Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий: «Белорусы обладают сильным духовным потенциалом. Феодосий, архиепископ Полоцкий и Глубокский (Бильченко Павел Захарович)

Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко) родился 24 декабря 1943 года в городе Батуми в семье военнослужащих. В 1964 году окончил Харьковский электромеханический техникум.В 1970 году – Харьковского педагогического института.

Работая инженером в Институте низких температур, а затем в Институте радиофизики и электроники Академии наук УССР, участвовал в серьёзных научных исследованиях.

В 27 лет поступил в Московскую духовную семинарию, а через 3 года – в Московскую духовную академию, которую закончил в 1978 году. По окончании академии защитил диссертацию и стал преподавать гомилетику - науку о теории церковной проповеди - и работать в должности помощника инспектора Московской духовной академии и семинарии, а с 1983 года - старшего помощника.

С 1986 по 1997 годы занимал должности инспектора по заочному сектору Московской духовной академии и семинарии, помощника Ректора академии по представительской работе, начальника продовольственной службы Московской духовной академии и семинарии.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 17 июля 1997 года архимандрит Феодосий (Бильченко) назначен епископом Полоцким и Глубокским. Хиротония, возглавляемая митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, правящим Экзархом всея Беларуси в сослужении архиереев, состоялась в Полоцком кафедральном соборе Богоявления. Она стала знаменательным событием для Полоцкой земли. Свершился исторический факт восстановления после нескольких столетий небытия Полоцкой архиепископской кафедры. И начало святительского служения архиепископа Феодосия, и его продолжение также совпало с выдающимися событиями не только для Полотчины, но и для всей Белорусской земли: в 1997 году по благословению митрополита Филарета был воссоздан и торжественно доставлен в Полоцк Крест преподобной Евфросинии, а в 1998 году обретены её вериги. В 2007 году, ознаменованном 1015-летием образования Полоцкой епархии, по благословению митрополита Филарета было завершено изготовление серебряной раки для нетленных мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. В ноябре 2002 года епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий защитил диссертацию и стал магистром богословия. Эту высокую ученую степень он получил одним из первых в Белоруссии.

В феврале 2006 года по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Бильченко) был удостоен возведения в сан архиепископа.

С 1997 года Его Высокопреосвященство архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий ревностно и с любовью служит Богу и людям на Полоцкой земле. Являясь правящим архиереем, он много физических сил и духовной энергии отдает возрождению епархиальной жизни, сохранению православных традиций, приумножению духовного наследия древнего Полоцка, нравственному воспитанию подрастающего поколения.Его инициатива и постоянная заинтересованность в возрождении духовности делают возможным восстановление порушенных православных святынь и строительство новых храмов, возрождение забытых отечественных традиций и создание новых с привлечением к активному участию в них людей разного возраста и общественного положения.

За свою многолетнюю деятельность на духовном поприще архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий был удостоен следующих наград Русской Православной Церкви: орден преподобного Сергия Радонежского II степени; орден преподобного Сергия Радонежского III степени; орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени; орден преподобной Евфросинии Полоцкой; орден святителя Кирилла Туровского; Кроме того, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий имеет и государственные награды: медали Республики Беларусь, а также Почетные грамоты Министерства образования РБ, Комитета по делам религии и национальностей РБ, Витебского облисполкома, Полоцкого горисполкома.В 2007 году архиепископу Полоцкому и Глубокскому присвоено звание «Почетный гражданин города Полоцка» и вручен знак «За заслуги перед Полоцком». В августе 2010 года архиепископу Полоцкому и Глубокскому присвоено звание «Почетный гражданин города Новополоцка» за значительный личный вклад в возрождении, охране, развитии духовного и культурного наследия Полоччины.

За активную духовно-просветительскую деятельность, значительный вклад в сохранение межконфессионального мира и национального согласия в январе 2011 года архиепископу Полоцкому и Глубокскому Феодосию была вручена премия Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко «За духовное возрождение» за 2010 год.

Святой царь и пророк Давид сказал: «Начало премудрости – страх Господень» (Пс. 110; 10). Премудрость – это нечто гораздо большее, чем просто знание каких-либо временных понятий и вещей. Премудрость – это ведение Бога и его закона, ведение конечных смыслов бытия мира и человека. И каждый христианин, стремящийся к богообщению, к познанию Истины, должен искать премудрости, приводящей ко Христу, к жизни вечной. Эта премудрость, по слову царя Соломона, «лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Пр. 8; 12).

Конечно же, приобретение знаний в самых различных областях, таких как наука, искусство, педагогика, политика, общественная жизнь, необходимо христианину, живущему посреди мира. И эти знания не чужды элемента вечности, они могут быть использованы во благо ближнего, во благо Церкви. Главное, чтобы все познания и интересы человека находились в подчинении высшей духовной цели. Человеческое естество пребывает в состоянии идеальной гармонии только тогда, когда все его способности, развитые соразмерно, подчинены вечному духовному бытию.

Очень просто и предельно точно о природе знания и любви сказал апостол Павел: «…мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8; 1). И далее в послании к жителям Коринфа апостол пишет: «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13; 2). Поэтому нам необходимо знать: главное, что необходимо каждому разумному человеку – профессору или студенту, ученому или простецу – это стяжание даров Премудрости Божией, обретение способности к высшей любви, жертвенной и бескорыстной, единственной умножающей меру добра в мире людей.

Учиться этой жертвенной любви нужно, прежде всего, из Евангелия – книги самой близкой и дорогой для сердца каждого христианина. Важно, чтобы жизнь Спасителя, Его страдания, Его великие беседы не представлялись нам чем-то чуждым, далеким и давно прошедшим, чтобы мы переживали их как соприсносущные нам в данной обстановке, в данную минуту. Христос сошел на землю, Превечное Слово стало плотию, и этот реальный факт касается каждого из нас точно так же, как касался непосредственных слушателей проповеди Господа.

Святое Евангелие и послания апостольские по одной-две главы необходимо читать ежедневно. Новый Завет – это книга, по которой мы обязаны выверять каждое свое помышление, каждый шаг и поступок. «Куда бы ты ни шел, всегда имей перед глазами Господа; что бы ты ни делал, имей на это свидетельство Священного Писания», – говорил преподобный Антоний Великий.

Помимо Нового Завета необходимо читать жития и творения святых отцов. Святые отцы учат нас, как приступать к Евангелию, как правильно понимать его. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что беседа и общество ближних очень действуют на человека. Так, например, беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с путешественником – много познаний о странах, нравах и обычаях народов. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщает святость. И если мы хотим принадлежать к обществу святых на небе, быть участниками их блаженства в будущей жизни, то мы должны уже здесь на земле вступить в общение с ними. И тогда по нашем выходе из храмины тела, они примут нас к себе, как своих знакомых, своих друзей.

Дата рождения: 24 декабря 1943 г. Страна: Белоруссия Биография:

В 1964 г. окончил Харьковский электромеханический техникум и работал в Институте низких температур Академии наук УССР.

В 1965-1970 гг. учился на вечернем отделении Харьковского педагогического института, одновременно работал инженером в Институте радиофизики и электроники Академии наук УССР, в 1967-1970 гг. — в Киевском отделении института «Энергосеть».

В 1970 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1973 г. — в , по окончании которой в 1978 г. назначен помощником инспектора МДАиС и преподавателем гомилетики.

4 апреля 1977 г. пострижен в монашество, 19 мая рукоположен в сан иеродиакона, 6 ноября — в сан иеромонаха.

В 1980 г. возведен в сан игумена.

В 1983 г. переведен на должность старшего помощника инспектора Московских духовных школ. В 1986-1997 гг. исполнял должности помощника инспектора по заочному сектору, помощника ректора по представительской работе, начальника продовольственной службы.

В 1993 г. возведен в сан архимандрита.

10 августа 1997 г. в Богоявленском кафедральном соборе Полоцка хиротонисан во епископа Полоцкого и Глубокского. Богослужение возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси .

В ноябре 2002 г. защитил диссертацию и стал магистром богословия.

Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2-5 февраля 2013 г. избран членом Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. () от должности члена Общецерковного суда Русской Православной Церкви.

Образование:

1973 г. — Московская духовная семинария.

1978 г. — Московская духовная академия.

Нынешний год проходит под знаком 1025-летия Полоцкой епархии. Вот уже 20 лет на ее архипастырском посту с любовью к Богу и людям служит архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий. За время святительского служения Владыки было построено и восстановлено более 20 храмов, образовано два монастыря – в Браславе и Глубоком, открыты воскресные школы. Уникальные по своей значимости даты послужили информационным поводом для встречи Владыки с представителями региональных СМИ.

– Ваше Высокопреосвященство, вы вступили на духовный путь во времена всеобщего атеизма. Что подвигло вас на этот шаг?

– В советское время прийти в духовную семинарию было равносильно тому, чтобы стать изгоем общества. Поэтому там оказывались исключительно зрелые люди, которые прошли цикл испытаний верой, понимали, что есть Бог, душа, что земная жизнь мимолетна и ее нужно пройти достойно своему призванию. И Господь поддерживал нас в этом. Жизнь верующего строится на конкретном взаимоотношении человека с Богом.

– Изменилась ли, на ваш взгляд, духовная жизнь общества в последние десятилетия?

– В конце 80-х годов в средствах массовой информации шла речь о духовном вакууме. Ощущалась тоска по глубинному, святому. Это был запрос нации. Он встал, когда мнения людей согласовались с волей Божией, и Господь благословил эти желания. Пошел процесс церковного возрождения. Некоторые говорят о духовном возрождении, но, пожалуй, это не совсем правильно. Строительство храмов идет у нас с большим успехом. Но это лишь внешняя сторона. Процессы духовные имеют совсем другое происхождение. В конце 80-х ощущался духовный голод, но насколько мы утолили этот голод спустя два десятка лет? Наука, образование, жизнь общества становятся все более и более материальными. Усиливается потребительский инстинкт. Везде и всюду нас окружает материя. Душевный голод делает человека непоседливым, стремящимся к переменам. И это отражается на нашей психологии, на отношении к окружающему миру. Мы никогда не бываем довольны тем, что имеем. В то время как верующий человек благодарит Бога за каждый прожитый день.

Понятие духовности в современном обществе приобрело размытые черты. Ею называют культуру, творчество, даже в самых безобразных проявлениях. Но это искаженное представление. Духовность и нравственность определяются своей собственной сущностью. Ее можно уподобить отражению в чистой колодезной воде – какое лицо на тебя оттуда смотрит, тем ты и являешься. Отсюда идет рост личности, обогащение талантами и дарованиями. И это не только выкладки из христианской науки. Нет. Об этом прозревали древние философы, такие как Сократ, Платон.

– Случайно ли было ваше назначение на служение в Полоцкую епархию?

– В жизни нет ничего случайного. На то была воля Божья. Во служение на благословенную Полоцкую землю я пришел после преподавательской деятельности в московских духовных академии и семинарии. Полоцк стал для меня полной неожиданностью. В 1997 году сложная обстановка чувствовалась во всех сферах жизнедеятельности общества. Но постепенно ситуация в стране улучшалась, становилась более стабильной. Вскоре Беларусь стала образцом для многих стран СНГ и остается таковой сейчас. Все, кто когда-либо бывал в нашем государстве, отмечают красоту, чистоту в городах и селах, качество белорусских продуктов, добросердечие людей. Белорусский народ всегда отличался внутренним равновесием, устойчивостью, миролюбием, силой духа Святого. Только благодаря этому мы прошли через многие катаклизмы, войны, разруху и сохранили себя.

– Какими правилами вы руководствуетесь в своем святительском служении?

– Вся наша жизнь связана с самопознанием и обращением к самому себе. Божественным светом в душе человека является совесть. Это наше внутреннее зеркало, которое становится регулятором всего и вся.

– Сегодня епархия живет огромным кругом забот. Помимо богослужений, проходят православные праздники, крестные ходы, круглые столы, встречи, акции, восстанавливаются и строятся храмы. Откликается ли общественность на церковные инициативы?

– Результат духовно-просветительской деятельности всегда достигается совместными усилиями – и это не только церковнослужители, но и неравнодушные граждане, готовые оказать любую посильную помощь. Вклад каждого – бесценен. Я очень благодарен руководству нашей страны, представителям городских и районных властей, которые всегда учитывали нужды Церкви и никогда не отказывали в ее кардинальных масштабных действиях. У Церкви и власти одна задача – воспитание духовно-нравственной личности, построение общества высокой морали, культуры, ответственности.

– Спасибо за беседу.

Биографическая справка:
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (в миру Павел Захарович Бильченко) родился в семье военнослужащих. Окончил электромеханический техникум и педагогический институт в г. Харькове. Работая инженером в Институте низких температур, а затем в Институте радиофизики и электроники Академии наук УССР, участвовал в серьезных научных исследованиях.
В 27 лет поступил в Московскую духовную семинарию, а через 3 года – в Московскую духовную академию, по окончании которой защитил диссертацию и стал преподавать гомилетику (науку о теории церковной проповеди). Является автором учебного пособия «Гомилетика», по которому в настоящее время обучаются учащиеся духовных семинарий и студенты духовных академий Русской Православной Церкви.
С 1986 по 1997 год занимал должности инспектора по заочному сектору, помощника ректора академии по представительской работе, начальника продовольственной службы московских духовных академии и семинарии.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 17 июля 1997 года архимандрит Феодосий (Бильченко) назначен епископом Полоцким и Глубокским.
В ноябре 2002 года защитил диссертацию и стал магистром богословия. В феврале 2006 года – возведен в сан архиепископа. За свою многолетнюю деятельность на духовном поприще был удостоен множества наград Русской Православной Церкви и Республики Беларусь.
В 2007 году архиепископу Полоцкому и Глубокскому присвоено звание «Почетный гражданин города Полоцка», а в августе 2010-го – «Почетный гражданин города Новополоцка».

За активную духовно-просветительскую деятельность, значительный вклад в сохранение межконфессионального мира и национального согласия в январе 2011 года правящему архиерею Полоцкой епархии была вручена премия Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко «За духовное возрождение».

10 августа в Полоцком кафедральном соборе Богоявления состоялось торжество, посвященное 20-летию архипастырского служения архиепископа Феодосия.

Поздравить Владыку собрались представители светской власти из всех городов и районов, располагающихся на территории Полоцкой епархии. Участие в мероприятиях приняли представители власти, учреждений и предприятий г.Новополоцка.

Нелли Радько

Фото Дениса Лещика