Все о калии индийской богини смерти. Кто такая богиня Кали? Легенда о богине Кали. Индийская мифология. Мужское, женское и творческое начало

Индийскую богиню Кали принято считать символом разрушения и вечной жизни, её ужасающий облик в течение многих веков наводил страх на иноверцев. Жители Индии прибегали к её защите в тяжелые времена, принося кровавые жертвы, но на самом деле богиня Кали является защитницей материнства, помогает , что не под силу другим богам.

Богиня смерти Кали

«Кали» переводится, как «черная», ее называют гневной конфигурацией Парвати и уничтожающей частью бога Шивы. В индийской религии Кали считают освободительницей, которая оберегает тех, кто ей поклоняется, она олицетворяет сразу несколько стихий: водную, огненную, эфирную и земную. Индийская богиня Кали управляет жизнью человека от зачатия и до ухода на тот свет, потому и почитаема особо.

Кали еще называют субстанцией богини Дурги, даже три глаза Кали имеют несколько трактовок:

  • 3 силы: творить, сохранять и разрушать;
  • 3 времени: прошлое, настоящее и будущее;
  • 3 светила: Солнце, Луна и молнии.

Богиня Кали - легенда

О происхождении черной богини существует интересная легенда. Когда-то злой демон Махиша захватил власть, и чтобы вернуть ее, боги воссоздали лучшего воина, которая объединила в себе силу Вишну, пламя Шивы и силу Индры. Её дыхание создавало армии, которые тоже уничтожали демонов, только многорукая богиня Кали убивала тысячами и снесла голову главному врагу – демону Махише.


Культ богини Кали

Больше всего Кали почитают в Бенгалии, там расположен ее главенствующий храм Калигхата. Второй самый почитаемый храм Кали стоит в Дакшинешваре. Культ этой богини был главенствующим с 12 до 19 века, когда в стране действовало секретное общество тугов. Их поклонение богине Кали превосходило все границы, туги приносили кровавые жертвы своей заступнице.

В нынешнее время почитатели Кали посещают её храмы, в начале сентября отмечается праздник черной богини. Для тех, кто поклоняется Кали в наше время, предусмотрены такие ритуалы:

  • чтение молитв;
  • обмен чашами вина и священной воды;
  • нанесение точки красного цвета между бровями в честь Кали;
  • дар богине – алые цветы и зажжённые свечи;
  • обмен жертвенными приношениями.

Богиня Кали - жертвоприношения

По индийским верованиям, черная богиня Кали является женой Шивы, который в пантеоне – третье по значимости божество в Индии. Её алтарь должен быть всегда покрыт каплями крови, в древности даже существовал специальный клан, который находил людей для жертв многорукой богине. Есть сведения, что человеческие жертвоприношения продолжались до начала 20 века.

В нынешнее время в храме Дакшинкали продолжают придерживаться традиций предков, два раза в неделю, по вторникам и субботам, которые считаются днями Кали, приносят в жертву животных. Посмотреть на это зрелище приходят сотни туристов. Жрецы произносят особые мантры, которые дарят возможность жертвенному петуху вернуться в другой жизни в людском обличье.


Символ богини Кали

Внешний вид супруги Шивы вызывает страх, она является символом властительницы времени. Кровавая богиня Кали вобрала немало жутких черт, каждая из которых имеет свое значение:

  • черный цвет кожи говорит о просветленном состоянии сознания;
  • бусы из 50 голов людей – цепь воплощений;
  • пояс из людских рук обрисовывает влияние кармы, которую можно изменить, если верно служить богине;
  • белые зубы - символ чистоты;
  • 4 руки – кольцо творения и разрушения, стороны света.

Руки с правой стороны благословляют на творчество, а те, что по левую, которые держат отрубленную голову и меч, являются знаком разрушения. По ведической религии, эти атрибуты тоже имеют важное значение. Голова свидетельствует, что во власти богини Кали разрушать ложное сознание, а меч распахивает ворота свободы, избавляя от пут, которые сдерживают каждого человека.

Санскритское слово «кала» означает с одной стороны «смерть», а с другой - «время».

Согласно Маханирвана-тантре, «время, или кала, пожирает весь мир во время космического растворения - пралайи, но Кали пожирает даже само время, потому она и именуется словом Кали». Богиня Кали - высшая Богиня, ночь вечности, пожирательница времени.

«Вид ее ужасен. С растрепанными волосами, с гирляндой из свежеотрубленных человеческих голов. У нее четыре руки. В верхней левой руке она держит меч, только что окропленный кровью отсеченной головы, которую она держит в нижней левой руке. Верхняя правая рука сложена в жесте неустрашимости, а нижняя правая - в жесте дарования милостей. Цвет лица ее синеватый и лицо сияет, как темное облако.

Она полностью обнажена, и тело ее сверкает кровью, струящейся из гирлянды отрубленных голов вокруг ее шеи. В ушах у нее серьги из трупов. Клыки ее чудовищны, а лицо выражает ярость. Груди ее пышны и круглы, она носит пояс из отсеченных человеческих рук. Кровь струится из уголков рта, придавая блеск ее лицу.

Она издает пронзительные вопли и живет на местах сожжений трупов, где ее окружают воющие шакалы. Она стоит на груди Шивы, лежащего в форме трупа. Она желает сексуального союза с Махакалой в перевернутой позе. Выражение ее лица довольное. Она улыбается. Она сияет, как темное облако и носит черные одежды».

Кали - единственная среди богинь, кто полностью раскрывает природу высшей реальности и символизирует совершенно просветленное сознание. Принцип разрушения, который олицетворен в Кали, направлен на избавление от невежества и иллюзии.

Кали - еще и символ женской самодостаточности и эмоциональной независимости, в Кали-тантре указывается на то, что даже в сексе Кали занимает позицию сверху, то есть мужскую. Кали обладает огромной сексуальной силой. В более поздних текстах, особенно в тантрах, она предстает сексуально агрессивной и часто изображается или описывается в сексуальном союзе с Шивой. В ее сахасранама-стотре (гимн с перечислением имен божества) многие имена подчеркивают ее сексуальную ненасытность или привлекательность.

Среди ее имен:

  • Та, чья сущностная форма есть сексуальное вожделение
  • Та, чья форма есть йони
  • Та, что пребывает в йони
  • Украшенная гирляндой йони
  • Та, что любит лингам
  • Живущая в лингаме
  • Та, кому поклоняются семенем
  • Живущая в океане семени
  • Всегда наполненная семенем

В этом отношении Кали нарушает понятие о контролируемой женщине, которая сексуально удовлетворена замужеством. Кали сексуально прожорлива и потому опасна.

Кали воплощает свободу, в особенности свободу от общественных норм. Она живет за границами нормального общества. Она предпочитает места кремации, то есть места, которых обычно избегают нормальные члены общества. Она живет в лесах или джунглях, среди дикарей. Ее распущенные волосы и нагота говорят о том, что она совершенно бесконтрольна, полностью свободна от социальных и этических обязанностей и ожиданий. По той же причине она аутсайдер, за пределами условностей.

Две особенности, типичных во внешности Кали, - ее распущенные волосы и высунутый язык - представляются подходящими выражениями ее «инаковости», ее нетрадиционного, раздвигающего границы, разрушающего привычные роли, порогового характера. В иконографии она почти всегда изображается с открытым ртом и высунутым языком. В ее ранней истории, где она изображается как дикая, кровожадная богиня, живущая на краю цивилизации, или как яростная сокрушительница демонов, хмелеющая от крови своих жертв, ее высунутый язык, как и ее фигура, кажется, говорит о ее жажде крови. Она сильно высовывает язык, чтобы удовлетворить свой дикий, всепожирающий аппетит.

Высунутый язык Кали имеет два основных значения в контексте тантры: сексуальное удовлетворение и поглощение запретного или загрязненного. На изображениях Дакшина-Кали Шива иногда представлен в состоянии эрекции, а в некоторых дхъяна-мантрах и иконографических образах Кали она находится в сексуальном союзе с ним. В обоих случаях язык ее высунут наружу.

Разинутый рот Кали и ее высунутый язык, ее внешность и привычки отвратительны для нашей обычной чувствительности. Возможно, именно это и является главным в тантре. То, что нами воспринимается как отвратительное, грязное, запретное, безобразное, коренится в ограниченном человеческом, или культурном, сознании, которое упорядочило, выстроило и разделило реальность на категории, служащие ограниченным эгоцентричным, эгоистичным концепциям о том, каким должен быть мир. Кали своей грубостью перестраивает эти категории, приглашая тех, кто хотел бы у нее научиться, быть открытыми всему миру во всех его аспектах.

Она призывает своих почитателей отважиться попробовать мир в его самых отвратительных и запретных проявлениях, для того чтобы обнаружить в основе его единство и святость, то есть саму Великую Богиню.

Распущенные волосы Кали знаменуют конец мира, они развеваются в разные стороны; порядка больше нет; все обратилось в хаос. «Заплетенная коса» социального и космического порядка кончается в диких, распущенных, развевающихся волосах Кали. В некоторых обстоятельствах, почти всегда имеющих отношение к осквернению и загрязнению того или иного рода, индуистские женщины распускают свои волосы. В частности, они делают это во время менструации. Махабхарата указывает на хорошо известный запрет носить волосы заплетенными во время менструации и не заплетать их до тех пор, пока не будет совершено ритуальное омовение, завершающее период загрязненности. Вдобавок к непричесанным во время менструации волосам пенджабские женщины также распускают волосы в период, следующий за рождением ребенка, после полового акта и смерти мужа. Таким образом, женщины распускают волосы, находясь в состоянии загрязненности.

Четыре руки Кали символизируют полный круг творения и разрушения, который содержится внутри нее или охвачен ею. Она представляет собой неотъемлемые творческие и разрушительные ритмы вселенной. Ее правые руки, сложенные в жесте «не страшитесь» и дарования милостей, символизируют творческий аспект Кали, а левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову - разрушительный аспект.

Три ее глаза олицетворяют солнце, луну и огонь, с помощью которых она может контролировать три режима времени: прошлое, настоящее и будущее. Окровавленный меч и отрубленная голова также символизируют уничтожение неведения и нисхождение знания. Этот меч - меч знания, или бескорыстной садханы, разрубающей узлы неведения и разрушающей ложное сознание (отрубленная голова). Этим мечом Кали открывает ворота свободы, разрубив восемь уз, связывающих людей. Кроме ложного сознания, истекающая кровью отрубленная голова также означает истечение гуны раджаса (страстные наклонности), что полностью очищает адепта, который наполняется саттвическими (духовными) качествами в своем пробуждении к истине.

Высунутый язык Кали и острые клыки олицетворяют победу, одержанную над силой раджаса (красный язык) силой саттвы (белые зубы). Таким образом, Кали полностью состоит из саттвы, она совершенно духовна по своей природе, превзойдя всю скверну, содержащуюся в других гунах.

Чернота Кали также говорит о ее всеобъятной, всепоглощающей природе, поскольку черный - цвет, в котором исчезают все другие цвета; черный поглощает и растворяет их. Или же говорится, что черный символизирует полное отсутствие цвета, что снова означает ниргуну - отсутствие характеристик - природу Кали как высшей реальности. В любом случае черный цвет Кали символизирует превосхождение ею всех форм.

Нагота Кали имеет сходное значение и указывает на то, что она совершенно выходит за пределы имени и формы, за пределы иллюзорных воздействий майи и ложного сознания, что она полностью трансцендентна. Считается, что ее нагота олицетворяет совершенно просветленное сознание, не поддающееся влиянию майи. Кали - сияющий огонь истины, которую невозможно скрыть под покровом неведения, представленным майей. Эта истина просто сжигает их.

Жилище Кали - место кремации - имеет схожее значение. В месте кремации происходит растворение пяти элементов. Кали обитает там, где происходит растворение. В смысле почитания, ритуального поклонения и садханы это обозначает растворение привязанностей, гнева, похоти и других закабаляющих эмоций, чувств и представлений. Сердце преданного находится там, где происходит это сожжение, а Кали пребывает именно в сердце. Преданный помещает ее образ в сердце, и под его воздействием сжигает все ограничения и неведение в погребальном костре. Этот внутренний погребальный огонь в сердце есть огонь знания, джняна-агни, который дарует Кали.

Кали, стоящая на Шиве, олицетворяет благословение, которое она дает своим преданным. Шива представляет собой пассивный потенциал созидания. В философии йоги он - пуруша, букв. «мужчина», неизменный, лишенный характеристик аспект реальности, в то время как Кали - активная пракрити, природа физического мира. Согласно такому представлению, Кали и Шива вместе символизируют высшую реальность.

Еще одно истолкование Кали, стоящей на Шиве или занимающейся с ним сексом в перевернутой позиции, говорит, что это символизирует инволюцию медитации, те средства, с помощью которых человек «воссоздает» вселенную для того, чтобы пережить блаженный союз Шивы и Шакти.

Ошеломляющее присутствие образов смерти во всех описаниях Кали также можно понимать как символ преображающей природы богини. Она заставляет задуматься о главном в жизни, убрав шелуху и ненужное.

Кали - индийская богиня, которая очень известна и уважаема в . О ней сложено множество и легенд. Хотя её принято считать символом всеобщей гибели, жители Индии обращаются к многорукой богине в тяжёлые времена, надеясь, что она защитит их и поможет улучшить .

Кто такая Кали

Кали - грозная и карающая богиня смерти, преследующая демона Мишаха и его помощников. Многорукая появляется там, где идут войны и смертельные сражения. Ещё богиню считают создательницей , ведь смерть - неотделимая часть существования.

Именуют её Матерью миров, Многоликой, Карающей, Носительницей черепов. Считают, что она - это тёмное олицетворение Парвати, жены бога Шивы.

, которые поклоняются богине, она дарит очищение и свободу. Потому в районах, где исповедуется данная , Мать миров уважают.

Как выглядит богиня: иконография

Кали - богиня смерти, поэтому не удивительно, что её угрожающий. Изображают её в основном с тёмной , худой, с четырьмя , красным языком и растрёпанными .

Ей вручили топор, лук, стрелы, петлю и палицу. Так появилась Кали. Многорукая села на льва и кинулась на противника. Воины Махиши бросились на Мать, но она с лёгкостью боролась с врагами. Своим Кали образовывала новых воинов, храбро бросавшихся в бой.

От такого сражения небо стало тёмным, затряслась земля и потекли кровавые реки. Много раз Мать догоняла Махишу, но он исчезал, изменяя свой образ. И вдруг, сильно прыгнув, Кали достала врага и с огромной силой набросилась на него.
Наступив ему на , она копьём пригвоздила демона к земной поверхности. Махиша опять хотел изменить образ и исчезнуть, но не успел. Четырёхрукая отрубила ему .

Богиня очень обрадовалась победе и затанцевала. Её движения становились всё активнее и резче. Кругом всё начало трястись, и это могло привести к разрушению Вселенной. Боги содрогались и просили Шиву остановить Кали.

У него это не получалось. Потом он решил лечь перед ней на землю, но и это не остановило Мать. Она танцевала, пока не поняла, что происходит. После этого Кали остановилась и, уставшая и окровавленная, скрылась, чтобы отдохнуть от сражения. Перед этим она пообещала помогать богам всегда, когда им потребуется помощь.

Атрибуты и символика

Каждая деталь и атрибуты Кали что-то обозначают.

Глаза

У Матери 3 , которые означают творение, сохранение и разрушение. Ещё они являются символами огня, луны и солнца.

Язык

Данная часть тела у Кали высунута изо рта и имеет красный . Это означает страсть, активность, действия.

Зубы

Белоснежные зубы отражают чистоту.

Руки

У богини четыре руки, которые означают 4 стороны света и 4 чакры. В верхней левой руке Матери виден кровавый меч, который развеивает колебания и . В нижней находится голова врага, обозначающая отсечение эго, которое мешает постичь настоящие знание.


Верхней рукой справа Кали делает жест, который прогоняет страх, а нижней благословляет на исполнение желаний.

Грудь

Эта часть тела у богини полная - это символизирует материнство или творчество.

Ожерелье

Атрибут из 50 черепов обозначает мудрость, знания. Также головы выражают нескончаемую череду жизненных превращений.

Пояс

Аксессуар из рук людей является символом кармы. Действуя, люди формируют свою карму, которая определяет судьбу. Руки обозначают действия и труд, поэтому пояс состоит именно из этих частей.

Шива

Бог лежит у Матери. Это обозначает, что духовное на порядок выше физического. Также женское начало в создании превышает мужское пассивное начало.

Роль и культ Кали в индуизме

Ранее Матери поклонялись почти везде. Это доказали научные исследования. Культ Кали имел аналоги во всех уголках света. К примеру, древние финны поклонялись Чёрной богине Кальме, а семитские народы молились Калу.

Это не является совпадением, так как богиня - Мать всех миров, в которую веровали под различными названиями почти везде.

В наше четырёхрукая популярна в Бенгалии. В штате Калькутта расположен главный храм Калигхата, который посвящён богине. Ещё один храм располагается в Дакшинешваре. В первых числах осени отмечается праздник, который посвящён Матери.

Людям, почитающим Кали, в период службы следует испить святую воду в три глотка, а после оставить отметку между бровями красным порошком. К изображению богини приносят красные цветы и зажигают свечки. Затем нужно помолиться и, вдохнув запах цветов, начинать вкушать жертвенные подношения.

Знаете ли вы? В рассматриваемой религии существует 8400000 различных богов и богинь.


У Кали есть множество образов. Она и таинственна, и страшна, и одновременно притягивает к себе. Богиня может встревожить душу, а её облик никого не оставляет безразличным.

Индийские мифы о богах, в отличие от античных, до сих пор остаются малоизвестными, и большинство европейцев не имеют о них ни малейшего представления. Интересно, что такие легенды являются не обычными рассказами, а настоящими эпосами, в правдивость которых свято верят истинные индусы.

Появление богов

История Древнего мира полна различных преданий и мифов, и у каждого народа они свои. Как известно, появлению многочисленных богов способствовал тот факт, что люди в далеком прошлом не могли объяснить, почему происходят те или иные явления природы. Человек отлично понимал, что есть много вещей, которые он не может делать сам, например, метать молнии, вздымать огромные волны на море или поднимать ветры. Поэтому такие способности он начал приписывать более могущественным существам, которые смогли бы вызывать столь грандиозные явления. Они обычно имели облик человека или животного. Индийские боги и богини часто наделялись внешностью и качествами тех и других. Ярким тому примером могут быть Ганеша или Хануман - оба с человеческой фигурой, но один с головой слона, а другой - обезьяны.

Не секрет, что наиболее разнообразным и богатым из всех языческих верований является именно индийская мифология. Боги и богини, о которых пойдет речь в этой статье, еще и наделялись несколькими ипостасями.

Надо сказать, что индуистские легенды начали складываться примерно в I веке н. э. в ведической культуре индо-ариев. И все это благодаря брахманизму, подвергшемуся влиянию буддизма. Кроме того, в индуизм были включены многие из идей ведизма. Эта образовавшаяся религия стала новым этапом в развитии древнеиндийского общества.

Главная триада

Индуизм на первый план поставил бога-творца и установил более строгую иерархию в пантеоне. Имена индийских богов, таких как Брахма, Шива и Вишну, входят в триаду (тримурти) верховных существ, воспринимаемых как проявление единого божества. Первого из них почитали как создателя и управителя мира, который устанавливает на земле социальные законы (дхарма) и делит общество на касты.

Со временем особые роли стали отводиться и двум другим: бог Шива стал разрушителем, а Вишну - охранителем. Вследствие такого разделения возникли два основных направления в индуизме - шиваизм и вишнуизм. Даже сейчас последователей данных течений довольно много. Индуистская религиозная система, состоящая из различных культов, в соотношении с образом Вишну выработала концепцию аватар, представляющую собой учение о боге, который время от времени нисходит в мир людей. При этом каждый раз он меняет свой облик.

Пантеон

Как известно, индусы поклоняются сотням богов и богинь. Одни из них белые, как перья лебедя, другие красные, как будто работали не покладая рук, под лучами палящего солнца, третьи же совсем черные, словно уголь. Но всех их объединяет одно - они держат мир и судьбу народов в гармонии. Пантеон построен таким образом, что все древние божества в нем занимают свою нишу.

Брахма - владыка всего сущего, который имеет четыре красных лика, смотрящих в разные стороны. Его обычно изображают сидящим в позе покоя на белом или розовом лотосе. Живет он на величественной горе Меру. Его жена Сарасвати является покровительницей наук и искусств.

Индийский бог с головой слона - Ганеша. Он считается одним из самых популярных мифических персонажей. Его отцом был бог Шива, а матерью - богиня Парвати. С ним связана одна интересная легенда, согласно которой он изначально был прекрасным ребенком. Вскоре боги пришли поздравить родителей с появлением на свет сына и принесли с собой подарки. Увидев младенца, все они восхищались его красотой. Единственным, кто не посмотрел на него, был бог Шани, который обладал губительной силой взгляда. Несмотря на это, Парвати настояла, чтобы он увидел ее сына. Как только Шани взглянул на него, голова ребенка покатилась и упала на землю. Шива пытался спасти мальчика, приставив ее обратно, но она так и не приросла. Тогда Брахма посоветовал родителям поменять ее на голову первого животного, которое попадется им на пути. Им оказался слон. Кроме того, индийский бог мудрости Ганеша является покровителем путешественников и купцов.

Весь пантеон перечислить невозможно. Вот только несколько наиболее известных и почитаемых божеств:

● Индра - хранитель Восточной стороны света. Он является богом войны и правителем Амаравати - одного из так называемых нижних небес.

● Варуна - всевидящий и карающий судья. Он является воплощением истины и мирового порядка. Именно он разыскивает виновных, наказывает их, а также отпускает грехи.

● Агни - индийский бог огня. Он представляет собой воплощение священного пламени, которое своими языкам возносит жертву прямо на небеса.

● Сурья - озаряет мир светом, уничтожает тьму, болезни и врагов. Он олицетворяет всевидящее Око богов Варуны, Митры и Агни.

● Кама - всегда изображается в виде красивого юноши с луком и стрелами. Он является покровителем влюбленных и похож на своего европейского собрата.

● Ваю - повелитель ветра, олицетворяющий мировое дыхание (прану).

● Яма - довольно свирепое божество. Он является владыкой царства мертвых и управителем Чистилища.

Все вышеперечисленные божества обладают большой силой и могуществом, но все они преклоняются перед лицом великой и устрашающей Кали.

«Рамаяна» и «Махабхарата»

История Древнего мира неразрывно связана со множеством мифов и легенд. Но, пожалуй, самыми известными являются индийские эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата», которые были написаны на санскрите примерно 2 тыс. лет назад. Обе поэмы относятся к жанру, называемому героическим эпосом. Это значит, что действия, описанные в них, - не что иное, как исторические предания, т. е. их содержание основано на реально произошедших когда-то событиях. И это в первую очередь относится к эпосу «Махабхарта». Как считают историки, в нем идет речь о междоусобной войне, вспыхнувшей между двумя ветвями царского рода племени Бхаратов где-то на рубеже II-I веков до н. э.

События, на которых основана «Рамаяна», для специалистов менее ясны. Но все же считается, что и здесь присутствует исторический стержень. Ученые полагают, что данная поэма рассказывает о борьбе завоевателей Индии, племен ариев, с коренным населением индийского юга. Эти события могут относиться к XIV-XII столетиям до н. э.

Данный эпос повествует о походе Рамы, одного из самых любимых героев не только Индии, но и сопредельных стран, к острову Ланка (скорее всего, это современный Цейлон) и о поисках его жены, которую похитил предводитель демонов-ракшасов. «Рамаяна» состоит из 24 тыс. шлок (двустиший), собранных в семь книг. В мифологии индийский бог Рама является седьмым воплощением Вишну. В этом образе он избавляет как людей, так и богов от власти злобного предводителя ракшасов Равана.

В обоих памятниках древнеиндийской поэзии непостижимым образом переплелись аллегория, правда и вымысел. Считается, что «Рамаяна» вышла из-под пера Вальмики, а «Махабхарата» - мудреца Вьяса. Стоит отметить, что в том виде, в котором дошли до нас эти произведения, они не могут принадлежать какому-то конкретному автору или относиться лишь к одному веку. Эти великие эпосы являются результатом многочисленных изменений и дополнений.

Легенда о богине - Матери всех миров

В глубокой древности асура Махиша долгое время исполнял покаяние и за это был награжден даром, который давал ему возможность становиться невидимым. Тогда этот демон задумал стать владыкой мира и свергнул Индру с небесного престола. Боги, которые не захотели подчиняться свирепому демону, отправились к властителям мира Брахме, Вишну и Шиве и умоляли спасти их от такого унижения.

Из уст разгневанной триады вырвалось пламя гнева, соединившееся в огненном облаке. Озарив грозным блеском всю Вселенную, из него появилась женщина. Ее лицо было пламенем Шивы, руки олицетворяли мощь Вишну, а пояс - силу Индры. Ее брови создали божественные братья-близнецы Асивины, глаза - повелитель огня Агни, уши - ветреный Ваю, зубы - Брахма, волосы - владыка царства мертвых Яма, а бедра - Притхиви, богиня земли. Небожители дали ей в руки оружие: топор и трезубец, лук и стрелы, петлю и палицу. Так возникла богиня Кали.

Воинственный и страшный клич вырвался из уст Матери, и она, оседлав льва, бросилась на врага. Тысячи воинов, подчинявшихся Махиши, набросились на нее, но она с легкостью отражала их атаки. Ее дыхание создавало все новых и новых воинов, которые с неистовством бросались в сражение. Грозная богиня закалывала демонов копьем, рубила мечом, убивала их стрелами, накидывала им на шеи петли и волоком тащила их за собой.

От этой великой битвы потемнело небо, затряслись горы и полились реки крови. Несколько раз богиня Кали настигала Махишу, но он все время менял свой облик и уходил от нее. Но, наконец, она огромным прыжком нагнала демона и с невиданной силой обрушилась на него. Она наступила своей ногой ему на голову и ударом копья пригвоздила его к земле. Махиша опять попытался принять иной облик и снова ускользнуть от разгневанной богини. На этот раз она опередила его и мечом отсекла ему голову.

Радуясь одержанной победе, Кали начала танцевать. Она двигалась все быстрее и порывистее. Все вокруг стало сотрясаться, отчего миру грозило полное уничтожение. Боги испугались и стали умолять Шиву прекратить неистовый танец Матери, но даже ему не удалось остановить ее. Тогда он лег перед ней на землю, но и это не помогло. Она продолжала свой неистовый танец, попирая ногами его тело, пока не осознала всего происходящего. Только тогда она остановилась.

Боги преклонились перед Матерью всех миров. А она, уставшая от сражения, окровавленная и теперь добродушная пообещала им помогать каждый раз, как только потребуется ее поддержка. После этого богиня скрылась в своих неприступных храмах, чтобы отдохнуть и насладиться своей победой. Извечная Мать всего сущего, она за все в ответе, поэтому всегда остается в боевой готовности.

Изображение

Прежде всего Кали - богиня смерти, поэтому вполне естественно, что она выглядит угрожающе. Обычно ее изображают темнокожей, худой и четырехрукой женщиной с всклокоченными длинными волосами.

С левой стороны в верхней руке она сжимает покрытый кровью врагов меч, разрушающий двойственность и всякие сомнения, в нижней - отрубленную голову демона, которая символизирует усечение эго. Справа вверху ее десница делает жест, отгоняющий страх. Снизу же - благословляет на осуществление всех желаний. Руки богини - это символ четырех основных чакр и сторон света.

Глаза Кали управляют тремя главными силами: созиданием, сбережением и разрушением. Пояс, который она носит, целиком состоит из человеческих рук, что означает неминуемое действие кармы. Синий или черный цвет ее кожи является символом смерти, а также вечного космического времени.

Гирлянда из черепов, которой украшена богиня, символизирует целую цепочку человеческих воплощений. Ее ожерелье состоит ровно из пятидесяти деталей, столько же букв в санскрите - кладезе знания и силы. Взъерошенные волосы Кали служат таинственным занавесом смерти, окутывающим всю человеческую жизнь, а ярко-красный язык является символом руны раджас, а также энергии Вселенной.

Многоликая Кали

У этой богини две стороны: одна разрушительная, другая - созидательная. Под ликом Бховани она олицетворяет собой первое из начал. Поэтому ей необходимо приносить в жертву животных, так как она черпает свою силу из живых существ. Под ликом Дурги она истребляет зло. Если кто-то решил попросить у нее помощи в борьбе с демонами, он должен пожертвовать ей буйвола.

Богиня Кали является одной из ипостасей Дурги или Деви, жены Шивы. Она олицетворяет грозную сторону божественной энергии своего мужа. Кали обладает невиданной разрушительной силой, и об этом красноречиво говорит множество ее имен, например, Шри Кродхини (Вселенский гнев), Шри Уграпрабха (Источающая ярость), Шри Нарамандали (Носящая гирлянду из человеческих черепов).

Удивительно, но факт, что столь свирепую богиню считают символом материнской любви и заботы, а также почитают как защитницу всего человеческого рода от зла. При этом ее называют Шри Манорама (Наивысшее Божественное благоволение и очарование), Шри Виласини (Океан восторга) и другими подобными лестными именами.

Культ богини

Когда-то поклонение Кали было распространено практически повсеместно. Об этом говорят различные научные исследования, а также документальные свидетельства, коими являются священные тексты, принадлежащие разным религиям. Культ так называемой Черной богини имел в древние времена свои аналоги во всех уголках мира. Например, древние финны в дохристианскую эпоху молились Черной богине, которую именовали Кальмой. Семитские племена, некогда проживавшие на Синае, жриц богини луны называли Калу. Считается, что это не просто совпадения, так как рассматриваемый нами мифический персонаж является Матерью всех миров, которую почитали под разными именами и формами практически повсюду.

Сейчас индийская богиня Кали пользуется особенным признанием в Бенгалии как истребительница демонов. Дело в том, что на территории этого штата находится главный храм Калигхата (англичане произносят его название как Калькутта), посвященный именно ей. Отсюда пошло и название столицы Бенгалии. Второй по величине храм, воздвигнутый в честь этой богини, расположен в Дакшинешваре.

Праздник, посвященный Кали, отмечают в начале сентября. Во время проведения ритуального служения ее почитатели должны тремя глотками выпить освященную воду, а затем нанести между бровями специальную отметину красным порошком. У изображения или у подножия статуи богини возжигали свечи и подносили ей красные цветы. После этого читали молитву, а затем, вдыхая благоухание цветов, верующие садились вкусить жертвенные подношения.

Секта тугов

В период с XII по XIX век на территории Индии существовала некая тайная организация. Ее называли сектой тугов. Она состояла из настоящих фанатиков, которые посвящали всю свою жизнь только служению богине смерти Кали. В основном банды тугов действовали в Центральной Индии. Они занимались грабежом караванов и убийством путешественников. Обычно свою жертву туги душили, набрасывая ей на шею шарф или веревку, а труп сбрасывали в колодец или тут же закапывали при помощи ритуальной кирки или мотыги.

До сих пор точное количество их жертв не установлено, но, согласно Книге рекордов Гиннесса, их было около 2 млн. В 30-е годы XIX века тогдашнему генерал-губернатору Индии, обязанности которого исполнял лорд Уильям Бентинк, удалось покончить с сектой тугов путем многочисленных арестов и последующих за ними казней. С тех пор в английском языке появилось слово thugs, обозначающее «головорез», «разбойник», «убийца».

Ошибочное восприятие

На Западе есть культы сатанинских и мистических направлений. Они не только ошибочно воспринимают, но и описывают Черную богиню, сравнивая ее с египетским божеством Сетом. Ее изображают в виде беспощадной убийцы и жестокой кровопийцы, которая поедает плоть своих многочисленных жертв.

Богиня Кали имеет бесчисленное количество ипостасей, образов и воплощений. Она всегда загадочная и может быть одновременно устрашающей и притягательной. Она тревожит душу, а ее лики никого не оставляют равнодушным. Кали вобрала в себя все мыслимые проявления и формы божественного начала - от гневных и откровенно ужасающих до самых привлекательных и милостивых.

«Кали ма хранит нас…» Многим запомнились мрачные песнопения фанатиков в фильме «Индиана Джонс и храм судьбы», где главный герой сталкивается со злобными приверженцами культа богини Кали, требующей кровавых человеческих жертв. Великолепный сам по себе фильм сделал образу богини очень плохую «рекламу». А между тем, на самом деле все совсем не так однозначно, как это изобразил Голливуд.

Явление Кали

Поклонение богине-матери, как источнику жизни и плодородия имеет доисторические корни, но трансформация этого поклонения в образ великой богини и олицетворение космических сил состоялись примерно в пятом-шестом веке, с появлением священного текста шактизма «Деви-махатмья» , когда была предпринята попытка объединения ведийского мужского пантеона и женского культа.

Кали проявляется как эманация «силового» образа «непобедимой» и «недосягаемой» богини Дурги , победительницы демонов, в битве «божественных» и «анти-божественных» сил. Согласно легенде, злобный демон, асура Махиша, силой и хитростью захватил власть над миром. Боги совместными усилиями создали непобедимую воительницу, объединившую в себе пламя , мощь , силу Индры и боевые способности множества других небожителей.

С диким воинственным кличем ринулась она в битву, уничтожая тысячи врагов. Из ее дыхания возникали целые армии, тоже бросающиеся в атаку на демонов. Рушились горы, кровь лилась рекой, само небо почернело от ужаса. Сокрушила богиня-воительница Махишу и, пригвоздив к земле, отрубила ему голову мечом.

Но была она настолько опьянена и отравлена кровью и схваткой, что не могла остановиться, начав разрушать все, что ее окружало. А потом, празднуя победу, Кали пустилась в бешеный пляс , сотрясая весь мир и угрожая его разрушить.

Тогда Шива обернулся плачущим ребенком, и возлег перед ней на поле боя, усыпанном трупами (по другому варианту - просто упал перед ней на землю, и она в танце на него наступила). Обманутая его иллюзиями, Кали остановилась и высунула язык от удивления, а потом принялась успокаивать и кормить младенца грудью. А вечером, чтобы умилостивить богиню, Шива исполнил танец творения («тандава»), и восхищенная Кали со своей свитой к нему присоединилась.

«На лицо ужасная, добрая внутри?»

Эта уникальная богиня имеет, пожалуй, самый ужасающий вид среди всего сонма богов. Она изображается как четырехрукая худая женщина с черной или синей кожей , обычно обнаженная или полуодетая в шкуру пантеры. В одной руке Кали держит меч, в другой - голову убитого ей демона, двумя остальными она благословляет своих последователей и делает жест, прогоняющий страх. В качестве серег у нее два мертвых тела, на груди - ожерелье из черепов, пояс сделан из отрубленных человеческих рук. Ее язык высунут изо рта, глаза сверкают кроваво-красным огнем, лицо и тело залиты кровью. Одной ногой она попирает тело своего мужа, Шивы.

Этот грозный образ подробно описан во многих древних и современных текстах. Однако, несмотря на то, что он наполнен, казалось бы, исключительно символами смерти, страха и уничтожения, первое впечатление неполно и неправильно - все эти символы, включая и само ее имя («кали» на санскрите означает «черная» ) имеют гораздо более глубокий смысл, а чаще всего - множество разных смыслов.

Кстати, у Кали много других имен и прозвищ: «излучающая ярость», «одетая в гирлянду из черепов», «космический гнев»… Но те самые же люди называют Кали «океан радости», «верховный даритель радости в мире», «высочайшая божественная милость и очарование», помня о том, что она защищает их от зла и дарит материнскую любовь, нежность и заботу.

Неисчерпаемый и непревзойденный символизм

Чернота Кали символизирует ее всеохватность и комплексный характер, поскольку черный цвет является основой для всех остальных, поглощает и растворяет их. «Подобно тому, как все цвета исчезают в черном, все имена и формы исчезают в ней» («Маханирвана-тантра»). С другой стороны, чернота представляет собой полное отсутствие цвета, опять же, обозначающее содержание Кали как высшей реальности. На санскрите это называется «ниргуна» - качества, не поддающиеся спецификации.

Черный цвет означает незамутненное состояние чистого сознания, бесконечность космоса и вечность времени. Он же символизирует превосходство Кали над всем сущим , в том числе и над царством смерти. Поэт пишет, что Кали воспринимается черной только с большого расстояния и сравнивает ее с небом или океаном - они имеют, казалось бы, голубой цвет, но вглядитесь в небо пристально или возьмите воду в ладонь - и вы убедитесь, что они вообще не имеют цвета.

Нагота Кали имеет аналогичное значение. Во многих случаях она описывается как одетая в небо или в пространство . В своей абсолютной, первозданной наготе Кали свободна ото всех иллюзорных покрывал. Она представляет собой природу, материю («пракрити» на санскрите), рассматриваемую в ее истинном виде, безо всяких мистификаций, ложных эффектов, искаженного сознания («майя»). Кали символизирует яркий огонь истин , который не могут быть сокрыты под грубыми одеждами невежества. Такие истины просто сжигают их.

Образ, сравнимый с целой Вселенной

Полная грудь Кали символизирует материнство как непрерывный акт творения , растрепанные волосы образуют завесу иллюзии, ткани пространства-времени, которая организует материю из морской пены первозданного хаоса. Ее ожерелье из пятидесяти человеческих голов - череда человеческих воплощений, а каждая из этих голов представляет собой одну из пятидесяти букв санскритского алфавита, что в целом символизирует кладезь знаний и мудрости.

Она носит пояс из отрубленных человеческих рук , которые являются основными инструментами человеческого труда - таким образом обозначается действие кармы. Но обязательность кармы можно преодолеть и разорвать в одностороннем порядке - через преданность Кали: она может вырвать посвященных ей из цикла кармы.

Ее белые зубы являются символом чистоты , а высунутый красный язык отражает то, что она принимает и потребляет все вещи, в том числе и те, что считаются обществом «запретными».

Четыре руки богини представляют полный круг созидания и разрушения, который содержится внутри нее, четыре стороны света, четыре основных чакры, а также как созидающие, так и разрушающие ритмы космоса. Ее правые руки, делая знаки благословения и изгнания страха, представляют творческий аспект Кали, в то время как левые руки, держащие окровавленный меч и отрубленную голову, представляют ее разрушительный аспект .

Сами же эти предметы, меч и голова, символизируют уничтожение невежества и рассвет знаний. Кроме того, этот меч знаний рубит узлы невежества и разрушает «ложное сознание» (отрубленная голова). Этим же мечом Кали открывает врата свободы, срезав восемь уз, которые связывают человеческие существа.

Наконец, три ее глаза представляют собой Солнце, Луну и огонь (или молнию) , а также творение, сохранение и разрушение. С их помощью Кали имеет возможность наблюдать за тремя периодами времени: прошлым, настоящим и будущим . Этот атрибут объясняет также истинное, скрытое происхождение имени Кали: оно является женской формой слова «кала» - санскритский термин для обозначения времени.

Мужское, женское и творческое начало

Образ Шивы, лежащего под ногами Кали, символизирует не только превосходство духовного аспекта бытия над физическим , но и пассивный мужской потенциал творения. Кали, его супруга, является также и его «шакти» (это слово имеет множество значений, в т.ч. «мощь», «сила», божественная энергия и др.) - т.е. женским началом творения, заряжающим силу мужского божества.

Другое имя шакти Шивы - Дэви, от корня «див», что означает «блеск». Потому эту богиню именуют «сияющая». Шакти выражает животворящую силу Вселенной и отражается в самом имени Шивы: в отсутствии шакти Шива становится просто «шва», что в переводе с санскрита означает «труп». Таким образом, предполагается, что без своей шакти Шива бессилен, инертен или просто мертв .

Образ Кали наиболее подходит для отображения идеи мира как игры богов. Спонтанные, головокружительные творческие рефлексы переданы в ее диком внешнем виде. Поскольку Кали отождествляется с феноменальным миром, она представляет собой картину этого мира, который имеет эфемерный и непредсказуемый характер.

Ее бешеные пляски, растрепанные волосы и жуткий вой - это намек на наш мир , который с тряской и грохотом уносится в бесконечность, неподвластный контролю со стороны людей. Все сущее создается и уничтожается в диком танце Кали , а человек должен осознать, что он только приглашен принять временное посильное участие в этом бешеном танце жизни и смерти в исполнении вечной матери–природы.

С учетом всего сказанного понятно, что черная богиня считается источником вдохновения для всех творческих людей, и в первую очередь - поэтов, которых она считает своими любимцами и избранниками .

«Возлюби меня всем сердцем…»

А для простых, обыкновенных людей более всего важны ее человеческие и материнские качества . В человеческих взаимоотношениях чувства между матерью и ребенком, как правило, считаются наиболее чистыми и сильными. Точно также, любовь между матерью-богиней Кали и ее человеческим потомством отличается особой силой и нежностью.

Однако, поклоняясь Кали, люди никогда не забывают и о ее демонической, пугающей сущности. Они не искажают природы богини и истин, сокрытых в ней. Они постоянно упоминают об этом в молитвах и песнопениях, но это их нисколько не отталкивает.

Кали может быть пугающей и совершенно безумной потенциальной разрушительницей мира , но ведь она и мать всего сущего . И как таковую, дети должны принимать ее всегда - иногда с изумлением и трепетом, но все-таки принимать. Душа, которая поклоняется богине, всегда остается маленьким ребенком, а душа, которая становится ребенком, находит в богине мать.

В медитации перед святыми дарами выражена восхитительная уверенность: «Дитя мое, тебе не нужно много знать, чтобы угодить мне. Только люби меня всем сердцем. Говори со мной так, как ты хотел бы поговорить со своей матерью, если бы она взяла тебя на руки…»

Образ Кали различными способами учит человека тому, что боль, печаль, разложение, смерть и разрушение невозможно преодолеть или победить , отрицая их или отгоняя мысли о них прочь в своем сознании. Боль и печаль вплетены в ткань жизни человека настолько тщательно, что отрицать их, в конечном счете, бесполезно и бессмысленно. Чтобы осознать полноту своего бытия и использовать свой потенциал как человеческого существа, человек должен всецело принять и это измерение бытия.

Пытаться победить смерть, игнорируя или забывая о ней, представляя себя физически бессмертным, ставить свое эго в центр мироздания - значит вызвать саркастический смех Кали. Противостоять смерти, понимая ее сущность и принимая ее, напротив, означает с наслаждением участвовать в вечной игре богов.

Принять свою смертность - это и есть стать свободным , научиться по-настоящему петь, танцевать и кричать от счастья, как это делают дети. Кали становится матерью для своих детей не потому, что она защищает их от естественного пути бытия, напротив, она открывает им их смертную сущность и тем раскрепощает их, освобождая от пут, сковывающих всех остальных цепями «взрослой» претенциозности, практичности и рациональности.

Культ Кали

Почитание Кали в Индии велико и повсеместно, но особенно сильно в Бенгалии . Главный храм Кали, Калигхата (в английском произношении - Калькутта) и дал название столице целого штата. Второй по величине храм расположен в Дакшинешваре.

Во время ритуала поклонения богине следует пить вино и священную воду, наносить , преподносить изображениям богини в подарок красные цветы и возжигать свечи. Дальше следует чтение молитв, после чего можно, наконец, приступать к поеданию жертвенных подношений.

Праздник этот отмечается в начале сентября . Особенно массовое и восторженное почитание богини, как считают историки, наблюдалось в период султанатов XIII - XIV веков. Что же до фанатиков, посвятивших себя служению Кали в качестве богини смерти и разрушения - да, такие, именуемые «тугами», действительно тоже были в средневековой Индии. Грабили, убивали, совершали ритуальные жертвоприношения. Более того, число их жертв было столь велико, что слово «туг» приобрело нарицательное значение и даже вошло в английский язык со смыслом «убийца-головорез». И все-таки, эта часть истории - лишь одна из ипостасей многоликой Черной богини.