Дискуссионное мероприятие по экономике для старшеклассников. Методическая разработка по экономике (11 класс) на тему: Деловые игры на уроках экономики. План игры «Производственное совещание»

Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.

Деловая игра – имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений.

В данной методической работе описаны деловые экономические игры для учащихся, успешно используемые в Кукморском аграрном колледже. Проведение экономических деловых игр направлено на достижение следующих учебно-воспитательных целей: 1) обучающая – формирование экономических знаний на основе включения каждого студента в реальный процесс решения возникающих экономических проблем; 2) воспитательная – проявление в процессе игры деловой активности и качеств личности; 3) развивающая – приобретение навыков деловой расчетливости, умение производить быстрый анализ сложившейся в ходе игры экономической ситуации, расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций, формирование активной творчески мыслящей личности. Рассмотрены деловые экономические игры аудиторного типа, которые предназначены для работы в классе со всей группой, и игры группового типа, целью которых является формирование творческого экономического мышления, когда участник игры предоставлен самому себе и должен самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации. Описано проведение деловых игр группового типа «Валютная политика государства и деятельность фирм» и «Заработать на жизнь».

Принимая участие в таких играх, учащиеся значительно повышают свои знания в области экономики и предпринимательской деятельности. Деловые игры помогают учащимся разобраться в сложном механизме предпринимательской деятельности и понять ее важность и значимость в рыночной экономике.

Данная разработка деловых игр по экономике способствуют обучению учащихся практическим, теоретическим навыкам и методам изучения предпринимательской деятельности, развитию личностного интереса учащихся к закономерностям экономической науки, формированию экономической культуры и грамотности.

Деловая игра

«Валютная политика государства и деятельность фирм»

Цель игры. Ознакомить учащихся с процессом валютного регулирования и его последствиями для экономики; развивать у учащихся аналитическое мышление; прививать и развивать у них коммуникативные навыки.

В игре моделируется различные ситуации в сфере международной торговли в зависимости от валютного курса ЦБ. Роль Центрального Банка исполняет учитель-координатор. Создаются российские и иностранные фирмы (по 3-4 с каждой стороны). Например, среди российских могут быть нефтяная, по продаже электроники и т. д. У иностранных это производители электроники, нефтеперерабатывающие и т.п. Организуется также несколько коммерческих банков.

Центральный Банк объявляет курс рубля к доллару. Например, 30:1. Сообщается также цена нефти за один баррель, например, 60 долл. Российская фирма продает определенное количество нефти, выручив при этом доллары. Затем обменивает их на рубли в коммерческом банке. Фирма, продающая электронику, покупает доллары в коммерческом банке по существующему курсу и импортирует электронику. Торговые фирмы покупают этот товар за рубли. При этом цены на товары приближены к реальным. Затем все фирмы подсчитывают свою выручку. На этом первый этап заканчивается. После объявления Центральным Банком нового курса рубля к доллару, начинается новый этап игры, по окончании которой участники сравнивают свои результаты предыдущими.

Для учета торгово-финансовых операций всех участников ведутся контрольные ведомости по предложенной форме.

Контрольная ведомость финансовых результатов

Название фирмы

месяц

первый

второй

третий

четвертый

Деловая игра «Заработать на жизнь»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Экономическая система неоднородна, она включает в себя разные группы людей, выполняющих различные функции. И хотя всякое деление условно, все же оно поможет нам при анализе функционирования системы.

Самым простым является разделение на домашние хозяйства и фирмы. Под домашними хозяйствами понимаются семьи и отдельные люди, которые потребляют товары и услуги. Фирмы занимаются производством этих товаров и услуг, их целью является максимизация прибыли.

Домашние хозяйства являются собственниками ресурсов и передают их фирмам в обмен на доход в форме Заработной платы, Прибыли, Ренты и Процента. Эти ресурсы используются фирмами в качестве факторов производства (Труда, Земли и Капитала), соединение которых необходимо для создания товаров и услуг. Факторы производства называют также производственными ресурсами. Собственники ресурсов, в свою очередь, используют полученный доход для приобретения товаров и услуг.

Все вместе описанные выше группы и отношения между ними образуют взаимозависимую экономическую систему. Иллюстрацией этой системы может служить модель кругооборота ресурсов, товаров, услуг и денег.

При анализе схемы кругооборота важно понимать, что один и тот же человек может быть и собственником ресурсов, и членом домашнего хозяйства, и работником фирмы, производящим товары и услуги. Кроме того, как в том, так и в другом качестве он играет роль и покупателя, и продавца.

ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ МОДЕЛИ

Домашние хозяйства и фирмы вступают во взаимоотношения между собой, поскольку это выгодно каждой стороне. Домашние хозяйства заинтересованы в получении товаров и услуг, а фирмы - в получении прибыли. Однако домашние хозяйства не производят необходимые им блага (товары и услуги) и могут получить их только в обмен на деньги, вырученные от продажи имеющихся у них ресурсов. В то же время фирмы могут получить прибыль лишь тогда, когда они продадут произведенный ими продукт. Можно сказать, что создание богатства в условиях рыночной экономики окончательно завершается только в процессе торговли. Благосостояние домашних хозяйств зависит от благосостояния фирм, и наоборот.

Модель кругооборота помогает проиллюстрировать этот принцип. Она также демонстрирует, как экономические стимулы (в данной модели Заработная плата, Прибыль, Процент и Рента) влияют на действие экономической системы.

ЧЕМУ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ УЧАЩИЕСЯ

  1. Анализировать экономические отношения, существующие между домашними хозяйствами и фирмами в рыночной экономике.

2. Объяснять содержание понятия трех факторов производства и платы за них, классифицировать экономические блага по принадлежности их к тому или иному фактору.

3. Иллюстрировать экономические отношения домашних хозяйств, фирм и государства схемой кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег.

4. Понимать взаимосвязь концепции ограниченности ресурсов с функционированием экономической системы и концепцией экономических мотивов и стимулов.

5. Объяснять роль рынка товаров и услуг и рынка факторов производства.

ОПИСАНИЕ УРОКА

В основе занятия лежит игра "Заработать на жизнь", которая моделирует кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег, помогает разобраться в нем с позиций домашних хозяйств и фирм.

Требуемое время: 2 часа

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ :

1. Материалы 3-1; 3-2; 3-3 для каждого ученика.

2. Карточки для домашних хозяйств и предпринимателей (их количество зависит от числа играющих) (Материал 3-4).

3. Значки предпринимателя (в произвольной форме, в расчете на половину класса, это могут быть просто карточки с булавкой)

4. Табличка с названием "ФАБРИКА ЭКОНО".

5. Два маленьких приза (необязательно).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Начните урок с объяснения того, что экономическая система создает "правила игры", в соответствии с которыми человек играет различные роли. Мы являемся потребителями, когда потребляем различные товары и услуги. Когда мы продаем имеющиеся у нас ресурсы (знания, информацию, умения и навыки, результаты труда), мы играем роль продавцов, а когда тратим полученный от продажи ресурсов доход на покупку товаров и услуг, мы являемся покупателями. Производители (фирмы) являются продавцами, когда они продают произведенные ими товары и услуги, и покупателями, когда покупают у домашних хозяйств производственные ресурсы.

Попросите учащихся определить роли людей, которые они играют в следующих ситуациях:

а) организуют свое дело (производители);

б) идут в магазин (покупатели);

в) устраиваются на работу (продавцы);

г) смотрят телевизор (потребители)

Предложите детям самим придумать еще несколько примеров.

2. Скажите учащимся, что они будут играть в деловую игру "Заработать на жизнь" для того, чтобы лучше понять взаимозависимость между фирмами и домашними хозяйствами. Название игры подчеркивает причину, лежащую в основе развития экономической системы и заставляющую людей действовать в ней, - стремление заработать на жизнь (экономические стимулы).

3. Раздайте учащимся правила игры (Материал 3-1), дайте время на их изучение.

4. Разделите класс пополам, в первой группе вручите каждому ученику значок предпринимателя и карточки денег на сумму 1000 рублей, а во второй группе - карточки ресурсов (по 15 штук каждому). Набор карточек может быть произвольным для каждого школьника: Вы можете дать одному школьнику по 5 карточек каждого ресурса, другому - 15 карточек какого-либо одного ресурса, третьему - 10 карточек одного и 5 карточек другого ресурса и т.д. Однако желательно, чтобы в сумме у всех школьников, представляющих домашние хозяйства, на руках находилось одинаковое количество карточек всех типов ресурсов.

5. Установите на одном из столов табличку "ФАБРИКА ЭКОНО". Во время игры за этим столом располагается ведущий, который обменивает предпринимателям купленные ими у домашних хозяйств карточки ресурсов на карточку ЭКОНО. Для получения одной карточки ЭКОНО, символизирующей товары и услуги для населения, у предпринимателей должен быть собран набор из трех карточек ресурсов (по одной каждого ресурса). Вы можете сами производить обмен карточками, либо перед началом игры выбрать себе помощника для этой цели.

6. Обговорите еще раз правила игры. Удостоверьтесь, что ученики, играющие роль предпринимателей, поняли, что они должны платить деньги представителям домашних хозяйств за карточки ресурсов и затем

продавать им ЭКОНО за деньги. Учащиеся, представляющие домашние хозяйства, также не могут обменивать ресурсы прямо на ЭКОНО и должны использовать деньги.

7. Вы можете заранее определить продолжительность игры (примерно 20 минут), либо дождаться момента, когда приблизительно одна треть ресурсов будет продана, и объявить, что до конца игры осталось еще 5 минут. Это должно стимулировать деловую активность и дать возможность ученикам продумать стратегию поведения в оставшееся время.

8. Проведите игру. Возможно, что представители домашних хозяйств попытаются обойтись без услуг предпринимателей и напрямую обменять имеющиеся у них ресурсы на фабрике ЭКОНО. Скажите им, что они не являются предпринимателями и не могут производить ЭКОНО (у них нет значка).

9. По окончании игры попросите учащихся подсчитать количество имеющихся у них ЭКОНО, если они играли роль домашних хозяйств, и денег, если они выступали в качестве предпринимателей. Объясните, что предприниматели, в распоряжении которых осталось меньше 1000 рублей, понесли убытки. Попросите их объяснить причины неудачи. Определите победителей игры: это предприниматель, получивший наибольший доход (деньги свыше 1000 руб.), и потребитель, купивший больше всех ЭКОНО. Попросите их рассказать о своей стратегии и причинах успеха. Наградите победителей маленькими призами.

10. Раздайте каждому Материалы 3-2 и 3-3. Попросите учащихся объяснить схему кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег, используя опыт проведенной игры. Расскажите, что в экономической системе производители предъявляют спрос на факторы производства и предлагают товары и услуги. В тоже время домашние хозяйства создают предложение факторов производства и предъявляют спрос на товары и услуги. Таким образом, каждый человек сталкивается с двумя рынками (товаров и услуг; факторов производства). Покажите также, что в экономике существует два разнонаправленных круговых потока: поток денег (сплошная линяя на схеме) и поток товаров и услуг (пунктирная линяя).

ОБСУЖДЕНИЕ

1. Попросите учащихся проанализировать, каковы отличия данной модели от реальной жизни, например:

В жизни нет жесткого деления на предпринимателей и домашние хозяйства;

Не только потребители могут быть собственниками ресурсов. Фирмы также могут владеть ресурсами. Кроме того, они могут торговать ими между собой;

Не оговорена роль государства, которое является особым экономическим агентом, не похожим по своему поведению ни на фирмы, ни на домашние хозяйства;

Ресурсы могут быть взаимозаменяемы: одно и то же количество товара можно произвести, используя разные комбинации ресурсов.

2. Остановитесь подробнее на выяснении роли государства. Используйте для этого схему (Материал 3-3). Здесь отражены такие функции государства, как производство и потребление товаров и услуг, осуществляемые на средства от сбора налогов, и перераспределение дохода (трансфертные платежи). Попросите школьников привести примеры, соответствующие каждому из потоков на схеме.

3. Обсудите вопрос о факторах производства. Дайте задание определить, к какому фактору производства следует отнести:

а) кофеварку в кафе (Капитал)

б) месторождение угля (Земля)

в) бухгалтера малого предприятия (Труд)

Попросите учащихся привести другие примеры.

Необходимо иметь в виду, что существует и другая классификация факторов производства, включающая такой производственный ресурс, как Предпринимательство, то есть деятельность по соединению человеческих, природных и капитальных ресурсов в процессе производства. Платой за этот фактор является Прибыль. В сокращенном виде можно ограничиться классификацией, данной вначале.

Важно также, чтобы в ходе урока учащиеся получили четкое представление о том, что может быть отнесено к капитальным ресурсам. Никакая вещь не может быть отнесена к Капиталу автоматически, это всегда зависит от ее использования. (Например, автомобиль, в котором семейство едет на дачу, не является капиталом. Но тот же самый

автомобиль может быть отнесен к капитальным ресурсам, если глава семейства зарабатывает с его помощью деньги, перевозя пассажиров).

При характеристике Капитала выделяют физический капитал, который состоит из машин, оборудования, производственных запасов, запасов продуктов и материалов и деньги, которые можно использовать на покупку какой-либо части физического капитала. Деньги также не во всякий момент могут быть отнесены к капитальным ресурсам: например, когда мы покупаем продукты в магазине, чтобы приготовить обед, уплачиваемые за покупки деньги не являются капиталом.

Часто возникают вопросы о том, куда при классификации по факторам следует отнести информацию. Иногда ее выделяют в качестве отдельного производственного ресурса, однако по своим основным характеристикам она может быть отнесена к Капиталу.

4. Поставьте перед аудиторией следующие вопросы:

а. Для производства ЭКОНО требовалось использование одной единицы каждого фактора. Возможна ли ситуация, когда для производства товара (услуги) необходимы разные количества ресурсов? Привести примеры.

б. Если Вы обнаружили, что обладаете дефицитным ресурсом, как Вы поступите и почему?

в. Возможна ситуация, когда в ходе игры домашние хозяйства будут снабжены дополнительным количеством ресурсов, в то же время предприниматели не получат ничего сверх первоначальной суммы. Является ли это нарушением правил игры в экономике? Окажутся ли в этом случае предприниматели в худшей ситуации?

ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

В этой игре вы будете выступать в роли Домашнего хозяйства или Фирмы. Внимательно изучите Ваши функции в качестве предпринимателя или потребителя. Какая именно роль достанется Вам, определит учитель.

ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА:

В Ваши функции входит продажа фирмам человеческих ресурсов, природных ресурсов и капитала, которые фирмы будут использовать для производства продукта. Вы будете использовать доход, полученный от продажи ресурсов, на приобретение у фирм товаров и услуг, необходи мых Вам. Эти товары и услуги в игре называются ЭКОНО. Вы можете удовлетворить все Ваши потребности, покупая ЭКОНО, продукт, производимый фирмами в игре.

Успех домашнего хозяйства будет оценен исходя из того, какое количество ЭКОНО Вы смогли собрать в течение игры. Вам дадут 15 карточек ресурсов. Для того чтобы купить ЭКОНО, Вы должны продать Ваши ресурсы фирмам и после использовать доход для приобретения ЭКОНО. Не храните карточки ресурсов, потому что лишь приобретенные Вами ЭКОНО будут учтены при подсчете результатов игры.

ФИРМЫ :

Вашей функцией является обеспечение домашних хозяйств товарами и услугами, в которых они нуждаются. В результате своей деятельности фирмы должны получить прибыль. В этой игре единственным продуктом, который хотят купить домашние хозяйства, является ЭКОНО.

Для того чтобы сделать одно ЭКОНО, Вы должны действовать как предприниматель и приобрести одну единицу человеческих ресурсов, одну единицу природных ресурсов и одну единицу капитала. Ваша фирма должна купить эти ресурсы у домашних хозяйств по наиболее приемлемой для Вас цене. Когда в Вашем распоряжении окажется по единице каждого ресурса, Вы можете отправиться на фабрику, которая произведет для Вас ЭКОНО (Вы получите там карточку ЭКОНО в обмен на набор из трех разных карточек ресурсов). После этого Вы можете продать ЭКОНО домашним хозяйствам по выгодной для Вас цене.

Для получения прибыли Вы должны продать ЭКОНО за сумму, превышающую стоимость Вашего производства, которая в этой игре складывается из заработной платы, которую Вы платите за Труд, процента и ренты, которые Вы платите за использование Капитала и природных ресурсов. После этого Вы можете использовать полученные от продажи деньги на покупку дополнительных ресурсов. Это позволит Вам произвести дополнительные ЭКОНО.

У Вас будет 1000 рублей, чтобы начать игру. Успех Вашего бизнеса будет зависеть от того, какую прибыль Вы получите. Спланируйте Ваше время таким образом, чтобы Вам удалось распродать все ЭКОНО за время игры. Если Вы остались без денег и у Вас нет больше ЭКОНО на продажу, Вы должны закричать "банкрот" и выйти из игры.

Материалы

Материал 3-4

Материал 3-5

Ролевая игра "Семейная экономика"

Ведущий предлагает всем отправиться в "плаванье" на катамаране "СЕБЮД" (семейный бюджет). Но вначале необходимо выяснить, кто же будет в этом путешествии капитаном, кто пассажиром, кто рулевым (проводится тест "Капитан, рулевой, пассажир").

Ну вот, теперь все роли распределены и мы можем отправиться в путь. Для повышения комфортности и безопасности наш "СЕБЮД" оснащен двигателем, питанием из бака "Семейных доходов". Без горючего наш катамаран не сможет плыть, поэтому вам необходимо его заправить. Как вы думаете, какое горючее поможет пополнить бак семейных доходов?

Ребятам предлагаются карточки с вариантами: заработная плата, акции, семейные сбережения, дополнительный приработок.

Дети выбирают нужные карточки.

Итак, бак заправлен, и мы поплывем по реке семейных расходов. Для того чтобы экипаж не попал на мель, вам необходимо решить следующую задачу: распределить бюджет семьи из трех человек. Общий заработок семьи 500000 рублей.

Плата за квартиру - ...

Плата за детский сад - ...

Питание - ...

Проезд в транспорте - ...

Покупки повседневного спроса (порошок, мыло, шампунь...) - ...

Покупка одежды - ...

Крупные покупки (телевизор, холодильник...) - ...

Непредвиденные расходы (подарки на день рождения...) - ...

Ребята индивидуально распределяют семейный бюджет, руководитель объясняет значимость каждого пункта.

Руководитель: "Кто-то из вас отправится дальше на катамаране "СЕБЮД", а тот, кто сел на мель крупных расходов, может воспользоваться буксиром "потребительского кредита". Знаете ли вы, что потребительский кредит - это когда люди берут деньги в банке в долг, чтобы купить дорогую вещь, а потом несколько лет, по частям, возвращают долг, да еще и приплачивают банку за то, что он им одолжил деньги?

Ну вот, наш экипаж снова в сборе и дальнейший его маршрут пролегает вдоль ручья "семейного богатства", но без знания русла ручья вы можете попасть в водоворот. Поэтому выполните следующее задание: найдите определение экономических понятий.

Ребятам предлагается два комплекта карточек: на одних - определения, на других - значение этих определений. Карточки перемешиваются, ребята должны их ранжировать.

Первый комплект содержит определения: рента, заработная плата, процент, субсидия, инфляция, налог.

Второй комплект - значение определений: цена, выплаченная за пользование землей, цена, выплаченная за труд, плата за использование чужих денег или капитала, финансовая помощь, "вздутие" цен, сбор с населения или фирм в пользу государства.

Наш катамаран приплыл в гавань семейного благополучия, но там нам необходимо пройти шлюзы. А пока мы будем шлюзоваться, решите следующую задачу:

Старик-отец призвал к себе двух сыновей - Ганса и Питера и сказал: "Я решил оставить все свое наследство тому из вас, кто сумеет лучше вести созданное мной дело, и поэтому хочу вас испытать. Я даю каждому из вас по одной тысяче дукатов и отпускаю на год. Ровно через год вы должны прийти ко мне и рассказать, как использовали эти деньги и чего добились". Спустя год сыновья предстали перед отцом и Ганс сказал: "Отец, я купил каретную мастерскую, стал поставщиком королевского двора и за год продал карет на тысячу дукатов". "А я, - сказал Питер - купил гончарную мастерскую и за год продал горшков на 500 дукатов". Кому из братьев завещал отец свои деньги, если учесть, что Ганс изготовил 5 карет, продал каждую за 200 дукатов, себестоимость кареты 180 дукатов. Питер изготовил 1000 горшков, продал каждый по 0,5 дуката, а себестоимость одного горшка 0,3 дуката?

Ребята решают задачу, педагог поясняет новые термины, помогает принять правильное решение.

Итак, наш катамаран закончил свое путешествие. Кто-то из вас, наверное, призадумался над тем, что семейная экономика - дело сложное, но интересное и что во многом зависит только от нас самих, какое у нас будет благосостояние.


Сценарий деловой игры «Занимательная экономика»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

Автор: Францева Ольга Николаевна, методист МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г.Брянска
Описание материала: разработка будет полезна вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-7 классов. Материал в яркой и увлекательной форме направлен на обобщение базовых экономических понятий и становление экономического мышления школьников.
Цели: формирование и обобщение основных экономических понятий, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни.
Задачи:
- учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;
- формировать осознанное экономическое поведение;
- развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации;
- содействовать экономическому воспитанию учащихся.
Форма: деловая игра.
Оборудование:
карточки с заданиями;
6 бумажных кошельков;
игрушечные бумажные деньги;
плакат с надписью игры;
листы бумаги, ручки;
костюм для инсценировки.
Предварительная работа:
1) Формируются команды. Учащиеся придумывают название и девиз своей команды.
2) Команды готовят рекламу своей творческой работы.
Участники: учащиеся 5-7 классов. На сцену выходит Знайка
Знайка:
Хочу сегодня я, друзья
Открыть вам свой секрет,
Об этом говорил ещё мой дед:
"Ученье - свет, а неученье - тьма!"
И как же прав он был!
Вот посудите сами…
Все хотят красиво жить,
А чтобы вы могли есть шоколад
И молоко кокосов пить,
Вам надобно, друзья,
Предметов прежде много изучить.
К примеру, экономика.
Детишки! Дама эта мудрена.
Не любит шуток в счете денежек она.
С ней будете встречаться Вы немало лет,
Пока покажет вам она ваш жизненный билет.
Предметов будет очень много –
Долго их считать,
А мне, сказать по правде,
Очень уж не терпится узнать,
Умеете ли вы считать?
Ну что ж, проверить мне не трудно вас.
Начнем игру «Занимательная экономика» сейчас.
Ведущий: Здравствуйте, ребята, члены жюри. Вы узнали нашего героя? Кто это? Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики, научиться принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Итак, мы начинаем игру «Занимательная экономика». Давайте поприветствуем наши команды.
Представление команд и жюри.
Ведущий: За каждое правильное выполненное задание команда будет получать деньги, и та, у которой в итоге их окажется больше - выигрывает.

Конкурс «Разминка»
Ведущий: Разминка введет нас в игру, т.к. сейчас мы попытаемся вспомнить и назвать некоторые экономические понятия.
Вопросы для разминки команд
1.Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
2.Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог)
3.Денежная единица государства. (Валюта)
4.Управляющий, специалист по управлению. (Менеджер)
5.Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
6.Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)
7.Сказочный персонаж, с помощью мистической силы превративший нагревательный прибой в транспортное средство.(Емеля)
8.Самый, если верить легенде, надежный сторож для крупных ценностей. (Дракон)
9.Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон»)
10.Одна из крупнейших в мире фирм по производству детских конструкторов. («ЛЕГО»)
11.Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа)
12.Название комнаты, в которой хранились несметные сокровища, потерянные во время Второй мировой войны. (Янтарная)
Жюри подводит итоги разминки.

Конкурс «Экономика в литературе»
Ведущий: экономические термины встречаются в литературных произведениях, в устном народном творчестве (пословицах, поговорках).
Задание: как можно больше вспомнить сказок, мультфильмов, кинофильмов, песен, литературных произведений, пословиц, поговорок, в которых вспоминаются деньги или говорится о богатстве.
Варианты ответов: «Золотая Антилопа», «Алладин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников», «Кот в сапогах» (Ш. Перо), «Сказка о рыбаке и рыбке» и «У Лукоморья» (Пушкин), «Огниво» (Г. X. Андерсен), «Буратино» (А. Толстой), к/ф «Бриллиантовая рука»; «Без копейки рубля нет», «Копейка рубль бережет», «Деньгам – счет, а хлебу мера», «Нелегко деньги нажить, а легко прожить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Деньги любят счет», и т.д.
Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Экономическая задача»
Ведущий: Каждая хозяйка знает, как много времени уходит на приготовление пищи и другую домашнюю работу. Чтобы оставить время на отдых или для занятия любимым делом, необходимо правильно планировать и экономить рабочее время. Попробуем?
Задание: Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимые следующие затраты времени (в минутах):
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-чистку картофель - 10 мин.
-варку картофеля - 30 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин.
-жарка котлет - 30 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 120 мин.
Вопрос: В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к мамину приходу? Распределите последовательность работ так, чтобы уложиться в 60 минут. Решение есть.
Ответ:
-чистку картофель - 10 мин. - варку картофеля - 30 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин. - жарка котлет - 30 мин.
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 60 мин.

Конкурс «Логика»
Ведущий: Экономика - наука сложная, но интересная. Люди, работающие в этой отрасли должны уметь быстро и правильно принимать самостоятельные решения, а для этого надо быть не только знающим и умеющим, но и думающим.
Вопросы:
1.Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?
Ответ: 4 минуты.
2.Два землекопа выкапывают два метра канавы за два часа. Сколько землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы?
Ответ: 2 землекопа.
3.Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла?
Ответ: по земле.
4.Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице.
Ответ: две ноги.
5.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько всего летело уток?
Ответ: всего летело три утки, одна за другой.
6.Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
Ответ: всадник на лошади.
7.Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться?
Ответ: это были дедушка, его сын и внук.

Конкурс «В супермаркете»
Ведущий: Следующее задание по своему характеру очень близко к первоначальному определению слова «экономика», то есть оно связано с ведением домашнего хозяйства. Вам приходится пойти в магазин и купить продукты.
Задание: игрок первой команды называет продукт питания, который можно приобрести в современном супермаркете, участник из второй команды называет продукт на последнюю букву и т.д. Тот, кто не может быстро назвать продукт на нужную букву, выходит из игры. Игра идет до тех пор, пока не останется один участник.
Например: М ясО короК олбасА брикоС метана...

Конкурс «Геометрический бег»
Ведущий: Ребята, многие, из вас став взрослым, наверное, захотят открыть своё дело, заняться бизнесом. А бизнес - это непременно рискованный труд. И прямо сейчас вы начнете преодолевать препятствие в конкурсе «Геометрический бег».
Представители команд вытаскивают карточки с заданиями.
Задания конкурса «Геометрический бег»
1.Бежать треугольником
2.Бежать пунктиром
3.Бежать кругом
4.Бежать косой линейкой
5.Бежать овалом
6.Бежать прямоугольником и т.п.
Жюри подводит итоги 2 конкурсов.

Конкурс «Назови профессию»
Ведущий: Ребята, вы, конечно, со мной согласитесь, что такие черты поведения, как тактичность, вежливость, деликатность необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для повседневной жизни. Именно имидж человека в любой профессии гарантирует и успех деятельности, и удовлетворение от неё.
Представители команд вытаскивают карточки с названием профессии и показывают ее пантомимой. Другие команды отгадывают эту профессию.
Варианты профессии: парикмахер, компьютерщик, продавец, врач, учитель, астроном, садовник, водитель, повар, дворник, артист, спортсмен.
Ведущий: А какие качества отличают людей экономических профессий?
Ответы учащихся: смекалка, находчивость, обман, и т.д.

Конкурс «Реклама»
Ведущий: как вы думаете, отчего зависит коммерческий успех?
Ответы учащихся.
Коммерческий успех зависит от того, насколько деятельность производства нацелена на изучение запросов людей и создания нового товара.
Всем хорошо известно выражение «Реклама - двигатель торговли». А что такое реклама?
Ответы учащихся.
Реклама - это деятельность по ознакомлению людей с товарами и продвижение их на рынок.
Ведущий: Какие вы знаете виды реклам?
Ответ: телереклама, объявление в газетах и журналах, рассылка почтой, наружная, выставки-продажи, упаковка товара.
И сейчас мы с вами побываем на презентации ваших творческих работ.
Команды показывают домашнее задание «Реклама».
Жюри подводит итоги 2 конкурсов и всей игры.
Награждение победителей.

Сценарий экономической игры «По ступенькам бизнеса»

Цель: расширение экономических знаний и круга интересов учащихся.

Подготовка

1. Класс делится на две команды.

2. Заранее готовятся аудиокассеты (CD, DVD-диски) с записями песен, где есть слова «деньги», «золото».

Действующие лица

Торговки.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Рождение экономической науки покрыто тенью веков, как и рождение самой экономики, которое, впрочем, произошло многими тысячелетиями раньше. Примитивное хозяйство не требовало особых научных знаний.

Уже давно люди пытаются понять секреты устройства экономики. Миру известны имена великих экономистов Адама Смита, Дэвида Рикардо, Антуана Монкретьена и др. Может быть, скоро и ваше имя будет стоять в числе великих?!

Ведущий 2 . Но сначала проверим ваши начальные знания по экономике, без которой любой бизнес невозможен. А вы знаете, что такое бизнес? (Ответы команд. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, при этом учитываются не только фактические знания, но и чувство юмора, находчивость, смекалка игроков.)

Правильно, бизнес - это хозяйственная деятельность, приносящая доход или дающая другую выгоду. Бизнесмен выходит в зону риска и приключений, где смелость нужна не меньше, чем доскональное знание конъюнктуры рынка. И нашим участникам нужно проявить все эти качества, ведь, возможно, сегодня они сделают первый шаг в большой мир экономики и бизнеса. Итак, представляем команды и наше многоуважаемое жюри.

Ведущий 1. Одна из заповедей бизнесмена гласит: «Удача сопутствует образованным». Ведь сегодня настоящий коммерсант - это высокообразованный специалист. Итак, наш первый конкурс - разминка.

Экономическая азбука

Ведущие по очереди задают вопросы командам, за правильные ответы выдаются жетоны. Если команда не знает правильный ответ, вопрос переходит другой команде.

1. Как называется передача земли, зданий, имущества внаем их хозяином, владельцем на определенный срок за плату? (Аренда.)

2. Выпущенная акционерной компанией ценная бумага. Купивший такую бумагу становится одним из хозяев, собственников этой компании и приобретает право на получение части дохода от ее деятельности. (Акция.)

3. Специальное учреждение, заведение, призванное осуществлять самые разные операции, действия с деньгами. Очень часто эти учреждения лопаются (Банк.)

4. Это слово в переводе с английского означает дело. А вообще это деятельность человека или группы людей, проводимая за собственный счет, под свою ответственность. (Бизнес.)

5. Как называется профессия человека, содействующего совершению сделок между продавцом и покупателем? (Брокер.)

6. Денежная единица любой страны, используемая и узаконенная в стране. (Валюта.)

7. Как называется ценная бумага, содержащая безусловное денежное обязательство об уплате определенной суммы в определенный срок? (Вексель.)

8. Денежное вознаграждение, выплачиваемое авторам литературных и музыкальных произведений, опубликованных в печати. (Гонорар.)

9. Добровольное соглашение двух или нескольких лиц, каждое из которых принимает на себя определенные обязательства. (Договор.)

10. Ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров или других ценностей для их употребления. (Импорт.)

11. Повышение цен на товары, приводящее к уменьшению количества товаров, которое можно купить, приобрести на одну денежную единицу. (Инфляция.)

12. Имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности. (Инвестиция.)

13. Документ, официальная расписка, выдаваемая человеку для подтверждения факта получения от него денежных платежей, товаров или других ценностей. (Квитанция.)

14. Хранилище, в которое можно заложить имущественные ценности, вещи и получить на время денежную ссуду, величина которой зависит от стоимости заложенных вещей. Для получения своих вещей надо вернуть ссуду и оплатить хранение вещей и процент за предоставление ссуды. (Ломбард.)

15. Комплексная система мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью, основанная на изучении рынка с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей. (Маркетинг.)

16. Служащий компании, фирмы, который управляет людьми, трудом, производством и продажей товаров. (Менеджер.)

17. Устанавливаемые законом обязательные платежи, которые граждане и организации (физические и юридические лица) обязаны периодически, обычно ежеквартально или ежегодно, вносить государству. (Налоги.)

18. Открытое оповещение фирмой возможных покупателей, потребителей производимых ею товаров и услуг о качестве, достоинствах, преимуществах этих товаров и услуг. Она не должна порочить товары и услуги других фирм, иначе она недобросовестная. (Реклама.)

19. Доход, получаемый владельцем за счет использования другими лицами принадлежащей ему земли, имущества, капитала или другой собственности. Получение такого дохода не требует от владельца приложения трудовых усилий. (Рента.)

20. Предоставленные в долг денежные средства или материальные ценности, подлежащие возврату в установленный срок. За пользование ею получивший ее заемщик обязан выплатить вознаграждение, которое называется процентами. (Ссуда.)

21. Государственная служба, контролирующая ввоз и вывоз товаров через границу страны. Она еще взимает пошлины. (Таможня.)

22. Компания, выполняющая доверительные функции для частных лиц и организаций. (Трастовая компания.)

23. Денежные средства в самом широком понимании этого слова - как все наличные и безналичные деньги и чеки, так и все виды ценных бумаг. (Финансы.)

24. Денежный документ установленной формы, который играет роль денег и может быть использован вместо денег в качестве средства платежа. (Чек.)

25. Взаимоотношение, взаимодействие человека с окружающей его природной средой, рациональное экономическое использование природных ресурсов. (Экология.)

Ведущий 1. А пока жюри оценивает наш первый конкурс, мы хотим узнать у вас, какие вы знаете пословицы и поговорки о деньгах. За каждую пословицу команда получит один балл.

Команды по очереди называют пословицы и поговорки.

Ведущий 2. А сейчас мы предлагаем вам окунуться в историю экономики. Наш следующий тур называется...

Аукцион

Каждой команде мы открываем условный счет на одну тысячу рублей. Наши торги будут необычные. Вы выкупаете вопрос и отвечаете на него правильно, тогда на ваш счет поступает сумма, за которую куплен вопрос. Если ответ неверный, то на ваш счет поступает лишь половина суммы вопроса. Приступаем к торгам!

Первоначальная цена первого вопроса 100 рублей. Делайте ставки, господа!

1. Когда в России появились бумажные деньги? (В 1768 году, их ввела Екатерина II взамен громоздких медных денег, и назывались они ассигнациями.)

Выкупаем второй вопрос. Первоначальная цена 80 рублей.

2. В 1776 году издатель Уильям Стрэхеи выпускает в Лондоне «Исследование о природе и причинах богатства народов» - крупнейшую работу классической политической экономики. Назовите автора книги. Маленькая подсказка - по происхождению он шотландец. (Адам Смит.)

Выкупаем третий вопрос. Первоначальная цена 120 рублей.

3. Чьим указом и когда впервые официально была учреждена в России должность бухгалтера? (Указом Петра I в начале 1700-х годов. Слово «бухгалтер» пришло к нам из немецкого языка вместе с реформами Петра I.)

Выкупаем четвертый вопрос. Первоначальная цена 100 рублей.

4. Почему копейку назвали копейкой? (Первые легкие деньги - копейки - выпускались с рисунком всадника с копьем. От слова «копье», которое было в руках у всадника на монете, и названа она копейкой.)

Выкупаем пятый вопрос. Первоначальная цена 100 рулей.

5. От какого слова произошло слово «рубль»? (На Руси для расчетов использовали тяжелые серебряные слитки - гривны, которые имели форму брусков. Если целый кусок для расчетов был слишком велик, то его рубили. Именно от глагола рубить произошло слово «рубль».)

Выкупаем шестой вопрос. Первоначальная цена 200 рублей.

6. На Руси профессия скотника была очень уважаемой. Чем занимались скотники? (Деньгами раньше на Руси был скот - овцы, коровы, быки. Чем большим стадом ты владел, тем богаче считался. Позднее животные перестали служить деньгами, но название «скотник» в значении «хранитель денег», «сборщик подати» и «скотница» в значении «сокровищница» еще долго сохранялись.)

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

Высокий (большие команды, много практических задач, игра в несколько этапов)

Оценка итогов

Оценка жюри, эксперта

Самооценка

Регламент

Жесткие с четким порядком действий, временными рамками

Свободные (без строгого регламента)

По назначению и целям выделяют следующие виды ДИ:

1. Обучающие (закладывают знания, умения и навыки):

  • исследовательские (способствуют получению новых знаний);
  • для практической деятельности (формируют навыки);
  • поисковые (поиск информации или совместного решения).

2. Для профессиональной ориентации.

3. Для оценки и повышения профессиональной подготовки.

4. Для отбора специалистов на вакантную должность.

ДИ можно классифицировать по числу участников (командные, персональные) и по интересам сторон:

  • партнерская игра (отработка командных навыков при общих или противоположных интересах);
  • противоборство сторон, команд;
  • состязание отдельных участников, оценка результатов которых не взаимосвязана;
  • ДИ с непредсказуемой внешней средой или участниками, не имеющими целей.

Разновидности деловых игр

Формы деловой игры

Характеристика

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

Формирует навыки работы группе. Игроки выполняют одинаковое задание, соблюдая правила проведения дискуссии. По истечении времени ответы разбираются и оцениваются.

«Кораблекрушение», «Полет на Луну», «Совещание», «Координационный Совет»

Ролевая игра

Каждому предстоит сыграть индивидуальную роль, смоделировать ситуации. Роли нейтральны, не вызывают эмоций.

«Менеджер по работе с клиентами», «Профсоюз и сотрудники», «Руководитель и подчиненный»

Салонная игра

Проводится в организованном пространстве или поле, имеет жесткие правила. Результаты игры, баллы фиксируются.

«Поле чудес», шахматы, «Монополия», «Своя игра»

Является формой тренинга, моделирует ситуацию человеческих отношений без жестких правил.

«Конфликт» и другая имитация конкурентных, партнерских, зависимых отношений

Блиц-игра

Игра с элементами дискуссии, мозгового штурма, ролевых игр и

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Производить то, что продается, а не продавать то, что производится.

Цель : углубить понятия «специализация», «экспорт» и др.; проиллюстрировать экономические отношения: прививать навыки работы с различными источниками информации; развивать творческие способности; профессиональное становление личности ученика.

Подготовительный период.

Маркетинг (в пер. с анг. языка рынок) - изучение рынка, воздействие на спрос с целью расширения сбыта.

Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек (экспертная комиссия, представители города). Выбирается для обсуждения крупный город области, например, Волжский (или район города). Для игры подбираются различные наглядные пособия (карта, картины, фотографии, упаковки из- под продукции, сами образцы продукции, гербарии, плакаты, рекламные листы, буклеты и т. д.). Все это поможет наглядно представить город Волжский.

Каждая группа должна иметь свое рабочее место. Предусматриваются места для экспертной комиссии, стол неторговых соглашений, на котором размещены ватман, набор цветной бумаги, ножницы, клей, фломастеры, карты, справочник, проспекты.

Ход игры

Мы приветствуем вас в нашем Доме торговли. Сегодня здесь собрались специалисты по маркетингу.

Игра проводится в 4 раунда.

1-й раунд. Подготовительный.

За 20 минут из подручных средств участники игры оформляют рекламу своего города и укрепляют ее в отведенном месте. Идет коллективная, творческая работа.

2-й раунд. Презентация группового проекта.

3-й раунд. Изучение рынка сбыта и спроса на продукцию города.

Представители каждой команды сообщают, что и у кого они будут покупать. За продовольствие платят 1 единицу «валюты», за сырье - 2, за готовую продукцию - 3.

По ходу «торга» эксперты быстро принимают «валюту» и раскладывают по специальным коробочкам.

Активность «торга» зависит от ведущего.

Экспертная комиссия, посчитав «валюту», сообщает, какая команда представила продукцию, пользующуюся наибольшим спросом.

4-й раунд. Брифинг.

Представители групп сообщают, какие неторговые соглашения успели заключить (торговля, туризм, научно-технический обмен, строительство и др.).

Заключительное слово предоставляется эксперту. Он оценивает работу каждой группы в сравнительной форме. Подводится итог, награждают лучших игроков.

Проигравших в игре нет.