​В Кировской области в храме установлен фарфоровый иконостас. Фарфоровое чудо. Процесс изготовления фарфоровых изделий

На вопрос В каких городах сохранились фарфоровые иконостасы российских мастеров? заданный автором A-stra лучший ответ это Мордовская церковь во имя Архангела Михаила была открыта в 1909 году. Проект мордовского храма утвердили губернские архитекторы А. Ф. Миролюбов и Ф. А. Свирчевский.
Где, конкретно, изготовили иконостас, документальных сведений нет.
ссылка
ссылка
Церковь была воздвигнута на красивом месте в историческом центре города. До застройки прилегающих кварталов была видна издалека ее русская архитектура, но особенно поражали ее внутренние красота и убранство. Храм был построен в стиле московских церквей XVII века в два этажа (внизу - приходская школа). Ее расписывали художники В. Беляев. В. Павлов, Г. Нестеров, А. Рябушкин; венецианская мозаика была подарена академиком И. Фроловым. Фирма Кузнецова изготовила уникальный фарфоровый иконостас.
Всего в России на знаменитых Кузнецовских фарфоровых заводах в 19-м веке было изготовлено около двадцати таких иконостасов. Два из них остались в России, еще один – В Аргентине. Свято-Тихоновский храм пережил две мировых войны. В советское время служил зернохранилищем, и фарфоровый иконостас был одной из его стен. Фарфор иконостаса сохранил и розовую глазурь, и автографы неизвестных мастеров. Он состоит из нескольких сотен фарфоровых деталей, большая часть которых уцелела.
ссылка
Источник:

Ответ от Serj Shishkov [новичек]
www.мастерскаяшишкина. рус


Ответ от Людмила Мамзурина [новичек]
Фарфоровый иконостас в храме Святителя Николая в селе Полтево Балашихинского района. Храм относится к Балашихинскому благочинию.


Ответ от ЀЭЙДА*** [гуру]
Лидером производства в России керамических иконостасов являлось Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова, учрежденное в 1889 году. Мощное объединение включало 18 предприятий, правление располагалось в Москве. Матвей Кузнецов, внук основателя династии Терентия Кузнецова, открывшего в 1832 году первый завод в Гжели, являлся монополистом на рынке фарфорово­фаянсовых изделий России. Товарищество выпускало две трети объема производства отрасли, имело пятнадцать постоянных торговых центров в Москве, Петербурге, Одессе, Харькове, Варшаве, принимало участие в ярмарках в России и за границей. С 1872 года на изделиях заводов Кузнецовых ставился государственный герб Российской империи, что являлось в тот период неким знаком качества. «Поставщик двора его императорского величества» Кузнецов расширил производство, приобрел ряд прославленных заводов (А. Я. Ауэрбаха, Е. Н. Гарднера). Значительно вырос и ассортимент изделий. Сохранились и нуждаются в реставрации:





Ответ от Ася Бякина [гуру]
В Москве.. . Ново-Девичий монастырь.


Ответ от Алла [гуру]
Летопись потерь и возрождения
Не сохранились фарфоровые иконостасы:
1. В храме Серафима Саровского и Анны Кашиной на кладбище Донского монастыря в Москве. Храм­усыпальница на 40 склепов строился в 1904–1914 годах. Впоследствии в нем располагался крематорий, расписной фарфоровый иконостас с киотами были уничтожены.
2. В Знаменской церкви в Царском Селе.
3. В Древлеправославной церкви в честь Святого великомученика Георгия (село Ново­Харитоново, Брянская область) , построенной в 1912 году на средства владельца фарфоровых заводов И. Е. Кузнецова.
4. В Спасо-Бочаринской церкви (Тамбовская область). Иконостас изготовлен на фабрике Корнилова в Санкт-Петербурге.
5. В Вознесенской церкви города Козлова.
Сохранились и нуждаются в реставрации:
1. Иконостас в храме во имя Святого Равноапостольного князя Владимира в чешском курортном городе Марианске-Лазне (Мариенбаден). Был изготовлен на заводе Кузнецовых под Тверью. Украшен кобальтом и золотом, разделен на две части и представляет собой образец возрожденной перегородчатой эмали, каждому оттенку соответствует различное количество обжигов. Автор проекта иконостаса - скульптор Анненский; в 1900 году на Всемирной выставке в Париже он получил Гран­при. Приобретен для храма за 20 тысяч рублей на средства церковного старосты полковника П. П. Рыжковского.
2. Иконостас Свято-Троицкой церкви села Красногвардейское (бывшее Медвежье) , на Ставрополье. Изготовлен на рубеже XIX–XX веков за два года мастерами из Екатеринбурга (завод Кузнецовых) .
Крепились фарфоровые фрагменты на железный каркас, возведенный при помощи заклепок и болтов. На деталях иконостаса - отдельные цифры и буквы, предназначенные для обозначения места в сложной конструкции. На керамике ставилась буква «М» , которая обозначала место установки - село Медвежье. Сохранились розовая глазурь, автографы мастеров (например, Некрасова). Уцелело около половины деталей иконостаса, потому что долгое время в храме было хранилище зерна, которое до самого верха укрывало иконостас. Некоторые детали ныне прикреплены на ненадлежащее место проволокой. Часть мелких позолоченных деталей утрачена.
3. В церкви Спаса Преображения (ныне подворье Дмитровского мужского монастыря Бориса и Глеба) в г. Железнодорожном Московской области. Изготовлен на одном из заводов Кузнецовых в 1904 году.

Фрагмент иконостаса. Конец XIX – начало XX. Фабрика И. Д. Перевалова, с. Хайта. Фарфор, роспись надглазурная. Диаметр 32,5. Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачева

Интерьер Благовещенского храма очень наряден, в чем большая роль принадлежит изразцовому иконостасу.

Фрагмент главного изразцового иконостаса Благовещенской церкви усадьбы Новотомниково. Тамбовская область. Фото 2009 г.

С древних времен культовые и светские здания на Руси, по примеру византийских, декорировались керамическими плитками, от которых впоследствии произошли изразцы . Расцвет этого вида искусства пришелся на XVII век, когда керамические мастерские процветали по всей стране. В середине столетия красные (терракотовые) изразцы стали заменяться глазурованными муравлеными и многоцветными эмальированными. Именно в то время появился удивительный памятник архитектуры - ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря (1656-1685), где керамика обрела место не только на фасаде, но и в интерьере Воскресенского собора - в виде многоярусных изразцовых иконостасов и декоративных фризов .

После этого долгое время никто в России не делал подобных иконостасов. Положение изменилось после Отечественной войны 1812 года, когда началось небывалое по размаху строительство, сопровождавшееся изучением отечественной истории и искусства.

Попытка изготовления керамического иконостаса после почти двухвекового перерыва была предпринята в селе Волокитино Черниговской губернии, где в 1830-1861 годах около природных залежей фарфоровых глин действовал завод А.М. Миклашевского. Предполагается, что именно в Волокитино сделали первый иконостас из фарфора . Однако фарфор по своим свойствам оказался непригоден для декорирования архитектуры, возрождением же традиционного поливного изразца тогда никто не занимался. Об этом, в частности, сожалел архимандрит Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря Леонид (Кавелин) - писатель и ученый, будущий наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1876 году он издал исследование об архитектурной керамике «Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре» , в котором писал: «Не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей».


К 1881 году, очевидно, относится первый опыт изготовления иконостаса из фаянса . Тогда в Петербурге на фабрике М.С. Корнилова выполнили два одноярусных иконостаса для церкви Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня .

Возобновил же производство изразцовых иконостасов Н.В. Султанов, который изучал историю изразца и публиковал архивные материалы по этой теме . Результаты своих изысканий Николай Владимирович использовал при проектировании новотомниковского иконостаса, изготовленного в 1889 году на кирпичном заводе М.В. Харламова в Петербурге.

Выбор завода не был случаен. Его владелец, Михаил Васильевич Харламов, являлся выпускником Академии художеств, учеником Н.С. Пименова, получившим золотую медаль за академическую скульптурную работу «Сеятель» (1862; ГРМ). Одно время Харламов, открывший завод, сотрудничал с Л.П. Бонафеде, приехавшим в Петербург из Рима и работавшим по контракту на оформлении Исаакиевского собора. Бонафеде писал: «Несколько лет тому назад по предложению князя Г.Г. Гагарина я с… братом моим сделал несколько опытов эмальирования глины. <...> Два года тому назад Его Высочество Великий князь Владимир Александрович, увидев мои последние опыты, изволил передать через князя Гагарина желание возобновить это искусство в России; …вслед за тем мне было отведено помещение на Императорском стеклянном заводе, где я устроил маленькую мастерскую, которая в настоящее время уже в состоянии эмальировать и обжечь до 200 штук 4-х вершковых живописных изразцов в день. При исполнении этих работ мне весьма много содействует скульптор М.В. Харламов, который на своем… заводе… помогает успешному выполнению работ» .


Северная часть иконостаса Благовещенской церкви.
Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.

Высокое художественное качество иконостаса новотомниковской церкви является также заслугой и М.В. Харламова, которому, наравне с Султановым, принадлежит его авторство. Перед отправкой в Тамбовскую губернию иконостас демонстрировался в столице как уникальное произведение искусства, о чем объявлялось: «Председатель С.-Петербургского общества архитекторов имеет честь уведомить г. г. членов, что в понедельник 27 ноября в 1 ч. дня состоится осмотр на заводе члена-соревнователя общества М.В. Харламова (Лиговка, колония Сан-Галли) изразцового иконостаса, изготовленного для имения г. министра Императорского Двора (в Тамбовской губернии) по рисункам действительного члена общества Н.В. Султанова» .

Иконостас Благовещенского храма выполнен в форме перспективного изразцового портала, характерного для ярославских и ростовских церквей XVII века. Он отличается пропорциональностью, скульптурной пластичностью, многообразием и гармонией использованных цветов . При всех художественных достоинствах, он имеет и характерные для своего времени недостатки. Так, обращаясь при его проектировании к московскому церковному зодчеству XVII века, Султанов не уделил должного внимания иконостасной традиции: для иконных образов он оставил мало места, поэтому архитектурные формы стали главенствовать над иконописными. На подобные изъяны храмовых интерьеров конца XIX века в 1891 году указывал Н.А. Сперовский - будущий архиепископ Старорусский Димитрий. В кандидатской диссертации «Старинные русские иконостасы» он писал: «Главный недостаток нынешних иконостасов составляет бедность их иконографического содержания, доводимая иногда до крайности» .


Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.

Практический опыт Новотомникова Н.В. Султанов использовал при постройке Владимирской церкви в Мариенбаде (1902; ныне Марианские Лазне, Чехия) , в которой тоже появился иконостас в традиции XVII века, и петергофского Петропавловского собора (1905), где установил шестиярусное сооружение, выполненное по типу высокого русского иконостаса.

Однако, несмотря на то, что на рубеже XIX-XX веков в России возрос интерес к изразцу и глазурованному кирпичу, изготовление иконостасов по традиционной изразцовой технологии не получило развития. В указанный период в храмах стали возводить фаянсовые иконостасы. Их массовое производство и сбыт наладило товарищество М.С. Кузнецова . В одной из статей того времени о преимуществе керамики говорилось: «Иконостасы, киоты и подсвечники фаянсовые отличаются прочностью, красотой и изяществом, и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре (1200˚), поэтому прочность красок и золота допускает держать их всегда в безусловной чистоте. <…> Фаянсово-эмалевые иконостасы являются конкурентными как деревянных иконостасов, так и мраморных. Деревянные иконостасы рассыхаются, вследствие чего резьба отваливается, а золото скоро тускнеет, а посему и требует скорого и дорогого ремонта, …а мраморные тяжелы, и гладкие некрасивы, а рисуночные рельефные слишком дороги» .

Строительство Благовещенского храма в Новотомниково завершилось в 1889 году; в 1890-м состоялось освящение. Историк А.Е. Андриевский писал: «Церковь каменная, построена на средства гр. Воронцова-Дашкова в 1890 году, престолов два: главный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный - Михаила Архистратига. Храмовые праздники: вместо Благовещения 25 марта празднуется 8 июля и придельный - 8 ноября» . Таким образом, храмовым праздником является Знамение от иконы Благовещения Божией Матери в граде Устюге (в год освящения храма отмечалось 600-летие этого события).

Н.В. Султанов разработал еще один проект для новотомниковской усадьбы - часовни преподобного Романа Сладкопевца (1894), возведенной в память погибшего гардемарина Романа Илларионовича Воронцова-Дашкова.

С 1892 года, о чем уже говорилось, архитектор работал над проектом Петропавловского собора в Петергофе, которому суждено было стать памятником эпохи Александра III. «Автор проекта осознавал, что храм в ансамбле петергофских дворцов и парков контрастировал с их стилистикой, но отдавал предпочтение выбранному «русскому стилю». «Я думаю, - писал он, - что… специфический дух Петергофа… вызовет сильные порицания моей церкви, но мне это все равно: во-первых, я стою уже у конца моего жизненного пути, и Петергофская церковь будет… моей «лебединой песнью» в архитектуре, а во-вторых, я убежден, что я прав. Я думаю, что такой великий народ, как народ русский, должен иметь «смелость своих мнений». Так пусть же моя церковь громко говорит всем этим англичанам и американцам, которые приезжают в Петергоф восторгаться пошлыми подделками под западные образцы, что Россия народила «своего» в великой и светлой области художества!» .


Керамический иконостас Никольской церкви Беловежской Пущи (1897).
Фото 1943 г.

После революции новотомниковскую церковь как памятник архитектуры взял на учет Тамбовский отдел народного образования, благодаря чему она уцелела. В 1924 году заведующий Губмузеем В.Ф. Силин писал: «В усадьбе … при селе Новотомниково, кроме главного дома, храма, построенного архит. Султановым во владимирско-суздальском стиле с мозаичным иконостасом и иконами (памятник искусства) и при нем часовня с мозаичными иконами (его же), также парк (22 ½ дес.), культивированный известным Альфредом Регелем (памятник природы)» . Интересно, что иконостас в документе назван мозаичным, как и иконы в часовне.

Со времени освящения Благовещенской церкви минуло ровно 120 лет. Под воздействием исторических обстоятельств и времени пришел в упадок господский дом и хозяйственные постройки, зарос парк, обветшали конюшни знаменитого когда-то конезавода, и лишь храм с его иконостасом свидетельствует о былом великолепии графской усадьбы.



Детали изразцового иконостаса Благовещенской церкви. Новотомниково, Тамбовская область. Фото 2009 г.

18 Изразцы (от слова «изразить», т. е. украсить) - плитки из обожженной глины с выступами на тыльной стороне для крепления в стене. В искусстве Древней Руси этим термином называли любую архитектурную керамику (температура обжига 950-980º). Слово «керамика» происходит от греческого «keramos» - «глина». Керамикой называют изделия из обожженной глины или ее смеси с минеральными добавками, окислами и другими неорганическими соединениями. Основными технологическими видами керамики считаются терракота, майолика, фаянс, фарфор. (Об изразцовом декоре в старорусской архитектуре см. обстоятельную статью: Баранова С.И. «Золотой век» московского изразца» // Московский журнал. 2010. № 7. - Прим. ред.).
19 Муравой в XVII в. называли прозрачную свинцовую глазурь, а изразцы, покрытые ею, - муравлеными. Слово «муравленый» применялось и для определения изделий с глазурью зеленого цвета - цвета травы-муравы.
20 Наружное изразцовое убранство утрачено в середине XVIII в., когда здание перестраивалось по проекту В. Растрелли. Сохранились лишь фрагменты - наличники, пояса и пр.
21 Баранова С.И. Москва изразцовая. М., 2006. С. 332. Фарфор - вид керамики, отличающейся тонким помолом компонентов, высокой температурой обжига (до 1400º), белизной, тонкостью и хрупкостью. Поскольку он обжигается при очень высокой температуре, форма изделия деформируется, не сохраняя конструктивную совместимость деталей. В связи с этим, а также с дороговизной производства, из фарфора нельзя наладить поточную отливку массивных предметов.
22 Кавелин Л., архимандрит . Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом монастыре // Вестник общества любителей древнерусского искусства. 1876. № 11-12. В конце XIX в., при производстве изразцов применялись разноцветные «поливы», в состав которых входило олово (по-немецки - «zinn»), поэтому такие изделия назывались ценинными.
23 Фаянс - вид керамики, покрытой прозрачной глазурью. От фарфора он отличается большим содержанием глины (до 85%) и более низкой температурой обжига (до 1200º).
24 Эта церковь, называемая Спасо-Бочаринской (XVIII в.), разобрана после 1932 г.
25 См.: Султанов Н.В. Изразцы в древнерусском искусстве // Прохоров А. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной. Т. IV. СПб., 1885; Он же . Древнерусские красные изразцы // Археологические известия и заметки. 1894. № 12.
26 Зодчий. 1874. № 5. С. 57. Технология и материалы, используемые Бонафеде и Харламовым, применялись в керамической мастерской Абрамцева.
27 Нащокина М.В., Савельев Ю.Р. и др. Указ. соч. С. 93.
28 «Близнец» новотомниковского иконостаса был установлен в Никольском храме Беловежской Пущи (1897); частично сохранился до сих пор. М. В. Харламов сделал иконостас и изразцы для Петропавловского собора в Петергофе (1905), а также изразцы и черепицу для храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови; 1883-1907) в Петербурге.
29 Сперовский Д., архиепископ. Старинные русские иконостасы // Высокий русский иконостас. М., 2004. С. 127.
30 Там был установлен кузнецовский фаянсовый иконостас, вероятно, изготовленный по чертежам Н.В. Султанова.
31 Первые фаянсовые иконостасы завод М.С. Кузнецова выполнил в 1895 г. для петербургской Покровской церкви и Новоафонского монастыря в Абхазии. В 1896 г. были изготовлены иконостасы для Пантелеимоновского храма в Ессентуках, в 1898 г. - для Богоявленской церкви на о. Гутуевском в Петербурге.
32 Цит. по: Савина Л. Фарфоровый иконостас // Памятники Отечества. Подмосковье. М., 1994. № 31. С. 155. В статье фаянсовые иконостасы ошибочно названы фарфоровыми.
33 Андриевский А.Е. Указ. соч. С. 666-667.
34 Перед иконой Божией Матери «Благовещение» Устюжской 25 июня 1290 г. молился Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый, о спасении града Устюга. В 1567 г. при митрополите Филиппе (Колычеве) образ был перенесен в Успенский собор Московского Кремля.
35 Савельев Ю.Р. Указ. соч. С. 93.
36 ГАТО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 813. Л. 68.

Любопытно, как со временем меняются вкусы и предпочтения человечества. В наши дни едва ли кого заинтересует выставка, скажем, чугунной промышленности: современные люди жаждут другого и, в попытках убежать от жерновов цивилизации, атакуют художественные выставки и галереи. А вот сто с небольшим лет назад всё было иначе. Промышленный бум, сопровождавшийся сломом старого уклада, вызывал повсеместный интерес к технике, художники искали вдохновение в новых удивительных механизмах, а народ толпился на входе промышленных выставок. Память об одной из них, а именно о промышленной выставке в Париже 1889 года, приуроченной к столетию взятия Бастилии, до сих пор радует глаз туриста и самих парижан: речь идет о знаменитой Эйфелевой башне и так называемой Галерее машин (парижском аналоге нашего павильона «Машиностроение» на ВДНХ), открытых специально к этой дате.

Успех выставки 1889 года был столь огромен, что опыт решили повторить. Новая промышленная выставка в Париже открылась 15 апреля 1900 года в Париже, и за время работы (выставка продолжалась более полугода) её посетило свыше 50 миллионов человек! Всё новое, что возникло в мире, любые идеи и технологии, полёт творческой мысли, прогресс фактический и мнимый — всё нашло отражение на этой выставке века. Да и список участников был более чем солидным: 35 государств, отправивших в Париж почти 76 тысяч своих представителей!

План Парижский выставки 1900 года. Кликните на рисунок, чтобы раскрыть его полностью.

Стоит ли удивляться тому, что парижане вновь весьма ответственно подошли к открытию выставки. К приезду гостей Париж ещё более преобразился: в городе был построен Лионский вокзал, вокзал Орсе (ныне музей Орсе), мост Александра III, Большой и Малый дворцы, знаменитый сквот Улей на Монпарнасе (здание строилось как винная ротонда временного пользования). Уже во время работы выставки, 19 июля 1900 года, открылась и первая линия парижского метро c шестью станциями. Помимо этого, во время выставки в городе действовала троллейбусная сеть. Да что там троллейбусы — частью выставки стали даже проходившие в том году в Париже Вторые Олимпийские игры, длившиеся целых пять месяцев - с мая по октябрь. К слову, это были первые игры с участием женщин.

Олимпийские соревнования по теннису. Париж, 1900 г.

Тогда же впервые в истории подобных выставок каждое государство устроило свой национальный павильон, в котором было сосредоточено всё, что характеризует страну и отличает её от других: исторические памятники, предметы искусства и т.д.. А поскольку на предыдущих всемирных выставках Россия была слабо представлена, в 1900 года правительство Российской империи решило продемонстрировать техническую мощь страны как можно полнее. Парижане пошли навстречу и выделили России для экспозиции более 24000 м². Впрочем, в итоге и этой площади в итоге оказалось мало.

Главный павильон России был построен в средневековом русском стиле и многими своими чертами (башни, шатровые крыши, зубчатая стена, узорчатые окна и крылечки) напоминал Московский Кремль. Рядом была отстроена Кустарная улица с типичными русскими барскими хоромами, избами и сельской деревянной церковью. Основное внимание в обширной экспозиции уделялось этнографии так называемых окраин – Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии, Кавказа.

Памятная тарелка Парижской выставки 1900 года. Из коллекции «Конаковского уезда»

Забегая вперед, отметим, что российская выставка полностью оправдала ожидания правительства. Она пользовалась большим успехом у зрителей, что нашло отражение в наградах: по итогам выставки российская экспозиция получила 212 высших наград, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.
Как всегда, русские поражали европейцев не только размахом строительства, диковинными для западного зрителя товарами народных промыслов и удивительными ароматами своей парфюмерной промышленности (заметим, что именно Россия в те годы была одним из мировых лидеров в области парфюмерии — читай заметку «От Бутырки до Шанели»), но и всевозможными техническими «чудесами», многие из которых были тем более удивительными, что выпускались промышленным способом и даже серийно. Одним из таких чудес стал впоследствии знаменитый фарфоровый иконостас, изготовленный в далёком от Парижа тверском селе Кузнецово и привезённый на выставку известным промышленником Матвеем Сидоровичем Кузнецовым, чей павильон на выставке был сооружён по проекту одного из самых известных российских архитекторов того времени Ф.О.Шехтеля. На экспозиции М.С. Кузнецов представил изделия своего детища: «фаянсово –эмалированные изделия: иконостас, чайные и кофейные чашки, тарелки, фигуры и пр.», которые по итогам выставки были удостоены высшей награды в разделе «Керамика».

Тарелка Кузнецовского фарфора (Рижская фабрика) — участница выставки 1900 года. Из коллекции «Конаковского уезда»

Особого внимания заслуживает судьба фаянсового иконостаса, представленного на выставке. Сделан иконостас был на фаянсовом заводе села Кузнецово, где с 1895 года было налажено их массовое производство. Кузнецовские иконостасы были установлены в храмах разных городов России — Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулёве, Керчи, Владимире, Шадринске, с. Саввино в Подмосковье, погосте Голенково Тверской губ. и др. Всего было произведено 38 иконостасов, из которых в настоящее время сохранилось лишь пять. Однако наиболее известным и по сей день считается тот самый фарфоровый иконостас, что в 1900 году стал центральной частью построенного Кузнецовым павильона «Керамика» на Парижской выставке.

Иконостас для выставки был создан совместными усилиями иконописца Пашкова из Москвы, художника С.В.Краснощекова, скульптора Н.В.Анненского (по другим источникам Анесенко) и точильщика С.И.Иванова. Каждый цвет иконостаса имел свою температуру обжига, поэтому некоторые его части помещались в печь для обжига по нескольку раз. При изготовлении иконостаса было использовано много золота и не менее дорогой кобальтовой краски.
Как писал в те годы церковно-строительный отдел Товарищества М. С. Кузнецова, «фаянсовые иконостасы, киоты, подсвечники отличаются прочностью, красотой и изяществом и так как они, будучи глазурованными, раскрашенными и позолоченными, обжигаются при очень высокой температуре (1200 град.), поэтому прочность гарантируется …»

По окончании выставки иконостас приобрёл угольный магнат из Донецка, владелец Григорьевского, Макарьевского и Кальмиусского рудников, член Совета Cъезда горнопромышленников юга России, полковник (позднее – генерал) в отставке Пётр Петрович Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св.Владимира в чешском городе Марианские Лазни (Мариенбаде). В этом городе Рыковский провёл последние годы своей жизни. Идея соорудить православный храм в Марианских Лазнях появилась в 20-х годах XIX века среди представителей русской знати, часто посещающей город. Как и Карловы Вары, Мариански Лазни в Чехии всегда были популярны среди русских, а современный санаторий «Манес», сооруженный в 1811 году, назывался «Русским домом». Наряду с иконостасом в Мариански Лазни, другим известным фарфоровым иконостасом производства Кузнецовской фабрики в Твери (бывший Конаковский фаянсовый завод, ныне разрушенный криминальными предпринимателями при полном попустительстве областной администрации — см.) является сохранившийся иконостас в храме Преображения Господня в деревне Саввино около г.Железнодорожный (Московская область). Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся 33 иконы. Их краски и состояние и по сей день вызывают восхищение посетителей.

Тот факт, что те или иные экспонаты выставки приобретались кем-то из посетителей, был в порядке вещей. Выставка для того и проводилась, чтобы заключать контракты, а уникальные изделия — продавать на месте. Сегодня мало кто помнит, что именно Парижской выставке 1900 года Россия обязана своим главным оргáном, установленным в Большой зале Московской консерватории. Этот уникальный музыкальный инструмент был изготовлен самым известным оргáнных дел мастером того времени Аристидом Кавайе-Коллем специально для строящейся Московской консерватории. Идея построить этот инструмент для России возникла у одного из известнейших французских органистов того времени Шарля-Мари Видора, большого друга П.И.Чайковского. В 1896 году Видор выступал в России, где и предложил дирекции Московской консерватории оборудовать Большой зал столь популярным в Европе (в России органная музыка была известна хуже) инструментом. Почти три ода потребовалось знаменитому Кавайе-Коллю на конструирование большого оргáна. Весной 1899 г. инструмент был готов. По традиции его первая сборка состоялась в специальном зале фирмы. Но Кавайе-Колль так и не успел увидеть своё творение в действии — он умер в том же году.

Тем временем, поскольку строительство Большого зала Московской консерватории ещё не было завершено, а длительное хранение инструмента могло сказаться на его качестве, новый глава фирмы-изготовителя принял решение установить инструмент на Всемирной промышленной выставке в Париже в 1900 году. Оргáн был установлен в Парадном зале Русской секции выставки, где на нем играли многие выдающиеся музыканты того времени, а сам инструмент был удостоен высшей награды выставки — «Гран при». По окончании Всемирной Парижской выставки орган был вновь разобран, перевезён и установлен на сцене Большого зала. Огромную по тем врменам сумму в 45 тысяч рублей, необходимую для демонажа, перевозки из Парижа в Москву и новой сборки инструмента пожертвовал известный меценат того времени Сергей Павлович фон Дервиз, чьё имя с тех пор выгравировано на фасаде инструмента.

Возвращаясь к продукции М.С.Кузнецова, заметим, что по итогам выставки 1900 года «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова» получило высшую награду, а сам Кузнецов удостоился от Правительства Франции ордена Почётного легиона.
Кстати, помимо М.С. Кузнецова на выставке 1900 года Россию представлял ещё один тверской предприниматель — купец 2-й гильдии Сергей Павлович Суратов. Он родился в 1842 году в селе Новое Клинского уезда (ныне село Свердлово Конаковского района, где расположен отель «Дафна»), в семье крепостного крестьянина. После отмены крепостного права семья Суратовых основала в селе басонную фабрику.

Басо́н (от фр. passement - галун, тесьма) - текстильные изделия, предназначенные для украшения: шнуры, тесьма, кисти, бахрома и тому подобное. Часто - узорные плетёные, иногда - с металлическими нитями. Использовались для нашивания на погоны, на мебель и прочее.

Перебравшись в Санкт.- Петербург, Сергей Павлович Суратов основал подобное предприятие в столице, оставив сельскую фабрику в Новом своему родственнику Петру Селихову. В архивных документах ЦИАМ от 1883 г. говорится «Петр Селихов работает на купца Суратова». Вскоре Санкт-Петербургская фабрика Суратова становится поставщиком Двора Его Императорского Величества. Сам Суратов неоднократно представлял свою продукцию на международных выставках в Париже в 1889 г., Чикаго в 1893 г., в Нижнем Новгороде в 1896 г., и везде был награждён золотыми медалями.

Басонное производство

На выставке в Париже 1900 года С.П. Суратов был награждён золотой медалью в разделе «Кружева, вышивки, позументы» за представленные им «военные галуны всехъ формъ, для кавказскихъ же казачьихъ войскъ галуны и тесьмы спец i ально, а также мебельныя и модныя дамск i е отделки и все вообще басонные издел i я».

Страница наградного каталога Парижской выставки 1900 года с упоминанием Сергея Суратова.

Остаётся лишь добавить, что Парижская выставка 1900 года была далеко не последней, где выставлялись и были отмечены высшими наградами изделия Кузнецовского завода. Даже после революции Конаковский завод — к тому времени получивший им.М.И.Калинина — продолжал славиться на весь мир. На другой знаменитой выставке в Париже — теперь уже 1937 года — Конаковский фаянсовый завод вновь завоевал гран-при. Завод неоднократно побеждал и на других международных выставках. Что, впрочем, не спасло его от разрушения уже в наши дни. То, что годами выстраивал М.С.Кузнецов, за несколько лет превратилось в груду руин. Так что к новому владельцу Конаковского завода вполне подходят хлёсткие строчки из бессмертного стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Не мог щадить он нашей славы…».

Благодарим Ирину Топунову за неоценимую помощь в подготовке материала.

История Преображенского храма в Саввино уходит в глубокую древность.
По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой
монастырь. Основали его иноки Симонова монастыря, которым приглянулось это тихое место.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове
Чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину
в Переславском уезде Святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение
земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от этого
древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли
села Саввино и деревня Пестово издревле считались церковными.
Первое упоминание о церкви Преображения Господня в Саввино относится к 1623 году.
В Писцовых книгах того времени, составленных писцом Семёном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: Церковь Преображения Господня деревянная клетци, стояла
изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Чёрной, ветхая,
стояла без пения и образов в церкви не было
.
Можно предположить, что пришла в такое запустение старая церковь не в силу нерадения
местных прихожан, а исключительно по причине их жестокой бедности. В то время в захудалой
деревеньке числилось всего семь дворов крестьянских и бобыльских. Очевидно по той же
причине сама вотчина нередко меняла владельцев.

В 1637 году по распоряжению Патриаршего Казначейского Приказа Спасская церковная земля
на погосте у реки Чёрной была отдана на оброк дьяку Василию Пустынникову, а деревня Саввино меняла хозяев от князя Кашина, до стольника Нагово и боярина Стрешнева в 1641 году.
Возрождение местной церкви относится к 1665 году. Событие это даже попало в историю:
в деревню Саввино по челобитию сына нового владельца имения, Ивана Фёдоровича Стрешнева, взамен обветшавшей была построена вторая деревянная церковь Преображения
Господня с приделом в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение".
В 1681 году Иван Стрешнев уступил село Саввино в приданое за своей дочерью Авдотьей зятю,
влиятельному царедворцу, фавориту царевны Софьи, князю Василию Голицыну. Последний
владел имением недолго. Свержение властолюбивой Софьи в 1689 году братом Петром I
привело к опале её фаворита. Князь Василий Голицын был лишён боярства, всего имущества,
в том числе и Саввино, и сослан с семьёй в Каргополь.
Имение Саввино было отписано на Великого Государя, а через год по именному Указу отдано
в пожизненное владение жене Ивана С трешнева - боярыне Настасье Ивановне.
Но впоследствии Саввино вновь досталось роду Голицыных. Уже в 1722 году его очередным
владельцем стал родной сын опального князя Василия - Алексей Голицын, и в дальнейшем
долго переходило к его потомкам.
Построенная Стрешневыми вторая деревянная церковь простояла около ста лет.
В 1777 году иждивением владелицы села Саввино помещицы Т.В. Голицыной и прихожан была
возведена новая, третья по счёту, деревянная церковь на каменном высоком фундаменте с
деревянной колокольней. Внутри храм был оштукатурен и расписан, а снаружи обит тёсом.
Богослужения здесь совершались до 1880 года, когда и эта церковь пришла в ветхость.
Через пару лет разобрали колокольню, а сам храм стоял до уничтожившего его пожара.


В середине XIX века было решено строить новую каменную церковь, с этого дня и ведёт свой отсчёт ныне существующий храм Преображения Господня в Саввино.
Храм был заложен в 1870 году и строился на добровольные пожертвования прихожан и средств
князя С. Ухтомского, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство церкви продолжалось долго - 42 года.

Свой окончательный вид храм приобрёл только вначале ХХ века. По пректу Н. Потапова в 1905
году здание было перестроено с увеличением габаритов и возведены ещё два придела.
В результате архитектурный облик постройки приобрёл несколько эклектичный характер:
элементы нео-ампира сочетаются с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный
храм завершён световой ротондой. Трёхъярусную колокольню покрывает нарядное кирпичное
узорочье.
Участие в благоукрашении церкви приняла "Мануфактура Викулы Морозова и сыновей".
В новый храм перешли иконы и утварь из разобранного, которые хранились не одно столетие.
Также были перенесены 7 колоколов: самый крупный - Гром, весил 365 пудов, а маленький - 19.

В тот же период храм приобрёл и главное своё украшение - удивительной красоты фаянсовый
иконостас, выполненный в Твери на фабрике товарищества М.С. Кузнецова (ныне Конаковский
фаянсовый завод).
Проектировали этот шедевр профессор архитектуры В.А. Косяков и скульптор Н.В. Анненский.
История сохранила имена художника С.В. Краснощёкова,мастера по цветным глазурям Павла
Панкратова и точильщика С.И.Иванова.


Всего в храме три иконостаса: центральный и два боковых. Справа в приделе во имя Сергия
Радонежского, и слева - прп. Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального - 12 метров, а боковых по 5 метров.

Товариществом М.С. Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по разным городам России: Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, Царицыне,
Баку, Казани, Дулёве, Керчи, Владимире, Шадринске и др.
Святая Русь. Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово
Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, был приобретён для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов,
украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и
фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и
благолепие. Причём краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера.

Иконостас состоит из трёх ярусов, в которых находятся 33 иконы.
Удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались в печах при температуре около 1200 градусов.
Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.
Купец Викула Морозов был дружен с фарфоровым королём М.С. Кузнецовым. Не секрет, что
друзья любили благоустраивать и украшать храмы, хотя, как и подобает благочестивым
христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.


В эпоху богоборческой власти Преображенская церковь в Саввино разделила печальную судьбу
многих православных храмов. В 1921 году было произведено изъятие церковных ценностей -
попросту говоря, плановое ограбление храма. Некоторое время богослужения не совершались,
и только чудом уникальная церковь избежала разрушения.

Интерьер храма завораживает, чувствуется особая аура намоленного места. Служба кончилась,
и я, мысленно спросив разрешения, достала фотоаппарат, чтобы снять пару кадров иконостаса.
Мою "партизанщину" прервала трудница храма, которую я приняла за прихожанку.
Мы разговорились с этой милой женщиной по имени Ольга. Она сказала, что "прибилась сердцем" к этому храму, и хотя живёт далеко, ездит сюда уже более 20 лет. Это ёмкое слово -
- "прибилась" я ещё услышу от батюшки церкви в Липицах, но это уже другая история...

P.S. Кроме могилы князя С. Ухтомского, у стены храма покоится протоиерей Иоанн Мухин,
трагически погибший от рук налётчиков, но храбро защитивший свой храм от грабителей.

Иконы святых и великомучеников позволяют верующему абстрагироваться от окружающей реальности и полностью погрузиться в свои молитвы. Не менее важен и молитвенный уголок в доме, где можно уединиться и обратиться к почитаемым святым со всей душой.

В ряду икон, написанных художниками, отдельное место занимают иконы из керамики. Их древнерусские корни уходят в 16-й век. Найденные в Пскове старицкие рельефные глазурованные керамические иконы украшали Борисоглебский собор в Старице.

Купить иконы можно в любом соборе или церкви. Но изготовленная из керамики на заказ икона с изображением почитаемых вами святых, имеет особое значение.

Керамические иконы можно смело размещать не только внутри собственного дома, но и снаружи на фасаде здания. Икона с ликом святого будет оберегать покой вашего дома и всей семьи, станет украшением внутреннего убранства и принесет особую атмосферу единения с Богом.

Иконы с ликами святых для православных христиан на протяжении веков символизируют надежду, чистоту веры и силу духа. Как и другие почитаемые в христианстве предметы, икона требует к себе и уважительного отношения, и соответствующего хранение. Для этих целей издавна используются киоты.

Предназначение киота - не только красивое обрамление иконы, придание ей особого значения. Киоты имеют древнюю историю и использовались для защиты икон, свитков и рукописей от загрязнений и - главное - от разрушающей влаги. Сейчас большинство икон, особенно старинных, расположенных в храмах, обрамлено в киоты. Эти изделия, в зависимости от места их расположения и размеров иконы, могут быть как настенными, так и напольными.

Одного взгляда на киот достаточно, чтобы понять, насколько почтительно вы относитесь к вере и к ликам святых, помещенных в киоты. Кроме того, сам по себе как произведение искусства, фарфоровый киот вызывает уважение к рукам мастера, сотворившим его.

Иконостас - главный атрибут внутреннего убранства христианских храмов. Именно он, торжественный и видимый из любой точки храма, создает важную для всех прихожан атмосферу духовного единства с Богом. Главное назначение иконостаса - разделение алтаря и остальной части храма. Принятый сегодня вид иконостаса сложился к 15-му веку, а истоками своими он уходит к ранневизантийским иконостасам. Русский иконостас состоит из пяти рядов икон, каждая из которых занимает определенное место и соответствует своему «чину».

Духовность, нравственные ценности и почитание традиций христианства - это те принципы, на которые основываются мастера компании при создании этих эксклюзивных изделий.

Источающий положительную энергию иконостас - залог того, что прихожане в храме получат возможность полностью абстрагироваться от мирских забот и смогут со всей силой своего сердца обратиться к Богу в молитвах.

Православный храм - то место, куда стремятся христиане, чтобы обрести душевный покой. И каждый атрибут как внутреннего, так и внешнего убранства церкви или собора имеет особое значение. Это относится и к куполам. Именно благодаря им - величественным и сияющим - любой путник издалека видел главное место в городе или маленьком населенном пункте. Место покоя и умиротворения.

Именно поэтому купола храма - главная его гордость. На протяжении последних десятилетий не только строятся новые церкви, но и реставрируются старинные, обретая новые купола.

Немаловажное значение имеет и само отношение ремесленников, ведь именно руки мастера, который вкладывает свою душу в работу, заряжают положительной энергетикой и духовностью каждый купол будущего храма - места, где ежедневно находят душевный покой сотни прихожан.