Сталин и министры. Подготовил Михаил Бирин

Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры Хлевнюк Олег Витальевич

Без вождя. Совет министров и его решения

19 марта 1946 года при формировании нового состава правительства СССР СНК был переименован в Совет министров. Новое наименование в трактовке Сталина отражало тот факт, что советская власть, пройдя тягчайшее испытание войной, отныне могла считаться полностью и бесповоротно утвердившейся. «Народный комиссар, или вообще комиссар, - заявил Сталин на пленуме ЦК ВКП(б) 14 марта 1946 года, одобрившем это преобразование, - отражает период неустоявшегося строя, период гражданской войны, период революционной ломки и прочее, и прочее. Этот период прошел. Война показала, что наш общественный строй очень крепко сидит, и нечего выдумывать названия такого, которое соответствует периоду неустоявшемуся, и общественному строю, который еще не устоялся, не вошел в быт, коль скоро наш общественный строй вошел в быт и стал плотью и кровью. Уместно перейти от названия - народный комиссар к названию - министр».

Переименование правительства вместе с тем было самой простой из задач, стоявших перед ним. В 1930-е годы границы, разделявшие полномочия Совнаркома и Политбюро становились все менее четкими. После изгнания в 1930 году «правого» председателя СНК СССР А. И. Рыкова и назначения на его место В. М. Молотова усилилась тенденция подчинения правительства партийным структурам. Политбюро и СНК стали переплетающимися инстанциями единого партии-государства, на вершине которого находился диктатор. В результате последующих реорганизаций, вызванных практическими потребностями, усилилась тенденция разделения компетенций партийного и правительственного аппарата. Различные сферы деятельности и методы работы порождали организационное своеобразие. Политбюро прекратило функционировать в качестве формального института и собиралось в рамках руководящей группы, членство в которой, повестка дня и рабочий ритм определялись только вождем. Совнарком вышел из войны с двумя формальными и действующими на основании формальных правил руководящими органами - Оперативными бюро, одно из которых возглавлял Молотов, а другое - Берия. Фактически бюро были постоянными руководящими комиссиями СНК, компетенции которых разделялись по отраслевому принципу. Они не просто готовили наиболее важные решения, подлежащие утверждению председателя СНК Сталина, но имели право принимать решения по текущим вопросам. Оперативные бюро регулярно заседали.

В связи с утверждением нового состава правительства СССР в марте 1946 года была проведена новая реорганизация. 20 марта вместо двух оперативных бюро было создано Бюро Совета министров под председательством Берии. Однако это решение было промежуточным. Серьезные изменения произошли в результате принятия постановления ЦК и Совета министров от 8 февраля 1947 года «06 организации работы Совета министров СССР». Новая реорганизация в значительной мере знаменовала восстановление предвоенной ситуации, сложившейся после назначения Сталина 4 мая 1941 года председателем СНК СССР. В феврале 1947 года Сталин организационно закрепил то послевоенное «возращение к порядку» в высшей власти, которого он добивался при помощи описанных выше атак против своих соратников и перестановок в руководящей группе Политбюро.

Фундаментом реформы, проведенной в феврале 1947 года, было разделение полномочий между Политбюро и Советом министров, точнее его руководящей структуры - Бюро Совета министров. Так же, как и накануне войны, эти две руководящих инстанции сблизились по своему статусу. Это произошло благодаря изменению персонального состава Бюро Совета министров, включению в него членов руководящей группы Политбюро во главе со Сталиным. Новое положение о Бюро Совмина предусматривало, что его возглавляет председатель Совета министров (Сталин). Членами Бюро становились заместители председателя Совета министров (Молотов, Маленков, Берия, Вознесенский, Сабуров, Микоян, Каганович, Косыгин, Ворошилов, Андреев). Таким образом в Бюро Совмина вошли все члены руководящей группы Политбюро («семерки»), кроме Жданова. На практике это означало, что решения Бюро Совмина не нужно было дополнительно утверждать на Политбюро. Вопрос состоял лишь в том, как будут разделены сферы компетенции Политбюро и Бюро Совмина, как двух самостоятельно действующих инстанций. Такое разделение и было произведено в постановлении от 8 февраля.

В ведение Политбюро, согласно этому решению, перешли «вопросы Министерства иностранных дел, Министерства внешней торговли, Министерства госбезопасности, денежного обращения, валютные вопросы, а также важнейшие вопросы Министерства Вооруженных сил». За Бюро Совмина, как видно из этого перечня, оставались в основном вопросы экономики и социальной сферы. Очевидно также, что партийный аппарат (в том числе в отношении определенных категорий руководителей, утверждаемых Политбюро) сохранял функции подбора и утверждения кадров. Полномочия Совмина в отданных в его ведение экономических вопросах стали теперь настолько широкими, что обычная для 1930-х годов практика передачи многих правительственных решений на утверждение Политбюро практически прекратилась.

О намерении Сталина придать работе правительства больший динамизм свидетельствовало учреждение постановлением от 8 февраля 1947 года новых структур, служащих передаточными механизмом между министерствами и Бюро Совмина. Прежний порядок работы правительства предусматривал, что каждый заместитель председателя Совмина курирует определенную группу министерств и ведомств. Теперь заместители председателя правительства возглавили восемь отраслевых бюро при Совете министров, ответственных за работу нескольких министерств:

Таблица 1

Отраслевые бюро Совета министров, февраль 1947 года

По сути новая система не ломала прежнюю практику кураторства заместителей правительства, но давала в их распоряжение более значительный аппарат и возможность решать вопросы подотчетных отраслей не непосредственно, а при помощи решений отраслевого бюро. Помимо председателя, в отраслевые бюро входили несколько руководителей в ранге министров или замминистров, а также работников аппарата Совмина, в среднем 8-10 человек. Отраслевые бюро собирались регулярно, в среднем каждые 7-10 дней. Работу бюро обеспечивали «секретариат и необходимый аппарат для подготовки и проверки исполнения соответствующих решений», а также государственные советники, персонально назначаемые Советом министров. Полномочия отраслевых бюро были достаточно широкими: проверка исполнения постановлений правительства, решение текущих вопросов работы подведомственных министерств и ведомств, подготовка для рассмотрения на Бюро Совмина более важных вопросов работы соответствующих отраслей.

Период, последовавший за февральским постановлением 1946 года, был отмечен упрочением и развитием созданной правительственной системы. Бюро Совета министров продолжало заседать на постоянной, практически еженедельной основе:

Таблица 2

Состав и заседания Бюро Совета министров СССР. 1946–1949 годы

* Минимум и максимум для каждого данного года.

** В 1946 году учтены заседания Оперативного бюро CHK под председательством Молотова до замены его 20 марта 1946 года Бюро Совета министров под председательством Берии.

*** В 1949 году учтены заседания преемника Бюро Совета министров - Президиума Совета министров, начавшего действовать 10 августа 1949 года. В отличие от Бюро Президиума Совета министров, созданного в апреле 1950 года, Президиум был идентичен Бюро Совета министров, которое он заменил, за исключением того, что в него входили министр финансов и министр госконтроля.

Количество членов Бюро Совмина, составленного из заместителей председателя правительства, как видно из таблицы, постепенно росло за счет новых выдвиженцев Сталина. В Бюро вошли: Н. А. Булганин - март 1947 года, В. А. Малышев - декабрь 1946 года, А. Д. Крутиков - июль 1948, А. И. Ефремов - март 1949, И. Т. Тевосян - июнь 1949 и М. Г. Первухин - январь 1950 года. К началу 1950 года количество заместителей председателя правительства, каждый из которых регулярно присутствовал на заседаниях Бюро Совмина, выросло до четырнадцати против восьми в марте 1946 года. В результате Бюро Совмина представляло собой сочетание руководящей группы Политбюро (кроме Жданова) и выдвиженцев-технократов.

Заседания Бюро Совмина отличались высокой посещаемостью. Если не считать Молотова, часто отвлекавшегося на решение внешнеполитических вопросов, и Андреева, страдавшего от болезней, заместители предсовмина аккуратно присутствовали на еженедельных собраниях. За исключением чиновников, время от времени вызывавшихся при решении отдельных вопросов, люди со стороны приглашались редко. Бюро стало закрытым руководящим органом правительства, сцементированным общим опытом регулярных собраний. В значительной мере Бюро действовало через отраслевые бюро при Совмине. Члены Бюро, заместители председателя Совмина получали задания, относящиеся к отраслевому бюро, находившемуся в их ведении, или к комиссиям, которые они возглавляли. Для выполнения этих поручений устанавливались сроки, и секретариат Бюро Совмина следил за тем, чтобы сроки не нарушались, рассылая напоминания. В отличие от аморфного органа с размытыми границами, каким стало в то время Политбюро, Бюро Совмина выглядело устойчивым и дисциплинированным коллективом.

Коллективный характер деятельности Бюро Совмина подчеркивало поочередное председательствование на его заседаниях нескольких руководителей. Учитывая, что Сталин, формально возглавлявший Бюро, не принимал участие в его работе, обязанность председательствования первоначально лежала на его первом заме Молотове. Однако нерегулярность работы Молотова в Бюро в связи с загруженностью в МИД заставляла искать другое решение. С 29 марта 1948 года председательство в Бюро официально перешло к тройке: Берия, Вознесенский, Маленков. Эта практика была даже «демократизирована» в дальнейшем после преобразования в конце июля 1949 года Бюро в Президиум Совета Министров СССР. С 1 сентября 1949 года председательствовать на заседаниях Президиума было поручено поочередно Берии, Булганину, Маленкову, Кагановичу и Сабурову. Интересно отметить, что если первые четверо входили в состав руководящей группы Политбюро, то Сабуров занимал куда более скромные позиции во властной иерархии. Отсутствие доминирования постоянного председательствующего предполагало коллективное определение повестки и решений, что повышало значимость заседаний Бюро как реально работающего органа власти.

Очевидно, что принципиальное значение для деятельности Бюро Совмина имело то, что в его работе никогда не принимал участия Сталин, несмотря на то, что формально он возглавлял Бюро. Февральское постановление 1947 года предусматривало, что Сталин (или его первый заместитель по правительству, в то время Молотов) должны были непосредственно заслушивать вопросы работы Специального комитета (атомного комитета), Комитета радиолокации, Комитета реактивной техники, Особого комитета и Валютного комитета. Однако это не предполагало, что Сталин на постоянной основе наблюдал за этими органами, так как это делали заместители председателя Совмина в отношении других министерств и ведомств. Постоянных обязанностей в правительстве у Сталина фактически не было. В феврале 1947 года он избавился от наблюдения за Министерством вооружения, что было поручено ему в марте 1946 года при распределении обязанностей между председателем и заместителями председателя Совмина. Спустя три недели после принятия февральского постановления 1947 года Сталин также отказался и от поста министра Вооруженных сил. Стоявшие за этим доводы он объяснил 26 февраля 1947 года на пленуме ЦК: «У меня небольшое заявление насчет себя. Я очень перегружен работой, особенно после войны особо пришлось войти вглубь работы по гражданской части, и я бы просил, чтобы Пленум не возражал против того, чтобы я был освобожден от обязанностей министра Вооруженных сил. Меня мог бы с успехом заменить товарищ Булганин - мой первый заместитель. Очень перегружен я. Товарищи, я прошу не возражать. К тому же и возраст сказывается». Ссылки на возраст и перегруженность не были игрой. Н. В. Новиков, посол СССР в США, участвовавший во встрече Сталина с госсекретарем США Дж. Маршаллом 15 апреля 1947 года, вспоминал, каким он увидел Сталина на этот раз:

«Это был не тот собранный, нимало не угнетенный возрастом руководитель партии и страны, которого я видел в апреле 1941 года, накануне нападения Германии на Югославию. И не тот Сталин, с которым я неоднократно встречался в военные 40-е годы. 15 апреля 1947 года я видел перед собой пожилого, очень пожилого, усталого человека, который, видимо, с большой натугой несет на себе тяжкое бремя величайшей ответственности».

Сталин был вынужден сконцентрироваться на тех задачах, которые он считал действительно важными. Февральское постановление о реорганизации Совмина и отставка Сталина с поста министра были приняты в разгар тщательной подготовки мартовской встречи министров иностранных дел и первого суда чести над Клюевой и Роскиным. В подготовку обоих мероприятий Сталин был глубоко вовлечен. Но какими бы не были причины неучастия Сталина в работе Бюро Совета министров, этот факт имел важные последствия. Руководящая группа Политбюро, наследники Сталина, приучались к коллективной работе без вождя. Зафиксировав зарождение этой тенденции во второй половине 1940-х годов, в следующих главах мы вернемся к рассмотрению ее развития в начале 1950-х годов, накануне смерти Сталина.

Из книги Куда ж нам плыть? Россия после Петра Великого автора Анисимов Евгений Викторович

Кабинет министров как перелицованный Верховный тайный совет Образование в 1731 году Кабинета министров – официального высшего органа власти – во многом изменило расстановку сил: канцлер Г.И.Головкин, Остерман и Черкасский попали в Кабинет, а Ягужинского и Миниха

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Конфуций. Первый учитель Поднебесной автора Каидзука Сигэки

Глава 2 Время правления «Мудрых министров» Для историка политики и для историка философии ключ к вопросу о том, как определять период с 538 года до н. э. (когда Конфуций в возрасте пятнадцати лет впервые устремил свои помыслы к учению) до 523 года до н. э. (когда он в возрасте

Из книги Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата. 1910–1918 автора Бьюкенен Джордж

Глава 31 1917 Совет получает преимущество. – Демократическое совещание выражает доверие коалиционному правительству. – Беседы с Терещенко и Керенским. – Правительство созывает Временный совет республики в качестве общественной палаты. – Представительство России на

Из книги Рихард Зорге - Подвиг и трагедия разведчика автора Ильинский Михаил Михайлович

Утечка информации из кабинета министров 16 июля 1940 года кабинет Ёнаи ушел в отставку. Но, как мы уже знаем, задолго до этого Мацуока начал непосредственные сношения с Берлином, оповестив не только о том, что он - будущий министр иностранных дел в кабинете Коноэ, но и о

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Что произошло на последнем заседании совета министров Д-р Энгельберт Дольфус как раз проводит заседание совета министров. Приближается поездка в Италию к Муссолини, поэтому на заседании присутствуют все члены правительства. Жена Дольфуса с детьми уже заранее поехала в

автора Крофтс Альфред

Кабинет министров Сайондзи Токио оказался во власти толпы. В течение некоторого времени Кацура скрывался. Когда он ушел в отставку, его сменил Сайондзи Киммоти, член гэнро-ин. Два клана - милитаристский и космополитически-интеллектуальный - сменяли друг друга у власти

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Япония: либеральный кабинет министров Сайондзи сыграл основную роль в назначении следующего премьер-министра, своего коллеги Хары Такаси, председателя партии Сэйюкай. Были созданы два прецедента: Хара был первым японцем незнатного происхождения, правившим страной, и

Из книги Сибирь, союзники и Колчак т.1 автора Гинс Георгий Константинович

Глава V Совет министров Сибирского правительства Великое смятение происходило в общественных кругах Омска накануне перехода власти от Комиссариата к пяти министрам Сибирского Правительства. Будет ли это лучше? Левые не хотели Сибирского Правительства, считая его

автора

№ 1 ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИЯХ СОВЕТОМ МИНИСТРОВ СССР ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ МИНИСТРОВ НЕКОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВ 22 марта 1946 г. В СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР Совет Министров СССР назначил: 1) По Министерству иностранных дел - заместителями Министра: Вышинского А.Я. (по общим

Из книги Георгий Жуков. Стенограмма октябрьского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и другие документы автора История Автор неизвестен --

№ 49 ПИСЬМО И.П. МАРКОВА В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР, ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС, ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР [Не позднее 17 мая 1957 г. ]СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССРПРЕЗИДИУМУ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССРПРЕЗИДИУМУ ЦК КПССПРЕЗИДИУМУ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССРВношу предложение о присвоении

Из книги Властители судеб Европы: императоры, короли, министры XVI-XVIII вв. автора Ивонин Юрий Е.

Из книги Великий Столыпин. «Не великие потрясения, а Великая Россия» автора Степанов Сергей Александрович

Председатель Совета министров Одновременно с роспуском Думы был отправлен в отставку И.Л. Горемыкин. Председателем Совета министров с сохранением поста министра внутренних дел был назначен П.А. Столыпин. Петербургский чиновный мир был взбудоражен. Все задавались

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

4. Ликвидация остатков бухаринско-троцкистских шпионов, вредителей, изменников родины. Подготовка к выборам в Верховный Совет СССР. Курс партии на развернутую внутрипартийную демократию. Выборы в Верховный Совет СССР. 1937-ой год вскрыл новые данные об извергах из

Из книги Петр Столыпин автора Табачник Дмитрий Владимирович

Глава VI Председатель Совета министров Попытка создания коалиционного кабинета Закономерно возникает вопрос: почему Столыпин был выбран Николаем II для назначения на пост главы правительства? Кстати, для психологической характеристики премьера характерно то, что он сам

История

С деятельностью Совета Министров СССР связан самый длительный в истории СССР период экономического роста, сменившийся на рубеже 1980-90-х годов спадом и, в конечном счете, экономической, политической и социальной дезинтеграцией Советского Союза .

1946-1955 годы

В результате послевоенного восстановления экономики в годы нахождения И.В. Сталина на посту Председателя Совета Министров СССР , Советскому Союзу удалось достичь, а в некоторых случаях значительно превысить экономические показатели довоенного времени. К примеру, объём выпуска продукции машиностроения вырос к 1950 году более чем в 2 раза по сравнению с 1940 годом.

В 1950-е годы изменился стиль управления Правительства СССР. Так, будучи Председателем Совета Министров СССР, И. В. Сталин принимал решения, касающиеся экономического развития страны, фактически единолично. После смерти Сталина Совет Министров СССР вновь приобрёл характер коллегиального органа.

В это время произошли крупные изменения в составе советского правительства, возглавляемого Г. М. Маленковым . Уже 15 марта 1953 года было произведено значительное сокращение числа министров за счёт укрупнения министерств путём упразднения некоторых из них и объединения других . Однако в течение 1953-1955 годов многие министерства были воссозданы или вновь образованы. Одновременно шло преобразование некоторых министерств из общесоюзных в союзно-республиканские и создание ряда государственных комитетов Совета Министров СССР , руководители которых вошли в состав правительства наравне с министрами .

1956-1965 годы

См. также: Шестая пятилетка и Седьмая пятилетка

Полномочия

В компетенцию Совета Министров СССР входило следующее:

  • разработка текущих и перспективных государственных планов экономического и социального развития СССР и государственного бюджета;
  • принятие мер по исполнению государственных планов и бюджета;
  • принятие мер по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению государственной безопасности;
  • осуществление общего руководства строительством Вооружённых сил СССР, определение ежегодного контингента граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу;
  • осуществление общего руководства в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно-технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами, утверждение и денонсация межправительственных международных договоров.

Состав

Состав Совета Министров СССР и подчинённость его членов

Как и другие высшие органы государственной власти и управления Советского Союза, Совмин СССР был коллегиальным органом и формировался Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей, а в промежутке между сессиями Верховного Совета - Президиумом Верховного Совета СССР (с последующим утверждением Верховным Советом). В состав Совета Министров СССР входили следующие лица :

На персональный состав Совета Министров СССР существенное влияние оказывали текущая политическая и экономическая конъюнктура , а также противоборство в высшем эшелоне власти СССР сторонников и противников экономических реформ .

Подробное рассмотрение темы: Последний состав Совета Министров СССР (1989-1990)

Руководящие органы

Председатели Совета Министров СССР
  • Сталин Иосиф Виссарионович (19 марта 1946 - 5 марта 1953)
  • Маленков Георгий Максимилианович (5 марта 1953 - 8 февраля 1955)
  • Булганин Николай Александрович (8 февраля 1955 - 27 марта 1958)
  • Хрущев Никита Сергеевич (27 марта 1958 - 15 октября 1964)
  • Косыгин Алексей Николаевич (15 октября 1964 - 23 октября 1980)
  • Тихонов Николай Александрович (23 октября 1980 - 27 сентября 1985)
  • Рыжков Николай Иванович (27 сентября 1985 - 26 декабря 1990)

Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления, в рамках Совета Министров СССР действовал постоянный орган - Президиум Совета Министров СССР. Этот орган был создан в марте 1953 года путем преобразования Бюро при Совете Народных Комиссаров СССР , которое функционировало с 1944 года в качестве центрального органа управления обширной сетью подведомственных органов советского правительства. Статус и полномочия Президиума Совета Министров СССР были определены Конституцией СССР 1977 года и Законом «О Совете Министров СССР». В 1952 - 1953 гг. существовало также и Бюро Президиума Совета Министров СССР.

Президиум представлял из себя Совет Министров в урезанном составе и состоял из следующих членов:

  • первые заместители и заместители Председателя Совета Министров СССР
  • другие члены Правительства СССР (по решению Совета Министров СССР)

Управление Делами Совета Министров СССР являлось аппаратом Правительства СССР. Управление осуществляло подготовку вопросов для рассмотрения в Совете Министров СССР и обеспечивало систематическую проверку исполнения решений Правительства. Аппарат Правительства СССР возглавлял Управляющий Делами Совета Министров СССР. Управляющий входил в состав Совета Министров СССР .

Управляющие Делами Совета Министров СССР:

  • Чадаев Яков Ермолаевич (19 марта 1946 - 13 марта 1949)
  • Помазнев Михаил Трофимович (13 марта 1949 - 29 июня 1953)
  • Коробов Анатолий Васильевич (29 июня 1953 - 1 июля 1958)
  • Демичев Петр Нилович (1 июля 1958 - 3 марта 1959)
  • Степанов Георгий Сергеевич (18 марта 1959 - 22 октября 1964)
  • Смиртюков Михаил Сергеевич (18 декабря 1964 - 7 июня 1989)
  • Шкабардня Михаил Сергеевич (17 июля 1989 - 26 декабря 1990)

Центральные органы государственного управления

Центральные органы государственного управления - союзные министерства, государственные комитеты и агентства - являлись ядром системы государственного управления Советского Союза и основой Совета Министров СССР. Будучи коллегиальным органом управления, Совмин СССР собственно и формировался из руководителей этих органов.

Республиканские правительства

Советы Министров союзных и автономных республик Союза ССР - в частности, Совет Министров РСФСР , Совет Министров Украинской ССР, Белорусской ССР и других республик - не являлись подведомственными органами Совета Министров СССР и формально ему не подчинялись, однако в своей деятельности были обязаны руководствоваться решениями Правительства СССР .

Официальные издания

Правительственные награды

Совет Министров СССР осуществлял награждения премиями и грамотами. Лицу, получившему премию правительства, присваивалось звание лауреата и вручался диплом с нагрудным знаком и удостоверением.

Правительственные награды не следует путать с государственными и водомственными наградами. Первые относились к компетенции Президиума Верховного Совета СССР , вторые - центральных органов государственного управления и других ведомств .

  • Государственная премия СССР (совместно с ЦК КПСС)
  • Почетная грамота Совета Министров СССР

См. также

  • Министерство СССР

Ссылки

  • Нелидов, А. А. (рус.) // Советская историческая энциклопедия: под ред. Е. М. Жукова . - М ., 1973-1982.
  • С.В. Мироненко. et al: Государственный архив Российской Федерации. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории РСФСР. Путеводитель. Том 3. 1997. Фонды высших органов государственной власти, государственного управления ссср и подведомственных им учреждений. Высшие органы государственного управления. Совет Народных Комиссаров СССР - Совет Министров СССР и подведомственные учреждения (рус.) . Государственный архив Российской Федерации (1997). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 12 июля 2012.

Примечания

  1. О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик - в Советы Министров союзных и автономных республик: закон от 15 марта 1946 года (рус.) // : сб. - 1946. - № 10.
  2. Мироненко, С.В. [и др.]: Государственный архив Российской Федерации. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории РСФСР. Путеводитель. Том 3. 1997. Фонды высших органов государственной власти, государственного управления СССР и подведомственных им учреждений. Высшие органы государственного управления. Совет народных комиссаров СССР - Совет Министров СССР и подведомственные учреждения (рус.) . Государственный архив Российской Федерации (1997). Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 6 августа 2012.
  3. Министерства (рус.) // 2-е изд. / Б.А. Введенский (гл. ред.). - Большая Советская Энциклопедия , 1954. - Т. 27. - С. 529-531.
  4. О преобразовании министерств СССР: Закон от 15 марта 1953 г. // Ведомости Верховного Совета СССР 1953 г. № 3
  5. Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР: (1938 г. - 1956 г.) / ред. Мандельштам Л. И. - Москва: Главное издательство политической литературы, 1956 г.
  6. Народное хозяйство СССР в 1960 году. - М.: Госстатиздат ЦСУ СССР, 1961
  7. Закон от 5 июля 1978 года О Совете Министров СССР (рус.) // Ведомости Верховного Совета СССР : сб. - 1978. - № 28. - С. 436. (с изм. и доп., внесёнными в 1981, 1985, 1989 и 1990 годах)
  8. Председатель КГБ имел статус министра, а с 1978 года - председателя государственного комитета .
  9. Андриянов, В. И. . Косыгин. - М.: Молодая гвардия , .
  10. Союзно-республиканская иерархия органов власти была закреплена в республиканских законах. Для примера, см.ст. 1 закона РСФСР: О Совете Министров РСФСР: закон РСФСР от 3 августа 1979 года (рус.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР : сб. - 1979. - № 32. - С. 783. (с изм. и доп., внесенными в 1981, 1985, 1986, 1987 годах)
  11. С 1950 по 1956 годы издание не выходило.

Войны и вооруженные конфликты с участием СССР в 1946-1991 годы

_

Сталин в тот вечер собрал совещание с участием членов правительства. Первым с докладом о развитии экономики СССР выступил министр финансов Арсений Зверев... Так начинается сценарий нового фантастического фильма, съемки которого намечены на 1 апреля.

"Ситуация стагнирует, но мы ее мониторим. Таргетируем инфляцию. Вы же знаете, товарищ Сталин, что США нас рестриктируют. Волатильность на рынке растет. Требуется имплементация новых мер. В частности, валоризация пенсий. Все ради народа. Баллы и коэффициенты разработали, теперь разбираемся зачем", - отметил Зверев.

"Чего-чего?" - спросил Сталин. "Не иначе как болен Зверев", - подумал он. "А что скажет глава Госплана (Минэкономразвития)?" - задал вопрос Сталин.

"Санкции тормозят, товарищ Сталин. Рейтинги падают. Но мы в докладе отметили. Инфляция достигнет пика во втором полугодии, потом пойдет на спад. Но не сразу. Надо гармонизировать с ЦБ. Да и Давос прошел. Инвестклимат страдает. Если прогнозы не сбудутся, как и все предыдущие, то выпустим новые, подкорректируем", - пояснил обстановку глава Госплана Максим Сабуров.

"Это кто сейчас выступил? - подумал Сталин. - На Сабурова похож, но говорит чепуху какую-то. Ладно, разберемся".

Следующим шел доклад главы Банка СССР Николая Булганина. "Ключевую ставку повысили, потом понизили. Вроде сработало. Хорошо или плохо - пока не знаем. Но сработало. Ипотека, правда, рухнула, но кто мог предусмотреть? Предприятия кредитов лишились, но кто мог подумать? Это уже не наше дело, а дело экспертов.

Пока держим огромные резервы в US Treasures. Они (США - ред.) наши противники и одновременно коллеги. Глобализация, товарищ Сталин. Работаем над этим. Думаем канадские доллары скупать в резервы. И австралийские. Для народа. Народу доллары нужны, мы для него и закупаем.

US Treasures несут копеечку в виде процентов, а цент, как говорится, доллар бережет (копейка рубль бережет - ред.). Продавать и пускать эти резервы на строительство заводов и детдомов в России нельзя, население может поразить "голландская" болезнь, товарищ Сталин.

А отток капитала ($1,2 трлн за последние 20 лет - ред.) запрещать нельзя. Не поймут инвесторы в США, Малайзии и Того. Отток - это приток, поскольку выводят наши же компании. То есть деньги у них же и остаются. Короче, приток полный", - признал Булганин.

"Что он говорит? - подумал Сталин. - Старею, перестаю понимать. Ну да ладно. Вроде глава Госбанка, он не может глупости говорить".

Затем с докладом выступил нарком путей сообщения Лазарь Каганович. "Работаем, товарищ Сталин. Не сидим. Ездим. На подъеме. В плацкарте ездим. В СВ дорого. Отменили, вот, почти 300 электричек для народа. Нерентабельно, субсидии нужны, регионы страдают. Сейчас вплотную занялись развитием ночного ж/д сообщения во Франции. Надо помочь французам.

Но декларацию о личных доходах я не подам. У меня дети, а кругом враги. Тверской вагонный завод остановили наполовину, Брянский машзавод полностью остановили. Дадим работникам отдохнуть, товарищ Сталин, они и так тяжело работали. Все для народа".

Сталину стало плохо, поднялось давление. "Как с этими наркомами страну поднимать? Надо выгонять всех в "поле", в регионы, пусть на местах работают. Хватит умничать и говорить по-английски на форумах. Столичные посидельщики", - подумал Сталин. Доклады других наркомов он не стал заслушивать, поскольку это вовсе могло привести к инфаркту.

Внезапно Сталин проснулся. "Приснится же... Так и страну потерять (ненормативная лексика заменена - ред.) можно. НАТО и новая война до ворот СССР дойти могут. Приснилось вот, что Украина уже в огне. Старики и дети гибнут... Да, пора собирать совещание наркомов, как развивать и защищать страну. Наркомы у меня толковые, в Англию детей не посылают. И жестче отвечать Западу надо, по-другому он не понимает. Запрета на импорт яблок из ЕС мало", - подумал Сталин.

"Сталинские наркомы" - плеяда талантливых, выдающихся министров и государственных деятелей довоенного, военного и послевоенного времени.

Арсений Зверев - знал наизусть и держал в памяти имена даже начальников цехов крупных предприятий, тысячи показателей работы различных отраслей промышленности. Работавшие с ним сотрудники поражались его памяти, работоспособности и дисциплинированности.

Дмитрий Устинов - поднимал военную промышленность. Посещал предприятия по всему СССР, не отдыхал от командировок, никогда не работал менее 16 часов в сутки. Энергии этого наркома хватало на тысячи руководителей заводов. Заложил основу ВПК СССР, на которой до сих пор стоит ВПК России.

Алексей Шахурин - нарком авиационной промышленности. "Будут самолеты, товарищ Шахурин?" - спрашивал Сталин. "Будут, товарищ Сталин. Страну самолетами обеспечим", - отвечал Шахурин. Работал по 18-20 часов в сутки, лично проверял работу всех авиазаводов в СССР. Заложенная наркомом основа позволила довести парк одного только "Аэрофлота" до 1,5 тыс. самолетов, не говоря уже о военной авиации.

Что сказать о других наркомах? Ванников, Байбаков, Хрулев... Работали на совесть, для страны. Наркомы из легенды, ушедшие в прошлое и оставившие нынешним министрам в наследство огромную промышленность и 1/6 часть суши. Развивайте, управляйте, берегите, завещали легендарные наркомы Сердюкову и другим министрам.

Но как тут работать министрам, в таких-то условиях? То санкции, то доллар, то нефть, то ИГИЛ... Голова кругом идет. Лучше бы сидеть в совете директоров какой-нибудь нефтегазовой компании. Проклятье России - нефть, что не раз звучало на различных инвестфорумах. Поэтому многие высокопоставленные чиновники предпочитают быть проклятыми, поближе к нефти, к трубе. И детей своих проклинают (ту же долю в компаниях завещают - ред.).

Однако сталинские наркомы-то в войну работали, в послевоенные годы. Нисколько не легче время было.. Просто люди другие были, сейчас таких почти не осталось. Остались те, кого перетаргетировали по программе утилизации.

РЫКОВ Алексей Иванович (1881-1938)

Нарком внутренних дел с 25 октября по 4 ноября (7-17 ноября) 1917 г.
Профессиональный революционер. Учился, но не окончил юридический факультет Казанского университета. Назначен наркомом II съездом Советов. 10 ноября 1917 года подписал постановление о создании милиции. Подал в отставку и вышел из ЦК РКП(б), так как считал возможным создание «однородного социалистического» правительства, сформированного из представителей всех партий, входящих во ВЦИК. В 1918-1920 и 1923-1924 годах -председатель Высшего совета народного хозяйства. С 1921 года - заместитель Председателя Совнаркома РСФСР. С 1924 по 1930 год - Председатель Совнаркома СССР. С 1931 по 1936 год - нарком связи СССР. На судебном процессе по делу о «правотроцкистском блоке» 1938 года приговорен к расстрелу. Реабилитирован посмертно.

ПЕТРОВСКИЙ Григорий Иванович (1878-1958)

Нарком внутренних дел РСФСР с ноября 1917 по март 1919 г.
Профессиональный революционер. Депутат IV Государственной думы. С 1919 по 1938 годы - председатель Всеукраинского ЦИК. С 1926 по 1939 годы - кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). С 1940 года - заместитель директора Музея Революции.

ДЗЕРЖИНСКИЙ Феликс Эдмундович (1877-1926)

Нарком внутренних дел РСФСР с марта 1919 по август 1923 г.
Член компартии с 1895 года. Во время Октябрьской революции 1917 года -член Военно-революционного комитета, руководившего вооружейным восстанием. В первые дни после революции был сторонником использования милиции Временного правительства для охраны общественного порядка. С 1917 года - председатель ВЧК при СНК РСФСР, преобразованной в феврале 1922 года в Главное политическое управление при НКВД РСФСР. В ноябре 1923 года было образовано Объединенное государственное политическое управление на правах самостоятельного наркомата (ОГПУ РСФСР), которое возглавил Ф.Э. Дзержинский, оставив пост наркома внутренних дел. Одновременно с руководством ВЧК и НКВД РСФСР с 1921 года - нарком путей сообщения РСФСР (с 1922 г. - НКПС СССР). С 1924 по 1926 год - председатель Высшего совета народного хозяйства. С 1921 года - кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б).

БЕЛОБОРОДОВ Александр Георгиевич (1891-1938)

Нарком внутренних дел РСФСР с августа 1923 по ноябрь 1927 г.
Участник рабочего и революционного движения на Урале. Рабочий. Член компартии с 1907 года. В 1918 году - председатель Уральского областного Совета. Отдал распоряжение о расстреле царской семьи, находившейся на территории Уралоблсовета. В 1919 году - уполномоченный Совета обороны по подавлению восстания казаков на Дону. Заместитель начальника политуправления Реввоенсовета. С 1919 года - заместитель наркома внутренних дел. Назначен наркомом по рекомендации Ф.Э. Дзержинского. Снят с должности наркома как «активный участник троцкистской оппозиции». В 1927 году исключен из РКП(б) и постановлением Особого совещания ОГПУ отправлен в ссылку сроком на три года. В 1929 году возвращен из ссылки, восстановлен в РКП(б), назначен уполномоченным Комитета заготовок при СНК СССР на работу в Ростовскую область. В 1936 году арестован. В 1938 году расстрелян. В 1958 году реабилитирован.

ТОЛМАЧЕВ Владимир Николаевич (1886-1937)

Нарком внутренних дел РСФСР с января 1928 по январь 1931 г.
Член компартии с 1904 года. В 1919 году - член Реввоенсовета Крымской республики. В 1921-1922 годах - секретарь Кубано-Черноморского обкома ВКП(б). С 1924 по 1928 годы - заместитель председателя Северо-Кавказского крайисполкома. При наркоме В.Н. Толмачеве НКВД союзных и автономных республик были упразднены. Руководство милицией осуществлялось ОГПУ СССР. В.Н. Толмачев был исключен изВКП(б) как член «фракционной группировки Смирнова, Толмачева, Эйсмонта», которые обсуждали между собой возможность замены И.В. Сталина на посту Генсека ЦК ВКП(б). Вскоре был репрессирован. В 1937 году расстрелян. В 1962 году реабилитирован.

ЯГОДА Генрих Григорьевич (1891-1938)

Нарком внутренних дел СССР с июля 1934 по сентябрь 1936 г.
Член компартии с 1907 года. В 1917 году - член Высшей военной инспекции РККА. С 1919 года - член коллегии Наркомата внешней торговли. С 1920 года - член Президиума ВЧК, с 1924 года - заместитель председателя ОГПУ СССР. В июле 1934 года было упразднено ОГПУ и образован НКВД СССР. Наркомом был назначен Г.Г.Ягода, исполнявший обязанности председателя ОГПУ вместо скончавшегося в мае 1934 года В.Р. Менжинского. В 1935 году Ягоде было присвоено звание «генеральный комиссар государственной безопасности». В сентябре 1936 года снят с должности наркома внутренних дел. С 1936 по апрель 1937 года - нарком связи СССР. Снят с должности с официальной формулировкой «...вследствие обнаруженных должностных преступлений уголовного характера». В 1938 году на судебном процессе по делу «правотроцкистского блока» приговорен к расстрелу.

ЕЖОВ Николай Иванович (1895-1940)

Нарком внутренних дел СССР с сентября 1936 по декабрь 1938 г.
Член компартии с 1917 года. С 1922 года - секретарь Марийского обкома ВКП(б), секретарь Семипалатинского губернского, Казахского краевого комитетов ВКП(б). В 1929-1930 годах - заместитель наркома земледелия СССР. В 1930-1934 годах - заведующий Распределительным отделом и Отделом кадров ЦК ВКП(б). С 1934 года - заместитель председателя Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б). С начала 1938 года наряду с руководством НКВД является наркомом водного транспорта. Генеральный комиссар государственной безопасности. В феврале 1940 года Военной коллегией Верховного суда приговорен к расстрелу.

БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953)

Нарком внутренних дел СССР с декабря 1938 по декабрь 1945 г., министр внутренних дел СССР с 15 марта по 26 июня 1953 г.
Работал в органах ЧК Закавказья, председатель ГПУ Грузии, секретарь компартии Грузии, секретарь Закавказского крайкома ВКП(б). Генеральный комиссар государственной безопасности, Маршал Советского Союза. Специальным судебным присутствием Верховного суда СССР 23 декабря 1953 года приговорен к расстрелу.

КРУГЛОВ Сергей Никифорович (1907-1977)

Министр внутренних дел СССР с декабря 1945 по март 1953 г. и с июня 1953 по февраль 1956 г.
Генерал-полковник.
Окончил Московский институт востоковедения. В 1936-1937 годах учился в Институте Красной профессуры. Был ответственным организатором ЦК ВКП(б), особоуполномоченным НКВД СССР. С 1940 года - заместитель наркома внутренних дел СССР. В 1941 году - начальник управления оборонным строительством, командующий 4-й саперной армией. В 1956 году - заместитель министра строительства электростанций. В 1957 году -заместитель председателя совнархоза Кировского административно-экономического района. С 1958 года - на пенсии по болезни и инвалидности. В январе 1960 года исключен из КПСС, погиб в июне 1977 года, попав под поезд.

ДУДОРОВ Николай Павлович (1906-1977)

Министр внутренних дел СССР с февраля 1956 по январь 1960 г. Звание не присваивалось.
Окончил Московский химико-технологический институт. В 1941-1944 годах -начальник различных главков в Министерстве строительных материалов и Министерстве строительства СССР. Заведующий отделом строительства МГК КПСС, заместитель председателя Моссовета. В 1954-1956 годах - заведующий отделом строительства ЦК КПСС. В 1960-1962 годах - генеральный правительственный комиссар Всемирной выставки в 1967 году в Москве. В 1962-1972 годах - начальник Главного управления промышленности и строительных материалов Мосгорисполкома. С 1972 года на пенсии.

СТАХАНОВ Николай Павлович (1901-1977)

Министр внутренних дел РСФСР с февраля 1955 по июнь 1961 г. Генерал-лейтенант.
Окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. Служил в пограничных войсках. В 1942-1952 годах - начальник пограничных войск. В 1952 году - заместитель министра госбезопасности СССР. В марте 1953 года назначен начальником Главного управления милиции МВД СССР. С 1954 года - первый заместитель министра внутренних дел СССР. В феврале 1955 года, наряду с МВД СССР, образуется МВД РСФСР. Министром внутренних дел РСФСР назначен Н.П. Стаханов. С 1961 года на пенсии.

ТИКУНОВ Вадим Степанович (1921-1980)

Министр внутренних дел (охраны общественного порядка) РСФСР с июня 1961 по сентябрь 1966 г. Генерал внутренней службы второго ранга.
Окончил Алма-Атинский юридический институт. В 1942 году - секретарь Ак-тюбинского обкома ЛКСМ Казахстана. В 1944 году работал в ЦК ВЛКСМ. С 1945 года - второй секретарь ЛКСМ Эстонии. С 1947 по 1952 годы - первый секретарь Владимирского обкома ВЛКСМ, секретарь Владимирского горкома КПСС, Владимирского обкома КПСС. В1952-1959 годах - заведующий сектором, заместитель заведующего отдела административных органов ЦК КПСС. В 1959-1961 годах - заместитель председателя КГБ СССР. С 1967 по 1969 год - в отделе ЦК КПСС по работе с заграничными кадрами и выездам за границу. В 1969-1974 годах - чрезвычайный советник-посланник в Румынии. В 1974-1978 годах - чрезвычайный и полномочный посол СССР в Верхней Вольте, а в 1978-1980 годах - в Камеруне.

ЩЕЛОКОВ Николай Анисимович (1910-1984)

Министр внутренних дел (охраны общественного порядка) СССР с сентября 1966 по декабрь 1982 г. Генерал армии, доктор экономических наук.
В 1939-1941 годах - председатель Днепропетровского городского Совета. Участник Великой Отечественной войны. С 1946 года - заместитель министра местной промышленности УССР. С1951 года - первый заместитель председателя Совета Министров Молдавской ССР. В 1965-1966 годах - второй секретарь ЦК КП Молдавии. В 1982-1984 годах - в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Покончил жизнь самоубийством.

ФЕДОРЧУК Виталий Васильевич (р. 1918)

Министр внутренних дел СССР с декабря 1982 по январь 1986 г. Генерал армии.
Окончил Высшую школу КГБ. В 1936-1939 годах - курсант военного училища. С 1939 года - в органах государственной безопасности. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С 1970 года - председатель КГБ УССР. В мае-ноябре 1982 года - председатель КГБ СССР. С 1986 по 1991 годы - в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. На пенсии.

ВЛАСОВ Александр Владимирович (р. 1932)

Министр внутренних дел СССР с января 1986 по октябрь 1988 г. Генерал-полковник.
Окончил Иркутский горно-металлургический институт. В 1954-1964 годах -на комсомольской и партийной работе в Иркутской области. С 1965 года - секретарь, второй секретарь Якутского обкома КПСС. В 1972-1975 годах - инспектор ЦК КПСС. С 1975 года - секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС, с 1984 года - первый секретарь Ростовского обкома КПСС. В 1988-
1991 годах - Председатель Совета Министров РСФСР, заведующий отделом
социально-экономической политики ЦК КПСС. На пенсии.

БАКАТИН Вадим Викторович (р. 1937)

Министр внутренних дел СССР с октября 1988 по декабрь 1990 г. Генерал-лейтенант.
Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт, Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1960 по 1973 годы - на партийной работе: второй секретарь Кемеровского горкома, заведующий отделом, секретарь Кемеровского обкома КПСС. С 1983 по 1985 годы - инспектор ЦК КПСС. В 1985-1987 годах - первый секретарь Кировского обкома КПСС. В 1987-1988 годах - первый секретарь Кемеровского обкома КПСС. В 1990-1991 годах -член Президентского совета СССР. В августе - декабре 1991 года - председатель КГБ СССР, Межреспубликанской службы безопасности. С марта
1992 года - вице-президент Международного фонда экономических и социальных реформ «Реформа».

ПУГО Борис Карлович (1937-1991)

Министр внутренних дел СССР с декабря 1990 по август 1991 г. Генерал-полковник.
Окончил Рижский политехнический институт. В 1961-1973 годах - на комсомольской и партийной работе в Латвии, секретарь ЦК ВЛКСМ. В 1974-1976 годах - инспектор ЦК КПСС, заведующий отделом организационно-партийной работы ЦК Компартии Латвии, первый секретарь Рижского горкома партии. С 1976 года - в органах государственной безопасности, с 1980 года - председатель КГБ Латвийской ССР. С 1984 года - первый секретарь ЦК Компартии Латвии, с 1988 года - председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. Покончил жизнь самоубийством.

БАРАННИКОВ Виктор Павлович (1940-1995)

Министр внутренних дел РСФСР с сентября 1990 по август 1991 г. Министр внутренних дел СССР с августа по декабрь 1991 года. В декабре 1991 - январе 1992 года - министр безопасности и внутренних дел РСФСР. Генерал армии.
Окончил Высшую школу милиции. В органах внутренних дел с 1961 года. В 1992-1993 годах - генеральный директор Агентства федеральной безопасности РФ, министр безопасности РФ.

ТРУШИН Василий Петрович (р. 1934)

Министр внутренних дел РСФСР с октября 1989 по сентябрь 1990 г. Генерал-полковник внутренней службы.
Окончил Московский горный институт. Был секретарем Московского горкома партии, начальником ГУВД Мосгорисполкома. В 1990-1991 годах - заместитель министра внутренних дел СССР. На пенсии.

ДУНАЕВ Андрей Федорович (р. 1939)

Министр внутренних дел РСФСР с сентября по декабрь 1991 г. Генерал-лейтенант внутренней службы.
Окончил Высшую школу милиции и Академию МВД СССР. С 1959 года на различных должностях в органах внутренних дел. В 1990-1991 годах - заместитель министра внутренних дел РСФСР. В1992-1993 годах - первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. На пенсии.

ЕРИН Виктор Федорович (р. 1944)

Министр внутренних дел Российской Федерации с января 1992 по июль1995 г. Генерал армии. Герой России.
Окончил Высшую школу МВД СССР. В органах внутренних дел с 1964 года. В 1990-1991 годах - заместитель, первый заместитель, министр внутренних дел РСФСР. В сентябре-декабре 1991 года - первый заместитель министра внутренних дел СССР. В декабре 1991 - январе 1992 года - первый заместитель министра безопасности и внутренних дел РФ. С июля 1995 года - заместитель директора Службы внешней разведки РФ.

КУЛИКОВ Анатолий Сергеевич (р. 1946)

Министр внутренних дел Российской Федерации с июля 1995 по 23 марта1998 г. Генерал армии.
В1966 году окончил Орджоникидзевское высшее военное командное училище внутренних войск МВД СССР, затем - Военную академию им. М.В. Фрунзе, Военную академию Генерального штаба. Доктор экономических наук. Прошел во внутренних войсках путь от командира взвода до заместителя министра внутренних дел РФ - командующего внутренними войсками МВД России. Депутат Государственной Думы III созыва.

СТЕПАШИН Сергей Вадимович (р. 1952)

Министр внутренних дел РФ с марта 1998 по май 1999 г. Генерал-полковник.
Окончил Высшее политическое училище МВД СССР и Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, доктор юридических наук, профессор. Трудовой путь: преподаватель Высшего политического училища МВД СССР, депутат Верховного Совета РСФСР, заместитель министра безопасности, директор Федеральной службы контрразведки, министр юстиции. С мая по август 1999 года - председатель Правительства Российской Федерации. Ныне -председатель Счетной Палаты РФ.

РУШАЙЛО Владимир Борисович (р. 1953)

Министр внутренних дел Российской Федерации с мая 1999 по март 2001 г. Генерал-полковник.
Окончил Омскую высшую школу милиции. Работал в МУРе. Организовал Московское региональное управление по борьбе с организованной преступностью и возглавлял его. Был заместителем начальника ГУБОП МВД РФ, заместителем министра внутренних дел России. С марта 2001 года - Секретарь Совета Безопасности РФ.

ГРЫЗЛОВ Борис Вячеславович (р. 1950)

Министр внутренних дел Российской Федерации с марта 2001 г. Специальное звание не присваивалось.
Родился 15 декабря 1950 года в семье военного летчика и учительницы. В 1954 году семья Грызловых переехала в Ленинград, где Б.В. Грызлов окончил физико-математическую школу с золотой медалью. После школы поступил в Ленинградский электротехнический институт связи, по окончании которого получил специальность радиоинженера и начал работать в НПО имени Коминтерна (ВНИИ мощного радиостроения). Участвовал в разработке космических систем связи. В 1977 году перешел в Ленинградское производственное объединение «Электроприбор», где проработал почти 20 лет, пройдя путь от ведущего конструктора до директора крупного подразделения. С 1996 по 1999 годы трудился в сфере высшего образования: по его инициативе были созданы Институт ускоренного обучения руководящих работников и Центральный институт работников городского хозяйства. В это же время возглавил Учебно-методический центр новых технологий обучения Балтийского государственного технического университета («Военмех» имени Д.Ф. Устинова). В 1999 году возглавил Межрегиональный фонд делового сотрудничества «Развитие регионов». В декабре 1999 году избран депутатом Государственной Думы по федеральному списку межрегионального движения «Единство». В январе 2000 года избран лидером фракции «Единство» в Госдуме. 28 марта 2001 года назначен министром внутренних дел Российской Федерации. Женат, имеет двоих детей.

Историки О.В. Хлевнюк и Йорам Горлицкий в работе «Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры» приводят более расширенную цитату из сталинского выступления на пленуме ЦК ВКП (б). Иосиф Виссарионович тогда сказал, что СНК как орган государственного управления подходил стране с «неустоявшимся» общественным строем, теперь же советская власть «полностью утвердилась». Хлевнюк и Горлицкий со ссылкой на Исторический архив опубликовали выдержку из статьи в газете «Правда», которая была напечатана за месяц до сталинского выступления на пленуме ЦК ВКП (б) и в которой сообщалось, что мысль об укреплении советского общественного строя Сталин публично высказал в феврале того же года. Иосиф Виссарионович тогда встречался с избирателями и заявил, что в минувшей войне победил именно общественный строй, который тем самым подтвердил свою абсолютную жизнеспособность.

Как пишут отечественные историки, функции и задачи сформированного при Сталине Совета министров были такими же, как и у Совнаркома. Правда, изменения в Конституцию СССР, связанные с появлением новой госструктуры, были внесены только спустя год. Примечательно, что уже через 10 дней после смерти Сталина Совмин укрупнили, и количество министерств вследствие этого сократилось. Однако в последующие два года ряд ведомств восстановили. Сталина на посту Председателя Совмина сменил Георгий Маленков, который за всю историю существования Совета министров СССР меньше остальных предсовминов занимал эту должность (менее двух лет). Дольше всех руководил Совмином Алексей Николаевич Косыгин - он занимал данный пост на протяжении 16 лет.