Поминальный стол в родительский день на кладбище. Православные традиции: что делают на родительский день на кладбище. Глубинный смысл родительской субботы

С учетом того, что Радоница имеет привязку ко дню Пасхи, то каждый год дата Радоницы разная. В2015 году Пасха будет праздноваться 12 апреля, следовательно, Радоница приходится на 21 апреля.

«Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и миряни, приведен ниже «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц - нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», - пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.


Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

Это дни:
1. Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов - 26 апреля (9 мая нового стиля).

Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше - молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) - , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.(Поклон.)

Дни поминовения усопших, известные также как Родительские субботы, занимают особое место в православной традиции. Согласно христианскому вероучению смерть человека не прекращает тех отношений, которые связывали его с живыми. Продолжение их выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших.

Любая суббота является для православных особым днем, временем отдыха и размышлений. В этот день Господь создал мир и отдыхал от дел. Во всех церквях в субботу идут богослужения. Но самые особые для православных — вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Они призваны пробудить в нас особую тягу к воспоминаниям о близких. Потому что, когда в нашей жизни происходит трагедия и мы расстаемся с дорогими нам людьми, нам кажется, что мы никогда не забудем их лица и всегда будем о них скорбеть. Но проходит время, и человек постепенно начинает забывать, а память бледнеет. А значит, человек нуждается в особом напоминании, и помогает в этом Церковь.

Именно для этого установлены особые родительские дни — Радоница и Димитриевская суббота. Также 9 мая мы поминаем усопших воинов. Это сравнительно новая традиция, но уже воспринятая Церковью.

Родительская суббота начинается с богослужения

Лучше прийти пораньше, на литургию, и помолиться. Хорошо также передать записку с именами своих близких (крещеных), чтобы священник в своей молитве прочел их имена. Конечно, ввиду их большого количества эти имена не читаются вслух, но это не отменяет главного — самой молитвы. Такая записка называется «об упокоении». В любом храме даже новичок легко разберется, где можно взять этот чистый листок. На нем достаточно написать только имена. Неплохо поставить свечу на панихидный стол. Обычно он находится в храме слева, это большой стол, на нем всегда много свечей, над ним находится распятие. В затруднительном случае всегда можно обратиться за подсказкой к священнику.

Поездка на кладбище

В Родительскую субботу издревле принято посещать кладбища. Для наших предков кладбище было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках, местом, которое наводило на размышления, где принимались важные решения о своей жизни.

Как правильно вести себя там, а чего делать не стоит, рассказывает священник Григорий Мансуров:

— Сама по себе традиция совершать поминальную трапезу на могилах родных очень древняя. И христианство не выступает против этого обычая. Церковь не благословляет, но и не запрещает традицию трапезы на кладбище. Но для православного оскорбительно быть суеверным, а суеверия прочно закрепились в сознании русских людей. Одно из самых распространенных суеверий — оставлять на могилке еду, думая, что душа каким-то образом будет «угощаться». Обычно это объясняют так: для птичек. Но птиц можно покормить и в другом месте, не стоит делать это на могиле, а лучше сделать кормушку своими руками. А вот что Церковь не одобряет и запрещает — это употребление спиртного, потому что пьянство само по себе большой грех. Можно подумать о причинах таких устоявшихся заблуждений. У человека есть потребность сделать что-то для души умершего близкого. Но мы все так или иначе материалисты, и нам нужно осязаемое подтверждение нашего дела. И вот человек думает: если мне хорошо, когда я выпью, значит, надо «налить» и умершему. Отсюда недопустимая традиция выливать немного алкоголя на могилку.

Приводить могилы родных в порядок лучше заранее. Но, учитывая то, что мы занятые люди, Церковь не осуждает, если это будет сделано и в сам Родительский день. Не у всех есть время съездить на кладбище дважды. Кстати, если следовать канонам, наводить порядок на могиле лучше перед Радоницей, в апреле, когда уже сойдет снег. Но самым правильным поступком будет помолиться и зажечь на могиле свечу или лампадку.

Чего ни в коем случае нельзя делать в родительский день и как правильно поминать усопших?

Об этом и о многом другом рассказывает катехизатор Воскресенского собора г. Семей Виталий Александрович Явкин.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай распивать в этот день спиртные напитки. Но даже те, кто так не делает, часто не знают, как именно можно и нужно правильно поминать усопших. И уж тем более совсем не многие знают, почему родительский день называется Радоницей и справляется именно на 9-й день после Пасхи.

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Это древнехристианский праздник, о котором Иоанн Златоуст упоминает еще в начале четвертого века.

На Радоницу было принято, и это продолжается по сегодняшний день, семьями ходить на кладбища, на могилы своих близких и родных, оплакивать их, переживая еще раз их потерю, вспоминать их, перечисляя их добрые дела, которые усопшие совершили во время своей земной жизни, вспоминать хорошие отличительные черты их характера, как бы разговаривая с усопшими, веря, что они в этот день слышат нас. Этимологически слово "Радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели.

Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Что касается именно 9-го дня после Пасхи, то это просто вопрос Церковного Устава. Обычно, после пасхальных праздников на первый же будничный день, во время которого мы можем служить панихиду, выпадает Радоница. Всю Светлую Седмицу (неделю) мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего — прийти в Церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем — идти украшать могилы близких людей.

Можно ли часто оплакивать усопших и часто посещать их могилы? Или лучше верить в то, что они уже в Царствии Божьем, а значит, им лучше, чем нам, и не стоит беспокоить их и терзать себя?

И снова отвечу, что нам нужно не убиваться и плакать, а молиться за наших покойников. Поминать их можно как в храме, так и добрыми делами в память о них. Но имейте в виду, мы не знаем, где оказался после смерти дорогой нам человек: в Царствии Божьем или в аду. Для этого мы и вершим добрые дела, чтобы Господь взял его к себе.

Что касается слез, то есть такой грех под названием «самоядение», когда человек скорбит больше, чем нужно, думает, как много недодал покойному, как много мог бы сделать для него, но не успел или не посчитал нужным. Ценить человека, уважать и беречь нужно при его жизни, чтобы после смерти не пришлось просить прощения на его могиле. После смерти наверстать упущенное уже невозможно.

Что лучше и правильнее в родительский день: поставить в храме свечу за упокой усопших, вспомнить их в душе добрыми словами, или собрать дома родню и друзей и помянуть ушедших в мир иной обедом со спиртным? И вообще, как Православная Церковь относится к наличию спиртных напитков на столе, как на родительский день, так и в день самих похорон?

Спиртные напитки на поминальных обедах Церковью категорически запрещены. Поминая усопших близких спиртным, мы оскверняем их память, не чтим ее. Они ждут от нас только молитв, а не пышных обедов. Мы должны молиться о тех, кого уже нет рядом. Это делается потому, что смерть очень часто приходит внезапно, и человек просто не успевает к ней приготовиться, примириться с Богом, покаяться во всех своих прегрешениях. Если же мы ограничимся на поминках лишь устройством стола (как это часто и бывает), потратим на это все свои силы, а о церковном поминовении забудем, то никакой пользы душе почившего не принесем.

Как православная Церковь относится к обычаю есть на кладбище после того, как люди приведут погост в порядок? Нужно ли оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего»?

Мы можем помянуть на кладбище усопших близких, однако это нужно делать по правилам. Поправив после зимы могилу, мы имеем право устроить поминальный обед на кладбище. Но начинать его нужно обязательно с молитвы об усопшем. После трапезы нужно снова прочитать молитву.

Еще раз заостряю внимание на том, что спиртное недопустимо. Также нельзя оставлять спиртное и еду на могиле. Это языческий отголосок, когда на кладбищах было принято устраивать не только пиры и пляски, но и целые гладиаторские бои. Также еда привлекает на могилы толпы пьяниц, которые обшаривают каждый венок в поисках спиртного и сигарет, за ними приходят стаи бродячих животных. И те, и другие топчут могилы дорогих нам людей, а собаки и вовсе лежат на надгробьях. Ведь при жизни никто из нас не допустил бы того, чтобы возле его матери, отца или брата лежала грязная бездомная собака. Также еда привлекает на могилу мух и червей. Нельзя втыкать в могилу и зажигать сигареты только потому, что покойный любил курить. Повторю, ему нужны только наши молитвы.

Но ведь не только спившиеся лица ходят в родительский день по кладбищам в поисках водки и еды, но и дети - в надежде найти на могиле конфеты, печенье или пряники, которые им никогда не купят спившиеся родители. Неужели нельзя оставить еду для них?

Этих детей на кладбище посылают опустившиеся родители. И каждый такой ребенок ищет не только конфетку для себя, но и шкалик для мамы или папы. Все они знают, что при нашем храме есть бесплатная трапезная, куда человек любого вероисповедания может прийти в любой день недели и покушать. Но ни эти дети, ни их родители не ходят к нам, потому что есть одно единственное правило: в трапезную нужно прийти трезвым и чистым. В большинстве своем, такие люди пьяные, грязные, сквернословящие. Они ведут себя недостойно, так же, как и те люди, что стоят, собирая милостыню, возле ворот храма. Многие прихожане от незнания своего подают им эту милостыню, что категорически воспрещается. Ведь они берут эти деньги исключительно на спиртное.

Да, мы должны подавать милостыню, делать добрые дела, кормить и одевать нуждающихся, но делать это нужно с умом. Если мы видим, что человек действительно нуждается, а еще лучше, если мы знаем этого человека, мы обязаны ему помочь. Но если мы видим, что сидит голодный бродяга, то ему не нужно давать денег, лучше купить ему еду. Ибо он, пропив данные вами деньги, превратит ваше доброе дело в злое.

Откуда взял свое начало обычай украшать могилы близких цветами и венками и отмечать место погребения устройством холма и креста над ним?

Церковь отрицательно относится к украшению могил цветами и венками. Этот обычай пришел к нам в конце 19 века из Европы, где начали украшать могилы цветами и венками. В то время купцы выкупали целые ботанические сады, а также разбивали парки на могилах своих предков. Еще великий святой Иоанн Кронштадтский говорил, что, если у вас есть лишние деньги, которые вы хотите потратить, раздайте их лучше нуждающимся. Отвезите в детский дом, дом престарелых, туда, где больно, голодно и трудно.

Нельзя украшать могилы искусственными цветами, это является обманом перед Богом. Даже Церковь во время больших праздников украшается только живыми цветами. Ненастоящие цветы - это ненастоящая жертва. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами. Но при условии, что это цветы из вашего сада. Если покупные, то не надо и их. Лучше раздайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Вашему усопшему близкому нужны добрые дела в память о нем, а не бесцельная трата денег и не букет. Эти цветы мы несем для успокоения собственной души, мертвым нужны только наши молитвы. Число цветов (четное или нечетное) значения не имеет. Это просто суеверие.

Венки тоже не нужны. Это не наш обычай. Он был осуждаем святыми отцами. По всем правилам православная могила должна быть устроена так: нужна простая легкая ограда, чтобы могилу не топтали животные или люди, в случае если с лица земли сотрется холмик. Холм означает положение тела покойного. Крест означает, что здесь похоронен православный христианин. При жизни мы обозначаем себя православными нательным крестом. После смерти - крестом на могиле. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест обязательно должен быть деревянным.

Но он же не долговечен. Куда как красивее и богаче смотрятся мраморные плиты… Пусть окружающие видят, что здесь похоронен человек из состоятельной семьи, на которого не пожалели денег даже после смерти, то есть установили дорогой каменный памятник, а не дешевый деревянный крест.

Сгнивший и упавший в положенное время крест прикапывается на могиле, затем ставится новый. Каменные плиты и стелы не нужны категорически. С нравственной точки зрения Церковь осуждает такие «вечные» памятники. Потому что они переживают родственников усопших. Кладбище может остаться бесхозным. Его разрушают мародеры, и потом этими могильными плитами мостят тротуары. По ним ходят, плюют, гасят окурки. В качестве живого примера могу привести кладбище, которое находилось раньше там, где сейчас находится стадион «Спартак». До революции оно являлось местом захоронения христиан. В начале 60-х годов оно было разрушено, и могильные плиты растащили по всему городу. Дошло до того, что ими мостили тротуары. Многие из этих плит облиты краской, обмазаны цементом. Они были тротуарами, их топтали ногами. Если вы хотите, чтобы по имени ваших матери, отца, брата ходили ногами, плевали на их имена - ставьте такую плиту. Церковь не запрещает. Но это есть неправильно и нехорошо…Люди до сих пор откапывают эти плиты и приносят их к нам в Воскресенский собор, где мы храним их.

Люди часто кладут в гроб с усопшим зубные протезы, очки, монеты для выкупания места в Раю, даже мобильные телефоны. Иными словами, хоронят с человеком все то, чем он часто пользовался при жизни. Правильно ли это?

Хороня своих близких, мы не должны класть в гроб ничего, кроме положенного. А это покрывало, нательный крест, венчик на лбу. Если вы не знаете, что класть, нужно спросить в церкви. Никаких посторонних предметов в гробу быть не должно. Все они являются отголоском язычества, когда хоронили в ладьях, сваливая туда целые стада забитого скота… Касаемо очков, то, если у покойного за всю его жизнь было восемь пар очков, что, прикажете класть все восемь? Нет, конечно. Это лишнее. Для встречи с Богом не нужны ни очки, ни протезы.

Не так давно одного из наших батюшек пригласили на отпевание покойного, который ушел из жизни молодым. И каково же было удивление батюшки, когда он увидел, что в зубы покойного была вставлена сигарета, и она дымилась! На вопрос священника, что же это творится, родственники усопшего ответили, что при жизни он очень любил курить. И это его последняя сигарета, ведь после отпевания он будет предан земле. Священник отказался от отпевания и объяснил родным покойного, что их действия являются кощунством и издевательством над трупом, присоединяться к которому он не желает.

Как поступить, когда усопшие приходят к нам во сне и просят что-либо (ремень, носки, сигареты, очки)? Что правильнее в таком случае: съездить на кладбище и оставить на могиле эту вещь, или все же поставить в храме свечу за упокой близкого человека и помолиться за него?

Такое происходит довольно часто, в случае, если люди не поминают усопшего, не ставят в церкви свечи, не заказывают сорокоуст, если у них нет времени даже на молитвы о нем. В наши сны приходит не покойник. Наш усопший родственник находится либо в раю, либо в аду. А оттуда не приходят. В наши сны приходит ангел-хранитель, которого посылает Господь. И это ангел принимает образ наших ушедших из жизни матерей, отцов, словом, тех, кто имел для нас авторитетное значение. Если мы не послушаем их, мы не послушаем никого, даже, если к нам придет сам Господь.

Просьбу о каких-либо вещах нельзя воспринимать буквально. Усопший просит не ремень, часы или очки, а молитву или добрые дела в память о нем. После таких снов нужно заказать в церкви сорокоуст, поставить заупокойную свечу. После посещения храма можно поставить свечу и дома перед иконой и помолиться о том, кто уже не с нами.

Если есть возможность, купите ту вещь, которую просит покойник, и отдайте ее нуждающимся. Прикапывать что-либо на могиле нельзя. Место захоронения - это не помойка. Это место святое. Это как храм. Вы же не будет закапывать что-либо на территории Церкви? Нельзя делать это и на могиле некогда горячо любимого либо уважаемого человека.

Вещи покойного после его похорон нужно раздать нуждающимся. Также хотелось бы напомнить, что пожилым людям, которые уже чувствуют приход собственной смерти, нужно успеть разделить все свое имущество между наследниками еще при жизни, нужно дать им наставления о том, как жить дальше. Мнение о том, что если человек все раздал, значит, скоро он умрет, являются суеверием. Нельзя допускать того, чтобы после смерти человека, когда его тело еще не остыло, между наследниками возникла война из-за того, кому достанется более, а кому менее ценное имущество покойного, душа покойного, глядя на это, будет скорбеть. Все свои материальные вопросы нужно успеть решить здесь и сейчас, то есть при жизни.

- Можно ли ставить в храме заупокойную свечу, если не знаешь точно, был крещен умерший человек или нет?

Ставить свечи можно. Однако заказывать панихиды и сорокоусты нельзя. Также нельзя молиться о нем церковной молитвой. Молиться можно только своими словами: Господи прости все его прегрешения, вольные и невольные, если сие возможно.

- Как часто нужно поминать усопшего?

Очень важно поминать усопшего, в день его смерти, на 9-й и 40-й день, в полгода и на годовщину после смерти, а также в день его земного рождения, в день памяти святого, имя которого он носил, и в родительские дни. По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показывают райские обители, с девятого по сороковой - мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда - когда души вновь объединятся с преображенными телами, и начнется бесконечная жизнь всего человечества в новом, преображенном мире, где каждый займет свое место соответственно прохождению земной жизни и во многом в зависимости от молитв о нем Церкви после кончины. Поэтому Церковь и установила совершать особое поминовение усопших в третий, девятый и сороковой дни. И, конечно, поминать покойных нужно при каждом посещении церкви. Ходить сюда нужно как можно чаще. Это важно и для нас, живых, и для тех, кто уже умер и о ком мы молимся.

- Как Православная Церковь относится к кремации?

Достаточно популярный сейчас в больших городах способ погребения через кремацию тела - совершенно неправославный. Он не может быть приемлем для верующего человека.

Спасибо за познавательную беседу. Все то, что вы рассказали, можно узнать только в Церкви, для посещения которой, увы, не всегда есть время. Ваши пожелания семейчанам?

Помните, цель жизни каждого христианина - спасение души. То есть унаследование после телесной кончины и Второго пришествия Христова вечного блаженного пребывания с Богом. И чем больше добрых дел мы совершим, чем больше искренних молитв адресуем Богу, тем больше благодати получим от него. Любите своих близких при жизни, здесь и сейчас. Потом, после смерти, будет поздно. И лучше сегодня говорить слова любви живым родителям, чем завтра плакать на их могиле.

Беседу вела Елена ФОМЕНКО

Посещение кладбища сопряжено с некоторыми традициями и суевериями. Считается, что эта земля принадлежит мертвым, а у них свои законы, которые следует соблюдать живым. Как вести себя на кладбище?Что можно делать, а что - категорически запрещено?

Посещение могил

Посещение могил родственников, друзей, знакомых - это традиция, которая существует в каждой религии. Но правила посещения усопших могут различаться. По православному верованию кладбище является священным местом. Крест на могиле усопшего располагается в ногах, а изображение распятия на нем обращено к лицу покойного.

Обращает внимание христиан на то, чтобы живущие родственники следили за могилами своих почивших близких. Ограда и крест должны быть вовремя покрашены. Ухоженность могилы, живые цветы на ней символизируют память о покойном.

Как вести себя на кладбище? Можно ли на могилке усопшего оставить печенье, конфеты? Православные традиции посещения кладбища имеют на этот счет строгие ограничения.

Православные обычаи посещения кладбища

Молитвы читаются по желанию. Однако существуют специальные молитвы по усопшим:

  • Об усопшем христианине.
  • Молитва вдовца.
  • Молитва вдовы.
  • О почивших детях.
  • Молитва о почивших родителях.
  • Акафист об единоумершем.
  • Акафист об упокоении усопших.

Священники предупреждают, что на могилах православных запрещено распивать спиртные напитки. Посещение кладбища - не веселый праздник.

Ни в коем случае не следует поливать спиртным или сыпать на него крошки. Такие действия оскорбляют усопшего. Лучше прибраться на могилке, помолчать, вспоминая покойного. Запрещается приносить искусственные цветы. Зато можно посадить живые цветы или другие растения - они являются символом вечной жизни.

Родительские дни

Родительские дни - так называются Вселенские В эти дни принято приходить на кладбище, посещать могилы усопших родственников. Не существует определенных чисел месяца, на которые приходятся Родительские субботы. Это связано с тем, что великопостно-пасхальный цикл - переходящий.

  • Родительские субботы. Это субботы на 2, 3, 4-й неделе Великого поста.
  • Троицкая родительская суббота. Это день накануне праздника
  • Мясопустная суббота. Ее время - за 8 дней до Великого поста.
  • Это суббота, предшествующая 8 ноября. В этот день поминают убитых воинов.

Помимо Родительских суббот существуют и другие дни поминовений:

  • Радоница. Это вторник 2-й недели после Пасхи.
  • воинов - 9 мая.

Как правильно вести себя на кладбище?

Во время посещения кладбища следует вести себя уважительно по отношению к усопшим. Эмоциональные излишества не приведут к добру. Запрещается громко разговаривать, петь, кричать, веселиться, рыдать. Нельзя ходить по могильным холмам - для этого существуют специальные тропинки, дорожки.

На территории кладбища есть колонки, колодцы или краны с водой. Она предназначена только для уборки на могилах. Запрещается использовать кладбищенскую воду для питья. Питьевую необходимо привезти из дома или купить по дороге.

Как вести себя на кладбище?Можно ли оставить на могиле вещи усопшего? Любимую чашку, часы покойного или другие предметы, которые нравились ему, можно оставить на могиле.

Нельзя забирать с кладбища или могилы посторонние предметы домой. Они пропитаны «мертвой» энергетикой. Если с могилы берется какая-либо вещь - ее следует заменить на другую. Например, разбилась ваза для цветов - необходимо поставить новую.

Протирать памятник или оградку от грязи, пыли следует только ненужной ветошью. После использования она выбрасывается в специальные мусорные контейнеры на территории кладбища. Ни в коем случае не использовать вещи живых для приведения могилы в порядок.

Ограничения по посещению кладбища

Как правильно вести себя на кладбище в родительский день?Кому можно приходить на могилу? Издавна кладбища используются темными колдунами для проведения ритуалов или сбора необходимых ингредиентов. Священники уверяют, что истинно верующего человека не может затронуть магическая сила.

  • беременным женщинам;
  • кормящим мамам;
  • женщинам с маленьким (или грудным) ребенком.

Беременные или недавно родившие женщины, дети до 7 лет чувствительны к отрицательной энергетике. Поэтому им лучше избегать территории кладбища. По преданиям, маг может обменять с помощью специального ритуала жизнь тяжелобольного человека на жизнь маленького ребенка или еще не родившегося младенца.

Как вести себя на похоронах?

Похороны православного начинаются с отпевания его в доме или в храме. Для этой церемонии женщины традиционно покрывают голову платком. Надевают платье (юбку) до колен или ниже. Запрещаются майки, шорты, любая фривольная одежда. Для мужчин - строгий костюм или брюки с рубашкой (свитером).

Как вести себя на похоронах на кладбище? Во время похорон некоторые родственники остаются дома, чтобы подготовить поминальный обед. Присутствие на похоронах - дело добровольное. Если нет желания или плохое самочувствие - можно не ездить на кладбище.

Во время похорон также следует избегать сильных эмоций - громкий плач, неуместные действия оставляют тягостное впечатление. Во время похорон родственники идут позади гроба. Кровные родственники не моют пол в доме усопшего - это лучше сделать хорошим знакомым, коллегам.

На кладбище после прощания целуют венец на лбу и руку покойного. Из гроба следует забрать икону и живые цветы. Затем лицо покойного накрывают саваном, гроб закрывают. Полотенца, на которых опускали гроб в землю, остаются в могиле. Мужчинам, которые несли усопшего, на память дают новые полотенца. Женщинам раздают новые носовые платки. После кладбища родственники приглашают всех на поминальный обед.

На православные похороны можно пригласить священника. Хоронить же с музыкой - не по-христиански.

Святые отцы предупреждают, что в родительский день не стоит плакать и убиваться. Молитвы, милостыня, заказ панихиды - так православные поминают усопших. Приезжать на кладбище в Родительские субботы следует в первой половине дня.

Как вести себя на кладбище в родительский день?Православной церковью допускается поминальный обед на кладбище. До и после трапезы следует читать молитву. Как уже упоминалось, запрещается распивать спиртные напитки на кладбище.

Если от поминального обеда осталась еда, нельзя оставлять ее на могиле «покойнику». Лучше отдать ее нищим, с просьбой помянуть в молитвах усопшего.

Слова «род», «радость» стали основой для названия «радоница» Как вести себя накладбище в Радоницу? С давних времен принято приезжать в этот день на кладбище всей семьей. Обходить могилки своих почивших родственников, вспоминать их добрые дела и поступки.

Внешний вид

Разобравшись с тем, как вести себя на кладбище,стоит подумать о правильной одежде для его посещения. Обычно цветовая гамма подбирается темная, неяркая. Никаких веселых цветочков и легкомысленных горошков. Строгая, удобная одежда по погоде без шортов и мини. Ноги и руки должны быть максимально закрыты.

В обуви стоит придерживаться того же принципа. Закрытая обувь приглушенных тонов идеально подойдет для посещения кладбища. Высокий каблук или шлепанцы на погосте недопустимы.

Кладбищенские приметы

На кладбище следует приходить только с покрытой головой. Иначе выпавший волос (или другой биоматериал живого человека) может быть использован в черных ритуалах.

Все одноразовые предметы (стаканчики, салфетки, тарелки) после посещения могилы выбрасывают в мусорный контейнер на территории кладбища. Или дома их моют проточной водой.

Вещи живых нельзя оставлять на кладбище. Или забирать что-либо с могилы домой.

Если во время посещения кладбища вещь упала на землю - лучше оставить ее там, она уже принадлежит мертвым. Если это необходимая вещь (например ключи) - следует промыть ее проточной водой.

Уходить с кладбища следует той же дорогой, что и пришли. Даже если целью посещения было несколько могил и есть возможность выйти с другой стороны кладбища - не стоит этого делать.

Родительский день: как поминать усопших согласно канонам христианства

В 2018 году Радоница (родительский день) - 17 апреля, во вторник - на 9 день после Пасхи 8 апреля.

Как чествовали умерших наши предки-славяне.

Древнеславянский обряд похорон в разных местах проводился по-разному, хотя в принципе способ был един - сжигание тела. Кости после этого собирали и особым образом захоранивали. А чаще всего - брали землю с пепелища и почитали её как память об умерших, схоронив на погосте.
Согласно славянским канонам, 1 марта были празднования в честь мёртвых, а посвящёны они были богине Зимы и Смерти - Морене. Проводился обряд на рассвете, и назывался он «тризна». Вначале сжигали чучело суровой богини, что символизировало уход зимы и возрождение природы, то есть победу жизни над смертью. Как ни странным может показаться в наше время, но это был самый настоящий пир, но - в честь усопших! Древние славяне-язычники приносили на могилы еду-питьё, крашеные яйца, и, конечно же, причитали по дорогим ушедшим людям, вспоминали их добрыми словами, просили охранять живых… Поминовения были приурочены и к Масленице, и к другим славянским торжествам. Остановимся на, пожалуй, самом ярком поминальном обряде - «Дедах».
Россиянами он почти забыт, но его помнят и отмечают в Украине и Белоруссии и по сей день. До введения христианства этот обряд проводился на протяжении 10-14 дней, но главное поминовение всегда должно приходиться на субботу. Позже он изменил своё первоначальное название и стал называться «родительские субботы». Если обратить внимание на название, то можно подумать, что чествовали только усопших мужчин. Однако это не так: были и «Бабы», проводившиеся в пятницу, и «Дети» - в четверг. В эти дни было принято нести на могилу обязательно горячую пищу - считалось, что души насыщаются паром и запахом аппетитной еды. На импровизированном столе раскладывали приборы в большем количестве, чем для собравшихся - остальные были для предков.
Начинался обряд в сумеречное время, при зажжённых свечах, а в некоторых районах - и при кострах. Перед началом трапезы всех умерших выкликали поимённо, после чего полагалось некоторое время помолчать, отойдя в сторонку. Но основное празднество проводилось дома, после посещения кладбища. А начиналось оно с того, что глава семейства торжественно приглашал усопших к столу примерно такими словами: «Святые Деды, идите к нам! Ешьте то, что Бог послал».
Конечно, не обходилось без напитков - это были, в основном, хмельной мёд или бражка. В некоторых местностях часть алкоголя выливали за окно или под стол - таким образом потчевали ушедших. То же самое относилось и к продуктам - иногда вставляли ложку в миску с едой и оставляли всё на подоконнике или во дворе. Недоеденное также оставляли на ночь - а вдруг душа захочет ночью поесть - или просто клали остатки пищи под любое дерево.
«Деды» проходили в строгой, приличествующей случаю обстановке. Никаких песен, частых отлучек, тем более, баек. Ножи отсутствовали, впрочем, как и вилки. Прекрасно понимая, что мир мёртвых и мир живых разделены непроницаемой стеной, хозяева не позволяли, при всём уважении к усопшим, им надолго задерживаться в доме. Провожали «гостей» так: «Святые Деды! Поели-попили, ну а теперь ступайте с богом!» При этом окропляли пол водой, а иногда и чертили свечой на дверях кресты.
В эти поминальные дни нельзя было выполнять работы по хозяйству, исключение составляло лишь приготовление пищи. Особый запрет накладывался на действия, связанные с шитьём, а также на интимную жизнь. Считалось, что ребёнок, зачатый в эти дни, будет страдать разного рода патологиями. Не допускалось в период повсеместных поминок и вступление в брак. По мнению предков, все эти действия тревожат души мёртвых, не давая возможности защищать оставшихся на земле.

Как поминать усопших согласно канонам христианства

Кое-кто считает, что поминать родных усопших людей - значит посетить кладбище и устроить застолье с обилием закусок и спиртного. Но это не так - поминки или совсем не должны содержать горячительных напитков, или их должно быть совсем мало. К тому же посещение могилы и застолье - далеко не единственный способ почтить память предков. Как же это сделать правильно, в соответствии с христианскими традициями? Об этом и пойдёт наш дальнейший разговор.
Первый этап - раздать яблоки, конфеты, печенье нищим, которых всегда можно встретить на кладбище или возле храма, да и просто на улицах. По учению Церкви, именно такая милостыня способна облегчить посмертную участь души. Подавая нищим, мы умножаем число тех, кто молится за души преставившихся. Кроме того, подавая милостыню во имя Христа, мы тем самим делаем для Него приятное и полезное дело - известны Его слова: «Кто подает нищему, тот подаёт мне!»

Поминальное застолье является следующим звеном общего поминовения. Обязательными являются кутья, несладкий кисель или компот, мёд, блины. Из столовых приборов должны быть только ложки. Для усиления памяти, а не для того, чтобы «накормить» душу усопшего, как некоторые считают, принято оставлять за столом и для покойного место и столовый прибор. Прежде чем приступить к трапезе, всем присутствующим нужно помолиться. Каждый может читать ту молитву, которую он знает, можно и своими словами обратиться к Богу с просьбой обеспечить усопшему благую жизнь в Царствии Небесном. Помните, что любая, самая короткая молитва лучше, чем вообще никакая.
Но, всё же, самой мощной частью обряда является помощь Церкви: имеется в виду литургия за умерших, или, иными словами, принесение бескровной жертвы за их спасение. На самом деле, этот церковный обряд - самое сильное и самое мощное средство для достижения усопших Божьей милости. Тут Сам Господь приносит Себя в жертву и тем самым распространяет Своё милосердие на усопших.
Приношением этой бескровной жертвы, наряду с молитвами, заглаживаются грехи умершего, вольные и невольные, а душа его достигает блаженного, умиротворённого состояния: Христос умоляет Своего Отца простить грешную, заблудшую душу.
Как приносится бескровная жертва? Из просфор вынимаются частицы (проскомидии) за поминание души. Эти проскомидии погружаются в Животворящую Кровь Христову, при этом священник говорит: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся, зде Кровию Твоею…». Чтобы таким образом помянуть усопшего, перед началом литургии нужно подать записки «о здравии» и «об упокоении» с именами. Подавание записок, как правило, платное, но плата - весьма небольшая, подчас чисто символическая. Нелишне будет и пожертвовать хотя бы самую маленькую сумму и на нужды Храма.
Кроме этого, в православной Церкви существуют и частные богослужения. Они называются «требы» - то есть проводятся по требованию, по заказу страждущих. Это - молебен о живых и панихида об умерших. Требы совершаются по окончании Литургии и заказываются там же, где принимают записки. В монастырях и храмах принимают заказы и на так называемый «сорокоуст» - на 40 дней, на полгода или на год - молитвы о живых и умерших.
В специальные дни Церковь творит и поминовения - вселенские панихиды - эти дни называются Вселенскими родительскими субботами. Сказать заранее точно, когда наступят эти дни, невозможно, поскольку они связаны с переходящим пасхальным циклом. При желании вы всегда можете получить сведения об этих днях у любого священнослужителя.

И последнее. Поминовение может считаться правильным лишь при условии нашей искренней любви к ушедшим, которая является проводником любви Божественной. Сам Господь завещал любить ближних, как самого себя, и эта любовь должна простираться не только на живых, но и на мёртвых.