Факты о христианстве. О том, когда родился и умер Иисус. О животных в христианских и католических храмах

1. По евангельской легенде Понтий Пилат, вынужденный согласиться на казнь Иисуса, умыл руки перед толпой согласно заповедям Моисея и сказал: «Невиновен я в крови Праведника сего». Отсюда произошло выражения для снятия с себя ответственности «я умываю руки».
2. В средневековых церквях Западной Европы оборудовались хагиоскопы - специальные отверстия в стенах, через которые можно было слушать происходящее внутри и видеть алтарь. Это делалось для того, что прокажённые и другие больные, а также отлучённые от церкви могли видеть службу и не лишаться духовного утешения.
3. После крещения Руси язычество ещё долго проявлялось в самых разных формах. Одной их таких деталей были амулеты от болезней под названием змеевики - металлические или каменные медальоны, на передней стороне которых был изображён христианский сюжет. На обратной, невидимой окружающим стороне медальона, наносился сюжет из мифологии, чаще всего со змеями - например, окружённая ими змееногая прародительница скифов, либо отрубленная голова медузы Горгоны с вырастающими из неё змеями. Анализ найденных змеевиков показывает, что их изготовляли вплоть до 15-16 веков.
4. Храм Гроба Господня в Иерусалиме разделён между шестью христианскими конфессиями: католической, греко-православной, армянской, коптской, эфиопской и сирийской. За конфессиями закреплены разные части комплекса, но некоторые используются по очереди, например, кувуклия, где служится литургия на самом Гробе Господнем. Исторически такое деление нередко было причиной конфликтов между конфессиями, поэтому с 12 века и по сей день ключи от храма хранятся в арабо-мусульманской семье Джуда, а право каждый день открывать и закрывать храм закреплено за другой арабской семьёй Нусейбе.
5. В христианской традиции святых на иконах и полотнах изображают обычно с круглым нимбом над головой, однако известны и рисунки с нимбами других форм. Бог-отец иногда изображался с треугольным нимбом, что символизировало Троицу. Нимбом прямоугольной формы украшали голову некоторых святых или римских пап, которые ещё не умерли. Существуют фрески, на которых изображены персонификации добродетелей с гексагональными нимбами.
6. Некоторые паломники, приезжая в Иерусалим, под действием психического расстройства начинают вести себя как святые или пророки, будто они наделены божественными силами. Для такого поведения есть даже специальный термин - Иерусалимский синдром, и проявляется он у людей самых разных вероисповеданий - христиан, иудеев, мусульман. По статистике, Иерусалимский синдром наблюдается в среднем у 100 паломников за год, из которых 40 попадают в местную психиатрическую больницу.
7. Когда у нашедшего Трою археолога Шлимана родился сын, его православная жена настояла на крещении ребёнка. Во время церемонии крещения Шлиман захотел проверить температуру воды и погрузил в неё термометр, что вызвало сильное негодование священника. Только путём долгих уговоров со стороны жены воду заменили и довели церемонию до конца.
8. В 1988 году было проведено три независимых исследования Туринской плащаницы на предмет её возраста с помощью радиоуглеродного анализа. Кусочки ткани из угла плащаницы были направлены в Оксфордский университет, Университет Аризоны и Высшую техническую школу в Цюрихе. Все результаты сошлись на одной эпохе: с вероятностью в 95% материал датирован в промежутке между 1260 и 1390 годами. После этих исследований появилось множество предположений о причинах искажения даты - например, что образцы были взяты не из оригинальной плащаницы, а из реставрированных в Средние века фрагментов. Однако все подобные гипотезы проверялись другими учёными и не были признаны обоснованными.
9. Каждый год на Пасху в греческом городке Вронтадос на острове Хиос случается ракетная война. Общегреческая традиция запускать фейерверки в этот праздник трансформировалась здесь в противостояние между двумя церквями, чьи прихожане запускают десятки тысяч самодельных ракет. Их цель - поразить колокольню церкви противников, а победителя определяют на следующий день, подсчитывая количество попаданий.
10. Самая большая церковь в мире Нотр-Дам-де-ла-Пэ находится в городе Ямусукро, столице африканского государства Кот-д’Ивуар. Она была построена по подобию Собора Святого Петра в Риме с 1985 по 1989 годы. При этом мусульман в Кот-д’Ивуаре больше, чем христиан.

1. Вуду - смесь христианства и гаитянских верований. В 1860 году Ватикан признал вуду разновидностью католичества.

2. В Африке тоже есть христиане. Разумеется, они считают, что Иисус был негром.

3. До Китая христианство дошло примерно в VII веке. Иисуса китайцы быстро переделали под себя:

4. Санта Клаус покровительствует Рождеству и проституткам, а святой Исидор Севильский - интернету.

5. В 301 году армянский царь Тиридат III объявил христианство государственной религией. Армения стала первым государством, принявшим христианство.

6. Римский папа предпочитал передвигаться на особых носилках Sedia gestatoria, совсем как какой-нибудь африканский вождь. Но в двадцатом веке их, частично или полностью - тут всё зависит от личных предпочтений действующего понтифика, - заменили на автомобиль.

7. Митрополит Киевский и всея Руси Иоанн III (конец XI века) был скопцом.

8. Если вы вдруг решите исповедоваться, не употребляйте в церкви словосочетание «групповой секс». Правильно - свальный грех.

9. Перед тем, как принять христианство, святой Владимир Креститель активно насаждал на Руси прибалтийское язычество, имел гарем и публично изнасиловал невесту своего брата (затем, правда, убив ее родителей, женился на ней).

10. Ватикан не только не преследовал Библию дьявола, но и всячески поощрял ее изучение.

11. Однажды папой Римским стала женщина - папесса Иоанна. Никто, правда, не знал о ее секрете - он раскрылся, когда она родила прямо во время какой-то службы. Современный Ватикан считает, что история о женщине на престоле святого Петра всего лишь выдумка, но кто знает, как всё было на самом деле?

12. Считается, что после этого инцидента пол каждого кандидата на престол проверяли с помощью специального кресла.

13. Некоторые папы со временем стали антипапами. Со временем - потому что при жизни никто не рисковал их так называть. Если после смерти Римского папы находилось достаточно людей, считавших, что папа занял престол незаконно, папу нарекали антипапой.

14. Если же несогласных не находилось, вопрос о канонизации умершего рассматривали на специальном суде, на котором обязательно присутствовал прокурор - адвокат дьявола.

15. В России в XVIII веке действовала секта белых голубей под руководством беглого крепостного Кондратия Селиванова. Душу сектанты спасали оскоплением.

16. Изображение Бога-отца было запрещено Большим Московским Собором еще в XVII веке на том основании, что бога «никтоже виде когда во плоти». Тем не менее «запретных» икон и фресок полным полно в православных храмах.

17. Еще хуже - распространенный иконописный сюжет «Отечество». На таких иконах бог изображен одновременно в трех ипостасях. Церковь считает, что таким образом к нему применяется категория времени, что недопустимо.

18. Хитрые иконописцы, которым по какой-то причине ну очень хочется рисовать Бога, утверждают, что в образе старца они изображают не Саваофа, а Моисея.

19. Большинство эфиопов - православные.

20. Из-за ошибки в переводе Библии Моисея часто изображали рогатым. На самом деле, его лоб должен быть осенен лучами.

В христианской религии есть обычай, когда к умирающему приходил священник, чтобы его исповедовать и причастить. Эта процедура сопровождалась окуриванием ладаном. Так в разговорном языке появилось и закрепилось выражение «дышит на ладан». Так говорят о любом объекте (от человека до механизма или строения), который находится в очень плохом состоянии и скоро прекратит своё существование (умрет, сломается, разрушится и т.д.).


Ниже предлагаем подборку других примечательных фактов, связанных с христианской традицией:

Умыть руки


В Евангелии есть эпизод, когда Понтий Пилат, которого вынудили санкционировать казнь Христа, сделав это, немедленно публично умыл руки и заявил о своей невиновности в том, что прольется кровь праведника. С тех пор в разных языках мира выражение «умыть руки» употребляется, для обозначения ситуации, когда кто-то, желая избежать ответственности, предпочитает не вмешиваться в развитие ситуации, хотя и имеет возможность повлиять на него.

Хагископы


Так назывались отверстия в стенах средневнковых церквей, которые служили для того, чтобы люди, находящиеся снаружи могли наблюдать за тем, что происходит внутри. Они предназначались для всех, кому вход в храм был запрещен: заразных больных (включая прокаженных), отлученных от церкви и т.д.

Сильная молитва - сорокоуст


Сорокоуст - это ежедневная молитва в течение сорока дней, когда служители Православной Церкви поминуют усопших. Здесь интересен тот факт, что в современное время не обязательно идти в саму церковь и заказывать сорокоуст, существуют специальные сервисы, такие как rpconline.ru, на котором можно заказать данную молитву в любой церкви России.

Змеевеки


Даже сейчас, спустя более 1000 лет после крещения Руси, можно наблюдать различные проявления язычества. А в прежние годы их было ещё больше. Люди, принявшие христианство, продолжают отмечать некоторые языческие праздники и соблюдать некоторые обряды, а также пользоваться языческими амулетами. В прошлом были очень популярны металлические (либо каменные) амулеты в виде медальонов, которые якобы помогали от различных болезней. Они назывались «змеевиками». На лицевой стороне такого медальона был изображен какой-нибудь канонический христианский сюжет, а на обратной, той которую не видели окружающие изображалась картина на мотивы из языческой мифологии, чаще всего, связанная со змеями (отсюда и пошло название «змеевик»). Змеевики продолжали изготавливаться вплоть до 16-го века.

Особенности регламента использование Храма Гроба Господня.


Этот храм, который находится в Иерусалиме используется представителями 6-и разных ответвлений христианства: католиками, последователями греческого православия, коптами, теми, кто исповедует армянский вариант православия, прихожанами коптской, сирийской и эфиопской христианских церквей. За каждой церковью закреплена собственная часть храмового комплекса, однако, его отдельные элементы не имеют дубликатов (в частности, кувкулия для совершения литургии прямо на гробе Иисуса) и используются представителями всех конфессий по очереди. Подобная ситуация нередко порождала конфликты между сторонниками разных церквей. Поэтому, ещё в XII в. было принято решение сделать вечными хранителями ключей от этого храма мусульманскую семью Джуда. Члены другой и тоже мусульманской семьи, Нусейбе, ежедневно открывают, а затем запирают этот храм. Такой порядок сохраняется и сейчас.

Какой формы бывают нимбы


Обычно на иконах (или картинах, посвященных библейской тематике) святых изображают с нимбом над головой. В подавляющем большинстве случаев, это нимб имеет округлую форму. Но существуют и иные варианты. Так, для обозначения бога-отца часто использовался треугольный нимб. Нимбы прямоугольной формы часто служили для обозначения римских пап, которые в момент написания картины были ещё живы, а также отдельных святых. На некоторых фресках для обозначения воплощения добродетелей использовались гексогональные нимбы.

Иерусалимский синдром


Этим термином обозначается психической расстройство, когда во время паломничества человек вдруг начинает копировать поведения и действия святого или пророка той религии, которую он исповедует. Впервые данный синдром был замечен у паломников, направлявшихся в Иерусалим, отсюда и название. Но ему в равной степени подвершены представители всех вероучений. Сейчас в среднем, каждый год, примерно у 100 паломников проявляется данной расстройство, а примерно в 40 случаях требуется госпитализация.

Скандал во время крещение сына Шлимана


Археолог Шлиман (знаменитый тем, что отыскал Трою) был женат на православной христианке, которая после рождения сына настояла на проведении церемонии крещения. Во время обряда, археолог погрузил в предназначенную для крещения воду термометр, чтобы узнать её температуру. Проводивший церемонию священнослужитель очень сильно рассердился и даже хотел прервать обряд. С большим трудом удалось убедить его выполнить обряд до конца. Но воду пришлось заменить.

О возрасте Туринской плащаницы


В 1988 сразу в три исследовательских центра (Оусфорд, Аризонский университет и в Цюрихскую ВТШ) были направлены частицы Туринской плащаницы для определения её возраста методом радиоуглеродного анализа. Результаты анализа оказались весьма неожиданными. Все три лаборатории, независимо друг от друга определили что ткань с вероятностью 95% была изготовлена в период с 1260 по 1390 гг., что явно противоречило канонической версии её происхождения. Причины такого несоответствия неизвестны до сих пор. Высказывались версии, что образцы для анализа были взяты ранее отреставрированных фрагментов, но после проверки они были признаны несостоятельными.

Пасхальные фейрверки в г. Вронтадос


Греческая традиция устраивать на пасху фейрверки приобрела в городе Вронтадос (о. Хиос) весьма оригинальную форму. Здесь на пасху ежегодно происходит ракетная перестрелка между сторонниками двух, соперничающих между собой церквей, которые своими ракетами стараются поразить купол церкви противника. На следующий день производится подсчет числа попаданий в каждый из куполов и определяется победитель очередного противостояния.

Самая большая в мире церковь.


Как ни странно, но самая громадная на планете церковь находится в Африке. Она называется Нотр-Дам-де-ла-Пэ и была построена в г. Ямоскуро, который является столицей Кот-д"Ивуара. Строительство длилось 4 года – с 1985- по 1989. За образец был взят Римский Собор Святого Петра. Примечательно, что в Кот-д"Ивуаре христиане составляют меньшинство. Мусульман там больше.

Христиа́нство - авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Интересный факты о христианстве:
1. По евангельской легенде Понтий Пилат, вынужденный согласиться на казнь Иисуса, умыл руки перед толпой согласно заповедям Моисея и сказал: «Невиновен я в крови Праведника сего». Отсюда произошло выражения для снятия с себя ответственности «я умываю руки».
2. В средневековых церквях Западной Европы оборудовались хагиоскопы - специальные отверстия в стенах, через которые можно было слушать происходящее внутри и видеть алтарь. Это делалось для того, что прокажённые и другие больные, а также отлучённые от церкви могли видеть службу и не лишаться духовного утешения.
3. После крещения Руси язычество ещё долго проявлялось в самых разных формах. Одной их таких деталей были амулеты от болезней под названием змеевики - металлические или каменные медальоны, на передней стороне которых был изображён христианский сюжет. На обратной, невидимой окружающим стороне медальона, наносился сюжет из мифологии, чаще всего со змеями - например, окружённая ими змееногая прародительница скифов, либо отрубленная голова медузы Горгоны с вырастающими из неё змеями. Анализ найденных змеевиков показывает, что их изготовляли вплоть до 15-16 веков.
4. Храм Гроба Господня в Иерусалиме разделён между шестью христианскими конфессиями: католической, греко-православной, армянской, коптской, эфиопской и сирийской. За конфессиями закреплены разные части комплекса, но некоторые используются по очереди, например, кувуклия, где служится литургия на самом Гробе Господнем. Исторически такое деление нередко было причиной конфликтов между конфессиями, поэтому с 12 века и по сей день ключи от храма хранятся в арабо-мусульманской семье Джуда, а право каждый день открывать и закрывать храм закреплено за другой арабской семьёй Нусейбе.
5. В христианской традиции святых на иконах и полотнах изображают обычно с круглым нимбом над головой, однако известны и рисунки с нимбами других форм. Бог-отец иногда изображался с треугольным нимбом, что символизировало Троицу. Нимбом прямоугольной формы украшали голову некоторых святых или римских пап, которые ещё не умерли. Существуют фрески, на которых изображены персонификации добродетелей с гексагональными нимбами.
6. Некоторые паломники, приезжая в Иерусалим, под действием психического расстройства начинают вести себя как святые или пророки, будто они наделены божественными силами. Для такого поведения есть даже специальный термин - Иерусалимский синдром, и проявляется он у людей самых разных вероисповеданий - христиан, иудеев, мусульман. По статистике, Иерусалимский синдром наблюдается в среднем у 100 паломников за год, из которых 40 попадают в местную психиатрическую больницу.
7. Когда у нашедшего Трою археолога Шлимана родился сын, его православная жена настояла на крещении ребёнка. Во время церемонии крещения Шлиман захотел проверить температуру воды и погрузил в неё термометр, что вызвало сильное негодование священника. Только путём долгих уговоров со стороны жены воду заменили и довели церемонию до конца.
8. В 1988 году было проведено три независимых исследования Туринской плащаницы на предмет её возраста с помощью радиоуглеродного анализа. Кусочки ткани из угла плащаницы были направлены в Оксфордский университет, Университет Аризоны и Высшую техническую школу в Цюрихе. Все результаты сошлись на одной эпохе: с вероятностью в 95% материал датирован в промежутке между 1260 и 1390 годами. После этих исследований появилось множество предположений о причинах искажения даты - например, что образцы были взяты не из оригинальной плащаницы, а из реставрированных в Средние века фрагментов. Однако все подобные гипотезы проверялись другими учёными и не были признаны обоснованными.
9. Каждый год на Пасху в греческом городке Вронтадос на острове Хиос случается ракетная война. Общегреческая традиция запускать фейерверки в этот праздник трансформировалась здесь в противостояние между двумя церквями, чьи прихожане запускают десятки тысяч самодельных ракет. Их цель - поразить колокольню церкви противников, а победителя определяют на следующий день, подсчитывая количество попаданий.
10. Самая большая церковь в мире Нотр-Дам-де-ла-Пэ находится в городе Ямусукро, столице африканского государства Кот-д’Ивуар. Она была построена по подобию Собора Святого Петра в Риме с 1985 по 1989 годы. При этом мусульман в Кот-д’Ивуаре больше, чем христиан.

Большая часть населения планеты верит в Бога, Отца и Святого Духа, молится в церквях, читает Священное Писание, слушает кардиналов и патриархов. Это Христиане . Так что же такое христианство? Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

Что такое христианство

Если говорить совсем коротко, это религия, в основе которой лежит вера в то, что более 2000 лет назад Бог пришел в наш мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мертвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой европейской цивилизации. В каком году мы все живем? Ученики отвечают. Этот год, так же, как и другие, мы отсчитываем от рождества Христова.


Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Более 2-х млрд. христиан принадлежат к различным религиозным конфессиям. Наиболее крупные течения в христианстве — православие, католицизм и протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.

Интересные факты о религии

Христианство берет начало от вероучения группы палестинских евреев, считавших Иисуса мессией, или «помазанным» (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я»), который должен освободить евреев от римского владычества. Новое учение распространялось последователями Учителя, особенно обращенным в христианство фарисеем Павлом. Путешествуя по Малой Азии, Греции и Риму, Павел проповедовал, что вера в Иисуса освобождает его последователей от соблюдения ритуалов, предусмотренных Законом Моисея. Это привлекло к христианскому вероучению многочисленных не евреев, занятых поисками альтернативы римскому язычеству, но в то же время не желающих признавать обязательные обряды иудаизма. Несмотря на то, что римские власти время от времени возобновляли борьбу с христианством, его популярность стремительно росла. Так продолжалось до эпохи императора Деция, при котором (250 г.) началось систематическое преследование христиан. Однако, вместо того чтобы ослабить новую веру, притеснения только укрепили ее, и в III в. христианство распространилось по всей Римской империи.


Раньше Рима, в 301 г., христианство приняла в качестве государственной религии Армения, тогда независимое царство. А вскоре началось победоносное шествие христианской веры по римским землям. Восточная империя с самого начала строилась как государство христианское. Император Константин, основатель Константинополя, прекратил гонения на христиан и покровительствовал им. При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания, христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи, а на смертном одре в 337 г. принял крещение. Он и его мать, христианка Елена, почитаются Церковью как святые. При императоре Феодосии Великом в конце IV в. христианство в Византии утвердилось в качестве государственной религии. Но лишь в VI в. Юстиниан I, ревностный христианин, окончательно запретил языческие обряды на землях Византийской империи.


В 380 г. при императоре Феодосии христианство было провозглашено официальной религией империи. К тому времени христианское вероучение пришло в Египет, Персию и, возможно, в южные районы Индии.

Около 200 г.- руководители церкви начали отбирать наиболее авторитетные христианские писания, которые впоследствии составили книги Нового Завета, вошедшие в Библию. Эта работа продолжалась до 382 г. Христианский символ веры был принят на НИКЕЙСКОМ СОБОРЕ в 325 г., но по мере расширения влияния церкви усиливались разногласия, касающиеся доктрины и организационных вопросов.

Начавшись с культурных и языковых расхождений, противостояние восточной церкви (с центром в Константинополе) и западной римской церкви постепенно приобрело догматический характер и привело в 1054 г. к расколу христианской церкви. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. разделение церквей утвердилось окончательно.

Политическая, социальная и научная революции XIX в. принесли новые испытания христианскому вероучению и ослабили связи между церковью и государством. Достижения научной мысли представляли собой вызов библейским верованиям, в особенности истории о сотворении мира, в истинности которой заставила усомниться теория эволюции, созданная Чарльзом ДАРВИНОМ. Тем не менее, это было время активной миссионерской деятельности, особенно со стороны протестантских церквей. Стимулом для нее служило формирующееся общественное сознание. Христианское вероучение часто становилось важным фактором в организации многих общественных движений: за отмену рабства, за принятие законодательства в защиту рабочих, за введение системы образования и социального обеспечения.

В XX столетии в большинстве стран церковь почти полностью отделилась от государства, а в некоторых была насильственно запрещена. В Западной Европе число верующих неуклонно сокращается, в то время как во многих развивающихся странах, наоборот, продолжает расти. Признание необходимости единства церкви нашло выражение в создании Всемирного совета церквей (1948).

Распространение христианства на Руси

Распространение христианства на Руси началось примерно в 8 веке, когда на славянских территориях были основаны первые общины. Их утверждали западные проповедники, и влияние последних было невелико. Обратить Русь по-настоящему впервые решил языческий князь Владимир, который искал надежную идеологическую скрепу для разобщенных племен, родное язычество которых не удовлетворяло его запросам.


Впрочем, не исключено, что и сам он искренне обратился в новую веру. Но никаких миссионеров не было. Ему пришлось осадить Константинополь и попросить руки греческой принцессы, чтобы его окрестили. Только после этого в русские города были отправлены проповедники, которые крестили население, строили храмы и переводили книги. Некоторое время после этого наблюдалось языческое сопротивление, восстания волхвов и так далее. Но через пару сотен лет христианство, территория распространения которого охватила уже всю Русь, победило, и языческие традиции канули в лету.


Христианские символы

Для христиан весь мир, являющийся творением Бога, исполнен красоты и смысла, наполнен символами. Не случайно святые отцы Церкви утверждали, что Господь создал две книги - Библию, в которой прославляется любовь Спасителя, и мир, который воспевает мудрость Творца. Глубоко символично и все христианское искусство в целом.

Символ соединяет две половины расколотого мира - видимое и невидимое, раскрывает смысл сложных понятий и явлений. Самый главный символ христианства - это крест.

Крест может рисоваться по-разному - это зависит от направлений христианства. Иногда достаточно одного взгляда на изображение креста изображенного на церкви или на соборе, чтобы сказать к какому христианскому направлению принадлежит здание. Кресты бывают восьмиконечные, четырехконечные, могут быть с двумя планками, да и вообще существуют десятки вариантов крестов. О существующих вариантах изображения креста можно писать много, но не так важно само изображение, более важную роль имеет само значение креста.

Крест - это больше символ жертвы, которую принес Иисус, чтобы искупить человеческие грехи. В связи с этим событием крест стал священным символом и очень дорогим каждому верующему христианину.

Символическое изображение рыбы является символом христианской религии. Рыбы, а именно ее греческое описание, виднеется в аббревиатуре Сын Божий Спаситель Иисус Христос. Символика Христианства включает в себя большое количество ветхозаветных символов: голубя и оливковую ветвь из глав, которые были посвящены Всемирному Потопу. Слагались целые легенды и притчи не только о Святом Граале, на его поиски отправлялись целые войска. Святой Грааль являлся чашей, из которой на Тайной Вечере пил Иисус вместе со своими учениками. У чаши были чудесные свойства, но её следы были давно потеряны. К новозаветным символам можно отнести и виноградную золу, которая символизирует Христа - виноградные гроздья и лоза - символизируют хлеб и вино причастия, кровь и тело Иисуса.

Древние христиане узнавали друг друга по некоторым символам, другие же группы христиан символы с честью носили на груди, а некоторые являлись причиной войн, а некоторые символы будут интересны даже тем, кто далек от христианской религии. Символы христианства и их значения можно описывать бесконечно долго. В наше время информация о символах является открытой, потому каждый самостоятельно может найти информацию о символах Христианства, прочесть их историю и ознакомиться с причинами их возникновения, но о некоторых из них мы решили рассказать вам.

Аист символизирует благоразумие, бдительность, набожность и целомудрие. Аист возвещает о наступлении весны, потому его называют Благовещением Марии с благой новостью о пришествии Христа. Существует североевропейское поверье, что матерям детей приносит аист. Так начали говорить из-за связки птицы с Благовещением.

Аист в христианстве символизирует благочестие, чистоту и воскрешение. Но Библия перечисляет ходульных птиц к нечистым, а вот аист рассматривается, как символ счастья, в большей степени из-за того, что поглощает змей. Этим он указывает на Христа с учениками, которые занимались уничтожением сатанинских созданий.

Ангел с мечем огненным является символом Божественной справедливости и гнева.

Ангел с трубой символизирует страшный суд и воскресения.

Жезл увенчанный лилией или сама белая лилия считаются символами невинности и чистоты. Неизменный и традиционный атрибут Гавриила, который с белой лилией, являлся в Благовещении Деве Марии. Сам цветок лилии символизирует девственную чистоту Девы Марии.

Бабочка является символом новой жизни. Это один из самых прекрасных символов воскресения, а также вечной жизни. У бабочки короткая жизнь, которую можно разделить та три этапа.

  • Этап без красоты - личинка (гусеница).
  • Этап превращения в кокон (куколку). Личинка начинает покрываться оболочкой, запечатывая себя в конверт.
  • Этап разрывания шелковой оболочки и выхода наружу. Тут появляется зрелая бабочка с обновлённым и прекрасным телом с раскрашенными в яркие цвета крыльями. Очень быстро крылья окрепнут и она взымает ввысь.

Удивительно, но именно эти три жизненных этапа бабочки схожи с жизнью в уничижении, погребении и смерти, а потом воскресение Христово. Он был рожден в человеческом теле, как слуга. Господь был погребен в могилу и на третий день уже в православном теле Иисус воскрес и через сорок дней он вознесся в небеса.

Верующие во Христа люди тоже эти три этапа переживают. По природе смертные и греховные существа живут в унижении. Потом приходит смерть, и безжизненные тела предают земле. Когда Христос вернётся в славе, в Последний День христиане пойдут за Ним уже в обновленных телах, которые созданы по образу Тела Христова.

Белка является христианским символом жадности и алчности. Ассоциируется белка с дьяволом, воплощенным в трудноуловимого, стремительного и рыжеватого зверька.

Венец, сделанный из колючего терновника . Христос потерпел не только нравственные страдания, это были и физические муки, которые он испытывал на суде. Над ним несколько раз издевались: один из служителей ударил его ещё у Анны на первом допросе; также его избивали и оплевывали; секли плетьми; его увенчали венцом, сделанным из колючего терновника. Воины правителя взяли Иисуса в преторию, созвали весь полк, раздели Его и одели на Него багряницу; когда сплели венец из терна - одели его Ему на голову и в руки дали трость; они становились перед Ним на колени и насмехались, тростью били Его по голове и плевали в Него.

Ворон в христианстве является символом отшельнической жизни и уединения.

Гроздь винограда является символом плодородия обетованной земли. В Святой Земле повсюду выращивали виноград, чаще всего виноградники можно было увидеть на холмах Иудеи.

Дева Мария тоже имеет символическое значение. Дева Мария - это олицетворение церкви.

Дятел является символом в христианстве дьявола и ересь, которые разрушают натуру человека и ведут его к проклятию.

Журавль символизирует верность, добрую жизнь и аскетизм.

Купель является символом непорочного чрева Девы. Именно из него посвященный рождается вновь.

Яблоко является символом зла.

Традиционно христианские храмы в плане имеют крест — символ креста Христова как основы вечного спасения, круг (тип храма ротонда) — символ вечности, квадрат (четверик) — символ земли, где народы сходятся в храм с четырёх сторон света, либо восьмиугольник (восьмерик на четверике) — символ путеводной вифлеемской звезды.
Каждый храм посвящен какому-либо христианскому празднику или святому, день памяти которого называется храмовым (престольным) праздником. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию.


Согласно традиции, храм обычно строится алтарём на восток. Однако существуют исключения, когда литургический восток может не соответствовать географическому (например, Церковь мученика Иулиана Тарсийского в Пушкине (алтарь обращён на юг), Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Тверской обл. (д.Николо-Рожок) (алтарь обращён на север)). Не возводились православные храмы, алтарной частью обращённой на запад. В других случаях ориентированность по сторонам света могла объясняться территориальными условиями.
Кровля храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы могут иметь:
* 1 главу — символизирует Господа Иисуса Христа;
* 2 главы — два естества Христа (божественное и человеческое);
* 3 главы — Святая Троица;

* 4 главы Четвероевангелие, четыре стороны света.
* 5 глав — Христос и четыре евангелиста;
* 7 глав — семь Вселенских соборов, семь таинств христианских, семь добродетелей;

* 9 глав — девять чинов ангельских;
* 13 глав — Христос и 12 апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.


Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте небесного Иерусалима - Рая.

Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам/

Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.

Храмы с зелеными или серебрянными куполами посвящены Пресвятой Троице.


В византийской традиции купол крылся непосредственно по своду, в русской традиции в связи с «вытягиванием» формы купола возникло пространство между сводом и куполом.
В православном храме выделяют три части: притвор , основной объём храма — кафоликон (средняя часть) и алтарь .
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.


Основные части православного храма (схематичное изображение).

Алтарь — место таинственного пребывания Господа Бога, является главной частью храма.
Самое важное место в алтаре — престол в форме четырехугольного стола, имеет две одежды: нижнюю из белого полотна (срачица) и верхнюю парчовую (индития). Символическое значение престола — как места, где невидимо пребывает Господь. На престоле находится антиминс — главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. Связано это с тем, что в первые века христианства служба (литургия) совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Антиминс хранится в чехле (илитон).


Возле восточной стены в алтаре находится «горнее место » — возвышенное седалище, предназначенное для архиерея и синтрон — дугообразная скамья для духовенства, примыкающая изнутри к восточной стене алтаря, симметрично его продольной оси. К XIV-XV вв. стационарный синтрон вовсе исчезает. Вместо него при архиерейском богослужении устанавливают переносное кресло без спинок и ручек.

Алтарную часть от кафоликона отделяет алтарная преграда — иконостас . На Руси многоярусные иконостасы появляются в нач. XV в. (Успенский собор во Владимире). В классическом варианте иконостас имеет 5 ярусов (рядов):

  • местный (в нём располагаются местночтимые иконы, царские врата и дьяконские двери);
  • праздничный (с маленькими иконами двунадесятых праздников) и деисусный чин (главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование) — эти два ряда могут меняться местами;
  • пророческий (иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках);
  • праотеческий (иконы ветхозаветных святых).

Однако в широком распространении рядов может быть 2 и больше. В шестой ярус могут входить иконы со сценами страстей или святых, не вошедших в апостольский ряд. Состав икон в иконостасе может быть различным. Наиболее традиционно устоявшиеся изображения:

  • На двустворчатых царских вратах, расположенных посередине местного ряда, чаще всего имеют 6 клейм — изображение Благовещения и четырёх евангелистов.
  • Слева от царских врат — икона Богородицы, справа — Христа.
  • Вторая вправо от Царских врат икона соответствует престолу (храмовая икона).
  • На дьяконских дверях — обычно архангелы или святые, связанный с силовыми структурами.
  • Над царскими вратами — «Тайная вечеря», выше (на той же вертикали) — «Спас в силах» или «Спас на престоле» деисусного чина, справа от Него — Иоанн Предтеча, слева — Богородица. Особенность икон из Деисуса — фигуры чуть повёрнуты, обращены к центральному образу Христа.

Иконостас завершается крестом с фигурой Христа (иногда без неё).
Иконостасы бывают павильонного типа (храм Христа Спасителя в Москве), тябловые (были распространены в XV—XVII в.в.) и каркасные (появляются с началом строительства барочных храмов). Иконостас — символ небесной Церкви, предстоящей с земною.
Завеса, отделяющая престол от царских врат, называется катапетасмой . Цвет катапетасмы бывает различным — тёмный в трагические дни, на праздничные богослужения — золотой, голубой, алый.
Пространство между катапетасмой и престолом не должен пересекать никто, кроме священнослужителей.
Вдоль иконостаса со стороны основного пространства храма располагается небольшое протяжённое возвышение — солея (внешний престол). Общий уровень пола алтаря и солеи совпадают и приподняты над уровнем храма, количество ступеней — 1, 3 или 5. Символическое значение солеи — приближение к Богу всех священнодействий, происходящих на ней. Там же устраивается амвон (выступ солеи перед царскими вратами), с которого священником произносятся слова Священного Писания и проповеди. Его значение велико — в частности, амвон представляет собой гору, с которой проповедовал Христос. Облачальный амвон представляет собой возвышение посреди церкви, на котором совершается торжественное облачение архиерея и нахождение до входа в алтарь.
Места для певчих во время богослужения называются клиросами и находятся на солее, перед флангами иконостаса.
У восточной пары столбов кафоликона может располагаться царское место — у южной стены для правителя, у северной — для духовного лица.


Другими структурными частями православного храма являются:

  • Основное пространство храма (кафоликон ) — область земного пребывания людей, место общения с Богом.
  • Трапезная (необязательно), как второй (тёплый) храм — символ помещения, где происходила пасхальная Тайная вечеря. Трапезная устраивалась по ширине апсиды.
  • Притвор (предхрамие) — символ греховной земли.
  • Пристройки в виде галереи, дополнительные храмы, посвящённые отдельным святым — символ града небесного Иерусалима.
  • Колокольня перед входом в храм символизирует свечу Господу Богу.

Следует отличать колокольню от звонницы — сооружения для подвески колоколов, не имеющего башнеобразной внешности.


Храм, церковь — самый распространённый вид культового сооружения в православии и в отличии от часовни имеет алтарь с престолом. Колокольня может стоять как вплотную к храму, так и отдельно от него. Нередко колокольня «вырастает» из трапезной. Во втором ярусе колокольни может располагаться маленький храмтемничка »).
В более поздние времена, когда возводились »тёплые» церкви в подклете устраивалась печь для обогрева всего здания.
Территория вокруг храма обязательно благоустраивалась, производилось ограждение участка, посадка деревьев (в том числе плодовых), например, круговая обсадка, образующая своеобразную беседку. Такой садик имел также символическое значение райского сада.