Тип религиозных обрядов. Религиозный обряд: как совершать, отличия от верований, появление христианства. Какие бывают ритуалы

Обряды есть в большинстве религий и призваны усилить веру человека, так как имеют массовый характер и способны влиять на сознание людей, создавая видимую сторону веры.

Религиозные обряды

Религиозным обрядом называют комплекс действий, которые выполняются в строгом порядке, часто с применением религиозной символики, лозунгов, песен и молитв. Обряды применялись с незапамятных времён, когда большая часть народов ещё придерживалась языческих верований. Как синоним можно употреблять слово "ритуал". Целью этих мероприятий является укрепление веры, предание видимости догме, поскольку люди по своей натуре больше склонны верить в то, что видят, а не в невидимые божества. К числу обрядов относятся:

  • Венчание;
  • Жертвоприношение;
  • Паломничество в святые места;
  • Инициация;
  • Крещение;
  • Отпевание умерших и т.д.

У некоторых народов, таких как ацтеки, майя, древние египтяне, финикийцы, жители Карфагена и т.д., в древности существовали человеческие жертвоприношения, которые должны были лояльно настроить богов к верующим. Например, люди могли так просить у бога о дожде при засухе или о хорошем урожае, о победе в войне и т.д. С распространением монотеистических религий эти ритуалы перестали существовать.

У многих народов продолжают существовать обряды с жертвоприношением животных, например, у мусульман во время праздника Курбан-Байрам. Также распространено оно у евреев, армян и т.д. В жертву приносят таких животных, как баран, петух, голубь и т.д.

В основном, обряды проводятся религиозным духовенством, и это служит методом для повышения статуса священнослужителей. Например, в особо религиозных христианских общинах, особенно в Средние века, без присутствия священника свадебный ритуал не мог состоятся. А без отпевания люди боялись, что душа их родственника не попадет в рай. Со временем это привело к тому, что в Средние века церковь во многих странах, особенно в католической Европе, стала коррумпированной, и для благословения или отпевания католические священники требовали деньги и дары.

Многие существующие ныне религиозные ритуалы, обычаи и обряды существуют очень долгое время, поскольку пришли к нам из древних времен, когда человек использовал их в качестве своеобразной энергетической поддержки и помощи в различных бытовых ситуациях.

Древние ритуалы и обряды

Не секрет, что в древности люди занимались охотой, и таким образом добывали себе пропитание. Однако не всякий раз охота удавалось, и чтобы избежать голода, люди старались призвать удачу знаками: например, рисовали животных на скалах, а затем поражали их копьями, символизируя успешный исход.

Тогда же начали складываться и , например, ритуал захоронения человека. В могилу полагалось класть цветы, оружие и предметы, которыми человек пользовался при жизни. Как правило, все ритуалы обозначают действия, которые связывают человека с миром потусторонним.

Позже для проведения ритуалов и обрядов в племени стал появляться особый человек, которого звали магом или колдуном. Они выполняли все действия сами и учили других выполнять их. Славянские обряды и ритуалы могут отличаться от ритуалов других народов, поскольку все они имеют свою специфику.

Религиозные обряды и ритуалы: тогда и сейчас

В каждой эпохе ритуалы все более усложнялись. Люди находили новые способы просить у богов желаемого. В наши дни каждая религия имеет свои обряды и ритуалы, которые могут быть ежедневными (например, ), календарными (например, обряды и ритуалы на рождество) или единичными – например, крещение.

Как и в наши дни, молиться человек мог в одиночестве, или придя в специальный храм. В те времена дома у каждого человека был свой небольшой алтарь, у которого также полагалось молиться.

На Сибирской земле издревле жили племена северных народов, у которых в племени были шаманы, которые занимались исключительно обрядами и ритуалами. Согласно мифам, шамана выбирали сами духи – человека, который должен был стать им, забирали в иной мир, разбирали на части и создавали заново, уже в новом качестве. Такой человек умел ходить между мирами, мог исцелять людей, ставить энергетическую защиту, влиять на погоду. Традиционно в их ритуалах использовалась музыка – звон бубна.

Интересно, но у бурятов и других народов севера, сохранивших свою культуру в наши дни, по-прежнему есть шаманы, которые действительно владеют удивительными способностями: могут наложить и снять проклятие или предсказать судьбу.

Многие века лучшие головы пытались найти обоснованную версию повода генерации паранормального умозаключения человека и понять религию как модель общественного мнения. Возникнув на начальной стадии прогресса человечества и зрея веками на основе неправильного воссоздания в разуме истинных явлений в природе и обществе, религиозные верования и обряды искажали восприятие мироздания и потустороннего существования, туманили умы. Укрепляясь в воспоминании поколений, верование стало частью культурного резерва общественности. В процессе совершенствования возникали религии не только людей, из которых вышел Провидец. Новые вероучения заполнили души населения разных государств: христианство, ислам и буддизм стали мировыми верованиями.

Определение термина

Религиозный обряд - священнодействие, осуществляемое по сложившемуся чину священником, является проявлением внутренней сути традиции во внешнем выражении. Церемония посылает благословение на все жизненные и духовные моменты человеческого бытия, имеет освещающее, укрепляющее и обновляющее влияние на душу и тело, направлена на достижение цели для свершения или упреждения событий, природных катаклизмов.

Подвиды

Религиозные обряды можно разделить на три вида:

  1. Богослужебные - это таинство, которое является составным элементом церковной литургии: освещение хлеба и воды, вынос святой плащаницы, причастие и др.
  2. Символические - действо, выражающее разные общие религиозные концепции, открывающие путь к общению с Богом. Например, крестное знамение, являясь символом крестных мучений Христа, одновременно служит средством защиты от инфернальных сил тайнодействия.
  3. Совершение религиозных обрядов на людские потребы - одобрение на учение, поездку, поминовение усопших, освещение помещений, вещей.

Что такое ритуалы?

Религиозные обряды и ритуалы зарождались в древности, некоторые сохранились до наших времен. Отличие ритуала от обряда состоит в том, что одна и та же треба производится периодически для свершения соединения с Богом. Цель проведения ритуалов заключалась в помощи при разных событиях человечества. Так, у первобытных племен существовал порядок на удачу. Перед охотой они поражали копьями нарисованных животных. Примерно тогда же появился ритуал погребения усопших, которое предполагало последовательность действий, обеспечивающих связь с загробным миром. Со временем ритуалы модернизировались, у всех религий сформировались действа единичного, ежедневного, некоторые календарного характера.

В любой вере таинство разделяется по степени ценности и важности, при этом простые предметы обретают сверхъестественные функции. Обычный хлеб после пресуществления становится Телом Христовым и носителем благодати. Наряду действуют ритуалы, которые не предусматривают такой миссии, они носят показную установку. Например, баптисты воспринимают крещение как иллюстрацию смерти Христа для спасения людей, где участник возрожден благодаря публичному покаянию.

Какие бывают ритуалы?

Ритуалы подразделяют по функциональному признаку:

  • результативные - проникновение в реальность божественной силы;
  • иллюстративные - демонстрация имевших место эпизодов или абстрактных догматических фактов;
  • обязательные - делятся на одновременные и неодновременные.

Как обряды и ритуалы связаны с религией?

Древние люди пытались разобраться в причинно-следственной связи природных явлений, задавались вопросами о том, почему идет дождь и восходит солнце. Они одушевляли окружающую действительность, считали, что миром управляют добрые и злые духи, поклоняясь им как богам.

Существует много толкований термина «язычество», науковеды считают, что это религия, другие трактуют как образ жизни определенной народности, третьи интерпретируют как фольклорный элемент. Верование было широко распространено, но особенно культивировалось на Руси и на территории Скандинавии. В Древнем славянском мире управление осуществлялось богами. Следует отметить, что они не были разобщены. Боги составляли структурированную систему в иерархической лестнице, где каждый выполнял свои функции, они подчинялись верховному Творцу. В христианстве термин применяют при противопоставлении вере многим богам единобожию.

Что произошло с приходом христианства?

В I веке н. э. зародилось христианство. Религиоведы признают факт, что более 2000 лет назад в Назарете родился мальчик, впоследствии ставший проповедником. Последователи Иисуса признают версию непорочного зачатия девы Марии от Святого духа и чтят его как Мессию. Суть религии заключается в почитании одному Божеству.

Возникновение христианства имело идеологическую основу, идейным источником стал иудаизм. Произошло переосмысление учения иудаизма о монотеизме, мессианстве. Ветхозаветная традиция не утратила своей значимости, получила новую трактовку. Для христиан Библия служит непререкаемым авторитетом. Иисус был основателем кодекса моральных правил, ставших основой мировоззрений нового поколения.

Основные обряды в Исламе

Чтение Корана. В богослужебном ритуале чтению Корана уделяется очень большое внимание. Наличие в доме Корана, независимо от того, умеют в этом доме его читать или нет (лишь очень немногие из мусульман умеют читать Коран), считается весьма похвальным и понимается как хранение священной реликвии. Среди мусульман распространена клятва на Коране. В мусульманских странах все значительные общественные мероприятия, праздники, торжества открываются чтением Корана по радио и телевидению. Перед началом ежедневных радиопередач также читается Коран.

Намаз (молитва). Мусульманину предписано молиться (совершать намаз) пять раз в день - это одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая - утренняя молитва на заре (салят ассубх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых рак-атов, т.е. поклонений, падений ниц; вторая - полуденная (салят асазухр) - из четырех рак-атов; третья - во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, - из четырех рак-атов; четвертая - при заходе солнца (салят аль-магриб) и пятая - в начале ночи (салят аль-иша состоят из трех рак-атов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц рамадан введена особая молитва - тарауих-на-маз, совершаемая после проведенного днем поста. Совершать намаз можно в любом месте, но ему обязательно должно предшествовать ритуальное омовение. Лучшее место для молитвы - мечеть, молитвой там руководит имам. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети.

Обрезание крайней плоти. Относится к числу ритуалов, предписанных сунной - мусульманским священным преданием. Совершается в младенческом возрасте. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые считают его целесообразной в гигиеническом отношении процедурой.

Милостыня. Обряд подачи милостыни (нищим, в пользу мечети) осуществляется в соответствии с указанием Корана: «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите». Мусульмане верят, что милостыня освобождает от греха и способствует достижению райского блаженства. Хаджж (паломничество). Паломничество в Мекку и Медину (места, где протекала деятельность Мухаммеда) не является непременной обязанностью, но каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению хаджжа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджжа беспредельны. Разрешается посылать вместо себя и других лиц. Совершившие паломничество пользуются в мусульманском обществе особым почетом и уважением, часто носят особую одежду, например зеленую чалму. В.И. Гараджа «Религиоведение.», 2-е изд., дополн. - М.: Аспект Пресс, 1995. 115-120стр,

Основные обряды в Иудаизме

Молитва. Является наиболее распространенным обрядом в иудаизме. В представлении верующих евреев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей. Во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) верующему предписывается надевать на лоб и левую руку тефиллин (филактерии) - два маленьких кожаных ящичка кубической формы с ремнями. В ящички вложены написанные на пергаменте цитаты из Торы. Верующий также обязан трижды в день молиться «бецибур», т.е. совершать богослужение при наличии молитвенного десятка, миньяна (общинного кворума) и, кроме того, любое действие (прием пищи, отправление естественных потребностей и т.п.) сопровождать славословием в адрес Яхве. Верующему предписано ежедневно благодарить Всевышего за то, что Бог не сотворил его язычником, женщиной и амхаарцем.

Мезуза и цицит . Иудаизм предписывает верующему в обязательном порядке развешивать мезузу и носить цицит. Мезуза - кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония; свернутый свиток помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Цицит - кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям арбаканфота, т.е. к четырехугольному куску материи, одеваемому религиозными евреями под верхнюю одежду.

Капорес. Магический обряд капорес совершается в ночь накануне судного дня и состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина - курицу), произнося три раза специальную молитву. Затем птицу режут, а мясо поедают в ночь на исходе судного дня.

Лулав. Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (суккот). Молящийся должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой - эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя Ташлих. В день иудейского Нового года (рош-гашана) верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым освобождаются от грехов. Кошер н треф. Согласно иудейскому вероучению, нища делится на дозволенную (кошерную) и недозволенную (трефную). Можно питаться мясом жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам ше-хиты (ритуального убоя). Запрещено одновременно употреблять мясную и молочную пищу. К табуированной пище относится свинина.

Обрезание. Исполнению этого обряда в иудаизме придается особое значение: исполнение этого великого завета Яхве считается залогом религиозной исключительности еврейского народа. Омовение. Верующему предписано накануне субботы и других религиозных праздников совершать омовение в микве - специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой, предваряя каждую молитву омовением рук. О.Ф. Лобазова Религиоведение., М.: 2002 - 97-110стр

Основные обряды в Христианстве

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». Православие и католичество признают все семь таинств; лютеране - крещение и причащение; Англиканская церковь - крещение, причащение, брак.

Крещение - таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской Церкви. Ритуал крещения состоит либо в погружении новорождённых в купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквях, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание - таинство, тесно связанное с крещением. Его целью является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом - миром.

Причащение (евхаристия) - таинство, при котором верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими «тело и кровь» Христа. «Причащение Христовых тайн» призвано духовно изменить человека.

Покаяние (исповедь) - раскрытие верующим своих грехов священнику (исповедывающийся должен искренне раскаиваться в этих грехах) и получение от него «отпущения грехов» именем Хрипа. При этом Церковь гарантирует тайну исповеди.

Священство - таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя.

Брак - таинство, совершающееся при заключении церковного (Замка. Благодать соединяет супругов по образу союза Христа с Церковью.

Елеосвящение (соборование) - таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определённых молитв, которые сопровождаются помазанием освящённым елеем лба, щёк, губ, груди и рук. От человека требуется вера и покаяние. При этом условии ему отпускаются грехи. http://www.way-s.ru/ezoterika/35/6.html (05.12.12)

Основные обряды в Индуизме

Наиболее распространенный тип религиозного обряда - пуджа или богопочитание. Почти в каждом индуистском доме имеются священные изображения или статуи любимых богов, перед которыми читают молитвы, поют гимны и возлагают приношения. В бедных жилищах пуджа проходит скромно. Мать семейства на рассвете читает молитвы и звонит в колокольчик перед базарными цветными картинками богов, развешанными в уголке ее комнаты. В домах богатых людей пуджа совершается с приношениями изысканных блюд и цветов, возжиганием курительных палочек в особой комнате, которая служит фамильным храмом, где никогда не гаснет священный огонь. В таких домах по особым случаям на пуджу приглашают семейного жреца, пурохиту. Религиозные службы такого рода больше всего распространены среди последователей культа бхакти. Основным современным храмовым обрядом, как и домашним, является пуджа, пришедшая на смену ведийско-брахманистской яджне. Ее стараются совершать правильно, то есть с соблюдением всех тонкостей, предписанных специальными текстами. Таких текстов множество: агамы, в которых описывается и разъясняется храмовый ритуал; краткие справочники храмовых обрядов, что-то вроде требников; справочники по астрологии с указанием точных дат для проведения ритуалов; сборники магических формул и заклинаний. Важнейшим источником знания ритуала была и остается устная традиция. Храмовая пуджа обычно начинается ранним утром. Жрец тщательно готовится к ней, очищает себя ритуальным омовением и молитвой. Потом он обращается к местному божеству - хранителю города или селения, в магическом ведении которого находится храм, и просит у него разрешения в этот храм войти. Отворив двери храма, "божьего дома", жрец вступает в спальню бога и будит его, распевая хвалебные гимны. В прежние времена для пробуждения богов использовали музыкантов и храмовых танцовщиц. Желая привлечь внимание божества, бьют в гонг, трубят в раковины, звонят в колокол. Центральная роль в ритуале принадлежит процедуре, называемой абхишек - окропление. Статую или иное изображение божества поливают водой или молоком, смазывают топленым маслом или сандаловой пастой, посыпают золотыми монетами или драгоценными каменьями. Цель такого обряда - или выразить бесконечную и бескорыстную преданность божеству, или получить от него милость.

Тилак

Последователи различных индуистских культов часто демонстрируют свою принадлежность к ним через цветные знаки на лбу, а иногда и на теле. Например, шиваиты чертят на лбу три белые горизонтальные полоски, вайшнавы - белое латинское V, рассеченное вертикальной красной чертой.

Упанаяна

Древнеиндийский обряд, совершавшийся над мальчиком из касты брахманов на восьмом году от зачатия или от рождения, над мальчиком из касты кшатриев на 11-м и над мальчиком из касты вайшьев на 12-м. Крайним сроком посвящения были 16-й, 22-й и 24-й годы. Совершение обряда Упанаяны было обязательно для всех арийцев (трех высших каст). Непосвященный отлучался, и с ним запрещалось всякое общение. Обряд Упанаяны признавался как бы вторым, духовным рождением и сопровождался наречением посвящаемому нового имени. Он знаменовал собою вступление мальчика в первую из четырех стадий жизни, обязательных для каждого арийца - стадию брахманского ученика (брахмачарин). Только пройдя эту стадию, ариец мог основать собственное хозяйство, вступив в брак. Приглашенные для совершения обряда брахманы, между которыми был и будущий учитель мальчика, совершали жертвоприношение; мальчика одевали в новую одежду, опоясывали особым поясом, свитым из трех нитей священной травы (для кшатрия - из тетивы лука, для вайшьи - из овечьей шерсти) и давали ему посох, который он должен был постоянно носить. Будущий учитель мальчика, поручив его различным божествам, дает ему краткое наставление: "Ты - брахмачарин: пей воду, делай дело (священное), не спи днем, воздерживайся от многословия, подкладывай дрова в огонь". После этого ученик подкладывал дрова в огонь и отправлялся за сбором милостыни для себя и своего учителя. После трехдневного поста, а иногда и в тот же день, ученику преподавался первый урок. Припав к коленям учителя, ученик просил преподать ему священную строфу савитри (стих в честь бога Савитара). Учитель и ученик садились друг против друга, около огня; первый произносил сначала по частям, потом целиком священную строфу, а мальчик повторял за ним. Остатки обряда Упанаяны, подробное описание которого мы находим в древнеиндийских правилах домашнего ритуала (грихья-сутрах), сохранились в Индии местами и до сих пор.

Для Шраддхи существуют установленные каноны: в ее проведении участвуют 4 пандита. Один из них проводит Пуджу для остальных Пандитов, которые являются олицетворением разных Природных сил. Перед проведением Церемонии трое Пандитов весь день на кануне и в день проведения Церемонии соблюдают пост, перед началом - совершают омовение, одевают новую одежду. Они являются олицетворением трех различных Божественных сил. Первый Пандит олицетворяет Питру - наших предков: дедов, прадедов, бабушек и прабабушек. Во время проведения Шраддхи он сидит лицом на юг, потому, что юг это направление Ямы - Бога смерти, дух усопших предков приходит с этого направления. Второй Пандит олицетворяет Вишва Дэвас - они считаются телохранителями усопших душ. Вишва Дэвас всегда сопровождают усопшие души Питра, чтобы их охранять. Для Вишва Дэвас также должно проводиться подношение.Третий Пандит является олицетворением Вишну, он является главным божеством при проведении Шраддхи.Далее проводится оживление этих энергий путем произнесения Мантр, проведения определенных ритуалов. Затем следует угощение. Во время угощения Пандитам предлагается две - три разновидности сладостей, и несколько других блюд, приготовленных в масле, две либо три разновидности овощей, а также рис и другие блюда. После угощения Пандитам предлагается новая одежда.После этого главный Пандит готовит Пинда. Для приготовления используется рис, простокваша, и специальные черные семена, которые олицетворяют энергию Сатурна. Из всего этого делаются шарики, 3-6 штук. Считается, что такая пища, приготовление которой сопровождается пением Мантр, наполняется силой и энергией. После она предлагается душам предков.

Обычно, проведение Церемонии Шраддха является ответственностью старшего члена семьи, но любой член семьи также может провести эту церемонию. После проведения церемонии шарики из риса оставляют на корм воронам, размещая их таким образом, чтобы никакие другие животные не могли их достать. Считается, что вороны олицетворяют души умерших. Это древняя традиция, которая соблюдается тысячелетия. Все эти церемонии описаны в Ведах.Другой вид церемонии это Питру Пуджа. Для проведения этого вида церемонии приглашается два Пандита. При проведении церемонии главный Пандит читает Мантры, проводит ритуалы, а потом предлагает одежду и продукты, такие как рис, дал, овощи, соль и т.д. Пандитам предлагается неприготовленная пища потому, что они могут есть только те блюда, которые они готовят сами, либо, то, что готовят члены их семьи. Во время проведения этой церемонии, тот, кто проводит ее, должен вспомнить о предках, пожелать им всего хорошего, сказать, что им приносится подношение, и взамен он получит благословение своих предков. М. Элиаде, И. Кулиано «Словарь религиозных обрядов и верований.» М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997, 15, 35, 45, 70стр

Вера приобретает религиозный характер, становится элементом религии в том случае, если она включается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря, включается в религиозную культовую систему. Основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии.

Из этого следует, что между религиозным сознанием и религиозными действиями существует органическая взаимосвязь. Религиозный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.

Культовая система, прежде всего, представляет собой совокупность определенных обрядов.

Обряд – это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. В общей системе социального взаимодействия обряд фиксирует наиболее важные, узловые моменты в жизнедеятельности социальной группы. Специфика религиозных обрядов состоит в их идейном содержании, то есть в том, какие именно образы, представления, идеи, ценности они воплощают в символической форме. Каждая религиозная организация в процессе своего формирования и развития вырабатывает свою специфическую систему культовых действий.

Ритуал - «совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт» или «выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что ритуал является частным случаем более широкого понятия - обычай, однако отношение понятий «ритуал» и «обряд» в разных источниках определяется по-разному:

    понятия считаются тождественными;

    ритуал считается частным случаем обряда;

    ритуал является совокупностью обрядов.

5. Знак, символ, умилостивительные действия, молитвы, типы молитв.

В качестве важнейшего признака обряда исследователи этой социальной формы называют его символический характер. В философской литературе существует традиция рассматривать символ как особую разновидность знаков – «иконический знак», обладающий частичным сходством с обозначаемым предметом. Знак и символ имеют аналогичную структуру , включающую в себя: 1) материальную форму, 2) замещаемый (обозначаемый) предмет, 3) значение или смысл. Основное функциональное свойство этих социальных форм также аналогично. Они предназначены репрезентировать (представлять во вне) отличное от их форм содержание. Вместе с тем у знака и символа имеются существенные различия. Знаки – это искусственные образования. Их материальная форма в значительной степени произвольна и не влияет существенно на функционирование. Знак не воспроизводит объект, а лишь его замещает. Напротив, форма символа обладает частичным сходством с обозначаемым предметом. Она играет важную роль в раскрытии содержания , так как сама по себе информирует о содержании, оказывает влияние на воспринимающего. И этот факт значительно меняет функциональное свойство символов. Знаковые системы лишь обозначают предмет. Обозначение знаком носит внешний, формальный характер. Оно есть процесс внешнего выражения оформленного смысла. В символе же обозначение в значительной степени носит содержательный характер. Это образное обозначение, в известной мере воспроизводящее символизируемое содержание. Следовательно, на уровне символа происходит качественно новый процесс, который уже нельзя характеризовать просто как обозначение, а следует назвать символизацией. Символизацию можно определить как способность сознания посредством определенных чувственно воспринимаемых объектов образно репрезентировать (представлять во вне) другие объекты или явления действительности . С этих позиций, по нашему мнению, и обряд можно рассматривать как разновидность символа.

Эволюция религиозных обрядов шла по линии их спиритуализации, одухотворения. Вершиной такого пути является молитва – вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Этнографы утверждают, что молитва как специфический религиозный обряд сложилась на основе языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова). В качестве вербального компонента она первоначально входила в обряд жертвоприношения. Впоследствии молитва отделилась от жертвоприношения и стала важнейшим компонентом культа многих религий. Различают два типа молитвы . Психологической основой первого типа является своеобразная «сделка с Богом» , выпрашивание у него тех или иных благ, и соответственно, обещание выполнить все божественные предписания. Целью молитвы второго типа является само «общение с Богом», сближение и растворение верующего в Боге. Молитвы бывают коллективные и индивидуальные . Совершение молитв происходит во время богослужений в храмах, молитвенных домах, на кладбищах и т. д. Они совершаются организованно. В процессе этих молитв участники богослужения испытывают воздействие друг на друга как психологическое, так и контролирующее. Участие в коллективной молитве может происходить по различным мотивам, в том числе и не по религиозным. Человек может присоединиться к такой молитве в процессе богослужения, как говорится, «за компанию», чтобы не показаться «белой вороной» или просто потому, что пришел в храм, в молитвенный дом, на какое-то торжественное мероприятие, типа освящения вновь построенного здания, сооружения. Индивидуальная, уединенная молитва, как правило, происходит только на основе религиозной мотивации. Поэтому многие социологи считают ее важным признаком подлинной религиозности.