Вопросы для повторения Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. «Полоса признания». Дипломатические конфликты. Ссср в локальных войнах и конфликтах. Апогей «холодной войны». Карибский кризис

Огромные территории СССР многим не давали покоя. Даже мирное время постоянно сопровождалось пограничными конфликтами, во время которых страна была в шаге от крупномасштабной войны.

Война за Карелию (1918-1920)

Спустя год после объявления независимости Финляндии, в марте 1918 года белофинские войска преследуя финских «красных», начали регулярно пересекать границу и выходить в Восточную Карелию. После разгрома Финляндской социалистической республики 15 мая 1918 года, демократическое правительство Финляндии, воспользовавшись недовольством Карельского населения советской властью, объявило РСФСР войну. В этом же году финнские войска захватили Восточную Карелию, а в 1920 – Печенгу.
Война закончилась осенью 1920 года подписанием Тартурского мирного договора. Советской России пришлось пойти на значительные уступки: Финляндия получала Западную Карелию до реки Сестра и Печенгскую область «на вечные времена». В ее составе оставалась Выборгская губерния, включенная когда-то в Финляндскую губернию для удобства управления.

Первая советско-финская война положила начало целой череде конфликтов за северо-западные территории. Следующее изменение границ произошло по итогам советско-финской войны 1939-1940 годов. Весь Карельский перешеек с городом Выборгом, а также Выборгский залив с островами, западное и северное побережье Ладожского озера отходили к СССР. Печенгская область (Петсамо) оставалась за Финляндией и вернулась в состав СССР лишь в 1944 году.

«Тюленья война»

Сразу после первых конфликтов с Финляндией, в 1920–1924 годах в территориальных водах Советского государства развернулась «Тюленья война» - вторжение сотен норвежских промысловых судов во внутренние воды РСФСР. Не имея достаточных военно-морских сил для сдерживания Норвегии, Советы отправили ноты протеста и издали распоряжение о конфискации судов и улова у нарушителей.

В ответ Норвегия потребовала изменить морские границы Советской республики. Норвежские суда не только не прекратили промысел в советских водах, но начали выходить в море в таком количестве, что местное население просто не могло выйти в море. Чтобы защитить свои рыболовецкие суда, в 1923 году Норвегия выслала броненосец, что было отмечено Советами как беспрецендентный случай: вторжение военного судна без объявления войны.

Первая попытка дипломатического урегулирования конфликта была предпринята лишь в 1924 году, когда был подписан договор о норвежской концессии в СССР на ведение зверобойного промысла. Советская администрация допустила в Белое море лишь 90 норвежских судов, которые вели ловлю согласно выделенным им квотам. Но нарушение границ продолжалось до 1936 года, когда была ликвидирована последняя норвежская концессия.

Конфликт на КВЖД

После Октябрьской революции 1917 года Китайско-Восточная железная дорога стала объектом спора крупнейших мировых держав. 31 мая 1924 года после установление дипломатических отношений с Китаем, была достигнута договоренность, согласно которой КВЖД становилась совместным советско-китайским мероприятием.

Но из-за смены руководства в Манчжурии, влияния белых эмигрантов и упадка доходов с КВЖД, что разоряло китайскую казну, уже с 1928 года начались первые попытки манчжурских властей захватить железной дороги. Весной 1929 года около 2000 советских граждан были арестованы и обезглавлены.

Советская сторона отправляла ноту протеста за нотой, но китайское правительство либо оставляло их без ответа, либо ставило невыполнимые условия для урегулирования конфликта. По словам американского консула в Харбине китайские власти «заставили себя поверить в то, что Советы никогда не перейдут от слов к делу».

Конфликт, который 20 июля 1929 перерос-таки в пограничную войну, завершился рядом сокрушительных поражений манчжурской армии.Хабаровский протокол от 22 декабря восстановил существовавший до столкновения статус дороги. Однако положение дел вновь изменилось к 1931 году, когда Манчжурия была оккупирована Японией. В 1935 году, после нескольких очередных провокаций на КВЖД, СССР продал ее марионеточному государству, контролирующемуся Японией, Маньчжоу-го.

Халкин-Гол

Военные провокации Японии на КВЖД в 30-х годах были первыми в ряде пограничных столкновений между двумя странами. Сразу после окупации Манчжурии Япония предъявила СССР претензии на территории возле озера Хасан и реки Туманной, однако в начавшемся военном конфликте быстро потерпела поражение. Тем не менее, не успели утихнуть последние выстрелы в районах спорных территорий, как Япония начала подготовку к новому нападению на СССР.

На первых этапах война у реки Халхин-Гол была как две капли схожа с конфликтом вблизи озера Хасан. Только на этот раз территориальные претензии Япония, точнее подчиненные ей манчжурские власти, предъявили не СССР, а Монголии. Впрочем, это так или иначе повлекло бы за собой стычки с СССР, поскольку в 1936 году им был подписан пакт о взаимопомощи с Монгольской Народной республикой.Токио требовал от Монголии отодвинуть границу на 25 киллометров и провести ее по реке Халхин-Гол. Все возражения монгольской стороны были проигнорированы. 11 мая 1939 года японо-маньчжурская кавалерия напала на монгольский пограничный отряд около Номон-Хан-Бурд-Обо и вышла на восточный берег Халхин-гол. Но уже 29 мая советские войска отбросили японцев назад.

Повторное наступление началось 2 июля, японцы оттеснили части советского охранения на юго-западе и с жестокими боями заняли стратегически важную вершину Баин-Цаган. Положение было критическим. Не дав противнику укрепиться, Жуков бросил в бой 11-ю танковую бригаду, которая вместе с подоспевшей пехотой окружила японцев. Потерпевшие поражение японские войска бросились бежать через реку, многие утонули. После этого, в течение двух месяцев Моголия была полностью очищена от японских войск. По мнению исследователей, сокрушительное поражение Японии при Халхин-Голе определило то, что во время Второй мировой войны японцы так и не напали на СССР, даже несмотря на требования Гитлера.

Конфликт на острове Даманский

Пекинский договор России и Китая от 14 ноября 1860 года не разраничивал водное пространство и острова. Граница сложилась исторически по китайскому берегу, что неоднократно оспаривалось самим Китаем. Остров Даманский расположен ближе к китайской стороне от фарватера реки, а значит Китай, согласно Парижской мирной конференции 1919 года, имел на него полное право.

Китайская сторона начала конфликт совершенно экстравагантной провокацией. За несколько дней до вторжения, около 500 хунвэйбинов на острове Киркинском встали спиной к границе, оголили свои ягодицы и в течение трех часов на морозе демонстрировали их советским пограничникам. В ответ на это советские солдаты поставили напротив них портрет Мао Цзэдуна, после чего китайская сторона спешно свернула акцию.

Спустя пару дней, 2 марта 1969 года, около 300 вооруженных китайских военнослужащих пересекли советско-китайскую границу и обстреляли пограничный пункт, совершавший регулярный обход острова, считавшийся советским. Окончательно вытеснить китайцев с острова удалось лишь благодаря применению ракетной установки «Град». В общей сложности в боях за Даманский погибло 58 советских пограничников, 94 были ранены. Но все эти жертвы впоследствии оказались напрасными, 19 мая 1991 года остров безо всяких боев был передан Китаю.

ЛЕКЦИЯ № 38

Международные отношения и региональные конфликты

Военно-политические блоки.

Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене вело к созданию военно-политических блоков. Наибольшее их число возникло по инициативе и под главенством США: НАТО (1949 г.), АН-ЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США, 1951 г.), СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Паки­стан, Таиланд, Филиппины, 1954 г.), Багдадский пакт (Велико­британия, Турция, Ирак, Пакистан, Иран, 1955 г.; после выхо­да Ирака - СЕНТО).

В 1955 г. была образована Организация Варшавского догово­ра (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Бол­гария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Основные обязательства участников блоков заключались во взаимной помощи друг другу в случае нападения на одно из государств-союзников.

Практическая деятельность внутри НАТО и прежде всего в военно-техническом сотрудничестве, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии противостоя­ния блоков. Особенно значительные силы сторон были сосредо­точены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое коли­чество атомного оружия.

Периоды «холодной войны» и международные кризисы.

В «холодной войне» выделяют два периода. Для периода 1946 - 1963 гг. характерно нарастание напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кризиса. Это период создания военно-политических блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух социально-экономических систем. Значительными событиями были Корей­ская война 1950 - 1953 гг., война Франции во Вьетнаме 1946 - 1954 гг, подавление СССР восстания в Венгрии в 1956 г., Суэц­кий кризис 1956 г., Берлинские кризисы 1948 -1949, 1953 и 1961 гг., Карибский кризис 1962 г. Ряд из них едва не вызва­ли новую мировую войну.

Второй период «холодной войны» начался в 1963 г. Он ха­рактеризуется переносом центра тяжести международных кон­фликтов в «третий мир», на периферию мировой политики. Од­новременно отношения США и СССР трансформировались от конфронтации к разрядке международной напряженности, к переговорам и соглашениям, в частности, о сокращении ядер­ных и обычных вооружений и о мирном решении международ­ных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и война СССР в Афганистане.

Карибский кризис.

Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение негласно разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядерного удара, каким стал Советский Союз после размещения американских ракет в Турции. Получение сведений о размещении советских ракет на «красном острове» вызвало панику в США. Противостояние достигло своего пика 27 - 28 октября 1962 г. Мир был на грани войны, однако благо­разумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с остро­ва в ответ на обещания президента США Дж. Кеннеди не втор­гаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.

Война во Вьетнаме.

США оказывали помощь Южному Вьет­наму, однако режим, установившийся там, оказался под угро­зой краха. На территории Южного Вьетнама развернулось пар­тизанское движение, поддерживаемое Демократической Респу­бликой Вьетнам (ДРВ, Северный Вьетнам), Китаем и СССР. В 1964 г. США, использовав в качестве предлога собственную провокацию, начали массированные бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили войска в Южном Вьетнаме.

Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с партизанами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществляли массовые расправы с мирными жителя­ми, но движение сопротивления ширилось. Американцы и их местные подручные несли все большие потери. Столь же безу­спешно американские войска действовали в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в самих США, наряду с военными неудачами заставили американцев пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американские войска были выве­дены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу - г. Сайгон. Появилось новое государство - Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ).

Война в Афганистане.

В апреле 1978 г. в Афганистане прои­зошел военный переворот, осуществленный приверженцами ле­вых взглядов. Новое руководство страны заключило договор с Советским Союзом и неоднократно просило его о военной помо­щи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Гражданская война между сторонниками и противниками ново­го режима в Афганистане все сильнее разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в страну ограниченного контингента войск. Присутствие советских войск в Афгани­стане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР действовал в рамках соглашения с руководством страны и ввел войска по его просьбе. По сути, советские войска оказа­лись втянутыми в гражданскую войну в Афганистане. Вывод советских войск из Афганистана был осуществлен в феврале 1989 г.

Ближневосточный конфликт.

Международные еврейские (сионистские) организации выбра­ли территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира еще в начале XX в. В ноябре 1947 г. ООН приняла реше­ние о создании на территории Палестины двух государств: араб­ского и еврейского. Иерусалим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено Государство Из­раиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Началась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска Египет, Иордания, Ливан, Си­рия, Саудовская Аравия , Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более половины территории, пред­назначенной для арабского государства, и западную часть Иеру­салима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан по­лучила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.

С тех пор противостояние евреев и арабов в Палестине оста­ется одной из острейших проблем. Сионисты призывали евреев всего мира переселяться в Израиль, на «историческую родину». Для их размещения на арабских территориях создавались ев­рейские поселения. Влиятельные силы в Израиле мечтают о соз­дании «Великого Израиля» от Нила до Евфрата (символически эта идея отражена в государственном флаге Израиля). Союзни­ком Израиля стали США и другие западные страны, СССР под­держал арабов.

В 1956 г. объявленная президентом Насером на­ционализация Суэцкого канала ударила по интересам Велико­британии и Франции (Насер поддерживал антифранцузское вос­стание в Алжире). Началась тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта. 29 октября 1956 г. изра­ильская армия перешла египетскую границу, а в зоне канала высадились англичане и французы. Силы были неравны, гото­вилось наступление на Каир. Лишь после угрозы СССР приме­нить силу против агрессоров в ноябре 1956 г. военные действия были прекращены, а войска интервентов покинули Египет.

5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобож­дения Палестины (ООП) во главе с Ясиром Арафатом, соз­данной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине араб­ского государства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продвигались вглубь Египта, Сирии, Иордании. Протесты против агрессии, охватившие весь мир, и усилия СССР заставили Израиль уже 10 июня остановить военные действия. В ходе ше­стидневной войны Израиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, западный берег реки Иордан, восточную часть Иеру­салима, Голанские высоты на сирийской территории.

В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действова­ли более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полуострова. В 1970 и 1982- 1991 гг. израильские войска втор­глись на территорию Ливана для борьбы с находившимися там палестинскими беженцами. Часть территории Ливана оказалась под контролем Израиля. Лишь в начале XXI в. израильские вой­ска покинули Ливан, однако провокации против этой страны продолжались.

Все попытки ООН и ведущих мировых держав добиться пре­кращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1978-1979 гг. при посредничестве США удалось подписать в Кемп-Дэвиде мирный договор между Египтом и Израилем. Из­раиль выводил войска с Синайского полуострова, но палестин­ская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных терри­ториях Палестины началась интифада - восстание палестинцев. В 1988 г. было объявлено о создании Государства Палестина. По­пыткой разрешить конфликт стала договоренность между лиде­рами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестин­ской автономии на части оккупированных территорий. Однако Палестинская автономия находилась в полной зависимости от Израиля, а на ее территории оставались еврейские поселения.

Ситуация обострилась в конце XX - начале XXI в., когда началась вторая интифада. Израиль был вынужден вывести свои войска и переселенцев из сектора Газа. Но взаимные об­стрелы территории Израиля и Палестинской автономии, терро­ристические акты продолжались. Летом 2006 г. шла война меж­ду Израилем и ливанской организацией «Хесболла». В конце 2008 г. - начале 2009 г. израильские войска нанесли удар по сектору Газа, где у власти находилось радикальное движение Хамас. Военные действия привели к гибели сотен палестин­цев.

Разрядка.

С середины 50-х гг. СССР неоднократно выступал с инициативами всеобщего и полного разоружения. Важнейшие шаги по смягчению международной обстановки были сделаны в 70-е гг. В США и в СССР росло понимание, что дальнейшая гон­ка вооружений становится бессмысленной, что военные расходы подрывают экономику. Улучшение отношений между СССР и Западом получило название разрядка.

Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация отношений СССР с ФРГ. Важным пунктом договора между ними было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ (1970). Во время визита в СССР в мае 1972 г. прези­дента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ограни­чении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об огра­ничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Новый Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2) был подпи­сан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокращение численности баллистических ракет.

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся заклю­чительный этап Совещания по безопасности и сотрудни­честву глав 33 европейских стран, США и Канады. Его итогом стал Заключительный акт, в котором были зафиксированы прин­ципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

В конце 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Прекра­тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях све­та в начале 80-х гг. вновь привели к усилению гонки вооруже­ний и росту напряженности.

Международные отношения в конце XX - начале XXI в.

Перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказывать существенное влияние на международные отношения.

Глава Советского Союза выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной является проблема выживания челове­чества и ее решению должна быть подчинена вся внешнеполи­тическая деятельность. Решающую роль сыграли встречи и пе­реговоры на высшем уровне между и президен­тами США: сначала Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим. Они привели к подписанию двусторонних договоров о ликвида­ции ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограни­чении и сокращении стратегических наступательных вооруже­ний (СНВ-1) в 1991 г.

На нормализации международных отношений благоприятно сказалось и завершение вывода советских войск из Афгани­стана.

После распада СССР Россия продолжила политику друже­ственных отношений с США и другими ведущими западными государствами. Был заключен ряд важных договоров по даль­нейшему разоружению и сотрудничеству (например, договоры по СНВ-2 и СНВ-3). Резко снизилась угроза новой войны с ис­пользованием оружия массового поражения. Вместе с тем советско-американские соглашения времен перестройки и позд­нейшие российско-американские соглашения содержали немало односторонних уступок со стороны СССР и России.

С 90-х гг. в мире осталась только одна сверхдержава - США. Вместо биполярного мира времен «холодной войны» возник однополярный мир. США взяли курс на наращивание своего во­оружения, в том числе и новейшего. В 2001 г. США вышли из Договора по ПРО 1972 г., а в 2007 г. объявили о размещении систем ПРО, фактически направленных против России, в Чехии и Польше.

В 2008 г. проамериканский режим, установленный в Грузии, совершил масштабное нападение на Южную Осетию - одно из непризнанных государственных образований на территории быв­шего СССР. Агрессия была отражена российскими войсками и местными ополченцами. После этого Российская Федерация при­знала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Серьезные перемены произошли на рубеже 80 - 90-х гг. в Ев­ропе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию гер­манского вопроса и объединению Германии. СССР вывел из Гер­мании свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия, в 2004 г. - Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония, в 2009 г. - Ал­бания и Хорватия. В 2009 г. в военную организацию НАТО вер­нулась Франция.

Целью НАТО провозглашается обеспечение коллективной безопасности ее членов в европейско-атлантическом регионе. На­падение на одну из стран НАТО трактуется как нападение на союз в целом. НАТО открыт для вступления новых членов, спо­собных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО: развитие международного сотрудничества и предотвра­щение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защита ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

Высшим политическим органом НАТО является Североат­лантический совет (Совет НАТО), который состоит из пред­ставителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Северо­атлантический совет может организовывать встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сес­сиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран - участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом НАТО является Коми­тет военного планирования, который дважды в год собирается на свои сессии на уровне министров обороны. В период между сессиями функции Комитета военного планирования осущест­вляет Постоянный комитет военного планирования, в состав ко­торого входят представители всех стран - участниц блока в ранге послов.

Высший военный орган НАТО - Военный комитет, состоя­щий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Главное командование в Европе воз­главляет верховный главнокомандующий (всегда американский генерал).

В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важ­нейшая - «Партнерство во имя мира». В Совет евроатлантического партнерства (СЕАП) входят 46 стран, в том числе Укра­ина и Россия.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском простран­стве. Происходили вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Процессы становления само­стоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии сопровождались войнами, массовыми этническими чистками, потоками беженцев. НАТО с 1993 г. активно вме­шивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны.

Еще один очаг напряженности продолжает существовать на Ближнем Востоке. Неспокойным регионом является Ирак. Слож­ными остаются отношения между Индией и Пакистаном. В Аф­рике периодически вспыхивают межгосударственные и граж­данские войны, сопровождающиеся массовым истреблением на­селения.

Сохраняется напряженность в ряде регионов бывшего СССР. Здесь до сих пор существуют непризнанные государственные об­разования – Приднестровская Республика, Нагорный Кара­бах.

С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с международным терроризмом. Помимо Ирака американские войска вторглись в Афганистан, где при помощи местных сил был свергнут режим талибов. Это привело к многократному ро­сту производства наркотиков, которые широким потоком хлы­нули в страны бывшего СССР и Европы.

В самом Афганистане боевые действия между талибами и ок­купационной армией все более усиливаются. США угрожают применить военную силу против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран. Все это стало возможным из-за складывания однополярного мира, где господствуют Соединенные Штаты. Од­нако совершенно очевидно, что даже такое могущественное го­сударство, как США, тем более в условиях развала экономики из-за начавшегося в 2008 г. кризиса, не сможет решить глобаль­ные мировые проблемы.

Подобным положением недовольны другие постоянно расту­щие центры силы - Европейский союз, Китай, Индия. Они, как и Россия, выступают за создание многополярного мира, за расширение роли ООН.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем состояли причины образования военно-политических бло­ков? В чем заключались их задачи?

2. Каковы причины кризисов в 40 - 50-х гг.? Каковы были их по­следствия?

3. Каковы причины и последствия крупнейших военных конфлик­тов 60 -80-х гг.?

4. Что такое разрядка? В чем ее причины? Какие были достигну­ты соглашения?

5. Как изменилось соотношение сил в мире в конце XX - начале XXI в.?

6. Составьте таблицу, отражающую хронологию крупнейших меж­дународных конфликтов, которые произошли во второй поло­вине XX - начале XXI в.

Вместе с тем, в то же время произошли события, кото-рые сделали неизбежным новое обострение соперничества Советского Союза и Соединенных Штатов. Начиная с 50-х годов, советское руководство стало активно поддерживать освободительное движение в так называемых странах «тре-тьего мира». В 1955 г. СССР оказал протекцию президенту Египта Г.А. Насеру, когда тот, после национализации Суэц-кого канала, подвергся нападению Англии, Франции и Из-раиля. В 1957 г. Советский Союз успешно испытал меж-континентальную баллистическую ракету и вывел на орби-ту Земли искусственный спутник. Данное событие впер-вые создавало гипотетическую возможность ядерной ата-ки СССР территории США.

Возникновение нового витка напряженности произош-ло в связи с проблемой Западного Берлина» С 1958 г. Н.С. Хрущев стал добиваться изменения его статуса. Встре-ча советского лидера с новым президентом США Д. Кенне-ди, состоявшаяся в апреле 1961 г. в Вене, явилась оче-видным провалом советского внешнеполитического курса. В августе 1961 г. по решению политического руководства стран Варшавского Договора в Берлине была возведена полоса укреплений, полностью изолировавшая Западный Берлин от остальной части ГДР.

Апогей «холодной войны». Карибский кризис

Самым острым оказался карибский кризис 1962 г ., вызванный раз-мещением СССР ядерных ракет средней дальности на Кубе в непосредственной близости от США. Мир оказался на по-роге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь благодаря своевременно заключенному секретному компромиссу между Д. Кеннеди и Н. С. Хрущевым, в рамках которого советс-кие ракеты были выведены с Кубы взамен обещания США отказаться от агрессии против этой страны и демонтажа американских ядерных ракет в Турции.

Карибский кризис сменился периодом относительной разрядки в советско-американских отношениях и междуна-родных отношениях в целом. 15 августа 1963 г. был под-писан договор о запрещении ядерных испытаний в атмос-фере , космосе и под водой, ставший первым соглашением по контролю над вооружениями стратегического класса.

В то же время карибский кризис привел к окончатель-ному размежеванию внутри социалистического лагеря. Чрезвычайной остроты достигли советско-китайские отношения. В 1963 г. руководство Китая сформулировало за-явление, касавшееся территориальных претензиях этой стра-ны к СССР; данный дипломатический шаг сопровождался рядом провокаций на границе. Кульминацией стал воору-женный конфликт 1969 г. в районе острова Даманский.

Разрядка- К началу 70-х гг. гонка атомных вооруже-ний между двумя сверхдержавами привела к перенасыще-нию их арсеналов, реально поставившей мир перед лицом ядерной катастрофы. Изменилось и отношение обществен-ности западных стран к курсу своих правительств. Не пос-леднюю роль в достижении разрядки сыграла и в целом взвешенная политика СССР в отношении войны США во Вьетнаме и ближневосточного кризиса 1967 г.

В первой половине 70-х гг. международные отношения вступили в эпоху разрядки напряженности. В 1969 г. стра-ны Варшавского Договора выступили с предложением о со-зыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Евро-пе (СБСЕ). 12 августа 1970 г. был подписан советско-за-падногерманский договор, по которому признавались окон-чательными послевоенные границы в Европе и фиксиро-вался отказ от применения силы. В декабре 1970 г. был заключен аналогичный договор между ФРГ и Польшей, а в декабре 1973 г. — между ФРГ и Чехословакией. В декабре 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В сентябре 1971 г. подписывается соглашение между США, СССР, Англией и Францией по Западному Берлину, которое также исходило из концепции неприменения силы или угрозы силой в урегулировании вопросов, связанных со статусом зтого города.

В мае 1972 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву президента США Р. Никсона, в ходе которого были заключены Договор об ограничении систем противовоздушной обороны, Времен-ное соглашение об ограничении стратегических наступа-тельных вооружений (ОСВ-1), а также документ, фиксиру-ющий «Основы взаимоотношений между СССР и США». Зги договоры, наряду с подписанным в 1973 г. Соглашени-ем о предотвращении ядерной войны, явились важнейши-ми документальными актами, обозначившими поворот от конфронтации к разрядке в отношениях между двумя сверхдержавами.

В марте 1975 г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического и ток-сического оружия и об их уничтожении. В 1976 г. был под-писан советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных взрывов в мирных целях.

Кульминацией процесса разрядки стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Сове-щания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Базо-вым элементом этого документа явилась декларация прин-ципов взаимоотношений стран-участниц совещания: их су-веренного равенства; неприменения силы или угрозы си-лой; нерушимости послевоенных границ; мирного урегули-рования споров; невмешательства во внутренние дела; ува-жения прав человека и др. Однако на фоне разрядки про-должали вспыхивать региональные конфликты. В 1971 г. началась очередная война между Индией и Пакистаном. В 1973 г. разразилась новая арабо-израильская война.

Кризис политики «разрядки». Обострение противоре-чий. Судьба разрядки оказалась недолгой. В качестве глав-ной причины ее срыва выступило не только диаметрально противоположное понимание причин и перспектив разряд-ки, но и вытекаввдие отсюда попытки использовать ее для изменения в свою пользу соотношения сил в мире. С 1976 г. советское руководство начало размещать ядерные ракеты средней дальности (РСД) на- территории ГДР и Чехослова-кии, что создавало дополнительную угрозу западноевропей-ским странам. Нарастало и противостояние СССР и США в рамках локальных конфликтов (в Анголе, Мозамбике, Эфи-опии, Никарагуа и др.).

Окончательный крах разрядки про-изошел после ввода советских войск в Афганистан в декаб-ре 1979 г. Международная атмосфера вновь приобрела чер-ты конфронтации. В этих условиях победу на президентс-ких выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган. В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусмат-ривающей создание ядерного щита в космосе. В 1983 г. НАТО приступил к размещению в Европе новых американ-ских ядерных ракет средней дальности. Это резко ухудши-ло стратегиче-ское положение СССР. Намечался новый тур гонки ракетно-ядерных вооружений.

Перестройка и «новое мышление» во внешней поли-тике. Завершение «холодной войны»

Советское руковод-ство оказалось вынужденным в очередной раз сменить свои стратегические ориентиры во. внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изме-нения совпали со сменой высшего руководства в СССР. Пер-воначально новый советский лидер М.С. Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата меж-дународных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоя-тельства сложились таким образом, что с 1987 года был провозглашен переход к«новому политическому мышле-нию».

Правящая советская элита заявила о приверженнос-ти принципам коллективной безопасности и уважении су-веренного права народов на выбор собственных путей раз-вития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали до-говор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году нача-лась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, с территорий которых стали выводить-ся советские войска. «Холодная война» постепенно при-ближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Круше-ние Советского Союза и образование СНГ знаменовали на-чало российской внешней политики.

Исследовательский центр Европарламента опубликовал доклад, в котором проводится анализ основных геополитических тенденций и перечисляются возможные сценарии развития ситуации в мире к 2035 году. По мнению европейских аналитиков, к этому моменту на границе с Россией могут возникнуть локальные конфликты, которые, возможно, спровоцируют вмешательство ЕС.

По мнению авторов доклада, в будущем Россия столкнётся с серьёзными экономическими проблемами — из-за «сокращения населения трудоспособного возраста, снижения цен на нефть и природный газ, а также переходного периода после президентства Владимира Путина». Эти факторы, согласно отчёту, создадут «пространство для конфликтов между соседними странами».

«Страны стремятся вернуть поддерживаемые Россией анклавы под свой контроль. Иногда это удаётся сделать дипломатическим путём, но происходят и просчёты, приводящие к вооружённому конфликту в достаточной близости к Европе, чтобы спровоцировать вмешательство ЕС», — утверждается в докладе.

В то же время в документе говорится о том, что «вмешательство» будет, скорее всего, осуществляться невоенным способом. Силовые методы применяться не будут из-за опасений ответных действий со стороны Москвы.

«Военная оккупация и направление миротворческого контингента не осуществляются из страха настроить против себя Россию, но верховный представитель ЕС играет самую значимую роль на саммитах, посвящённых этим спорам», — говорится в прогнозе.

По мнению европейских аналитиков, несмотря на проблемы в экономике, оборонная промышленность России останется конкурентоспособной. Новые поколения подводных лодок и истребителей, а также средства ПРО и ПВО увеличивают возможности России по сдерживанию Североатлантического альянса.

  • Пуск ракеты российского комплекса С-300
  • Reuters

Кибервойна как предчувствие

Информационная война, по мнению аналитиков Европарламента, продолжится. Также европейские эксперты предположили, что российское руководство будет пытаться отвлечь население страны от внутренних проблем за счёт «военных действий за границей».

«По меньшей мере Россия продолжит кибератаки и информационную войну против европейских организаций и частных лиц. В ответ на эти киберугрозы Европе следует уйти от подхода, построенного исключительно на реагировании на угрозы, и укреплять собственные институты, делая их менее уязвимыми», — говорится в документе.

  • Войска НАТО на военной базе альянса в Эстонии.
  • Reuters

«Известная уловка»

Председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачёв отметил, что предложенный европейскими аналитиками прогноз вряд ли сбудется.

«Я бы сказал, что вероятность такого развития событий стремится к нулю, по крайней мере в части, касающейся намерений России. Мы не застрахованы от того, что соседние страны могут спровоцировать конфликт с Россией, но Москва совершенно точно не заинтересована в том, чтобы такие конфликты плодить», — заявил Косачёв.

Сенатор отметил, что доклад Исследовательского центра представляет собой «проявление общей политики Запада по сдерживанию России».

«Общая линия направлена на то, чтобы максимально оторвать от России близкие нам географически страны, чтобы включить их в собственную зону влияния», — подчеркнул Косачёв.

Он также отметил, что с помощью подобных докладов в Евросоюзе продвигаются нужные программы.

«Это известная уловка, когда нужно реализовать программу и найти под это основания. Они сначала выдумывают основания, потом они делают это элементом общественного мнения, а потом апеллируют к общественному мнению и неким неопровержимым доказательствам, которых, разумеется, нет. И соответствующие программы получают финансирование», — отметил депутат.

Кроме того, Косачёв заявил, что обвинения в адрес России в проведении информационной и кибервойны «ничего общего с реальной ситуацией не имеют».

«Когда мы научились защищаться от информационной войны, пошли обвинения в наш адрес в аналогичных действиях, но мы никогда такой работой на официальном и неофициальном уровнях не занимались. У нас и возможностей таких нет, если сравнивать наши возможности и так называемого Запада с точки зрения финансирования таких программ, наличия информационных ресурсов», — заключил депутат.

«Предпосылки к экономическому росту»

В свою очередь заместитель председателя комитета ГД по международным делам Алексей Чепа отметил, что не видит оснований для ослабления экономики России в будущем.

«Я не согласен с мнением аналитиков, которые считают, что экономика России будет падать и ситуация на границе с нашей страной будет осложняться. Я пока не вижу никаких предпосылок для ослабления экономической мощи России. Мы видим, что рецессия остановилась и в нашей экономике наблюдается рост. Он небольшой, но он сегодня есть, и предпосылки для увеличения этого роста также имеются», — отметил Чепа.

По мнению депутата, доклад европейских аналитиков представляет собой «превентивный удар, попытку сформировать мнение в обществе, что в России всё плохо, экономика падает и власть слабая».

«Мы заинтересованы в стабильности существующих политических систем. Если конфликт возникает рядом с нами в любой стране, для нас это всегда проблема. Например, ситуация в Донбассе. Мы не считаем, что такие проблемы надо решать военным путём. В первую очередь это ООН, дипломатия, общественные организации. А подобные прогнозы строятся для объяснения своей гонки вооружений», — подчеркнул Чепа.

Россия и Запад после распада СССР прошли сложный путь от любви до ненависти. Вначале у них был шанс стать союзниками – союз Запада с самой большой в мире страной позволил бы укрепить политику, экономику и безопасность всего европейского пространства. Но после окончания холодной войны «Евроссия» так и не возникла: западная Европа стала строить свое будущее с США, а Россия отвергла порядки Запада и отказалась играть по его правилам. Так что же ждет нас завтра – бесконечные войны или долгожданный мир? Нарисовать перспективу будущего попытался немецкий журналист-международник Александр Рар, который провел встречу, посвященную тяжелой международной ситуации.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА XXI ВЕКА Лекция немецкого журналиста под названием «Россия – Запад: в чем настоящая суть конфликтов последних 25 лет?» прошла на площадке в Ельцин Центре. На встрече были затронуты самые острые темы и вопросы, связанные с противостоянием России и Европы. «Если бы 25 лет назад кто-то сказал, что сегодня Запад и Россия будут воевать за Украину – никто бы не поверил», – с сожалением заметил Александр Рар. По мнению политолога, война, которая возникла сегодня, будет продолжаться еще очень долго, и победителя в ней не будет, но обе стороны способны сильно покалечить друг друга психологически. А оно нам надо? На войне все средства хороши – это известно всем. Приемы, используемые в противостоянии России и Запада, тоже весьма изысканны. Здесь каждый стремится выстроить свою правду, уничтожить альтернативные точки зрения, объявить аргументацию противника пропагандой, не слушать ее и перестать вести диалог, но с таким поведением, уверен журналист, компромисса не достичь никогда. Александр Рар видит ситуацию следующим образом: в России главное оружие – СМИ, на Западе – это изощренные формы инквизиции, которые морально бьют по противнику. Отработанный прием в западной прессе – демонизация образа Путина, а излюбленный прием России – обвинять США во всех грехах. Кроме того, отмечает журналист, на Западе сегодня используется опасное оружие – переписывание истории. «Когда начинают писать, что Варшаву во время Второй мировой войны освободили украинцы, становится страшно. Конечно, всё это накладывается на впечатления и знания людей, формирует у них определенное мнение, зомбирует и играет на вековых комплексах целых народов. Таким образом, противника пытаются лишить достоинства. Но я считаю, что это игра не по правилам».

НУЖНА ЛИ РОССИЯ ЕВРОПЕ?

Сегодня на мировой арене ведется политическая война, в которой каждый участник стремится найти болевые точки соперника и ударить по ним как можно сильнее. Среди жестких приемов мягкой политики Александр Рар выделяет стремление победить противника через международные суды, заставив его признать свою вину, платить штрафы и потерять лицо, применение санкций как шантаж западных стран и смену режима через протестные движения. Но всё это скорее увеличивает насилие и негатив, чем примиряет враждующие страны. Проблема России, по мнению политолога, в том, что она обвиняет Запад в экспорте цветных революций на постсоветское пространство, а Запада – в обвинении России в ведении гибридных войн на Украине и даже в Германии. «Глядя на бесконечную ругань между Западом и Россией, невольно приходишь к выводу, что холодная война так и не заканчивается. Между тем единственным выходом станет попытка услышать друг друга и перестать сыпать взаимными обвинениями», – отмечает Александр Рар. Но самая большая ошибка Запада, по мнению журналиста, в том, что он поставил большую и сложную Украину перед жестким выбором: либо она остается с Россией, либо уходит в Европу. Между тем в Евросоюзе не все категорично смотрят на разрыв отношений с Россией. Существует ряд стран, которые выступают за снятие санкций и возобновление всех контактов, другие же пять-семь государств, наоборот, желают их ужесточения и ослабления нашей страны на долгие годы. Сегодня Европа разделилась на два лагеря, один из которых считает, что Европа должна сжаться в военно-политический кулак и противостоять агрессивным русским, а второй пытается возобновить диалог всеми силами и предпринять попытку завести Россию в европейский дом. В той же Германии существуют люди, которые поддерживают и продвигают идею проекта «Европа от Лиссабона до Владивостока». Конечно, завтра эту концепцию реализовать не получится, но что мешает нам сделать это через 20, 30 или даже 50 лет? В таком случае размышлять на эту тему, обсуждать возможности ее реализации нужно уже сегодня, об этом же, по словам Александра Рара, говорил Владимир Путин на форуме в Китае.

ФАКТОР ТРАМПА

Сегодня под давлением фактора Трампа, Брексита и прочих проявлений евроскептицизма существует вероятность того, что возникнет концепция «Европы разных скоростей», которую предложат Германия и Франция. Будет про- исходить дальнейшая интеграция с созданием сильных институтов в Брюсселе: европейского МИДа, европейского министерства обороны и президента, в которую ряд стран войдет на добровольной основе. Остальные государства останутся за чертой, во втором круге, и будут находиться там до тех пор, пока не поймут, что готовы присоединиться к общей концепции. Политолог и журналист считает, что, возможно, это и станет тем самым спасением для исторического интеграционного проекта, который должен реализоваться на территории Европы в этом и следующем веках. «Как ситуация будет развиваться дальше, и окажется ли Россия в европейском доме, я не знаю. Сегодня мир вместо объединения движется в сторону трехблокового порядка. Первый военно-политический – трансатлантический блок, который будет объединять США и Европу. Вторым станет евразийский, созданный Россией и Китаем. Всем им придется противостоять угрозам исламского экстремизма, вероятность которого утвердиться существует и в Африке, и на Ближнем Востоке, и в Средней Азии».

КТО ВИНОВАТ?

В чем же настоящая суть конфликта сегодня, затрудняются ответить все. Если раньше его можно было объяснить противостоянием коммунизма и капитализма, то сегодня дело далеко не в Украине, как считают многие. На первый взгляд может показаться, что конфликт имеет чисто геополитический характер. Объясняется это тем, что под влияние НАТО попали все государства бывшего Варшавского договора, кроме Украины и Беларуси, забрать которые не дает Россия. Но причина не в геополитике. «Путина часто спрашивают, в чем противоречие между Россией и Западом? Его ответ всегда прост: «Запад не любит конкуренцию России». Когда этот же вопрос задают Ангеле Меркель, она отвечает, что в России угнетают права чело- века. Если спросить обычного немца, что ему не нравится в России, он скажет: национализм, функции демократии и коррупция. Россиянин на вопрос о Германии ответит следующее: с одной стороны, немецкой экономике можно поучиться, но с другой – Германия не самостоятельна, ей управляют американцы». В российском обществе существует вечный спор между поклонниками идей Солженицына и Сахарова, который Александр Рар затронул на обсуждении. Суть спора в том, что Сахаров считал глав- ной ценностью человека свободу, а Солженицын ратовал за сохранение государственности. Журналист отмечает, что в Европе сегодня поднимаются те же самые вопросы, а страны одна за другой делают выбор в пользу авторитарности и усиления государства. Сейчас решается судьба демократии, а у жителей возникает страх за свое будущее, и если демократия не сможет доказать, что она способна защищать права своих граждан, то им придется искать другие альтернативы. Немецкому журналисту было задано много вопросов, касающихся ситуации в Европе и Германии. Присутствующих интересовало, как в немецких СМИ отзываются о России, не повторится ли история с Крымом в Калининграде, что будет с Евро- союзом, если Германия перестанет быть столпом Европы, и как всё-таки прийти к мировому соглашению между странами? Александр Рар видит решение вопроса достаточно категорично: при- знать свои ошибки и вернуться к диалогу. «Сегодня нам нужно найти общую идею для воз- обновления дискуссии. Я полностью выступаю за это и надеюсь, что в России поддержка будет возрастать. Сегодня важно, чтобы об этом говорили политики, только тогда ситуация сдвинется в лучшую сторону и можно будет предпринять попытку примирения».