Добро и зло в нравственной жизни. Что такое добро? Что есть зло

Зло - это совокупность явлений, получающих отрицательную оценку на объективной и универсальной основе. Зло – это отклонение от добра.
По Лейбницу зло бывает метафорическим (несовершенство мира), физическим (смерть, болезнь), моральным (грех, дурные деяния).
Соц. Зло (Джон Стюарт Милль) – последствия человеч. Действий, но винить определенного человека в них нельзя, нужно улучшать соц. Институты.

Онтологический статус зла (бытийный)

Дуализм: 2 мировых начала – добро и зло,светлое и темное,бог и дьявол

Зороастризм: 2 бога – темный и светлый

Манихейство: 2 стороны мира,бесконечная борьба между темным и светлым,борьба внутри человека,спасение – аскетизм

Гностицизм: зло существует как иллюзия; зло имеет определенный смысл; зло явл-ся следствием определенных человеческих поступков.

Моральное зло – отход от 4 правил добра – не вреди, уважай других, помогай другим, относись к другим дружелюбно и заботливо

Источники морального зла:

Идонистический(стремление к своему уд-ю может навредить другим)

Утилитаристский(исп-ть человека ради своей выгоды,пользы)

Перфекционистский(из-за стремления к совершенству исп-ть других для достижения целей)

Соц.-конформистский(воспроизведение стандартов поведения,принятых в обществе,легко подражать другим,делать зло,вредить)

Человеческая деструктивность(деструктивный импульс внутри человека,кот. Направлен на себя(мазохизм) или на других(садизм)

Этика милосердной любви. Этика заботы. Этика благотворительности.

Этика милосердной любви полностью изложена в Евангельской доктрине (изложена Христом). Христос ставит вопрос о том, кто такой ближний: это часть нашей семьи, друг; тот, кто страдает и нуждается в помощи; любой из нас.

Требуется служить ближнему, Богу, не взирая на собств. Благополучие.
Помогать всем, даже врагам и неправедным, любить врагов, любить всех, быть жертвенным.

Элементы нравственной практики, которая вдохновлена этикой любви:

Отказ от любого проявления силы по отношению к другому человеку, непротивление злу насилия

Служение другим людям, предел служения – самопожертвование ради любви

Прощение всех грехов и злодеяний.

Противоречия этики любви:

Милосердная любовь осущ-ся вопреки духовному облику объекта любви

Нужно проявлять любовь ко всем

Ближнего любят не ради него самого, а ради Бога
-любовь – это состояние души, любовь в качестве долга. Можно ли заставить себя любить? Как полюбить?

Когда от нас требуют полюбить ближнего, то происходит утрата внимания к себе

Этика любви как концепция основана на противоречивом требовании невозможного

Этика заботы ориентируется на то, чтобы ответить на потребности человека, сделать отн-я хорошими

Забота – не отдельные благодеяния, а систематич. Практика поддержки другого чел.

Феномен заботы ориентирован ответить на потребности человека, что невозможно без глубинной связи с ним.
Большую роль играют переживания человека.

Этика заботы утверждает обязанности людей по отн-ю друг к другу, придает значение переживаниям тех, кто заботится, и тех, о ком заботятся.
Отличия этики заботы и любви:

Э.з. заставляет чувствовать эмпатию, э.л. требует любви

Э.з. – любовь к кому-то, л. – ко всем
-з. – необязательно заботиться о том, кого не любишь, л. – преодолеть отвращение

З. – допускает нарушение запрета на применение насилия, л. – запрещает насилие

Этика благотворительности связана с логикой избытка.

Требует отн-е к благу человека в приглушенной форме. Помогай другим.

Б-ть – помощь человеку, которая мотивирована желанием улучшить его положение,но не стремлением вознаградить его заслуги.

Э.Б.: любая помощь не должна приводить к истощению сил помогающего, избыток ресурсов не требует жертв, не требует действий в каждом случае

Э. ЛЮБВИ: все наоборот

Этика справедливости

Справедливость - убеждение людей в том, что в мире добрые помыслы и дела должны быть вознаграждены, а злые - осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а порок и преступление - наказаны.

Кроме того, у каждого человека есть не только права, но и обязанности, и его положение в обществе должно соответствовать его деяниям Если эти убеждения людей не находят подтверждения в жизни и если такого соответствия нет, то существующее положение дел воспринимается как несправедливость.

Справедливость может выступать в самых разных формах: нравственного идеала, морального требования к миру и человеку, цели человеческой деятельности, оценки миро, устройства, меры поступков человека, черт его характера моральных качеств. Справедливость касается абсолютно всех сфер жизни людей - политики, экономики, права, семейных отношений и т. п. и служит основанием общественного идеала.

Представления о справедливости меняются от эпохи к эпохе и потому имеют конкретно-историческое содержание; они ориентируются на существующие в обществе системы ценностей и зависят от условий жизни людей, их мировосприятия.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Парадоксальность справедливости:
1. Парадокс определенности неопределенного (спр-ть требует по-разному отн-ся к людям,но справделиво. Надо воздавать должное, но непонятно как)
2. Парадокс значимости незначимого (предъявляет человеку самые мин. Требования,но они очень значимы)
3. Парадокс моральности аморального (моральной явл-ся любовь,но с т.зр. любви спр-ть аморальна)

Спр-ть делится на общую (правосудность, действия гос-ва по сохранению благ) и частную(частное распределение благ).

16. Общественная мораль (погуглите еще, в тетради у меня хрень какая-то,найти толковую инфу не смогла)
ОМ – это формализованная институционализированная часть морали, которая содержательно опирается на логику меньшего зла, лежит в основе функционирования социальных систем.

Общественная мораль - то же, что просто Мораль. Это те самые общие правила человеческого общежития, которые считает правильным большинство людей определенной культуры (или субкультуры). «Приличные люди ведут себя так. А так - не принято». «Кем не принято?» «Всеми». Мнение большинства - как правило, разумный компромисс между идеями и жизнью. Привитие взглядов и привычек поведения, соответствующих морали, является основной задачей нравственного воспитания детей.
Анри Бергсон: мораль: открытая(мораль великих людей), закрытая(мораль, воплощенная в кодексах поведения)

Слои морали:
-индивидуальный
-социальный
-политический

Осн. Свойство чел-ка – выступать в явленность.

17. Экзистенциальное измерение политики. «Политическая» этика Х. Арендт
С точки зрения Арендт, политическая практика качественно от- делена от области общих, но при этом всего лишь социальных интересов людей, подлежащих реализации через централизованный аппарат управления. Политика определяется ею совсем не по формальному критерию связи межчеловеческих отношений с публичной государственной властью. Она представляет собой для Арендт специфическую экзистенциальную сферу, в которой находят удовлетворение фундаментальные потребности человека, не связанные с простым поддержанием жизни и технологическим освоением реальности. Существование политики коренится в тех способностях, которые отделяют человека от других живых существ: в способности к речи и способности к совершению поступка.
Каждый человек есть личность, способная доводить природное разнообразие, присутствующее во всех вещах и существах, «до выраженности, способная отличать самого себя от других и, в конечном счете, выделять себя из них, чтобы сообщать миру не просто что-то – голод, жажду, расположение, отвращение или страх, – но во всем этом также и самого себя» . Эта природная способность к новому началу, связанная с фактом «рожденности» каждого из нас, дополняется сознательной инициативой, стремлением к принятию решений и ведет к постоянному «выступанию в явленность» принципиально уникального существа. Такой процесс не может протекать монологически. Он обеспечивается через систему действий и слов, обращенных к другому человеку и вплетенных в «ткань общечеловеческой связи». Именно этой стороне человеческого существования отвечает политика. С точки зрения Арендт, «выступание в явленность» уникальной личности возможно исключительно в ходе ее самоутверждения в сообществе равных друг другу людей и при решении общих вопросов путем взаимного убеждения. Только коммуникация равноправных граждан позволяет в достаточной мере раскрыться индивидуальности человека или, вернее, определиться ей.
Экзистенциальный аспект политики, по мнению Арендт, испаряется при наличии малейшей примеси социально- дисциплинарного или производственно-экономического содержания, равно как и малейшей примеси корыстного группового интереса. Дж. Катеб в работе о политической этике Арендт попытался определить ряд формальных критериев, по которым она очерчивает ту сферу, где возможна политическая деятельность. Его очень удачная и лаконичная сводка выглядит следующим образом. Политическое действие «должно включать отношения равных, оно должно быть связано с убеждением, а не принуждением; оно не должно быть инструментальным; оно не должно иметь дела с интересами или жизненными процессами; оно должно быть связано с вопросами, которые неопределенны и не допускают одного и толь- ко одного правильного ответа; оно должно получать свой порядок из серьезных и даже неотложных проблем, и, наконец, оно должно состоять из великих и раскрывающих индивидуальность разговоров, свободных от жаргона и технической лексики» . Эти критерии отсекают основную часть современного политического процесса, своего рода «нормальную» политику, от политики полисной и революционной, воплощающей в себе экзистенциальное значение политического. В силу этого Арендт так легко обесценивает и переговорный процесс, который приводит к согласованию частных социально-экономических интересов, и социально-экономическую реформаторскую деятельность. И в первом, и во втором случае содержание человеческих поступков безнадежно привязано к поддержанию порядка в социальных системах и увеличению их продуктивности, а способ решения этих вопросов требует утилитарной калькуляции потерь и приобретений, а не агонистического столкновения суждений.
Если вспомнить конечные цели общественной морали, приведенные выше, такие, как безопасность, благосостояние, обеспечение некоторых фундаментальных прав, то деятельность, связанная с ни- ми, равно как и нормы, ее предписывающие, будут либо чужды, либо враждебны политической коммуникации и ее фундаментальным добродетелям. Но в то же время политическая этика не может совпасть по своему смыслу и с индивидуально-перфекционистской нравственностью, для которой коллективное действие выступает в виде безразличной или угрожающей стихии. Любопытно, что, по мнению Арендт, между аполитичной абсолютной моралью и общим интересом в устойчивости и продуктивности социальных систем вполне могут состояться неравноправные союзы. Они направлены на снятие парадоксов, связанных с нисхождением идеалов индивидуального нравственного совершенствования в область социальной организации, и, одновременно, нацелены на устранение политического измерения человеческого существования.


Одним из несомненных завоеваний рационализма в этике можно считать вывод о том, что нравственное зло и мудрость несовместимы друг с другом. Но рационализму недостает понимания того, что позиция человека по отношению к миру, обществу и самому себе определяется не только степенью познания этих объектов, а более широким кругом интересов: степенью включенности индивида в систему социальных связей, содержанием этих связей и т.д. Уровень моральности человека зависит от степени усвоения им общечеловеческой культуры. Однако это усвоение не сводиться к философскому умозрению сущности вещей. Оно проходит многочисленными артериями эмоциональных связей, кристаллизуясь в бессознательных предрасположениях и создавая целостный ансамбль мировоззрения. Эти эмоциональные и бессознательные механизмы важны ничуть не менее, нежели философские понятия, ибо без них нравственная жизнь гаснет даже при развитом интеллекте и неослабевающем познавательном интересе.

В рамках теоретической конструкции зла как незнания, заблуждения, невежества не может быть обоснована моральная ценность невинности и неискушённости. Для последовательного рационалиста личность, не ведущая о глубинах морального падения, о бесконечном разнообразии извращённых чувств и мыслей должна быть равноценна неотёсанному невежде. Рационалистический подход обнаруживает только те разновидности зла, которые тождественны нравственному примитивизму и тупости. Поэтому он не дает возможности развенчать аморализм, сочетающиеся со всесторонней образованностью развращенную философскую мысль, проявившую себя например, в гностическом течении антитактов, где грешили из принципа, чтобы измыслить и почувствовать всё, вплоть до самого грязного и низменного. Так гностик Карпокрит "учил совершать всякое бесстыдство и всякое грязное дело. Если кто, говорил он, не пройдет через всё и не выполнит воли всех демонов и ангелов, то он не может взойти на высочайшее небо и стать выше Начал и Властей". Рациональность, как видим, легко подменяется односторонней рассудочностью.

Теневой стороной рационализма является известное пренебрежение к эмоциональным аспектам нравственности. Из моральных запретов непреложными остаются только те, целесообразный смысл которых можно установить путём рассуждения. Всё остальное содержание морали при таком подходе может быть отброшено без сожалений и угрызения совести. С наибольшей наглядностью эта теневая сторона рационалистического понимания зла выявляется у стоиков. Стоический мудрец бесстрастно нарушает обще принятые установления, если они, на его взгляд, не вытекают из естественного закона. Мудрец, замечает Хрисипп, станет "даже есть человеческое мясо, если таковы будут обстоятельства". Ничего предосудительного с точки зрения законов природы и разума стоики не находят ни в некрофагии (поедании трупов), ни в гомосексуализме, ни даже в инцесте (половой связи с близкими родственниками). На фоне такого потрясающего безразличия к самым крайним проявлениям морального разложения благосклонное отношение стоиков к самоубийству выглядит не только естественным, но даже и невинным. "Уйти из жизни по их словам для мудреца вполне разумно и за отечество, и за друга, и от слишком тяжёлой боли, или увечья, или неизлечимой болезни".

Глава 4. Проблема добра и зла

Большинству людей, не склонных к размышлениям на философские и нравственные темы, проблема добра и зла кажется банальной. Общая схема

размышлений, если они всё же возникают, примерно такова: "Добро - это хорошее, зло - это плохое. Следовательно, к хорошему следует стремиться, а с плохим - бороться". Следует сказать, что подобный взгляд не только поверхностен, но и весьма рискован и даже опасен. Почему Великая Октябрьская революция в 1917 году, задуманная как воплощение рая на земле, на практике оказалась историческим прыжком в бездну? Почему "благие намерения" борьбы со злом "ведут в ад"? Почему у добрых родителей порой вырастают плохие дети?

Русский философ С.Л. Франк писал, что "всё горе и зло, царящие на земле, все потоки пролитой крови и слёз, все бездействия, унижения, страдания, по меньшей мере, на 99 процентов - результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы, которые надлежит немедленно насадить на земле, и воли к беспощадному истреблению зла".

Пока будет существовать человек, но не перестанет мучительно размышлять над проблемой добра и зла. И первое настоящее испытание людей, обусловившее в дальнейшем весь драматизм человеческой жизни, - это, как мы узнаем из Библии, древо познания добра и зла. Сатана в облике змея, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, соблазнил её словами: "В день, в который вы вкусите плоды древа познания добра и зла, откроются глаза ваши, и вы будите как боги, знающие добро и зло".

Чёткое определение добра и зла осложняется многозначностью обоих понятий. Более того, поскольку добро и зло столь многообразны, а их взаимные отношения так многогранны, то многие авторы вообще отрицают определения добра и зла. Так, английский философ Д. Юм считал, что добро и зло нельзя различать при помощи разума, ибо деятельность направляется влечениями, а не разумом. Подобные мысли высказывал Ф.М. Достоевский: "Никогда разум не в силах был определить зло или даже отделить зло от добра хоть приблизительно". Логические позитивисты ХХ века также не допускают возможности доказать утверждение, что "икс - добр", так как добро нельзя ни увидеть, ни попробовать на вкус, ни услышать; можно только сказать нечто приблизительное, общее о жизни.

А поскольку слову добро синонимом является благо, то полезно учесть, что в религиозном учении высшее добро присуще только Богу.

Бог является абсолютным воплощением добра. И так как человек сотворён по образу Божию, то смысл его жизни (или, как говорят христиане, спасение) заключается в стремлении к этому Абсолютному Добру.

Здесь, однако, следует отметить, что проблема спасения возникает именно в этой жизни. Христианство утверждает жизнь, но не уход от неё. Суть заключается в изменении жизни, даже если это стоит небывалого труда.

Совсем иная позиция в учении буддизма. В нём сама жизнь, само существование есть зло, страдание. Чтобы искоренить это зло, необходимо преодолеть жажду жизни. Освободись от бесконечной цепи причин и следствий, от противопоставления субъекта и объекта, от власти страстей и чувств - и ты будешь избавлен от страданий и зла, достигнешь нирваны, то есть высшего блаженства, рая в душе.

Взаимную борьбу добра и зла человек обычно характеризует упрощённо, представляя зло вне себя. И всё-таки наиболее часто "линия фронта" добра и зла находиться в самой личности, когда конфликтуют долг и влечения человека, разум и чувства, человечность и минутная выгода. Добро побуждает принимать во внимание интересы человечества, народа, семьи и людей; зло заставляет подобно эгоцентричному Нарциссу взирать только на собственное отражение и приспосабливать всё человечество к своим потребностям и интересам, не останавливаясь ни перед какими препятствиями (активный злодей) или отдаваясь жизненному самотёку, конформизму, власти инстинктов (пассивный злодей).

В истории этики зло наиболее часто характеризуется трояко: как глупость (недостаток ума, интеллектуального развития), как слабость (недостаток воли и самостоятельности), как испорченность (непосредственный аморализм).

С другой стороны, мыслящие люди уже в античном мире поняли, что порок может формироваться как продолжение добродетели, если не соблюдается такт, необходимая ера культуры, человечности, сдержанности, то до какой степени трудности мы способны быть добрыми.

Добро духовно освещает жизнь всё ярче, показывая тени, потёмки души; доброта не только разрушает существующие противоречия, но и, как это ни странно, создаёт новые. Высшие требования заставляют увидеть больше недостатков и активнее действовать, чтобы их искоренить.

Ситуации конфликта человек видит свою задачу сделать правильный и достойный выбор. Однако неверно полагать, что моральный выбор сводиться к выбору морального образа мысли и действия и отказу от пути приспособленчества, карьеры, корысти или похоти. Нет сомнений в том, на сколько важен такой выбор в качестве первого морального шага и в качестве постоянных его повторений в ситуациях, когда мы готовы поддаться прелестным и прельщающим искушениям.

Собственно моральный выбор не исчерпывается этим. Он, конечно же, заключается в выборе между добром и злом, но и трудность первого или исходного морального выбора обусловлено тем, что далеко не всегда он предстаёт таким образом, что нужно выбрать и устоять перед искушением. Альтернативой добродетели может быть не обязательно приспособленчество, ею может быть и здравый смысл, альтернативой карьеры - служебный и профессиональный успех, альтернативой корысти - польза, альтернативой похоти - личное счастье. Иными словами случается, что человеку приходиться выбирать между положительными ценностями. Точнее, между действиями или образами жизни, в которых утверждаются различные положительные ценности.

При этом человек часто оказывается в ситуациях, когда приходится принимать решения не лежащие в рамках однозначного противостояния добра и зла. Не то чтобы эти решения лежали по ту сторону добра и зла. Это - решения в условиях выбора между большим и меньшим добром или большим и меньшим злом. Например, как относиться к аборту? Не к абортам вообще: вообще - ясно, что необходимо делать всё, чтобы не оказываться в ситуации, когда встаёт вопрос об аборте иными словами, абортов следует избегать. Тем не мене в силу разных причин возникают ситуации, когда перед женщиной или в, случае ситуации более благоприятной, перед женщиной или мужчиной встаёт вопрос об аборте. Аборт - зло. Но "нежеланность" ребёнка - тоже зло. Или возможные обусловленные какими-то заболеваниями отрицательные медицинские последствия беременности для женщины - тоже зло.

На этом уровне морали выбор особенно труден. Тем более в ситуациях, когда приходиться выбирать по принципу "наименьшего зла". Подобного рода ситуации всегда воспринимаются моральным сознанием как трагичные. В случае с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в любом случае добро. При выборе даже меньшего зла, выбранным оказывается зло. Последствия такого выбора никак меньшего зла, а как зла, не предсказуемы для окружения так и для самого выбирающего. Такой выбор требует практической мудрости.

Другой практически важный аспект морального выбора связан с тем, что добро и зло будучи "сбалансированными" на уровни понятий, предоставляют не равные основания для оценки соответствующих действий. Одно дело вершить добро или зло и другое - позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоятельств).

"Попустительство злу" - морально предосудительно, "потворствование злу", то есть содействие злу, - не допустимо и почти приравнивается моральным сознанием к творению зла. Однако "попустительствование добру" - фактически морально, нейтрально (не случайно даже нет такого выражения), а "потворствование добру" воспринимается моральным сознанием как само собой разумеющееся и этому не придаётся особого значения.

Вообще получается, что с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо добра. Не допущение не справедливости с моральной точки зрения существеннее, чем творение милосердия: зло несправедливости - более разрушительно для сообществ, чем добро милосердия - созидательно.

Заключение

"Добро и зло, что может быть проще?" - подумают многие. Добро - это что-то хорошее, славное, недурное, сердечное; зло - худое, сердитое, свирепое, плохое. Ничего сложного на первый взгляд. Но если заглядывать в глубины понятий добра и зла можно открыть для себя много нового, ранее не известного. Именно этот глубинный смысл даёт нам возможность понять и оценить свои поступки, свою жизнь. Рассматривая проблемы добра и зла и их взаимоопределенность, ловишь себя на мысли, что не всё то, что мы привыкли называть добром, является таковым. Стремясь к "добру", как к личной выгоде, мы не замечаем зла, которое совершаем на пути к своей цели. Стремясь сделать добро одному человеку, мы не замечаем, как вредим другому. Путь к абсолютному добру очень сложен и не всегда удаётся его пройти, но стремление к доброму, чистому уже есть добро.

Добро и зло не могут существовать друг без друга, как день без ночи или тень без света. Без добра не может быть и зла, как и без зла не могут совершаться добрые поступки. К сожалению, в современном мире полном эгоизма, обмана, жестокости добро не всегда остаётся в выигрыше, да и не все стремятся к добру. Люди разучились различать плохое и хорошее и не всегда идут по верному пути. Однако, не стоит забывать, что без добра не возможно зло.

Литература

    Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - 427 с.

    Лосский Н.О. Условия абсолютного добра - М., Политиздат, 1991 - 368 с.

    Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности - М.: ПРО - ПРЕСС, 2000. - 456 с.

    Льюис Клайв Стейплз Любовь. Страдание. Надежда. - М.: Республика, 1992 - 432 с.

    Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения. - М.: Политиздат, 1988. - 384 с.


нравственности и назначении человека Н.А. Бердяев: «Основное положение этики , понявшей парадокс добра и... наука о морали и этика , наука нормативная. Однако, в обычном разговоре "наукой о морали" нередко называют этику , "этикой" ...

Зло, равносильно, как и добро являются основополагающими понятиями этики. Согласно многим религиозным доктринам, эти два понятия стояли у истоков сотворения мира. Только зло является как бы поворотной стороной добра, меньшей его частью. В религии добро – это прерогатива Бога, его могущество в творении добра неоспоримо. Напротив, зло находится в руках у Дьявола (в переводе это значит противник), который слабее Бога. Все религии мира учат, что со злом будет покончено волевым актом Бога. Все явления этого мира проходят через борьбу категорий добра и зла.

Понятие зла – это действия человека или многих людей, направленные на разрушение или игнорирование принятых в обществе моральных принципов, причинение вреда другим людям и себе, оно несет с собой нравственные страдания и ведет к разрушению личности.

Моральное зло являет собой качества противоположные тем, к чему в идеале стремится общество. Качества подкрепляются наличием соответствующих мотиваций, чувств и устремлений. Моральное зло представлено 2-мя основными категориями: враждебность и распущенность.

Враждебность – это внешняя категория, которая, как правило, имеет сильный посыл. Она направлена на достижение господства любыми методами и ведет к разрушению. В своих проявлениях враждебность опирается на самые отрицательные человеческие качества: ненависть, жестокость, агрессия, желание погубить.

Распущенность – внутреннее качество, направленное на разрушение собственной личности. К числу качеств, характеризующих распущенность, относятся: лень, трусость, неумение держать себя в руках, приоритет собственных склонностей и желаний. Распущенность разрушает личность физически и духовно и может привести к полной деградации.

Зло бывает преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное зло предполагает наличие у человека соответствующей мотивации, разработку и исполнение задач, связанных с добровольным причинением ущерба другой личности с целью ее уничтожения, подчинения своей воле, морального и физического насилия. Преднамеренное зло – категория, наиболее порицаемая в обществе, для совершающих преднамеренное зло в любом обществе существует система самых серьезных наказаний, вплоть до отнятия жизни.

Существует также непреднамеренное зло, когда оно происходит вследствие необдуманных поступков, под действием возникших неправильных мотиваций, а также, когда личность не отдает отчет в совершаемых действиях. К непреднамеренному злу, например, следует относить действия людей, имеющих психические отклонения или находящихся под действием наркотических препаратов. Человек, совершающий непреднамеренное зло, как правило, сильно раскаивается в совершенных действиях и система наказаний, в отношении его, действует мягче.

Моральное зло

♦ (ENG moral evil)

зло , возникающее из выбора и поступков людей и оказывающее воздействие на других людей, в противовес естественному злу .


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Моральное зло" в других словарях:

    ЗЛО - ДОБРО И ЗЛО – категории этики. Добро – это осн. моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Добро не является «добром по отношению к чему нибудь» (ошибка эвдемонизма); оно не есть «высшее благо», нечто сравнительное, а простая… … Философская энциклопедия

    Зло - Зло ♦ Mal Мы не склонны дать Богу так дешево от нас отделаться. Зло – не просто отсутствие добра (Бог может терпеть его лишь по необходимости, с целью сотворения чего то другого, кроме себя), но его противоположность. Так, страдание есть зло … Философский словарь Спонвиля

    ЗЛО - [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… … Православная энциклопедия

    Зло - У этого термина существуют и другие значения, см. Зло (значения). В иудео христианской традиции Сатана является олицетворением зла. Картина Уильяма Блейка … Википедия

    - ♦ (ENG evil, moral) вселенское зло, влияющее на бытие людей и их взаимоотношения, в противоположность злу естественному, не включающему человеческую волю. Моральное зло возникает из человеческой воли, отвратившейся от воли Бога или… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ЗЛО - все, что противоположно добру. Проблема зла связана также с физическим недомоганием, болью, болезнью, смертью; это также то зло, которое претерпевает человек: несчастье. Зло, совершенное человеком, образует уже «моральное зло»: при обобщающем… … Философский словарь

    ЗЛО - радикальная противоположность добра. В философии различают четыре вида зла: физическое, моральное, социальное и метафизическое. Первое зло, зло физическое, есть то, что причиняет человеку страдание и нарушает его благосостояние (болезнь).… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ЗЛО - категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру, и понятие морального сознания, к рое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а… … Словарь по этике

    ЗЛО - наиболее общее понятие морального сознания, категория этики, объемлющая все отрицат. нравств. значения обществ. и личной жизни человека. Противоположность 3. добро или благо. 3. обозначает как негативные состояния личности (страдание, болезнь,… … Российская педагогическая энциклопедия

    Зло - основополагающее для морали и этики понятие, противоположность добра и блага. Охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, социальные потрясения … Педагогический терминологический словарь

Нравственное воспитание порождает проблемы, с которыми само не может справиться.

Любая мораль, как свод социальных законов, - это зло. С психологической точки зрения, мораль - это собака гоняющаяся за собственным хвостом.

Очень легко впасть в заблуждение и начать думать, будто мораль ограничивает звериные человеческие инстинкты и, потому, необходима. Если выдернуть человека из его личного исторического контекста, когда его психика уже сформирована, то - да - мораль не позволяет распускать ему руки и идти на поводу у тенденций разрушительных для окружающего общества.

Но есть одно жирное и мохнатое «НО» - думая так, мы не учитываем того, что именно мораль и создает те самые разрушительные тенденции.

Как действует мораль? Ребенка в детстве учат: «Ты так не делай, это - плохо; будешь так делать, мама с папой перестанут тебя любить» . Ребенок это принимает и начинает стараться вести себя «хорошо», то есть, он начинает в зародыше душить те свойства своей личности, которые не нравятся его родителям.

Обратите внимание - сами по себе, эти свойства личности не плохие и не хорошие, они просто не устраивают родителей . Не устраивают потому, что их тоже воспитали в каких-то рамках, не устраивают потому, что ребенок со своими проделками и так уже поперек горла сидит, не устраивают потому, что воспитательница из детского сада их пристыдила за плохое поведение их чада. И так далее.

А в результат получается, что маленькое живое существо, рожденное, фактически, святым, родители своим воспитанием и навязыванием своей искусственной морали, перекраивают на свой болезненный вкус и лад.

Следите за мыслью? Именно мораль, которой пичкают ребенка в детстве, и превращает его впоследствии в «морального урода», которому, теперь, та же мораль необходима для сдерживания грубого антисоциального поведения. Собака гоняется за хвостом…

Если убрать мораль из этого уравнения - представить ситуацию, что родители позволяют ребенку развиваться естественным образом без того, чтобы делить его поступки на хорошие и плохие - то мы в результате получим не зверя, как многие боятся, а человека с естественной моралью . Такого, который будет жить в гармонии с окружающими людьми не потому, что боится утратить их любовь или нарушить закон, а потому что для него это естественно. В естественной природе человека гораздо меньше «зла», чем в человеке, воспитанном по всем канонам христианской морали.

Здесь можно привести простую аналогию - паровой котел и клапан, контролирующий давление. В естественной ситуации, когда человек не замордован нравственными установками, его «клапан» всегда открыт. Какие бы эмоции и позывы не возникали, они тут же находят выход в самой естественной форме.

Например, агрессия. Это вполне естественная эмоция. Если ее не блокировать, она будет находить выход в таких вещах, как юмор, ирония, изредка, открытый гнев. Но очень маловероятно, что дело дойдет до рукоприкладства. Если же ребенку запретить проявлять свою агрессивность, то его «клапан» закрывается и внутреннее эмоциональное давление начинает расти. И растет до тех пор, пока котел не взрывается - ребенок, как бы ни с того, ни с сего, избивает сверстника за то, что тот косо на него посмотрел. Знакомо? А потом, все начинается по-новой - в новом котле клапан так и останется закрыт.

То же самое происходит и со всеми прочими эмоциями, которые принято считать «плохими». Вместо того, чтобы давать им выход в естественной и контролируемой форме, ребенка вынуждают копить давление в котле. Потом котел взрывается и все начинается сначала. И даже, если до взрыва дело не доходит, представьте себе эту жизнь в постоянном внутреннем напряжении - не сболтнуть лишнего, не сорваться, держать себя в руках. Это как острая хроническая душевная диарея.

И за всем этим стоит мораль, которую мы чтим и считаем необходимой для сдерживания своих звериных позывов…

___________________________________________________________

Еще бы, поставить себя в рамки, или быть поставленным в рамки не очень приятно, и не только с точки зрения психологии, например, для кого-то тюнинг ГАЗ может быть не позволительно, а кто-то этим живет. Зачем себя ограничивать?