и "двойки". Однако и в судах попирались элементарные нормы судопроизводства.

Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и по существу прекратилось во второй половине 60-х годов.

Специальной Комиссией по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, реабилитированы тысячи безвинно осужденных; отменены незаконные акты против народов, подвергшихся переселению из родных мест; признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ - НКВД - МГБ в 30 - 50-е годы по политическим делам; приняты и другие акты по восстановлению в правах жертв произвола.

Но и сегодня еще не подняты тысячи судебных дел. Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы. Должны быть реабилитированы представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам.

Скорейшее преодоление последствий беззаконий, политических преступлений на почве злоупотреблений властью необходимо всем нам, всему обществу, вставшему на путь морального возрождения, демократии и законности.

Выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, считая их несовместимыми с нормами цивилизации и на основании статей 127.7 и 114 Конституции СССР постановляю:

1. Признать незаконными, противоречащими основным гражданским и социально - экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20 - 50-х годах, и полностью восстановить права этих граждан.

Совету Министров СССР, правительствам союзных республик, в соответствии с данным Указом, внести в законодательные органы до 1 октября 1990 года предложения о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий.

2. Настоящий Указ не распространяется на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и советских людей во время Великой Отечественной войны, в предвоенные и послевоенные годы.

Совету Министров СССР внести в Верховный Совет СССР проект законодательного акта, определяющего перечень этих преступлений и порядок признания по суду лиц, осужденных за их совершение, не подлежащими реабилитации по основаниям, предусмотренным настоящим Указом.

3. Учитывая политическое и социальное значение полного решения всех вопросов, связанных с восстановлением прав граждан, необоснованно репрессированных в 20 - 50-е годы, возложить наблюдение за этим процессом на Президентский Совет СССР.

Президент Союза Советских

Социалистических Республик

М.ГОРБАЧЕВ

Москва, Кремль

==========================================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

Тема: Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ (2ч.)

Цель:


  • определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической
политики СССР во второй половине 80-х гг;

  • охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины экономического кризиса эпохи перестройки;

  • определить особенности «нового политического мышления» и его роль в распаде СССР и образовании СНГ.
учебники, дополнительная литература,

карточки- задания; портреты политических лидеров периода перестройки; мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

Изучить текст;

Задание 1. Выполнить тест.


  1. Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?

  1. обострение отношений с США вначале 80-х гг.

  2. успехи социальной политики в СССР

  3. гонка вооружений подрывала экономику СССР

  1. Какая из советских республик первой заявила о своем суверенитете?

  1. Литва

  2. Эстония

  3. Украина

  1. Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?

  1. созыв съезда народных депутатов СССР

  2. образование Государственной Думы

  3. введение поста президента в стране

  4. отмена 6-ой статьи Конституции

  1. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?

  1. Н.Бухарин

  2. В.Молотов

  3. М.Тухачевский

  1. Найдите правильное высказывание:

  1. политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС

  2. в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти

  3. итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС

  1. Когда в Москве произошел путч, направленный на свертывание реформ?

  1. 24-26 июля 1990г.

  2. 12-14 января 1991г.

  3. 19-21 августа 1991г.

  1. Когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС?

  1. 1985г.

  2. 1986г.

  3. 1988г.

  1. В каких странах проходили встречи М.С.Горбачева с президентами США?

  1. Исландия

  2. Бельгия

  3. Швейцария

  4. Испания

  1. Каковы черты экономических реформ перестройки?

  1. создание частного сектора в экономике

  2. введение арендных отношений

  3. появление фермерства

  4. приватизация государственной собственности

  1. Каких успехов удалось добиться благодаря политике нового мышления?

  1. началось строительство совместной орбитальной станции

  2. удалось добиться начала переговоров о разрешении арабо-израильского конфликта

  3. началось сокращение целого класса ракет и ядерного оружия
Задание 2. Заполнить таблицу.

Основные направления внешней политики

Позитивные изменения

Просчеты внешней политики

  1. Нормализация отношений с США
1985-1988гг. ежегодные встречи М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж. Бушем

  1. Решение региональных конфликтов
Февраль 1989г. вывод войск из Афганистана

Май-июнь 1989г. визит М.С.Горбачева в Китай

Лето 1990г. кризис в Персидском заливе

Декабрь 1991г. Мадридские соглашения по арабо-израильскому конфликту


  1. Отношения со странами социалистического блока
1989-1990гг.вывод советских войск из Восточной Европы

1990г. согласие на объединение Германии

1991г.роспуск СЭВ и ОВД


Задание 3. В приведенном ниже отрывке из заявления ГКЧП 19 августа 1991г. вставьте вместо цифр, заключенных в круглые скобки, подходящие слова и словосочетания в соответствующей грамматической форме (кризис, амбициозность, чрезвычайное положение, общенациональное согласие, конструктивное сотрудничество).

Заявление Государственного Комитета

по чрезвычайному положению в СССР

Уже первый день действия (1) в отдельных местностях СССР показал, что люди вздохнули с некоторым облегчением. Сколько-нибудь серьезных эксцессов нигде не отмечалось. В ГКЧП СССР поступают многочисленные обращения граждан в поддержку принимаемых мер по выводу страны из тяжелейшего (2).

Диссонансом в этот критический момент, когда требуется (3), прозвучало обращение, подписанное утром 19 августа сего года руководителями РСФСР Б.Ельциным, И.Силаевым и Р.Хасбулатовым. Оно выдержано в конфронтационном духе. Есть в этом обращении и прямое подстрекательство к противоправным действиям, несовместимое с установленным законом режимом чрезвычайного положения.

Государственный Комитет по чрезвычайному положению в СССР, проявляя терпение и стремление к (4), считает возможным ограничиться на этот раз предупреждением против безответственных, неразумных шагов. В очередной раз в российском руководстве возобладала (5), а ведь народ ждет внесения таких коррективов в политику, которые отвечали бы коренным интересам россиян.

(Лейбович О. Россия.1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993.с.216.)
Задание 4. Дайте определения понятиям: «кадровая революция», стратегия ускорения, сепаратизм, политика гласности, биполярная международная система.

Практическая работа № 6

Тема: «Ликвидация СССР и образование СНГ» (2ч.)

Цели:


  • определить особенности идеолог, политики и экономики государства в 90-е гг;

  • охарактеризовать причины распада СССР;

  • определить каковы последствия распада СССР и образования СНГ.

Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; портреты политических лидеров периода; карты, мультимедиапроектор, интерактивная доска; документальная кинохроника «Вести от 22 августа 1991 года. Часть 1»; документальная кинохроника «Обращение М.С.Горбачева 22 августа 1991 года».
Порядок выполнения:

Подготовиться к выполнению заданий;

Изучить текст;

Письменно выполнить задание.
Задакние 1. Работаем с источниками, выполняем задания.


  1. История современной России ведет отсчет с распада СССР, финал которого приходиться на декабрь 1991г. Предложите свою периодизацию (несколько этапов) этого исторического отрезка и дайте характеристику каждого их этапов с точки зрения целей, задач, мероприятий, результатов.

  2. Продолжите мысль.
После распада СССР новой России предстояло решить следующие стратегические задачи:…

  1. Сравните два подхода к проведению реформ и сделайте вывод о характере предлагаемых изменений и возможных последствий. Выберите наиболее подходящий вариант и аргументируйте выбор. Представьте свой вариант развития.

Л.А. Пономарев, сопредседатель общественно-политического движения «Демократическая Россия»: «В революционном темпе раздать землю, провести приватизацию в промышленности, торговле…. Действовать так, как действовал Ельцин в дни переворота. Да, ряд его указов, принятых в этой критической обстановке, носит антиконституционный характер. Но я назвал бы их гениальными. Они абсолютно отвечали политической потребности».

А.И. Вольский, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: «…Предлагаемы курс по реформированию управления экономическим развитием – в замене практически почившей административно-командной системы на государственно регулируемую экономическую систему с плавным переходом к рыночному саморегулированию. На слово «плавный» я просил бы обратить внимание».


  1. Проанализируйте и охарактеризуйте мероприятия с экономической точки зрения. Сделайте вывод об их объективных результатах и последствиях. Сформулируйте причины их неудач.

1.) Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, товары народного потребления, работы и услуги…

3.) Правительству РСФСР:


  • Определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, порядок их регулирования.

  • Ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов.

  • Осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами – бывшими союзными республиками – переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.

  1. Изучите данные об основных видах продуктов питания населения в первый год реформ. Самостоятельно найдите и изучите статистику о положении основных слоев российского общества. Учитывайте различные критерии: смертность, безработицу, заработную плату и т.д. Каким категориям населения пришлось труднее всего? Представьте вашу версию причин такого положения. Что бы вы могли предложить для предотвращения подобной ситуации?

Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня 1991г.

Мясо – 81%

Молоко – 56%

Овощи – 84%

Рыба – 56%


  1. Используя предложенное в документе определение рыночной экономики, сделайте вывод о формах и методах, проблемах, итогах, последствиях становления рыночной экономики в России. Представьте и докажите свою точку зрения.

Из статьи Председателя Госкомимущества РФ А.Б. Чубайса (1992)

Рыночная экономика – это экономика, основанная на частной собственности… Если собственность раздроблена между множеством владельцев, ни один из них не имеет исключительного права и физической возможности командовать остальными, определять размеры их личных доходов или уровень общественного положения… Ничьи взгляды не являются доминирующими и тем более обязательными для окружающих.


  1. Раскрыть суть понятий: перестройка, гласность, плюрализм, путч, парад суверенитетов, демократизация, многопартийность, правовое государство, радикализм.

Практическая работа № 7.

Тема: «Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг.» (2ч.)

Цель:


  • определить особенности идеологи и национальной политики государства в 90-е гг;

  • охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР;

  • определить каковы последствия национальных конфликтов.
Комплексно-методическое обеспечение: учебники, дополнительная литература, карточки- задания; портреты политических лидеров периода; карты, мультимедиапроектор.

Порядок выполнения:

Подготовиться к выполнению заданий;

Изучить текст;

Письменно выполнить задание.

Задание 1: Изучить документ, ответить на вопросы к документу.

Из информационной справки МИД Российской Федерации о положении соотечественников в странах Содружества Независимых Государств.

Декабрь 1994г.

…В Казахстане(население 16464 тыс. чел., из них 6227 тыс.русских) увеличивается поток выезжающих из республики: в 1993 г. – до250 тыс. (оценочные данные Посольства РФ). Одновременно из Монголии и Китая в Казахстан в прошлом году прибыло 105 тыс. этнических казахов, которых расселяют главным образом на севере республики, т.е. в районах преобладания русского населения…

В практическом плане идет активное насаждение госаппарате казахского языка в качестве официального (принята программа перевода на него всей документации); происходит постепенное вытеснение с руководящих постов представителей неказахской национальности; населенным пунктам обоснованным русскими даются казахские названия; разрушаются памятники культуры русского народа. Отвергнуто предложение российской общественности об открытии в Казахстане «Русского университета»…

Сложным является положение русских в государствах Средней Азии. В Узбекистане (население 19810 тыс.чел., из них 1653 тыс. русских), Туркменистане (население3522 тыс. чел., из них 333 тыс. русских), Таджикистане (по переписи 1989г.: население 5092 тыс.чел., из них 338 тыс.русских, за последнее время уехало более 220тыс.чел.), Киргизии (население 4430 тыс.чел., из них 815 тыс. составляют этнические россияне) к общим факторам, которые оказывают влияние на положение русской диаспоры в других республиках, добавляется исламский. Исламизация жизни, фактически получившая поддержку на государственном уровне в этих странах, помимо ее негативного психологического воздействии на русских, сопровождается открытыми угрозами в их адрес, дискриминации при рассмотрении жалоб в местных органах власти, многочисленными фактами физического и морального оскорбления достоинства и т.д….

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.)

Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф. Киселева,

Э.М. Шагина М. Гуманит. Изд.центр. ВЛАДОС,1996 с.394.)

Из рабочих материалов Государственной Думы РФ.

Беседа по вопросам к документам.

Как и почему изменилось положение русскоязычного населения в бывших союзных республиках?

Что предпринимало правительство России для защиты прав русскоязычного населения?

Чем может обернуться для РФ массовое переселение русского населения в Россию? Чем это может обернуться для стран, которые они оставят?

Что происходит с русскоязычным населением в других странах бывшего СССР?

Задание 2. Выполните задание.


  1. Покажите на карте Российской Федерации субъекты: республики, области, края, автономные округа, автономные области, города федерального подчинения.

  2. Расставьте в хронологическом порядке:
-начало Чеченской войны

Принятие Конституции РФ

Подписание Хасавюртовских соглашений

Избрание президента Ельцина на второй срок

Подписание Федеративного договора

Самопровозглашение независимости республики Ичкерия.

Практическая работа № 8

Тест по теме «Перестройка в СССР»

Вариант I

Часть А.

1. Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?

А) обострение отношений с США в начале 80-х гг.
Б) успехи социальной политики в СССР
В) гонка вооружений подрывала экономику СССР

2. Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?

А) созыв съезда народных депутатов СССР
Б) образование Государственной Думы
В) введение поста Президента в стране
Г) отмена 6-й статьи Конституции

3. Найдите правильное высказывание:

А) политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС
Б) в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти
В) итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС

4. Какая из советских республик первой заявила о своём суверенитете?

А) Литва
Б) Эстония
В) Украина

5. Когда произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС?

А) 1985 г.
Б) 1986 г.
В) 1988 г.

6. М.С.Горбачёв был избран Президентом СССР

7. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит

А) Федеральному собранию
Б) Верховному Суду
В) Правительству
Г) Президенту

8. Понятие «новое политическое мышление», появившееся в период перестройки, означает

А) использование военной силы в решении спорных вопросов
Б) свёртывание торговых отношений со странами Запада
В) восстановление «железного занавеса»
Г) нормализация отношений Восток-Запад через разоружение

9. Какое из названных понятий относится к политической жизни в СССР в период перестройки?

А) «антипартийная группа»
Б) идеологический диктат
В) многопартийность
Г) общество развитого социализма

10. Законы СССР «О кооперации» и «Об аренде и арендных отношениях в СССР» были приняты во время правления

А) Л.И.Брежнева
Б) Ю.В.Андропова
В) М.С.Горбачёва
Г) Б.Н.Ельцина

11. Понятия «перестройка», «ускорение», «гласность» связаны с политикой

А) Н.С.Хрущёва
Б) Л.И.Брежнева
В) Ю.В.Андропова
Г) М.С.Горбачёва

12. Основная причина перехода СССР к политике перестройки

А) резкое обострение международной обстановки
Б) необходимость интенсивного освоения Сибири и Дальнего Востока
В) затяжной экономический и политический кризис в стране
Г) массовые выступления населения

Часть В.

1. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) Н.С.Хрущёв 1) 1982-1984гг.
Б) М.С.Горбачёв 2) 1964-1982гг.
В) Л.И.Брежнев 3) 1953-1964гг.
4) 1985-1991гг.

2. Установите соответствие между понятиями и периодами, с которыми они связаны

ПОНЯТИЯ ПЕРИОДЫ

А) перестройка 1) 1945-1953гг.
Б) десталинизация 2) 1953-1964гг.
В) сталинизм 3) 1965-1985гг.
4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из сообщения СМИ и укажите год, когда происходили описываемые события:

«По сведениям из достоверных источников, президент ССР М.С.Горбачёв, отстранённый в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму».

Ответ:

4. Прочитайте отрывок из работы современного историка и укажите о каком событии идёт речь.
«Радиоактивное заражение… поразило многие районы Украины, Белоруссии и России – территорию свыше 200 тысяч квадратных километров. Повышение радиоактивного фона было отмечено в других странах: Польше, Румынии, Болгарии, Югославии, Норвегии, Финляндии, Швеции, и даже в таких далёких, как Бразилия и Япония».

Ответ:

5. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и концепциями, которые они выдвигали.

ФАМИЛИИ КОНЦЕПЦИИ

А) М.С.Горбачёв 1) достижение политической стабильности в обществе
Б) Л.И.Брежнев 2) «новое политическое мышление»
В) В.В.Путин 3) концепция «развитого социализма»
4) идея мировой революции
Часть С.

Дайте оценку политическим преобразованиям в стране в годы перестройки.

Вариант II

Часть А.

1. Каковы черты экономических реформ перестройки?

А) создание частного сектора в экономике
Б) введение арендных отношений
В) появление фермерства
Г) приватизация государственной собственности

2. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?

А) Н.Бухарин
Б) В.Молотов
В) М.Тухачевский

3. Когда в Москве произошёл путч направленный на свёртывание реформ?

А) 24-26 июля 1990 г.
Б) 12-14 января 1991 г.
В) 19-21 августа 1991 г.

4. В каких странах проходили встречи М.С.Горбачёва с президентами США?

А) Исландия
Б) Бельгия
В) Швейцария
Г) Испания

5. Каких успехов удалось добиться благодаря политике нового мышления?

А) началось строительство совместной орбитальной станции
Б) удалось добиться начала переговоров о разрешении арабо-израильского конфликта
В) началось сокращение целого класса ракет и ядерного оружия

6. Новым явлением общественно-политической жизни России в 1990-е гг. стало

А) проведение выборов на безальтернативной основе Б) развёртывание движения диссидентов
В) формирование многопартийности
Г) подчинение системы местного самоуправления центральной власти

7. Понятие «застой» связано с периодом, когда СССР руководил

А) И.В.Сталин
Б) Н.С.Хрущёв
В) Л.И.Брежнев
Г) М.С.Горбачёв

8. Причиной сокращения промышленного производства в СССР в начале 1990-х гг. является

А) отказ от командных методов руководства экономикой
Б) осуществление приватизации государственной собственности
В) непоследовательность экономических реформ М.Горбачёва
Г) массовое забастовочное движение против реформ

9. Что было характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг.?

А) переход к территориальной системе управления хозяйством
Б) переход от директивной системы управления к рыночной экономике
В) введение полного хозяйственного расчёта на предприятиях
Г) совершенствование государственного планирования в экономике

10. В 1990-е гг. президенты РФ вступали в должность в результате

А) избрания Государственной Думой
Б) назначения Федеральным Собранием
В) всенародных выборов
Г) назначения Конституционным Судом

11. К последствиям политики гласности в СССР относится

А) начало реабилитации жертв сталинских репрессий
Б) падение интереса к истории социалистического общества
В) отмена секретности государственных тайн
Г) осознание обществом сущности тоталитарной системы

12. Следствием политики гласности в СССР в период перестройки был (-о)
А) арест противников перестройки
Б) официальное осуждение политической деятельности КПСС в предшествующие десятилетия
В) издание ранее запрещённых произведений литературы
Г) рост рядов КПСС

Часть В.

1. Установите соответствие между событиями XX века и годами, когда происходило это событие

СОБЫТИЯ ГОДЫ

А) вывод советских войск из Афганистана 1) 1993г.
Б) принятие Конституции РФ 2) 1989г.
В) образование СНГ 3) 1998г.
4) 1991г.

2. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) Ю.В.Андропов 1) 1953-1964гг.
Б) Н.С.Хрущёв 2) 1964-1982гг.
В) М.С.Горбачёв 3) 1982-1984гг.
4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из выступления одного из руководителей Советского государства и укажите его фамилию:

«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств я прекращаю свою деятельность на посту президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться».

Ответ:

4. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите имя руководителя СССР, о котором идёт речь:

«По характеру он был добродушным и мягким человеком, любил шутку и сам воплощал собой стабильность, которая впрочем, обернулась застоем, а его податливость и тщеславие привели к постыдному манипулированию со стороны окружения».

Ответ:

5. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) А. Солженицын 1) музыка
Б) С.Бондарчук 2) кинорежиссура
В) М.Ростропович 3) живопись
4) литература

Часть С. Дайте оценку итого политики «гласности» в годы перестройки.

Ключ к тесту по теме «Перестройка в СССР»

Вариант I Вариант II

Часть А

1. В 1. А, Б, В
2. А, В, Г 2. А
3. Б 3. В
4. А 4. А, В, Г
5. Б 5. Б, В
6. Б 6. В
7. А 7. В
8. Г 8. В
9. В 9. Б
10. В 10. В
11. Г 11. Г
12.В 12. В

Часть В Часть В

1. 342 1. 214
2. 421 2. 314
3. 1991г. 3. Горбачёв
4. Чернобыльская АЭС 4. Брежнев
5. 231 5. 421

Вариант I

Часть А.

1. Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?

А) обострение отношений с США в начале 80-х гг.
Б) успехи социальной политики в СССР
В) гонка вооружений подрывала экономику СССР

2. Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?

А) созыв съезда народных депутатов СССР
Б) образование Государственной Думы
В) введение поста Президента в стране
Г) отмена 6-й статьи Конституции

3. Найдите правильное высказывание:

А) политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС
Б) в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти
В) итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС

4. Какая из советских республик первой заявила о своём суверенитете?

А) Литва
Б) Эстония
В) Украина

5. Когда произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС?

А) 1985 г.
Б) 1986 г.
В) 1988 г.

6. М.С.Горбачёв был избран Президентом СССР

7. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит

А) Федеральному собранию
Б) Верховному Суду
В) Правительству
Г) Президенту

8. Понятие «новое политическое мышление», появившееся в период перестройки, означает

А) использование военной силы в решении спорных вопросов
Б) свёртывание торговых отношений со странами Запада
В) восстановление «железного занавеса»
Г) нормализация отношений Восток-Запад через разоружение

9. Какое из названных понятий относится к политической жизни в СССР в период перестройки?

А) «антипартийная группа»
Б) идеологический диктат
В) многопартийность
Г) общество развитого социализма

10. Законы СССР «О кооперации» и «Об аренде и арендных отношениях в СССР» были приняты во время правления

А) Л.И.Брежнева
Б) Ю.В.Андропова
В) М.С.Горбачёва
Г) Б.Н.Ельцина

11. Понятия «перестройка», «ускорение», «гласность» связаны с политикой

А) Н.С.Хрущёва
Б) Л.И.Брежнева
В) Ю.В.Андропова
Г) М.С.Горбачёва

12. Основная причина перехода СССР к политике перестройки

А) резкое обострение международной обстановки
Б) необходимость интенсивного освоения Сибири и Дальнего Востока
В) затяжной экономический и политический кризис в стране
Г) массовые выступления населения

Часть В.

1. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) Н.С.Хрущёв 1) 1982-1984гг.
Б) М.С.Горбачёв 2) 1964-1982гг.
В) Л.И.Брежнев 3) 1953-1964гг.
4) 1985-1991гг.

2. Установите соответствие между понятиями и периодами, с которыми они связаны

ПОНЯТИЯ ПЕРИОДЫ

А) перестройка 1) 1945-1953гг.
Б) десталинизация 2) 1953-1964гг.
В) сталинизм 3) 1965-1985гг.
4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из сообщения СМИ и укажите год, когда происходили описываемые события:

«По сведениям из достоверных источников, президент ССР М.С.Горбачёв, отстранённый в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму».

4. Прочитайте отрывок из работы современного историка и укажите о каком событии идёт речь.
«Радиоактивное заражение… поразило многие районы Украины, Белоруссии и России – территорию свыше 200 тысяч квадратных километров. Повышение радиоактивного фона было отмечено в других странах: Польше, Румынии, Болгарии, Югославии, Норвегии, Финляндии, Швеции, и даже в таких далёких, как Бразилия и Япония».

5. Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и концепциями, которые они выдвигали.

ФАМИЛИИ КОНЦЕПЦИИ

А) М.С.Горбачёв 1) достижение политической стабильности в обществе
Б) Л.И.Брежнев 2) «новое политическое мышление»
В) В.В.Путин 3) концепция «развитого социализма»
4) идея мировой революции
Часть С.

Дайте оценку политическим преобразованиям в стране в годы перестройки.

Вариант II

Часть А.

1. Каковы черты экономических реформ перестройки?

А) создание частного сектора в экономике
Б) введение арендных отношений
В) появление фермерства
Г) приватизация государственной собственности

2. Кто из политических деятелей СССР был реабилитирован в годы перестройки?

А) Н.Бухарин
Б) В.Молотов
В) М.Тухачевский

3. Когда в Москве произошёл путч направленный на свёртывание реформ?

4. В каких странах проходили встречи М.С.Горбачёва с президентами США?

А) Исландия
Б) Бельгия
В) Швейцария
Г) Испания

5. Каких успехов удалось добиться благодаря политике нового мышления?

А) началось строительство совместной орбитальной станции
Б) удалось добиться начала переговоров о разрешении арабо-израильского конфликта
В) началось сокращение целого класса ракет и ядерного оружия

6. Новым явлением общественно-политической жизни России в 1990-е гг. стало

А) проведение выборов на безальтернативной основе Б) развёртывание движения диссидентов
В) формирование многопартийности
Г) подчинение системы местного самоуправления центральной власти

7. Понятие «застой» связано с периодом, когда СССР руководил

А) И.В.Сталин
Б) Н.С.Хрущёв
В) Л.И.Брежнев
Г) М.С.Горбачёв

8. Причиной сокращения промышленного производства в СССР в начале 1990-х гг. является

А) отказ от командных методов руководства экономикой
Б) осуществление приватизации государственной собственности
В) непоследовательность экономических реформ М.Горбачёва
Г) массовое забастовочное движение против реформ

9. Что было характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг.?

А) переход к территориальной системе управления хозяйством
Б) переход от директивной системы управления к рыночной экономике
В) введение полного хозяйственного расчёта на предприятиях
Г) совершенствование государственного планирования в экономике

10. В 1990-е гг. президенты РФ вступали в должность в результате

А) избрания Государственной Думой
Б) назначения Федеральным Собранием
В) всенародных выборов
Г) назначения Конституционным Судом

11. К последствиям политики гласности в СССР относится

А) начало реабилитации жертв сталинских репрессий
Б) падение интереса к истории социалистического общества
В) отмена секретности государственных тайн
Г) осознание обществом сущности тоталитарной системы

12. Следствием политики гласности в СССР в период перестройки был (-о)
А) арест противников перестройки
Б) официальное осуждение политической деятельности КПСС в предшествующие десятилетия
В) издание ранее запрещённых произведений литературы
Г) рост рядов КПСС

Часть В.

1. Установите соответствие между событиями XX века и годами, когда происходило это событие

СОБЫТИЯ ГОДЫ

А) вывод советских войск из Афганистана 1) 1993г.
Б) принятие Конституции РФ 2) 1989г.
В) образование СНГ 3) 1998г.
4) 1991г.

2. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) Ю.В.Андропов 1) 1953-1964гг.
Б) Н.С.Хрущёв 2) 1964-1982гг.
В) М.С.Горбачёв 3) 1982-1984гг.
4) 1985-1991гг.

3. Прочтите отрывок из выступления одного из руководителей Советского государства и укажите его фамилию:

«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств я прекращаю свою деятельность на посту президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться».

4. Прочтите отрывок из исторического документа и укажите имя руководителя СССР, о котором идёт речь:

«По характеру он был добродушным и мягким человеком, любил шутку и сам воплощал собой стабильность, которая впрочем, обернулась застоем, а его податливость и тщеславие привели к постыдному манипулированию со стороны окружения».

5. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.

ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) А. Солженицын 1) музыка
Б) С.Бондарчук 2) кинорежиссура
В) М.Ростропович 3) живопись
4) литература

Часть С. Дайте оценку итого политики «гласности» в годы перестройки.

Тест по теме «Великая Отечественная – часть Второй мировой войны»

Часть А.

1. В каком году был подписан советско-германский Пакт о ненападении?

А) 1922 г.
Б) 1933 г.
В) 1936 г.
Г) 1939г.

2. Причиной отступления Красной армии в первые месяцы великой отечественной войны было

А) отсутствие современных образцов вооружения Красной армии
Б) репрессии среди командного состава Красной Армии
В) отсутствие военных училищ по подготовке офицерских кадров
Г) удалённость советских аэродромов от западных границ

3. Идея блицкрига была заложена германским генштабом в план:

А) «Ост»
Б) «Барбаросса»
В) «Тайфун»
Г) «Кремль»

4. Высшим государственным органом, сосредоточившим всю полноту власти в годы Великой отечественной войны, стал:

А) Государственный комитет обороны
Б) Совет труда и обороны
В) Верховный Совет
Г) Ставка Верховного главнокомандующего

5. Приказ № 227 от 28.07.1942 г. получил известность в армии как приказ:

А) «Смерть оккупантам!»
Б) Против трусов и дезертиров
В) «Ни шагу назад!»
Г) «Только вперёд!»

6. Когда началось контрнаступление Красной армии под Москвой?

А) 30 сентября 1941 г.
Б) 5 июля 1943 г.
В) 5 декабря 1941 г.
Г) 19 ноября 1942 г.

7. Основным направлением главного удара немецкой армии летом 1942 года был:

А) захват Москвы
Б) захват Ленинграда
В) разгром союзников в Северной Африке
Г) захват Кавказа

8. Имена молодогвардейцев связаны с городом:

А) Краснодоном
Б) Краснодаром
В) Сталинградом
Г) Донецком

9. План разгрома немецких войск под Сталинградом получил название:

А) «Тайфун»
Б) «Уран»
В) «Цитадель»
Г) «Багратион»

10. Крупнейшее танковое сражение Великой отечественной войны прошло в ходе битвы

А) Курской
Б) под Москвой
В) Сталинградской
Г) за Днепр

11. «Котёл» – это:

А) линия обороны стратегически важного объекта
Б) район наиболее плотного артиллерийского огня
В) район развёртывания основных войск перед наступлением
Г) изоляция группировки противника для последующего уничтожения, пленения

12. Как назывался процесс массового перемещения в восточные районы страны: населения, промышленных предприятий, художественных ценностей и т.д.?

А) депортация
Б) мобилизация
В) репатриация
Г) эвакуация

А) Ленинградском направлении
Б) Белорусском направлении
В) Киевском направлении
Г) Кишинёвском направлении

14. Самое популярное в годы войны стихотворение «Жди меня» написал:

А) Исаковский
Б) Сурков
В) Симонов
Г) Гудзенко

15. Салют в годы Великой Отечественной войны впервые был дан в честь освобождения

А) Севастополя
Б) Кенигсберга
В) Ленинграда
Г) Белгорода и Орла

Часть В.

1. Какие битвы Великой Отечественной войны связаны с понятием «коренной перелом». Укажите две битвы из предложенных пяти.

1) Битва под Москвой
2) Сталинградская битва
3) Смоленской сражение
4) Курская дуга
5) Битва за Кавказ

2. Расположите в хронологической последовательности:

А) мирный договор с Финляндией
Б) начало второй мировой войны
В) договор Германии и СССР о дружбе и границе
Г) капитуляция Франции в войне с гитлеровской Германией
Д) начало советско-финляндской войны

3. Установите соответствие:

1) начало контрнаступления советских войск в районе Сталинграда А) 5 декабря 1941г.
2) начало контрнаступления Красной Армии в Курской битве Б) 19 ноября 1942г.
3) начало наступления советских войск в Белоруссии В) 12 июля 1943г.
4) Битва под Москвой Г) 23 июня 1944г.

4. Прочтите отрывок из решения Ялтинской конференции руководителей СССР, Великобритании и США и назовите организацию, о которой идёт речь.

«Мы считаем необходимым создать международную организацию, имеющую целью сохранение мира. Мы считаем, что это существенно как для предупреждения агрессии, так и для устранения политических, экономических и социальных причин войны путём тесного и постоянного сотрудничества всех миролюбивых народов».

5. Назовите документ:

«Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действиях и всякого нападения… Договор заключается сроком на десять лет… Составлен в двух оригиналах на немецком и русском языках в Москве».

Часть С.

Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала Советского Союза А.М.Василевского.

«… Если бы наши войсковые части и соединения были своевременно отмобилизированны, выведены на предназначенные для них планом рубежи, развернулись на них, организовали чёткое взаимодействие с артиллерией, с танковыми войсками и авиацией, то можно предположить, что уже в первые дни войны противнику были бы нанесены такие потери, которые не позволили бы ему столь далеко продвинуться по нашей стране.
… Неправильно объяснять неудачное начало войны исключительно ошибками Сталина. Партия видела приближение войны и предпринимала максимум усилий, чтобы оттянуть вступление в неё Советского союза. Это был мудрый и реалистичный курс. [Вся проблема в том, как долго такой курс надо было осуществлять.]
…Следовало проводить форсированную мобилизацию и переводить наши пограничные военные округа в полную боевую готовность, организовывать жёсткую эшелонированную оборону. Сталин не мог уловить этого переломного момента.
В чём причины столь крупного просчёта этого опытного и дальновидного политического деятеля? Прежде всего, в том, что наши разведорганы… не могли в полной мере объективно оценивать поступающую информацию о военных подготовленных фашистской германии и честно, по-партийному, докладывать её И.В.Сталину… т И.В.Сталин переоценивал возможности дипломатии в решении этой задачи…
В роковую ночь начала войны… отборные фашистские орды, обладавшие двухлетним опытом ведения войны, обрушились на наши пограничные войска и войска прикрытия».

С1. А.С.Василевский считает, что И.В.Сталин «переоценивал возможности дипломатии» в надежде отдалить во времени военное столкновение с Германией. Назовите и датируйте договор, который мог бы стать иллюстрацией к тому, что такие дипломатические усилия действительно были.
С2. Опираясь на текст, назовите не менее четырёх фактов, которые стали причиной поражений красной армии летом 1941 года.
С3. В чём А.М.Василевский видит основу для «крупных просчётов», сделанных Сталиным перед началом войны?
С4. Назовите не менее двух примеров того, что в СССР велась активная подготовка к войне с Германией. Укажите не менее трёх причин, которые привели к жестоким поражениям Красной на начальном этапе войны.

Ключ к тесту по теме «Перестройка в СССР»

Вариант I Вариант II

Часть А

1. В 1. А, Б, В
2. А, В, Г 2. А
3. Б 3. В
4. А 4. А, В, Г
5. Б 5. Б, В
6. Б 6. В
7. А 7. В
8. Г 8. В
9. В 9. Б
10. В 10. В
11. Г 11. Г
12.В 12. В

Часть В

1. 342 1. 214
2. 421 2. 314
3. 1991г. 3. Горбачёв
4. Чернобыльская АЭС 4. Брежнев
5. 231 5. 421

Ключ к тесту по теме «Великая Отечественная – часть Второй мировой войны»

Часть А.

1. Г
2. Б
3. Б
4. А
5. В
6. В
7. Г
8. А
9. Б
10. А
11. Г
12. Г
13. Б
14. В
15. Г

Часть В.

1. 2, 4
2. Б В Д А Г
3. Б В Г А
4. ООН
5. Пакт о ненападении