Римские катакомбы как добраться. Подземное царство Рима: сокровища катакомб. Катакомбы святой Агнессы

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Катакомбы святого Каллиста - одни из крупнейших христианских катакомб Рима . Расположены в зоне Старой Аппиевой дороги . Использовались для захоронений в течение -IV веков . Содержат множество фресок и надписей этого периода, свидетельствующих о жизни и смерти членов христианской общины Рима первых веков новой эры.

Краткая история

Комплекс катакомб святого Каллиста формировался в течение -IV века на базе нескольких ранее существовавших зон захоронений, постепенно расширявшихся и слившихся в единую сеть к концу IV столетия. В числе первичных базовых кладбищ можно упомянуть собственно катакомбы Каллиста, а также крипту Луцины , кладбища святого Марка , Марцеллина , Дамасия и Бальбины . Первоначально территория будущих катакомб находилась в частных руках, затем владельцы земель, став христианами, передали свои владения церкви.

Катакомбы с самого своего возникновения играли в жизни церковной общины двойную роль. С одной стороны, это было кладбище, на котором должным образом мог быть погребён каждый христианин, с другой, катакомбы становятся местом паломничества к гробницам почитаемых мучеников . В соответствии с традицией, в дни памяти мучеников (преимущественно в дни их мученической смерти - рождения в вечную жизнь) на их гробницах совершалась литургия , и читались мученические акты - повествования об их героическом свидетельстве о Христе. К гробницам мучеников приходили и в другие дни, об этих частных паломничествах свидетельствуют многочисленные граффити - молитвенные обращения к святым на стенах катакомб. В IV веке подземное кладбище были украшены папой Дамасием, им же написаны многочисленные стихотворные эпитафии, помещённые в важнейших местах катакомб.

Наземные захоронения

Пространство над катакомбами вдоль Аппиевой дороги было занято в античные времена языческими гробницами. После торжества христианства на их месте строились небольшие базилики , отмечающие место над гробницами мучеников, расположенными в катакомбах святого Каллиста. Из этих базилик сохранились только две, называемые Трихоры (лат. Trichorae ) из-за того, что они завершаются тремя апсидами .

Западная Трихора возникла над местом, где были погребены папа Зефирин , основатель катакомб, и мученик Тарциний . Последний известен в Римской Церкви как первый мученик за Евхаристию (лат. Protomartyr pro eucharistia ): юноша нёс Святые Дары , был атакован группой язычников и, по выражению папы Дамасия , «предпочёл пожертвовать своей жизнью, чем отдать Тело Христово на поругание бешеным псам ». В настоящее время мощи Тарциния хранятся в неаполитанской церкви Сан-Доменико-Маджоре .

В восточную Трихору археологи перенесли значительное количество найденных в катакомбах саркофагов . Самым известным из хранящихся здесь является так называемый Саркофаг дитяти , названный так из-за небольших размеров. На саркофаге вырезаны следующие сцены:

Крипта Пап

Крипта Пап являлась одним их тех первоначальных центров, вокруг которых разрослись катакомбы. Во II веке здесь существовала частная погребальная крипта . В III веке она стала использоваться для погребения римских епископов , большинство из которых прославились как мученики или исповедники . Впоследствии крипта была украшена колоннами с резными капителями , на которых покоится свод . В -VIII веках мощи почивавших здесь святых были перенесены в различные римские храмы.

Крипта в плане является прямоугольной, в нижнем ярусе её стен находятся четыре ниши с саркофагами , а выше ещё 12 могил , по 6 на каждой из двух длинных сторон крипты. В конце крипты в алтаре обустроена ещё одна гробница. Всего здесь было похоронено девять римских епископов и восемь епископов других городов. На каждой из гробниц было высечены по-гречески имя, затем Epi (то есть episcopos, титул «папа» по отношению к римским первосвященникам вошёл в обиход позже). На двух гробницах (пап Фабиана и Сикста II) присутствуют буквы MRT, то есть martyros.

Всего на гробницах сохранились имена нижеследующих шести пап.

На правой стене крипты сохранились два отрывка из поэмы папы Дамасия , посвящённой мученичеству Сикста II. От имени Сикста II автор говорит: «В то время, когда меч пронзал утробу Матери (Церкви), я, погребённый здесь, был пастырем и учителем Слова Божия. Когда внезапно воины ворвались сюда и стащили меня с кафедры, все верные склонили свои головы под меч. Но пастырь, увидев, что другие готовы отнять у него пальму (мученичества), сам первым предложил свою голову, не желая, чтобы ярость (язычников) погубила паству

Крипта святой Цецилии

Крипта представляет собой обширное помещение, в нише левой стены которого находился саркофаг святой Цецилии . Гробница оставалась нетронутой вплоть до понтификата Пасхалия I , пожелавшего перенести мощи святой в Рим. Долгие поиски в заброшенных к тому времени катакомбах не давали результата. По легенде, утомлённый Пасхалий вопросил явившуюся ему во сне Цецилию о месте нахождения её мощей. В ответ Цецилия указала это место, сказав, что папу отделяла от гробницы всего одна стена. После этого видения Пасхалий I обрёл мощи святой и перенёс их в римскую церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере . При перестройке церкви в 1599 году саркофаг был вскрыт, и присутствующие убедились в совершенной нетленности тела святой. Стефано Мадерно , свидетель последнего события, создал статую святой Цецилии , изобразив её тело таким, каким он его видел при вскрытии саркофага. В крипте помещена копия этой скульптуры (оригинал находится в Санта-Чечилия-ин-Трастевере). Голова святой, укутанная материей, отсечена от тела, три пальца правой руки сложены щепотью, пальцы левой руки, за исключением одного, сжаты в кулак. Традиционно считается, что таким сложением пальцев святая продемонстрировала палачам свою веру в Единого Бога и Святую Троицу.

В крипте сохранилось несколько фресок, датируемых не позднее рубежа VIII -IX веков . Среди них - Христос Пантократор , святая Цецилия «Оранта », святой папа-мученик Урбан I . На сводах крипты помещено изображение креста между двух агнцев и трёх римских мучеников Поликама , Себастиана и Квирина . В крипте сохранились также несколько надгробных греческих надписей, в том числе сенатора Септимия Фронтона (конец III века).

Кубикулы Таинств

Кубикулы святых Таин представляют собой пять последовательно расположенных кубикул, предназначавшихся для погребения членов одной семьи. Стены кубикул украшены хорошо сохранившимися фресками начала III века , символически изображающими таинства крещения и евхаристии , а также будущее общее воскресение .

Таинство крещения символически представлено на фресках, изображающих Моисея , своим жезлом рассекающего скалу, крещение Христа в Иордане , рыбака, самаритянку у колодца и расслабленного при купальне Вифезда. Здесь же находится древнейшее из ныне известных изображение собственно крещения: пресвитер в тунике и паллиуме возлагает руку на голову крещаемого, стоящего в потоке воды.

В нескольких кубикулах таинство евхаристии символически представлено в изображении чудесного умножения хлебов. Сюжет всех фресок одинаков: семеро сидят вокруг стола, на котором находится два-три блюда с хлебами, ещё несколько корзин с хлебами помещены рядом со столом. Помимо собственно евангельского сюжета, эти фрески примечательны тем, что на них запечатлена евхаристическая практика первых христиан.

Во всех кубикулах присутствует изображение Ионы , спасённого из чрева большой рыбы. Трёхдневное пребывание Ионы во чреве кита прямо знаменует трёхдневное воскресение Христово, а также общее воскресение. Кроме того, Иона своей проповедью склонил к покаянию грешных ниневитян , что напоминало христианам, погребённым здесь и приходящим сюда, об их языческом прошлом и о спасении через покаяние и веру во Христа.

Фрески кубикул сохранили представления христиан первых веков о христианской жизни. Для всех них она началась в крещении, продолжалась в непрерывном евхаристическом общении и вела в вечную жизнь во Христе.

За кубикулами начинается Лестница мучеников, вырубленная в конце II столетия, то есть ещё до решения папы Зефирина обустроить в катакомбах общинное кладбище. Лестница получила своё название оттого, что по ней, как принято считать, спускались в катакомбы погребальные процессии с телами убиенных пап.

Секция святого Мильтиада

В центре крипты находится большая гробница папы Гая, на которой сохранились фрагменты греческой надписи «Погребение Гая, епископа, 22 апреля » (296 года). В стенах крипты находятся погребальные ниши - аркосолии , в полу - формы . В числе граффити , сохранившихся на стенах, есть упоминание о посещении крипты тремя африканскими епископами, желавшими поклониться мощам своего соотечественника - святого Оптата . Возможно, последний был также погребён в этой крипте.

Секция Ливерия

Большинство из найденных в катакомбах святого Каллиста 2 378 надгробных надписей приходятся именно на секцию Ливерия. В этой секции находятся указания не только имени, но и профессии и статуса погребённого, как-то: Дионисий, врач и пресвитер, Аврелий Аврелиан, центурион V когорты, Горгоний, учитель, Валерий Пард, садовник, Путеолан, скульптор, Редемпт, диакон, Анний Иннокентий, апостольский нунций и т. д.

Крипта Луцины

Крипта Луцины , возникшая во второй половине II века , представляет собой одно из самых ранних, изначально не связанных с катакомбами святого Каллиста, подземных кладбищ. Археологи дали ей такое название, связав с записью в Liber Pontificalis о папе Корнелии : «Блаженная Луцина…взяла ночью тело святого Корнелия, дабы похоронить его в крипте, выкопанной в принадлежащем ей имении, недалеко от катакомб Каллиста на Аппиевой дороге, 14 сентября ». Корнелий был сослан в Чивитавеккию , где и умер в заключении в июне 255 года .

Крипта состоит из двух гипогеев, образованных из нескольких связанных галереями кубикул, и имеет две выводящих наверх лестницы. Только в конце IV века крипта Луцины была соединена подземным туннелем с катакомбами святого Каллиста для того, чтобы паломники могли посещать гробницу папы Корнелия.

Тело папы было погребено в одном из гипогеев. Нишу с его телом закрывала сохранившаяся мраморная плита с надписью CORNELIUS MARTYR EP(iscopus). Слева от гробницы находится фреска с изображениями папы Сикста II и мученика Оптата, над гробницей - самого Корнелия и его современника мученика Киприана Карфагенского. Все четверо изображены в епископских одеяниях, с Евангелием в руках, и мученическим венцом над головой.

В соседних помещениях находятся фрески, представляющие Крещение Господне, Даниила во львином рву, сюжеты из книги Ионы, Доброго Пастыря, а также символическое изображение Евхаристии - рыбы, корзины с хлебами и чаша с красным вином.

Источники

  • (англ.)

Напишите отзыв о статье "Катакомбы Святого Каллиста"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Катакомбы Святого Каллиста

Вскоре после возвращения князя Андрея, старый князь отделил сына и дал ему Богучарово, большое имение, находившееся в 40 верстах от Лысых Гор. Частью по причине тяжелых воспоминаний, связанных с Лысыми Горами, частью потому, что не всегда князь Андрей чувствовал себя в силах переносить характер отца, частью и потому, что ему нужно было уединение, князь Андрей воспользовался Богучаровым, строился там и проводил в нем большую часть времени.
Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо pешил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война, и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения. Старый князь с сыном как бы переменились ролями после кампании 1805 года. Старый князь, возбужденный деятельностью, ожидал всего хорошего от настоящей кампании; князь Андрей, напротив, не участвуя в войне и в тайне души сожалея о том, видел одно дурное.
26 февраля 1807 года, старый князь уехал по округу. Князь Андрей, как и большею частью во время отлучек отца, оставался в Лысых Горах. Маленький Николушка был нездоров уже 4 й день. Кучера, возившие старого князя, вернулись из города и привезли бумаги и письма князю Андрею.
Камердинер с письмами, не застав молодого князя в его кабинете, прошел на половину княжны Марьи; но и там его не было. Камердинеру сказали, что князь пошел в детскую.
– Пожалуйте, ваше сиятельство, Петруша с бумагами пришел, – сказала одна из девушек помощниц няни, обращаясь к князю Андрею, который сидел на маленьком детском стуле и дрожащими руками, хмурясь, капал из стклянки лекарство в рюмку, налитую до половины водой.
– Что такое? – сказал он сердито, и неосторожно дрогнув рукой, перелил из стклянки в рюмку лишнее количество капель. Он выплеснул лекарство из рюмки на пол и опять спросил воды. Девушка подала ему.
В комнате стояла детская кроватка, два сундука, два кресла, стол и детские столик и стульчик, тот, на котором сидел князь Андрей. Окна были завешаны, и на столе горела одна свеча, заставленная переплетенной нотной книгой, так, чтобы свет не падал на кроватку.
– Мой друг, – обращаясь к брату, сказала княжна Марья от кроватки, у которой она стояла, – лучше подождать… после…
– Ах, сделай милость, ты всё говоришь глупости, ты и так всё дожидалась – вот и дождалась, – сказал князь Андрей озлобленным шопотом, видимо желая уколоть сестру.
– Мой друг, право лучше не будить, он заснул, – умоляющим голосом сказала княжна.
Князь Андрей встал и, на цыпочках, с рюмкой подошел к кроватке.
– Или точно не будить? – сказал он нерешительно.
– Как хочешь – право… я думаю… а как хочешь, – сказала княжна Марья, видимо робея и стыдясь того, что ее мнение восторжествовало. Она указала брату на девушку, шопотом вызывавшую его.
Была вторая ночь, что они оба не спали, ухаживая за горевшим в жару мальчиком. Все сутки эти, не доверяя своему домашнему доктору и ожидая того, за которым было послано в город, они предпринимали то то, то другое средство. Измученные бессоницей и встревоженные, они сваливали друг на друга свое горе, упрекали друг друга и ссорились.
– Петруша с бумагами от папеньки, – прошептала девушка. – Князь Андрей вышел.
– Ну что там! – проговорил он сердито, и выслушав словесные приказания от отца и взяв подаваемые конверты и письмо отца, вернулся в детскую.
– Ну что? – спросил князь Андрей.
– Всё то же, подожди ради Бога. Карл Иваныч всегда говорит, что сон всего дороже, – прошептала со вздохом княжна Марья. – Князь Андрей подошел к ребенку и пощупал его. Он горел.
– Убирайтесь вы с вашим Карлом Иванычем! – Он взял рюмку с накапанными в нее каплями и опять подошел.
– Andre, не надо! – сказала княжна Марья.
Но он злобно и вместе страдальчески нахмурился на нее и с рюмкой нагнулся к ребенку. – Ну, я хочу этого, сказал он. – Ну я прошу тебя, дай ему.
Княжна Марья пожала плечами, но покорно взяла рюмку и подозвав няньку, стала давать лекарство. Ребенок закричал и захрипел. Князь Андрей, сморщившись, взяв себя за голову, вышел из комнаты и сел в соседней, на диване.
Письма всё были в его руке. Он машинально открыл их и стал читать. Старый князь, на синей бумаге, своим крупным, продолговатым почерком, употребляя кое где титлы, писал следующее:
«Весьма радостное в сей момент известие получил через курьера, если не вранье. Бенигсен под Эйлау над Буонапартием якобы полную викторию одержал. В Петербурге все ликуют, e наград послано в армию несть конца. Хотя немец, – поздравляю. Корчевский начальник, некий Хандриков, не постигну, что делает: до сих пор не доставлены добавочные люди и провиант. Сейчас скачи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. О Прейсиш Эйлауском сражении получил еще письмо от Петиньки, он участвовал, – всё правда. Когда не мешают кому мешаться не следует, то и немец побил Буонапартия. Сказывают, бежит весьма расстроен. Смотри ж немедля скачи в Корчеву и исполни!»
Князь Андрей вздохнул и распечатал другой конверт. Это было на двух листочках мелко исписанное письмо от Билибина. Он сложил его не читая и опять прочел письмо отца, кончавшееся словами: «скачи в Корчеву и исполни!» «Нет, уж извините, теперь не поеду, пока ребенок не оправится», подумал он и, подошедши к двери, заглянул в детскую. Княжна Марья всё стояла у кроватки и тихо качала ребенка.
«Да, что бишь еще неприятное он пишет? вспоминал князь Андрей содержание отцовского письма. Да. Победу одержали наши над Бонапартом именно тогда, когда я не служу… Да, да, всё подшучивает надо мной… ну, да на здоровье…» и он стал читать французское письмо Билибина. Он читал не понимая половины, читал только для того, чтобы хоть на минуту перестать думать о том, о чем он слишком долго исключительно и мучительно думал.

Билибин находился теперь в качестве дипломатического чиновника при главной квартире армии и хоть и на французском языке, с французскими шуточками и оборотами речи, но с исключительно русским бесстрашием перед самоосуждением и самоосмеянием описывал всю кампанию. Билибин писал, что его дипломатическая discretion [скромность] мучила его, и что он был счастлив, имея в князе Андрее верного корреспондента, которому он мог изливать всю желчь, накопившуюся в нем при виде того, что творится в армии. Письмо это было старое, еще до Прейсиш Эйлауского сражения.
«Depuis nos grands succes d"Austerlitz vous savez, mon cher Prince, писал Билибин, que je ne quitte plus les quartiers generaux. Decidement j"ai pris le gout de la guerre, et bien m"en a pris. Ce que j"ai vu ces trois mois, est incroyable.
«Je commence ab ovo. L"ennemi du genre humain , comme vous savez, s"attaque aux Prussiens. Les Prussiens sont nos fideles allies, qui ne nous ont trompes que trois fois depuis trois ans. Nous prenons fait et cause pour eux. Mais il se trouve que l"ennemi du genre humain ne fait nulle attention a nos beaux discours, et avec sa maniere impolie et sauvage se jette sur les Prussiens sans leur donner le temps de finir la parade commencee, en deux tours de main les rosse a plate couture et va s"installer au palais de Potsdam.
«J"ai le plus vif desir, ecrit le Roi de Prusse a Bonaparte, que V. M. soit accueillie еt traitee dans mon palais d"une maniere, qui lui soit agreable et c"est avec еmpres sement, que j"ai pris a cet effet toutes les mesures que les circonstances me permettaient. Puisse je avoir reussi! Les generaux Prussiens se piquent de politesse envers les Francais et mettent bas les armes aux premieres sommations.
«Le chef de la garienison de Glogau avec dix mille hommes, demande au Roi de Prusse, ce qu"il doit faire s"il est somme de se rendre?… Tout cela est positif.
«Bref, esperant en imposer seulement par notre attitude militaire, il se trouve que nous voila en guerre pour tout de bon, et ce qui plus est, en guerre sur nos frontieres avec et pour le Roi de Prusse . Tout est au grand complet, il ne nous manque qu"une petite chose, c"est le general en chef. Comme il s"est trouve que les succes d"Austerlitz aurant pu etre plus decisifs si le general en chef eut ete moins jeune, on fait la revue des octogenaires et entre Prosorofsky et Kamensky, on donne la preference au derienier. Le general nous arrive en kibik a la maniere Souvoroff, et est accueilli avec des acclamations de joie et de triomphe.
«Le 4 arrive le premier courrier de Petersbourg. On apporte les malles dans le cabinet du Marieechal, qui aime a faire tout par lui meme. On m"appelle pour aider a faire le triage des lettres et prendre celles qui nous sont destinees. Le Marieechal nous regarde faire et attend les paquets qui lui sont adresses. Nous cherchons – il n"y en a point. Le Marieechal devient impatient, se met lui meme a la besogne et trouve des lettres de l"Empereur pour le comte T., pour le prince V. et autres. Alors le voila qui se met dans une de ses coleres bleues. Il jette feu et flamme contre tout le monde, s"empare des lettres, les decachete et lit celles de l"Empereur adressees a d"autres. А, так со мною поступают! Мне доверия нет! А, за мной следить велено, хорошо же; подите вон! Et il ecrit le fameux ordre du jour au general Benigsen
«Я ранен, верхом ездить не могу, следственно и командовать армией. Вы кор д"арме ваш привели разбитый в Пултуск: тут оно открыто, и без дров, и без фуража, потому пособить надо, и я так как вчера сами отнеслись к графу Буксгевдену, думать должно о ретираде к нашей границе, что и выполнить сегодня.
«От всех моих поездок, ecrit il a l"Empereur, получил ссадину от седла, которая сверх прежних перевозок моих совсем мне мешает ездить верхом и командовать такой обширной армией, а потому я командованье оной сложил на старшего по мне генерала, графа Буксгевдена, отослав к нему всё дежурство и всё принадлежащее к оному, советовав им, если хлеба не будет, ретироваться ближе во внутренность Пруссии, потому что оставалось хлеба только на один день, а у иных полков ничего, как о том дивизионные командиры Остерман и Седморецкий объявили, а у мужиков всё съедено; я и сам, пока вылечусь, остаюсь в гошпитале в Остроленке. О числе которого ведомость всеподданнейше подношу, донеся, что если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней, то весной ни одного здорового не останется.
«Увольте старика в деревню, который и так обесславлен остается, что не смог выполнить великого и славного жребия, к которому был избран. Всемилостивейшего дозволения вашего о том ожидать буду здесь при гошпитале, дабы не играть роль писарскую, а не командирскую при войске. Отлучение меня от армии ни малейшего разглашения не произведет, что ослепший отъехал от армии. Таковых, как я – в России тысячи».
«Le Marieechal se fache contre l"Empereur et nous punit tous; n"est ce pas que с"est logique!
«Voila le premier acte. Aux suivants l"interet et le ridicule montent comme de raison. Apres le depart du Marieechal il se trouve que nous sommes en vue de l"ennemi, et qu"il faut livrer bataille. Boukshevden est general en chef par droit d"anciennete, mais le general Benigsen n"est pas de cet avis; d"autant plus qu"il est lui, avec son corps en vue de l"ennemi, et qu"il veut profiter de l"occasion d"une bataille „aus eigener Hand“ comme disent les Allemands. Il la donne. C"est la bataille de Poultousk qui est sensee etre une grande victoire, mais qui a mon avis ne l"est pas du tout. Nous autres pekins avons, comme vous savez, une tres vilaine habitude de decider du gain ou de la perte d"une bataille. Celui qui s"est retire apres la bataille, l"a perdu, voila ce que nous disons, et a ce titre nous avons perdu la bataille de Poultousk. Bref, nous nous retirons apres la bataille, mais nous envoyons un courrier a Petersbourg, qui porte les nouvelles d"une victoire, et le general ne cede pas le commandement en chef a Boukshevden, esperant recevoir de Petersbourg en reconnaissance de sa victoire le titre de general en chef. Pendant cet interregne, nous commencons un plan de man?uvres excessivement interessant et original. Notre but ne consiste pas, comme il devrait l"etre, a eviter ou a attaquer l"ennemi; mais uniquement a eviter le general Boukshevden, qui par droit d"ancnnete serait notre chef. Nous poursuivons ce but avec tant d"energie, que meme en passant une riviere qui n"est рas gueable, nous brulons les ponts pour nous separer de notre ennemi, qui pour le moment, n"est pas Bonaparte, mais Boukshevden. Le general Boukshevden a manque etre attaque et pris par des forces ennemies superieures a cause d"une de nos belles man?uvres qui nous sauvait de lui. Boukshevden nous poursuit – nous filons. A peine passe t il de notre cote de la riviere, que nous repassons de l"autre. A la fin notre ennemi Boukshevden nous attrappe et s"attaque a nous. Les deux generaux se fachent. Il y a meme une provocation en duel de la part de Boukshevden et une attaque d"epilepsie de la part de Benigsen. Mais au moment critique le courrier, qui porte la nouvelle de notre victoire de Poultousk, nous apporte de Petersbourg notre nomination de general en chef, et le premier ennemi Boukshevden est enfonce: nous pouvons penser au second, a Bonaparte. Mais ne voila t il pas qu"a ce moment se leve devant nous un troisieme ennemi, c"est le православное qui demande a grands cris du pain, de la viande, des souchary, du foin, – que sais je! Les magasins sont vides, les сhemins impraticables. Le православное se met a la Marieaude, et d"une maniere dont la derieniere campagne ne peut vous donner la moindre idee. La moitie des regiments forme des troupes libres, qui parcourent la contree en mettant tout a feu et a sang. Les habitants sont ruines de fond en comble, les hopitaux regorgent de malades, et la disette est partout. Deux fois le quartier general a ete attaque par des troupes de Marieaudeurs et le general en chef a ete oblige lui meme de demander un bataillon pour les chasser. Dans une de ces attaques on m"a еmporte ma malle vide et ma robe de chambre. L"Empereur veut donner le droit a tous les chefs de divisions de fusiller les Marieaudeurs, mais je crains fort que cela n"oblige une moitie de l"armee de fusiller l"autre.
[Со времени наших блестящих успехов в Аустерлице, вы знаете, мой милый князь, что я не покидаю более главных квартир. Решительно я вошел во вкус войны, и тем очень доволен; то, что я видел эти три месяца – невероятно.
«Я начинаю аb ovo. Враг рода человеческого, вам известный, аттакует пруссаков. Пруссаки – наши верные союзники, которые нас обманули только три раза в три года. Мы заступаемся за них. Но оказывается, что враг рода человеческого не обращает никакого внимания на наши прелестные речи, и с своей неучтивой и дикой манерой бросается на пруссаков, не давая им времени кончить их начатый парад, вдребезги разбивает их и поселяется в потсдамском дворце.
«Я очень желаю, пишет прусской король Бонапарту, чтобы ваше величество были приняты в моем дворце самым приятнейшим для вас образом, и я с особенной заботливостью сделал для того все нужные распоряжения на сколько позволили обстоятельства. Весьма желаю, чтоб я достигнул цели». Прусские генералы щеголяют учтивостью перед французами и сдаются по первому требованию. Начальник гарнизона Глогау, с десятью тысячами, спрашивает у прусского короля, что ему делать, если ему придется сдаваться. Всё это положительно верно. Словом, мы думали внушить им страх только положением наших военных сил, но кончается тем, что мы вовлечены в войну, на нашей же границе и, главное, за прусского короля и заодно с ним. Всего у нас в избытке, недостает только маленькой штучки, а именно – главнокомандующего. Так как оказалось, что успехи Аустерлица могли бы быть положительнее, если б главнокомандующий был бы не так молод, то делается обзор осьмидесятилетних генералов, и между Прозоровским и Каменским выбирают последнего. Генерал приезжает к нам в кибитке по Суворовски, и его принимают с радостными и торжественными восклицаниями.
4 го приезжает первый курьер из Петербурга. Приносят чемоданы в кабинет фельдмаршала, который любит всё делать сам. Меня зовут, чтобы помочь разобрать письма и взять те, которые назначены нам. Фельдмаршал, предоставляя нам это занятие, ждет конвертов, адресованных ему. Мы ищем – но их не оказывается. Фельдмаршал начинает волноваться, сам принимается за работу и находит письма от государя к графу Т., князю В. и другим. Он приходит в сильнейший гнев, выходит из себя, берет письма, распечатывает их и читает письма Императора, адресованные другим… Затем пишет знаменитый суточный приказ генералу Бенигсену.
Фельдмаршал сердится на государя, и наказывает всех нас: неправда ли это логично!
Вот первое действие. При следующих интерес и забавность возрастают, само собой разумеется. После отъезда фельдмаршала оказывается, что мы в виду неприятеля, и необходимо дать сражение. Буксгевден, главнокомандующий по старшинству, но генерал Бенигсен совсем не того же мнения, тем более, что он с своим корпусом находится в виду неприятеля, и хочет воспользоваться случаем дать сражение самостоятельно. Он его и дает.
Это пултуская битва, которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего. Во время этого междуцарствия, мы начинаем очень оригинальный и интересный ряд маневров. План наш не состоит более, как бы он должен был состоять, в том, чтобы избегать или атаковать неприятеля, но только в том, чтобы избегать генерала Буксгевдена, который по праву старшинства должен бы был быть нашим начальником. Мы преследуем эту цель с такой энергией, что даже переходя реку, на которой нет бродов, мы сжигаем мост, с целью отдалить от себя нашего врага, который в настоящее время не Бонапарт, но Буксгевден. Генерал Буксгевден чуть чуть не был атакован и взят превосходными неприятельскими силами, вследствие одного из таких маневров, спасавших нас от него. Буксгевден нас преследует – мы бежим. Только что он перейдет на нашу сторону реки, мы переходим на другую. Наконец враг наш Буксгевден ловит нас и атакует. Оба генерала сердятся и дело доходит до вызова на дуэль со стороны Буксгевдена и припадка падучей болезни со стороны Бенигсена. Но в самую критическую минуту курьер, который возил в Петербург известие о пултуской победе, возвращается и привозит нам назначение главнокомандующего, и первый враг – Буксгевден побежден. Мы теперь можем думать о втором враге – Бонапарте. Но оказывается, что в эту самую минуту возникает перед нами третий враг – православное, которое громкими возгласами требует хлеба, говядины, сухарей, сена, овса, – и мало ли чего еще! Магазины пусты, дороги непроходимы. Православное начинает грабить, и грабёж доходит до такой степени, о которой последняя кампания не могла вам дать ни малейшего понятия. Половина полков образуют вольные команды, которые обходят страну и все предают мечу и пламени. Жители разорены совершенно, больницы завалены больными, и везде голод. Два раза мародеры нападали даже на главную квартиру, и главнокомандующий принужден был взять баталион солдат, чтобы прогнать их. В одно из этих нападений у меня унесли мой пустой чемодан и халат. Государь хочет дать право всем начальникам дивизии расстреливать мародеров, но я очень боюсь, чтобы это не заставило одну половину войска расстрелять другую.]
Князь Андрей сначала читал одними глазами, но потом невольно то, что он читал (несмотря на то, что он знал, на сколько должно было верить Билибину) больше и больше начинало занимать его. Дочитав до этого места, он смял письмо и бросил его. Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его. Он закрыл глаза, потер себе лоб рукою, как будто изгоняя всякое участие к тому, что он читал, и прислушался к тому, что делалось в детской. Вдруг ему показался за дверью какой то странный звук. На него нашел страх; он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее.
В ту минуту, как он входил, он увидал, что нянька с испуганным видом спрятала что то от него, и что княжны Марьи уже не было у кроватки.
– Мой друг, – послышался ему сзади отчаянный, как ему показалось, шопот княжны Марьи. Как это часто бывает после долгой бессонницы и долгого волнения, на него нашел беспричинный страх: ему пришло в голову, что ребенок умер. Всё, что oн видел и слышал, казалось ему подтверждением его страха.
«Всё кончено», подумал он, и холодный пот выступил у него на лбу! Он растерянно подошел к кроватке, уверенный, что он найдет ее пустою, что нянька прятала мертвого ребенка. Он раскрыл занавески, и долго его испуганные, разбегавшиеся глаза не могли отыскать ребенка. Наконец он увидал его: румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперек кроватки, спустив голову ниже подушки и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал.
Князь Андрей обрадовался, увидав мальчика так, как будто бы он уже потерял его. Он нагнулся и, как учила его сестра, губами попробовал, есть ли жар у ребенка. Нежный лоб был влажен, он дотронулся рукой до головы – даже волосы были мокры: так сильно вспотел ребенок. Не только он не умер, но теперь очевидно было, что кризис совершился и что он выздоровел. Князю Андрею хотелось схватить, смять, прижать к своей груди это маленькое, беспомощное существо; он не смел этого сделать. Он стоял над ним, оглядывая его голову, ручки, ножки, определявшиеся под одеялом. Шорох послышался подле него, и какая то тень показалась ему под пологом кроватки. Он не оглядывался и всё слушал, глядя в лицо ребенка, его ровное дыханье. Темная тень была княжна Марья, которая неслышными шагами подошла к кроватке, подняла полог и опустила его за собою. Князь Андрей, не оглядываясь, узнал ее и протянул к ней руку. Она сжала его руку.
– Он вспотел, – сказал князь Андрей.
– Я шла к тебе, чтобы сказать это.
Ребенок во сне чуть пошевелился, улыбнулся и потерся лбом о подушку.
Князь Андрей посмотрел на сестру. Лучистые глаза княжны Марьи, в матовом полусвете полога, блестели более обыкновенного от счастливых слёз, которые стояли в них. Княжна Марья потянулась к брату и поцеловала его, слегка зацепив за полог кроватки. Они погрозили друг другу, еще постояли в матовом свете полога, как бы не желая расстаться с этим миром, в котором они втроем были отделены от всего света. Князь Андрей первый, путая волосы о кисею полога, отошел от кроватки. – Да. это одно что осталось мне теперь, – сказал он со вздохом.

Вскоре после своего приема в братство масонов, Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян.
Приехав в Киев, Пьер вызвал в главную контору всех управляющих, и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работой, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь, что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы. Некоторые управляющие (тут были и полуграмотные экономы) слушали испуганно, предполагая смысл речи в том, что молодой граф недоволен их управлением и утайкой денег; другие, после первого страха, находили забавным шепелявенье Пьера и новые, неслыханные ими слова; третьи находили просто удовольствие послушать, как говорит барин; четвертые, самые умные, в том числе и главноуправляющий, поняли из этой речи то, каким образом надо обходиться с барином для достижения своих целей.
Главноуправляющий выразил большое сочувствие намерениям Пьера; но заметил, что кроме этих преобразований необходимо было вообще заняться делами, которые были в дурном состоянии.

По легенде, первые христиане использовали катакомбы в качестве убежища во время гонений, однако это именно легенда: на самом деле катакомбы предназначались для погребения, а затем превратились в святилища мучеников, куда стекались паломники со всей территории Римской империи.

Вконтакте

Сегодня эти подземелья с длинными коридорами очень популярны у туристов, потому что здесь сохранилось множество скульптур, фресок и надписей, рассказывающих об обычаях и традициях первоначальной церкви.

Возможно, немногие знают, что всего в Риме насчитывается более шестидесяти катакомб; самые известные находятся в районе Старой Аппиевой дороги и ворот Порта-Ардеатина (катакомбы святого Себастьяна, святого Каллиста, святой Домитиллы).

Если вы ищете необычный маршрут по Вечному городу, этот материал для вас.

Катакомбы святого Каллиста


Эти катакомбы - самый древний и лучше всего сохранившийся некрополь на Аппиевой дороге, обустроенный в конце II в. н.э. на территории большого участка, предоставленного церковным властям в самостоятельное пользование и отведённого под захоронения. После избрания на папский престол епископ Зефирин (199-217 гг.) призвал к себе дьякона Каллиста и назначил его смотрителем кладбища. Став в свою очередь стал понтификом, он расширил погребальный комплекс, ставший местом упокоения шестнадцати римских пап III в. (эта часть называется «Папской криптой»). В катакомбы ведёт крутая лестница; пройдя через «Папскую крипту», через небольшой проход вы попадаете в кубикулу, где была обнаружена могила святой Цецилии. На стенах сохранились росписи V-VI вв., включая самое древнее изображение молящейся святой.



Покинув этот покой, можно спуститься в оссуарий, состоящий из нескольких уровней и достигающий 4 метров в высоту, а затем пройти по туннелю, в котором открываются входы в «Кубикулы Таинств», названные так по сценам крещения и евхаристии, изображённым на стенах. Далее можно осмотреть монументальный «саркофаг папы Мильтиада», другие отделы - святых Гая и Евсевия, а также папы Либерия (352-366 гг.), где сохранились три надписи той эпохи и арочные ниши с захоронениями (аркосолии), украшенные росписями со сценами их Ветхого и Нового Завета. И только после этого вы окажетесь у первоначального ядра всего сооружения - «Крипты Луцины». Здесь стоит саркофаг папы Корнелия, украшенный росписями в византийской манере, а на стенах примечательны две фрески: «Добрый пастырь и молящиеся», а также роспись с изображением двух корзин, полных хлеба, и стеклянного бокала, наполненного вином, посередине (символы таинства евхаристии).

Катакомбы Присциллы




Из всей обширной территории некрополя, которая простиралась вокруг Соляной дороги (via Salaria), катакомбы Присциллы сохранились лучше всего. Первоначальным ядром этих древних катакомб были захоронения конца II в. н.э., которые датируются по многочисленным надписям с упоминанием имён Петра и Павла. Названы они по имени римской христианки Присциллы, хозяйки этого земельного участка, чей сын, по преданию, дал кров святому Петру. Самая древняя часть называется «греческой капеллой» из-за двух надписей греческим алфавитом, выполненных красной краской в нишах помещения, которое изначально использовалось как укрытие от летнего зноя; вероятно, здесь даже были фонтаны и декор. Росписи на стенах изображают сцены из Ветхого и Нового Завета. В III в. был выкопан второй уровень, включающий длинный главный туннель и более двадцати малых туннелей по сторонам. Вокруг старого ядра появился ещё один отдел, где находится фреска с самым древним из дошедших до нас изображений Мадонны с младенцем. В IV в. над катакомбами построили базилику святого Сильвестра; её нынешнее здание - преимущественно результат реконструкции.

Катакомбы святого Себастьяна

Эти катакомбы имеют четыре уровня; они находятся в глубокой ложбине, где добывали пуццолан - строительный материал, представляющий собой смесь вулканического пепла, пемзы и туфа. Здесь хоронили своих мертвецов ещё язычники, а ближе к концу II в. н.э. некрополь стал христианским и был освящён в честь святых Петра и Павла. По легенде, именно здесь были спрятаны останки святых до того, как были возведены базилики в Ватикане и на дороге в Остию. Лишь в IV в., когда здесь был похоронен святой Себастьян (погиб в 298 г.), катакомбы получили своё нынешнее название.


Согласно преданию, юный римский легионер Себастьян предпочёл пытку стрелами отречению от христианской веры; он чудом остался жив, и едва окреп, вновь бросил вызов императору Диоклетиану. Тот заключил его под стражу и приказал отвести Себастьяна на Палатинский ипподром, где его забили палками; тело мученика сбросили в Большую Клоаку. Вскоре его подобрала христианка Лукина, которой святой явился во сне; именно она перевезла останки в катакомбы.

Катакомбы святой Домициллы




Это одни из крупнейших римских катакомб, первоначальным ядром которых был ряд захоронений на участках, принадлежавших Флавии Домицилле - племяннице консула Тита Флавия Климента (умер в 95 г. н.э.) и родственнице императора Веспасиана - и подаренной ей своим освобождённым рабам.

Катакомбы Понтиана

© Wikimedia Commons

Предполагается, что катакомбы Понциана названы именем владельца земельного участка. Захоронения здесь достигли максимальной площади в IV в. Здесь покоятся святые Абдон и Сеннен - освобождённые рабы из Персии, принявшие христианство и убитые в римском амфитеатре, а также другие святые мучники. Здесь есть росписи VI-VII вв. и помещение, служащее баптистерием.

Еврейские катакомбы Винья-Ранданини


Эти катакомбы находятся в частной собственности и охраняются Римским археологическим управлением. Они были обнаружены в 1859 г. и являются одним из лучших образцов подобных сооружений в городе. Еврейская община в Риме образовалась уже во II в. до н.э., а особенно многочисленной стала в эпоху империи. Вход в катакомбы представляет собой просторный прямоугольный зал (первоначально лишённый крыши, а затем разделённый на две части и перекрытый сводом - вероятно, его использовали как синагогу). Внизу можно увидеть могилы, выкопанные в полу, погребальные ниши, замурованные кирпичами, арочные ниши с саркофагами и традиционные многоуровневые захоронения «кохим» финикийского происхождения. В некоторых кубикулах есть росписи с цветочными орнаментами и изображениями животных, а также элементами традиционной иудейской иконографии (такими, как Ковчег Завета и семисвечный светильник менора); а вот надписей на иврите здесь нет. Максимальной протяжённости катакомбы достигли в III-IV вв. н.э.

Катакомбы святых Петра и Марцеллина

© laboratorio104.it

Этот комплекс источники называют «между двух лавров» (“inter duas lauros”) - именно так когда-то именовалась эта местность. В него входят катакомбы Петра и Марцеллина, одноимённая базилика и мавзолей святой Елены (он же мавзолей Тор-Пиньяттара). Вход в катакомбы находится во дворе базилики. Первоначально склеп, где похоронены святые, представлял собой две простых ниши; в IV в. папа римский Дамасий (366-384 гг.) - предание гласит, будто о мученической смерти Петра и Марцеллина ему поведал лично их палач, - повелел украсить их монументальным мраморным декором. Была построена входная лестница и оборудован обязательный маршрут осмотра для паломников, проходивший и по наземной, и по подземной части. Тела святых оставались в крипте вплоть до восхода на папский престол Григория IV в 826 г., когда их перевезли сначала во Францию, а затем в Германию.

Многочисленные надписи, нацарапанные на стенах небольшой апсиды и туннелей, ведущих к могилам святых, с живостью свидетельствуют о популярности этого места у верующих: здесь можно увидеть мольбы, записанные не только латиницей, но и рунами (среди паломников было немало кельтов и германцев). Стены катакомб покрыты росписями на библейские сюжеты (обратите внимание на сцену Богоявления с двумя фигурами волхвов), а по площади они третьи в Риме.

Папа Гонорий I (625-638 гг.) распорядился возвести небольшую подземную базилику с апсидой, способную вместить всё более многочисленных пилигримов, и увеличить вдвое входную лестницу в базилику, после чего освятил алтарь, установленный прямо над двумя захоронениями. В V-VII вв. здесь появляется новое святилище в честь четырёх увенчанных мучеников (Клавдия, Кастория, Симпрониана и Никострата), связанное с первоначальным ядром комплекса коридорами с односторонним движением и световыми люками; чтобы облегчить движение паломников, были загорожены входы во второстепенные туннели и кубикулы, строились новые лестницы. В последний раз комплекс расширяется при папе Адриане I (772-795 гг.).

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы являются частью монументального комплекса, который также включает в себя базилику Сант’Аньезе-фуори-ле-мура и мавзолей святой Констанции (Константины), возведённый в IV в., место упокоения дочерей императора Констатина Великого - Константины и Елены. Туннели обширных катакомб протянулись под зданием базилики и охватили соседние участки; многочисленные надписи, обнаруженные там археологами, свидетельствуют со всей определённостью, что подземные ходы и помещения были прорыты ещё до того, как здесь похоронили святую Агнессу. Учёные наткнулись на эти катакомбы случайно в 1865 г. Росписей здесь нет, а пространство подразделяется на три уровня и четыре отдела. Самый древний отдел находится слева от базилики; кубикула здесь завалена массивным камнем, как в иудейских захоронениях. Четвёртый отдел расположен прямо под портиком первоначального здания церкви.

Катакомбы по праву являются одними из самых интересных мест захоронений в Италии. Безусловно, самыми лучшими из них считаются катакомбы Рима. Именно здесь на протяжении многих столетий для погребения тысячи тел использовались лабиринты подземных туннелей. Самым известным местом этих подземных захоронений считается Старая Аппиевая дорога. Именно эту местность, находящуюся за чертой города Рима, использовали как место для погребения язычников и первых христиан.

История возникновения

На Аппиевой дороге находятся катакомбы Св. Каллиста, которые были построены в середине II века и сегодня являются одними из крупнейших и наиболее важных в Риме. Названы они в честь диакона Каллисто, который в 199 году был назначен смотрителем и хранителем первого официального кладбища церкви Рима.За двадцать лет, которые Каллисто заведовал кладбищем, он значительно расширил и улучшил основные направления подземелья.
В третьем веке Каллисто выбрали новым папой. После смерти кладбище назвали в его честь, а самого Каллисто возвели в ранг святых. Примечательно то, что сам он не входит в число пап, похороненных здесь.

Архитектура

Со II и по IV века, когда христианство не принимали как религию и против основных приверженцев были страшные гонения, катакомбы использовали лишь для захоронений и именно этот период характеризуется простыми незамысловатыми табличками и надписями. А большинство захоронений того периода представляют собой довольно простые гробницы, украшенные простым резным изображением. Начиная с IV века в последующие годы папа Дамасий смог получить от императора Феодосия признания христианства в качестве государственной религии, и решил восстановить эти катакомбы.Когда гонения закончились, надписи стали гораздо более распространенными, появилось много фресок и мозаики. Теперь на гробнице было написано не только имя человека, но и нарисована картина, изображающая его профессию. Так в катакомбах Св. Каллиста можно увидеть изображения пекарей, столяров, портных, учителей, юристов, лекарей, государственных служащих, военных и другие рисунки, четко отображающие ту или иную профессию. Долгое время катакомбы были не только местом захоронения, но и паломничества.Склеп был заброшен лишь после того, как содержащиеся в нем реликвии и мощи святых были перенесены в различные церкви Рима. Заключительная волна переводов из склепа произошла во времена правления папы Сергия II в IX веке.
Интерес к катакомбам возродился только в XV веке. Илишь в XIX веке их вновь стали оценивать как святые места и считать основной сокровищницей христианства. Благодаря основателю современной христианской археологии Джованни Батиста де Росси в 1854году катакомбы Св. Каллиста были открыты и тщательно исследованы.
Сегодня в катакомбах насчитывается около полумиллиона различных захоронений. В целом, площадь катакомб составляет около 15 га земли, протяженностью 20 км. Максимальная глубина катакомб достигает 20 метров.
При входе в катакомбы можно увидеть крипту, которую называют «Маленьким Ватиканом», именно здесь похоронены 9 пап и 8 церковных сановников.
Дальше следует склеп Св. Цецилии, которую считают покровительницей духовной музыки. Останки этой святой были перенесены в церковь ещё в 821 году. Но сегодня здесь можно увидеть прекрасную скульптуру, работу Стефано Модерно, который таким образом решил увековечить нетленное тело умершей девушки.

Туристу на заметку

Катакомбы закрыты по средам и в феврале. В остальные дни работают с 9-00 до 12-00;с 14-00 до 17-00.

Знаменитые римские катакомбы — это древние подземные кладбища, отголосок еврейского и христианского наследия. Большинство из них вырезаны в туфе и расположены за пределами периметра древних стен Рима (стен Аурелиана), так как в центре города было запрещено хоронить мертвых.


Уникальное историческое путешествие по древним маршрутам

Посещение катакомб Рима — это захватывающее историческое путешествие: туннели и тайные ходы расскажут все об обычаях и ритуальных традициях древних римлян. В Риме и его окрестностях насчитывается более 60 катакомб и тысячи могил, преимущественно расположенных вдоль древних маршрутов, например, на, Остийской и на виа Номентана дорогах. Но только пять римских катакомб открыты для посещения туристов.

Итак, вот краткое руководство, чтобы открыть для себя эти места с их мистической атмосферой:

1. Катакомбы святого Каллиста.

Расположены на правой стороне Аппиевой дороги рядом с небольшой церковью . Они одни из крупнейших и значимых в Риме. Созданные во II веке н. э, катакомбы святого Каллиста являются частью погребального комплекса площадью 15 га, с лабиринтами длинных туннелей протяженностью в 20 км. В глубину достигают 20 метров.

В начале III века н. э. эти катакомбы стали считаться официальным кладбищем римской Церкви и стали усыпальницей для десятков мучеников, 16 римских пап и сотен христиан. Катакомбы состоят из многих секций, в одной из которых расположена Крипта Пап , еще называемая «маленький Ватикан» , потому что здесь захоронено девять пап. Еще одна секция — это Крипта святой Цецилии , которая приняла мученическую смерть в III веке н. э. Над ее захоронением находится жуткая скульптура, изображающая безголовое тело святой мученицы после пыток. Пешеходная экскурсия по катакомбам подарит незабываемые впечатления от исследования гробниц, галерей и таинственных ниш.





2. Катакомбы святого Себастьяна.

Катакомбы расположены в южной части Рима на Аппиевой дороге. Во II веке н. э. они использовались для языческих захоронений, а позже были адаптированы под христианское кладбище. Катакомбы были названы в честь святого мученика Себастьяна , который был похоронен здесь после смерти (298 год н. э.). Этот святой пережил пытки и был забит до смерти, но не отрекся от христианской веры. Тело было перевезено и захоронено в катакомбах.

Экскурсия по катакомбам святого Себастьяна состоит из посещения четырех уровней захоронений. На самом глубоком подземном уровне сохранились фрески IV века, изображающие библейские эпизоды. Три мавзолея, расположенные на маленькой девятиметровой площади, также богаты настенными росписями, датируемыми II веком н. э. В узких галереях катакомб расположено множество могил. Каждая гробница снабжена собственной Капеллой реликвий, в которой есть всякие мелкие вещички (бюсты Спасителя, лампы, монеты, кубки, ожерелья, игрушки и др.).





3. Катакомбы святой Домитиллы.

Эти катакомбы одни из крупнейших в Риме. Комплекс состоит из 17 км. туннелей и коридоров, структурированных на четырех разных уровнях (каждый до 5 м. в высоту). Здесь в общей сложности 150 000 захоронений, устроенных в нишах, некоторые из которых украшены фресками и барельефами. Катакомбы святой Домитиллы — это сеть коридорных лабиринтов, вырубленных в туфе. Они находятся в 400 метрах от катакомб святого Каллисто по направлению к Аппиевой дороге. (№ 1 в нашем списке). Одни из самых сохранившихся, они наглядно демонстрируют историю захоронений древних римлян. Датируемые III веком, катакомбы были названы в честь святой Флавии Домитиллы, жены римского консула, которая подарила свои земли христианской общине. Со временем это кладбище стало самым большим в Риме.

Экскурсии по катакомбам святой Домитиллы проводятся в сопровождении профессионального гида и в составе малых групп из соображений безопасности. Будете в Риме, обязательно исследуйте и его подземный мир!





4. Катакомбы Присциллы.

Это одно из древнейших подземных кладбищ Рима, чьи первые захоронения датируются II веком нашей эры. Расположенные напротив виллы Ада (одного из крупнейших парков Рима площадью в 182 га), катакомбы являются усыпальницей для семи пап (погибли во времена гонений христиан), сотен христианских мучеников и папы Сильвестра I, в честь которого над катакомбами была построена базилика. Оригинальный центр кладбищенского комплекса - так называемый «крипта-крыльцо» и обширные 13 километровые коридоры. По крутой лестнице вы попадаете в лабиринт тоннелей с арочными потолками и торчащими сверху корнями деревьев. В греческой капелле сохранилось древнейшее изображение (приблизительно II век нашей эры) Девы Марии с младенцем на руках. В нижней части катакомб расположены изображения самых важных моментов жизни неизвестной женщины, чья личность до сих пор не установлена. Катакомбы Присциллы хранят еще много неразгаданных тайн, в которые можно окунуться с экскурсией.






Свя-тая му-че-ни-ца До-ро-фея жи-ла в Ке-са-рии Кап-па-до-кий-ской и по-стра-да-ла при им-пе-ра-то-ре Дио-кли-ти-ане в 288 или 300 го-ду вме-сте с му-че-ни-ца-ми Хри-сти-ной, Кал-ли-стой и му-че-ни-ком Фе-о-фи-лом.

Свя-тая До-ро-фея бы-ла бла-го-че-сти-вой де-ви-цей-хри-сти-ан-кой, от-ли-ча-лась боль-шой кро-то-стью, сми-ре-ни-ем, це-ло-муд-ри-ем и дан-ной от Бо-га пре-муд-ро-стью, удив-ляв-шей мно-гих. Схва-чен-ная по при-ка-за-нию пра-ви-те-ля Са-при-кия, она твер-до ис-по-ве-да-ла ве-ру во Хри-ста и бы-ла под-верг-ну-та ис-тя-за-ни-ям. Не сло-мив во-ли свя-той, пра-ви-тель от-дал ее двум жен-щи-нам-сест-рам, Хри-стине и Кал-ли-сте, ко-то-рые рань-ше бы-ли хри-сти-ан-ка-ми, но, убо-яв-шись му-че-ний, от-рек-лись от Хри-ста и ста-ли ве-сти нече-сти-вую жизнь. Он при-ка-зал им уго-во-рить свя-тую До-ро-фею при-не-сти жерт-ву язы-че-ским бо-гам. Од-на-ко про-изо-шло об-рат-ное: жен-щи-ны, убеж-ден-ные свя-той До-ро-фе-ей, что ми-ло-сер-ди-ем Бо-жи-им да-ру-ет-ся спа-се-ние всем ка-ю-щим-ся, рас-ка-я-лись и сно-ва об-ра-ти-лись ко Хри-сту. За это их свя-за-ли спи-на-ми и со-жгли в смо-ля-ной боч-ке. Свя-тые сест-ры Хри-сти-на и Кал-ли-ста стра-даль-че-ски скон-ча-лись, при-не-ся по-ка-ян-ную мо-лит-ву Гос-по-ду и ис-ку-пив грех от-ступ-ни-че-ства.

Свя-тая До-ро-фея вновь бы-ла под-верг-ну-та му-че-ни-ям, с ве-ли-кой ра-до-стью пре-тер-пе-ла их и так же ра-дост-но при-ня-ла смерт-ный при-го-вор. Ко-гда свя-тую ве-ли на казнь, некий уче-ный че-ло-век (схо-ла-стик), Фе-о-фил, с на-смеш-кой ска-зал ей: "Неве-ста Хри-сто-ва, по-шли мне из са-да Же-ни-ха Тво-е-го ро-зо-вых цве-тов и яб-лок". В от-вет му-че-ни-ца кив-ну-ла ему. Пе-ред смер-тью свя-тая по-про-си-ла дать ей вре-мя по-мо-лить-ся. Ко-гда она окон-чи-ла мо-лит-ву, ей пред-стал Ан-гел в ви-де пре-крас-но-го юно-ши и по-дал на чи-стом по-лотне три яб-ло-ка и три ро-зо-вых цвет-ка. Свя-тая по-про-си-ла пе-ре-дать всё это Фе-о-фи-лу, по-сле че-го бы-ла усе-че-на ме-чом. По-лу-чив бла-го-дат-ные да-ры, недав-ний го-ни-тель хри-сти-ан был по-ра-жен, уве-ро-вал в Спа-си-те-ля и ис-по-ве-дал се-бя хри-сти-а-ни-ном. Под-верг-ну-тый за это же-сто-ким ис-тя-за-ни-ям, свя-той Фе-о-фил при-нял му-че-ни-че-скую кон-чи-ну через усе-че-ние ме-чом.

Мо-щи свя-той До-ро-феи на-хо-дят-ся в Ри-ме, в церк-ви ее име-ни, гла-ва так-же в Ри-ме, в церк-ви Бо-го-ма-те-ри в Трасте-ве-ре.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.