Антиколониальная политика ссср в 50 60 е. Только ли идеологические разногласия вызвали охлаждение советско-китайских отношений? Советско-китайские отношения после хх съезда кпсс резко ухудшились

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 50 - 60-е гг.

Важной вехой в истории международных отношений СССР стала смена власти в 1953 г. После смерти Сталина утратила своё влияние партийная группировка во главе с министром иностранных дел В.Молотовым, которая придерживалась политики жесткого противостояния со странами Запада.

Усилились позиции Маленкова и Хрущева, которые полагали, что расстановка сил после войны в мире сложилась в пользу СССР и стран социализма, а наличие термоядерного оружия у СССР и США делает противостояние невозможным и опасным, поэтому основой межгосударственных отношений, в противовес холодной войне, должно стать мирное сосуществование. В этой связи основными задачи были:

· Налаживание отношений с западными странами,

· Ослабление давления на социалистические страны,

Уже в 1953 г. Маленков выдвинул ряд мирных инициатив: был достигнут компромисс с США и Китаем, что сделало возможным подписание перемирия по Корее, СССР отказался от выдвинутых Сталиным претензий к Турции по «совместной обороне» черноморских проливов, в 1954 г. на конференции в Женеве Советский Союз способствовал заключению мира в Индокитае, отказавшись рассматривать войну США во Вьетнаме как противостояние двух систем.

В 1953-55 г. начинается налаживание отношений с Китаем, Югославией и Грецией, после конфликтов руководства этих стран со Сталиным. После смерти харизматического лидера - Сталина социалистический лагерь находился в глубоком кризисе и для утверждения своего авторитета правящая верхушка СССР и Маленков, в частности, стали использовать авторитет Мао Цзедуна. За 1953-54 годы была заключена серия договоров с Китаем, которые при жизни Сталина затягивались а теперь были заключены на очень выгодных для Китая условиях: помощь в строительстве 146 крупных предприятий, предоставление Китаю крупных кредитов, состоялась передача совместных компаний Китаю, уступлены права на ряд экономических зон (Манчжурию), Китайская Компартия становилась самым приоритетным партнером СССР в международной политике. Однако после XX съезда, бескомпромиссный борец против «мирового империализма» Мао Цзедун, воспринял хрущевскую политику разрядки напряженности как уступку противникам социализма, а, значит как измену делу «мировой революции». В декабре 1957 года на совещании коммунистических и рабочих партий в Москве позицию Китая поддержали партии Албании, Северной Кореи и Индонезии.

С началом 1955 года начинается сближение с Югославией. На рубеже мая-июня 1955 года состоялся визит представителей (Хрущев, Булганин, Микоян) советского руководства в Белград. Не сделав никаких серьезных уступок, Югославия получила значительную экономическую помощь и впервые был создан прецедент возможности создания собственной модели социализма, законности югославского пути, а не навязанного жесткого советского.

В 1955 г. был подписан договор стран-победительниц в войне с Австрией, по которому СССР выводил свои войска с ее территории. В это же время Советский Союз объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. - с Японией.

Кроме этого, выступая перед избирателями Маленков заявил о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия. Этот тезис стал основой решений XX съезда партии по внешнеполитическим вопросам. В качестве трех главных направлений Хрущев выдвинул идеи:

· Обеспечения коллективной безопасности в Европе,

· Затем в Азии

· Достижение разоружения.

Но 1956 - 64 гг. характеризуются нарастанием напряженности . К 1957 г. с создания межконтинентальных ракет СССР добился временного превосходства над США в вооружениях, что вдохновило советское руководство на активизацию внешней политики.

Причиной очередного обострения отношений стала проблема Западного Берлина , который являлся оккупационной зоной Англии и США, в то время как весь город находился в ГДР. СССР выступил с инициативой создания демилитаризованной зоны в Берлине, что означало вывод войск НАТО оттуда (руководство ГДР беспокоила массовая эмиграция своих граждан в ФРГ через Западный Берлин). Перспективы четырехсторонней встречи о статусе Западного Берлина обсуждались на переговорах с президентом США Д. Эйзенхауэром в 1959 г. во время визита Н.С.Хрущева. За две недели до намеченной конференции над советской территорией был сбит американский разведывательный самолет У-2. На конференции в Париже в 1960 г. Хрущев потребовал от Эйзенхауэра публичных извинений. После отказа Эйзенхауэра конференция была сорвана. Провалом закончилась и встреча Хрущева с новым президентом США Дж.Кеннеди в Вене. Новый ультиматум Хрущева по Берлинскому вопросу состоял в угрозе заключения мирного договора с ГДР до конца года (то есть пригрозил возможным вводом войск в Берлин). По настоянию комиссии Варшавского договора правительство ГДР в 1961 г. воздвигло стену в Берлине, отделявшую восточную часть от западной, чем было нарушено условие Потсдамского договора о свободном передвижении в Берлине. Развитием Берлинского кризиса стал разрыв Советским Союзом соглашений с США о запрещении ядерных испытаний в воздухе.

Кульминацией противостояния Советского Союза и США стал Карибский кризис 1962 г. Кубинская революция поставила вопрос о включении Кубы в социалистический блок. В 1961 году США представили документы, включая фото, о значительном превосходстве этой страны над СССР в ракетно-ядерном оружии. Исходя из этого, стремясь к равновесию в ядерном вооружении, СССР разместил ядерные ракеты средней дальности вблизи берегов США на Кубе.

Узнав об этом, правительство США потребовало демонтировать ракеты и начало блокаду Кубы (силами ВМФ). Мир оказался под угрозой прямого военного противостояния двух сверхдержав, обладающих ядерным оружием. Именно реальность угрозы ядерной войны заставила руководителей обеих стран Дж.Кеннеди и Н.Хрущева пойти на компромисс. В обмен на отказ от размещения ракет на Кубе, США сняли блокаду Кубы, и принимали обязательства отказаться впредь от агрессивной политики в ее отношении.

После карибского кризиса началась полоса разрядки в отношениях между СССР и США и в международных отношениях в целом. Установлена прямая телефонная связь между Кремлем и Белым Домом. В 1963 г. подписан договор о частичном запрете ядерных испытаний, который стал первым договором по контролю над стратегическими вооружениями.

Политика десталинизации и налаживание отношений со странами капиталистического мира породили сложные и противоречивые процессы в странах социалистического лагеря . Восточноевропейские страны восприняли критику культа личности Сталина в СССР как сигнал к либерализации политики, экономики и идеологии. В ряде социалистических стран Восточной Европы реформы в политической, экономической и духовной сфере пошли значительно дальше, чем в СССР. Дальше всех в этом процессе продвинулись Польша и Венгрия, где в 1956 году развернулись активные выступления против коммунистического правительства. В обеих странах на волне антисоветских выступлений произошла смена руководства. В Польше удалось достичь компромисса – Польша осталась в составе социалистического лагеря, но со своей моделью развития социализма, правящую Польскую рабочую партию возглавил В. Гомулка – сторонник «польского пути к социализму».



Более драматический характер антисоветские выступления получили в Венгрии, где развернулось восстание с требованием установления демократического режима и вывода Советской Армии. Новое правительство (И.Надя) объявило об утверждении многопартийной системы и выходе Венгрии из Варшавского договора. В начале ноября 1956 года в Будапешт после кровопролитных боёв вошли советские танки – «венгерская революция» была подавлена. Однако просоветскому руководству в Венгрии была предоставлена возможность создать собственную венгерскую модель социализма, допускающую мелкое частное предпринимательство.

После событий в Венгрии Хрущев вынужден был вести более осторожную политику в отношении восточноевропейских стран. Так в конфликте с руководством Румынии, возникшем из-за плана экономической интеграции социалистических стран, по которому Румынии отводилась роль сельскохозяйственного придатка «соцлагеря», Хрущев вынужден был отступить, предоставив Румынии возможность продолжить процесс индустриализации экономики.

Проблема разоружения

  • Во второй половине 50-х гг. резко усилилась гонка вооружений между СССР и США.

  • Осенью 1957 г. Москва предложила ввести мораторий на испытания ядерного оружия.

  • В 1958 г. СССР в одностороннем порядке прекратил испытания.


Визит Н.С. Хрущева в США

  • В сентябре 1959 г. состоялся первый в истории визит главы советского правительства в США.

  • Основное внимание на переговорах Хрущев и Эйзенхауэр уделили ограничению вооружений.

  • Камнем преткновения вновь стал вопрос о контроле.

  • Хрущев не соглашался на контроль, т.к. опасался, что американцы обнаружив, что СССР отстает в накоплении ядерного оружия, решат немедленно начать войну.


Визит Н.С. Хрущева в США

  • Переговоры в США показали, что обе стороны искренне не хотят войны.

  • Было достигнуто соглашение о проведении в 1960 г. четырехсторонней встречи на высшем уровне в Париже.

  • Основным вопросом должно было стать разоружение.

  • Эйзенхауэр предложил заключить договор о запрете все ядерных испытаний, которые могут быть проконтролированы.

  • СССР ответил согласием.


Американский самолет-шпион U-2

  • Не получив согласия Москвы на «открытое небо» американцы прибегли к использованию самолетов-разведчиков Lockheed U-2 (высота полета до 22 км).

  • Несколько раз в 1956–1959 гг. американцы несколько раз залетали на 150–320 км вглубь советской территории.


Шпионский скандал 1960 г.

  • Его заметили еще у границы, но не могли сбить.

  • Здесь он был сбит недавно разработанной зенитной ракетой С-75.

  • Пауэрс сумел приземлиться на парашюте и был арестован.


Шпионский скандал 1960 г.

  • Тогда Хрущев предъявил доказательства: остатки шпионской аппаратуры и показания Паурэса.

  • Хрущев даже пригрозил, что продолжение полетов U-2 может привести к мировой войне.

  • В ответ Эйхенхауэр заявил, что полеты будут продолжены, пока СССР не согласится на взаимный контроль, поскольку «из-за природы советской системы» шпионаж остается необходимым.


Парижская конференция 1960 г.

  • 14 мая 1960 г. в Париже открылась четырехсторонняя встреча глав государств и правительств великих держав.

  • Накануне встречи и Хрущев, и Эйзенхауэр надеялись на урегулирование отношений.

  • Буквально накануне встречи (уже в самолете) Хрущев ужесточил текст советской декларации, опасаясь, что иначе Запад решит, будто СССР смирился с оскорблением.

  • В начале встречи он в резкой форме потребовал от США извинений.


Парижская конференция 1960 г.

  • Эйзенхауэр отказался извиняться и не пожелал дать гарантии прекращения разведывательных полетов.

  • Провал Парижской конференции привел к новому витку гонки вооружений.

  • В 1961 г. СССР возобновил ядерные взрывы в атмосфере.


Германская проблема

  • Неудача парижской встречи сказалась и на ходе решения германской проблемы.

  • На протяжении 50-х гг. СССР настаивал на принципе «двух Германий», а Западные страны, особенно ФРГ, добивались объединения Германии, точнее – поглощения ГДР.


Германская проблема

  • Хрущев предупредил, что в случае отказа Запада он в течение полугода подпишет мирный договор с ГДР и передаст ей власть над Восточным Берлином.

  • Позже в Москве решили отложить подписание мира с ГДР, дабы не обострять отношения с Западом.

  • Но после провала парижской встречи отношения накалились.


Берлинский кризис. 1961 год

  • В мемуарах Хрущев отмечал, что ФРГ в те годы добилась выдающихся экономических успехов.

  • В результате жители ГДР, особенно интеллигенция, квалифицированные рабочие и молодежь стали уходить из ГДР в ФРГ через Западный Берлин. Отток людей из ГДР измерялся миллионами.


Берлинский кризис. 1961 год


Берлинская стена

  • В течение всего существования Берлинской стены не прекращались попытки жителей ГДР бежать в Западный Берлин


Берлинская стена

  • На нескольких участках граница проходила прямо по домам: вход был на Востоке, а окна выходили на Запад.

  • Позже окна были замурованы, а дома заселены чинами госбезопасности ГДР.


Берлинская стена

  • Вскоре после строительства стены силы безопасности ГДР получили приказ стрелять по беглецам.

  • За годы существования стены при попытке ее преодолеть по неофициальным данным были арестованы свыше 3200, убиты от 600 до 938, ранены около 260 человек.


Берлинская стена

  • Из воспоминаний Ф.-Й. Штрауса:

  • «Стена означала значительный поворот как в мировой, так и в германской политике. И не в последнюю очередь она была признаком слабости коммунистического блока: вынужденным решением с целью предотвратить «голосование ногами» на немецкой земле. Морально и психологически она явилась откровенным признанием поражения, однозначно склонившего дискуссии о привлекательности двух систем в пользу Запада».


Ракетное противостояние

  • В 1962 г. возник еще один, самый опасный с 1945 г., кризис в советско-американских отношениях.

  • Советское руководство давно беспокоило, что американские баллистические ракеты размещались в Италии и Турции, откуда могли достигать территории СССР, в то время как у СССР почти не было ракет, способных поразить территорию США.

  • Выход, казалось, нашелся благодаря революции на Кубе.


Революция на Кубе

  • В 1959 г. на Кубе был свергнут проамериканский диктаторский режим Ф. Батисты.

  • Власть захватили повстанцы во главе с Фиделем Кастро.

  • Кастро отменил выборы, назначенные после свержения Батисты, приостановил действие конституции 1940 г., гарантировавшей кубинцам основные права, и стал править с помощью чрезвычайных декретов.


Революция на Кубе

  • На Кубе начались репрессии, тысячи кубинцев бежали в другие страны.

  • В мае 1959 г. Кастро провозгласил аграрную реформу: все земельные владения свыше 400 га подлежали конфискации и разделу между крестьянами.

  • Крупные предприятия и банки, в т.ч. принадлежавшие гражданам США, были национализированы.

  • В ответ на это США прекратили покупать кубинский сахар и поставлять на Кубу нефть, что грозило экономике острова катастрофой.


Сближение Кубы с СССР

  • В этих условиях началось сближение Кубы с Москвой.

  • Кастро объявил кубинскую революцию социалистической.

  • СССР стал поставлять на Кубу нефть и другие виды сырья в обмен на сахар (в кубинском сахаре СССР не нуждался).


Операция в Заливе свиней

  • В апреле 1961 г. кубинские эмигранты, прошедшие подготовку в ЦРУ, попытались при поддержке США высадиться в Заливе свиней (близ селения Плайя-Хирон), но были разгромлены кубинской армией.

  • После этого Кастро развернул массовый террор против своих противников, арестовав около 100 тыс. человек.


Карибский кризис

  • Рост напряженности между Кубой и США позволил вывести кубинско-советское военное сотрудничество на новый уровень.

  • Советское руководство решило разместить на Кубе ракеты среднего радиуса действия Р-12 и Р-14 с ядерными боеголовками, чтобы уравновесить угрозу от американских ракет в Италии и Турции.


Карибский кризис

  • Советско-кубинское соглашение о размещении ракет было тайным, но американская разведка обратила внимание на рост советских перевозок и вскоре установила присутствие советских ракет на Кубе.


Карибский кризис

  • 22 октября 1961 г. США привели свои вооруженные силы в боевую готовность.

  • Американский флот получил приказ досматривать суда, идущие на Кубу.

  • Ракеты в Турции были подготовлены к запуску.

  • Советские вооруженные силы также были приведены в повышенную боевую готовность.

  • Суда, перевозившие на Кубу ядерные боеприпасы, охраняли подводные лодки.


Карибский кризис

  • Мир оказался буквально на грани ядерной войны.

  • Хрущев и президент США Дж. Кеннеди несколько раз обменялись угрожающими посланиями.

  • Однако понимание гибельности ядерной войны оказалось сильнее.

  • 26 октября 1962 г. Хрущев сообщил Кеннеди о готовности вывести ракеты, если США гарантируют, что не нападут на Кубу.


Карибский кризис

  • 27 октября Кастро приказал сбивать американские самолеты.

  • Получив информацию о готовящемся американском авиационном ударе, Хрущев направил Кеннеди второе послание, причем из-за срочности воспользовался открытой радиовещательной сетью.


Карибский кризис

  • 1 ноября 1962 г. советские ракеты, находившиеся на Кубе, были погружены на сухогруз и отправлены в СССР.

  • В ходе тайных контактов Кеннеди согласился удалить из Турции ракеты Jupiter, которые все равно считались устаревшими. Однако это соглашение не было оформлено официально.


Карибский кризис

  • Кто из участников Карибского кризиса больше выиграл в результате противостояния?

  • В военно-политическом отношении выиграл СССР: были ликвидированы американские базы в Италии и Турции, гарантирована неприкосновенность Кубы.

  • В политико-пропагандистском отношении выиграли США: советская попытка тайно разместить ракеты и публично отрицать их наличие выглядела авантюрой, а согласие на их эвакуацию – свидетельством слабости.


Значение Карибского кризиса

  • Карибский кризис продемонстрировал всю опасность эскалации военного противостояния в эпоху ядерного оружия.

  • Ядерный шантаж оказался слишком опасным и чреватым реальным столкновением методом решения внешнеполитических задач.

  • СССР и США были вынуждены искать новые пути к ослаблению международной напряженности.

  • В 1863 г. было заключено советско-американское соглашение о запрете ядерных испытаний в воздухе и под водой.


  • Советско-японские переговоры о заключении мирного договора начались еще в 1955 г.

  • В 1956 г. была подписана декларация о прекращении состояния войны.

  • СССР обещал при заключении мирного договора передать Японии о-ва Щикотан и Хабомаи.

  • Но в январе 1960 г. Япония подписала с США новый договор безопасности, установивший военно-политический союз между Токио и Вашингтоном.

  • В ответ СССР отказался передать Японии Щикотан и Хабомаи.


  • Советско-китайские отношения после ХХ съезда КПСС резко ухудшились.

  • Китайские лидеры считали, что развенчание культа Сталина вредит коммунистическому движению, отрицательно относились к курсу на мирное сосуществование.


  • В 1960 г. Мао откровенно обвинил руководство КПСС в ревизионизме и предательстве интересов мирового пролетариата.

  • СССР прекратил экономическую помощь Китаю и отозвал советских специалистов.

  • Отношения продолжали ухудшаться.

  • Только ли идеологические разногласия вызвали охлаждение советско-китайских отношений?


Подводим итоги

  • Что изменилось и что осталось неизменным в советском внешнеполитическом курсе в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в.?

  • Каковы были основные достижения и неудачи советской внешней политики второй половины 50-х – начале 60-х гг. ХХ в.?


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР в середине 50-начале 60-х гг.

1. Изменение приоритетов внешней политики

переход на главную

1.1. Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета министров СССР Г.М. Маленков , а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период.

1.2. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о

- мирном сосуществовании как форме классовой борьбы,

- возможности предотвращения войны в современную эпоху,

- многообразии форм перехода различных стран к социализму. Идея неизбежности глобального военного столкновения двух систем ушла в прошлое.

1.3. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С.Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения . Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, в международных отношениях происходили важные изменения.

1.4. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия , определявшиеся коммунистической идеологией. Современная эпоха определялась КПСС как время перехода к социалистической революции. В рамках следования принципу пролетарского интернационализма ставилась задача оказания всемерной (в том числе военной и военно-технической) поддержки национально-освободительных движений в странах третьего мира, которые становились полем борьбы двух сверхдержав.

2. Либерализация и противоречия в

отношениях со странами Запада

2.2. Борьба за разоружение. Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности стало одной из центральных во внешнеполитической концепции советского государства после смерти Сталина.

2.2.1. Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив . В 1955 г. на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасности в Европе.

В августе 1955 г. СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 640 тыс. человек, а в мае 1956 г. - еще на 1,2 млн. Советский Союз ликвидировал военные базы на территории Финляндии и Китая. В 1957 г. он внес предложение в ООН о приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе от применения атомного оружия, о скоординированном сокращении вооруженных сил ведущих держав. В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В 1959 г. во время визита советской правительственной делегации в США Н.С.Хрущев выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью по проблемам всеобщего и полного разоружения.

2.2.2. Эта линия принесла некоторые положительные результаты . В частности, в августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой (к которому присоединились около 100 государств).

2.3. Принцип мирного сосуществования во внешней политике СССР. В ходе либерализации внешнеполитического курса СССР наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом.

В 1953 г. был достигнут компромисс с США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее (одна из первых внешнеполитических акций, в которой активное участие принял Г.М.Маленков). Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений с Турцией. В 1954 г. с участием СССР было достигнуто важное соглашение о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победительницы во Второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией, в которой объявлялось о прекращении состояния войны между двумя странами и восстановлении дипломатических отношений. При условии заключения в будущем Мирного договора между двумя странами советская сторона была готова передать Японии два южнокурильских острова (Хабомаи и Шикотан). Однако подписание в январе 1960 г. военного договора между Японией и США и последовавшее вслед за этим размещение американских военных сил на территории Японии на многие годы прервали советско-японский диалог.

В сентябре 1959 г. состоялся первый в истории визит главы нашего государства в США, где прошла встреча встреча Н.С.Хрущева с президентов США Д.Эйзенхауэром. В ходе визита не было подписано никаких соглашений, тем не менее были заложены основы будущего прямого диалога между двумя странами.

2.4. Ракетно-ядерное противостояние ведущих держав мира. В условиях продолжавшейся холодной войны в отношениях между ведущими странами мира продолжало сохраняться взаимное недоверие, осложнявшееся отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием.

2.4.1. Непоследовательность внешнеполитической линии СССР. Не только Запад не был в тот период готов выйти из состояния антикоммунистической истерии, но и некоторые советские инициативы были рассчитаны лишь на пропагандистский эффект.

В 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. К началу 60-х годов СССР сумел добиться в этой сфере временного превосходства над США. В 1957 г. СССР провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. В результате впервые территория США оказалась уязвима для возможного противника. Началось оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, создание ракетно-ядерного подводного флота. 1 мая 1960 г. над Уралом был сбит ракетой американский самолет-разведчик, что вновь вызвало охлаждение советско-американских отношений и сорвало намеченную в Париже встречу в верхах по берлинскому вопросу.

В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. После избрания президентом США Дж.Кеннеди Хрущев встречался с ним в Вене в июне 1960 г., после чего было положено начало регулярному обмену посланиями между главами двух государств.

2.4.2. Отношения между СССР и США развивались довольно сложно. Карибский или ракетный кризис 1962 г. явился высшей точкой международного противостояния. Он поставил мир на грань термоядерной войны. Летом 1962 г. по решению советского руководства, в целях обезопасить Кубу (после того, как весной 1961 г. США пытались свергнуть правительство Ф.Кастро) и изменить в свою пользу военно-политический баланс на континенете, на острове тайно были размещены ядерные ракеты средней дальности (Р-12 с дальностью действия две тысячи километров). Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял СССР.

Через несколько суток ожидания Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущеву удалось прийти к заключению временного компромисса: СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США в свою очередь гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с военных баз в Турции и Италии. Кризис показал, что для США и СССР атомная война была неприемлемым средством разрешения спорных вопросов мировой политики. После Карибского кризиса наметилась некоторая полоса разрядки в отношениях Восток-Запад.

3. СССР и страны социалистического лагеря

Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать лидирующие позиции в лагере социалистических стран. Это направление советской внешней политики также содержало свои противоречия. Признание возможности различных форм построения социализма сочеталось со стремлением обеспечить себе позицию старшего брата.

3.1. Курс на укрепление социалистического содружества осуществлялся различными путями.

  • Происходила некоторая либерализация связей с социалистическими государствами. В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения с Югославие.
  • - Оказывалась огромная практически безвозмездная помощь братским странам.
  • Развивались новые формы сотрудничества.

Успешно в первой половине 50-х годов развивались отношения СССР и Китайской Народной Республики, особенно в области торгово-экономических связей и научно-технического сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, ГДР, ПНР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. Образование Организации Варшавского Договора (ОВД) легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство широко использовалось советской стороной для вмешательства во внутреннние дела стран-участниц.

3.2. Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (Польше, Венгрии, Германии), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь в середине 50-х годов возник серьезный политический кризис.

В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 20 тыс. венгров). Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации положения мирными средствами. В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада.

3.3. Попытки укрепления международного коммунистического движения . Создание берлинской стены, как и подавление восстания в Венгрии, отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР и популярности коммунистических идей в мире.

С целю противодействия этим тенденциям в 1957 г. и 1960 г. в Москве были проведены совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отрицательно оценивались выступления в Польше и Венгрии. В документах совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

3.4. Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией . Во второй половине 50-х годов во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. После ХХ съезда КПСС руководители двух государств обвинили советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым в попытках ревизионизма марксистской теории и практики, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила также одобрения в КНДР, отчасти в Румынии.

3.4.1. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР территорию для военно-морских баз и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства.

3.4.2. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после Второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров - КПК и КПСС.

Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

4. Взаимоотношения с развивающимися странами

4.1. Распад колониальной системы и образование независимых государств после Второй мировой войны заставили советское руководство обратить внимание на страны третьего мира. На ХХ съезде КПСС национально-освободительное движение было названо одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением .

Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в такие страны как Индия, Бирма, Индонезия, Афганистан, Египет. Всего за 1957-1964гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве.

В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов с участием представителей всех континнетов мира.

4.2 Военно-политическая и экономическая помощь. СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путь социалистической ориентации .

4.2.1. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия.

5 февраля 1960 г. в целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в деле подготовки национальных кадров в Москве открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы).

4.2.2. В то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, когда интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих добровольцев), но нередко приводила к расширению конфликтов, превращению их в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших союзнические режимы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В начавшейся в 1961 г. войне в Индокитае происходило военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).

5. ИТОГИ

5.1. В целом в середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности . В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира.

5.2. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму.

5.3. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом , сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в третьем мире. Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против советской экспансии в освободившихся странах.

Внешняя политика СССР в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. Стоит сказать, для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.

ХХ съездом КПСС (1956 г.) был определен принцип мирового сосуществования государств с различным социально-политическим строем, что позволило СССР направить усилия на разрядку международной напряженности .

Стоит сказать - политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.

После ХХ съезда КПСС началось преодоление наиболее острых проявлений “холодной войны”, стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами .

Н.С.Хрущев и Д.Эйзенхауэр в Белом доме

В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г. , десять лет спустя после Постдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании и Франции . В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии.

В июне 1961 г . в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым Президентом США Д. Кеннеди . Не ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым Домом. При этом обстановка в Берлине вновь обострилась. В результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

Не менее напряженной оставалась обстановка и на Ближнем Востоке, особенно после того, как в Египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство Г.А. Насера.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение . Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил ϲʙᴏи Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. СССР в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. При этом эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Выступление Н.С.Хрущева на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 18 сентября

Но США и их союзники заблокировали и данные советские предложения.

Стоит сказать - политический союз стран Не стоит забывать, что варшавского договора — СССР, Стоит сказать - польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия — ставил ϲʙᴏей задачей поддержание мира в Европе и обеспечение безопасности государств ОВД .
Стоит отметить, что основными направлениями взаимного сотрудничества стран ОВД были: внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. Росла помощь СССР социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.

При этом политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства , когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. Так, в 1956 г . произошли антисталинские и антисоветские выступление в Стоит сказать - польше . Хрущев вначале приказал вести танки в Не стоит забывать, что варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. Но в Венгрии в 1956 г . разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников ОВД.

В 1962 г . назрел кризис на Кубе , когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. Материал опубликован на http://сайт
Правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли исключительно прямые переговоры Президента США Д. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

Кубинский кризис во многом повлиял на падение политического авторитета советского лидера на международной арене. Отметим, что тем более, у ϶ᴛᴏму времени упали его политические акции и внутри страны, что было связано с ошибками, просчетами и перегибами его волюнтаристического курса в экономике. Отставка Н.С. Хрущева в 1964 г. была итогом внутри- и внешнеполитических неудач человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве.

1. Либерализация и противоречия в отношениях со странами Запада

Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку "холодной войны", в международных отношениях происходили важные изменения. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Ставилась задача всемерной поддержки левых национально-освободительных движений в странах "третьего мира". Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив(проект договора о коллективной безопасности в Европе, заявление об одностороннем сокращении своих вооруженных сил, ликвидация военных баз на территории Финляндии и Китая; предложение о приостановке ядерных испытаний и др.). В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1955 г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией. Уже в 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Карибский кризис или "ракетный кризис" 1962 г. поставил мир на грань термоядерной войны. 2. СССР и страны социалистического лагеря ---Происходила либерализация связей с социалистическими государствами (в том числе, с Югославией, отношения с которой были нормализованы в 1955 г. по инициативе советского руководства). Развивались новые формы сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим - образованием Организации Варшавского Договора (ОВД), что легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц (в октябре 1956 г. в Венгрии). В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы. В китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

3. Отношения с развивающимися странами

Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего мира". Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия. В целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960 г. открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы). В то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, где интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих "добровольцев"), но и приводила к расширению конфликтов, их превращению в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших "союзнические" режимы в странах "третьего мира". В начавшейся в 1961 г. войне в Индокитае протекало военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).

В середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в "третьем мире".