Четки тибетских монахов. Смысл и значение буддийских чёток. Для чего используют буддийские чётки


Буддийские сандаловые четки, Классические буддийские четки на 108 бусин из сандалового дерева.

Классические буддийские четки на 108 бусин из сандалового дерева.

Такого большого размера являются очень редкими.

Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов.

Из древних санскритских и китайских текстов известно, что сандал использовался в религиозных ритуалах, из него вырезали изображения богов, строили замки. Древние египтяне использовали сандал для бальзамирования, в ритуалах и медицине. Сандал использовали как тонизирующее средство, им успокаивали нервы и лечили воспаления. Он является основным компонентом для производства благовоний.
Аромат сандала способствует расслаблению, благоприятен для духовной практики, медитации, успокаивает нервы, открывает энергетические родники творчества, личностной полноты, таланта. Сандал уплотняет и очищает энергетический слой, позволяет быстро и ровно восстановиться истонченной ауре. Он помогает при депрессии, бессоннице, страхе, тревоге, раздражении горла, насморке, тошноте, изжоге. Сандал является мягким афродезиаком, повышает чувственность, лечит фригидность и импотенцию.

В настоящее время из-за хищнического истребления сандаловых деревьев экспорт сандала из Индии запрещен. Санталовое масло больше практически не используется ни в косметике, ни в парфюмерии, ни в медицине. Все производители перешли на синтетические ароматизаторы. Стоимость сандалового дерева выросла в несколько раз и с каждым годом продолжает расти.

Буддийские чётки, мала (санскр. ???? - гирлянда) (тибет.: пренба) - культовая принадлежность, инструмент для счёта мантр выполненных ритуалов и поклонов. Однако в буддизме чётки играют ещё и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды. Известны с III века.

Конструкция
По конструкции буддийские четки близки чёткам иных религиозных и мистических практик. Состоят из бусин нанизанных на нить, концы нитей объединяются образуя кольцо. Чётки могут завершаться дополнительной большей бусиной, которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая привеска, к ней часто прикрепляют "хвост" из нитей.

Количество бусин
Чаще всего в буддийских чётках 108 зёрен, но могут применяться и чётки с иным числом бусин, обычно кратным 108: 54, 27, 21 или 18. Чётки со 108 зёрнами часто имеют разделители-привески после 36-й и 72-й бусин (либо отличающиеся от прочих 36 и 72 бусины).

Материал
Последователями тибетской ветви буддизма считается, что чётки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают чётки из красного коралла и темно-синего лазурита.
Чётки из сандалового дерева, горного хрусталя и жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.
Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг. Чётки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.
Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют чётки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.
Монахи-воины нередко носят железные чётки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.
Встречаются также чётки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.
Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) чётки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких чёток идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие чётки - большая редкость, то чаще встречаются просто костяные чётки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

Количество бусин
Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются чётки и с другим количеством бусин. В любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:
- желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
- по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
- к объектам внутренним и объектам внешним (2);
- три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).
Отсюда - канонические числа буддизма: 6х3 = 18; 18x2 = 36; 36х3 = 108.
Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространенная. Чётки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы.

"Хвост"
Из цилиндрической бусины выходит "хвост" из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, тиб.: генен), красный цвет - начальные монашеские обеты, послух (санскр.: шраманера, тиб.: гецул), желтый - полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг). "Хвост" может быть двойной - в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая - Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности - шаматхи и Прозрения - випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины - символизирует их единство-недвойственность.
Чётки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие чётки играют ещё и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.
В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские чётки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные - 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают ещё и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье.
Основание четок (в районе "хвоста" или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра - как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало - практики системы Дзогчен; пурбу - посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.
Нанизываются ваджраянские чётки на шнур, сплетенный из 5-ти разноцветных нитей: белого, синего, желтого, красного и зеленого цветов. Эти нити символизируют пять аспектов Просветления, выраженных фигурами пяти Просветленных-Татхагат: Вайрочаной, Акшобхьей, Ратнасамбхавой, Амитабхой и Амогхасиддхой. Во время плетения шнура читаются слоги-биджи и производится специальная визуализация этих Татхагат. Считается что таким образом шнур заряжается их энергией. Пять нитей могут быть связанны и с практикой-мандалом того или иного йидама - в этом случае, соответственно, меняются мантры и визуализации. Иногда шнур состоит из 9-ти нитей - в этом случае они символизируют йидама Ваджрадхару и восемь главных бодхисаттв.
Кроме центрального "хвоста" ваджраянские чётки могут иметь ещё два, после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих "хвостов" продевается через пять мелких бусин или дисков. Два "хвоста" символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный "хвост".
После изготовления чётки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие чётки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.
Чётки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто чётки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

БУСИНЫ НАМЕРЕНИЯ
Молитвенные бусы в Тибете и Монголии

Бусы связаны с молитвой и магией уже тысячи лет. Само слово "бусина" (английское bead) происходит от анло-саксонских слов bidden (молиться) и bede (молитва). Принято считать, что использование бусин для молитвы (четок) в Европе могло начаться после контакта с мусульманскими традициями, сами же мусульмане были вдохновлены давно существующими традициями использования молитвенных бус в индуизме и буддизме.
В Европе четки обычно называют "розарий" (от латинского rosarium, что означает сад роз). Интересно, что роза ассоциируется с молитвенными бусами как в традициях буддизма, так и индуизма. Четки у ранних индуистов назывались japamala (венок из роз) и mala, а наиболее часто используемое название в Тибете переводится с санскрита как "гирлянда цветов".

Тибетские бусы
Один из самых важных аспектов, как тибетского буддизма, так и бонпо шаманизма - повторение мантр, которые являются заклинаниями или словами силы. В течение своей жизни практикующий произносит миллионы этих мантр, некоторые из них превышают 100 слогов или слов, и чтобы уследить за общим количеством мантр, он использует четки. Их называют mala или tenwa в Тибете или shu-zhu в Китае.

Звуки силы
В традициях тибетского буддизма или бонпо шаманизма каждому существу (божеству или духу) посвящают особые мантры. Практикующий, повторяя мантры, посвященные Будде или другому существу, на работу с которым он был инициирован, полностью идентифицируется с этим существом. Он "восстает как" или действительно становится этим существом в визуализациях, сопровождающих чтение мантр.
Наверное, самая известная мантра в тибетском буддизме - это мантра Ченрези (мантра Авалокитешвары), бодхисатвы сострадания: Ом Мани Падме Хум. Другие известные мантры: мантра Падмасамбхавы (Ом Ах Нум Ваджра Гуру Падма Сиддхи Хум) и мантра Зеленой Тары (Ом Таре Туттаре Туре Сваха). Помимо использования мантр для соединения с существом, которому они посвящены, их повторяют и для других целей. Например, для наделения силой места или объекта, чтобы успокоить разозленного духа, для увеличения личной силы, жизненной энергии или богатства, чтобы справиться с трудностями или подчинить опасные силы (или духов) своей воле.
Каждый раз, когда произносится мантра, бусинки на четках продвигаются вперед на одну бусинку. Со временем, бусины изнашиваются от соприкосновений с пальцами, превращая старые четки в объект духовной и физической красоты. Многократное повторение мантр с помощью "малы" (тибетское название четок) так же усиливает намерение и силу практики, и "мала" становится объектом силы. Старые, изношенные и намоленные четки иногда кладут на больного человека как инструмент исцеления, или их используют для благословения.

Основы работы с четками
Как четки используются для чтения мантр - вполне очевидно, но в разных традициях есть свои особенности. Начнем с того, что четки держат с нежностью и уважением, обычно в левой руке. Одна бусина отсчитывается на каждое произнесение мантры, начиная с первой бусины после бусины гуру. Эта бусина обычно больше размером, богато декорирована и находится в конце четок. Первую бусину держат между большим и указательным пальцами, и с каждым счетом большой палец подтягивает следующую бусину.

Священные 108
"Мала" состоит из 108 бусинок, 108 - священное число в буддизме и других сакральных традициях Азии. Это количество имен Бога в индуизме. Как результат умножения 12 на 9, цифры символизируют 9 планет и 12 знаков зодиака, в результате умножения 27 на 4 мы обнаруживаем 4 лунные четверти в каждом из 27 лунных домов.
В пранаяна-йоге посчитано, что человек делает 21600 вдохов в 24-часовой цикл, состоящий из 60 периодов по 360 вдохов, таким образом, 12-часовой дневной цикл равняется 10800 дыханиям. В алфавите санскрита 54 буквы, каждая обладает мужским и женским аспектом, составляя всего108. Если хотите, вот еще несколько космических значений этого числа: диаметр Солнца в 108 раз больше диаметра Земли, расстояние от Солнца до Земли составляет 108 диаметров Солнца, а среднее расстояние между Луной и Землей составляет 108 диаметров Луны. Кроме того, 108 бусинок гарантируют, что мантра будет повторена, по крайней мере, сотню раз!
Для облегчения счета на многих четках стоят разделительные бусины через каждые 27 бусин, иными словами, они делят четки на четверти. Разделительные бусины обычно другого цвета и несколько больше, чем остальные 108 бусин, и их не считают в процессе чтения мантр. Так же можно встретить пару маркировочных струн, присоединенных к "мале" и служащих элементарными счетами. На каждой струне сидят по 10 маленьких бусинок, и они используются для счета завершенных циклов мантр и десятки завершенных циклов. Таким образом, в конце 108 мантр одна бусинка на первой струне (часто заканчивающейся маленьким доржи) передвигается. А когда 108 мантр повторено 10 раз, и все 10 бусинок на струне передвинуты, передвигается бусинка на другой струне (которая обычно заканчивается маленьким колокольчиком дилбру). Когда передвинуты все 10 бусинок и на этой струне, прочитано 10800 мантр.
На многих четках есть дополнительная счетная бусинка, которую можно снимать и прикреплять между основными бусинами четок. Эта бусина передвигается каждые 10800 мантр, и, зная, на сколько бусин она передвинулась, практик может посчитать общее количество прочитанных мантр, например, если она находится после 36й бусины, практик прочитал более 360000 мантр (388800, если быть точным).

Виды четок
Четки делают из разных материалов. Семена дерева бодхи хороши для любой практики и любой мантры, поскольку именно под этим деревом просветлел Будда. Так же часто рекомендуют бусины из красного сандалового дерева и семян лотоса. Другие популярные материалы для четок - стекло, полудрагоценные камни, кораллы, металлы, раковины и кости. Люди, выбирающие четки именно из этих материалов, имеют на то особые причины.
Например, четки, которые используют с мантрами для услаждения Будд, должны быть из кристаллов, жемчуга и перламутра. Мантры, читаемые с этими четками, освобождают от болезней и других проблем и очищают практика.
Четки, на которых читают мантры для увеличения жизненной энергии или богатства, часто делают из золота, серебра, меди или семян лотоса.
Для мантр, которые призваны справиться с мощными духами или демонами, должны использоваться семена дерева Рудракша и бусины из костей. В идеале, из человеческих черепов. Каждая бусина выпиливается из точки третьего глаза. Эти же материалы используются при чтении мантр для гневных существ, например, для Махакалы.
Некоторые действия нельзя делать с четками, т.к. они считаются неуважительными. К таким действиям относятся ношение четок только для демонстрации, также нельзя наступать на четки, вешать их на пояс, бросать и играться с четками, брать четки в туалет.

Волшебные четки
В тибетском буддизме и монгольском шаманизме четки используют для предсказаний. Один из традиционных методов заключается в следующем:
Визуализируйте свой вопрос и затем возьмите четки двумя руками в двух случайных точках. Считайте бусины тройками, двигаясь руками навстречу друг к другу, до тех пор, пока между ними не останется одна, две или три бусины. Запомните эту цифру и повторите весь процесс с начала. Теперь у вас будет две цифры от 1 до 3. Одна бусина называется Сокол. Это положительный знак, указывающий на удачу, успех и поддержку в деловых и юридических вопросах. Две бусины, Ворон, являются негативным знаком, указывающим на неудачу, несчастья, отсутствие поддержки и болезни. Три бусины зовут Снежным Львом, этот знак говорит, что хотя вас и поддерживают духи, вы можете ожидать только медленные, хотя и стабильные результаты, нейтральные результаты в бизнесе и некоторую слабость ваших врагов.
Итак, у вас есть две цифры, полученные по очереди. Результаты могут быть следующими:
1. Сокол после Сокола - Все благоприятно.
2. Сокол после Ворона - Все желания исполнятся, вы избежите опасности.
3. Сокол после Снежного Льва - Духи могут помочь вам, сделайте подношение духам.
4. Ворон после Сокола - Скверный знак, заразное заболевание на подходе. Если будете поклоняться богам и отгонять демонов, болезни можно избежать.
5. Ворон после Ворона - Ясное небо закроют тучи, будет потеря имущества.
6. Ворон после Снежного Льва - Посредственные результаты, возможны проблемы с законом.
7. Снежный Лев после Сокола - Рис растет в неплодородных землях, вдовы выходят замуж, бедняки становятся богатыми.
8. Снежный Лев после Ворона - Бирюзовые фонтаны орошают землю; вы неожиданно можете найти провизию и избежать опасности.
9. Снежный Лев после Снежного Льва - Благоденствие и изобилие ждет вас во всех аспектах.

Использование четок для молитвы и магии - древняя практика, уходящая на тысячелетия назад, задолго до появления буддизма. Работа с четками усиливает как намерение, так и силу визуализаций. Может быть, вас не очень привлекает чтение мантр, но даже без мантр четки можно использовать для простых практик.
Я сам часто использую четки в исцеляющих ритуалах. В таком ритуале я визуализирую больного человека, с которым работаю, абсолютно здоровым 108 раз, конструируя ясный ментальный образ с каждой бусиной, отпуская образ и создавая его заново с новой бусиной, и так 108 раз.
Эту технику можно применять для формирования намерения и в других областях. И формирование намерения, возможно, самая великая магия бусин силы.

Николас Бриз Вуд, главный редактор журнала Sacred Hoop.
Перевод: Анжела Сергеева

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Сегодня наш разговор будет посвящен тому, как правильно пользоваться буддийскими четками.

Как выглядят буддийские четки

Буддийские четки (или малы) представляют собой бусины, нанизанные на шнурок, на конце которого могут быть нити, похожие на «хвост».

Четки используются для отсчета мантр во время длительных медитаций, чтобы не сбиться со счета. Классические малы состоят из 108 бусин, но также они бывают из 54, 27, 21 или 18 бусин.

Четки накапливают энергию и начинают резонировать с энергией носящего.

Малы изготавливают из разных пород деревьев, драгоценных камней и металла кости. В буддизме четки используют как амулеты или талисманы, которые приносят удачу и благотворно влияют на жизнь носящего.

Они могут поспособствовать успокоению и избавлению от нервного напряжения: для этого надо подержать свои четки в руках, медленно перебирая бусины. Полезно использовать одни четки в течение длительного времени, потому что они накапливают энергию и начинают резонировать с энергией носящего, постепенно положительно влияя на его биополе.

Виды четок

Четки из разных материалов и цветов обладают определенными свойствами, о которых мы уже говорили в . Давайте вспомним о них:

  • для лечения лучше пользоваться белыми изделиями из белого сандала, хрусталя, слоновой кости или жемчуга, т.к. белый цвет считается лечебным и очищающим;
  • желтый цвет поможет увеличить энергию в организме и приумножить материальные блага, для таких целей подойдут золотые изделия;
  • красные и черные подойдут для тактических практик;
  • красный сандал обладает согревающим эффектом, аккумулируют энергию и помогает наладить работу первой чакры;
  • белый сандал поможет вам успокоиться, прийти в уравновешенное состояние и преодолеть соблазны;
  • можжевельник способен устранить негативное влияние;
  • дуб охраняет и защищает своего хозяина;
  • семена лотоса помогут обрести или увеличить материальное благосостояние;
  • семена рудракши увеличивают энергетический потенциал того, кто их носит в несколько раз;
  • семена дерева бодхи являются символом просветления, поэтому их можно использовать в любых практиках и во время медитаций;
  • жемчужные творения больше подойдут женщинам, т.к. жемчуг — это женский камень; они раскрывают творческий потенциал человека, приводят в гармонию работу всех семи чар организма;
  • белый агат способствует духовному росту и повышению интеллекта;
  • последователи Ваджраяны предпочитают четки, изготовленные из лобной части человеческой кости: в центре лобной кости находится «третий глаз», поэтому они будут усиливать экстрасенсорные способности.

Лучше всего, если цвет бусин и цвет шнурка ваших четок будут одного тона.

Как пользоваться

После того, как вы выбрали подходящие для себя четки из нужного материала, возникает вопрос: как же все-таки с ними работать? Давайте остановимся на этой теме подробнее и разберемся в ее тонкостях.


В буддизме четки в основном используются при прочтении мантр.

Например, мантра Будды Шакьямуни поможет вам на пути вашей духовной практики, так как способствует скорейшему просветлению. Читается она так: «Ом Муни Муни Махамуние Соха»

Если вы хотите поправить здоровье, то следующая мантра поможет вам наладить контакт с Буддой Медицины: «Ом Беганзе Беганзе Махабеганзе Ранза Самутгатэ Соха».

Когда вы начитываете мантры, возьмите малы указательным пальцем, а большим пальцем в это время перебирайте бусины. После каждой мантры, которую вы произнесли, нужно передвинуть одну бусину.

  • Если вы используете четки в лечебных целях, то руку с ними следует держать на уровне сердечной чакры. Смотреть желательно на восток. Для этого подойдут бусы белого цвета.
  • Если вы хотите наладить работу первой чакры и усилить свою энергетику, то возьмите безымянным пальцем красные малы, держите их на уровне гениталий и перебирайте бусины. Развернуться в этом случае лучше в западную сторону.
  • Желтые четки нужно держать третьим пальцем на уровне чакры солнечного сплетения, направление при этом — юг. Такие практики могут помочь в усилении богатства, силы или интеллекта.

Также следует купить специальный мешочек, чтобы держать в нем свои четки. Существует даже поверье, что и перебирать их тоже лучше в нем, чтобы охранять от влияния чужой энергетики.

Когда вы находитесь в практике мантр, то не допустимо ругаться, использовать нецензурную лексику, повышать голос, чихать, зевать и кашлять: в этом случае энергия «повреждается».


Желательно также в это время не есть мясо, не курить и не пить алкогольные напитки.
Соблюдение этих правил поможет вам аккумулировать работу вашего энергетического поля и добиться желаемых результатов.

Заключение

Дорогие читатели, наша тема подходит к своему завершению, мы надеемся, что вам было интересно прочитать о том, какие бывают буддийские четки и как правильно работать с ними. Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой в социальных сетях.

С ила священных мантр безгранична. Их повторяют множество раз в надежде защититься от всего дурного, восстановить здоровье, постичь глубинный смысл мироздания, погрузившись в самого себя. Это универсальный инструмент, который позволяет раскрыть духовный потенциал и направить собственную энергию в правильное русло. Каждое слово, каждый звук в мантрах несёт глубочайшее сакральное значение, ведь с их помощью человек взывает к Богам. Регулярная джапа может стать благословением для тех, кто находится на перепутье, ищет верную дорогу к собственной личности, стремится познать свой внутренний мир и очиститься от накопленного там хлама. А основным инструментом для правильного и служат чётки – мала. Это является сутью четок .

Четки как основа джапы. Суть четок

История мала насчитывает несколько тысячелетий. Чётки служат обязательным атрибутом многих практиков йоги, ведь это не просто символ какой-то одной духовной традиции. Западные люди обычно представляют их как своеобразные бусы, собранные воедино прочной нитью. Формально именно так и есть – мала представляет собой 108 бусин, нанизанных на нить. Оба конца этой нити скрепляются воедино 109 бусиной, из которой иногда оставляют своеобразный хвост. Однако то лишь внешняя суть чёток – такой аксессуар выступает в роли хранителя энергии, предмета, в котором накоплена истинная через мантры. Нить служит символом внутреннего стержня, а бусины олицетворяют зримую составляющую миров.

Чётки используются при чтении мантр для отсчёта количества повторений. Проводить расчёты в уме в принципе невозможно – это помешает сосредоточить своё сознание на выбранной мантре, а значит, результат такой медитации будет нулевым. При этом обойтись полностью без счёта тоже не получится – количество повторений является важной составляющей духовного просвещения. Так, начальным уровнем практики считается 108 тысяч повторений мантры – только тогда она усваивается на подсознании и постепенно входит в ум. Это число является своеобразной точкой отсчёта, целью, которую стремится достичь практик.

На некоторых чётках присутствуют также специальные счётчики, позволяющие фиксировать десятки и сотни повторений мантры. Это позволяет медитирующему не отвлекаться от погружения в себя и при этом не сбиваться со счёта.

Для чего нужны четки?

С момента рождения сознание человека загружается бесчисленным количеством информации, которая поступает извне. Реалии современной жизни таковы, что большая часть этих знаний лишь засоряет мозг – телевидение, масс-медиа и пресса приносит мало доброго и светлого в нашу жизнь, да и общение не всегда идет на пользу, ведь все люди устроены по-разному. Сознание, перегруженное информацией, нуждается в очищении посредством медитации, и .

Чем глубже практик погружается в медитативное состояние, тем больше ненужной информации, спрятанной в потаённых уголках души, ему открывается. Чтобы разобраться в огромном количестве ненужного хлама, потребуется максимум усердия и терпения, поэтому отсчитывание мантр является непременным спутником медитации. Малы помогают настроиться на нужную волну, не отвлекаться от практики и подходить к молитве более осознанно. Впрочем, отсчитывание мантр – хоть и основное, но далеко не единственное предназначение чёток:

  • Концентрация и внимание. Использование мал во время медитации требует полного отвлечения от внешней суеты и погружение в собственное подсознание, где и происходит осмысление. Поэтому перебирание бусин позволяет концентрироваться на произносимых мантрах, не обращая внимание на происходящее извне.
  • Контроль над телом и сознанием. Во время медитации иногда руки непроизвольно тянутся теребить окружающие предметы, особенно у тех, кто только начинает своё знакомство с буддийскими традициями. Чётки помогают избежать этого, ведь, если руки заняты делом, то и ум не отвлекается на посторонние предметы.
  • Осязание. На кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, тесно связанных с мозгом. Размеренное и монотонное перебирание бусин позволяет снять стресс и успокоиться, расслабиться и восстановить гармонию нервной системы.
  • Накопление энергии. Каждый раз, перебирая чётки, практик делится позитивной энергией с природным материалом, из которого они выполнены. Чётки способны накапливать этот поток и при следующей медитации делиться теплом и зарядом энергии со своим обладателям.
  • Лечебные функции. Поскольку малы являются своеобразным аккумулятором энергии, прикоснувшись к ним, можно получить поддержку в самые смутные часы своей жизни – при телесных или душевных недугах, череде неудач и упадке сил.
  • Отсчитывание ритма. Некоторые мантры требуют особого ритма при произнесении, и чётки помогают его наладить.

Буддийские чётки были и остаются настоящей реликвией для истинных приверженцев Учения. Неспроста принадлежащие великим Учителям малы замуровывали в ступы или фундаменты храмов, размещали на алтаре – в них сокрыта великая сила, неописуемый поток положительной энергии, света и благости. Перебирая бусину за бусиной, практики приближаются к священной цели – найти своё истинное предназначение, очистить душу и разум от ненужного мусора, стать ещё на ступень выше на пути саморазвития и приблизиться к просветлению.

Виды четок

Разновидностей сакрального аксессуара для отсчитывания мантр безчисленное множество. Заглянув в лавку, можно растеряться от обилия цветов и материалов, из которых изготовлены чётки. Однако ошибочно полагать, что внешние различия – единственное, чем отличаются эти типы. При выборе малы имеет значение даже узелок, которым скреплены концы нити. Продетые через нулевую бусину хвосты могут означать статус обладателя чёток – начиная с тех, кто только знакомится с практикой, и заканчивая посвящёнными монахами и наставниками.

Несколько месяцев назад меня мучили ужасные мигрени. Знакомая посоветовала попробовать медитацию. Я прислушалась к её совету и поняла, что медитация это совершенно не моё. Для меня, как человека, привыкшего всегда быть в движении, провести неподвижно так много времени смерти подобно. Но, проведя небольшое исследование, я смогла найти способ выдержать долгую медитацию — четки.

Четки – это длинная нить, стоящая из 108 бусин, предназначенная для счёта дыхания и подсчёта мантр, которые необходимо повторить нужное число раз.

Определяемся с мантрой

Мантра – это определенное слово и целая фраза, наделенные определенным смыслом, которые необходимо повторять несколько раз . Мантра помогает очистить сознание и приглушить мысли, отвлекающие от медитации. Повторение той или иной мантры – отличный способ абстрагироваться от ежедневных забот и отделить свое духовное от физического. Универсальной и самой популярной мантрой для очистки сознания является «Ом».

Другой вариант – медитативная музыка или мантры записанные в аудиоформате. На сегодняшний день существует великое множество сайтов для медитаций. Чтобы не утруждать себя поисками вы всегда можете воспользоваться таким сервисом, как ютуб.

Лично я остановила свой выбор на четках для мантр из розового дерева. Розовое дерево улучшает циркуляцию крови, что идеально для меня, как для человека с низким давлением и вечно холодными руками. В наборе, купленном мной, к традиционным четкам прилагается браслет из того же материала для более коротких медитаций.

Четки могут быть сделаны из семян, дерева, костей или камней (как драгоценных, так и нет). При выборе четок я советую вам прислушаться к интуиции и определить для каких целей вы планируете практиковать медитацию, а затем выбрать те четки, которые помогут в достижении этой самой цели.

Важное правило, при выборе четок из камней, ориентируйтесь на чакры, которые соответствуют различным целям медитации:

  • Энергетический центр. Муладхара (находится в основании позвоночника) соотносится с защитой и интуицией. Подойдут красные и черные камни, такие как гематит, обсидан, оникс, красный цинкит, дымчатый кварц, тигровый глаз, гранат, красная яшма. Медитация на мулдахаре успокаивает, заряжает энергией, снимает стресс и утомление.
  • Свадхиштхана (чуть ниже пупка) – центр воспроизводства, страсти и сексуальности . Подходят оранжевые камни: сердолик, оранжевый цинкит, оранжевая яшма и огненный опал. Медитация на Свадхиштхане улучшает здоровье, помогает справляться с гневом и восстанавливать самоконтроль.
  • Манипура (солнечное сплетение) – жизненные силы и защита . Камни этой чакры – желтые. Золотистый топаз, желтая яшма, желтый сапфир, янтарь и кальцит повышают уровень внимания, решительность, способствуют духовному росту, счастью и стабильности;
  • Анахата (сердечная чакра) ассоциируется с любовью, милосердием и эмоциональным балансом . Камни, помогающие открыть эту чакру, розовые или зеленые: розовый кварц, зеленый авантюрин, турмалин, малахит, изумруд, лунный камень и нефрит. Медитация на Анахате – путь к милосердию и способности принимать себя и окружающих такими, какие они есть;
  • Вишуддха (локализуется в области горла) – центр коммуникации . Цвет этой чакры – голубой. Бирюза, кианит, голубой кальцит, агат и аквамарин. Медитация на этой чакре повышает увренность в себе и своем умении общаться с окружающими и производить верное впечатление;
  • Аджна (третий глаз). Центр лба – это чакра интуиции и духовного осознания . Камни цвета индиго – лазурит, сугилит, содалит, помогает с помощью медитации помогают очистить сознание. Все становиться ясным и понятным;
  • Сахасрара (находится в области макушки, темени) – это ваше сознание, просветление . Эта чакра связана с фиолетовым и золотым цветами. Камни: аметист, белый топаз, говлит, кварц. Медитация на сахасраре стимулирует свободомыслие, приводит к равновесию эмоционального и физического.

Традиционно четки держат в правой руке, перебирая их между большим и средним пальцем. На северо-востоке Индии четки располагают между указательным и средним пальцем правой руки.

Вне зависимости от способа работы с четками, медитация должна проходить в тихом и комфортном месте. Лучше всего сесть скрестив ноги. Если вам неудобно или тяжело сидеть в таком положении – лягте на спину. Дышите глубоко, сфокусируйте на мантре. Перебирайте четки слева направо начиная от большой центральной бусины. После того, как вы пройдете все 108 бусин и вернетесь к главной, вы можете либо завершить медитацию, либо продолжить, но на этот раз перебирайте четки в противоположном направлении.

Медитируйте с использованием четок по мере необходимости. Каждый день, неделю, месяц или основываясь на внутренних ощущениях. Подобная медитация поможет вам отвлечься от насущных проблем, очистить мысли и прийти в гармонию с собой.

Криста Шенон

Уже несколько тысяч лет одним из символов буддизма и некоторых других индокитайских религий считаются четки. Они - обязательный атрибут каждого верующего буддиста, символ, почти как крест в христианстве.

Из Северной Индии буддийские четки перешли на Ближний Восток, оттуда попали в Европу и распространились по миру, в том числе среди представителей многих других религий, включая христианство и ислам. Но, в отличие от других религий, буддизм вкладывает в четки свой собственный смысл. Для последователя Будды это не просто религиозный атрибут - в оригинальных буддийских четках 108 бусин, и это количество соответствует числу мантр, которое буддист должен прочесть во время медитации.

Помимо буддизма, четки используют последователи Шивы, Кришны, сторонники разных течений в индуизме, да и состав самих последователей Будды далеко не однороден. Мы познакомимся с сакральным значением четок, их применением, и узнаем, как сделать буддийские четки своими руками.

Количество бусин в классических четках, и что они означают

На самом деле вопрос, сколько бусин в буддийских четках, неоднозначен. Все зависит от религиозной традиции, которой следует конкретный человек. В традиционных буддийских четках количество бусин равно 108 либо кратно этому числу - 54, 36, 27, 9. Число 108 - сакральное, оно состоит из перемноженных между собой 12 и 9. По легенде, священным это число нарек сам Будда, и оно означает многомерность мира.

Существует несколько объяснений тому, почему в буддийских четках 108 бусин (на самом деле 109, но 109-я бусина - это бусина Бога, она скрепляет четки и считается «нулевой»). По основной из них ведическая астрологическая школа включает в себя 9 планет и 12 домов - в Европе их привыкли называть знаками Зодиака. Кроме того, в буддизме:

  • у Бога есть 108 главных Имен;
  • существует ровно 108 Упанишад - основных религиозных книг;
  • существует 108 танха - греховных желаний человека, потворство которым отягощает карму.

9 - это число месяцев беременности - от зачатия до рождения. А 12 трактуется как составное число, включающее в себя 5 и 7. Семерка означает 7 цветов радуги, 7 основных нот, 7 дней недели, 7 звезд в Большой Медведице, а 5 - число основных первоэлементов в ведической школе - огонь, вода, воздух, земля и пятый - эфир.

В некоторых других традициях существуют четки с иным количеством бусин - в зависимости от числовых значений, характерных для этих школ.

Материалы, из которых изготавливают буддийские четки

Буддийские четки делаются практически из любых материалов - камня, кости, металла, дерева. В качестве бусин могут использоваться крупные семена лотоса или рудракши. В тибетской традиции Ваджраяны самыми ценными считаются четки, бусины которых вырезаны из лобных костей 108 человеческих черепов. В дело идут черепа умерших своей смертью людей, тела которых были погребены по-тибетски - отданы на расклевание грифам.

В Китае очень распространены четки из нефрита. Считается, что характерный нефритовый цвет несет успокоение.

Основные значения:

  • буддийские четки из нефрита символизируют умиротворение и умеренность;
  • четки из железа носят монахи-воины;
  • кости, в т.ч. человеческие - переосмысление жизни;
  • светлые четки (из горного хрусталя или белого сандала) означают холодный разум;
  • темно-коричневые или красноватые четки (красный сандал, семена рудракши) означают концентрацию энергии, силу и огонь.

Разновидностей этого сакрального символа очень много. У каждого вида четок, в зависимости от материала изготовления, есть свое назначение. Имеет значение даже узел, которыми связаны концы, пропущенные сквозь «нулевую» большую бусину - у некоторых четок он есть, у других - нет. Финальный узел на буддийских четках, выходящий из бусины Бога, в зависимости от формы и длины может означать принятый человеком обет, по нему может определяться статус - мирянин, послушник, посвященный монах, и т. п.

Использование

Как пользоваться буддийскими четками? Их перебирают, читая мантры или молитвы. Одна прочитанная мантра - одна пропущенная в пальцах бусина. Мантры в ведических практиках читаются строго определенное число раз, оно зависит от текущей ситуации, учения отдельной школы и других вещей, но обычно кратно 108 по указанным выше причинам.

Откидывать число мантр на подручных «счетах» необходимо для того, чтобы не отвлекаться при чтении, не держать в памяти число, что отвлекает от медитации.

Изготовление

Как сделать буддийские четки самостоятельно? Сначала определитесь, какой традиции они должны соответствовать, и что символизировать. Четки своими руками из первых попавшихся материалов делать не стоит - не забываем, что необходимо соблюдать определенный канон.

Сначала из выбранного материала выточите нужное вам число одинаковых бусин - 108 или кратное 108. Отдельно сделайте бусину Бога (или бусину Гуру) - она обычно больше по размеру, либо имеет другую форму (цилиндр, капля и др), позволяющую отличать ее на ощупь. После этого навяжите на капроновую или нейлоновую нить первый узел, нанижите бусину так, чтобы узел служил ей ограничителем, завяжите следующий. Так постепенно, чередуя с узлами, нужно нанизывать все бусины.

Делая четки своими руками, помните, что меж ними должно четко ощущаться расстояние. Скрепите их большой бусиной, и выпустите из нее «хвост» нужной формы и размера.