Чакры в различных традициях. Существуют ли чакры

В классической психологии сознание делится на 3 части и рассматривают в терминах мышления, чувствования и воли.

Китай - Даосы

Самое грубое деление – это разделение сознания на 2 части - «Инь» и «Ян» , т.е. – женскую и мужскую части.

Суфизм

В Суфизме (Эзотерическая часть Ислама) говориться о наличии у человека 7 душ (чакр)

Активизация 4-х особых Органов Восприятия (латаиф) является частью суфийской методологии:
- Сердце (калб),
- Сознание (сирр)
- Интуиция (хафи),
- Глубокое восприятие сознания (ихфа).

Каббала

В учении Каббалы тоже используют деление на 5 центров Сознания:
- Кетэр (над головой),
- Даат (горло),
- Тифэрет (сердце),
- Йесод (генеталии),
- Малхут (стопы на земле).

Вот еще соответствие 7 чакр и 10 сфирот:

7. Сахасрара – Кетэр
6. Аджна – Хохма, Бина
5. Вишуддха – Хесед, Гвура
4. Анахата - - Тифэрет
3. Манипура – Ход, Нэцах
2. Свадхистхана – Йесод
1. Муладхара – Малхут

Материальный мир по учению Каббалы делится на 4 уровня, делящиеся на 10 сфирот (ступеней):
мир Адам Кадмон (Кетэр),
мир Ацилут (Хохма),
мир Брия (Бина),
мир Ецира (Хэсэд, Гвура, Тифэрет, Нэцах, Ход, Йесод),
мир Асия (Малхут) – наш физический мир
Книга "Мистическая Каббала"

Славяне (учение ведунов) (Ведическая культура славян и ариев)


Славяне называли чакры «Чарами», «Вихрями» или «Криницы силы» и представляли их в виде вращающегося славяского символа – свастики. У них было 9 основных мощных свастичных энерго-информационных вихрей. Сейчас различные славянские традиции представляют раздичные системы чакр. вот одна из них:

МИР ПРАВИ (4. Мир богов)
...

МИР СЛАВИ (3. Часть мира прави, мир славных предков)
9. (7) Родник (серебристо белый, над теменем)
8. (6) Чело (фиолетовый, на уровне головного мозга на уровне межбровья)
7. (5) Устье (уста) (синий, уровень соединения спинного и головного мозга)

МИР ЯВИ (2. Наш материальный мир)
10. (5). (биологиеские часы, на уровне горла)
6. (4,5) Леля (слева от груди, силовой центр, сердце) (голубой)
5. (4) Лада (справа от груди, генератор) (зеленый)
4. (3) Перси (грудь) (золотой, уровень солнечного сплетения)

МИР НАВИ (1. Мир мертвых, низший мир, светлый и темный)
3. (2) Живот, Жизнь (оранжевый, уровень пупка)
2. (1) Зарод (красный, на уровне лобка)
1. (10) Исток (черный, в копчике)

Древний Египет

Друнвало Мельхисидек использует 12 чакровую систему древних Египтян (чакры на поверхности тела, расстояние между ними – равно расстоянию между глаз – примерно 7,23 см)
«...У нас была возможность заглянуть в тело с помощью молекулярного эмиссионного сканера, и мы смогли увидеть микроволны, исходящие из каждой чакры, и установить точное местонахождение чакр. В результате мы обнаружили, что исходящие от этих чакр образы не всегда расположены там, где они должны были находиться согласно опи-санию некоторых учебников... »

Друнвало Мельхиседек, книга «Древняя тайна цветка жизни» том 1 и том 2.

Мистическая йога

Древние йоги использовали деление на 7 основных чакр.
7. Сахасрара-чакра
6. Аджна-чакра,
5. Вишуддха-чакра
4. Анахата-чакра,
3. Манипура-чакра,
2. Свадхистана-чакра,
1. Муладхара-чакра,
и множество более мелких чакр (пересечение нескольких нади) и нади (тонкоэнергетическая система каналов)

1. Муладхара-чакра

«2.64. Первый центр, [именуемый]"опорой" (адхара), четырехлепестковый и схож с золотом. Созерцая сосредоточенно змею (кундалини) [в сем месте тела], он избавляется от вины (килбиша)». «Горакша паддхати »

«733. На расстоянии длины двух пальцев выше ануса,
Откуда фекальная масса не уходит,
И ниже мужских органов,
Находится Линга в Муладхара.
Медитируй на этом центре.
Там пребывает Владыка шести адхара.
Это моя Упадеша, редко раскрываемая.
Возьми это и получи видение Владыки» . «Тирумандирам тантра 3 »

«5.56. Двумя пальцами выше ануса, двумя пальцами ниже лингама (пениса), на четыре пальца в ширину расположена область, подобная луковице.

5.57. Внутри её есть йони, с лицом, повернутым назад. Это пространство - корень. Там обитает богиня Кундалини. Она обнимает все Нади и имеет три с половиной оборота. Держа хво ст в св оем собственном рту, она покоится в отверстии Сушумны.

5.58. Она спит там подобно змее и светится своим собственным светом. Это - богиня речи, и она называется семенем (Биджа).

5.59. Знай эту Кундалини, полную энергии и подобную пламенеющему золоту, обладающую силой (Шакти) Вишну. Это - мать Саттвы, Раджаса и Тамаса.

5.60. Там расположено Кама-биджа (семя любви) прекрасное как цветок Бандхука. Его слог - КЛИМ. Оно сверкает, как отполированное золото и считается йогинами вечным.

5.61. Сушумна охватывает также и его. Прекрасное семя покоится здесь, ярко сияя подобно осенней луне в блеске миллиона солнц и в холоде миллиона лун. Богиня Трипура Бхайрави владеет этими тремя - огнем, солнцем и луной. Она, Изначальная Сила, называется также Биджа.

5.62. Она наделена силами движения и чувства и циркулирует по телу. Она тонка и имеет вид пламени. Иногда она поднимается, а иногда опускается. Такова Изначальная Сила, покоящаяся в йони и называемая Сваямбху-лингой, « саморожденной » (не сотворенной никем).

5.63. Все это называется Адхара падма (поддерживающий лотос) и его 4 лепестка обозначены буквами Ва Ща, Ша, Са.

5.64. Неподалеку от Сваямбху-лингама расположена золотая область Кула. Ее владыка - Двиранда, а богиня - Дакини. В центре лотоса - Йони, где обитает Кундалини. Здесь циркулирует яркая энергия Кама-биджа (семя любви). Мудрый йогин, постоянно концентрирующийся на Муладхаре, приобретает Дардури-сиддхи («сила прыжка лягушки»). Постепенно он сможет оставлять землю (и подниматься в воздух).

5.65. Тело становится сияющим, огонь мощным, приходит свобода от болезней, одаренность и вездесущность.

5.66. Йогин знает свое прошлое, настоящее, будущее и их причины. Он овладел неведомыми науками и их тайнами.

5.67. На его языке танцует богиня учения и он приобретает успех в мантрах.

5.68. Так говорит Гуру. Это разрушает старость и смерть. Практикующий Пранаяму, должен всегда размышлять об этом. Благодаря этому истинному созерцанию, йогин освобождается от грехов.

5.69. Когда йогин медитирует над Муладхарой, его грехи разрушаются.

5.70. Ум получает все, чего бы он ни пожелал. Он видит того, кто дает освобождение, того, кто наилучший и внутри, и извне, и кого следует почитать с величайшим старанием. Лучше него я не знаю никого.

5.71. Тот же, кто поклоняется внешним идолам и оставил Шиву, существующего внутри него - тот подобен тому, кто имел пищу в руках, выбросил ее и отправился на поиски пропитания.

5.72. Ежедневно надо медитировать над Сваямбху-лингамом. Нельзя пренебрегать этим. Все силы придут этим путем.

5.73. При ежедневной практике успех придет за шесть месяцев и Вайю войдет в Сушумну.

5.74. йогин овладеет своим умом, дыханием и семенем. Это будет успехом как в этом, так и в другом мире » . «Шива Cамхита »

2. Свадхистана-чакра

« 2.65. Созерцая Я в шестилепестковом "собственном остове" (свадхиштхана) [центре, размещенном в области половых органов], который схож с воистину драгоценным каменьем, йогин, взирая [недвижно] на кончик носа, [действительно] счастлив». «Горакша паддхати»

«5.75. Эта чакра расположена в основании лингама (половых органов). Она имеет 6 лепестков: Ба, Бха, Ма, Йа, Ра, Ла. Цвет ее кроваво-красный. Владыка ее - Бала, а богиня - Ракини.

5.76. Тот, кто ежедневно размышляет над Свадхистханой, становится владыкой любви и обожания всех прекрасных богинь.

5.77. Он знает наизусть разные Шастры, и нет науки, неизвестной ему. Он освобождается от всех болезней и смело движется через мир.

5.78. Смерть поглощена им, он же не поглощен ничем. Он приобретает силы Сиддхи, Вайю гармонично движется через все его тело, а возможности тела увеличиваются. Количество нектара, текущего из Сома-чакры, возрастает». «Шива Самхита»

3. Манипура-чакра

«2.66. Созерцая Я в виде полного драгоценностей центра, сияющего подобно взошедшему солнцу, [йогин], взирая [недвижно] на кончик носа, потрясает мир» . «Горакша паддхати»

« 5.79. Лотос Манипура расположен около пупка. Цвет его золотой: десять лепестков: Да, Дха, На, та, тха, да, дха, на, па, пха.

5.80. Ее владыка - Рудра, податель всех благ, а богиня - Лакини.

5.81. Когда йогин размышляет над Манипурой, он получает Потала-сиддхи (постоянное счастье). Он становится владыкой желаний, разрушает скорби и болезни, обманывает смерть и может входить в тело другого.

5.82. Он может создавать золото, видеть посвященных, открывать средства от болезней и находить скрытые сокровища» . «Шива Самхита»

4. Анахата-чакра

«2.67. Созерцая Шамбху, что расположен в пространстве (акаша) сердца и сияет подобно пылающему солнцу, и удерживая нос на кончике носа, он принимает облик Абсолюта (брахман)

2.68. Созерцая Я в сердечном лотосе, сверкающем подобно молнии, [выполняя] при этом различные [виды] регуляции дыхания и взирая на кончик носа, он принимает облик Абсолюта.» . «Горакша паддхати»

«5.83. Анахата-лотос расположен в области сердца. Цвет его - глубокий кроваво-красный. Семя - Вайю. Двенадцать лепестков: Ка, Кха, Га, Гха, На, Ча, Чха, Джа, Джха, ньа, Та, Тха.

5.84. В этом лотосе расположено пламя, называемое Бана-лингам. Медитацией нанем приобретаются объекты видимого и невидимого мира.

5.85. Владыка лотоса - Пинаки, богиня - Какини. Того кто всегда размышляет над этим лотосом в сердце, желают небесные девы.

5.86. Он получает неизмеримое знание, знает прошлое настоящее и будущее, обладая способностью ясновидения и яснослышания, и может путешествовать по воздуху.

5.87. Он видит посвященных и богинь, известных, как йогини. Приобретает силу Кхечари и побеждает все, что движется в воздухе.

5.88. Тот, кто ежедневно размышляет над скрытым Бана-лингамом, достигает Кхечари и Бхучари (уход из мира по желанию).

5.89. Невозможно описать словами важность медитации на этом лотосе. Даже такие боги, как Брахма, держат в тайне этот метод созерцания» . «Шива Самхита»

5. Вишуддха-чакра

«2.69. Постоянно созерцая Я в центре "колокольчика" (гхантика) в чистом (вишуддха) [центре], светящемся подобно светильнику, он принимает облик блаженства (ананда)» . «Горакша паддхати»

« 5.90. Вишуддха-лотос расположен у горла. Цвет его - сияющее золото, лепестков 16: А, Аа, И, Ии, У, Уу, Ри, Рии, Ли, Лии, Е, Аи, О, Ау, Ам, Ах.

5.91. Тот, кто всегда созерцает это -п оистине владыка йогинов и заслуживает быть названным мудрым. Медитацией на Вишуддхе йогины сразу постигают все четыре Йоги с их тайнами. Владыка этой Чакры - Чхагаланда, а богиня - Шакини.

5.92. Когда йогин, концентрирующийся на этом тайном месте, чувствует гнев, все три мира начинают дрожать.

5.93. Даже если ум йогина случайно сосредоточится на этом месте, он перестает воспринимать внешний мир и сосредотачивается на мире внутреннем.

5.94. Его тело никогда не слабеет и остается полным сил в течение тысяч лет. Он становится твердым, как алмаз.

5.95. Когда йогин входит в такое созерцание, тысяча лет для него – как минута» . «Шива Самхита»

6. Аджна-чакра

«2.71. Йогин, овладевший жизненной силой и непрестанно созерцающий Я, Вседержителя темно-синего в междубровье, взирая при этом на кончик носа, достигает [высшей цели].

2.73. Где в эфире/пространстве [можно слышать] [внутренний] звук, то место именуют "властным центром" (аджня-чакра). Созерцая там благое (шива) Я, йогин обретает освобождение» . «Горакша паддхати»

«5.96. Лотос Аджна расположен между бровями. Владыка его - Шукла Махакала, а богиня - Хакини. Два лепестка: Ха и Кша.

5.97. Внутри расположена вечная Биджа, сияющая подобно осенней луне. Мудрый, знающий это, никогда уже не стремится вниз.

5.98. Там есть ярчайший (сверкающий) свет, хранимый в тайне во всех Тантрах. Созерцанием его достигается величайший успех.

5.99. Я - дающий освобождение. Я - третий лингам в Турие (Турийя - экстаз, а также - символ тысячелепесткового лотоса Сахасрары). Созерцая его, йогин становится подобным Мне (Шиве).

5.100. Два канала - Ида и Пингала - это Варана и Аси. Пространство между ними - Варанаси (Бенарес, священный город Шивы). Говорят, что Вишванатха (владыка мира) обладает здесь.

5.101. Мудрецы, постигшие истину, не раз говорили о величии этого святого места

5.102. Сушумна идет вверх вдоль позвоночного столба туда, где расположена Брахмарандхра (отверстие Брахмы). Оттуда, изгибаясь направо, идет к Аджна чакре и затем к левой ноздре, и называется Гангой (Ганга - священная река, текущая в Индии).

5.110. В Аджне обитает Махешвара (Великий Господь). й огины изображают над ним три более священные ступени: Бинду, Нада и Шакти - они расположены в лотосе лба.

5.111. Тот, кто постоянно размышляет над скрытым лотосом Аджна, тот сразу, без сопротивления разрушает все кармы своей прошлой жизни.

5.112. Когда йогин медитирует над этим местом, все формы внешнего мира представляются ему бесполезными.

5.113. Якшасы, Ракшасы, Гандхарвы, Апсары и Киннары - все они охраняют его стопы и становятся послушными исполнителями его приказаний.

5.114. Обратив язык в углубление нёба, пусть йогин войдет в созерцание, которое разрушает все страхи. У того, чей ум остается здесь неподвижным хотя бы на секунду, все грехи тотчас же разрушаются.

5.115. Все, что достигается в результате концентрации на других пяти лотосах, достижимо благодаря знанию одной лишь Аджны.

5.116. Мудрый, непрерывно пребывающий в созерцании Аджны, освобождается от цепей желаний и наслаждается счастьем.

5.117. Если в момент смерти йогин созерцает Аджну, он поглощается Параматмой.

5.118. Тот, кто медитирует над этим - тот непричастен греху, даже если он совершил преступление.

5.119. Так собственными усилиями йогин освобождается от цепей. Нет слов, чтобы описать всю важность созерцания Аджны. Даже боги, подобные Брахме, учившиеся у меня (Шивы), владеют этим искусством лишь частично» . «Шива Самхита»

7. Сахасрара-чакра

«2.72. Созерцая бескачественное, покойное, благое (шива), всестороннее [высшее Сущее] в пространстве[психоэнергетического центра у макушки головы], взирая при этом на кончик носа, он принимает облик Абсолюта

2.74. Созерцая вездесущее Я, которое чисто, имеет вид пространства и ослепительно как искрящаяся жидкость, йогин обретает освобождение» . «Горакша паддхати»

« 5.103. Лотос, расположенный в Брахмарандхре, называется Сахасрара. В центре его-луна. Из треугольной области постоянно течет нектар. Лунная жидкость бессмертия течет через И ду, и этот поток у йогинов называется Гангой.

5.104. От правой части Аджны, направляясь к левой ноздре, течет Ида. Здесь она называется Варана (текущая на север Ганга).

5.105. Пусть йогин размышляет над местом между Идой и Пингалой, как о Варанаси. Пингала проходит из левой части Аджны к правой ноздре и называется Аси.

5.106. В пространстве между четырьмя лепестками Муладхары обитает «солнце».

5.107. Оно источает яд, который в виде жара течет по Пингале.

5.108. «Солнечная» жидкость смерти идет к правой нозДре, а лунная жидкость бессмертия течет налево.

5.109. Поднимающееся с левой стороны Аджны и направляющееся к правой ноздре, такое «северное» течение Пингалы называется Аси

5.120. Тысячелепестковый лотос помещается над Аджной, в основании нёба, там, где находится отверстие Сушумны.

5.121. От основания нёба Сушумна простирается до Муладхары. Все каналы Нади окружают ее. Эти Нади - семена тайны и источники всех принципов, образующих человека и указывающих дорогу к Брахману.

5.122. В центре Сахасрары - Йони с лицом повернутым вниз.

5.123. Здесь-корень Сушумны вместе с ее отверстием, называемым Брахмарандхра.

5.124. В полости Сушумны обитает внутренняя сила Кундалини. Кроме того, в Сушумне есть сила, называемая Читра (Читрини).

5.125. Кто помнит об этом, тот постигает Брахмана, и у него больше нет ни грехов, ни рождений, ни самого человеческого существования». «Шива Самхита»

Толтеки – шаманы-индейцы

Карлос Кастанеда в своих книгах описывает деление Сознания у Толтеков на 8 центров

Первое кольцо силы:
6. Разум
5. Разговор

Второе кольцо силы:
4. Чувство
4а. Видение
4б. Сновидение
3. Воля

2. Нагуаль
1. Тональ

«...Затем он (Дон Хуан Матус – шаман-Толтек, учитель Кастанеды) высыпал на землю пепел около лампы, покрыв участок примерно в два квадратных фута, и пальцем нарисовал диаграмму, имевшую восемь точек, соединенных между собой линиями. Это была геометрическая фигура.

Такую же фигуру он рисовал мне несколько лет назад, пытаясь объяснить, что когда я наблюдал четыре раза подряд падение одного и того же дерева, это не было иллюзией. Диаграмма на пепле имела два эпицентра. Один он называл «разум», другой – «воля». «Разум» был непосредственно соединен с точкой, названной «разговор». Через «разговор», «разум» был косвенно соединен с тремя другими точками: «ощущение», «сновидение» и «видение». Другой эпицентр – «воля», был непосредственно соединен с «ощущением», «сновидением» и «видением», но только косвенно с «разумом» через «разговор». Яотметил, что диаграмма отличалась от той, которую я видел несколько лет назад.

- Внешняя форма не имеет значения, - сказал он. Эти точки представляют собой человеческое существо и могут быть нарисованы любым способом, каким захочешь.

- Представляют ли они собой тело человеческого существа? – спросил я.

- Не называй это телом, - сказал он. На волокнах светящегося существа имеется восемь точек. Маг говорит, как ты можешь видеть на этой диаграмме, что человеческое существо является прежде всего волей, потому что воля непосредственно соединена с тремя точками: ощущением, сновидением и видением. Затем человеческое существо является разумом. Этот центр действительно меньше, чем воля. Он соединен только с разговором.

- А что такое другие две точки, дон Хуан? Он взглянул на меня и улыбнулся.

- Ты намного сильнее теперь, чем был тогда, когда мы впервые говорили об этой диаграмме, но ты еще недостаточно силен, чтобы знать все восемь точек. Когда-нибудь Хенаро (второй учитель Кастанеды) покажет тебе две другие.

- Каждый человек имеет эти восемь точек, или только маги?

- Мы можем сказать, что каждый из нас приносит в мир восемь точек. Две из них – разум и разговор, известны каждому. Ощущение – всегда смутно, как бы оно ни было знакомо. Но только в мире магов полностью знакомишься со сновидением, видением и волей. И, наконец, на краю этого мира встречаешься с другими двумя. Восемь точек дают целостность самого себя.

Он показал мне на диаграмме, что, в сущности, все точки могут соединяться одна с другой косвенно.

Я опять спросил его о двух загадочных оставшихся точках. От ощущения, сновидения и видения, и намного более далеки от разговора и разума. Он ткнул пальцем, указывая, что они изолированы от всех остальных и одна от другой.

- Эти две точки никогда не бывают доступны разговору или разуму. Только воля может иметь с ними дела. Разум настолько удален от них, что совершенно бесполезно пытаться осмыслить их. Это одна из труднейших задач для понимания. В конце концов, силой разума является все осмысливать.

Я спросил его, соответствуют ли восемь точек участкам человеческого существа или определенным органам.

- Соответствуют, - ответил он сухо и стер диаграмму. Он коснулся моей головы и сказал, что это центр "разума" и "разговора". верхняя часть груди был центром "чувства". Район ниже пупка был "волей". "Сновидение" было с правой стороны против ребер. "Видение" – с левой. Он сказал, что иногда у некоторых воинов и "сновидение" и "видение" распологаются на одной стороне..

- А где остальные две точки? – спросил я. Он дал мне совершенно неудобоваримый ответ и расхохотался.

- Ты очень хитрый, - сказал он. – ты думаешь, что я сонный старый козел, не так ли?

Яобъяснил ему, что мои вопросы создали свою собственную инерцию.
- Не пытайся спешить, - сказал он. В соответствующее время ты будешь это знать, и тогда ты будешь сам по себе.

- Ты хочешь сказать, что я больше тебя не увижу, дон Хуан?
- Никогда, - сказал он. – Хенаро и я будем тогда тем, чем мы всегда были – пылью на дороге.
Яощутил толчок у себя в животе. – О чем ты говоришь, дон Хуан?
- Яговорю о том, что все мы неизмеримые существа – светящиеся и безграничные. Ты, Хенаро и я связаны вместе целью, которая не является нашим решением.

- О какой цели ты говоришь? – Об учении пути воина. Ты не можешь уйти с него, но точно так же не можем и мы. До тех пор, пока наше достижение впереди, ты будешь находить меня или Хенаро. Но когда оно будет выполнено, ты полетишь свободно и никому неизвестно, куда сила твоей жизни понесет тебя.

- Что в этом делает дон Хенаро? – Пока что этот предмет не для тебя, - сказал он. – сего дня я должен углубить тот коготок, который вонзил в тебя Хенаро – тот факт, что мы есть светящиеся существа. Мы – восприниматели. Мы – осознание. Мы – не предметы, мы не имеем твердости, мы безграничны. Мир предметов и твердости – это только способ сделать легким наш проход по земле. Это только описание, которое мы создали, чтобы оно помогало нам. Мы, или вернее наш разум забывает, что описание это только описание и таким образом мы заключаем целостность нас самих в заколдованный круг, из которого мы редко вырываемся в течение нашей жизни.

В данный момент, например, ты занят тем, что вытаскиваешь себя из клещей разума. Для тебя является невероятным и немыслимым то, что Хенаро вдруг появляется на краю чапараля, и, тем не менее ты не можешь отрицать то, что был свидетелем этого. Ты воспринял это событие как таковое.

Дон Хуан усмехнулся. Он тщательно нарисовал другую диаграмму на пепле и накрыл ее своей шляпой прежде, чем я успел ее скопировать.

- Мы – восприниматели, - продолжал он, - хотя тот мир, который мы воспринимаем является иллюзией. Он был создан описанием, которое рассказывалось нам с момента нашего рождения.

Мы – светящиеся существа – рождены с двумя кольцами силы. Но мы пользуемся только одним, чтобы создавать мир. Это кольцо, которое прицепляется очень скоро после рождения, есть разум и его компаньон – разговор. Они сотрудничают друг с другом и создают мир.

Поэтому, по существу, тот мир, который твой разум хочет поддерживать, является миром, созданным описанием и его догматическими и нерушимыми законами, которые разум выучивается принимать и защищать.

Секрет светящихся существ состоит в том, что у них есть другое кольцо силы, которым они никогда не пользуются – воля. Трюк мага это тот же самый трюк среднего человека. Оба имеют описание. Один – средний человек, поддерживает его своим разумом. Другой – маг – своей волей. Оба описания имеют свои законы, и эти законы объективны. Но преимуществом мага является то, что воля более захватывающа, чем разум. Предложение, которое я хочу сделать в данный момент состоит в том, чтобы с этого времени ты позволил себе воспринимать, поддерживать описание твоим разумом или твоей волей. Чувствую, что это единственный способ для тебя использовать свой повседневный мир как вызов и средство накопить достаточно личной силы, чтобы получить целостность самого себя.

Может быть в следующий раз, когда ты приедешь, у тебя будет ее достаточно. Во всяком случае, жди до тех пор, пока не почувствуешь, что внутренний голос говорит тебе делать так. Если ты приедешь в любом другом духе, то это будет тратой времени и опасностью для тебя...» Кастанеда Карлос книга 4. "Сказки осиле" (Carlos Castaneda Tales of Power)
Часть 1.Свидетель действия силы. Глава 3. Секрет светящихся существ.

« - Я собираюсь рассказать тебе о тонале и нагвале, - сказал он и взглянул на меня пронзительно.

Он мне объяснил, что каждое человеческое существо имеет две стороны, два отдельных существа, две противоположные стороны, которые становятся действующими в момент рождения. Одна называется "тональ", другая - "нагваль".

- тональ - это общественное лицо. Он засмеялся, я полагаю, при виде моего замешательства.

- Тональ является по праву защитником, хранителем. Хранителем, который большей частью превращается в охранника.

- Тональ - это организатор мира, - продолжал он. – может быть лучшим способом описания его монументальной работы будет сказать, что на его плечах покоится задача приведения хаоса мира в порядок. Но будет чрезмерным заявлять, как это делают маги, что все то, что мы знаем как люди, является работой тоналя.

В данный момент, например, все, что участвует в попытке найти смысл в нашем разговоре, является твоим тоналем. Без него были бы только бессмысленные звуки и гримасы, и ты не понял бы ничего из того, что я говорю.

Скажу далее, что тональ является хранителем, который охраняет нечто бесценное, нас самих. Поэтому врожденным качеством тоналя является быть консервативным и ревнивым относительно своих действий. А поскольку его деяния являются
самой что ни на есть важнейшей частью нашей жизни, то не удивительно, что он постепенно изменяется в каждом из нас из хранителя в охранника.

- Хранитель мыслит широко и все понимает, - объяснил он - охранник, с другой стороны, бдительный, узко мыслящий и большей частью деспот. Скажу далее, что тональ во всех нас был превращен в мелочного и деспотичного охранника в то время, как он должен бы быть широко мыслящим хранителем.

- Тональ - это все, что мы есть, - продолжал он – назови его! Все, для чего у нас есть слово - это тональ. А поскольку тональ является его собственным деянием, тогда все, очевидно, попадает в его границы.

- Тональ - это все, что мы знаем, - сказал он - я думаю, что это само по себе уже достаточная причина для того, чтобы тональ был таким сверхсильным делом.

- Ты должен запомнить этот момент. Очень важно понимание всего этого. Тональ начинается с рождения и заканчивается со смертью.

- Тональ это то, что делает мир.
- Тональ является создателем мира? Дон Хуан почесал виски.
- Тональ создает мир только образно говоря.

Он не может создать или изменить ничего, и, тем не менее, он делает мир, потому что его функция состоит в том, чтобы судить, свидетельствовать и оценивать. Я говорю, что тональ делает мир, потому что он свидетельствует и оценивает его согласно своим тональным законам. Очень странным образом тональ является творцом, который не творит ни единой вещи другими словами, тональ создает законы, по которым он воспринимает мир, так что, образно говоря, он творит мир.

- Если тональ это все, что мы знаем о нас и нашем мире, что же такое нагваль?

- Нагваль - это та часть нас, с которой мы вообще не имеем никакого дела.

- Прости, я не понял. - Нагваль - это та часть нас, для которой нет никакого
описания. Нет слов, нет названий, нет чувств, нет знания.

- Но это противоречие, дон Хуан. По моему мнению, если это не может быть почувствовано, описано или названо, то оно не может существовать.

- Это противоречие только по твоему мнению. Я предупреждал тебя ранее, чтобы ты не пытался сбить самого себя с ног, стараясь понять это.

Нагваль там, где обитает сила.

Мы чувствуем с самого момента рождения, что есть две части нас самих. В момент рождения и некоторое время спустя мы являемся целиком нагвалем. Мы чувствуем затем, что для того, чтобы функционировать, нам необходима противоположная часть того, что мы имеем. Тональ отсутствует, и это дает нам с самого начала ощущение неполноты. Затем тональ начинает развиваться и становится совершенно необходимым для нашего функционирования. Настолько необходимым, что он замутняет сияние нагваля. Он захлестывает его. С того момента как мы становимся целиком тоналем, мы уже ничего больше не делаем как только взращиваем наше старое ощущение неполноты, которое сопровождало нас с момента нашего рождения и которое постоянно нам говорит, что есть другая часть, которая дала бы нам цельность.

С того момента, как мы становимся целиком тоналем, мы начинаем делать пары. Мы ощущаем наши две стороны, но мы всегда представляем их предметами тоналя. Мы говорим, что две наши части - это душа и тело, или ум и материя, или добро и зло, бог или дьявол. Мы никогда не осознаем, однако, что просто спариваем вещи на одном и том же острове тоналя.

- Можно сказать, что нагваль ответственен за творчество, - сказал он наконец и посмотрел на меня пристально. - нагваль - единственная часть нас, которая может творить.

Он оставался спокойным, глядя на меня. Я почувствовал, что он определенно ведет меня в ту область, которую мне хотелось бы, чтобы он осветил получше. Он сказал, что тональ не создает ничего, а только является свидетелем и оценщиком. Я спросил его, как он объясняет тот факт, что мы конструируем суперсооружения и машины.

- Это не творчество, - сказал он. - это только спаивание. Мы можем спаять все, что угодно, нашими руками лично или объединяясь с руками других тоналей. Группа тоналей может спаять все, что угодно. Суперсооружения, как ты сказал.

- Но что же такое тогда творчество, дон Хуан? Он посмотрел на меня, скосив глаза. Мягко усмехнувшись, он поднял правую руку над головой и резким движением повернул кисть, как бы поворачивая дверную ручку.

- Творчество вот, - сказал он и понес свою ладонь на уровне моих глаз.

Мне потребовалось невероятно долгое время для того, чтобы сфокусировать глаза на его руке. Я ощущал, что прозрачная мембрана держала все мое тело в фиксированном положении, и что мне нужно прорвать ее, чтобы остановить свой взгляд на его руке. Я старался, пока капли пота не попали мне в глаза. Наконец, я услышал или ощутил хлопок, и мои глаза и моя голова дернулись, освободившись.

На его правой ладони находился самый любопытный грызун, какого я когда-либо видел. Он был похож на белку с пушистым хвостом. Однако, в шерсти его хвоста были жесткие щетинки.

- Потрогай его, - сказал дон Хуан тихо. Я автоматически повиновался и погладил пальцем по мягкой спинке. Дон Хуан поднес руку ближе к моим глазам, и тогда я заметил нечто, что бросило меня в нервные судороги. У белки были очки и большие зубы.

- Он похож на японца, - сказал я и начал истерически смеяться.

Затем грызун стал расти на ладони дона Хуана, и в то время, как мои глаза были еще полны слез от смеха, грызун стал таким громадным, что исчез. Он буквально вышел за границы моего поля зрения. Это произошло так быстро, что застало меня во время раската смеха. Когда я взглянул вновь, или когда я вытер глаза и сфокусировал их должным образом, я смотрел на дона Хуана. Он сидел на скамейке, а я стоял перед ним, хотя и не помнил, когда встал. На мгновение моя нервозность была неудержимой. Дон Хуан спокойно поднялся, заставил меня сесть, зажал мой подбородок между бицепсом и локтем левой руки и ударил меня по макушке костяшками пальцев правой руки. Эффект был подобен удару электрического тока, он моментально меня успокоил. Было так много вещей, которые я хотел спросить. Но мои слова не могли пробиться через все эти вопросы.

- Мы прибыли к последней части объяснения магов, - сказал он - прошлой ночью мы с Хенаро показали тебе две последние точки, которые образуют целостность человека - нагваль и тональ. Я однажды говорил тебе, что эти точки находятся вне нас и в то же время, это не так. Это парадокс светящегося существа.

Тональ каждого из нас является просто отражением того неописуемого и неизвестного, что наполнено порядком. Нагваль каждого из нас является только отражением той неописуемой пустоты, которая содержит все.... »

Кастанеда Карлос. Книга 4. "Сказки осиле" (Carlos Castaneda Tales of Power)
Часть 2. Тональ и нагваль. Глава 2. Острова тоналя.

Чакры можно рассматривать как определенные плазменные поля, которые вибрируют с заданной частотой. Свами Сатьянанда Сарасвати называет чакры переключателями нейрохимических процессов, каждый из которых контролирует, направляет и видоизменяет деятельность всех остальных.

В тантрической традиции указывается на семь главных чакр и сотни незначительных. Каждая чакра связана с эндокринной и нервной системами, выполняет определенные физиологические и психические функции.

Универсальная сила жизни, или кундалини, по мере развития духовных способностей, поднимается по позвоночному столбу, постепенно проникая в различные чакры, каждая из которых преобразует поступающую энергию в форму, пригодную к выполнению определенных жизненных функций.

Теория чакр в тибетском буддизме

Тантрический буддизм (ваджраяна) расходится с индийской тантрой уже на ранних стадиях. Указываются четыре (пуп, сердце, горло, голова), пять, семь или десять чакр, «колес», каждое с различным количеством спиц. У чакры в области пупа, например, 64 спицы, у чакры в области сердца – 8, у чакры в области горла – 16 (как и в индийской концепции), а у чакры в области головы – 32. За основу берется головной центр, а не область перинеума, соотносимая в индийской тантре с телом и физическим сознанием. Горловой центр представляет более тонкое состояние сознания, состояние сна, а сердечный центр объединяет в себе все другие состояния: глубокую медитацию, сон без сновидений, мирные божества и чистый свет.

Теория кундалини понимается как пребывание красной и белой капель в чакрах пупа и головы соответственно. Иногда указываются и другие капли. Когда эти капли растворяются в центральном канале, человек обретет трансцендентное знание. Это происходит только в результате усиленных практик, а также в момент смерти, и известно как явление чистого света.

Теория чакр радха свами (сайт мат)

Индийский йогин Хузур Свамиджи Махарадж (Сет Шив Дайал Сингх) (1818–1878) на основе тантрических, индийских, сикхистских и суфийских традиций вывел свою собственную космогонию и свой путь духовного развития. Позднее его воззрения оформились в религию под названием Сант Мат («Учение святых»), или Радха Свами («Господь души»), которой в настоящее время придерживаются несколько миллионов человек в Северной Индии.

Хузур Свамиджи учил, что существуют шесть миров, связанных с шестью низшими чакрами, и шесть высших миров. Низший из этих миров связан с коронарной чакрой, высшим энергетическим центром в индийской системе чакр.

Низшие миры состоят из материальной и низшей духовной Вселенной, называемой Линда, «тело». Высшие миры, каждый из которых связывается с божественной мелодией, или вибрацией (шабда, или нада), являются высшими духовными сферами универсального разума (Брахмана). Каждый мир – это небесная область, управляемая соответствующим божеством. До тех пор, пока человек не поднимется над определенным миром, он для него является высшим. Настраивая себя на вибрации высших, или небесных, миров, человек может проходить через различные планы бытия – до тех пор, пока не достигнет уровня Бога, находящегося вне всех миров.

Ниже в таблице представлена космология Хузура Свамиджи.

1. Радха Свами – Бог

2. Промежуточная область -

3. Промежуточная область -

4. 1-я небесная область – Сат Нам, или сатья-лока, Божественный мир

5. 2-я небесная область – Банвар гупха (промежуточная область)

6. 3-я небесная область – Махашунья, Великая Пустота

7. 4-я небесная область – Дашван двар, Пустота освобожденных душ

8. 5-я небесная область – Трикути, область Божественных небес

9. 6-я небесная область – Сахасрадала камала, Коронарная чакра, низшие небеса

10. 1-й ганглий – Аджна, обитель души низших небес

11. 2-й ганглий – Вишуддха; прана, сон

12. 3-й ганглий – Анахата, Шива, тонкое тело

13. 4-й ганглий – Манипура, Вишну, грубая прана

14. 5-й ганглий – Свадхиштхана, Брахма, физический мир

15. 6-й ганглий – Муладхара, Ганеша

Эти термины заимствованы из различных источников. Термин Дашама-двара (здесь Дашван двар, 7-я область сверху), например, происходит из тантры натха и обозначает небольшое отверстие, или пустоту, вверху талу-чакры (нёбной чакры), медитация на которую вводит в трансцендентное состояние сознание. Пять чакр, расположенных выше коронарной чакры, не обязательно представляют высшие состояния сознания. Они могут связываться с тем, что Хузур Свамиджи называл сатъя-лока. В системе 13 чакр выделяется множество промежуточных чакр.

Даосская концепция энергетических центров

Идея о тонких каналах и жизненной силе, циркулирующей по ним, уходит в Китае в глубь веков. Даосская концепция внутренней энергии схожа с индийской, различаются только термины.

Вместо нади упоминаются меридианы, вместо праны – ци, а вместо иды и пингалы – солнечный и лунный меридианы.

Индийская духовная культура направлена в основном вовне (по отношению к физическому миру). Целью является достижение состояние вечного бытия, находящегося вне космоса – нирваны, или мокши (освобождения). Индийский святой – это мудрый отшельник – садху, или саньясин, отказавшийся от мирского, живущий на подаяние. Он асоциален. Большая часть индийских практик направлена на обретение трансцендентного состояния освобождения.

Китайская же культура и духовность ориентированы на этот мир. Китайский святой похож на Конфуция. Это уважаемый и благочестивый человек, почитающий свою семью, признающий социальные нормы и осведомленный о политической ситуации. Китайская медитация направлена на мир, на управление жизненной силой, дарующей здоровье, долголетие и процветание (тай-цзи-цюань). Китайский адепт погружен в поиск алхимического бессмертия, уравновешивания себя с космическими потоками.

Там, где индийские и тибетские йогины взращивали знание и умение обращаться с тонким телом ради достижения трансцендентного состояния освобождения, китайские мудрецы, занимающиеся даосской внутренней алхимией, старались достичь омоложения организма и духовного бессмертия.

Наряду с чисто мистическим даосизмом «Дао Дэ Цзина», с одной стороны, и деревенским шаманизмом и магией, с другой, в Китае существовала метафизическая традиция, которая также называлась даосизмом. Она представляла собой систему йогической трансформации жизненной силы, называемую внутренней алхимией, потому что она использовала алхимическую символику и была направлена на достижение бессмертия. Этот эзотерический даосизм перекликается с индийской и тибетской тантрами.

Основная идея даосской алхимии заключается в необходимости управления жизненной силой ци.

При неумелом пользовании ци она вытекает из тела, и человек рано умирает. Однако возможно сохранять ци, направлять ее внутрь тела, проводить по позвоночнику к мозгу. Это очень похоже на идею кундалини. При восхождении ци проходит различные состояния, которые имеют определенные названия типа Желтого Зала или Небес. Это перекликается с концепцией чакр. Но имеется одно отличие от шакта-тантры. Достигнув макушки, ци начинает спускаться к пупу, образуя энергетическую цепь. Такая цепь называется «циркуляцией света», или микрокосмической орбитой. С помощью ритмического дыхания и визуализаций даосские йоги могут управлять движением ци, гармонизируя полярности инь и ян, обретая космическое сознание и бессмертие, а затем возвращаясь к дао.

Девять миров скандинавских мифов

Древние германские племена и викинги говорили об образовании Земли из тела сраженного великана Имира, первого живого существа. В отличие от индийского космического человека Пуруши, Имир, в соответствии с древними мифами, был создан в пустоте, которая описывалась как развертывающаяся пропасть, образованная комбинацией элементов. Из Имира вышли дети, и трое из них – Вили, Ве и Один – убили Имира.

Человек кроме физических органов представляет собой сложнейшую энергетическую конструкцию. Которая взаимодействует с электромагнитным полем Земли при помощи семи энергетических центров, называемых чакрами. Правда в некоторых источниках и учениях их бывает шесть, восемь и даже девять.

Чакра (санскр. चक्र, cakra IAST, букв. «круг», «колесо», «диск», «мандала») в духовных практиках индуизма - центры силы и сознания, расположенные в тонком теле человека. В физиологии человека чакрам соответствуют различные нервные сплетения и железы. В духовных практиках индуизма чакры - это точки пересечения нади, по которым в теле человека протекает жизненная энергия (прана).

Что буквально на санскрите означает слово чакра понятно, однако в контексте йогических практик оно больше означает «вихрь», то есть в этих центрах происходит вихрь космической жизненной силы. Часто эти центры называют «Падма» в переводе лотос, именно поэтому часто изображаются в виде лотоса с двумя, четырьмя, шестью, десятью, двенадцатью, шестнадцатью и тысячей лепестков.

В йогической традиции, а ещё ранее в Упанишадах* существует канал Нади, по которому циркулирует прана - космическая энергия. Нади проводит прану, а чакры в этом случае концентрируют её и выполняют функции своего рода «реле». Их открытие или очистка соответствует этапам духовного развития и физического оздоровления.

Чакра Основные функции Цвет Стихии
Муладхара mūlādhāra मूलाधार инстинкт сохранения жизни, все виды агрессии и негативных реакций, выживание, безопасность, здоровье, инстинкт продолжения рода; корень энергии кундалини тёмно-коричневый, красный, серый, бордовый, вишнёвый земля
Свадхиштхана svādhiṣṭhāna स्वाधिष्ठान эмоции, сексуальная энергия, жизнерадостность, спонтанность, желания, удовольствия, энергия Кундалини оранжевый, алый, розовый, сиреневый Вода
Манипура maṇipūra मणिपूर власть, контроль, свобода, карьера, уверенность, проницательность, ум Жёлтый Огонь
Анахата anāhata अनाहत преданность, любовь, сострадание, эмпатия, радость, доброта зелёный, бирюзовый, голубой Воздух
Вишуддха viśuddha विशुद्ध общение, самовыражение, творческий потенциал, гармония Индиго Эфир
Аджна ājñā आज्ञा Буддхи - интуиция, умственное функционирование, высший уровень осознания, экстрасенсорные способности Аметистовый Свет
Сахасрара sahasrāra सहस्रार подсоединение к космосу, полное освобождение, нирвана (в буддизме) фиолетовый; возможно, принимает на себя цвет доминирующей чакры непроявленная стихия - Пуруша - высшее сознание - металл

Каждая чакра воспринимает определённую частоту колебаний. В зависимости от того, какая чакра более открыта, такое же восприятие мира и тот же уровень сознания. Они не только концентрируют энергию, но и являются центрами сознания.

Помимо основных чакр существуют другие, второстепенные. Человек прежде чем раскрыть вышестоящую чакру постепенно осваивает более тонкие вибрации. Есть источники упоминающие другие «второстепенные» центры. Существеннейшие из них Лалана-чакра и Бинду , Манас-чакра и Сома-чакра , находящиеся возле Аджны. Есть близ Муладхары Иоништхану и ряд других.

Помимо перечисленных, есть ещё находящиеся за пределами физического тела, поэтому называемые «непроявленными». Они являются «повыше» Сахасрары по своему духовному развитию и выше находятся в энергетическом теле человека. Это центры концентрирующие в себе Сознание Земли (со всеми её обитателями) с Сознанием Солнечной системы, включая Сознание Солнца. Существуют тантрические древние и современные школы, в которых рассматривают свою, отличительную систему чакр, включительно малых центров иногда их могут насчитывать десятками.

А у Славяно-Ариев, 9 – основных и 28 промежуточных чакр. Общим количеством в 37 главных. И они являют собой не энергетический столб, а крест человека.

271. ЧАКРА - сс. Колесо . Диск . Солнце . Оружие богов . В йоге и других школах чакрами называют психофизиологические центры в тонком теле человека. Их существование не определяется инструментально, но выводится на основании результатов практики работы с ними, эффективность которой подтверждается объективно. Указывается разное количество чакр, несколько расходятся и представления об их локализации. При визуализации (прана-пратиштха) они предстают как завихрения, сравниваемые с цветком лотоса, повернутым от позвоночного столба к фронтальной поверхности тела, имеют разное количество лепестков, разный цвет. Их воспринимают как вихри энергии и сравнивают со спицами вращающегося зонта. Активизируются чакры при подъеме энергии (кундалини) от нижней чакры у основания позвоночного столба к верхней чакре над макушкой головы. Последовательно активизируются семь основных чакр и дополнительные, расположенные в стороне от позвоночника. С чакрами связывают распределение потоков праны в организме. Им соответствуют определенные звуки (биджа-мантра), символы, буквы алфавита, выполняющие функцию сакральных знаков, и др. Символы чакр представляют сложные композиции, в которых выделяют основной элемент в виде геометрической фигуры, соответствующей одному из первоэлементов материи (бхута). После смерти человека чакры перестают функционировать и не поддаются визуализации. Система чакр с точки зрения профанического сознания - вопрос веры, виртуальна, но существуют техники, позволяющие демонстрировать при работе с чакрами генерирование внутреннего тепла (сс. чунда-йога, тибет. туммо, тумо), появление сверхъестественных способностей, просветление. Наибольшее значение чакрам придается в тантрических практиках. Чакры называют узлами (грантхи) или точками (бинду). В некоторых учениях им соответствуют семь нот или семь тел (физическое, эфирное, астральное, ментальное, кармическое, интуитивное и абсолют). Работа с чакрами осуществляется в основном в направлениях тантрического буддизма ваджраяны, тибетского буддизма. Чакра - атрибут и символ великого правителя (чакравартин).

271.1. ЧАКРА . Основные психофизиологические центры . Муладхара. Нижняя чакра, расположенная у основания корпуса тела человека. В ней пребывает в состоянии покоя, сна, дремоты (нидра) энергия (шакти, кундалини). Из этого положения она начинает подъем вдоль позвоночного столба, что означает духовный рост, стремление к соединению с богом (Шива) или к высшему состоянию космического разума. При визуализации чакра воспринимается как лотос с четырьмя лепестками. Основной символ - желтый квадрат (земля). Связанный с чакрой поток праны - алана. Тело, соотносимое с данной чакрой, - физическое, плотное, грубое (стхула-деха).

Свадхистана (свадхиштхана ) расположена в области между гениталиями и пупком. Воспринимается как лотос с шестью лепестками. Основной символ - белый полумесяц (вода). Прана - вьяна. Соотносится с эфирным телом. Другие названия: чакра смерти, место исхода души

Манипура расположена в области между пупком и солнечным сплетением. Лотос с десятью лепестками. Символ - красный треугольник (огонь), перевернутый вершиной вниз. Прана - самана. Тело - астральное.

Анахата расположена в области сердца. Сердечная чакра. Лотос с двенадцатью лепестками. Символ: шестиугольник из двух треугольников дымчатого цвета (воздух). Прана - прана. Тело - ментальное. В буддизме чакра соотносится с телом закона (дхармакая) космического Будды.

Вишуддха расположена в области щитовидной железы. Лотос с шестнадцатью лепестками. Символ - дымчатый кружок (эфир, воздух). Прана - удана. Тело - кармическое. В буддизме чакра соотносится с телом блаженства (самбхогакая) космического Будды.

Аджна расположена в межбровье («третий глаз»). Лотос с двумя лепестками. Символ: перевернутый треугольник, над ним месяц-чаша, кружок и капля мудрости в виде перевернутой запятой. В буддизме чакра соотносится с телом преобразования (нирманакая) космического Будды.

Сахасрара (сахасрадала) расположена над головой. Лотос с тысячью лепестков. Центр сознания или место контакта с богом, абсолютом.

272. ЧАКРАВАРТИН - сс. Поворачивающий колесо . Образ восходит к древнему обряду инаугурации, возведения в сан вождя племени. По жертвенному столбу (скамбха, юпа) он поднимался к колесу, горизонтально закрепленному на вершине как символ солнца. Поворот колеса - сакральное, священное действие, ритуал посвящения. Чакравартин в буддизме - мудрый правитель, способный и достойный влиять на ход событий, «поворачивать колесо». Он обладает драгоценностями-символами: колесом (чакра), конем, слоном, жемчужиной, царицей, мечом, имеет казначея и советника. Белый слон-альбинос в Индии считался символом величайшего могущества. Чакравартин, обладающий железной, бронзовой или серебряной чакрой, покоряет малые государства, демонстрируя свою силу или сражаясь с теми, кто оказывает ему сопротивление, но он никого не убивает. Его титул - победитель (джайя, джая). Когда появляется золотой чакравартин, обладающий золотой чакрой, народы сами просят принять их под свое покровительство. Каждый чакравартин не только защищает их, но и просвещает

Появление чакравартина предвещает приход на землю будды данного космического цикла. Миссия чакравартина заключается не только в обеспечении процветания страны, но и в заботе о духовном росте своего народа, подготовке его к приходу спасителя. В нашей кальпе спасителем должен стать будда Майтрейя. Перед его приходом должен появиться Золотой Чакравартин, который будет буддистом и объединит все человечество. В переносном смысле поворот колеса означает принципиальное изменение направления развития событий. В буддийской школе виджнянавада введено представление о трех поворотах колеса учения Будды (дхарма-чакра-правартана, дхамма-чакка-паваттана). Первым считается бенаресская проповедь Будды Шакьямуни о страдании и четырех благородных истинах. Вторым - появление учения о высшей интуитивной мудрости (праджняпарамита). Третьим школа называет собственное учение о сознании. В ваджраяне третьим поворотом считают появление тантрического направления. Иногда вторым поворотом колеса называют возникновение направления махаяна.

273. ЧЕТАНА - се. Мысль. Сознание . В буддизме четана - один из формирующих факторов (санскара), влияющих на распределение элементов бытия (дхарма) в индивидуальном потоке (сантана). Она выступает как кармический импульс, обусловливающий направленность сознания, установление субъект-объектной оппозиции, кармической связи. Её трактуют как посыл, формирующий на непроявленном уровне мотивации, проявляющиеся затем как действия физические или вербальные. Четана участвует в реализации кармического механизма. Человек при этом ощущает не сам кармический импульс, а его проявления, не осознавая причины направленности своего сознания, интенции, влечения. Буддийская духовная практика предусматривает контроль за помыслами, ментальными посылами, побуждениями и другими проявлениями четаны, которые вызывают кармические последствия.

274. ЧИТ - сс. Душа. Мысль. Сознание. Ум. Разум. Дух . Термин означает единое сознание, присутствующее во всем и проявляющееся на атомарном, клеточном и других уровнях бытия. Оно входит в понятие сат-чит-ананда, которое в индуизме означает единство бытия, сознания и блаженства, высшее состояние, достижимое в процессе духовной практики и приравниваемое к слиянию с божественной сущностью. В буддизме чит выступает как чистое сознание, нематериальное, непространственное и неизменное в самом себе. Обладая силой (шакти), оно порождает материю и ум, которые с точки зрения высшей истины пустотны. Словосочетание «чит-акаша» означает чистый эфир сознания, субстрат, в котором происходит разделение на состояние покоя и движения, что создает напряженность и развертывание сознания в многообразии форм.

275. ЧИТТА - сс. Сознание. Ум. Разум. Мышление. Ощущение. Воля. Сердце. Ментальность . Термин может означать как низшую форму сознания, так и его высшее состояние. В буддизме с термином «читта» связаны представления о духовном, эмоции (ведана) и сердце (хридайя, хридая). Читту называют субстанцией, связанной с памятью и привычками, либо органом мышления, элементом внутреннего совокупного инструмента, низшим умом, интеллектом. Ачитта (ачинтья) - непостижимый. Читтачайтта.- явления сознания и психики. Читтасья - психика. Читта - дхарма сознания в буддийской теории дхарм.

271. Чакра

271. ЧАКРА - сс. Колесо. Диск. Солнце. Оружие богов . В йоге и других школах чакрами называют психофизиологические центры в тонком теле человека. Их существование не определяется инструментально, но выводится на основании результатов практики работы с ними, эффективность которой подтверждается объективно. Указывается разное количество чакр, несколько расходятся и представления об их локализации. При визуализации (прана-пратиштха) они предстают как завихрения, сравниваемые с цветком лотоса, повернутым от позвоночного столба к фронтальной поверхности тела, имеют разное количество лепестков, разный цвет. Их воспринимают как вихри энергии и сравнивают со спицами вращающегося зонта. Активизируются чакры при подъеме энергии (кундалини) от нижней чакры у основания позвоночного столба к верхней чакре над макушкой головы. Последовательно активизируются семь основных чакр и дополнительные, расположенные в стороне от позвоночника. С чакрами связывают распределение потоков праны в организме. Им соответствуют определенные звуки (биджа-мантра), символы, буквы алфавита, выполняющие функцию сакральных знаков, и др. Символы чакр представляют сложные композиции, в которых выделяют основной элемент в виде геометрической фигуры, соответствующей одному из первоэлементов материи (бхута). После смерти человека чакры перестают функционировать и не поддаются визуализации. Система чакр с точки зрения профанического сознания - вопрос веры, виртуальна, но существуют техники, позволяющие демонстрировать при работе с чакрами генерирование внутреннего тепла (сс. чунда-йога, тибет. туммо, тумо), появление сверхъестественных способностей, просветление. Наибольшее значение чакрам придается в тантрических практиках. Чакры называют узлами (грантхи) или точками (бинду). В некоторых учениях им соответствуют семь нот или семь тел (физическое, эфирное, астральное, ментальное, кармическое, интуитивное и абсолют). Работа с чакрами осуществляется в основном в направлениях тантрического буддизма ваджраяны, тибетского буддизма. Чакра - атрибут и символ великого правителя (чакравартин).

271.1. ЧАКРА . Основные психофизиологические центры . Муладхара. Нижняя чакра, расположенная у основания корпуса тела человека. В ней пребывает в состоянии покоя, сна, дремоты (нидра) энергия (шакти, кундалини). Из этого положения она начинает подъем вдоль позвоночного столба, что означает духовный рост, стремление к соединению с богом (Шива) или к высшему состоянию космического разума. При визуализации чакра воспринимается как лотос с четырьмя лепестками. Основной символ - желтый квадрат (земля). Связанный с чакрой поток праны - алана. Тело, соотносимое с данной чакрой, - физическое, плотное, грубое (стхула-деха).

Свадхистана (свадхиштхана ) расположена в области между гениталиями и пупком. Воспринимается как лотос с шестью лепестками. Основной символ - белый полумесяц (вода). Прана - вьяна. Соотносится с эфирным телом. Другие названия: чакра смерти, место исхода души

Манипура расположена в области между пупком и солнечным сплетением. Лотос с десятью лепестками. Символ - красный треугольник (огонь), перевернутый вершиной вниз. Прана - самана. Тело - астральное.

Анахата расположена в области сердца. Сердечная чакра. Лотос с двенадцатью лепестками. Символ: шестиугольник из двух треугольников дымчатого цвета (воздух). Прана - прана. Тело - ментальное. В буддизме чакра соотносится с телом закона (дхармакая) космического Будды.

Вишуддха расположена в области щитовидной железы. Лотос с шестнадцатью лепестками. Символ - дымчатый кружок (эфир, воздух). Прана - удана. Тело - кармическое. В буддизме чакра соотносится с телом блаженства (самбхогакая) космического Будды.

Аджна расположена в межбровье («третий глаз»). Лотос с двумя лепестками. Символ: перевернутый треугольник, над ним месяц-чаша, кружок и капля мудрости в виде перевернутой запятой. В буддизме чакра соотносится с телом преобразования (нирманакая) космического Будды.

Сахасрара (сахасрадала) расположена над головой. Лотос с тысячью лепестков. Центр сознания или место контакта с богом, абсолютом.