Святитель тихон патриарх всероссийский 100 летие

14.02.2018 . Комментарии к записи Итоги конференции «Клинская голгофа». К 100-летию революции отключены

При поддержке Клинского благочиния и Управления по делам культуры Клинского района 11 февраля в концертном зале МЦ «Стекольный» состоялась конференция «Клинская голгофа» — день памяти Новомучеников и исповедников земли Клинской к 100-летию начала безбожных гонений на Церковь в 1918 г. и Клинского восстания 1918 г.

Перед началом служили литию по всем невинноубиенным жертвам гонений, и молебен Новомученикам Российским. Со вступительным словом выступил благочинный церквей Клинского округа отец Евгений Мальков. По его словам эта конференция должна помочь разобраться в исторических событиях, произошедших сто лет назад. Понять, что же действительно произошло в те годы. Как люди сумели сохранить внутреннюю свободу, исповедали открыто свою веру в условиях тяжелейших гонений на Церковь, став новомучениками и исповедниками. Сегодня нам необходимо разобраться в нашем прошлом, чтобы не повторять ошибок в будущем. Особенно важно, чтобы молодое поколение участвовало в осмыслении подвига этих святых нашего времени.

Удивительно, что все доклады сложились в одно цельное повествование, каждый докладчик дополнял другого. Первый доклад представила Галина Владимировна Митькина , заведующая сектором Краеведения Клинской центральной районной библиотеки, и посвятила свое повествование клинскому антибольшевистскому восстанию. Оно произошло 28 февраля 1918 года в нашем городе, это было первое подобное восстание в России. Причиной стала непомерная контрибуция возложенная на владельцев крупных предприятий города Клинским Совдепом и арест отказавшихся ее платить. Восстание было подавлено, так как не имело четкой организации. Зачинщиков арестовали, ктитора храма свт. Тихона купца Сергия Воронкова расстреляли. Благодаря участнику событий, арестованному фабриканту Александру Назарову, мы имеем свидетельство событий тех дней. Г. В. Миткина изучила материалы, опубликованные в газетах и воспоминаниях очевидцев событий. Живые картины предстали перед глазами слушателей, доклад был дополнен слайдами.

В первый год после Октябрьского переворота люди еще не могли представить его последствий, тех перемен, которые придется пережить нашему народу. Второй докладчик Игорь Владимирович Гарькавый , директор Мемориального Центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, рассказал о следующем этапе укрепления советской власти в России. Показал как возникла потребность этой власти укрепить свои позиции методом террора, пиком которого явились 1937-38 гг. Идеология большевиков трудно приживалась в народе, она имела все атрибуты «новой веры» и яростно подавляла инакомыслие. Представленные Игорем Владимировичем фото-документы из архива Бутовского полигона красноречиво показывали факты этой борьбы с инакомыслием. Многие жители Клинской земли, благочестивые пастыри православной Церкви, монахини и послушницы Акатовского монастыря, простые миряне были расстреляны на полигоне в Бутово в 1937-38 гг. Решения о расстреле за веру принимала «тройка» — член партийного руководства, представитель прокуратуры и представитель НКВД. Суда над обвиняемыми не было, защиты никто не предоставлял. Единственным спасением был сам Господь. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Мф., 36 зач., 10, 16–22 . С молитвой к этим новоявленным святым наших дней мы и обращаемся, просим их поддержки для укрепления нашей веры.

Для глубокого понимания веры православной нам дано многое — таинства Церкви, выраженные в богослужении. Пение, молитва, иконы — все нам рассказывает о Господе. Икона, как образ Бога, явленного во плоти, Господа нашего Иисуса Христа. Иконы святых, явивших своей жизнью соблюдение заповедей Божиих, просиявших светом Христа. Об этих особенностях нашего восприятия православной иконописи рассказал третий докладчик иерей Михаил Кириллов , настоятель Троицкого храма и клирик храма свт. Тихона. Первая профессия о. Михаила — художник-иконописец. В своем докладе он рассказал о важности и ответственности иконописца при работе над образами, объяснил особенности написания икон Новомучеников и Исповедников Российских. Ведь зачастую об этих святых мало информации, фото их выполнены перед расстрелом, лица полны страданий. Как писать икону, глядя на такую фотографию? Ведь икона должна светиться светом Христа, светом радости неземной жизни. Отец Михаил подчеркнул важность обсуждения и выработки критериев для создания нового канона написания Новомучеников, показал в докладе, как нужно избегать отрицательного опыта при работе над такими иконами.

Игумен Тихон (Полянский) , автор многих книг, настоятель Троицкой церкви в селе Захарово, выступил с завершающим докладом. Соглашаясь с мнением выступавших коллег по многим фактам, отец Тихон рассказал о Новомучениках Клинских и методике преподавания их житий на уроках основ Православной культуры. Его работа основана на опыте живого общения со школьниками. Интерес к подвигу наших земляков у детей высок. Но очень важно не напугать учащихся жестокими историческими фактами, но в то же время не замалчивать историческую правду. Необходим обдуманный подход для того чтобы формировать у детей способность анализировать события,происходящие как сто лет назад, так и сегодня. Пример жизни православных святых ХХ века воспитывает в детях моральные качества, патриотизм, дает возможность не потерять нашу самоидентичность в будущем. О важности воспитания личности, об отношении к истории своей страны, говорил и настоятель храма свт. Тихона протоиерей Анатолий Фролов в заключительном слове. Через неделю наступает Великий пост, мы готовимся принести Богу покаяние. Надеемся на молитвенную помощь святых Новомучеников Клинских, чтобы нам хранить православную веру в быстро меняющемся обществе.

Приход храма свт. Тихона благодарит лично Елену Борисовну Уманскую за помощь в организации конференции. Надеемся, что такие конференции станут традицией для нашего города.

Слава Богу за все!


В эти дни Поместный Собор выбирал первосвятителя, Патриарха. Соборный Совет предложил такую процедуру избрания: все соборяне подают записки с именами трех кандидатов. Получивший абсолютное большинство голосов будет признан избранным в кандидаты. При отсутствии абсолютного большинства у трех кандидатов проводится повторное голосование, и так до тех пор, пока не будут утверждены три кандидата. Потом жребием из них будет избран Патриарх.

Против жребия возражал епископ Черниговский Пахомий: «Окончательное избрание из сих лиц Патриарха по примеру Церквей Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской следовало бы предоставить одним епископам, которые и произвели бы это избрание тайной подачей голосов. Что касается предполагаемого избрания Патриарха из трех намеченных Собором лиц посредством жребия, то... этот способ в Церквах Восточных при избрании Патриарха не применяется, только в Церкви Александрийской прибегают к сему способу в случае равенства голосов, полученных кандидатами в Патриархи при вторичном голосовании всего Собора» . Но Собор все-таки принял предложение об избрании Патриарха жребием. Прерогативы епископата этим не ущемлялись, ибо архиереи сами смиренно отказывались от своего права на окончательное избрание, передавая это непомерно важное решение на волю Божию.

Член Собора В. В. Богданович предложил, чтобы при первом голосовании соборяне указывали в записках имя одного кандидата, и только в следующем туре голосования подавали уже записки с тремя именами. Предложение это было принято Собором. 30 октября проведен был первый тур тайного голосования. В результате архиепископ Харьковский Антоний получил 101 голос, — 27 голосов, — 23, митрополит Тифлисский Платон — 22, архиепископ Новгородский Арсений — 14, митрополит Киевский Владимир, архиепископ Кишиневский Анастасий, протопресвитер Георгий Шавельский — по 13 голосов, архиепископ Владимирский Сергий — 5, архимандрит Иларион и мирянин А. Д. Самарин, бывший обер-прокурор Синода, — по 3 голоса. Другие архиереи получили по два или одному голосу.

На следующий день после разъяснения, что А. Д. Самарин как мирянин не может быть избран в Патриархи, было проведено новое голосование, в котором подавались уже записки с тремя именами. На заседании присутствовало 309 соборян, поэтому избранными в кандидаты считались те, за кого будет подано не менее 155 голосов. Первым кандидатом в Патриархи признан был архиепископ Харьковский Антоний (159), следующим — архиепископ Новгородский Арсений (199), в третьем туре святитель Тихон (162). был в церковной жизни двух последних десятилетий видным деятелем. Давний поборник восстановления патриаршества, мужественный и стойкий борец за Церковь, многим он казался достойным сана Патриарха, да и сам он не боялся принять его. Другой кандидат, архиепископ Арсений — архипастырь, умудренный многолетним опытом церковно-административной и государственной службы, в прошлом член Государственного совета; по свидетельству митрополита Евлогия, «возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы чаша сия миновала его» . Ну а святитель Тихон во всем полагался на волю Божию: не стремясь к патриаршеству, он готов был принять на себя этот крестный подвиг, если Господь призовет его к нему.

Избрание жребием назначено было на 5 ноября в храме Христа Спасителя. Тянуть жребий предстояло затворнику Зосимовой пустыни схииеромонаху Алексию. В этот день храм был переполнен народом. Божественную литургию совершали митрополиты Владимир и Вениамин в сослужении сонма архиереев и пресвитеров. Неслужащие епископы в мантиях стояли на ступенях солеи. Пел хор синодальных певчих в полном составе. После чтения часов митрополит Владимир вошел в алтарь и встал перед уготованным столиком. Секретарь Собора Василий Шеин поднес ему три жребия, которые архипастырь, начертав на них имена кандидатов, вложил в ковчежец. Потом вынес ковчежец на солею и поставил его на тетрапод, слева от царских врат. Диакон вознес моление о кандидатах в Патриархи. При чтении Апостола из Успенского собора в сопровождении митрополита Платона была внесена Владимирская икона Божией Матери. По окончании литургии и молебного пения митрополит Владимир вынес ковчежец на амвон, благословил им народ и снял с него печати. Из алтаря вышел старец в черной схимнической мантии. Митрополит Владимир благословил старца. Схииеромонах Алексий, кладя земные поклоны, трижды совершил крестное знамение. Затаив дыхание, все ждали изъявления воли Господней о первосвятителе русского народа. Помолившись, старец вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру. Архипастырь вскрыл жребий и внятно прочитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» «Аксиос!» — повторили за ним народ и духовенство. Хор вместе с народом запел торжественный гимн «Тебе Бога хвалим». По отпусте протодиакон Успенского собора Константин Розов, знаменитый на всю Россию своим могучим басом, возгласил многолетие «Господину нашему высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России». Православный народ, торжествуя радость обретения первосвятителя, воспел своему и Божиему избраннику «Многая лета».

В этот же день митрополит Тихон совершил литургию в Крестовой церкви Троицкого подворья на Сухаревке. Вместе с ним в подворье в ожидании изъявления Божией воли пребывал и архиепископ Арсений, а владыка Антоний находился на подворье Валаамского монастыря. Для объявления нареченному в Патриархи о его избрании в Троицкое подворье направляется посольство во главе с митрополитами Владимиром, Вениамином и Платоном. По прибытии посольства святитель Тихон совершил краткое молебное пение, затем митрополит Владимир взошел на амвон и произнес: «Преосвященнейший митрополит Тихон, священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России». На что митрополит Тихон ответил: «Понеже священный и великий Собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю» .

После пения многолетия святитель Тихон, нареченный в Патриархи, произнес краткое слово:

«Конечно, беспримерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез. 2. 10; 3. 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских, и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен даже и из креплих мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию. Уповаю, что Господь, призвавший меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатию нести бремя, возложенное на меня, и соделает его легким бременем. Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пречистой Богородицы. Дважды Она пришествием Своей честной иконы Владимирской в храме Христа Спасителя присутствует при моем избрании; в настоящий раз самый жребий взят от чудотворного Ее образа. И я как бы становлюсь под честным Ее омофором. Да прострет же Она — Многомощная — и мне, слабому, руку Своей помощи, и да избавит и град сей и всю страну Российскую от всякой нужды и печали» .

Святитель Тихон был человеком мягким, доброжелательным, ласковым. Но когда надо было постоять за правду, за дело Божие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен. Всегда приветливый, общительный, исполненный благодушия и надежды на Бога, он излучал на ближних обильную христианскую любовь. Несколько месяцев пробыв на Московской кафедре, святитель покорил сердца верующих москвичей. Собор, избравший его своим председателем, успел за короткое время узнать в нем кроткого и смиренного монаха и молитвенника и очень энергичного, опытного администратора, одаренного высокой духовной и житейской мудростью. В самый канун избрания Патриарха, в разгар московской междоусобицы, митрополит Тихон едва не был убит. Когда 29 октября он отправлялся на службу в храм Христа Спасителя, снаряд разорвался возле его экипажа, оставив его невредимым. Чудесное спасение святителя предзнаменовало его скорое призвание на первосвятительское служение в Церкви.

Пока шла литургия, солдаты, охранявшие Кремль, вели себя развязно, смеялись, курили, сквернословили. Но когда Патриарх вышел из храма, эти же самые солдаты, скинув шапки, опустились на колени под благословение. По древнему обычаю, Патриарх совершил объезд Кремля, но не как в старину, на осляти, а в экипаже с двумя архимандритами по сторонам. Несметные толпы народа при приближении Патриарха в благоговении принимали первосвятительское благословение. В храмах Москвы весь день звонили колокола. Посреди междоусобицы и раздора верные христиане с ликованием праздновали великое церковное торжество.

Приветствуя новопоставленного первосвятителя на приеме, устроенном в честь восстановления патриаршества, архиепископ Антоний сказал: «Ваше избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики, учившиеся в Новгородской бурсе, дружески шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили пред ним своими лаптями, а затем их внуки совершили уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть вашего небесного покровителя, Тихона Задонского, так и ваши собственные товарищи по академии прозвали вас «патриархом», когда вы были еще мирянином и когда ни они, ни вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования, данного вам друзьями молодости за ваш степенный, невозмутимо солидный нрав и благочестивое настроение» .

18 ноября 2017 года отмечается 100-летие избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. В этот памятный день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского монастыря города Москвы. В соборе покоятся честные мощи Патриарха-исповедника Тихона. К 100-летию избрания святителя на Патриарший престол была создана новая рака для его святых останков.

Среди сослужившего Его Святейшеству сонма архиереев был митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Одним из важных церковных послушаний владыки является его членство в Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви с 2011 года, то есть с момента учреждения Совета. Этот орган был образован по предложению Святейшего Патриарха Кирилла по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. В богослужении по случаю 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона приняли участие и другие члены Высшего Церковного Совета.

За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофана (Данченкова) во епископа Волжского и Сернурского (Марийская митрополия).

На сугубой ектении были вознесены прошения об избавлении от «пагубных разделений и нестроений», а также о том, чтобы «веру же православную невредиму и непреобориму соблюсти от неверия, ересей и расколов, верных чад ея в единомыслии утвердити и миром оградити».

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Волжского и Сернурского Феофана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Предстоятель Русской Церкви совершил славление и молитву у честных мощей святителя Тихона и освятил новоустроенную раку для мощей Патриарха-исповедника.

Во внимание к помощи в реставрации храма Архангела Михаила Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Предстоятель Русской Православной Церкви наградил генерального директора Благотворительного фонда поддержки социальных программ «ИФД Капитал» Н.В. Сазонова медалью Славы и чести I степени.

Фотограф - Максим Павленко

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Святитель Тихон родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии Иоанна Беллавина. В миру он носил имя Василий. Детские и юношеские годы его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с крестьянством и близости к сельскому труду. С юных лет он отличался особой религиозной настроенностью, любовью к Церкви и редкой кротостью и смирением.

Когда Василий был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его детей. Однажды он с тремя сыновьями спал на сеновале. Ночью он вдруг проснулся и разбудил их. «Знаете, – заговорил он, – я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, Василий, будет великим». Пророчество явившейся покойной матери отца со всей точностью исполнилось на всех трех братьях.

Учился Василий в Псковской Духовной Семинарии в 1878-1883 годах. Скромный семинарист отличался ласковым и привлекательным характером. Он был довольно высокого роста, белокурый. Товарищи любили его. К этой любви всегда присоединялось и чувство уважения, объяснявшееся его религиозностью, блестящими успехами в науках и всегдашнею готовностью помочь товарищам, неизменно обращавшимся к нему за разъяснениями уроков, особенно за помощью в составлении и исправлении многочисленных в Семинарии сочинений.

В 1888 году Василий Беллавин, 23 лет от роду, окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и в светском звании получил назначение в родную Псковскую Духовную Семинарию преподавателем. И здесь он был любимцем не только всей Семинарии, но и города Пскова.

Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую, целомудренную жизнь и на 26-м году жизни, в 1891 году, принял монашество. На его постриг собрался почти весь город. Постригаемый сознательно и обдуманно вступал в новую жизнь, желая посвятить себя исключительно служению Церкви. Ему, с молодости отличавшемуся кротостью и смирением, было дано имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского.

Из Псковской Семинарии иеромонаха Тихона перевели инспектором в Холмскую Духовную Семинарию, где он вскоре стал ее ректором в сане архимандрита. На 34-м году жизни, в 1898 году, архимандрит Тихон был возведен в сан епископа Люблинского с назначением его викарием Холмской епархии.

Епископ Тихон ревностно отдавался работе по устройству нового викариатства, а обаянием своего нравственного облика он приобрел всеобщую любовь не только русского населения, но и литовцев и поляков.

14 сентября 1898 года владыка Тихон был направлен для несения ответственного служения за океан, в далекую американскую епархию в сане епископа Алеутского, с 1905 года – архиепископа. Возглавляя Православную Церковь в Америке, архиепископ Тихон много сделал в великом деле распространения Православия, в благоустройстве своей огромной епархии, в которой он учредил два викариатства, и в постройке храмов для православных русских людей. А любовным ко всем отношением, в частности, в устройстве дома для безвозмездного приюта и питания бедняков-переселенцев из России, он завоевал всеобщее уважение. Американцы избрали его почетным гражданином Соединенных Штатов.

В 1907 году он вернулся в Россию и был назначен на Ярославскую кафедру. Одним из первых распоряжений по епархии скромного и простого архипастыря было категорическое запрещение духовенству при личных к нему обращениях класть вошедшие в обычай земные поклоны. И в Ярославле он быстро приобрел любовь своей паствы, оценившей его светлую душу, что выразилось, например, в избрании его почетным гражданином города.

В 1914 году он – архиепископ Виленский и Литовский. После перевода в Вильно он сделал особенно много пожертвований в различные благотворительные учреждения. Здесь также выявилась его натура, богатая духом любви к людям. Он напрягал все свои силы к тому, чтобы помочь несчастным обитателям Виленщины, лишившимся благодаря войне с немцами своего крова и средств к существованию и толпами шедшим к своему архипастырю.

После Февральской революции и сформирования нового Синода владыка Тихон стал его членом. 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его своим правящим архиереем, как ревностного и просвещенного архипастыря, широко известного даже за пределами своей страны.

15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор, и Тихон, архиепископ Московский, став его участником, был удостоен сана митрополита, а затем был избран и председателем Собора.

Собор ставил своей целью восстановить жизнь Русской Православной Церкви на строго канонических началах, и первой большой и важной задачей, остро вставшей перед Собором, было восстановление Патриаршества. При избрании Патриарха решено было голосованием всех членов Собора избрать трех кандидатов, а затем предоставить воле Божией посредством жребия указать избранника. Свободным голосованием членов Собора на Патриарший престол были избраны три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон.

Перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора в храм Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна 5 ноября схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий, член Собора, благоговейно вынул из ковчежца один из трех жребиев с именем кандидата, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – митрополита Тихона.

Став во главе русских иерархов, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим Тихоном, поражались его удивительной доступностью, простотой и скромностью. Широкую доступность Святейшего нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце – ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Будучи необыкновенно простым и скромным как в личной жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость в обращении Святейшего Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов.

Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Это было время, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонениям, массовые репрессии захлестнули Церковь Христову. Со всех концов России приходили к Патриарху известия об этом.

Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. В период церковного безвременья его незапятнанное имя было светлым маяком, указывающим путь к истине Православия. Своими посланиями он звал народ к исполнению заповедей Христовой веры, к духовному возрождению через покаяние. А его безукоризненная жизнь была примером для всех.

Для спасения тысяч жизней и улучшения общего положения Церкви Патриарх принял меры к ограждению священнослужителей от чисто политических выступлений. 25 сентября 1919 года, уже в самый разгар гражданской войны, он издал Послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу. Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. В августе Патриарх Тихон обратился с Посланием о помощи голодающим, направленным ко всем русским людям и народам Вселенной, и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Но новой власти этого было мало. Уже в феврале 1922 года был издан декрет, согласно которому изъятию подлежали все драгоценные предметы. Согласно 73-му апостольскому правилу, это такие действия являлись святотатством, и Патриарх не мог одобрить такого изъятия, выразив свое негативное отношение к происходящему произволу в послании, тем более, что у многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч верующих. Послание Патриарха было расценено как саботаж, в связи с чем он находился в заключении с апреля 1922 года по июнь 1923 года.

Особенно много послужил Русской Православной Церкви Святейший Тихон в мучительную для Церкви пору так называемого «обновленческого раскола». Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением Православия, что бессознательно подчеркивали даже враги Церкви, называя ее членов «тихоновцами».

«Прошу верить, что я не пойду на соглашения и уступки, которые поведут к потере чистоты и крепости Православия», – твердо и авторитетно говорил Патриарх. Будучи добрым пастырем, отдавшим всего себя делу Церкви, он к тому же призывал и духовенство: «Посвящайте все свои силы на проповедь слова Божия, истины Христовой, особенно в наши дни, когда неверие и безбожие дерзновенно ополчились на Церковь Христову. И Бог мира и любви будет со всеми вами!»

Крайне больно было переживать все церковные беды любящему, отзывчивому сердцу Патриарха. Внешние и внутренние церковные потрясения, «обновленческий раскол», непрестанные первосвятительские труды и заботы по устроению и умиротворению церковной жизни, бессонные ночи и тяжелые думы, более чем годичное заключение, злобная, гнусная травля со стороны врагов, глухое непонимание и неуемная критика со стороны подчас и православной среды подточили его когда-то крепкий организм. Начиная с 1924 года Святейший Патриарх стал сильно недомогать.

В воскресенье, 5 апреля 1925 года он служил последнюю литургию. Через два дня Святейший Патриарх Тихон умер. В свои последние мгновения своей жизни он обратился к Богу и с тихой молитвой благодарности и славословия, крестясь, произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе…» – в третий раз перекреститься он не успел.

Проститься с Патриархом пришло около миллиона человек, хотя всех прощавшихся в продолжение каких-нибудь ста часов не мог вместить Большой собор Донского монастыря Москвы, где до погребения находилось тело усопшего Патриарха.

На ответственном посту Первосвятителя Русской Церкви Святейший Тихон пробыл семь с половиной лет. Трудно представить Русскую Православную Церковь без Патриарха Тихона в эти годы. Так неизмеримо много сделал он и для Церкви, и для укрепления самой веры в тяжелые годы испытаний, выпавших на долю верующих.

Тропарь, глас 1:

Апостольских преданий ревнителя, и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим, к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, рсточенная чада ея во едино стадо собери, оступившия от правыя веры к покаяния обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохраниа, и мир Божий людем испроси.

Кондак, глас 2:

Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являй, во исповедании Православныя веры и любве ко Господу тверд и непреклонен пребыл еси, свяителю Христов Тихоне. Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем.

18 ноября 1917 года был избран на патриарший престол святитель Тихон — первый Предстоятель Церкви после восстановления патриаршества в России. Избрание прошло в Москве, на Поместном соборе Русской православной церкви. Ради этого события собрались 576 делегатов из всех епархий Русской Церкви.

Патриарх Тихон, в миру — Василий Беллавин, с детства отличался религиозностью и тягой к церкви. В девять лет он поступил в Торопецкое духовное училище, после продолжил образование в Псковской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1890-1910-х годах будущий патриарх служил в Польше, США, Канаде, на Аляске. В 1907 году он вернулся в Россию, в Ярославль, а в 1914 был отправлен в Вильнюс (Вильну), в то время также входящий в состав Российской империи.

В 1917 году после Февральской революции Тихон, на тот момент архиепископ Виленский, подписал воззвание Синода, гласившее:

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути».

В новый состав Синода Тихон не попал, но в мае был избран правящим архиереем Москвы, а в августе возведен в сан митрополита.

Вопрос о восстановлении патриаршества активно обсуждался летом 1917-го на Всероссийском Поместном Соборе. Далеко не все его участники поддерживали такое решение. Однако после Октябрьской революции и прихода к власти большевиков споры прекратились и было принято решение о восстановлении патриаршества.

Избрание патриарха проводилось в два этапа: сначала голосованием, по итогам которого Тихон оказался на третьем месте, а затем жеребьевкой среди трех кандидатов, набравших наибольшее количество голосов.

Через несколько дней после избрания, 21 ноября, состоялась интронизация Тихона — богослужение, во время которого тот был возведен на престол.

В январе 1918 года патриарх Тихон издал воззвание, гласившее: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной...

Гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани».

Летом в Казанском соборе на Красной площади он осудил расстрел Николая II и то, что «Исполнительный комитет одобрил это и признал законным».

В октябре 1918 года в Обращении к Совету Народных Коммисаров патриарх вопрошал: «Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?... От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Россию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решились обнародовать полностью? Вместо аннексий и контрибуций великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите в Германию не вами накопленное золото».

В 1922 году Всероссийский центральный исполнительный комитет потребовал изъятия из церквей дорогостоящих предметов и передачи их Народному Комиссариату Финансов в рамках борьбы с массовым голодом в Поволжье и других регионах. Когда стали изыматься в том числе и необходимые для богослужений предметы, это привело к сопротивлению со стороны священнослужителей и прихожан. В числе осуждавших действия государства оказался и патриарх Тихон. В феврале 1922 года он обратился к верующим с очередным воззванием, где сообщил, что

«с точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства…

Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением от Нее, священнослужители — извержением из сана».

Недовольство верующих становилось все более выраженным. В марте в Шуе они решили оказать сопротивление при изъятии ценностей, в итоге по толпе открыли огонь. В результате погибли четыре человека, еще десять были ранены.

Владимир Ленин, тогда — председатель Совнаркома, расценил эти действия как сопротивление власти со стороны духовенства. Патриарх Тихон был вызван в Государственное политическое управление, где был поставлен в известность, что правительство «требует от гражданина Беллавина как от ответственного руководителя всей иерархии определенного и публичного определения своего отношения к контрреволюционному заговору, во главе коего стоит подчиненная ему иерархия».

С мая 1922 года патриарх находился под арестом в Донском монастыре. В июне он подал заявление, в котором раскаивался в «проступках против государственного строя» и просил Верховный суд освободить его из-под стражи.

«При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контрреволюции»,

— писал Тихон.

Патриарх Тихон был освобожден из-под стражи. Позже он еще раз подчеркнул свою лояльность к Советской власти в ««Обращении» к «архипастырям, пастырям и пасомым православной церкви российской»: «В том преступлении, в котором я признаю себя виновным, по существу виновно то общество, которое Меня, как Главу Православной Церкви, постоянно подбивало на активные выступления тем или иным путем против Советской власти. Отныне Я определенно заявляю всем тем, что их усердие будет совершенно напрасным и бесплодным, ибо Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно ни исходило».

На «Втором Поместном Всероссийском Соборе» в 1923 году было решено лишить патриарха сана,

«так как патриарх Тихон вместо подлинного служения Христу служил контрреволюции и этим, как лицо, которое должно правильно вести всю церковную жизнь, ввел в заблуждение широкие церковные массы».

Несмотря на смену взглядов, Тихон все еще находился под следствием. Решение о прекращении дела было принято только в 1924 году.

В 1925 году Тихон был снова вызван на допрос — на этот раз как глава «шпионской организации церковников». Однако результатов расследования он не дождался — Тихон скончался 7 апреля 1925 года в возрасте 60 лет от сердечной недостаточности и был похоронен у Донского монастыря, с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора

В 1981 году Тихон был канонизирован в лике исповедника и включен в Собор святых новомучеников и исповедников Российских, в 1989 году поставлен во главу Собора. В 1992 после пожара в Малом соборе Донского монастыря были обнаружены останки Тихона. Сейчас они находятся в Большом соборе.