Богиня любви в риме. Древнеримская аллегория. Марс, бог войны

Страница 1 из 5

Список имен богов, героев и личностей Древней Греции и Рима

Справочник содержит практически все имена богов, мифологических персонажей, героев и исторических личностей Древней Греции и Древнего Рима.

А

АВГУСТ ОКТАВ ИАН (63 до Р. Х. - 14 н. э.) - внучатый племянник Юлия Цезаря, его официальный наследник, первый римский император (с 27), в правление которого произошло Рождество Спасителя. В 43 г. совместно с М. Антонием и Э. Лепидом составил второй триумвират. После разгрома флота М. Антония у мыса Акций (31) фактически стал единоличным правителем Римской империи, основателем системы принципата, соединившим в своем лице высшие жреческие, государственные и военные должности римского государства.

АГАМЕМНОН - в греческой мифологии царь Микен, сын Атрея и Аэропы, муж Клитемнестры, брат спартанского царя Ме- нелая, предводитель ахейского войска в Троянской войне, убит женой.

АГЕСИЛАЙ (444-360) - спартанский царь (399-360), успешно воевал против персов и антиспартанской коалиции во время Коринфской войны, добился последнего максимального расцвета Лакедемона до его окончательного поражения от фиванцев в битве при Левктрах (371).

АГРИППА Марк Випсаний (64/63-12 до Р. Х.) - римский полководец и политический деятель, сподвижник Октавиана Августа, ряд военных побед которого на деле принадлежал А.: морские сражения при Милах и Навлохе (36), Акции (31), подавление восстания испанских племен (20-19). А. выполнял дипломатические поручения Августа, участвовал в перестройке Рима, автор некоторых сочинений.

АДОНИС - в греческой мифологии возлюбленный Афродиты, божество финикийско-сирийского происхождения. Особо почитался в эллинистическую эпоху как умирающее и воскресающее божество.

АДРАСТЕЯ («неотвратимая») - см. Немесида.

АДРИАН Публий Элий (76-138) - римский император (с 117) из династии Антонинов, усыновленный Траяном. Поощрял развитие греческой культуры на территории империи, хотя при нем происходит активная романизации большинства провинций. В области внешней политики А. перешел к оборонительной тактике, укреплял бюрократический аппарат, унифицировал пре- торское право, вел широкую строительную деятельность.

АИД (Гадес, Плутон, отожд. с римск. Орком) - в греческой мифологии бог подземного царства мертвых, сын Кроноса и Геи, брат Зевса.

АКАДЕМ - в греческой мифологии афинский герой, указавший Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем. По преданию, Академ был похоронен в священной роще к северо-западу от Афин.

АЛАРИХ (ум. 410 н. э.) - вождь вестготов. При императоре Феодосии командовал отрядами наемников. В 398 г. опустошил Фракию и Грецию, затем вторгся в Паннонию и Италию. В 402 г. потерпел поражение от римских войск при Полленции и Вероне, затем занял Иллирию, откуда начал наступление на Рим, который трижды осаждал и наконец взял 24 августа 410 г.

АЛЕКСАНДР - имя македонских царей: 1) А. III Македонский (356-323) - царь Македонии (с 336), сын Филиппа II, блестящий полководец, дипломат и политик, организовал поход на Восток против персидского царя Дария III (334-323), в результате которого возникла огромная держава, объединившая греческий и восточный мир, положившая начало эпохе эллинизма (III-I вв.); 2) А. IV (323-310) - царь Македонии, сын Александра Македонского, реально царские полномочия не получил. Был убит вместе со своей матерью Роксаной во время войн диадохов.

АЛЕКСИД (в. до Р. Х.) - наиболее значительный греческий комедиограф периода Поздней классики, автор более 200 произведений.

АЛКЕСТИДА - в греческой мифологии жена легендарного царя Фер Адмета, добровольно отдавшая свою жизнь ради спасения супруга. Геракл, восхищенный подвигом Алкестиды, вырвал ее из рук бога смерти Таната и вернул мужу.

АЛКИВИАД (ок. 450 - ок. 404) - афинский политический деятель и военачальник, воспитанник Перикла, ученик Сократа. Фактический организатор сицилийской экспедиции (415-413) в годы Пелопоннесской войны. Часто менял свою политическую ориентацию, переходил на сторону Спарты. Погиб в изгнании.

АМАЗОНКИ - в древнегреческой мифологии воинственные женщины, жившие по берегам Меотиды (Азовского моря) или же по берегам р. Термодонт. А. постоянно упражнялись в военном искусстве и для удобства стрельбы из лука выжигали себе правую грудь.

АМВРОСИЙ Аврелий Медиоланский (Миланский) (ок. 337-397) - святитель, богослов, автор экзегетических и догматических сочинений, епископ г. Медиолана родом из Тревизы (Италия). Получил риторическое и юридическое образование, был наместником областей Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане (ок. 370), где был посвящен во епископы (374), боролся с язычеством, оказал значительное влияние на церковную и политическую жизнь своего времени. Память 7/20 декабря.

АМФИТРИТА - в греческой мифологии персонифицированное море, супруга бога морского пространства Посейдона.

АНАКСАГОР (ок. 500-428) - греческий философ из Клазо- мен (Малая Азия), утверждавший, что материя вечна.

АНАНКА (Ананке, отожд. с римск. Нецесситатой) - в греческой мифологии богиня неизбежности, смерти, дочь Афродиты, мать богинь судьбы мойр.

АНАХАРСИС (VI в. до Р. Х.) - один из наиболее известных в греческом мире скифов царского рода, друг афинского законодателя Солона. Много путешествовал по Греции, изучая местные обычаи и порядки. Возвратившись на родину, попытался ввести новшества у скифов, за что был убит соплеменниками. По античной традиции, один из семи мудрецов древности.

АНДРОГЕЙ - в греческой мифологии сын критского царя Миноса. Андрогей одержал победу на Панафинейских играх, чем навлек на себя зависть афинского царя Эгея, который, желая погубить А., отправил его на охоту за марафонским быком, растерзавшим юношу.

АНИТ (кон. V в. до Р. Х.) - богатый афинянин, видный политический деятель, участвовавший в свержении «тирании тридцати», главный обвинитель на процессе против Сократа.

АНК Марций (втор. пол. VII в. до Р. Х.) - римский царь, внук Нумы Помпилия, произвел культовые нововведения, заложил порт Остию, считался основателем плебейского рода Марциев.

АНТЕЙ - в греческой мифологии великан, сын Посейдона и Геи, был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Геракл одолел Антея, оторвав от земли и задушив в воздухе.

АНТИОПА - в греческой мифологии: 1) дочь фиванского царя Никтея, одна из возлюбленных Зевса, мать Амфиона и Зе- та; 2) Амазонка, дочь Ареса, захваченная в плен Тесеем и родившая ему сына Ипполита.

АНТИОХ - имя сирийских эллинистических царей из династии Селевкидов: 1) А. III Великий (242-187) - сирийский царь (223-187), известный своей агрессивной политикой, воевал с Египтом, захватил Мидию и Бактрию (212-205), Палестину (203), расширил свою державу до пределов Индии, вел так называемую Сирийскую войну с римлянами (192-188), но потерпел окончательное поражение в битве при Магнесии (190). Убит своими приближенными; 2) Антиох XIII Филадельф (пер. пол. - сер. I до Р. Х.) - последний царь из рода Селевкидов, в 69 г. до Р. Х. был признан Лукуллом сирийским царем, но в 64 г. до Р. Х. был лишен трона Помпеем, превратившим Сирию в римскую провинцию. Впоследствии казнен.

АНТИПАТР (ум. 319 до Р. Х.) - македонский полководец при Филиппе II и Александре. Во время Восточного похода был наместником Македонии. При А. погиб оратор Демосфен.

АНТИСФЕН (ок. 444-366) - греческий философ, ученик Сократа, основатель школы киников. Утверждал, что абсолютным благом является физический труд и честная бедность.

АНТОНИЙ Марк (82 -30 до Р. Х.) - римский политический и государственный деятель, полководец, сторонник Юлия Цезаря, супруг Клеопатры VII, консул 44 г., участник второго триумвирата совместно с Октавианом и Э. Лепидом (43), позднее один из главных соперников Октавиана в гражданских войнах 30-х гг. В 31 г. разгромлен Октавианом у мыса Акций, покончил жизнь самоубийством.

АНТОНИН Пий («Благочестивый») (86-161) - римский император (с 138), основатель династии Антонинов, приемный сын Адриана, продолжил его политику, связанную с сохранением и упрочением достигнутых границ. Позднее почитался римлянами как образцовый правитель.

АНФИМ (ум. 302/303 н. э.) - священномученик, епископ Никомедийский, был, как и многие христиане, обвинен в поджоге Никомедийского дворца, во время гонений скрывался для управления паствой и писал послания, однако был обнаружен и претерпел мученическую кончину. Память 3/16 сентября.

АНХИЗ - в греческой и римской мифологиях отец Энея, возлюбленный Афродиты. В ночь падения Трои был вынесен Энеем на плечах из горящего города, скончался во время пути в Аркадии у горы Анхизия (по другой версии, в Южной Италии или на Сицилии).

АПОЛЛОН (Феб) - в греческой и римской мифологии бог солнца, света и гармонии, покровитель искусств, противоположность Диониса, сын Зевса и Лето, брат Артемиды, почитался как покровитель путешественников, мореплавателей и как целитель. С другой стороны, с Аполлоном увязывались и темные стихийные силы, несущие болезнь и смерть.

АПОЛЛОНИЙ (ум. 90-е гг. I в. н. э.) - греческий философ, выходец из состоятельной семьи г. Тианы (Малая Азия), получил обширное образование, много странствовал, проповедовал неопифагорейскую религиозную мистику, был близок ко двору императоров, возможно, оказался причастен к заговору против Домициана, в связи с чем был казнен. При жизни почитался язычниками как чудотворец и мудрец.

АРАТ (ок. 310-245) - греческий писатель родом из города Солы (Киликия). Жил в Афинах и при дворах царей в Македонии и Сирии. Его перу принадлежит астрономическая поэма «Феномены» в 1154 гекзаметрах, написанная в духе стоической философии. В эпоху средних веков это произведение служило учеб ным посо би ем по астро но мии.

АРАХНА - в греческой мифологии лидийская девушка, искусная ткачиха, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в искусстве ткачества, была побеждена и превращена в паука.

АРЕС (Арей, отожд. с римск. Марсом) - в греческой мифологии бог несправедливой и вероломной войны, а также бури и непогоды, сын Зевса и Геры.

АРИАДНА - в греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога солнца Гелиоса. Влюбленная в Тесея, дала ему клубок нитей, по которому герой нашел выход из лабиринта, бежала вместе с Тесеем с Крита и была им позднее брошена или похищена Дионисом.

АРИОВИСТ (I в. до Р. Х.) - германский вождь, приглашен кельтской знатью в Галлию как правитель, но позднее приобрел самостоятельное значение. В 59 г. был признан Цезарем «другом римского народа», а в 58 г. изгнан им из Галлии.

АРИСТИД (ум. ок. 468доР.Х.) -афинскийполитическийдея- тель, содействовал Клисфену в проведении его реформ, был один из стратегов в Марафонском сражении (490) и битве при Платеях (480). Прославился своей справедливостью и неподкупностью.

АРКАДИЙ Флавий (377-408) - первый правитель Восточной Римской империи (с 395), сын Феодосия IВеликого, его соправитель с 383 г., находился под влиянием собственного окружения и супруги Евдоксии, вел оборонительные войны с германцами, организовал гонения на язычников и еретиков.

АРМИНИЙ (ок. 16 до Р. Х. - 21 н. э.) - потомок королевского германского рода, служил в римских войсках, заманил в ловушку и разгромил легионы Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу (9 н. э.). А. возглавлял восстание против римлян в Германии, погиб в результате распрей среди руководства восставших.

АРРАДЕЙ (Филипп III) (ум. 317 до Р. Х.) - незаконный сын Филиппа Македонского, отличался слабоволием и слабоумием, был эпилептиком. Убит по приказу вдовы Филиппа Олимпиады.

АРТЕМИДА (отожд. с римск. Диана) - в греческой мифологии богиня охоты и живой природы, дочь Зевса и Лето, сестра- близнец Аполлона. Являлась символом девственной чистоты и иногда отождествлялась с Луной.

АСКЛЕПИЙ (отожд. с римск. Эскулапом) - в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона, ученик кентавра Хирона.

АСТИДАМАНТ (втор. пол. Vв. до Р. Х.) - афинский поэт из рода Эсхила, ученик Исократа. Был известен тем, что на поставленной ему в театре статуе написал себе хвалу.

АСТРЕЙ - в греческой мифологии сын титана Кроноса, супруг богини утренней зари Эос, отец четырех ветров.

АСТРЕЯ (часто отождествлялась с богиней правды и справедливости Дике) - в греческой мифологии богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды, сестра Стыдливости, жившая среди людей во времена «золотого века». Из-за испорченности людских нравов «золотой век» кончился, и А. покинула Землю, превратившись в созвездие Девы.

АТЛАНТ (отожд. с римск. Атласом) - в греческой мифологии титан, брат Прометея, державший на своих плечах небосвод.

АТТАЛ Приск (ум. после 410 н. э.) - префект Рима, который по требованию вождя вестготов Алариха был провозглашен императором (409). Вскоре Аларих поссорился с А. и лишил его императорского титула, после чего захватил Рим (410).

АТТИЛА (ум. 453 н. э.) - вождь гуннских и союзных с ними племен (434-445 - вместе с братом Бледой, с 445, после убийства Бледы, правил единолично), объединил под своей властью племена варваров: гуннов, остготов, аланов и др., в 447 г. опустошил Фракию и Иллирию, в 451 г. вторгся в Галлию и потерпел поражение от римлян и их союзников в битве на Каталаунских полях, в 452 г. разорил Северную Италию.

АТТИС (отожд. с фригийск. Меном) - возлюбленный и жрец богини Кибелы, в эллинистическую эпоху почитался как умирающий и восстающий из мертвых бог.

АФАНАСИЙ (295-373) - святитель, один из самых знаменитых епископов Александрийских (с 328), богослов, апологет, получил классическое образование в Александрии, участник I Вселенского Собора в Никее (325), был непримиримым врагом арианства, за что пять раз изгонялся со своей кафедры. Память 2/15 мая.

АФИНА Паллада (отожд. с римск. Минервой) - в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны, покровительница наук, дочь Зевса и Метиды. Почиталась как дева, не имевшая мужа.

АФРОДИТА (отожд. с римск. Венерой) - в греческой мифологии богиня любви и красоты, дочь Зевса или Урана и океаниды Дионы.

АХИЛЛ (Ахиллес) - в греческой мифологии один из наиболее храбрых и непобедимых героев Троянской войны, сын Пелея и Фетиды. Почитался как неуязвимый во все части тела, кроме пяты, воин. Сражался на стороне ахейцев, был убит выстрелом из лука в пяту Парисом, которому помог Аполлон.

АЭЦИЙ Флавий (ок. 390-454) - военачальник при императоре Валентиниане III (с 425), один из последних защитников Западной империи, командовал римским и союзным войском в битве на Каталаунских полях (451). Предательски убит по приказу императора.

Б

БАРСИНА (втор. пол. IV в. до Р. Х.) - дочь персидского наместника Фригии, захваченная Александром Македонским после взятия Дамаска. Являлась фактической супругой Александра до его официального брака с Роксаной. Убита со своим сыном Гераклом во время войн диадохов.

БАХУС - см. Дионис.

БЕЛЛОНА - древнеримская богиня войны. В ее храме принимали одержавших победу полководцев и иностранных послов, здесь же происходил обряд объявления войны.

БРИАРЕЙ - в греческой мифологии сын Урана и Геи, один из титанов, чудовище с 50 головами и сотней рук, участник тита- номахии на стороне Зевса.

БРУТ («тупица») - прозвище членов плебейского римского рода: 1) Б. Децим Юний Альбин (I в. до Р. Х.) - претор 48 г., полководец Цезаря, участник заговора против него 44 г.; 2) Б. Луций Юний (VI в. до Р. Х.) - легендарный основатель Римской республики, участвовал в изгнании последнего римского царя Тарквиния Гордого (509), погиб в поединке с его сыном; 3) Б. Марк Юний (85-42 до Р. Х.) - римский государственный и политический деятель, сторонник Цицерона, возможно, незаконнорожденный сын Юлия Цезаря. С 46 г. наместник провинции Цизальпийская Галлия, с 44 г. претор, участвовал в заговоре против Цезаря. Покончил жизнь самоубийством после поражения в битве с сенатскими войсками при Филиппах (42).

БУСИРИС - в греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона или Египта и Лисианассы. Приносил в жертву Зевсу всех чужестранцев, прибывавших в Египет. Убит Гераклом, направлявшимся в сад Гесперид.

ВАВИЛА (ум. 251 н. э.) - священномученик, епископ Антиохийский (238-251), претерпел мученическую кончину при императоре Деции. Память 4/17 сентября.

ВАКХ - см. Дионис.

ВАЛЕНТИНИАН III Флавий Плацид (419-451) - император Западной Римской империи (с 425), до 454 г. находился под влиянием полководца Аэция. При В. III происходил дальнейший распад Западной империи в результате нашествия варварских племен. Погиб от рук сторонников Аэция после убийства последне го.

ВАЛЕРИАН Публий Лициний (ок. 193 - после 260) - римский император (253-259), происходил из сенаторской фамилии, являлся военачальником в провинции Реция, был провозглашен императором своими войсками, организовал гонения на христиан (257-258), при В. кризис империи достиг высшей точки. Скончался в плену у персидского царя.

ВАР Квинтилий (ок. 46 до Р. Х. - 9 н. э.) - римский полководец, происходивший из патрицианской фамилии, консул 13 г. до Р. Х., затем наместник Сирии, подавил восстание евреев в 6-4 гг. до Р. Х., был главнокомандующим римскими войсками в Германии, потерпел от германцев тяжелое поражение в Тевтобургском лесу (9 н. э.) и покончил жизнь самоубийством.

ВЕНЕРА - см. Афродита.

ВЕСПАСИАН Тит Флавий (9-79) - римский император (с 69), основатель династии Флавиев, первый император несенатского происхождения, под его командованием началось подавление восстания в Иудее (66-73). В правление В. была проведена финансовая реформа, шли войны в Германии и Британии.

ВЕСТА - римское божество домашнего очага и огня. Наиболее древний религиозный культ в Риме долатинского происхождения. В храме Весты жрицами-весталками поддерживался вечный огонь.

ВИКТОРИЯ - см. Ника.

ВУЛКАН - см. Гефест.

Цицерон писал:
«Благочестием, почитанием богов и мудрой уверенностью в том, что всем руководит и управляет воля богов, мы, римляне, превзошли все племена и пароды».

Римляне почти полностью переняли греческих богов - они просто дали им другие имена. Их образы, цвета, символы и заклинания остались теми же; все что вам нужно сделать, это просто заменить Зевса на Юпитера, и так далее; однако это не говорит о том, что они полностью совпадают.

Существует небольшая разница между римскими и греческими богами в том, что различные имена помогают лучше понять их. Как правило, римские боги серьезней и тверже греческих; они добродетельнее и надежнее. Некоторые считают римских богов слишком ограниченными и немного замкнутыми, однако они, конечно же, обладают и хорошими качествами. Например, некоторая жестокость Афродиты меньше выражена в Венере, Юпитер не такой деспотичный, как Зевс.

Выражение «вернуться в родные пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты - это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Римская богиня Юнона имела титул Монета - «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого слова произошло общее название денег - money.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину - богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон , а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Римский император Калигула однажды объявил войну богу морей Нептуну, после чего привёл войско к берегу и приказал солдатам бросать копья в воду.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет , к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Когда император умирал, его причисляли к богам, а к имени добавляли титул Divus – Божественный.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон . Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.

Все планеты Солнечной системы, кроме Земли, названы именами римских богов.

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее.





очень клево но хочу добавить
римские; те же греческие;
юпитер зевс
плутон аид
юнона гера
диана артемида
феб апполон
минерва афина
венера афродита
церера деметра
либер дионис
вулкан гефест
меркурии гермес
марс арес
01.03.12 диана

Юпитер (лат. Iuppiter) - в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния - иды.

Храм Юпитера стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств.

Янус


Янус (лат. Ianus, от лат. ianua - «дверь», греч. Иан) - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца.

Один из древнейших римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой, занимал заметное место в римском ритуале. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нем и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий). В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).


Юнона


Юнона (лат. Iuno) - древнеримская богиня, супруга Юпитера, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. Она прежде всего покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Римляне первые ввели единобрачие (моногамию). Юнона, как покровительница моногамии, является у римлян как бы олицетворением протеста против полигамии.


Минерва


Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе - итальянская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus.

Диана


Диана - богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.


Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. Диану еще называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

Венера

Венера - в римской мифологии первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней любви и красоты, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.

Флора


Флора (Flora) - древнеиталийская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis).

Церера

Церера (лат. Cerēs, род. п. Cereris) - древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия (нередко вместе с Анноной - покровительницей жатвы). Единственная дочь Цереры - Прозерпина, родившаяся от Юпитера.

Бахус


Бахус - в древнеримской мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее».В греческой мифологии ему соответствует Дионис.

Вертумн


Вертумн (лат. Vertumnus, от лат. vertere, превращать) - древнеиталийский бог времен года и их различных даров, поэтому он изображался в разных видах, преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13 августа (вертумналии). Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных растений и фруктов.

Римский пантеон имеет много аналогов древнегреческих богов и богинь, но есть и свои собственные божества и низшие духи.

Наиболее известными считались следующие боги.

Аврора - богиня утренней зари.

Бахус - бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия.

Венера - богиня любви и красоты, тождественная греческой богине Афродите.

Веста - богиня домашнего очага и огня.

Диана - богиня охоты, Луны, плодородия и деторождения, покровительница диких зверей. Диана отождествлялась с древнегреческой богиней Артемидой.

Купидон - бог любви, сын Венеры.

Марс - древнеиталийский бог войны и плодородия. Марс отождествлялся с древнегреческим богом Аресом.

Меркурий - бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов. Меркурия изображали с крылышками на ногах, с жезлом и с денежной сумкой на боку.

Минерва - богиня мудрости, покровительница наук, искусства, ремесел. Под опекой Минервы находились учителя, врачи, актеры, ремесленники. Миневра отождествлялась с древнегреческой богиней Афиной.

Нептун - бог морей, отождествляемый с древнегреческим богом Посейдоном. Нептун считался покровителем коневодства и конных состязаний.

Термин - бог межей и пограничных межевых знаков: столбов, камней и т.п.

Флора - италийская богиня цветов, юности. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках.

Фортуна - богиня счастья, случая и удачи. Фортуна изображалась женщиной с повязкой на глазах, с рогом изобилия в руках, сыплющей монеты с повязкой на глазах.

Юнона - царица богов, супруга Юпитера, покровительница брака и рождения. Юнона отождествлялась с древнегреческой богиней Герой. Юнона изображалась величавой женщиной в короне.

Юпитер - верховный бог, владыка богов и людей, отождествленный с греческим Зевсом. Иногда статуям Юпитера в Риме придавали облик правящего императора.

Янус - древнее италийское божество; бог:

  • - входов и выходов;
  • - всех начал;
  • - создатель всего живого на земле;
  • - покровитель дорог и путешественников и др.

Януса изображали человеком с двумя лицами, смотрящими в противоположные стороны. Атрибутами Януса были ключи и посох.

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Но, несмотря на это, четко выделяется триада богов Древнего Рима: Юпитер, Марс и Квирин.

Юпимтер (лат. Iuppiter) -- в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния -- иды.

Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров, посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы. Юпитер был покровителем императоров. Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов, первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера.

Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии, Малой Азии.

После заката Римской Империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом, молнией и скипетром.

Марс - один из древнейших римских богов. Первоначально считался родоначальником и хранителем Рима. В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима.

Квирин (сабинск. Quirinus -- копьеносный) -- один из древнейших италийских и римских богов.

Квирин - древнейшее римское божество, покровительствующее жизнетворящим силам природы, а в дальнейшем -- военным действиям. Квирин был особенно почитаем в ранние времена римской истории, еще когда на Апеннинском полуострове жили разрозненные племена: сабины, латины, оски, умбры и др.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века - менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.

Самые древние верования людей сводились к наделению душой природных явлений и к культу предков. С течением времени и развитием цивилизаций из огромного множества неясных мифических божеств определяются более яркие образы: Марса - бога войны, Януса - бога начала и конца, Юпитера - бога света дня, Грозы, насылающего на земли людей страшные ливни, и других. На культуру и верования древних людей всегда большое влияние оказывала культура их ближайших соседей. Так, у этрусков римлянами была позаимствована богиня искусств Минерва. Также на культурную жизнь Рима в свою очередь оказала значительное влияние более Греции. Сегодня неоспорим тот факт, что значительное влияние на развитие древнеримского общества в целом оказала римская мифология, боги которой в большинстве своем были позаимствованы у греков.

Мифология древних государств сегодня представляет большой интересе для исследователей истории канувших в былое цивилизаций, собирающих артефакты их культуры по крупицам на протяжении многих сотен лет. Благодаря их стараниям имеет представление о том, чем жили люди задолго до появления его предков, во что они веровали и в чем заключался смысл их жизни.

Древнейшая римская мифология была построена на вере в существование жизни после смерти. Римляне тех времен поклонялись душам своих предков. В основе этого поклонения лежал страх перед сверхъестественными силами, которыми, по мнению римлян, обладали эти души. Первые римские боги отождествлялись с природой, могли повелевать ею, вызывать дождь или насылать на поселения небывалую засуху. Чтобы не остаться без урожаев, жители Древнего Рима пытались всячески задобрить этих богов. Им поклонялись и приносили жертвы.

Греческие и римские боги: различия

Согласно некоторым источникам, Древний Рим на протяжении столетий не имел собственной мифологии. В то же время в соседней Греции культурная и религиозная жизнь людей процветала. Многие современные исследователи, увлекающиеся историей склонны считать, что большинство мифов было позаимствовано ею ранее у более развитых в культурном смысле греков, а римские боги - это боги, наделенные теми же силами и чертами, что и греческие. Единственное их отличие заключается в именах. Так, в римской мифологии - Венера - является точной копией греческой Афродиты. Покровитель древнеримских искусств - Феб - как никто иной походит на греческого Аполлона и т.д.

Первоначально римские боги не имели ни генеалогии, ни даже места своего обитания - Олимпа, и изображались в виде определенных символов: Юпитер имел вид камня, Марс - вид копья, Веста - вид языков пламени. Согласно преданиям, первые боги Рима не оставляли после себя потомства и после завершения всех начатых дел не умирали, а уходили в никуда. Греческие же боги были весьма плодовиты и бессмертны.

Слияние культуры и мифологии Рима и Греции происходит примерно на рубеже четвертого-третьего веков до н.э. Основные религиозные воззрения греков и часть их мифологии воцарились в Риме после того, как в столицу империи был доставлен сборник изречений греческого оракула, предсказавший впоследствии эпидемию чумы 293 года до н.э.

Римские боги более нравственны. Согласно представлениям древних римлян, опекая человеческую жизнь, они являлись защитниками справедливости на Земле, права собственности и многих других прав, которыми должен обладать свободный человек. Нравственное влияние религии особенно велико в период процветания римского гражданского общества (2-4 в.в. н.э.). Жители Древнего Рима были очень набожны. Хвалу этой набожности мы до сих пор можем встретить на страницах произведений римских и греческих писателей тех времен. Внешнее благочестие римлян доказывает их уважение к обычаям, на котором и основывалась главная добродетель римского народа - патриотизм.