Лев и снежный лев. Тигр (символ)

Страница 1 из 3

Год: 1950, 1962, 1974, 1986,1998, 2010, 2022
Время суток: 3:00-5:00
Символ Зодиака: Стрелец
Девиз: «Я побеждаю»
Стихия (элемент) знака: Дерево-ян
Направление: восток - северо-восток
Цвет: зеленый
Драгоценный камень: сапфир
Традиции застолья: хлеб, мясо птицы Тигр - знак третьего года китайского 12-летнего цикла. Он символизирует силу, храбрость и лидерские качества. Этот знак имеет природу ян, которая ассоциируется с мужским началом, активностью, теплом, движением вперед.

Его природная стихия (элемент) дерево также обладает мощными свойствами Ян. Таким образом, янские качества делают Тигра, прежде всего, лидером, воином. Знак Тигра соотносят с зеленым цветом. В китайской символике зеленый цвет (цин) с древнейших времен обозначал восток, как с природным явлением ассоциировался с ветром, который в свою очередь связывали со стихией «дерево». Главными свойствами дерева являются изменчивость, способность к росту, переходу от пассивной инь к активному ян. То есть зеленый цвет ассоциируется с рождением новой жизни, с началом весны, когда инь ослабевает, а ян начинает усиливаться. В мифологии Востока тигр является воплощением силы и хитрости. Так же, как и на Западе, он является царем зверей и хозяином леса. В Древнем Китае тигр, наряду с драконом, фениксом и черепахой, - одно из четырех священных существ. Тигр - царь зверей, повелитель всех обитающих на суше животных; он вызывает ужас и страх. Главная характеристика тигра, красной нитью проходящая через все верования и мифы, - его сила. Она может проявляться двояко - тигр творец и разрушитель одновременно. Тигр олицетворяет сверхчеловеческие силы; это посланец лесных богов, и верхом на нем могут ехать боги, бессмертные или изгоняющие злых духов.

Тигра соотносили с женским началом инь, подземным миром и Западом, где солнце опускается за край земли, а его противоположностью был Зеленый Дракон, - носитель мужского начала ян. С Тигром связана и владычица Запада Си-Ванму, которая в древних китайских рукописях описывалась как зооморфное существо с хвостом барса и клыками тигра. Изображения тигров на дверных косяках должны были изгонять демонов. Белый Тигр в паре с Зеленым Драконом в старину почитался как дух - страж дверей. Изображение тигра находят на бронзовых и фарфоровых изделиях далекого прошлого. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома феодалов украшали и оберегали каменные изваяния тигра. Боги-защитники часто изображались скачущими верхом на тиграх. У китайцев бог богатства ездит верхом на тигре, охраняющем сундуки с монетами.

В поздней китайской традиции появляются пять легендарных тигров, охраняющих мир от сил хаоса: Белый Тигр - со стороны запада, Синий (Зеленый) Тигр - с востока, Красный Тигр - с юга. Черный Тигр - с северной стороны. Желтый Тигр защищает центр мира, то есть собственно Китай. С Белым Тигром (Бай-ху), символизирующим долголетие, связывают один из пяти звездных дворцов. Он является символом страны мертвых (в Китае белый цвет - это цвет траура).

Тигр является персонажем многих древних легенд, где зачастую выступает в роли спасителя. В некоторых регионах Китая тигр символизирует брак и деторождение. В провинции Шанхкси невеста перед тем, как войти в дом жениха, берет с собой двух тигров, вылепленных из теста; традиция велит вешать эти талисманы над кроватью новобрачных. В провинции Хенань храмовая ярмарка проводится в третьем лунном месяце, и игрушечные тигры, сделанные из различных материалов, продаются повсюду. Множество людей приходят в храм молиться за своего ребенка, и затем приносят игрушку тигра домой. Одна такая игрушка обычно сделана из двух тигров, как символ мужчины и женщины. Популярен, особенно в вышивке, сюжет «Тигрица, кормящая человека».

Люди рожденные в год Тигра

Сильными сторонами людей, рожденных в год Тигра, являются отвага, храбрость, бесстрашие и благородство. Обычно они щедры, искренни, непредсказуемы, смелы и обладают большим воображением. Однако они также могут быть беспокойны,недисциплинированны, упрямы, эгоистичны, агрессивны, вспыльчивы и нетерпеливы. Тигры не осторожничают, а смело и порой безрассудно бросаются на поиски приключений. Жизнь Тигров не бывает спокойной - она полна неожиданных поворотов, перемен и случайностей. Тяга к риску у Тигров в крови - они не мыслят себе жизнь без сильных эмоций.

Искренность и страстность Тигра привлекают к нему людей; энтузиазм и сила воли помогают легко завоевывать сторонников. Тигр всегда полон новых идей и горит энтузиазмом воплотить их в жизнь, однако очень быстро остывает. Тигр часто действует слишком импульсивно, ему приходится жалеть о необдуманных поступках. Он не любит, когда люди оказываются свидетелями его неудач и потому в таких случаях предпочитает отказаться от задуманного и заняться новым делом. К счастью, помимо импульсивности у Тигров развито и логическое мышление, которое позволяет им в случае необходимости трезво оценить ситуацию и выйти «сухим из воды». Кроме того, мужчины Тигры обычно оптимисты. Они быстро забывают о неудачах и начинают строить новые планы на будущее.

Тигру необходимо привлекать внимание окружающих, и он без особых усилий оказывается в центре внимания в любой компании. Он очень заботится о своем имидже и прекрасно знает, как произвести впечатление - всегда элегантно выглядит, умеет вести себя в обществе, внимателен к другим.

Тигр не выносит никаких авторитетов и, вообще, не любит подчиняться. Он не боится высказывать свое мнение и отстаивать его даже ценой конфликта. Все Тигры в глубине души начальники. Если по воле судьбы Тигр оказывается в подчиненном положении, то постоянно конфликтует с начальством или борется за права коллег. Он прирожденный фрондер, постоянно находится в оппозиции существующему порядку, если, конечно, не он этот порядок создал и поддерживает. Эгоистичный в мелочах Тигр бескорыстен в великих делах и готов пожертвовать собой ради дела. Он всегда в поиске, презирает консерватизм, признанные авторитеты и установленную власть.

Тигры не особенно интересуются деньгами, но, тем не менее, способны сколотить состояние. Они легко тратят деньги, легко делятся ими. Они уверены в своей удаче и не сомневаются, что истраченное возвратится к ним с лихвой. Оптимизм, решительность, инициативность и способность быстро схватывать суть проблемы - качества, которые позволяют Тиграм добиться успеха. Тигр очень честен и открыт со всеми, его уважают, к его мнению прислушиваются. В работе Тигров главным образом привлекает ее интерес и качество выполнения, а не прибыль. Из Тигров получаются хорошие путешественники, военные, полицейские, политики, писатели, дизайнеры, исследователи, специалисты по рекламе или бизнесмены.

Как правило, Тигры очень гордятся собой, любят веселые шумные компании и хвалятся, где пользуются всеобщим вниманием, но имеют мало настоящих друзей. Обычно поначалу при знакомстве они относятся к людям слишком восторженно, но затем остывают. Тигры плохо разбираются в людях - часто слишком доверяют ненадежным персонам. Тигры щедры и великодушны, однако, если не добиваются своего, могут стать упрямыми, мелочными и эгоистичными.

Тигры способны быстро и решительно действовать в сложной ситуации. Обладают природной харизмой и обаянием, которые притягивают к ним окружающих. Поэтому из Тигров часто получаются вожди, революционеры, лидеры. Острый ум позволяет им стать инспекторами, сыщиками, детективами. Тигры обладают способностью видеть людей насквозь и негативно относятся к тем, кто не разделяет их устремлений и убеждений. Тигры почти постоянно находятся в состоянии борьбы, без которой не мыслят свое существование Они поддерживают не только членов своей семьи, но и всех своих единомышленников. Переубедить Тигра практически невозможно. Бурная жизнь нередко не позволяет им обрести покой в семейном кругу. Если же он его обретает, дом, в котором живет Тигр, превращается в незыблемую крепость.

С давних времён в Китае тигр символизирует воинскую доблесть, олицетворяет суровость, отвагу и лидерство. А как этот иероглиф произносится, как выглядит и как его написать?

Произносится письменный знак так: hǔ/ху (пиньинь/система Палладия).

Несмотря на свирепость, тигр в древнем Китае почитался как одно из священных животных, наряду с , Фениксом и Черепахой. Это животное является одним из 12 знаков .

Итак, давайте полюбуемся на этого хищника.


В древности люди часто использовали различные знаки и символы. В наше время мы также используем множество знаков, существуют обозначения и для тигра. Например, вот один из таких знаков, «иконок»:

Как видно, при выделении в знаке нескольких характерных черт тигра мы и узнаём, что обозначает картинка.

Древние китайцы, создавая иероглиф, выделяли черты, особо присущие тигру. В то время тигра схематически изображали не привычно для нас - вертикально (как и большинство древних китайских иероглифов для животных).

На этой картинке образец древней письменности «цзиньвэнь», дошедший до нашего времени как выгравированное изображение на металле (в основном использовалась бронза).

Теперь развернём архаичную картинку на 180 градусов по горизонтали.

И наконец, посмотрим на современное начертание иероглифа.

Как видно, современное написание претерпело значительное изменение, однако, если немного пофантазировать, то в знаке угадывается раскрытая пасть, лапы и хвост.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Тема нашего сегодняшнего разговора — священные животные буддизма и индуизма. Как мы с вами уже знаем, восточные религиозно — философские течения довольно миролюбивы и экоцентричны. Они побуждают любить всех живых существ, которые есть во Вселенной: от мелких насекомых до самого человека.

Особенно сильно отличается от других мировых религий, в которых акцент делается именно на достижении благополучия для человека. На Востоке же «заботятся» не только о человеке, но и обо всем живом, что нас окружает.

Сам Будда любил и уважал всех живых существ и в разных своих воплощениях был не только человеком, но также принимал облик животных, поэтому и его последователи переняли его учение и отношение к тем, кто соседствует с нами.

Животные символы и их значения

Есть животные, которые имеют для буддистов особое значение. Например, такие, как:

  • корова
  • собака
  • лошадь
  • обезьяна
  • олень
  • кошка
  • черепаха


Поскольку и индийская, и буддийская культуры насыщены символикой, то каждое из перечисленных животных олицетворяет определенные вещи. Давайте рассмотрим, какие именно.

Слон

Слон — это символ мудрости, справедливости, доброты, стабильности. Образ белого слона неразрывно связан с буддизмом и занимает особое место в нем.

Существует легенда, которая гласит, что перед рождением Будды его матери приснился белый слон. Тогда мудрецы предрекли ей появление на свет необычного ребенка. Также считается, что когда герои, святые или властители покидают мир живых, они перевоплощаются именно в слона.

В индуизме слон — это символ долголетия, силы и мощи. Например, индийский бог мудрости и счастья Ганеша всегда изображается со слоновьей головой. Ганеша является одним из любимейших божеств в Индии.


Индийский бог Ганеша

Еще больше узнать о символике слона в буддизме вы можете .

Корова

Корова особо почитается в Индии. Корова является кормилицей, «матерью» в восточных странах, дарует благосостояние. Она дает молоко, кормит людей. Убивать и есть говядину строго в Индии запрещено. На корову нельзя даже кричать. Индийцы и в наши дни верят, что корова может исполнять желания и приносить богатство.


Собака

Собаки — одни из самых любимых животных тибетцев. В Непале в ноябре празднуется фестиваль Тихар. Один из дней это праздника посвящен почитанию собак: их украшают цветными гирляндами и преподносят вкусные угощения.

В Непале считается, что эти преданные человеку животные могут общаться с богом смерти Йама.


Бог смерти Йама

А вот в индуизме собаки считаются «нечистыми» животными и их даже боятся. Связано это, скорее всего, с тем, что когда человек «переходит» в иной мир, его на этом пути сопровождают именно собаки. Также собака сопровождает и бога Индру.

Тигр

Тигр в индуизме обозначает касту кшатриев. Кшатрии — это вторая каста после брахманов, это каста воинов. Тигр, соответственно, олицетворяет силу, мощь и власть. Богиня Дурга — супруга бога Шивы часто изображается верхом на тигре.


Богиня Дурга

В тигр особо почитается: перед входом в монастыри часто можно встретить каменные изваяния тигров. Это животное символизирует храбрость, силу, отвагу. А вот в Таиланде находится самый известный тигриный монастырь школы . Он является приютом для многих видов дикой живности.


Лев

Лев — это символ Будды. Изображения снежных львов было утверждено Далай-ламой на государственном флаге и гербе Тибета. Также лев присутствует на монетах и купюрах. Снежный лев является одним из постоянных спутников и бодхисаттв.

В индуизме лев — один из десяти аватаров бога Вишну.

Лошадь

Лошадь у индуистов обозначает средство передвижения души в мир иной.
Лошадь очень любима буддистами. Она символизирует упорство, ум, свободу и даже элегантность.

Обезьяна

Эти существа символизируют низменные страсти. Однако в буддийской культуре существует талисман « », который олицетворяет нежелание видеть злое, слышать злое и говорить о злом.

Этот талисман иногда продается и в сувенирных лавках некоторых дацанов — храмов тибетской ветки буддизма, один из них нам удалось приобрести.

Буддисты также считают обезьяну ранним воплощением самого Будды.


В индуизме обезьяна — это символ бога Ханумана, сына бога ветра. Хануман имел обезьяноподобный вид и почитался индусами. В Индии есть целые храмы, в которых живут исключительно обезьяны.

Змея

Змея является особо почитаемым существом в восточных учениях как символ мудрости. В индуизме она означает собой природу, первоначальный хаос. Кобры являются священными для индусов, которые считают, что те могут защищать жилище.

В буддизме змея, с одной стороны, священна — именно кобра защитила Сидхартху Гаутаму от дождя во время медитации, и Будда иногда изображается со змеей. Однако эта рептилия изображается также и в центре , где олицетворяет один из грехов.

И в индуизме и в буддизме существуют волшебные змеевидные особи, которые называются Наги, т.е. змеи. Они выглядят мифическими живностями с головой и телом человека, сверху которых находятся змеиные головы или вместо ног у них располагается змеиный хвост. Они выполняют роль посредников между людьми и богами.


Наги в индуизме

Олень

Олень относится к религиозной символике буддизма. Олицетворяет чистоту и первозданность. Часто изображения самого Будды можно увидеть вместе с оленем. Согласно легенде, Будда был оленем в одной из своих жизней и свое учение он впервые рассказал именно в оленьем парке близ Варанаси.

Кошка

У буддистов бытует мнение, что кошка, как и человек, может достичь просветления, нирваны.

В индуизме нет практики поклонения кошкам, однако индуисты верят, что души предков могут перерождаться в кошек, поэтому относятся к ним с уважением.

Черепаха

Черепаха — символ долголетия. Изображение черепахи может принести удачу и материальное благополучие. В буддизме она считается одним из воплощений бодхисаттвы, а в Индии — вторым аватаром бога Вишну.

Интересно, что большие каменные статуи черепах можно встретить в степи в Монголии. Там есть даже ресторан в виде черепахи.


Священные птицы в индуизме и буддизме

В восточной культуре существуют чтимые и боготворимые птицы. Самые известные это феникс, уточки — мандаринки, журавль, павлин, орел, петух. Каждая из них несет определенный смысл, с которым мы с вами и познакомимся.

Павлин

Он — воплощение красоты и благородства, один из символов Индии. В буддизме он означат бдительность и сострадание. Считается, что до своего человеческого воплощения Будда был павлином.

Уточки-мандаринки

Являются символом супружеской верности. Их изображения можно дарить молодоженам, чтобы в их жизни как можно дольше сохранялись любовь и счастье. В некоторых направлениях буддизма считается, что Будда, будучи ребенком, играл с парой таких уточек.


Журавль

Журавль — один из знаков долголетия. В буддизме символизирует зиму.

Петух

Петух — это мужественность, доблесть, смелость. В буддизме олицетворяет чувственные желания и является одним из трех животных в центре круга сансары.

Феникс

О значает тепло, солнце, жизнь, способен помочь женщинам, страдающим бесплодием.

В буддийском храме в Киото есть павильон феникса, эта птица также украшает крышу храма.

Орел

Орел в буддизме является птицей, на которой летал Будда.

Заключение

Сегодня мы с вами рассмотрели животных и птиц, которые считаются святыми и ценными в восточных странах и религиях, выяснили, что они символизируют. Мы узнали об отношении к живым существам в буддизме и индуизме. Надеемся, что этот небольшой экскурс был для вас познавательным и интересным.

До новых встреч!

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать свежие статьи себе на почту!

Конечно, аборигены Приамурья и Приморья не знали таких слов и выражений, как экология, заповедник, среда обитания, исчезающий вид и многие другие. А их особое, трепетное отношение к природе было основано на страхе и непонимании происходящего. Хотя окружающее чаще пугало, чем восхищало, люди пытались жить в мире и согласии с природой. Они выделяли для себя значимые фигуры, которым поклонялись и, которые, по их мнению, должны были помогать в беде и защищать. Интересен тот факт, что разные народности на протяжении не одного столетия поклонялись, кому бы вы думали? Тигру!

Тигра считали животным сверхъестественным и мудрым , его обожествляли. Изображения священного зверя были найдены на стенах дворцов и храмов, в фанзах и хижинах. Повсюду, особенно в лесах, в честь тигра люди устраивали кумирни, где в молитвах просили у него пощады и милости.

Некоторые народы Приамурья верили, что тигры, подобно людям, образуют своего рода социальную общность: они живут в собственных городах или деревнях. Так, например, представители малых народностей Дальнего Востока – нивхи, считали тигра особой породой людей, так называемыми «людьми-тиграми». Они считали, что тигра не только нельзя убивать, но ему нужно постоянно оказывать знаки особого почтения: кланяться при встрече с ним, обращаться с приветствием и т.д.

Культ тигра был сильно развит у удэгейцев, нанайцев, орочей, эвенков. Его изображали как бога на бумаге или ткани (онгоны), на шаманских атрибутах, вырезали на берестяных коробках, вышивали на одежде цветными нитками, делали из дерева, сухой травы и металла сэвэны (амулеты, обереги), которые носили на шее или держали у изголовья, чтобы обезопасить себя от козней злых духов.

Главной причиной, заставившей предков удэгейцев и других тунгусо-маньчжуров изображать тигра, являются пережитки тотемизма, отражающие родственные связи. Бикинские удэгейцы считали, что от тигра произошел род Канчуга. Позднее этот тотем распространился и на другие роды удэгейцев. Надо отметить, что пережитки тотемизма сохранялись вплоть до недавнего времени.

Кстати, слово «тотем» - не латинское и не греческое. На языке индейцев североамериканского племени Оджибе оно означает «его род». Тотемизм – это древнейшая форма религии, суть которой заключалась в представлении о родстве людей с тотемами – видами животных, давших начало тому или иному роду или племени.

У удэгейцев есть поверья, которые основываются на вере людей в родство с тигром (и медведем). Удэгейцы считали тигра своим священным предком и оказывали ему особое внимание. Они искренне верили, что дух предка в образе тигра Куты Мафа постоянно сопровождает человека и оказывает ему помощь. Считалось, что тигр мог выступать не только как добрый, но и как злой дух Амба, который мог появляться перед человеком в любом образе. Это могли быть образы птицы (амба гахани), человека (амба нии), животного (амба буани) и т.д.

Если голодный или больной тигр нападал на собак, домашний скот или человека, то считали, что тигр «сошел с ума», то есть вышел из-под влияния бога лесов Онку или превратился в злого духа Амбу. Такому тигру объявлялась кровная месть. Закон кровной мести существовал вплоть до 30-х годов ХХ столетия. Он распространялся не только на людей чужого рода, но и на тотемных животных. Этот факт свидетельствует о том, что люди далекого прошлого не делали различий между человеком и тотемным зверем, поэтому тигр, как и человек, должен был сполна получить наказание за свое «преступление».

После погребения погибшего родственники приглашали к себе в дом шамана, которому рассказывали, как тигр убил человека. Шаман на протяжении ночи совершал определенные обряды в юрте погибшего и в лесу на поляне, где его сопровождали родственники погибшего и знакомые. И в заключение обряда шаман предлагал собравшимся нанести роду тигров отмщение, чтобы больше с той и другой стороны не было недоразумений. По знаку шамана удэгейцы бросали в травяное чучело тигра (фуданку) принесенные с собой копья.

На этом месть прекращалась. Удэгейцы шли в тайгу к специальному дереву (сангия мафа) с треугольной зарубкой у основания и, помолившись богу лесов Онку, говорили: « Виновник наказан, кровная месть прекращается, и люди желают снова жить в мире и согласии с родом тигров». Затем все возвращались к юрте погибшего, и шаман уже играл роль судьи (манга), помирившего людей и тигров.

Даже в наше время удэгейцы утверждают, что на ночь нельзя вспоминать и говорить о тигре, предписывая ему сверхъестественные способности и называя его царем зверей – Буи адзани. Они считают, что в реальной жизни тигр Куты Мафа является перед человеком в облике зверя, а во сне он обычно приходит в образе старой женщины или пожилого человека (к нанайцам – в виде седого старика, одетого в богатую одежду).

Случайная встреча с тигром в тайге была предупреждением со стороны зверя об опасности или неудаче во время промысла. Поэтому, чтобы предотвратить нежелательную встречу, удэгейцы, также и орочи, приметив след зверя, сворачивали в сторону. Но если встреча была неизбежна, охотники бросали оружие, низко кланялись и произносили молитву: не оставлять семью без кормильца, продовольствия и оказать помощь в охоте. Если тигра встречал удэгеец из рода Канчуга, то он становился лицом к зверю, чтобы тот мог узнать своего «потомка» (аналогично поступали нанайцы из рода Актенка и орочи из рода Еминка).

Считалось, что тигр не только оказывал помощь охотникам, но нередко и сам нуждался в ней. В фольклоре бикинских удэгейцев говорится, что однажды к жилищу пришел тигр с большой занозой в лапе. Люди вытащили занозу и отпустили зверя. Ночью им приснился тигр, который сказал: «Пусть хозяин сделает из занозы мое изображение и вспоминает обо мне в трудные минуты», т.е. тигр велел хозяину хранить занозу как амулет. А в легендах у нанайцев тигр разрешал доедать остатки его добычи или убивать раненного им зверя.

В другом фольклорном повествовании бикинских удэгейцев рассказывается, что во сне к старейшему рода Канчуга пришла старая женщина и попросила его кормить и оберегать её детей, пока она будет залечивать раны. Старуха сообщила, где находятся её дети. Когда старый Канчуга пришёл на это место, он обнаружил двух тигрят. Удэгеец постоянно кормил тигрят свежим мясом. Через три месяца во сне к удэгейцу вновь пришла старуха и сказала, что вернулась на своё место, поблагодарила за заботу о её детях и сказала, что с этой минуты род Канчуга может брать добычу тигров, хотя по обычаям удэгейцев подбирать животное, убитое тигром, запрещалось. Нарушение запрета расценивалось как воровство.

По обычаям удэгейцев тигра нельзя преследовать, нельзя и стрелять по зверю, иначе тигр будет мстить этому охотнику. Но если всё-таки были случаи, связанные с убийством тигра человеком или человека тигром, то место, где тигр был убит человеком или был найден мертвый тигр, считалось запретным. На этом месте люди никогда не охотились, не собирали ягоду, а, заметив условные знаки, указывающие на запрет, обходили его стороной. Точно также остерегались мест, где человек был убит тигром.

Отношение к тигру как к человеку особенно ярко проявлялось во время погребения зверя. Иногда тигр мог попасть под самострел, установленный на крупного зверя, или быть битым из огнестрельного оружия по оплошности охотника. В том и другом случае удэгейцы (и орочи) хоронили тигра в специальном срубе (сактама), установленном на четырех вертикальных стойках. Внутри сруба делали подстилку из мягких стружек (куаптэля), которыми затирали кровь зверя. На них же и укладывали мертвого тигра. Сруб сверху закрывали берестой и жердями. Шкуру с тигра снимали. В виде «штрафа» (байта) в углу сруба, у головы зверя, вешалась белая чистая тряпка. Здесь же вешались и длинные стружки (куаптэля), означающие, что здесь лежит мертвый сородич. По сторонам сруба на деревьях делались затески, для удэгейцев они служили приметой – местность запретная.

А вот орочи, например, в отличие от удэгейцев, хоронили тигра в одежде. Надевали штаны, халат. На задние лапы обувь (унгта), на передние – рукавицы, на голову – шапку. Зимой обряжали в летнюю одежду, а летом – в зимнюю. Клали на правый бок в амбарчик, сверху закрывали брёвнами. Были случаи, что после похорон тигра «убийца» (преимущественно из нанайцев) во сне видел седого старика, который обращался к человеку с такими словами: «Зачем ты убил моего сына? Ты не должен был смотреть на него, а завидя вдали, должен был поклониться ему до земли».

Многие исследователи Дальнего Востока не зря указывали похожие представления о тигре у удэгейцев, нанайцев, орочей, ульчей, маньчжуров, чжурчженей, эвенков. Это благородная «полосатая кошка» оставила заметный след в духовной и даже материальной культуре древних народов. Это был один из главных образов искусства.

И очень часто, обращаясь к мифам, легендам, древнейшим верованиям, мы можем обнаружить корни экологических идей, к которым так необходимо вернуться человечеству, попытавшемуся встать над природой, и не думая о расплате за свои поступки. Современному человеку стоит поучиться у своих предков тому отношению к окружающей среде, той чуткости, уважению и почтительности, которые были присуще им. Иначе вскоре мы будем наблюдать того же тигра только на карте звездного неба.

Ольга Арифулина ФГУ «Сихотэ-Алинский заповедник»

(санскр. singha, simha, тиб. seng ge, sengge dkar)

Лев как царь зверей - это древний индийский символ верховной власти и защиты. Ранний буддизм принял льва как символ Будды Шакьямуни (тиб. Sakya Seng ge), «Льва племени Шакья». Восемь львов поддерживают трон Будды, что символизирует его верховную власть. Восемь львов

в восьми направлениях символизируют Восемь великих бодхисаттв, или «Восемь близких сыновей» Будды. Симханада, или «Львиный рык», - это имя, данное форме Авалокитеш- вары. Термин «львиный рык» относится к превосходству учений Будды над всеми остальными еретическими доктринами. Лев - это средство перемещения многих божеств вад- жраяны, включая Вайшравану, Ман- джушри, Ганапати и Таши Церингму. Для многих будда-форм нирманакайи является общим львиный трон, например, на львином троне восседает Будда Медицины, Ратнасамбхава и Вайрочана - белый Будда центра или запада и владыка будда-семейства Татхагата.

Лев индийского искусства нашёл своё культурное воплощение в тибетском искусстве как мифологический снежный лев Тибета. Этот белый снежный лев с бирюзовой гривой - главное местное божество (тиб. gnyan) тибетских горных снежных хребтов. Поскольку можно сказать, что буддизм «перепрыгнул» через Гималаи из Индии в Тибет, считается весьма благоприятным заметить игривые прыжки снежного льва с одной снежной вершины на другую. Снежный лев - это национальная эмблема Тибета. Его изображение украшает государственный флаг, правительственные печати, монеты, банкноты, марки и знаки отличия Далай-ламы. Пара снежных львов на тханках часто изображается в игривых позах на снежных шапках горных вершин, образуя гармоничный мотив, схожий по символизму с изображением пары оленей и журавлей. Снежные львы также могут изображаться играющими с мячом, подобно котятам. Китайская легенда гласит, что у львицы из лап сочится молоко и если оставить пустые мячи, чтобы львы играли с ними, то немного этого молока попадёт внутрь мяча. В тибетском искусстве мячи обычно рисуются как трёхцветные «колёса радости» (тиб. dga" "khyil).

Великий тибетский йогин Миларе- па однажды увидел пророческий сон, в котором фигурировал снежный лев. Гуру Миларепы Марпа так истолковал этот сон: «Лев, стоящий на вершине колонны, показывает львиноподобную природу йогина. Его роскошная грива показывает то, что йогин окружён мистическими учениями. Четыре лапы льва представляют четыре безмерных. Глаза льва, обращённые к небесам, показывают отречение йогина от мирского существования. Свободное странствие льва по снежным вершинам показывает, что йогин достиг измерения абсолютной свободы».

ТИГР

(санскр. vyaghra, тиб. stag)

Тигры не водятся в Тибете, но бенгальский тигр Индии и длинношёрстный тигр соседнего Китая обеспечили частое появление этого животного в тибетском изобразительном искусстве. В Китае, где не водятся львы, тигр на-

делялся всеми величественными качествами, приписываемыми индийскому льву. В Китае тигр - это символ силы, бесстрашия и воинской доблести. Считается, что на лбу у него имеется естественная отметина, напоминающая китайский слог и слово «царь» (кит. wang). Как в китайской, так и в тибетской медицинских системах разные части тигра считались обладающими сильными целебными свойствами. Кости тигра используются для излечения болезней костей, его зубы - для облегчения зубной боли, а пепел от его шкуры, костей, когтей и внутренних органов используется для излечения множества недугов.

В Индии шкура тигра изначально была эмблемой Шивы, который убил «тигра желания» и использовал его шкуру как сиденье для медитации. Как в индуистской, так и в буддийской традиции целая шкура тигра часто используется как подстилка или сиденье (санскр. asana) для медитации многими йогинами, сиддхами и божествами. Традиционно шкура оленя символизирует мирные или сострадательные активности, а шкура тигра представляет гневные или мощные активности. В XIX веке винтовки британского

Раджа существенно уменьшили численность бенгальских тигров Индии, и это привело к возникновению природоохранной традиции ткачества ковров с узорами тигровых шкур в Тибете и Бутане. Тигровые шкуры надевались во время битвы, а победоносное буддийское знамя часто украшается вставкой из тигриной шкуры.

В буддизме ваджраяны тигр является троном многих божеств, особенно тех, кто обладает гневной или воинственной природой. Здесь осед- лание дикого тигра символизирует бесстрашие и неукротимую волю сиддха или божества. Иногда тигр может быть описан в деталях: например, белый тигр или жёлтый тигр с разноцветными полосками, беременная тигрица, или мать-тигрица, из сосцов которой струится молоко. Набедренная повязка из тигровой шкуры (санскр. dhoti) украшает гневных мужских божеств-херук и защитников, а их супруги носят юбки из шкур леопарда. Здесь фаллические полоски на шкуре тигра символизируют мужской аспект метода, а подобные утробе пятна на шкуре леопарда представляют женский аспект мудрости. Когда на божестве надета шкура тигра, это символизирует его контроль над ядом гнева и ненависти. Два других наряда божества - из содранной человеческой кожи и слоновьей шкуры - символизируют его контроль над двумя другими ядами желания и неведения.

На стенах монастырей традиции гелуг часто встречается сюжет «Монгол, ведущий тигра», где монгольский лама или сановник ведёт усмирённого тигра на цепи. Считается, что эта эмблема представляет Владык трёх семейств, где монгол символизирует Авалокитешвару, цепь - Ваджрапа- ни, а тигр - Манджушри. У этой эмблемы также есть более сектантский символизм, в соответствии с которым монгол, ведущий тигра, представляет превосходство «желтошапочников» школы гелуг над их «усмирёнными» соперниками, «красношапочниками» старых школ тибетского буддизма.