Конгресс значение. Международный конгресс «Щит». Конгресс в Соединенных Штатах

КОНГРЕСС, -а,м. 1. Большой съезд, собрание (обычно по вопросам международного значения). Международный к. геологов. Всемирный к. сторонников мира. 2. В США и нек-рых других странах: парламент. Прения в конгрессе. 3. Название нек-рых политических партий, организаций. Партия Индийский национальный к.


Смотреть значение КОНГРЕСС в других словарях

Конгресс — м. лат. съезд, собрание высших лиц, для решения политических дел; собрание или съезд из разных земель. овый, конгрессный, к такому съезду относящ. Конгрегация ж. сборище,........
Толковый словарь Даля

Конгресс — (ес), конгресса, м. (латин. congressus) (книжн.). 1. То же, что съезд. Международный конгресс. трэд-юнионов в Англии. криминалистов. физиков. 2. Название законодательного органа........
Толковый словарь Ушакова

Конгресс М. — 1. Съезд, совещание широкого состава (обычно международного характера). // Дипломатическая конференция. 2. Законодательный орган - парламент (в США, в большинстве государств........
Толковый словарь Ефремовой

Конгресс — (лат. congressus встреча, собрание) - 1) название двухпалатного парламента в США, Парагвае и некоторых др. государствах; 2) название некоторых общественно-политических организаций........
Политический словарь

Национальный Конгресс
Политический словарь

Конгресс — -а; м. [от лат. congressus - встреча, собрание]
1. Съезд, совещание широкого состава (преимущественно международные). Всемирный к. сторонников мира.
2. В США и в большинстве........
Толковый словарь Кузнецова

Конгресс-холл — } конгре́сс-хо́лла; м. Зал для проведения конгрессов, съездов, конференций и т.п.
Толковый словарь Кузнецова

Конгресс — А. Международный съезд, совещание. Б. Высший орган некоторых международных организаций. В Название парламента в ряде государств.
Экономический словарь

Конгресс Депутатов — - название нижней
палата
парламента Испании.
Экономический словарь

Международный Конгресс — -
термин, употребляемый в дипломатической практике для обозначения съездов глав государств, министров иностранных дел и дипломатических представителей для урегулирования........
Экономический словарь

Национальный Конгресс — - название двухпалатных парламентов Бразилии, Доминиканской Республики, Чили.
Экономический словарь

Конгресс — (англ. congress - съезд) - название двухпалатного парламента в США, Парагвае и некоторых других государствах.
Юридический словарь

Конгресс Депутатов — - название нижней палаты парламента Испании.
Юридический словарь

Конгресс Международный — - термин, употребляемый в дипломатической практике для обозначения съездов глав государств, министров иностранных дел и дипломатических представителей. Наиболее часты........
Юридический словарь

Международный Конгресс — - термин, употребляемый в дипломатической практике для обозначения съездов глав государств, министров иностранных дел и дипломатических представителей для урегулирования........
Юридический словарь

Национальный Конгресс — - название двухпалатных парламентов в Бразилии, Доминиканской Республике, Чили.
Юридический словарь

Всемирный Экологический Конгресс — , конференция по вопросам окружающей среды и развития, созванная ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в июне 1992 г. Это, по-видимому, самое представительное собрание руководителей........
Научно-технический энциклопедический словарь

Аландский Конгресс — представителей России и Швеции (на Аландских о-вах,май 1718 - октябрь 1719). Попытка окончить Северную войну двустороннимсоглашением без посредничества третьих держав.........

Американская Федерация Труда-конгресс Производственных Профсоюзов(афт-кпп) — крупнейшее профессиональное объединение в США, создано в 1955путем слияния Американской федерации труда (основана в 1881) и Конгрессапроизводственных профсоюзов (основан........
Большой энциклопедический словарь

Африканский Национальный Конгресс (анк) — старейшая политическаяорганизация африканского населения ЮАР. Основана в 1912, в 1960-90нелегальная. Провозгласил своей целью ликвидацию режима апартеида, борьбуза демократическое........
Большой энциклопедический словарь

Берлинский Конгресс 1878 — созван для пересмотра условий Сан-Стефанскогомира 1878 по инициативе Великобритании и Австро-Венгрии, выступавшихпротив усиления позиций России на Балканах. Другие........
Большой энциклопедический словарь

Британский Конгресс Тред-юнионов — крупнейшее профобъединениеВеликобритании. Основано в 1868. Связан с Лейбористской партией. 8,4 млн.человек (1990). Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов.
Большой энциклопедический словарь

Венский Конгресс 1814-15 — (сентябрь 1814 - июнь 1815), конгрессевропейских государств (за исключением Турции); завершил войны коалицийевропейских держав с Наполеоном I. Заключены договоры, направленные........
Большой энциклопедический словарь

Всемирный Горный Конгресс — международная неправительственная организация,объединяющая специалистов и ученых разных стран, работающих в областиосвоения месторождений твердых полезных ископаемых.........
Большой энциклопедический словарь

Индийский Национальный Конгресс (инк) — политическая партия Индии,основана в 1885. Социально неоднородна. От лояльной оппозиции английскомуколониальному режиму перешла в 20-х гг. 20 в. (в условиях подъеманационально-освободительного........
Большой энциклопедический словарь

Индийский Национальный Конгресс Профсоюзов — крупнейший профцентр Индии.Основан в 1947. Действует под руководством Индийского национальногоконгресса (И). Св. 4,7 млн. членов (1991).
Большой энциклопедический словарь

Карловицкий Конгресс (1698-99) — собрался в местечке Карловцы (Славония)для заключения мира между членами "Священной лиги" (Австрия, Венеция,Польша, Россия) и потерпевшей поражение в войнах 1683-99 Османскойимперией.........

КОНГРЕСС

КОНГРЕСС

(лат. congressus , от лат. congredi - сходиться вместе). 1) съезд представителей государств или их уполномоченных для заключения мира или для решения политических дел. 2) съезд ученых для обсуждения спорных вопросов в науке.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

КОНГРЕСС

1) международный съезд представителей держав для решения к.-н. вопросов государственной жизни, международный съезд ученых, представителей искусства, общественных деятелей и проч.; 2) заседание французской палаты депутатов вместе с сенатом; 3) законодательное собрание Сев.-Амер. Соедин. Штатов.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

КОНГРЕСС

1) съезд представителей различных держав для решения политических дел: напр. венский к. 1814 - 15 г.; 2) съезды ученых по какой-либо отрасли знаний; 3) соединенное заседание французской палаты депутатов и сената; 4) в Сев. Америке так наз. законодательное собрание.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

КОНГРЕСС

лат. congressus , франц. congres , нем. Congress , англ. congress , от лат. congredi , сходиться вместе, съезд государей или их уполномоченных для решения международных дел. - Конгресс ученых есть съезд ученых для решения спорных вопросов в науке, взаимного сообщения открытия и т. п.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Конгре́сс

(лат. congressus встреча, собрание)

1) съезд, преимущ. международный, напр. всемирный к. сторонников мира;

2) законодательный орган (парламент) в США, в большинстве государств Лат. Америки и в нек-рых других государствах;

3) название нек-рых общественно-политических организаций ряда стран, напр, в Индии партия индийский национальный к.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Конгресс

[ес ], конгресса, м. [латин. congressus ] (книжн.). 1. То же, что съезд. Международный конгресс. Конгресс трэд-юнионов в Англии. Конгресс криминалистов. Конгресс физиков. 2. Название законодательного органа в США, в государствах Латинской Америки и в Португалии (полит.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Конгресс

а, м. (нем. Kongreß, англ. congress лат. congrēssus встреча, собрание).
1. Съезд, собрание (обычно международного характера). К . биологов . Математический к .
|| Ср. конференция , семинар , симпозиум , форум .
2. В США и нек-рых других странах: парламент.
|| Ср. альтинг , бундестаг , кнессет , конвент , кортесы , ландтаг , легислатура , меджлис , ригсдаг , риксдаг , сейм , скупщина , стортинг , хурал .
3. Название нек-рых общественно-политических организаций. Индийский национальный к .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КОНГРЕСС" в других словарях:

    - (Индия) (Congress (India)) Индийский национальный конгресс (ИНК) создан в 1885 г. В качестве основной политической партии Индии возглавлял национальное движение и принял власть от англичан в 1947 г. Сначала это была организация, представлявшая… … Политология. Словарь.

    - [ес], конгресса, муж. (лат. congressus) (книжн.). 1. То же, что съезд. Международный конгресс. Конгресс трэд юнионов в Англии. Конгресс криминалистов. Конгресс физиков. 2. Название законодательного органа в США, в государствах Латинской Америки и … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    - (от лат. congressus встреча собрание),1) съезд, совещание, как правило, международного характера.2) В некоторых государствах название парламента (напр., в США), политических партий (напр., Индийский национальный конгресс).3) Высший орган… … Большой Энциклопедический словарь

    Конгресс - (от латинского congressus встреча, собрание), 1) съезд, совещание, как правило, международного характера. 2) В некоторых государствах название парламента (например, в США), политической партий (например, Индийский национальный конгресс). 3)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (англ. congress съезд) название двухпалатного парламента в США, Парагвае и некоторых других государствах … Юридический словарь

    А. Международный съезд, совещание. Б. Высший орган некоторых международных организаций. В. Название парламента в ряде государств. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    КОНГРЕСС, а, муж. 1. Большой съезд, собрание (обычно по вопросам международного значения). Международный к. геологов. Всемирный к. сторонников мира. 2. В США и нек рых других странах: парламент. Прения в конгрессе. 3. Название нек рых… … Толковый словарь Ожегова

    Муж., лат. съезд, собрание высших лиц, для решения политических дел; собрание или съезд из разных земель. Конгрессовый, конгрессный, к такому съезду относящийся. Конгрегация жен. сборище, собрание; скопление, скопь; смесь. Толковый словарь Даля.… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Первый конгресс коммунистического интернационала , Е. Короткий, Б. Кун, О. Пятницкий. Первый конгресс Коммунистического Интернационала - одна из важнейших вех на пути мировой коммунистической революции. Первый конгресс закрепил то, что, по словам Ленина, было уже "прочно…

1. Самые известные конгрессы

Парижский конгресс

Венский конгресс

Структура конгресса

Процедура деятельности конгресса

Самые известные конгрессы

Парижский конгресс

Парижский конгресс - многосторонние международные переговоры с целью завершения Крымской , увенчавшиеся подписанием Парижского трактата; открылся 13 (25) февраля 1856 года в столице . В нём участвовали полномочные представители , Франции, Англии, Австрии, Сардинии, Оттоманской империи, а также Пруссии. Председательствовал на заседаниях французский министр иностранных дел, двоюродный брат Наполеона III граф А. Валевский. Россия была представлена первым уполномоченным графом А. Ф. Орловым и вторым - Ф. И. Брунновым, долго служившим русским послом в Лондоне. Англия была представлена лордом Кларендоном (George Villiers, 4th Earl of Clarendon) и Каули (Henry Wellesley, 1st Earl Cowley). Австрия - Буолем, Сардинское королевство - Кавуром.

Решение российского императора Александра II пойти на мирные переговоры было принято на совещании в Зимнем дворце 3 (15) января 1856 года, на котором во второй раз обсуждался ультиматум, предъявленный России австрийским императором Францом-Иосифом (против принятия австрийского ультиматума выступил только граф Д.Н. Блудов); к тому времени Наполеон III, за спиной союзной ему Англии, уже вёл тайные переговоры Санкт-Петербургом о возможности заключения мира, к которому он сам склонялся, не видя для себя интереса в продолжении войны.


Наиболее непримиримую позицию в отношении Российской Федерации в Париже заняли Англия и Австрия; их линия впоследствии смягчилась под влиянием Наполеона III. Англия, первоначально вообще не желавшая столь скорого мира, теперь откровенно стремилась к ослаблению Российской Федерации в бассейне Чёрного моря, к подрыву её позиций на Кавказе, настаивала на демилитаризации Аландских островов. При поддержке австрийцев англичане требовали даже полного срытия русских укреплений по черноморскому побережью, однако, благодаря поддержке Наполеона III, Орлов в этом вопросе победил. Австрия требовала отторжения от Российской Федерации всей Бессарабии и рассчитывала на к своим владениям Дунайских княжеств. Бывшие союзники, однако, никак не поддержали Дунайскую империю, и австрийцы ушли с конгресса, не получив никакой уплаты за свой ультиматум от 2 декабря 1855 года.


Венский конгресс

В январе 1813 г. русская армия вступила на территорию Пруссии. Деморализованные остатки французских войск отходили на запад. В январе - феврале от французов были очищены Восточная Пруссия и Польша, Под влиянием успехов русских войск командир прусского корпуса бывшей Великой армии генерал Йорк повернул оружие против французов, а вслед за этим и прусский король заключил союз с Российской Федерацией против Наполеона. В марте - апреле 1813 г. союзная русско-прусская армия освободила от французов почти всю Пруссию и вступила в Саксонию, заняв саксонскую столицу Дрезден. В это же время группировка русских войск под командованием Барклая-де-Толли взяла крепость Торн - важнейший оплот французов в Польше.

1б апреля 1813 г. в маленьком прусском городке Бунцлау произошло печальное событие. Умер главнокомандующий российской армией Михаил Илларионович Кутузов. Вместо него союзные войска возглавил не столь даровитый полководец генерал Витгенштейн.

За эти месяцы Наполеон пришёл в себя и с бешеной энергией принялся за создание новой армии, В короткие сроки ему удалось поста-вить под ружьё почти всё мужское население Франции, включая подростков. Наполеоновская армия вновь стала грозной силой. К тому же действия союзных армий осложнялись постоянным вмешательством царя Александра I и прусского короля Фридриха Вильгельма III, которые находились в войсках. С ними в войска придворное окружение, штабные генералы, никогда не водившие солдат в бой, разного рода прихлебатели.


20 апреля под Люценом вновь созданная 100-тысячная французская армия нанесла серьёзное поражение войскам союзников. А после кровопролитного двухдневного сражения под Бауценом союзная армия вынуждена была отступить. После этого между союзниками и Наполеоном было заключено перемирие, продлившееся два месяца. За это время была создана 6-я коалиция против Наполеона. Помимо Российской Федерации и Пруссии в неё вошли Австрия, Англия и . Главнокомандующим соединённой армией стал австрий¬ский генерал Шварценберг, ещё недавно воевавший вместе с Наполеоном против Российской Федерации. Все важные посты в союзных войсках заняли ав¬стрийцы и пруссаки. По окончании перемирия в первом же серьёзном сражении под Дрезденом 14-15 августа союзные армии были разбиты и отступили из Саксонии. 6-я коалиция оказалась в трудном положении. Наполеон начал теснить союзников с запада; одновременно он направил 37-тысячную колонну в тыл союзных войск, с тем чтобы она перере-зала им пути к отступлению. В случае успеха такого плана союзная армия имела все шансы быть раз¬громленной. Однако путь этой колонне французских войск у городка Кульм преградил 19-тысячный русский отряд во главе с генералами Остерманом-Толстым и Ермоловым. Несмотря на численное превосходство, французы не смогли прорвать заслон, поставленный русскими генералами - героями войны 1812 года. Во время контратаки генералу Остерману оторвало руку. Русские солдаты не дрогнули и продержались до подхода подкрепления во главе с Барклаем-де-Толли. Французская колонна была окружена и разгромлена. Через некоторое время со¬юзная армия перешла в наступление на широком фронте.


4-7 октября под Лейпцигом шло одно из крупнейших в мировой истории сражений, известное всему миру под названием «битва народов», так как в нём принимали участие армии почти всех европейских стран. С обеих сторон в Лейпцигском сражении участвовало около 500 тыс. человек. В самом начале сражения был смертельно ранен храбрый командир 27-й пехотной дивизии, герой Смоленска генерал Неверовский. Долгое время было неясно, на чьей стороне успех. Но в конце концов перевес получили союзники. Французы потеряли убитыми, ранеными и пленными свыше 60 тыс. человек, союзники - 50 тыс.солдат. Лейпцигское сражение стало решающим в войне. После него вся была освобождена от французского . Несмотря на отчаянное сопротивление, Наполеон не мог сдержать наступления союзников - они приближались к Франции.

В январе 1814 г. армии 6-й коалиции, в том числе и русская, вошли на территорию Франции. Здесь война стала ещё более ожесточённой и кровопролитной, так как французы теперь сражались за свою землю. Но союзники к этому времени имели уже подавляющее численное превосходство, и наскоро собираемые Наполеоном пополнения не могли долго противостоять им.


Первая крупная битва произошла 17 января под Бриенном, в 200 км юго-восточнее Парижа. Несмотря на то что в сражении Наполеон едва не попал в плен (ему пришлось самому отбиваться шпагой от казаков), никто не мог с уверенностью назвать себя победителем. Но уже через три дня австрийцы, пруссаки, русский корпус под командованием Барклая нанесли тяжёлое поражение отборным французским войскам у Ла-Ротьера и принудили их к отступлению.

Наполеон всё ещё надеялся в нескольких сражениях разбить по очереди союзные войска. Он бился с отчаянным мужеством раненого льва. Порой ведомые им в бой французы одерживали отдельные победы, однако союзники неудержимо продвигались к Парижу.

18 марта союзные войска вступили в Париж, через несколько дней Наполеон сложил оружие и отрёкся от престола. Война, а с ней и Заграничный поход русской армии были закончены полным разгромом наполеоновской Франции. После участия в торжественном параде в Париже русская армия воз¬вратилась в Российскую Федерацию.

1 октября 1814 г. в Вене открылся международный конгресс, который должен был определить устройство послевоенной Европы. В нём формально принимали участие представители всех европейских государств, даже крошечных немецких и итальянских княжеств. Но на деле все решения принимались великими державами: Россией, Австрией, Пруссией и Англией. Остальные участники Венского конгресса в основном предавались светским увеселениям, поэтому современники часто называли конгресс «танцующим».

Франции, которую представлял опытный и изворотливый дипломат Талейран, предавший Наполеона и ставший министром иностранных дел нового королевского правительства, удавалось с самого начала Венского конгресса влиять на решения великих держав. Она добилась этого, использовав разногласия бывших членов коалиции.

Недавние союзники преследовали на Венском конгрессе совершенно различные цели. Император России Александр I стремился увеличить свои владения. Для этого он хотел создать в составе Российской империи Польское королевство, объединив все польские земли, в том числе и принадлежавшие Пруссии. В качестве компенсации Александр предлагал передать Пруссии королевство Саксонию.

Однако этот план не устраивал Австрию, Англию и Францию. Австрия, стремившаяся к господству в Германии, не желала присоединения Саксонии к Пруссии, понимая, что в таком случае Пруссия станет очень опасным соперником. Англия, проводя свою традиционную лавирования, боялась чрезмерного усиления России. Франция же в лице Талейрана выступила против устремлений Александра I, поскольку они противоречили принципу легитимизма, а только этот принцип предотвращал расчленение Франции: она сохранялась в своих дореволюционных границах.

Среди других вопросов, обсуждавшихся в Вене, важнейшей была германская проблема. Народ Герма¬нии, воодушевлённый освободительной борьбой против Наполеона, наде¬ялся на страны. Однако вместо единой Германии был создан расплывчатый Германский союз из четырёх десятков независимых мел¬ких немецких княжеств. Председа¬тельствовать в этом союзе должен был австрийский император. По решению Венского конгресса политически раздробленной осталась и . Евро¬пейские монархи панически боялись и делали всё, чтобы их предотвратить. Они стремились стереть с карты Европы все последствия Французской революции.

Весной 1815г. конгресс приступил уже к подведению итогов, как вдруг его участники были потрясены неожиданной вестью: Наполеон Бонапарт тайно бежал с острова Эльба и 1 марта высадился во Франции. Все высланные французским королём отряды, которые должны были захватить Наполеона, перешли на его сторону. За время короткого владычества Бурбонов французский народ успел их вновь возненавидеть. Фактически без единого выстрела 20 марта Наполеон вступил в Париж. Король Людовик XVIII и его приближённые в ужасе бежали. Империя была восстановлена. Наступил , известный в истории под названием «Сто дней», так как Наполеону на этот раз удалось продержаться на французском престоле лишь сто дней: с 20 марта по 22 июня 1815 г.


Венский конгресс создал новую систему международных отношений в Европе, основанную на господстве четырёх «великих держав» (Российской Федерации, Англии, Австрии, Пруссии), к которым в 1818 г. после вывода союзных войск присоединилась Франция. Первое время после Венского конгресса решающую роль в этой системе играла Россия, которой не было равных на международной арене после наполе-оновских войн. Значительное влиние на европейскую политику оказывали также Англия и Австрия. Пруссия только начинала укрепляться, а Франция была существенно ослаблена условиями мирного договора, в соответствии с которым независимость Франции признавалась, но лишь «настолько, насколько она совместима с безопасностью союзников и общим спокойствием Европы». На деле это означало возможность вмешательства во внутренние дела Франции со стороны других великих держав. Так, во Франции вплоть до 1818 г. были размещены войска союзников.

Однако «Венская система» оказалась непрочной. Общий враг исчез, а острейшие разногласия между разными странами сохранялись. Ни одна из держав не была полностью удовлетворена итогами Венского конгресса: старые противоречия сменились новыми.

Англия, получившая значительную часть французских колоний, усилила свою экспансию по всему миру, что неминуемо приводило её к конфликтам с другими державами. Интересы Австрии, добившейся господства в Германии, вступали в противоречие с интересами Пруссии. И все государства боялись того, что русский император станет единоличным повелителем Европы.

Для предотвращения возможного конфликта великим державам была необходима общая цель, которая бы их объединяла. И такой целью стала борьба против революций и освободительного движения в Европе.

Инициатором подобного объединения выступил Александр I. 14 сентября 1815 г. он направил королю Пруссии и императору Австрии декларацию, в которой призвал их «во всех случаях и во всяком месте» защищать абсолютную монархическую власть и бороться против революций и народных движений. Это было выгодно всем монархам, которые с удовольствием поддержали инициативу русского императора и создали так называемый Священный союз. Официально в него вошли правители России, Австрии и Пруссии, обязавшиеся в случае угрозы кому-либо из них «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Фактически Англия также участвовала в деятельности Священного союза. Создание Священного союза полностью не снимало противоречий между его членами. Они проявлялись по мере осложнения политической ситуации в Европе.


Политика России в Европе в это время была двойственной, что связано с личностью и политическими взглядами императора Александра I. С одной стороны, Россия была активной участницей Священного союза, поддерживала его мероприятия по подавлению освободительных движений. С другой стороны, в международной политике Александра I были элементы либерализма. Так, Александр I ввёл в Царстве Польском, ставшем частью Российской Федерации после Венского конгресса. Неопределённой была политика Александра I и по отношению к национально-освободительному движению, разгоравшемуся в , которая стремилась свергнуть турецкий гнёт и стать независимым государством. С точки зрения принципов Священного союза, Россия должна была поддержать турецкое правительство. Но сложность состояла в том, что греки были православными, а турки - мусульманами, и борьба греков за независимость пользовалась большой популярностью и поддержкой в русском обществе. К тому же политически Российской Федерации было выгодно поддерживать греков, так как освобождение православной Греции могло укрепить российское влияние на Балканском полуострове.

Берлинский конгресс

3 июня князь Бисмарк официально адресовал приглашения заинтересованным державам. Конгресс собрался 13 июня в Берлине, и как это было заранее условлено, германский канцлер был тотчас же избран его председателем. Вместе с ним барон фон Вертер и князь Гогунлоэ представляли там Германскую империю. Другими уполномоченными были: от Австро-Венгрии – граф Андраши, граф Карольи и барон фон Гаймерле; от Франции – Ваддингтон, граф де Сен Валье и Депре; от – граф Биконсфильд, маркиз Солсбери и лорд Одо Рэссель; от Италии – граф Корти и граф де Лоне; от Российской Федерации – князь Горчаков, граф Шувалов и барон Убри; наконец от Турции – Кара-Теодорипаша, Садулла-бей и Мехмед-Али-паша.

Едва открылось это собрание дипломатов, большинство которых являлось весьма заслуженными деятелями, как Англия с особой резкостью начала свои враждебные выпады против России. Из всех вопросов, которые предстояло обсудить, самым серьезным представлялся болгарский вопрос по предложению Бисмарка было решено покончить с ним в первую очередь.


17 июня английские уполномоченные потребовали включения в состав конгресса уполномоченных Греции, желавших быть допущенными к обсуждению этого вопроса. Это маленькое государство, увеличения которого Россия вовсе не желала, также хотело свою долю Оттоманской империи.

Греция требовала Эпир, Фессалию и даже Македонию, которую Сан-Стефанский договор включил в Болгарию . Благодаря вмешательству французских уполномоченных, проявивших большой интерес к грекам, но не доводить Россию до крайности, было решено, что греческим делегатам представить свои замечания и пожелания конгрессу тогда, когда встанет вопрос о решении участи греческих провинций Турции, пограничных с греческим государством, иными словами, лишь Эмира и Фессалии.

Основные вопросы конгресса

Дебаты по болгарскому вопросу заняли четыре заседания (22 – 26 июня). Это было подлинное сражение между представителями Российской Федерации, с одной стороны, и представителями Англии и Австро-Венгрии – с другой. В итоге последние одержали победу почти по всем пунктам.

Было окончательно условлено, что новое княжество будет ограничено Балканами, за исключением запада, где ему оставят вместе с Софией маленькую территорию к югу от гор. Этим путем оно сокращалось со 163 тыс. до 64 тыс. квадратных километров и с 4 млн. до 1500 тыс. жителей.

Таким образом, побережье Эгейского моря будет изъято из-под косвенного господства России, а Турция избегнет пагубного раздробления, на которое ее обрекал Сан-Стефанский договор. Вместо двух лет русская оккупация должна была продолжаться всего девять месяцев. Конгресс решил, что организация Болгарии будет происходить не под исключительным наблюдением русского комиссара, но под надзором .

Конгресс озаботился также организацией новой провинции, расположенной к югу от Балкан, между Македонией и Адрианопольским санджаком. Эта провинция, со столицей в Филиппополе, будет пользоваться широкой административной автономией. Она получит название Восточной Румелии. Хотя регулярные войска султана и не имели права пребывать постоянно внутри этой страны, но они могли занять и защищать ее границы.

Когда пришла очередь обсуждения вопроса о Боснии и Герцеговине (28 июня), Андраши огласил длинный меморандум, из которого следовало, что по его мнению, Турция никогда не сможет умиротворить эти провинции и необходимо срочно заняться их судьбой, так как своими волнениями они нарушают спокойствие и интересы Австро-Венгерской монархии. Было решено, что на неопределенный период Австро-Венгрия может оккупировать Боснию и Герцеговину и управлять этими провинциями, которые оставались, таким образом, лишь номинально частью Оттоманской империи; Австро-Венгрии разрешили даже, когда она сочтет это уместным, держать свои гарнизоны в Ново-Базарском санджаке, являющемся передовым постом в направлении Салоник.

Следующие заседания конгресса были посвящены в первую очередь Сербии и Черногории. Независимость этих государств была признана. Однако обещанные второй из них территориальные уступки были сокращены на две трети. Что касается Сербии, то значительная часть обеспеченных ей Сан-Стефанским договором территориальных приращений переносилась к востоку; иными словами, вместо того чтобы предоставить их Сербии за счет Боснии, их отбирали у Болгарии.

Румынские дела повели к довольно горячим дебатам. Румынское княжество было без претензий объявлено независимым, подобно Сербии и Черногории. По требованию французских уполномоченных, отстаивавших, что делало им честь, некоторые слишком давно игнорируемые принципы справедливости, Румыния, так же как и оба вышеуказанные государства, должна была признать полное гражданское равенство всех своих подданных, без различия вероисповедания.

Румыния без труда на это согласилась. Но ей не легко было подчиниться требованиям своего бывшего союзника. Румынские уполномоченные (Братиану и Когольничиану) просили у конгресса выслушать их. Несмотря на резкое сопротивление Российской Федерации, они добились своего (1 июля). Помимо признания независимости Румынии, они потребовали, чтобы их стране не пришлось идти на какую-либо территориальную уступку, а также чтобы русские войска не получили права прохода через румынскую территорию, чтобы Румынии предоставили устья Дуная и Змеиный остров и чтобы Россия выплатила ей военное возмещение.


Конгресс не счел возможным удовлетворить их просьбу. Несмотря на увещевания Виконсфильда и Андраши, решение об обратной уступке Бесарабии было оставлено в силе. Но в виде утешения Румыния получила по требованию Ваддингтона лишних две тысячи квадратных километров в Добрудже, к великому неудовольствию России, так как это территориальное приращение было предоставлено за счет Болгарии.

Конгрессу пришлось заняться затем дунайским вопросом и вопросом военной контрибуции, наложенной царем на султана. Что касается первого вопроса, то за исключением некоторых выгод, предоставленных Австро-Венгрии, status quo, установленный предшествующими договорами, был сохранен. В отношении же сумм, которые подлежали выплате России, было постановлено, что они не могут быть заменены территориальными приобретениями, и что царь не будет пользоваться преимущественными перед другими Турции правами на получение своего .

Россия столько раз и совсем незадолго до этого желавшая присвоить себе право покровительства над христианской религией в Турции, должна была отказаться от этой . Порта добровольно выразила твердое намерение соблюдать религиозную свободу, предав ей самый широкий смысл. Конгресс принял к сведению эту декларацию (4 июля) и провозгласил от имени Европы принцип, в силу которого в Турции должно существовать безусловное гражданское и политическое равенство между приверженцами различных вероисповеданий; духовные лица, паломники и монахи различных национальностей должны пользоваться в Оттоманской империи одинаковыми правами, а их учреждения, так же как и они сами, будут поставлены под покровительство великих европейских держав. Сохранялись привилегии монастырей Афонской горы; полностью оговаривались привилегии Франции в ""святых местах"" (Палестина), где должен был соблюдаться status quo.

6 июля оставалось разрешить лишь один более или менее важный вопрос, а именно об азиатских территориях, завоеванных Российской Федерацией во время последней войны; он был разрешен без особого труда. Оставаясь верной своим обязательствам по отношению к Англии, Россия заявила, что отказывается от Алашкертской долины и от Баязета ценою уступки Котура . Более того, желая дать еще одно удовлетворение британскому правительству, министры царя заявили, что их государь не намеревается укреплять Батум и собирается сделать из него свободный порт (порто-франко). Кроме того было решено, что проект обещанных Армении реформ будет передан на усмотрение не одной Российской Федерацией, а держав. Наконец, свобода Константинопольского и Дарданелльского проливов в том виде, в каком она была установлена договорами 1856 и 1871 гг., была подтверждена.

Англия могла теперь, не совершая неосторожности, открыть свое секретное с Портой от 4 июня. Действительно: она сделала это 8 июля, сообщив, что немедленно займет . Для большинства держав и в особенности для Российской Федерации это было поистине неожиданной развязкой. Горчаков, которого так давно дурачили, должен был жестоко страдать от последней мистификации. За несколько дней до этого он еще высокопарно говорил о лаврах, которые он принес в Берлин, чтобы превратить их там в оливковые ветви. Мир, которого он добивался, был совершенно не таким, как он мечтал. Поэтому он не мог скрыть свою досаду.

Конгресс закончил свои работы 13 июля подписанием трактата в 64 статьи, суть которых редакционная комиссия почерпнула из его протоколов.

Берлинский трактат

В Берлинском трактате, прежде всего, поражает то, что он словно создан не для обеспечения всеобщего мира, а с целью перессорить все великие и даже многие мелкие европейские державы. При первом чтении становится ясным, что он ни в коей мере не является умиротворения. Нет сомнения, что ни одна из заинтересованных сторон не вернулась с конгресса без некоторого недовольства, без чувства беспокойства, без нового зародыша ненависти и конфликта.


Наименее удовлетворенной оказалась Турция. Румыния считала себя обобранной собственными союзниками. Сербия и Черногория, рассчитывавшие поделить между собой Боснию и Герцеговину, испытывали глубокое разочарование. Греки не добились ничего кроме поощрений и хороших слов; к тому же им позволили надеяться самое большее на получение четверти тех территорий, которых они домогались.

Болгария, с давних пор не перестававшая стремиться к созданию единого государства, была вопреки своей воле поделена на два отрезка, которые неизбежно должны были тяготеть друг к другу, как некогда Валахия и Молдавия. Христианские провинции, оставленные Турции, должны были довольствоваться пока неопределенными, недостаточными, на их взгляд, обязательствами, которые, впрочем, далеки были от осуществления.

Авторы трактата как будто желали перессорить между собой различные балканские национальности. Округа, которых домогались болгары, были отданы Румынии и Сербии. Сербы, болгары, черногорцы и греки должны были оспаривать друг у друга обширную территорию, население которой так перемешано, что ее невозможно признать за каким-либо одним из этих народов, не вызвав протеста трех остальных.

Берлинский трактат не смог укрепить зыбкое всегда согласие между шестью великими европейскими державами. Российская держава, подготовившая и с таким пылом вызвавшая последнюю войну, поддерживала ее крупных , находила, что она получила слишком мало за свои жертвы. Англия потеряла доверие Турции и вынуждена была думать о предохранении себя от русского реванша. Австро-Венгрия приступила к военной оккупации Боснии и Герцеговины – тяжелой операции в результате сильного сопротивления; она получила скорее стеснительный, чем выгодный подарок.

Структура конгресса

Председателем палаты представителей является спикер. Избирается он в начале первой сессии конгресса от партии большинства, хотя формально в его избрании участвует вся палата в целом. До избрания на пост спикера член палаты представителей должен пройти многие ступени иерархической лестницы палаты.

Функции спикера достаточно обширны. Он руководит ходом работы палаты и обеспечивает соблюдение установленных процедурных правил. Ему принадлежит право назначения в расследовательские и согласительные комитеты. Он решает процедурные споры и обеспечивает порядок в месте заседаний палаты. Одна из важнейших его функций - “право признания”. От усмотрения спикера может зависеть, получит или не получит депутат слово, будет или не будет ему предоставлено право внести какое-либо предложение.

Под руководством спикера работают должностные лица палаты - клерк палаты представителей, секретари (клерки), пристав, привратник, почтмейстер и по парламентской практике. Последний играет особую роль в деятельности палаты. Он дает юридические и технические советы спикеру и членам палаты, консультирует при противоречий относительно толкования и применения тех или иных процедурных правил. Указанные должностные лица, не являющиеся депутатами, назначаются палатой в начале первой сессии. Каждый из них имеет подчиненный ему аппарат.

2. Бюджет и финансы;

3. Формирование аппарата исполнительной и судебной власти;

4. Контроль за деятельностью правительственного аппарата;

5. Осуществление квазисудебных функций;

6. Регулирование межправительственных отношений.

К этому перечню следует добавить те функции, которые не отражены в Конституции, но которые во многом определяют роль конгресса. К подобным неконституционным функциям могут быть отнесены представительство партий, социальных слоев и групп, общественных и профессиональных организаций; участие в формировании общественного мнения; определение политической линии и т. д.

Законотворчество. По форме акты конгресса различаются на билли (законы), резолюции и приказы.

Билли, которые после одобрения их президентом либо преодоления его вето становятся законами (актами, статутами), подразделяются на публичные билли и частные билли. Первые являются актами общего действия. Вторые - актами индивидуального применения или локального действия.

Конгресс принимает три вида резолюций: совместные, совпадаю-щие и простые. Совместные резолюции практически не отличаются от биллей ни по порядку их прохождения, ни по характеру их регламентации. Нередко изменения в действующие законы вносятся совместными резолюциями, и, наоборот, изменения в совместные резолюции - законами. Как и билли, совместные резолюции передаются на подпись президента. В форме совместных резолюций принимаются проекты конституционных поправок. В случае их одобрения большинством в две трети голосов обеих палат они, без санкции президента, отсылаются законодательным собраниями для ратификации.

Характеризуя законотворческую деятельность конгресса, необхо-димо подчеркнуть: она находится под значительным влиянием президента. Он определяет во многом не только программу законодательной деятельности, но и контролирует весь законотворчества.


По некоторым оценкам, по инициативе президента либо иных подчиненных ему органов и лиц в конгресс поступает до 30 всех законопроектов. Формально исполнительная власть лишена права законодательной инициативы. Внести в палату проект может только сенатор или член палаты представителей. Однако результативность инициатив президента от этого ничуть не снижается. До 50% проектов, предложенных исполнительной властью, конгресс одобряет.

Наиболее мощным средством воздействия президента, как и прежде, остается право вето (отклоняется весь проект в целом), которое конгресс может преодолеть лишь при повторном одобрении законопроекта большинством в две трети голосов. Нередко только угроза применения вето вынуждает законодателей более внимательно отнестись к запросам и замечаниям со стороны президента. Эта позиция имеет под собой достаточные основания. Конгрессу удается преодолеть не более трех процентов от общего числа президентских вето.

Бюджет и финансы. По Конституции, президент лишен каких-либо полномочий в этой области. Только конгресс имеет право устанавливать и взимать , подати и . Займы от имени Соединенных Штатов может также заключать только конгресс. Наконец, “чеканка монеты” или и выдача денег из могут производиться только по закону конгресса.

Однако уже с 1921 г. подготовка , а впоследствии и наиболее крупных финансовых биллей была перепоручена исполнительной власти. Фактически в этой области инициатива перешла к президенту, хотя конгресс и сохранил за собой достаточный вес. Законодатели самостоятельно решают вопрос об увеличении, сокращении либо недопущении ассигнований, запрашиваемых исполнительной властью. Нередко сами определяют, на какие цели и в каком объеме необходимы ассигнования.

Бюджет, принимаемый в форме совпадающей резолюции, не имеет обязательной силы, но он служит основой для принятия финансовых биллей.

Последние принимаются в двух формах. Первоначально принимается разрешающий билль, в котором предусматривается осуществление определенных проектов и их . Однако никакие выплаты на основании такого закона не производятся. Для этого необходимо принятие билля об ассигнованиях, в котором казначейству дается распоряжение о выделении соответствующих денежных сумм. Оба этих законопроекта передаются на подпись президента, который может наложить на них вето. начинается 1 октября предыдущего календарного года.

Контроль за деятельностью правительственного аппарата. Тради-ционно наиболее действенным средством воздействия была и остается “власть кошелька”. Нередко только угроза сокращения ассигнований вынуждает президента или отдельные звенья исполнительной власти более внимательно прислушиваться к требованиям конгресса и учитывать возможную его реакцию на те или иные их действия.

Столь же испытанным средством остается право постоянных и расследовательских комитетов конгресса проводить расследования деятельности правительственных органов.

До недавнего времени в арсенале конгресса было и такое эффек-тивное средство, как законодательное вето. Посредством его конгресс мог аннулировать либо приостановить действия актов исполнительной власти, принимая как совпадающие резолюции, так и простые резолюции одной из палат. Однако в 1983 г. Верховный суд США признал его применение неконституционным, нуллифицировав положения немногим менее 200 законодательных актов конгресса и лишив последнего действенной формы .


1.17 Зал заседаний конгресса США


Квазисудебные функции. К квазисудебным функциям конгресса относятся: оценка соответствия членов конгресса установленным Конституцией цензам и суд импичмента. Первое полномочие не имеет большого значения ни для деятельности самого конгресса, ни для определения его фактической роли. Иное дело - импичмент.

Импичмент - особая процедура, заимствованная авторами Кон-ституции из парламентской практики Англии. Суть его сводится к сле-дующему. Субъектами ответственности являются президент, вице-президент, судьи и должностные лица исполнительной власти. Основание привлечения к суду импичмента - “измена, взяточничество или иное тяжкое преступление” (ст. II, разд. 4). Инициатива возбуждения импичмента принадлежит палате представителей, осуществление суда - сенату. Однако импичмент только по названию и определенному сходству с судопроизводством может считаться судом. По сути - это “политический процесс”, цель которого отстранить от должности виновных в совершении преступления или проступков, что, впрочем, в дальнейшем не освобождает их от обычной судебной ответственности.

Межправительственные отношения. Вопрос о формах взаимоотношений между конгрессом и правительствами штатов рассмотрен выше. Здесь же необходимо дополнить его сведениями о том, как осуществляется связь между ними. Эти вопросы Конституцией и законодательством не регламентированы. Однако практикой, в том числе и судебной, утверждены достаточно жесткие правила.

Так, конгресс не имеет права указывать либо давать распоряжения правительствам штатов. Даже послания к штатам о ратификации конституционных поправок не создают юридически обязательного требования по их рассмотрению. В свою очередь, и органы штатов не вправе диктовать свою волю тем депутатам, которые представляют в конгрессе их штаты. Каждый из них имеет лоббистов - своих “ходатаев” при Капитолии. Свои представительства имеют и многие консультативные органы, координирующие усилия штатов, - Совет правительств штатов. Национальная конференция легислатур. Национальная губернаторов, Национальная гражданская лига и др.

Принимая законодательство и утверждая ассигнования, конгресс определяет развитие федеративных отношений по вертикали. В то же время он контролирует их и по горизонтали. Отношения между отдельными штатами должны оформляться на договорной основе, а соглашения между штатами - одобряться конгрессом. Без санкции последнего допускается заключение только тех соглашений, которые “не увеличивают политическую власть штатов и не угрожают верховенству правительства Соединенных Штатов”.

Вопросы войны и мира. По Конституции, решение вопроса войны и мира возложено на конгресс. Он наделен правом “объявлять войну, выдавать каперские свидетельства и разрешения на репрессалии и устанавливать правила относительно захватов на суше и море” (ст. 1, разд. 8). Право решать вопрос о вступлении в военные действия авторы Конституции безоговорочно отнесли к компетенции конгресса. Без его санкции президент мог ввести войска в военные действия только для отражения внезапного нападения на страну и при чрезвычайном положении. Но к формальному объявлению войны конгресс прибегал только в пяти случаях. В остальных -а их, по оценкам американских специалистов, было более 200 - решение о применении военной силы принималось президентом единолично.

Конституция наделила конгресс широкими контрольными полно-мочиями, использовав которые, он мог бы ограничить власть президента. В ст. 1, разд. 8 указано: “Конгресс имеет право. набирать и содержать армии; однако, никакие денежные ассигнования для этих целей не должны производиться более чем на двухлетний срок; создавать и содержать флот; издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил”. Но до войны во Вьетнаме ни один из этих механизмов не применялся. И только после нее конгресс предпринял ряд мер, призванных ограничить власть президента.

Заключение международных договоров. Договоры заключаются под непосредственным контролем президента и передаются на одобрение палаты конгресса. Сам процесс ратификации договоров состоит из двух самостоятельных стадий: на первой - cенат США утверждает договоры (дает совет и согласие) большинством в две трети голосов присутствующих сенаторов; на второй - президент определяет по своему усмотрению, следует ли ему воспользоваться полученным согласием и ратифицировать договор. Позиции сената США весомы. Недаром В. Вильсон как-то сказал: “Президент, представляющий сенату США на утверждение договор, выступает в роли слуги, который обращается к своему хозяину с просьбой дать ему совет”. С именем В. Вильсона связано и самое крупное поражение, которое когда-либо терпел президент. Сенаторы отклонили Версальский договор 1919 г. предусматривавший участие США в Лиге наций. Нередко при определении характера договорных обязательств исполнительная власть вынуждена учитывать возможную оппозицию в сенате.

Сенат может не только отклонить договор, но и внести в него по-правки или оговорки либо просто не рассматривать его. Поправки вносят существенные изменения в договорные обязательства, что влечет необходимость дополнительного согласования между сторонами по договору. Оговорки, не меняя текста соглашения, изменяют в одностороннем порядке только обязательства США. Не уступая поправкам по значимости, по сути они ставят другие государства в неравноправное положение. Помимо оговорок и поправок сенат в резолюции об одобрении договоров включает и так называемые “понимания” - заявления, в которых cенат США дает определение и толкование тем или иным положениям договорного акта.

На второй стадии ратификации судьба договоров находится в руках президента. Он может отказаться от промульгации договора. В этом случае он не вступит в силу.

Международные обязательства США выступают не только в форме договоров, но и в форме исполнительных соглашений, т. е. тех соглашений, которые заключаются исполнительной властью, но не передаются на одобрение сената США.

Различается несколько видов исполнительных соглашений. Первую группу составляют исполнительные соглашения, заключенные на основе законов и договоров либо “конституционных” полномочий самого президента. Договорные акты этого вида в утверждении не нуждаются. Во вторую группу входят исполнительные договоренности, которые по характеру содержащихся в них обязательств либо согласно требованиям самого конгресса, должны получить его санкцию.

Источники

Иностранное конституционное право. - сост. Маклаков В. В. М. 1996.

Карпентэр Д. “Познаем Америку” - С. -Петербург 1995.

Конституции зарубежных государств. / Учебное пособие. М. БЕК, 1996.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник под ред. Б. А. Страшуна, М. БЕК, 1995.

Конституционное право зарубежных стран. /Учебник под ред. В. Е. Чиркина. М. Юрист, 1997.

Конституция США/Комментарий Л. В. Сморгунова. СПб, 1992.

Соловьев С.М. Об истории новой России. М.:Просвещение,1993.

Мальков В.В. Пособие по истории СССР для поступающих в вузы. М.:Высшая школа,1985.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века: История. Историк. Документ. - М.:МИРОС,1994.

bestreferat.ru Рефераты

ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия

http://www.bankreferatov.ru рефератов

Словарь Ушакова

Конгресс

конгре сс [ес], конгресса, муж. (лат. congressus) (книж. ).

1. То же, что . Международный конгресс. Конгресс трэд-юнионов в Англии. Конгресс криминалистов. Конгресс физиков.

2. Название законодательного органа в США , в государствах Латинской Америки и в Португалии (полит. ).

Политическая наука: Словарь-справочник

Конгресс

(англ. congress съезд)

1) в общем смысле - съезд, совещание, как правило, международного характера;

2) собственное название двухпалатного парламента в США, Парагвае, ряде других государств. Нижняя палата парламента Испании называется Конгрессом депутатов. Термин «конгресс» употребляется также в названиях политических партий (Индийский национальный конгресс), высших органов международных организаций.

Педагогический терминологический словарь

Конгресс

(от лат. congressus - собрание, встреча)

совещание, съезд (обычно международного характера).

(Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. С. 129)

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Конгресс

1) Съезд, совещание широкого состава (преимущественно международное);

2) название законодательного органа (парламента) в США и большинстве стран Латинской Америки.

лат. congressus «сближение, общение». Заимств. из нем. Kongreβ «съезд, конгресс» в конце l0-х годов XVIII в. (Фасм., II, 308) или англ. congress (Аристова, 1976, 99). Впервые фиксируется в Сл.Кург. (397) в значении «сборище, собрание». Ср.: БАС, V, 1278.

Слово конгресс вошло в русский язык как дипломатический термин – «съезд, собрание министров от разных государей, съехавшихся в назначенное какое место для заключения мира или каких-л. переговоров» (САР, III, 766) и в этом же смысле просуществовало до конца XIX в. Ср.: конгресс «дипломатическое международное собрание представителей государств для разрешения общих политических вопросов и споров» (Сл. Брокг.-Эфр., ХХХ, 923-925). В начале XX в. слово конгресс получило распространение в более широком смысле, перейдя, таким образом, в общественно-политическую сферу (СИС 1933, 586).

Конгрессмен . Заимств. из англ. congressman «член палаты представителей конгресса» в первой половине XX в. (Шан., VIII, 253). Впервые фиксируется в CИC 1949 (БАС, V, 1278).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Конгресс

А, м.

1. Съезд, собрание, совещание широкого состава (обычно по международным вопросам).

* Конгресс борцов за мир. *

2. Название парламента в США и некоторых странах Латинской Америки.

* Направить документ в конгресс США. *

Тезаурус русской деловой лексики

Конгресс

Syn: съезд

Энциклопедический словарь

Конгресс

(от лат. congressus - встреча, собрание),

  1. съезд, совещание, как правило, международного характера.
  2. В некоторых государствах название парламента (напр., в США), политических партий (напр., Индийский национальный конгресс).
  3. Высший орган некоторых международных организаций.

Словарь Ожегова

КОНГРЕ СС, а, м.

1. Большой съезд, собрание (обычно по вопросам международного значения). Международный к. геологов. Всемирный к. сторонников мира.

2. В США и нек-рых других странах: парламент. Прения в конгрессе.

3. Название нек-рых политических партий, организаций. Партия Индийский национальный к.

Словарь Ефремовой

Конгресс

  1. м.
    1. :
      1. Съезд, совещание широкого состава (обычно международного характера).
      2. Дипломатическая конференция.
    2. Законодательный орган - парламент (в США, в большинстве государств Латинской Америки и в некоторых других государствах).
    3. Название политических партий и организаций (в некоторых государствах).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Конгресс

Как термин государственного права. В Соединенных Штатах Северной Америки К. называется представительство всего союза, состоящее из сената и палаты депутатов; это имеет историческое основание, так как собрание представителей британских колоний в Америке, провозгласившее в 1776 г. независимость их, именовалось континентальным конгрессом (см.). Отчасти по образцу последнего, отчасти по воспоминаниям о древней независимости отдельных провинций назвалось К. и бельгийское учредительное собрание 1830 г. По французской конституции 1875 г., К. называется национальное собрание, образуемое из палаты депутатов и сената для выбора президента и в других случаях. См. Национальное собрание.

Словари русского языка

(Индия) (Congress (India)) Индийский национальный конгресс (ИНК) создан в 1885 г. В качестве основной политической партии Индии возглавлял национальное движение и принял власть от англичан в 1947 г. Сначала это была организация, представлявшая интересы возрастающего числа образованных индусов, т. н. среднего класса которые стремились участвовать в управлении страной. Позднее ИНК стал массовой организацией, во главе которой стояли Ганди (Gandhi) и Неру (Nehru). Всегда занимавший центристские позиции, Конгресс, под исключительно сильным влиянием Неру, остался идеологическим сплавом национализма, фабианского социализма (Fabian Socialism) и приверженности идее модернизации национальной экономики. Другая основополагающая идея Неру заключалась в опоре на собственные силы, в результате чего Индия следовала курсу неприсоединения во взаимоотношениях с другими странами и проводила экономическую политику, основанную на принципе замены импортных товаров отечественными. Важная роль ИНК в индийском национальном движении, сильное руководство с определенной и четко сформулированной политической программой, а также слабость партий левого и правого крыла – все это (вплоть до недавнего времени) обеспечивало Конгрессу бесспорно господствующее положение. Раджни Котари назвал Индию системой правления одной партии, а индийскую политическую систему – системой Конгресса. Первый значительный перерыв в деятельности ИНК наступил в 1977 г., когда Индира Ганди проиграла национальные выборы партии Джаната после отмены действовавшего в течение двух лет чрезвычайного положения, временно отменившего действие основных прав индийских граждан. Ущерб, нанесенный за это время моральной и политической легитимности Конгресса, позволил другим партиям попытаться добиться успеха.

(США) (Congress (USA)) Двухпалатный орган федеральной законодательной власти США. Как записано в разделе 1 параграфа I Конституции: "Настоящим все законодательные полномочия передаются Конгрессу Соединенных Штатов, состоящему из Сената и Палаты представителей". Сенат состоит из ста сенаторов (по два от каждого штата), избираемых на шестилетний срок путем ступенчатых выборов с двухлетним интервалом, построенных по принципу "первый у финиша" (first-past-the-post). Этот же принцип применяется и при выборе 435 членов Палаты представителей, избираемых единовременно на 2 года; количество мест от каждого штата зависит от численности его населения, но каждый штат имеет право минимум на одно место. Новое распределение количества мест в палате представителей происходит после каждой переписи населения, проводящейся раз в 10 лет (см. пропорциональное распределение). Определение избирательных округов по выборам членов Конгресса штатов относится к компетенции законодательного собрания штата. Палата представителей и Сенат, хотя и обладают равным статусом, являются разными институтами. Все законопроекты должны быть одобрены обеими палатами. Члены обеих палат – после принятия 17-й поправки в 1913 г. – выбираются всем населением (до этого сенаторы избирались законодательными собраниями штатов). Двухлетний срок полномочий членов Палаты представителей имеет цель – теснее связать депутатов с избирателями, тогда как сенаторы не только более независимы, но и больше находятся на виду у общественности. Палата представителей более многочисленна, поэтому ей нужна четкая формальная организация, в Сенате же традиционно царит атмосфера, напоминающая скорее клуб. Палата представителей претендует на преимущественное право в финансовых вопросах на основании раздела 7 параграфа I Конституции, где говорится: "Все законопроекты, связанные с получением доходов, вносятся в Палате представителей". В то же время Конституция предоставляет Сенату прерогативы в заключении договоров, подкрепляющих презумпции первенства во внешнеполитических вопросах. То, что сенат утверждает президентские назначения (особенно на должности судей), также служит источником его силы. Конгресс США часто характеризуют как самую сильную законодательную власть в мире. В ХХ в. его позиции в сфере исполнительной власти несомненно ослабли, но, как подтвердили бы многие из недавних президентов США, он далеко не бессилен, в отличие от конгрессов многих других стран. Этому способствовали главным образом три взаимосвязанных фактора: Конституция, американские политические партии и комитеты Конгресса. При составлении Конституции "отцы-основатели" были полны решимости гарантировать, что слишком большая власть не окажется в руках слишком немногих. Они разработали комплексную систему "сдерживающих механизмов и противовесов", т.е. взаимозависимости и взаимоограничения законодательной, исполнительной и судебной властей, – систему которая до сих пор предусматривает существование различных институтов, делящих власть. Предполагается, что ныне президенты должны играть ведущую роль в определении внешней и внутренней политики, но Конгресс представляет собой внушающее почтение препятствие на пути выполнения этих обязанностей. Назначение должностных лиц исполнительной власти производится "при условии консультации с сенатом и с его согласия"; любой законопроект, любой запрос о доходах или заявка на расходы должны быть одобрены органом, характеризующимся центробежным распределением власти и общеизвестным своим нежеланием выполнять функции простого "штампа". В парламентских системах сильные партии, возглавляемые влиятельными лидерами и имеющие в своем распоряжении действенные дисциплинарные средства, обладают возможностью устанавливать правила процедуры в органах законодательной власти, повышая тем самым роль исполнительной власти. В Конгрессе США таких партий нет. Те, что существуют, могут влиять на своих членов, но степень этого влияния весьма ограниченна. В Конгрессе лояльность по отношению к партии – вещь в высшей степени ненадежная. Система старшинства, в течение долгого времени заменявшая партийный организационный механизм, была серьезно ослаблена изменениями процедуры после Уотергейта (Watergate). Слабость партий позволяет объяснить действенность комитетов Конгресса – сильных центров влияния федеральной законодательной власти США. Вудро Вильсон более 100 лет назад заметил, что "заседания Конгресса – это демонстрация его деятельности перед публикой, тогда как настоящая работа Конгресса проходит в залах заседания его комитетов". Это верно и сегодня. Дебаты в залах заседания обеих палат малозначимы; судьба законопроектов решается в специальных комитетах. Именно здесь тщательно прорабатываются важные вопросы, сюда вызываются для отчета представители исполнительной власти, здесь делается политика. В других системах комитеты возглавляют сторонники партий, и голосование проходит в соответствии с партийными установками, но комитеты Конгресса являются совершенно иными институтами.