Че ты гонза что значит. Гонзо-журналистика. В противовес «Американской мечте. Журналистика "гонзо" - что такое, как возникло и почему нравится креативно настроенной молодёжи

Как известно, в журналистике много самых разных направлений. Изучая их, можно наткнуться на такое слово, как «гонзо». Если вы впервые слышите это понятие и хотите знать, что это такое, то давайте разбираться вместе!

Гонзо-журналистика (от англ. Gonzo «сумасшедший», «безумный», «экстравагантный») — это направление в журналистике, известное тем, что весь журналистский материал под этим стягом написан в жанре субъективного, эмоционально-окрашенного репортажа. Сам автор не только является непосредственным участником каких-либо событий, но и нередко полностью вживается в образ героя, например, становится байкером, если речь идет об «Ангелах ада» Томпсона. Примечательно то, что в таком тексте журналист-репортер часто выражает только своё личное мнение, опираясь на личный опыт. Также отличительной чертой гонзо является наличие всевозможных цитат, всех оттенков юмора и нецензурной лексики. По большей части, авторы касаются проблем неприятия каких-либо меньшинств, субкультур и сообществ, политики, контркультуры и девиантного поведения людей.

История создания

Несмотря на то, что термин стал активно использоваться только в наши дни, появился он ещё в 60-е года 20 века благодаря писателю, журналисту Хантеру С. Томпсону. Поговаривают, что именно этому человеку один из тогдашних редакторов Rolling Stone поручил написать статью про скачки. Но нерадивый репортер все же не посетил данное мероприятие. Вместо этого он придумал очень интересный способ, как выкрутиться из этой ситуации. Автор прислал редактору вымышленные заметки, которые были сделаны как бы во время скачек. В них журналист описывал не само событие, а зрителей, которые выпивали и мошенничали. Сотруднику очень понравился материал, ведь все было так детально и мастерски передано. Также он отметил и новый стиль, которым была написана статья. «По вкусу» материал пришелся и читателям, хотя некоторые были шокированы новаторским и чересчур смелой стилистикой текста. С тех самых пор Томпсона называют отцом-основателем стиля гонзо.

Важно сказать, что он использовал это направление журналистки в ряде литературных произведений. Например, «Ангелы Ада» (1966 год) и «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты» (1971 год).

Эскпертом, который впервые использовал термин «гонзо», стал Билл Кардозо, бывший редактор «The Boston Globe». Данное понятие встречается в ответе на статью Хантера С. Томпсона «Дерби в Кентукки: упадочно и порочно»(1970 год). Там акула пера раскритиковал смельчака, но, запросто перешагивая через недовольство и критику, автор продолжал писать материалы в стиле гонзо.

Одним из пражурналистских явлений для этого экстравагантного направления стало творчество Нелли Блай (1864 или 1867 год – 1922 год), известной американской журналистки и писательницы. В начале своей карьеры она заявила о себе благодаря статье о жизни в Мексике, где показала всю нищету народа и коррупцию властей. Также её критике подверглось и мексиканское правительство, после чего ей стали поступать угрозы изгнания из страны. Но в 1887 году Блай переезжает в Нью-Йорк и начинает работать в «New York World». Именно здесь выходит её главная статья о разоблачении психбольницы на острове Рузвельта. На протяжении 10 дней журналистка играла душевнобольную женщину, чтобы своими глазами увидеть, как врачи издеваются над пациентами. Этот материал принес Нелли Блай всемирную известность. Уже начиная в этого момента, стал формироваться новый стиль в журналистике, в котором автор не скрывает ничего от читателя и узнает информацию методом эксперимента, который организует сам, рискуя жизнью и здоровьем.

Примеры авторов

Примеру Томпсона последовали и другие журналисты, а также писатели, такие как

  1. Терри Сазерн
  2. Джон Бирмингем
  3. Лестер Бэнгс
  4. Трумен Капоте
  5. Джордж Плимптон
  6. Том Вулф

Интересно то, что в подобном стиле писали и до 60-ых годов ХХ века. Например, к гонзо можно отнести произведение Марка Твена «Журналистика в Теннеси» (1869 г.).

Произведения в стиле гонзо

  1. Хантер С. Томпсон «Ангелы Ада» — книга-сенсация, которая произвела фурор в 1966 году. За основу автор взял реальную жизнь криминальной байкерской группировки. Два года Томпсон вместе с ними кочевал по Америке и попутно записывал все их приключения. О реалистичности происходящего в бестселлере красноречиво заявили сами герои, которые избили журналиста после выхода произведения в свет. Именно оно безжалостно подробно описывало их настоящий стиль жизни.
  2. Хантер С. Томпсон «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты» — роман (1971). Его «премьера» состоялась в печатном издании журнала Rolling Stone. Отличительной особенностью книги являются иллюстрации, сделанные Ральфом Стедманом. Произведение рассказывает о двух приятелях, журналисте Рауле Дюк и адвокате Докторе Гонзо, решивших отправиться в Лас-Вегас для написания материала про гонку «Минт 400». По дороге друзья принимают кучу наркотических веществ, и с этого момента начинают происходить невероятные события.
  3. Хантер С. Томпсон «Большая охота на акул» — сборник журналистских текстов в стилистике гонзо. Он актуален и по сей день, хоть и вышел в конце 70-х годов прошлого века!
  4. Хантер С. Томпсон «Поколение свиней» — своеобразный сборник из различных политических статей. Книга является настоящей летописью жизни Поколения Свиней, которые совершают свои злые поступки всегда и везде.
  5. Терри Сазерн «Чудо-христианин» — главный герой этого произведения — мультимиллионер. Но у него есть одно странное предназначение в жизни – он должен доказать мужчинам и женщинам, что они одинаковы в развращениях и пороках, а также показать, на что способны люди ради денег.
  6. Том Вулф «Битва за космос» — документальный роман, который рассказывает о событиях середины прошлого века, когда две супердержавы, СССР и США, начинают бороться за право первыми выйти в космос.
  7. Том Вулф «Электропрохладительный кислотный тест» — произведение рассказывает об определенном жизненном периоде писателя Кена Кизи, автора всемирно известного романа «Пролетая над гнездом кукушки».
  8. Том Вулф «Новая журналистика и Антология новой журналистики» — книга-помощник, которая поможет разобраться в тонкостях данного ремесла, узнать много профессиональных секретов автора и понять, какое будущие ждёт журналистику.
  9. Марк Твен «Журналистика в Теннеси» — это самое первое произведение в стиле гонзо. В основе лежит история журналиста, который приезжает в Теннеси устраиваться на работу в местную газету «Утренняя Заря». Но он даже не представляет, что готовит ему первый, он же и последний день работы в этом издании.
  10. Трумен Капоте «Хладнокровное убийство» — роман, основанный на реальных событиях. Главные герои, Перри Смит и Ричард «Дик» Хикок убивают семью из 4-х человек (включая детей). Но остаться безнаказанными у них не получается, и их сажают на 5 лет в колонию для смертников, а затем вешают. Автор расследует мотивы совершения массового убийства, которое взбудоражило всю страну. В книге есть эксклюзивные фрагменты интервью преступников и описание последних мгновений их жизни.
  11. Джон Бирмингем «Ось времени» — альтернативная трилогия, состоящая из трех частей – «Предпочтительное оружие», «Определенные цели» и «Последний удар». Каждый из романов носит военных характер и описывает события флота США в 2021 году, но автор то и дело обращается к Второй Мировой войне, раскрывая детали военных операций западного фронта.
  12. Лестер Бэнгс — разгромный отзыв на альбом «Kick Out the Jams» панк-группы «MC5». Именно в этой статье впервые используются термины «хэви-метал» и «панк».
  13. Джордж Плимптон «Бумажный лев» — для того, чтобы написать эту книгу про футболистов из команды «Детройтские львы», автор строит из себя квотербека (игрок в позиции нападения). Вопреки интересному написанию, работа и мастерство Плимптона не были оценены по достоинству.

Гонзо-журналистика в России

Что касается нашей страны, то здесь этот термин известен уже сорок лет. Да, его используют многие СМИ, но чаще всего в этом стиле написаны всего несколько рубрик. Примерами могут служить ресурсы «Lenta.ru» и «Газета.ru», журналы «Русский репортер», «Афиша», «Rolling Stone», «Сноб» (блог в стиле гонзо ведет журналист Валерий Панюшкин) и многие другие. Но всё же большую популярность гонзо занимает в блогах, так как именно там каждый желающий может без особого труда по-своему преподнести информацию, высказать свою точку зрения без стеснения и боязни бана от Роскомнадзора. Наиболее известным в этой сфере является Даниил Шеповалов или «Величайший Гуманист Всех Времен и Народов».

Своеобразие и новаторство

Прочитав хоть одну из книг, написанных в этом стиле, понять его новаторство не составит труда. Своеобразие гонзо-журналистики заключается в том, что автор является центром всего события в своем репортаже. Именно на его реакциях, чувствах, мыслях и эмоциях строится весь текст. В таком материале есть только один взгляд на ситуацию, и это взгляд самого журналиста. Также большую роль играет и эмоциональность, ведь любой текст в стиле гонзо просто кишит восклицательными знаками. Отсутствие определенного плана, нестабильность, смешение разных стилей – все это тоже можно отнести к своеобразию данного стиля.

Гонзо-журналистика — это, пожалуй, единственное направление, где журналисты и писатели старались прожить жизнь своих героев ради эксклюзивности и полноты материала. Например, уже много раз упоминавшийся Хантер С. Томпсон. Для написания своего произведения «Ангелы Ада» он два года жил вместе с байкерами – смотрел на их порядки и традиции, дружбу и ненависть. Автор изобразил их правдиво, но без лишнего ужаса, о котором говорила американская пресса. Такое поведение понравилось байкерам, поэтому они стали считать писателя своим другом, хоть и агрессивно отреагировали на его публикацию. Такому же примеру последовал и Джордж Плимптон. Для того, чтобы правдиво написать про футболистов из команды «Детройтские львы», автор сам стал их игроком.

Что касается новаторства гонзо, то здесь стоит отметить, что журналисты стали отходить от шаблона стандартного репортажа, где необходимо лишь осветить то или иное событие. Теперь они могут смело высказывать своё мнение, давать оценку и представлять ситуацию с той стороны, которая им выгодна. Не стоит забывать и о том, что благодаря появлению гонзо-журналистики изменился и сам язык написанного текста. Высказывания стали более смелыми и дерзкими. Правда, порой за это наказывают по закону, поэтому нужно быть все же очень осторожным, чтобы суметь балансировать между художественной необходимостью и нарушением законов.

Особенности и проблемы стиля

Как уже было отмечено выше, гонзо-журналистика имеет массовую популярность лишь в интернете. Виной тому своеобразная цензура, принятая большинством европейских стран в виде международных договоров, где оговаривается не только гарантия соблюдения прав, но и необходимость принятия на себя обязанностей. В частности, государства-участники обязаны заботиться о нравственности граждан, способствовать повышению уровня культуры и образования. Мат в СМИ в эти требования никак не вписывается.

Однако гонзо-тексты пестрят ненормативной лексикой (например, Хантер С. Томпсон «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты»), они затрагивают «острые» проблемы (Трумен Капоте «Хладнокровное убийство, Хантер С. Томпсон «Поколение свиней», Терри Сазерн «Чудо-христианин»). Может ли себе позволить такое государственное печатное издание или программа на ТВ? Конечно же нет, а вот «частники» иногда могут воспользоваться этим. Например, канал «2х2», который чаще всего пестрит гонзо-стилем.

Основная проблема такого направления в журналистике – игнорирование уже принятых стандартов. Материалы в этом стиле отличаются своей правдивостью, открытостью, провокационностью. Авторы не боятся высказывать свою точку зрения. Они открыто говорят о проблемах, причем иногда используя ненормативную лексику. Очень часто гонзо-журналисты ходят «по лезвию ножа», так как в любой момент могут быть наказаны по закону или изгнаны из страны. Поэтому представителей данного стиля в мире немного.

Как написать такую статью?

Так что же нужно для того, чтобы написать статью в направлении гонзо?

  1. Во-первых, необходимо найти такое событие, которое бы затрагивало какую-то социальную/ культурную/поведенческую проблему.
  2. Во-вторых, необходимо быть в самом эпицентре этого происшествия, чтобы ощутить все на себе, побывать настоящим репортёром или же стать частью своего же эксперимента.
  3. В-третьих, повествование должно идти от вас, то есть от первого лица.
  4. В-четвертых, при написании статьи важно дать свою оценку событию и выразить своё мнение, причем, сделать это интересно и на языке тех, кому эта проблема или тема ближе всего. При желании, можно использовать юмор, сарказм, различные цитаты.
  5. В-пятых, раскрепостись! Гонзо не может существовать без сленга, жаргона, неологизмов, просторечий. Лишь путь проб и ошибок на языковом поле поможет стать настоящим профессионалом в этом стиле.

Надеемся, что эта статья помогла вам понять, что же такое гонзо-журналистика, и как написать материал в таком стиле!

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ниже можно ознакомиться с сокращённым текстом лекции moscowhite о гонзо-журналистике:

Хантер Томпсон - писатель и журналист, прославившийся как книгами, так и репортажами, которые были революционными для своего времени. Ещё в молодости он начал писать для армейской газеты, но в итоге был уволен из армии за неблагонадёжность. В Нью-Йорке Томпсон окончил журналистские курсы, сотрудничал с рядом изданий, но нигде не мог ужиться. В 1970 году по заданию одного из журналов он отправился в Кентукки на скачки. Употреблённые Томпсоном вещества и алкоголь не позволили написать полноценную статью, сроки поджимали, и в редакцию были отправлены листки из блокнота с набросками статьи. Редактор это опубликовал под заголовком "Дерби в Кентукки упадочно и порочно" и материал вызвал массу эмоций. Именно тогда и появился термин гонзо-журналистика. Позднее эта тема получила развитие в книге Хантера Томпсона "Страх и ненависть в Лас-Вегасе".

Книгу о поиске американской мечты читали далеко не все присутствующие в зале корреспонденты Ридуса, а вот фильм с Джонни Деппом смотрело подавляющее большинство. Кстати, перу Хантера Томпсона принадлежит и серия репортажей, которые были объединены в книгу о байкерах "Ангелы ада". Писатель несколько месяцев жил среди самых злобных байкеров в мире (такая уж слава у этой группировки), а закончилось для него дело больничной койкой. Можно сказать, что гонзо - тема небезопасная.

Что же такое гонзо-журналистика? Обычно говорят о субъективности автора и о проникновении в эпицентр события или даже участии в событии. Но это не главное. И информация не главное, мозг и так блокирует лавину информации. Принципиально другое - вывести человека на эмоции. Эмоции - дорогой товар, ради эмоций существует всё искусство, и вызвать эмоции (гнев, восхищение, ярость, обожание...) у людей очень трудно. Среди прототипов гонзо можно упомянуть "Репортаж с петлёй на шее" Юлиуса Фучика, эта книга была написана в фашистской тюрьме. В нашей стране традиций гонзо не было, высказывать субъективное мнение стало возможным только с появлением блогосферы. Несколько лет назад приёмы гонзо использовал журналист Константин Кондрашов (АиФ), который пытался трудоустроиться то вышибалой, то стриптизёром, он преображался то в Деда Мороза, то в уличного художника, сам создавая ситуации и выводя на эмоции.

Прежде чем делать гонзо-репорт, надо определиться с темой, которая должна быть интересной и небанальной. Тема изначально должна брать людей за душу и блогер (в отличие от профессиональных журналистов, которым платят за работу) сам выбирает тему, зачастую, провокативную. Например, всем известно, как сотрудники полиции не любят фотографироваться, хотя это не запрещено и даже поощряется руководством страны, исходя из принципов открытости МВД. Блогеры частенько обращаются к этой теме. При этом действовать надо в рамках закона и раскрыть тему, тогда репорт оценят. Не нужно бояться, всегда нужно лезть в самое пекло, в гущу события. Если вас заберут на акции оппозиции, то можно заодно написать сюжет про КПЗ. Да, фотографу могут разбить технику, но это издержки.

Вообще надо постоянно смотреть по сторонам, потому что сюжет можно найти, просто прогуливаясь по улице. Так, в окрестностях ЦДХ была обнаружена скульптурная группа с бюстами и надписями. На табличках неких малоизвестных людей было написано "выдающийся деятель России ХХ-ХХI века". Естественный интерес "кто все эти люди?" удовлетворил гугл. Оказывается, на всеобщее обозрение выставлены бюсты генеральных директоров всевозможных компаний, делающие взносы на благотворительность. Дальше уже можно связываться с этими компаниями и выяснять подробности этой "ярмарки тщеславия".

После того как родился замысел, его надо реализовать. Даже если вы выбрали неинтересную тему, спасёт стилистика репортажа. В её основе всегда должен быть конфликт, это самое важное. Даже домохозяйки не станут смотреть кино, где все добрые и милые. То же и в репортаже. "Вот сходил я на выставку ми-ми-мишных кошек, они такие клёвые!" Ситуацию надо создать, сдвинуть с места, усугубить и в итоге вызвать эмоции. Надо придерживаться правильной стилистики, удерживаясь между "унылым говном" и маргинальщиной.

Есть несколько правил:

Никогда не надо врать, врать вообще нехорошо, читатель сразу чувствует фальшь, он не любит когда его водят за нос. Преувеличивать можно и нужно, но не впадая в крайность, гипербола не должна граничить с неправдой.

Людей очень сильно раздражает высокомерная позиция "я самый умный, крутой, великий, пуп Земли". Даже если вы так думаете, это вызовет отторжение читателя. Не надо возвышаться над толпой. Автор неинтересен читателю.

Надо избегать бессвязного "потока сознания", когда человек описывает некие бессвязные образы и это никому не понятно и не вызывает эмоций. Вы же хотите, чтобы репортажи были прочитаны?

Многие просто не знают русского языка, в репортажах встречается чудовищная неграмотность. Человек, называющий себя журналистом, обязан знать правописание и орфографию. Больше читайте, особенно русскую классику! Мозг подсознательно воспринимает прочитанное и грамотность будет расти.

А самое главное: даже не пытайтесь всем понравиться. "Я не червонец, чтобы всем нравиться". Не бойтесь нормально и интересно писать нелицеприятные вещи. И с вами будут спорить. Другой вопрос: стоит ли переходить на оскорбления? В профессиональной журналистике это не поощряется, запрещено журналистской этикой. В гонзо оскорбления не приветствуются, но и не запрещаются. Это не самоцель, при этом надо помнить, что за слова придётся отвечать, возможно, в суде или просто кто-то даст в морду. Последствия надо осознавать.

Критично относитесь к своим материалам, не обращайте внимания на восхищённые каменты в блоге. Восторженные отзывы - это зачастую вариант, когда "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку". Будущее гонзо за пользователями интернета, за блогерами, за теми, над кем не довлеет мнение редактора или издателя.

Скучать на лекции не приходилось, потому что соглашаться с мнением спикера иногда категорически не хотелось. На мой взгляд, фоторепортаж может быть либо скучным, либо смотрибельным. В жизни и так вполне хватает конфликтных ситуаций, необязательно их умышленно провоцировать. Вполне хватает трагических судеб даже в благополучной сытой Москве и достаточно показать жизнь, как она есть.

Зачастую, персонаж не хочет попасть в кадр, но по задумке напрашивается крупный план. Зачем с ним конфликтовать, если есть уловки и разводы. Проявляя искренний интерес, можно начать с ним общаться, не забывая нажимать на кнопку камеры. А вообще редко встретишь отвратительного персонажа. Как-то видел сюжет с зоны, где фотограф показал человеческие лица зэков. И это цепляет больше, чем чернуха. Может, попробовать любить своих героев, а не воевать с ними?

У любого автора свой субъективный взгляд на событие, но фотограф может избегать принимать чью-то сторону и оставаться объективным. Футбольный арбитр может с детства болеть за "Спартак" или даже в своё время играть в этой команде, но он поставит пенальти "Спартаку", если этого требуют правила игры. В этом случае у него не должно быть выбора. А фоторепортаж может объять необъятное, когда автор отснимет коммунистов, которые отмечают ДР Сталина и тут же пойдёт очиститься в музей ГУЛАГа.

Фотография процесс довольно затратный и доходы никогда не бывают лишними. В "Страхе и ненависти" не слишком понятно, получили ли мескалиновые герои гонорар от редакции за сюжеты из Лас-Вегаса. Это литература, кино, а в реальной жизни автор хочет кушать, а редактору не нужен в кадре жесткач. Блогеры, привыкшие к гонзо-журналистике и однажды перешедшие в СМИ, испытают культурный шок, когда бильд им предложит отснять в репортаже со стройплощадки "рабочего славянской внешности не старше 30 лет".

Гонзо может приносить доход, наверное, в случае с папарацци, которые охотятся на селебров, вторгаются в их личное пространство и получают эксклюзив в обмен на тумаки охраны. Правоверные гонзо могут откреститься от такого "жёлтого" сравнения, но методы работы схожие.

Получается, что гонзо это больше хобби и весёлая движуха, результаты которой украсят фотовыставки и портфолио, но в определённый момент взросления этому стилю придётся изменить в пользу чего-то более прагматичного. Ну а пока есть возможность - почему бы не делать то, что нравится?

Евгений Чесноков.

Много раз на просторах интернета либо в другом месте нам на глаза попадалось слово "гонзо". Которое, согласитесь, большинству из нас малознакомо. С чем это связано, откуда произошло и что это "гонзо" такое? Оказывается, все не так сложно, а очень даже интересно. И связан термин "гонзо" не с чем иным, как с журналистикой.

Значение термина

Начнем с определения слова "гонзо" - что это? Так называется область в журналистике, которая разительно отличается от всех остальных направлений тем, что автор пишет свой материал чисто с субъективной точки зрения. Он описывает происходящее не как автор, а как участник событий, происходящих вокруг. Чаще всего гонзо-журналистика затрагивает проблемы различных организаций, субкультур, меньшинств, политики и т. д.

Для большей убедительности авторы жили жизнью своих героев, в прямом смысле этого слова. Манера написания в этом стиле довольно резкая, с сарказмом, юмором, с использованием ненормативной лексики. Читать такой материал, безусловно, интересно, это нравится читателю, хотя они и не знали, что это - гонзо, и поэтому этот стиль является довольно-таки востребованным. Само слово позаимствовано с ирландского сленга, оно означает человека, который после пьянки последний стоит на ногах.

Как бы это странно ни звучало, но зачастую гонзо - это репортаж, сделанный там, где нет никаких событий. Журналист сам их выдумывает или додумывает. Именно здесь будет уместной цитата основателя этого стиля - Хантера Стоктона Томпсона.

Не события создают репортера, а репортер - события.

История появления гонзо

Термин "гонзо" впервые появился в 60-х годах XX века. Создателем этого стиля был журналист газеты Rolling Stoun Хантер Стоктон Томпсон. Началось все с того, что редактор издания Билл Кардосо дал ему задание написать статью о скачках. Но Томпсон, в силу каких-то обстоятельств, не изволил посетить это мероприятие. Но решил выкрутиться со статьей, придумав очень интересный способ. Он прислал редактору заметки с выдуманными событиями, которые освещали не сами скачки, а происходящее вокруг. Это касалось зрителей, которых само состязание не очень интересовало. Хантер ярко и в деталях описывал их аферы и употребление алкоголя. Текст был написан дерзко и смело. Он передавал эмоции и ощущения, которые репортер якобы испытывал от происходящего. Именно с тех пор Хантера Томпсона и считают основателем гонзо.

Стиль гонзо на экранах

В 1971 году написал книгу, по которой был снят известный фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе". Но сама книга имела несколько другое название - "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". В фильме главных героев, и великолепно исполняют Бенисио дель Торо и Джонни Депп. Сам журналист, Хантер Томпсон, является прототипом героя Джонни Деппа.

Фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" - это наглядный пример гонзо-журналистики, когда главные герои хотят сделать репортаж о гонке, непосредственно принимая участие в самой гонке. Но из-за употребления большого количества наркотиков им это так и не удается, вместо этого они попадают в различные малоприятные, но веселые для зрителя ситуации.

Кроме книги "Страх и отвращение в Лас-Вегасе, Томпсон написал еще две книги в гонзо-стиле - "Ангелы ада" и "Ромовый дневник".

Теперь вы знаете, что это гонзо означает. Но знаете ли вы, что у этого стиля есть даже свой символ, придуманный все тем же Хантером Стоктоном Томпсоном. Как вы помните по фильму "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", главные герои постоянно употребляли алкоголь и наркотические вещества, а именно мескалин, с которым и связан этот знак. Символ гонзо - с шестью пальцами, который зажимает цветок кактуса - пейоту. Именно из кактуса и изготовляют мескалин. Также в эмблеме присутствуют меч, заменяющий руку, и надпись на английском gonzo. Этот знак символизировал свободную и отвязную жизнь 70-х годов.

Гонзо - направление в журналистике не новое, но крайне неразвитое и малоизученное. Такой темы нет в учебной программе российских вузов, более того, далеко не все преподаватели факультетов журналистики знают о её существовании. Тем не менее, сообщества гонзо-журналистов существуют, поднимаются силами энтузиастов на всех языках мира. В русскоязычном сегменте интернета вряд ли можно найти теоретическую информацию на тему гонзо-журналистики длинной более чем в одно предложение. Попробуем разобраться в этом понятии, поскольку оно имеет гораздо более широкое значение в современной интернет - журналистике, чем может показаться на первый взгляд.

Гонзо-журналистика -- это направление представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля http://ru.wikipedia.org.

Как утверждает всезнающая Википедия, и, в общем-то дословно, практически все остальные источники, впервые термин гонзо был использован редактором Boston Globe, Биллом Кардозо, после того, как он прочитал статью «Дерби в Кентукки: Упадочно и Порочно», написанную в 1970 г. Хантером С. Томпсоном, отцом основателем, популяризовавшим стиль гонзо. Проиллюстрировал её английский художник Ральф Стедман. Когда срок сдачи статьи подошел к концу, а она еще не была готова, Томпсон решил отправить редактору страницы, вырванные из его записной книжки, наброски в которых имели глубоко субъективную окраску.

Затрагивая этимологию, Кардозо утверждал, что этим словом в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Термин «гонзо» может происходить от итальянского gonzagas, что означает «нелепости».

Ещё пара абстрактных характеристик с сайта сообщества русскоязычных гонзо-журналистов: «Гонзо-журналистика - журналистика без правил, анархистская журналистика, «чёрный квадрат» в литературе, в гонзо - журналистике совсем не обязательна структура, зачастую отсутствуют чёткие сюжетные разграничения. Как говорил о гонзо-журналистике её изобретатель - Доктор Хантер Стоктон Томпсон, «[для этого] необходим талант, непосредственность и спонтанность мастера живого репортажа, глаз художника или фотографа и стальные яйца актера». Гонзо-журналистику относят к одному из направлений «Новой» (в смысле непосредственности столкновения автора и описываемого) журналистики, родоначальником которой считается Том Вульф, называя также «журналистикой вне закона», «альтернативной журналистикой» и «импрессионистской, художественной журналистикой» Gonzo.org.ua.

Гонзо - это стиль описания жизни людей. Не важно, какое событие происходит и на что оно будет влиять, главное не оно, а эволюция души автора, от полного оскотинивания до божественного прозрения. Событие лишь фон, обрамление к происходящему, оно не важно, но без него невозможно гонзо. Гонзо не приемлет цензуры, а потому текст его иногда безграмотен, потому как перечитывать, значит подвергать цензуре, потому фразы отрывочны и иногда бессвязны, но нить всегда тянется через текст, даже когда ее растяжение велико, почти до точки разрыва, разорвать ее нельзя, иначе голова умрет, а потом умрет и тело. Гонзо- это не событие, а человек. Стенфорда Уильям Лири «Гонзо - журналистика, взгляд изнутри»; Gonzo.org.ua

Русскоязычные приверженцы этого направления в публицистике имеют весьма конкретные представления об особенностях и специфических функциях гонзо - журналистики: «…властьпридержащие абсолютно не считаются с рядовыми членами общества, преследуя свои материальные и честолюбивые интересы. В этих условиях быть гонзо - протест против Системы. Особенно, когда мы стремимся выразить свою гражданскую позицию, которая противится тому, что пытаются нам втемяшить заказные бумагомаратели. Острый и нестандартный взгляд на вещи, попытка докопаться до сути вещей, которая может показаться парадоксальной, ненормальной, даже шокирующей - вот основные черты стиля гонзо.»

Дать точное определение гонзо-журналистике непросто. Ещё сложнее выделить из имеющихся абстрактных характеристик, которыми изобилуют эмоциональные, но малосодержательные тирады о реальных и мнимых чертах и возможностях этого направления, конкретные структурированные черты. Многое в этом вопросе могут объяснить литературные корни гонзо.

Можно выделить несколько критериев, которые помогут указать на смысл понятия. Это, прежде всего, субъективность, эклектичность, нелинейность содержания. Гонзо - это, как правило, репортаж. Иногда даже там, где нет события для репортажа. «В этой журналистике нет правил, она не соблюдает каноны, форма часто не соответствует содержанию, а содержание - теме. Автор статьи в стиле «гонзо» должен быть непосредственным участником описываемых событий, которые, собственно, и крутятся вокруг него. В «гонзо» автор выступает не просто рассказчиком, а главным героем материала» Анатолий Ульянов; Gonzo.org.ua.

Обобщая все выше сказанное, попробуем составить своеобразный типологический «портрет». Итак, гонзо - журналистика - это направления в журналистике, для которого характерны следующие ключевые признаки:

  • ? Автор занимает центральное положение в структуре текста, выступает, как главный участник событий и единственный обозреватель, то есть, взгляд автора преподносится как единственно возможный.
  • ? Преподношение факта или события крайне субъективно, наибольшее значение для идейной конструкции текста представляет не событие как таковое, а реакция автора на событие.
  • ? Главной стилистической и лингвистической особенностью текста является крайняя эмоциональность. Это проявляется в использовании ярко эмоционально окрашенной лексики, а так же вопросительных и восклицательных конструкций, вне зависимости от жанра, в котором написан текст.
  • ? Структура текста так же не имеет связи с жанром текста. Она нестабильна, непостоянна, фактически никак не регламентирована.

Вот то, что можно сказать о гонзо - журналистике в самых общих чертах. Однако этих критериев, за редким исключением, будет вполне достаточно для проведения нашего исследования. Перейдем к третьему разделу теоретической части работы, в котором мы определим жанры и основные критерии сравнения.

В российской журналистике все больше журналистов-героев. Будьте осторожны - очень опасное и заразное заболевание. Иногда они называют себя «гонзо-репортерами», но, на самом деле, имеют к ним такое же отношение, как дарвинисты к Дарвину.

Настоящее «гонзо» - это когда человек пишет с места события репортаж не о том, что происходит с людьми, а о том, что происходит с ним самим. Ненормативная лексика, нетрезвый субъективизм и рок-н-рольное мироощущение — приветствуются. Основоположником этого стиля принято считать американского журналиста Хантера Томпсона. Его первый гонзо-репортаж вышел в 1970-м году в газете «Бостон Глоб». Назывался - «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». История публикации такова: Томпсона отправили освещать лошадиные скачки в Кентукки, но когда грянул дедлайн у него еще и конь не валялся. Уступая настойчивости редактора, журналист отправил в газету страницы с набросками, вырванные из своей записной книжки. Редактор «Boston Globe» Билл Кардозо оказался продвинутым типом: текст ему понравился и он не только его опубликовал, но и стал всячески популяризировать гонзо-стиль. История той командировки Хантера Томпсона частично легла в основу сюжета художественного фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».

По поводу происхождения самого термина есть две версии. Первая — пьяная. В ирландских кругах Южного Бостона так называли человека, который последним держится на ногах, когда все остальные уже обнимают землю. Вторая — приписывает этому слову испанские корни. «Gonzagas» означает в Испании что-то вроде «обманули дурака!».

На мой взгляд, первая версия больше подходит к американскому «гонзо», а вторая - к русскому.
Если все-таки разрешить нашим героическим журналистам называть себя этим красивым словом, то надо признать, что на российской почве «гонзо» трансформировалось до неузнаваемости. Американский гонзо-журналист исполнен не только сарказма, но и самоиронии. Он не навязывает читателю свои глаза, он лишь предлагает надеть очки, которые своеобразно преломляют действительность. Там этот стиль знает свое место, он осознает себя скорее культурным феноменом, нежели инструментом отражения объективной реальности. Русский гонзо-репортер на полном серьезе ощущает себя очень честным, принципиальным и бесстрашным. Свои репортажи он мыслит как истину в последней инстанции. Его мнение - самое правильное на свете, и происходящие вокруг события в очередной раз это подтверждают. А если не подтверждают, то он их просто не заметит. Причем совершенно искренне.

Наши гонзо — это фарисействующие борзописцы. В основном, бабы и, как правило, незамужние, либо пребывающие в состоянии перманентного развода. У них развита редкая разновидность дальтонизма: они видят только красное, черное и белое. Остальные оттенки и полутона их глаз не ловит. Недостаток профессионализма восполняется героической интонацией, нехватка информации - избытком эмоций, отсутствие взвешенности - дурной искренностью. Хуже всего, когда гонзо-журналист еще и талантлив. В этом случае он становится абсолютно неадекватным. Пьяный проспится, поэт - никогда.

Сходить и узнать альтернативное мнение противоположной стороны? Да о чем с ними говорить - они же козлы! Элементарно проверить информацию? Мне ее сообщили порядочные люди, которые не могут врать! Что? Вы не будете это печатать? Ну, да, я понимаю, текст слишком смелый, куда вам…

Пока я был просто репортером, я отвечал только за себя, и на проблемы журналистики мне было плевать. Но с тех пор, как перешел на редакторскую работу, обилие героев и недостаток профессионалов начинает бесить. Гонза лезет отовсюду - правозащитники, блогеры, литераторы - все, у кого есть неуемные амбиции и гражданская позиция устремились насиловать действительность. Им объясняешь, что журналистика - это не война, а хирургия, что главные добродетели - спокойствие и выдержка, что скальпель - не боевой меч, а очень тонкий и опасный инструмент. Они кивают и опять за свое: «Давайте напишем, какая Кадыров сука!» - «А ты думаешь, там все так просто?» - «Мне ребята из «Мемориала» сказали». - «А других ребят ты послушать не хочешь?» - «Они этого не заслуживают».

Случай из практики, после которого я готов идти за альтернативным мнением хоть к Кадырову, хоть к Евсюкову, хоть к черту в ступе. 1999 год, поселок Советский Ленинградской области, бунт на местном ЦБК. Рабочие захватили завод и не пускают туда очередного собственника, потому что — доколе?! В течение дня к проходной съезжаются репортеры всех серьезных СМИ. В эфире и на печатных полосах — горящие глаза, поднятые вверх в знак победы кулаки, речи, крики. Журналисты единогласны: свершилась маленькая пролетарская революция, теперь рабочие будут сами управлять комбинатом и это — новое слово в российском бизнесе. Гонзо-журналистам оказалось просто в лом пойти и поговорить с изгнанными менеджерами, которые сидят по своим квартирам и боятся нос на улицу показать. Зачем? Эмоций через край, картинка сложилась, журналистскую совесть уже торкнуло - пора витийствовать. До «буржуев» добрались считанные единицы. И узнали, что никакой революции нет, а есть лишь рейдерский захват выборгских бандитов — братьев Рубинчиков. Вот документы, вот видеозаписи, вот логика происходящего. Местные журналисты, которые знали, что происходит на самом деле, были в шоке от своих столичных коллег: как так можно работать? А вот так!
По-моему, наш доморощенный гонзо — хуже папарацци. И даже хуже продажного журналиста. Первый - знает, что делает грязное дело и не претендует на роль праведника. Второй — может за деньги написать что угодно, но получится неталантливо, потому что джинса — удел неудачников. Ложь, которую талантливо и искренне напишет гонзо-журналист, прочитают многие, будут ею восхищаться и требовать на основании этой лжи принимать какие-то серьезные решения.

«Я считаю, что правдивая история о чем угодно складывается вовсе не из объективных фактов, - пишет в журнале «Сноб» известный российский гонзо-журналист Валерий Панюшкин. - Правдивая история складывается из веры автора в то, что он говорит».

Детский сад? Да, вот только дети очень опасны. Особенно если они взрослые.