Дотации польше. Европа больше не будет кормить прибалтику. Специальные экономические зоны

Согласно последнему отчету Eurostat, составленному на основании данных с 2000 по 2014 год, лидером стран Балтии по самым крупным ежегодным дотациям из бюджета ЕС была и остается Литва, которая в этом отношении значительно опережает Латвию и Эстонию. При этом суммы членских выплат самих балтийских государств остаются почти неизменными.

Величина евродотаций для стран Балтии составляла за последние пять лет порядка 3,5 млрд. евро в год, больше половины из которых приходилось на Литву (1,6-1,9 млрд. евро). При этом Литва и Латвия испытывали почти ежегодное увеличение финансовых вливанийна 50-100 млн. евро, тогда как кривая субсидий для Эстонии периодически прыгала то вверх, то вниз. Интересно, что с момента вступления всех трех стран в Евросоюз величина их обязательных выплат в европейскую казну не превышала 150-300 млн. евро, то есть объем взносов оказывался в 6-7 раз меньше, чем объем получаемой поддержки.

Если сравнить приведенные цифры с данными всей еврозоны, то можно заметить, что балтийские страны, равно как и Кипр, Хорватия, Мальта, Словения, Словакия и Болгария, входят в т.н. группу малых государств-реципиентов (получателей). В группу же больших реципиентов входит Польша, Венгрия, Греция, Румыния, Португалия, Чехия и частично также Испания и Бельгия.

Главными донорами ЕС остаются Германия, Франция, Италия, Великобритания, Нидерланды и Швеция. Больше всего благ от ЕС получает Польша, в которой годовой размер субсидий превышает членские выплаты почти в пять раз, а самым крупным донором, как и прежде, остается Германия.

Несмотря на относительно низкие дотации, все три государства Балтии попадают в топ-10 наиболее зависимых от денежных вливаний стран ЕС по отношению к их валовому национальному доходу (ВВП + инвестиции). Европейские субсидии составляют 4,4%, 3,4% и 2,5% от ВНД Литвы, Латвии и Эстонии соответственно, тогда как на верхних строчках этого топа закрепилась Венгрия (5,6%) и Болгария (4,5%). Следовательно, все отмеченные страны окажутся в весьма неблагоприятных условиях при полном или даже частичном сокращении объема финансовой поддержки. Согласно актуальным постановлениям Еврокомиссии, очередной период дотаций должен закончиться в 2020 году.

Вопреки распространенному мнению, Великобритания играет далеко не самую значимую роль в ряду стран-доноров ЕС. По информации за 2014 год Англия занимала лишь четвертое место в списке «государств-нянек», уступая Германии, Франции и Италии, и лишь слегка обходя по выплатам кризисную Испанию. В случае «брексита» (выхода Великобритании из состава ЕС), годовой дотационный бюджет союза должен потерять примерно 1/10 часть.

Давно видим русофобские метания в Прибалтике, несмотря на угрозы уменьшения ЕС-дотаций.
Шаг вперед и два назад. Каждое пятое евро мы получаем из Евро Союза! Но, скоро их потеряем.
Депутаты и чиновники профилактируют, повышая себе зарплаты, а народ ужимается - ползет кризис. Смешные пафосные праздники 100-летий, независимых гордых стран Прибалтики - буффонада!
* * *
Евросоюз не хочет платить за «младоевропейцев»

Автор, историк-востоковед Дмитрий Добров
В результате выхода Великобритании из ЕС в бюджете Евросоюза образуется огромная дыра,
годовые потери могут составить до 14 миллиардов евро.
Одновременно вырастут расходы ЕС, в частности, в области обороны и охраны границ.
Кто будет компенсировать потери, и кто в Европе лишится щедрых субсидий
? Ожесточенные споры по этому вопросу разгораются уже сейчас — за год с небольшим до Брексита.
Страны Восточной Европы настойчиво требуют продолжения финансирования из фондов ЕС — несмотря ни на какие обстоятельства .
Однако Франция и Германия намерены выставить политические условия для дальнейшего оказания помощи, поскольку «младоевропейцы» , в первую очередь Польша и Венгрия , отказываются принимать беженцев по общеевропейским квотам и нарушают базисные демократические принципы Евросоюза.
К тому же, в 2020 году автоматически истекает срок оказания помощи этим странам из структурных фондов ЕС. А помощь эта была колоссальной: до сих пор дотации из этих фондов обеспечивали около 20% ВВП стран Балтии и 6% — Венгрии.

Дальнейшее оказание этой помощи оказывается под большим вопросом.

Одним из главных принципов Евросоюза была и остается «политика консолидации» , или помощь сильных регионов слабым. На соответствующие программы ЕС в период с 1988 по 2004 годы выделил около 500 миллиардов евро, которые пошли в первую очередь на помощь странам Южной Европы.
Начиная с расширения ЕС на Восток в 2004 году основная часть средств из фондов развития достается странам Восточной Европы.
По данным Брюсселя, Польша получает ежегодно от Евросоюза около 13,4 миллиардов евро,
Чехия — 4,3 миллиарда евро,
Словакия — 3,7 миллиарда евро,
Венгрия — 5,6 миллиардов евро.
Даже крошечные Литва и Латвия получают около одного миллиарда евро в год.

Всего с 2014 по 2020 годы суммарная помощь Евросоюза странам Восточной Европы (структурные и региональные фонды, программы занятости молодежи и т.д.) должна достичь гигантских объемов : для Польши — 77,6 миллиардов евро,
Чехии и Венгрии — по 22 миллиарда евро,
Словакии — 14 миллиардов евро.
Однако действие нынешних «программ консолидации» для Восточной Европы заканчивается в 2020 году.


После этого они должны быть пересмотрены в сторону значительного сокращения.
Главная причина — не только ограниченность средств, но и невыполнение «младоевропейцами» основных обязательств по отношению к ЕС.
Главными нарушителями европейских норм считаются Польша и Венгрия.
Особенно настойчиво требует применить к ним финансовые штрафы Франция.
По ее инициативе страны Западной Европы в принципе согласились, что дальнейшее оказание помощи будет обусловлено соблюдением базисных демократических ценностей ЕС.
Среди государств-учредителей Евросоюза формируется точка зрения, что следует прекратить трансферты миллиардов евро в Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию, если они не будут активнее проявлять солидарность с Евросоюзом.
Французский министр по европейским делам Натали Луазо заявила:
«Совершенно неприемлемо, когда страны ЕС получают деньги из общего бюджета на определенные цели и проводят несовместимую с нашими принципами национальную политику» .
По мнению Луазо, в будущем дотации будут четко привязаны к соблюдению норм ЕС, в частности, правовых стандартов. Этой позиции придерживается и Еврокомиссия, где соблюдение базисных принципов ЕС рассматривается как непременное условие оказания финансовой помощи.

Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэл ь констатирует в этой связи, что позиции Западной и Восточной Европы в данный момент принципиально расходятся. В этих условиях невозможно инвестировать новые средства в экономику «младоевропейцев». Еврокомиссия намерена провести эти планы в жизнь как можно скорее.
В мае будут предложены рамочные условия для дальнейшего финансирования, а год спустя, уже после Брексита, будет окончательно утвержден новый, более жесткий бюджет. Перспективы утверждения этого бюджета неплохие, поскольку Лондон не сможет наложить свое вето.

Кто конкретно будет платить за «продолжение банкета» после выхода Великобритании?

Как заявил отвечающий за бюджет еврокомиссар Гюнтер Эттингер , страны-члены ЕС будут неизбежно вынуждены увеличить свои взносы в бюджет, которые до сих пор составляли 1% ВВП.
Главным плательщиком автоматически станет Германия: если она будет выделять 1,2% ВВП, то это добавит в евробюджет дополнительные 10 миллиардов евро. Однако очень многие в Германии противятся этим планам и требуют сократить бездумное финансирование аграрного сектора и структурных фондов.
Именно на эти две статьи расходов приходится три четверти бюджета ЕС, который составляет 140 млрд евро в год.
На аграрные субсидии выделяется 55 миллиардов евро в год (40% бюджета), а на программы развития (прежде всего помощь новым членам ЕС) — 60 миллиардов евро (43% бюджета).
Критики такого распределения средств говорят, что более эффективно было бы вкладывать деньги в инновационные технологии и подготовку кадров.
Но если на сокращение аграрных субсидий основные страны ЕС в принципе готовы пойти, то восточноевропейские бенефициары структурных фондов категорически против любого урезания. Польша открыто говорит, что «не позволит» этого сделать.

В результате Брексита бюджет ЕС не просто сократится на 8-10%, значительно вырастет финансовый и политический вес франко-германского тандема.
С уходом Великобритании «младоевропейцы» лишатся важнейшего союзника в противостоянии «диктату» Брюсселя и ЕЦБ, а противоречия «старой» и «новой» Европы неизбежно обострятся .

На Западе считают, что «младоевропейцы» относятся к ЕС потребительски: получают деньги и не проявляют солидарности.
Нарушений много: отказ принимать мигрантов по квотам Евросоюза, демпинг рабочей силы, открытая ориентация на Вашингтон вопреки политической линии Брюсселя и провокационное нагнетание напряженности в отношениях с Россией.
Польша и страны Балтии в союзе с США практически заблокировали проект «Северный поток-2», в котором чрезвычайно заинтересована Германия.
В нынешних резко изменившихся условиях «Европа двух скоростей » становится реальностью. Хотя этот термин был введен в обращение уже давно, он получает сейчас (по инициативе президента Франции Эмманюэля Макрон а) новый смысл в связи с Брекситом и «непослушным» поведением стран Восточной Европы.
Де-факто это означает укрепление западноевропейского «твердого ядра» в виде франко-германского альянса и примкнувших к нему государств «старой Европы». Входящие в этот союз страны объединены гуманитарными и цивилизационными принципами, восходящими к античному Риму и империи Карла Великого.
Что касается более отсталых стран, находящихся за пределами романо-германского «лимеса» (отсюда понятие «страны-лимитрофы»), то они станут вторым, внешним кругом, который будет постепенно интегрироваться в «твердое ядро».
«Младоевропейцы» отчаянно протестуют против концепции Европы «двух скоростей», Польша считает этот проект дискриминацией и шантажом. Но пока что все указывает на то, что пропасть между старой и новой Европой не выравнивается, а лишь углубляется, и «денежный вопрос» — лишь один из показателей растущих противоречий.

Recent Posts from This Journal

  • Кратко о жизни и предпочтениях.

    Синий - меня читают, я - нет Красный - я читаю, меня - нет Зеленый - взаимное чтение ------------ Мой личный блог оценили в…


  • Задачка из Японии на простые дроби для очень внимательных

    "Это математическая задачка, которую должны решать ученики обычной школы. Специалисты провели исследование, но его результаты их неприятно…

  • Какие ваши привычки говорят о том, что у вас дворянские корни? (7-10 минут на чтение)

    Какие ваши привычки говорят о том, что у вас дворянские корни? Валерия Елисеева Софью Владиславовну нам порекомендовали. И шепотом со значением…


  • Тест: на какую должность вас назначил бы Путин? И есть ли у вас русский менталитет?

    Тест 1. И мой результат: Министр сельского хозяйства. Всю жизнь живем в больших городах, без сада и дачи! Последний раз копала картошку в далеком…


  • Пранкеры Лексус и Вован разыграли спецпредставителя США по Венесуэле. Жестоко и смешно!

    Супер-новость для тех, кто понимает тонкости сарказма и методички по сливанию лохов из США * * * Российские пранкеры Владимир Кузнецов (Вован) и…

Европейская комиссия (ЕК) одобрила применение 7 статьи Лиссабонского соглашения о ЕС в отношении Польши. Это позволит ввести санкции за нарушение польскими властями принципа независимости правосудия.

Вице-председатель Еврокомиссии Франс Тиммерманс напомнил, что за последние два года правящая партия Польши «Право и справедливость» приняла 13 законов, позволяющих правительству «систематически вмешиваться в процессы формирования, управления и функционирования» судебной системы.

Чем Польша разозлила ЕС

15 декабря польский сенат одобрил окончательную редакцию законов о Верховном суде и Национальном судебном совете, предложенных президентом страны Анджеем Дудой. Они предполагают возможность внесения жалоб на решение суда любого уровня в Верховный суд. Кроме того, закон предполагает установление пенсионного возраста для судей на уровне 65 лет с возможностью продления срока полномочий при обращении на имя президента.

Конфликт Брюсселя и Варшавы по поводу судебной реформы в Польше тянется уже два года — с тех пор, как в начале 2016 года Варшава начала вносить изменения в судебное законодательство.

Статья 7: что это значит для Варшавы

Статья 7-я Лиссабонского соглашения о ЕС предполагает введение внутренних санкций в отношении страны, «серьезно нарушающей европейские ценности». Эти ценности перечислены во 2-й статье того же документа: уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, главенство права и соблюдение прав человека, включая права меньшинств. В случае с Польшей основой претензий ЕС стало как раз несоблюдение принципа «главенства права».

Если 7-я статья Лиссабонского договора все же будет активирована, Польшу могут лишить права голоса в Совете Европы.

Но прежде рекомендацию Еврокомиссии о применении 7-й статьи Лиссабонского соглашения должны рассмотреть страны-члены ЕС. Для запуска санкционного механизма необходимы голоса как минимум 22 из 27 государств-членов Евросоюза.

Все зависит от того, выскажется ли за активацию статьи такое количество членов Евросоюза — по словам заведующего сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергея Уткина, этого может и не произойти. «Вполне вероятно, что, несмотря на определенное беспокойство, с которым в ряде стран ЕС наблюдают за трансформациями польской политики, формальное осуждение Польши с последующим применением к ней санкций просто не наберет нужного количества голосов», — считает эксперт.

Польский политолог Якуб Корейба в беседе с «Газетой.Ru» подчеркнул, что премьер Венгрии Виктор Орбан уже публично обещал Качиньскому (глава правящей партии «Право и справедливость»), что будет ветировать вступление в силу 7 статьи: «Так что это пиар-акция, — уверен политолог. — Комиссия пытается создать прецедент и перетянуть на себя больше полномочий, а Германия и Франция традиционно тестируют пределы своего неформального влияния».

Доцент кафедры политической истории МГИМО Кирилл Коктыш допускает, что ЕС все же применит санкции в отношении Варшавы, но подчеркивает, что это не нанесет существенного ущерба интересам Польши. «Совет Европы не является органом, который принимает решения, это трибуна для обсуждений — лишение права голоса в СЕ не нанесет Польше особого ущерба, а кроме этого Польше пока ничего не грозит», — напомнил он.

В некотором смысле эти санкции даже выгодны для Варшавы, поскольку обосновывают ее право не платить по европейским обязательствам и не следовать тем распоряжениям Брюсселя, которые для нее неудобны, считает Коктыш.

«Применение санкций будет политически обидным, но неэффективным. Для Брюсселя это ситуация, когда пряники кончились, а кнута не хватает», — заключил эксперт.

Зачем Варшаве ссориться с Брюсселем?

Варшава идет на обострение, так как понимает, что это прибавит популярности властям, считает Якуб Корейба. «ЕС вместо града на холме превратился в черного человека: в глазах польского народа стал источником угроз, а не надежд, и правительство позиционирует себя как защитник простых людей от транснациональной олигархии», — подчеркивает эксперт.

«Право и справедливость» опирается на евроскептически настроенного избирателя, в целом поддерживающего намерение правительства не идти на поводу у Брюсселя. То есть, с точки зрения избирателя происходит укрепление суверенитета страны, а с точки зрения правящей группы — укрепление ее собственных позиций.

Желание Варшавы «поссориться» с Брюсселем может быть связано и с тем, что со следующего года Евросоюз существенно сократит дотации для всех стран Восточной Европы, в том числе и Польши.

Страна окажется в ситуации, когда привилегии заканчиваются, а обязанности остаются. «Поэтому Польша вполне осознанно шла на конфронтацию с Брюсселем», — утверждает Кирилл Коктыш из МГИМО.

В свете разногласий Варшавы с ЕС особенно интересен вопрос о перспективах развития отношений Польши с Россией. Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев считает, что процессы, наблюдаемые в Польше, дают надежду на улучшение их отношений с Россией на фоне разочарования в «чисто западном» пути. «Можно надеяться, что Россия воспользуется этим, чтобы налаживать отношения с Варшавой — нечто подобное уже происходило с Венгрией и Чехией, видимо, теперь на очереди Польша», — говорил в беседе с «Газетой.Ru» эксперт.

Однако Кирилл Коктыш, предупреждает, что процесс сближения Польши с Россией не будет быстрым. «Сближение с Россией для Польши будет спекулятивным, чтобы пугать этим Брюссель», — объяснил он.

Председатель Европейского совета Дональд Туск заявил о том, что Польша может выйти из Евросоюза. По словам европейского лидера, нынешнее руководство страны удерживают в ЕС лишь финансовые субсидии. Вместе с тем Туск обвинил польские власти в «скрытой поддержке российского курса по подрыву либерально–демократических и западных ценностей». RT выяснял, с какой целью политик заговорил о выходе Польши из ЕС и способствует ли евроскептицизм Варшавы нормализации отношений с Москвой.

Бывший премьер–министр Польши Дональд Туск, с 2014 года возглавляющий верховный орган ЕС - Европейский Совет, заявил в интервью польскому изданию Tygodnik Powszechny, что Варшава может поставить вопрос о выходе из ЕС, если страна из получателя европейских субсидий превратится в донора.

«Я могу с лёгкостью представить ситуацию, когда Польша окажется среди чистых доноров, тогда правительство Польши может решить, что настало время спросить поляков, хотят ли они, чтобы Польша продолжила оставаться в ЕС», - отметил политик.

По его словам, нынешнее руководство Польши «по меньшей мере не воспринимает с энтузиазмом» членство страны в Евросоюзе.

Польша ежегодно получает дотации из европейских фондов в размере до €10 млрд, однако после выхода Великобритании из ЕС, который запланирован на 2019 год, всё может измениться. После того как ЕС лишится одной из самых мощных экономик Европы, все взносы в европейские фонды, которые ранее делало Соединённое Королевство, лягут на плечи других стран - членов Евросоюза, в том числе и на Польшу. Кроме того, ЕС планирует сократить траты в период с 2020 по 2027 год. Это означает, что Польша будет платить в бюджет ЕС больше, чем получать из него.

«Для «Права и справедливости» (ПиС, правящая партия в Польше. - RT) преимущества членства в ЕС сводятся лишь к платёжному балансу, - считает Туск. - Они полностью игнорируют другие выгоды, такие как единый рынок, правопорядок, гарантии безопасности и тому подобное. Пока мы не превратились в чистого донора, игра для них стоит свеч».

Он отметил, что конфликт между ним и лидером партии «Право и справедливость» Ярославом Качиньским - это вопрос об основаниях польской политики и «спор не о том, какой должна быть Европа, а о том, должна ли Польша быть её частью».

Перспективы выхода

«За этим заявлением стоят некоторые реальные основания, потому что нынешний польский народ в значительной степени разочарован Европейским союзом и тем, как устроена в нём система управления. Особенно важен для польского общества вопрос ценностей. Нынешние либеральные европейские ценности не устраивают польское общество и вызывают довольно сильное отторжение», - отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский.

Крупнейшая французская газета Le Figaro после потрясшего всю Европу референдума о выходе Великобритании из Евросоюза провела собственное исследование о том, кто кого кормит в ЕС и в каких количествах. Метод исследования был выбран наиболее очевидный: сколько денег страны – члены ЕС перечисляют в Брюссель в виде взносов и сколько денег они получают оттуда в виде дотаций.

Результаты исследования тоже оказались ожидаемыми.

Десятка стран-доноров, которые отдают в бюджет ЕС больше, чем получают, выглядит так (в порядке убывания): Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Италия, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, Финляндия. Безусловный лидер по членским взносам в Брюссель, главный «локомотив» европейской интеграции – Германия: ежегодно Берлин отчисляет в бюджет ЕС без малого 26 миллиардов евро, а еврофондов получает на 10 миллиардов. То есть ФРГ отдаёт Брюсселю на 15,5 миллиарда больше, чем забирает.

На втором месте в списке доноров Франция: ежегодно Париж переводит в бюджет ЕС на 7,7 миллиарда евро больше, чем получает из Брюсселя. Тройку лидеров до недавнего времени замыкал Лондон, отчислявший в Брюссель на 5,5 миллиарда евро больше, чем выделялось Великобритании из еврофондов. После «брексита» на третьем месте в списке стран-доноров окажутся Нидерланды: крошечная Голландия с площадью в полтора раза меньше Латвии и Литвы отдаёт проекту «Единой Европы» 11,3 миллиарда евро – на 5 миллиардов больше, чем получает из бюджета ЕС.

Хотя, может, и не окажутся: на весенних парламентских выборах в Нидерландах уверенно идёт к победе и формированию однопартийного правительства Партия свободы Герта Вилдерса, без обиняков обещающего голландцам выход страны из ЕС. Париж тоже может выпасть из списка спонсоров Восточной Европы, если весенние выборы президента выиграет Марин Ле Пен , сторонники которой не желают видеть Францию в Евросоюзе. Великобритания из Европейского союза уже выходит…

От стран-иждивенцев «Единой Европы», среди которых вся Прибалтика, собираются отвернуться главные кормильцы – катастрофическая перспектива для государств, экономика которых нежизнеспособна без дотаций из фондов ЕС .

Абсолютный европейский лидер по получению еврофондов – Польша. Варшава пользуется в Евросоюзе заслуженной славой, как страна, лучше всех умеющая выбивать и осваивать брюссельские деньги. В 2014 году Третья Речь Посполитая получила из бюджета ЕС 17,2 миллиарда евро – почти в два раза больше, чем Германия, которая вдвое больше Польши по численности населения. При этом перечислила в бюджет ЕС Варшава 3,5 миллиарда евро, то есть в пять раз меньше, чем Берлин. Итого поляки получили выплат из Брюсселя на 13,7 миллиарда евро больше, чем отправили туда взносов.

Вильнюсу, Риге и Таллину, конечно, не сравниться с варшавскими мастерами 80‑го уровня в деле освоения еврофондов. Но и для Прибалтийских республик дотации из бюджета ЕС играют особую роль. Эстония перечисляет в бюджет ЕС 178 миллионов евро – получает из бюджета ЕС 652 миллиона евро. В три с лишним раза больше! Латвия выделяет 320 миллионов – получает 1,1 миллиарда. Почти в четыре раза больше! И все рекорды среди прибалтийской троицы бьёт Литва: отсылает 244 миллиона – принимает 1,8 миллиарда. Разница – семь с лишним раз!

Ещё более впечатляет зависимость экономики Прибалтики от материальной помощи Евросоюза, если оценивать эту помощь в процентном соотношении к экономикам Литвы, Латвии и Эстонии. Соответствующие исследования тоже проводятся.

Постоянный мониторинг расходования фондов ЕС в странах Центральной и Восточной Европы ведёт международная компания KPMG – одно из четырёх крупнейших аудиторских агентств в мире. Последний аналитический доклад KPMG в рамках серии «Фонды ЕС в Центральной и Восточной Европе» был издан в прошлом году .

Согласно аудиту KPMG, еврофонды составляют 15% совокупного ВВП стран «Новой Европы». Рекордсмен по получению европейских дотаций – Венгрия: выплаты из Брюсселя формируют почти 23% венгерского ВВП. Следом за Будапештом в списке главных иждивенцев идут страны Балтии.

Брюссельские дотации составляют 18,6% экономики Литвы, 18,1% экономики Латвии и 16,6% экономики Эстонии.

Примечательно, что доля еврофондов в экономике Польши в процентном соотношении впечатляет несколько меньше, чем если рассматривать брюссельские денежные вливания в польскую экономику в абсолютных цифрах. Дотации из структурных фондов ЕС составляют 15,7% польского ВВП. По этому показателю Польша находится на шестом месте среди 11 стран Центральной и Восточной Европы. Польша – это большой и ёмкий рынок, способный выдержать системный кризис, адаптироваться к вероятному в будущем лишению финансовой брюссельской подпитки.

Страны Балтии относятся к тем «новым европейцам», у которых в случае снятия их с общеевропейского денежного довольствия шансов выжить самостоятельно нет никаких.

Литва, Латвия, Эстония – это страны-приживалки Евросоюза . За постсоветские годы лидеры этих стран угробили собственные экономики, довели до нищеты собственное население; в результате их держит на иждивении Западная Европа, отчисляющая на их проживание взносы в европейский бюджет и принимающая у себя их безработных в качестве гастарбайтеров.

Прибалтийские элиты даже достававшейся им даром европейской помощью не смогли распорядиться как поляки. Польша за десять лет с помощью еврофондов вдвое увеличила протяжённость своих автострад, по которым теперь осуществляется автомобильный транзит из Германии. А в Прибалтике самый крупный инфраструктурный проект, затевавшийся с привлечением европейского софинансирования, – это железнодорожная магистраль Rail Baltica, «дорога в никуда», на которой никогда не будет ни грузов, ни пассажиров в достаточном для её окупаемости количестве.

На что там в последний раз Литва попросила европейского финансирования? На забор от «русской угрозы» вдоль границы с Калининградской областью? Ожидаемо получила в Брюсселе «кукиш». А вот если бы получила европейское финансирование – то-то бы зажила! Забор – это ведь такой выгодный в бизнес-плане инфраструктурный проект: прибыльный, быстро окупаемый, с перспективами расширения и продажи продукции на экспорт. Не то что эти ваши атомные станции.

Общественное мнение Западной Европы даже без экономического кризиса к прошлому году окончательно созрело до убеждения, что пора им избавляться от нищеты из Восточной Европы, нахально влезшей в их дом в 2004 году в качестве приживалок

Под влиянием таких настроений объём финансовой поддержки Восточной Европы в бюджете ЕС на нынешний год уже был сокращён почти на четверть.

И будет сокращаться впредь, потому что не идти навстречу общественному запросу означает идти на риск распада Евросоюза, после которого разговоры о размерах европейской помощи для Прибалтики станут вовсе неактуальными. Поэтому Литву, Латвию и Эстонию будут постепенно, но неуклонно лишать европейского пособия по экономической инвалидности.

Любопытная табличка (доноры - акцепторы ЕС)