Иранский кризис 1946 1947. Иранский кризис: значение и последствия. Политическое урегулирование кризиса

16 июня 1944 года в два часа ночи Дж. Ивса, члена местной команды ПВО одного из районов Лондона, поднял на ноги вой сирен воздушной тревоги. Выскочив на улицу, он услышал в небе звук, напоминающий звон цепей. Звук исходил от маленькой светящейся точки, стремительно несшейся к земле. Через несколько секунд все смолкло, и сразу же за домами раздался сильнейший взрыв.

Когда пожарные и санитары прибыли к месту падения странного самолета, они обнаружили огромную воронку, вокруг которой валялись обгорелые обломки. В ту же ночь на южных окраинах Лондона упало еще несколько таких «самолетов», причем во всех случаях останки летчиков обнаружить не удалось.


Так началось для лондонцев «жаркое лето» 1944 года.

АВИАЦИОННОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ГЛАЗАМИ АНГЛИЧАН...

22 июня 1940 года капитулировала Франция. Англия, на протяжении столетий возлагавшая защиту своих берегов на «далекую линию овеянных бурями кораблей», оказалась в критическом положении. Самолеты сильнейших в тогдашней Западной Европе немецких военно-воздушных сил могли долететь до Лондона всего за один час.

Что же в июне 1940 года Британия могла противопоставить трем фашистским воздушным флотам, которые насчитывали в своем составе около 3500 самолетов? До смешного мало: 446 истребителей, 1749 зенитных орудий разных калибров, 4000 прожекторов и аэростаты заграждения. Что же немцы? Поспешили воспользоваться подавляющим преимуществом? Обрушили на Англию мощь своих воздушных армад? Ничуть не бывало. Они ограничились возобновлением ночных бомбардировок, начало которым положили два налета 6 и 7 июня 1940 года, когда 30 самолетов атаковали аэродромы и промышленные объекты на восточном британском побережье.

Эти ночные налеты, продолжавшиеся около полутора месяцев, поначалу вызвали большое беспокойство и на некоторое время даже снизили выпуск военной продукции. Но вскоре к ним привыкли, а наносимый ими ущерб удалось свести к минимуму. Относительное затишье кончилось 12 августа 1940 года, в день, когда немцы начали стратегическое авиационное наступление на Англию - операцию под кодовым названием «Адлерангриф». Сотни фашистских бомбардировщиков, прикрываемых истребителями, среди бела дня появились над Англией и вывели из строя три аэродрома и все пять радиолокационных станций на побережье.

Непрерывные ночные и дневные бомбардировки, в которых с немецкой стороны иногда участвовало до 1800 боевых машин, продолжались до 18 августа. В ходе недельных боев англичане потеряли 213 истребителей - свидетельство тому, что, дав Англии двухмесячную передышку с июня по август, фашистское командование совершило непростительную ошибку.

Максимальный выпуск истребителей на тогдашних английских заводах составлял около 100 машин в неделю. Поэтому восполнять потери можно было только за счет резерва. 4 июня 1940 года весь резерв истребительного командования состоял лишь из 36 машин и мог растаять за два дня боев. Бросив все силы на производство истребителей, к 11 августа англичане довели резерв до 289 машин. Благодаря этому их армия смогла компенсировать боевые потери и не рухнуть в первую же неделю немецкого авиационного наступления.

Такова была первая спасительная для англичан ошибка фашистского руководства. Вторая последовала вскоре.

Простейшие расчеты показывали, что при сохранении темпа боевых потерь резервы истребительного командования должны были исчерпаться к началу сентября. Вот почему 24 августа после пятидневного перерыва, вызванного нелетной погодой, немцы возобновили дневные и ночные бомбардировки английских аэродромов и авиационных заводов. За две недели они уничтожили 277 истребителей, и к 7 сентября воздушная оборона Англии достигла точки наивысшего напряжения. «Если бы наступление немецких ВВС продолжалось еще в течение трех недель, -- пишут английские историки Д. Ричард и X. Сондерс, - то поражение наших военно-воздушных сил было бы неизбежным». И тут, в критический для англичан момент, фашистское командование допустило вторую спасительную для них ошибку...

В конце августа британские бомбардировщики совершили несколько налетов на Берлин. Это дало Гитлеру повод объявить о возмездии. «Теперь англичане будут испытывать наши ответные удары каждую ночь», - заявил он в своем выступлении по радио 4 сентября 1940 года. Три дня спустя, в ночь на 8 сентября, 250 немецких самолетов сбросили на британскую столицу 300 т фугасных и 13 тыс. зажигательных бомб. В ходе последующих бомбардировок, в которых участвовало иногда до 1000 самолетов, Лондону нанесены были значительные разрушения. Не избежали попаданий здания Адмиралтейства, военного министерства и даже Бэкингемского дворца.

Но вот что удивительно: эти налеты оказались спасительными для британской ПВО. За две недели, с 7 по 21 сентября, потери английских истребителей составили всего 144 машины - почти в два раза меньше, чем за две предыдущие недели, когда главные удары наносились по аэродромам и авиационным заводам!

Во второй половине сентября большое беспокойство в Лондоне вызвали сообщения о появлении в портах Ла-Манша и Бельгии немецких десантных барж. К 18 сентября там скопилось более 1600 таких судов, что было подтверждением готовящегося вторжения фашистских войск на Британские острова. Усиленные бомбежки и обстрел скоплений десантных средств корабельной артиллерией как будто заставили немцев отказаться от высадки. Однако воздушные налеты на Англию продолжались.

Немцы непрерывно, бомбардировали Лондон до 13 ноября, сбросив на город 13 тыс. т фугасных и около 1 млн. зажигательных бомб. Потери англичан составили 13 тыс. убитыми и 20 тыс. ранеными. Но то были последние удары. С июня 1941 года массированные налеты немецкой авиации на Англию прекратились.

...И ГЛАЗАМИ НЕМЦЕВ

После разгрома фашистской Германии были обнаружены документы, раскрывающие секрет этих странных метаний и зигзагов. Они были отражением стратегического тупика, в котором оказалось фашистское руководство летом 1940 года. После разгрома Франции Гитлер и его приспешники приступили к разработке военных операций против Англии. 30 июня генерал Йодль подготовил памятную записку, которая легла в основу всех последующих политических и стратегических решений Гитлера, касавшихся Британии.

«Если удастся вывести из строя сосредоточенные вокруг Лондона и Бирмингама предприятия авиационной промышленности, - писал генерал, - то английская авиация не сможет больше пополняться. Тем самым Англия будет лишена последних возможностей военных действий против Германии... Эта первая и важнейшая цель борьбы против Англии будет одновременно дополнена действиями по уничтожению английских складов и нарушению снабжения в открытом море и портах. В соединении с пропагандой и периодическими терроризирующими налетами, выдаваемыми за возмездие, это растущее ослабление английской продовольственной базы парализует и в конце концов сломит силу сопротивления народа и тем самым принудит его правительство к капитуляции». Таким образом, самое вторжение на территорию Англии Йодль считал необязательным. Лишь в крайнем случае, «если это вообще потребуется», считал он, можно будет высадить десант, что при полном немецком господстве в воздухе не составит особых трудностей.

Тогда-то вся военная промышленность Германии и начала перестраиваться на производство авиационной и военно-морской техники, необходимой для сокрушения Англии. Но, уверовав, что Германии по силам война на два фронта, фюрер тогда же, летом 1940 года, приказал приступить к разработке планов агрессии против Советского Союза. В знаменитом дневнике начальника генерального штаба вермахта Ф. Гальдера 30 июня появилась запись; «Взоры сильно прикованы к Востоку... Англии мы должны будем, вероятно, еще раз продемонстрировать нашу силу, прежде чем она прекратит борьбу и развяжет нам руки на Востоке».


То, что осталось от «сороконожек», обнаруженных союзниками на склоне холма в Миздроу, на берегу Балтийского моря. Справа - снаряд, предназначавшийся для этой установки.

Двухмесячная передышка, полученная Англией летом 1940 года, возникла вследствие раздвоения стратегических усилий фашистской Германии. Приняв решение напасть на Советский Союз, Гитлер спешил любыми средствами вывести Англию из войны, чтобы обеспечить себе тыл. Сначала он пытался найти решение в политическом компромиссе: при условии возвращения Германии ее бывших колоний обещал гарантировать целостность Британской империи. Понимая, что посулам фашистского диктатора верить не приходится, англичане 22 июля официально отвергли предложение о перемирии. И Гитлеру не оставалось ничего другого, как отдать приказ о воздушном наступлении на Англию.

Глава люфтваффе Геринг брался уничтожить английскую авиацию за две-четыре недели. Но прошла неделя, вторая... Прошел крайний назначенный Герингом срок, а английские самолеты по-прежнему с успехом отражали фашистские налеты, неся при этом в полтора раза меньшие потери.

«Мы имели к началу воздушной войны против Англии около 950 истребителей и около 1100 бомбардировщиков, - докладывал начальник оперативного отдела штаба немецких ВВС, - а теперь у нас 600 истребителей и 800 бомбардировщиков... К весне 1941 года мы достигнем в отношении численности авиации самое большее того же уровня, что в начале воздушной кампании против Англии... Война в воздухе на два фронта невозможна».

Вот где разгадка второго спасительного для Англии решения! Поняв, что уничтожить британскую авиацию не удастся, Гитлер ухватился за последнюю оставшуюся у него возможность - устрашение английского народа с целью сломить его волю к сопротивлению. Поэтому в начале сентября 1940 года и начались терроризирующие налеты на Лондон, другие города и затеяна была демонстрация, подготовки к вторжению.

В октябре фашистскому командованию стало ясно, что завоевать господство в воздухе над Англией не удалось. Воздушное наступление прекратили, вторжение отложили на неопределенный срок, а всю мощь военной промышленности переключили на производство вооружения и боеприпасов для сухопутной армии, нацелившейся на Советский Союз.

За месяц до нападения на нашу страну Гитлер попытался еще раз вывести Англию из войны. Наряду с последними тремя массированными налетами на Лондон он послал с предложением о перемирии своего заместителя Гесса. Однако и на этот раз сговор не удался, и 22 июня 1941 года Германия была вынуждена начать войну на два фронта, вызывавшую у нацистского руководства немало опасений.

Так Советский Союз, еще не начав боевых действий, значительно ослабил силу фашистского воздушного наступления на Англию, а летом 1941 года, вступив в войну, вообще избавил Британию от массированных налетов. За весь 1942 год на эту страну было сброшено всего 3260 т немецких бомб в десять раз меньше, чем в 1940-м! Наконец, в 1943 году разгром на Курской дуге поставил перед Гитлером новые проблемы.

Теперь о выводе англичан из войны не могло быть и речи. На западе Гитлера больше всего беспокоила возможность открытия второго фронта. Теперь стратегические удары должны были приковать англичан к своему острову, чтобы у них не оставалось сил для приготовления к высадке во Франции. А одни американцы без англичан, считал фюрер, никогда не решатся что-нибудь предпринять.

Но какими же средствами для нанесения подобных ударов располагала фашистская Германия в 1943 году?


Лето 1940 года. Фашистское сверхдальнобойное орудие ведет огонь по английскому графству Кент через пролив Ла-Манш (слева).


Странное сооружение на полигоне в Хиллерслебене. Это единственная сохранившаяся фотография «вихревой» пушки доктора Циппериейера.

Таинственные стреловидные снаряды, обнаруженные союзниками на территории Германии.

РАКЕТНЫЕ АМБИЦИИ

За полтора года боев на восточном фронте немецкие ВВС потеряли 25 тыс. самолетов, а безвозвратные потери личного состава превысили 100 тыс. человек. Почти вся авиация «третьего рейха» была прикована к советско-германскому фронту, и никакими силами для возобновления массированных бомбардировок Англии фашистское командование не располагало.

Но тут Гитлеру сообщили об успешных испытаниях ракеты (3 октября 1942 г.) и самолета-снаряда (24 декабря 1942 г.). И он решил, что наконец-то в его руках для выполнения задач, оказавшихся в 1940 году непосильными для фашистской бомбардировочной авиации. Еще при первой демонстрации работы ракетного двигателя в марте 1939 года пораженный главарь нацистов произнес: «Это весьма устрашающе!» И, по всей видимости, это впечатление определило дальнейшее применение нового боевого средства. «Фюрер согласен, что воздушную войну против англичан следует вести, руководствуясь больше психологическими, нежели военными принципами», - записал в своем дневнике Геббельс, который тогда же придумал для нового оружия напыщенное название «vergeltung», то есть «возмездие». Именно он дал самолету-снаряду обозначение V-1 (Фау-1), а ракете - V-2 (Фау-2). Устрашающему эффекту должны были соответствовать и масштабы бомбардировок: по мысли Гитлера, первый удар по Лондону следовало нанести 5000 снарядов, после чего выпускать по 100 снарядов в сутки.

Правда, до этого дело не дошло. С середины июня 1944 года по март 1945 года по Англии было выпущено 8070 Фау-1. Что же касается Фау-2, то их на британскую землю с сентября 1944 года по март 1945 года упало всего 1115 штук.

Хотя эти удары не оправдали возлагавшихся на них надежд, ущерб, нанесенный ими Англии, был немалым. Одни только Фау-1 за лето 1944 года причинили ущерб на сумму 47,6 млн. фунтов стерлингов, что в 4 раза превосходило стоимость их изготовления и применения. Потери ранеными и убитыми от ракетного оружия составили 33 тыс. человек - 23% английских потерь от бомбардировок за всю войну. Для уничтожения пусковых площадок Фау-1 союзническая авиация к началу сентября 1944 года сбросила 82 тыс. т бомб - в 35 раз больше, чем вес боеголовок самолетов-снарядов, упавших к этому времени на Лондон!

Правда, и самим немцам новое оружие обходилось недешево. «Производство самолетов-снарядов с технической точки зрения было для нас дорогостоящим делом, а эффективность их по сравнению с затраченными средствами - минимальной, - признавался министр вооружений «третьего рейха» Шпеер. - На те средства, которые требовались для производства одного самолета-снаряда, можно было построить истребитель». Что касается ракеты Фау-2, то она стоила в пять раз дороже самолета-снаряда...

Почему же руководство фашистского рейха пошло на применение столь дорогого по сравнению с авиацией средства?

Тому было две причины. Во-первых, самолеты-снаряды и ракеты были автоматическими и не нуждались в управлении летчиками, в которых к концу войны фашисты испытывали острую нехватку. А во-вторых, реактивное оружие поначалу казалось абсолютно неуязвимым для средств британской ПВО. В отношении Фау-1 это оказалось не так - из 8070 самолетов-снарядов около 1600 взорвались при запуске, а примерно 4000 были все же уничтожены истребительной авиацией и зенитной артиллерией. Зато Фау-2 действительно было неотразимым оружием. Почти с самого начала их применения английский военный кабинет принял решение не оповещать население об ударах ракет, ибо защиты от них все равно не было... .

Возникает вопрос: велись ли в Германии работы по созданию боевых средств, столь же неотразимых, как ракеты, но более дешевых и эффективных?

А БЫЛО ЛИ ФАУ-3?

В литературе по второй мировой войны встречаются глухие упоминания о том, что немцы разрабатывали какое-то таинственное оружие, для которого было зарезервировано обозначение Фау-3. В. Лей в книге «Ракеты и полеты в космос» (М., Воениздат, 1961) утверждает, что это была зенитная ракета «Шметтерлинг», так и не запущенная в производство. Такое предположение вызывает сомнение: зенитная ракета не предназначалась для нанесения ударов по Англии и потому не могла быть аттестована как оружие возмездия. Скорее всего обозначение Фау-3 могло относиться к артиллерийскому орудию рекордной дальнобойности. И для такого предположения есть довольно веские основания.

Немецкая военщина всегда тяготела к тяжелому артиллерийскому вооружению. Говорили, что стоило нескольким немецким офицерам собраться вместе, как их разговор сводился к «трем К» - кайзер, криг, канонен, то есть кайзер, война, пушки. Не случайно именно в Германии еще в годы первой мировой войны появились и крупнейшие 420-мм мортиры - «Большие Берты», и уникальная пушка «Колоссаль», из которой немцы обстреливали Париж с расстояния 110-120 км.

Трудно предположить, что руководство вермахта, вкладывая огромные средства в разработку баллистической ракеты, оружия проблематичного и непроверенного, могло оставить в небрежении создание сверхдальнобойных орудий, по созданию которых уже имелся немалый опыт, и они, безусловно, превосходили ракеты по точности и неотразимости действия. Наконец, можно ли допустить, что дальнобойным пушкам в «третьем рейхе» не уделяли должного внимания, когда во главе управления вооружений стоял генерал Бекер - профессиональный артиллерист, в годы первой мировой войны командовавший батареей «Больших Берт», один из авторов труда «Внешняя баллистика, или Теория движения снаряда от дула орудия до попадания в цель»?

Хотя Бекер был дальновидным специалистом - именно по его инициативе в 1931 году была организована группа ракетчиков, через десять лет создавших Фау-2, - его личные симпатии принадлежали, по-видимому, классической ствольной артиллерии. Об этом свидетельствуют выстрелы дальнобойных орудий, из которых летом 1940 года немцы через Ла-Манш обстреливали английское побережье.

В феврале 1943 года, находясь в своем «Волчьем логове», Гитлер обсуждал положение дел в сталинградском «котле». Негодуя на фельдмаршала Паулюса, который предпочел капитуляцию самоубийству, Гитлер приводил ему в пример генерала Бекера. «Он запутался со своим вооружением, - говорил фюpep, - и после этого застрелился».

Что же послужило причиной самоубийства Бекера? Журналист из ГДР Ю. Мадер в книге «Тайна Хантсвилла» связывает его с провалом проекта сверхдальнобойного орудия «Длинный Густав». При калибре 600 мм оно должно было метать 7,5-тонные снаряды на расстояние 120 км. Если бы предположение Ю. Мадера было верным, то сама идея сверхдальнобойных артиллерийских систем должна была бы стать окончательно опороченной в глазах фашистских бонз. Но, судя по некоторым данным, этого не произошло, и смерть генерала не прекратила работ над гигантскими пушками.

Так, осенью 1944 года наступавшие части союзников обнаружили на французском побережье, неподалеку от Кале странные сооружения из бетона и стали, расположенные на склонах холмов. О них упоминает А. Орлов, который в книге «Секретное оружие третьего рейха» (М., «Наука», 1975) пишет о «многоствольной дальнобойной мортире, проект которой так и не был реализован». Более подробные сведения об этих странных сооружениях приводятся в статье С. Милина «Мертворожденные монстры» (см. «ТМ» № 2 за 1974 год). Согласно этим данным инженер В. Кондерс предложил создать для бомбардировки Лондона многозарядную пушку, сообщающую 150-мм снаряду начальную скорость 1500 м/с. Такие орудия - 150-метровые стволы со множеством присоединенных к ним камер сгорания - напоминали гигантскую сороконожку. По расчетам Кондерса, две батареи, состоящие из 25 орудий каждая, могли бы выпускать по 600 снарядов в час - 75 т взрывчатки и стали.

Нетрудно убедиться, что такие батареи должны были оказаться гораздо более эффективными, чем Фау-1 и Фау-2. Ведь по плану Гитлера даже в идеальном случае реактивные снаряды должны были обрушивать на английскую столицу 100 т взрывчатки в сутки. А батарея многозарядных пушек могла сделать то же самое всего за несколько часов, причем их снаряды были бы гораздо дешевле, чем Фау-1, и столь же неотразимы, как Фау-2.

Казалось бы, есть все основания считать, что обозначение Фау-3 было заготовлено Геббельсом именно для «сороконожек» Кондерса. Но не создавали ли немцы еще какое-нибудь оружие, которое с большим основанием могло бы претендовать на роль «оружия возмездия»? Не было ли им странное сооружение, которое союзнические войска обнаружили на артиллерийском полигоне близ Хиллерслебена и не могли определить его назначения? Сооружение состояло из 2,5-метрового стального цилиндра с соплами, рядом с которым была смонтирована согнутая под углом цилиндрическая труба длиной 15 м.

Что это было за устройство? Имело ли оно отношение к средствам бомбардировки Англии? И не было ли название Фау-3 зарезервировано для него?

Герман Смирнов

Артиллерийские химеры «Третьего рейха»

Соображения Г. Смирнова об оружии под названием Фау-3 комментирует инженер Леонид Александров.

Вопрос о разработках дальнобойных артиллерийских систем в фашистской Германии - один из интереснейших и к тому же малоизученных во всей истории второй мировой войны.

Роль полковника, а потом генерала Бекера в этих делах была, безусловно, большой, но, конечно, разработки новых систем не зависели всецело от него и его судьбы. Предположение Ю. Мадера о том, что самоубийство Бекера связано с дискредитацией дальнобойных орудий в глазах Гитлера, не выдерживает критики. Генерал застрелился в апреле 1940 года по причинам, далеким от проблем артиллерии: он не смог наладить производства достаточного количества боеприпасов, что выявилось в ходе польской кампании в 1939 году. Его смерть, разумеется, повлияла на ход артиллерийских исследований, но она, конечно, не могла ни прекратить, ни сколько-нибудь радикальным образом изменить их - они велись почти до самого конца войны.

Основные направления, по которым могло идти повышение дальнобойности орудий, не составляли секрета и довольно широко обсуждались среди артиллеристов всех стран в промежутке между первой и второй мировыми войнами. В самом деле, центральный вопрос, вокруг которого вертится все учение о дальнобойности артсистем, - это начальная скорость, сообщаемая снаряду. А путей ее увеличения всего несколько, и они хорошо известны.

Во-первых, можно наращивать вес порохового заряда: взяв вчетверо больший вес, можно поднять начальную скорость примерно на 60%. Во-вторых, можно удлинять ствол, чтобы пороховые газы как можно дольше действовали на снаряд: увеличение начальной скорости на 60% требует удлинения ствола в три раза. Наконец, можно одновременно увеличивать и вес заряда, и длину ствола: в этом случае 60% прироста начальной скорости можно достичь за счет полуторного удлинения ствола и полуторного утяжеления заряда.

За каждым из таких, казалось бы, простых изменений скрыто немало подводных камней: требуются более прочный и толстый ствол, более просторная камора, мощные и громоздкие противооткатные устройства, возникают и другие трудности.

Главный секрет пушек «Колоссаль», из которых немцы в 1918 году обстреливали Париж, крылся не в принципах достижения высокой начальной скорости - ее получили удлинением ствола до 150 калибров вместо обычных 50 и увеличением заряда в 8-9 раз, - а в преодолении чисто технических трудностей. В частности, одной из самых сложных проблем было уплотнение снаряда в канале ствола и сообщение ему необходимой скорости вращения.

В обычных орудиях снаряд снабжен медным пояском, который при выстреле врезается в мелкие винтовые нарезы, сделанные в канале ствола, и благодаря этому приобретает вращение. В сверхдальнобойном орудии напряжения столь велики, что медный поясок попросту сдирается, и снаряд вылетает без всякого вращения. Чтобы обойти эту трудность, немцы сделали в стволе «Колоссаля» несколько глубоких нарезов, в которые входили выступы, выточенные на поверхности снаряда. Площадь соприкосновения оказывалась достаточной, и снаряд получал необходимое вращение. А чтобы уплотнить его в канале, пришлось применять особую медную или асбестовую прокладку. Благодаря этим и множеству других ухищрений удалось снаряду весом 120 кг и калибром 210 мм сообщать начальную скорость 1800 м/с!

После поражения в первой мировой войне рейхсвер заявил, что все сверхдальнобойные пушки уничтожены. Но опыт их постройки был, конечно, бережно сохранен.

Об этом свидетельствует тот факт, что уже в 1935 году на вооружение фашистской армии поступили сразу 210-мм пушки и снаряды с упомянутыми выступами. При заряде 240 кг они бросали снаряды весом 107 кг на 120 км. Установленные на железнодорожные лафеты, эти орудия в 1940 году обстреливали Англию с французского побережья, но боевая эффективность их оказалась невысока: каждое было рассчитано всего на 120 выстрелов, и даже при идеальных условиях в эллипсе их рассеяния на 1 м2 могло прийтись максимум 2 г взрывчатки.

Более перспективным оказался другой путь. Не меняя ни самого орудия, ни веса заряда, можно увеличивать начальную скорость снаряда, облегчая его. Снизив его вес, скажем, вдвое, можно повысить скорость на 40%. Прекрасный результат! Но есть тут и оборотная сторона медали: покинув ствол, снаряд большого диаметра и малого веса быстро затормозится в воздухе и дальность полета получится небольшой. Вот если бы удалось сделать снаряд, который был бы крупнокалиберным, пока движется внутри ствола, и резко уменьшал бы калибр, покидая дульный срез! Тогда удалось бы убить сразу двух зайцев: сперва получить высокую начальную скорость, а потом малое аэродинамическое сопротивление и, следовательно, большую дальность полета.

В предвоенные годы появилось несколько решений этой задачи - подкалиберные снаряды, орудия Герлиха с коническим стволом, конические насадки на цилиндрические стволы и т. д. Среди этих решений были и стреловидные снаряды длиной 190 см и диаметром 120 мм, разработанные в Пенемюнде. В хвостовой их части находилось четырехлопастное оперение, а в средней - уплотнительная шайба диаметром 310 мм. В канале гладкоствольного 310-мм орудия такая стрела двигалась как крупнокалиберный снаряд малого веса, благодаря чему достигалась высокая начальная скорость. Когда стрела покидала ствол, уплотнительная шайба отлетала, и дальше в воздухе двигалась длинная, хорошо обтекаемая сигара малого поперечного сечения, стабилизируемая хвостовым оперением.


Основные способы повышения дальнобойности артиллерийских орудий. При создании Фау-3 немцы использовали два способа - многозарядность и стреловидный снаряд.

Схема многозарядной пушки Перро (1880-е годы) и (справа) схема «сороконожки» Кондерса (1943 год).

Для стрельбы такими снарядами немцы приспособили два 280-мм дальнобойных орудия, стволы которых были расточены до 310 мм. Если прежде они бросали 255 кг снаряды с выступами на 62 км, то после переделки 136 кг стрелы летели на 150 км! В конце войны на западном фронте такие усовершенствованные пушки обстреливали наступавшие американские части. На одном из орудий испытывались также снаряды, снабженные ракетным двигателем, который включался на высшей точке траектории. Благодаря этому дальность стрельбы удалось увеличить с 62 до 86 км.

Но Гитлер и его окружение уже мало интересовались обычными пушками и необычными снарядами. Им требовалось - и немедленно - только чудо-оружие, способное сразу изменить весь ход войны, превратить поражение в победу. А поскольку знающие дело артиллеристы такого оружия обещать Гитлеру не могли, последние дни «третьего рейха» изобиловали всевозможными химерическими прожектами, предлагаемыми частными лицами и фирмами в обход армейского управления вооружений.

Консультант фирмы Сименс инженер Мак почерпнул свою идею из популярного журнала, представившего в привлекательном виде электромагнитную пушку французов Фашона и Виллепле. Мак сообразил, что если приспособить их идею для бомбардировки Лондона, то она будет принята благосклонно. И вот в министерство боеприпасов отправлен проект: батарея электромагнитных пушек, способных буквально забросать Лондон тяжелыми снарядами. По мнению Мака, его батарея могла бы выпускать в месяц 500 тыс. снарядов, потребляя 54 тыс. т угля для питания обслуживающей ее электростанции.

Мак получил отказ: министерство сослалось на близость завершения работ по Фау-2. Но оно, по-видимому, не смогло ничего возразить доктору Циппермейеру - автору того странного сооружения, что было обнаружено близ Хиллерслебена. Доктор разработал теорию, согласно которой взрывчатая смесь, сгорающая в малом цилиндре, создает стремительный поток газа. Проходя через большой цилиндр, газ закручивается соплами и, вовлекая во вращение массы воздуха, создает мощнейшее вихревое кольцо, поднимающееся вверх. Это кольцо захватывает в себя пролетающий мимо вражеский самолет и разламывает его на части.

Кроме «вихревой» пушки, Циппермейер разрабатывал еще и «звуковую». В ее резонаторе взрывы генерировали мощные звуковые колебания. Усиливая их с помощью параболических отражателей, Циппермейер рассчитывал направлять на вражеские самолеты мощные звуковые пучки и выводить из строя экипажи.

Но ни одному из дельцов-ловкачей не удалось протолкнуть свою идею так далеко, как главному инженеру фирмы «Рохлинг Штальверк» Кондерсу. Ои также нашел нужную ему идею в популярном журнале, где описывалась многозарядная пушка. Еще в 1880-х годах французский инженер Перро предложил в каморах вдоль ствола расположить дополнительные заряды, которые бы воспламенялись по мере прохождения снаряда. Благодаря последовательному сгоранию все новых и новых порций пороха он хотел увеличить среднее давление газов, а следовательно, и начальную скорость снаряда. Американцы Лейман и Хаскел осуществили замысел Перро: 152-мм снаряд весом 61 кг разогнали несколькими зарядами черного пороха до скорости 1220 м/с. С появлением медленно горящих пироксилиновых порохов эта идея была оставлена, пока ее не подхватил Кондерс.

Собрав 20-мм модель, он тут же придал установке грандиозные размеры, требовавшие огромных строительных работ, и обратился к министру вооружений Шпееру. Тот как бывший архитектор питал слабость к строительству и немедленно доложил о новом оружии Гитлеру. Скромная 20-мм модель, принявшая на бумаге вид огромных 150-мм стволов с 50 каморами, уложенных в бетонные ложа на склонах холмов, поразила воображение фюрера. Он немедленно приказал начать проектирование орудия и снарядов и велел хранить проект «насоса высокого давления» втайне даже от армейского управления вооружений. Тогда же установке было присвоено обозначение Фау-3: ведь главной целью «сороконожек» должен был стать Лондон.

Армейское командование так ничего и не знало об этой химере до тех пор, пока на полигоне в Хиллерслебене не потребовалось провести испытания 150-мм модели. Они закончились провалом. Стреловидные снаряды из-за недостаточной жесткости оперения оказались неустойчивыми в полете, а система последовательного воспламенения зарядов не работала. Испытания натурного образца в Миздроу на Балтике показали, что из-за ударных волн каморы прогорали насквозь после двух-трех выстрелов. Но Гитлеру об этом не сообщили, и работы над «сороконожкой» продолжались до последних дней войны.

Два таких орудия с уменьшенным числом камор были с радостью взорваны их расчетами, которые затем поспешили разбежаться перед наступающими союзниками. И от всей затеи с Фау-3 остались до наших дней лишь ржавеющие на берегу Балтийского моря обломки опытного образца...

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Фау-3 — многокаморное артиллерийское орудие, известное также под кодовым именем «Насос высокого давления» (HDP) и названиями «Многоножка», «Приятель», «Трудолюбивая Лизхен», «Английская пушка», являвшееся одним из проектов тяжёлого «Оружия возмездия», работы по которому контролировались лично Гитлером. Модель многокаморной пушки калибром всего 20 мм была продемонстрирована Гитлеру в сентябре 1943 г, после чего он распорядился изготовить 50 полноразмерных многокаморных артиллерийских орудий HDP для обстрела Лондона ...

Орудие имело полную длину 124 м, калибр 150 мм, вес 76 тонн. Ствол орудия HDP состоял из 32 секций длиной 4,48 м; каждая секция имела две расположенные по ходу ствола и под углом к нему зарядные каморы (всего 60 боковых зарядных камор). Конструктор пушки — главный инженер заводов фирмы «Рехлинг» («Reichling Eisen- und Stahlwerke») Август Кондерс. О нём самом и его разработках смотреть тут

Орудие использовало стреловидный оперенный снаряд весом до 140 кг и длиной до 3250 мм. Заряд взрывчатого вещества в снаряде составлял около 25 кг. Дальность полета стреловидного снаряда по расчётам достигала 165 км. Хотя дальность полета снаряда «Многоножки» (это название было дано пушке за множество выдающихся по бокам ствола камор, напоминающих при взгляде сверху ножки) не превышала дальности стрельбы других немецких экспериментальных артиллерийских орудий (например с коническим стволом) из-за проблем со своевременным воспламенением вспомогательных зарядов, её скорострельность теоретически должна была быть гораздо выше и достигать одного выстрела в минуту, что позволило бы батарее таких орудий буквально засыпать Лондон снарядами.


Проект «Фау-3» был частично воплощён до разгрома нацистской Германии. В 1944 г этот проект наряду с проектом «Фау-2» курировал генерал Дорнбергер. В Мимойеке в пяти милях от побережья Ла-Манша и всего в 95 милях от Лондона была подготовлена позиция для пяти орудий HDP. Был выполнен громадный объём строительных работ; на строительстве и проходке штолен постоянно трудилось не менее 5 000 человек — заключённых концентрационных лагерей и привлечённых к работам местных жителей. В связи с большим объёмом строительства о возведении сооружений стало известно союзной разведке.


Орудия HDP были размещены в каменных штольнях, практически недоступных для обычных снарядов и бомб. Поэтому для их разрушения союзники применили специальные бомбы «Толлбой», действовавшие по принципу «искусственного землетрясения». 6 июля 1944 был нанесен удар силами 617-й бомбардировочной эскадрильи ВВС Великобритании. Батарея была полностью выведена из строя.


После разрушения подземных позиций HDP немецкие конструкторы разработали упрощённые многокамерные орудия под обозначением LRK 15F58 . Длина укороченных орудий, имевших 24 боковые зарядные каморы, составляла 50 м, вес составлял 28 тонн, калибр не изменился и остался равным 150 мм.


Упрощённое орудие стреляло стреловидным снарядом весом 97 кг, дальность стрельбы достигала 50 км. Орудия LRK 15F58 успели принять участие в боевых действиях, обстреливая Люксембург с расстояния 42,5 км. В конце Второй мировой войны одно из орудий было захвачено союзниками и вывезено для изучения в США.

Каких только легенд в настоящее время не ходит о временах Третьего рейха! Самолеты с обратной стреловидностью крыла, реактивная авиация и «летающие блюдца», сверхсекретные исследовательские лаборатории Аненербе, расположенные чуть ли не в километрах под землей…

Большая часть всего этого - обычные выдумки и откровенный бред. Но была одна отрасль, в которой немцы действительно продвинулись достаточно далеко, - ракетная техника. Их ФАУ-2, «Оружие возмездия», действительно была технологическим прорывом. Особенно «оценили» мощь этих ракет англичане, так как данное оружие создавалось и использовалось для атак на Лондон.

Краткий исторический экскурс

Каждая ФАУ-2 запускалась со специальной стартовой мобильной установки. На борту каждой ракеты, имевшей длину 14 метров, находилась почти тонна взрывчатки. Впервые ракета этого типа упала на Лондон в начале сентября 1944 года. После нее осталась десятиметровая воронка, трое убитых и 22 раненных человека.

До нее немцы уже использовали самолет-снаряд ФАУ-1, но эта техника представляла собой принципиально новый образчик вооружения. Ракета подлетала к цели всего за пять минут, за счет чего средства обнаружения того периода оказались перед ней совершенно бессильны. С исторической точки зрения, ФАУ-2 представляет последнюю попытку немецкой оборонной промышленности повернуть ход войны в свою пользу. На исход Второй мировой их «супероружие» никакого влияния не оказало, зато оно стало важной вехой в развитии мирового ракетостроения и освоения космического пространства.

Свидетели впоследствии вспоминали, что в воздух поднимались огромные кучи осколков, причем все это сопровождалось страшным грохотом. Запуск самих ракет проходил практически беззвучно: в большинстве случаев об этом событии напоминал лишь легкий хлопок, доносившийся с другого берега Ла-Манша.

О разработке и затратах…

Сколько всего погибло людей из-за запусков ФАУ-2, до сих пор неизвестно, так как такие данные нигде не фиксировались. Считается, что только в одной Британии от ракетных ударов погибло около трех тысяч человек. Вот только само производство «чудо-оружия» отняло жизни минимум у 20 тысяч человек.

Ракеты строились силами узников концлагерей. Их никто не считал, их жизни не стоили ровным счетом ничего. Собиралась ракета ФАУ-2 неподалеку от Бухенвальда, работа шла круглосуточно. Чтобы ускорить процесс, специалистов (особенно сварщиков и токарей) свозили из других немецких концлагерей. Люди голодали, их содержали без солнечного света, в подземных бункерах. За любую провинность пленников вешали прямо на кранах сборочных линий.

Создатель этих ракет, Вернер фон Браун, считается едва ли не гением мирового ракетостроения. Злым гением, нужно сказать: фон Браун никогда не терзался тем, кто собирает созданное им оружие, в каких условиях несчастные узники работали и умирали. Впрочем, признание заслуг этого человека имело под собой весомые основания: союзники после захвата технической документации по ракетам признали превосходство немецких разработок над своими проектами.

Вперед, к звездам!

Для своего времени двигатель ракеты был чрезвычайно мощным: он был способен поднимать ее на высоту порядка 80 километров при дальности полета приблизительно 200 километров. Силовая установка работала на смеси кислорода и технического этанола. Особенно важно то, что немцы стали использовать запас окислителя (кислорода), который размещался в контейнере на борту ракеты. Это делало ее независимой от атмосферного воздуха. Кроме того, так удалось значительно повысить мощность двигателя. Можно сказать, что ракета ФАУ-2 стала первой техникой, которая могла действительно покинуть пределы Земли, достигнув космоса.

Конечно, небольшие разработки в этой области существовали приблизительно с 30-х годов прошлого века. Но все они характеризовались куда более скромными размерами, небольшим запасом топлива, да и о космосе при их разработке никто и не помышлял. Таким образом, ФАУ-2, «сверхоружие» Третьего рейха, стала настоящим трамплином, который помог всему человечеству осваивать околоземное пространство.

Технологический прорыв

Но даже не это так поразило техников союзнических государств. Важнейшим технологическим нововведением, которое массово использовалось в конструкции этих ракет, стала полностью наведения на цель.

По тем временам это было настоящей фантастикой, сделать которую реальной могла только ФАУ-2! «Сверхоружие» Третьего рейха могло поражать свою цель, вообще не нуждаясь в наводке с земли. Чтобы добиться столь впечатляющих результатов, немецкие разработчики использовали простейшую (по нынешним временам) электронику. В «бортовой компьютер» перед запуском вводились координаты цели, на которые и «ориентировалась» ракета.

Прочие технические решения

Кроме того, впервые были применены специально созданные гироскопы, которые с немалой точностью стабилизировали полет. Рули, расположенные на боковых стабилизаторах, корректировали направление в том случае, если ракета отклонялась от заданного курса. Неудивительно, что еще до конца войны СССР, США и Британия очень хотели завладеть технологией создания ФАУ-2 (фото ее имеются на страницах этой статьи).

По вполне понятным причинам фон Браун не слишком жаждал попасть в руки советских солдат, предпочтя американский «плен». Советскому же союзу осталась почти целая сборочная линия, несколько экземпляров ракет да несколько человек технического персонала. Отечественные и американские специалисты разобрали экземпляры техники, которые достались их странам, буквально по винтикам. Впрочем, янки немецкая ракета ФАУ-2 заинтересовала настолько, что они сразу забрали несколько штук за океан. Там новая техника использовалась для каких-то высотных экспериментов.

Дальнейшие разработки Брауна

В США прекрасно понимали, что конструктор ФАУ-2 куда ценнее сборочной линии для ее производства. Фон Браун осознавал, что американцы сразу обеспечат его всем необходимым для прекрасной жизни и продолжения дальнейшей работы, а потому быстро сдался именно союзникам. Нужно отдать этому человеку должное: несмотря на свое деятельное участие в программе создания межконтинентальных ракет, он прилагал все усилия, чтобы основная деятельность его отдела была направлена на разработку космической программы, так как именно об этом он мечтал едва ли не всю свою жизнь.

Вскоре создатель ракеты ФАУ-2 делает ее американский вариант, «Редстоун». Она являлась фактическим продолжением линейки немецких ракет, с незначительными «косметическими» улучшениями и дополнениями. Чуть позже доработанный и значительно улучшенный вариант «Редстоуна» в 1961 году американцы использовали для доставки на орбиту своего первого космонавта, Алана Шепарда.

Наследие фон Брауна

Таким образом, отыскать связь между теми ракетами, которые собирались ценой жизней тысяч военнопленных, и первыми полетами в космос не так уж и сложно. Проще говоря, американцам достался не только создатель ФАУ-2, но и все технологические разработки в этой области. Технологии, которые стоили огромных ресурсов, главными из которых были человеческие жизни.

Сразу возникает достаточно сложный морально-этический вопрос: насколько реально было отправить в космос человека, искусственный и побывать на Луне, не используя для этого технику, которая была разработана нацистскими учеными? Конечно же, СССР и США имели собственные разработки, но «помощь» фашистской Германии позволила сэкономить огромное количество времени и денежных средств. В общем-то, ничего небывалого не произошло и на этот раз: война просто подстегнула многие научные отрасли. В 30-40-е годы прошлого века это особенно сказалось на ракетостроении, которое до тех пор пребывало практически в зачаточном состоянии.

Фундаментальный вклад в освоение космоса

Вообще, те фундаментальные принципы, на которых разрабатывались ФАУ-1 и ФАУ-2, не претерпели значительных изменений за прошедшие семь десятилетий. Общая конструкция остается неизменной, жидкое топливо доказало, что именно оно является наиболее оптимальным вариантом, а в системах полетной стабилизации и по сей день используются все те же гироскопы. Все эти решения когда-то заложили благодаря ФАУ-2. «Оружие возмездия» в который раз доказало силу человеческой мысли. Благодаря до сих пор используемой технике, человек получил постоянное напоминание о том, что наука всегда должна помнить о гуманности.

Современное использование

Не следует предполагать, что сегодня ФАУ существует только в виде государственных космических программ. Приблизительно 15-20 лет назад отдельные энтузиасты стали говорить о том, что вскоре создание космических кораблей станет прерогативой частных специалистов. Сегодня Элон Маск продемонстрировал истинность этих заявлений.

Тогда же эти люди не могли рассчитывать на помощь могущественных инвесторов, в них никто не верил. И уж тем более им бы никто не стал передавать технологии, на основе которых можно было бы построить ракеты. На помощь снова пришла ФАУ-2. Именно ее схемы заложены в основу тех частных конструкторов, которые вскоре обещают начать перехватывать крупные космические заказы у государственной отрасли.

«Техника-молодежи» 1999 №3, с.16-19, 24-25


РАССЛЕДОВАНИЕ «TM»
Лев МЕЛЬНИКОВ,
академик Академии космонавтики
имени К.Э.Циолковского

КОСМИЧЕСКИЙ УДАР ПО НЬЮ-ЙОРКУ В... 1945 ГОДУ?
Холодные воды Балтики. Отдаленный остров, строго охраняемый эсэсовцами. В обстановке чрезвычайной секретности готовится пуск огромной ракеты, доставленной на стартовую площадку мощными тягачами. Зрителей нет, присутствуют лишь редкие, специально отобранные служащие ракетного центра Пенемюнде. Присутствующие напряжены: готовится «акт возмездия» Америке, и нанесен он будет необычно - через космическое пространство... Было ли это?

РАКЕТА ГИТЛЕРА. 1944 г Нацистская Германия агонизирует, война близится к концу. Начинаются судорожные поиски «чудо-оружия», «оружия возмездия». В числе прочего вспоминают и о ракетах. Гитлер знал об этих разработках, но недооценил их, хотя они велись еще с 30-х гг. военным ведомством и отдельными гражданскими энтузиастами (все как в СССР в те же годы). Среди последних был и Герман Оберт - немецкий изобретатель и конструктор (см. мою статью о нем в «ТМ» № 3 за 1998 г), и - совсем еще молодой инженер Вернер фон Браун, его ученик, оставшийся верным учителю на всю жизнь. Обсуждался тогда же проект космического полета - пионеры ракетостроения мечтали о полете на Луну. И вот теперь решено было эти секретные исследования поставить на службу вермахту, во имя спасения Третьего рейха.

Герман Оберт, в начале 20-х гг вызвавший своими проектами межпланетных полетов настоящий ракетный бум в Европе, теперь, в 1944-м, был страшно засекречен и в поте лица трудился над разработкой мощной и эффективной военной ракеты. Как известно, в СССР ракетные исследования пошли по несколько другому руслу: основной упор был сделан на небольшие мобильные установки, названные в народе «катюшами». В Германии же создавали именно мощные, дальнобойные ракеты. Оберт работал в Пенемюнде, что называется, «на полном гособеспечении» (прямо-таки все как у нас!), начиная с 1941 г, когда и получил задание на разработку сверхсекретного проекта - межконтинентальной ракеты А-9/А-10 с дальностью полета 11000 (по другим данным - 5000) км, впоследствии названной V-3.

«ВОЗМЕЗДИЕ-3» - так назвал ее Й. .Геббельс из пропагандистских соображений, запугивая союзников (особенно - Лондон) уже самой численностью имеющихся у Германии видов «сверхоружия».

Напомню: V-1, беспилотные самолеты-снаряды с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, оказались не слишком эффективными - более половины их было сбито далеко от целей. Зато V-2 или А-4 - 12-тонная баллистическая ракета дальностью до 320 км - была ПВО «не по зубам».

Что касается проекта А-9/А-10, то он на порядок превосходил предшественников. Дальность 11000 км в полтора раза превышает расстояние от Берлина до Нью-Йорка. Самое же примечательное - по своим характеристикам это была даже не межконтинентальная, а... космическая ракета! Однако «ракета Оберта» так и осталась в чертежах, ее не успели построить, и потому эти высота, дальность полета и т.д. имеют чисто теоретический характер. А вот его ученик удачно осуществил все свои планы «в железе».

АРЕСТ ВЕРНЕРА ФОН БРАУНА. У Брауна задача была более приземленная - тактическая ракета средней дальности, А-4. Но с ним приключился почти тот же казус - все-таки, оба, учитель и ученик, в глубине души были пионеры, романтики, мечтавшие о других планетах. Создавая чисто артиллерийскую А-4, Браун вкладывает в нее некоторые черты космической ракеты. Якобы «для проверки летных характеристик» уже в 1942 г две из них запустили по вертикальной траектории, одну на 85, другую - на 180 км. Если считать границей атмосферы высоту 120-160 км, получается, что А-4 уже в разгар Второй мировой войны побывала в космосе. Однако вермахт не

устраивало исследовательское, невоенное применение боевой техники, и В. фон Браун был арестован гестапо за саботаж! Вот такая интересная страница в истории космической науки и техники.

ЗАПУСК ТРЕХ КОСМОНАВТОВ? Ракета А-4 - беспилотная. Но по сей день существует легенда, согласно которой в 1945-м запустили пилотируемую V-3 - ракету А-9/А-10 с тремя пилотами на борту.

Немцами была снаряжена и переправлена через океан диверсионная группа, которая должна была установить радиомаяк для наведения ракет на самый высокий тогда небоскреб Нью-Йорка. Однако диверсанты были схвачены спецслужбами США и, таким образом, свою задачу не выполнили. Тем не менее - по легенде - сам пуск состоялся, и аппарат приводнился у берегов Америки. А поскольку полет на такую дальность по баллистической траектории требовал выхода ракеты в космическое пространство, а значит, немцы - пилоты V-3 - должны считаться первыми космонавтами Земли. Считается же космическим полет Алана Шепарда по суборбитальной траектории! Так было ли это на самом деле? Как выяснилось после войны, V-3 была составной, двухступенчатой. Ракету А-9 разгоняла более мощная ракета - первая ступень А-10. Классическая схема с поперечным делением ступеней! Вторая ступень должна была оснащаться стреловидными крыльями - применение в боевых и космических ракетах они нашли значительно позже. Кроме крыльев. А-10 имела аэродинамические рули и - отметим! - приборный отсек.

КОСМИЧЕСКИЙ «КАМИКАДЗЕ» . Но приборный отсек это, или кабина пилота? Вот главная загадка немецкого проекта. Пусть машина не была реализована - но само наличие человека на летательном аппарате, выходящем в космическое пространство, спроектированном за полтора десятилетия до «Востока»!

Технические характеристики проекта А-9/А-10 этому не препятствуют, а пилот вполне мог покинуть пикирующую на цель ракетную ступень и приземлиться на парашюте - не будем забывать что в создании систем катапультирования первой была именно нацистская Германия (и все спасенные катапультируемыми креслами летчики должны быть благодарны безвестным подопытным узникам нацистских концлагерей и... эсэсовским врачам).

Но, конечно, если требовалось точное наведение, «космонавт»-смертник должен был оставаться в ракете до конца.

ИСЧЕЗАЮЩИЕ СЛЕДЫ . Как-то, в одной из своих застольных бесед, Гитлер сказал, что достаточно одного удара с воздуха по Нью-Йорку, и небоскребы посыпятся, как карточные домики. Значит, удар планировался? Но чем - не самолетами же через Атлантику?

Два экспериментальных полета ракеты А-4b - та же «Фау-2» (название буквы «V» в немецком алфавите - «фау»), но со стреловидными крыльями - состоялись в 1944 г. Первый запуск был неудачен, во втором ракета набрала высоту и уже перешла в планирующий полет, когда у нее отвалилось крыло. Это можно считать испытаниями второй ступени составной ракеты, а вот были ли на ней пилоты - неизвестно. Нет документальных свидетельств о пусках А-9/А-10 в сборе.

Обратимся к авторитетному источнику по истории космонавтики, изданному на Западе. Это иллюстрированная энциклопедия по космонавтике. Ее автор-составитель - английский историк науки и техники К.Гэтлэнд. Что же об интересующем нас предмете повествует этот фундаментальный по содержанию труд?



Ни в тексте, ни в рисунках, сопровождающих раздел о ракетной технике Германии 30-х гг и Второй мировой войны ничего не говорится о кабине пилотов. В то же время указывается, что еще ракета А-4 имела некий приборный отсек, который после двух неудачных пусков был «доработан». Но А-9 - развитие А-4, следовательно, она тоже имела приборный отсек, причем «доработанный». А вот заключалась ли эта доработка в усовершенствовании автоматики управления или в оборудовании пилотской кабины - неясно. Более того, согласно энциклопедии, вторая ступень вообще была якобы неуправляемой - тогда как даже менее совершенная Фау-2 управлялась автоматически...

Вызваны ли эти недомолвки неполнотой информации - или засекреченностью, скрывающей высочайшие достижения ракетчиков Третьего рейха?

ВТОРАЯ РОДИНА . Если так, то понятны, например, успехи немецких ракетчиков в США, где использовали не только материальные трофеи (100 готовых ракет А-4), но и интеллектуальные - мозги немецких ракетчиков. Так, в США оказался и Герман Оберт. Его с полным на то основанием могут считать «своим» не только немцы, но и американцы - в 1955 - 1958 гг он работал в группе немецких ракетчиков, возглавляемых все тем же В. фон Брауном.

И нельзя сказать, что немцам в Америке были созданы «тепличные» условия - их конкурентам, чисто американской группе, работавшей «под крылышком» ВМФ, оказывалась даже большая поддержка. Но «чисто американский» носитель со спутником «Авангард» 6 октября 1957-го благополучно... упал обратно на стартовый стол, а созданный под руководством Брауна «Эксплорер-1» стал 1 января 1958-го первым американским спутником Земли.

ЕЩЕ ОДИН СЛЕД? Вернемся к тем Фау-2, которые американцы запускали еще осенью 1945 г Семь ракет летали по программе Лаборатории космической медицины. В их носовом конусе имелся отсек, в котором можно было разместить контейнеры с животными и растениями, возвращаемыми на Землю на парашюте (как у А-9/А-10). К.Гэтлэнд пишет, что в этих контейнерах могли размещаться даже обезьяны. А может быть, и люди? Может быть, это и была та самая кабина пилота-космонавта?

Практически мгновенное переоборудование американцами трофейных ракет под полеты животных говорит за реальность пилотируемой космонавтики в Третьем рейхе. А это, в свою очередь, объясняет, почему именно немецким ракетчикам была поручена разработка самой престижной американской космической программы - лунной. Да, ракетно-космический комплекс «Сатурн»-«Аполлон» был создан под руководством Вернера фон Брауна, при активном участии немецких - бывших нацистских - ракетчиков

Можно утверждать, что 16 июля 1969 г с мыса Канаверал стартовала не только американская, но и НЕМЕЦКАЯ ракета «Сатурн-5», доставившая первых людей Земли на поверхность другого небесного тела.

ОТ РЕДАКЦИИ. Статья Л.Н.Мельникова характерна как образец того, что знает наш соотечественник - даже специалист (а Лев Николаевич - разработчик кабин экипажей космических кораблей) - о ракетной программе нацистской Германии, да и о том, что предшествовало триумфу немецких ракетчиков, впервые в мире создавших баллистическую ракету дальнего действия. В лучшем случае - неполные переводы не лучших книг (а упоминаемая «энциклопедия» К.Гэтлэнда ориентирована на детскую аудиторию, к тому же страдает многими неточностями), а чаще - их неграмотный пересказ...

Отсюда - преувеличение роли Г.Оберта (да его, как гражданина Румынии, просто очень долго не пускали в Пенемюнде), присвоение межконтинентальной ракете названия Фау-3 (известный популяризатор и историк ракетной и космической техники В.Лей, например, считал, что так назвали зенитную ракету «Smetterling», но, скорее всего, V-3 существовала только в речах Геббельса; впрочем, отсылаем читателей к «ТМ», № 11 за 1980 г). А самое, конечно, интересное - проект межконтинентальной ракеты А-9/А-10. Что это вообще такое, можно ли воссоздать облик создававшейся машины, на какой стадии прекращены работы, что стоит за рассказами о нацистских космонавтах?

Сергей АЛЕКСАНДРОВ,
инженер
историк космонавтики
РАКЕТА
КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

ИЗ КРАЙНОСТИ В КРАЙНОСТЬ. Долгое время успехи ракетчиков Третьего рейха у нас по самым разным причинам замалчивались. Слишком явна и велика была роль немецкого опыта в первых шагах «большого» ракетостроения Советского Союза - достаточно сказать, что принятая на вооружение в начале 50-х гг Р-1 была, по существу, усовершенствованным вариантом А-4. Объяснять же, почему с середины 30-х гг наша страна утратила лидерство в ракетной технике, не хотелось ни государственному руководству, ни самим ракетчикам...

С наступлением эпохи «свободы слова» на отечественного читателя хлынул вал информации, на Западе давно известной и многократно тиражированной, но не ставшей от этого более достоверной. В публикациях, превозносящих технический гений германских инженеров, много небрежностей, ошибок, поверхностных суждений. Информация черпается не из архивных источников, а из мемуарной литературы, без критического осмысления, без какой бы то ни было оценки достоверности. Исторические экскурсы подменяются погоней за сенсацией.

И если с той же А-4 (она же Фау-2) все сравнительно просто, то с проектом межконтинентальной ракеты, известной нам под названием А-9/А-10, ситуация принципиально иная.

Несколько сотен А-4 попало западным союзникам, несколько было собрано из деталей, найденных советскими инженерами, все они были тщательно изучены, многократно запущены, наконец, - послужили основой для конкретных последующих конструкций. Для двух поколений советских ракетчиков А-4 была учебным пособием.

Что же до межконтинентального снаряда... Ставшая уже общеизвестной версия гласит, что создавалась двухступенчатая ракета, предназначенная для удара по Нью-Йорку (т.е. межконтинентальная), с крылатой второй ступенью. Разные авторы расходятся только в стадии прекращения работ - от эскизного проекта до огневых и даже летных испытаний.

Статья Л.Н.Мельникова - не худший образец отечественных публикаций последнего времени. У других авторов пораженный читатель узнает и даты пусков гитлеровских космических кораблей, и даже фамилии космонавтов нацистской Германии...

Однако все это - мифы. Мифы, рожденные давно и не в нашей стране. Как рассказывала историк Татьяна Николаевна Желнина, приступая - по моей просьбе - к поискам не только в западной литературе, но и в германских архивах, она рассчитывала, что хотя бы некоторые из легенд подтвердятся. Ведь пусть - враги, пусть - для преступных целей, но - какой взлет технического гения, какая научная смелость, даже дерзость! Увы, все оказалось не так, хотя реальная история немецкого ракетостроения, пусть и не столь фантастическая, не менее драматична.

УВЕЛИЧИТЬ ДАЛЬНОСТЬ. Весной 1940 г специалисты Ракетного центра Управления вооружений сухопутных сил Германии в Пенемюнде (РЦП), располагавшегося на севере острова Узедом, вплотную приблизились к созданию первой в мире баллистической ракеты дальнего действия А-4 (Фау-2). Осуществление ее проекта, разрабатывавшегося с 1936 г под руководством Вальтера Дорнбергера (1895- 1980) и Вернера фон Брауна (1912-1977), напрямую зависело от создания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) тягой 25 т. Эту задачу решил талантливый конструктор Вальтер Тиль (1910-1943), обеспечивший с 1937 г поистине революционный прорыв в области жидкостного ракетного двигателестроения, в результате которого от ЖРД тягой несколько тонн стало возможным перейти сразу к двигателю тягой 25 т. Он был впервые испытан на стенде 21 марта 1940 г Ракета с дальностью полета 300 км стала реальностью. И хотя до ее первого успешного полета 3 октября 1942 г еще оставалось два с половиной года, ракетчики из Пенемюнде уже начали обсуждать варианты изделий, способных преодолевать расстояния в тысячи километров.

Именно 1940-1941 гг и датирован единственный дошедший до нас подлинный чертеж «двухступенчатого агрегата». Он-то и послужил основой для всех последующих реконструкций внешнего облика «ракеты А9/А10»! И только он. Дело в том, что межконтинентальная машина требовала качественного технологического рывка, а значит, - сил, средств, времени. Этого немецким ракетчикам предоставлено не было: начнем с того, что как раз тогда же Гитлер запретил вообще все новые разработки, которые невозможно было закончить за полгода. Военный же заказчик требовал серию, реальное боевое средство, а затем - снаряд в полтора раза большей дальности - на 450 (а вскоре и 600) км. на чем и сосредоточились усилия разработчиков.

Способов повышения дальности рассматривалось два: скользящая траектория, когда ракета на нисходящем участке переходила на сверхзвуковое планирование, и совершенствование собственно ракетных характеристик, в первую очередь - удельного импульса двигателя. Последнее требовало нового топлива, по существу, - нового двигателя.

Хотя скользящая траектория была предложена и просчитана еще в 1939 г Паттом, а в 1940-1941 гг подробно теоретически проработана Н.Грауппе, Дорнбергер 13 ноября 1941-го закрыл работы по варианту «Gleiter А4» («скользящая А4»). Это понятно: чисто баллистическая ракета А-8 представлялась (и сейчас представляется) более перспективной. Планировалось использовать новое, более энергоемкое топливо: горючее - визол (50% бензина, 50% бензола) или солярка, окислитель - смесь азотной и серной кислот.

Однако уже четыре месяца спустя (в марте 1942 г) Дорнбергер приказал приостановить эту работу и немедленно возобновить исследования по проекту А-4b («b» - от «bastard», выродок...) все с той же целью - создать ракетный летательный аппарат, способный преодолевать расстояние 450 км. От предыдущего этапа новая машина отличалась формой крыльев. Это шарахание можно объяснить только одним: персонал РЦП «зашивался» с доводкой и серией А-4, сил на новую ракету не хватало, и крылатый вариант представлялся более реализуемым... А в октябре 1942 г наступил второй, более продолжительный перерыв в проектировании А-4b, вызванный общим застоем в развитии германской ракетной техники.

Во второй половине 1944 г положение немецких войск на фронтах стало уже критическим, и руководство Германии стало связывать надежды на перелом во Второй мировой войне с боевым применением ракет дальностью 450 км и более. В результате Электромеханические заводы Карлсхаген (гражданский преемник проектно-конструкторского отдела Армейского ракетного центра) получили от Управления вооружений сухопутных сил официальный заказ на проектирование, испытания и подготовку к производству крылатой ракеты А-4b. Здесь всплывает и название А-9 - вариант А-4b, опять-таки, с измененной формой крыльев; А-7 - совсем маленькая модель, сбрасываемая с самолета... Увы, обеспечить устойчивое планирование на сверхзвуковой скорости немцы не смогли - задача была решена только при создании «Шаттла».

«Эти метания, помешавшие последовательной работе над проектом, привели к тому, что по поводу его реализации мог быть только такой комментарий: «Слишком поздно», - так писали пенемюндовцы много лет спустя. .

«РАКЕТА ДЛЯ АМЕРИКИ». Но вернемся к двухступенчатому «агрегату». Безусловно, А-10 - будь она реализована - стала бы следующим (после А-4) грандиозным шагом ракетостроения. Под нее В.Тиль предложил поэтапную разработку двигателя тягой сначала 180, а затем и 200 т, причем каждый из них обещал стать техническим шедевром. Так, первый должен был состоять из 6 отдельных камер сгорания с общим соплом, а второй вообще предполагался однокамерным (для сравнения: в нашей стране ЖРД с такой тягой одной камеры был создан только в начале 80-х гг). Тиль же предполагал завершить А-10 к 1944 г

Но двигатель - еще не вся ракета. Чертеж «двухступенчатого агрегата» 1941 г свидетельствует, вроде бы, о серьезности работ по межконтинентальному изделию. Только... Характерная особенность «А-9/А-10». явная на чертеже и воспроизведенная во всех известных реконструкциях, - вторая ступень утоплена в первой, вложена в нее. Реальность такой конструкции очень сомнительна: разделение ступеней - и без того непростой процесс, а тут выход А-9 из глубокого гнезда блока А-10. Откуда же вообще взялась эта схема?

Т.Желнина раскрывает книгу Германа Оберта «Die Rakete zu den Planetenraeumen» («Ракетой в межпланетное пространство»), издание 1923 г. Не правда ли, схема соединения «высотной ракеты Б» и «вспомогательной ракеты» нам уже знакома? Для тех, кто через 17 лет чертил «двухступенчатый агрегат», это издание было учебником, но неужели они не продвинулись дальше? Или - что более вероятно - это эскиз, дальше которого работа так и не пошла?

Скорее последнее. Несмотря на то, что большую часть архивов захватили американцы, в Германии осталось многое. Ведь ракета, тем более - межконтинентальная - крупная программа, требующая кооперации многих предприятий, поставок специальных сталей и измерительных приборов, наконец - продуктовых пайков для охраны и расчетов. Все это сопровождается объемистой перепиской. Эти-то следы в архивах остаются, заокеанских инженеров организационные вопросы не интересовали... Так вот, в немецких архивах нет не только подобных отметин - нет даже самого названия «А-9/А-10»!

Есть А-9 - один из вариантов крылатого аппарата большой (до 600 км) дальности. Есть А-10 - да, «проект Америка», но упоминающийся как дальняя перспектива, «после развертывания серийного производства А-4» - сказал В.Дорнбергер в своем докладе о перспективных разработках 10 марта 1943 г. А А-9/А-10 нет.

И, пожалуй, главное, что подтверждает мифичность «серьезных работ, огневых и летных испытаний» А-10 - их просто некому было вести! В ночь с 18 на 19 августа 1943 г британское Бомбардировочное командование бросило на Пенемюнде едва ли не все наличные силы. Хорошая маскировка (и сомнительная эффективность таких рейдов вообще) уберегли основные производственные и испытательные мощности. Серьезно пострадали только кислородный завод и жилой городок, но... в последнем погиб Вальтер Тиль. Сегодня можно сказать, что для дальнейшего развития немецких ракет эта потеря оказалась невосполнимой. Совершив одну техническую революцию в двигателестроении, он мог совершить и вторую, без него же создание 200-тонного двигателя превратилось в техническую авантюру.

В свою очередь, без такого двигателя создание межконтинентальной ракеты было невозможно, в СССР и США двенадцать лет спустя такая задача была решена на совершенно другой конструктивной и технологической основе.

Кстати, именно поэтому, когда в 1944 г немцы вернулись к ракете на дальность 450-600 км, речь шла уже только о крылатых вариантах - А-8 тоже требовала нового двигателя, но Тиля-то не было.

РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ. Итак, «межконтинентальная ракета А-9/А-10» - миф. Но почему же он уже полвека кочует из публикации в публикацию, причем, вроде бы, при отсутствии обязательных идеологических установок?

В историческом отделе NASA хранится любопытный документ. Это собрание отчетов немецких специалистов (включая Брауна и Дорнбергера), сделанных ими для американцев в Гармише, в 1945 г. Сама ситуация - элитарные разработчики совершеннейшего оружия побежденной в жестокой войне страны, вполне попадающие под определение «военный преступник» (даже если они не устанавливали режим концлагерей или цели для ракет, «повесить» это на любого пенемюндовца труда не составило бы), отчитывались перед победителями о своей работе - предопределяла и содержание. Ракетчики «Третьего рейха», чтобы иметь возможность продолжить работу и не попасть под суд, должны были уверить победителей в своей нужности, более того, - незаменимости!

Судя по последствиям, они вполне преуспели. Но каким образом? Боевое значение А-4 для США весьма сомнительно. Воспроизводить чужую конструкцию для отладки вновь создаваемой промышленности, как это было у нас не только в ракетостроении, за океаном не требовалось. А вот межконтинентальный снаряд, тем более - пилотируемый, - совсем другое дело.

Вот тут-то и родились беспилотный и пилотируемый варианты А-9/А-10: неидентифицируемая линия на чертеже 1940 г. продолженная до носа 2-й ступени, стала дельтавидным крылом; появилась и версия пилотируемой ракеты с планирующей посадкой, трехколесным шасси и воздушно-реактивным двигателем... Немцы, естественно, постарались придать максимальную значимость этим проектам, показать, что они продвинуты достаточно далеко.

Возможно, эскизы в отчетах там бы и остались, но ракетные исследования США в первые послевоенные годы разворачивались ни шатко ни валко. Ситуацию изменили только наши «семерка» и Первый спутник, но до них оставалось 12 лет, которые еще нужно было прожить. И работать - самим Брауну и Дорнбергеру было лучше всех известно, что от уже созданного к тому, что можно продать, - дистанция огромного размера. И тогда немцы, ставшие американцами, предприняли то, что можно назвать пропагандистской кампанией.

Она состояла из двух тезисов: «это вам нужно» и «мы это можем». «Это» - ракеты дальнего действия, космические аппараты. Появляется ряд книг, серии статей в массовых изданиях, буквально кричащих о том, что космические ракеты нужны и вполне возможны, мы же их разрабатывали еще в Пенемюнде! А поскольку эта агитация отвечала интересам весьма многих людей, в частности - всех западных энтузиастов космонавтики (да и советских, как представляется сейчас, тоже), ее активно поддержали, например, председатель Британского межпланетного общества К. Гэтленд и уехавший из Германии еще до войны В. Лей.

Здесь легенда о межконтинентальной ракете, рассчитанной на запуск спутников и полет человека, пришлась как нельзя более кстати. И Браун рассказывает о «еще более мощной А-11» - первой ступени носителя, состоящего также из А-10 и А-4b/А-9 (конечная скорость А-9/А-10, все-таки, указывается значительно меньше первой космической). А Дорнбергер пишет о пилотируемых ракетопланах, о трехосном шасси на «усовершенствованной А-9», о том, что «стенд для отработки А-10 мы закладывали уже в 1936 г».

Призывам Дорнбергера, Брауна, Лея и других вняли. Вклад немецких ракетчиков в американскую (а значит, и мировую) космонавтику, хоть и меньше, чем считают некоторые, но неоспорим. А легенда зажила собственной жизнью, не слишком вспоминая о каких-то реальных, тем более - документальных обоснованиях.

Германия. 1943 год. Август Кендер, технический директор одного из крупнейших имперских заводов по производству боеприпасов, разработал проект гигантского орудия для обстрела Лондона - ФАУ. Изготовленный прототип пушки подвергли испытаниям, однако желаемого результата так и не достигли.И все же руководство фашистской Германии приняло решение продолжить работы по созданию этого "оружия возмездия".

Весной 1944 г. Гитлер, разочарованный постоянными задержками с запуском серийного производства "летающих бомб" Фау-1 и ракет Фау-2, любой ценой желал начать немедленно атаковать Британские острова и был готов финансировать и всячески поддерживать самые дерзкие проекты нового "блица" на ненавистный Туманный Альбион.

Пришло время Кендера. В качестве "чудо-оружия" он предложил огромную батарею, состоящую из пятидесяти мощных орудий, нацеленных на Лондон. Предполагалось, что каждый автоматизированный ствол длиной до 127 м и калибром 150 мм должен производить 6 выстрелов в час, - батарея буквально засыпала бы цель снарядами длиной 3 м и массой 200 кг. Проект получил криптоним "Помпа высокого давления" (Hochdruckpumpe).

Внешне пушка сильно отличалась от обычных орудий и скорее напоминала гигантскую канализационную трубу с "коленами". По обеим сторонам каждого ствола на определенных расстояниях друг от друга под углом к оси ствола располагались ответвления - дополнительные камеры с пороховыми зарядами. Движение снаряда в канале ствола начиналось при воспламенении основного порохового заряда (как и в обычных орудиях). При прохождении снарядом дополнительных камер, пороховые заряды в них воспламенялись. Тем самым в стволе последовательно повышалось давление пороховых газов, что сообщало снаряду дополнительное ускорение. Таким образом снаряд развивал скорость, позволяющую ему преодолеть дистанцию около 160 км. Цифра по тем временам более чем солидная.

Новое оружие называли по-разному: "Тысяченога" (Tausendfussler), "Трудолюбивая Лизхен" (Fleissiges Lieschen) или Фау-3 (V-3). "Помпу", извергающую непрерывный поток снарядов, необходимо было построить где-то рядом с Британскими островами. Выбор пал на французское побережье Ла-Манша, точнее на скалистое нагорье возле Кале, недалеко от местности Мимойеск (в семи километрах от Ла-Манша и в ста пятидесяти километрах от Лондона). На первом этапе было принято решение установить батарею из 25 орудий, нацеленных на Лондон. По всей Германии собрали более пяти тысяч мастеров, техников и инженеров. Из Рура приехали около 400 германских горняков, инструкторов и бригадиров. Под известняковыми холмами началось строительство мощных туннелей для подземной железной дороги, а сверху холмы накрыли железобетонной плитой шестиметровой толщины. На глубине десяти этажей располагалась разветвленная сеть коридоров, галерей и залов. Еще ниже находились замковые камеры гигантских орудий. Бетонированные амбразуры на поверхности были защищены бронированными "пробками", изготовленными из крупповской стали. Для строительства требовались тысячи тонн цемента, стали, песка, гравия. К батарее были подведены две подземные энергетические магистрали.

Первые сведения о новом оружии поступили в Ставку Верховного Главнокомандования союзными войсками в Европе от поляков, работавших в организации Тодта в местности Ваттен, где строилась вторая батарея "Тысяченоги". Тщательно изучив систему бункеров и предоставленную конструкторскую документацию, они выполнили множество эскизов. Совершив побег, они пробрались через Пиренеи в Испанию, а оттуда - в Гибралтар, разыскали представителей польской разведки и передали им всю имеющуюся информацию.

Следует отметить, что строительство батареи в Мимойеске началась еще до завершения испытаний нового оружия.

Снаряды, выполненные с чрезвычайно большим удлинением, в полете утрачивали поперечную и продольную устойчивость, в результате чего их скорость и дальнобойность существенно снижались. В октябре 1943 г. первые попытки оснастить снаряды стабилизаторами, которые должны были раскрываться после вылета снаряда из ствола, завершились неудачей.

Тем не менее, массовое производство снарядов все же развернули. Для ускорения "доведения" V-3 был изготовлен ствол, который смонтировали на острове Волин на севере Польши. Испытания показали, что начальная скорость снаряда не превышала 1100 м/с, то есть составляла лишь 2/3 скорости, необходимой для "доставки" снаряда от Мимойеска до Лондона. Оставляла желать лучшего и система синхронизации зажигания дополнительных камер. После двадцать пятого выстрела две боковые камеры экспериментального ствола "Помпы" взорвались, в следствие чего ствол получил серьезные повреждения. К тому же на совещании в Берлине 4 мая 1944 г. выяснилось, что при разработке "Помпы" Кендер не учел основных законов аэродинамики.

Несмотря на все это испытания орудия продолжались. В мае 1944 г. снаряд Фау-3 преодолел расстояние 90 км. Улучшенная модель снаряда должна была перекрыть дистанцию 150 км. Но 6 июня союзники начали высадку войск в Нормандии и батарею Мимойеска заняли англичане. Затея с V-3 потерпела провал, однако немцы этого так и не признали.

В Херменскайле и Ноннвайлере, недалеко от Тира, все же были введены в действие две установки V-3 уменьшенной мощности, обладавшие следующими тактико-техническими характеристиками:

В финале Арденнского сражения эти батареи успели совершить две артиллерийские атаки (30 декабря 1944 г. и 2 января 1945 г.) на находившийся в 40 км от них Люксембург Однако их эффективность была невысока. История Фау-3 еще - одного блефа "третьего райха" бесславно завершилась 9 мая 1945 г., когда английские саперы заложили под обе батареи по 25 тонн взрывчатки и взорвали их. Подземные сооружения большей частью остались нетронутыми - лишь подходы к тоннелям завалило землей.