С кем была связана министерская чехарда. Министерская чехарда - причины и проявления. Все назначения происходили по указанию Распутина и императрицы Александры Федоровны

Новый этап либеральных реформ.

В 1997 г. Россия вступила с тяжелым грузом проблем. За пять лет реформ власть не смогла остановить спад производства в стране. Обеспечить приток инвестиций. Сокращение выпуска продукции продолжалось в металлургии, химии, пищевой промышленности. Значительно снизился по сравнению с предыдущими годами объем инвестиций в транспорт, в обрабатывающие отрасли. Вложения в сельское хозяйство за 1996 г. уменьшились на 40% . В результате продолжал снижаться и без того низкий уровень жизни большинства российских граждан. Из-за бюджетного кризиса, следствием которого стали массовые невыплаты заработной платы и пенсий, в бедственном положении оказались российские учителя, врачи, ученые, работники культуры. В начале 1997 г. в России сложилась взрывоопасная ситуация. Терпение людей достигло предела, так же как и вера их в способность властей переломить ситуацию. Во многих регионах граждане готовили акции протеста. В этих условиях в состав правительства Черномырдина ввели двух первых вице-премьеров – нижегородского губернатора Б. Немцова и возглавлявшего президентскую администрацию А. Чубайс а. Самым заметным в работе обновленного правительства стало предложение Думе о секвестре неисполнимого бюджета. Кроме того, «молодые реформаторы» приступили к реальному регулированию естественных монополий, таких как РАО ЕЭС и «Газпром», выплатили долги пенсионерам. К концу 1997 г. удалось остановить спад производства. Одновременно были предложены долговременные программы по налоговой и жилищно-коммунальной реформам. Казалось, либеральные реформы удалось сдвинуть с мертвой точки. 1998 г. должен был стать для России первым годом экономического роста. Об этом постоянно говорил В. Черномырдин.

В конце 1997 г. разразился мировой финансовый кризис, вызванный политикой руководства США, выбросившего в 1990-е гг. на мировой рынок большое количество необеспеченных товарной массой долларов. Кризис создал угрозу срыва финансовой стабилизации в России как главного условия восстановления отечественной экономики и дальнейших социально-экономических преобразований.

23 марта 1998 г. Президент Б. Ельцин совершенно неожиданно отправил в отставку правительство Черномырдина. «Это естественный процесс обновления власти. Несменяемых правительств не бывает», – заявил Ельцин в своем телеобращении. По мнению президента, предыдущий состав правительства в целом решил поставленные задачи. Но не справился с рядом ключевых проблем, Президент принял решение об отставке правительства, несмотря на то, что политическая ситуация в стране в целом казалась стабильной, а сам премьер стал определенным символом политической и экономической стабильности и предсказуемости. По оценкам специалистов, увольнение В. Черномырдина произошло под сильным воздействием субъективных факторов – нетерпимости Ельцина к любому соперничеству, его психологической неготовности передать кому-либо президентскую власть.



Отправив в отставку правительство Черномырдина, Ельцин вновь подтвердил свое лидерство, перехватив политическую инициативу и лозунги у народно-патриотической оппозиции в государственной думе, собиравшейся вынести вотум недоверия правительству Черномырдина .

Назначение малоизвестного банкира из Нижнего Новгорода С. В. Кириенко (считанные месяцы проработавшего министром топлива и энергетики) и.о. премьер-министра оказалось столь же неожиданным, как и отставка Черномырдина. Президент рассчитывал, прежде всего, преодолеть торможение реформ, возникшее вследствие разногласий в среде правительства и «олигархов», недовольных политикой «молодых реформаторов» установить единые правила игры в экономике . Однако результат оказался иным. Отставка Черномырдина существенным образом воздействовала на психологические ожидания и оценки участников рынка, породив неуверенность и беспокойство . Своим неожиданным шагом президент полностью дезорганизовал «партию власти» и одновременно разрушил механизм компромисса с оппозицией.

Правительственный кризис, вызванный нежеланием Государственной Думы утвердить кандидатуру Кириенко, продолжался ровно месяц. Временный тактический успех – утверждение Кириенко под угрозой роспуска Думы – привел к стратегическому поражению . Единственной опорой правительства с этого момента стад сам президент, который фактически принял на себя ответственность за результаты его работы. Формирование нового кабинета министров происходило в соответствии с объявленной в феврале 1998 г., административной реформой. Она предполагала существенное расширение полномочий федеральных министров при одновременной ликвидации постов первых вице-премьеров и существенном сокращении числа вице-премьеров.

Лишь 12 мая 1998 г. новое правительство России было сформировано и смогло приступить к работе. Вместе с Кириенко в его состав вошли три заместителя премьера,. 22 федеральных министра и 11 руководителей госкомитетов.

В силу того, что члены кабинета представляли различные политические силы, его состав не удовлетворял ни депутатов Госдумы, ни членов Совета федерации. Еще большим раздражителем для Госдумы стала попытка Кириенко продолжить курс либеральных реформ. Главной проблемой Кириенко как руководителя правительства стала нехватка практического опыта .

Все три с небольшим месяца, что правительство Кириенко было у власти, оно боролось с надвигавшимся финансовым кризисом, последний этап которого пришелся на весну - лето 1998 года . Начав, по традиции, с лоббирования топливно-энергетического комплекса, новый премьер сумел стать государственником. Он изменил акценты в экономической политике, сделав ставку на стабилизацию финансовых рынков и разрешение бюджетного кризиса.

Одновременно правительство Кириенко попыталось найти выход из политической изоляции. Однако попытки отсечь от государственного управления олигархов кончились тем, что приняв против них ряд жестких решений, правительство само оказалось в изоляции . В целом правительство Кириенко, даже лишенное поддержки парламента и ведущих финансово-промышленных групп, принимало верные, хотя и запоздалые решения.

Кризисного обострения можно было бы избежать, если бы кабинет Кириенко не запаздывал с принятием решений. Впрочем, нарастание хронического кризиса российской финансовой системы в острую форму началось еще при Черномырдине. Постоянная необходимость заимствования средств за рубежом для покрытия бюджетного дефицита вела к стремительному увеличению государственного долга и соответственно - к росту бюджетных расходов по его обслуживанию .

Непростую ситуацию с бюджетом страны серьезно осложнили начавшийся еще в октябре 1997 г. мировой финансовый кризис и падение цен на нефть. Кризис вызвал отток капиталов из России. Сомнения иностранных кредиторов в способности российских властей удержать курс рубля в существующих границах стали причиной пересмотра ими своей инвестиционной политики в экономике России. Чтобы обеспечить свое вхождение в российский рынок, инвесторы потребовали увеличения доходности государственных кредитных обязательств (ГКО). Летом 1998 г. она достигла рекордных котировок 160-180% годовых, что неминуемо вело к девальвации рубля.

Главными причинами, по которым правительство и Центробанк оттягивали девальвацию, были нежелание разрушить едва возникшее доверие населения к власти, а также давление на исполнительную власть олигархов, стремившихся спасти коммерческие банки .

Минфин к августу оказался не в состоянии обслужить пирамиду ГКО: все деньги, получаемые от продажи новых порций этих ценных бумаг, уходили на погашение долгов предыдущим . Более того, первый транш кредита МВФ в размере 4 млрд. долл., выданный правительству Кириенко, был израсходован на те же цели практически за 4 недели. Правительственная антикризисная программа была подготовлена с большим опозданием, за считанные дни до 17 августа, когда наступал очередной срок выплат по обязательствам крупнейших российских коммерческих банков.

Кульминацией кризиса стали решения, принятые правительством и Центральным банком 17 августа 1998 г.: о расширении границ валютного коридора до 7,1-9,5 руб. за 1 долл. США (верхняя отметка которого была достигнута в обменных пунктах в тот же день); об отказе от обслуживания ГКО с прекращением торговли ими ; о 90-дневном моратории на обслуживание внешних долгов частными российскими компаниями и банками. Россия – пусть на время. – но признала свою неплатежеспособность.

Однако не «черный понедельник» стал днем национальной финансовой катастрофы. Фактически обвал рубля (девальвация в 2.5 раза), огромный инфляционный скачок (40% инфляции за последнюю неделю августа 1998 г., и две первые недели сентября) и развал всех рыночных механизмов произошел 23 августа 1998 г., когда кабинет Кириенко во время сложнейшего маневра в финансово-экономической политике был отправлен в отставку.

Кризис отправил страну на несколько лет назад, кардинально изменил политическую и экономическую ситуацию в стране. Девальвация и дефолт продемонстрировали истинное положение дел в российской экономике, степень продвижения ее по пути рыночных реформ . Как выяснилось, «олигархи» оказались не слишком богатыми, весьма неустойчивыми и слишком зависящими от государства людьми. Россияне узнали истинную цену своего труда. За год покупательная способность среднедушевого дохода, исчисленная по мясу, упала почти на 30%, по сахару – 42,5 %.

В сентябре 1998 г. новым премьер-министром стал бывший Глава службы внешней разведки и министр иностранных дел в правительстве Кириенко академик Е. М. Примаков. Правительство Примакова было образована как результат очередного компромисса между президентом и оппозицией .

«Коалиционное» правительство Примакова оказалось кабинетом Думы, а не президента. В нем немалую роль играли левые – Ю. Маслюков и Г. Кулик . Левая оппозиция добилась от нового правительства обязательства пересмотреть экономическую политику .

Создать долгосрочную экономическую программу правительству Примакова так и не удалось, но свое 9-месячное пребывание у власти оно завершило с неплохими результатами: начался рост в некоторых отраслях экономики, правда пока на инфляционной основе: с августа 1998 г. все цены выросли как минимум в 2-3 раза, упала стоимость труда, снизились государственные расходы (над чем бились все либеральные правительства).

Падение курса рубля, больно сказавшееся на уровне жизни населения, помогло отечественным товаропроизводителям восстановить утраченные позиции на российском внутреннем рынке. Кроме того, правительство Примакова перестало выплачивать огромные суммы по ГКО, которые выплачивались до августа 1998 г. К реальным заслугам правительства Примакова следует отнести осторожную политику в денежной сфере – оно не пошло на бесконтрольную эмиссию.

Попытка Государственной Думы провести импичмент президента дала повод Ельцину для досрочной отставки правительства Примакова. 11 мая 1999 г. Примакова сменил «силовик» С. В.Степашин. Из-за отсутствия собственной экономической концепции и слабости команды смог продержаться лишь до 9 августа, когда президент Ельцин в очередной раз сменил «конфигурацию власти» и кресло главы правительства занял руководитель ФСБ РФ В. В. Путин . Предлагая Путина в качестве своего преемника, Б. Н. Ельцин в первую очередь думал о сохранении преемственности власти. Дума с легкостью приняла кандидатуру Путина, поскольку большинство рассматривало его как фигуру временную и техническую – «на период очередной избирательной кампании». Однако через 3 месяца политическая ситуация в стране кардинально изменилась. Первым вызовом для нового премьера стала чеченская проблема (см. Национальный вопрос).

За годы реформы в России была осуществлена намеченная реформаторами программа макроэкономической стабилизации: либерализованы ценообразование, внешняя торговля, проведена масштабная приватизация торгово-промышленных предприятий и сферы услуг . В 1990-е гг. российская экономика стала многоукладной, состоящей из 4-х хозяйственных укладов :

1) государственного капитализма (бывших общенародных предприятий);

2) частного капитализма (приватизированных предприятий),

3) мелкотоварного производства;

4) коллективного хозяйства.

Однако экономика страны осталась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен и безработица. Уровень внутреннего валового продукта (ВВП) сократился по сравнению с 1990 г. почти на 40%. В наибольшей степени от кризиса пострадали машиностроение и легкая промышленность, т.е. те отрасли, которые преимущественно ориентированы на удовлетворение запросов внутреннего рынка. Промышленное производство все в большей степени характеризуется топливно-энергетической и сырьевой ориентацией . По существу, в первой половине 1990-х гг. в России начался процесс деиндустриализации народного хозяйства , сопровождающийся оттоком российских капиталовложений за рубеж. Характерной чертой экономического развития России в 1990-е гг. стали также крупномасштабные внешние займы. По оценкам зарубежных экспертов, в западных банках хранится от 40 до 60 млрд. долл., вывезенных из России . В итоге условия функционирования российской экономики все в большей мере стали зависеть от решений, принимаемых за пределами страны.

В 1990-х гг. российскому руководству не удалось достигнуть главной цели преобразований, провозглашенной Б.Н.Ельциным в ноябре 1991 г., - повысить материальное благосостояние населения. В 1998 г. среднедушевой доход в России составил 90,8% от прожиточного минимума. Доходы между крайними полюсами населения разнятся в десятки раз. Это вело не только к сокращению внутреннего спроса, но и к усилению социальной напряженности в обществе.

- 218.50 Кб

5. Деятельность Правительства В.С.Черномырдина и выборы ГД РФ и Президента.

В августе 1994 года правительство Черномырдина обнародовало новую программу преобразований, которая была сориентирована на построение высокоэффективной и динамично развивающейся рыночной экономики, учитывающей социальные последствия вхождения на рынок. Важнейшими задачами правительства в реформировании экономики на 1994-1996 годы являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации, выравнивание доходов по отраслям, регионам и различным социальным группам, а также соблюдением минимальных социальных стандартов в сфере государственного обеспечения. Предполагалось создать условия для стимулирования инвестиций в экономику России путём как внутренних, так и внешних займов. Правительство было намерено всемерно поддерживать предпринимательскую активность населения.

Однако реализация намеченных мер, и прежде всего стабилизация промышленного производства, потребовала массированных бюджетных «вливаний», что неизбежно повлекло за собой раскручивание нового витка инфляции. В результате ликвидация бюджетного дефицита так и осталась стратегической задачей правительства, и в 1994-1996гг. он составлял 12-15%. Спад промышленного производства в 1996г. достиг 55% по сравнению с 1991 годом. На высоком уровне сохранялась инфляция (в 1994г. – 250%, в 1996г. – 80%). При этом, несмотря на введение в октябре 1994г. (после «черного вторника») фиксированного обменного курса рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте, так называемого «валютного коридора», внутренние цены, особенно на товары массового потребления, неуклонно продолжали расти. Вскоре российские розничные цены на многие товары превысили мировые. В результате проводимой структурной перестройки экономики России в наиболее тяжелых условиях оказались предприятия тяжелого машиностроения и наукоемкого производства, где спад достиг 70-80%. Вместе с тем относительно благоприятно складывалась ситуация в сырьевых отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной и газовой, а также в черной и цветной металлургии, продукция которых имеет прямой выход на зарубежные рынки.

С конца 1994 года политическая жизнь в России в значительной степени определялась борьбой ведущих партий и движений за голоса избирателей в Государственную Думу шестого созыва. В результате состоявшихся 17 декабря 1995г. выборов, в которых приняли участие более 50% всех избирателей, пятипроцентный барьер преодолели немногие из 43 блоков и партий: КПРФ (22% голосов), ЛДПР (10,9%), «Наш дом – Россия» (10%), объединение «Яблоко» (7%). Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» - 14, «Наш дом-Россия» - 10. По сравнению с парламентскими выборами 1993г. новые выборы продемонстрировали серьёзное поражение таких политических и общественных движений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также конгресс русских общин во главе с Ю.В.Скоковым, А.И.Лебедем и С.Ю.Глазьевым, победу которого предсказывали многие отечественные и зарубежные аналитики. Председателем Государственной Думы в виду преобладания мандатов у КПРФ стал один из её лидеров Г.Н.Селезнёв, а должность председателя обновленного Совета Федерации занял глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е.С.Строев. Парламентские выборы 1995 года изначально рассматривались в контексте государственно-политического развития России как генеральная проба ведущих политических сил в преддверии главного события 1996г. – выборов главы Российского государства. Уже к началу года ключевые фигуры российской политической элиты – Г.А.Зюганов, Г.А.Явлинский, В.В. Жириновский и отставной генерал А.И.Лебедь, получивший известность как «умиротворитель» кризиса в Приднестровье, - официально сообщили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах.

В феврале 1996г. о своём намерении участвовать в выборах наконец-то объявил, прибыв специально для этого в родной Екатеринбург, Б.Н.Ельцин. В качестве кандидатов зарегистрировались также бывший Президент СССР М.С.Горбачёв, известный общественный деятель, бывший рекордсмен мира по тяжелой атлетике Ю.П.Власов, вице-президент фонда «Реформа» М.Л.Шаккум и, наконец, известный российский предприниматель, руководитель крупной фармацевтической фирмы «Ферейн» В.А.Брынцалов. Кроме того, в качестве кандидата на пост Президента РФ был зарегистрирован и один из лидеров КПРФ, А.Г.Тулеев, однако накануне выборов он снял свою кандидатуру, призвав сторонников голосовать за председателя КПРФ Зюганова. Первая половина 1996 года в политической жизни России ознаменовалась беспрецедентной по своим масштабам пропагандистской кампанией в поддержку действующего Президента РФ. Определяющую роль в ней сыграла группа ведущих российских предпринимателей (получившая в средствах массовой информации название «семибанкирщина») – руководителей крупнейших финансово-промышленных «империй», которые призвали (так называемое «Обращение 13-ти») принять все меры к переизбранию Б.Н.Ельцина на второй срок во имя продолжения курса радикальных экономических преобразований и обеспечения их успешного проведения. Избирателям была предоставлена убедительная картина: от их решения целиком зависел выбор дальнейшего пути развития страны – либо построение новой российской государственности на демократических основах и рыночных отношениях, либо возврат в «коммунистическое прошлое», к прежним идейным ценностям и социальным стандартам «реального социализма».

Проведенные в два тура, 16 июня и 3 июля 1996г., президентские выборы принесли победу Б.Н.Ельцину, переизбранному на второй срок. В ходе второго тура голосования Президент РФ, получивший около 40 млн. голосов, подтвердил свою роль общепризнанного лидера на российской политической сцене. Таким образом, более трети наших сограждан выступили в поддержку курса радикальных социально-экономических реформ.

9 августа 1996г. впервые в России состоялась необычайно торжественная церемония инаугурации – вступления в должность Президента РФ Б.Н.Ельцина. На следующий день Государственная Дума утвердила на пост председателя Правительства РФ В.С.Черномырдина, который через пять дней огласил состав нового кабинета. Тогда же главой Администрации Президента был назначен А.Б.Чубайс – руководитель предвыборного штаба Ельцина, признанный теоретик и практик российской приватизации.

6. Второй президентский срок Б.Н.Ельцина.

Начало второго президентского срока Б.Н.Ельцина до зимы 1997 года характеризовалось вынужденной «паузой» в политической жизни страны, вызванной его продолжительной болезнью. Возвращение Президента РФ к полноценной работе в конце февраля 1997г. внесло существенные коррективы в расстановку сил в структуре политической элиты России и в проводимый ею курс социально-экономических преобразований. В марте 1997г. по инициативе Б.Н.Ельцина значительно изменяется состав Правительства РФ. Первыми заместителями председателя Правительства РФ почти одновременно были назначены так называемые «молодые реформаторы» - А.Б.Чубайс и губернатор Нижегородской области Б.Е.Немцов. Вслед за этим в рамках укрепления исполнительской дисциплины начинается широкомасштабная кампания по борьбе с коррупцией в чиновничьей среде, приуроченная к сроку подачи деклараций о доходах физических лиц. Также проводилась, при активной поддержке первого заместителя председателя Правительства РФ Б.Е.Немцова, кампания по пересаживанию всего аппарата чиновников с иностранных автомобилей на отечественные «Волги».

Параллельно с этими событиям в большинстве регионов - субъектов Российской Федерации – в 1996-1997гг. проходили выборы губернаторов. Как показали их результаты, наибольшим успехом у избирателей пользовались кандидатуры управленцев-профессионалов, имевших значительный опыт хозяйственной деятельности, таких как Ю.М.Лужков (Москва), Е.С.Строев (Орёл), А.М.Тулеев (Кемерово). Особо пристальный интерес вызвали выборы губернатора Красноярского края, на которых победу одержал экс-секретарь Совета безопасности России генерал А.И.Лебедь.

Весна 1998 года ознаменовалась новым резким поворотом в политической жизни страны. 23 марта 1998г. Б.Н.Ельцин неожиданно для всех подписал указ об отставке всего правительства во главе с В.С.Черномырдиным. Одновременно было объявлено о смещении с должности министра внутренних дел А.С.Куликова и первого вице-премьера А.Б.Чубайса. В соответствии с конституционной процедурой Президент направил председателю Государственной Думы письмо с предложением утвердить на пост председателя Правительства РФ исполнявшего до этого обязанности министра топлива и энергетики С.В.Кириенко – молодого выдвиженца Б.Е.Немцова из Нижнего Новгорода. Продолжавшееся в течение месяца противостояние двух ветвей власти в результате третьего голосования в нижней палате российского парламента разрешилось в пользу Президента назначением Кириенко на пост главы Правительства РФ. К 8 мая 1998г. был окончательно утвержден состав обновленного кабинета. Основное внимание нового правительства «молодых технократов» во главе с Кириенко было сосредоточено на подготовке целостного пакета нормативных актов и законов, призванного обеспечить осуществление сбалансированной кредитно-денежной политики, базировавшейся на ужесточении фискальных методов пополнения бюджета и получении кредитов от международных финансовых институтов. Этот пакет законов, в разработке которого приняли участие ведущие отечественные экономисты, был представлен в конце июня 1998г. на расширенном заседании правительства и получил название «антикризисной», или «стабилизационной» (по оценке Б.Н.Ельцина) программы. Однако «новый курс» встретил серьёзное противодействие как левого крыла оппозиции, так и российских «естественных монополистов» (прежде всего топливно-энергетического комплекса) и финансовых «олигархов». Игра правительства в «пирамиду ГКО» приближала страну к новому кризису. Чтобы разобраться в причинах явления, нужно рассмотреть ход всего развития экономики за период с 1996 по 1997 гг. В это время главной задачей руководства РФ в сфере макроэкономике являлось соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Важнейшим источником пополнения казны было признано наряду с сохранением внешних займов (внешний долг России, включая 100млрд. долл. долга, унаследованного от СССР, в этот период составил свыше 130 млрд. долл.) привлечение внутренних финансовых ресурсов (расширение рынка ГКО и ОФЗ в связи с их высокой прибыльностью) и средств от реализации программы приватизации. Осенью 1996г. развернулась кампания по проведению залоговых аукционов – продаже на конкурсной основе государственного пакета акций крупнейших промышленных предприятий страны во временное управление частным компаниям, обладающим соответствующими финансовыми ресурсами. Наибольший резонанс, в том числе и политический, имел аукцион по передаче в доверительное управление финансово-промышленной группе «ОНЭКСИМ» государственного пакета акций РАО «Норильский никель», состоявшийся осенью 1996г. А летом 1997г. залоговый аукцион по продаже госпакета акций компании «Связьинвест» окончательно выявил противоречия в интересах сформировавшихся и окрепших в процессе реструктуризации российской экономики семи ведущих финансово-промышленных групп (ФПГ). Ныне на долю частного сектора производства приходится около 80% (в 1992г. – примерно 50%) валового внутреннего продукта (ВВП). Из этого следует, что капитал в экономике современной России занял прочные позиции.

К концу 1997г. ряд ведущих экспертов констатировали, что российская экономика миновала стадию затяжного структурного кризиса, а большинство показателей свидетельствовали о тенденции к некоторой стабилизации промышленного производства. Так, ВВП по сравнению с 1996г. вырос на 0,4%, а темпы инфляции снизились, составив около 12,5%. Таким образом, Россия превратилась в страну с открытой экономикой со всеми присущими ей как положительным, так и отрицательными явлениями. Со всей очевидностью это продемонстрировал начавшийся осенью 1997г. мировой «азиатский» финансовый кризис, который затронул и российский рынок ценных бумаг. Фиксированный обменный курс рубля обеспечивался значительными золотовалютными запасами Центробанка РФ. К концу 1997г. они составляли около 20 млрд. долл. и почти 380 т. золота. Признанием стабильности российской валюты стало заявление руководства страны в августе 1997г. о проведении с января 1998г. деноминации рубля в соотношении 1000:1. В результате деноминации в оборот должна была вернуться традиционная копейка. Однако наметившееся улучшение финансово-экономической ситуации было весьма непродолжительным. Середина следующего, 1998 года, наоборот, характеризовалась увеличением разрыва между реальным курсом российской национальной валюты и номинальным её обеспечением. Итогом пагубной для отечественной экономики монетаристской политики стал структурный августовский «дефолт».

7. Кризис 1998 года в экономике.

17 августа 1998г. многие россияне запомнили надолго, четко усвоив при этом, что в стране с таким уровнем стабильности доверять денежные средства можно только самому себе. Хотелось бы отметить, что за последние десять лет это был уже третий (после «Павлова дня» - 2 апреля 1991г, и «черного вторника» - 18 октября 1994г.) крупнейший финансовый кризис в России. Так в чём же суть этого третьего неблагоприятного явления для нашей экономики? В результате правительственной «игры в пирамиду» ГКО (государственные краткосрочные облигации), которые благодаря своей сверхприбыльности стали очень востребованными государством, у него же стал стремительно возрастать внутренний долг, который вряд ли можно было остановить и покрыть теми полумерами, которые предпринимало Правительство РФ С.В. Кириенко. Среди наиболее неприемлемых действий можно было бы выделить усиление финансового контроля за «естественными монополиями», прежде всего в отношении основного экспортера страны, получающего реальные валютные средства, - РАО «Газпром», и требование от последнего срочного погашения задолженности госбюджету. Попытки финансовых вливаний, производимые «специальным уполномоченным Президента РФ Б.Н.Ельцина», председателем правления РАО «ЕЭС России» А.Б.Чубайсом, который вёл переговоры по предоставлению стабилизационного займа и кредита от МВФ и Японии в качестве укрепляющего средства для «валютного коридора» и «твердого» рубля не смогли остановить обвальный процесс банкротства госбюджета России. Отчетливо осознавая бесперспективность игры в «русскую пирамиду» государственных обязательств, большинство участников финансово рынка России прибегли к маневру «бегства от рубля», хотя Центробанк РФ и пытался путём «валютных интервенций» (около 1 млрд. долл.) остановить падение курса национальной валюты. Кроме того, неожиданно нагрянувший финансовый кризис разрушил надежды ведущих зарубежных и отечественных инвесторов на постепенный выход России из затяжного экономического спада.

Экономические катаклизмы ярко продемонстрировали дефицит политической воли у российской элиты и необходимость «консолидированного решения» проблемы формирования нового курса президентской администрации, руководителями регионов и думской оппозицией.

23 августа 1998г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал указ об отставке правительства «молодых технократов», как окрестили команду С.В.Кириенко, проработавшего всего 153 дня. Исполняющим обязанности председателя Правительства РФ был назначен недавний экс-премьер В.С.Черномырдин. Его кандидатура дважды в течение недели отвергалась Государственной Думы РФ, и только лишь с третьей попытки при угрозе роспуска (согласно Конституции РФ в случае трёхкратного отклонения кандидатуры на пост председателя Правительства РФ предложенной Президентом, последний имеет право распустить нижнюю палату парламента) удалось утвердить кандидатуру В.С.Черномырдина. С этого момента и вплоть до начала правления Путина этот период в истории нашей стране получил название «министерская чехарда 2» по аналогии с перестановками, которые происходили в правительстве в начале века. Здесь следует отметить, что Б.Н.Ельцин, чувствуя нереальность и невозможность (согласно Конституции РФ на тот момент Президент РФ не мог занимать свой пост в течение двух сроков подряд) своего переизбрания в 2000 году, стал подыскивать достойную замену для себя. Из-за того, что всё окружение, сопровождавшее его на выборах-96, оказалось в конфронтации со своим лидером, первый президент не мог доверять какому-то единственному кандидату на пост премьера, только из-за его положительных рекомендаций, да и доверять управление страной людям, имеющим чисто корпоративные интересы, Ельцин посчитал неправильным. Следуя, только лишь своему собственному мнению он начинает проверять всех кандидатов в «бою», не думая о тех последствиях для стабильности реального положения страны. За три года своего второго президентского правления Б.Н.Ельцин сменил 5 председателей правительства и свыше 160 федеральных министров.

8. «Министерская чехарда»

10 сентября 1998г. Ельцин выдвинул на пост председателя Правительства РФ известного учёного-международника, политического деятеля с огромным стажем, ранее занимавшего посты руководителя Службы внешней разведки и министра иностранных дел России – академика Е.М.Примакова. На следующий же день эта кандидатура была полностью одобрена большинством фракций Госдумы. Одновременно Дума утвердила на пост главы Центробанка РФ В.В.Геращенко, в третий раз занявшего эту должность. Затем начался довольно длительный процесс подбора кандидатур в состав нового Кабинета министров, структура которого была значительна изменена. Первым заместителем Примакова, отвечающим за экономическую и промышленную политику, стал Ю.Д.Маслюков, в советские времена руководивший Госпланом СССР, а также были назначены ещё пять заместителей главы кабинета. В течение двух месяцев – в период действия установленного до 17 ноября 1998г. моратория на погашение и реструктуризацию долгов по ГКО и ОФЗ – шла разработка комплекса мер антикризисной программы нового российского правительства. Однако медлительность в проведении экономических преобразований в стране, попытка согласовать позиции конфликтующих группировок российской политической элиты и растущий конформизм кабинета Примакова предопределили его отставку, последовавшую 12 мая 1999г.

Описание работы

Цель данной работы дать ответы на следующие вопросы: удастся ли нам сохранить ценности демократии и верность выбранному курсу? Не ждёт ли нас новый скачок истории, новое авторитарное государство, прикрывшееся демократией? Эти вопросы я попытаюсь раскрыть в своем реферате – своеобразном, кратком обзоре событий, произошедших буквально вчера, но уже ставших достоянием её величества Истории.

Содержание

I. Введение.................................................................................................................................... 2
II. Ельцинская Россия. (1991-1999гг.) ........................................................................................ 3
1. Становление демократии в России................................................................................... 3
2. Реформы «шоковой терапии» ............................................................................................ 4
3. Конституционный кризис.................................................................................................. 6
4. Референдум по Конституции РФ и выборы в Федеральное Собрание......................... 7
5. Деятельность Правительства В.С.Черномырдина и выборы ГД РФ и Президента..... 9
6. Второй президентский срок Б.Н.Ельцина....................................................................... 11
7. Кризис 1998 года в экономике......................................................................................... 12
8. «Министерская чехарда» .................................................................................................. 13
III. Путинская Россия. (1999-2004гг.) ....................................................................................... 14
1. Выборы в Государственную Думу РФ........................................................................... 14
2. Усиление вертикали власти............................................................................................ 16
3. Реформы Федерального Собрания РФ........................................................................... 17
4. Экономические реформы В.В.Путина............................................................................ 18
IV. Заключение............................................................................................................................ 20
V. Использованные источники данных..................................................................................... 21
1. Литература..............................................................................

Когда Президент России Борис Ельцин отправил в отставку правительство Виктора Черномырдина .Некоторые считают, что причина отставки в том,что Ельцин уже тогда начал задумываться об уходе в отставку, и начал искать себе преемника.

Сергей Кириенко

Евгений Примаков

Затем новым премьером был назначен Евгений Примаков , который, надо сказать,преодолел самые тяжелые последствия дефолта. В России начался рост реального сектора экономики. Но президент отправил в отставку правительство Примакова в мае 1999 года. Это произошло вследствии конфликта Примакова с Ельциным и закулисной политической борьбы в российском руководстве.

Сергей Степашин

Вместо Примакова премьером стал Сергей Степашин .Его правительство считается самым коротким- оно продлилось всего 3 месяца.В ту пору началась операция "Преемник", и Ельцин остановил свой выбор на Владимире Путине, который в тот период был директором ФСБ .В августе правительство Степашина было отправлено в отставку.

Владимир Путин

Последним из чехарды премьеров стал Владимир Путин , который за месяц завоевал доверие россиян своими действиями в Чечне и Дагестане .По опросам, в декабре 1999 за Путина готовы были проголосовать 85% россиян.

Конец чехарды

Окончилась министерская чехарда 31 декабря 1999 года с уходом в отставку Ельцина.. Указом нового президента Владимира Путина премьер-министром стал Михаил Касьянов .

Список премьер-министров

  • март-август 1998 - Сергей Кириенко
  • август 1998 - май 1999 - Евгений Примаков
  • май -август 1999 - Сергей Степашин
  • август-декабрь 1999 - Владимир Путин

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Министерская чехарда" в других словарях:

    Авторство этого выражения принадлежит депутату 4 й Государственной Думы, известному черносотенцу Владимиру Митрофановичу Пуришкевичу (1870 1920): 12 февраля 1916 г. на заседании Думы он назвал «министерской чехардой» частую смену министров в… … Словарь крылатых слов и выражений

    ЧЕХАРДА, чехарды, мн. нет, жен. 1. Игра, в которой играющие поочередно прыгают через своих партнеров, стоящих в согнутом положении или на четвереньках. Играть в чехарду. 2. перен. Частые изменения в чем нибудь, создающие неустойчивое и запутанное … Толковый словарь Ушакова

    Чехарда игр … Википедия

    ЧЕХАРДА, ы, жен. 1. Игра, в к рой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через другого, подставляющего ему для упора согнутую спину. 2. перен. Частые изменения в чём н., создающие неопределённое, неустойчивое положение (разг. неод.).… … Толковый словарь Ожегова

    Русская императрица, урожденная принцесса гессенская (1872 1918), жена Николая II с ноября 1894. В истории падения династии Романовых сыграла приблизительно такую же роль, что Мария Антуанетта в истории падения Бурбонов. Но сравнение с Марией… … Большая биографическая энциклопедия

    Падение крепостного права. Падение крепостного права, оформленное правительственными актами 19 февраля 1861 рубеж смены в России феодально крепостнической формации капиталистической. Главным фактором, сделавшим отмену крепостного права… …

    - (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

    Принятое в литературе название придворной камарильи в государственном аппарате, одно из ярких проявлений кризиса правящей верхушки Российской империи накануне Февральской революции. В последние годы царского режима неограниченный влиянием… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Пятилетка пышных похорон (также встречаются названия эпоха пышных похорон … Википедия

После убийства Петра Столыпина политический горизонт Российской империи лишился ярких и харизматичных фигур. Период 1915-1917 гг. получил среди историков и современников определение «министерской чехарды». Обычно он характеризуется как время беспрецедентного хаоса на самом высоком уровне управления Российской империи, когда министры и даже председатели правительства лишались своих должностей по прихоти всесильного Григория Распутина и других «темных сил», окруживших монархию. В конце концов, неспособность государственного аппарата функционировать в нормальном рабочем режиме и сделала Февральскую революцию возможной.

В самом деле, период 1915-1917 гг. не стал для России временем творчества гениев от управления. Зачастую назначенные чиновники не успевали вникнуть в суть проблем своего ведомства до своей отставки или изначально были слабо подготовлены для государственной работы в не самое простое для страны время. Однако справедливо и то, что многие представления об этом периоде сложились под влиянием советской исторической школы, по понятным причинам склонной демонстрировать несостоятельность «царизма». В результате, сформировался ряд мифов, которые дают во многом искаженное представление о политической жизни последних лет правления Николая II.

Попробуем разобраться в наиболее характерных из них.

1. «Министерская чехарда» — явление, характерное для Российской империи.

Первая мировая война стала тяжким бременем для всех основных её участников по обе стороны фронта. Огромные государственные машины оказались вовлечены в глобальное противостояние, не имевшее аналогов в истории. Новые вызовы требовали новых решений в экономике, финансах, управлении, военном деле. Очень часто даже подающие большие надежды в довоенное время чиновники оказывались неспособны совладать с грузом задач, которые предстояло решать быстро и эффективно.

Кадровую нестабильность испытывали, в частности, союзники России по Антанте.

В Британской империи за период 1915-1917 гг. на своих постах побывало 2 премьера, 4 министра внутренних дел, 2 министра иностранных дел, 4 военных министра, 3 морских министра, 3 министра финансов. Во Франции сменилось 2 премьера, 1 министр внутренних дел, 5 министров иностранных дел, 5 военных министров, 3 морских министра, 2 министра финансов.

Российская империя в целом не выделялась из этой тенденции. Несколько чаще менялись только председатели правительства и министры внутренних дел.

2. За годы войны управленческая система России полностью обновилась.

Масштаб обновления государственного аппарата в России в годы войны был значителен. Произошло около 300 крупных кадровых перемен. Но говорить о полной перетряске бюрократии, тем не менее, не представляется возможным.

Так, ни одной крупной перемены не претерпели следующие ведомства: Государственная канцелярия, Статс-секретариат великого княжества Финляндского, Министерство императорского двора, Ведомство учреждений императрицы Марии, Собственная его величества канцелярия и Главное управление государственного здравоохранения.

Некоторые другие министерства и ведомства были затронуты кадровыми перестановками в незначительной степени. Они практически не задели столь важные для военного времени ведомства, как министерства финансов, торговли и промышленности, путей сообщения, военное и морское, государственный контроль.

Самые значительные изменения произошли в годы войны в Министерстве Внутренних Дел. Аппарат этого министерства претерпел около 90 персональных перемен и оставил далеко позади все остальные министерства. Кроме 6-ти министров за два с половиной года войны в МВД сменилось 15 товарищей министров, 4 директора Департамента полиции, 4 директора Департамента общих дел, 4 начальника Главного управления по делам печати, 3 председателя ветеринарного комитета, 3 управляющих земским отделом, 3 директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий, 2 председателя медицинского совета, 2 начальника управления по делам местного хозяйства, 2 начальника управления воинской повинности и т.д.

Хронологически «министерская чехарда» также неравномерна. Около половины всех крупных перемен относятся к 1916 году. В ноябре этого года произошли 23 перемены, 12 назначений. При этом 8 значительных кадровых перемен произошло в первый день месяца – 1 ноября 1916 г.

3. Все назначения происходили по указанию Распутина и императрицы Александры Федоровны

И современники, и советские историки были склонны абсолютизировать влияние «старца» Григория Распутина и императрицы Александры Федоровны на политику назначений на государственные посты. Это подтверждало тезис о «прогнившей» системе управления Российской империи, где личностный фактор оказывал решающие значение в вопросах государственной важности.

Однако современные историки, внимательно проанализировав причины кадровых перетасовок «министерской чехарды», пришли к выводу, что Александра Федоровна в основном лишь одобряла уже предложенные варианты и её позиция не имела решающего значения в подавляющем большинстве кадровых назначений.

Так, по словам российского историка Ф. Гайды, судя по личной переписке императора и императрицы в июне 1915-ноябре 1916 гг. она настаивала на отставке 12 членов Совета министров, однако с учетом контекста событий нет оснований считать, что её голос был решающим. В то же время в августе 1915-декабре 1916 гг. императрица выступала за назначение 14 кандидатов на различные правительственные посты, 8 из которых были назначены. Во всех случаях назначений Александра Федоровна выступала за кандидатуры, ранее уже инициированные иными лицами.

Кадровая политика «министерской чехарды» действовала, опираясь на две стратегии:

1. Решение о кадровом назначении исходило от премьера-министра или стоящего за его спиной неформального правительственного лидера. В случае с военным министерством кадровые инициативы исходили от самого Николая II.

2. Уходящие министры выдвигали себе на замену собственного кандидата. При этом сами отставки, как правило, происходили по желанию самого чиновника (хотя и здесь есть весьма яркие исключения)

Таким образом, весь кадровый хаос провоцировался общей логикой функционирования государственного аппарата в экстремальных условиях войны.

«Министерская чехарда», безусловно, усложняла жизнь российского общества в годы Первой мировой войны. Многочисленные кадровые перестановки не смогли сформировать эффективную команду в правительстве, которая смогла бы справиться с многообразием задач. Никто из высших чиновников не соответствовал в полной мере духу времени, требовавшему решительных действий. Это делало революционные перемены практически неизбежными.

«Установление Советской власти» - Гражданская война. Принятие декретов. Установление Советской власти. Основные события. Брестский мир. Учредительное собрание. Условия. Окончание войны с Польшей. Большевики. Политика «военного коммунизма». Восстание в Кронштадте. Белые наносят удар по разным направлениям. 2 съезд Советов. Установление советской власти в Средней Азии.

«Революция 1917 года в России» - В Таврическом дворце 27 февраля 1917 г. Петроградский Совет Солдатских и рабочих депутатов 27 февраля 1917 Члены первого Временного правительства России. Февральские события – историческая закономерность, трагическая случайность или заговор против России и монархии? Отречение Николая II от престола 2 марта 1917 г.

«Владимир Ильич Ленин» - Памятники Ленину стали неотъемлемой частью советской традиции монументального искусства. Начало революционной деятельности. 10(22) апреля 1870, Симбирск – 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния. Всех арестованных исключили из университета и выслали на "место родины". Для лечения были вызваны ведущие немецкие специалисты по нервным болезням.

«Владимир Ленин» - Семья Ульяновых. Учёный-марксист, философ и публицист, основоположник ленинизма, идеолог и создатель Третьего Коммунистического интернационала, основатель Советского государства. Один из самых известных политических деятелей XX века. Мавзолей Ленина. «Ленин провозглашает Советскую власть» (художник В. А. Серов, 1947).

«Первый год Советской власти» - Земельные участки. Всероссийская чрезвычайная комиссия. Декрет о мире. Судьба Учредительного собрания. Экономическая политика новой власти. Техническое сотрудничество. Сословное деление общества. Формирование советской государственности. Декрет о земле. Декрет о власти. Право частной собственности. Позиции большевиков.

«Становление Советской власти» - Развал экономики. Выборы. Последствия Брестского мира. Программы действий. Вопрос снабжения городов продовольствием. Борьба в большевистском руководстве. Зимний Дворец. Диктатура пролетариата. Захват власти большевиками в Петрограде. Декрет о земле. Установление Советской власти. Становление Советской власти.