Икона святой патрик православие о чем просят. День святого Патрика: история, традиции и обычаи. День святого Патрика – интересные факты

Внимание! Copyright ! Перепечатка возможна только с письменного разрешения автора. . Нарушители авторских прав будут преследоваться в соответствии с действующим законодательством.

День Святого Патрика

17 марта отмечается День Святого Патрика – национальный ирландский праздник, ставший популярным во всем мире. Считается, что каждый человек в этот день может стать почетным ирландцем - если только захочет.

Святой Патрик - кто он?

Официальная версия гласит, что, предположительно, 17 марта 415 года нашей эры в Уэлльсе, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы, родился мальчик - Мэиуайн Суккат (Maewyn Succat). Отец Мэвина был мелким землевладельцем и дьяконом местной церкви, однако занимал эту должность в основном из-за денег, так что юный Патрик не был особенно глубоко верующим.

Примерно в 16 лет он был захвачен в плен пиратами и привезен в Ирландию, где попал в услужение к вождю по имени Милчу. Юный Патрициус был вынужден стать пастухом и дни напролет проводил со стадом овец. Вот тогда он и поверил в Бога, начав молиться.

Молодой пастух бежал и добрался до побережья, он упрашивал моряков взять его на борт, уверяя, что его семья оплатит расходы, однако капитан отказал. Тогда Патрик, как гласит легенда, снова стал молиться, и капитан неожиданно изменил свое решение и принял пассажира.

Попав домой, Патрик, несмотря на радость семьи, вновь обретшей сына, твердо решил стать на духовный путь. Он познакомился с французским епископом Германусом (Сен-Жерменом), который укрепил его в этом стремлении. А позже вернулся в Ирландию в качестве миссионера по поручению Папы Целестина I.

В Ирландии он почитается как святой, принесший Ирландии христианскую веру. Правда, христианские монастыри существовали и до него, но... видимо, никто до него не смог достучаться до суровых сердец потомков кельтов и друидов. Умер, опять же - предположительно - 17 марта 493 года.

Неофициально местом рождения Патрика называют Bannaviem Taberniae. Историки задаются вопросом - где же искать это поместье или графство, они выдвигают различеую точку зрения относительно месторасположения этого графства. Это могло быть и территория Древней Британии, и территория Шотландии, а может быть и вообще какая-то западная страна. Никто не знает.

Никто не знает и даты его возвращения в Ирландию, неизвестно - был ли он один, или приехал с товарищами. И, наконец - был ли трилистник привезен Патриком на ирландскую землю или этот цветок стали приписывать к святому только после его смерти? Некоторые ученые смеют предположить, что Святого Патрика как такового не существовало, а, вероятнее всего, это была группа из трех монахов.

И они не были первыми миссионерами на земле ирландской. До них уже существовали записи о появлении первых миссионеров, например, известно имя британского кельта Конгара, которого связывают прежде всего с проведением первой в истории Ирландии Христианской Литургии. Чуть позже это событие будет приписано Св. Патрику.

Другие легенды

Существует история и о другом миссионере Паладиусе, который еще в 380 году ввел христианство в Ирландии, но он не угодил Церкви и был отлучен от нее. Самое главное, что он носил титул "Патрисиус"! У Паладиуса существовал последователь, тоже из кельтов - Зукат. И он тоже носил титул "Патрисиус". Жизнеописание этого монаха как две капли воды схоже с жизнеописанием Святого Патрика.

Историки вспоминают и еще одного Паладиуса, занимавшегося миссионерской деятельностью, но не бывшего монахом.То есть - Патрик, вполне возможно, не конкретный человек, а собирательный образ нескольких миссионеров, оставивших заметный след в истории христианизации Ирландии. И имя Патрика - вовсе не имя, а Римский титул, который со временем приобрел значение имени.

Однако, как бы то ни было, с именем Святого Патрика связано множество легенд, например, что он с помощью трехлистного клевера (shamrock) объяснял людям понятие Святой Троицы. "Так же как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах", - это фраза святого уже стала христоматийной.

В Ирландии существует традиция прикреплять к одежде листок трилистника, символизирующий крест, цвет католицизма, да и символьный цвет самой "изумрудной страны". Есть и церковный гимн, в котором повествуется о том, что Святой Патрик при помощи трилистника прервал языческий ритуал, который совершался в селении Тара, королевской столице Ирландии тех времен.

Говорят, что как-то друид Локру начал оскорблять святого, а вместе с ним и всю христианскую веру в самых неподобающих выражениях. Естественно, набожный христианин не мог вытерпеть такого богохульства и взмолился к Господу с просьбой покарать язычника. Внезапно Локру был поднят в воздух, а затем упал на землю, размозжив себе голову о камень.

Святая гора Кроу Патрик

Однажды во время Великого поста Святой Патрик постился в течении сорока дней и ночей на вершине горы Кроу Патрик. Бог испугался, что он может умереть и оставить незаконченным свое жизненное предназначение, поэтому попросил Патрика прекратить пост.

Тот согласился на это только при трех условиях: ирландцы не должны жить постоянно под гнетом, страна будет затоплена за семь лет до конца света, чтобы избежать разрушения, и чтобы самому Патрику было разрешено судить всех в последний день. После этого эту гору стали называть Croagh Patrick.

Каждый год десятки тысяч паломников, многие из которых на босую ногу, поднимаются на святую гору "Croagh Patrick", высотой 765 метров над уровнем моря. Предание гласит, что именно на этой горе Св. Патрик совершил одно из своих чудес - повелел змеям со всей ирландской земли собраться у его ног, а затем изгнал их.

Согласно легенде, одна большая и хитрая змея никак не хотела покидать Изумрудный остров. Святому пришлось прибегнуть к хитрости. Он соорудил большой ящик и сказал змее, что она никак не сможет поместиться в нем. Упрямая рептилия поддалась чувству противоречия и стала спорить с миссионером. Как только змея залезла в ящик, святой быстренько прикрыл его и бросил в море.

Возможно предание что-либо преувеличивает. Но существует реальный факт - змей в Ирландии нет (правда, скептики утверждают, что их там и отродясь не было).

Ирландия - Остров Святых

Благодаря миссии святого, Ирландия стала "Островом Святых", землей монахов и родиной миссионеров, несших свет христианства в другие страны. Существуют указания на то, что они доходили и до земель нынешней России.

Из писаний Святого Патрика сохранились его автобиография - "Исповедь", одно послание и молитва "Щит Св. Патрика" ("Мольба оленя"). Согласно легенде, эту молитву Святой читал, когда шел с учениками мимо засады, которую устроил король-язычник, желая помешать миссии Патрика. Вместо путников воины в засаде увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По благочестивому убеждению тот, кто с верой повторяет эту молитву святого, будет ограждаем от всякого зла.

Святой Патрик - один из самых почитаемых во всем мире Святых. Западная Церковь отмечает день его памяти 17 марта, в ряде православных Церквей его память чтится 30 марта по новому стилю (17 марта по старому стилю).

Лепреконы

Но у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы. Так, одним из его непременных героев являются лепреконы - сказочные башмачники, владеющие спрятанным горшком с золотом.

Если удачливому искателю сокровищ удастся поймать лепрекона, то это существо должно рассказать человеку, где спрятаны его сокровища. Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то помните, что полностью верить ему не следует, - эти человечки злокозненны и проказливы и легко могут обмануть доверчивого искателя сокровищ.

Говорят, что лепреконы вошли в празднование Дня святого Патрика совсем недавно - компаниям, которые продают открытки на этот праздник, требовался симпатичный персонаж, который мог бы появиться на рисунках. А суровый, хотя и добрый, проповедник святой Патрик не совсем подходил для этой роли. На рисунках лепреконы, как правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук.

Счастье в День Святого Патрика можно обрести и иначе - стоит только найти четырехлистный шэмрок. Такой листочек клевера приносит удачу всегда, но в День святого Патрика такое счастье удваивается. Непонятно только, что же делать жителям северных стран, где этот праздник приходится на холодное начало весны, когда клевера на лугах и в помине нет.

Традиционно в День Святого Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди, одетые в экстравагантые костюмы, и также духовые оркестры, которые не могут обойтись без знаменитой волынки. Народная молва гласит о том, что эта традиция родилась в Ирландии. Но, похоже, что это не совсем так.

Во всяком случае, Нью-Йорк и Бостон оспаривают пальму первенства. Нью-йоркцы утверждают, что первый парад состоялся в 1762 году именно в их городе. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали таким образом свою с ними солидарность.

Но с тех пор в Нью-Йорке проходит одно из самых пышных празднеств в этот день. Бостону же - самому ирландскому городу США - достается только 1802 год. Хотя, некоторые утверждают, что впервые празднование Дня Святого Патрика было организовано в США Ирландской Ассоциацией Милосердия Бостона, в 1737 году.

В настоящее время фестивальный парад Дня Святого Патрика празднуют сотни миллионов людей во всем мире. В этот день весь мир - от Дублина до Сиднея и от Нью-Йорка до Москвы с Петербургом - становится ирландским.

Ирландцы и их друзья вспоминают национальную музыку и танцы, спектакли и весёлыми торжества. Но прежде всего - парады с шествием духовых оркестров, экстравагантными костюмами, народным творчеством и смеющимися лицами.

В День Святого Патрика каждый американец превращается в почетного ирландца, все вокруг зеленеет, даже то, что позеленеть не может в принципе. В барах подают зеленое пиво, в магазинах торгуют зелеными бубликами, а в Чикаго заходят еще дальше и красят воду в реке в зеленый цвет.

А вот в Испании он проходит незаметно, за исключением городов Лорки и Мурсии - потому что в 1452 году, 17 марта, в день Св. Патрика христианские рыцари из Лорки и Мурсии разгромили в битве при Альпорчонах отряд мавританских рыцарей из мусульманской Гранады. Как считают многие историки, именно с этого времени начался последний этап отвоевания христианских земель у мусульман, которая закончилась в 1492 году сдачей Гранады.

Король Испании Кастилиан Хуан II присвоил Лорке титул Благородного города и собственный герб. А в знак того, что победа была одержана в день Святого Патрика, папа Климент VII благословил сооружение в Лорке храма Святого Патрика, который по сей день является одним из главных достопримечательностей города.

В День Святого Патрика полагается выпить хотя бы рюмочку спиртного в каком-нибудь ирландском баре: в этот день все бары становятся ирландскими, а все музыканты - ирландцами. Можно устроить соревнования (не злоупотребляя) бокалов выпитого, в честь святого Патрика и "Изумрудной Страны".

Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения виски, которое было выпито в День Святого Патрика. Предание предписывает о том, что до того как выпить бокал виски, в бокал необходимо положить лист "трилистника" (кислицы). С тех пор в народе говорят "Осушим Трилистник" ("drowning the shamrock").

В самой Ирландии парад в День Святого Патрика проводится более чем в 30 городах, включая основные парады, проходящие в Корке, Галвее, Лимерике и, конечно же, в Дублине с его грандиозными празднествами.

Забавно, что в Ирландии этот праздник долгое время считался исключительно религиозным, а до семидесятых годов прошлого столетия ирландские законы предписывали всем пабам 17 марта закрываться!

Теперь же на главных улицах Дублина проходят праздничные шествия, в пабах играет живая музыка. Жители города надевают рыжие парики и зеленые кепки, которые продаются в магазинах, берут с собой горшочки с шемроком (один из символов Ирландии – четырехлистный клевер) и национальные флаги. А вечером устраивают фейерверки и салюты. Праздник всегда проходит в безудержном веселье.

Парады в честь Святого Патрика растянуты и разбросаны подобно самим ирландцам, которые разбросаны по всему свету.

Популярные новинки, скидки, акции

Перепечатка, публикация статьи на сайтах, форумах, в блогах, группах в контакте и рассылках НЕ допускается

Многие западные и европейские праздники для постсоветских стран являются незнакомыми и непонятными. К ним можно отнести и день святого Патрика, с которым связано много интересных традиций. Святой, которому посвящено это торжество, известен многими чудесами.

Кто такой святой Патрик?

Христианский святой, который считается главным покровителем Ирландии – Патрик. Согласно существующим свидетельствам, благодаря его действиям христианство распространилось на территории этого полуострова. Почитают его в разных религиях и общинах. Святой Патрик – покровитель ирландского народа сам описал свою жизнь в двух произведениях: «Послания к воинам короля Коротика» и «Исповедь».

  1. Родился в IV веке в Британии, которая была под управлением Рима. Семья Патрика была состоятельной.
  2. Настоящее имя – Магон. Патриком он был назван своим хозяином, когда его украли пираты и привезли в Ирландию.
  3. Во время нахождения в рабстве Патрик стал верить в Господа. Через шесть лет он решил бежать, но Бог явился к нему во сне и приказал вернуться в места, где он был в рабстве.
  4. В 432 году он вернулся в Ирландию, но уже, как проповедник христианства.
  5. Место, где умер и захоронен святой Патрик точно неизвестно, но днем его смерти считают 17 марта.

Как выглядит святой Патрик?

Чтобы понять, как выглядел святой, необходимо обратить внимание на иконы. На них Патрик представлен мужчиной в возрасте с бородой. Он одет в одежды зеленого цвета и держит в руках трилистник, но есть и варианты, где он складывает пальцы в жест для благословения людей. Многих интересует, почему святой Патрик зеленый. Цвет имеет непосредственное отношение к одному из основных символов этого праздника – трилистник зеленого цвета.

Святой Патрик – легенда

С персоной святого Патрика связано много легенд, которые помогают узнать больше о жизни этого человека:

  1. Описывая, чем знаменит святой Патрик, вспоминают старинную ирландскую легенду, в которой рассказывается о том, что он изгнал всех змей с полуострова. Якобы своими молитвами он сначала собрал всех гадов на вершине горы Кроу, а затем приказал им броситься в море. На самом деле историки говорят о том, что пресмыкающихся на этой земле в древности вообще не было.
  2. Описывая, кто это святой Патрик, вспоминают еще одну легенду о друидах. Ирландцы считают, что благодаря своим молитвам он смог победить темных магов.
  3. В другой истории описано, что в одном городе находился великий идол Ирландии – Кром Круах. Его считали главным божеством, но когда пришел Патрик и коснулся идола своим посохом, то тот рассыпался и превратился в пепел.

Святой Патрик в православии

Мнение о том, что святой Патрик относится только к католической церкви, является неверным. Связано это с тем, что Патрик жил в VI веке, когда христианская Церковь не была разделена. Святой Патрик – православный святой, а еще его почитают в отдельных протестантских церквях. Он всю свою взрослую жизнь посвятил распространению христианства. К нему обращаются, чтобы обратить неверующих людей к Господу. День святого Патрика в православии приходится на 30 марта.

Святой Патрик – молитва

Самым известным молитвенным текстом, который использовался святым, является «Щит святого Патрика». Согласно легенде он вместе со своими товарищами направлялись в столицу Ирландии, чтобы проповедовать королю. Друиды хотели напасть на них и сделали засаду, но Патрик почувствовал неладное и начал петь молитву, что позволило им пройти незамеченными, поскольку вместо людей враги видели стадо оленей. Святой Патрик в православной церкви является неоднозначной личностью, поэтому многие историки сомневаются, что представленная молитва относится к святому.


Символ святого Патрика

С днем этого святого связано много разных символов, которые имеют свою историю появления.



Как отмечают день святого Патрика?

Впервые праздник в честь этого святого начали отмечать в X‑XI веке, причем торжество распространено не только в Ирландии, но и в других местах, где есть большая диаспора. Практически во всех странах светский праздник отмечают 17 марта. В Ирландии с 1903 года это официальный выходной. Стоит отметить, что в этом же году государство издало закон, что в этот день должны быть закрыты все пабы и бары, поскольку народ сильном напевался, но в 1970 году его отменили. С тем, как праздную день святого Патрика, связано много разных традиций.

  1. Христианский паломники каждый год осуществляют восхождение на гору Croagh Patrick, где святой Патрик молился.
  2. В этот день люди одеваются во все зеленое и крепят на одежду трилистник.
  3. Обязательным является утреннее посещение церкви.
  4. Отмечают праздник и в Америке, где живет много ирландцев. 17 марта обязательно реку Чикаго окрашивают в зеленый цвет. Кроме этого, во многих городах проходят парады.
  5. В древности существовал ритуал распивания виски в день Патрика. На дно бокала клали трилистник, и после того, как алкоголь выпивали, его доставали и бросали через левое плечо.
  6. Что касается лепреконов, то исторически с этим днем они никак не связаны. Предпринимателям просто нужно было придумать коммерческий символ этого дня, и строгий Патрик на эту роль не подходил, поэтому решили использовать это сказочное существо.

День святого Патрика – интересные факты

Существует информация, которая не является распространенной и может заинтересовать многих.

  1. Есть свидетельства, что святой Патрик носил синие одежды, а зеленый цвет с этим днем стали ассоциировать в конце 18 века.
  2. Среди известных личностей есть поклонники этого праздника. Торжество отмечает семья Мэрайи Кери, и все члены семьи наряжаются в зеленые одежды. Королева Елизавета II осуществляет торжественный выход, надевая зеленый костюм, а принц и герцогиня принимают участие в параде.
  3. Описывая факты о дне святого Патрика, следует упомянуть и о праздничных блюдах. Хоть торжество выпадает на период Великого поста, в этот день разрешено есть мясо. Согласно легенде сам святой мясные продукты превращает в рыбу. Традиционные блюда – баранина с , запеканки с беконом и хлеб из картофеля.
  4. Согласно поверью, если человек в день праздника найдет лист клевера с четырьмя листиками, то он обретет счастье.

Святой Патрик: биография

Святого Патрика любят в каждом уголке мира, но более всего в Ирландии. Народ этой страны считает мужчину из глубокой древности своим покровителем. В истории христианства трудно отыскать еще одного такого же реального человека, чья жизнь представляет плотные заросли легенд, басен и сказочных преданий.

Детство и юность

Ранняя биография святого Патрика загадочна и туманна, основана на его собственных мемуарах, а так же состоит из предположений и домыслов историков. Точное место рождения, впрочем, как и год, так и не удалось установить (годы жизни приходятся на середину V века). В «Исповедях» мужчина упоминает местечко Баннавем и Вентре.

Английский ученый Чарльз Томас предположил, что это британское селение на землях, колонизированных римлянами. Известно, что отец Патрика Кальпурний – римский офицер-чиновник, по совместительству дьякон. Дед Потит тоже служил священником.

Партик под именем Магон родился в зажиточной семье, которая имела загородную усадьбу и даже рабов. Рос с двумя сестрами. В мемуарах признается в собственной необразованности, впрочем, по обилию ошибок в произведениях, написанных на латинском языке, и так это понятно. Но кое-где мужчина вдруг говорит о блестящем образовании, полученном в отцовском доме.


В 16 лет юноша разделил рабскую долю с тысячами соотечественников. Патрика украли из родного дома и отвезли в Ирландию, где заставили пасти стада овец. Кто именно похитил ребенка – тоже тайна: возможно, разбойники, ходившие под флагами ирландского короля Ниалла, или же выходцы из Шотландии и скотты, представители кельтских племен.

Хозяин дал будущему священнику кличку, назвав того Patricius, что означает «знатный человек, патриций». С тех пор мужчина больше не вспомнил о прежнем имени, всю жизнь пронеся на себе «клеймо» унижений плена, что вполне объяснимо. В неволе поверил в истинного Бога, воздавал хвалы всевышнему днями и ночами напролет – якобы читал по 100 молитв на дню. Имя стало как бы отправной точкой на пути к религии.


Однажды молодому человеку приснился сон, в котором голос сулил скорое возращение на родину. Здесь духовная биография святого перекликается с мотивами из приключений ветхозаветного . Патрик решился на побег, добравшись до моря, увидел корабль. С трудом, но капитан согласился взять на борт безденежного путника и не пожалел – по дороге благодаря искренним молитвам Бог послал экипажу пропитание из стада свиней и меда.

По неизвестным причинам Патрик вновь попал в рабство к племенам пустыни, теперь всего на 60 дней. С немалым трудом юноша добрался до дома, где во сне его призвал вернуться в Ирландию некий ангел:

«Святой брат, мы умоляем тебя, приди и обрати нас».

Христианское служение

С момента сна жизнь Патрика озарила священная служба, которую в «Исповеди» описывает крайне скупо. Мужчина заступил на службу в церковь в сане дьякона, а в планах было стать епископом. Много путешествовал по свету, обучаясь в монастырях. В 432 году Патрик в одеянии и с полномочиями епископа вернулся в Ирландию, как того и просил ангел. Миссия священника заключалась в том, чтобы проповедовать Евангелие язычникам и христианизировать страну.


На счету Патрика тысячи крещений и исповедей. В церковь потянулись люди из низших слоев общества, паства в основном состояла из рабов, молодых людей и женщин. В списке достижений святого от 300 до 600 храмов, которые он основал по всей Ирландии.

Мужчина кается в рукописной биографии о взятках в виде подарков, которые сыпал как из рога изобилия к ногам правителей и судей в тех местах, где удавалось побывать в образе миссионера. Причем сам мзду не брал. Не везде священника принимали гостеприимно, однажды вместе с единомышленниками угодил в тюрьму и сидел в кандалах.


Жизнь Патрика окутана легендами. Одно из преданий гласит, что во время миссионерского похода около озера священник повстречал королевских наследниц Этне и Фелем. Услышав подробности о Боге, девушки захотели креститься, а после обряда тут же пожелали причаститься – настолько велико было желание поскорей увидеть всевышнего. Однако как только Патрик провел обряд, дочери короля пали замертво. Позднее сестер канонизировали.

В другом предании рассказывается о том, что Патрик очистил Ирландию от змей. Историки уверены, что легенду стоит трактовать как аллегорию – под гадами подразумеваются поклонники язычества. Неотъемлемой частью образа святого стал клевер, и тоже благодаря преданию: на примере трилистника Патрик объяснял народу идею Святой Троицы.


Святого Патрика уважают за многие деяния, которые он совершил во имя укрепления христианства в Ирландии, однако миссионером-первопроходцем мужчину не считают. До этого священника в страну пробирались и другие христиане, еще на век раньше. Причем с юга, а не с севера, как Патрик. Например, здесь побывал римский епископ Палладий, которому не посчастливилось обратить достаточно народа в истинную веру – тяжело заболел и спешно уехал на родину.

Историки предполагают, что учения Патрика повлияли и на христианизацию Руси, церковь этого святого добралась до русских земель через варягов.

Смерть

Загадочный христианский герой, конечно же, и умер при неясных обстоятельствах. Легенды гласят, что священник, предчувствуя смерть, забрался на вершину горы Крох и просидел там 40 дней и столько же ночей. За сутки до кончины Патрик исповедовался у епископа, а заодно сбросил с горы колокол с молитвами об укреплении на ирландской земле христианской веры. Призывы услышали ангелы и подхватили колокол.


Одни почитатели святого уверены, что Патрик похоронен в городе Даунпатрик на севере Ирландии. Другие считают, что могилу стоит искать в селениях Соул или Арма. Впрочем, разность позиций объясняется преданием: якобы после смерти мощи святого сложили в телегу, запряженную бешеными быками, и где животные решат остановиться, там и быть могиле. Первую ночь ангелы охраняли захоронение, а вскоре за обладание мощами Патрика развернули бойню два неких народа. Однако война окончилась ничьей, потому как Бог защитил святого, ушедшего на покой.

День святого Патрика

День святого Патрика празднуют почти по всему миру - в Аргентине, Великобритании, Малайзии, Швейцарии, Японии и других странах. И, конечно, торжества с размахом проходят в Ирландии. .

В этот день города преображаются. Прогуливаясь по улице, обязательно встретишь зеленого человечка, в неожиданном месте вдруг красуется клевер, добавляют колорита в общую атмосферу протяжные звуки волынок. Пиво льется рекой, в каждом уголке проходят концерты, а в соборах праздничные богослужения.


Люди самозабвенно ищут четырехлистный стебель клевера. Того, кто найдет его 17 марта, ждет удача в любом деле, ведь в этот день волшебные божественные силы удваиваются.

В России тоже празднуется День святого Патрика. Так, каждый год 30 марта в храме Петра и Павла при Университете им. Герцена (Санкт-Петербург) проходит конференция общества русско-ирландской дружбы. В церкви проводят молебны перед иконой славного миссионера.

Память

  • До XVIII века в Ливерпуле специальный крест отмечал место, где Патрик проповедовал перед началом миссии в Ирландию.
  • В ирландском городе Кашел в честь Патрика названа скала.
  • Середина VII века - «Первый Синод св. Патрика».
  • VII век - «Житие святого Патрика» под авторством Мурьху.
  • 1191 – построен собор Святого Патрика в Дублине (Ирландия).
  • 1762 – первый парад в честь Дня святого Патрика, проведенный в Америке.
  • 1931 – первый парад 17 марта, состоявшийся в Дублине.

Ежегодно 17 марта отмечается День святого Патрика – покровителя Ирландии. Праздник Святой Патрик уже давно приобрел большую популярность далеко за пределами Изумрудного острова. 17 марта часть жителей Аргентины, Великобритании, России, США, Японии и других стран становятся “немного ирландцами”.

Святой Патрик. Как всё начиналось.

В конце IV в. в Британии, находившейся тогда под римским владычеством, в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы родился сын – Мэвин Суккат, которого впоследствии весь мир узнал как святого Патрика. Несмотря на то, что его отец был дьяконом местной церкви, Мэвин в ранние годы своей жизни не был приверженцем веры в единого бога. Святой Патрик был захвачен в плен пиратами когда ему исполнилось 16 лет. Его продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот.

Именно там он пришел к христианской вере. Согласно преданию, бог указал ему, как спастись из плена, благодаря чему Мэвин вернулся в Британию, некоторое время перед этим проведя в монастырях Галлии (современная Франция). В Британии ему было видение, которое предписывало ему вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство.

Мэвин вернулся в Галлию, где завершил свое образование, был рукоположен в дьякона под именем Патрик, позже был возведен в сан епископа. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии, и в 30-е гг. V в. будущий святой начал свою миссию.

Считается, что особенность установления христианства в Ирландии состояла в том, что оно стараниями Патрика было принято практически бескровно.

С личностью святого Патрика и его деятельностью в качестве миссионера связано много легенд. Так, считается, что именно Святой Патрик принес письменность в Ирландию, а также изгнал с острова всех змей. В Ирландии действительно не обитают змеи. Ученые объясняют этот факт тем, что в период распространения змей по территории различных материков Ирландия уже была островом. Кроме того, широкое распространение получила легенда о том, как он объяснял язычникам догмат о Троице на примере листка клевера (бог един в трех лицах, как три листка, растущие от одного стебля). Также считается, что за твердость веры бог обещал Патрику, что Ирландия уйдет под воду за 7 лет до конца света, чтобы избежать горя и бедствий, и что святой сам будет судить ирландцев в день Страшного суда.

Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на западную и восточную, поэтому как святой почитается в обеих. Однако почитание в православных церквах носит местный характер, поскольку вопрос с общим почитанием не решен. Помимо Ирландии, св. Патрик покровительствует Нигерии, поскольку христианство там проповедовали в основном ирландские миссионеры.


Святой Патрик это национальный праздник Ирландии.

Ирландцы начали отмечать День святого Патрика в качестве своеобразного национального праздника еще в X‑XI вв., причем не только на территории Ирландии, но и в других европейских странах, где была ирландская диаспора.

В начале XVII в. этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если день памяти святого выпадает на Страстную неделю (неделя перед Пасхой). Светский праздник практически во всех странах проводится 17 марта, в некоторых он растягивается на несколько дней.

В 1903 г. День Святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии.

В этом же году был издан закон, предписывающий закрывать бары и пабы 17 марта из‑за чрезмерного употребления гражданами алкоголя (закон был отменен в 1970е гг.). Впоследствии 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

С празднованием Дня Святого Патрика связано множество различных традиций, как христианских, так и народных. Вот, к примеру, к христианским традициям относится ежегодное восхождение паломников на святую гору Croagh Patrick, на которой святой молился и постился 40 дней. Также христианским считается обычай прикреплять в этот день к одежде трилистник.

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно в православных кругах. Попробуем разобраться, действительно ли речь идет о почитании «католического святого».

На заседании Священного Синода РПЦ 9 марта 2017 года в русский месяцеслов было включено 15 святых, подвизавшихся на Западе в период неразделенной Церкви – до разделения на православных и католиков. Среди этого списка числится имя великого апостола Ирландии святителя Патрика (Патрикия) († после 460 г.). О его жизни нам достоверно известно немногое. Источниками описания его жизни и подвигов служат его собственные сочинения («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Святого Патрика» и некоторые другие) и стихотворные гимны, написанные вскоре после его смерти.

Святой Патрик родился в Британии около 383 года в семье диакона Кальпурния. В возрасте 16 лет он был вместе со многими другими жителями похищен пиратами, которые увезли его в Ирландию, где и продали одному землевладельцу, который поручил Патрику охранять в горах свои стада.

Суровая жизнь и тесное соприкосновение с природой обратили его сердце к Богу. Дни и ночи он проводил в молитве, укрепляемый Святым Духом. Через шесть лет плена по Божественному повелению он совершил побег и, пройдя наугад больше 320 километров, сел на языческий корабль. После многочисленных злоключений ему удалось наконец вернуться на родину.

Вскоре по возвращении Бог вновь призвал будущего просветителя к апостольскому служению в тех землях, где он находился некоторое время в рабстве. Патрик откликнулся на этот призыв и решил подготовить себя к просвещению ирландских варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет он провел в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона. Через некоторое время святой принял посвящение в епископа из рук святого Германа, после чего и началась его апостольская миссия на ирландском острове.

Благодаря ревностному и самоотверженному служению делу евангельского благовестия ему удалось обратить ко Христу тысячи ирландцев, включая правителей и языческих жрецов-друидов. Последние пытались противодействовать ему при помощи колдовства, но сила Божия, действующая через святого Патрика, обратила их козни в ничто. Некоторые из них обратились ко Христу и даже сделались благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Посвятив свою жизнь миссионерству в Ирландии, святой Патрик рукополагал новых клириков, основывал монастыри, неустанно проповедовал и защищал простой народ от притеснений. Сам он проводил строгую жизнь, постоянно упражняясь в молитвословии и чтении Священного Писания.

Об особой любви к Слову Божию свидетельствует его «Исповедь», написанная на исходе жизни. В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Свою самоотверженность и любовь ко Христу он выражает в таких словах: «Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины. И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным, или мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или истреблено птицами небесными, ведь я твердо верю, что если так случится, я сохраню и душу, и тело. Ибо вне всякого сомнения в день тот [последний] мы снова восстанем в сиянии солнца, то есть во славе Иисуса Христа, нашего Искупителя, как дети Бога Живого и сонаследники Христа, сотворенные по образу Его, и будем царствовать через Него, с Ним и в Нем».

Святой Патрик мирно почил о Господе около 460 года в местечке Саул после многолетнего апостольского служения ирландскому народу. Благодаря трудам святого Патрика Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться «Островом святых». Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрику посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Внесение 15 имен святых в русский месяцеслов было воспринято неоднозначно в православных кругах. Целый ряд СМИ, как светских, так и околоцерковных, с восторгом или, напротив, возмущением сообщили о неслыханном почитании Русской Православной Церковью «католических» святых. Больше всего досталось святителю Патрику Ирландскому, которого некоторые ресурсы даже кощунственно назвали богохульником, усмотрев в его учении и жизни католические признаки. В качестве главного аргумента заявляют о том, что якобы его прославление в качестве святого началось на католическом Западе аж в XVII веке, и РПЦ своим решением просто признала католическую канонизацию.

«Тенденция к противлению всему западному не нова и по-своему понятна, но доводить ее до такого абсурда, что не признавать святых угодников Божиих на том основании, что они жили на Западе, уже переходит всякие границы»

По поводу древнего почитания святого Патрика мне удалось найти немного информации, но уже этих сведений вполне хватит, чтобы опровергнуть распространяемые глупости. В частности, пишут, что святого Патрика стали почитать католики только в XVII веке. Это откровенно ошибочное заявление. В древние времена не было ещё официальной процедуры канонизации. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. Поэтому святых начинали почитать вскоре после их преставления. Кто прославил святителя Николая Чудотворца официально? Сомневаюсь, что кто-то найдет такое формальное определение. Хотя в Западной Церкви почитание святых было более формализованным, чем на Востоке, тем не менее, почитание отдельных подвижников начиналось без жесткого контроля церковной властью. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация святого Ульриха Аугсбургского в 993 году. Так что ждать определения какого-нибудь древнего собора об официальной канонизации подвижников исторически некорректно.

Так когда же в таком случае Православная Церковь начала почитать ирландского епископа в качестве святого?

Кроме того, ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых - собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Следовательно, включение святителя Патрика в месяцеслов РПЦ является не признанием католической канонизации, а восстановлением несправедливо забытого почитания его Древней Церковью.

Свт. Иоанн Шанхайский († 1966 г.), много потрудившийся для восстановления почитания древних западных святых, говорил о том, что многие из них, к сожалению, совсем неизвестны русскому человеку. По его словам, «постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада, и он является святым, почитаемым Православною Церковью . Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания там его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнью различным векам и прославились разными путямиСв. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости» .

Как вы уже поняли, для святителя Иоанна святость Патрика и многих других западных подвижников не вызывала никаких сомнений. Он сообщает об изначальном почитании ирландского епископа. Собор епископов РПЦЗ под председательством святителя Иоанна постановил почитать древних святых православного Запада (в том числе св. Патрика) чтобы эти праведники почитались всей Православной Церковью , а ее верные члены обращались бы к ним в своих молитвах.

Кстати, древнейшее житие святого Патрика (конец VII в.), опубликовано на русском языке в книге Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (см. приложение к книге). Ну, это для тех, кто до сих пор сильно сомневается, что его почитали в древности.

Кроме того, многие православные западные святые не были известны и почитаемы на Востоке, что никак не умаляет их святости. Например, блаженный Августин, которого V Вселенский Собор поставил в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви, стал почитаться на Востоке уже после раскола с католиками (по-видимому, только в XIX в.). Его памяти даже нет в Типиконе, что не мешает нам почитать его как православного святого.

Почему-то бурное возмущение началось только сейчас, при том, что святой Патрик и многие другие западные подвижники уже давно почитаются как местночтимые святые РПЦ МП (в частности, св. Патрик в Сурожской епархии и на приходах РПЦ в США) и в Константинопольской Православной Церкви. Его имя числится в Великом Синаксаре Греческой Церкви . В честь него строят храмы в Антиохийской Православной Церкви . Просто местное почитание стало общецерковным, как это бывает и с другими святыми.

Кроме того, 21 августа 2007 года Священный Синод РПЦ учредил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третье воскресенье после праздника Троицы. Хотя святые и не перечислены здесь поименно, но среди ирландских святых не может не подразумеваться просветитель этой страны.

Кто-то стал писать, что этот шаг Священного Синода будет поощрять пьянки, которыми на Западе и в России сопровождается праздник святого Патрика. По-моему это уже совсем глупый довод. Кому надо найти повод для выпивки, он его найдет без всяких канонизаций. Такими темпами можно вообще все церковные праздники поотменять. Церковь отмечает память святых традиционно – богослужением, не думаю, что в данном случае будет по-другому. Церковь прославила святого, а не узаконила коммерческое празднование под его именем. Да я и не думаю, что во многих приходах ему будут служить службы: память преподобного Алексия, человека Божия, которая тоже празднуется 30 марта, более привычна русскому православному человеку.

В прославлении давно забытых святых кто-то может увидеть экуменическую политику или навязывание западных ценностей – объяснений можно придумать сколько угодно, благо, наш народ любит чтоб было пострашней. Лично я вижу в этом, вместе со святителем Иоанном Шанхайским, восстановление исторической справедливости и возможность порадоваться при мысли, что у нас есть еще несколько предстателей перед Богом. Искание во всем негатива мне представляется признаком духовного нездоровья, поэтому призываю лучше помолиться и почтить память великого апостола Ирландии, святого Патрика, день памяти которого мы сегодня вспоминаем.

С праздником святителя Патрикия, братья и сестры!

Вконтакте