Одна из моих любимых тем. Про ракеты средней дальности. «Дубинки» межконтинентального значения Заблаговременные сборка и испытание

Баллистическая ракета средней дальности Jupiter малоизвестна и имела короткий срок службы. Несмотря на это она внесла большой вклад в развитие ракетной техники в США.

После разработки ракеты малой дальности Redstone, в 1954 году исследовательская группа армии в арсенале Redstone начала проработку более мощной ракеты, которая должна была быть способна доставить ядерную боеголовку на расстояние 1600 км или вывести на орбиту искусственный спутник. 14 февраля 1955 года вышел отчет Killian, который призывал наряду с МБР вести разработку ракет средней дальности. Этот отчет, а также испытания БРСД в СССР побудили министра обороны США Чарлза Уилсона утвердить 8 ноября 1955 года разработку ракеты Thor. В тот же день он приказал начать разработку БРСД морского базирования Jupiter в качестве второстепенной альтернативы Thor.


Изначально сотрудничество с флотом позитивно влияло на программу Jupiter. Для того, чтобы соответствовать требованиям флота, длина ракеты была уменьшена, а вместо управляющих поверхностей был применен двигатель с поворотным соплом. Однако независимо от этих улучшений, ракетный двигатель на жидком топливе совершенно не соответствовал требованиям ВМФ. Поскольку двигатель с ноября 1955 года уже проходил испытания, армия не соглашалась перейти на использование твердотопливного двигателя. В результате флот начал разработку собственной версии Jupiter на твердом топливе под названием Jupiter S.

Хотя флот прекратил разработку жидкотопливной ракеты, он все еще был вовлечен в программу Jupiter. В результате работы продолжались и 14 мая 1956 года были проведены летные испытания компонентов ракет с помощью модифицированной версии Redstone под названием Jupiter "A". Три месяца спустя армия подписала контракт на производство ракет Jupiter с Chrysler Corporation. В этом же месяце первые три двигателя были доставлены на мыс Канаверел для проведения испытательных пусков. Большое событие произошло 20 сентября 1956 года, когда армия произвела пуск Jupiter "A" со специальной секцией, имитирующей полезную нагрузку. Эта ракета, названная Jupiter C, достигла высоты 1045 км и дальности 5470 км, установив три рекорда для баллистических ракет, разработанных в западных странах.

Этот пуск Jupiter С был очень важен как для армии, так и для национального престижа. Он также стал последним аккордом в соперничестве ВВС и армии. ВВС, отвечавшие за две программы разработки МБР и программу БРСД Thor, считали исследования армии ущемлением своих интересов. Так как это был вопрос юрисдикции, он мог быть решен только министром обороны. 28 ноября 1956 года Уилсон издал свою знаменитую директиву "Roles and Mission", которая отдавала под контроль ВВС все программы разработки ракет дальностью более 320 км.

В результате Jupiter перешел к ВВС. Однако все исследовательские работы продолжали выполняться в Redstone Arsenal, принадлежащем армии. Затем, первый запуск ракеты, произведенный в марте 1957 года с мыса Канаверел, также выполнялся армейским персоналом. Хотя он был неудачным, следующий пуск, выполненный 31 мая, был успешным. Дальность составила 2400 км. Так как это произошло за четыре месяца до первого успешного пуска Thor, Jupiter стал первой в США успешно запущенной баллистической ракетой средней дальности.

Хотя Jupiter и превзошел Thor по дальности полета, по сравнению с конкурентом программа развивалась очень вяло. Например, испытательные пуски Jupiter выполнялись с инженерными образцами, в то время как в тестах Thor были задействованы серийно выпускающиеся ракеты. Кроме того, оборудование для запуска и обслуживания Thor разрабатывалось одновременно с ракетой, в то время как его разработка для Jupiter началась только после первого успешного пуска ракеты. Далее эти задержки были усугублены требованием ВВС использовать для Jupiter модифицированное оборудование, предназначенное для Thor. Эта задача оказалась невыполнимой.

С 9 октября 1957 года, после назначения на пост министра обороны Neil H. McElroy, отношение к программе Jupiter изменилось. Было объявлено, что будут развернуты как Thor, так и Jupiter. В рамках нового плана первые подразделения должны были быть готовы к декабрю 1958 года.

2 января 1958 года было получено одобрение на использование разработанного армией оборудования для обслуживания Jupiter. Через два дня Chrysler получил контракт стоимостью 51,8 млн. долларов на производство Jupiter. Первая эскадрилья Jupiter (864-я) была сформирована 15 января 1958 года. В феврале началось обучение, далее были сформированы еще две эскадрильи (865-я и 866-я). Первый серийный Jupiter был поставлен в августе, а первый пуск, выполненный ВВС, состоялся 15 октября 1958 года. Однако, в это время первый Thor был уже доставлен в Великобританию. Несмотря на развертывание Thor, в ВВС осознали, что Jupiter является намного более эффективной ракетой средней дальности. Поскольку он был мобильным, это резко затрудняло возможность нанесения противником превентивного ракетно-ядерного удара. Кроме того, поскольку в конструкция ракеты изначально была рассчитана на ее перевозки, она была более прочной и устойчивой по отношению к действию обычного оружия.

В отличие от «Тора», стартовавшего только с заранее подготовленных позиций, «Юпитер» запускался с мобильной пусковой установки. Батарея ракет «Юпитер» включала три боевые ракеты и состояла из примерно 20 тяжёлых грузовиков, включая цистерны с керосином и жидким кислородом.

Ракета транспортировалась горизонтально, на специальной машине. Прибыв на место развёртывания, батарея устанавливала ракеты вертикально и возводила вокруг основания каждой ракеты «навес» из алюминиевых листов, укрывавший работающий над подготовкой к старту персонал и позволяющий обслуживать ракеты при любых погодных условиях. После установки, ракета требовала приблизительно 15 минут для заправки после чего была готова к запуску.

Еще одним преимуществом Jupiter была абляционная головная часть. В отличие от головной части Mk-II для Thor, она входила в атмосферу на большей скорости. В результате ее было сложнее перехватить, кроме того, она была менее чувствительна к боковому ветру и в результате имела значительно большую точность. В результате ВВС приняли решение отказаться от Mk-II и использовать абляционные боевые части на обеих ракетах.

В 1959 году было достигнуто соглашение с правительством Италии о размещении на территории страны двух эскадрилий — 865-й и 866-й, ранее базировавшихся на военной базе «Редстоунский арсенал» (Хантсвилл, США). Для размещения ракет была выбрана авиабаза «Джиойя дель Колле» в южной Италии. Два эскадрона, каждый в составе 15 ракет, были направлены в Италию в 1959 году.

В состав каждой эскадрильи входило 15 боевых ракет, разделённых на пять стартовых батарей — примерно 500 человек персонала и 20 машин оснащения на каждую ракету. Десять батарей были развёрнуты на расстоянии в 50 км друг от друга в 1961 году. Ракеты находились под официальной юрисдикцией итальянских ВВС и обслуживались итальянским персоналом, хотя контроль за ядерными боеголовками и их снаряжение осуществляли американские офицеры. Ракетные батареи регулярно меняли места дислокации. Для каждой из них, в 10 находившихся поблизости деревнях были подготовлены склады горючего и жидкого кислорода, регулярно пополняемые и обслуживаемые.

15 ракет были расположены на 5 позициях вокруг Измира в Турции в 1961 году. Также как и в Италии, турецкий персонал осуществлял обслуживание ракет, но ядерные заряды контролировались и снаряжались офицерами США.

Первый учебно-боевой пуск БРСД итальянским персоналом был выполнен в апреле 1961 года. Первый учебно-боевой пуск БРСД турецким персоналом был выполнен в апреле 1962 года.

Баллистическая ракета среднего радиуса действия (БРСД) "Jupiter" является прямым потомком ракеты "Redstone" , которая была создана под руководством В. Фон Брауна в "Ordnance Guided Missile Center". "Redstone" имела максимальную дальность полета порядка 240км. В то время, как работы над ракетой "Redstone" еще только развертывались, Управление Артиллерии Армии США начало выработку требований к перспективной ракете с дальностью стрельбы не менее 1600км. Уже в 1953 году, ободренный успешной реализацией программы "Redstone", В. фон Браун пришел к выводу, что разработка ракеты повышенной дальности возможна, и обратился к Начальнику Управления Артиллерии за разрешением приступить к разработке нового ударного средства. Однако руководство Армии первоначально не проявило должного интереса к предложению фон Брауна, и программа по разработке новой ракеты была причислена к числу низкоприоритетных исследовательских программ.

Все изменилось в 1955 году после обращения т.н. комитета Киллиана к Президенту Д. Эйзенхауэру. В докладе комитета говорилось о том, что, наряду с разработкой МБР, США должны безотлагательно приступить к разработке БРСД с дальностью действия порядка 2400км. Новый класс ракет должен был быть развернут как на суше (на базах США в Европе), так и на море (рассматривались варианты базирования новых ракет на подводных лодках, а также на специальных судах). Необходимость разработки нового класса ракет доказывалась ссылками на разведданные, указывавшие, что СССР уже приступил к разработке собственных БРСД. К концу 1955 года Армия, ВВС и ВМС США заявили о принципиальной готовности приступить к разработкам БРСД. Однако начало конкретных действий тормозилось неопределенностью касательно того, какое именно ведомство должно будет отвечать за разработку новых ракет. В ноябре 1955 года Министр Обороны Ч. Уилсон объявил, что ВВС будут отвечать за разработку БРСД наземного базирования, а объединенная команда Армии/ВМС будет отвечать за разработку БРСД морского базирования. В декабре 1955 года Президент Д. Эйзенхауэр причислил программу разработки БРСД к числу программ наивысшего приоритета. Учитывая немалый опыт Армии по разработке ракет, руководство ВМС согласилось с тем, чтобы разработка и производство опытных образцов осуществлялись в Редстоунском Арсенале Армии. Для осуществления руководства новой программой в феврале 1956 года в Редстоунском Арсенале было создано Агентство Баллистических Ракет Армии ("Army Ballistic Missile Agency").

Однако, несмотря на многообещающее начало, программа разработки новой БРСД вскоре столкнулась с трудностями. В сентябре 1956 года ВМС США отказались от участия в программе разработки БРСД, предпочтя ей программу "Polaris" . В ноябре того же года Министр обороны Уилсон принял решение о том, что все ракеты с дальностью более 320 км будут создаваться и эксплуатироваться только ВВС. Это резко снизило заинтересованность Армии в программе по разработке собственной БРСД. Однако в конце концов было принято решение о продолжении создания в Редстоунском Арсенале «армейской» БРСД, получившей название "Jupiter" и обозначение SM-78. Такое решение аналитики объясняли многочисленными трудностями, с которыми столкнулись ВВС при разработке БРСД - "Thor" .

В сентябре 1955 года начались испытательные запуски прототипа БРСД, получившего название "Jupiter A" , со стартовых площадок Атлантического Ракетного Испытательного Полигона ("Atlantic Missile Range"). При испытании ракеты "Jupiter A" упор делался на проверку основных конструктивных решений, испытывалась система управления и двигатели. Несколько позже на испытания вышла ракета "Jupiter C" , с помощью которой испытывалась головная часть и система отделения. С сентября 1955 по июнь 1958 было запущено 28 ракет "Jupiter A" и "Jupiter C" . Ракета "Jupiter" в конфигурации, близкой к штатной, вышла на испытания в 1956 году. В мае 1956г. БРСД "Jupiter", стартовав с Атлантического Ракетного Испытательного Полигона, пролетела около 1850 км. К июлю 1958 года было запущено 10 БРСД "Jupiter".

Успех программы "Jupiter", вкупе с неудачами программы "Thor", давали армейскому руководству надежду на то, что для производства и развертывания будет выбрана именно «их» ракета. Однако на волне страха, вызванного успешным запуском Советским Союзом Первого Спутника 4 октября 1957 года, Президент Эйзенхауэр отдал приказ о полномасштабном производстве обеих БРСД. К недовольству Армии, в соответствии с ранее принятым решением Министра обороны, ВВС начали постепенное подчинение всей программы "Jupiter" себе - уже в феврале 1958 года ВВС открыли свое постоянное представительство в Редстоунском Арсенале, а в марте того же года ВВС создали специальный отдел связи,чьей основной задачей было осуществление координации всех действий между Армией и соответствующими командованиями ВВС. В январе 1958 ВВС активировали в Хантсвилле 864-ю стратегическую ракетную эскадрилью для подготовки расчетов БРСД "Jupiter". В июне того же года в Хантсвилле были активированы 865-я и 866-я стратегические ракетные эскадрильи.

В то время, пока ВВС занимались подготовкой персонала для новой БРСД, Государственный Департамент США активно вел переговоры с рядом европейских стран о размещении на их территории ракет "Jupiter". Первоначально планировалось разместить 45 ракет на территории Франции, однако переговоры успехом не увенчались. В конце концов, согласие на размещение ракет на своей территории дали Италия и Турция. Первой согласилась Италия - уже в марте 1958 года правительство страны дало принципиальное согласие на размещение двух ракетных эскадрилий (по 15 БРСД в каждой) на итальянской территории, окончательно решение было принято в сентябре того же года, а основное соглашение подписано в марте 1959 года. Однако взамен итальянцы желали осуществлять контроль над ракетами самостоятельно, в рамках организационной структуры своих национальных ВВС. Американцы не возражали (тем более что согласно действовавшим правилам контроль термоядерных БЧ должен был все равно осуществлять американский персонал, БРСД также оставались американской собственностью). В мае 1959 года первые итальянские военнослужащие, отобранные для несения службы на БРСД "Jupiter", прибыли на авиабазу Лэкленд (шт.Техас), для проведения обучения. В августе того же года решение всех оставшихся вопросов было отражено в специально подписанном двустороннем соглашении. Тренировка итальянского персонала в США была завершена в октябре 1960 года, после чего итальянцы постепенно заменили большую часть американского персонала на пусковых площадках уже частично развернутых в Италии ракет. В конце октября 1959 года правительство Турции также выразило согласие (на тех же условиях, что и Италия) на размещение одной ракетной эскадрильи (15 БРСД) на своей территории. Как и в случае Италии, решение всех оставшихся вопросов было отражено в двустороннем соглашении, подписанном в мае 1960 года.

Первая серийная БРСД "Jupiter" сошла с конвейера в августе 1958 года. Для производства ракет "Jupiter" были выбраны следующие подрядчики:

  • отделение "Ballistic Missile Division" корпорации "Chrysler" - производство корпусных узлов и окончательная сборка ракеты в целом;
  • отделение "Rocketdyne Division" корпорации "North American Aviation" - производство двигательной установки;
  • компания "Ford Instrument" - производство системы управления;
  • корпорация "General Electric" - производство боевого блока.

В 1962 году, при изменении системы обозначений в ВВС, ракета получила новое обозначение PGM-19A.

Пока решались вопросы производства и базирования новой ракеты (в ноябре 1959 года было подписано соглашение между ВВС и Армией, согласно которому с 1959 года ВВС становились полностью ответственными за осуществление программы "Jupiter"), персонал Стратегического Авиационного Командования проходил подготовку с использованием ракеты "Redstone". Позже, в рамках программы ISWT ("Integrated Weapons System Training") в Редстоунском Арсенале, подготовка личного состава начала осуществляться уже непосредственно с использованием ракет "Jupiter" и оборудования для них. Последний испытательный пуск БРСД "Jupiter" состоялся в феврале 1960 года. Первый запуск БРСД "Jupiter" с имитацией боевой обстановки подготовленным персоналом САК ВВС с Атлантического Ракетного Испытательного Полигона был осуществлен в октябре 1960 года. К этому времени уже несколько месяцев (с июля 1960 года) ракеты начали становиться на боевое дежурство на территории Италии, на базе итальянских ВВС Джойя делль Колли. Полностью боевая готовность всех 30 «итальянских» БРСД была достигнута в июне 1961 года. База на территории Италии получила кодовое обозначение NATO I. Полная боевая готовность 15 «турецких» ракет была достигнута в апреле 1962 года (первые ракеты встали на дежурство в ноябре 1961 года). Ракеты размещались на базе турецких ВВС Тигли, база носила кодовое обозначение NATO II. Как и в случае Италии, на первых порах ракеты обслуживались только американским персоналом, турецкий персонал сменил большую часть американского к маю 1962 года. Первый учебно-боевой пуск БРСД итальянским персоналом был выполнен в апреле 1961 года.

Первый учебно-боевой пуск БРСД турецким персоналом был выполнен в апреле 1962 года.

В декабре 1960 года со сборочных линий сошла последняя серийная БРСД "Jupiter".

Естественно, что 45 развернутых БРСД "Jupiter" (к которым следует добавить еще 60 БРСД "Thor", развернутых в Великобритании), вкупе с явным превосходством США в количестве развернутых МБР и стратегических бомбардировщиков, не могли не вызвать острого беспокойства у военно-политического руководства СССР. С учетом ситуации, было принято решение в ответ развернуть советские БРСД Р-12 и Р-14 на о. Куба в рамках «Операции Анадырь», что вылилось в известный кризис октября 1962 года. В рамках соглашения, заключенного руководствами СССР и США, советские ракеты выводились с Кубы в обмен на деактивацию ракет "Jupiter" в Италии и Турции (решение о деактивации ракет "Thor" в Великобритании было принято еще до кризиса, в августе 1962 года). Решение о деактивации «итальянских» и «турецких» ракет было озвучено в январе 1963 года, в том же месяце был выполнен последний, шестой, учебно-боевой запуск БРСД "Jupiter" итальянским персоналом. В феврале 1963 года ВВС начало подготовку к снятию БРСД с боевого дежурства в рамках операций Pot Pie I («итальянские» ракеты) и Pot Pie II («турецкие» ракеты). К концу апреля 1963 года все ракеты были вывезены из Италии, к концу июля того же года - из Турции.

Состав

БРСД "Jupiter" (см. схему ) состояла из двух частей, сборка которых осуществлялась в полевых условиях:

  • агрегатный отсек с ЖРД и баками компонентов топлива;
  • приборный/двигательный отсек с пристыкованной ГЧ.

Силовая установка БРСД была разработана в Редстоунском Арсенале. Главный двигатель - S3D. Компоненты топлива: горючее - ракетный керосин RP-1, окислитель - жидкий кислород. Сопло главного двигателя - управляемое, отклоняемое в узле подвески для управления ракетой по каналам тангажа и рыскания. Аэродинамические рули и стабилизаторы отсутствовали. Камера сгорания двигателя была отделена от прочих узлов ДУ специальной термостойкой стенкой. Обшивка хвостовой части ракеты, где размещалась ДУ, имела гофрированную обшивку для улучшения прочностных характеристик. Отсек баков компонентов топлива размещался сверху отсека ДУ и отделялся от последнего специальной переборкой. В свою очередь, баки окислителя (снизу) и горючего (сверху) также разделялись специальной переборкой. Специальная переборка отделяла бак горючего от приборного отсека. Ракета "Jupiter" имела несущую конструкцию баков. Корпус сваривался из алюминиевых панелей. Трубопровод подачи горючего проходил через бак окислителя, там же проходили кабели системы управления. Компоненты топлива подавались в камеру сгорания с помощью насосов, которые приводились в действие турбиной, работавшей на продуктах сгорания основных компонентов топлива. Отработанный газ использовался для управления ракетой по каналу крена. Наддув баков перед запуском осуществлялся с помощью азота из специальной цистерны (см. компоновочную схему ).

Головная часть, имевшая армейское обозначение Mk3, оснащалась абляционной (обгорающей) теплозащитой из органических материалов и содержала в себе термоядерную БЧ W-49 мощностью 1,44 Мт, что позволяло уверенно поражать площадные цели. Головная часть была соединена с приборным/двигательным отсеком, где размещалась инерциальная система управления и блок твердотопливных двигателей ориентации и стабилизации. Основной (верньерный) твердотопливный двигатель срабатывал через 2 секунды после отделения сборки ГЧ/приборного отсека от агрегатного отсека (соединялись они 6-ю пироболтами) и осуществлял регулировку скорости сборки с точностью ±0,3 м/с. После прохождения сборкой апогея траектории срабатывали два маломощных твердотопливных двигателя, закручивавших сборку для стабилизации. После чего приборный/двигательный отсек отделялся от ГЧ с помощью детонирующего шнура и затем сгорал в плотных слоях атмосферы (см. схему траектории ).

Ракета "Jupiter" создавалась как мобильная БРСД, транспортирование которой осуществлялось автотранспортом. Эскадрилья БРСД "Jupiter" состояла из 15 ракет (5 звеньев по 3 БРСД) и примерно 500 офицеров и солдат личного состава. Каждое звено размещалось в нескольких километрах друг от друга с целью снижения уязвимости к ядерному удару. С той же целью ракеты одного звена размещались на расстоянии нескольких сот метров друг от друга. Непосредственно каждое звено обслуживалось на позиции пятью офицерами и десятью солдатами (см. схему стартовой позиции ).

Оборудование и ракеты каждого звена размещалась примерно на 20-и автомашинах:

  • две машины электроэнергетического обеспечения;
  • одна машина обеспечения распределения электроэнергии;
  • две машины с теодолитами;
  • машина гидравлики и пневматики;
  • машина обеспечения заправкой окислителем;
  • машина-цистерна горючего;
  • три машины-цистерны окислителя;
  • машина управления комплексом;
  • машина-цистерна жидкого азота;
  • машины перевозки БРСД и ГЧ;
  • вспомогательные машины.

Ракета размещалась на специальном стартовом столе, к которому она пристыковывалась, после чего вся конструкция приводилась в вертикальное положение, а нижняя треть ракеты закрывалась специальным легким металлическим укрытием, позволявшим обслуживать ракету в непогоду. Заправка ракеты компонентами топлива осуществлялась за 15 минут. Запуск ракет звена производился по команде из специальной автомашины экипажем из офицера и двух солдат. Каждая эскадрилья производила техническое обслуживание материальной части на специальной базе, имевшей в своем распоряжении все необходимые материалы, а также завод по производству жидкого кислорода и жидкого азота.

Содержание статьи

РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ, управляемые реактивные снаряды и ракеты – беспилотные средства вооружения, траектории движения которых от стартовой точки до поражаемой цели реализуются с использованием ракетных или реактивных двигателей и средств наведения. Ракеты обычно имеют новейшее электронное оборудование, а при изготовлении их используются наиболее совершенные технологии.

Историческая справка.

Уже в 14 в. ракеты использовались в Китае в военных целях. Однако только в 1920–1930-х годах появились технологии, позволяющие оборудовать ракету приборами и средствами управления, способными провести ее от стартовой точки до цели. Сделать это позволили прежде всего гироскопы и электронное оборудование.

Версальский договор, которым завершилась Первая мировая война , лишил Германию наиболее важных видов оружия и запретил ей перевооружение. Однако в этом договоре не были упомянуты ракеты, поскольку разработка их считалась неперспективной. В результате германское военное ведомство проявило интерес к ракетам и управляемым реактивным снарядам, что открыло новую эру в области вооружений. В конечном счете оказалось, что нацистская Германия разрабатывала 138 проектов управляемых снарядов различных типов. Наиболее известными из них являются два вида «оружия возмездия»: крылатая ракета Фау-1 и баллистическая ракета с инерциальной системой наведения Фау-2. Они нанесли тяжелый урон Великобритании и силам союзников в годы Второй мировой войны.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Существует множество различных типов боевых ракет, однако для любого из них характерно использование новейших технологий в области управления и наведения, двигателей, боеголовок, создания электронных помех и пр.

Наведение.

Если ракета запущена и не теряет в полете устойчивости, необходимо еще вывести ее на цель. Разработаны различные типы систем наведения.

Инерциальное наведение.

Для первых баллистических ракет считалось приемлемым, если инерциальная система выводила ракету в точку, располагающуюся в нескольких километрах от цели: при полезном грузе в виде ядерного заряда уничтожение цели в этом случае вполне возможно. Однако это заставило обе стороны дополнительно защитить наиболее важные объекты, располагая их в укрытиях или бетонных шахтах. В свою очередь конструкторы ракет усовершенствовали инерциальные системы наведения, обеспечив корректировку траектории ракеты средствами астронавигации и отслеживания земного горизонта. Существенную роль сыграли и достижения в гироскопии. К 1980-м годам погрешность наведения межконтинентальных баллистических ракет составляла менее 1 км.

Самонаведение.

Для большинства ракет, несущих обычные взрывчатые вещества, необходима та или иная система самонаведения. При активном самонаведении ракета снабжается собственным радиолокатором и электронным оборудованием, которое ведет ее до встречи с целью.

При полуактивном самонаведении цель облучается радиолокатором, расположенным на стартовой площадке или вблизи нее. Ракета наводится по сигналу, отраженному от цели. Полуактивное самонаведение сохраняет на стартовой площадке много дорогостоящего оборудования, однако дает оператору возможность контроля за выбором цели.

Лазерные целеуказатели, которые стали использоваться с начала 1970-х годов, во вьетнамской войне доказали свою высокую эффективность: они уменьшили время, в течение которого летный экипаж остается доступным вражескому огню, и количество ракет, необходимых для поражения цели. Система наведения такой ракеты фактически не воспринимает какого-либо излучения, кроме испускаемого лазером. Поскольку рассеяние лазерного луча невелико, он может облучать область, не превышающую габаритов цели.

Пассивное самонаведение сводится к обнаружению излучения, которое испускается или отражается целью, с последующим вычислением курса, выводящего ракету на цель. Это могут быть радиолокационные сигналы, излучаемые системами ПВО противника, свет и тепловое излучение двигателей самолета или другого объекта.

Связь по проводам и оптоволоконная связь.

Используемая обычно методика управления основывается на проводной или оптоволоконной связи ракеты с пусковой платформой. Такая связь снижает стоимость ракеты, поскольку наиболее дорогостоящие компоненты остаются в пусковом комплексе и могут использоваться многократно. В ракете сохраняется лишь небольшой управляющий блок, который необходим для обеспечения устойчивости начального движения ракеты, стартующей с пускового устройства.

Двигатели.

Движение боевых ракет обеспечивается, как правило, ракетными двигателями твердого топлива(РДТТ); в некоторых ракетах используется жидкое топливо, а для крылатых ракет предпочтительны реактивные двигатели. Ракетный двигатель автономен, и его работа не связана с поступлением воздуха извне (как работа поршневых или реактивных двигателей). Горючее и окислитель твердого топлива измельчены до порошкообразного состояния и смешаны с жидким связующим. Смесь заливается в корпус двигателя и отверждается. После этого не нужно никаких приготовлений для приведения двигателя в действие в боевых условиях. Хотя большинство тактических управляемых ракет действует в атмосфере, они снабжаются ракетными, а не реактивными двигателями, так как твердотопливные ракетные двигатели быстрее подготавливаются к пуску, почти не имеют движущихся частей и энергетически более эффективны. Реактивные двигатели используются в управляемых снарядах с длительным временем активного полета, когда использование атмосферного воздуха дает существенный выигрыш. Жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) широко использовались в 1950–1960-х годах.

Совершенствование технологии изготовления твердого топлива позволило приступить к производству РДТТ с контролируемыми характеристиками горения, исключающими образование трещин в заряде, которые могли бы привести к аварии. Ракетные двигатели, особенно твердотопливные, стареют по мере того, как входящие в них вещества постепенно вступают в химические связи и изменяют состав, поэтому следует периодически проводить контрольные огневые испытания. Если не подтверждается принятый срок годности какого-либо из испытываемых образцов, заменяется вся партия.

Боеголовка.

При использовании осколочных боеголовок в момент взрыва на цель направляются металлические осколки (обычно тысячи стальных или вольфрамовых кубиков). Такая шрапнель наиболее эффективна при поражении самолетов, средств связи, радиолокаторов ПВО и людей, находящихся вне укрытия. Боеголовка приводится в действие взрывателем, который детонирует при поражении цели или на некотором расстоянии от нее. В последнем случае, при так называемом неконтактном инициировании, срабатывание взрывателя происходит, когда сигнал от цели (отраженный радиолокационный луч, тепловое излучение либо сигнал от небольших бортовых лазеров или светочувствительных датчиков) достигает некоторого порога.

Для поражения танков и бронемашин, укрывающих солдат, применяются кумулятивные заряды, обеспечивающие самоорганизующееся формирование направленного движения осколков боеголовки.

Достижения в области систем наведения позволили конструкторам создать кинетическое оружие – ракеты, поражающее действие которых определяется чрезвычайно большой скоростью движения, которая при ударе приводит к выделению огромной кинетической энергии. Такие ракеты обычно используются для противоракетной обороны.

Электронные помехи.

Применение боевых ракет тесно связано с созданием электронных помех и средств борьбы с ними. Целью таких помех является создание сигналов или шума, которые «обманут» ракету и заставят ее следовать за ложной целью. Ранние способы создания электронных помех сводились к выбросу ленточек алюминиевой фольги. На экранах локаторов присутствие ленточек превращается в визуальное отображение шума. Современные системы создания электронных помех анализируют принятые радиолокационные сигналы и передают ложные, чтобы ввести противника в заблуждение, или просто генерируют радиочастотные помехи, достаточные для того, чтобы заглушить систему противника. Важной частью военной электроники стали компьютеры. Неэлектронные помехи включают в себя создание вспышек, т.е. ложных целей для ракет противника с тепловым наведением, а также специально спроектированных реактивных турбин, смешивающих атмосферный воздух с выхлопными газами для снижения инфракрасной «заметности» самолета.

Системы борьбы с электронными помехами используют такие приемы, как изменение рабочих частот и применение поляризованных электромагнитных волн.

Заблаговременные сборка и испытание.

Требование минимального обслуживания и высокой боеготовности ракетного оружия привели к разработке т.н. «сертифицированных» ракет. Собранные и проверенные ракеты герметизируются на заводе в контейнере и после этого поступают на склад, где они хранятся, пока не будут затребованы воинскими частями. При этом становится излишней сборка в полевых условиях (практиковавшаяся для первых ракет), а электронное оборудование не требует проверок и устранения неисправностей.

ТИПЫ БОЕВЫХ РАКЕТ

Баллистические ракеты.

Баллистические ракеты предназначаются для транспортировки термоядерных зарядов к цели. Их можно классифицировать следующим образом: 1) межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с дальностью полета 5600–24 000 км, 2) ракеты промежуточной дальности (выше средней) – 2400–5600 км, 3) «морские» баллистические ракеты (с дальностью 1400–9200 км), запускаемые с подводных лодок, 4) ракеты средней дальности (800–2400 км). Межконтинентальные и морские ракеты в совокупности со стратегическими бомбардировщиками образуют т.н. «ядерную триаду».

Баллистическая ракета затрачивает лишь считанные минуты на перемещение своей боеголовки по параболической траектории, заканчивающейся на цели. Большая часть времени движения боеголовки затрачивается на полет и спуск в космическом пространстве. Тяжелые баллистические ракеты обычно несут несколько боеголовок индивидуального наведения, направляемых на одну и ту же цель или имеющих «свои» цели (как правило, в радиусе нескольких сотен километров от основной мишени). Для обеспечения нужных аэродинамических характеристик при входе в атмосферу боеголовке придается линзообразная или коническая форма. Аппарат снабжен теплозащитным покрытием, которое сублимирует, переходя из твердого состояния сразу в газообразное, и тем самым обеспечивает унос тепла аэродинамического нагрева. Боеголовка снабжается небольшой собственной навигационной системой для компенсации неизбежных траекторных отклонений, которые могут изменить точку встречи.

Фау-2.

Первый успешный полет Фау-2 состоялся в октябре 1942. Всего было изготовлено более 5700 таких ракет. Успешно стартовали 85% из них, но лишь 20% поразили цель, остальные же взорвались при подлете. 1259 ракет поразили Лондон и его окрестности. Однако наиболее пострадал бельгийский порт Антверпен.

Баллистические ракеты с дальностью выше средней.

В рамках крупномасштабной программы исследований с использованием германских ракетных специалистов и ракет Фау-2, захваченных при разгроме Германии, армейские специалисты США спроектировали и испытали ракеты «Корпорал» с малым и «Редстоун» со средним радиусом действия. На смену ракете «Корпорал» вскоре пришел твердотопливный «Сарджент», а место «Редстоуна» занял «Юпитер» – более крупная ракета на жидком топливе с дальностью выше средней.

МБР.

Разработка МБР в США началась в 1947. «Атлас», первая МБР США, поступила на вооружение в 1960.

Советский Союз примерно в это же время приступил к разработке более крупных ракет. Его «Сэпвуд» (SS-6), первая в мире межконтинентальная ракета, стала реальностью после запуска первого спутника (1957).

Ракеты США «Атлас» и «Титан-1» (последняя принята на вооружение в 1962), как и советская SS-6, использовали криогенное жидкое топливо, и поэтому время их подготовки к старту измерялось часами. «Атлас» и «Титан-1» первоначально размещались в ангарах повышенной прочности и лишь перед пуском приводились в боевое состояние. Однако спустя некоторое время появилась ракета «Титан-2», размещавшаяся в бетонированной шахте и имевшая подземный центр управления. «Титан-2» работал на самовоспламеняющемся жидком топливе длительного хранения. В 1962 вступил в строй «Минитмен», трехступенчатая МБР на твердом топливе, доставляющая единственный заряд мощностью в 1 Мт к цели, удаленной на расстояние 13 000 км.

Длина, м 18,3
Диаметр, м 2,69
Стартовый вес, т 49,9
Тяга двигателя, т 67,5
Время работы двигателя, с 150
Дальность стрельбы максимальная, км 2700–3100
Высота полета максимальная, км 720
Скорость полета максимальная, м/с около 4440
КВО, м 3600
Стоимость ракеты, тыс. долларов 480

Первый пуск ракеты «Юпитер» состоялся 20 сентября 1956 г. с мыса Канаверал. Он оказался неудачным. Ракета пролетела около 1000 м. Второй пуск также закончился неудачей. Лишь при третьем пуске 31 мая 1957 г. ракета достигла дальности 2780 км. Всего до июля 1958 г. проведено 38 испытательных пусков с различными целями, из которых 29 были признаны успешными или частично успешными. Особенно много неудач было при проведении первой серии испытаний. По началу у представителей заказчика даже возникли серьезные опасения за судьбу проекта. Но спустя год после первого старта конструкторам в основном удалось справиться с техническими трудностями.

Еще до решения о принятии ракеты «Юпитер» на вооружение (принята она была летом 1958 г.), 15 января 1958 г. началось формирование 864-й эскадрильи стратегических ракет, а чуть позже еще одной - 865-й эскадрильи. После основательной подготовки, включавшей проведение учебно-боевого пуска со штатной техники на территории полигона, эскадрильи перебросили в Италию (база Джоя, 30 ракет) и Турцию (база Тигли, 15 ракет). Ракеты «Юпитер» были нацелены на важнейшие объекты на территории Европейской части СССР.

Рассказ о Карибском кризисе выходит за рамки нашей работы. Тем не менее нельзя не возмутиться заявлениям, сделанным после 1990 г. разумеется, нашими политиками об авантюристском поведении Хрущева. Между тем доставка в Турцию не то что ракет средней дальности, но даже просто войск крупной европейской державой автоматически стала бы «казусом белли» для любого русского императора от Екатерины Великой до Николая II.

В результате соглашения между Хрущевым и Кеннеди в обмен на вывод с Кубы советских баллистических ракет и бомбардировщиков Ил-28 американцы официально пообещали не нападать на Кубу. А по просьбе Кеннеди, страстно желавшего «сохранить лицо» перед очередными президентскими выборами, вывод ракет «Юпитер» и «Тор» из Европы и Турции прошел в первой половине 1963 г. без особой огласки.

Ракеты «Юпитер» хранились на складах на территории США до 1975 г. включительно.

На базе ракеты «Юпитер» фирмой «Крайслер» был создан четырехступенчатый ракетоноситель «Юнона-2». Ракета «Юпитер» являлась первой ступенью. Еще три верхние ступени оснащались пороховыми двигателями и устанавливались на приборном отсеке ракеты «Юпитер» под специальным обтекателем.

«Юнона-2» использовалась для вывода на орбиту искусственного спутника Земли «Эксплорер» и для отправки к Луне и другим небесным телам аппаратов «Пионер». Первый запуск ракетоносителя «Юнона-2» с полезной нагрузкой был произведен 6 декабря 1958 г. Всего в 1958–1961 гг. с мыса Канаверал запущено 10 ракетоносителей «Юнона-2», из которых 4 пуска были признаны полностью успешными.

Ракета «Тор». Баллистическая ракета средней дальности (театра военных действий) «Тор» SM-75 имела примерно те же тактико-технические характеристики, что и ракета «Юпитер». Принципиальная разница была в том, что она делалась для ВВС, а не для армии, как «Юпитер». В США каждый род войск имеет свое министерство, свой бюджет, и в своих эгоистичных целях бюрократы нередко идут на дублирование при создании аналогичных систем.

27 декабря 1955 г. отдел баллистических ракет командования научно-исследовательских работ ВВС США заключил с фирмой «Дуглас Эркрафт» контракт о разработке ракеты «Тор». Под руководством отдела баллистических ракет фирма «Дуглас Эркрафт» вместе с другими фирмами разработала не только собственно ракету «Тор», но и весь ракетный комплекс. Были определены жесткие сроки проектирования и изготовления наземного вспомогательного оборудования, чтобы иметь его в наличии к тому времени, когда ракета «Тор» будет доведена до состояния боевой готовности. С целью ускорения поставки боевых ракет ВВС решили изготовить ракету «Тор» в условиях серийного производства, чтобы тем самым исключить обычный этап изготовления опытного образца ракеты. Первая ракета «Тор» была изготовлена заводом фирмы «Дуглас Эркрафт» в Санта-Монике в октябре 1956 г.

Главным конструктором по ракетному комплексу «Тор» был назначен доктор Бромберг, а руководителем всей программы - полковник Эдвард Холл.

Приступив к работе, фирма «Дуглас Эркрафт» в течение месяца сделала эскизный проект ракеты. Для изготовления рабочих чертежей понадобилось 7 месяцев.

Первая ракета «Тор» была запущена 25 января 1957 г., то есть всего через 13 месяцев после того, как ракета была одобрена в чертежах и было дано согласие на ее изготовление. Первое испытание прошло неудачно: ракета взорвалась на стартовом столе.

Еще три испытания прошли в апреле, мае и августе 1957 г., и все они были неудачными. (Вторая ракета «Тор» фактически была уничтожена по ошибке, вследствие неисправности системы обеспечения безопасности на полигоне.)

В результате проведенных испытаний были получены новые сведения о работе двигателей и системы управления и о дальности полета. На основе этой информации дефекты были устранены, а в проект ракеты внесены изменения.

20 сентября 1957 г. ракета «Тор» без системы наведения успешно поднялась со стартового стола и пролетела заданное расстояние в 1400 км. В следующем месяце при новом успешном запуске была достигнута дальность 4250 км. Первый пуск ракеты «Тор» с системой наведения произведен 19 декабря 1957 г. Ракета, пролетев по заданному курсу, упала очень близко от цели.

В феврале 1958 г. начались испытания по отделению головной части, и в июне того же года головная часть с испытательной аппаратурой была спасена после полета на расстояние свыше 2400 км.

С базы ВВС Ванденберг в Калифорнии ракета «Тор» была запущена впервые 16 декабря 1958 г. Испытание проводилось боевым расчетом и прошло удачно. Ракета стартовала через 20 минут после команды о запуске.

Из 31 пуска ракеты «Тор», состоявшихся там до 28 января 1959 г., 15 были полностью успешными, 12 частично успешными, 4 закончились полной неудачей. Эти четыре неудачных пуска относятся к первым образцам ракеты. К концу ноября 1959 г. было запущено 77 ракет «Тор».

Ракета «Тор» оснащалась инерциальной системой управления фирмы «Дженерал Моторс».

Для удобства изготовления ракета «Тор» делилась на несколько частей. В отсеке силовой установки находился жидкостный ракетный двигатель LR-79 фирмы «Рокетдайн», турбонасосный агрегат и органы управления. К задней переборке крепились два вспомогательных двигателя LR-101, управлявших ракетой по крену и используемых для регулировки скорости полета ракеты. Управление ракетой по тангажу и рысканью обеспечивалось поворотом маршевого двигателя. Двигательный отсек присоединялся к баку с жидким кислородом, который в свою очередь присоединялся к центральной части ракеты. Затем следовал бак с горючим и, наконец, отсек системы наведения и управления. Головная часть ракеты присоединялась к отсеку систем наведения и управления. (Сх. 12)

Вернуться - не обернуться. Нужны ли России ракеты средней дальности?

Глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявил, что до бесконечности соглашение о запрете ракет средней и меньшей дальности наземного базирования существовать не может. В интервью телеканалу «Россия 24» в рамках Петербургского экономического форума Иванов отметил, что в последнее время этот вид вооружения стал развиваться в соседних с Россией странах. По словам главы администрации президента, американцам этот класс оружия не нужен был ни раньше, ни сейчас, потому что теоретически с его помощью они могли воевать только с Мексикой или Канадой.
Так что же собой представляют баллистические ракеты средней дальности (БРСД)? Почему Россия сейчас не может их иметь, и какие преимущества даст ей принятие на вооружение БРСД?

НА ЗАРЕ РАКЕТНОЙ ЭРЫ


Людям старшего поколения набил оскомину штамп: «Американская военщина усиливает гонку вооружений». Однако сейчас, когда ранее закрытые сведения о развитии стратегических вооружений стали общедоступны, выяснилось, что все это было правдой, но оглупленной до абсурда некомпетентными пропагандистами.

Именно американцы создали первую ядерную бомбу, первые ее носители - «летающие крепости» В-29, В-50, В-36, первые в мире реактивные стратегические бомбардировщики В-47 и В-52. США принадлежит и пальма первенства в создании БРСД. Другой вопрос, что здесь разница в сроках была не в четыре года, как с атомной бомбой, а исчислялась месяцами.

«Бабушкой» БРСД США и СССР была знаменитая германская баллистическая ракета ФАУ-2, сконструированная штурмбаннфюрером СС бароном Вернером фон Брауном. Ну а в 1950 году Вернер фон Браун в содружестве с фирмой «Крайслер» начал работу над ракетой «Редстоун» - развитием ФАУ-2. Дальность полета - 400 км, стартовый вес - 28 тонн. Ракета была оснащена термоядерной боевой частью W-3942 мощностью 3,8 Мт. В 1958 году 217-й дивизион ракет «Редстоун» был переброшен в Западную Германию, где в том же году заступил на боевое дежурство.

Советским ответом на «Редстоун» стала ракета Р-5. Эскизный проект Р-5 был закончен в октябре 1951 года. Вес головной части с обычным взрывчатым веществом по проекту - 1425 кг, дальность стрельбы - 1200 км с вероятным отклонением от цели по дальности ±1,5 км и боковым ±1,25 км. Увы, ракета Р-5 первоначально не имела ядерного заряда. У нее была фугасная боевая часть или боевая часть с радиоактивными веществами «Генератор-5». Замечу, что это название боевой части, но в ряде документов так именовалось все изделие. С 5 сентября по 26 декабря 1957 года было произведено три пуска Р-5 с боевой частью «Генератор-5».

В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 10 апреля 1954 года в ОКБ-1 на базе ракеты Р-5 была начата разработка ракеты Р-5М с ядерным зарядом. Дальность стрельбы оставалась без изменений - 1200 км. Головная часть с ядерной боеголовкой в полете отделялась от корпуса. Вероятное отклонение от цели по дальности было ±1,5 км, а боковое ±1,25 км.

2 февраля 1956 года была произведена операция «Байкал». Ракета Р-5М впервые несла ядерный заряд. Пролетев около 1200 км, головная часть без разрушения дошла до поверхности в районе Аральских Каракумов. Сработал ударный взрыватель, вызвавший ядерный взрыв мощностью около 80 кт. Постановлением Совмина СССР от 21 июня 1956 года ракета Р-5М была принята на вооружение Советской армии под индексом 8К51.

«Редстоун» и Р-5М можно считать «матерями» баллистических ракет средней дальности. Фон Браун на фирме «Крайслер» в 1955 году приступил к разработке БРСД «Юпитер» по заказу армии США. Первоначально новая ракета замышлялась как глубокая модернизация ракеты «Редстоун» и даже называлась «Редстоун II». Но через несколько месяцев работ ей присвоили новое название «Юпитер» и индекс SM-78.

Стартовый вес ракеты был 50 тонн, дальность 2700-3100 км. «Юпитер» комплектовались боевыми частями МК-3 с ядерным зарядом W-49. Вес ядерного заряда 744 - 762 кг, длина - 1440 мм, диаметр - 500 мм, мощность - 1,4 Мт.

Еще до решения о принятии ракеты «Юпитер» на вооружение (принята она была летом 1958 года) 15 января 1958 года началось формирование 864-й эскадрильи стратегических ракет, а чуть позже еще одной - 865-й эскадрильи. После основательной подготовки, включавшей проведение учебно-боевого пуска со штатной техники на территории полигона, эскадрильи перебросили в Италию (база «Джоя», 30 ракет) и Турцию (база «Тигли», 15 ракет). Ракеты «Юпитер» были нацелены на важнейшие объекты на территории европейской части СССР.

ВВС США независимо от армии 27 декабря 1955 года заключили контракт с фирмой «Дуглас Эркрафт» на проектирование собственной БРСД «Тор». Вес ее 50 тонн, дальность 2800-3180 км, КВО - 3200 м. Ракета «Тор» комплектовалась боевой частью МК3 с ядерным зарядом W-49. Вес ядерного заряда 744-762 кг, длина - 1440 мм, диаметр - 500 мм, мощность - 1,4 Мт. Производство боевых частей W-49 было начато в сентябре 1958 года.

Четыре эскадрильи ракетных комплексов «Тор» с боезапасом по 15 ракет в каждой базировались в южной части Англии (Йорк, Линкольн, Норвич, Нортгемптон). Всего там было размещено 60 ракет. Часть ракетных комплексов этого типа в 1961 году передали под оперативное руководство Великобритании, где их разместили на ракетных базах в Йоркшире и Суффолке. Они считались ядерным средством НАТО. Кроме того, две эскадрильи ракетных комплексов «Тор» были размещены в Италии и одна - в Турции. Таким образом, в Европе к середине 1962 года имелось 105 развернутых ракет «Тор».

НАШ ОТВЕТ БОГУ НЕБА


Ответом на «Юпитер» и «Тор» стали советские ракеты Р-12 и Р-14. 13 августа 1955 года было принято постановление Совмина СССР «О создании и изготовлении ракет Р-12 (8К63) с началом летно-конструкторских испытаний - апрель 1957 года».

Ракета Р-12 имела отделяемую головную часть-моноблок с зарядом 1 Мт. В начале 60-х годов к ракете Р-12 разрабатывалась химическая боевая часть «Туман» кассетного типа. В июле 1962 года в ходе операций «К-1» и «К-2» были произведены пуски ракет Р-12 с ядерными боевыми частями. Цель испытаний - исследование влияния высотных ядерных взрывов на радиосвязь, радиолокаторы, авиационную и ракетную технику.
2 июля 1958 года вышло постановление Совмина СССР о разработке баллистической ракеты Р-14 (8К65) с дальностью 3600 км. Головным разработчиком было назначено ОКБ-586. Срок начала летно-конструкторских испытаний - апрель 1960 года. 6 июня 1960 года на полигоне «Капустин Яр» произвели первый пуск ракеты Р-14. Летные испытания ее завершились в декабре 1960 года. Постановлением Совмина от 24 апреля 1961-го боевой ракетный комплекс с ракетой Р-14 принят на вооружение РВСН. Серийное производство ракет Р-14 велось на заводе № 586 в Днепропетровске и заводе № 166 в Омске. В сентябре 1962 года состоялись пуски ракет Р-14 с ядерной боевой частью.

В конструкции и эксплуатации БРСД первого поколения США и СССР было много общего. Все они были одноступенчатыми и имели жидкостные реактивные двигатели. Все запускались с открытых стационарных пусковых установок. Принципиальная разница заключалась в том, что советские БРСД базировались исключительно на своей территории и не могли создать угрозы для США. А американские БРСД размещались на базах в Европе и Турции, откуда они могли нанести удар по всей европейской части России.

Подобный дисбаланс был нарушен решением Никиты Хрущева провести операцию «Анадырь», в ходе которой на Кубу в 1962 году скрытно доставили 51-ю ракетную дивизию под командованием генерал-майора Игоря Стаценко. Дивизия имела особый штат, в ее состав входило пять полков. Из них три полка имели по восемь пусковых установок ракет Р-12 и два полка - по восемь пусковых установок ракет Р-14. Всего на Кубу должны были поставить 36 ракет Р-12 и 24 ракеты Р-14.

В радиусе досягаемости ракет Р-12 оказалось около трети американской территории от Филадельфии через Сент-Луис и Оклахома-Сити до мексиканской границы. Ракеты Р-14 могли поразить всю территорию США и часть канадской территории.

За 48 суток с момента прибытия (то есть 27 октября 1962 года) 51-я дивизия была готова к пуску ракет с 24 стартов. Время подготовки ракет к пуску составляло от 16 до 10 часов в зависимости от времени доставки головных частей ракет, которые хранились отдельно.

Ряд либеральных историков утверждают, что операция «Анадырь» была авантюрой Хрущева. Я не собираюсь с ними полемизировать, а лишь замечу, что для всех русских императоров от Екатерины II до Николая II прибытие в Турцию войск любой европейской державы стало бы «казусом белли», то есть поводом для войны.

В ходе переговоров США и СССР достигли соглашения, по которому СССР вывозил с Кубы все ракеты, а США дали гарантию о ненападении на Кубу и вывезли ракеты средней дальности «Юпитер» из Турции и Италии (всего 45 штук) и ракеты «Тор» из Англии (60 единиц). Таким образом после Кубинского кризиса БРСД США и СССР оказались на собственных территориях. «Торы» и «Юпитеры» были складированы в США до 1974-1975 годов, а Р-12 и Р-14 остались на боевом дежурстве.

«ПИОНЕРЫ» СТРАНЫ СОВЕТОВ


В 1963-1964 годах модифицированные ракеты Р-12У начали устанавливать в защищенных шахтах типа «Двина», а Р-14У - в шахтах «Чусовая». Живучесть шахтных пусковых установок ракет Р-12У «Двина» и Р-14У «Чусовая» была невысока. Радиус поражения их при взрыве бомбы в 1 мегатонну составлял 1,5-2 км. Боевые позиции шахтных пусковых установок были групповыми: по четыре для Р-12У и по три шахты для Р-14У, расположенные на расстоянии менее 100 мдруг от друга. Таким образом, один взрыв в 1 мегатонну мог уничтожить сразу три или четыре шахты. Тем не менее, защищенность ракет в шахтных установках была существенно выше, чем на открытых установках.

Согласно постановлению Совета министров СССР от 4 марта 1966 года, в Московском институте теплотехники (МИТ) началась разработка ракеты нового поколения 15Ж45 «Пионер». Стартовый вес ракеты - 37 т, дальность - 5000 км.
Самоходная пусковая установка для комплекса «Пионер» разрабатывалась в ОКБ завода «Баррикады». В качестве шасси взяли шестиосный автомобиль МАЗ-547В. Ракета постоянно находилась в транспортно-пусковом контейнере, сделанном из стеклопластика. Пуск ракеты мог производиться либо из специального укрытия на основной позиции, либо с одной из полевых позиций, заранее подготовленных в геодезическом отношении. Для осуществления пуска самоходная пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась.

Летно-конструкторские испытания ракет начались 21 сентября 1974 года на полигоне «Капустин Яр» и продолжались до 9 января 1976 года. 11 сентября 1976 года Государственная комиссия подписала акт о принятии комплекса 15Ж45 на вооружение РВСН. Позже комплекс получил псевдоним РСД-10. Любопытно, что постановление Совмина № 177-67 о принятии на вооружение комплекса было принято на полгода раньше - 11 марта 1976 года.

Серийное производство ракет 15Ж45 «Пионер» велось с 1976 года на Воткинском заводе, а самоходных пусковых установок - на заводе «Баррикады». Первые полки ракет «Пионер», дислоцированные в Белоруссии, встали на боевое дежурство в августе 1976 года. С этих позиций в радиусе действия ракет «Пионер» оказывалась не только вся Европа, но и Гренландия, Северная Африка до Нигерии и Сомали, весь Средний Восток и даже север Индии и западные области Китая.

Позже ракеты «Пионер» были размещены и за Уральским хребтом, в том числе под Барнаулом, Иркутском и Канском. Оттуда в радиусе действия ракет оказывалась вся территория Азии, включая Японию и Индокитай. Организационно ракеты 15Ж45 были объединены в полки, которые имели на вооружении шесть или девять самоходных пусковых установок с ракетами.

19 июля 1977 года в МИТе начались работы по модернизации ракеты 15Ж45 «Пионер». Модернизированный комплекс получил индекс 15Ж53 «Пионер УТТХ» (с улучшенными тактико-техническими характеристиками). Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-приборного блока. КВО было доведено до450 м. Установка на агрегатно-приборный блок новых более мощных двигателей позволила увеличить район разведения боеголовок, что дало возможность увеличить число поражаемых объектов. Дальность стрельбы была увеличена с 5000 до5500 км.

С 10 августа 1979 года по 14 августа 1980 года на полигоне «Капустин Яр» были проведены летные испытания ракеты 15Ж53 в объеме 10 пусков. Постановлением Совмина от 23 апреля 1981 года комплекс «Пионер УТТХ» был принят на вооружение.

В 1980-х годах была разработана новая модернизированная ракета, получившая название «Пионер-3». Ракета оснащалась новой боевой частью, имевшей существенно меньшее КВО. Новая самоходная пусковая установка для «Пионера-3» создали в ОКБ завода «Баррикады» на базе шестиосного шасси «7916». Первый пуск ракеты состоялся в 1986 году. Ракетный комплекс «Пионер-3» успешно прошел государственные испытания, но не был принят на вооружение из-за подписания договора о ликвидации ракет средней дальности.

Количество ракет «Пионер» всех модификаций увеличивалось быстрыми темпами. В 1981 году насчитывалось 180 самоходных пусковых установок комплексов. В 1983 году их количество превысило 300, а в 1986 году - 405 единиц.

ПИСТОЛЕТ, ПРИСТАВЛЕННЫЙ К ВИСКУ


Американским ответом на БРСД «Пионер» стала БРСД «Першинг-2». Ее стартовый вес составлял 6,78 т, дальность стрельбы - 2500 км. На обеих ступенях ракеты «Першинг-2» были установлены твердотопливные двигатели фирмы «Геркулес». Войсковые испытания ракет «Першинг-2» проводились армией США с июля 1982 года по октябрь 1984 года. В ходе испытаний с мыса Канаверал было запущено 22 ракеты.

Ракета предназначалась в основном для поражения командных пунктов, узлов связи и других аналогичных целей, то есть прежде всего для нарушения работы систем управления войсками и государством. Малое КВО ракеты обеспечивалось применением комбинированной системы управления ее полетом. В начале траектории использовалась автономная инерциальная система, затем, после отделения головной части, - система коррекции полета боеголовки по радиолокационным картам местности. Эта система включалась на конечном участке траектории, когда боеголовка переводилась почти в горизонтальный полет.

Радиолокатор, установленный на боеголовке, получал изображение участка местности, над которым двигалась боеголовка. Это изображение преобразовывалось в цифровую матрицу и сравнивалось с данными (картой), заложенными до старта в запоминающее устройство системы управления, размещенной на боеголовке. В результате сравнения определялась ошибка движения боеголовки, по которой бортовая вычислительная машина вычисляла необходимые данные для органов управления полетом.

На ракете «Першинг-2» предполагалось использование двух типов боезарядов - обычного мощностью до 50 кг и проникающего в грунт. Второй вариант отличался большим удлинением и высокой прочностью и изготавливался из высокопрочной стали. При скорости подхода головной части к цели 600 м/с головная часть углублялась в грунт примерно на 25 м.

В 1983 году для ракеты «Першинг-2» началось производство ядерных боевых частей W-85. Вес ядерной боевой части составлял 399 кг, длина 1050 мм, диаметр 3130 мм. Мощность взрыва переменная - от 5 до 80 кт. Транспортно-пусковая установка М1001 ракет «Першинг-2» была создана на шестиосном колесном шасси. Она состояла из тягача и рамного полуприцепа, на которых помимо ракеты размещались агрегаты электропитания, гидравлический привод для придания ракете вертикального положения перед пуском и другое оборудование.

8 декабря 1987 года президенты Михаил Горбачев и Рональд Рейган подписали в Вашингтоне договор по РСМД. При этом Горбачев заявил: «Решающей предпосылкой успеха этих преобразований являются демократизация и гласность. Они же - и гарантия того, что мы пойдем далеко и что взятый курс необратим. Такова воля нашего народа… Человечество начинает осознавать, что оно отвоевалось. Что с войнами надо кончать навсегда… И, отмечая действительно историческое событие - подписание договора, да еще находясь в этих стенах, нельзя не отдать должное многим, кто приложил к этому ум, энергию, терпение, настойчивость, знания, преданность долгу перед своим народом и международным сообществом. И прежде всего я хотел бы назвать товарища Шеварднадзе и господина Шульца» («Вестник Министерства иностранных дел СССР» № 10 от 25 декабря 1987 года).

Согласно договору, правительство США не должно стремиться «к достижению военного превосходства» над Россией. Насколько выполняется это обещание? Главный же вопрос - выгоден ли России этот договор? Цифры говорят сами за себя: СССР ликвидировал 608 пусковых установок ракет средней дальности и 237 пусковых установок ракет малой дальности, а американцы - соответственно 282 и 1 (нет, это не опечатка, действительно одну).

РОССИЯ В КОЛЬЦЕ


Что изменилось за четверть века, прошедшего со дня подписания договора по ликвидации БРСД? Почти сразу же после подписания договора Израиль принял на вооружение баллистическую ракету «Иерихон-2Б» с дальностью стрельбы около1500 км. К 2000 году на вооружении Израиля оказалось свыше 100 таких ракет, помещенных в закрытые шахты.

А в 2008 году на вооружение поступила БРСД «Иерихон-3» с дальностью 4000 км. Ракета оснащена двумя-тремя разделяющимися боевыми частями с ядерным зарядом. Таким образом, в радиусе действия израильских ракет оказалась вся европейская часть России за исключением Кольского полуострова.

Помимо Израиля по периметру границ России БРСД обзавелись Иран, Индия, Пакистан, Северная Корея и Китай. Их ракеты могут поражать обширные районы РФ. Причем из этих стран только Иран пока не обладает ядерным оружием. Любопытно, но, по официальным заявлениям Белого дома и Пентагона, именно иранские ракеты заставили США создавать огромную систему ПРО как на своей территории, так и в Центральной Европе, и в Мировом океане.


Китайские баллистические ракеты в парадном строю


К настоящему моменту КНР располагает сотнями БРСД типа «Дун фын-4» (4750 км), «Дун фын-3» (2650 км), «Дун фын-25» (1700 км) и другими. Часть китайских БРСД установлена на колесных мобильных ПУ, а часть - на железнодорожных пусковых установках.

Но шесть государств по периметру границ России, обладающих БРСД, - это лишь одна сторона медали. Еще более важна вторая сторона, то есть угроза с моря. За прошедшие 25 лет резко изменилось соотношение сил на море между СССР и США. К 1987 году еще можно было говорить о паритете морских вооружений. В США только разворачивалась система «Томагавк», устанавливаемая на надводных кораблях и подводных лодках. А сейчас американские ВМС располагают 4 тыс. крылатых ракет типа «Томагавк» на надводных кораблях и еще тысячей - на атомных подводных лодках.

Кроме того, ВВС США за один вылет способны использовать примерно 1200 крылатых ракет. Итого в одном залпе - не менее 5200 крылатых ракет. Дальность стрельбы их 2200-2400 км. Вес боевой части 340-450 кг, квадратичное вероятное отклонение (КВО) 5-10 м. То есть «Томагавк» может попасть даже в определенный кремлевский кабинет или квартиру на Рублевке.

К 1987 году советская 5-я оперативная эскадра, на вооружении которой находились десятки крылатых ракет с ядерными боевыми частями, держала под обстрелом весь юг Средиземноморского побережья Европы: Рим, Афины, Марсель, Милан, Турин и так далее. Наши береговые мобильные ракетные комплексы «Редут» (дальность свыше 300 км) имели стартовые позиции на юге Болгарии, откуда они могли поражать спецзарядами Проливную зону и значительную часть Эгейского моря. Ну, а сейчас выход российских кораблей в Средиземное море стал редкостью.

Трудно не согласиться с Ивановым - вопрос о денонсации договора о РСМД назрел. Как технически провести денонсацию, нам показали США, 12 июня 2002 года выйдя из договора по ПРО.

Каковы же могут быть возможности БРСД XXI века? Вспомним недавнюю историю. Согласно постановлению Совмина СССР от 21 июля 1983 года № 696-213, Московский институт теплотехники приступил к разработке малогабаритной МБР «Курьер» 15Ж59. Стартовый вес МБР - 15 тонн, длина -11,2 м, диаметр -1,36 м. Дальность стрельбы - свыше 10 тыс. км. Были разработаны две мобильные пусковые установки на четырехосном шасси МАЗ-7909 и пятиосном МАЗ-7929. «Курьер» мог размещаться в любых железнодорожных вагонах, на речных баржах, в кузовах трейлеров «Совтрансавто» и должны были быть авиатранспортабельны.

Таким образом, ракета «Курьер», изготовленная на Воткинском заводе, после установки на пусковую установку просто исчезала и для космических аппаратов, и для самолетов-шпионов. С марта 1989 года по май 1990-го с космодрома «Плесецк» произвели четыре испытательных пуска «Курьеров». Увы, в соответствии с договоренностью между руководством СССР и США от 6 октября 1991 года СССР прекратил разработку «Курьера», а американцы - МБР «Миджетмен» («Карлик») весом 18 тонн и длиной 14 м.

Ну а новые БРСД будут иметь куда меньшие весогабаритные характеристики, чем «Курьер». Они смогут транспортироваться и запускаться с обычных автомобильных фур, которыми забиты наши дороги, из обычных железнодорожных вагонов, с речных самоходных барж. Для преодоления ПРО новые БРСД могут лететь по самым экзотическим изменяемым траекториям. Не исключена комбинация гиперзвуковых крылатых ракет с баллистическими. Помимо действия по наземным целям БРСД смогут поражать и морские цели - авианосцы, крейсера типа «Тикондерога» - носителей крылатых ракет и даже подводные лодки.

Собственно, в этой идее ничего нет нового. Еще 24 апреля 1962 года было принято постановление Совмина, которым предусматривалось создание баллистической ракеты с самонаводящейся боевой частью, способной поражать движущиеся корабли. На базе ракет Р-27 была создана баллистическая ракета Р-27К (4К-18), предназначенная для стрельбы по морским надводным целям. Ракета Р-27К была оснащена небольшой второй ступенью. Стартовый вес ракеты составил 13,25 т, длина - около9 м, диаметр -1,5 м. Максимальная дальность стрельбы -900 км. Головная часть моноблочная.

Управление на пассивном участке траектории велось по информации пассивного радиолокационного визирующего устройства, обрабатываемой в бортовой цифровой вычислительной системе. Наведение боевого блока на подвижные цели осуществлялось по их радиолокационному излучению двукратным включением двигательной установки второй ступени на внеатмосферном участке полета. Однако по ряду причин противокорабельная ракета Р-27К не была принята на вооружение, а лишь в опытную эксплуатацию (1973-1980 годы) и всего на одной подводной лодке «К-102», переделанной по проекту 605.

К 1987 году в СССР успешно шли работы по созданию противокорабельной баллистической ракеты на базе «Пионер УТТХ».

Что не сделали в СССР, сделали в Китае. Сейчас там принята на вооружение мобильная БРСД «Дун фын-21», которая на дальности до2700 км может поражать надводные корабли противника. Ракета оснащена радиолокационной головкой самонаведения и системой селекции целей.