Почему именно переселение мухаммеда в медину. Подумайте, почему именно переселение мухамеда в медину стало начальной датой мусульманского календаря? Начало проповеди и религиозная деятельность

Как известно, пророческая миссия последнего посланника Всевышнего Мухаммад а, да благословит его Аллах и приветствует, началась в 7 веке н.э. И уже в том же веке исламский призыв дошел и до Кавказа. С тех пор история Кавказа и Дагестана, в частности, неразрывно связана с Исламом, и с тех самых пор каждый поступок горца так или иначе сверялся с законами шариата. Касался ли этот поступок семейных, общественных отношений или же это был вопрос войны и мира – все это делалось в соответствии с традициями Ислама.

Поэтому, когда, после пленения Шамиля, перед горцами стала опасность потери своей религии, своей веры, они сделали то, что могло защитить самое дорогое, что есть у человека – веру. Для этого им пришлось оставить свою Родину и уехать в другие страны, то есть они совершили Хиджру. Для того, чтобы понять, что такое Хиджра и какой статус она имеет в Исламе необходимо обратиться к истории мусульман.

Под Хиджрой в исламе понимают переселение мусульман из Мекки в Медину (в то время - Ясриб), после долгих мук и унижений, со стороны мекканских язычников, длившихся на про­тяжении 13 лет. Хиджра в Исламе имеет столь большое значение, что с момента его совершения (622 год) ведется мусульманское летоисчисление. После присяги жителей Медины на верность и за­щиту Пророка, Посланник Всевышнего (да благо­словит его Аллах и приветствует) дает разрешение на начало переселения мусульман Мекки, которых в последующем назвали «мухаджиры».

Переселение осуществлялось небольшими группами, тайно, дабы избежать преследований. Интересно, но был один человек, совершивший хиджру открыто. Это был Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Этот великий сподвижник, знаковая фигура мусульманской истории, ставший в последующем во главе огромного государства, был неимоверно силен как физически, так и духовно. Когда вспоминаешь его имя, на память приходит ис­тория его ранения и сердце сжимается от боли.

Вспомним эту историю. В бытность вторым праведным халифом, во время совершения утренней молитвы, ему было нанесено шесть ударов отравленным кинжалом. Нанесший уда­ры был огнепоклонником из числа персов. Одно из ранений было смертельным. В состоянии ожидания своего исхода он часто терял сознание. Но несмотря на раны и нестерпимые боли, когда его извещали о наступлении времени очередного намаза, он, в страхе пропустить, вздрагивал и со словами «моя молитва, молитва!» пытался встать.

Так вот, как передает Али ибн Абу Талиб , когда Умар вознамерился совершить хиджру, он взял меч, надел на плечо лук и колчан со стрелами, прикрепил на пояс копье и направился в сторону Каабы, где в тот момент находилась группа курайшитов из числа язычников. Уверенно и спокойно обойдя семь раз вок­руг Каабы, совершив молитву в местечке аль-Макам, Умар направился к этим людям и, обращаясь к ним, воскликнул: «Сколь безобразны эти лица! Всевыш­ний не унизит никого, помимо вас. Если кто хочет ос­тавить мать свою без сына, или детей без отца, или супругу свою вдовою, то пускай предстанет предо мной вон за той долиной».

И вот, вынужденно оставляя позади любимую ро­дину, нажитое имущество, накопленное богатство, му­сульмане в целях сохранения своей веры, что явля­ется самым ценным на земле для верующего, постепенно покидали Мекку. Продолжалось это до тех пор, пока в Мекке не осталось никого из мусульман, кроме самого Пророка, Абу Бакра и Али, а также не­которых из тех, кто по причине болезни или насиль­ственного пленения не смог выйти в путь.

Абу Бакр, увидев, что большая часть мусульман по­кинула Мекку, направился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) для получения разрешения на переселение. В ответ же услышал сле­дующее: «Подожди, Абу Бакр, не торопись! Я ожидаю разрешения от Всевышнего». И Абу Бакр, осознавая ответственность сопровождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в столь опас­ном и сложном пути, ведь Медина находилась на рас­стоянии 500 километров от Мекки, приступает к тща­тельной подготовке, занявшей в последующем около четырех месяцев.

В это время язычники, почувствовав возрастающую опасность и возможный итог происходящего, собрали представителей всех курайшитских племен для приня­тия единого решения. Также на ту встречу поспешил неказистый старичок, которого никто не знал. При вхо­де в круг собравшихся у него спросили: -

— Кто ты, старец?

— Шейх (старец) из местности Наджд. Я услышал о вашем собрании и пришел, чтобы быть с вами. Возможно, вы выслушаете мое мнение и совет, — ответил он.

Собравшись, люди стали предлагать различные ва­рианты и пути решения возникшей для них проблемы. Каждый понимал, что это возможно лишь путем унич­тожения носителя знамени Ислама — Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), но никто не осмеливался открыто об этом заявить.

Один из собравшихся сказал:

— Необходимо изгнать его и запретить ему жить в нашем городе. Пусть идет, куда хочет и живет, где хочет!

Неожиданно для всех слово взял старик-незнако­мец и возразил:

— Вы ведь знаете, сколь пленительна и прекрасна его речь. Клянусь, если вы так поступите, то, устроив­шись в одном из селений, завтра он придет вместе с его жителями и уничтожит вас. Нет, это неподходящее решение.

Другой предложил:

— Нужно пленить его и заковать в железо, чтоб он был лишен возможности общаться с людьми.

Вновь взяв инициативу, старик парировал и эту реп­лику, сказав:

— Род Абду Манаф не допустит этого.

Затем свою речь начал Абу Джахль , один из самых ярых противников Ислама. Он сказал:

— Я хочу предложить то, до чего, как я вижу, вы еще не додумались. Собравшиеся взволнованно спросили: - Что же ты предлагаешь, о Абдуль-хакям ?

Он продолжил:

— Я считаю, что мы должны выбрать из каждого племени по одному крепкому, знатному и пользующе­муся поддержкой своего рода юноше и вручить каждо­му из них по острому мечу. Затем они направятся к Мухаммаду, одновременно нанесут удары мечами и убьют его. Если они так поступят, то плату за кровь должен будет выплатить каждый из родов. Что касается рода Мухаммада, то они не смогут воевать со всеми племе­нами и согласятся получить материальную компенса­цию. И мы уплатим столько, сколько они захотят.

Задумайтесь над этим зверским планом, который в чем-то схож с происходящим в мире сегодня. После этих слов плюгавый старик в эйфории вос­кликнул:

— Это лучшее решение и другого мнения быть не может!

Все присутствовавшие согласились с ним и, разой­дясь по домам, немедленно приступили к осуществле­нию задуманного.

Впоследствии Пророк скажет, что под личиной старца из Наджда, скрывался сам Сатана. Но Божье откровение опережает их планы. Ангел Джабраил (мир ему) нисходит к Пророку (да благосло­вит его Аллах и приветствует) с велением переселять­ся в Медину и запрещает спать на своей кровати в ночь, когда курайшиты запланировали это преступление. Получив известие свыше о заговоре курайшитов, По­сланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) направляется к своему преданному другу и соратнику Абу Бакру, чтобы обсудить, как имен­но будет происходить переселение.

Позже супруга Пророка Аиша (дочь Абу Бакра) вспоминала этот эпизод так: «Однажды, в самый раз­гар дневной жары, когда мы сидели в доме Абу Бакра, кто-то сказал ему: «Вон идет Посланник Аллаха, зак­рывая своё лицо! В такое время он еще никогда не при­ходил к нам». Абу Бакр произнес: «Клянусь Аллахом, в такой час его могло привести сюда только очень важ­ное дело».

После сообщения Абу Бакру о получении разрешения на переселение и обсуждения всех деталей, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся к себе домой и стал дожидаться ночи.

С наступлением ночи тридцать молодых людей из разных племен и родов курайшитов затаились у дома Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дожидаясь, когда тот уснет. Они были абсо­лютно уверены в успехе своего подлого заговора. А Абу Джахль, который учил уму-разуму аж самого Сатану, высокомерно расхаживая и обращаясь к своим това­рищам, окружавшим дом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), с издевкой гово­рил: «А Мухаммад еще утверждал, что если мы после­дуем за ним, то станем правителями над арабами и неарабами. А после смерти воскреснем и для нас бу­дут уготованы сады, подобные садам Иордании. Если же мы так не поступим, то будем погублены, а после смерти мы будем воскрешены, но для нас якобы будет уготован огонь, в котором предстоит гореть!»

По замыслу курайшитов, нападение на Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) должно было произойти после полуночи, когда Про­рок (да благословит его Аллах и приветствует) уснет. Поэтому никто не спал, ожидая наступле­ния нужного часа. Однако этому гнусному плану не суждено было осу­ществиться. Он с позором провалился. Ночью Посланник Всевышнего Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел из дома, читая девятый аят суры «Ясин»: «И пред ними Мы воздвигнули преграду, и позади них — преграду, и набросили покров на глаза их, и они не видят», после чего спокойно прошел меж ними.»

В эти минуты Гос­подь миров как будто ослепил их и не дал возможности реализоваться жестокому замыслу против лучшего творения, гордости всего человечества, любимца Ал­лаха — Мухаммада (да благословит его Аллах и при­ветствует). В начале было сказано, что Хиджра в истории Ислама занимает особое место. Это связано с тем, что мусульмане переселившись в другой город впервые смогли создать свое государство. Но в первую очередь это связано с тем, что Хиджра направлена на сохранение, защиту своей религии, хоть даже для этого и приходится жертвовать своим имуществом и даже Родиной.

Переселение (Хиджра) в Медину в сентябре 622 года - начало нового этапа пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Поэтому во время правления второго праведного халифа Умара ибналь-Хаттаба это событие было принято в качестве точки отсчета нового календаря. Усман ибн Аффан предложил, чтобы год начинался с месяца мухаррам – после окончания Хаджа. Первый год Хиджры стали отсчитывать от 16 июля 622 года, хотя точная дата переселения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует -12 Раби аль-Авваль соотносится с 12 сентября 622 года.

Ислам – религия наиболее подходящая для естественной жизни, а для определения времени исполнения религиозных обрядов больше всего подходит смена ночи и дня, а так же изменение лунных фаз.

Во всех трех монотеистических религиях верующим предписан лунный календарь. У иудеев он до сих пор в ходу и у них сутки начинаются с заходом солнца, как и умусульман. Христианский календарь также в начале был лунным, но потом был заменен на солнечный.

Однако большие религиозные праздники, такие как Пасха и Великая пятница отмечаются по лунному календарю. И это более естественно, так как сутки делятся на две части: ночь, когда появляется Луна, и день, когда появляется солнце, а в Григорианском календаре ночь делится на две части, из которых одна приходится на одни сутки, а вторая на другие.

Христианский календарь был изобретен в 532 году Дионисиусом Эксигусом, который предложил считать год рождения Иисуса Христа первым годом новой эры. Однако позднее христианские богословы объявили, что дата рождения Христа определена неверно и согласно этому календарю Иисус родился в 4 году новой эры. Далее христианский календарь был пересмотрен в 1582 году Папой Григорием III, и именно этот календарь называется Григорианским. Франция приняла этот календарь в качестве официального в 1582 году, но Великобритания отказывалась это сделать до 1752 года и поэтому в различных исторических источниках можно встретить различную датировку одних и тех же событий. После принятия этого календаря Англия внедрила его в своих колониях в Азии, Африке и Америке. Официальный международный статус Григорианский календарь обрел лишь после Первой мировой войны. В Греции он был принят в 1923 году, в Турции – в 1927.

Мусульманский календарь был официально принят в 17 году по Хиджре (638 годн.э.) и в первый век Хиджры он стал использоваться на всех территориях, подвластных мусульманам: на Ближнем Востоке, в Иране, Туркестане, Северной Африке, в мусульманской Испании и Франции – гигантском регионе, составлявшем тогда половину цивилизованного мира.

Из астрономии мы знаем, что Луна оборачивается вокруг земли за 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 2,78 секунды. Два лунных месяца длятся 59 дней. Остаток времени составляет 11 дней за 30 лет. В календаре по Хиджре один месяц длится 30 дней, а другой - 29. Всего в лунном годе 354 дня. Оставшиеся 11 дней в 30 лет добавляются в качестве 30-го Зуль-Хиджа во 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26, и 29 года 30-летнего цикла. Эта система признана мусульманами во всем мире и действует до сих пор.

Интересно, что Григорианский календарь в начале своего существования был лунным и базировался на календаре римлян, в котором было 304 дня в 10 месяцах, и начинался он в марте. Позднее второй цезарь Рима Нума(716-673 дон.э.) добавил еще два месяца – январь и февраль после декабря и в годе стало 355 дней. В 45 годудон.э. Гай Юлий Цезарь по совету египетского астронома Сосигения принял новый календарь, который в честь него был назван юлианским.

Он отменил лунный календарь и постановил вести летоисчисление, ориентируясь по Солнцу. Год начинался с 1 января.

Каждый четвертый год объявлялся високосным и составлял 366 дней. В 44 годудон.э. месяц Кинтилис был назван в честь Цезаря июлем, а в 7 году до н.э. Октавиан Август чтобы ликвидировать неразбериху с високосными годами,накопившуюся за 38 лет удлинил месяц Секстилис и присвоил ему свое имя.

В 15 веке Папа Григорий XIII после переговоров с главами государств, где католичество было государственной религией предложил принять исправленный им римский календарь. Франция, Италия. Португалия, Польша, Нидерланды и католические германские княжества приняли его в 1582 году. Протестанты не принимали его до 1700 года.

Англичане приняли этот календарь в 1752 году и добавили к нему 11 дней. Даты, предшествовавшие этому году метились пометкой OS (oldstyle - старый стиль). Например, Джордж Вашингтон родился 11 февраля 1732 года OS и после 1752 года его день рождения стал выпадать на 22 февраля.

Календарь по Хиджре за 1400 лет своего существования не требовал и не требует никаких дополнительных прибавлений дней. Он также не нуждается в учете дней сезонного равноденствия. Таким же образом даты мусульманских праздников не зафиксированы жестко на определенных временах года и перемещаются последовательно по всем сезонам.

Летоисчисление по Хиджре стало знаком новой эпохи – эпохи ислама и поэтому имеет общемировое значение.

Ильдар Мухамеджанов

Итак, мусульмане начали тайно переселяться. Пророк, а с ним и несколько приближенных, не могли последовать за ними до тех пор, пока этого не повелит Господь через Свое Откровение. Вскоре приказ был получен. Но не так-то просто было выйти из города, где повсюду одни враги. К тому же заговорщики уже начали окружать его дом. Тогда Мухаммад отдал свою накидку Али, чтобы тот укрылся и любой заглянувший в дом решил бы, что перед ним лежит Мухаммад. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал, что никто не посмеет тронуть Али. По милости Всевышнего, Мухаммаду удалось выйти из дома и проскользнуть мимо заговорщиков незамеченным. Он направился к Абу Бакру, и оба покинули город. Они решили спрятаться в пещере, пока не уляжется суматоха. Дочь, сын и пастух Абу Бакра носили им еды и сообщали новости. Однажды поисковая группа мекканцев подобралась к беглецам так близко, что они могли слышать их слова. Взволнованный Абу Бакр обратился к пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О посланник Аллаха, если бы кто-то из них посмотрел вниз, то непременно увидел бы нас». На что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

«Что ты думаешь о двоих, третьим для которых стал сам Господь? Не печалься, ведь, поистине, Господь с нами» (Сахих Аль-Бухари).

Ночью пришел проводник и пригнал с собой двух верблюдов. Их ожидал долгий путь в Ясриб.

Наконец, после продолжительного путешествия путники достигли Куба – окраины Ясриба, где уже за несколько недель до этого собрались люди, услышавшие, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) покинул Мекку. Они поднимались на холмы и в ожидании пристально глядели в пустыню, пока палящее дневное солнце не гнало их в укрытие. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакр прибыли днем. Их приближение заметил лишь иудей, случайно оказавшийся на улице. Он созвал мусульман, и те встретили Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на холмах у Куба.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) оставался в Куба несколько дней. Здесь и была построена первая мечеть ислама. К этому времени до Куба добрался и Али, оставивший Мекку тремя днями позже пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мусульмане Мекки и помощники пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Куба повели Мухаммада в Медину, где все с нетерпением его ожидали.

Это был самый счастливый день в истории Медины. Анас, близкий пророку (мир ему и благословение Аллаха) сподвижник, говорил:

«Я был рядом в тот день, когда он (пророк) вошел в Медину. Не было дня прекраснее и ярче, чем этот. И я был рядом, когда он скончался. Не было дня печальнее и мрачнее, чем этот» (Ахмад).

Каждая семья Медины желала, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) остановился у них, одни даже пытались привести его верблюдицу к своему дому. Но пророк остановил их словами:

«Отпустите ее, ибо ею руководит Господь».

Верблюдица прошла мимо многих домов, пока не остановилась. Она опустилась на колени на территории Абу Наджа. Но пророк (мир ему и благословение Аллаха) не спешился. Верблюдица поднялась, прошла немного вперед, а затем вернулась на прежнее место и снова опустилась на колени. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) спустился. Он был рад выбору верблюдицы, ибо люди, принадлежавшие клану Абу Наджа, были его родными по матери, и он желал почтить их своим присутствием. Каждый из них стал убеждать пророка остановиться именно в его доме, а Абу Айуб взял седло со спины верблюдицы и занес к себе. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Мужчина там, где его седло» (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим ).

После этого он вошел в дом Абу Айуба.

Первое, что следовало сделать мусульманам Медины – это построить мечеть. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) послал за двумя парнями, владельцами финиковой лавки, чтобы узнать стоимость участка земли во дворе. Они ответили: «Мы подарим его тебе, о посланник Господа!». Но Мухаммад не согласился, и, заплатив за землю, приступил к возведению мечети. Работая, он обращался к Богу:

«О Господь, нет блага кроме блага Вечности, так прости же ансаров и мухаджиров» (Сахих Аль-Бухари).

Мечеть стала местом поклонения мусульман. Молитва, совершаемая ранее только тайно у себя дома, стала теперь общим делом, сплотившим мусульманское общество. Уже не нужно было скрываться и стараться угодить. Пришла пора призывать на молитву открыто. Теперь, перед каждой молитвой звучал громкий азан – зов на молитву, проникая в каждый дом и напоминая мусульманам об их обязанности перед Создателем. Мечеть стала символом исламского общества: здесь,в небольшом строении из пальмовых стволов и листьев, совершали поклонение, обучались исламу, проводили собрания, решали важные религиозные и мирские вопросы. Это был прекрасный пример того, что ислам затрагивает все аспекты жизни человека.

Завершив первое и самое важное дело, пророк (мир ему и благословение Аллаха) построил дома по обе стороны мечети для себя и своей семьи из того же материала. Мечеть Пророка и его дом на прежнем месте и по сей день.

Хиджра (переселение) подошла к концу. С этого момента (23 сентября 622 года) началась исламская эра. В этот день Ясриб получил новое гордое имя – Мадинат-уль-Наби – Город Пророка, коротко – Медина.

Такова история Хиджры – переселения из Мекки в Ясриб. Тринадцать лет унижения, гонений, бегства, мелких удач, незавершенной пророческой миссии остались за плечами.

Впереди ждал величайший успех, который только мог увенчать старания человека. Хиджра стала новым периодом в истории пророческой миссии, как видно из Корана. До сих пор Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был лишь проповедником. Теперь он стал правителем государства, пусть и небольшого, но превратившегося за десять лет в империю Аравии. Мусульмане уже нуждались в другом руководстве. Об этом свидетельствуют мединские главы Корана, которые отличаются от мекканских. Если мекканские – это руководство для каждого отдельного человека, а пророк предстает как предостерегающий человек, то мединские – это уже руководство для растущей социальной и политической общины, а пророк здесь пример для подражания, законодатель и преобразователь!

После переезда Мухаммеда в Медину, в 622 году, начинается качественно новый этап в истории Ислама. Начиная с этого времени, мусульмане постепенно обрели контроль над городом, а потом нашли в себе силы начать борьбу со своими мучителями в Мекке, которые продолжали вражду с мусульманами. Позднее мусульмане, возглавляемые пророком Мухаммедом, сумели распространить идеалы новой религии и нового мышления на весь Аравийский полуостров, что открыло для Ислама перспективы превращения в будущем в мировую религию.

Именно в Медине пророком Мухаммедом, посредством Божественного откровения, были сформулированы многие общественные, экономические и политические законы, которыми руководствуются мусульмане вплоть до сегодняшнего дня. Большинство религиозных ритуалов и атрибутов, практикуемых мусульманами сегодня, сформировались именно здесь. В Мекке же, проповедь Мухаммеда больше носила этический и духовный характер.

По этим причинам мировая наука подразделяет пророческую историю Мухаммеда и ранней мусульманской общины на «мекканский период» , характеризующийся зарождением и развитием исламской религии; и «мединский период» , характеризующийся триумфом этой религии.

Мусульманский календарь (хиджра) также ведет исчисление от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. То есть, это переселение считается начальной точкой отсчета исламской истории. Однако необходимо отметить, что сам Мухаммед этого календаря не утверждал. Он был принят после него в Халифате, который распространил свою власть на большие регионы мира и нуждался в своем календаре. Поэтому точку отсчета мусульманской истории по хиджре все же можно рассматривать как условную. Вернее она является датой, с которого началось политическое и военное усиление ранних мусульман. Но, на самом деле, история Ислама началась в Мекке, с первых этических проповедей Мухаммеда.

Несмотря на преследования курейшитов, Мухаммед со своим другом Абу Бакром сумел благополучно добраться до Кубы - пригорода Медины. А затем они двинулись в город, арабское население которого с большими почестями и триумфом встретило их. Вместе с мединцами пророка встречали мекканские мусульмане, которых назвали «переселенцами» (мухаджирами) . А мединских мусульман после этого стали называть «помощниками пророка» (ансарами) .

Остановившись временно у одного из горожан, Мухаммед сразу приступил к повседневным делам. Ему предстояло оправдать ожидания горожан и привести их к единству, сплоченности и благополучию. Это было сложнейшей задачей, с которой он сумел с честью справиться. По сути, с этого момента он стал политическим лидером.

Первым делом он распорядился построить в Медине мечеть, которая помимо культового предназначения, стала также нести общественно-политические функции и, по сути, превратилась в центр и символ мусульманской общины, в котором решались все насущные проблемы города и его населения. Сам пророк поселился здесь и превратил эту мечеть в свою официальную резиденцию.

В скором времени им был учрежден порядок призыва мусульман на молитву, который применяется и сегодня. Но, в то же время, в исключительных случаях, этот призыв можно было использовать для срочного созыва мусульман в мечеть с целью поставить их в известность о каких-то чрезвычайных обстоятельствах, после чего здесь же принимались шаги для решения проблем.

Ислам, это одна из мировых религий, которая насчитывает более одного миллиарда последователей по всему миру. В этой статье мы коснемся одного очень важного понятия этого учения, а именно мы попытаемся ответить на вопрос о том, что такое хиджра.

Определение понятия

За тем глубоким понятием хиджры, которое мы имеем сегодня, стоит одно важное для процесса развития ислама историческое событие. Речь идет о переселении пророка Мухаммеда в Медину из родной ему Мекки. и есть хиджра в собственном смысле слова. Все, что касается прочих ее аспектов, это богословская рефлексия.

История

Выяснив, что такое хиджра, разберем теперь подробнее историю этого события. Для этого перенесемся в самое начало седьмого века нашей эры, в 609 год. Именно тогда со своей проповедью нового откровения единого Бога выступает арабский торговец, уроженец Мекки, по имени Мухаммед. Он провозглашает себя пророком, заключающим ряд таких библейских персонажей, как Авраам, Моисей и Иисус. Амбициозный проповедник утверждает, что пришло религии и нового закона, который Всевышний дает людям через него. К сожалению новоявленного пророка, большинство его соотечественников не прониклись призывами обратиться от отеческих заветов и принять новую весть. Большинство людей просто игнорировало претензии Мухаммеда на богоизбранность, но были и такие, кто оказал ему и его сподвижникам и даже угрожал расправой. На беду пророка особой неприязнью к нему отличались вожди и предводители общества. Жизнь первой мусульманской общины была достаточно тяжелой и трудной в таких условиях, поэтому некоторые из них переселились в Эфиопию, где их согласился приютить христианский правитель. Это и есть первая хиджра мусульман. Другими словами, что такое хиджра? Это переход, бегство от зла к добру, миру и безопасности.

Но пророк в это время все еще оставался в Мекке и подвергался преследованиям. В то же время в другом городе, который тогда назывался Ясриб, проживали два арабских племени, враждовавших между собой. Они исповедовали традиционное язычество арабов, но рядом с ними в Ясрибе жили представители иудаизма и христианства, поэтому они были наслышаны о вере в единого Бога. Когда до них дошла весть, что в Мекке появился некий пророк этой веры из арабов, они заинтересовались. В ответ Мухаммед послал к ним в город проповедника, который сумел убедить многих людей отречься от отеческого многобожия и принять новую религию - ислам. Их было так много, что они даже решили просить Мухаммеда о том, чтобы он переселился к ним в город и стал во главе правления. Пророк принял это предложение. Переселение его в Ясриб состоялось в 622 году, после чего город стал называться Мединой. Мухаммеда приняли с миром и великим почетом, как верховного правителя и нового лидера жителей. Это событие из жизни пророка и стало хиджрой в собственном смысле слова.

Значение переселения

Но что такое хиджра Мухаммеда для мусульман и почему она имеет такое большое значение для верующих? Дело в том, что переселение в Медину ознаменовало собой новый этап не только в частной жизни пророка, но и в истории становления провозглашенной им религии. Ведь вместе с ним в Ясриб отправилась вся мусульманская община Мекки, которая до этого была слаба и притесняема. Теперь же, после хиджры, последователи ислама стали сильны и многочисленны. Исламское сообщество превратилось из компании единомышленников в общественную формацию и влиятельную социальную общность. Жизнь самой Медины полностью изменилась. Если традиционное языческое население прежде основывалось на родоплеменных отношениях, то отныне их стала связывать общность веры. Внутри ислама люди были уравнены в правах, независимо от национальности, благосостояния, происхождения и положения в обществе. Другими словами, полностью изменился социальный строй города, что в дальнейшем сделало возможным широкую экспансию ислама в мир. Тотальная исламизация многих стран и государств Среднего и Ближнего Востока, Африки, Азии началась именно с хиджры Мухаммеда в Медину. Поэтому это событие стало своеобразной точкой отсчета в истории религии Корана.

Внешняя и внутренняя хиджра

В первое время после переселения в Медину Мухаммеда его примеру должны были следовать все новообращенные мусульмане. Затем, когда Мекка была покорена, это установление было отменено, но с тех пор стала распространяться идея о внутреннем переселении. Что такое хиджра, совершаемая внутри человеческого духа? Это такой образ мысли и жизни, когда человек избегает всего дурного, что в соответствии с нормами ислама считается греховным. Поэтому, каждый раз, когда мусульманин избегает соблазна и от греха переходит к праведному образу жизни, это считается совершением хиджры.

Появление исламского календаря

После смерти пророка, когда мусульманской общиной правил халиф Омар, был поднят вопрос о разработке календаря, адаптированного под нужды религии. В результате на созванном свете было принято решение об утверждении лунного календаря. А точкой отсчета для нового летоисчисления было принято определить переселение Мухаммеда в Медину. С тех пор и до настоящего времени празднуется по хиджре.

Особенности мусульманского календаря

Как и в традиционном календаре, исламский включает в себя двенадцать месяцев, о чем записано даже в Коране. Поскольку эта система основывается на циклах луны, в году, таким образом, бывает 354 или 355 дней, а не 365, как в солнечном календаре. То есть месяцы по хиджре могут начинаться в разное время, не имея привязки ко времени года. Важно отметить, что четыре из двенадцати месяцев называются запретными и имеют особенное значение для жизни верующих. В заключение стоит сказать, что лунная хиджра, то есть Новый год по мусульманскому летоисчислению не является праздником в европейском понимании этого слова. Последователи ислама не отмечают начало нового цикла. Для них это событие, однако, служит поводом заняться самоанализом и хорошим временем, чтобы подвести итоги и построить планы на будущее.