Урок по основам православной культуры «Добро и зло. Уникальная ценность сделанных добрых дел. Короткие притчи для детей

Анжелика Горовенко
Конспект занятия-беседы по православной культуре «Дорогою добра»

Тема : «Дорогою добра »

Форма : беседа

Цель : воспитание духовно-нравственной культуры учащихся .

Комплекс воспитательных задач :

Познакомить детей с общечеловеческими ценностями;

Вызвать у детей среднего возраста интерес к смысловому значению речевого этикета;

Формировать навыки вежливого обращения друг с другом.

Комплекс образовательных задач :

Расширить представление детей о нравственных нормах поведения;

Обогатить словарь и правильное его словоупотребление;

Предварительная работа :

Просмотр мультфильма по басне Крылова «Скворец и кукушка»

Беседа о работе кружка «Дорогою добра » ;

Литература :

1. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению» . Ярославль -1997г.

Воспитатель :

Дети, сегодня мы поговорим о доброте . Есть люди добрые , есть злые,. Они не откликнутся на добро , но и не помешают злу.

Чтобы больше узнать о доброте , мы отправимся с вами в небольшое путешествие. И первая наша остановка так и называется «Доброта » .

Первая станция «Доброта »

Дети читают стихи :

1. Люди, я прошу вас ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей ,

На земле людей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

2. Стать добрым волшебником ну-ка , попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой :

Понять и исполнить желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово.

Воспитатель : доброта – вещь удивительная , она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Люди много сочиняли о доброте пословиц , поговорок, разных высказываний. Послушайте некоторые из них.

1. Худо тому, кто добра не творит никому .

2. Доброе дело питает и душу , и тело.

3. Добрая слава летит , а худая бежит.

4. Доброго чтут , а злого жалуют.

5. Злой не верит, что есть добрый .

6. Доброе слово лечит , а злое калечит.

7. Кто любит добрые дела , тому и жизнь мила.

Ребята, в наше время всё чаще доброта уходит от нас , вернее, мы уходим от них. Поэтому много зла происходит вокруг нас. И порой всем нам не хватает дружбы, просто тёплого слова, доброго , искреннего совета.

Дети читают стихи :

1. Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта , улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит, значит, живёшь ты не зря!

2. Кто любит собак или прочих животных,

Серьёзных котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла,

Тот людям вовек не сделает зла.

Воспитатель :

Вывод : для доброго человека нет чужого горя.

С давних пор и во все времена в разных концах земли, всегда и повсюду это было очень важным вопросом. Сейчас я вам расскажу один рассказ о Добре и Зле .

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем , но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но, ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла , оно сказало : «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».

Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу за зло.

Вывод : добро всегда сильнее зла , люди ценят и долго помнят добрых людей , помогают им в трудную минуту, а злые люди всегда одиноки.

Воспитатель :

Доброта делает людей счастливыми, она сближает их, избавляет от одиночества, душевных ран и обид. Попробуйте вспомнить хоть один добрый поступок из своей жизни.

(Ответы детей) .

Послушайте историю о добром докторе .

Давным-давно жил в Москве добрый доктор Фёдор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. И все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Зато и любовь к нему бедных людей была велика.

Когда Фёдор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами деньги ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор : «Спешите делать добро » .

Вывод : добрые умирают , а дела их живут.

Прежде чем мы отправимся на следующую станцию, хочу дать вам совет :

Давайте будем стараться относиться друг к другу добрее , искреннее, только тогда мы будем счастливыми и радостными.

Вторая станция «Вежливость»

Воспитатель :

Дети, каждый день мы по многу раз говорим друг другу слова приветствия, желаем здоровья . Важно, чтобы это происходило искренне, от души. Тогда человеку это будет приятно. У него даже может подняться настроение, как в этом стихотворении.

День был серый, непогожий

Над землёй густела тень.

«Добрый день - сказал прохожий.

Я ответил : «Добрый день

После этого мгновенья до конца большого дня

Почему-то настроенье было добрым у меня .

Стихи «Вежливость»

Наступила мышка на ногу слону.

Две минуты с лишком слон не мог шагнуть.

Мышка огорчилась : «Ах, какая жалость – то!»

Мышка извинилась : «Простите, пожалуйста!»

Слон сказал : «ну что же, ладно уж, бывает.

Вежливость тоже от боли помогает.

Вежливое приветствие может выражаться по-разному, в зависимости от ситуации. Давайте разберём некоторые ситуации :

1. Если кто-то ест, что ему говорят?

- «приятного аппетита!» ;

- «хлеб да соль!» ;

- «чай да сахар» .

2. Если кто-то куда-то уезжает.

- «доброго пути ;

- «до скорой встречи!» ;

- «храни тебя бог!» ;

- «благослови тебя в пути!» .

3. Ели кто-то занят работой .

- «труд на пользу!» ;

- «бог в помощь!» .

4. Если кто-то болеет.

- «скорейшего выздоровления ;

- «поправляйся ;

- «не падай духом!» .

5. Если кто-то ложиться спать.

- «доброй ночи ;

- «приятных сновидений!» ;

- «спокойной ночи!» .

Воспитатель :

Дети, давайте подумаем и скажем, кто же должен здороваться первым .

(Ответы детей)

Понятное дело, что младший со старшим, мальчик с девочкой. А вообще, кто первый заметит – тот и здоровается . Ничего зазорного в этом нет. Куда бы ни пришёл вежливый человек – в школу, домой, в гости, он всегда скажет слова приветствия. Послушайте стихи, которые мы нашли в одной старой книге.

Кто не стучит, коль войти хочет?

Лишь злодей во мраке ночи.

Входишь в дом – долой шапку

Только гриб не снимает шляпку.

Кто не встал, гостей не встретил?

Прадед Сергий на портрете.

Кто не здоровается , молчит?

Только тюльпан, что в вазе стоит.

Третья станция «Волшебные слова»

Мы знаем много разных сказок, где встречали добрых и злых волшебников . А добрые волшебники , между прочим, живут не только в сказках! Каждый человек с помощью волшебных слов может стать волшебником и совершать чудеса. А какие «волшебные слова» можете назвать вы?

Дети отвечают : здравствуйте, извините, спасибо, простите.

С помощью этих слов можно даже очень грустному человеку помочь вернуть хорошее настроение, подбодрить его в трудную минуту, даже избавить от боли. Но одних слов мало, надо чтобы и поступки наши были такими, за которые не приходилось бы стыдиться.

Простите. В. Юсупов.

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся : взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» , - сказал.

И мама молчит, улыбается даже :

«Мы купим другую, есть лучше в продаже…»

«Простите!» . Казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

Ссора. А. Кузнецова.

Мы поссорились с подружкой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только с мишкой убежала

И сказала : «Не отдам!» .

Я пойду и помирюсь, дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей куклу, дам трамвай и скажу : «Играть давай!» .

Воспитатель :

Давайте подведём итог нашей беседы. Скажите, что вы поняли и какие выводы сделали для себя?

(Ответы детей, высказывание мнений.)

Воспитатель :

Добрым человеком должен быть каждый из нас. Потому что доброта необходима каждому , кто рядом с нами. Только доброжелательное , уважительное и почтительное поведение и общение принесёт людям радость.

Кто встречался со Злом, тому не везло

С Добром кто встречался, тот вечно был счастлив,

Умён, остроумен и просто удачлив.

И думало Зло, что Добру точно также

Ходить по Земле унижаться и даже

Не делать добра никогда никому,

Но тут вдруг Добро прошептало ему:

«Ведь знаешь, что я не такое как ты,

Я жду веселья, а ты ждёшь беды.

Я процветаю от детского смеха,

А бить, убивать это разве потеха?

Откуда взялось ты вообще на Земле?»

А Зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,

Михаил Реутов

Наплевать, что с другими случится,

Я буду от горя людей веселиться,

Я буду молиться, чтоб кого – то убили,

Потом посижу, посмеюсь на могиле.

А так, как нас больше – я буду плеваться

На всех, кто захочет с тобою остаться!»

Добро от такого шатнулось немного:

«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,

Просить у Него чьей – то смерти, ведь Он

Творец этой жизни – Примите Поклон»

«А мне наплевать на Него, не боюсь я,

Его добрых чар, потому что мне грустно,

Когда кто - то делает только добро.

Пойду я» - «иди, но запомни одно –

Нас больше и этим всё решено!!!»

б) Беседа по содержанию стихотворения.

О чём шёл спор?

Какие вопросы возникли в ходе этого спора?

Что такое Добро и Зло? Как появилось Зло на Земле?

Чего больше на Земле: Добра или Зла?

Какова тема нашего мероприятия?

Работая над темой, нам предстоит ответить на определённые вами вопросы.

Работа по теме.

Размышляем сами.

Подумайте, как определить Добро и Зло (ответы детей)

Добро – благо, всё хорошее, положительное, то, что требует от нас долг человека, христианина.

Зло – противоположное добру, худое, лихое, отрицательное, противное всякому благу.

Так определяет эти понятия В. И. Даль. А как говорится об этом в православии?

2.Самостоятельная работа.

Найдите нужные слова для определения основных понятий урока.

(У детей карточки для составления окончания фразы)

Добро – это то, ... (что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога)

Зло – это то, … (что удаляет человека от этих добрых целей, толкает к дурным поступкам, соблазняет к совершению греха, губит душу)

Выбор материала для ответа на второй вопрос темы.

1.Размышляем сами.

- Как же появилось Зло на Земле? (ответы детей)

2. Прослушивание рассказа заранее подготовленным учеником.

Бог, создатель всего сущего создал сначала мир духов, которые жили в небесном мире. Он наделил их бессмертием, разумом и свободной волей. Такой мир называется в Священном Писании небесным или ангельским. Эти духи были разделены Богом на 9 чинов: первая тройка – престолы, херувимы и серафимы, вторая тройка – начала, господства и власти, третья – силы, архангелы и ангелы. Один из семи высших архангелов назван был Денницей, что означает утренняя звезда. Он не захотел идти путём, определённым Богом. Вместо того, чтобы созерцать своего Творца, он направил свои c илы на созерцание своей собственной красоты. Он сам захотел стать Богом для ангелов. И тогда он породил ложь. Рождая одну ложную мысль за другой, он изобрёл клевету и стал Дьяволом (что означает – клеветник ).

00:06 03.01.2018

Человек предпочитает, чтобы его окружали хорошие вещи. Если есть возможность, он всегда выберет хорошую обувь, хорошую одежду, хорошую квартиру. Но если такое отношение касается неодушевлённых вещей, то тем более оно проявляется в отношениях к людям. Действительно, каждый хочет, чтобы его окружали хорошие люди - порядочные, честные, верные, добрые. Но тогда мы и сами должны стремиться быть лучше.

И, наверное, каждый этого хочет. Каждый предпочтёт, чтобы его считали хорошим человеком. Никто в детстве не мечтает стать злодеем. Но проходят годы, и, как правило, всё больше позади ошибок и всё больше несовершенств накапливается в человеке. А тот идеал, который был в юные годы, так и остаётся недостижимым.

Почему так происходит?

Есть две главные причины. Первая - неправильные отношения человека с Богом. Бог есть истинное благо и источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто по своей жизни и делам не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова.

Вторая причина - неправильное понимание добра, его смысла, его цели. Непонимание того, что есть настоящее добро и чем оно отличается от ложного добра, которое только кажется добром, но не является им на самом деле.

Господь может исправить любого грешника. Чтобы это случилось, человек должен приблизиться к Богу. «Приблизьтесь к Богу, и (Он) приблизится к вам», - говорит апостол Иаков (Иак. 4, 8).

А приближение человека к Богу происходит как раз благодаря последнему важнейшему условию пути к святости - совершению добра и укоренению в добродетели.

Что такое добродетель? В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова хорошим, добрым, ибо добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть тех самых семи греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещённого Христом.

Самая большая сложность в делании добра - определение чётких ориентиров и понятий. Для многих людей серьёзным препятствием на этом пути стало непонимание того, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, каких видов оно бывает, ради чего совершается и к чему приводит. В некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок будет правильным и хорошим, но такая ясность есть далеко не всегда.

Святой Тихон Задонский даёт такое определение: «Добродетель есть всякое слово, дело и помышление, согласное с законом Божиим».

В этом изречении святитель сразу даёт понять, что истинное добро всегда связано с Богом. Как мы помним, Бог абсолютно добр и Он - подлинный источник добра. Поэтому добром в настоящем смысле является сознательное исполнение Его святой воли, которая для людей выражена в установленных Им духовных закономерностях, то есть заповедях Божиих.

Добро настоящее и мнимое

Каждый человек, даже неверующий, как создание Божие чувствует в себе голос совести, который помогает ему в общих чертах отличать добро от зла. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и добрые поступки.

Но ценность каждого поступка определяется тем, с каким намерением он совершается. Известна такая притча. Трое рабочих переносили кирпичи для строящегося храма. Каждому задали вопрос: «Что ты делаешь?» Первый ответил: «Таскаю кирпичи»; второй - «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»; а третий сказал: «Строю храм». В глазах сторонних людей их дело было одинаковым, но неодинаковым оно было в глазах Бога и неодинаковое значение имело для души каждого из них.

Итак, нравственная ценность дела зависит от того, с каким намерением его совершает человек и ради чего (или ради кого).

Помогать больным - дело хорошее. Однако представим человека, который собирает средства для больных, но и себя при этом не забывает. Творит ли он ли добро? Нет, просто деньги зарабатывает.

Или представим другого человека, также помогающего больным. Он не получает за это никаких денег, однако заботится о том, чтобы его благотворительность была известна как можно большему кругу людей. Делает ли этот человек добро? Нет, он просто зарабатывает себе хорошую репутацию, людскую славу, уважение.

Всякое дело, совершаемое с корыстными целями, не есть доброе дело по существу. Сюда же можно отнести и тот случай, когда кто-нибудь восклицает: «Вот, я ему столько добра сделал, а он мне такую гадость учинил!» Да ещё добавляет: «Вот и делай после этого добро людям». Но эти слова значат, что человек и не делал настоящего добра, а искал выгоды для себя, желал привязать к себе облагодетельствованного человека, рассчитывал на взаимность по принципу «ты мне, я - тебе»; то есть здесь те же самые корыстные цели, пусть корысть состоит не в деньгах или славе, а в расположении конкретного человека.

Вернёмся к примеру с помощью больным. Представим человека, который делает это, не получая ни денег, ни славы и не рассчитывая завоевать расположение каких-либо людей. Но он делает это ради себя, чтобы почувствовать себя удовлетворённым, чтобы хвалить себя и гордиться собой, превозносясь над теми, кто не столь щедр, как он. Разве нельзя сказать, что и он таким образом получает свою выгоду, которая губит значение его доброго дела?

«Как сгнивший плод бесполезен земледельцу, так добродетель гордого не нужна Богу»,  - учит преподобный Нил Синайский.

Итак, никакое доброе дело, совершаемое из эгоистичных побуждений, в действительности не является настоящим добром. Не являются также подлинным добром те поступки, которые совершаются под явным или неявным нажимом других людей. Сделает ли доброе дело человек, потому что его кто-то заставляет, или донимает просьбами, или для того, «чтобы не выделяться из всех», как, например, в храме многие прихожане во время обхода с тарелкой для пожертвований охотно кладут деньги на виду у всех, но далеко не все из них опускают пожертвование в церковную кружку, когда этого никто не видит.

О подобных вещах святитель Иоанн Златоуст сказал: «Всякое доброе дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду». По свидетельству святителя Григория Богослова, «добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, которая имеет в виду одно добро». И преподобный Иоанн Кассиан говорит, что «тот, кто хочет достичь истинного усыновления Богу, должен творить благое из любви к самому благу».

Недостаток добра

В наше время многие жалуются на подавленное настроение, раздражительность, депрессии. Не потому ли всё это происходит, что так мало и так нерегулярно люди творят чистое добро? Многие знают, что человек по-настоящему хороший, добродетельный, выделяется даже внешне, как иногда говорят, «прямо светится». Почему так? Потому что, по словам святителя Григория Нисского, приобретение добродетели «приносит в душу непрекращающуюся радость».

«Живые отличаются от мёртвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то... ничем не лучше мёртвых», - говорит святой Григорий Богослов. Сколь многие могли убедиться в истинности этих слов, найдя подтверждение им если не во всей своей жизни, то хотя бы в отдельные её периоды, наиболее «тёмные» в эмоциональном плане. Люди не чувствуют в себе радости, потому что не чувствуют в себе жизни, а не чувствуют жизни, потому что не творят истинное добро.

Многие беды современного человека вытекают из того, что он не делает добро, а если и делает, то изредка, по случаю, кое-как. Для него доброделание является скорее исключением, а не правилом. От этого повсеместное оскудение любви, которое мы все видим. Родители забрасывают детей, дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки - и всё из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает.

Святитель Григорий Палама пишет: «Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра - елею, любовь - фитилю, на котором почивает, как огонь, благодать Божественного Духа. Когда же недостаёт елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати гаснет».

Уникальная ценность сделанных добрых дел

Все люди смертны. Каждый знает это, но многие стараются забыть, отодвинув подальше тот момент, когда о смерти придётся задуматься всерьёз. А любые честные размышления о смерти неизбежно приводят к двум главным вопросам: «Что останется после меня?» и «Что возьму я с собой?» Смерть - тот рубеж, который обесценивает многие земные ценности. Умный человек понимает, что ни деньги, ни имение, ни слава, ни власть, ни родные, ни друзья не сопроводят человека, отправляющегося в «путь всея земли». Всё останется здесь, когда душа его уйдёт на суд Божий. Имущество достанется другим, людская память исчезнет, тело истлеет.

Но искреннее добро, сделанное человеком, не исчезнет и не истлеет; оно - то единственное, что он может взять с собой, что сохранится в вечности и что определит его загробную участь. Наши добрые дела останутся с нами и на суде Божием будут свидетельствовать в нашу пользу. Так об этом говорит преподобный Ефрем Сирин: «Всё преходит, братия мои, только дела наши будут сопровождать нас. Потому приготовьте себе напутствие для странствия, которого никто не избежит».

Заблуждения относительно добродетели

Иногда люди боятся браться за добродетели, полагая, что не смогут со своего сегодняшнего уровня подняться так высоко, чтобы сплести такой венец добродетелей, какой сплетали себе святые. Однако нужно понимать, что совершенствование в добродетелях происходит не столько силами самого человека, сколько силой Бога, которая подаётся, если человек принял и показал твёрдую решимость стать на путь добра.

А кроме того, добродетели приобретаются не последовательно, как кирпичи, слагающие дом. Нет, «все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависит», - говорит святой Макарий Египетский. Поэтому «одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели».

В духовной жизни особенно важно помнить, что добрые дела мы совершаем благодаря Богу, Который дал нам возможность, разумение и силу их совершить. Это понимание уберегает от эгоистичного тщеславия, которое губит душевную пользу от сделанных добрых дел так же, как ржавчина губит металл. Ошибочно приписывать лишь себе самому свои добродетели, ибо «как источник дневного света - солнце, так начало всякой добродетели - Бог», - пишет Марк Подвижник.

Ошибаются те, кто говорит: «Вот, я крещён, хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь - и этого достаточно для моего спасения». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах… ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха».

О двух крайностях

Господь Иисус Христос предупреждал: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21), тем самым ясно давая понять, что одно лишь называние себя христианином и даже молитвы ко Господу, если это не сопряжено с творением добра, заповеданного Богом, не принесут пользы и спасения. Об этом свидетельствует и апостол Иаков: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 14–17).

Но при этом нужно опасаться, чтобы не впасть в другую крайность, считая, что не важно, как верить, - главное, чтобы человек делал хорошие дела. Поскольку добро непосредственно связано с Богом, то невозможно совершенствоваться в добродетели, имея искажённые или ложные представления об источнике добра - Боге.

Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что для успеха истинная вера должна сочетаться с доброделанием: «Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно жить? С другой стороны, что пользы - быть воздержанным и нечестиво богохульствовать?». И святой Игнатий (Брянчанинов) говорит, что «только тогда принимает Бог добродетели наши, когда они - свидетели веры, сами же по себе они недостойны Бога».

О видах добродетелей

Существует несколько видов добродетелей, которые, хотя имеют внутреннее единство, как происходящие от единого Бога, при этом являют видимое многообразие. Из них наиболее известны воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, милосердие, смирение, любовь. В том, что Господь предлагает для желающих достичь святости разные пути в виде различных добродетелей, проявляется Его внимание к свободе человека и Его любовь к нам.

Чтобы укорениться в добродетелях, нужно все творимые добрые дела посвящать Христу, творить их во имя Его. Так, например, если обидят нас и захочется нам отомстить, то сдержимся, говоря в себе: «Прощу ради Христа, простившего мне мои грехи». Если у нас самих мало денег, а к нам подошёл нищий и нам не хочется давать, вдобавок бесы насылают мысли, что он будто бы недостоин нашего подаяния, то пересилим себя и дадим с мыслью: «Подам ради Христа, давшего мне всё, что я имею». Если мы уже съели достаточно, а чрево просит ещё и ещё, остановимся, встанем из-за стола, говоря в себе: «Воздержусь ради Христа, Своим постом научившего меня воздержанию».

С подобным расположением нужно творить и все остальные добрые дела, большие и малые. Кроме такого внутреннего посвящения, совершение добрых дел нужно обязательно сопровождать молитвой, например: «Господи, дай мне сил простить (подать) воздержаться» и так далее. Молитва есть мать всех добродетелей. Мы не можем стяжать добродетели без помощи Божией. Сам Господь сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). Те, кто не понимают этого и пытаются исполнять заповеди, опираясь лишь на собственные силы, быстро надрываются и приходят в разочарование.

Чтобы успешно постигать добродетели, очень полезно советоваться с теми, кто уже прошёл по этому пути. Найти в жизни столь опытного духовного наставника не всякому возможно - это особый дар Божий, но всякий может получить ценные советы из книг, написанных святыми отцами.

Злые духи, стремящиеся сбить человека с пути, разумеется, будут пытаться помешать тому, кто решил подвизаться в добродетелях. Но даже если бы они не мешали, само естество, привыкшее грешить, все порочные привычки наши будут, особенно поначалу, мешать нам укореняться в истинном добре.

Поэтому святые отцы предупреждают: «Перед началом доброго дела приготовься к искушениям, которые постигнут тебя, и не сомневайся в истине» (преподобный Исаак Сирин). «Кто совершает дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение. Ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением» (преподобный авва Дорофей).

Так что «когда, делая добро, потерпишь какое-нибудь зло, хотя бы на долгое время, не соблазняйся - тебе непременно воздаст Бог. Чем больше медлит воздаяние, тем большим оно будет» (святитель Иоанн Златоуст). «Не думай, что ты приобрёл добродетель, если прежде не боролся за неё до крови» (преподобный Нил Синайский).

Это, конечно, не означает, что из-за страха перед возможными искушениями лучше ничего доброго не делать. Добро нужно делать безо всякого страха: пусть нам мешает диавол, но зато помогает Сам Бог, Который сильнее диавола. На нашей стороне не только Бог, но и все ангелы и святые Его, особенно же наш личный ангел-хранитель и святой Небесный покровитель, который даётся Богом при крещении каждому православному христианину. Все они помогают в нашем пути к добру.

Так что любой христианин пусть помнит слова, которые пророк Елисей сказал своему слуге, испугавшемуся вражеских полчищ: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (4 Цар. 6, 16).

Урок по основам православной культуры

«Добро и зло»

Учитель: , МОУ СОШ №1 р. п. Пачелма

учебный год

Тема: Добро и зло в христианстве.

Цели :

Показать понимание добра и зла в христианстве.

Продолжить формирование своего отношения к понятиям « добро» и «зло»;

Уметь различать добро и зло.

Раздаточный материал : текст притчи «Добро и зло» (приложение №1), варианты кластеров (приложение №2), (В. Закруткин «Матерь Человеческая» №3), карточки с высказываниями (приложение №4), варианты выполненных работ (приложение №5).

Форма работы : групповая и индивидуальная.

задача для человека состоит в том, чтобы научиться различать истину и ложь, добро и зло и делать самостоятельный выбор.
« О духовной эволюции»

Ход урока .

I Стадия урока «Вызов ».

Цель: пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.

Постановка проблемы :

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
”Что такое хорошо, и что такое плохо?”

Что такое хорошо, и что такое плохо? Сегодня на уроке мы попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Задание №1.

Прочитайте притчу (притча даётся без заглавия), найдите ключевые слова, которые помогают определить основную мысль притчи, обозначьте её. Подберите заглавие.

(Приложение)

Ключевые слова : благо, вред, добром, лютым злом, темна природа зла, суть добра
душой непостижима и мудра, доступна только Богу, что в жизни зло, что благо - сам суди,

речь молодых беспечна, злато, слово старика, вековая мудрость, не в почете седина, грань тонка, мысль об их сплетенье нелегка, сродни измене пестованье зла.

Основная мысль :

Но как бы ни добра душа была,
Сродни измене пестованье Зла.

Заглави е « Добро и зло», « Что в жизни зло, что благо – сам суди».

Итак, тема нашего урока «Добро и зло в христианстве». Эпиграфом являются слова

Прочитайте их и определите цели нашего урока.

А можно ли взять в качестве эпиграфа строки из притчи? Обоснуйте свой выбор.

(Возможные варианты ответов).

Мне кажется, что эпиграфом могут служить слова:


Душой непостижима и мудра,
Доступна только Богу одному -
Не нашему короткому уму.

Если человек знает христианские заповеди, живёт в соответствии с ними, то это поможет ему избежать в своей жизни ошибок. А ещё я считаю, что если человек живет в ладу со своей совестью, главным судьёй, то и понять, нравственно ли поступает он или нет, ему не составит труда.

В качестве эпиграфа, по моему мнению, можно использовать слова:


Ребёнку можно объяснить что хорошо, что плохо, но когда он подрастёт и у него накопится свой, пусть небольшой жизненный опыт, то выбор зависит только от него. Если он примет ошибочное решение, то и исправить его должен сам. А если трудно ещё самостоятельно принять решение, то прислушаться нужно к советам старших.


Как мысль об их сплетенье нелегка!-

эти слова, я полагаю, можно использовать в качестве эпиграфа. Притча служит примером того, что не всегда благие намерения могут принести добро. Мне, кажется, чрезмерная опека старших может тоже привести к отрицательным результатам, потому что молодые люди не смогут принять самостоятельного решения в трудную минуту.

Стадия урока «Осмысление».

Цель на этой стадии: знакомство с новой информацией.

- Для успешной, плодотворной и правильной жизни очень важно знать и понимать что такое добро, а что зло. Многие люди старались дать чёткое определение этих понятий, но трудность заключается в том, что они многозначны.

(На доске и в тетрадь записать).

Добро - всё положительное; Зло-всё отрицательное. (В житейском смысле).

«ДОБРО И ЗЛО - наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности». (Большой энциклопедический словарь.)

Но никто так ясно, так глубоко и так истинно не определил что добро, а что зло как Христианство.

Самый главный представитель добра - или даже источник самого этого понятия -Бог . Объективный критерий добра (также как и блага )- соответствие его воле Божией . (Библия. )

Добро – это дела милосердия. Различают дела милости телесной – накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф. 25:35-36 ). И милости духовной – обратить грешника от ложного пути его – спасти душу (Иак. 5:20 ).(Евангелие )

Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самомалейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф. 10:42 , Мк. 9:41 .

Зло рассматриватся не как сущность, но как умаление добра. Источник зла - злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Бог у .

Первым это сделал верховный ангел, ставший в результате Сатаной или Диаволом . Увлеченные им в падение ангелы стали демонами . Они видят смысл своего существования во вражде с Богом, и уже не могут покаяться и снова начать творить добро . Первое настоящее испытание людей, обусловившее весь драматизм человеческой жизни, это, как мы знаем из Библии, древо познания добра и зла. Но люди примирены с Богом крестной жертвой Сына Божия - Иисуса Христа . И поэтому каждый человек имеет возможность покаяться и вернуться в послушание Богу . Критерием различения добра и зла является то, насколько человеческие и моральные качества содействуют или противодействуют цели спасения. Таким образом, добро и зло - антонимичные понятия.

Работа в группах.

Составление кластера «Добро» и « Зло». (Смотри приложение №2).

Обобщить ваши кластеры я предлагаю в таком виде:

Добро зло

Созидает разрушает

Любит ненавидит

Помогает топит

побеждает добром силой

радостно хмурится

красиво уродливо

мирно враждебно

спокойно раздражается

миролюбиво задирается

прощает злопамятно

свято гнусно

Какие слова, по вашему мнению, являются ключевыми? Обоснуйте своё мнение.

Выводы:

Отсюда становится ясно, что действительно в мире есть созидательная сила - добро, и разрушительная сила - зло. Добро порождает добро, а зло разрушает все и, в конце концов, и само себя. И это есть жизненный факт и истина, в которых каждый человек может сам убедиться, наблюдая за людьми и окружающим нас миром. И поэтому всегда нужно исходить из христианской любви и доброжелательства ко всему живому. Это должно быть основой нашего поведения и нашего мировоззрения. Любовь и добро есть ключ ко всей жизни, ко всему миру. Добрые отношения дают добрые, положительные результаты

Вывод в тетради:

Добро - понятие христианской нравственности , противоположное понятию зла .

Добро- намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, осуществляется только свободной волей .

Стадия урока «Рефлексия».

Цели: установление обратной связи с учениками на уровне понимания сути названной темы и выяснение их отношение к ней.

Творческая работа.

Прочитайте текст, взятый из произведения В. Закруткина « Матерь Человеческая» (приложение №3) и напишите сочинение, в котором выразите своё отношение к прочитанному, используйте материал урока. В качестве эпиграфа выберите одно из высказываний. (Приложения №4).

Стадия урока « Подведение итогов».

Подводя итог нашему уроку, я обращаюсь к вам со словами ёва: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчётно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно».

А в минуты сомнения вспомните строки:

Человек, в чьем сердце смута

Или боль рождает стон,

Поклоняется чему-то

И во что-то верит он.

Может, верит он, как в Бога,

В торжество добра для всех,

Только жаль его, тревога

Не стихает, как на грех.

А другой, быть может, верит,

Что людская суть темна,

И своею меркой мерит

Ближних в наши времена.

Зло, мол, людям неподвластно

И, как мир, оно старо.

Ну а я из тех, кто страстно,

Верит в Разум и Добро!

Н. Харлампьев.

Задание на дом:

Выберете одно из предложенных высказываний (приложение №4) и напишите

Аргументируйте свою точку зрения, используя материал урока и примеры из художественной литературы .

Приложение

Как часто в жизни дело иль предмет

Одним даруют благо, прочим – вред.

И шаг души, проникнутый Добром,

К нам может возвратиться лютым Злом.

Темна природа Зла, а суть Добра,

Душой непостижима и мудра,

Доступна только Богу одному, -

Не нашему короткому уму.

Дарован пламень каждому в груди,

Что в жизни Зло, что Благо - сам суди.

Охотник, застрелив волчицу-мать,

Решил к себе домой волчонка взять,

Чтоб дом щенок подросший сторожил,

И, словно пёс, защитою служил.

Как радовались дети! Но отец

Охотника разгневался вконец:

«Собакой волку в жизни не бывать,

Убей его, иль нам несдобровать!

Убей его, закончи дело, сын,

Ужель беду предвижу я один?!»

Речь молодых беспечна и легка,

Как злато, веско слово старика,

Но вековая мудрость не слышна,

Коль в доме не в почете седина.

Умолк старик, пустой предвидя спор,

И стал волчонок в доме жить с тех пор.

Как взрослый, мясо ел за четверых,

И стал крупнее сверстников своих,

Что мучились от голода в лесах,

И выли на морозе и ветрах.

Избалован кормежкой и теплом,

Волчонок подрастал, как снежный ком,

Но зверь есть зверь, и, сколько ни корми,

Он вскоре тяготиться стал людьми.

Наскучили и ласка, и игра,

Коль кровь пролить пришла ему пора.

Волчонок стал из дома убегать,

И взрослых псов соседских задирать,

Искать на теле слабые места -

Он что ни делал - делал неспроста!

А вечером, покусанный и злой,

Брёл нехотя к охотнику домой.

В его крови проснулась злая страсть,

Желание стащить, убить, напасть,

Сбежать в леса, где вольное житье,

Где ждёт единокровное зверьё...

Стремглав промчалось года полтора,

Его уже на цепь сажать пора!

О, если б людям знать, что не к добру

Сажать волков в собачью конуру,

Что им мила лишь дикая судьба

И хуже лютой смерти жизнь раба.

Что волку пёсья жизнь сулить могла?

Мешок костей с хозяйского стола?

Собачье счастье – серому беда,

Горька без воли лучшая еда.

Как сирота, ночами он взвывал,

А днём – скоту проходу не давал.

Побег был предрешён. И, выждав срок,

Сбежал на волю выкормленный волк.

А вскоре – не заставив себя ждать! -

Стал на коров отставших нападать.

Волк, знающий повадки местных псов,

Дурачил, как мальчишек, пастухов.

Он, с детства не боящийся огня,

Как ночью, драл овец и среди дня,

Затем исчез на время, чтобы вновь,

Уже со стаей, портить людям кровь.

Он, будучи сильней иных волков,

Пришло к селянам горе. Кто в те дни

Не ладил для бандитов западни?

Но разве от ловушек мог быть толк,

Коль выращен охотником был волк?

Ни травленое мясо, ни капкан,

От бедствий не избавили селян…

Лишь следующею снежною зимой

Наказан был грабитель за разбой.

Лощина та, где стая залегла,

Толпой людей в кольцо взята была.

Был каждый до зубов вооружён,

И злобно за патроном жёг патрон.

Убили всех – матёрых и щенков,

Чтоб впредь не видеть лиха от волков…

По мере вдохновения и сил

Насколько между ними грань тонка!

Как мысль об их сплетенье нелегка!

Но как бы ни добра душа была,

Сродни измене пестованье Зла!

Приложение

Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. В какое – то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен. Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца.

Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застил ей глаза. И в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополёвой ветке Ивана. И босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей – фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве. На которой серебрились такие же чужие. Непонятные, крючковатые буквы…

Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка - немец шевельнулся.

Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий сдавленный крик, который показался ей громом:

Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза…

Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никогда не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле – всё, всё что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, которого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и – видно по всему – не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлебывающийся крик, спасли его.

Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

Присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

И Мария поняла, не могла не понять, что она – последний человек, которого обреченный на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд – Мария и это поняла – выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…

Приложение

В человеке заложена вечная, возвышающаяся его потребность творить добро.

Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности .

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни…

.

Ни один злой человек не бывает счастлив .

Жизнь злых людей полна тревог .

Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх.

Если не хочешь знать страха, не чини зла.

Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние.

Приложение

Вариант сочинения (ученица11класса Ольга Г.

В человеке заложена вечная, возвышающая

его потребность творить добро.

Самая страшная беда человечества – война. Зло, которое она приносит людям,

неизмеримо. Невозможно смириться с потерей близких людей, забыть моральные и физические страдания. И как поступить в той ситуации, когда ненависть и горячая, слепая злоба захлёстывают тебя? Подчиниться жажде мщения или побороть это разрушительное желание?

В. Закруткин в повести «Матерь Человеческая» на примере Марии даёт своё представление о том, как может вести себя в подобной ситуации человек. «Алый туман застил ей глаза», когда она увидела одного из них, палачей-фашистов, полураздавленного, недобитого. Безмолвная толпа хуторян, раскачивающийся на тополевой ветке Иван, босые ноги повисшей на тополе Фени, чёрная удавка на детской шее Васятки - всё это мгновенно пронеслось в её воспалённом мозгу. И она поднимает вилы, слегка отворачивается, чтобы не видеть то страшное, что должна сделать, но слышит крик. Этот крик «впился в грудь Марии». Тихий, сдавленный крик «Мама!» множеством раскалённых ножей пронзил её сердце. Святое это слово оказалось сильнее злобы и мести. Спустя мгновение, мать ужасается тому, что подчинилась этому чувству: хотела убить беззащитного . И она уже не мстит, а защищает угасающую жизнь семнадцатилетнего мальчишки. Добро оказалось сильнее зла, потому что в человеке заложена изначально потребность делать добро.

Эссе «Добро и зло».

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях .

Утомили диспуты на темы морали и нравственности, особенно, на телевидении. Все о чем-то рассуждают, “формируют” мировоззрение, а понятия о существе основополагающих вещей не дают. Так как же разобраться в том, что такое хорошо, и что такое плохо. Ведь именно эти понятия позволяют, сохраняя достоинство в глазах окружающих, обрести самоуважение и уверенность в себе. С рождения каждому человеку и семья, и государство пытаются помочь разобраться в этом, чтобы он избежал конфликта с обществом. Но часто человек конфликтует с самим собой и в силу своих духовных и интеллектуальных задатков пытается во всем разобраться самостоятельно. Но оказывается: прописанной истины нет. Но может, ее и нет вовсе? Многие считают, что все вообще относительно. В каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств. Получается, хорошее, плохое – в сущности, одно и то же. А может, действительно, нет ни хорошего, ни плохого? Ну, за исключением самих слов. Казалось бы все так. Но, думая о себе, человек осознает - может для кого и относительно, а для меня - вполне определенно. Вот это - плохо, а это - хорошо. А что для меня - хорошо, для другого - плохо? Или не всегда? Но некоторые вещи - всегда. А как же должно тогда быть, чтобы и для меня и для другого - хорошо? И - всегда? Может быть, совесть поможет прояснить ситуацию? Но тогда только человек судит себя. А как же общественное мнение? Очень все индивидуально, а, следовательно, неопределенно. Так что же может помочь задумавшемуся человеку? Прежде всего, понимание того, что, смысл простого житейского вопроса: “Что такое хорошо и что такое плохо?” заключается в желании познать Истину в определении различий между Добром и Злом . И как следствие - ясного представления об их существе и о несомненных ориентирах в самом процессе этого познания

Урок курса «Основы православной культуры»

Тема: ПРАВОСЛАВИЕ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ПОНЯТИЕ ГРЕХА, РАСКАЯНИЯ И ВОЗМЕЗДИЯ .

Цель: осмыслить понятия добра и зла; формировать убеждения о том, что человек может справляться с грехами, а, значит бороться со злом, приумножать меру добра в себе и в мире.

Задачи:

    Познакомить детей с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и в окружающей жизни;

    Сформировать представление о грехе и его связи со злом;

    Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

    Поднять проблему добротворчества;

    Установление правил жизни доброго человека;

    Воспитание нравственных качеств личности школьника;

    Обогащение словарного запаса;

    Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, терпимости, взаимопонимания, уважения к высказываниям одноклассников.

Виды деятельности: устный рассказ на тему; беседа, комментированное чтение, работа со справочной литературой, самостоятельная работа с источниками информации, поисковая деятельность.

Основные термины: добро, зло, грех, грехопадение, покаяние, возмездие.

Оборудование: древо познания добра и зла, листья с названиями «добрых дел»;

карточки с заданиями;

компьютерная презентация.

Ход урока

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК.

Дорогие друзья! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха.

Пусть ваши улыбки согреют наши сердца, а тепло наших сердец согреет всех гостей, собравшихся в классе.

    ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

1.Определение темы урока.

а) Работа с эпиграфом. Слайд 1

Тему нашего разговора на уроке поможет определить высказывание Льва Николаевича Толстого.

«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра»
Л. Толстой.

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на уроке? (О добре и зле) Слайд 2

б) Постановка цели урока.

Ребята, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра)

Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)

Какова цель нашего урока?

Осмыслить понятия добра и зла и выбрать для себя какой дорогой идти: дорогой зла или дорогой добра.

    РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Вопросы о том, что такое добро и зло издревле волновали людей. Как вы это понимаете?

Добро – это то, ... (что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога)

Зло – это то, … (что удаляет человека от этих добрых целей, толкает к дурным поступкам, соблазняет к совершению греха, губит душу)

Давайте подберем однокоренные слова к слову «зло». А какие вы вспомните синонимы?

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Хотите узнать, что послужило началом зла среди людей?

Посмотрите внимательно на экран.

Интерактивная модель «Грехопадение и изгнание из рая»

Какое зло совершил человек? (нарушил заповедь)

Какую заповедь, согласно Библии, нарушил человек?

К чему привело это непослушание человека? (прервалась связь между человеком и Богом, человек стал смертным)

Как стали называть непослушание человека Богу? (грех)

Что такое грех? Назовите синонимы.

В православном понимании грех действительно воспринимается как промах. Ведь это буквальный перевод греческого слова «амартиа». Добро – это то, что приближает к Богу, зло – отдаляет. Т.е. человек промахивается, бьет мимо цели!

А что указывает человеку на то, что он совершил грех, т.е. недобрый поступок? (совесть)

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:

Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде.

Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние .

РАСКАЯНИЕ

Раскаяние (или покаяние ) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам.

Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести.

Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений.

Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.

У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!».

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ (беседа)

«Пропадал и нашелся, был мертв и ожил».

Как поступил в притче отец с раскаявшимся сыном? (Он одел его в лучшие одежды). Заметили, какой контраст между последствием греха Адама и Евы и последствием раскаяния блудного сына?

ВОЗДАЯНИЕ С чем человек предстанет перед Господом?

    ТРЕНИНГ «КАК НЕ ПОПАСТЬ В СЕТИ ЗЛА?»

Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше сё быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла (сжать пальцы кулак)

Покажите, где на каком этапе надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (на мизинце)

Какой надёжный щит мы можем поставить на пути зла? Выберите те качества, которые помогут не впустить зло.

Добро, любовь, хамство, терпение, уважение, злоба, забота, бестактность, сострадание, неприязнь, добродетель, послушание, грубость, честность, непослушание, благодарность, милосердие, лживость, взаимопомощь, жестокость, прилежание, жадность, щедрость, трудолюбие, корысть, спокойствие, лень, скромность, развязность, тактичность.

Дети выбирают карточки и прикрепляют на доску.

Проверка задания тренинга.

Ребята, посмотрите, какая получилась стена. Она не даст проникнуть в душу злу.

    ИТОГ УРОКА.

Достигли мы цель урока?

Определите, какой дорогой идти?

Дорогой добра или зла?

Ребята, смогли ли мы ответить на вопросы, поставленные в начале урока?

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети

И раскаянья жгучего мгла.

Всё же вы не слабейте душою,

Как придёт испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

VI . РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель:

Что нового вы узнали о добре и зле?

Подтвердились ли ваши представления о том, что такое добро и зло?

Заключительное слово учителя:

На мир смотрите добрыми глазами,

Чтоб добрым было слово, добрым труд,

Нам, людям, лишь добро приносит счастье.

VII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1.Расскажи членам семьи и друзьям о добре и зле с точки зрения православной культуры.