Игорь вялов. Афоризмы о мире

"За шесть дней трудно создать что-либо
путное. Взять хотя бы наш мир"

Янина Ипохорская


"Создать мир легче, чем понять его"
Анатоль Франс

В любой (хорошей или плохой) религии описывается сотворение мира. Исключение составляют буддизм и даосизм (и то, это скорее философские системы, нежели религии). Они сотворение мира не описывают. Глянем на сотворение мира по христианству.

Сначала ничего не было: ни материи, ни пространства. Был лишь бог. Он долгое "время" (времени вообще-то тоже не было, ибо нечего было измерять) висел на одном месте. Движения не было (не было относительности). В какой-то момент ему это надоело. Почему именно надоело - сиё великая тайна есть. "Вначале он сотворил небо и Землю" . Земля была пуста и безвидна (не имеющая формы) и носился над водой дух божий (Бытие, 1:1-2) . В следующем предложении бог говорит "да будет свет" . И стал свет.

Далее он отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму - ночью (Бытие, 1:3-5) . Что он сделал на следующий день? Занялся созданием неба по второму разу! "И сказал бог: да будет твердь посреди воды, и да отделит она воду от воды... И отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью. И назвал твердь небом " (Бытие, 1:6-8) . Получилось двойное небо. Тут не наука, тут всё круто. По христианству небо твердое, и оно отделяет воду, которая на земле, от той воды, которая наверху. Существовало убеждение, что по ту сторону этой тверди имеется громадный водоем, которому небо служит днищем. Типичные еврейские убеждения древнего времени (нам-то зачем в эту абракадабру верить?). Мало того, небо бог Иегова создал два раза. Если это не бред, то что это тогда такое?

Ту воду, которая была под небом (то есть "твердью") он собрал в одно место. Появилась суша (кстати, о создании воды ничего не говорится). На следующий день он произвел зелень. На четвертый день были созданы "два светила великие: светило большое, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды" . Бог закрепил их на "тверди небесной" (Бытие, 1:14-16) . Есть чему удивиться. Свет был создан в первый день и разделение суток на день и ночь уже было. Солнце и Луна были созданы на четвертый день. Первые три дня их не было. Свет прекрасно существовал без Солнца три дня? Кроме того, день менялся ночью без светила . Мы знаем, что Луна не является светилом. Она отражает свет. Но в библии, которую как бы диктовал сам бог, она названа светилом. Абсурд.

Обратим внимание на то, что Солнце и Луна называются "великими светилами", а звезды упоминаются между прочим. Им отведена ничтожная роль. Ни для кого не является тайной, что Солнце - весьма скромная по размерам (космическим, конечно же) звезда. Есть звезды гораздо больше Солнца. И их миллиарды. Бог якобы повесил Солнце и Луну на "тверди небесной". Но это невозможно. Среднее расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров. До Луны - 384 тысячи километров. Любой школьник это знает.

КАКУЮ ЖЕ АДЕКВАТНУЮ КАРТИНУ МИРА МОЖЕТ НАМ ПРЕДЛОЖИТЬ БИБЛИЯ, ЕСЛИ С САМОГО НАЧАЛА ОНА ПРЕПОДНОСИТ НАМ ТАКИЕ ГЛУПОСТИ?

На следующие дни (пятый и шестой) бог Иегова создал рыб, птиц, животных, рептилий и прочую тварь (Бытие, 1:20-25) . Наконец, он решил создать человека. "И сказал бог: СОТВОРИМ человека по образу НАШЕМУ и подобию НАШЕМУ , и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по Земле" (Бытие, 1:26) . Здесь бог одновременно сотворил и мужчину и женщину (Бытие, 1:27) . Ни о каком сотворении мужчины из глины, а женщины от его ребра пока речи не идет.

В ту пору бог назывался "элохим". Так величает его древнееврейский текст книги "Бытие ". А теперь немного лингвистики: слово "элохим" - это форма множественного числа . Довольно странно, что библия называет так совершенно одинокого бога. Не менее странно, что этот одинокий бог как будто обращается к кому-то: "сотворим... по образу и подобию нашему". Что это еще за МЫ ? К кому он обращается? Самого себя единственного называет МЫ ? Христианское однобожие уже выглядит нелепо. Отсюда вывод - всё это своровано из древних форм мировоззрений и переиначено древними жидами на свой убогий лад.

Для пропитания бог Иегова дал людям траву и фрукты с овощами, а зверям - всю зелень травную в пищу (Бытие, 1:29-30) . Все, животные, если верить библии, раньше были травоядные. Все давились травой. Львы, крокодилы, змеи, тигры, белые медведи и все живые существа ели одну траву. Представляете? У христиан всё возможно, эти ещё и не в такое могут поверить.

Во 2 -ой главе книги Бытие можно прочесть еще один вариант создания Земли со всеми "наворотами". И он отличается от первого. Порядок создания таков: Земля и небо, растения, мужчина, райский сад, живность, женщина от ребра мужчины. Словом, весь порядок нарушен. Никакой четкой системы. Одна каша. Читаю одну главу о сотворении мира - написано одно. Переворачиваю страницу - написано другое. И ради чего вся эта путаница? Зачем так запутывать читающего? Да чтобы создать в голове христианина кашу, чтобы он сам не мог ничего понять и думал, что поп в церкви знает это лучше и сможет ему всё объяснить.

Первого человека христианский бог сотворил из глины. "И сказал бог: не хорошо человеку быть одному, сотворим (снова обращение непонятно к кому - S.C. ) ему помощника" (Бытие, 2:18) . Из ребра мужчины была сотворена женщина - "помощник". Но для любой женщины унизительно определение, что она помощник. Христианство ставит женщину гораздо ниже мужчины. К этому мы еще вернемся.

С давних времен людей всегда интересовало то обстоятельство, что женщина была сотворена из ребра мужчины. Почему не из глины? Что, больше глины что ли не было? Зачем из ребра? К чему такой странный и сложный способ? Ведь богу пришлось усыплять мужчину, чтобы взять у него ребро, а это место закрыть плотью. Из глины бог мог бы легко создать и женщину, а не заниматься ерундой.

Объяснение этой нелепости пришло из развалин Вавилона. В шумерском мифе у бога воды и мудрости Энки болело ребро (на шумерском языке слово "ребро" произносится как "ти"). Богиню, которая должна была вылечить Энку, звали Нинти, то есть в переводе - "владычица ребра". Речь идет об игре слов. Одновременно слово "ти" означало "животворить, давать жизнь". Нин-ти - "дающая жизнь". Таким образом имя этой богини означало в равной степени и "женщину, дающую жизнь". Именно этот каламбур, возможно, древнейший в истории, был содран евреями в ветхий завет. Нинти евреи подменили Евой, которая у них являлась праматерью человечества, точнее "женщиной, дающей жизнь". Двусмысленность была утрачена, поскольку еврейские слова, означавшие "ребро" и "давать жизнь", были совершенно непохожи.

“Я верю в бога иудеев и христиан, но я отрицаю, что он сотворил мир. Он всего-навсего лишь привёл в относительный порядок некоторую незначительную его часть, и всё, до чего он коснулся, носит на себе печать его грубого и недальновидного ума. Не думаю, чтобы он был вечен и безконечен, ибо нелепо представить себе существо, которое не ограничено ни во времени, ни в пространстве. Я считаю его недалеким, весьма недалеким. Не верю я также и в то, что он единый бог: он очень долгое время и сам в это не верил. Он раньше был политеистом, а потом его гордыня и лесть его обожателей сделали из него монотеиста. В мыслях его мало последовательности; и он вовсе не так могуществен, как это думают. Словом, это скорей суетный и невежественный демиург, а не бог” (Анатоль Франс, “Восстание ангелов”, гл. 10) .

Афоризмы о мире

Я есть мой мир. Людвиг Витгенштейн

Иногда худой мир бывает ничуть не лучше доброй ссоры. Эдмунд Бёрк

Мир — это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение. Уильям Мейкпис Теккерей

Условия мира предписывает не тот, кто просит о нем, а тот, кто его дает. Тит Ливий

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. Виктор-Мари Гюго

Создать мир легче, чем понять его. Анатоль Франс

Слепой может объехать весь мир и ничего не заметить. Томас Карлейль

Задача — сделать человека счастливым — не входила в план сотворения мира. Зигмунд Фрейд

Лучшее в мире образование — полученное в борьбе за кусок хлеба. Уэнделл Филлипс

Для того, кто живет еще в этом мире, никакое покаяние не поздно. Киприан Карфагенский

Кто хочет мира, пусть готовится к войне. Флавий Вегеций Ренат

Мир скучен для скучных людей. Роберт Луис Стивенсон

Мир принадлежит тем, кто раньше встает, — до той минуты, пока не встанут другие. Жюль Ренар

Чтобы жить спокойно, нужно затратить не меньше усилий, чем для того, чтобы править миром. Бенжамен Констан

Мир не кровью, а дружбой и любовью должны мы уберечь. Ганс Сакс

Наш мир словно Ноев ковчег: горстка людей и уйма скотов. Сэмюэл Батлер

Вечен только мир мечты. Валерий Яковлевич Брюсов

Хотя бы мы объездили весь мир в поисках красоты, мы не найдем ее, если не взяли ее с собой. Ралф Уолдо Эмерсон

Целью войны является мир. Аристотель

Один лишь победитель достигает мира ценой войны. Гай Саллюстий Крисп

Миром правят судьба и прихоть. Франсуа де Ларошфуко

Мир — это тюрьма, в которой одиночная камера приятнее прочих. Карл Краус

Я предпочитал даже самый несправедливый мир самой оправданной войне. Марк Туллий Цицерон

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя! Сократ

Мир — это спокойствие, вытекающее из труда. Анри Барбюс

В мире чувства есть лишь один закон — составить счастье того, кого любишь. Стендаль (Анри-Мари Бейль)

В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем. Генри Уорд Бичер

Когда человек ладит с самим собой, он ладит и с миром. Антони Эшли Купер Шефтсбери

Раздор пусть исходит от других, от тебя же примирение. Луций Анней Сенека (младший)

Мир постепенно изнашивается. Клавдий Элиан

Отчего бы нам не жить в мире? Публий Вергилий Марон

В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее, как бездействие и ожидание. Александр Иванович Герцен

Мир — прекрасная книга, но бесполезная для того, кто не умеет читать. Карло Гольдони

Мир создал Бог, но оживил его дьявол. Тристан Бернар

Кто лучше понимает мир, меньше любит его. Бенджамин Франклин

Страх правит миром, надежда его утешает. Гастон де Левис

Мир — высшее благо, какого люди желают в этой жизни. Мигель де Сервантес Сааведра

Остерегайтесь чьи-либо пороки приписывать всему миру. Публий Овидий Назон

Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров. Генри Дейвид Торо

Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся. Оливер Уэнделл Холмс (старший)

Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы. Тит Ливий

Покупать у врага мир — значит снабжать его средствами для новой войны. Жан-Жак Руссо

Мир — это не более чем тщеславие, принимающее разные обличья. Джордж Савил Галифакс

В мире нет ничего более постоянного, чем непостоянство. Джонатан Свифт

В этом мире гораздо легче услышать эхо, чем ответ. Жан Поль

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение. Лев Николаевич Толстой

Самое непостижимое в мире — то, что он постижим. Альберт Эйнштейн

Нет мира у огня с водою. Адам Мицкевич

А кто-то сомневался? Создать мир может каждый - надо просто закрыть глаза и пустить свою фантазию в свободный полет. Что из этого выйдет? Пожалуй, это не имеет значения. Я хочу лишь сказать о том, что созидание - процесс творческий, спонтанный и оттого почти всегда неосознан-ный.
А вот чтобы понять, проникнуть в суть уже созданного, требуются усилия разума. И немалые. Для примера, оглянитесь вокруг. Вокруг вас - мир. Пусть даже в чем-то скучный и ненавистный, но свой, родной, обжитый. Можно ли постичь его суть? Вряд ли. Дело даже не в том, что мы нахо-димся внутри и вовлечены в мировые процессы. Если бы была возможность оказаться вне этого мира, он бы не стал от этого понятней.
А возможно, и нет его - нет никакого смысла. И даже более - нет никакого мира, а есть лишь ил-люзия. Эта идея лишь на первый взгляд кажется дикой - когда создашь в своем воображении па-рочку-другую миров, уже и к этой реальности относишься спокойнее.
И все-таки становится страшновато, когда к тебе внезапно приходит ощущение иллюзорности бы-тия. Чаще всего это случается, когда надолго остаешься один или когда слишком тихо. И ты ощу-щаешь себя не человеком, а центром всей этой вселенской тишины, всего этого пугающего одино-чества. В такие мгновения мир становится призрачным, а за зыбкими иллюзиями чудится Пустота.
А иногда я чувствую себя наблюдателем. Это происходит, когда замыкаешься в себе. Очень странное ощущение - ощущение, что мир проходит мимо. Кажется, что можно протянуть руку, ухватить цветастое полотно и дернуть. И мир сорвется, как старая занавеска с заржавевшей гарди-ны… Кажется, можно однажды ночью выйти из дома и уже не вернуться. Не потому, что с тобой что-то случиться, а потому что ничего не случилось. Просто ты пошел куда-то дальше, сквозь гус-тую темную синь ночного неба, зачерпывая горстями звезды… Это ощущение немного пугает меня, но пугает приятно. И я не удивлюсь, если однажды не вернусь обратно.
А еще есть ощущение, наиболее свойственное людям: что ты «в теме». В смысле, в мире. Пусть ты всего лишь маленькая песчинка, но зато задействованная в глобальных процессах! Не знаю, как у других людей, а у меня эти ощущения порой сильно обостряются. Я ощущаю себя неотъемлемой частью мира. Частью мира природы, скажем так. Возможно, во мне просто просыпается эстет, но я не думаю, что нормальный среднестатистический эстет станет ощущать себя частью осеннего ле-са, звездного неба или там грозы… И тем не менее это чувство единства наполняет меня необык-новенным счастьем, потому что в такие моменты я понимаю какую-то странную, совсем нечело-веческую истину - что все в мире существует просто потому, что существует. Я хороню мысли о жизни, смерти, смысле и т.п. в своей голове, потому что сама мысль становится кощунственным явлением. Жаль, это длится недолго… Счастье уходит, и ты снова - человек, который смотрит во-круг и ни-че-го не понимает.
Обидно.
Забавно.
Наверное, так должно быть. И я не думаю, что ища, надо обязательно находить. Важен сам про-цесс поиска. Есть ли смысл жить в мире, который для тебя - открытая книга, логическая схема причин и следствий, лишенная ореола таинственности? Пф-ф… Зачем знать Вечные Ответы на Вечные Вопросы, если они не приносят радости?
Вот и я думаю, что незачем.
Мне просто нравится поиск, нравится определенный анализ своих ощущений от мира. Нравится верить, что если однажды один мир истощит свои загадки, я смогу создать другой - непонятный и влекущий.