Что нужно читать в успенский пост. В успенский пост верующие читают дома определенные молитвы. Молитвы перед едой

Накануне двунадесятого православного праздника Успение Пресвятой Богородицы православные верующие соблюдают Успенский пост, который длится с 14 по 27 августа 2019 года. Он более строг, чем Петров и Рождественский посты, однако менее, чем Великий пост.

Как соблюдать Успенский пост?

В это время из рациона исключаются все продукты животного происхождения: мясо, рыба, молочные продукты и яйца.

  • По понедельникам, средам и пятницам рекомендовано сухоядение: можно включать в рацион хлеб, сырые овощи и фрукты.
  • По вторникам и четвергам можно есть отварные овощи без масла.
  • По субботам и воскресеньям разрешается растительное масло.

Если пост заканчивается в среду или пятницу, то разговляться следует только на следующий день.

С начала поста верующие отмечают праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Его также называют Медовым Спасом. В храмах проводятся торжественные богослужения и освещается мед нового урожая. Верующие угощают друг друга медом; проходят ярмарки, на которых продают мед и другие продукты пчеловодства.

19 августа 2019 года, в день Преображения Господня, в храмах освящают плоды нового урожая – яблоки, а в южных районах страны – виноград. В этот день допускаются послабления в посте: верующим можно есть рыбу, добавлять в блюда растительное масло и позволить себе немного вина.

Какие молитвы читать в Успенский пост дома?

Этот период считается прекрасным временем для духовного совершенствования, поэтому верующим нужно простить окружающим все обиды, попросить прощения самим и вознести молитвы Господу с чистым сердцем. Усердные моления помогают создать особый эмоциональный настрой в эти дни.

Кроме обычных утренних и вечерних молитв, рекомендуется читать Акафист Успению и ежедневно или несколько раз в неделю исполнять канон Пресвятой Богородице, который начинается со слов: «Многими содержим напасть…» (он приводится в православных молитвословах).

«Пресвятая Богородица, возносим молитвы к тебе. На Твою помощь и покровительство уповаем. Как Ты проводила время поста в строгости и воздержании, так и нам дай силы справиться с искушениями земными. Помолись Господу нашему Всемогущему за души наши да избави нас от тягостей и мыслей недобрых. Аминь».

Расскажем подробнее, о молитвах с которыми верующие обращаются к Богу в Успенский пост.

Перед вкушением пищи можно прочесть молитву «Отче наш»:

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

Также часто читают и следующую молитву:

«Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».

Можно поблагодарить Господа за дарованную вам пищу молитвой в произвольной форме, своими словами.

После вкушения пищи читают молитву:

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».

Людям, которым сложно выдержать все предписания Успенского поста, можно читать дома такую молитву:

«Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои. Да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле».

О чём ещё молятся православные в Успенский пост? 18 августа, накануне праздника Преображения Господня, верующие читают

Тропарь предпразднеству :
«Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднественная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия: восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту».

Тропарь Преображению Господню, глас 7
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе».
Перевод:
«Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!»

Кондак Преображения Господня, глас 7
«На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».
Перевод:
«На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние».

Величание Преображения Господня
«Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение».
Перевод:
«Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем пречистой плоти Твоей преславное преображение».

Задостойник
«Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа. Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко плотоносец явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем».

Приведем текст еще одной молитвы, которую во время Успенского поста возносят верующие в праздник Преображения Господня:

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков».

(22 голоса : 4.77 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» ().

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» ().

Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Святая Церковь празднованием Преображением Господню в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. Идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для нашего преображения из тьмы греха в свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь для Своего Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от нашего, дольнего мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славу. Как призывает нас в этот день Церковь – «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущий, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш».

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 (19)августа потому, что 14 (27) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 (19) августа.

Праздник Преображения Господня, по важности события, – великий и двунадесятый.

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.

Этот обычай – священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ().

Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ().

Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

С сегодняшнего дня, 14 августа, православные соблюдают Успенский пост. Он является самым коротким постом. Он длится до 27 августа, начинается Медовым Спасом, завершается Успением Божьей Матери.

Успенский пост – самый легкий и приятный, потому как едят молодой картофель с грибами, овощи с фруктами. В постные дни много молятся, читают основные молитвы до и после еды, а также для поддержания духа.

Что означает Успенский пост и зачем его соблюдать

Успенский пост установили в память Божьей Матери: всю жизнь она постилась и молилась. Божья Матерь заранее знала дату своей смерти, и перед ней усиленно молилась, несмотря на то, что ее душа в очищении не нуждалась. Богородица – образ святости и жертвенности, поэтому каждый православный человек постится, чтобы хоть частично повторить подвиг святой, уподобиться ее чистоте.

Цель Успенского поста, как и любого иного – усилить духовную жизнь. Его обязательно сопровождают молитвами, покаянием, добрыми делами, милосердием. В постные дни борются с греховными страстями, привычками.

Успенский пост начинается в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В праздничный день выносят крест, идут крестным ходом, святят реки, водоемы. Сегодня Медовый Спас, праздник для пчеловодов, день, когда заламывают в ульях медовые соты.

Что делать в дни Успенского поста

Успенский пост – дни духовного и телесного воздержания. Утром и вечером читают молитвы, едят растительную пищу, овощи с фруктами, но только не мясо, молочные продукты. Не употребляют спиртное. Посещение храма – обязательное, у икон усиленно молятся за здравие родных. Желательно, чтобы первый день поста прошел спокойно, а в последующие дни не было сильной физической нагрузки.

В Успенский пост нельзя жадничать, допускать злых мыслей, грешить. Также запрещено жениться, потому как свадьба – это веселье, недопустимое в постные дни. Нельзя посещать развлекательные мероприятия, танцы, даже желательно воздержаться от просмотра ТВ.

Из еды на столе не должно быть рыбы, мяса, молочной продукции. Только в день Преображения можно приготовить рыбные блюда.

ПН, СР, ПТ – дни сухоядения.

ВТ, ЧТ – дни вареной пищи без добавления растительного масла.

СБ, ВС – дни пищи с растительным маслом и вином.

Запрещены мясные продукты, яйца, все молочное, сладкое, выпечка, фаст-фуды, спиртные напитки.

Молитвы Успенского поста

Молитва перед едой

— Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Молитва после еды

— Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам, и спаси нас.

Молитва для поддержания духа

— Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле.

Каждый год в самом конце лета у православных наступает Успенский пост – самый короткий многодневный пост года, но не менее строгий чем Великий пост. Когда начинается Успенский пост 2018, сколько длится, какого числа заканчивается, что можно кушать и по каким дням – обо всем этом читайте в нашем материале.

Успенский пост 2018 – последний из многодневных постов в церковном году и единственный пост, посвященный Богородице. Он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы и длится с 14 по 27 августа (1 по 14 августа по старому стилю).

Календарь питания на каждый день успенского поста 2018: что можно есть в Успенский пост

Согласно церковному уставу православным следует придерживаться следующих разрешений в период Успенского поста:

  • Понедельник, среда и пятница – сухоядение, разрешено принимать пищу без термической обработки, без добавления растительного масла. Запрещено есть мясо и рыбу.
  • Вторник и четверг – в эти дни можно употреблять обработанную (вареную, тушеную) пищу.
  • Суббота и воскресенье – рацион можно добавлять растительное масло и пить немного сухого красного вина (оно считается растительным продуктом).

На период Успенского поста выпадает несколько праздников, один из которых Медовый Спас, который отмечается 14 августа. В этот день принято приносить в церковь мед и мак для освящения. В этот праздник допускается употреблять в пищу плоды нового урожая. На Яблочный Спас, которой празднуют 19 августа, после освящения в церкви плодов их можно есть сырыми и готовить из них различные блюда. Успенский пост заканчивается праздником Успения Богородицы 28 августа. В этот день можно употреблять блюда из рыбы. Если праздник Успения выпадает на среду или пятницу, то выходить из поста можно только на следующий день.

Питание в Успенский пост по дням в 2018 году:

  • 14 августа 2018, вторник (1 день Успенского поста) горячая пища без масла. Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары. После утренней молитвы в церкви освящается свежий летний мед, а значит, и праздничная трапеза включает в себя множество блюд с этим продуктом.
  • 15 августа 2018, среда (2 день Успенского поста) – сухоядение: в пищу употребляется сырая растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.
  • 16 августа 2018, четверг (3 день Успенского поста)
  • 17 августа 2018, пятница (4 день Успенского поста)
  • 18 августа 2018, суббота (5 день Успенского поста)
  • 19 августа 2018, воскресенье (6 день Успенского поста) праздник Преображения Господня – разрешается рыба и море продукты; в честь праздника разрешается красное церковное вино. По традиции в этот день можно есть яблоки нового урожая, а в некоторых регионах яблоки заменяются виноградом. Поэтому в обычное меню добавляются яблочные блюда; особенно популярны яблоки в меду.
  • 20 августа 2018, понедельник (7 день Успенского поста) – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.
  • 21 августа 2018, вторник (8 день Успенского поста) – горячая пища без масла, Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.
  • 22 августа 2018 года, среда (9 день Успенского поста) – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.
  • 23 августа 2018, четверг (10 день Успенского поста) – горячая пища без масла, Разрешается вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.
  • 24 августа 2018, пятница (11 день Успенского поста) – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.
  • 25 августа 2018, суббота (12 день Успенского поста) – горячая пища с маслом. Разрешается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картошка (жареная, вареная, печеная) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.
  • 26 августа 2018, воскресенье (13 день Успенского поста) – горячая пища с маслом. Разрешается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картошка (жареная, вареная, печеная) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.
  • 27 августа 2018, понедельник (14 день Успенского поста) – сухоядение: в пищу употребляется невареная растительная пища. В частности, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.
  • 28 августа 2018, вторник (пост завершился) – конец Успенского поста, можно употреблять все блюда.

Свадьба в Успенский пост – можно или нет

Любой церковный пост – это возможность верующему человеку показать свою любовь, прежде всего, Господу Богу. Успенский пост – это воздержание, как в духовном, так и в физическом плане. Свадьба же – это праздник. А церковь рекомендует в дни Успенского поста с 14 по 28 августа 2017 года воздержаться от празднеств и увеселительных мероприятий.

Свадьба в Успенский пост, посвященный Богородице, пост, по своей строгости, равный Великому посту, - событие, которое наблюдать православному человеку грустно. А ведь свадьба – одно из самых радостных и ярких событий в жизни человека. Свадебный день – это день рождения семьи. Первый день новой жизни для супругов. И если люди действительно верующие, то назначать свадьбу на дни поста крайне неблагоразумно.

Есть и другой взгляд на такое событие, как свадьба в Успенский пост. Церковь не запрещает проводить регистрацию в ЗАГСе, поскольку вообще не признает эту часть свадебной процедуры точкой отсчета семейной жизни, когда молодожены вступают в обязанности и права как единая семья. Церковь полагает, что только венчание дает молодым людям право называться мужем и женой. Отсюда следует, что проводить свадьбу в ЗАГСе вы можете в абсолютно любой день, а вот если хотите провести обряд венчания, то стоит подождать окончания поста.

Еще одним нюансом является праздничный свадебный стол. Ведь если у вас на свадьбе будут верующие люди, то они крайне негативно отнесутся к мясным блюдам на застолье.

Конечно, окончательное решение играть или грать свадьбу в Успенский пост остается за молодоженами, но с точки зрения православия и морали лучше всего назначить дату свадьбы на другое время.

Что можно и что нельзя делать в Успенский пост 2018

Что следует делать в дни поста

  • В дни поста поста следует читать утренние и вечерние молитвы.
  • Употреблять в пищу в период Успенского поста нужно растительную пищу, фрукты и овощи.
  • Следует отказаться от мяса, молочных продуктов и спиртных напитков.
  • Нужно посещать церковь и молиться у чудотворных образов за благополучие и здоровье любимых и близких людей.
  • В первые дни Успенского поста желательно освящать воду.
  • Церковь призывает отказаться от спешки, суеты и повышенной нагрузки.

От чего следует воздержаться в Успенский пост

  • Церковь советует на время поста отказаться от развлечений и как можно больше времени посвятить молитвам.
  • Праздность, жадность, злорадство, плохие мысли, плохие слова и другие грехи – недопустимы в пост.
  • В пост нельзя заключать браки. Свадьба – это торжество и радость, что недопустимо в этот период.
  • Также следует воздержаться от интимной близости.
  • Под запретом также гадания. Нельзя предвидеть свое будущее и пытаться изменить судьбу.

Какие молитвы читают в Успенский пост

Каждый верующий на протяжении всего Успенского поста, с 14 по 28 августа, должен каждый день с верой читать молитвы.

Проснувшись, первым делом прочтите «Отче наш». «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»

Садясь за стол обязательно прочтите молитву перед вкушением пищи. «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения».

Трапезу также заканчивайте словами молитвы. «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам, и спаси нас»

Перед отходом ко сну возносите Господу молитву за прожитый день. «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Молитва для поддержания духа в Успенский пост. «Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на земле»

  • Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 14 до 27 августа.

    Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.

    В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)».

    Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

    Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты.

    В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

    До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».

    В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

    Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.
    В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там — оставление пищи скоромной — более питательной и употребление пищи постной — менее питательной; здесь — оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

    Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

    И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

    Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход.

    В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

    В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

    В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

    По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).