Все существующее разумно все разумное существует. "Все действительное разумно, все разумное действительно". Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Формы существования Абсолютная идея по Гегелю

Немецкая классическая философия достигла своего расцвета в учении Георга Гегеля. Основной гегелевской мыслью является положение «Все действительное разумно, все разумное действительно», которое на первый взгляд кажется не совсем понятным. Вдумаемся в первую часть фразы: «Все действительное разумно». Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем. Вспомним телеологический аргумент, который говорит как раз о целесообразности и безупречности мирового целого. Могла ли физическая природа, будучи неразумной (отсутствие духа есть свойство материи) сама по себе, так правильно и разумно устроиться? Если не могла (а это очевидно), то совершенно необходимо предположить реальность некоего разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел все материальное в состояние целесообразности и гармонии. Из того, что все действительное разумно, неизбежно следует наличие чего-то разумного, духовного, идеального, что существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, само по себе и является некой невидимой нами реальностью. И поскольку это разумное – не выдумка, не фантазия, не продукт нашего ума, а нечто реально существующее, то мы говорим, что оно действительно, что оно есть (об этом и идет речь во второй части гегелевского положения: «Все разумное действительно»). По мнению Гегеля, чувственный, или физический, мир создан какой-то духовной реальностью, а более точно – является ее проявлением, воплощением, реализацией в иной, материальной форме. Эта мысль, несомненно, пантеистическая: то, что мы видим вокруг себя, – это совсем не то, что есть на самом деле, но всего лишь по-иному явленная нам идеальная, невидимая, умопостигаемая действительность. Что она собой представляет, чем является: душой мироздания (подобной Брахману в индийской философии), Абсолютным числом (как у Пифагора), безличным «Единым» (как у Ксенофана), Всеобщим законом (как гераклитовский Логос), миром идей (как у Платона), теистическим началом (как в Средние века), Божественным максимумом Бытия (как у Николая Кузанского)? Гегель называет эту высшую духовную реальность Абсолютной идеей или Мировым разумом, а все существующее представляет как ее саморазвитие. Абсолютная идея – это безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано все вообще, и поэтому оно является Бытием, пребывающим в разных формах или проходящим в своем саморазвитии три основных этапа.

Первый из них – это существование Абсолютной идеи в собственном лоне, когда она является самою собой, находится в исключительно идеальной (бестелесной, невидимой) сфере, в области чистого духа, совершенного мышления. Эта сфера называется у Гегеля логикой и подобна миру платоновских идей – области высшей, запредельной и неощущаемой. Поэтому важно отметить, что логика в учении немецкого философа – это совсем не то, что мы разумеем обычно в этом понятии: это ни в коем случае не наука, которую изучают в школе или институте, а идеальный, незримый и умопостигаемый мир, являющийся первичной реальностью.


На втором этапе Абсолютная идея покидает сферу логики и переходит в иную форму, воплощаясь в физический, или материальный, мир, который, таким образом, является не самостоятельной действительностью, а инобытием Абсолютной идеи. Природа – это в чувственном или телесном виде существующий дух, или же она есть, по словам Гегеля, «застывшая мысль» (под термином «мысль» здесь понимается, конечно же, Абсолютная идея). В этом пункте наиболее четко прослеживается основная мысль гегелевской философии. Получается, что видимый нами мир – совсем не то, что есть на самом деле, он – проявление невидимой реальности, которую мы и должны усмотреть за всем физическим и чувственно воспринимаемым. Иначе говоря, нам только кажется, будто бы он существует сам по себе, на самом же деле он – иллюзия, потому что представляет в материальном виде воплотившееся идеальное Бытие. Представьте себе, что перед вами – чистый лист бумаги. На нем ничего нет, но в вашем сознании есть какие-то образы или представления, которые вы можете с помощью карандашей и красок перенести на бумагу – изобразить в рисунке некий свой замысел. Теперь на этом листе каждый прекрасно видит, что именно было в вашем сознании, какие образы хотели вы передать через свой рисунок, который, следовательно, есть не что иное, как в другой форме представленные мысли и чувства, инобытие, или проявление вашего духа. Почему бы не предположить, что окружающая нас природа – воплощение какого-то разумного замысла, грандиозная материализовавшаяся композиция некоей духовной реальности, в физических объектах выраженные понятия и мысли? В любом случае такое понимание окружающего мира не исключено, но и нет никаких гарантий, что все обстоит действительно так. Основными разделами природы как инобытия Абсолютной идеи являются, по Гегелю, механика (пространство, время, материя, движение, всемирное тяготение), физика (небесные тела, свет, теплота, химизм и т. п.), органика (геологические объекты, растительный и животный мир).

На третьем этапе саморазвития Абсолютная идея переходит из области физического или природного в сферу опять идеальную, или разумную, которая является человеческим сознанием. Теперь она существует в мышлении, или в человеческом духе. Формами ее Бытия на этом этапе являются субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, нравственность, государство) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

В гегелевском учении о трех стадиях саморазвития Абсолютной идеи мы видим триаду: пребывание (тезис), отпадение (антитезис) и возвращение (синтез). С триадой мы неоднократно сталкивались раньше, она присутствует в самых различных учениях, как древних, так и современных, и поэтому является то ли «врожденной идеей» человеческого ума (как сказал бы Декарт), то ли вечным философским сюжетом, а возможно, и тем и другим одновременно.

Объективный идеализм есть учение, признающее объективность (независимость от сознания) первичной идеи. Диалектика - учение о развитии и противоречии. С позиций диалектики мир представляет собой противоречивое единство, развивающееся по спирали.

В противовес Фихте Гегель полагал, что познание несводимо к самосознанию субъекта, оно имеет всеобщее объективное начало. Мышление есть не только свойство познающего субъекта, но независимая от человека первичная сущность, основа бытия. Гегель сформулировал принцип тождества бытия и мышления , что стало одной из визитных карточек его теории. Принцип звучит так: Все действительное разумно , все разумное действительно. Различие между мыслью и бытием есть выражение их единства; мышление, мысля самое себя, делает себя объектом или предметом мышления, тем самым раздваивается, разделяясь на субъективное и объективное.

Таким образом, в философии Гегеля онтология и гносеология слились воедино. Мир в основе своей логичен, проявление этой логичности можно увидеть в его закономерности, но главное - мир един, а фундаментом единства является абсолютная идея. Сама по себе она неподвижна и неизменна, но в желании познать самое себя она разворачивается, овеществляется, отчуждая природу, общество, историю и т.п. Все, что отчуждается от абсолютной идеи, является ее продуктом, ее выражением, ее носителем. Природа разумна, история разумна, право, религия, мораль и т.п. тоже имеют разумное основание. Процесс самореализации абсолютной идеи продолжается до тех пор, пока идея не познает себя во всей своей полноте. Самопознание абсолютной идеи и есть процесс миросозидания.

Идея отчуждает себя сначала в природу, потом в историю; разворачиваясь во времени и пространстве, порождает все многообразие явлений, которые в снятом виде содержатся в ней изначально. Закономерность есть свидетельство рациональности природы, которую постигает наука; та же закономерность присуща и истории. Гегель первым заговорил о том, что история не есть арена для волеизъявления великих людей (государей, воинов, духовных лидеров и т.п.), а закономерное и объективное развитие общества , которое он связывал с самопознанием абсолютной идеи в форме мирового духа.

Следовательно, у процесса познания есть цель и конечный результат, другими словами, то, что в философии принято называть абсолютной истиной. Высшую ступень саморазвития абсолютной идеи составляет абсолютный дух. Изначальная логичность мира является гарантом его познаваемости; каждый предмет познаваем, поскольку его сущность логична. Другими словами, Гегель рассуждает о познаваемости мира в традициях гносеологического оптимизма и в определенной мере возрождает пантеистические традиции философии XV-XVII вв., так как его абсолютная идея представляет собой некий аналог Бога, воплощенного в своем творении.

Гегель сам часто называет изначальную идею Богом. Если для теологических систем вопрос о цели божественного творения, т.е. ответ на вопрос: «Зачем бог сотворил мир?», оставался неразрешимым, то в гегелевской философии он ясен. Идея творит мир ради самопознания, именно поэтому познание и бытие тождественны: быть - значит, быть познаваемым; познавать - значит, существовать. Легко заметить здесь связь со знаменитым тезисом Декарта «Мыслю - значит, существую». У Гегеля, как и у Декарта, мышление полагается не только процессом познания, но и способом существования вещей и явлений:

Понятие, - пишет Гегель, - есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они суть то, что они суть, и понять предмет, следовательно, осознать его понятие .

Главный труд Гегеля был назван им «Наука логики» и описывал законы мышления как законы развития мира вообще, называя логику «учением о сущности вещей». Гегель выделяет объективную логику как учение о бытии и субъективную логику как учение о понятии. Но это противопоставление условно. Для Гегеля и объективная, и субъективная логика являются логикой и самих вещей, и познающего субъекта.

Традиционно в качестве основных частей гегелевской системы выделяют логику , философию природы и философию духа , к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, философия религии, эстетика, история философии. Гегелевская философия, как уже говорилось, стала вершиной рационализма. Отождествив законы бытия (природы, истории и др.) с законами мышления, Гегель пришел к выводу о том, что законы мироздания всеобщи и универсальны, это законы развития, основанные на внутреннем противоречии, или диалектические законы.

Понятия, как их описывает Гегель в «Науке логике», находятся в непрерывном движении, проникают друг в друга, развиваются, переходят в свою противоположность. Движение категорий совершается путем обнаружения и разрешения противоречий, содержащихся в них. Противоречивость же, как отмечалось выше, изначально присуща идее. То же происходит и в природе, и в истории. Анализируя понятия количества и качества , Гегель выясняет их взаимозависимость и взаимообусловленность. Они не существуют друг без друга и в то же время противоположны друг другу. Количественные изменения, накапливаясь, приводят к изменениям качественным, которые происходят в форме скачка. Единство количества и качества есть мера - этой категорией обозначены количественные границы, в пределах которых предмет остается собой. Нарушение меры приводит к появлению нового качества, которое возникает путем перерыва непрерывности, т.е. скачкообразно.

Например, студенты ничего не знали о Гегеле, поэтому качество их информированности можно определить словом «незнание»; они прочитали учебник, законспектировали работы Гегеля и т.п., и количество информации о Гегеле увеличилось, но можно ли сказать, что их «незнание» перешло в «знание»? Можно рассуждать еще о качестве самого знания, которое будет количественно оцениваться на экзамене, но это уже другой пример. В первом случае мы получили переход от одного качества (незнания) к другому качеству (знанию) через количественные изменения. Однако можно ли сказать, что студенты знают Гегеля, прочитав учебник и несколько работ? Ответьте сами на этот вопрос, а потом подумайте о стратегии развития знаний студентов.

Традиционно используют также пример с изменением агрегатных состояний вещества: влажное , остывая (изменяя количественные показатели), превращается в твердое (лед - новое качество), а нагреваясь - в газообразное. Очевидна зависимость качества от количества, а главное - от предела возможных количественных изменений в пределах старого качества.

Разрабатывая диалектическую логику, Гегель критикует метафизические воззрения, основанные на формально-логическом непринятии противоречия в мышлении. Так термин метафизика приобретает свое второе значение антидиалектического учения, не признающего противоречия, описывающего мир в статичности и неизменности.

Гегель утверждает, что мышление, а следовательно, и бытие развивается за счет противоречия , потому он предлагает для описания реальности систему парных категорий: сущность и явление, тождество и различие, возможность и действительность, единичное и общее и пр. Так, любая сущность является, и явление существенно, это две противоположности, которые неразрывно связаны друг с другом. Говоря о тождестве, мы подразумеваем различие, и наоборот. Например, можно сказать, что сущность музыки есть красота, но мы никогда не узнаем ее, если она не явится нам в звуках (сущность и явление). В любой сущности содержится то, чем явления отличаются друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Тождество всех красивых явлений заключается в их красоте; сюда можно отнести не только музыку, но и живопись, театр, природу, тело, поступки и т.п.; вместе с тем они суть разные качества, т.е. содержат в себе различие (тождество и различие). Такая сущность, как красота, объединяет множество различных явлений. Сущность выступает как тождество, равенство самому себе; это абстрактное множество, которому Гегель противопоставляет конкретное тождество, включающее в себя момент различия. Нет двух вещей до такой степени похожих, чтобы они не могли быть различены (например, близнецы); нет двух вещей до такой степени несходных, чтобы они не могли быть сравниваемы в различных отношениях, с разных сторон (например, паровоз - кирпич). Две вещи, как бы они ни были различны, сходны уже постольку, поскольку они вещи и каждая из них качественно определена (т.е. у всех вещей есть качество и количество).

Наблюдая за действительностью и мышлением, мы можем узреть множество парных диалектических категорий, в которых легко описать все процессы: сходство и отличие, множественность и единство , целое и часть, движение и покой и др. Со многими из них мы встречались в предыдущих главах. Итак, мыслить диалектически означает мыслить через противоречие, ибо с точки зрения диалектики все возникает через противоречие, и «нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие» .

С учением о противоречии органично связано и гегелевское учение об отрицании отрицания , которое сам он изображал схематически в виде триады: ТЕЗИС (утверждение) - АНТИТЕЗИС (отрицание) - СИНТЕЗ (отрицание отрицания). Глобальная триада Гегеля включает в себя ЛОГИКУ - ПРИРОДУ - ДУХ. Если учение о противоречии объясняет источник развития всех явлений и процессов (мыслительных, социальных, природных и т.д.), то учение об отрицании отрицания фиксирует направление развития, показывая его преемственность.

Так, знание студентами Гегеля отрицает незнание. Следуя логике Гегеля, зададим вопрос: «Что в таком случае является отрицанием отрицания?» Отрицанием отрицания является в данном примере незнание. Прочитав учебник, студенты узнали кое-что о Гегеле, но их знание не является полным, а потому содержит в себе незнание. Студенты перешли от полного незнания к незнанию, содержащему в себе знание. Произошло ли развитие? Совершился качественный скачок? Можно предположить, что да. Итак, мы совершили скачок от старого качества к новому, а затем вернулись к старому качеству, но на более высокой ступени развития, двигаясь но спирали. В процессе развития каждый его последующий этап содержит в себе предыдущий в снятом виде.

У каждого развития есть объективная цель. Цель познания - истина , которая являет собой совпадение понятия и объективности. Абстрактной истины не существует, истина всегда конкретна, но это уже не конкретность чувственно воспринимаемого предмета, а иная, логическая конкретность, которая достигается за счет того, что понятия берутся не отдельно друг от друга, а в их взаимных противоречивых связях и переходах. Мир - это органическое целое, основанное и обнимаемое мышлением, а истинное знание о нем представлено в системе категорий, и оно достижимо.

Таким образом, немецкая классическая философия предложила нам различные ответы на традиционные философские вопросы, синтезировав весь предшествующий опыт философской рефлексии, разработав схему понимания мира через его базовое единство, основанное на мышлении, как у Гегеля, или на универсальном «Я», как у Фихте. Вопросы познания так или иначе выводили философов на разговор о бытии, что и вылилось в единство онтологии и гносеологии у Гегеля. За исключением Людвига Фейербаха все представители немецкой классической философии были идеалистами, т.е. признавали первичность идеи.

Фейербах слушал лекции Гегеля в Берлинском университете и относил себя к числу его сторонников. Однако вскоре он отказался от принципа идеализма, признавая реальным лишь существование природы (материи), полагая дух (идею) производным от нее. Фейербах назвал свое учение «философией будущего», ибо предложил рассматривать мышление не в отрыве от человека, но лишь как его свойство. Мыслит только человек, являющийся продуктом природы, следовательно, первична не идея, а природа:

Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого действия берется человек .

Философию Фейербаха часто называют антропологическим материализмом , потому что он поставил в центр своей системы человека и отказался от традиционного для платоновско-христианской традиции дуализма души и тела, полагая, что идеальное (сверхъестественное) есть порождение человеческого сознания. Человек - существо природное, наделенное способностью мыслить, и только он является источником всех идей. Идеальное, включая искусство, религию, философию и т.п., не существует вне человека, его фантазии и познания, для которого нет никаких закрытых «вещей в себе».

Таким образом, позиция материализма в онтологии сопровождается обычно позицией Материализм - учение, признающее первичность материи.

Общинно-родовая формация возникает на почве родственных отношений, которые лежат в основе и всего производства, и распределения труда между членами и общиной, и распределения продуктов труда. Везде и всегда в общинно-родовой формации более всего понятными были именно родственные отношения. И когда возникал вопрос о природе или мире в целом, то и в этой, чисто объективной области тоже не находили ничего иного, кроме родственных отношений, то есть кроме отношений родителей и детей, братьев и сестер, дедов и внуков, предков и потомков. Решительно все на свете: и солнце, и луна, и звезды, вплоть до неорганической и неодушевленной природы, - все это понималось как всеобщая родовая община.

Мышление невозможно без установления различия предметов и их сходства, их множества и единства, их причин и следствий, то есть без установления той или иной абстрактной структуры действительности. Вначале эта структура мыслится еще в своем полном тождестве с самой же действительностью, так что необходимые для мышления душа и дух еще вполне тождественны с самой же материей. Это {фетишизм}, при котором принцип жизненнородственных соотношений вещи с окружающим коллективом, или, как стали потом говорить, ее демон, ее душа или дух и, еще позднее, ее сущность и идея, оставался неотделимым от физического тела самой вещи. Дух постепенно начинает отделяться от материи, и в представлении первобытного человека возникают существа, в той или иной мере свободные от материальных вещей, от которых они раньше были неотделимы и которые они одушевляли, находясь них же самих. Другими словами, наступала эпоха {анимизма}.

В связи с эволюцией общинно-родовой формации в общинах стала возникать прослойка людей более организованных, более самостоятельных и более свободных от непосредственного производительного труда. Появлялась своеобразная общинно-родовая аристократия, получившая для себя уже некоторого рода возможность и время также и для развития отдельных личностей. Но с ростом самостоятельной личности росло также и самостоятельное мышление. Такие мыслящие личности, поскольку они отходили от непосред ственного труда, могли существовать только на основе труда других людей, трудившихся, но самостоятельно еще не мысливших. А это и были рабы. {Возникновение рабства}. Рабство возникло как естественный продукт развития общинно-родовой формации, которая уже не могла обеспечивать свое существование только средствами индивидуально-нерасчлененного и стихийно-коллективистского производства. Вначале рабство было прогрессивной силой. Затем оно стало умеренным и гармоничным соотношением всей общественной, политической и культурной жизни. В дальнейшем, однако, оно стало отставать от растущих производительных сил и в конце концов превратилось в то реакционное устроение жизни, от которого погибло и оно само, и вся античная культура.

Вопрос 2.Как можно понимать « Всё разумное действительно, всё действительное разумно»

Немецкая классическая философия достигла своего расцвета в учении Георга Гегеля. Основной гегелевской мыслью является положение «Все действительное разумно, все разумное действительно». Вдумаемся в первую часть фразы: «Все действительное разумно». Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем. Вспомним телеологический аргумент, который говорит как раз о целесообразности и безупречности мирового целого. Могла ли физическая природа, будучи неразумной сама по себе, так правильно и разумно устроиться? Если не могла (а это очевидно), то совершенно необходимо предположить реальность некоего разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел все материальное в состояние целесообразности и гармонии. Из того, что все действительное разумно, неизбежно следует наличие чего-то разумного, духовного, идеального, что существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, само по себе и является некой невидимой нами реальностью. И поскольку это разумное – не выдумка, не фантазия, не продукт нашего ума, а нечто реально существующее, то мы говорим, что оно действительно, что оно есть (об этом и идет речь во второй части гегелевского положения: «Все разумное действительно»).

Разумность мира проявляется как его закономерность. Все, что происходит в мире, происходит в нем неспроста. Зна­менитое утверждение Гегеля о том, что все действительное разумно, а все разумное действительно, имеет и тот смысл, что все происходящее в мире закономерно. Наличие в истории законов предполагает, что история не предоставлена случайности. Это можно интерпретировать таким образом, что история человечества целесообразна.

Гегель (1770-1836). Его заслуга и ограниченность заключается в том, что он усилил коперниканский переворот Канта и довел его до абсурда. Гегель: сажает дерево свободы во время Французской революции; приветствует шествие Наполеона по Европе; превращается в официального философа Прусской монархии.

Три загадки. Что есть и откуда:

1. Природа

3. Культура

Началом всего сущего является некоторая абсолютная идея , обезличенная наука, мировой разум, мировой дух, саморазвивающаяся рациональность, не имеющая предпосылок. Она соединяет субстанцию и самосознание. Гегелевская абсолютная идея отличается от платоновской тем, что она находится в самодвижении , двигаясь от абстрактного к конкретному. Абсолютная идея реализуется людьми, начиная с определенного этапа, но лишь постольку, поскольку они удовлетворяют требованиям культуры, истории и т.п. Гегелевская абсолютная идея иногда считается неким воплощением христианских идей.

Основной итог гегелевской философии: нужно подходить ко всему с точки зрения развития, диалектики . Диалектический подход Гегеля - это рационализм , доведенный до высшей степени совершенства. Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим фактором и для природы и, для всего мира). Начинается с категории чистого бытия. Просто есть чистое бытие. Становление - нечто взаимодействует с чистым бытием. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Абсолютная идея - деятельное начало , давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель – в самопознании . В процессе самопознания абсолютная идея проходит 3 этапа:

Этапы самопознания абсолютной идеи:

1. Абсолютная идея как чистая мысль (наука логики).

2. Воплощение замысла в природном материале - натурфилософия.

3. Духовное и природное соединение вместе в истории общества - философия духа.

Этапы реализации абсолютной идеи (?):

1. Вначале абсолютная идея формулирует себя как некоторый замысел - тезис .

2. Затем она формирует из некоторого материала воплощение замысла - антитезис .

3. Недовольство замысла реализацией приводит к появлению синтезиса . Сам синтезис становится тезисом и т.д.

тезис ® антитезис ® синтезис

"в себе" ® "для себя" ® "в себе и для себя"

Гегелевская философская система выделяет триады:

1. Бытие (чувств. созерцание) ® Сущность (оформление в слове) ® Понятие

2. Качество ® Количество ® Мера

3. Понятие ® Субъективное понятие ® Понятие, реализующееся в объектах

4. Субъективный дух (индивида) ® Объективный дух ® Абсолютный дух (это стадии развития абсолюта)

5. Искусство ® Религия ® Философия

Гегель вводит свой язык. Он, например, считает, что метафизика - это учение, отрицающее развитие и движение («Феноменология духа»). Мы освоили этот термин через Маркса.

Три закона диалектики:

1. Перехода количества в качество.

2. Отрицание отрицания. Развитие происходит по спирали.

3. Единства и борьбы противоположностей.

Гегель об истории. Свобода и необходимость.

Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел глубоко осмыслить историю и проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько односторонне). История - процесс самосознания, самоутверждения обществом своих потенций. Процесс строительства общества осуществляется людьми из окружающей их природы. По сути, история – это история мысли, история саморазвития мирового духа . В ходе этого процесса мировой дух воплощается в народный дух. Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, а другие народы или исчерпали свои возможности, или ещё не созрели.

4 этапа в истории с точки зрения прогресса в сознании свободы:

1. Восточный мир – свободен один деспот

2. Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип «прекрасной индивидуальности»

3. Римский мир – свобода для некоторых. Принцип «абстрактной всеобщности»

4. Германский мир – полная гражданская и политическая свобода. Именно германский народ, который уже установил разумное государственное устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.

В рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и необходимости. В государстве свобода объективизируется, а всё разумное утверждается как необходимое. Человек признает это необходимое как закон и следует ему.

С чем нельзя согласиться в гегелевской концепции:

1. Человек – исполнитель исторического заказа , требования исторического разума. Он действует, но действие его ограничивается той мерой, в какой он осознал требование времени. "Наполеон - это абсолютная идея верхом на коне". Тезис: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Разум - это мировой разум. Мировой разум - это тотальность, которая проглатывает, все индивидуальности. Человек - лишь инструмент развертывания этой тотальности.

2. Европоцентризм - общество от примитивного первобытного состояния приходит к конкретному цивилизованному состоянию, в котором находится современная Гегелю Европа; на этом развитие прекращается (финалистская концепция). Гегель ограничивает историю только Европой.

3. Славянские и иные народы - вне истории. Они не привносят ничего нового, а только заимствуют.

4. Природа - лишь материал , из которого мировой разум создает необходимые ему предметы, которые живут не своей природной жизнью, а жизнью духа. Гегель не говорит о бережном отношении к природе, он не корректирует высказывание Бэкона "Знание-сила" (звериное отношение к природе). Маркс: за счет природы решаются все проблемы человека (но возникает проблема экологии).

    Как правильно управлять финансами своего бизнеса, если вы не специалист в области финансового анализа - Финансовый анализ

    Финансовый менеджмент - финансовые отношения между суъектами, управление финасами на разных уровнях, управление портфелем ценных бумаг, приемы управления движением финансовых ресурсов - вот далеко не полный перечень предмета "Финансовый менеджмент "

    Поговорим о том, что же такое коучинг ? Одни считают, что это буржуйский брэнд, другие что прорыв с современном бизнессе. Коучинг - это свод правил для удачного ведения бизнесса, а также умение правильно распоряжаться этими правилами

9.7. Всеобщая разумность (Георг Гегель)

Проверь себя

5. Что такое триада?

Немецкая классическая философия достигла своего расцвета в учении Георга Гегеля. Основной гегелевской мыслью является положение «Все действительное разумно, все разумное действительно», которое на первый взгляд кажется не совсем понятным. Вдумаемся в первую часть фразы: «Все действительное разумно». Речь идет о том, что окружающий нас мир (действительность) устроен необыкновенно разумно. Мы наблюдаем порядок и гармонию во всем существующем. Вспомним телеологический аргумент, который говорит как раз о целесообразности и безупречности мирового целого. Могла ли физическая природа, будучи неразумной (отсутствие духа есть свойство материи) сама по себе, так правильно и разумно устроиться? Если не могла (а это очевидно), то совершенно необходимо предположить реальность некоего разума, намного более совершенного, чем человеческий, который и привел все материальное в состояние целесообразности и гармонии. Из того, что все действительное разумно, неизбежно следует наличие чего-то разумного, духовного, идеального, что существует не в качестве человеческого мышления, но самостоятельно, отдельно, само по себе и является некой невидимой нами реальностью. И поскольку это разумное – не выдумка, не фантазия, не продукт нашего ума, а нечто реально существующее, то мы говорим, что оно действительно, что оно есть (об этом и идет речь во второй части гегелевского положения: «Все разумное действительно»). По мнению Гегеля, чувственный, или физический, мир создан какой-то духовной реальностью, а более точно – является ее проявлением, воплощением, реализацией в иной, материальной форме. Эта мысль, несомненно, пантеистическая: то, что мы видим вокруг себя, – это совсем не то, что есть на самом деле, но всего лишь по-иному явленная нам идеальная, невидимая, умопостигаемая действительность. Что она собой представляет, чем является: душой мироздания (подобной Брахману в индийской философии), Абсолютным числом (как у Пифагора), безличным «Единым» (как у Ксенофана), Всеобщим законом (как гераклитовский Логос), миром идей (как у Платона), теистическим началом (как в Средние века), Божественным максимумом Бытия (как у Николая Кузанского)? Гегель называет эту высшую духовную реальность Абсолютной идеей или Мировым разумом, а все существующее представляет как ее саморазвитие. Абсолютная идея – это безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано все вообще, и поэтому оно является Бытием, пребывающим в разных формах или проходящим в своем саморазвитии три основных этапа.

Первый из них – это существование Абсолютной идеи в собственном лоне, когда она является самою собой, находится в исключительно идеальной (бестелесной, невидимой) сфере, в области чистого духа, совершенного мышления. Эта сфера называется у Гегеля логикой и подобна миру платоновских идей – области высшей, запредельной и неощущаемой. Поэтому важно отметить, что логика в учении немецкого философа – это совсем не то, что мы разумеем обычно в этом понятии: это ни в коем случае не наука, которую изучают в школе или институте, а идеальный, незримый и умопостигаемый мир, являющийся первичной реальностью.

На втором этапе Абсолютная идея покидает сферу логики и переходит в иную форму, воплощаясь в физический, или материальный, мир, который, таким образом, является не самостоятельной действительностью, а инобытием Абсолютной идеи. Природа – это в чувственном или телесном виде существующий дух, или же она есть, по словам Гегеля, «застывшая мысль» (под термином «мысль» здесь понимается, конечно же, Абсолютная идея). В этом пункте наиболее четко прослеживается основная мысль гегелевской философии. Получается, что видимый нами мир – совсем не то, что есть на самом деле, он – проявление невидимой реальности, которую мы и должны усмотреть за всем физическим и чувственно воспринимаемым. Иначе говоря, нам только кажется, будто бы он существует сам по себе, на самом же деле он – иллюзия, потому что представляет в материальном виде воплотившееся идеальное Бытие. Представьте себе, что перед вами – чистый лист бумаги. На нем ничего нет, но в вашем сознании есть какие-то образы или представления, которые вы можете с помощью карандашей и красок перенести на бумагу – изобразить в рисунке некий свой замысел. Теперь на этом листе каждый прекрасно видит, что именно было в вашем сознании, какие образы хотели вы передать через свой рисунок, который, следовательно, есть не что иное, как в другой форме представленные мысли и чувства, инобытие, или проявление вашего духа. Почему бы не предположить, что окружающая нас природа – воплощение какого-то разумного замысла, грандиозная материализовавшаяся композиция некоей духовной реальности, в физических объектах выраженные понятия и мысли? В любом случае такое понимание окружающего мира не исключено, но и нет никаких гарантий, что все обстоит действительно так. Основными разделами природы как инобытия Абсолютной идеи являются, по Гегелю, механика (пространство, время, материя, движение, всемирное тяготение), физика (небесные тела, свет, теплота, химизм и т. п.), органика (геологические объекты, растительный и животный мир).

На третьем этапе саморазвития Абсолютная идея переходит из области физического или природного в сферу опять идеальную, или разумную, которая является человеческим сознанием. Теперь она существует в мышлении, или в человеческом духе. Формами ее Бытия на этом этапе являются субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, нравственность, государство) и абсолютный дух (искусство, религия, философия).

В гегелевском учении о трех стадиях саморазвития Абсолютной идеи мы видим триаду: пребывание (тезис), отпадение (антитезис) и возвращение (синтез). С триадой мы неоднократно сталкивались раньше, она присутствует в самых различных учениях, как древних, так и современных, и поэтому является то ли «врожденной идеей» человеческого ума (как сказал бы Декарт), то ли вечным философским сюжетом, а возможно, и тем и другим одновременно.

Проверь себя

1. Как понимать знаменитое гегелевское утверждение: «Все действительное разумно, все разумное действительно»?

2. Почему гегелевскую философию можно назвать пантеистической? Что такое Абсолютная идея в учении Гегеля?

3. Какие стадии проходит Абсолютная идея в своем саморазвитии, с точки зрения Гегеля?

4. Как понимать утверждение Гегеля о том, что «природа – это застывшая мысль»?

5. Что такое триада?

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт